Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Вариант 1. пример сочинения к учебнику канакиной 4 класс какой эпизод из сказки вы вспомнили? каким художник изобразил момент побега

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Канакиной 4 класс

Какой эпизод из сказки вы вспомнили? Каким художник изобразил момент побега Ивана Царевича и Елены Прекрасной на верном Сером волке? Какими вы увидели главных персонажей картины, природу?

Примерный план сочинения:
1. Фантастика в сказочном мире
2. Картина и сюжет народной сказки
3. Описание Ивана Царевича и Елены Прекрасной
4. Контраст: дремучий лес и цветы яблони
5. Волк как воплощение дружеской помощи
6. Чем мне понравилась картина

Сказочный мир Васнецова

Сказка отличается от реальной жизни наличием фантастических элементов. Например, на картине Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» изображен огромный хищный зверь, который помогает людям спастись. Когда я увидел полотно, сразу вспомнил соответствующий эпизод из русской народной сказки.

Это момент побега Ивана Царевича от воинов царя Касыма. Главный герой похитил его дочь, Елену Прекрасную. И сначала хотел обменять ее на златогривого коня. Молодые люди одеты роскошно, как истинные представители царского рода.

Красная шапка Царевича оторочена мехом. На нем мы видим золотистый кафтан, варежки, сапоги ручной работы. За спиной главного персонажа – меч, как символ готовности защитить девушку. Иван крепко обнял Елену, которая покорно прижалась к нему. Он опасается погони, озирается назад.

Нежно-голубой наряд красавицы гармонирует с одеждой юноши. Он дополнен золотистыми вставками. Роскошные рыжие волосы развеваются на ветру. Они украшены шапочкой, расшитой драгоценностями. Драгоценные камни обвивают руку девушки в виде браслета. Изящные золотые сапожки дополняют образ.

Пара выделяется ярким пятном на фоне дремучего леса. В нем ощущается страх и тревога беглецов. Огромные темно-коричневые, почти черные стволы старых деревьев неравномерно покрыты мхом. Их ветви без зелени похожи на сухие руки Кощея или другого сказочного злодея. Слева опустилась вниз сломанная ветвь ели.

Вверху, между кронами, еле-еле просматривается серый, неприглядный кусочек неба. Солнечные лучи не пробиваются сквозь туманный небосвод. Волк мчится по болотистой местности. Он практически не касается лапами земли. Огромный зверь изображен не в серых, а в светло и темно-коричневых тонах. Его уши прижаты, язык вывалился наружу. Видно, что волк преодолел долгий путь и устал. Он поразил меня искренним, человеческим взглядом верного и преданного друга.

На правой части полотна изображены ярко-розовые цветы дикой яблони. Они выделятся на сухом стволе рухнувшего дерева. Контрастная красота цветущего растения напоминает о начале сказочного сюжета. Ведь приключения Царевича начались с яблони с золотыми яблочками, которая росла в саду его отца. Возможно, она символизирует скорую победу добра над злом.

Эта сюжетная картина понравилась мне тем, что можно вживую «увидеть» и героев сказки, и один из главных моментов повествования. Художник передает атмосферу настоящей погони. Быстрый и стремительный Волк вызывает восхищение и уважения. На мгновение у меня создалось впечатление, что я попал в сказку.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику Разумовской 6 класс

О чём эта сказка? Какой эпизод запечатлел художник на картине? Как В. М. Васнецову удалось передать стремительный бег Серого Волка?

Примерный план сочинения:
1. Картина Васнецова как эпизод народной сказки
2. Стремительный бег Серого Волка на полотне
3. Описание убранства Ивана Царевича
4. Роскошной наряд Елены Прекрасной
5. Передача чувств героев сюжета
6. Значение устаревших слов в описании

Народная сказка глазами художника

Сюжетная картина В. Васнецова воссоздает один из кульминационных эпизодов русской народной сказки «Иван Царевич и Серый Волк». А именно, когда царский сын и Елена Прекрасная убегают от погони. Юноша похитил красавицу в надежде обменять ее на златогривого коня. А за скакуна царь Далмат пообещал отдать Жар-птицу.

В начале скитаний Иван встречает Волка, который согласился помочь ему в приключениях. На полотне Серый Волк изображен светло и темно-коричневыми, черными красками. Художник мастерски передал стремительное движение хищника. Он практически летит сквозь лесную чащу. Его напряженные лапы не касаются земли. Тело вытянулось в прыжке.

Уши зверя прижаты к голове, язык вывалился из пасти. Ему тяжело, но он не собирается сдаваться. Автор детально прорисовал шерстинки. Под напором встречного ветра они все расположились в одном направлении. А в «человеческих» глазах видна собачья преданность. Меня поразили размеры зверя. Он больше людей, которые сидят на его спине.

В. Васнецов с любовью проработал каждую художественную деталь в убранстве беглецов. Например, Царевич одет в голевой кафтан из парчи. Это старинная верхняя одежда для мужчин. Она расшита золотыми нитями. Плотный шелк расписан узорами. Главный герой подпоясан зеленым кушаком. Это пояс из ткани. За спиной юноши виднеется червленый меч с ножнами. Оружие красного цвета указывает на опасность. На голове у Ивана – шапка с меховой оторочкой, на руках – рукавицы.

В наряде Елены чувствуется царское происхождение. Голову украшает яхонтовая корона. На ней сияют драгоценные камни: рубины и сапфиры. Девушка одета в роскошное нежно-голубое платье с золотистыми вставками. Ее шею обвивает ожерелье из скатного жемчуга. Это дорогие жемчужины идеальной сферической формы. При малейшем движении они скатываются с ровной поверхности. Ноги главной героини обуты в сафьяновые сапожки. Они изготовлены из кожи высокого качества.

Герои сюжета чувствуют страх и растерянность. Иван опасливо озирается назад, он готов вступить в бой. В фигуре Елены чувствуется покорность и грусть. Она смиренно смотрит вниз, лицо приобрело бледный оттенок. Ощущение тревоги усиливают сумерки, темный лес, сухие ветви деревьев и болотистая местность.

