Рассказ про калашникова из песни про царя

м.ю.лермонтов. песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова 7-й класс. 2-3 урока в системе. в

 М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7-й класс. 2-3 урока в системе).

            В соответствии с программой изучению «Песни…» отводится 2- 3 часа. Материал по урокам может быть распределён следующим образом:  

1 урок. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». «Царство народности» в поэме. (В.Г.Белинский) На данном уроке учащиеся расширят знания о биографии М.Ю.Лермонтова, вспомнят историю времён XVI в.; выявят особенности конфликта «Песни…»; будут совершенствовать навыки выразительного чтения и навыки анализа поэтического текста.

2 урок. Кирибеевич и Калашников? Кто в «Песне…» является настоящим героем? Идейно-художественное своеобразие «Песни…» На этом уроке учащиеся в процессе анализа сопоставят образы Кирибеевича и Калашникова, определят их значимость в поэме; разберутся в идейном смысле «Песни…», о её близости к народной поэзии.

3 урок. Урок – игра по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цель этого урока: сделать увлекательным знакомство с поэмой и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках.

                                    Диагностические цели.

  1. Что смогут узнать ученики из наших уроков?

Узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – поэт, который на всём протяжении своего творческого пути, обращался к жанру как романтической, так и эпической поэмы, любил народную поэзию, поэтому в нём зарождается мысль создать произведение, в котором отразилась бы русская жизнь в знаменательный период московской истории – царствование Ивана Грозного.

  1. Какие понятия ученики освоят на уроках или будут продолжать осваивать?

Будут продолжать осваивать представления о точке зрения в литературном произведении; о портрете речевой характеристике персонажей как способах создания их образов; о роли пейзажа; об авторском отношении и способах его выражения в тексте.

  1. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?

Будут учиться, работая с эпической поэмой:

— характеризировать героев и сравнивать их между собой;

— передавать в выразительном чтении чувства главных героев и их отношение к событиям и людям;

— определять атмосферу действия на основе пейзажа;

— определять отношение автора к героям и к природе.

Будут совершенствовать:

— умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу;

— умение определять тему, проблематику и идею эпической поэмы;

— умение соотносить начало и финал поэмы и её название с её идеей.

4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что смогут сделать во время уроков и после них дома?

Ученики смогут после анализа текста:

— точно охарактеризовать героев и отношения между ними и мотивировать своё видение;

— назвать главных героев и обосновать своё мнение;

— выделить элементы фабулы в поэме и объяснить, почему поэма заканчивается описанием могилы Калашникова;

— обосновать своё отношение к судьбе Степана Парамоновича;

— объяснить, почему поэма называется песней;

— выделить в поэме элементы народной поэзии;

— передать в словесной форме идею поэмы и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову её выразить;

— выразительно прочитать эпизоды поэмы, инсценировать отдельные

эпизоды;

— написать сочинение на заданную тему.

Рассмотрим работу над уроком № 3.

Цель урока:- проверить уровень подготовленности по данной теме;

— расширить знания учащихся по творчеству Лермонтова;

— продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать текст;

— учить ребёнка оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.

    Описание игры. Игра состоит из нескольких геймов. Класс делится на две команды, каждая из которых придумывает своё название, рисует эмблему, выбирает капитана. Команды заранее получают творческое задание:  инсценировать любой эпизод изученного произведения. Роль ведущего при поведении урока — игры берёт на себя учитель или подготовленный ученик. Заключительный этап игры включает в себя анализ, обсуждение, оценку результатов, а также обмен мнениями по поводу проведения игры, выделение допущенных ошибок и формулирование итогов игры.

                                        Ход игры.

  I этап. Вступительный.

— Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

— Первым оценил поэму В.Г.Белинский, писавший «Это произведение сделало известным имя автора, хотя оно явилось и без подписи этого имени. Спрашивали: кто такой безыменный поэт? Кто такой Лермонтов? Писал ли он что-нибудь, кроме этой поэмы?» «Поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное». «Наш поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал своё родство с нею».

    Наша литературная игра посвящена величайшему мастеру – М.Ю.Лермонтову.

  Каждому русскому человеку имя это знакомо и дорого по-своему. Изучать творчество поэта – значит, получать радость и наслаждение. Наша игра позволит выявить знатоков поэмы М.Ю.Лермонтова.

