Рассказ про кокошник для 5 класса

08.02.2019 содержание: история возникновения кокошника устройство кокошника традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс мировая мода с русским акцентом любопытные факты

Кокошники08.02.2019

Содержание:

  1.  История возникновения кокошника
  2. Устройство кокошника

  3. Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс

  4. Мировая мода с русским акцентом

  5. Любопытные факты о кокошнике

Кокошник иногда называют «забытой короной русских красавиц». Это действительно так: он давно стал национальным символом России, как кимоно у японских барышень, как задорные яркие венки у украинских девушек.

Кокошник прошел очень долгую историю становления и развития. Сегодня это самый популярный национальный аксессуар в мире. Например, не так давно выходила замуж британская принцесса Евгения Йоркская, ставшая миссис Бруксбэнк. На свадьбе все гости были покорены не только нежностью и красотой, обаянием английской принцессы, но и ее утонченным образом, ее роскошной тиарой, которая, как высказались многие модельеры (и не только они), поразительным образом напоминала стильный русский кокошник…

07390194efc7b3d0e96aa73efcd5d162--chanel-clothing-natasha-poly.jpg

Словом, это украшение слишком изящно, слишком аутентично и интересно, чтобы не уделить ему достаточно внимания. Пора исправить досадное недоразумение и рассказать о кокошнике все, что мы только знаем!

История возникновения кокошника

Кокошник – это известный всем головной убор с очельем большой высоты, в несколько дюймов, полностью или частично закрывающий волосы, а часто – голову полностью, до ушей.

Когда именно возник кокошник, доподлинно неизвестно. Загадкой остается и то, как возникла традиция его ношения. Известно только, что уже в 12 веке нашей эры на Руси, под Новгородом, находили могилы знатных дам, чьи головы были украшены чем-то наподобие кокошника.

Интересно! Считается, что прообразом кокошника могли служить византийские тиары. Русь активно торговала с Византией, поддерживала тесные отношения с этим государством, поэтому вполне возможно, что дочери знатных мужчин могли познакомиться с модой византийских девушек, украшавших волосы таким интересным аксессуаром.

Кокошник был традиционным элементом русского костюма, поэтому его носили абсолютно все дамы:

  • крестьянки;

  • боярышни;

  • мещанки и т. д..

Несмотря на сложившийся стереотип, кокошники не носили постоянно – его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству.

kokoshnik-istoriya-vozniknoveniya-na-rusi-1.jpg

 В русских губерниях существовали собственные «модели» кокошника. До нас дошли следующие варианты (в разделе «Русский народный костюм» вы сможете познакомиться с самыми разными его конструкциями):

  1. Однорогий – его чаще всего носили в Центральной России. Он имел обязательную сетку-поднизь – красивую сетку, ниспадающую на лоб.

  2. Двурогие конструкции – у них «рога» находились по обеим сторонам лица. Это был очень широкий головной убор с очельем, напоминающим полумесяц.

  3. В виде цилиндрической шапки – его украшали обязательно платком и носили в основном в Северных губерниях.

  4. «Шеломок», напоминающий седло, носили жительницы Харьковской, Орловской и Курской губерний.

img6.jpg

Кокошник пережил очень сложную историю своего становления и развития. Подробнее вы сможете ознакомиться с ней, посмотрев вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=j1I-R1o5sKs.

Устройство кокошника

Кокошник – это традиционный элемент русского народного костюма. Представлял он собой по сути шапочку, к которой прикреплялся гребень (обычно из бересты), который обтягивали дорогой тканью и старательно вручную расшивали драгоценными камнями, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Менее богатые дамы использовали бисер, фольгу, стекло, парчу, бархат и другие «красивости».

 Кокошник состоял из нескольких основных элементов:

  1. Шапочка или волосник – лента или специальная шапочка, на которую пришивался сам «веер». Шапочки часто тоже богато украшались и декорировались. Замужние дамы носили только полностью закрытый кокошник, который полностью прятал волосы (потому что непокрытые волосы замужней дамы сулили дому несчастья и беды), а у незамужних девиц мог открывать косу.

  2. Очелье – собственно, сам кокошник-гребень. Его делали из бересты или металлической ленты, обтягивали дорогой тканью и расшивали.

