Рассказ про кикимору 5 класс по музыке

Ход урока.организационный момент.приветствие. попевка колокольчикмотивация к учебной деятельности.звучит песня сказки гуляют по светуучитель: добрая песня открыла наш урок, и это

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Попевка «Колокольчик»

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Учитель: Добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

У: А точнее, будем говорить сказочных персонажах. Мы встретимся сегодня на уроке с одним из них. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?

Д: Фольклор.

У: А что такое фольклор?

Д: Устное народное творчество.

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова —  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

У: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов») (слайд 1). Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (слайд 2). Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».(3 слайд) Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки (слайд 4).

Кларнет

Инструмент

Ключ

Интонация

Мелодия

Опера

Рондо

Ария

Д: кикимора.

У: Мы познакомимся со музыкальной сказочной картиной  «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?

Д: Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора — вредная, относится к отрицательным героям.

У: Сюжетом для сказочной картиной  «Кикиморы» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Выдается текст со сказанием.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Слушание музыки. «Кикимора»

У: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? (Выбор картинки) слайд5.

У: А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин (слайд 6)

У: Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы.

Работа с текстом

Д: Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.

У: Какой оркестр исполняет это произведение?

Д: Симфонический.

У: Назовите инструменты симфонического оркестра.

Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные (работа на карточках).

Игра “Составь название”.

Учитель дает карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой — народного.

КРИСКАП (С)

НАЯБ (Н)

АБТРУ (С)

ФРАА (С)

ИЛСГУ (Н)

АБЛАЛААЙК (Н)

Вступление.

У: Чтобы создать музыкальный образ композитор использует разные тембры инструментов, тогда образ получится ярким и интересным.

У: какое средство более ярко рисует нам кикимору?

Д: тембры музыкальных инструментов.

У: Еще раз послушаем, какие инструменты начинают вступление.

1 раздел — Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. (слайд 8)

2 раздел — Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел — челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».(слайд 9)

У: Вот какие разные использует композитор инструменты для создания образа кикиморы.

У: Много сказок и стихотворений сложено про кикимору в русском фольклоре и с одно из них мы с вами уже знаем. (Слайд 10) Давайте его повторим вместе с хлопками.

Игра «Придумай ритм»

Две кикиморы, на кочке,
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
И костру добавив жару.
Сели отдыхая,
Аромат вдыхая.
В ожидании обеда,
Завели они беседу.

У: Кикиморы у нас вдыхали аромат цветочков, и мы с вами попробуем вдохнуть этот аромат.

Соедините правильные ответы.

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Русский композитор, автор музыкального произведения «Кикимора»

КИКИМОРА

Народное творчество

ФОЛЬКЛОР

Тихая, плавная, певучая мелодия.

ЛЯДОВ

Музыкальный инструмент

9. Комментирование домашнего задания:

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

10. Подведение итогов.

Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»

Рассказ про кикимору 5 класс по музыкеЗародившееся ещё в незапамятные времена устное народное творчество, именуемое фольклором, всегда привлекало русских композиторов, а потому былины, легенды, предания и сказки постоянно ложились в основу их замечательных произведений. Среди музыкальных мастеров, безгранично преклонявшихся перед созданными народом культурными ценностями, особенно выделялся Анатолий Константинович Лядов. Например, по образам из народных источников, он весьма искусно сочинил три колоритные симфонические миниатюры, получившие название «Сказочные картинки», в число которых входит, достойная неподдельного восхищения, красочная пьеса под заголовком «Кикимора».

Историю создания симфонической пьесы «Кикимора» Анатолия Лядова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Краткая история

Анатолий Константинович Лядов создал симфоническую картину «Кикимора», которую он сам назвал фантастическое скерцо, в 1909 году. При этом необходимо отметить, что замысел создания данного произведения зародился у композитора задолго до того, как он написал в нём первую ноту, а именно в начале восьмидесятых годов. В тот период Лядов, несмотря на своё нерадивое отношение к учёбе, всё же окончил консерваторию и даже получил серебряную медаль. Невзирая на молодой возраст и проблемы во время учебного процесса, Анатолий смог показать себя настоящим профессионалом и потому руководство консерватории предложило ему должность преподавателя теоретических дисциплин и инструментовки в родной «альма – матер». В те же годы он впервые встал к дирижёрскому пульту и познакомился с меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.