Можно сделать выводы, что художнику удалось мастерски передать атмосферу русской сказки. Он внимательно изучил и изобразил характерные детали той эпохи. Они проявляются в одежде и украшениях, во внешнем виде главных героев. Подобным образом мы можем передать особенности прошлых эпох с помощью устаревших слов.

Вариант 3. Своими словами для 4-5 класса

Примерный план сочинения:
1. Информация о картине и ее авторе
2. Сюжет
3. Главные герои
4. Цветовая палитра
5. Описание деталей переднего и заднего планов
6. Мое впечатление

В 1889 году великий живописец В.М. Васнецов нарисовал иллюстрацию «Иван-царевич на Сером Волке» к русской народной сказке. Автор любил эту тему и часто писал картины к разным сказочным историям.

На полотне изображена сцена погони. В центре картины — огромный Волк, спасающий от невидимых преследователей Елену Прекрасную и Ивана-царевича. Сразу понятно, это сюжет известной нам с детства сказки. Серый Волк здесь вовсе не страшный дикий зверь, а скорее добрый и надежный друг царевича.

Юноша серьезен и напряжен. Видно, что он чувствует опасность. Его переполняют нежность и ответственность за прекрасную девушку, сидящую на спине волка рядом с ним. В ее же взгляде скользит обреченность. Ей страшно поднять глаза и увидеть жуткие деревья, растущие на болоте, через которое держит путь троица. Она боится и волка, который стремительно уносит их от погони.

Несмотря на мрачный черно-коричневый лес с корявыми ветвями деревьев на заднем плане, и темно-зеленое болото, у зрителя не создается впечатление трагичности происходящего. Если приглядеться внимательнее, мы увидим белоснежные кувшинки на воде под лапами волка. Цветущая яблоня на переднем плане, указывает на начало сказочной истории, когда с нее украли волшебные золотые плоды. От выбранных живописцем красок веет надеждой и светом.

Невероятно красивы одеяние главных героев и шерсть животного. Золотой, расшитый жемчугом и драгоценными камнями, кафтан Ивана, гармонично сочетается с нежно-голубым платьем его невесты. Ее пшеничного цвета волосы и волчий мех тоже отливают золотом. Художник очень хорошо прописал каждую деталь одежды. Ею можно любоваться долго, постоянно обнаруживая новые замысловатые узоры.

Я с удовольствием читаю сказки и смотрю мультфильмы по ним. А сейчас поняла, что в картинах великих художников можно найти много интересного и необычного. И за это открытие я благодарна Виктору Васнецову — автору иллюстрации «Иван-царевич на Сером Волке».

Вариант 4. Краткое описание картины Васнецова Иван царевич на сером волке

Примерный план сочинения:
1. История создания картины
2. Образы Ивана Царевича и Елены Прекрасной
3. Образ Волка как Воплощение преданности
4. Элементы русской народной сказки на полотне
5. Цветущая яблоня как символ надежды
6. Мои впечатления от картины

Фольклорное полотно-иллюстрацию «Иван-царевич на сером волке» Виктор Васнецов создавал импульсивно. В 1889 году он остановил работу над оформлением Владимирского собора. И написал картину, посвященную волшебной сказке. И сказанию о том, как Волк помогал Ивану похитить Елену Прекрасную. За эту красавицу другой правитель обещал златогривого коня.

Иван одет по-царски: красная шапка с мехом и такого же цвета сапоги, серьга в ухе и расшитый золотом кафтан. Он с опаской озирается назад. А за спиной у него – меч в ножнах. Юноша крепко прижимает к себе красавицу. Ее наряд «говорит» о том, что перед нами – царская дочь. Ее головной убор расшит жемчугом. Из него сделано ожерелье и браслет. Волосы девушки развеваются на ветру, воссоздавая эффект движения. Сложенные руки символизируют покорность судьбе. Моделью для создания образа стала племянница художника, Наталья Мамонтова.

Заметно, что Волк мчится, не жалея себя. На это указывают высунутый язык, настороженно поднятые уши. Его напряженные когтистые лапы и большие клыки выдают готовность защищать. А в глазах светиться собачья преданность. Он выглядит, как настоящий друг, который отчаянно пытается помочь влюбленным. Ведь от него зависит их жизнь. В будущем он примет облик Елены Прекрасной, чтобы обмануть царя.

Художник изображает Волка не в сером цвете, как говорится в сказке. А в коричневых оттенках, соответственно наряду хозяина. Поражают размеры зверя. Он крупнее людей. И сильнее. Одним прыжком он перелетает через болото с двумя всадниками на спине. И не касается земли. Мы видим, что под беглецами – трясина, заросшая острыми шипами травы и водяными лилиями.

Изображение природы на полотне передает настроение беглецов. Художник использует темные и яркие краски, как воплощение борьбы добра и зла. Зловещие деревья с сухими ветвями, поросшие мхом стволы вызывают страх и тревогу. Мрачные тона картины производят тяжелое впечатление. Так выглядит пугающая неизвестность. Одновременно светлым олицетворением спасения выступают небесно-голубой наряд принцессы и белые цветки лилий.

Также ярким пятном справа выделяется цветущая яблоня, усеянная ярко-зелеными листочками. Этот образ может трактоваться двояко. Во-первых, он напоминает о «золотых яблочках». Они стали причиной многочисленных приключений главного героя. Во-вторых, это символ светлых перемен в жизни. Ведь все сказки заканчиваются хорошо.

Когда я вижу эту картину, в памяти оживают воспоминания. Этот сюжет известен каждому. Я думаю, в нем говорится о настоящей преданности и любви. Васнецову удалось передать с помощью красок атмосферу чуда и национальный колорит русской народной сказки.



Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Русский художник Виктор Васнецов писал многие свои картин по сюжетам былин и народных сказок. Он был иллюстратором нескольких популярных книг со сказочными сюжетами. Васнецов создавал эскизы необычных сказочных дворцов, декораций к постановкам на сцене. Его называли художником-сказочником. Даже дом живописца был построен по его удивительному проекту и походил на волшебный терем. Творчество Васнецова выделяется среди других мастеров русской живописи именно национальными сказочными сюжетами.

