Рассказ про князя владимира

План конспект урока по истории в 6 классе тема: правление князя владимира и крещение руси. цель: ознакомить учащихся с

План – конспект урока по истории в 6 классе

Тема: «Правление князя Владимира и
крещение Руси».

Цель: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой
князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси и развитии
церковной иерархии.

Задачи:

1.      
объяснить особенности
новой религии по сравнению с язычеством

2.      
объяснить значение
принятия христианства на Руси;

3.      
закрепить знания по
внешней и внутренней политике первых русских князей;

4.      
продолжить формирование
умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать
выводы, развивать устную речь учащихся;

5.      
Воспитывать чувство
патриотизма, уважение к мировым религиям.

Оборудование: карта «Киевская Русь в IX – в начале XII
вв.».

Основные понятия и термины: христианство, язычество, былины, печенеги,
митрополит, епископ, монастырь, десятина.

Важнейшие даты: 946 год – принятие христианства Ольгой;980
год – Владимир становиться великим князем киевским;988 год – крещение Руси.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.                а) Проверочный
тест.

1.      В каком веке монахом Печерского монастыря
Нестора была написана «Повесть временных лет»:

2.      а) X, б) XI, в) XII, г) XIII, д) XIV?

3.      Какой князь был убит древлянами во время сбора
дани в 945 году?

4.      а) Аскольд, б) Рюрик, в) Олег, г)
Игорь, д) Кий?

5.      Какие занятия были у славян основными:

6.      а) бортничество, в) торговля,

7.      б) земледелие, г) разведение скота?

8.      4. С именем какого князя связано образование
государства Киевская Русь:

9.      а) Игоря, б) Рюрика, в) Святослава, г)
Олега?

10.  Кто осуществлял власть в Киевской Руси:

11.  а) бояре, б) князь, в) дружина?

12.  Кто из князей, собираясь в военный поход, говорил:
«иду на Вы»:

13.  а) Игорь, б) Олег, в) Святослав, г) Рюрик?

14.  Соотнесите иена первых русских князей с заключенными
ими договорами и Византией:

15.  Олег – а) договор 944 г.; ( 1-б, 2-а).

16.  Игорь – б) договор 911 г.

17.  Кто стал править в Киеве после смерти Рюрика,
объединив новгородские и киевские земли:

18.  а)
Олег, б) Ольга, в) Игорь, г) Святослав?

19.  б) Беседа с учащимися по вопросам:

20.  — В чем особенность похода Святослава?

21.  — Каково значение княжение Ольги в истории Киевской
Руси?

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала.

1. Начало правления князя
Владимира.

После смерти Святослава возникла
княжеская междоусобица на Руси: трое сыновей – делили между собой власть.
Ярополк княжил в Киеве и опирался на варягов – наемников. Олег правил в
Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян. Владимир правил в
Новгороде и опирался на варягов-наемников и крестьян, ремесленников. В результате
междоусобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание
варягов – наемников и создание русской княжеской дружины позволили Владимиру
укрепить обороноспособность страны.

Работа с картой «Киевская Русь
в IX – начале XII вв.».

Учитель на карте показывает походы
князя Владимира против кочевников. В результате этих походов сложилась огромная
территория Киевского государства.

Работа с текстом учебника (§5
пункт 1 страница 47).

Учащиеся работают с текстом и
определяют систему мер, проведенных Владимиром для укрепления южных границ
Руси. (Создание мощной системы крепостей и валов на южной границе. Создание
гарнизонов, крепостей из жителей северных областей. Строительство сигнальных
башен).

— Докажите, что в годы правления Владимира Святославовича окрепло
Древнерусское государство? (Запись схемы с доски в тетрадь)

2. Причины принятия христианства.

Работа с картой:

— Назовите и покажите территории
соседних с Русью государств.

(Хазарский каганат, Византия,
Волжская Булгария, Польша, племена балтов, фино-угоров).

— Какой религии они поклонялись?

Хазары исповедовали – иудаизм,
Волжские Булгары — ислам, Византия – православие, Польша – католичество.

Следовательно, это были религии, в
основе которого лежала вера в одного бога. Только племена балтов, фино-угоров
были язычниками.

Работа с текстом учебника. (§5,
п.2, стр.50).

— Назовите причины принятии
христианства на Руси.

(Объединить и покорить
восточнославянские племена можно было только на основе общей монотеистической
религии т.е. веры в одного бога. Необходимость усиления княжеской власти.
Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.
Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического
обоснования. Стремление укрепить международный авторитет Руси.)

3. Крещение Руси.

Рассказ учителя о принятии
христианства Русью.

— Князь Владимир сыграл в судьбе
народа особую роль – именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и
сделать православие государственной религией древней Руси. Сам Владимир пришел
к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным
язычником и многоженцем. Несмотря на то, что воспитывался православной княжной
Ольгой, христианскому учению и образу жизни не приобщился. Опираясь на варягов
он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел
четырех жен законных и, согласно летописи, много наложниц. У русичей —
язычников многоженство не считалось беззаконием.

