Рассказ про коня и хлеб

Фдор абрамов о чем плачут лошади: краткое содержание северная деревня, начало 1970-х годов. 50-летний рассказчик с университетским образованием, но

Фёдор Абрамов — О чем плачут лошади:
Краткое содержание

Северная деревня, начало 1970-х годов. 50-летний рассказчик с университетским образованием, но «крестьянским сердцем», подкармливает на лугу колхозных лошадок. Все они из породы неказистых, но выносливых «мёзенок». «Добрых, умных животных», о которых теперь, в эпоху тракторов, плохо заботятся. И лошадки приуныли, сгорбились, смирились со своей участью. Только Рыжуха (Клара) смотрит бодро и всегда приветствует своего покровителя. В этот раз она стояла и плакала. А потом объяснила, что на дальнем покосе услышала от старой кобылы Забавы удивительные песни про «счастливые лошадиные времена», когда конь человеку был кормильцем, сокровищем. Лошадей любили, берегли, благодарили. Правда ли, что так было? А то здесь Рыжухе никто не верит.

Рассказчик размышляет, что значил конь для крестьянина еще не так давно. И в работе, и в дороге, и в гулянье. Ребенок рос, играя деревянной лошадкой, на крыше дома – конек, подкова – символ удачи. Он вспоминает Карько, любимца их семьи, кости которого искал, как «пушкинский вещий Олег», на месте «лесного фронта», где лошади тоже «ковали победу». Рассказчик решил не растравлять правдой боль кляч. Обманул их доверие. Сказал не забивать голову ерундой. Кинул хлеб и сбежал. Лошади смотрели ему вслед и не ели. И рассказчику стало не по себе от их тоски, будто он и сам нелепое «отжившее существо» лошадиной породы…

Читательский дневник по рассказу «О чем плачут лошади» Абрамова

Сюжет

50-летний рассказчик, оказавшись в деревне, кормит хлебом колхозных кляч. Конь уступил трактору. А когда-то был для крестьян кормильцем. И воевал, как конь рассказчика Карько, труженик «лесного фронта». Кобыла Рыжуха хочет знать: правдивы ли старые песни о «счастливых лошадиных временах»? Рассказчик не хочет ранить кляч правдой. Он кидает им хлеб и сбегает. От стыда он и себя чувствует ненужной, «отжившей» лошадкой…

Отзыв

Плач лошадей по временам, когда они с человеком вместе шли по жизни: трудились, радовались, печалились, воевали, зависели друг от друга. Тогда человек берег лошадь, как сокровище, делился с ней последним куском. Теперь лошади не нужны, есть «железные кони» (техника, трактор). Бездушная машина заменила живого кормильца. Увеличилась пропасть между человеком и природой.

Рассказчик чувствует себя трусом, предавшим детство, деревню, память о добром коне Карько. Без корней он и сам в этой жизни лишний, «отживший» свое. Рассказ учит быть благодарным, ценить жизнь, близость к природе, быть честным, сострадательным, отвечать за тех, кого приручил, призывает помнить тех, кто веками служил человеку верой и правдой, не повторять ошибок, дорожить связью с историей народа, родной природой.

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он вспоминает детство и наблюдает за лошадьми, пасущимися привязанными к колу. Нередко он брал кусочек хлеба с собой, чтобы подкармливать лошадей. Даже если хлеб прихватить не удавалось, он все равно не проходил мимо лошадей – подходил к ним, похлопывал по-дружески, подбадривал словом или трепал по губам, после чего на руках оставался лошадиный запах, который ему нравился.

С одной стороны, лошади радовали рассказчика; с другой, он испытывал к ним жалость или даже вину перед лошадьми.

Конюх, будучи часто пьяным, плохо ухаживал за лошадьми. Он мог не появляться по несколько дней, тогда у лошадей заканчивалась трава, они хотели пить и страдали от гнуса.

Лошадей кормили и деревенские жители.

Однажды на лугу рассказчик увидел свою любимую лошадь, по имени Рыжуха. Она была небольшой по размеру и невзрачной лошадью, выносливой и привыкшей к северным условиям. Изнурительный труд изуродовал ее, но Рыжуха оставалась веселой и неунывающей.

При виде рассказчика она становилась радостной, однако на этот раз не посмотрела даже на хлеб. Рассказчик заметил в ее глазах слезы и спросил у нее, что с ней? Ему будто слышались слова лошади о том, что когда-то лошадей берегли и щадили (по словам старой лошади Забавы), а другие лошади только посмеялись над этими мыслями, когда Рыжуха поделилась с ними.

Рыжуха и остальные лошади просят рассказчика раскрыть правду. Человек подтвердил эти слова: раньше лошадям отдавали последний хлеб, кормили хорошо, возвращавшуюся с работы лошадь встречала вся семья с благодарностью, лошадей каждый день чистили и мыли. Лошадь была оплотом крестьян.

Первой игрушкой крестьянского мальчика был конь из дерева. В интерьере дома можно увидеть коня на прялке, на крыше. Мать пела своим детям песни про сивку-бурку. Лошадиная подкова – символ счастья – раньше висела над каждым порогом.

Теперь не так. Например, Карько, служившего во время войны на лесоповале коня, в День Победы отправили в котел.