  Эпиграфом к нашей игре мы возьмём слова А.С.Пушкина :

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

  Давайте отправимся в наше увлекательное путешествие по страницам поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  

           II этап. Игра.

     Первый тур.

Представление команд.

    Второй тур.      

              Разминка.  Вопросы для команд.

  1. Назовите век, в котором происходят события поэмы. (XVI в.)
  2. В каком году Лермонтов написал поэму? ( 1837 г.)
  3. Кто стоит на пиру позади царя? (стольники)
  4. Куда уходила из дома Алёна Дмитриевна в злополучный вечер? ( В церковь)
  5. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников? (Шёлковые)
  6. Какая вещь Алёны Дмитриевны оказалась у Кирибеевича? ( Узорный платок и фата бухарская)
  7. Где в Москве происходили кулачные бои? ( На Москве-реке)
  8. Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти? ( Выйти на поединок)
  9. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни? (Разрешить беспошлинную торговлю )
  10. Какой крест поставили на могиле Калашникова? ( Кленовый)

Третий тур.

 Литературный конкурс. 

Написать изложение на тему:

1 команда « Бой купца Калашникова с Кирибеевичем»;

2 команда « Пир у Грозного».

   Можно предложить учащимся выписать из данного отрывка наиболее характерные для «Песни» поэтические  приёмы, сближающие её с устной народной поэзией.

Четвёртый тур.  

 Художественный конкурс. 

Цель – изобразить иллюстрацию к поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Можно предложить учащимся выполнить коллаж. Распечатать героев поэмы, интерьер, вырезать. Ученики на листе А3 составляют иллюстрацию.

Пятый тур.

Конкурс «Из глубины времён».

Приглашаются по одному человеку от  каждой команды. Они должны за 2 минуты написать объяснение слов:

— опричник – дворянин, состоявший в опричнине – войске, созданном Иваном IV для борьбы с боярами;

— трапеза – парадный обед;

— аргамак – конь для верховой езды, для конных сражений;

— стольник – придворный, прислуживающий за царским столом;

— кушак – матерчатый пояс, который носили с нарядной одеждой;

— мед пенный – легкий спиртной напиток;

— гой еси – является формой приветствия;

— яхонт – старинное название драгоценных камней, обычно рубина или сапфира;

— гостиный двор – двор, на котором шла торговля, располагались торговые ряды;

— вечерня – богослужение, совершаемое вечером накануне праздничного дня.

         Шестой тур. 

Конкурс пантомимы.

Участвуют в конкурсе наиболее артистически одаренные учащиеся.

Их задача – изобразить в пантомиме героя из поэмы и сделать это так, чтобы команда догадалась, о ком идёт речь. Приглашаются по одному «актёру» из каждой команды. Можно предложить для изображения Алёну Дмитриевну (сцена прихода домой) и Калашникова (сцена перед боем).

Седьмой тур.

Конкурс капитанов. Узнай героя.

Необходимо по фразе угадать, кто её произносил и кому о ком.

  • Я скажу вам, … любезные,

Что лиха беда со мной приключилася:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник… (Калашников братьям о Кирибеевиче )

  • Гей ты, верный наш слуга,…

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

( Иван Грозный  Кирибеевичу)

  • Что пужаешься, красная красавица?

Я не вор какой, душегуб лесной.

( Кирибеевич Алёне Дмитриевне)

  • Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

( Калашников  Ивану Грозному )

  • Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Твои речи – будто острый нож;

От них сердце разрывается.

( Алёна Дмитриевна  Калашникову)

  • А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого рода, племени,

Каким именем прозываешься?

( Кирибеевич Калашникову)

Восьмой тур.

Домашнее задание.

Команды представляют любую сценку из поэмы. Задача соперника – угадать, о каком эпизоде идет речь.

        III этап. Заключительный.

Подведение итогов, награждение победителей.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему:

«За что прославляют гусляры купца Калашникова?»,

«Что привлекает и что отталкивает в Кирибеевиче?»,

«Что мне понравилось в «Песне про купца Калашникова»?»

Методическое обоснование урока.

Данный проект урока по теме игра по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова подчинён конкретным целям, как содержательным (понимание произведения), так и обучающим и развивающим (обучение языку словесного искусства, развитие образного мышления). Всё это помогает понять произведение, высказать свою точку зрения по главным героям.