Завоевав власть, Владимир усердно
проявил себя в языческой вере – с целью укрепления своей власти на Священном
холме он обновил пантеон богов. Приказал сделать нового Перуна – с серебряной
головой и золотыми усами. Владимир поклонялся идолам, приносил им жертв и
требовал того же от народа. В 983 году Владимир со своей дружиной пожелал
принести божествам человеческие жертвы. Ими стали юный Иоани и его отец Федор.
После крещения русский народ станет их почитать, как первых христиан-мучеников
на Руси. Но это будет после 988 года, а в 983 году начались гонения на
христиан, были разорены храмы.

Владимир долго размышлял над
происшедшим, стал чаще задумываться о вере, проблеме выбора новой религии.
Согласно летописи, к князю Владимиру приходили разные проповедники,
рассказывали о своей вере. Первым прибыл посол от волжских булгар, принявших
ислам. Но многие запреты ислама показались ему отвратительными. Немецких
католиков Владимир выслушал и сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли веры
от Папы». Иудеев Владимир спросил, где их отечество. Они ответили: «Наша родина
– Иерусалим, но бог рассеял иудеев по чужим землям». «И вы, наказываемые Богом,
дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества», —
сказал им Владимир. Греческий философ рассказал Владимиру все содержание
Священного писания и нарисовал картину «Страшного суда». Затем князь, собрал
бояр и старцев и сообщил о всех послах и о их предложениях. Бояре и старцы
посоветовали князю отправить 10 благоразумных мужей в разные страны. Послы,
вернувшись, поведали, что скудные храмы, унылое моление и печальные лица
мусульман произвели на них плохое впечатление. Обряды немецких католиков
показались лишенными всякого величия и красоты. По поводу греческой веры
сказали так: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького,
так и мы, узнав веру греков, не хотели иной».

Но Владимир пожелал еще раз услышать
мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий, — сказали они, — был лучше
других, то бойко твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала бы принять
его».

Владимир решил принять веру греческую
– православную. Но обращаться к Византии в качестве просителя он не хотел. В
987 году завоевав богатый греческий город Херсонес, князь Владимир объявил
через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает
жениться на их сестре, юной Анне, а в случае отказа возьмет Константинополь.
Императорам пришлось согласиться, но христианка не могла стать женой язычника,
даже, если он князь большого, процветающего государства. Владимир должен был
принять таинство крещения и отпустить всех своих жен. Владимир обещал это
сделать.

Царевну Анну отправили на корабле в
Херсонес. В летописи говориться, что Владимир к тому времени потерял зрение.
Царевна Анна убедила его в необходимости принять крещение. Как только он был
крещен, — тут же прозрел. Бояре, видя это чудо, так же крестились в церкви св.
Василия. Это событие произошло в 988 году. Владимир принял крещение и женился на
царевне Анне. Город Херсонес был отдан им в качестве выкупа за невесту.

Запись даты в тетрадь.

Работа с иллюстрацией
«Жертвоприношение Перуну в Киеве» и картиной К.Лебедева «988 год-крещение
киевлян».

— Составьте рассказ о крещении Руси.

Работа с картой учебника.

Найдите города, которые раньше всех
приняли христианство в X веке, и надпишите их названия. (Киев, Новгород,
Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир-Волынский, Смоленск, Псков, Луцк,
Древлянская земля).

— Распространении христианства не
было мирным процессом.

Единобожие вводилось «огнем и мечом»
(например в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.

4. Становление православной
церкви.

— Церковная система на Руси была
заимствована вместе с верой из Византии.

Работа со схемой учебника с.53.

— Кто возглавлял православную церковь
на Руси?

— По чьему решению занималась эта
должность?

— Что может означать пословица «Каков
поп, таков и приход?»

Во главе церкви стоял митрополит,
подчинявшийся патриарху в Константинополе. Митрополит – одна из высших
должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинен только патриарху из
Константинополя. Самыми первыми митрополитами были греки, приехавшие в Киев. Во
главе областей – епархий (большие церковные области) стояли епископы.

Государство заботилось об укреплении
православия. Десятую часть своих доходов князь Владимир повелел отдать церкви
на содержание священников, строительство храмов. На эти же средства был
построен для митрополита огромный каменный храм Пресвятой Богородицы, прозванный
Десятинной церковью. На Руси появляются первые монастыри. Монастырь – община
монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни.

В них кроме священников (белого
духовенства), появились и монахи (черного духовенства). Такими были
христианские сподвижники Антоний и его покровитель Феодосий Печерский. Их
усилиями был основан Киево-Печорский монастырь.

Чтение доклада о монастыре.

5. Значение принятия христианства.

— В чем значение принятия
христианства на Руси?

Работа с учебником с. 51-52.

Запишите их в тетрадь.

(Княжеская власть и власть феодалов
укрепилась, что способствовало объединению Руси. На Руси распространилась
Византийская культура. Укрепилось международное положение Руси. Русь входила в
круг христианских государств. Отменилось многоженство. На Русь стали привозить
христианские книги. Многие стали учиться читать и писать. Появляются
архитектурные памятники: монастыри, церкви, соборы, развивается живопись
мозаика, фрески, иконописание).