После того как рассказчик ушел с луга, он почувствовал, будто обманул лошадей и теперь никогда не сможет быть таким искренним с Рыжухой, как раньше. На рассказчика напала лошадиная тоска. Он почувствовал себя таким же отжившим свое животным, как и лошади.

Рассказ учит бережному отношению к животным. На примере рассказчика можно научиться не только хорошо относиться к лошадям, но и быть искренним и человечным.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Абрамов. Все произведения

О чём плачут лошади. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение представляет собой небольшой рассказ, повествующий о духовной и нравственной внутренней борьбы человека, казавшегося в непростых условиях военной блокады.

Гутманом было доложено комбату о прибытии еще девяносто двух человек. Размышляя по дороге с командиром Гутман никак не поймёт, почему в штабе никто не знает, что батальон, является одной ротой.

В произведении «Червоточина» рассказывается о том, как рушились семьи во время становления советской власти на Дону. Жила семья: отец Яков Алексеевич, мать и два сына — младший Степка и старший Максим. Степка вступает в ряды комсомольцев.

Повествование начинается с объявления по радио о смертельной болезни Сталина. Автор приводит описание семей трех девочек-школьниц, — Тамары, Гали и Ольги. Родители девочек, выслушав объявление, сделали вывод

Книга написана не для тех, кто стремиться увидеть глянцевый сюжет войны с победой, патриотизмом и подвигами. Роман Гранина открывает взгляд на ВОВ изнутри. Не от лица маршалов и генералов, которые партиями отправляли на верную гибель солдат

«О чем плачут лошади» — читательский дневник по рассказу Ф. Абрамова

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 67

Рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Федор Александрович Абрамов
Название произведения: «О чем плачут лошади»
Жанр: рассказ
Год написания: 1973
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.
Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.
Лошадь Рыжуха — «сохранила свой веселый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, ее умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей.

Краткое содержание и сюжет

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой хлеб, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой–то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный», может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Об этом она узнала от старой кобылы, с которой работала на дальнем покосе. Рыжуха хотела подбодрить своих товарищей песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…

План пересказа

1. Наблюдение за лошадьми
2. Любимая лошадь — Рыжуха
3. Лошадиный спор и слезы
4. Рассказ старой кобылы
5. Воспоминание об участии лошадей в жизни человека
6. Стыд перед лошадьми

Основная мысль

Человек стал далёк от земли, природы, потерял исконную многовековую связь с ней. А это означает, что безвозвратно потеряны былые ценности. Остались лишь воспоминания и песни о тех временах, когда люди соблюдали негласные законы, жили в ладу с природой. Раньше лошади преданно служили человеку, помогали ему в работе, использовались как транспортное средство, поэтому они очень ценились. Сейчас, с развитием современных технологий, лошади стали не нужны. Люди позабыли о том, как преданны им были эти животные.

Чему учит

Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, потому что из него я узнал много интересного о жизни лошадей. Раньше я был равнодушен к этим животным, а после прочтения рассказа они вызывают у меня симпатию и искреннее восхищение.

Вывод и мое мнение

В рассказе подняты важнейшие вопросы о взаимоотношениях, внимании, об умении ценить кого-либо. Нужно говорить о наболевшем, о том, что гложет, чтобы сделать наш мир чуточку лучше.

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост, который я давно задумал — о том, как существовало крепостное право в Российской Империи, как оно было устроено изнутри и какие последствия этого общество ощущает ещё и сегодня. Если вдуматься — то всё это происходило совсем недавно — крепостное право было отменено в 1861 году, и ко времени переворота 1917 года были ещё живы люди, помнящие крепостничество, им было по 60-70-80 лет — фактически, это были отцы и деды большевиков, которые пришли к власти после Октябрьского переворота.

В комментариях к моим постам читатели часто пишут, что я сильно очерняю СССР и идеализирую царские времена, но я их вовсе не идеализирую — в ту эпоху было множество позорных и страшных страниц истории, за которые сейчас стыдно — и крепостничество как раз одна из таких страниц. Люди не должны торговать людьми, и победить крепостное право нужно было обязательно. Другой вопрос, что пришедшие после 1917 года к власти большевики сделали ещё хуже, пишет Максим Мирович для Facebook.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о крепостном праве в России, а также интересный и важный вопрос.

Откуда взялось крепостное право?

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Крепостное право оформилось в конце XVI века, когда крестьянам окончательно запретили переходить от одно землевладельца к другому. В 1592 году в Княжестве Московском был отменено правило Юрьего дня — в этот день крестьяне имели право переходить к другому помещику. Говорят, именно отсюда пошла поговорка — «вот тебе, бабушка, и Юрьев день». До этой поры крестьяне были относительно свободными и были лишь обязаны отрабатывать барщину либо платить оброк (современный аналог налогов, уплачиваемый процентом от произведенных товаров, собранного урожая и т.д.).

Дальше было только хуже — с середины XVII века устанавливался неограниченный срок по поиску и поимке беглых крепостных — то есть, помещик имел право вернуть в своё поместье как самого крестьянина, так и всю его семью, включая его потомков. Личное хозяйство крепостных крестьян теперь тоже стало считаться собственностью помещика. При этом в XVII веке всё же ещё не было открытой и массовой торговли крепостными — в одном из уложений говорилось, что «крещёных людей никому продавать не велено».