2. Картина «Иван — Царевич на Сером Волке» создавалась мастером несколько месяцев, в 1889 году. Герои картины – персонажи фольклора. Картина переносит в волшебный мир, будто ты наблюдаешь за скачущим по лесу волком. Волк спасает своих друзей от погони и гибели, унося дальше и дальше.

3. Иван — Царевич изображен очень серьёзным. Он вглядывается в глубь леса, вслушивается в звуки. Иван — Царевич готов к сражению, к защите своей красавицы. Через плечо у него висит меч. На рукояти меча драгоценные камни. Они подчёркивают знатность своего владельца. Красивая одежда из дорогой блестящей ткани тоже говорит о царском происхождении сказочного героя.

4. Роскошное платье и на Елена Прекрасной. Жемчужины на рукавах, пояс с драгоценными камнями и украшения на голове говорят о знатном происхождении красавицы. Её одежда сверкает, она из парчи и шёлка. Девушку художник показал испуганной, кроткой и печальной. Она доверчиво склонилась на грудь Ивана и вверила ему свою судьбу. Девушка сложила руки в знак смирения перед судьбой.

5. Волка, убегающего от погони, художник изобразил мудрым и сильным. Он смотрит на зрителя умными глазами. Волк запечатлён в момент прыжка через болотце с кувшинками. Он утомился от погони, но упорно продолжает путь. Волк не бросит своих друзей в беде. Художник относится к этому персонажу с уважением. Не случайно в названии картины он написал с заглавной буквы его имя.

6.Природу на картине автор изобразил таинственной и чарующей. Героев окружает страшный, дремучий, тёмный лес. Он как опасность навис над беглецами. Ветки тянутся словно живые лапы чудовищ и стараются удержать героев сказки. Сплетённые ветви на заднем плане говорят о трудном пути. Даже страшно представить, как герои пробирались через такую глухую чащу. Но нежные бело-розовые цветы на корявом стволе художник расположил на переднем плане. Они говорят, что впереди беглецов ждёт счастье. Герои спасутся и будут вместе.

7. В картине отчётливо видно противопоставление тёмных и светлых оттенков. Такой контраст символизирует борьбу зла и добра. Светлые добрые силы – это в картине её главные герои. На них одежда светлых оттенков. Шерсть серого Волка тоже кажется светлой на фоне чернеющего леса и топкого болота. Страшные ветви и стволы олицетворяют тёмные силы.

8. Мне понравилось, как показано быстрое движение персонажей. Чувствуется, что Волк летит, как втер. Большое впечатление произвел на меня жуткий таинственный лес. Видно, что над героями нависла опасность. Я переживаю за них и хочу, чтобы они успешно ушли от погони. Художник вселил в меня веру в счастливый конец.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

«Иван-царевич на Сером Волке» – картина, которую по праву называют самым сказочным произведением искусства. В ней причудливо сплетаются красота природы, сила зверя и искренняя пронзительность человеческих чувств.

Виктор Васнецов – один из самых известных русских живописцев, что особенно хорошо запомнился нам своими картинами с фольклорными сюжетами. Особое место среди творений художника занимает «Иван-царевич на Сером Волке», основой для которого послужила русская народная сказка. Что же мы видим на этом полотне? Когда и как оно было создано?

О мастере

Виктор Васнецов появился на свет в 1848 году в семье священника. Интерес к живописи стал проявлять ещё в юности. С разрешения отца он оставил обучение в духовной семинарии, после чего уехал в Санкт-Петербург, где стал профессионально учиться мастерству художника. Васнецов несколько раз выезжал за границу, в России же был известен как передвижник (представитель передвижных выставок).

Если изначально большинство картин Васнецова раскрывали бытовые сюжеты, то со временем живописец перешёл к былинно-сказочной тематике. Я хочу отметить, что среди русских художников сложно найти такого же мастера передачи фольклора, старинных преданий и былин, как Виктор Васнецов. Благодаря долгой кропотливой работе ему удалось создать неповторимый “васнецовский” стиль, который невозможно не узнать.


Николай Дмитриевич Кузнецов «Портрет В. М. Васнецова», 1891 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание степи в повести «Тарас Бульба» 7 класс
    В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Николаем Гоголем, показана небывалая красота природы, которую автор описал, как нечто живое и трогательное
  • Вожеватов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
    Василий Вожеватов — один из героев пьесы Островского «Бесприданница». Он очень молодой человек. Несмотря на юные лета, он состоятелен. Вожеватов так богат, что не все его состояние — его заслуга.
  • Сочинение Доброта
    Доброта – что это такое? Обычно дают следующее определение – это отличное отношение человека не только к людям, но и ко всем животным, растениям и т. п. Добрые люди это те, который совершает огромное количество хороших поступков

Как создавался шедевр

Разнообразная деятельность Васнецова (он работал и портретистом, и декоратором, и графиком) помогла приобрести ему небывалых высот мастерство, что успешно проявлялось в картинах.

Нередко приходится сталкиваться с творениями, где живописец предстаёт прекрасным пейзажистом, а вот портреты выписаны не слишком качественно. В картинах Васнецова этого изъяна нет. И подтверждение тому – «Иван-царевич на Сером Волке», где мы видим и природу, и людей, и одного из главных героев – зверя.


Виктор Михайлович Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», 1889 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Работу над своим знаменитым творением Виктор Васнецов начал в 1888 году. Параллельно он занимался работой над оформлением Владимирского собора в Киеве. На время он оставляет создание картины (я думаю, из-за загруженности), однако через несколько месяцев вновь возвращается к ней.

На выставке передвижников полотно появилось в 1889 году. Интересно, что для создания образа Елены Прекрасной, которую мы видим рядом с Иваном, живописец использовал портретные эскизы, созданные ранее.


