Рассказ про кардинала ришелье

В. л. ранцов. кардинал ришель введение исторические деятели, на долю которых выпадает неблагодарная задача окончательного сведения счетов с давно установившимися

Фото
Фото

В. Л. Ранцов. Кардинал Ришельё

Введение

Исторические деятели, на долю которых выпадает неблагодарная задача окончательного сведения счетов с давно установившимися порядками, без сомнения, не могут надеяться на справедливую оценку со стороны современников. Неудивительно поэтому, что кардинал Ришельё был при жизни и в первое время после смерти предметом то величайших похвал, то самых жестоких порицаний. В мемуарах современников великого кардинала говорит или желчная ненависть, или восторженное поклонение.

Протестантские писатели не признают в нем ни талантов, ни даже способностей и умышленно закрывают глаза на услуги, несомненно оказанные им Франции. Католикам Ришельё представляется, в свою очередь, гениальнейшим государственным деятелем, одаренным политической мудростью, беспримерной в летописях истории.

Необходимо заметить, впрочем, что даже и новейшие историки в отзывах своих о Ришельё зачастую не выказывают надлежащего беспристрастия.

Сторонники либеральных учреждений обвиняют его в том, что он не воспользовался выгодами своего положения для установления во Франции конституционных порядков, а вместо того, сломав феодальную аристократию, уничтожил единственное препятствие, способное хоть сколько-нибудь сдерживать королевскую власть в некоторых границах.

Утверждают даже, будто он стремился к усилению монархической власти именно только потому, что король Людовик XIII был в его руках послушным орудием.

Фото

Легитимисты видят, в свою очередь, в Ришельё предтечу революции. Его обвиняют в том, что он, сам того не сознавая, подготовил ее и таким образом обнаружил непростительное отсутствие дальновидности.

В несравненно меньшей степени расходятся отзывы о нравственных принципах, которыми руководствовался Ришельё как в государственной деятельности, так и в частной жизни. Даже самые восторженные поклонники великого кардинала не решаются рисовать нравственный его облик в сколько-нибудь привлекательном виде, враги же изображают его совершенным чудовищем.

На самом деле кардинал Ришельё был, с точки зрения этического развития, характерным представителем своего века. С другой стороны, нельзя отрицать, что он всегда и во всем ставил свои личные интересы на первое место. Именно только эти личные интересы заставили его разойтись с партией, поддерживающей испанскую политику, преданным сторонником которой он был в первое время.

Возгоревшаяся затем борьба с этой партией дала Ришельё случай выказать большую силу характера и недюжинные дарования. Необходимо заметить, впрочем, что он не задавался в своей государственной деятельности отдаленными видами, а всегда стремился к достижению ближайших возможных целей. Это объясняется, быть может, тем, что у него самого почва под ногами все время колебалась.

Среди забот о внутренних и внешних государственных делах Ришельё постоянно должен был помышлять о самозащите. Бесхарактерность и подозрительность Людовика XIII делали положение первого его министра до чрезвычайности непрочным.

Ришельё приходилось поэтому беспрерывно держаться настороже и вести упорную борьбу со своими явными и тайными врагами: матерью Людовика XIII – Марией Медичи, супругой его – Анной Австрийской, братом короля – Гастоном Орлеанским и многочисленными их приверженцами.

Борьба эта велась с обеих сторон самым беспощадным образом. Противники Ришельё не гнушались убийством, так что жизнь его неоднократно подвергалась серьезной опасности. Неудивительно, что и он, в свою очередь, зачастую обнаруживал крайнюю жестокость и неразборчивость в выборе средств.

Фото

Ришельё был дворянином с головы до пят и всецело разделял презрение, с которым в его время дворянство относилось к простонародью. Если он сломил во Франции феодальную аристократию, то единственно лишь вследствие усердного участия наиболее выдававшихся ее представителей в интригах и заговорах против него лично.

Кардинал Ришельё несомненно обладал большой дозой веротерпимости, позволявшей ему поддерживать в Германии протестантов непосредственно в ущерб интересам Католической Церкви. Если в самой Франции он вел войну с гугенотами, то руководствовался при этом чисто политическими побуждениями.

Враги кардинала объясняли его веротерпимость полнейшим равнодушием к религиозным вопросам и, может быть, в данном случае не особенно ошибались. Нельзя отрицать, однако, что государственная деятельность Ришельё, независимо от руководивших им личных мотивов, принесла громадную пользу не только Франции, но и вообще всей Европе.

Благодаря Ришельё рушилась гегемония Испании и Австрии, угрожавшая распространить власть инквизиции на всю Западную Европу. История должна поэтому признать, что кардинал Ришельё фактически оказал делу цивилизации крупную услугу.

ФотоГлава I. Молодость Ришельё и начало его политической карьеры

Арман Жан дю Плесси, кардинал и герцог Ришельё, родился в Париже 9 сентября 1585 года. (Отец его, Франсуа дю Плесси, принадлежал к старинной дворянской фамилии и в награду за услуги, оказанные королю Генриху III, был пожалован орденом Св. Духа, считавшимся в то время весьма почетным отличием.

Впоследствии, при короле Генрихе IV, он отличался блистательной храбростью на полях битв и состоял в чине капитана королевских телохранителей. Он умер в 1590 году, оставив после себя трех сыновей и двух дочерей.