Анатолий Константинович Лядов

Педагогическая и творческая деятельность отнимала у Лядова много времени и сил, а потому на летние каникулы он с большим удовольствием выезжал на отдых в поместье родственников, расположенное в окрестностях города Боровичи Новгородской губернии. Там Анатолий по-настоящему расслаблялся, наслаждался красотами природы, знакомился с народными обычаями, а самое главное занимался тем, что любил с самого детства: рисованием, сочинением поэтических текстов и чтением сказок, причём не только русских, но и народов мира. Так летом 1881 года, во время летнего отдыха, Анатолий Константинович познакомился с трудом выдающегося русского этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа». Книга и некоторые из её героев, например мифологические персонажи «кикимора» и «баба-яга», так тронули воображение композитора, что он решил запечатлеть их в своих музыкальных творениях и даже сделал к ним эскизные рисунки.

Рассказ про кикимору 5 класс по музыке

Однако лето в таких приятных изучениях пролетело незаметно, и Лядову необходимо было к началу учебного года возвращаться в Петербург. Кипучая столичная жизнь вновь затянула Анатолия Константиновича в свой водоворот. Необходимо заметить, что каждый год приносил ему не только свежие впечатления, но и какой-то новый вид творческой деятельности. Например, в 1884 году Анатолий Константинович счастливо женился на Толкачевой Надежде Ивановне и вошёл в творческое содружество «Беляевский кружок». Немного позднее он стал редактором, основанной Беляевом нотоиздательской фирмы, а впоследствии был отмечен как талантливый дирижёр. Тем не менее при большой загруженности педагогической и общественной деятельностью композитор всё же находил немного времени сочинять музыку. Это было две или три пьесы в год, однако в своих творениях он так ювелирно оттачивал каждую деталь, что произведения сразу воспринималась слушателями как настоящие шедевры.

Так в трудах и заботах прошло более двадцати лет и однажды, перебирая собственные рукописи, Лядов наткнулся на записи и рисунки, сделанные под впечатлением от прочтения выдающейся работы этнографа Ивана Сахарова. Вспомнив о своих намерениях, Анатолий Константинович в 1904 году написал «Бабу-Ягу» — первое произведение задуманного триптиха. Затем четыре года спустя, в конце 1908 года слушатели рукоплескали фантастическому «Волшебному озеру», а следующий 1909 год композитор посвятил созданию заключительного произведения, получившего название «Кикимора». Премьерное исполнение этой миниатюрной симфонической картины состоялось 12 декабря того же года. Оркестром дирижировал Александр Зилоти.

Интересные факты

  • Почти все сочинения Лядова имеют посвящение. В числе удостоенных такой чести были учителя композитора, его родственники и близкие друзья. Анатолий Константинович считал весьма важным адресовать то или иное своё творение определённому лицу и тем выразить к нему своё уважение и любовь. Возможно, по этой причине он так старательно прорабатывал каждое своё сочинение. Свою «сказочную картинку» под названием «Кикимора» автор посвятил композитору Николаю Николаевичу Черепнину.
  • Иван Петрович Сахаров, чья книга «Сказания русского народа» вдохновила Лядова на создание фантастического скерцо «Кикимора», был знаменитым этнографом-фольклористом, археологом и палеографом. Он был членом Географического и Археологического Обществ, а, помимо того, считается родоначальником русской фольклористики. Его первая большая работа «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» в трёх томах вышла из печати в 1836 году.
  • Лядов помимо музыкального был наделён изобразительным и поэтическим талантами. До нас дошли забавные рисунки мифологических персонажей, которые композитор делал своей рукой и при жизни ими украшал стены своей квартиры.
  • Друзья Анатолия Константиновича часто интересовались, почему он сочиняет только миниатюрные произведения. Композитор, наделённый большим чувством юмора, всегда отвечал, что не выдерживает музыки, которая звучит более пяти минут.
  • Зная, насколько Лядов был аккуратен во всех мелочах, меценат Митрофан Петрович Беляев, основав в Лейпциге свою нотноиздательскую фирму, вменил в обязанности Анатолия Константиновича корректировку издаваемых произведений. Композитор настолько тщательно проделывал порученную работу, что за это его прозвали «прачкой».

