Рыба-меч относится к крупным представителям морских глубин Атлантического, Тихого и Индийского океанов, то есть обитает в теплых тропических и субтропических водах далеко от берега.
Длина этой рыбы достигает более четырех метров. У неё нет ни зубов, ни чешуи.
Окраска спины темно-синяя, бока голубовато-серые, брюхо серебристое. Глаза голубые.
Тело вытянутое и имеет нос в виде *меча* — это удлиненная верхняя челюсть, с помощью которого она убивает свою жертву, прокалывая или разрубая добычу на куски. Длина *меча* достигает до 1,5 метра.
Благодаря стремительности и быстрой реакции рыба-меч относится к удачливым хищникам.
Питаются эти рыбы моллюсками, кальмарами и разными видами рыб.
Живут такие рыбы более 10 лет.
Баобаб называют чудом растительного мира. Произрастает это дерево в тропической Африке (зоне жарких саванн). Если точнее сказать, то его можно найти в тропических лесостепях, где есть только два времени года: жаркое сухое и жаркое дождливое.
Баобаб очень любит местное население.
Это удивительное дерево нельзя спутать ни с каким другим. Диаметр отдельных его экземпляров превышает 10 метров.
В дождливый период баобабы запасают воду в свой ствол. Дерево способно впитать в себя 120 тонн воды.
В период засухи баобаб замедляет свои процессы жизнедеятельности. Его листья, в это время, желтеют и опадают. Само дерево выглядит необычно. Несведущему человеку кажется. что верхние ветки — это корни. Корневая система у баобаба очень мощная, поэтому его не страшат даже песчаные бури.
Цветет баобаб только по ночам. Каждый цветок живет только одну ночь. Но период цветения длится весь дождливый сезон. Белые и очень большие цветы баобаба молодые очень вкусно пахнут, но старые испускают зловоние. Опыляют цветы-летучие мыши (крыланы).
Плоды баобаба по форме напоминают огурцы. Они съедобные. Их охотно употребляют в пищу как павианы, так и люди. Вкус у плодов кисловатый.
Баобаб отличается необычной жизненной силой. Даже когда с него снимают кору дерево не умирает, а кора вырастает вновь. Не погибает баобаб даже когда упадет на землю. если хотя бы один корешек его сохранит контакт с землей, то дерева будет продолжать свою жизнь лежа.
Вообще баобаб относится к долгожителям. Он способен прожить более 2000 лет.
Баобабы не очень высокие деревья, средняя высота его доходит до 25 м. Но встречаются среди них и настоящие великаны. Самый высокий баобаб достигал высоты — 189 м.
Частенько в стволах этих толстых деревьях образуются огромные дупла. Английский путешественник Давид Ливингстон вспоминал, что он видел, как в дупле дерева спало от 20 до 30 человек.
Умирают баобабы тоже удивительно. Они медленно сползают, пока не рассыпятся.
Рыба-молот — это молотоголовая акула. Она имеет очень широкий ареал обитания. Её можно встретить практически везде кроме Северного Ледовитого океана и вод тропического пояса. Иногда она достигает 6 метров в длину. Окрас её темноте три соевый, брюхо белое. Огромные зубы. 32 зубных ряда в верхней челюсти и до 30 в нижней. Это активный хищник. Её рацион — рыбы, иногда даже акулы, скаты, моллюски, крабы, креветки. Нападает она и на человека. Живёт акула около 20 лет.
Шустрые и малозаметные лесные мыши мало отличаются от полевых или домашних сородичей, кроме размера. Длина тела взрослого зверька достигает 12-ти см. У лесной мыши очень длинный хвост, который может превосходить длины тела или даже равняться ему. Уши у зверька большие и слышат прекрасно. Эта особенность позволяет им скрываться от опасности при малейшем шорохе.
Цвет у лесной мыши рыжеватый, с размытым коричневым пятном вдоль спины. Живот же имеет белую окраску.
Ареал обитания лесной мыши распространяется на смешанные и лиственные леса, произрастающие в Восточной Европе, Турции и на Кавказе. Они любят старые лесные угодья с пышным подлеском и густым кустарником. А также этот вид мышей живет на Алтае, северо-востоке Казахстана, северо-Востоке Казахстана и Китае. Обитают они и в южных степях, где есть сельскохозяйственные посевы (зерновые).