Мать будущего великого кардинала предназначала его сперва к военной службе. Тем не менее он получил по тогдашним временам чрезвычайно хорошее образование, изучал в Лизье риторику и философию, а затем поступил в военное училище, где успел уже добиться больших успехов в фехтовании и верховой езде, когда домашние обстоятельства побудили его отказаться от военной карьеры и перейти в духовное звание.

Дело в том, что Люсонское епископство, бывшее в последнее время наследственным в семье дю Плесси, неожиданно оказалось вакантным. Король Генрих IV назначил епископом юного Армана, которому в то время шел только двадцать второй год и, следовательно, еще не исполнилось возраста, требуемого церковными законами для посвящения в епископский сан.

Это не помешало ему, однако, немедленно отправиться в Рим. Папа Павел V, выслушав речь, произнесенную на латинском языке юным дю Плесси, рукоположил его в епископы. Арман был в это время до такой степени бледен и худощав, что казался моложе своих лет. Когда он преклонил пред Папой колена, Павел V, как уверяют, спросил его:

Читать дальше

Мария Медичи — королева Франции и героиня нашей истории. Эта статья посвящена его биографии, фактам из личной жизни, политической карьере. Наш рассказ проиллюстрирован фотографиями живописных портретов королевы, написанными на протяжении всей ее жизни.

Биография Марии Медичи – раннее детство

Он родился в прекрасной Флоренции в 1575 году, 26 апреля. Новорожденная стала шестой дочерью герцога Тосканского Франческо I и его первой жены Джованны д’Австрийской. По материнской линии Мария была правнучкой Изабеллы I (Кастилии), а правнучкой деда Карла V. Марии был Козимо Медичи, троюродный брат Катерины Медичи, грозной королевы Франции.

молодая Мария Медичи

Девочка в двухлетнем возрасте потеряла мать, Джоанна погибла в результате несчастного случая. Великий князь горевал недолго, вскоре он женился на своей любовнице Бьянке Капелло. Мачеха Марии обладала проницательным и высокомерным характером, недаром придворные называли ее ведьмой. Маленькой тосканской принцессе не хватало тепла и материнской ласки. Любовь и поддержку девушка нашла у своей горничной Леоноры Дори Галигай.

Брак с французским королем

В 1599 году король Франции Генрих IV начал переговоры с Фердинандо Медичи, дядей Марии, о возможном заключении брачного союза с его племянницей. В то время брак короля Франции с Маргаритой Валуа уже был аннулирован из-за отсутствия у нее детей. Да, Генрих изначально был мужем королевы Марго. Марии Медичи суждено было стать второй женой монарха.

муж марии медичи и королевы марго

Переговоры ведутся уже почти год и завершились свадьбой Марии Медичи и Генриха IV в марте 1600 года. На тот момент невесте было уже 24 года. Она была самой богатой невестой — Фердинанд дал своей племяннице приданое в шестьсот тысяч скуди. По тем временам это была поистине фантастическая сумма. Таким образом, Мария Медичи принесла мужу самое большое приданое за всю историю французского государства.

Интересным фактом является то, что свадьба прошла во Флоренции в отсутствие жениха по доверенности. И такая же свадебная церемония состоялась по приезду невесты во французский Лион 17 декабря.

Рождение детей

Старший сын Марии Медичи, будущего короля Франции Людовика XIII, родился ровно через 9 месяцев после свадьбы, 27 сентября 1601 года. Впоследствии Мария родила еще пятерых детей: двух мальчиков и трех девочек. Один из сыновей — Николас Орлеанский — умер в младенчестве.

муж Марии Медичи

Личная жизнь королевы

Мария была красива в молодости (см. На фото), и сначала Генрих испытывал к ней пылкие чувства, от которых не осталось и следа. Биографы утверждают, что в основном это было связано с властным характером женщины и ее чрезмерно ревнивым нравом.

Вышеупомянутые качества постепенно охладили любовь Генри к своей жене; Между супругами часто возникали ссоры. В конце концов, король стал почти ненавидеть Марию. Особое раздражение вызвала привязанность его жены к Леоноре Галигай.

При дворе множились слухи о том, что служанка имела огромное влияние на королеву и не чуралась колдовства. Ситуация была отвратительной и потому, что муж Галигай, Кончини, стал фаворитом Марии Медичи.

Смерть Генриха IV

Брак Медичи и Энрико продлился всего 10 лет. При жизни Генрих IV сделал все, чтобы остановить сектантские войны. Он подписал указ о предоставлении протестантам свободы вероисповедания, после чего гугенотские войны закончились. Эта политика вызвала недовольство православных католиков.

мария де Медичи королева

В 1610 году муж Марии Медичи был убит в Париже католическим фанатиком по имени Франсуа Раваллак. Это событие произошло 14 мая. Похороны монарха состоялись 1 июля в аббатстве Сен-Дени.

Политические игры французской королевы и годы правления

Многие подозревали Марию Медичи в причастности к смерти ее мужа. Дело в том, что королеву не устраивало положение бескомпромиссной жены Генриха. Она мечтала попасть в правительство страны. Но это было невозможно, так как Мария не была коронована.

После того, как Генри выслушал уговоры своей жены и короновал ее, на следующий день он был убит. Подозрение в том, что она участвовала в заговоре против короля, не было снято Марией ни при жизни, ни после ее смерти. Хотя никаких прямых доказательств подобной измены обнаружено не было.

Кроме того, Мария Медичи стала регентом при своем сыне Людовике XIII, который был провозглашен королем Франции в возрасте 8 лет сразу после убийства своего отца. Годы правления королевы Медичи — 1610-1617 гг.