Этюд для фигуры Елены Прекрасной Виктор Михайлович Васнецов «Портрет Натальи Мамонтовой», 1883 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Прототипом царевны стали сёстры Наталья и Татьяна Мамонтовы. Они, кстати, приходились кузинами Вере Мамонтовой, с которой была написана «Девочка с персиками» Валентина Серова.

Жанр и история создания

В 1889 году живописец работал во Владимирском соборе в Киеве. Именно в это время у художника появилась мысль написать картину со сказочным сюжетом, главным героем которой станет Иван-Царевич.

Васнецов оставляет работу в храме и принимается за создание полотна. Произведение было представлено на выставке художников-передвижников в 1889 году.

Оно стало непросто иллюстрацией к знакомой всем сказке, но и продолжило цикл сюжетов на сказочные и былинные темы, в который входят известные работы живописца:

  • «Три царевны подземного царства»;
  • «Ковер-самолет»;
  • «Снегурочка»;
  • «Кощей Бессмертный»;
  • «Витязь на распутье».

Мастерство художника развивает сказочную тему и уводит зрителя от реальности. Дремучий лес с таинственными деревьями и Серый Волк, несущий на своей спине героев, погружают в таинственный сказочный мир.

Для своей картины живописец выбрал драматичный и напряженный эпизод сказки: главным героям угрожает погоня, а впереди их ждет неизвестность. У них под ногами топкое болото, вокруг — непроходимая лесная чаща, над головами нависают ветки деревьев.

Прототипом главной героини стали Наталья Анатольевна и Татьяна Анатольевна Мамонтовы, портреты которых Васнецов писал в 1882 году.

Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке»

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» одним своим названием открывает суть. Её основой стала русская сказка, где главным действующим лицом выступает Иван-царевич. Эпизод из неё мы видим на полотне.

Центральными персонажами выступают царевич и царевна, что убегают от погони. Их верный соратник, Серый Волк, мчится вперёд. Его фигура делает картину невероятно динамичной, “живой”. Кажется, что вот-вот всё оживёт, а могучий зверь пронесётся мимо нас. Каждый из персонажей мастерски изображён автором.

Посмотрите на лицо Ивана-царевича. Он напряжённо вглядывается в лес, понимая, что в любой момент из темноты чащи могут появиться преследователи. Несмотря на тревогу, он крепко держит Елену Прекрасную.

Даже не зная названия картины, можно безошибочно понять, что перед нами – юноша знатного происхождения. На нём – дорогой кафтан, расшитый золотом и серебром, красные сапоги с рисунком, шапка, отороченная мехом. За спиной царевича виднеется меч в ножнах, и не возникает сомнений, что при наихудшем исходе он будет биться до последнего, защищая царевну.


Образы Елены Прекрасной и Ивана-царевича, фрагмент картины

В объятиях царевича – Елена Прекрасная. Девушка одновременно напряжена и смиренна. В её лице читается тревога, однако руки свободно (можно даже сказать – безвольно) сложены на коленях. Этот незначительный элемент показывает нам полное доверие девушки своему спасителю.

Но самый интересный образ – Волк. Этот помощник пары влюблённых показан уставшим, но готовым отчаянно бороться за спасение своих товарищей. Понятно, что он мчится с огромной скоростью – чувствуется напряжение в лапах, видны мощные сухожилия и мышцы. Тем не менее, зверь явно тратит все силы на то, чтобы уйти от погони: его язык вывалился, а уши прижаты к голове.


Образ Волка, фрагмент картины

Главные персонажи картины

Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» представляет нам своих главных героев: Царевича, Прекрасную Елену и их верного друга Серого Волка.

Иван-Царевич, сидя верхом на Волке, бережно и в то же время крепко обнимает свою возлюбленную Елену Прекрасную. Одет он в дорогой парчовый кафтан, подпоясанный зеленым поясом, на руках узорные черные перчатки. Дополняют красивый образ Царевича красная шапочка на голове и красные сапоги. Выражение лица главного героя очень серьезное, тревожными глазами он всматривается вдаль, волнуясь о том, не догоняют ли беглецов преследователи. Ведь у него в объятьях находится его счастье, которое он не отдаст никому на свете. За спиной у Ивана-Царевича видно меч, это говорит о том, что юноша всегда готов бороться за свою любовь с мечом в руках.

Рядом со своим спасителем сидит Елена Прекрасная. Длинные волосы русской красавицы развеваются на ветру, это показывает, что они несутся с большой скоростью. Одета девушка в красивое шелковое платье светло-голубого цвета с золотой отделкой нижней части и рукавов. На шее Елены бусы из жемчуга, обута она в красивые сафьяновые сапожки, на голове красуется шапочка с драгоценными камнями. Красавица приклонила голову к груди своего возлюбленного, взгляд задумчивый. Девушка смиренно держит перед собой руки, это говорит о том, что беглянка вверила свою жизнь Царевичу. Васнецов писал Елену Прекрасную со своей племянницы – Натальи Мамонтовой.

Серый Волк изображен несущимся с огромной скоростью вперед, это видно по всему его образу: уши прижаты, язык вывалился из пасти, глаза полны тревоги и решительности, злости в них нет, по ветру развевается длинный пушистый хвост. Сильные лапы зависли в воздухе перед очередным прыжком, он должен перепрыгнуть находящееся перед героями болото. Видно, что Серый Волк устал и держится из последних сил, чтобы доставить домой драгоценную ношу.

Тайны пейзажа

Помимо трёх основных, на картине есть и ещё один живой образ. Это – пейзаж. Васнецов сумел передать тревогу не только выражением лиц своих героев, но и оттенками природы. Всё вокруг словно слилось в замершем созерцании трёх беглецов, а сам лес искренне сопереживает им.

Под волчьими лапами виднеется болото, а вокруг – вековые деревья, что создают мрачное ощущение тяжести. Однако не стоит отчаиваться. Тем же приёмом “говорящего” пейзажа Васнецов говорит, что нельзя терять надежду. На картине можно заметить цветущую яблоню и раскрывшиеся кувшинки. Эти цветы символизируют счастье и любовь.