Начиная с XVIII веке законы стали изменяться — теперь стало можно свободно торговать крепостными. Фактически, то что начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян (обязательные налоги+запрет на переход к другому помещику) начало превращаться в полное лишение крестьян каких-либо гражданских прав — началось настоящее рабство.

В XVIII и всей первой половине XIX века процветала свободная торговля крепостными крестьянами. Существовали некоторые ограничения, вроде запрета на разделение крестьянской семьи, но и они соблюдались далеко не всегда, крестьянин признавался личной собственностью помещика, и если во время «телесных наказаний» он погибал — то помещик не отвечал перед законом, словно убил курицу или теленка…

Как жили и работали крепостные.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

«Крепостной люд» составлял немалую часть населения больших городов Российской Империи. В тридцатых годах XIX века население Петербурга насчитывало 450.000 человек, их которых «барских невольников» было 200.000 — почти половина населения. Крепостных держали в постоянном страхе, согласно предписанию — «они должны были жить тихо, смирно и в постоянном страхе наказания». Во избежание побегов крепостным не выдавались паспорта — то же самое будет сделано по отношению к крестьянам десятилетиями позднее, уже в СССР.

В городах крепостные рабочие участвовали в крупных стройках — именно они возвели большинство монументальных зданий в Петербурге — который в середине XIX века, кстати, был малоэтажным городком с большинством домов из дерева, а не из камня. На крупных стройках за рабочими надзирали смотрители и десятники — они часто были свободными людьми и иностранцами «из немцев».

Как и в сталинском СССР, жили крепостные в больших бараках целыми артелями, либо снимали какие-то большие помещения (тоже целой артелью). Одно из общежитий было на Сенной площади — общежитие состояло из больших комнат в несколько окон с русской печью в углу, а вдоль стен возвышались многоярусные нары, на которых спали крепостные — в комнате площадью 30-40 метров могло жить от 40 до 60 человек — мужчины, женщины и дети.

Питались петербургские крепостные очень плохо — ежедневной едой был простой черный хлеб (который брали с собой на работы), в лучшем случае к хлебу мог быть кусочек масла или луковица. Вечером на русской печке в общежитии готовились какие-нибудь «щи», которые очень отличались от современного варианта этого супа — чаще всего это был просто порубленный на 4 части и отваренный в подсоленной воде кочан капусты.

Как торговали людьми в Петербурге.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Газеты в конце XVIII-XIX веках пестрели объявлениями о «продажных людях». В одном из объявлений помещик распродавал своё «имущество» — «уже всё продано, осталась только дойная корова и мальчик, умеющий чесать волосы». Рядом могло быть такое объявление — «продаётся малый 17 лет и набор мебелей». В другом номере газеты сообщалось — «продаётся девка лет 30-ти и молодая гнедая лошадь». А в номере за 1800 год было такое объявление — «продаётся муж с женою, лет 40-45, доброго поведения, и молодая бурая лошадь». Продавцы, не стесняясь, в красках расписывали свой товар — «девка хороша с лица и дородна», «малый мастеровит и умеет сапожному делу», баба 40 лет, не уступит хорошему кухмистеру в приготовлении кушанья».

Помимо продаже крестьян по объявлениям, существовали также настоящие невольничьи рынки — их устраивали предприимчивые люди по образу и подобию восточных рынков. Невольничьи рынки располагались в видных и проходных местах российской столицы — например, у Поцелуева моста или на Лиговском канале. Покупатели приходили туда и выбирали «товар», при этом вели себя, как при покупке лошади — обязательным считалось ощупать покупаемого крепостного «на предмет увечий и немощи», а также посмотреть зубы.

Какова была цена на крепостных? В разные десятилетия стоимость менялась. Дороже всего стоили мастера своего дела, повара и парикмахеры, а дешевле всего — немощные крестьяне, «не могущие работать». В конце XVIII века крепостные стоили по нескольку десятков рублей — в 1782 году была произведена опись имущества капитана Зиновьева, в которую включили и крестьян — «Леонтий Никитин, 40 лет, по оценке 30 рублей. У него жена Мария Степанова, 25 лет, по оценке 10 рублей. Ефим Осипов, 23 лет, по оценке 40 рублей. У него жена Мария Дементьева, 30 лет, по оценке 8 рублей».

Ближе к концу XIX века цены стали расти, и крепостных продавали уже по нескольку сотен рублей «за душу», особенно высокими цены были в столице.

Конец крепостничества и «Крымнаш« XIX века.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Как ни странно, поводом для отмены крепостного права послужил вовсе не рост какого-то там гуманизма (который был уделом небольшой горстки интеллектуалов, читающих книги и писавших статьи в газеты), а банально из-за нехватки денег — за несколько лет до 1861 года и знаменитой Крестьянской реформы Россия влезла в Крымскую войну, которую унизительно проиграла.

Царская Россия была довольна, но война привела к полному опустошению российской казны и к практическому разрушению российской финансовой системы. России пришлось прибегнуть к печатанию необеспеченных кредитных билетов, и рубль обесценился в два раза (что-то это мне напоминает). Крепостное право стало невыгодным бременем на теле и так хилой экономики — и его решили отменить.