Содержание «Кикиморы»

Анатолий Константинович Лядов своё одночастное симфоническое творение назвал «сказочной картинкой». Действительно, главная героиня данного сочинения, именуемая Кикиморой, является фольклорным мифологическим персонажем, а точнее: нечистью в образе злой уродливой женщины, приносящей людям всевозможные беды. Уже само название миниатюры поясняет, что сочинение имеет программу, которую композитор всецело почерпнул из книги фольклориста Ивана Сахарова. Согласно данному литературному тексту, автор, используя всю красноречивость музыкальных выразительных средств, колоритно отобразил коварного персонажа, причём не только внешнее его безобразие, но и внутреннюю зловредную сущность. Для этого он употребил пронзительно свистящий тембр флейты-пикколо, засурдиненные трубы, мрачный звук бас-кларнета, сухое щёлканье ксилофона, а также неустойчивые гармонии, искромётные мелизмы и острый ритм. Однако несмотря на такие безрадостные тона, у слушателей всё равно складывается впечатление, что композитор иронизирует и насмехается над своей героиней.

Композиция, окрашенная автором в ми-минорную тональность, начинается медленным вступлением. Мрачное звучание засурдиненных виолончелей и контрабасов в четырёхдольном размере, на которое накладывается приглушённое тремоло литавр, а также угрюмые голоса фаготов, бас-кларнета и кларнетов, вводит в атмосферу волшебного мира горного колдуна, у которого живёт совсем юная кикимора. Лишь в шестнадцатом такте, на фоне покачивающегося мотива у скрипок, голосом английского рожка кот Баюн начинает распевать нежную колыбельную песню. Далее раздаются резкие вскрикивания флейты-пикколо и гобоя. Это маленькая кикимора взвизгивает в своей хрустальной колыбельке, которую после повторного проведения темы колыбельной, автор проиллюстрировал звуком челесты. На этом вступление заканчивается, уступая место яркому основному разделу, рисующему образ повзрослевшей Кикиморы. Темп произведения меняется с adagio на presto и размер — с четырёхдольного на трёхдольный. Тематический материал резко преображается. Теперь он рисует разбушевавшегося злобного персонажа, который суетливо бегает, ловко скачет и ехидно завывает. Резкие и хлёсткие музыкальные фразы, прыгающие аккорды, едко свистящие форшлаги деревянных духовых, беспрестанные динамические взлёты и спады, долбящий ритм, короткие хроматические ходы, неприятные на слух гармонии – всё это пролетает на одном дыхании и подводит к заключительному разделу и кульминации произведения, отмеченной в партитуре темпом prestissimo и динамическим нюансом fff (форте-фортиссимо). Пьеса завершается довольно забавно, что весьма свойственно творчеству Лядова. Композитор противопоставил друг другу самые низкие и самые высокие по звучанию инструменты. Тихому пиццикато контрабасов визгливо ответила флейта-пикколо.

«Кикимора». Данная симфоническая миниатюра Анатолия Константиновича Лядова причисляется к истинным шедеврам отечественной музыки. Наполненная юмором красочная программная композиция свидетельствует о высочайшем мастерстве её автора, который в свой черед преклонялся перед богатством народной сказочной фантазии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»

Кто такая кикимора и как она выглядит — интересные образы и описания

В славянской мифологии есть множество духов, они обитают в природе и даже в дома человека. Некоторые духи помогают человеку и оберегают его, другие же против,проказничают и даже доводят людей до смерти. К последним относят кикимору — злой дух в мифологии славян.

Духи отличаются от сущностей тем, что не имеют визуального образа. Кикимор по другому называют шишиморы. Это духи самоубийц, проклятых людей или самоубийц. Поговорим о них подробнее и рассмотрим, как они могут навредить человеку и способы защиты от них.