  3. Ленты – с их помощью кокошник крепился на голове.

 DgnC0p4WAAAmgWe.jpg

Кроме того, существовали очень богатые украшения для кокошника. Например, затылок могли покрывать позатыльником – специальным бархатным платком, расшитым узорами. Сам кокошник же нередко накрывали платком – с его макушки спускали драгоценную вуаль или фату, которая достигала плеч и часто закрывала даже грудь.

Для особо торжественных случаев кокошник мог дополнительно украшаться специальной поднизью – это особая сетка, расшитая жемчугом и частично закрывающая лоб. Она придавала более богатый и роскошный вид и часто служила элементом свадебного наряда.

Форма же гребня, как было уже сказано, менялась в зависимости от местоположения женщины. В разных губерниях существовали свои формы «веера», которые были продиктованы традициями.

Интересно! Изготавливали кокошники только специальные мастерицы-кокошницы, которые жили и трудились в селах, в городах, часто – в монастырях и храмах.

 Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс

Традиционно кокошник был праздничным головным убором, разрешенным для ношения как замужним дамам (им отдавалось преимущество), так и незамужним девицам.

3505096aafe85355574472df034e0bfa.jpg

Этот головной убор был настолько распространен, что его носили и крестьянки, и боярышни. Отличался он лишь конструкцией и используемыми материалами – например, если простолюдинка расшивала кокошник бисером, аристократка могла позволить себе украсить его самоцветами и речным жемчугом.

Интересно! Кокошник не сразу становился праздничным головным убором. После венчания юная супруга традиционно надевала и носила его на улице каждый день (не на работу, разумеется) до тех пор, пока у пары не рождался первенец. Причем кокошник должен был быть непременно жемчужным.

Однако долгое время кокошник был «опальным»: с приходом к власти Петра I стало ясно, что ему больше нет места в государстве, которое следовало традициям Европы. Этот головной убор было строго запрещено носить знатным дамам, его могли позволить себе надеть лишь крестьянки, купчихи, мещанки и жены священнослужителей. Так кокошник попал в опалу, где и оставался до самого возведения на престол императрицы Екатерины II, которая очень интересовалась традициями русского народа. Она и вернула в моду кокошник, вывела его из забытья. Сперва она использовала в качестве маскарадного костюма, чтобы подчеркнуть свою связь с новой культурой. Но затем кокошник настолько вошел в моду, что его снова стали носить придворные дамы, и он прошел несколько новых ступеней развития:

  1. Николай I ввел кокошник в качестве обязательного элемента придворного платья фрейлин. До самой революции 1917 года этот головной убор оставался обязательным при посещении официальных мероприятий при дворе. Кроме того, регламентировался и цвет верхнего платья придворных дам.

  2. В середине 19 века стало модно заказывать драгоценные тиары, напоминающие кокошник. Эта традиция сохраняется и сейчас: многие тиары ювелиры создают, вдохновляясь традициями русского головного убора.

  3. Одним из последних задокументированных фактор ношения русского кокошника стала свадьба императора Николая II. Александра Федоровна выходила замуж в тиаре, созданной по его образу и подобию.

Кстати, в 1903 году состоялся знаменитый Костюмированный бал, который прошел в Зимнем Дворце. Абсолютно все дамы избрали в качестве головного убора кокошник – это был самый яркий символ, всплеск моды на этот удивительный аксессуар, который, впрочем, и сегодня не собирается сдавать свои позиции.

732294.jpg

Интересно! Кокошник был популярен до самой середины 20 века. Сохранились многие фотографии, где великие княжны Романовы, дочери Николая II, украшают голову простым кокошником без излишних убранств. Лишь после революции традиционный головной убор стал постепенно выходить из моды, но не вышел из нее до сих пор.

Мировая мода с русским акцентом

Пожалуй, нет более интересного и эффектного национального аксессуара, чем русский кокошник. Только он, аутентичный, так часто становится «гостем» на подиумах лучших в мире модельеров, признанных мастеров высокой моды:

  • именно этот аксессуар популяризировала французская художница Жанна Ланвен;

  • модный дом Франции «Огюст Боназ» в начале 20 века изготавливает кокошники из пластмассы, которые быстро разойдутся среди модниц;

  • признанный легендарный кутюрье Карл Лагерфельд (между прочим, именно он сейчас представляет модный дом «Шанель») создал коллекцию «Париж-Москва» в 2009 году, где украсил головы моделей изысканными фантазийными кокошниками.