Разумеется, крепостным крестьянам никто не рассказал о том, что всё дело в экономике да в Крыме, всё было обставлено как высочайшая царская милость — мол, проснулся утром царь, да решил по доброте душевной отпустить всех на волю. Манифест так и назывался — «О Всемилостивейшем Даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В переводе с царского на русский это означает, что теперь несвободные крестьяне приравнивались к свободным.

При этом данная «свобода» не сильно отличалась от прежней несвободы — да, людьми перестали торговать, но теперь они должны были платить помещику оброк за пользование его наделом либо отбывать барщину. В общем, даже «окончательное приобретение Крыма» не сделало бывших крепостных счастливыми…

Тени прошлого. Вместо эпилога.

Крепостное право было отменено всего чуть более 150 лет назад, и пришедшие в 1917 году к власти большевики были в 1-2 поколении выходцами из семей крепостных. Хорошо это было или плохо? С одной стороны, люди старались освободиться от векового гнета, который знали по рассказам отцов/дедов, а с другой стороны — сами того не ведая, полностью впитали семейные привычки и уклад бывших крепостных.

По сути, возведенная в СССР хозяйственная система ничем не отличалась от крепостничества, а местами даже переплевывала его — у людей по-прежнему не было никаких прав, не было реальных профсоюзов по защите их прав, а крестьяне до 1970-х годов даже не имели паспортов — и советский колхоз мало чем отличался от крепостнической общины. Во времена крепостничества считалось, что помещик имеет «высшую власть» над крепостными, в СССР такой властью стало обладать абстрактное «государство», которое рассматривало жителей страны не как свободных граждан, а как своих подданных.

Что интересно — многие российские публицисты и сейчас ещё считаю крепостное право чем-то хорошим, выдавая перлы вроде «крепостничество являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности».

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Урок литературы в 5  классе

Тема урока.   К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Основное содержание урока.

     
Краткий рассказ о писателе.

     
Герои сказки и их поступки.

     
Филька и бабушка.

     
Образ сказочного коня.

     
Нравственные проблемы
сказки: доброта и сострадание.

     
Тема коллективного труда.

Ти             Тип урока: урок открытия
нового знания.

Цели: познакомить учащихся с личностью писателя, с системой образов
сказки;

      учить анализировать поведение и поступки героев, событий, описанных в
произведении;

      формировать понятия о нравственности: доброте, сострадании;

      показать необходимость для человека отвечать за свои поступки;

      способствовать развитию самостоятельности
мышления при анализе текста художественного произведения;

      воспитывать нравственные качества обучающихся.

Предметные:

-определение
темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию
замысла автора;

-анализа
описанных событий, поступков героев;


составления портрета литературного героя.

Метапредметные УУД:

познавательные: формирование умения
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока;
умение строить речевое высказывание в устной форме;

регулятивные: оценивать полученные результаты
с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке;

коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между
собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог.

Личностные: формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, воспитание в детях чувства доброты и бережного отношения к природе,
привитие чувства ответственности за свои слова и поступки, обучение
необходимости исправлять свои ошибки.

Оборудование: доска, карточки, ИКТ.

Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух
частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. —  6-е издание, Москва
«Просвещение». — 2016

Ход урока

1.Организационный
момент. Мотивационный этап.
Приветствие обучающихся,
проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

2.Этап
актуализации знаний по предложенной теме.

       —  Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений: «Лисичкин
хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы».

        — Да,
действительно, все эти произведения созданы замечательным русским писателем К.Г.Паустовским.

3. Определение
темы урока, постановка целей и задач.


Послушайте следующие слова:

 Может быть тёплым день за окошком.

 
Тёплой – улыбка, тёплою кошка.

 
Тёплыми могут быть автора строки.

                                                        
Тёплым – общенье на нашем уроке.


А что ещё может быть тёплым? (ответы детей)


Почему мы так много сегодня говорим о теплоте? (Читали дома сказку «Тёплый
хлеб».)


А что означает словосочетание «Тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (ответы
обучающихся).  Почему автор назвал сказку именно так?


Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (К.Г.Паустовский «Тёплый
хлеб»)

(Слайд №2)     —
 Итак, тема урока: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»:
герои сказки и их поступки.  (
Запись темы в тетрадь.)

(Слайд №3)     — Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел
ошибиться – умей    и поправиться». Что означает этот эпиграф. (Человек должен
признавать свои ошибки и уметь их исправлять.)

(Слайд№4) Какие задачи ставит перед нами тема урока? (Познакомиться с личностью
писателя, системой образов сказки; проанализировать поведение и поступки
героев, поразмышлятьо нравственных проблемах сказки: о доброте и сострадании, о
том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; проследить, как изменился
главный герой произведения.)

       4. Работа
над темой урока.

       1)
Знакомство с личностью писателя. (Слайды №5-15)

       — Чтобы лучше понять произведение, познакомимся с личностью писателя К.
Паустовского, с некоторыми фактами его биографии. Помогут нам в этом биографы.

       2)
Вступительная беседа.

       — Почему
Паустовский назвал теплый хлеб сказкой?

       — Что в
сказке фантастического, а что реального?

       3)
Словарная работа.