Кикимора образ в славянской мифологии

У кикимор есть несколько происхождений согласно славянским традициям:

  • младенцы, рожденные с дефектами — это дети, умершие при родах, недоношенные или уродцы;
  • дети, созданные от порочных связей;
  • дети, от которых отреклись родители, и они были похищены нечистью.кикимора в славянской мифологии

Считается, что кикиморы не появляются беспричинно в жилище человека.  Они селятся там, где умер ребенок или по какой-либо причине повесился человек. Эти духи не могут стать причиной смерти человека, но они сильно пугают хозяев жилья и пакостят

Любимым занятием кикимор согласно славянском мифологии является тканья и прядение. Считается, что они жгут и треплют кудель в ночь перед Рождеством, если хозяйка предварительно не замолила ее. По роду своих занятий кикимора напоминает другой дух славянской мифологии — богиню Мокшь. Изредка кикимору даже ассоциировали с образом помощницы в некоторых хозяйственных делах: выпечке хлеба, уходу за детьми и мытье посуды.

Кикимора — как выглядит на фото и кто она такая

На северных территориях Руси кикимору традиционно изображали, как  маленькую сгорбленную старуху, одетую в лохмотья. Отличительный внешний признак — неряшливый вид.

На святки некоторые старушки нарочито одевались в костюм кикиморы и вооружались длинной палкой. Бабушка заходила в дом и садилась на печь, а  молодые девушки по очереди подбегали к ней, смеялись и дергали ряженую за ноги. Старушка била девушек палкой.

как выглядит кикимора болотная фото

 В южных регионах кикимору ассоциировали с молодой девушкой, одетой в сарафан и белую либо черную рубаху. Костюмы описывали по разному, в славянском мифологии также сохранился образ молодых нагих девушек, олицетворяющих собой злой дух. 

кикимора домашняя

В восточных регионах страны кикимору отождествляли с молодым чернобровым парнем или седым стариком.

кто такая кикимора и как она выглядит

Другие интересные образы кикиморы в разных регионах страны:

  • Жители Вологодской губернии считали, что кикимора имеет очень хрупкое телосложение и может жить только в домах, так как ее сносит ветром.
  • В северных районах кикимор  представляли с мохнатыми лапами и козьими рожками. 
  • В Белоруссии дух отождествляли с различными животными: овцой, свиньей, быком, зайцем или кошкой. 

Есть и общие признаки, которые приписывали кикиморам жители Руси — они невидимы человеческому глазу, способны быстро перемещаться в пространстве и отличаются неугомонным нравом.

Болотная кикимора на фото

Согласно народным поверьям этот вид кикимор обитает в лесах, болотах. Они редко забираются в домах человека или баню. По поверьям они напоминают безобразных старушек, которые покрыты мхом. Ее основные проказы: кража грудных детей и указание путникам неправильной дороги. Болотные кикиморы часто упоминаются в художественных произведениях.

Появление болотной кикиморы в доме — сигнал о том, что хозяев в скором времени ожидают несчастья, или,что в их доме есть “нечистая сила”.

Болотная кикимора по поверьям предков был активна круглый год. И только в некоторых регионах ее пробуждение связывали с днями святой нечисти.

как выглядит кикимора болотная фото

Днем болотная кикимора , согласно народным традициям, всегда скрывалась от людского взгляда в укромных местах или в заброшенных строениях. Ночью она выходила из укрытия и занималась своими любимыми делами  — прядением или какими-либо домашними делами. Но все работы “нечисть” выполняла некачественно, поэтому хозяйкам приходилось все за ней переделывать. 

Домашняя кикимора

Эти сущности по поверьям причиняли людям различные бытовые неприятности. Согласно приметам они могли напугать детей, кидаться или поломать домашние вещи, издавать мешающие посторонние звук, выстригать клок волос у людей или скота. В русских народных сказках есть истории, где домашние кикиморы убивали людей или заставляли их покинуть свои жилища.