Ее политика была непопулярна в высших кругах общества, и Мария даже не снискала любви народа. Королева сделала своими главными политическими советниками и союзниками послов Рима и Испании, а также Кончини, которому она присвоила титул маркиза де Анкра. В конце концов, Мария заключила союз с Испанией, после чего молодой французский монарх обручился с дочерью Филиппа III — Анной Австрийской.

мария де Медичи, королева Франции

Эти события вызвали серьезные волнения среди протестантов. Многочисленные дворяне покидают двор, и начинается подготовка к войне. После серии восстаний, поднятых князьями крови, Марии все же удалось заключить с ними перемирие.

В это время, благодаря дружбе с королевой-матерью и ее любимицей Кончини, Ришелье, будущий кардинал Франции, впервые появляется на политической арене. Он становится министром при дворе королевы-матери, а позже становится членом Генеральных штатов.

В 1614 году Людовик был провозглашен взрослым. Однако и после этого Мария Медичи некоторое время умудрялась удерживать власть в своих руках. Это стало возможным благодаря искусным проискам Кончини и помощи Ришелье. Однако юному Людовико удалось тайно подготовить заговор против любимца матери, в результате которого Кончини был убит. В результате Людовик XIII восседает на троне и отправляет свою мать в ссылку в далекий замок Блуа и Ришелье — в Люсон.

Попытка вернуть власть

Мария Медичи недолго постигла участь изгнания. Через два года после потери власти он сбегает из Блуа и начинает строить планы по свержению своего сына с французского престола.

Об этом становится известно Ришелье, который становится посредником между Луи и его матерью. Благодаря проницательной дипломатии Ришелье был наконец заключен формальный мирный договор между Медичи и Людовиком. Мария наконец смогла вернуться в Париж и даже стать главой государственного совета.

Предательство Ришелье

Стремясь укрепить свое влияние при дворе, Медичи доверил своему доверенному советнику стать государственным премьер-министром и кардиналом. Получив фактически неограниченную власть, Ришелье увольняет Марию Медичи, ставшую для него ненужной.

Бывшая королева пошла на все, чтобы убрать ненавистного теперь Ришелье из двора, но ничего не смогла исправить. В июле 1631 г она была вынуждена бежать в Брюссель. Но кардинал не оставил ее там одну, по ее просьбе Медичи были переведены в Англию, затем в Амстердам. Последним местом ссылки был Кельн, где он умер. Королева Мария Медичи, биография которой так блестяще началась, скончалась в нищете и одиночестве в 1642 году, 3 июля, в возрасте шестидесяти семи лет.

Портреты кисти Рубенса

Фото королевы не видно, но, к счастью, есть ее живописные портреты, многие из которых были написаны известным художником Рубенсом.

В 1622 году королева решает создать себе памятник на всю жизнь: построить дворец, который будет украшен картинами, изображающими ее жизнь. Работу над серией картин доверили Питеру Рубенсу.

портреты марии медичи

Вместе они подробно обсуждают текстуры картин и их меньшие текстуры. Художник начинает свою работу с серии набросков и набросков, ему позирует королева. Полный творческий процесс создания картин для галереи Медичи занял у художника почти три года.

Есть портреты, на которых царица на снимках еще совсем юная. На одном из живописных полотен она предстает перед нами в образе невесты. Это полотно когда-то было написано специально для Генриха IV во время его сватовства.

Судьба сына Марии Людовика XIII

Сын Марии Медичи правил Францией 27 лет и получил от народа прозвище «красивый». Людовик скончался в 1643 году в возрасте сорока одного года. На фото ниже фрагмент парадного портрета монарха.

Сын Марии Медичи Людовик XIII

Интересные факты

Есть многочисленные свидетельства, говорящие о сильной привязанности королевы Франции Марии Медичи к своему говорящему попугаю, который прожил со своей любовницей всю оставшуюся жизнь. Перед смертью женщина не забыла пернатого питомца и завещала позаботиться о нем кардиналу Ришелье.

Франция и Париж обязаны своими хорошими акведуками, Люксембургским дворцом, Кур-ла-Рейн и великолепной коллекцией картин Рубенса в Лувре королеве Марии.

По удивительному совпадению королева в изгнании нашла свое последнее пристанище в доме, где художник, писавший ее портреты, провел свое детство.

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришельё, считал, что «разум должен всем управлять и руководить, всё следует совершать в соответствии с ним, не увлекаясь эмоциями». Первый министр Франции очень опасался своей вспыльчивости: «решения, которые он принимал в гневе, они всегда были впоследствии настолько плохими, что он в них раскаивался». Всё дело в том, что у великого человека в роду были очень пылкие люди со взрывным темпераментом.

5600b99737574d988e6fa525fcdf4df0

Портрет Ришельё с гравюры Робера Нантёйля. 1657 год.

Пьер дю Плесси, старший брат одного из предков кардинала, в 1381 вместе с сеньором Бордо стал во главе вооруженного отряда и занял имение, принадлежащее капитулу церкви Пуатье. Потребовалось вмешательство Парижского парламента, чтобы прогнать захватчиков. Но в те времена во Франции это не было чем-то исключительных. Достаточно глянуть на внушительный список командиров банд наёмников, чтобы убедиться в этом. 