Кокошник носили и героини знаменитых, даже можно сказать, легендарных фильмов – например, в трилогии «Звездные войны» королева Амидала надевает изумительный русский наряд, а на ее голове красуется головной убор, напоминающий кокошник русских красавиц.

10.jpg

 В 30-е годы кокошник становится особенно популярен. Этот красивый головной убор становится традиционным на Западе в качестве свадебного головного убора-тиары. Если вспомнить Евгению Йоркскую или невесту принца Гарри – МеганМаркл, герцогиню Сассекскую, то становится понятно, что популярность кокошника никуда не делать с течением веков – наоборот, даже монаршие особы вдохновляются этим традиционно русским головным убором! Вдохновитесь и вы – ведь в разделе «Русские кокошники» всегда есть, на что посмотреть!

Интересно! Огромной любовью к кокошникам (и к России в целом) славится знаменитая певица Наталия Орейро. В 2018 году она записала не один клип, где предстала в образе русской красавицы с роскошной тиарой-кокошником на голове. Самый известный из них – это клип на песню «Поднимите руки вверх» (или UnitedByLove). Если вдруг вы пропустили этот великолепный красочный мини-фильм, то сейчас – лучшее время, чтобы с ним познакомиться вот по этой ссылке: https://rutube.ru/video/c109917b3503aea2694a3eaf94c9e95e/.

Любопытные факты о кокошнике

Кокошник – это очень интересный элемент русского национального костюма, поэтому кратко расскажем вам о нескольких фактов, на которые не хватило времени в основном тексте статьи:

  1. Само слово «кокошник» происходит от слова «кокошь» — то есть курица-наседка. По другим источникам, оно переводится как «петух».7d9c229964a45f8d578d7cb8d1yz.jpg

  2. Некоторые кокошники были настолько дорогими, что стоимость одного аксессуара доходила до 300 рублей (для сравнения, стоимость коровы в то же время редко превышала 10 рублей).

  3. Мы привыкли видеть кокошник с лицевой, стороны, красивой. Кажется, что «лицо» — это парадная часть головного убора. Однако, тыльная сторона вышивалась гораздо богаче и интереснее.

  4. Орнаменты вышивались не просто так. Они служили оберегами от злых сил, помогали хранить супружескую верность, приносили счастье в семью.

  5. Долгое время кокошником был строго определенный головной убор – позже, в эпоху Екатерины II, им стали называть любое украшение для головы с высоким очельем. Поэтому современные тиары очень часто создаются по образу и подобию русского кокошника. Мы уже упоминали женщин-монархов, которые надевают такие аксессуары на самые важные события в жизни.

120219031324.jpg

В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным.

Цель занятия: Стимулирование интереса
учащихся к изучению, сохранению и развитию
традиций русского костюма.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Обеспечение усвоения знаний о структуре
    русского женского головного убора – кокошника.
  2. Знакомство учащихся с художественным и
    символическим значением русского женского
    головного убора.

Развивающие:

  1. Развитие навыков работы с наглядными пособиями.
  2. Развитие умений анализировать и делать выводы.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Повышение мастерства учащихся и стимулирование
    их на создание новых творческих работ.

Воспитательные:

  1. Воспитание и формирование эстетических вкусов
    подрастающего поколения на основе традиционной
    русской культуры.
  2. Воспитание нравственности и эстетической
    культуры.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи: ИЗО, МХК, литература.

План учебного занятия

  1. Введение в тему.
  2. Объяснение основного материала:
  • Кокошник, как символ русского женского костюма.
  • Женский головной убор – его художественное и
    обрядовое значение.
  • Основные элементы кокошника и его
    художественная отделка.
  • Кокошник – жемчужина современной моды.
  1. Практическая работа: Выполнение эскиза
    сценического кокошника для коллекции костюмов
    “Голубая Гжель”.
  2. Подведение итогов работы.
  3. Заключение.

Оборудование кабинета:

  1. Центральная часть доски:
    – запись темы занятия;
    – рисунок кокошника, с подписанными деталями
    головного убора.
  2. Магнитная доска.
  3. Компьютер.
  4. Экран.
  5. Учебный проектор.
  6. Манекены.
  7. Демонстрационный стол.

