Навстречу зимнему раздолью.
В 2021 году Коми празднует свое столетие — и это отличный повод отметить юбилей вместе с жителями республики, отправившись в путешествие по ее главным достопримечательностям. Бескрайние заповедные леса и крупнейшее в Европе болото «Океан», национальный парк «Ю́гыд ва» и Печоро-Илычский заповедник со знаменитыми столбами выветривания на плато Маньпупунёр, зимняя рыбалка и туры на снегоходах: Коми прекрасна в любое время года и при любой погоде, ну, а что включать в маршрут — решать только вам. Рассказываем о самом интересном.
Финно-угорский этнопарк: у охотника Йи́ркапа
В Коми мифы и легенды существуют бок о бок с обычной жизнью: в сильном снегопаде можно разглядеть очертания духов, а в гуле северного ветра — уловить рассказ о древних преданиях. Пожалуй, лучшее место для погружения в этот загадочный мир — Финно-угорский этнопарк в селе Ыб — территория знаменитого коми охотника Йиркапа. Йиркап — это вам не просто герой мифов и преданий коми. Это образ мужчины-добытчика, занимающегося одним из наиболее важных на Севере занятий — охотой. В самой фигуре героя заключена философия таинственного промыслового мира, секреты которого далеко не каждому удалось разгадать. Однако Финно-угорский этнопарк смог немного приоткрыть завесу тайны над миром коми охотников и с удовольствием делится ею в туре «В гости к охотнику Йиркапу». Кстати, мало кто знает, что Коми — родина лыж: именно на территории республики нашли фрагмент самой древней лыжи в мире, по легенде, принадлежавшей Йиркапу: ее возраст — более 7000 лет!
В этнопарке получится не только увидеть силки и ловушки, которые использовались коми во время промысловой охоты на зверя, но и собрать их самостоятельно. А еще тут приглашают попробовать приготовленные с душой блюда финно-угорской кухни — оленину, охотничий суп (кос яя шыд) из сушеного мяса и шаньги, а также чай с морошкой, зверобоем и мятой. Ну и, конечно же, в этнопарке можно увидеть народные музыкальные инструменты, по достоинству оценить коллекцию национальных костюмов финно-угорских народов и сфотографироваться в них, а на прощание — своими руками изготовить оберег коми, который определенно станет одним из лучших сувениров из поездки.
«Лозымская пуща»: умчи меня олень!
Для того чтобы оказаться в «Стране оленьей» совсем необязательно отправляться на край света — в прошлом году в селе Лозым под Сыктывкаром открылся экопарк «Лозымская пуща». Здесь всех желающих приглашают в прямом смысле слова провести «Чумовой день» — почувствовать на себе кочевой быт оленеводов и остановиться на ночь в необычном гостевом доме. Летом в «пуще» (кстати, ее хозяин и идейный вдохновитель — белорус, отсюда и необычное для Коми название) хорошо гулять по лесным тропам в компании с ручным оленем (вот вам и уникальный олень-трекинг!), а зимой — «вздымать пушистые бразды» на запряженной оленями упряжке.
Еляты Club: снежное шоу
Рядом с Сыктывкаром находится и парк семейного отдыха Еляты Club, где можно отдохнуть всей семьей и даже не заметить, как пролетело время. Список местных зимних забав впечатляет — например, тут можно скользить по льду катка под ритмичную музыку и магические всполохи «полярного сияния» гирлянд, которые соревнуются по красоте с искрящимися снежинками, весело кататься на тюбинге с двухуровневой деревянной горки, неспешно прогуливаться на лыжах по 3,5-километровой трассе или стремглав нестись по замерзшему озеру на финских санях или нартах, в которые запряжены жизнерадостные и неугомонные хаски. Детям тоже не будет скучно — в парке есть и лесной трамвайчик (снегоход с прицепленными к нему санями), и детские снегоходы, и зооферма, где дают покормить с рук овец и коз, кроликов и лисят, енота и косулю. Форель, пойманную во время рыбалки на пруду, получится приготовить в гриль-доме.
