Рассказ про инкубатор николая носова

Урока литературного чтения во 2 классе н.носов фантазры. нравственная проблема, определяющая смысл рассказа умк перспективная начальная школа ершова татьяна анатольевна,

урока литературного чтения во 2 классе

«Н.Носов «Фантазёры». Нравственная проблема,

определяющая смысл рассказа»

УМК «Перспективная начальная школа»

Ершова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

Цели:

1. На материале урока создать условия для формирования умений определять и анализировать характеры и поступки героев, умений анализировать иллюстрации, уточнить представления детей о фантазии и вранье и на основе этого выявить тему и идею произведения. Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения (осознанность, правильность, выразительность).

2. Развивать речь учащихся, обогащая ее художественным словом, образное мышление и творческое воображение, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать у учащихся нравственные качества личности: честность, сочувствие; коммуникативную культуру в процессе работы в парах.

Оборудование:

карточки со словами для учителя и учащихся (в конвертах), портрет Н.Носова, аудиозапись песни из мультфильма, иллюстрации к рассказу, сердечки, выставка книг Н.Носова, учебник «Литературное чтение» 3 класс (авт. Чуракова Н.А.), записи на доске.

Ход урока

    Оргмомент.

    Эмоциональный настрой.

К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.

III
. Сообщение темы и цели урока.

К нам в класс пришли две срочные телеграммы. Назовите отправителя телеграммы и рассказ.

Горка получилась хорошая. Скользкая.

(Котька «На горке»)

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

(Вадик «Живая шляпа»)

Как вы думаете, что общего в этих рассказах? (Их написал Н.Носов)

Вы теперь, наверно, сами сумеете рассказать, о чем пойдет речь на уроке?

Мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Носова.

А еще мне бы очень хотелось представить вам этого писателя.

IV
. Вводная беседа.

1. Знакомство с биографией писателя.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. После окончания школы учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал.

Посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал:

«В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем».

Как же получилось, что Н.Носов стал писателем? У него подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили.

2. Словарная работа.

Деление слов на группы (в парах).

Прежде чем начать работу над новым рассказом, предлагаю поработать в парах и поделить слова на две группы.

(Карточки со словами лежат в конвертах на партах. После обсуждения в парах решение выносится на доску.)

Чем отличаются фантазия и ложь, поможет узнать рассказ «Фантазеры».

V
. Осмысление прочитанного.

1. Проверка первичного восприятия.

Я просила вас ознакомиться с текстом рассказа дома. Скажите, какие чувства вы испытали, когда читали этот рассказ?

Что произвело на вас впечатление?

2. Выборочное чтение.

Действие в рассказе развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на одной иллюстрации действие. Поэтому художник создает серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.

b450e56f886ad9f4f1cff6a0bdf40b4fba hello html 7e87b427fba8ee39ec65b7dfd03d3dcfe

gudob qa5b0

(Дети находят и зачитывают отрывки из текста, соответствующие иллюстрациям.)

Как вы считаете, к каким очень важным эпизодам рассказа художник «забыл» нарисовать иллюстрации? (Разговор с Игорем, обман Игоря, расстроенная Ира.)

3. Чтение по ролям.

Читают три подготовленных ученика разговор Игоря, Мишутки и Стасика со слов «Тут пришёл соседский Игорь…» и до слов «Игорь встал и ушёл».

VI
. Физминутка.

Я знаю, что вы тоже большие фантазеры и выдумщики. Представьте себе, что вы на солнечной полянке, где скачет кузнечик.

(Под мелодию «В траве сидел кузнечик» дети выполняют движения.)

Ребята, а кто придумал эту песенку? Где вы ее могли встретить раньше? (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

VII
. Осмысление прочитанного.

4. Моделирование.

Давайте попробуем определить, какие взаимоотношения были у героев рассказа. Назовите всех действующих лиц.

(На доске в процессе работы появляется модель.)

cnpiczcc90d

сочинять

выдумывать

фантазировать

изобретать

обманывать

лгать

врать

клеветать

Что теперь мы знаем о Мишутке и Стасике?