Живописец словно погружает нас в настоящую сказку, где есть место переживаниям, бедствиям и тревогам, однако добро неизменно одерживает победу, а в мир возвращаются свет и радость.


Деревья, фрагмент картины

Почему картина «Иван-царевич на Сером Волке» кажется настолько волшебной, притягательной? Мне кажется, секрет Виктора Васнецова сложен и прост одновременно. Потрясающее мастерство и опыт художника помогли ему использовать эмоциональные контрасты, что затрагивают любого человека, взглянувшего на это творение.

Суровость Ивана-царевича, нежность и покорность Елены Прекрасной, тёмные тона природы и свет распускающихся цветов и, конечно, динамика бега Волка — всё это дарит нам сказку, написанную маслом.

Виктор Васнецов создал на холсте ожившую сказку

Картина «Иван-Царевич на Сером волке» еще раз показывает огромный талант Виктора Васнецова. Мастер разместил героев так, что создается видимость оживших сказочных персонажей. Кажется, что еще мгновение и Серый Волк, выпрыгнув из холста, понесется вдаль вместе со своими друзьями.

Сказочное прекрасное полотно «Иван-Царевич на Сером Волке»! Описание картины Васнецова достойно внимания, в нем отображается борьба двух сил. Контраст темных мрачных красок со светлыми отображает противостояние добра и зла. Позади героев сплошной мрак, в окружении тьма, которая расступается перед беглецами, а впереди болото, но не мрачное, а с кувшинками и цветущая яблоня. Все вместе взятое показывает победу добра над злом.

Сказочное полотно в данное время находится в Государственной Третьяковской галерее. Такие шедевры искусства надо бережно хранить, чтобы еще многие поколения смогли любоваться этими произведениями художников от Бога.

Пример 3

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец, который знаменит своими прекрасными картинами по сказкам. Одной из них является та картина, которую мы сегодня будем рассматривать. Она написана по сюжету старой, но любимой детьми всех поколений, русской сказки о невероятной истории бесстрашного Ивана-Царевича и его верном помощнике – Сером волке. В центре картины мы видим, как в тёмном гремучем лесу, сквозь страшные, заросшие мхом деревья, верхом на Сером волке проносится наш герой Иван-царевич, который спас девушку по имени Елена Прекрасная. На лице Ивана мы видим сосредоточенность, тревогу и отвагу. Он обнимает Елену, как сокровище. А вот у Елены на лице видна усталость от долгой поездки. Она просто доверилась своему спасителю Ивану и положила свою голову ему на грудь. Елена Прекрасная одета в красивый голубой сарафан с золотыми вставками на рукавах, поясе и юбке сарафана. На ее голове красуется шапочка-тюбетейка, усыпанная драгоценными камнями. Иван изображен в красивом, расшитом золотом камзоле. Картина Виктора Михайловича Васнецова написана в разных оттенках. Главные герои изображены яркими красками, а гремучий загадочный лес описан тёмно-зелёными и изумрудными цветами, что наводит нас на мысли, что этот лес полон нечистой силы. Перед героями мы видим ветку яблони. Её ствол темный, а распустившиеся цветочки радуют нас розовыми оттенками. Эта сказочная картина сильно впечатлила меня своей неожиданностью и разнообразием необычных цветов.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Урок русского языка в 4 -Б классе.

Учитель – Лавриненко Татьяна Николаевна

Тема: Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова  

                            «Иван Царевич на Сером волке»              

Цель: учить писать сочинение-описание по картине.

Задачи

  • учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;

  • совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;

  •  развивать воображение;

  • расширять словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные: 

  • писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;

  • соотносить текст и содержание картины;

  • подбирать необходимые описания;

Метапредметные: 

Познавательные УУД: 

  • искать и выделять необходимую информацию; 

  • ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;

  • анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; 

  • планирование.

Коммуникативные УУД: 

  • полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: 

проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Самоопределение к деятельности

  • О какой сказке идёт речь?

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»

  • «Иван Царевич и Серый Волк»

  • Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)

  • Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)

  • У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.

  • Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)

  • Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)

  • Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины.

  • Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.

  1. Работа по теме урока

  • Беседа по картине.

  • Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »)

  • Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)

  • Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)

  • Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)

  • Что такое портрет? (Изображение человека.)

  • Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)

  • Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тесно переплелись здесь природа и человек.

  • Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.

  • Рассмотрим картину подробно.

  • Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)

  • Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)

  • Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)

  • Какое настроение создаёт этот пейзаж? (Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. И т. д.)

  • Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.

  • Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он отражает настроение картины.)

  • Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.)

  • Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)

  • Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)

  • Какова основная мысль картины?

  • Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

  • Работа по учебнику. Упр. 134 (с. 77).

  • Прочитайте, как отозвался об этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.

  • Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)

  • Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному?

  • Составление плана сочинения

План

  1. Художник-сказочник.

  2. Волшебный лес.

  3. Главные герои картины.

  4. Мое впечатление о картине.

  • Словарно-орфографическая работа

  • Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.

  • Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька)

  • Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный)

  • Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная)

  • Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)

  • Работа над сочинением

(Написание сочинения)

  1. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

  • Оцените свою работу на уроке.

  1. Подведение итогов урока

  • С каким произведением живописи мы познакомились сегодня на уроке?

  • Что вы узнали о В.М. Васнецове, С.И. Мамонтове?

  • Какие умения пригодились вам при написании отзыва о картине?

Домашнее задание

Познакомиться с другими картинами В.М.Васнецова.

                                               Примерное сочинение

Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.

На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины.

В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.

Мне картина …..

Карточка-помощница

  1. Художник-сказочник.

Написал, к сказке, изображён побег

  1. Волшебный лес.

 Дремучий, глухой, древний, небо,      чёрное болото, цветущая яблонька

  1. Главные герои картины.

Задумчивый, тревожный,

уставшая, печальная,

быстро, стремительно.

  1. Мое впечатление о картине.