Северный и Приполярный Урал: визит почтения к мансийским идолам и хели-ски
Таинственные каменные идолы — столбы выветривания на плато Маньпупунёр, признанном одним из семи чудес России и прославившим Республику Коми на весь мир. Добраться до них можно самыми разными способами. Но, пожалуй, самый быстрый и комфортный вариант — вертолетные путешествия, организуемые туроператором «Северный Урал»: с 1 февраля по 31 марта 2022 года на плато Манпупунёр запланированы несколько индивидуальных и групповых туров. За два часа эпической воздушной экскурсии перед глазами проплывет запорошенная снегом тайга Коми и седые макушки Уральских гор и, что не стоит недооценивать, будет шанс увидеть заиндевелые идолы с высоты птичьего полета. Бонусом же станет короткое посещение окутанного мистикой перевала Дятлова.
Кстати, в марте 2022 на Северном Урале можно будет попробовать себя и в таком экстремальном развлечении как хели-ски. Любители скитуров (лыжных походов в труднодоступные места), а также фрирайда (залихватского спуска по целине), будут жить в горном приюте у подножия горы Манарага в национальном парке «Югыд ва», и на лыжах и сноубордах взрывать легкий и нежный как пух паудер на склонах высочайших вершин Урала — гор На́родная и Манара́га.
Северная рыбалка*: за идеальным трофеем
Республика Коми — одно из самых неочевидных и пока еще недооцененных направлений для рыбалки. «Тихая охота» на щуку и окуня, сига и хариуса, язя и карася, а также на многие другие виды рыб разрешена в самых разных реках и озерах региона. Например, на озере Кадам, богатом окунем и щукой. На расположенной в сосновом бору базе отдыха «Кадам» организуют посещение рыбопромысловых участков «Руч-Гу» («Лисья нора»), «Сед-Кедж» («Черный омут») и «Подкадамье», где находятся нерестилища рыб — при желании, пойманный улов пойдет на уху или будет закопчен для перевозки. А в гостевом доме «Застава Коми» рыбалку можно совместить с этническим туризмом — здесь можно самому, засучив рукава, замесить бездрожжевое тесто, а потом достав свежевыпеченный каравай из русской печи при помощи деревянной лопаты, макать хрустящую корочку в сметану и запивать парным молоком. И, хорошенько подкрепившись, проехаться на снегоходе, «бразды пушистые вздымая», по вертлявой реке Кулом.
Хороша рыбалка и на реке Вымь, притоке Вычегды. Здесь водится свыше 20 видов рыб, среди которых — нельма и семга, сиг и стерлядь, хариус и щука. Рыболовно-охотничья база «Обдыр», что в западной части республики, организует целые сезонные рыболовные туры на реки Коми.
*Перед рыбалкой обязательно ознакомьтесь с Правилами рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Народные промыслы и современный дизайн: дорожная карта трансформации
Столетний юбилей республики — отличная возможность заново переосмыслить традиции и взглянуть на привычное и давно известное под другим углом. Так, Коми всегда была богата на изделия народных промыслов — на работы из соснового корня и бересты, художественную керамику и ручное ткачество, роспись по дереву и набивные ткани. В этом году Министерство культуры республики инициировало межрегиональный проект «КЕРКА. Искусство жить на Севере». Его главная задача — сформулировать новый подход к авторскому и ремесленному производству на территории Коми, сделать их более современными и актуальными для практического использования в дизайне и искусстве украшения дома. Итогом проекта станет рекламно-информационный каталог, в котором ремесленные изделия будут представлены в современных интерьерах — презентация каталога состоится уже в декабре этого года на базе сыктывкарского Центра культурных инициатив «Югор».
Новый год и зимние каникулы: парк «Югыд ва» и туры по республике
Встретить новый 2022-й год активно и в необычном окружении — хорошая альтернатива надоевшему телевизору и оливье. Во время зимних каникул на базе «Желанное», расположенной на территории национального парка «Югыд ва», можно провести время со всеми чадами и домочадцами или друзьями на девственной природе Коми края. Отдых здесь особенно оценят жители мегаполисов, измученные суетой и стрессом, — в окружении белого безмолвия долин и увенчанных снежными шапками горных вершин вы сможете настроиться на безмятежную «волну» северного края.