Какие слова можем подобрать, подписать под этой парой имен?

Что можете сказать об Игоре?

С какой целью Мишутка и Стасик рассказывали небылицы? (Кто сочинит более невероятную историю, развлекались.)

С какой целью лгал Игорь? (Для собственной выгоды.)

Что вышло из этого вранья? (Пострадал другой человек, его сестра Ира.)

Мишутка и Стасик свои выдумки рассказывают Ире. Зачем? (Развеселить ее.)

Как вы думаете, зачем Н.Носов рассказал эту историю?

VIII
. Обобщение.

Один мальчик прочитал этот рассказ и так этот рассказ задел его за живое, что мальчик опубликовал свое письмо в Интернете. Вот это письмо.

«Рассказ Носова «Фантазеры» мне очень понравился тем, что в нем рассказано про таких же мальчишек, как я и мои одноклассники. Мишутка и Стасик — веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому что фантазия «уносит» ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну. Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать. Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря, когда тот подвел свою сестренку. Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря. Встретив заплаканную Иру, сестру Игоря, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.

Рассказ писателя Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим.
Я и мои одноклассники тоже любим придумывать всякие фантастические истории, но никогда не обижаем своими выдумками никого. А того, кто будет врать и выдумывать во вред другим, мы прогоним из своей компании. Фантазия должна приводить человека к изобретательности. Ведь недаром, всякие машины, которые описывают фантасты в своих произведениях, рано или поздно появляются в реальном мире, а не в мире фантазии. Поэтому фантазировать не только интересно, но и полезно.»

С.В.Михалков так сказал про Носова:

(запись на доске)

«
Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…»

С.В.Михалков

IX
. Рефлексия.

X
. Домашнее задание.

Балейский филиал

Государственного профессионального образовательного учреждения

«Читинский педагогический колледж»

Читательский

дневник

по

детской
литературе

Разработала:
Верхотурова Е.,

студентка 517 группы

«Приключения Незнайки и его друзей».

Краткое содержание повести: повесть рассказывает о приключениях коротышек из одного сказочного города, которые живут без забот. Коротышками их называют, потому что они очень маленькие, ростом с маленький огурец. И самый знаменитый среди них – Незнайка. За что бы ни взялся этот озорной коротышка, он обязательно попадет в забавную и смешную историю, подняв шум на весь город.

Герои повести: Незнайка, Знайка, Торопыжка, Растеряйка, механики Винтик и Шпунтик, музыкант Гусля, художник Тюбик, доктор Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, охотник Пулька, Ворчун, Молчун.

Характеристика Незнайки: фантазер, хвастун, непоседа, забияка, смелый, ленивый, невежественный, неунывающий, легкомысленный.

58f773ef111de675

«Приключения Незнайки в Солнечном городе».

Главные герои: Незнайка, Кнопочка, Пестренький.

Характеристика героев:

Кнопочка – добрая, воспитанная, любознательная.

Пестренький – ленивый, добрый, общительный, добродушный, невозмутимый.

Незнайка — фантазер, хвастун, непоседа, забияка, смелый, ленивый, невежественный, неунывающий, легкомысленный.

135 chitatiel skii dnievnik po dietskoi litie

«Мишкина каша».

Краткое содержание рассказа: рассказ о двух мальчиках Мише и Коле. Мама Коли уезжает на два дня и оставляет мальчиков одних хозяйничать, объяснив, как варить кашу. Ребята весь день отдыхали на речке, ловили рыбу, а когда проголодались, взялись за дело. Не такое и простое это, оказалось дело, готовить – каша у них оказалась как живая, все хотела из кастрюли удрать, пескари к сковороде прилипали, а масло горело синим пламенем.

Главные герои: Миша и Коля.

Коля – добрый, терпеливый, надежный, серьезный.

Мишка – беспокойный, энергичный, уверенный в своих силах, деятельный, неунывающий.

hyzcopy gyv

«Дневник Коли Синицына».

Главный герой: Коля Синицын.