Жилищем мыши является нора, которую она выкапывает в рыхлой почве около корней деревьев и кустарников. Нора зверька имеет несколько ответвлений, с кладовыми для зерна и гнездом для потомства. Одна мышь заготавливает себе на зиму до пяти кг кормов.
Рацион лесной мыши отличается разнообразием, а именно в него входят: орехи, семена шишек, различные плоды растений, почки, завязи, зерно. Мышь — это всеядное животное. Они едят насекомых и их личинки, мелкие яйца птиц.
Эти животные очень плодовиты. В теплое время года они могут вывести три-четыре приплода, в котором может быть от трех до шести детенышей.
Лесные мышата очень быстро растут. В месячном возрасте они уже сами добывают себе пищу, а в трехмесячном начинают размножаться.
Мыши являются вредителями для молодых деревьев и зерновых культур. Поэтому их численность люди контролируют.
Щука — это пресноводная хищная рыба. Обитает в зарослях водной растительности прудов и озёр. Серо-зелёный пятнистый окрас её тела помогает легко маскироваться во время охоты.
Длина тела — до полутора метров, вес может достигать 35 килограммов.
Тело по форме вытянутое, хорошо обтекаемое, с остроконечной головой.
Главное оружие этой хищницы — зубы, которых у неё насчитывается более 300, да и вся ротовая полость покрыта щетинковыми наростами наподобие зубов.
Питается щука более мелкими рыбами, лягушками, раками, но могут нападать и мышей, крыс, белок, утят. Щуку даже называют пресноводной акулой.
Живёт 18-30 лет.
Экологический проект «Добрый клевер»
.
Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь – это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе.
Актуальность темы:
Важно подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна формирования экологической культуры. Это ответственный период в жизни человека, когда у него появляется интерес к окружающему миру, что позволяет говорить о зачатках экологического сознания. Одним из таких путей достижения экологического сознания может выступить воспитание эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира для каждого ребенка.
Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, коллективный
Продолжительность проекта: со 02.06.2016г. по 30.06.2016г.
По количеству участников: групповой (старшая группа)
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема:
В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург, очень важно уделять внимание взаимодействию природы с человеком, так как это взаимодействие выросло в глобальную проблему. Если люди в ближайшее время не научатся бережно относиться к природе, погубят себя. Экологическое воспитание надо начинать с дошкольного возраста, так в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого растения, его уникальность.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.
Задачи:
1. Формировать системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
2. Развить познавательный интерес к миру природы;
3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
5. Формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
6. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
7. Познакомить детей с клевером;
8. Рассказать о видах этого цветка, особенностях его строения и опыления, о его пользе для человека, животных, насекомых и почвы;
9. Вызвать у детей желание передавать в творчестве красоту цветущего клевера.
Планируемый результат:
— Сформируются начала экологической культуры у детей.
— Сформируется осознанно правильное отношение к объектам природы, экологическое мышление, умственные способности детей (умение анализировать, делать выводы).
— Появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре).
Методы и формы работы:
— наблюдения;
— беседы;
— рассматривание иллюстраций;
— настольные игры;
— подвижные игры;
— пальчиковые гимнастики;
— дидактические игры;
— заучивание стихотворений, пословиц.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
— Накопление информации по теме проекта: проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
— Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
— Подбор наглядных материалов: фото — и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о растениях луга , о клевере.
— Подбор художественной и энциклопедической литературы, чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
— Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно — исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
II. – Основной этап.
Реализация проекта через разные виды деятельности:
1 Направление – « Физическое развитие».
О.О. «Здоровье», О.О. «Физическая культура»
1. Беседы:
* «Наши верные друзья»
* «На зарядку становись!»
* «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».
* «Чистота – залог здоровья».
* «Лето красное – для здоровья время прекрасное!».
* «Полезные и вредные привычки».
Физкультурные развлечения:
* «Весёлые старты».
* Ходьба «Тропа здоровья» (босиком по камешкам, песку, траве).
* Подвижные игры с элементами имитации
2 Направление – «Познавательно – речевое развитие».
О.О. «Познание», О.О. «Коммуникация», О.О.« Чтение художественной литературы», О.О. «Социализация»:
1. Рассматривание: растений; сюжетных картинок, иллюстраций.
2. Наблюдения за изменениями в развитии клевера на прогулке.
3. Изготовления гербария « Такой разный клевер ».