7f5840ffb3114a8fa7be613856dadf96

Особенный размах это явление приобрело после мирного договора в Бретиньи в 1360 году, когда огромное количество профессиональных вояк временно осталось не у дел. Самые крупные бандформирования получили название Tard-Venus и злодействовали в Оверни и вокруг Лиона.

 49725ebb31884077b6a75372a4241c92

Брат прадеда кардинала, Антуан дю Плесси, получил прозвище «Монах». Когда он был маленьким, его дядя, Жак Ле Руа, решил воспитать младшего «для получения прибылей». Антуана определили в послушники аббатства де Сен-Флоран де Сомюр. Антуану было десять лет, но его беспокойная натура уже проявилась тогда во всей красе. Мальчик сказал, что хочет пойти на войну, как братья. Двоюродный дедушка его сначала уговаривал, а потом, так как увещевания не подействовали, велел высечь его. Лишения, побои, тюрьма – ничто не помогало! Ребенок упорно стоял на своём: он не будет учиться, не станет священником и пойдет воевать. Антуан много раз сбегал, но его возвращали родителям. Наконец, он бросил клобук, ушел в военный лагерь и служил в Италии рядом с братом. В 1560 его назначили командовать группой конных аркебузиров.

3970599429e542ed975759a060bbc6e4

Конный аркебузир в десяти основных положениях. Гравюра из «Военного искусства конницы» Иоанна Якоби фон Вальхаузена, изданного в 1616 году.

Антуан дю Плесси отличился крайней жестокостью в Первой гугенотской войне. Встретив в окрестностях Вендевра убегающих гугенотов, «монах» принялся истреблять их без всякой пощады. Как сообщал Пьер де Л’Эстуаль, «около сотни беженцев, запертых в церкви, были хладнокровно убиты на следующий день все тем же монахом по имени Ришельё, который развлекался, расстреливая бедных беззащитных людей. В сентябре того же года он распорядился «предать огню и до основания разрушить без пощады и без обращения внимания на всякого человека» деревню Вильер из прихода Вуйе». «Подвиги» Антуана дю Плесси не остались незамеченными — несмотря на «свои нравы и распутство» он был награжден орденом Святого Михаила. А ещё он был командиром гарнизона в Шиноне и камергером двора его королевского вкличество.

9bceac7f7ee64452995730ec0877a2fa

Битва при Дрё, важнейшее сражение Первой гугенотской войны. Гравюра Тортореля и Перриссина, опубликованная в 1588 году. Есть целый цикл гравюр про эту битву.

Антуан дю Плесси умер в январе 1576 при обстоятельствах, достойных всей его жизни. Л’Этуаль писал, что «19 января  капитан Ришельё, имевший в подчинении двадцать пехотинцев, людей с дурной славой, и известный своими кражами, воровством и богохульством, бывший, к тому же, сам большим распутником и завсегдатаем всех домов терпимости, был убит в Париже на улице Лавандьер в драке с такими же, как он, распутниками. Его не устраивало то, что они шумели в соседнем доме, совсем рядом с его жилищем, в поздний час. Он умер как и жил». В другом месте Л’Этуаль описывает Антуана дю Плесси, как «большого негодяя и толстяка, доверху налитого бордо».

Отец будущего первого министра короля, Франсуа дю Плесси де Ришельё, в молодости тоже имел возможность показать свой буйный нрав. Старший брат Франсуа, Луи дю Плесси, был убит соседом, сеньором де Моссоном, после ссоры  из-за вопроса места в церкви прихода Брей. Де Моссон подстерег дю Плесси в засаде и убил его.

6d4c4ae2b5094113bb62e1406b5c84d8

Франсуа дю Плесси де Ришельё. Автор портрета неизвестен.

Франсуа дю Плесси де Ришельё был тогда пажом при дворе Карла IX. Мать отозвала его обратно и вырастила его с единственной мыслью: отомстить за Луи. Сеньор де Моссон опасался мести. Чтобы выйти из замка, де Моссон использовал подземный ход, выводивший его точно к броду через реку, в направлении Шампиньи. Но нужно было перейти через брод. Юный Франсуа де Ришелье с несколькими товарищами поджидал врага в ивняке на берегу. Увидев ненавистного соседа, Франсуа бросил в воду колесо от телеги. Лошадь де Моссона, испуганная этим препятствием стала на дыбы и сбросила всадника. Ришелье бросился на де Моссона и убил его. Это случилось в 1565 году. Отцу будущего первого министра тогда было только 17 лет.

Чтобы избежать расследования, возбужденного по делу об убийстве де Моссона, Франсуа пришлось покинуть Францию. Но это не помешало ему уже в августе 1566 года подписать брачный контракт в присутствии парижского нотариуса, а  впоследствии занимать важные государственные посты сначала у Генриха III, а затем и у Генриха IV. Франсуа до самой смерти являлся главным прево Франции.

— Не слишком надейтесь на вновь обретенную королеву. Одинокая, она не справится с крепостью, которую вы, вместо того чтобы разрушать, еще больше укрепили: 43… de 43.е7 Л: g5! (Диаграмма 13.) — а вот и не учтенная вами вилка!

— Почему же неучтенная, ваша светлость? Ее. можно предотвратить: 44. Kd5 Kf6 + 45. К: f6 Кр: f6.

Фаэты. Рассказы о необыкновенном - pic_50.png

Ришелье смело шел на размен, справедливо считая, что ферзь окажется бессильным перед ладьей с четырьмя пешками.