В доме жительницы села Лесково Калачеевского района Веры Карпенко – около сотни жителей. Это многочисленные куклы, которых бывший зоотехник начала делать, когда вышла на пенсию. Едва ли не половина – узнаваемые персонажи русских народных сказок. О том, почему для мастерицы так важны фольклорные персонажи, как она придумала и освоила новую технику изготовления кукол, – в материале РИА «Воронеж».

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

От теста – к куклам

Часто бывает, что после выхода на пенсию у людей проявляются способности, о которых раньше они и не подозревали. Кто-то начинает вязать, кто-то – плести мебель из лозы, кто-то – писать картины. А кто-то – создавать кукол.

Большинство изделий Веры Карпенко, выполненные по ее собственной технологии, – популярные сказочные герои, не похожие друг на друга. Часто это композиции из двух-трех работ.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Начиналось все с тестопластики.

– Куклами я начала заниматься как только вышла на пенсию. А до того немного работала с соленым тестом, – рассказала хозяйка и показала свои «хлебные» работы, тоже, кстати, имеющие отношение к сказочной тематике.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Дом без сказки жить не может, любит повторять бывший колхозный зоотехник, а ныне – искусный мастер. Из соленого теста Вера делала не только обереги и сказочных героев, но и, например, сюжет по мотивам какого-то полузабытого ею стихотворения о войне.

– Там девушка провожает парня на фронт, он обещает ей обязательно вернуться и, конечно, погибает. Потом она выходит замуж за его родного брата, а своего новорожденного первенца они называют именем погибшего солдата.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

С тестом, говорит рукодельница, работать несложно: на каждое изделие требуется стакан муки, полстакана мелкой соли и треть стакана воды – это и есть заготовка для будущей работы. Потом она покрывается акриловыми красками, и все готово.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

– Единственный нюанс: любую фигурку надо делать за один присест – тесто не выдерживает длительного хранения. Всего у меня порядка сотни работ в такой технике. Но это, честно говоря, надоело. И я решила попробовать что-то другое. Так в моей жизни появились куклы, – поделилась Вера Карпенко.

Какие формы!

Рождение кукол куда сложнее, признается рукодельница. Они бывают из шерсти, из пенопласта, из соломы… Из-за скромных материальных возможностей Вера придумала свою технологию рождения сказки.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

– Половина лица делается из керопласта (керамическая масса для лепки. — Прим. РИА «Воронеж»), другая – из пенопласта, как и туловище. Руки-ноги из алюминиевой проволоки, потом они облепляются папье-маше. После этого туловище окрашивается акриловыми красками, и уже затем из каких-то лоскутков, которых всегда полно в шкафу любой хозяйки, я шью куклам одежду, – объяснила мастерица.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

– Самое трудное здесь – лепить лицо, которое я обычно делаю при помощи молда (специальная силиконовая форма. — Прим. РИА «Воронеж»). Использую ножик, чтобы сделать более характерные рот и нос. Но еще труднее – одеть куклу, руки-ноги которой не вращаются вокруг своей оси, как у обычных кукол, тут приходится крутить их вокруг своей оси по-всякому.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Примечательно, что рост всех фигур «привязан» к высоте полок в серванте – сделаешь выше, они просто не поместятся внутри.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Всех знаем в лицо

Самая удачная ее работа, на взгляд Веры, – сюжет кинокомедии «Кавказская пленница» – Шурик, влюбленный в Нину, и осел. Это один из самых любимых фильмов мастерицы, и потому она с особым трепетом дала жизнь его главным героям.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рядом на соседних полках – Иван-царевич на сером волке, который вместе с Еленой Прекрасной мчится через темный лес, спасаясь от погони. Есть и персонажи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А еще парень с девушкой – герои популярной песни 2000-х годов «А ты меня любишь? Ага!».

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Возле – Хозяйка медной горы из одноименного сказа Петра Бажова. Чуть поодаль – несколько фигур цыган по мотивам фильма «Табор уходит в небо».

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

– Самое важное для меня – делать так, чтобы все куклы получались разными, не похожими друг на друга. Единственно, чем они могут быть похожими, так это чертами лица, ведь большинство из них сделано в одной форме. А все остальное – совершенно разное, – добавила Вера.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

– Есть еще одна хитрость – кукла гораздо ближе к человеку, чем что-то сделанное по технологии тестопластики. Она теплее, роднее ему, что ли… И новый нюанс – сколько я фотографировала своих кукол, сколько из них размещала по разным уголкам своего дома, а выходило одно: более выгодно они смотрятся именно на фоне какого-нибудь фотопейзажа или большой картины на заднем плане. И обязательно, чтобы там была изображена природа. А на фоне обычных стен или ковров эти работы заметно проигрывают, – сетует мастерица.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Сезон творчества

Обычно мастера крайне неохотно делятся своими планами, но Вера все же рассказала о том, что сейчас она работает над сюжетом к военному фильму «В бой идут одни старики» – там, где Ромео возле самолета прощается с летчицей Машей, в которую успел влюбиться с первого взгляда.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

– Очень хочу доделать эту работу ко Дню Победы 2022 года, сейчас у меня уже есть заготовка, фигурки главных героев. Не знаю, как пойдет дело, но обязательно постараюсь! В этом плане тестопластика больше дисциплинирует мастера, ты точно знаешь, что должен закончить работу сегодня, а в работе с куклами у тебя есть и сегодняшний, и завтрашний и послезавтрашний дни.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

Ни одну из своих работ Вера даже не пыталась продать. Четыре сына и три внука настаивают на том, чтобы они не покидали родительского дома.

– Что до выставок, то это ведь надо списываться с организаторами, куда-то вывозить все это богатство.

У супругов Карпенко каждый весенне-летний день – на вес золота: сад, огород, хозяйство. И лишь осенью и зимой Вера относительно спокойно может общаться со своими любимыми сказочными героями.

Рассказ про картину васнецова иван царевич на сером волке

2 четверть — Мир наших вещей. Натюрморт

Урок 9. Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника

Цели деятельности учителя

Формирование представлений о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ. Формирование самостоятельности в эстетических суждениях.