Сделать зиму в Коми насыщенной помогут и туры в Ухту — родину первой промышленной добычи нефти в России. Помимо обновленной набережной и музеев гостей ждут лыжно-спортивные базы «Сияние Севера» и «Снегири». Ну, а в Сыктывкаре нельзя пропустить Национальный музей Республики Коми, Национальную галерею и Центр культурных инициатив «Югор».
Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?
О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.
И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.
Но расскажу все по порядку.
Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.
Видео дня
И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?
Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.
Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.
Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.
Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…
“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.
Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.
Все там было настоящим, в масштабе 1:12.
Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…
Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!
Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.
Конечно, я купила ее миниатюрную копию.
Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.
“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.
—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.
—О Вас.
—Обо мне?
—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.
—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.
—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!
—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.
—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.
—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?
—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.
—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?
—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.
—Боже мой, как Вы об этом узнали?
—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.
—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.
—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.
—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?
—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.
—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?
—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.
—Что-нибудь еще?
— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.
—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.
—Что Вы имеете в виду, Холмс?
—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.
—Вы хотите сказать, что я ошибся.
— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!
The end”
“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…
Домику почти сто лет.
Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…
Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…
Конспект предназначен для использования на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Куда текут реки?» Цели урока:
Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.
Рузанова Надежда Николаевна
Тема урока «КУДА ТЕКУТ РЕКИ?»
Окружающий мир 1 класс
I. Цели урока:
Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент | Громко прозвенел звонок – |
Актуализация знаний | Муравьишка что-то принёс нам на урок. Что?(конверт) Вспомним, что находится на конверте? Кому он адресован?Что такое индекс? Для чего на конверте марка?(слайд) |
II. Мотивация к учебной деятельности | Сегодня Муравьишка предлагает нам отправиться в новое путешествие. А путешествовать мы будем на корабликах. Они лежат у вас на парте. В конверте Муравьишка прислал нам загадки. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Учитель: Отгадайте загадку: Ни начала, ни конца, Дети: Земля. (Видео о планете) СЛАЙД Учитель: А вот вторая загадка: Отгадайте загадку: На столе передо мной – А что такое глобус? (Глобус — это уменьшенная модель земли). Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, а широкий — в море. (Река) Слайд – Правильно, это – река. — Почему узкий кончик в роднике? (…) — А широкий в море? (…) — Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? — Прочитайте тему урока на с. 64. — Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой? |
IV. Выявление места и причины затруднения | — Ребята, а вы задавали когда-нибудь себе вопрос «Куда текут реки»? (Задавали) Вы пытались на них ответить? (Пытались) И какие предположения у вас были? (в океаны; в озёра; вокруг земли) Сколько мнений у нас получилось? (Несколько) Мнения разделились, и нам предстоит выяснить кто прав. -Почему возникло затруднение? (точно не знаем, куда текут реки) -Почему? (Мало знаний о реках) |
