Рассказ про кота детский рассказ

Давно хотел написать этот пост, да вс руки не доходили анализируя причины того, почему те или иные люди так любят

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Вадику купили велосипед «Школьник». И он, посадив на рамку Серёжку, тронулся с места. Было страшновато: сам едва научился ездить, а тут ещё и друга везёт!..

Путь их лежал до детского кинотеатра «Октябрь». До этого они сходили в 33-ю столовую, поели там манной каши, где в тарелке посерединке было красиво расплавлено сливочное масло. Оно казалось Серёжке маленьким солнышком. А ещё выпили вкусное-превкусное какао.

Родители их работали на огромном железобетонном заводе на левом берегу Ангары, где располагался красивый посёлок Энергетик. Друзья жили в бараке на правом берегу Ангары в посёлке Гидростроитель, и весь день у них был свободным.

По дороге их догнала милицейская машина с громкоговорителем. Из машины грозно приказали: «Велосипедист, прижмись к обочине». Вадик напугался, остановил велик. Лицо его при этом стало красным как помидор.

По обочине дороги были сделаны деревянные тротуары из досок. У Вадика было плохое зрение, он носил очки с большими линзами. И когда они ехали по этой деревянной дорожке, одна доска оказалась сломанной. Переднее колесо угодило в яму, и велосипедисты перевернулись.

У Вадика разбились очки, у Серёжки выросла шишка на лбу. Рядышком была колонка для набора воды. Но в одиночку открыть воду не получалось. Вдвоём друзья поднажали на рычаг, и полилась ледяная вода. Сережка, держась двумя руками и подогнув ноги, остался висеть на рычаге. От нагрузки, от неудобного железного рычага его ручонки быстро заболели, он терпел из последних сил. А Вадик попробовал отмыть грязные ободранные коленки. Но как только он прикоснулся к ним, лицо его сморщилось от боли.

Потом Вадик висел на рычаге, а Серёжка смачивал холодной ангарской водою свою шишку. И вскоре друзья снова ехали на велосипеде в кинотеатр «Октябрь». В карманах у них набиралось всего десять копеек.

Но билеты на детский киносеанс были уже все проданы! Кроме одного. Добрая кассирша взяла под охрану велосипед, и продала им за десять копеек последний билет, сказав, чтобы Серёжка во время фильма посидел на коленках у друга. После кино они и забыли о том, что перевернулись.

Настала зима. Мама Настя работала в три смены, и, чтобы сынишке было не так скучно, принесла домой маленького разноцветного котёнка с голубыми глазами.

Голубоглазик лакал молоко из блюдечка. Мамочка выделила новому жильцу посуду из своего чайного сервиза. Молоко было вкусное, в красивых бумажных треугольных пакетах.

Он однажды котенок отказался от молока. И Серёжка вдруг подумал, что голубоглазик заболел. Сидя на уроке в школе, он поднял руку. Когда учительница разрешила ему встать и сказать, то что он хочет, Сережа выпалил:

– У меня заболел котёнок! Можно мне идти домой его спасать?

В классе дружно засмеялись.

Серёжка Бышев выкрикнул:

– А у меня дома крокодил больной! Правда, игрушечный. Мне тоже нужно домой.

Глядя на грустного Серёжку, учительница сказала:

– Через пять минут будет конец урока. И ты пойдёшь спасать своего котёнка.

Домой Серёжка бежал бегом. Так, что его чуть не сбила машина. Водитель остановил машину, побежал за ним. А когда догнал, то сильно ругал Серёжку. Но первоклассник думал только о котёнке!

Вскоре он кормил котёнка домашней копчёной колбасой. Её прислали в посылке с далёкой Брянщины семье его маленького товарища Эдика. Котёнок ел колбасу, лакал молоко, а три друга – Вадик, Эдик и Серёжка – весело носились вокруг родного барака.

В бараке в каждой комнате жильцов был подпол, и мама Серёжи ставила туда на полку разные консервы. Мальчику полюбились болгарские голубцы, куриный суп с лапшой в красивых пачках, а ещё были консервы, сделанные из китов. И Серёжка грустно говорил мамочке:

– В Ангаре столько щук, окуней, сороги!.. А они китов убивают. Они же красивые вон какие, большие и добрые.

И вот однажды, когда мама полезла в подпол, Серёжка лёг на холодный пол, и стал глядеть в темноту подпола, да так сильно выдвинулся, что не заметил, как упал. Подпол был неглубоким, мама быстро вытащила сына. Сильно напугавшись, плача, стала молиться. А Серёжа, открыв глаза, сказал маме:

– Ты чего, мам?.. Я же защитник Родины, не плачь.

Недавно по черно-белому телевизору «Берёзка», который от барачной температуры часто ломался, Серёжа смотрел передачу про солдат, и там какой-то дядя красиво пел: «Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку. Знай, что вас от беды я всегда сберегу». Серёжке сильно понравилась песня. Мальчик рос без отца, потому, наверно, и сказал такие слова мамочке.

Но мамочка, улыбнувшись, снова заплакала. Тогда Серёжка скомандовал:

– Мама! Готовь вкусные пельмени! Ты туда картошки с луком добавляешь, так никто в бараке не делает, ты одна такая умная.

Мама Настя, перестав плакать, спросила:

– Защитник мой! А ты откуда знаешь, что никто?

Серёжка весело ответил:

– Я у Вадика кисель прямо с пачек ел, у Эдика – картошку варёную с солёными огурцами. Они, конечно, покупают пельмени, но ты вкуснее готовишь.

Но, чтобы не обижать родителей Вадика и Эдика, Серёжа добавил:

– Хотя и они тоже вкусно готовят. Всем хватает.

Теперь маленький Серёжка стал давно взрослым, седым человеком, но нет-нет да и вспоминает своё детство.

Все взрослые вспоминают детство…

АНАТОЛИЙ КАЗАКОВ

Иллюстрация к рассказу: Художник Виталий Тарасов

  • Рассказ про кокошник для 5 класса
  • Рассказ про комнатное растение 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про книгу гарри поттер на английском с переводом кратко
  • Рассказ про кашу на шляпе
  • Рассказ про клен для детей