задачи

1. Познакомить учащихся с понятиями «реальность» и «фантазия» в творчестве художников; рассказать об условности и правдоподобии в изобразительном искусстве; .Дать представление о нераз­рывности восприятия реальности и творческой фантазии в произведениях искусства на любые темы, в том числе при изображении предметного мира. Научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить с особенностями творчества великих русских художников

2. Развивать творче­ские способности учащихся

3. Показать учащимся ценность каждой вещи, формировать умение видеть заложенную в вещи частичку души человека

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов

Методы и формы

обучения

Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, гуашь, кисти,

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация. Репродукции картин: Марк Шагал «Прогулка», Леонардо да Винчи. «Проекты»; В.М. Васне­цов «Иван-царевич на Сером Волке», М.Врубель «Царевна Лебедь»; Хруцкий «Цветы и плоды»;

УНП « Сказочно- былинный жанр».

Основные понятия

Условность, реальность в изображении, фантазия в творчестве

реальность и фантазия, правда искусства

Ход урока.

1. Организационный момент. (Приветствие, подготовка готовности учеников к уроку.)

У Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В нем говорится о том, как два товарища рассказывали друг другу небылицы:

– Я раньше летать умел, – говорил один.

– А я был в Африке, и меня там крокодил съел, – соврал другой.

– Почему же ты теперь живой? – спросил его друг.

– А он меня потом выплюнул! – засмеялся мальчик.

Так ребята выдумывали небылицы, пока к ним не подошел еще один мальчик. Послушал он разговор мальчишек и сказал:

– Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. Я съел варенье, а спящей сестре губы вареньем испачкал. Ей досталось от мамы, а мне ничего.

Мальчики назвали его вруном и не захотели с ним дружить.

– Как вы думаете ребята, что такое фантазия? Допустим ли вымысел в науке? Возможен ли вымысел в искусстве? Чем фантазия отличается ото лжи? Что общего между фантазией и воображением?

2. Беседа. Введение в тему « Реальность и фантазия в творчестве художника».

— Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение? (Чтобы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, де­лать открытия.)

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ не­обходимо для того, чтобы сочинять, но не менее — для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества.

  • Изображение как познание окружа­ющего мира и отношение к нему чело­века. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве.

  • Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

Во все времена человек создавал изображения окружающего мира. Когда мы смотрим на картины художников, нам трудно определить, реальность или фантазия то, что изобразил мастер.

Реальность и фантазия — два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фанта­зировать. Он может сочинять, изобра­жать то, чего нет, — небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и дале­кое будущее. Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни лю­дей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ и не­мыслимые механизмы (Леонардо да Винчи. «Проекты). А мы, понимая это, не считаем его обманщиком — мы радуемся и огорчаемся вместе с ним.

Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реаль­ностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение. А в искусст­ве, даже тогда, когда оно убедительно показывает нам то, что ре­ально существует, художник ведет отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явле­ние жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторона­ми, которые выбрал художник, которые взволновали его.

  • Правда искусства как ре­альность, пережитая человеком.

Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои пережи­вания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведе­нии искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за са­му реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.

Все, о чем мы здесь говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту.

Ответьте на вопросы:

— Как вы думаете, был ли Суриков оче­видцем казни стрельцов и покорения Сибири Ермаком, ви­дел ли, как везли опальную боярыню Морозову по улицам заснеженной древней Москвы?

— Встречал ли Васнецов Ива­на-царевича на Сером Волке?

— Опускался ли Репин в подвод­ное царство?»

В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно путем не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.

Воображение И. И. Левитан не слабее, чем воображение С. Дали. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и написать новую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая зоркость, творческая самостоятельность воображения.

Ещё одна важная мысль: ценность произведения искусства не в том чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание которым оперирует художник, пластическим выражением художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения; или копирования непосредственно воспринятого. И.И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка природы выйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».

То, что мы воспринимаем в жизни, в повседневном опыте, по большей части случайно, мы далеко не всегда выделяем характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Художник видит по-иному: его зрение, сознание ведут отбор значимого, характерного. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали.

3. Рассмтривание и анализ репродукций Задание: участие в диалоге об осо­бенностях реальности и фантазии в творчестве художников.

1) Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка».

Представлена картина Марка Шагала «Прогулка» (название картины не сообщать).

Вопросы классу

1. Как бы вы назвали эту картину?

2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

3. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?

4. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг:

а) жанр картины;

б) сюжет и композиция;

в) рисунок, ритм, колорит… .

Вывод: «При создании произведения художник пропускает реальность через свою фантазию. Правда искусства – это реальность, пережитая человеком»

Разве может быть так, чтобы люди летали? Люди не могут, а художник в юности ускользнул в небо из своего родного города Витебска, устроился на облаке и начал писать. Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так и в «Прогулке» он изобрази сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой и фигурой художника. Герои картины замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и… взлетели над Витебском, устремились на небеса. Полёт в «Прогулке» радостен, безмятежен и возможен только благодаря прекрасному чувству любви жениха и невесты. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом, ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника.

Фантазия — это не просто нереально сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности.

Мощное творческое воображение узнаётся: не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее потому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир. Некоторые тонкие и хрупкие переживания- значимые факты внутренней жизни —часто как бы заслоняются и затемняются в условиях; обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к отклонению от некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна.

Творческое воображение необходимо мастеру для создания произведения. Порой художник изображает не действительность, а именно фантастический мир вещей для того, чтобы передать нам — зрителям — свое настроение.

2) . Анализ картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» см. папку Жанры живописи, текст на репродукции

Сегодня на уроке мы будем говорить о картине В.М. Вас­нецова «Иван-царевич на Сером Волке» (рис. 11), На приме­ре данной работы мы познакомимся с фантастическим миром в живописи.

Картина была написана в 1889 г., в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. После завершения работа была выставлена на передвижной художественной выставке. Эта карти­на представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на волке сквозь темный лес, спасаясь от по­гони. Для образа царевны Васнецов использовал написанный в 1883 г. этюд с племянницы СИ. Мамонтова Натальи — «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой». Посмотрите на картину внимательно. Иван-царевич гордо восседает на волке, взгляд его устремлен вдаль, он верит в спасение.