IV. Закрепление материала.

— Почему Князь изменился став
христианином?

— Почему была выбрана православная
вера?

— В чем заключалось значение принятия
христианства?

— Докажи, что в результате крещения
Русь сделала значительный шаг по пути развития культуры, цивилизации.

V. Итог урока.

В конце урока дается по одному
письменному вопросу, чтобы проверить, как усвоен материал.

— Расскажи, какое событие называется
«крещение Руси». Объясни, почему Владимир Святославович отказался от язычества
и выбрал именно православие.

— Докажи, что в годы правления Владимира
Святославовича окрепло Древнерусское государство.

VI. Домашнее задание:

§ 5, вопросы на стр., 54, подготовить
сообщение по теме «Владимир Красное Солнышко», «Ярослав мудрый», «Братья Борис
и Глеб».

У истоков каждого языка и каждой культуры, активно творящих во времени, мы встречаем ключевые фигуры, в судьбе и деяниях которых заключены и предугадываются основные черты духовной жизни и повседневной работы народа. Они не только имеют неоценимое значение для понимания национального характера и национальной религиозности (то есть связи с Богом, если следовать первоначальному латинскому значению слова «religio), но и скрепляют прошлое, настоящее и будущее, становятся основанием и опорой в непростые времена, на больших поворотах, в дни смут и перемен. Легенда и достоверные факты тут сливаются воедино, и их трудно бывает разделить, хотя поколения специалистов и бьются над этой задачей. Но так ли существенно подобное разделение, если брать во внимание не мумифицированное прошлое, а живую ткань длящейся истории? Легенда, прошедшая сквозь тысячелетие, сохраняет именно те черты, которые особенно дороги национальному духу, национальному характеру, представлениям о человеческой участи, красоте и справедливости.

2015-06-30_002
В образе Крестителя Руси, равноапостольного князя Владимира Святославовича каждая черта, каждый эпизод, который хранит Предание, имеет не только конкретно-историческое, но и универсальное, символистическое значение. В нем предчувствуется путь народа и главное его упование, его дерзость и смирение, ошибки и раскаянье. Здесь имеет значение все – и нравы языческой Руси, и те личные выборы, которые совершал князь до обращения к христианству, и его преображение после крещения…

Точная дата рождения Владимира неизвестна. По расчетам историков и приблизительным данным немецких хронистов, он должен был появиться на свет где-то около 960-го года. Матерью его была Малуша, рабыня княгини Ольги, по некоторым преданиям, дочь того самого древлянского князя Мала, которому Ольга так жестоко и изобретательно мстила за смерть Игоря. При Ольге Малуша была раздатчицей милостыни и, вероятно, христианкой. Ее связь со Святославом разгневала великую княгиню, которая выслала ее из Киева в село Будятино. О каком Будятине идет речь в летописи, доподлинно неизвестно. Многие считают, что это деревня Будник под Псковом, но, возможно, и село Будятин под Гомелем, или Будятичи под Владимиром-Волынским. Так или иначе, там родился князь Владимир.

Вероятно, уже во младенчестве Владимир вернулся в Киев, а о судьбе его матери летопись ничего не рассказывает. Скорей всего они были разлучены, так как воспитанием мальчиков княжеского рода по обычаю на Руси занимались старшие дружинники, проверенные в боях воины и опытные мужи. Владимира поручили заботам малушиного брата Добрыни, который станет впоследствии одним из прообразов богатыря Добрыни Никитича в русском былинном своде…

Летопись говорит, что Владимир был третьим сыном Святослава, после Ярополка и Олега. Однако именно он в десятилетнем возрасте, в 970 году, был поставлен княжить в Новгороде, втором по значению городе Русской земли. Святослав уходил на войну в Придунайскую Болгарию, старшего своего сына Ярополка он оставил в Киеве, а второго по старшинству – Олега – в Овруче, на древлянской земле.

В 972 году Святослав погиб, а еще через пять лет братья перессорились. Теперь уже вряд ли кто способен разобраться в обидах и оскорблениях тысячелетней давности, но надо понимать, что отрокам в те дни едва исполнилось 16-18, и их горячность плохо согласовывалась с их опытом. К тому же у каждого существовали свои воспитатели-советчики с частными интересами, страстями и амбициями.

Вроде бы причина этой усобицы проста. Некто Лют, сын Ярополкова наставника Свенельда, охотился в древлянских лесах и был там убит. Свенельд поклялся отомстить. Ярополк пошел с дружиной на Овруч, при штурме городских стен Олег нашел свою смерть. В давке его попросту столкнули с моста в крепостной ров. Владимир, у которого после смерти брата были все основания бояться и за свою жизнь, бежал из Новгорода в Скандинавию и вернулся оттуда уже с варяжским войском. Теперь настала пора страшиться киевскому князю.