       4) Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка.

Образ сказочного коня.

Выразительное чтение, пересказ, инсценирование и озаглавливание
эпизодов сказки:

Эпизод
1
(выразительное чтение).
С начала сказки до слов
«…конь — раненый,
пострадал от врага».

— В какое время происходят события в сказке? Война только пришла в село
или уже уходила?

Почему конь стал побираться? Почему люди считали своей обязанностью
покормить коня? Что ему выносили?

Озаглавьте эпизод.

Эпизод
2 (выразительное чтение).
Со слов
«Жил в Бережках со своей бабкой мальчик
Филька…»
до слов «Иди копай».

— Почему у Фильки было такое странное прозвище?

Озаглавить эпизод.

Эпизод
3 (пересказ).
Со слов
«И вот после этого злорадного окрика…» до
слов
«…весь трясся и слушал причитания бабки».

— Сравните описание природы до встречи Фильки с конем и после?

Ревет, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал
автор?

— Олицетворение. 

— Как вы думаете, символом чего стали метель, колючий мороз? (Символом
зла)

Эпизод 4 (инсценировка).
Со слов «Сто лет назад упал на на­шу округу такой
же лютый мороз…» до слов «…убранная, как невеста, розовыми венцами».

Зачем бабка рассказывает историю столетней давности? Почему
истории так похожи? Отчего умер старый солдат? Почему в истории столетней
давности причиной лютого холода стал старик, а теперь мальчик? Почему бабка
считала, что помочь беде может именно Филька? Как вы считаете, когда начали
происходить изменения в Фильке?

Физкультминутка.

Эпизод 5
(инсценировка).
Со слов
«Филька запахнул тулуп­чик…» до слов
«..и старики натянут рукавицы и возьмутся за ломы».

— Как
характеризует Фильку его рассказ?

Как вы понимаете
выражение «бессмысленный человек»?

Эпизод 6 (пересказ).
Со слов
«В морозные дни солнце восходит
багровое…» до
слов «Женщины
окунали в неё озябшие руки и смея­лись…».

Эпизод
7
(выразительное чтение).
Со слов
«По всем дворам кололи^ звонкие берёзовые
дрова…»
до конца сказки.

— Как можно озаглавить эти эпизоды?

План

1.      
Раненый конь.

2.      
Филька обидел коня.

3.      
Мороз.

4.      
Рассказ бабки о старом солдате.

5.      
У мельника Панкрата.

6.      
Спасение мельницы.

7.      
Примирение.

5) Нравственные проблемы сказки:
доброта и сострадание. Тема коллективного труда

Работа по составлению характеристик героев повести
(в группах или парах)
. Заслушать 2 характеристики,
остальные на следующем уроке.

Группа 1. Филька.

Почему у Фильки было прозвище «Ну Тебя»?

Какие черты характера Фильки проявились в его отношении к ба­бушке и
коню
(грубость,
несговорчивость
, недоверчивость и др.)?

Как Фильку характеризует его речь? Сколько раз он произно­сит в сказке
свою любимую фразу? С какой интонацией нужно читать её каждый раз?

Почему в сцене примирения с конём Филька громко заплакал? Как и почему
изменился Филька к концу сказки?

Группа 2. Бабка.

Почему писатель называет бабушку Фильки бабкой?

Как её характеризует рассказ о старом солдате?

Как понять слова бабки «помер… от охлаждения сердца», «За­чем
помирать? Надеяться надо»?

Как характеризует бабку её речь?

Группа 3. Мельник Панкрат.

Как выглядел мельник Панкрат? Почему ребята «считали его колдуном»?
Почему он вылечил коня?

Какую характеристику Панкрату дают автор и бабушка?

Почему Панкрат не ругает Фильку, а даёт ему совет, просит ко­ня помириться
с Филькой? Что можно сказать о его характере?

Как характеризует Панкрата его речь?

Группа 4. Раненый конь.

Какие чувства вызывает у читателя рассказ о раненом коне?

Почему автор приписывает коню человеческие черты? Приве­дите примеры.

В каких описаниях писатель наделяет коня волшебными, фан­тастическими
чертами? Зачем он это делает?

Почему конь не сразу помирился с Филькой в конце сказки?

5. Обобщающая беседа:

—  Что же самое главное в сказке: ссора Фильки и
коня, испуг Фильки, спасение мельницы, примирение? Какие нравственные проблемы
поднимает писатель в сказке?

— Зачем в жизни нужны доброта и сострадание?

— Как и почему была спасена мельница?

— Какими словами автор передаёт радость
коллективного труда?

— Почему от всех невзгод человека может спасти
коллективный труд?

— Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? Вспомните
эпиграф к нашему уроку. «Умел ошибиться — умей и поправиться».

— Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые
могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека.

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к
тебе.

 Правило 2. Умей признавать свои ошибки и с чувством ответственности
исправляй их.

6. Чтение стихотворений о доброте.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите
предложения: 

Сегодня
я познакомился (узнал)__________________________________________

Самым
интересным для меня было ______________________________________________

Я
ещё хотел бы узнать __________________________________________________

8.      
Итог урока.

9.      
Д.з. Составить цитатный план сказки, характеристика
героев.

4.Реализация выбранного плана по разрешению
затруднения.