кикимора домашняя

Представления о домашней кикиморе более расплывчатые, чем о болотной. Не всегда ее считали злым духом, который только проказничает и выгоняет людей из жилище. Она могла рассматриваться как жена домового и помощница по хозяйству.

Приметы и народные истории, связанные с кикиморой

Согласно народным повериям, кикимору чаще считали источником неприятностей, чем помощницей в доме. Поэтому в народе появилось множество историй, относительно этого духа и способов, как него навсегда изгнать из дома. 

История 1

У одного хозяина в доме завелась кикимора.По ночам она выстригла волосы у членов его семьи и скота. Он перепробовал все способы избавиться от злого духа, но ничего не вышло. Единственный выход,который нашла для себя семья — это переехать в другой дом. Они надеялись, что злая старуха останется на старом месте.Когда стали собирать вещи, хозяин спросил “”Все ли взяли из дома”. А в ответ ему раздался тонкий голосок “Не знаю, все ли взяли Вы, но я свои ножницы взяла”.

Для кикимор свойственно в припадке шалости наваливаться и душить хозяев. Также они могут дергать людей за волосы.

История №2

В одном доме завелась кикимора, которая не давала покоя взрослым и детям: ночью била посуду и кидалась вещами. Хозяева съехали из своего дома, и в нем временно поселились цыгане с медведем. Ночью кикимора по ошибке набросилась на медведя и тот сильно помял ее. После того, как все успокоилось, хозяева вновь приехали в избу. Как-то раз, кикимора, проходя мимо дома, спросила у детей — живет ли еще с ними большая лохматая кошка. На что дети ответили “Живет и еще потомство принесла”. После этих слов кикимора ушла из избы насовсем со словами : “Была одна кошка, а теперь еще и с котятами — так и вовсе к доме не подступишься”.

По приметам кикимору в доме человек мог увидеть только перед важными событиями:

  • если дух плачет  — это к болезни одного из членов семьи и материальным потерям;
  • если прядет, то это к смерти близкого человека.

Считалось, что если спросить кикимору о грядущих событиях, то она может ответить хозяину дома стуком коклюшек.

Защитные славянские ритуалы

Наши предки знали несколько способов, как защитить себя от проделок злого духа. Каждый из них озвучим подробнее. Возможно, они покажутся очень необычными и смешными.

Использование кикимор-кукол

По древним поверьям кикимор насылали в дом печники, плотники или те, кто имеет обижен на семью. Недоброжелатели делали кукол из дерева и щепок и оставляли ее в доме. Изображающая кикимору кукла закладывалась между бревнами в избе или в укромном уголке печи. После этого в избе начинала хозяйствовать “подсаженная” кикимора. Людям она показывалась в образе различных животных.

Для того чтобы избавиться от видений необходимо было произвести тщательный осмотр помещения, а найденную куклу сжечь . 

Куриный бог

Универсальный амулет от злых богов — это черный камень размером с куриное яйцо или уцелевшее горлышко от разбитого кувшина. По другому этот камень называли “кикиморой одноглазой”. Это оберег вешали 15 января на стенах курятника, чтобы уберечь семью от низших мифических существ — кикимор, домовые и бесов.

Способы, как защититься от домашней и болотной кикиморы отличаются:

  1. Защита от болотной старухи. Считалось, что этот дух пугает лесников и охотников кряканьем, портит погоду, заводит людей в чащу лесов или в топь. Для того, чтобы защититься от ее проделок, из дома не выходили в неурочное время: например, в канун больших церковных праздников. Тото. кто собирался на природу брал собой семейный оберег или растения с защитными свойствами. По поверьям кикимора не любит можжевельник.
  2. Защита от домашнего духа. Избавиться от нее было гораздо тяжелее. Для этого нужно было найти “подсаженную куклу”. как описано выше. Также можно было попробовать изловить проказницу ночью, а после этого выстричь на ее голове волосы в виде креста. После этого ритуала кикимора превращалась в человека, который имел физические недостатки: заикался или был слабоумным.

Если уже готовые талисманы и обереги от нечистой сил. Они подходят тем, кто не знает, как самостоятельно защитить себя и свою семью от потусторонних сил.