Как некогда Вещий Олег, герой знаменитого пушкинского стиха, Владимир с варяжской дружиной двинулся на юг. Но по дороге ему предстояло еще наведаться в Полоцк, так как полоцкая княжна Рогнеда нанесла ему жгучую обиду, а в дни язычества обиды не прощались.

Эта история почти сказочная. К Рогнеде, дочери Рогволода, Ярополк и Владимир сватались почти одновременно. Но гордая полочанка, слывшая к тому же первой красавицей тогдашней Руси, ответила Владимиру отказом: «Не хочу, мол, идти за сына рабыни».

И сам Владимир, и Добрыня, его наставник, брат Малуши, услышали в этих словах жесточайшее оскорбление. Участь Полоцка была решена. Варяги разгромили город, Владимир силой взял Рогнеду в жены, а Рогволода и двух его сыновей убили. После этого можно было идти на столицу.

У Ярополка не было достаточной силы, чтоб сопротивляться воинственным и жестоким варягам. К тому же в его ближайшее окружение вкралась измена. Боярин с говорящим именем Блуд давно переметнулся к новгородцам. Он то и присоветовал не слишком воинственному Ярополку явиться к Владимиру с миром. Однако брата своего Ярополк так и не увидел. Владимирова дружина подняла его на мечи, едва он только вошел на территорию лагеря…

…Так Владимир вокняжился в Киеве. Случилось это в 978 году…

…В языческий период Владимир является нам во всем блеске и ярости молодой силы, не просвещенной светом христианства. Летописец пишет о его редком женолюбии – только в одном Киеве, помимо пяти жен, было у него 300 наложниц, а еще 300 в Белгороде, и 200 в Берестове. И был он, – пишет летописец – ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц»… Женолюбие это сочеталось с воинственностью, – мы видим князя постоянно в военных походах, – и в заботах о торжестве веры предков.

Старому славянскому язычеству, до того достаточно бедному, Владимир пытался придать невиданное доселе значение. На холме, у берега Днепра, были выставлены новые идолы: «Перуна деревянного, а голова у него серебряная, ус золотой, Хорса Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши», – как с ужасом перечисляет их имена летописец. Эта языческая демонстрация имела особый смысл еще и потому, что со времен Ольги в Киеве жило много христиан; те же новгородцы и варяги, которые пришли с Владимиром, были отъявленные язычники, многие еще и в воинственном скандинавском духе. Их кумиры хотели борьбы и требовали жертв.

Крайней точкой этого движения стали человеческие жертвоприношения по северному образцу, о которых ранее вроде бы и не слыхивали на Руси. Появились и первые мученики-христиане – варяг Федор и сын его Иоанн.

Жребий жрецов определил Иоанна в жертву истуканам, а Федор не пожелал отдавать своего любимого первенца. Толпа растерзала обоих, но перед смертью Федор выкрикнул народу: «Не боги это, а дерево, ныне есть, а завтра сгниет, не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются, сотворил Он небо и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны… Если боги они, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына».

Отец и сын погибли мученической смертью, но слова эти передавались из уст в уста и глубоко запали в душу киевлян. Не раз задумывался над ними и сам князь. Не напрасно ведь сказано: «Кровь мучеников – семя христианства».

Между тем старое язычество с годами все больше показывало свою ограниченность. Оно не отвечало на главные вопросы все более усложнявшейся жизни: Что есть человек? Откуда он? Куда идет? Какова его посмертная судьба?

Однажды Владимиру встретился старый грек. Князь, по обычаю, позвал его отобедать. Грек показал гостеприимному хозяину икону Страшного суда. Грешники спускались в ад, праведники возносились на небо. «А я куда?» – спросил гостя князь. «Если крестишься, попадешь на небеса», – ответствовал тот. – «Ну что, станешь креститься?». «Надо повременить», – отвечал тогда Владимир. Он еще не был готов…

Под 986 годом «Повесть временных лет» помещает знаменитый рассказ о выборе веры. Сама эта легенда, – вне зависимости от ее фактологической точности, – чрезвычайно важна для понимания места и роли Руси, а потом и России в мировой истории. Большинство стран расположены внутри крупных цивилизационных миров, и исторические потоки действуют на их культуру, формируют и преображают ее. На Руси не так. Русь – пограничье, между Азией и Европой, между степью и лесом, между кочевниками и земледельцами. У нас от века существовал выбор, в какую сторону двигаться. Мы, при всем желании, не могли быть жертвами истории, материалом, – только творцами и соучастниками ее.

Выбирая веру, Владимир действует сам. Он ни в коем случае не подчиняется, – ни логике обстоятельств, ни случайности, ни, тем более, чужой воле. Это его решение, собственный путь, и он пройдет его вместе со своим народом…

…Первыми к великокняжескому двору пришли мусульмане, евреи и немцы.