Слово учителя о писателе. Константин Георгиевич Паустовский
(1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который
очень серьёзно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о
чтении (учебник с.72)

Для начала
обратимся к статье учебника о К.Г.Паустовском.

Приём «Дневник
двойных записей» (Обучающиеся делят тетрадь пополам, в левой части записывают
наиболее понравившиеся моменты биографии, а в правой,  почему эти моменты
заинтересовали читателя, в конце работы зачитывают записи).

Возвращаемся к
сказке. Слово учителя.

Сказка была
написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

О чём вам
говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что
это было за время?

А события,
описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время.  Подтвердите
это текстом
(1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам
советы в эти непростые годы. 

-Где происходят
события? (В деревне Бережки)

Что вы можете
сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»). Само
название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга,
жить мирно, приносить друг другу добро.

(Слайд№6) Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..

Составление
кластера (в парах)

                                      мир   

image002image003image004                             
Хор.поступки                                          свет

image005image006мама                                                                                         
солнце

image007image008image009                                                        
Добро   

                    
радость                                        

                                          
счастье                            любовь

Итак, определим
добрые ли люди жили в деревне?

5.Первичное
закрепление новых знаний.

(Слайд №7) Кто главные герои сказки?

image010image011image012

Конь Мальчик —                                    Мельник
Панкрат-                      Мальчик Филька, по

вороной конь,                                          «скорый
на работу,                     прозвищу «Ну тебя», —

«раненый,
пострадал           сердитый старик,                                           «молчаливый,

от  врага».                                                 и
ребята считали его                  недоверчивый».

                                                                     колдуном»

Сейчас разделимся
на группы

Задание
группе № 1. Стилисты.

Сравните 2
эпизода: описание природы до
встречи Фильки с конём; описание метели.

1. Описание
природы до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла
теплая…), 
2. Описание метели (От слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…») 
1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и
дасть людям жизнь – хлеб. 
2-й – ревет, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал
автор?


Олицетворение. 
— Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке
неуважение к природе. Конь и человек — это часть природы. Обидев коня, Филька
оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек
принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей
деревни. Даже Филькам заплакал от страха. 

Задание
группе № 2. Философы.

Эпизод «Диалог бабки
и Фильки».

Зачем бабка рассказывает
историю столетней давности? Почему истории так похожи?

Выборочное выразительное
чтение эпизода.

Общий вопрос: Легко ли
Фильке идти к мельнику?

Задание
группе № 3. Театральная группа.

Инсценируйте эпизод «Филька у мельника».

Как характеризует Фильку
его рассказ?

Как вы понимаете
выражение «бессмысленный человек»?

Общий вопрос: О чём
хотите ещё спросить Фильку, Панкрата?

Задание
группе № 4. Аналитики.

Проанализируйте эпизод «Совместная работа по спасению мельницы».

Какие слова убеждают нас
в том, что жизнь вернулась в деревню?

Почему радость оказалась
неполной?

Задание
группе № 5. Лингвисты.

Эпизод «Филька просит
прощение у коня».

Какова роль мельника?
Ребят?

Какие чувства стали
испытывать главные герои?

Сохранится ли за Филькой
прозвище «Ну тебя»?

А
что же сделал Филька?

— Филька в это
время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока
выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и
христарадником. 
— Кто такой дьявол? Подберите синонимы.

— Нечистый дух,
злоба, бес, сатана, черт. 
— А кто такой христарадник?
— А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья. 


— А вы знаете, что обозначает имя Филипп?  Филипп – греч. – любитель
лошадей. 
Соответствует ли имя мальчика его поступкам? 

— Ребята, тяжело
просить прощение, прощать? Но, каким себя потом ощутил Филька?

— Счастливым. 
Зачитайте отрывок в учебнике.

(Слайд№8) Давайте построим схему исправления ошибки Филькой?

     
Преодолеть…

     
Исправиться…

     
Раскаяться…

     
Осознать…

Слова
учителя.

П-РОСТ -ить – РОСТ – простить – это значит вырасти … ДУШОЮ!

Вырасти – значит, увидеть ситуацию с ЛЮБОВЬЮ! Увидеть в ситуации УРОК, а не
«виновных»!

Релаксация (включается музыка)

 Учитель:
Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь,
закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его
мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А
теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути
вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все
препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое,
как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в
руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза.
Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится.
Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к
Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

   6.Самостоятельная работа.

(Слайд№9) Перед вами лежат заготовленные
кластеры — таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим
по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора,
отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она
изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

Отношение к лошади:

Речевая характеристика:

Вывод:

Учащиеся: (примерные ответы)

Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет
с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый,
любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

Филька после разговора с бабушкой: деятельный,
трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его,
отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем,
«Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод: Научиться  по-настоящему быть
добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека
ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще
останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого
человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой
путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как
изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

Всё верно, вы без труда справились с
поставленной задачей и заполнили кластер.

 (Слайд№10)

7.Этап включения в
систему знаний и повторения

Попробуем дать определение слову прощение с помощью
чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

ПРОСТИ

П – понимание

Р – радость

О
– открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

Т – терпение

И – искренность, избавление


Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? Вспомните эпиграф к нашему уроку.
«Умел ошибиться — умей и поправиться». Теперь вы можете сказать, почему К.Г.Паустовский
назвал сказку «Тёплый хлеб»? А хлеб – это жизнь1


Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в
«нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в  тетрадь.