16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.

 Есть множество образов того, как выглядит кикимора на фото, также даются разные описания — кто она такая. В одни регионах ее ассоциируют со старой сгорбленной старушкой, в других с молодой девушкой. Однако в славянской мифологии она всегда является низшим злым духом, который приносит в дом неприятности и предупреждает хозяев о грядущих неприятных переменах в жизни. 

Автор: Тепцова Светлана Юрьевна

Организация: МОУ СОШ № 18

Населенный пункт: Московская область, Воскресенский р-н, г. Белоозёрский

1.Организация начала урока

Звучит песня («Сказки гуляют по свету»)

Учитель: Добрая песня открывает наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

Учитель: Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей . (собираю в лукошко пр. ответы)

(Слайд 2)

Учитель: А что такое фольклор?

Дети: Устное народное творчество

Учитель: А какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Дети: сказки, былины, сказания, предания

Учитель: Правильно ребята, молодцы

Учитель: Фольклор неразрывно связан со сказочными персонажами, а какие сказочные персонажи вас впечатляют?

Дети: называют персонажей

Учитель: Отлично из наших с вами уроков мы знаем, что многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов в музыке. Это и «Снегурочка», «Садко» у Н.А. Римского- Корсакова и «Черномор» у М.И. Глинки

Давайте же определим тему сегодняшнего урока и запишем её в наши тетради

(определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов»)

(Слайд 3)

2 .Основная часть

Усвоение новых знаний и способов действий

И теперь, мы с вами отправимся в удивительный мир, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?

Первое прослушивание произведения

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова

(0.50)

Учитель:

— Давайте попробуем угадать, куда мы с вами попали?

— Как можно описать это место?

— Какой сказочный персонаж нам повстречался?

Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал

-Правильно, молодцы! Этот персонаж — Кикимора.

Работа с учебником стр. 19

Кикимора – злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная — злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Учитель: Можно сделать несколько общих выводов.

Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные,

(Слайд 4)

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова,

Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. К народному творчеству композитор всегда относился с большой любовью. С голоса крестьян записывал народные мелодии. На подлинные народные слова потешек, присказок, прибауток он сочинил обаятельные детские песенки.

(Слайд 5)

Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».

(Слайд 6)

А что-то мы забыли про наше лукошко (на экран)

Игра в слова

Учитель: Какой оркестр исполняет это произведение?

Дети: Симфонический.

Мы с вами знаем, что симфонический оркестр состоит из трёх групп музыкальных инструментов.

Духовые инструменты, струнные- смычковые и ударные.

А для того что бы мы с вами узнали название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам предстоит пройти испытание.

Сейчас я вас разделю на три команды. И вам нужно определить, к какой группе относятся музыкальные инструменты, которые изображены на карточках перед вами. Записать в карточку название и положить в ту коробочку к которой относится.

Вы отлично справились с заданием, а теперь давайте посмотрим на экран, удалось ли нам разгадать загадку.

Отлично ребята давайте все вместе повторим название произведения

(все вместе читаем КИКИМОРА)

Учитель: Сюжетом для сказочной картины «Кикимора» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Давайте последим за текстом и послушаем, особое внимание обращаю на музыку и звучание инструментов

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?

Физминутка

(Слайд 8)

Учитель: Картины русских художников также посвящены сказочному образу кикиморы.

Давайте с вами посмотрим какой образ Кикиморы изобразил русский художник Иван Билибин.

О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

7. Вокально-хоровая работа Для того чтобы приступить к исполнению песни нам нужно с вами подготовиться. А для этого нужно выпрямить свои спинки, сесть ровно.

Вспомним с вами как нужно дышать при исполнении песни. Сначала мы носом берем дыхание, задержим представьте себе как будто мы нюхаем цветочек. И медленно, медленно начинаем выдыхать.

(Слайд 9)

Хоровое исполнение песни “Там, на неведомых дорожках”

8. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

— Что вам наиболее понравилось?

— С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

— Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

— Кто такая Кикимора?

— Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

— Какую песню вы сегодня разучили?