Последовал ошеломивший кардинала ход Ферма:

46. е8К мат! (Диаграмма 14.)

— Это как же?!- непроизвольно воскликнул Ришелье.- Мат на середине доски одним конем, к тому же превращенным! Вы ловко отвлекли меня разговорами, чтобы заманить короля в пешечный лабиринт и закрыть ему оба выхода из него моими же фигурами! Учти я это, жить бы прокурору Массандру в вашем доме.

— Однако теперь ему придется отказаться от обвинений графа Эдмона де Лейе.

Фаэты. Рассказы о необыкновенном - pic_51.png

— Разумеется,- сердито сказал Ришелье.- Я всегда плачу по своим обязательствам. И всегда взыскиваю, строго взыскиваю. Советую вам, метр, не сделать в жизни такой ошибки, как я допустил, взяв вашу туру.

— Вы не ошиблись, ваша светлость. Отказ от взятия приводил к проигрышу.

— Тогда проверим, метр. Власть словам не верит.

— Извольте, ваше высокопреосвященство: 41… Kf8 -Ь 42. Крсб Л: еб 43. С: d6. (Диаграмма 15.) — Что делать черным?

— Например, развязаться, разменять вашу последнюю пешку,- предложил Ришелье.-43…f6.

Фаэты. Рассказы о необыкновенном - pic_52.png

— Тогда: 44. Kpd5! Ле8 45. gf + Кр: f6 46. С:f8Л:f8 47. Kd7+ (Диаграмма 16.), и белые выиграли!

— Гм! Разве мне так уж и нечем ходить? Если двинуть в королевы пешку f? — 43…f4.

— Получится любопытный конец, ваша светлость: 44. Kd5 f3 45. Kf6 f2 46. ЛЫ (Диаграмма 17.) Ле1 47. С: f8 + Кр: f8 48. Лb8 + и неизбежный мат.

— Значит, жертву необходимо принимать, и вы создали этюд. Он позабавит короля, когда я покажу ему эту позицию. Что же касается вас, метр, то вы искусный игрок и опасный человек. Отдаю вам должное и как математику, и как юристу. Мазарини проводит вас и скажет вам отеческое напутствие. Учтите, он скоро станет кардиналом. Отнеситесь к нему по-сыновьи.

Кстати, Мазарини, отдайте все нужные распоряжения в Бастилию и не забудьте проверить, уместится ли комендант в тамбуре камеры откровенности. Так подумайте, метр Ферма, о чем говорил вам я: о защите привилегий дворянства.

— Слова вашего высокопреосвященства звучат для меня как призыв к Справедливости.

— Справедливости! — сердито буркнул Ришелье и подозвал Мазарини.

Тот откатил кресло с кардиналом к столу, поймал кота и водрузил его на колени немощного правителя Франции, затем сделал знак Ферма следовать за ним.

Ферма, выходя из библиотеки, бросил взгляд на кресло с утонувшим в нем тщедушным стариком, который держал кота, и на военные доспехи, в какие облачался Ришелье при осаде Ла Рошели.

Вместе с Мазарини он вышел в зал приемов, роскошный и холодный.

— Вы были очень неосторожны, метр, с его высокопреосвященством,- вкрадчиво начал Мазарини.- Зачем вам возвращаться в Бастилию, проходить через известный вам тамбур? Не думайте, что вы выиграли в деревяшки свободу графу де Лейе, просто вы удачно напомнили справедливому кардиналу о заслугах старого графа перед покойным королем, память которого священна…

Пьер Ферма слушал будущего правителя Франции молча, наклонив голову.

Мазарини проводил Ферма до мраморной лестницы. Гвардеец услужливо подвел ему коня.

Ферма поклонился будущему кардиналу, тот опустил глаза.

Ферма хотел расспросить дорогу к монастырю, отъехав подальше от дворца, но уже на улице Сан-Оноре наткнулся на знакомого мула с виляющим в седле Огюстом.

Оказывается, к величайшему изумлению Ферма, отважный Декарт не пожелал бежать из Парижа, ожидая возвращения Ферма, а в случае задержки намеревался сам явиться к кардиналу, чтобы выручить друга.

Ферма не стал испытывать судьбу, отдал коня Огюсту и отправился пешком во дворец правосудия на остров Ситэ, где у него были дела от тулузского парламента.

СЛЕДОПЫТ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТРОП

Рассказ-гипотеза

В игре стремнин воображения

Поток бурливый напоен

Огнем идей, гипотез жжением

И тайной будущих времен.

Автор

Фирменный поезд «Урал» приближался к границе Европы и Азии.

В купе нас было трое: мы с сыном — капитаном первого ранга, инженером, который вместе со мной ехал в Свердловск, где ожидала меня премия «Аэлита», учрежденная Союзом писателей РСФСР совместно с журналом «Уральский следопыт». Третьим в купе был неизвестно как оказавшийся там пассажир. Я считал полку над собой свободной, но вдруг, когда в окнах замелькали трубы уральских заводов, сверху спустился Аркадий Николаевич, как отрекомендовался он нам, человек общительный и приятный, а главное, интересный!

В завязавшейся с попутчиком беседе мой сын, с увлечением спорящий о передовой роли фантастики, упомянул что на вокзале нас встретят уральские следопыты.

— Следопыты? Фантастика? — раздумчиво произнес Аркадий Николаевич.- В детстве увлекался этим. В зрелости отверг все антинаучное.