Характеристика Коли – трудолюбивый, усердный, организованный, терпеливый, целеустремленный, находчивый.

Веселая и поучительная история про отличника Колю, который решил завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные события, которые произойдут с ним летом. Сначала ничего интересного не случалось, но потом, ребята из Колиного класса решили завести свою пасеку и разводить пчел. Для этого надо было выехать на дачу, за город и здесь начинаются приключения.

8498499e

«Веселая семейка».

Главные герои: Миша и Коля, их одноклассники.

Характеристика героев: с широкими интересами, любопытные, решительные, честные, организованные, терпеливые.

Одноклассники: надежные, серьезные, готовые поддержать, добросовестные, тактичные.

Миша и Коля задумали смастерить инкубатор, чтобы выводить цыплят. Они прочитали, как самим сделать это устройство, сделали его, съездили в деревню за свежими яйцами и начали дежурить у инкубатора. Ребята дежурили днем и ночью. Особенно трудно им приходилось по ночам. Надо было каждые три часа переворачивать яйца, чтобы они не «задохнулись», вернее, не задохнулись зародыши, которые уже начали развиваться в яйцах. На помощь мальчикам пришли одноклассники. Цыплята благополучно вывелись.

b34 chitatiel skii dnievnik po dietskoi litie

«Приключения Толи Клюквина».

Характеристика Толи: имеющий богатое воображение, легкомысленный, обидчивый, смелый.

8141735

«Витя Малеев в школе и дома».

Главные герои повести: Витя Малеев и Костя Шишкин.

Характеристика главных героев:

Витя – спокойный, рассудительный, целеустремленный, дружелюбный.

Костя – слабохарактерный, деятельный, энергичный, озорной.

Краткое содержание повести: книга о двух школьных друзьях: Вите и Косте. Витя учится очень хорошо, а Костя не успевает по русскому языку и постоянно получает двойки. Из-за этого он стал списывать домашние задания, прогуливать уроки, когда должен быть диктант, не ходил в школу, обманывал всех, что болен. Стать лучше Косте помог Витя, который стал заниматься с другом после уроков русским языком. В результате друзья окончили четвертый класс на одни пятерки.

muimg ry

«Фантазеры».

Главные герои рассказа: Мишутка и Стасик, Игорь.

Характеристика главных героев:

Мишутка и Стасик – добрые, мечтательные, творческие, дружелюбные, честные.

Игорь – занудливый, хвастливый, несправедливый, лживый.

Этот рассказ о двух ребятах – Мишутке и Стасике. Они веселые и добрые. У них богатое воображение. Они сидят на лавочке и фантазируют. Фантазии уносят ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну. Их безобидные фантазии никому не причиняют вреда, ребята просто придумывают, выдумывают сказки. К ним подходит Игорь, который смеется над фантазиями ребят и рассказывает мальчикам, как он вчера обманул сестру и родителей.

Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря. Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря.

Встретив заплаканную сестру Игоря – Иру, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.

rtransr6e085

«Папа, мама, восемь детей и грузовик».

Краткое содержание повести: это повесть о необычной семье – папе, маме и восьмерых детях, чьи имена начинаются с буквы М – Марен, Мартин, Мона, Мадс, Милли, Мина, Марта, Мортен, их бабушке и грузовике, на котором папа зарабатывает деньги и о собаке по кличке Самоварная Труба. Восемь братьев и сестер – такое не часто встретишь. И хотя они обитают в квартире, где есть только одна комната, на жизнь не жалуются и ссорятся очень редко.

Характеристика членов семьи: добрые, внимательные, отзывчивые, надежные, веселые.

2315223

«Аврора из корпуса «ц».

Эта повесть о дружной, норвежской семье, в которой живут папа, мама, девочка Аврора и ее братик Сократ. У них не случайно такие необычные имена, их папа – ученый, он изучает Древнюю Грецию. Он сидит дома и занимается с детьми, пока мама ходит на работу, но он вовсе не отлынивает от работы, как думают соседи, а пишет диссертацию. А Аврора как умеет, помогает папе по дому.