Магометане, которые были из волжских болгар, сказали Владимиру:

– Ты мудрый, а закона не знаешь.
– А в чем ваш закон? – спросил князь.
– Мы веруем в Бога, – отвечали болгары, – и Пророк Его Мухаммед учит нас делать обрезание, не пить вина, не есть свинину, а по смерти мы попадем в рай, и будет у нас семьдесят прекрасных жен.
– Нет, — отвечал Владимир, – веселие Руси есть питие.

Вслед за мусульманами пришли немцы от Папы.

– А какая заповедь ваша? – спросил их Владимир.
– Пощенье по силе, – отвечали немцы, – а если кто ест и пьет, то все во славу Божию.
– Нет, – отвечал Владимир, – ступайте домой, отцы наши не приняли вашей веры.

Третьими были иудеи из Хазарского каганата. Эти начали с того, что стали унижать христиан – они-де верят в Христа, которого мы распяли, а мы верим в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова.

– Где же ваша земля? – спросил их Владимир.
– В Иерусалиме.
– А почему вы не там?
– Бог наказал наших предков за грехи и рассеял по миру.
– Вот как? – изумился Владимир. – Вы сами прокляты, к тому ж хотите на других навлечь это проклятие! – и велел прогнать иудеев прочь.

Наконец, явился Грек-Философ из Константинополя. Он рассказал Владимиру всю Священную историю от Адама до Иисуса, а в конце добавил: «Господь поставил один день, когда Он сойдет с небес, и будет судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его; праведным – Царство Небесное, красоту неизреченную и радость без конца, грешникам же – вечные муки».

Владимир был впечатлен, но и этого, -–как рассказывает летописец, – казалось ему мало. Конечно, в Киеве в ту пору жило множество людей, которые бывали в Константинополе, слушали православную литургию, читали Писание, чтили иконы. Но князь решил еще раз испытать греков. Он послал специальное посольство, чтоб узнать мнение самых верных своих людей о православной вере.

Посольство это увенчалось полным успехом. Киевляне побывали на богослужении в храме святой Софии и были сражены красотой и величием литургии. «Как будто на небеса вознеслись», – рассказывали они. Это преклонение перед красотой и гармонией решило исход дела. Теперь Владимир только ждал удобного случая. Он даже спросил у бояр: «Где мне принять крещение?» «Где тебе любо», – отвечали бояре.

И князю было любо сделать это так, чтоб не идти на поклон к гордым и подчас высокомерным грекам, а чтобы сами они явились к нему с дарами, как материальными, так и духовными. Языческое начало все ж было сильно еще в нем, и гордость властителя преобладала над смирением ученика…

…Повод вскоре предоставили сами греки. Смуты в империи дали Владимиру предлог, чтоб отправиться походом на Херсонес (Корсунь), ближайший к Киеву крупный греческий город (ныне – руины на окраине Севастополя). Русские осадили Херсонес и взяли его, и уже оттуда Владимир направил послание греческим императорам Василию и Константину, пообещав креститься, если те отдадут за него свою сестру Анну.

Царевна Анна приняла выбор Владимира как жертву, которую она принесла за веру и за свое Отечество. Понятно, она не хотела покинуть блестящий Константинополь и отправиться на север навстречу неизвестности, но такова была воля Божья. Однако, едва византийская царевна прибыла в Херсонес со свитой и духовенством, выяснилось, что князь медлит с крещением, вероятно, никак не может решиться. И тут случилось чудо. У Владимира разболелись глаза, он почти ослеп. Анна сказала ему: «Если крестишься, то исцелишься, если будешь откладывать крещение, то навсегда ослепнешь».

Владимир крестился и прозрел (произошло это, вероятно, на праздник Крещения Господня 6 января 988 года).

…Домой Владимир отправился с царевной Анной, греческим духовенством, мощами св. Климента и Фива, иконами и священными сосудами. Корсунь он вернул, – в вено за жену свою, – как говорит летописец.

Явившись в Киев, князь первым делом крестил всех домашних, а истуканов с берега Днепра велел столкнуть в воду. Рассказывают, что люди долго отталкивали Перуна от берега, чтоб тот никуда не пристал…

Киевляне крестились в Днепре, многие из них были уже подготовлены к Крещению, других вдохновлял пример князя и его приближенных. Только самые закоренелые язычники бежали в леса. На месте гибели мучеников Федора и Иоанна была освящена и срублена первая в городе Десятинная церковь.

Добрыня и Путята крестили Новгород, – там не обошлось без жреческого сопротивления. Служители языческого культа пытались взбунтовать народ, но были быстро усмирены. Отсюда пошло выражение: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем».

При жизни Владимира христианство распространилось по всему пути «из варяг в греки» и утвердилось на Русской земле.