Наглядные пособия:

  1. Набор цветных открыток “Гжель” и цветные
    иллюстрации.
  2. Шаблоны кокошников разной формы из картона (М:
    1:3).
  3. Сувенирные куклы в русских костюмах Тверской
    губернии с кокошниками.
  4. Чайный сервиз “Гжель”.
  5. Сценические костюмы с вышивкой по мотивам
    Гжели.
  6. Введение

    Добрый день! Мы продолжаем работу
    над новой коллекцией детского театра моды
    “Голубая Гжель”. Сегодня вам предстоит
    поработать в качестве театральных художников по
    костюму и разработать эскиз сценического
    головного убора в виде самого распространенного
    элемента женского убранства – русского
    кокошника. Тема нашего занятия:

    Кокошник – символ русского народного
    костюма

    Звучит музыкальное произведение
    (“Гусли-Мысли” фольклорный оркестр “Русь”).
    Включается презентация № 1.

    Учитель на фоне презентации
    зачитывает отрывки из стихотворений русских
    поэтов. В это время на экране одна за другой
    сменяются картины художников прошлого века –
    портреты русских красавиц в головных уборах
    (слайды № 1-15).

    Есть женщины в русских селеньях
    С  спокойною важностью лиц,
    С  красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц.
                     
    Их разве слепой не заметит!
    А  зрячий о них говорит:
    Пройдёт – словно солнцем осветит,
    Посмотрит – рублём одарит.

    Красавица, миру на диво,
    Румяна, стройна, высока,
    Во всякой одежде красива,
    Ко всякой работе ловка.

    Н. А. Некрасов “Мороз красный нос”.

    Но царевна молодая,
    Тихомолком расцветая,
    Между тем росла, росла,
    Поднялась – и расцвела,
    Белолица, черноброва,
    Нраву кроткого такого.
    И жених сыскался ей,
    Королевич Елисей.

    А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне”.

    Всё в ней гармония, всё диво,
    Всё выше мира и страстей;
    Она покоится стыдливо
    В красе торжественной своей;

    Она кругом себя взирает:
    Ей нет соперниц, нет подруг;
    Красавиц наших бледный круг
    В ее сияньи исчезает.

    А.С. Пушкин “Красавица”.

    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.

    А. С. Пушкин “Сказке о царе Салтане, о сыне его
    Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди”.

    Объяснение основного материала

    В каждой работе художника мы видим
    русских красавиц в великолепных нарядах и
    роскошных головных уборах – кокошниках, которые
    подчеркивают очаровательную нежность и
    трогательную красоту женских лиц.

    Кокошник, известный на Руси еще в XVII
    веке, в XVIII—XIX веках был одним из самых
    распространенных русских головных уборов. И в
    наше время он является символом русского
    женского национального костюма (слайд № 16).
    Кокошник был распространен на большей
    территории Европейской России и в Сибири, как
    головной убор крестьянок и горожанок,
    принадлежавших к купеческому и мещанскому
    сословию (слайд № 17). Долгое время кокошник был
    частью не только народного костюма, его носили
    царицы, боярыни и боярышни. Само слово
    «кокошник» происходит от славянского
    “кокош”, обозначавшего курицу  
    (древнерусский “кокошь” – курица-наседка)
    (слайд № 18). Диалектические названия
    кокошника: кокошка, кокуй, златоглав, головка,
    шеломок, ряска, каблучок и другие (слайд № 19).

    Формы и украшения кокошника всегда
    были разнообразны. Богато расшитый бисером,
    золотыми нитями, жемчугом, бусами, драгоценными
    камнями и обшит дорогими тканями, этот
     головной убор изготавливался мастерицами —
    “кокошницами” (слайд № 20). Зажиточные люди
    заказывали самые дорогие кокошники, украшенные
    лучшими материалами, а те, у кого не было денег на
    дорогостоящие материалы, могли позволить себе
    украсить головной убор только не дорогим
    бисером. Из-за дороговизны изделия, его бережно
    хранили и передавали по наследству, а поэтому
    носили только по праздникам (слайд № 21). Кокошник
    носили как девицы, так и замужние (слайд № 22).
     Незамужние девушки могли ходить с непокрытой
    головой, волосы при этом заплетались в косу,
    прическа украшалась девичьей повязкой без
    донышка или небольшим венцом (девичьим
    кокошником) (слайд № 23-25). Для молодой девушки
    кокошник был обязательным элементом свадебного
    наряда, который после венчания носился до
    появления первенца, а затем только по праздникам
    (слайд № 26). Кокошник использовался как
    праздничный головной убор, вплоть до конца XIX
    века, а в некоторых сёлах его одевали невесты ещё
    в 20-е годы XX века.