4. Сюрпризная прогулка « В гостях у солнышка»
5. Составление рассказов на тему: «Путешествуем семьёй».
6. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.
7. Чтение летних экологических сказок про клевер:
* «Добрый клевер»
* «Сова»
* «Как клевер Машу спас»
*С. Караулис «Фея с волшебной поляны», Е. Трутнева «Цветы», М. Пришвин «Золотой луг», «Цветик – колокольчик» , А. Онегов «Тропинка полевая» .
8. Чтение стихов о клевере.
Н. Тарасов «Теленок», Л. Громова «Клевер», З. Трубицина «Клевер луговой»,
А. Алферова «Клевер».
10. Загадки о клевере.
11.Пословицы и поговорки о клевере, приметы.
12. Опыты:
* «Передача солнечного зайчика».
* «Что такое почва?».
* «Состояние почвы в зависимости от температуры».
* «Вода»
* «Как вода поступает к листьям?»
* «Где клевер прячет свой нектар?»
13.Хороводная игра «Мы на луг ходили»
14. Театрализованная деятельность по экологическим сказкам.
3 Направление – «Социально — личностное развитие».
О.О. «Социализация», О.О. «Труд», О.О. «Безопасность»).
1. Сюжетно — ролевые игры «Мы — туристы»; «Путешествие на луг», «Цветочный магазин».
2. Дидактические игры и упражнения «Найди своё место», «Найди такой же», «Собери цветок», «Хорошо — плохо», «Цветочное лото», домино «Наш сад».
3. Строительные игры с песком.
4. Работа в цветнике, сравнение садовых и луговых растений.
5. Изготовление вертушек, султанчиков.
6. Вынос комнатных растений на участок, полив из брызгалок.
4. Направление – «Художественно – эстетическое развитие».
О.О. «Художественное творчество», ОО «Музыка»).
1. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»,
П. И.Чайковского «Вальс цветов»
2. Кукольный спектакль: «В гостях у клевера».
3. Конкурс рисунков на асфальте «Какого цвета лето?»
4. Рисование на песке.
5. Художественная деятельность на тему «Разноцветный клевер»
Работа с родителями
1. Конкурс фотографий «Вместе с мамой, вместе с папой»
2.Консультации для родителей:
* «Осторожно! Солнце!».
* «Чем занять ребёнка на прогулке?».
* «Обучаем ребёнка безопасному поведению в природе».
Принципы реализации проекта:
• принцип сезонности;
• принцип учёта местности;
• принцип комплексности и системности;
• принцип учёта возрастных особенностей;
• принцип координации деятельности педагогов;
• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.
3 этап – Заключительный.
1. Выставка рисунков «В гостях у клевера»
2. Изготовление познавательной книги « Добрый клевер»
3. Развлечение: «Клеверная викторина»
Выводы:
Наш проект – продукт сотрудничества детей, воспитателя и родителей.
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, появился интерес к особенностям жизни и развитию растений, возникло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, научились видеть красоту окружающего мира, освоили нормы поведения в природном окружении.
Приложение
Сказка
«Добрый клевер»
Купил как-то крестьянин на базаре корову.
— Для коровы клевер — лучшее витаминное лакомство. Добавляй клевер в корм и всегда будешь иметь много молока, — посоветовал ему продавец.
Вернулся крестьянин домой и посеял в поле клевер на корм для коровы. Через несколько лет решил он на клеверном поле пшеницу посеять, а клевер перенес на другое поле. Принесла пшеница небывалый урожай, как никогда прежде.
— Чудеса, никогда раньше на этом поле у меня пшеница так не росла, и сорняки ее не заглушают совсем, — удивился крестьянин.
Стал он дни напролет об этом думать, да так ничего не надумал.
Однажды косил он в поле клевер и вдруг слышит:
— Эй, крестьянин, на следующий год сей меня на другом поле: на этом я уже поработал.
Понял крестьянин, что это клевер с ним разговаривает, удивился и спрашивает:
— То есть как это поработал?
— Обогатил почву азотом. На корешках у меня азотные клубеньки располагаются. Они прекрасно склеивают перегной, и он делается более прочным и не размывается водой. После меня в почве остаются азотистые вещества. За эти годы, старик, я полностью вернул этой почве плодородие и готов теперь поработать на другом месте.