9. Комментирование домашнего задания:

Посмотреть мультфильм кикимора монтаж Бороновой, нарисовать образ Кикиморы

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,3 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 4,5 МБ

Опубликовано: 12.11.2019

Цель: сформировать наиболее полное представление о Кикиморе через
слово, музыкальную речь и изобразительное искусство.

Задачи:

  1. дать определение жанров сказания и симфонической миниатюры как одного из
    направлений связи музыки и литературы;
  2. провести анализ сказания о Кикиморе, познакомить с личностью композитора
    Лядова и его симфонической миниатюрой “Кикимора”;
  3. развивать мышление, память, логику, чувство литературного и музыкального
    вкуса у учеников;
  4. воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа,
    уважение к его историческому прошлому и культуре.

Оборудование: иллюстрации с изображением Кикиморы, музыкальный “цветик
– семицветик”, аншлаги “симфоническая миниатюра”, “партитура”, учебники
литературы (авторы – сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова) и музыки 5 класса
(авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), рабочие тетради, изображения Кикиморы,
запись симфонической миниатюры Лядова.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока:

А) прослушивание музыки Лядова “Про старину”, вступительное слово
учителя;
Б) фронтальная беседа о славянской мифологии и образе Кикиморы;
В) чтение и анализ сказания, словарная работа;
Г) прослушивание и анализ музыкального произведения.

3. Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент.

Звучит фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про старину”.

Учитель музыки:

Только что прозвучал фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про
старину”. Как вы думаете, судя по мелодии, чуму будет посвящен наш урок?

Предполагаемый ответ:
мы будем говорить о чем – то таинственном, мифическом, загадочном

.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель литературы:

На одном из предыдущих уроков литературы мы с вами говорили о мифологии
древних славян. Давайте вспомним некоторые подробности:

– Что такое миф?

Предполагаемый ответ:
Жанр устного народного творчества, в котором отражены представления народа о
возникновении земли и неба, природных явлений и т.п.

– Каких богов древних славян вы знаете?

Предполагаемый ответ:
Перун, Макошь, Даждьбог и т.п.

– Какие мифологические существа продолжают жить в фольклоре до сих пор?

Предполагаемый ответ:
Кощей Бессмертный, Марья – Моревна,
Баба – Яга, Леший, Кикимора и т.п.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из интереснейших образов славянской
мифологии – Кикиморе.

– Кто такая Кикимора?

– Как она выглядит? Чем занимается?

Прочитаем ее характеристику в учебнике литературы на странице 108 и в
учебнике музыки на странице 19.

Вот как дается описание Кикиморы в справочной литературе: “Кикимора
(“шишимора, мара”) в русских поверьях малютка – невидимка женского пола, живущая
в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем”.

Запись в тетрадь:

Кикимора от слов “кика” (головной убор с рогами) и “Мара” (воплощение зла) –
мифологическое существо женского пола, желающее людям зла.

Давайте познакомимся с народным представлением Кикиморы, прочитаем сказание
русского народа.

Дайте определение сказания.

Предполагаемый ответ:
Сказание – жанр УНТ, в котором сочетаются
черты сказки и мифа, он отражает представления
народа о сущности того или иного явления действительности.

Чтение сказания на странице 19 учебника музыки.

Какие слова показались вам непонятными?

Кудесник
Тешит
Кудель конопельная
Сучит пряжу пеньковую
Снует основу шелковую
Спознать

Какие мифологические герои встречаются в сказании?

Кот Баюн, Кикимора

Кто такой Кот Баюн?

Мифологическое существо – кот,
который рассказывал сказки,
пел колыбельные песни.

Как описывается Кикимора? Какие звуки издает? Чем она занимается?

Определите выразительные средства.

Запись в тетрадь основных эпитетов.

На сколько частей можно разделить сказание?

  1. Кикимора в детстве;
  2. взрослая Кикимора.

Докажите, что это произведение устного народного творчества?

Учитель музыки:

Это народное сказание стало основой для создания симфонической миниатюры А.К.
Лядова “Кикимора”.