V. Построение проекта выхода из затруднения | Слайд 4- Ребята, а что нужно сделать чтобы выяснить, куда же текут реки? (Посмотреть карту, атлас, глобус, книгу, фильм, видеоролик) – Чтобы ответить на вопрос я предлагаю вам совершить путешествие по просторам нашей необъятной Родины. На чём будем путешествовать? (На кораблике, т.к. быстрее, удобнее. Все поместимся.) А где будем путешествовать? (По рекам) Почему по рекам? (Нужно ответить на вопрос, куда текут реки) Ребята, а у каждого путешественника есть…? (Карта) Где взять карту? (Составить, в учебнике) Слайд И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков. |
VI. Реализация построенного проекта | – Послушайте его рассказ, который называется «Вода – путешественница» – Итак, начнем путешествовать по рисунку. Слушаем рассказ и находим на рисунке названия, которые встретятся в рассказе и запоминам их. Работа по учебнику. Вода – путешественница. Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр. В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море. -Почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»? (Вода проходит много километров, прежде чем впасть в моря, океаны) Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос «Куда текут реки?»? (Да. Они текут к морям и океанам.) |
VII. Первичное закрепление во внешней речи Физкультминутка | А давайте сейчас на бумажных кораблях, которые находятся на ваших партах, совершим путешествие по этим рекам. — Найдите реку Осётр. (Слайд) Здесь в небольшом городке установим наши корабли. Это начало пути. Учитель устанавливает над словом Осётр флажок. — Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока). (Слайд) Дети во время путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике. Учитель между карточками устанавливает стрелочки. -Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки? (Москва). (Слайд) Учитель устанавливает карточку «Москва» над словом «Ока», ставя стрелку. — Какая река еще впадает в Оку? Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками. — Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга) (Слайд ) -Что вы помните об этой реке из рассказа автора? — Мы продолжаем путешествие по реке Волге. Волга – крупнейшая река Европы. Она могучая и широкая. Её длина 3550 км. Будьте осторожны! Впереди Волжская гидроэлектростанция. Давайте вспомним с предыдущих уроков, что вырабатывает эта станция? (Электрический ток). — Мы продолжаем наше путешествие по Волге. Чем дальше мы плывём, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга? ( В Каспийское море) Море волнуется раз… — Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышленных предприятий.) — Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.) Слайд В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, а также вода, используемая в быту. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 100 000 товарных поездов. Дети: Нужно экономить воду. Учитель: А как мы можем экономить воду? Дети: Не умываться под сильной струёй, хорошо закрывать кран, стараться использовать воду экономно. Не оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | — У Муравьишки есть ещё одна загадка. Кругом вода, а с питьём беда … — Почему же в море с питьём беда? Чем речная вода отличается от морской? (Слайд, видео) -Чем отличается вода из речки от воды из моря? (Вода в реке – пресная, в море – соленая). -Можно ли искупаться в «море» не выходя из дома? (Нет) -Сейчас мы проделаем опыт и убедимся, что в море искупаться не выходя из дома можно. На столе у меня стаканы с водой, морская соль, ложка. Вызываю учеников двух — Насыпьте в стакан с пресной водой морскую соль и смешайте. Вода в стакане получилась морская. Если вы смешаете морскую соль в ванной, то вы сможете искупаться в морской воде, не выходя из дома. |
IX. Включение в систему знаний и повторение | Ребята, я буду читать высказывания, если вы согласны с высказыванием поднимите зелёный кружок, если вы не согласны, то красный кружок. Глобус — уменьшенная модель земли. (зелёный) Вода на глобусе показана коричневым цветом. (красного) Реки впадают в другие реки, моря. (зелёный) В реке вода солёная. (красный) В море вода пресная. (красный) Молодцы. Ребята, о чём говорят нам эти иллюстрации? (Нельзя загрязнять водоёмы, реки, моря) Почему воду нужно беречь и охранять? (Вода входит в состав любого организма; вода – это жизнь, красота и здоровье; количество воды ограничено; вода – помощник человека) |
X. Рефлексия учебной деятельности | -Вернемся к плану нашего урока. Смогли мы научиться всему, что планировали? ( Да, мы узнали, куда падают реки; научились описывать реки России, узнали свойства морской и речной воды, научились проводить исследования и наблюдать) -Что вы запомнили по охране природы? (Нельзя загрязнять водоемы, реки, моря, так как вода – помощник человека). — У вас на столе лежат модели солнца, тучи и грозы. Если вам было легко выполнять задания, отвечать на вопросы и понравился урок, то покажите солнце; немного затруднялись — тучка; трудно — гроза. |
XII. Организованный конец урока | Спасибо всем за работу. Повернитесь в парах друг к другу и подарите улыбку. Теперь встали. Урок окончен. |
2
-75%
Сохранить у себя:
Куда текут реки? Окружающий мир. 1 класс А.А.Плешаков (1.09 MB)