Понял тогда крестьянин, кто его пшенице расти помогал, и поклонился до земли доброму клеверу. Так скромная луговая травка лучшим другом земледельца оказалась.
«Сова»
(В. Бианки)
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг!
А Старик ей:
— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
« Как клевер Машу спас »
(экологическая сказка)
Пошли Маша да Алеша в лес за грибами. Набрали полную корзину и заблудились. Наконец- то вышли они из леса на луг. Села Маша в траву и заплакала:
— Не могу больше идти. Сил нет.
— Маша, ты же знаешь, за лугом – поле, а за полем наш дом. Вставай, пойдем, — просит Алеша.
— Я кушать хочу. Дай мне глоточек водички или кусочек хлебушка, тогда пойду, — плачет Маша.
Молчит Алеша, самому пить и есть хочется. Мама приготовила им сверток с пирожками и бутылочку с молоком, да мальчик забыл взять еду.
Сел Алеша вместе с сестрой в траву и пригорюнился. Видит, пчелка ползет по большой розовой головке лугового клевера, в его трубочки хоботок свой опускает и нектар собирает.
— Хорошо пчелкам, — вздохнул Алеша,- в любом цветке они себе еду и питье найдут.
— Клевер и тебя сладким соком напоит, если попросишь, — прожужжала пчела и улетела.
Наклонился мальчик над цветком и попросил:
— Клевер, как мне напоить сестренку твоим соком – у нее ведь нет хоботка как у пчелки?
Склонил клевер свою круглую розовую головку и прошептал :
— Видишь, моя головка из длинных цветков-трубочек, в каждой из них капелька нектара спрятана. Сорви самую крупную головку и дай сестренке пососать нектар из моих трубочек.
Выпила Машенька капельку клеверного нектара и сразу сил у нее прибавилось. Быстро добрались дети до дома. Вечером Маша сказала маме:
— Я знаю, почему наша коровка клевер любит. Это самая сладкая и добрая трава на лугу.
СТИХИ О КЛЕВЕРЕ:
— Му, — мычит с утра теленок, —
Клевер мне дает силенок.
Без него я на лугу
И денечка не могу.
(Н. Тарасов)
Клевер в разнотравье розовый цветет,
В воздухе мельканье — бабочек полет.
В вихре кружит весело красок карусель,
Слух ласкает песенкой мне жужжащий шмель.
(Л. Громова)
В поле за деревней, средь душистой кашки,
Расцветает клевер — лучший друг ромашки.
Красные комочки, как кошачьи лапки.
Шарики-цветочки, запах поля сладкий.
Клевер, безусловно, знает млад и стар—
Сено для коровы, для пчелы нектар.
Чтобы было у коровы молоко рекой,
Нужен ей для корма клевер полевой.
Пусть кружатся пчёлы над клевером цветком.
Мы потом с тобою чай попьём с медком!
(З. Трубицина)
Клевер тих и невысок,
И хранит он сладкий сок.
Ведь к нему недаром
Прилетают за нектаром.
У дороги клевер распушил свой веер.
С ветерком играет, песню напевает:
— Бабочки и осы, пчёлки и стрекозы,
Вместе собирайтесь и ко мне слетайтесь.
У меня, у молодца, очень вкусная пыльца.
(А. Алферова)
В поле у овражка красная кашка.
Красные комочки, как кошачьи лапки.
Шарики-цветочки, запах поля сладкий.
Голодный шмель вздыхает тяжко:
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер
И шмель тот час его заметил.
Вкусной кашки полон луг,
Кашку ту не ест мой друг,
Да и я её не ем:
Можно есть её не всем.
Вот корова тёти Маши
Очень любит эту кашу
И, когда её жуёт,
Молоко вкусней даёт.
Разным кашки цвет бывает.
Луг с ней словно оживает.
Ей по нраву юг и север.
Кашка та зовётся…(…?) клевер
Голодный шмелик вздыхает тяжко:
-Поесть бы кашки…
-Да вот же кашка!
Попробуй, шмелик, в ней сок медовый
— Шмелям и пчёлам обед готовый.
Пословицы:
* Трава без клевера, что каша без масла.
*Лён по клеверу посеешь — урожай уже имеешь.
Суеверия:
Во всем мире люди верят, что Четырехлистный клевер — символ невероятной удачи.
Издавна засушенные листочки клевера носили с собой, как талисман. Считалось, что человек, имеющий при себе трилистник или четырехлистник, становится магнитом для везения.