    Головной убор составлял важную часть
    женского русского костюма, он издавна считался
    оберегом от злых чар (слайд № 27). Отсюда в
    декоративном убранстве головных уборов обилие
    драгоценной вышивки, ярких красных тканей.
    Особую роль головной убор играл в судьбе
    замужней женщины, т.к. был символом ее брачной
    жизни (слайд № 28). По нравам того времени, для
    замужней женщины считалось грехом и даже позором
    появляться на людях простоволосой, без головного
    убора. Отсюда пошло выражение
    “опростоволоситься”, которое часто
    употребляется и в наши дни. Как вы можете
    объяснить это выражение, используемое в
    современном языке, зная историю его
    происхождения?

    Ответы учащихся :

    – показаться перед людьми в худшем
    виде…
    – выглядеть не очень хорошо…

    Головной убор замужней женщины плотно
    облегал голову, полностью закрывая волосы, что
    говорило о том, что суженый уже найден и женщина
    находится под его властью. Обычай закрывать
    волосы замужней женщины известен с глубокой
    древности всем славянским народам Восточной и
    Западной Европы и связан с дохристианскими
    религиозными представлениями. В русской деревне
    принято было считать, что женщина с непокрытой
    головой может принести несчастье дому: вызвать
    неурожай, падеж, скота, болезни людей и т. д. (слайд
    № 29).

    На практике головной убор нес в себе не
    только обрядовые и обереговые функции, но
    преследовались еще и чисто бытовые цели (слайд №
    30). Как вы думаете, почему у замужней женщины
    головной убор должен был полностью закрывать
    волосы?

    Ответы учащихся:

    – Чтобы волосы не мешали при работе;
    – чтобы волосы не попали в пищу;
    – чтобы волосы не падали на землю или одежду вне
    женщины (считалось, что заполучивший волос мог
    использовать его для наговора);
    – чтобы не привлекать излишнего внимания чужих
    мужчин – во избежание измен и сохранения семьи.

    В разных областях правила ношения
    кокошников были разные, а так же разные они были
    по форме и отделке (слайд № 31). Кокошник
    представлял собой головной убор в виде опахала,
    округлого щита вокруг головы или гребня,
    состоящего из очелья (рога) и тульи, закрывающей
    волосы. Основой кокошника служили проклеенный
    или простеганный холст, картон или береста.
    Верхняя часть кокошника изготавливалась из
    более дорогих материалов: бархата, кумача, штофа.
    Сверху очелье украшали вышивкой, орнаментом из
    искусственного камня, парчой, позументом,
    бисером, речным жемчугом, золотыми и серебряными
    нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых —
    драгоценными камнями (слайд № 32). Вышивкой часто
    покрывалась и затылочная часть. Кокошник, как
    правило, имел матерчатое дно, сзади фиксировался
    при помощи лент. По краям кокошника могли быть
    пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити),
    сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из
    жемчуга. Существовало несколько видов и форм
    кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный,
    цилиндрический, седлообразный (слайд № 33) и
    многие другие.

    Далее показывается видеоряд
    кокошников различных форм с пояснениями и
    комментариями учителя (слайды № 34-43).

    Были кокошники в виде циллиндрической
    шапки с конусообразным дном, с плоским овальным
    верхом, выступом надо лбом, лопастями над ушами и
    пришитым сзади твёрдым прямоугольным
    позатыльником. Позатылник – это ткань на твёрдой
    основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы
    на затылке, а, соответственно спереди, налобник –
    расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики
    ушей и виски. Поверх кокошников часто носили
    платок, называемый убрус. Его закалывали под
    подбородком или свободно опускали на плечи (слайд
    № 44)
    .