Главный герой бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.

Обратите внимание на одежду Ивана-царевича. Он одет в пар­човый кафтан и подпоясан зеленым кушаком. На его голове — царская шапка, отороченная мехом, а на руках — узорчатые рука­вицы. Червленый меч будто догоняет хозяина на лету.

Образ Елены олицетворяет чистоту и покорность. Ее голова лежит на плече Ивана-царевича, а руки сложены на коленях. Гу­стые шелковые волосы героини развеваются на ветру. Елена одета в шелковое платье салатного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.

Хотя картина выдержана в темных тонах, она производит ра­достное впечатление. Возможно, между героями возникает чув­ство любви, а белые цветы символизируют их счастливую буду­щую жизнь.

Ответы на вопросы

  • Какой эпизод запечатлел художник на картине? {На кар­тине запечатлен эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой
    Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.)

  • Что мы видим на переднем плане картины? {На переднем плане картины мы видим болото с кувшинками, старую кривую яблоню с цветущей веткой.)

  • Что изображено в центре картины? {В центр художник по­местил всадников на волке.) ,

  • Что изображено на дальнем плане? {Могучие стволы вековых дубов.)

  • Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? {Примерный ответ. Васнецов использовал в основном темные тона, так как всадники мчатся по темному ночному лесу, их преследуют. Темная гамма передает состояние страха, чувство опасности. Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. А белые кув­шинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.)

3). Анализ картины М.Врубель «Царевна Лебедь»;

4). Анализ картины Хруцкий «Цветы и плоды»;

5) Условность и правдоподобность в искусстве. Каждый художник обладает одновременно как физическим, так и художественным зрением. Как и всякий не художник он смотрит на окружающий мир — на природу, на людей, предметы — при помощи своего физического зрения, но , когда он вглядывается во все это как художник, притом не просто для того, чтобы полюбоваться, а с целью запечатлеть виденное на бумаге или холсте, на помощь его физическому зрению приходит зрение художественное. В этот момент он не только смотрит но и создает образ.

Как бы ни был совершенен этот образ, он ни когда не будет совпадать с природой, а всегда будет являться некоторым вольным или не вольным видоизменением ее, иногда даже преображением.

4) Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

5) Ценность произведений искусства. Почему люди хранят произведения искусства и высоко ценят их, передавая из поколения в поколение. Для некоторых людей рисование превращается в главное дело жизни. И если чувства и мысли художника будут интересны многим людям — получится произведение искусства, Только нужно много знать и уметь. Картина похожа на окно в мир, созданный художником. Но самые лучшие картины собирают в музеях искусства для того, что бы люди свободно могли приходить к ним в гости и беседовать с ними. Они несут радость, заставляют думать о смысле и правде жизни, о добре и зле.

Предметы изображенные на картинах помогают нам лучше понять обстановку, условия жизни людей. Художник передовая в картинах предметы, рассказывал о людях, изображал ту среду в которой они жили, и конечно передавал свое отношение к изображаемому. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только, что вышел и может вернутся в любой момент. Содержание натюрморта всегда отражает характер человека, время в котором он живет, его интересы и т.д.. В натюрморте художник выражает не только свое отношение5 к окружающему миру, но и свое чувство и понимание прекрасного. Через натюрморт мы можем понять духовный мир его автора.

4. Объяснение порядка работы.

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, кото­рые помогают нам жить, мы называем их — предметы быта, т.к. они не­обходимы для нашего удобства и комфорта. Но случайно ли именно эти вещи попали к вам в дом? Каждую из них выбирали вы или ваши роди­тели, а может быть, и более старшие представители вашей семьи. Выби­рали их по принципу удобства, красоты, общего стиля вашего дома. У каждой вещи, как и у человека, есть своя судьба с момента рождения и до «смерти».

Творческие задания

Вариант – 1. Написать маленькую новеллу о ценной для вас вещи. Нарисовать ее на этом же листе. Материалы: альбомный лист, цветные карандаши, пастель, аква­рель или гуашь.

Вариант –23 На этом занятии вам предлагается изобразить фантастический мир. Используйте краски разных цветов. Замысел своей работы вы можете позаимствовать из русских народных сказок.

5. Рассматривание и анализ работ нарисованных учащимися в прошлые годы .

6. Практическая работа.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка; 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

7. Итог.

ВОПРОСЫ

  1. Как ты понимаешь роль фантазии в жизни человека?

  2. Помогает ли искусство развитию фантазии?

  3. Как ты думаешь, что такое творческое воображение художника и что такое творческое воображение зрителя?

На примере данных картин мы увидели, как художники запечатлели фантастический образ, выразив свою мысль при помощи различных художественных средств; искусство в це­лом представляет собой игру образов, а не реальных объектов, сотворение вымышленного мира, в котором живут выдуманные

Рассматривание и анализ нарисованных работ. – Придумай сюжет своей будущей картины. Расскажите так, чтобы ребята смогли составить о ней представление! Предлагает придумать поэтичное название для изложенного сюжета.

– Ваши сюжеты очень интересны, и хочется вам сказать:

Рисование – дело такое,
Что фантазии не удержать…
Нарисуй мне зарю над рекою,

Поспеши кисть к листочку прижать.

Рисовать – это так интересно,
Подперев подбородок рукой!
И поверь, будет всем интересен
Мир, что создан твоею душой.

Болдышев Сергей

Рефлексия

8. Домашнее задание:

Подобрать репродукции н-тов с различными состояниями, освещением колоритом. Принести бумагу, краски и начатый на этом уроке натюрморт. Найти дома памятные вещи для вашей семьи, узнать их историю,

поговорив с родителями.

  • Рассказ про каспийское море 4 класс
  • Рассказ про кашу 2 класс родной язык
  • Рассказ про карла великого 6 класс история кратко
  • Рассказ про картину мона лиза
  • Рассказ про карпа для детей