Фаэты. Рассказы о необыкновенном - pic_53.png

— Что же именно? — насторожился Олег, готовый защищать фантастику и меня.

— Имею в виду прежде всего «машину времени», излюбленную фантастами. Она противоречит основному закону природы — закону причинности, ибо не может следствие произойти раньше вызвавшей его причины.

— Конечно, конечно! — раззадорился Олег.- Хотите сказать, что нельзя перенестись в недавнее прошлое, встретиться с собственной бабушкой, когда она была хорошенькой, и жениться на ней, чтобы стать самому себе дедом!

Попутчик не рассмеялся, а серьезным тоном ответил:

— Вы великолепно выразили былое мое заблуждение.

— Заблуждение? — удивился я.

— Да. Ныне я допускаю реальность существования у каждого из нас собственной «машины времени».

— Вот это да! — восхитился Олег.

— Я имею в виду воображение. Оно способно перенести и в далекое прошлое, и в будущее, и за тридевять земель, где мы никогда не бывали, и даже к звездам.

Олег счел уместным прочесть строчки из моего сонета о фантазии:

— Фантазия — ума сверкание.

Искателей — звезда и друг…

Нет без фантазии сказания,

Нет без фантазии наук.

— Верно,- отозвался Аркадий Николаевич, глядя в окно, где промелькнул пограничный столб между Европой и Азией с небольшой толпой около него, в которой выделялась невеста в подвенечном платье.- Смотрите, какой прекрасный свадебный обычай у уральцев! Так вот, путешествие во времени невозможно лишь физически, как незамеченный сейчас нами переход из Европы в Азию. Но перенестись в другое время и присутствовать в нем рядом с историческими личностями, на мой взгляд, вполне возможно. Ведь можете же вы представить, что вот по этому тракту проезжал когда-то Демидов или шли в Сибирь закованные в кандалы колодники?

Мой Олег увлекся такой игрой воображения:

— А что? Значит, я могу стоять рядом с Наполеоном под Ватерлоо, слышать обращенный ко мне гневный приказ и почувствовать, как сумрачный император, скрестив руки на груди, задумчиво пройдет сквозь меня, как через фантом? Вот здорово!

Аркадий Николаевич загадочно улыбнулся:

— Если вам нравится такая ситуация, то ее вполне можно вообразить. Кстати, мы не удивляемся, что историки, археологи, геологи и палеонтологи переносятся в прошлое не на какие-нибудь два, три столетия, а на тысячи, миллионы, даже сотни миллионов лет! Они очерчивают берега бывших морей, волны которых словно бьются у их ног, наблюдают битвы доисторических ящеров, как бы присутствуя при этом в виде, как вы выразились, «фантомов».

Рассказ про кардинала ришелье
«Даниэль Ранцау захватывает мост Турби в Скании во время Семилетней войны 1563–1570 гг.»

Картина показывает нам типичную битву «переходного периода» от эпохи рыцарства к наемным и национальным армиям. Бой в центре картины ведут кирасиры и копейщики. Драгуны в кожаных колетах (справа) стреляют по латникам из пистолетов. Через мост спешит пехота во главе с офицерами в высоких шляпах и шарфами через плечо. Кристиан Хольм (1804–1846).
Государственный музей искусств, Копенгаген

Из голубой же, пурпуровой и червленой шерсти
сделали они служебные одежды,
для служения во святилище;
также сделали священные одежды Аарону,
как повелел Господь Моисею.
Книга Исхода, 39:1

История форменной одежды. Как видите, уже в глубокой древности, а Библия была написано очень давно, люди различали обычную одежду от «служебной», выделявшей одетых в нее из толпы. И вот сегодня мы начнем еще один цикл статей, продолжающий тему «история одежды», цикл, целиком посвященный истории военной форменной одежды, то есть униформы.

Между прочим, само слово «униформа», обозначающее единообразную одежду, в отношении армейской одежды применяется всего лишь около двух столетий, однако, в ее нынешнем понимании униформа появилась, по крайней мере, за сто лет до этого: в большинстве европейских армий она получила всеобщее распространение на рубеже XVII–XVIII веков.

История униформы. Униформа как система знаков
Униформой можно считать одеяния рыцарей духовных орденов… Кадр из кинофильма «Крестоносцы» (1960)

Рассказ про кардинала ришелье
И священнослужителей – монахов, священников и кардиналов. Вот, например, как просто, но со вкусом выглядело облачение кардинала Ришелье. Кадр из кинофильма «Три мушкетера» (1961)

Если же заглянуть еще дальше в прошлое и расширить понятие униформы, говоря о военной одежде вообще, можно заметить, что некая, характерная только для людей, носящих оружие, культура одежды существовала с незапамятных времен. Одним из ее критериев является использование определенного, принятого только в данной армии общего знака.

Но о прапредках современной униформы мы говорить пока не будем, а начнем свой рассказ как раз с конца XVII века, когда в армиях разных стран начали появляться боевые подразделения, одетые в одинаковые по покрою и цвету костюмы.

Рассказ про кардинала ришелье
Доспехи аркебузира 1638 года. Ну, скорее всего, это не доспехи рядового стрелка, а доспехи офицера, сделанные на заказ. Тем не менее под них уже тогда одевался камзол из прочной кожи. И в нем вполне можно было сражаться и без доспехов! Королевский Арсенал, Лидс

Прежде всего, следует оговориться, что наличие общих знаков отличия свойственно не только военной одежде.