(Слайд №11) Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к
тебе.

 Правило 2. Умей признавать
свои ошибки, и с чувством ответственности исправляй их.

8.Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите
предложения: 

Сегодня я
познакомился (узнал)…__________________________________________

Самым интересным
для меня..______________________________________________

Мне
непонятно…_______________________________________________________

Я ещё хотел бы
узнать…__________________________________________________

(Слайд№12)

Учитель:
Я благодарю вас за
теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение
к работе. Все хорошее в этом мире-  от доброты людской, от щедрости их сердец.
Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет
теплый, свежеиспеченный хлеб. Я даю каждому кусочек своей доброты.

А возвращаясь к тому, с чего мы начали,
хочется сказать, что тёплой может быть улыбка. Между прочим именно о такой
памяти мечтал писатель: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о
себе. Такой  же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я
приму эту улыбку как величайший дар».

(Слайд №13)

9. Определение и
разъяснение домашнего задания.

 1. Написать мини – сочинение «Чему учит сказка
К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». (дополнительно)

2.Подобрать
пословицы о хлебе.

3.Прочитать
рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

33333333вапчется

Задание «Лови ошибку!»

— Действие сказки
разворачивается в деревне Башмачки.(Бережки)

— В деревне
считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он. ( Конь
был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его)

— Панкрат рассказал
Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала)

— В сенях у бабки
жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала. (Сорока
жила у Панкрата)

— Я, дедушка
Панкрат, как высплюсь, завтра соберу ребят. (На рассвете)

— Филька разломил
буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не
взял)

— Сорока сидела на
раките и сердито трещала. И все её слушали. (Но её никто не слушал)

Модуль №
34              Литература   5
–A класс    
                                              05.03.
21

Константин
Георгиевич Паустовский
. Краткий рассказ о
писателе.

«Теплый
хлеб».
Доброта и сострадание в произведении.

Цель:

обучающая: выявить
идею и основную мысль произведения;

развивающая:
развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать
монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного
произведения, обобщать и делать выводы;

воспитательная:
воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:
умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной
деятельности, рефлексировать.

Познавательные
УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из
услышанного, прочитанного.

Коммуникативные
УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с
классом и учителем.

Личностные УУД:
осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение
анализировать свои действия, поступки.

                                                                
Ход модуля

УЭ 0.
Организационный момент.

УЭ
1.Мотивация учебной деятельности.

УЭ
2.Постановка цели и задач модуля.

УЭ 3.Актуализация
опорных знаний.

Проверка домашнего
задания.

Входной контроль.  

УЭ
4.Изучение нового материала.                    

4.1.
Вступительное слово учителя.

Материал
о жизни и творчестве писателя.

4.2.
Литературоведческий словарь (повторение)

— Вы знаете уже много сказок. Что такое
сказка?

— Итак, что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете? (литературная
и народная)

— Чем литературная сказка отличается от
народной?

(народная: Автор неизвестен.
Произведение долгое время существовало в устной форме, затем было записано
собирателями сказок. Как правило, у одной сказки может быть много вариантов;
литературная: Автором является конкретное лицо – поэт, писатель, сказочник.
Произведение существует в письменной форме. У сказки только один вариант.)

4.3.Аналитическая беседа по содержанию.

— Кто является главным героем сказки К.Г.
Паустовского? (Филька)

— Почему его прозвали «Ну Тебя»?

-Каким мы видим героя в начале сказки? Найдите
в тексте.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и
любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка
походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым
басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость,
Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»»

— Уточните свой ответ на вопрос: «Почему
Фильку прозвали «Ну тебя»?»

Это формула, принцип, взгляд, отношение
его к жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.

— Какой нехороший поступок совершает
Филька? Найдите эпизод «Жестокий поступок Фильки», с какой интонацией он их
произносит? Понимает ли мальчик, что поступил плохо? (Нет. Он не переживает, не
раскаивается)

-Что происходит в природе после того, как
Филька совершил плохой поступок? Случайно ли сразу после бесчеловечного
поступка главного героя завыл ветер? Что чувствует мальчик в этом завывании?
(Природа плохо отнеслась к его поступку. Она против такого отношения,
бессердечия. Филька ощущает смущение в душе.)

-Какое художественное средство использует
автор при описании завывания ветра?

 — Когда Филька понял, что совершил
дурной поступок? (Когда заплакал над рассказом бабки).

-Какую легенду рассказала бабка Фильке?
Найдите в тексте. Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор бабки с
Филькой». Распределение между детьми роли автора, бабки и Фильки.

— Как вы думаете, какая фраза является
ключевой в этом разговоре?

Ученики называют слова бабки: мороз
стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения
сердца».

-Почему Филька заплакал? (Он понял, что
совершил дурной поступок, обидев коня. Боялся повторить судьбу солдата, который
умер от «охлаждения сердца».

-Как вы понимаете выражение «от охлаждения
сердца»? (эпитет. Холодное сердце, горячие сердце)

— Как вы думаете, почему поступок Фильки
бабка называет «злодейством»?