Клевер изображали на различных предметах в доме. Они служили оберегами.
Приметы:
«Цветки клевера склоняются — будет дождь».
«Клевер сближает листочки, наклоняется — перед ненастьем».
«Клевер перед дождем сгибает стебелек и опускает листочки»
Физкультминутка
Зелень — море луговое.
Лепестки всегда по трое!
Раз, два, три… Присесть пониже.
Раз, два, три… Трава все ближе.
Раз, два, три… Где юг, где север?
Только клевер, клевер, клевер.
Я надеюсь, я считаю,
Четырехлистник найти мечтаю.
Раз, два, три… Мой нрав упертый.
Лепесток ищу четвертый.
Может, спрятался он низко?
Счастье где-то близко, близко…
Раз, два, три… Сдаваться рано.
Раз, два, три… Я не устану!
Глаз острее, руки шире…
Раз, два, три… Ура! Четыре!
Ботанические особенности
Встречается растение повсюду и не считается редким видом. Но согласно биологическим признакам, клевер — сложная популяция, представленная в нескольких формах, в зависимости от места произрастания. Он является многолетним, вырастает до 40—45 см, а на одном кустике может образовываться до 7 отдельных ветвистых стеблей. Листорасположение у клевера лугового супротивное.
Соцветия появляются с конца весны и не исчезают практически до наступления осени. Они имеют шаровидную форму, образованную мелкими цветочками. В конце августа появляются плоды, напоминающие по форме небольшие бобы с семенем внутри.
Существует несколько разновидностей: обычный (луговой) произрастает на полянках в лесах, лугах и даже на пустырях; медовый подвид выращивают специально в больших объемах как ценное медоносное растение. Согласно классификации, существуют также шершавый, чешуйчатый и узколистный виды.
Впервые возделывать эту культуру начали в XIV веке в Италии, затем она распространилась в Голландию и Германию, а оттуда и по всей Европе. В России клевер красный стал популярным с середины XVIII столетия.
Рассматривая морфологические особенности растения, следует отметить, что оно относится к перекрестноопыляющимся, имеет хорошо развитый стержне-мочковатый тип корневой системы. У клевера лугового мощность корней и глубина прорастания зависит от окружающих условий и особенностей почвы.
В таблице сравнительной характеристики, изучаемой на уроках биологии в школе, указано, что листья у клевера могут иметь разную форму — от эллиптической до яйцеобразной. При этом может варьироваться и их окраска — от нежно-зеленой до ярко-изумрудной. Особенностью устройства цветка является то, что рыльце пестика и пыльники наружу не выходят, а лепестки венчика срастаются в нижней части в трубку.
Растение используется в народной медицине. Лечебные свойства лугового клевера и польза для здоровья обусловлены его химическим составом. В цветках и листьях содержатся ценные вещества:
- сложные и простые углеводы;
- витамины группы В, а также С, Е, К;
- минеральные и дубильные вещества;
- белки и растительные жиры;
- каротин;
- алкалоиды;
- фосфор, железо, хром, кальций, медь и магний;
- стероиды и сапонины;
- эфирные масла и воск; флавоноиды;
- янтарная, салициловая, кумариновая и другие органические кислоты.
Клевер также выращивают в качестве кормовой культуры. Он полезен для сельскохозяйственных животных.
Полезные свойства
В период до начала активного стеблевания травы в листьях, стеблях и корнях накапливаются полезные вещества. Их образование в растении преобладает над расходованием. Затем в стадии бутонизации расход питания увеличивается, а снижается только к моменту формирования генеративных органов. Именно в это время сторонники народной медицины рекомендуют собирать и заготавливать материал для последующего применения.
Первые молодые листики можно собирать уже весной, они помогают предупредить авитаминоз и укрепить иммунитет после зимнего ослабления организма. Особого способа применения нет, части растения просто добавляют в овощные салаты из огурцов и редиса или кладут в супы вместо зелени.
Благодаря своей химической формуле и составу, клевер луговой обладает рядом ценных свойств:
- устраняет воспалительные процессы, борется с инфекциями и патогенной микрофлорой;
- активизирует метаболические процессы в организме;
- стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, успокаивает слизистую желудка и кишечника;
- укрепляет стенки ослабленных сосудов, предотвращает развитие сердечно-сосудистых заболеваний;
- препятствует накоплению вредного холестерина;
- способствует ускорению регенерации тканей, заживлению кожных покровов при травмах и порезах;
- оказывает общее обеззараживающее действие, укрепляет иммунную систему.