Полностью преобразился и сам князь. Языческих жен и наложниц своих он выдал замуж, одна только Рогнеда предпочла постричься в монахини. Долгое время не решался казнить разбойников, говорил, что боится греха. Сказания о его милосердии передавались сотни лет из поколения в поколение. На княжьем дворе любой мог получить продовольствие и денежную милость. Более того, специальные люди развозили милостыню по городу, для больных и немощных, которые не могли явиться на княжеский двор к раздаче…

Не напрасно в народе Владимир Святой получил и другое прозвание – Владимир Красное Солнышко. Он был любим, и являл каждому пример щедрости, справедливости и сострадания…

…С Крещения началась история русской книжности и культуры, история русской духовности и образования. И вот что удивительно. Так же, как сам Владимир, только что страстный язычник, сразу по Крещению явил удивительные примеры христианской добродетели и любви к людям и Богу, так и его страна, только что дремавшая в тишине невежества и своей частной истории, приобщилась через Писание и Предание к истории универсальной, всечеловеческой, почти сразу же ее приняла и творчески переосмыслила. Так, меньше чем за поколение у нас появились и удивительные памятники отечественной словесности («Слово о законе и благодати» митр. Иллариона, «Повесть временных лет», «Поучение Мономахово сыновьям»), и собственные законы («Церковный устав», «Русская правда»), и высокие образцы духовного подвига (от святых страстотерпцев Бориса и Глеба до подвижников Киево-Печерского патерика). И это было только начало исторического пути…

…Официальной канонизации князя Владимира никогда не проводилось. Однако уже в XIV веке мы находим его имя в святцах, а на Московской Руси он становится одним из самых почитаемых святых. Из Князь-Владимирских соборов, построенных по всей земле Русской, знаменитейшие храмы в Петербурге, Саратове, Киеве, Севастополе, и новый – в Херсонесе Таврическом.

Образ князя Владимира имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил те черты идеального и мудрого правителя, которые прошли сквозь всю отечественную историю. Пространство его судьбы, скрепившее север и юг, есть наше национальное достояние, корень наших достижений, побед, борьбы и духовного подвига.

«Величаем тя, святой равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшего и всю Российскую землю Святым Крещением просветившего…».

Материал предоставлен Синодальным информационным отделом

Представители духовенства двадцать восьмого июля чтут память князя Владимира, который прославился как креститель Руси. В этот день великий князь появился на свет, напомним, он является младшим сыном князя Святослава.

День памяти равноапостольного великого князя Владимира 28 июля, история праздника

Князю Владимиру было всего шесть лет, когда скончалась княгиня Ольга, которая воспитала его. Отец отправил Владимира править в Новгород, его опекал воевода Добрыня. Известно, что Добрыня был братом матери Владимира — Малуши. Мать Владимира также была известна под именем Малхрида, она была христианкой, когда ее сын также стал веровать в Христа, он основал в Киеве Десятинную церковь в честь матери.

Спустя три года после кончины Ольги, князя Святослава – отца Владимира, убили в сражении с печенегами. Тогда воспитатели сыновей Святослава начали воевать между собой, они сражались за Киев, в котором начиналось христианство, а также за языческий Новгород. В итоге победил Новгород, а князь Владимир стал править в Киеве. Два старших брата Владимира, Ярополк и Олег, погибли во время войны, князь Владимир до конца своей жизни оплакивал их кончину.

Князь Владимир начал править землями без помощи своего отца в тот момент, когда ему исполнилось семнадцать лет. Первые несколько лет своего княжества он провел в походах, пытаясь объединить Русь. Князь делал доброе дело, он вел за собой народ и говорил о том, что нужно быть единым целым. Люди слушались его, это привело к тому, что Русь стала едина.

Известно, что князь Владимир до принятия крещения был язычником. Однако опыт его матери и воспитательницы дали понять, что следует отречься от этой веры, и веровать во Христа. Все чаще на Руси стали появляться мученики, которые умирали за Господа. Они отказывались служить идолам, Владимир видел все это и понял, что так продолжаться не может, он хотел изменить Русь.

Если верить легендам, князь отправил своих послов в разные государства для того, чтобы понять, как разные народы служат Господу. Больше всего посланников поразила Греко-восточная вера, когда они вернулись на родину, то сказали князю о своем восхищении. Так получилось, что греческие правители Константин и Василий обратились к князю Владимиру с просьбой помочь им справиться с бунтом воеводы Фоки. Князь согласился, но с одним условием: он хотел жениться на их сестре, царевне Анне. Императоры дали свое согласие, но также с одним условием: князь должен пройти обряд крещения. Когда Владимир одолел Фоку, они не выполнили то, что обещали. Тогда князь взял Корсунь и заставил императоров исполнить обещанное. Позже князь вернул грекам Корсунь, это был выкуп за невесту. Также князь крестил свою дружину. Это произошло в 988 году. Если верить легендам, перед крещением князь ослеп, и прозрел, когда вышел из купели. Когда Владимир вернулся в родные края, все пришедшие с ним православные священнослужители крестили киевлян на месте, где река Крещатик впадает в Днепр. Священнослужители принесли с собой богослужебные книги, которые были переведены на славянский язык Кириллом и Мефодием. Со священнослужителями также был митрополит Михаил.

В Киеве, который знал христианство достаточно близко, оно утвердилось быстро. В Новгороде, Ростове и Муроме язычество держалось несколько веков, но вскоре христианство победило, и эти города также стали христианскими. Издревле на Руси не знали смертной казни, ее заменяли на пеню – это денежный штраф. Преподобный Владимир является создателем этого обычая. Вскоре такой обычай стал законом, он вошел в свод законов, который был составлен при сыне его, великом князе Ярославе.