-Как природа реагирует на злодеяние Фильки?
Кто может помочь?

4.4.  Анализ эпизода «Помощь
мельника Панкрата»

— Зачем мальчик побежал к старому мельнику,
ведь он сказал «Да ну его, Панкрата». Что с ним произошло? Обратите внимание на
то, что интонация, с которой Филька обычно произносил эту фразу, изменилась. («-
Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих».)

— На что решился главный герой, чтобы
исправить «злодейство»? (признаться в злодействе и попросить помощи)

Решение подсказал Фильке дед Панкрат или
мальчик принял его сам?

— Почему Филька не сомневался, что
ребятишки ему помогут?

Ребята, конечно, могли сказать: «Да ну
его! Сам виноват – пусть сам лед и скалывает», но Филька знал, что они хорошие,
поэтому обязательно помогу
т.

— Как отношение Панкрата и других героев
произведения к Фильке помогло ему понять себя?

Филька понял, что могло случиться
непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него.
Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

— Каким мы видим Фильку в конце
произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких
изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик
произносит это выражение? («- Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы,
ребята, и такой лед!»)

— Почему в конце сказки Филька не
произносит эту фразу?

Обратите внимание на то, что понять себя
мальчику помогают не только люди, но и природа.

— Что
произошло в природе после того, как люди разбили лед?

— Какое выразительное средство использовал
К. Г. Паустовский для создания образа природы? (олицетворение)

4.5.Работа  с текстом.

Чтение сцены прощения Фильки от слов: «На
следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» до конца.

— Почему конь простил Фильку?

Дети, старики и даже сорока помогали
Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по
страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от
стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и
благодарностью к тем, кто уже простил  его, поэтому простил его и конь.

4.6.
Анализ образа главного героя.

Филька
до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

Отношение к лошади:

Речевая характеристика:

Вывод:

Филька
до разговора с бабушкой:
 невежа, живет с
бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый,
любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

 Филька
после разговора с бабушкой: 
деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой
поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый,
находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь
мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод: Научиться
 по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь,
на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому
человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. 
У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька
прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы
видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё
содеянное им.

4.7. Проблемный
вопрос.

Почему сказка названа «Тёплый хлеб»?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый
хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это
хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой
растаявшего сердца Фильки, — это своего рода  искупление вины мальчика.

—  В каком из предложений содержится
главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? Объясните, почему вы так
считаете?)

1.Добрый человек – это тот, кто не умеет
делать зла
.

2.Человек становится добрым  только
среди добрых людей.

3.Злое дело обязательно нужно исправить
— совершить  добрый поступок.

4.Злой человек вредит прежде всего
самому себе. потому что…

Подведение итогов модуля.

Рефлексия
«Ромашка успеха»

Оценивание

Домашнее задание

С.91-106 повторить
с.298

Б.у.- пересказ

 П.у.- с.68 вопр.5

В.у.-  с.68 вопр.2

Паустовский «Тёплый хлеб»

Вариант 1.

1.Какой масти был конь, оставшийся
в деревне: а) пегий; б) вороной; в) каурый.

2.Кто взял к себе коня: а)
мельник Панкрат
; б) бабушка Фильки; в) командир кавалерии.

3.Что Филька сделал с куском хлеба
после того, как ударил коня:

          а) съел; б) накормил
коня; в) бросил в снег.

4.Что случилось в природе после
того, как Филька обидел коня:

   а) началась метель и
сильный мороз;

б) началась гроза; в) выглянуло солнце.

5.Кто рассказал Фильке историю про
злого мужика и раненого солдата:

          а) бабка; б) мельник; в) друзья.

6.Какое
изобразительно-выразительное средство языка использует К.Г. Паустовский в
предложении из сказки «Тёплый хлеб»: «За окнами воздух был синий, густой,
страшный»:

            а) эпитеты; б) логические определения;
в) сравнения.

Паустовский «Тёплый хлеб»

Вариант 2.

 1.Куда бабка отправила Фильку в
поисках совета: а) к гадалке; б) к мельнику; в) к друзьям.

2.Какая птица, по мнению К.Г.
Паустовского, «самая болтливая птица на свете»:

а) сорока; б) ворона; в) попугай.

3.Сколько времени Панкрат дал
Фильке, чтобы искупить свою вину: а) полчаса; б) час; в) час с четвертью.

4.Что Филька понёс коню, чтобы с
ним помириться: а) кусок пирога; б) ведро овса; в) буханку свежего хлеба.

5.В сказке К.Г. Паустовского
«Тёплый хлеб» есть предложение: «Раз дюже голодный, – подымешь, – засмеялся
мужик». Что означает слово «дюже»: а) сильно; б) не совсем; в) просто.

6.Какое изобразительно-выразительное средство языка
использует К.Г. Паустовский в предложении из сказки «Тёплый хлеб»: «Ветер…
понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом»: а) метафору;
б) аллегорию; в) олицетворение.

  • Рассказ про композитора 2 класс музыка
  • Рассказ про композитора на английском
  • Рассказ про комнатные растения для дошкольников
  • Рассказ про комара 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про колокольчик 2 класс окружающий мир