    На уроке реализуются обучающая и развивающая цели. Это и продолжить обучение языку словесного искусства, и эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации. Формируются умения интерпретировать текст, расширять культурный кругозор учащихся.

  В проекте данного урока можно выделить III этапа.

На первом этапе «Вступительном» создаётся мотивация на игру. Учитель сообщает такие сведения о поэме, с которыми ученики ещё незнакомы, приводит высказывания литературных критиков о поэме и авторе, предлагает самим совершить путешествие по поэме и проверить свои знания.

     На следующем этапе реализуются поставленные перед учащимися цели. Для этого используются такие задания, как узнай героя по описанию, вспомни слова  эпохи Грозного и объясни, нарисуй иллюстрацию, инсценируй эпизод.

      III заключительный этап подводит итоги игры, выявляет, что получилось у ребят, а что нет.  Домашнее задание носит обобщающий характер. Завершает изучение произведение итоговое домашнее задание, которое предлагает ученикам интерпретационную деятельность.

На чтение 6 мин. Просмотров 3 Опубликовано

mihail-lermontov-pesnya-pro-kupca-kalashnikova-35666.jpg

Описание

Вполне вероятно, что историческую поэму М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» читать можно как великолепную стилизацию под русский фольклор, но можно воспринимать ее и как оду чувству собственного достоинства.

Произведение было создано в 1837 году и напечатано при жизни автора, в 1838-м. Сюжет поэмы «Песня про купца Калашникова» навеян русскими народными сказаниями о царе Иване Грозном и его времени. Текст поэмы написан тоническим стихом, близким к фольклорному.

Во время пира в царских палатах опричник Кирибеевич изливает свою грусть-тоску государю: он безнадежно влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. Царь советует своему любимцу посвататься к ней и предлагает свое содействие. Кирибеевич умалчивает о том, что молодая женщина обвенчана с купцом Калашниковым. Он подкарауливает ее у церкви и атакует бесстыдными ласками на глазах у людей. Алена Дмитриевна возвращается домой простоволосая, в слезах, и рассказывает обеспокоенному мужу о том, как опричник опозорил ее у всех на глазах. На следующий день в Москве по случаю праздника устраиваются кулачные бои. Калашников выходит на поединок с Кирибеевичем. Опричник бьет первым и ранит Степана Парамоновича. Купец наносит мощный удар сопернику в висок, отчего тот падает замертво. Иван Грозный разгневан и требует объяснений. Калашников не открывает царю, почему убил Кирибеевича. Грозный велит отрубить купцу голову. Степана Парамоновича хоронят между трех дорог, и всякий, кто проходит мимо его могилы, оказывает уважение Калашникову как человеку чести.

В фокусе поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» – одна из важнейших проблем русской литературы 19 века: взаимоотношение власти и человека. Книга утверждает безусловную победу чести над бесчестием, хотя бы и ценой собственной жизни.

Скачать бесплатно или читать полностью онлайн это произведение можно на нашем сайте.

Содержание

А вы хорошо знаете эту поэму?

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году написана поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?</h3>

    • <label>В 1834 г.</label>
    • <label>В 1835 г.</label>
    • <label>В 1837 г.</label>
    • <label>В 1839 г.</label>

(новая вкладка)

6-e1580603318281.jpg

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»  была написана Лермонтовым в 1837 году. Этот факт дает основание литературным критикам  считать,  что на эту тему Лермонтова натолкнула судьба Пушкина. Предположительно,   сюжет поэмы Лермонтов позаимствовал из старинных песен об Иване Грозном, которые в разные годы записывались собирателями народного фольклора и были известны  в XIX веке.

Интерес к фольклорному творчеству в Лермонтове поддерживал и славянофил Святослав Раевский, который собирал народные песни и сказания, и наверняка делился с другом самыми интересными находками. Критики предполагают, что в создании этой поэмы нашли отражение   сюжеты из сборника Кирши Данилова.

Поэма была вначале опубликована  Краевским в «Литературных прибавлениях к журналу  «Русский инвалид» в конце апреля 1838 года, когда Лермонтов находился уже в Петербурге. А потом Лермонтов сам включил ее в первый сборник своих произведений, изданный при жизни в 1840 году.