1469674918 6769

Великий князь был настолько популярен и уважаем среди общественности, что народ сочинял о нем композиции, стихи, его почитали, как святого и называли Красно Солнышко. Владимир также создал в России множество городов, один из них вы точно знаете — Владимир, в Суздальской земле. Князь старался укрепить веру людей и объединить их, в целом все его правление можно охарактеризовать одним словом — единение. Владимир хотел, чтобы люди жили в мире, никто не должен был воевать, на Руси должна была царить гармония. Дело Владимира продолжили его славные дети, в особенности Ярослав Мудрый.

Благодаря Владимиру, был построен храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Известно, что этому храму он жертвовал некоторую часть своих доходов. В 1015 году князь скончался, это произошло в селе Берестово. Святые мощи Владимира находятся в Софийском храме, который был построен его сыном — Ярославом.

7fa774b269c4261341550a81e6d57cb1

В народе в этот день продолжали славную традицию: нужно было пройтись босиком по траве и собирать росу. Говорят, что это помогает избавиться от многих заболеваний, в том числе, хронических. Представительницы прекрасной половины человечества собирали росу в льняные полотенца, а затем приходили домой и выжимали их в кружку. С этой кружки нужно было умыться росой, так можно было обрести молодость и красоту. Этой традиции придерживались весь июль.

Дети князя Владимира

(всего тринадцать сыновей, и не менее десяти дочерей):

  • От «чехини» (по «Саге об Олаве сыне Трюггви» — Аллогии, по Татищеву — варяжки Оловы, «норвежской княжны Олавы»):
    Вышеслав, князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.
  • От вдовы Ярополка Святославича по родословиям — «грекини Предиславы» (жена с ок. 978):
    Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно, был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.
  • От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977):
  1. Изяслав, князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь своего супруга Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер там же, при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви — самой ранней и старшей из ветвей Рюриковичей.
  2. Мстислав; если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, однако во втором списке сыновей Владимира в «Повести временных лет» под 988 годом — единожды), то, скорее всего, умер в младенчестве.
  3. Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — киевский.
  4. Всеволод, князь Владимир-Волынский, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году.
  5. Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
  6. Премислава (ум. в 1015 году), по некоторым источникам с 1000 года жена венгерского принца Ласло Лысого (ум. 1029).
  7. Мстислава, в 1018 году среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.
  • От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):
  1. Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036 году, не оставив наследников.
  2. Станислав, князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны). (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).
  3. Судислав, князь псковский, в 1024—1059 годах в заточении, умер в 1063 году, пережив всех братьев. (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).

Рассказ про князя владимира

По летописи — «ѿ другия (Чехыни) Ст҃ослава». От «богемской княжны» Мальфриды (по поздним данным):

  • Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.

От «болгарыни», по родословцам — «болгарской княжны Милолики», некоторые историки пытались идентифицировать её с царевной Анной:

  1. Борис, князь ростовский.
  2. Глеб, князь муромский.
  • От жены, имя которой осталось неизвестным:
  1. Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира. (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).
  2. Добронега-Мария (ум. 1087) — стала женой короля Польши Казимира I.

ТЕМА:
«Правление князя Владимира Святославича», 6 класс

Во том городе во Киеве

  
У ласкового князя у Владимира

Пированьицо
да был почестен пир….

Из
русских былин

Цель:
проследить основные направления внутренней и внешней политики князя   
Владимира, определив при этом главную цель – восстановление могущества,
укрепление и защита государства

Задачи:

1)    Раскрыть
особенности прихода князя Владимира на киевский престол

2)    Продолжить
формирование основных умений учащихся: работы с исторической картой, анализа
учебного текста и текста источника, умения самостоятельно делать выводы, умения
сравнивать

3)    воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям об истории
своего Отечества.

План урока

1.    
усобица сыновей Святослава.
Захват князем Владимиром Киева.

2.    
Киевская Русь – единое
государство:

а) политические задачи князя Владимира;

б) управление государством при князе Владимире.

           3.
Войны с печенегами.

Основные
термины и понятия

         Единое
государство, бояре, посадники, городское вече, «старцы градские», «сотские»,
«десятские».

         МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ 
И  МЕЖКУРСОВЫЕ  СВЯЗИ

История Средних
веков
– создание Франкской империи, правление
Карла Великого.

Литература
– древнерусские былины.

Ход
урока

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

Организационный
момент

Проверка
готовности учащихся к уроку

Проверка
домашнего задания

Проверка
домашнего задания
в форме небольшого письменного контроля

Письменный
опрос.

1.    
Индивидуальная
работа у доски.

а)
«Первые русские князья» (составление генеологической схемы);

б)
объяснение слов: «Полюдье», бортничество, детинец, «уроки», «погосты».

2. Фронтальная
письменная работа.