Особенность лекарственного клевера заключается в его способности разжижать кровь. Цветок в народной медицине используется для профилактики тромбозов и варикозного расширения вен. Благодаря наличию кумарина в составе корня и листьев, растение полезно при онкологических заболеваниях.
Клевер с осторожностью применяют при лечении детей и подростков, а для мужчин и женщин это незаменимое домашнее лекарство. Представителям сильного пола рекомендуется употреблять настойки и отвары для усиления потенции — цветок действует, как мощный природный афродизиак. Кроме того, он защищает от внезапного инсульта и инфаркта.
Женщины могут использовать составы из клевера для нормализации гормонального фона, при гинекологических недомоганиях и болезненных ощущениях. Цветок считается полезным в период наступления климакса.
Части растения применяют не только в виде отваров и настоев, но и для компрессов, которые прикладывают к обожженным участкам кожи. Настои эффективны при псориазе, язвах, гнойных ранах. В народной медицине это еще и полезное средство для полоскания при заболеваниях горла.
Заготовка и способы применения
Каждый ребенок практически с детства знает, как выглядит клевер и где он может расти. Существует интересная примета, что найденный четырехлистный цветок приносит удачу и счастье, поэтому отправляться на сбор и заготовку сырья можно всей семьей. Важно собирать растения в экологически чистой зоне, а не вдоль проезжих частей, где они также могут расти.
Несмотря на то что у клевера практически все части полезные, особой ценностью обладают соцветия. Их лучше снимать целыми, сохраняя верхние листочки, в которых накапливается максимальная часть полезных веществ.
Перед использованием листья, корневую часть и стебли необходимо высушить. Для этого подойдет чердак, веранда или другое хорошо проветриваемое и сухое помещение. Пересушивать траву нельзя, иначе набор полезных свойств существенно сократится. Головки соцветий важно сохранить целыми, не дать им распадаться и осыпаться.
После сушки траву упаковывают в бумажные или полотняные мешочки, убирают в сухое место. Хранить заготовку можно только в сухих и темных местах в течение 1 года. С наступлением следующего лета готовят новое сырье. В сельской местности сухие соцветия измельчают и добавляют в первые и вторые блюда в качестве приправы, а также в компот и чай. Кроме того, из клевера готовят:
- отвары (1 столовую ложку соцветий на 1 стакан кипятка, варить 1 минут и настоять в течение 45—50 минут);
- настои (2 столовых ложки сырья на 200 мл кипятка, настоять 2 часа);
- настойки (4 ложки цветков и частей стебля залить 0,5 л водки или 250 мл спирта, настоять 10 суток в темном месте).
Отвары принимают в процеженном виде 3 раза в день после приема пищи по половине стакана. Настойку пьют по 1 чайной ложке перед едой каждый день, а настой по 0,5 стакана 3 раза в сутки.
Клевер имеет важное значение не только для народной медицины, но и для кулинарии. Из него готовят сок, используя листья, соцветия и стебли. Свежие части растения пропускают через мясорубку, а затем отжимают через марлю. Такой напиток рекомендуется принимать ежедневно по третьей части стакана. В нем сохраняется гораздо больше полезных веществ и витаминов, чем в высушенном материале.
Средство полезно для восстановления организма после длительных инфекционных заболеваний, очищения и разжижения крови, снятия головной боли. Противопоказаниями являются беременность, диарея, заболевания сердца.
Интересные факты о цветке
В европейских странах клевер, благодаря особенностям строения цветка и жилкованию листьев, признан символом Святой Троицы. Его изображение также нередко является частью орнаментов и архитектурных композиций, популярно в ювелирных изделиях. Лист клевера — часть гербов многих городов по всему миру.
С древности считается, что носить в кармане цветочек клевера — хорошая примета. Он привлекает удачу и везение, помогает в принятии важных решений и налаживании отношений. Сторонники магии и экстрасенсы считают, что листья клевера — это необычный символ, обладающий теплой аурой и находящийся под воздействием Меркурия. Поэтому он является неотъемлемым элементом колдовских ритуалов и магических обрядов, а приснившееся ночью растение предвещает удачу и богатство.