Сообщение ученика о композиторе:

А.К. Лядов (1855–1914) родился и жил в городе Санкт – Петербург. С
малолетства будущий композитор обучался игре на скрипке и фортепиано, увлекался
чтением. Часто проводил время в театре, где работал музыкантом его отец. Став
взрослым, А.К. Лядов работал педагогом в консерватории и писал музыку.

Ценность творчества Лядова определяется в первую очередь его глубокой и
многообразной связью с русской песней и поэзией. Это вокальная музыка –
обработки народных песен, детские песни на народные стихи (прибаутки, шутливые
сказочки, припевки, колыбельные, забавные обращения к дождю и морозу, песни о
птицах и животных). Музыка их необычайно поэтична, искренна, полна душевного
тепла. Всего Лядов обработал 150 русских народных песен.

Так же любовь композитора к народному творчеству, глубокое понимание его
своеобразия и духа отразилось в создании так называемых симфонических миниатюр
“Баба Яга”, “Волшебное озеро”, “Кикимора”.

Учитель музыки:

Запись определения симфонической миниатюры – небольшое программное сочинение
для симфонического оркестра.

Давайте поиграем в композитора.

С чего бы вы начали сочинение музыки на основе данного сказа?

Предполагаемый ответ:
С определения темы и
составления плана, программы.

На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?

Предполагаемый ответ:
Царство Кудесника, Кот Баюн,
природа, хрустальная колыбелька
Кикимора.

Из сколько частей должно состоять ваше музыкальное произведение?

Предполагаемый ответ:
Из двух.

Партитура. Как она будет выглядеть?

Для четкого ответа пользуйтесь таблицей – музыкальным “цветиком –
семицветиком” и таблицей “Симфонический оркестр”.

Опишите звучание первой части.

Предполагаемый ответ:
Царство Кудесника – медленный темп, минорный лад,
холодный тембр медных духовых инструментов.
Таинственная музыка, изображающая глушь,
недоступность для людей.

Показ варианта Лядова.

Предполагаемый ответ:
Кот Баюн – темп мягкой колыбельной,
нежные добрые интонации, английский рожок.
Хрустальная колыбелька изображена челестой.

Разучивание колыбельной – вариант Лядова.

Предполагаемый ответ:
Кикимора в детстве – резкие выкрики
деревянных духовых инструментов: флейты и гобоя.
Капризные интонации.

Показ учителем темы на фортепиано.

Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?

Предполагаемый ответ:
Быстрый темп, раздел начинается с темы Кикиморы, ее суетливого бега, который
не прекращается. Ритм скачущий, колючие акценты, резкие мелодичные фразы
должны создать образ злобного, пронырливого существа.

Какую работу выполняет Кикимора?

Предполагаемый ответ:
Прядет, снует. Ощущение плавности
должны создать струнные инструменты.

Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы?

Предполагаемый ответ:
Духовые инструменты.

Прослушание миниатюры.

Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариативность –
помогли создать произведение?

Предполагаемый ответ:
Контраст

Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти
сказочные события?

Предполагаемый ответ:
Использование интонаций, форма миниатюры.

Как композитор завершает свое сочинение? Почему? Как это показано в музыке?

Предполагаемый ответ:
Кикимора исчезает из виду. С ней исчезает и зло.
На фоне пиццикато контрабасов
звучит визгливый форшлаг флейты – пикколо.

Учитель литературы.

Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий?

Предполагаемый ответ:
Она одинока.

Итоги урока:

Какой из образов сказа запомнился вам больше других? Почему?

Какую роль сыграла музыка Лядова в понимании сказа?

Предполагаемый ответ:
Оживила события, заставила пережить события,
глубоко их прочувствовать.

Заканчивается урок исполнением песни “Про сказку” музыка В. Шаинского, слова
Ю. Энтина.

Дома ученикам предлагается изобразить Кикимору при помощи красок, подобрать
строки из сказа.

  • Рассказ про квартиру на китайском
  • Рассказ про катерину из грозы кратко
  • Рассказ про кафе по английскому языку
  • Рассказ про квартиру на испанском
  • Рассказ про кашу с устойчивыми выражениями