В 1891 году редактор сочинений Лермонтова И. М. Болдаков, писал

34 минутыЕще 1 озвучкаПесня про купца Калашникова6Странный человек9Маскарад12Ашик-КерибТамбовская казначейша6Демон45 Аудиокниги жанра «Классика»Униженные и оскорблённые31Бесприданница69Орлеанская девственница7Юмористические рассказы русских писателей12Отцы и дети30ДетиНовинкиЗдесь водятся драконыШрамОхота на зверяГрязь и туманЧто скрывается в темноте БезумецИнтересное за неделюСильмариллионНескончаемый дождьГранатаЦель высшая моя — чтоб наказанье преступленью стало равным…Соната звезд. АллегроСистема богов и демонов (4 Часть)Прямой эфир terrikatta 29 минут назад Дикция ужасная, портит весь рассказ. Если уж берётесь читать — сначала послушайте себя в записи и сравните с… Джером К. Джером — Часы Dolback 3 часа назад Исполнение качественное. История рассказана хорошо. Хотя финал и крайне скомкан, на мой вкус. И мне лично не… Желязны Роджер — Ночь в одиноком октябре Segodnyaoblaka 3 часа назад Очень понравилось. Пойду послушаю все, что озвучил Макс Потемкин у Пратчетта Пратчетт Терри — Патриот kyb 4 часа назад Первую часть взахлёб заслушал. Рассказ увлекательный, актерская игра голосом прекрасна. 2ая полукавее. А2_05. Про… Фарутин Антон — Арсанты 2. Линии судьбы Marucia 4 часа назад ЗвОнит. Это дно. Гарднер Эрл Стэнли — Вторая порция яичницы Павел Губарев 4 часа назад Спасибо! Подписывайтесь. Губарев Павел — Катя Игорь Колесник 4 часа назад Полная хуйня. Петров Михаил — Гончаров и телефонный звонокАвторизацияРегистрацияРазделыЖанрыАвторыИсполнителиВход на сайт Авторизуясь, вы даете согласие на обработку персональных данных.

Авторы: Михаил ЛермонтовЖанр: ПоэмыФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3692-2

В основе поэмы лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным сказам о царе Иване Грозном, многие из которых сохранились и были записаны. Стиль произведения выдержан в манере русского народного эпоса; все герои повествования — яркие и самобытные личности. Главная тема произведения — проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы эпохи, судьба, место и роль личности в истории.

Поэма написана в 1837 году; впервые опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году открыла единственное прижизненное издание поэта — сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Михаил ЛермонтовБородиноПоэмыМихаил ЛермонтовДемонПоэмыМихаил ЛермонтовВадимРоманыМихаил ЛермонтовМаскарадПьесы

1837 г.

[1] Лобное место в Москве – «каменная подвысь против Спасских ворот; никогда не было местом казни, а царским и патриаршим, при беседе с народом, при народных торжествах и молебствиях; с него же читались указы, приговоры; казни происходили близ, на площади Китай-города». (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2. И – О. М., 1955, с. 261).

[2] Поэма напечатана при жизни поэта в 1838 г. в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“» (30 апр., № 18, с. 344–347) и в 1840 г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» (с. 1–31). Автограф не сохранился.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/lermontov/pesnya-pro-kupca-kalashnikova-chitat-polnostyu-online
  • https://lermontovm.ru/poemy/pesnya-pro-kuptsa-kalashnikova
  • https://akniga.org/lermontov-mihail-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova
  • https://www.culture.ru/books/93/pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova
  • https://rustih.ru/mixail-lermontov-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/

Урок №18

Класс: 7-А, 7-Б

Тема: Краткий рассказ о писателе  «Песня про удалого
купца Калашникова…». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта…

Цели:

— воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей
отражение в произведении М.Ю.Лермонтова;

— выявление различий между реальными
историческими событиями и эпохой правления Ивана Грозного в изображении
М.Ю.Лермонтова;

— формирование навыка выразительного чтения,
лексической работы, работы с учебником, иллюстрациями;

— развитие интереса к истории России.

1. Работа над темой урока.

Рассказ о писателе.