Характеристика главных героев:

Папа и мама: целеустремленные, творческие, решительные, независимые.

Аврора: дружелюбная, честная, терпеливая, надежная, самостоятельная.

c84a6

«Лев и собачка».

Грустный и трагический рассказ о людской жестокости и звериной преданности.

Жестокий – потому что люди бросают живых собак на съедение льву, а грустный – потому что в нем рассказывается о смерти и потере друга.

Мне очень жалко собачку и льва, хотелось бы, чтобы звери остались живы и дружили.

8596651

Цель: познакомить с произведением Н.Носова,
дать почувствовать детям необыкновенную силу
слова, заинтересовать проблемой произведения,
развивать навыки беглого выразительного чтения,
сформировать умение правильно выражать свои
мысли, воспитывать честность, правдивость.

Оборудование: выставка книг Н.Носова, рисунки
по его рассказу.

Ход урока

1. Организационный момент

2.

Беседа. Эмоциональный настрой

Учитель:
Ребята, сейчас у нас урок
литературы, урок общения. По традиции начнём наш
урок с песни В. Шаинского “Улыбка”, ведь приятно
общаться с весёлым, доброжелательным человеком.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Игра “Привет, сосед!”
(Ученики поворачиваются к своему соседу и,
глядя в глаза друг другу, произносят слова:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

(Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”, дети
подпевают)

3. Погружение в тему урока

– Сегодня мы продолжим путешествие по
страницам любимых книг Н.Н.Носова. Эти книги
стали нашими добрыми и умными друзьями. Давайте
поговорим с ними. Они расскажут нам много
забавных и интересных историй.

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится – тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.

Пусть подождут компьютеры,
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных книг.

– Ребята, посмотрите внимательно на выставку
книг Носова.

– Дайте название выставке книг. (Книги
Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших
сверстниках,)

– На протяжении нескольких уроков мы читали
книги детского писателя Н. Носова. Носов умеет
рассказывать весело, шутливо о серьёзных и
важных делах.

Книги просят:
– А сейчас вы, друзья,
Узнайте нас!

– Определите, из каких произведений Н. Носова
взяты эти строки:

1) Только полез на горку – бух носом!

– Ого! – Говорит.- Скользкая! (“На горке”.)

2) Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда
будем жить и никого к себе не пустим, а если серый
волк придёт, мы его прогоним. (“Затейники”.)

3) Шляпа вылезла на середину комнаты и
остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от
страха. (“Живая шляпа”.)

– Молодцы!

Угадайте-ка, ребятки,
Теперь такую вот загадку…

Все дети дружно строят горку во дворе.
Один лишь не помощник этой ребятне.
Стоит и терпеливо ждёт,
Когда же народ по домам пойдёт,
Когда же ему, наконец, повезёт:
Он с горки поедет вперёд и вперёд?

(Инсценировка эпизода из рассказа “На горке”
стр. 94 в учебнике Кубасовой “Любимые страницы. 2
класс”.)

– Ребята, как вы считаете, Котька понял свою
ошибку?

– А этот рассказ не страшный – смешной.
Ребята испугались шляпы живой.
Скорей назовите героев рассказа
И будьте готовы у доски к пересказу.

(Пересказ по рисункам детей у доски)

4. Знакомство с рассказом Н.Носова “Фантазеры”

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним
рассказом Н. Носова “ Фантазёры”.

– Кто такие фантазёры?

Из словаря Ожегова:

  • Фантазёры – это люди, которые любят
    фантазировать, мечтать.
  • Фантазировать – выдумывать что – нибудь
    неправдоподобное, невозможное, ненужное.
  • Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное,
    несбыточное.

– Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в
рассказе Н.Носова.

– Что нам скажут страницы,

Говорящие птицы,
Волшебства мастерицы-
Ты услышать готов?

– Сейчас я посмотрю, как вы внимательно
прочитаете рассказ и ответите на вопрос (вопрос
на доске, дети читают его хором):

– Почему героев своего рассказа Носов назвал
фантазёрами?