а)
Исторический диктант:


образование государства Киевская Русь


восстание древлян

— гибель
князя Святослава


призвание варягов на Русь

— поход
князя Олега на Царьград

б)
соотнесине событи и имена:

События

Имена
князей

1.
Игорь

А)
Налоговая реформа

2.     Олег

Б)
Перенос столицы за Дунай

3.              
Ольга

В)образование
княжеской династии

4.     Рюрик

Г)Образование
государства Киевская Русь

5.     Святослав

Д)
Первый правитель-христианин

Е)
Разгром Хазарии

Новая
тема

Постановка
проблем

ного
вопроса

Вступительное
слово учителя
о сохранении в народной памяти (в былинах) имени
князя Владимира.

Н.М.Карамзин:
«Сказки не история; но сие сходство в народных понятиях о временах Карла
Великого и князя Владимира достойно замечания: тот и другой, заслужив
бессмертие в летописях своими победами…живут и доныне и в сказках
богатырских».

— Почему
историк сравнивает князя Владимира с Карлом Великим? Чем прославился Карл
Великий? Согласны ли вы с таким сравнением?

Ответы
на вопрос учителя:

Карл
Великий прославился:


многочисленными походами;


объединением племен и созданием Франкской империи;


распространением христианства

Усобица
сыновей Святослава

Беседа с
классом.

— Кто
управлял русскими землями после смерти княгини Ольги, когда князь Святослав
находился на Дунае?

— Что
вам известно о сыновьях князя Святослава?

Рассказ
учителя о

междоусобной борьбе между сыновьями князя Святослава и захвате Киева князем
Владимиром.

Особо
следует отметить, что «потрясенное усобицами государство являло признаки
внутреннего разложения» (С.Ф.Платонов):

— отпали
племена вятичей и радимичей


пошатнулось внешнее могущество Руси.

Ответы
на вопросы учителя

Киевская
Русь – единое государство (походы князя Владими

ра;
основание новых городов).

Войны с
печенегами.

Организация самостоятельной работы учащихся.

При
выполнении работы учащиеся пользуются текстом учебника (параграф 5), картой
атласа «Походы киевских князей в конце
X – первой половине ХI века»
или картой учебника «Киевская Русь при князьях Владимире и Ярославе» (с.49)

Проверка
выполнения самостоятельной работы.

Необходимо
подвести учащихся к пониманию того, что в результате деятельности князя
Владимира окрепло единое государство – Киевская Русь.

Самостоятельная
работа учащихся.

Задания:

1.    
Найдите
в тексте параграфа 5, используя историческую карту, подтверждение слов
историка С.Ф.Платонова: «… Главная деятельность князей направлялась на то,
чтобы:

1)    Объединить
русские племена и создать на Руси единое государство;

2)    2)
устроить как можно выгоднее торговые сношения с соседями и обезопасить
торговое движение к иноземным рынкам;

3)    Оборонить
Русь от внешний врагов»ъ

2.    
Выпишите
в тетрадь основные задачи Владимира и исторические факты, подтверждающие
выполнение этих задач.

Киевская
Русь – единое государство (управление государством во времена князя
Владимира)

Рассказ
учителя

о системе управления Древнерусским государством.

Особое
внимание уделяется сочетанию в системе управления княжеских и вечевых
(общинных) органов управления.

Составление вместе с учителем схемы
«Управление Древнерусским государством»

Подведение итогов урока

Возвращение
к проблемному вопросу

Сравнение
деятельности князя Владимира с Карлом Великим.

Домашнее задание

Параграф
5, вопросы к нему, контурная карта (отметить на карте походы князя Владимира)

СПРАВОЧНЫЙ 
МАТЕРИАЛ

         Бояре
высший слой общества на Руси в Х – начале ХVIII
века, занимавший главенствующее положение в государственном управлении после
великих князей и царей.

Дружина
– княжеское войско, формировавшееся на добровольных
началах и имевшее права самоуправления. «Дружина князья» составляла основную,
центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники сопровождали
князя в «полюдье», собирали для него дань, помогали в управлении волостями и в
отправлении правосудия, отбывали дворовую службу и т.д.

         Посадник
– наместник князя на землях, входящих в состав Древнерусского государства.
Посадник принадлежал к числу «старших» дружинников князя. Впервые термин
«посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 годом.

         «Старцы
градские»
(старейшины) – институт кровнородственной общины, где
действовало не только выборное, сколько возрастное начало. Они «являются об
руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных
торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой».

         Городское
вече
– в Киевской Руси – орган городского управления и самоуправления.
Собрание, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города, для решения сообща
каких-либо дел, касающихся их городской жизни.

         Вече
правило волостью наравне с князем, и, конечно, строгого разделения власти веча
и князя не существовало.

«Сотский»,
«десятский»
— низшее начальствующее лицо,
назначаемое свыше или избираемое общиной.

  • Рассказ про катунь 2 класс
  • Рассказ про киров на английском
  • Рассказ про йошкар олу
  • Рассказ про зимних птичек
  • Рассказ про зож на английском