Например, панталоны санкюлотов (фр. sans-culottes; букв.: без коротких штанов), бойцов Великой французской революции, в то время служили именно таким знаком, отличающим их от аристократов, носивших кюлоты – короткие штаны из дорогой ткани, и выглядывавшие из-под них чулки. Аналогичную роль играли нищенская сума в голландской революции XVI века или нарукавные повязки петроградских красногвардейцев.

Названые примеры связаны с поворотными историческими событиями, однако знаки, являющиеся символическим выражением группового сознания, принадлежности к той или иной общности, как обыденное явление повсеместно встречаются и в настоящее время, например, «оранжевые жилеты» во Франции.

Кстати, именно Франция первенствовала в создании единообразно одетых солдат. Еще в 1600 году король Генрих IV завел роту «карабинеров» из дворян, вооруженных легкими карабинами, которые стали его личной гвардией. В 1622 году по приказу короля Людовика XIII карабины заменили длинноствольными мушкетами, после чего гвардейцев стали именовать «мушкетерами королевского военного дома» или просто «королевскими мушкетерами».

Рассказ про кардинала ришелье
Французский королевский мушкетер 1660 г.
Иллюстрация из книги V. Vuksic, Z. Grbasic. «Cavalry. The history of fighting elite 650BC–AD1914» London, Cassell, 1994. P. 133

Рассказ про кардинала ришелье
Мушкетеры короля против гвардейцев кардинала (по сути, тех же мушкетеров с теми же самыми функциями). Красный цвет плащей гвардейцев был принят по аналогии с цветом кардинальской мантии. Белый простой крест – символ веры. Обратите внимание, что они в чулках, а не в сапогах. А зачем им сапоги, если они в городе? Их надевали, собираясь ехать верхом!
Рис. Грэхема Тёрнера

Униформой мушкетеров стал короткий плащ лазоревого цвета с серебряными галунами и белыми крестами, нашитыми на него и спереди, и сзади, и на боковых его лопастях. Кресты эти были из бархата, с вышитыми золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в перекрестиях. Кони серой масти (вернее, белой либо же серой в яблоках) дали и название «серых мушкетеров».

Были еще и «черные мушкетеры» (по масти коней, присвоенной им в 1663 году). Вооружение составляли мушкет с сошкой, шпага, палаш (для боя в конном строю), пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь буйволовой кожи с патронами, пороховницей, мешочком для пуль и запасным фитилем. Ну а после появления багинета в этот набор включили и его. При этом казна выдавала мушкетерам лишь мушкет, прочее же вооружение и снаряжение, включая коня и слугу, мушкетер должен был покупать либо нанимать самостоятельно.

Рассказ про кардинала ришелье
Менялась мода – менялась и униформа королевских мушкетеров… Вот так они выглядели в конце XVII века.
Рис. Грэхема Тёрнера

Так, в 1673 году мушкетеры получили золотые галуны в первой роте и серебряные – во второй. А в 1677 году их одели в красные мундиры с золотыми или серебряными галунами и ботфорты черной кожи. Шляпа также была черной с белыми страусовыми перьями. А вот характерные лазоревые плащи-казакины в 1688 году заменили на такого же цвета супервесты (безрукавки, носившиеся поверх мундира).

Рассказ про кардинала ришелье
Мушкетеры в супервестах. Рис. Грэхема Тёрнера

По сути дела, это были легковооруженные конные стрелки, которые охраняли особу короля во время его выходов и на прогулках, а также сопровождали его в тех кампаниях, в которых он участвовал лично. Впоследствии форма королевских мушкетеров неоднократно изменялась, следуя за общей модой, однако упразднили их окончательно лишь в эпоху Реставрации, то есть при Людовике XVIII, в 1816 году!

Рассказ про кардинала ришелье
Черные мушкетеры в повседневной форме, гравюра Ф.Д.Н. Дьедонне, 1815 г.

В одежде такого типа проявляется своего рода сознательное начало, однако это отнюдь не тождественно нормативности. Если вопросами, связанными с этой единообразной или отличающейся лишь определенным общим знаком одеждой, с целью ее кодификации начинает заниматься власть, в большей или меньшей зависимости от которой находится – носящая эту одежду группа людей, определяя эту одежду или какую-либо ее деталь в качестве обязательной для каждого члена данной группы, то в одежде начинают проявляться первые характерные признаки униформы.

Рассказ про кардинала ришелье
Изменение формы королевских мушкетеров с 1660 по 1814 год.
Илл. Чарльза Вернера (1831–1887)

Рассказ про кардинала ришелье
Весьма характерной была и униформа польских «крылатых гусар». Примерно одинаковые «доспехи в три четверти» были в целом у них похожими, «барсы» – шкура леопарда, а то и тигра, считалась непременным атрибутом «настоящего гусара». Но самым главным форменным элементом были «крылья» с перьями. Известно, что 3 000 именно таким вот образом снаряженных польских гусар отличились в битве под Веной в 1683 году!
Иллюстрация из книги V. Vuksic, Z. Grbasic. «Cavalry. The history of fighting elite 650BC–AD1914» London, Cassell, 1994. P. 133

Рассказ про кардинала ришелье
Атака «крылатых гусар» выглядела весьма впечатляюще!
Кадр из кинофильма «Огнём и мечом» (1999)

Чем сильнее имеющая поначалу ярко выраженную экономическую природу, а затем рождающая и идеологию зависимость от законодательных намерений власти, тем более явным образом проявляются внешние признаки унификации костюма. Эти определенные в нормативном порядке виды одежды различных групп приобретают признак долговечности и в силу их идеологической обусловленности в меньшей степени зависят от переменчивой моды времени. Члены данной группы таким образом выходят из ведущегося в обществе «состязания» в нарядах.