    Кокошники изготавливались обычно
    профессиональными мастерицами, продавались в
    деревенских лавочках, городских магазинах, на
    ярмарках или делались на заказ.
    Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали
    их по наследству, часто они использовались
    несколькими поколениями. Кокошники считались
    большой семейной ценностью (слайд № 45).

    Популярности кокошника во многом
    способствовали русские придворные
    костюмированные балы начала прошлого века
    (слайды № 46-49) и фантазия русских дизайнеров в
    эмиграции (слайд № 50). Сейчас русский кокошник
    является самым большим источником вдохновения
    для знаменитых дизайнеров и домов моды, которые
    создают наряды в русском стиле. Он является
    жемчужиной в сокровищнице мировой моды.
    Известные европейские дизайнеры используют
    элементы русского кокошника в своих новых
    коллекциях от кутюр (слайды № 51-52).

    Сегодня на занятии вам необходимо
    разработать эскиз кокошника для новой коллекции
    театра моды по мотивам Гжели. Помните, следующие
    правила, которые необходимо соблюдать при
    разработке любого сценического костюма, в том
    числе, и сценического головного убора (слайды №
    53-54):

    – Орнамент не должен быть слишком
    мелким и раздробленным.

    – Необходимо соблюдать композицию
    рисунка.

    – Рисунок или орнамент должен быть
    хорошо виден (“читаться”) издалека.

    При создании эскиза вам в первую
    очередь необходимо будет обратить внимание на
    следующие параметры: форму кокошника, композицию
    орнамента, цветовое решение и зрительное
    восприятие, создаваемого объекта.

    При разработке эскиза можно
    воспользоваться шаблонами кокошников,
    наглядными пособиями и вспомнить прошлый
    материал об известном художественном промысле –
    гжельской росписи. До этого мы с вами уже
    познакомились с родиной Гжели, с ее цветовой
    гаммой и орнаментом, поэтому, используя уже
    имеющиеся знания, вы легко справитесь с этой
    задачей. На время нашего урока попробуйте
    представить себя в роли театрального художника
    сценического костюма, которому необходимо
    выполнить эскиз женского головного убора для
    коллекции костюмов “Голубая Гжель”. Вам в
    помощь даны цветные открытки и иллюстрации по
    мотивам гжели, вы можете их использовать в
    качестве подсказки. В создании эскиза попробуйте
    проявить свое творчество и фантазию. В конце
    занятия весь художественный ряд эскизов
    головных уборов мы представим на общий
    художественный совет, где вы сами отберете
    лучшие работы для будущей модели кокошника
    коллекции “Голубая Гжель”. Желаю вам приятной
    работы и успехов в вашем творчестве (слайд № 55).

    Практическая работа

    Выполнение эскиза сценического
    кокошника по мотивам гжели  для коллекции
    костюмов “Голубая Гжель”

    Перед началом выполнения
    практической работы включается музыкальная презентация
    “Сказочная Гжель” приложение № 1
    ).
    На протяжении всей работы тихо звучат
    музыкальные произведения фольклорного оркестра
    “Русь”. Во время работы учитель внимательно
    следит за процессом, если необходима помощь,
    помогает учащимся (приложение № 2).

    Подведение итогов работы

    В конце работы все нарисованные эскизы
    вывешиваются на магнитную доску (приложение
    № 3
    )
    . Проводится обсуждение работ
    учащимися совместно с учителем. Обсуждение
    проводится по следующему плану:

    1. Форма кокошника.
    2. Композиция орнамента.
    3. Цветовое решение.
    4. Зрительное восприятие.

    Большинством голосов отбирается несколько
    эскизов, которые будут взяты за основу
    окончательного варианта эскиза сценического
    головного убора “Голубая Гжель”.

    Заключение

    Вот и подошло к концу наше занятие.
    Благодарю всех за прекрасно выполненную работу.
    На следующем занятии мы продолжим работу над
    созданием сценического головного убора.

    Результат работы (приложение
    № 4
    ).

  7. Рассказ про книгу гарри поттер на английском с переводом кратко
  8. Рассказ про кашу на шляпе
  9. Рассказ про клен для детей
  10. Рассказ про киногероя на английском
  11. Рассказ про клубнику для детей