(Они придумывали смешные, интересные,
невероятные истории)

Чтение по ролям – стр. 177–181

На доске:

Небылицы
Африка
Космическое пространство

5. Физкультминутка

У.:
К запуску космической ракеты
приготовиться!
Д.:
Есть приготовиться.
У.:
Включить контакты.
Д.:
Есть включить контакты.
У.:
Завести мотор.
Д.:
Есть завести мотор.

(Хлопают в ладоши 5 раз, вжих –влево, вжих –
вправо, вниз, вверх. 5 раз – вверх, вниз, влево,
вправо. Ура!)

6. Работа над рассказом “Фантазеры”

– А сейчас обьявляется конкурс ораторов.
(Оратор –тот, кто произносит речь, а также
человек, обладающий даром красноречия).

– Каждый человек должен научиться ставить себя
на место другого, видеть мир глазами других,
понимать его.

– Представьте себя Игорем. Какую историю вы бы
рассказали ребятам?

(Рассказывают 2-3 человека)

А сейчас познакомимся с тем, как закончил свою
книгу Н.Носов. (чтение учителем до стр. 182. Стр 182
(середина) –чтение хором)

Беседа по вопросам:

1) Чем вам понравился рассказ?

2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему? (Хотели
бы дружить со Стасом, Мишуткой, они были весёлые,
умные, смешные, добрые, справедливые, честные.)

3) Чтение вопроса с доски.

4) А был ли фантазёром Игорь? (Нет.)

5) Как назвали его ребята? (Брехун.)

6) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и
Стасика от выдумки Игоря? (У Стасика и Мишутки
выдумки весёлые, добрые, а у Игоря плохие, злые. Он
сочинял ради своей выгоды.)

7) Подумайте, что лучше: фантазировать, как
Мишутка и Стасик, или обманывать, как Игорь?
Почему?

8) Чему хотел научить ребят Носов в этом
рассказе?

9) Не случилось ли подобное с вами?

10) В чем главная мысль рассказа?

Вывод: с человеком, который умеет
фантазировать, всегда интересно, он способен
окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии
безобидны. Но когда человек, сочиняя и
придумывая, обманывает других – это плохо,
нечестно, не по — дружески. Н. Носов написал свой
рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь
над чужими недостатками могли исправить свой.

– Давайте, ребята, сейчас, после того, как мы
поняли ошибку Игоря, дадим символическую клятву
самим себе и друг другу.

Встаньте, положите правую руку на левую сторону
груди, повернитесь лицом друг к другу и
повторяйте за мной:

Мы, ученики 2-го «А» класса школы №5, клянёмся и
обещаем:

Фантазировать, писать и сочинять,
Думать много и над текстом размышлять,
Но не врать, не лгать никогда
Мы клянёмся друг другу всегда!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

– Читая рассказы и повести Н.Носова, вы
запросто можете научиться варить кашу, строить
инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть
честными, правдивыми, любознательными, смелыми.
Отличников среди носовских произведении почти
нет. Ребята, о которых пишет Носов – Это самые
обыкновенные школьники: шумные, весёлые,
любознательные, деятельные, в чём-то похожи на
самого Н.Носова в детстве.

В. Катаев сказал о нем замечательные слова: “У
этого талантливого человека вечно юная детски
чистая, чудесная душа”

7. Итог урока

– Молодцы, ребята! Вы прекрасно работали над
произведением Н. Носова “Фантазёры”. Сделаем
краткое обобщение урока, заполнив маленькую
анкету.

Напишите на листках:

– Какой герой больше всего понравился?

– Какое главное слово произведения? (честность)

– Я очень рада, что вам понравились Сашка и
Мишутка, а главное слово – честность. Надеюсь,
что рассказы Носова будут полезны и вам. Спасибо
за урок.

8.

Домашнее задание

1) Поиграть в фантазёров: сочинить небылицы;
2) Подумать, пофантазировать, как бы ответил Носов
на вопрос: как писать для детей?