Такая степень нормативности проявилась, например, уже в одежде рыцарских и монашеских орденов Средневековья, став свидетельством того, что единообразие в одежде было привилегией не только армий.

С другой стороны, военная одежда, хотя внешне она действительно представляет собой униформу, отнюдь не является результатом одних лишь волевых решений – в гораздо большей степени она становится результатом приспособления к объективным требованиям.

Рассказ про кардинала ришелье
Была в то время и определенная произвольность выбора военного «костюма». Например, вот такие «трехчетвертные латы» носили германские всадники. Просто жуть, не так ли?
Императорская оружейная палата Вены.
Фото автора

Рассказ про кардинала ришелье
Интересно, что такие же латы в XVI–XVII вв. принадлежали и копейщикам, отличие было лишь в наличии крюка для копья на кирасе. Но их количество быстро сокращалось.
Императорская оружейная палата Вены

Если в других униформизированных группах общие знаки являются до определенной степени продуктом произвольного выбора, то в армии использование знаков различия вызвано насущными потребностями войны: способность к ориентировке во время боя, различению своих и противников – это элементарные требования для военных всех стран, народов и эпох.

При достижении определенного уровня организации символом может стать вся одежда целиком или же большинство ее элементов.

В нерегулярных же военных объединениях, как, впрочем, и в самой армии, с практической точки зрения достаточны знаки различия и идентификации, которые используются только во время боя. Это может быть или деталь одежды определенного цвета, или родовой герб, как у рыцарей Средневековья, или даже знамя, игравшее такую роль уже в римских легионах.

Использование герба в военной одежде отразилось и в этимологии немецкого слова «Waffenrock» (мундир). Как бы естественно ни выглядело соединение двух его частей, за первой из них кроется не «die Waffe» (оружие), a «das Wappen» (герб), который был изображен на надевавшейся поверх лат мантии или тунике. Боевыми идентификационными знаками следует считать и оранжево-красный пояс, введенный Валленштейном в австрийской армии в Тридцатилетнюю войну, а также появившиеся во французской армии в XVII веке кокарды на шлемах.

Как раз в это время стали делиться на мушкетеров и копейщиков-пикинеров. Мушкетеры доспехов не носили, но могли носить шлемы, хотя большинство предпочитало шляпы с широкими полями, опять-таки, по моде того времени. Униформой пикинеров была кираса с набедренниками, шлем морион или кабассет. Тяжелая кавалерия делилась на кирасир, рейтаров и копейщиков. Как уже отмечалось, особо воинственный вид польским гусарам придавала наброшенная на плечи вместо плаща шкура леопарда, льва или тигра…

Рассказ про кардинала ришелье
На данной иллюстрации показаны образцы ранней форменной одежды первой половины XVII века (слева направо): польский крылатый гусар, шлем кабассет (внизу), всадническое копье, подставка для мушкета (форкет) и сам мушкет, внизу слева – мушкетер, справа – пикинер.
Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 55

Формированию униформы способствовала установившаяся по всей Европе в XV–XVI веках специфическая практика, состоявшая в том, что местные власти (феодалы, города, нобилитет) выставляли в счет военного налога для государя более или менее значительные отряды войск, которые получали обмундирование в централизованном порядке. Часть жалования солдат, экипированных таким образом, расходовалась на их одежду.

Например, выставлявшиеся Нюрнбергом пешие и конные войска в честь местного правителя имели красно-белую форму. Хотя эти отряды и имели одежду одинаковых цветов и фасонов, ее выбор был еще случайным, зависящим от материальных возможностей и моды. Но сам обычай централизованных закупок и снабжения отдельных воинских подразделений, окончательно сложившийся в годы Тридцатилетней войны, стал основой для подобной практики XVIII века уже в отношении всей армии.

В ходе Тридцатилетней войны внешний облик солдата продолжал стандартизироваться, хотя всеобщее обнищание последних лет войны и показало обратную тенденцию. Теперь военный костюм почти всех солдат состоял из кожаных колетов, ниспадающих воротников, широких шаровар и фетровой шляпы с широкими полями.

Рассказ про кардинала ришелье
Показанный на этом рисунке офицер имеет характерный внешний вид эпохи Тридцатилетней войны. Офицеры обычно были одеты как солдаты, но их камзолы и штаны было более пышно украшены галунами. Правда, одежду солдатам приходилось оплачивать по большей части самим, но офицеры и командиры полков теперь все чаще и чаще стали закупать и обмундирование для своих войск оптом, что привело к еще большей стандартизации одежды. Рядом с ним типичный кирасир эпохи Тридцатилетней войны. Три нарисованные здесь шпаги относятся к концу XVI – началу XVII в. Последняя в ряду – польская сабля – начало XVII в.
Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 57

Одним из отличий того времени стали разноцветные кушаки и шарфы через плечо. Они были белыми, красными, оранжевыми…

Продолжение следует…

  • Рассказ про карася 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про карманные деньги на английском
  • Рассказ про карлсона и малыша
  • Рассказ про капусту квашеную тесть накормил
  • Рассказ про карлсона на английском языке