— Прочитайте тему урока. Сформулируйте цели
урока (определение целей урока учащимися)

— В какое время происходят события, описанные
М.Ю.Лермонтовым в «Песне…»?

— Назовите главных действующих лиц «Песни…».
Кто вызывает симпатии, антипатии? Почему?

2. Лексическая работа

— Давайте выясним значение слов и выражений,
которые помогут воссоздать эпоху правления Ивана Грозного. В этом нам помогут
языковеды (языковеды предварительно выбрали слова, относящиеся к данной
исторической эпохе и дали исторический комментарий слов).

3. Работа с учебником.

Обратимся к статье учебника «О творческой
истории «Песни про царя Ивана Васильевича….» М.Ю.Лермонтова.

— Когда была написана «Песня…»?

— Какие исторические персонажи в ней
присутствуют?

Действие «Песни…» относится к русскому
средневековью, эпохе правления Ивана Грозного. В основе сюжета лежит событие,
произошедшее в царствование Ивана Грозного.

— Откуда М.Ю.Лермонтов черпал знания для
написания «Песни…»?

Действительно, в «Истории государства
Российского» Карамзина содержится упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его
жене, обесчещенной опричниками царя Ивана Грозного.

— Какой сюжет из книги Кирши Данилова
заинтересовал М.Ю.Лермонтова?

Передаю слово литературоведам, которые
познакомят вас с сюжетом песни о Мастрюке Темрюковиче (литературоведы
предварительно получили задание прочитать «Песню о Мастрюке Темрюковиче»)

— Как изображен Иван Грозный у Карамзина и у
М.Ю.Лермонтова?

Карамзин М.Ю. Лермонтов

Тирания и деспотизм царя – следствие В поступках
Ивана Грозного наблюдается

дурного характера столкновение условий
исторического развития

России и нереализованных возможностей

русского царя. Стремление запечатлеть

исторический образ царя

Чтобы глубже понять характер, поступки царя
Ивана Грозного, обратимся к фактам, свидетельствам, характеризующим эпоху того
времени. Слово передаю историкам (историки заранее получили задание
подготовить рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине).

Обратимся к учебнику и рассмотрим иллюстрацию
«Царь Иван Васильевич
IV Грозный» из «Царского титулярника»

— Каким мы видим царя на иллюстрации?

С кратким сообщением о «Царском титулярнике»
заслушаем историка (заранее дано задание)

— Обратимся к картинам русских художников и
рассмотрим, каким они изобразили Ивана Грозного на своих полотнах. Помогут нам
в этом экскурсоводы (экскурсоводы заранее получили задание собрать картины
русских художников с изображением царя Ивана Грозного, организовать виртуальную
выставку и провести экскурсию)

4. Чтение и анализ «Песни…» М.Ю.Лермонтова

— Прочитаем выразительно отрывок из «Песни…»
от слов «Не сияет на небе солнце красное» до слов «И семьей ты
вскормлен Малютиной».

— Почему пир Ивана Грозного соотнесен с
солнцем, небом, месяцем, тучами? (носят характер устоявшегося, вечного,
незыблемого, всеобъемлющего)

— В каких произведениях УНТ князь сравнивается
с красным солнышком? Почему?

(Князь Владимир в былинах. В этом сравнении
заключается представление народа об идеальном князе).

— Является ли князь Владимир в былинах главным
героем? (Князь Владимир не является предметом изображения повествователя).

— Какова роль Ивана Грозного в «Песне…»?

— Какая деталь позволяет установить связь
между героем М.Ю.Лермонтова и реальным историческим лицом?

Роль царя Ивана Грозного в «Песне…» значительна,
он олицетворение власти. Главная деталь – царский посох с железным
наконечником. Посох вызывает страшные ассоциации, им, ударив в висок, он убил
своего сына. Еще одна важная деталь – золотой ковш, который Иван Грозный
повелевает поднести не князьям и боярам, а опричникам. Только один Кирибеевич
оказался равнодушным к царскому угощению.

— Как ведет себя Иван Грозный, увидев это?

Царь в гневе, подозревает опричника в измене,
грозит жестокой карой.

В лермонтовской «Песне…» пиршество царя- веселье
для всех по указу, поэтому всем необходимо держать «маску», и отсутствие этой
«маски»может быть опасно для человека. Именно в атмосфере пира Ивана Грозного
проступают реально-исторические черты жестокого быта московского царя, который
в этих пиршествах топил муки совести, свои тяжелые думы и страшные
воспоминания. Но если в УНТ пирующий с богатырями князь – идеальный образ
монарха, то у М.Ю.Лермонтова не сохраняются представления об идеальной
исторической эпохе.

5. Творческая работа.

Напишите синквейн об Иване Грозном (чтение
работ по желанию учащихся)

Иван Грозный

Жестокий, деспотичный

Властвует, повелевает, казнит

Топит муки совести в жестокости

Тиран

Д/з: подготовить сопоставительную
характеристику Калашникова и Кирибеевича (по плану)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) — русский поэт, драматург, художник. Является одним из самых известных
поэтов. Трудно представить школьную программу без него. Написал такие известные
произведения как «Мцыри», «Герой нашего времени» и др. Поэтому здесь мы осветим
несколько интересных фактов из биографии Михаила Юрьевич Лермонтова.

1.
Михаил Лермонтов является троюродным братом Петра Аркадьевича Столыпина
(Российский Государственный деятель, создатель знаменитой аграрной реформы),
правда они никогда не встречались, так как Лермонтов умер в 1841 году, а
Столыпин родился в 1862 году, т.е. через 21 год.

2. Михаил Лермонтов был не только
замечательным поэтом, но и отличным художником, а также прекрасно разбирался в
математике.

3. Бабушка Елизавета Алексеевна очень
любила маленького Мишу и его воспитанием занималась сам лично. Являясь
представительницей богатого рода, она могла позволить давать Мише все что
угодно и оплачивать дорогостоящее обучение. Отцу это было не по карману и он
согласился с Елизаветой Алексеевной, что до 16 лет она будет заниматься его
воспитанием, но при этом она должна во всем с ним советоваться. Кстати именно
бабушка дала внуку имя Михаил.

4. В 1840 году состоялась первая дуэль
Лермонтова с Эрнестом де Брантом (сыном французского посла). Француз потребовал
дуэли из-за того, что кто-то сказал ему, что якобы в одном из своих
четверостиший Михаил оскорбил именно его. Дуэль состоялась, но француз
промахнулся, а Лермонтов намеренно выстрелил в другую сторону, после чего они
помирились.

5. Михаил был достаточно дерзким молодым
человеком, любил подшучивать над другими, иногда даже эти шутки переходили все
границы. И он совершенно не стеснялся своего поведения, его это наоборот
забавляло. Из-за таких вот шуток он и схлестнулся в дуэли с отставным
кавалеристом Мартыновым, на которой он и погиб от пули в грудь.

6.
Кстати еще раз о последней дуэли. Все думали, что Мартынов промахнется, так как
у него была репутация «косого» стрелка, который очень плохо стрелял (так как
стрелял он всего несколько раз). Но в этот раз он попал Михаилу точно в грудь.

7.
Всего в недолгой жизни Миши Лермонтова было 3 состоявшиеся дуэли и 4
намеченных, которые удалось все же избежать благодаря окружающим.

8. В 1830 году двоюродная сестра будущего
поэта познакомила его с Екатериной Сушковой, которой на тот момент было уже 18
лет. Она очень понравилась юному Лермонтову, но она лишь смеялась над ним.
Спустя 4 года он был зачислен в Гусарский полк и в этот момент он снова
встречается с Сушковой. Михаил решает ей отомстить и «вскруживает» ей голову. У
них начинается роман, из-за чего расстраивается ее свадьба с Алексеем
Лопухиным. После этого Лермонтов «порвал» с ней.

9.
Монетка решила судьбу Лермонтова. Он стоял перед выбором: ехать на службу или
ненадолго остаться в Пятигорске. Он подбросил монетку и ему выпал Пятигорск.
Именно там он ми схлестнулся в смертельной дуэли с Мартыновым.

10.
Когда Миша родился, акушерка сказала сразу, что он умрет не своей смертью.

11. В 1840 году вышло первое и единственное
прижизненное издание стихов Михаила Юрьевича Лермонтова.

  • Рассказ про капельку воды по географии 6 класс
  • Рассказ про исаакиевский собор
  • Рассказ про инопланетян для детей
  • Рассказ про искусство древнего египта
  • Рассказ про инну продолжение