Определение

Дениска Кораблев – главный герой цикла «Денискиных рассказов», в который вошло около 80 небольших произведений, созданных А. Драгунским. Прототипом Дениски стал сын писателя. «Денискины рассказы» можно считать дневником, сохранившем записи о его детстве.

Мишка Слонов – литературный персонаж, друг Дениски, его одноклассник и сосед. Вымышленный образ Мишки имеет черты сходства с близкими друзьями Дениса Драгунского, которых хорошо знал и по-настоящему любил его отец.

Юмористические рассказы и повети для детей и в дестком чтении. Анализ творчества В. Драгунского.

Особую группу в детской литературе составляют юмористические рассказы из детской жизни. У каждого писателя свое представление о комическом и его месте в художественном произведении. В рассказах Н.Носова, Ю.Сотника и В.Медведева юмор близок к карикатуре, а иногда и к сатире, в юмористических рассказах В.Драгунского и И.Пивоваровой немало лирических эпизодов, а комические миниатюры В.Голявкина близки к юмору абсурда.

В советской детской литературе середины 20 века образцом юмора считалась проза Н.Носова. Этот популярный писатель был автором не только смешных рассказов, но и юмористических повестей. Правда, юмор в них особый. Дело в том, что комические происшествия в произведениях Носова часто совершаются под лозунгом серьезного дела: школьники устраивают инкубатор («Веселая семейка», 1949), сооружают каток («Наш каток», 1951), вскапывают огород («Огородники», 1945). Практические умения и коллективная работа широко пропагандировались в детской литературе, и проблематика рассказов Носова отвечала запросам своего времени.

Это отразилось и в характере персонажей — детей активных и вполне серьезных, несмотря на комизм ситуаций, в которых они оказываются.

При таком серьезном восприятии детства Носов изобретателен на остроумные шутки и смешные положения. Лучше всего удавались писателю комические диалоги, в которых путаются слова, искажается их смысл или заменяется звуковой игрой (такая остроумная игра есть в рассказе «Телефон», где дети безуспешно пытаются договориться по испорченному телефону). Забавны многие сценки, похожие на эстрадные номера юмористов (так, Мишка в рассказе «Щенок» не к месту читает стихи, стараясь отвлечь внимание пассажиров от визга спрятанного щенка). В основе сюжетов носовских рассказов — комические ситуации, которые сопровождаются непредвиденными происшествиями и завершаются неожиданными развязками. Например, страшный разбойник, напугавший детей в рассказе

«Тук-тук-тук», оказался вороной, клевавшей на крыльце ягоды. И в каждом таком случае есть много преувеличенного и карикатурного, привносящего в юмористический рассказ нечто фантастическое. Так, каша, которую варит Мишка, чудесным образом пухнет и лезет из кастрюли, как в народной сказке про горшочек каши («Мишкина каша»), шляпа, под которой укрылся котенок, в глазах детей становится живой и ползет («Живая шляпа»), а из самодельных бенгальских огней получается фантастический фейерверк («Бенгальские огни»). Фантастическая история разыгрывается в остроумном рассказе «Бобик в гостях у Барбоса», в котором животные, подобно басенным персонажам, комично подражают людям. Простота ситуаций и характеров, а также наглядность жизненных уроков, сделали рассказы Носова популярными в детском чтении («Ступеньки», «На горке» и др.).

Предметом насмешки в юмористических рассказах служат распространенные детские грехи – лень, трусость, желание прихвастнуть и нежелание учиться. Именно они приводят к плачевному для героя результату.

Но, как правило, детские писатели предпочитают героев, наделенных не только недостатками, но и достоинствами, главное из которых — деятельная активность. Таким персонажам не свойственны раздумья и переживания, зато они переполнены идеями и планами (комические проблемы возникают при их осуществлении). Подобный тип героя мы находим в рассказах Н.Носова, Ю.Сотника, В.Медведева.

По-новому возможности юмористического жанра раскрылись под пером В.Драгунского

(1913-1972).Его рассказы о Дениске появились в самом начале1960-хгодов (первый сборник вышел в 1961 году под названием «Он живой и светится») и продолжали создаваться писателем в течение нескольких лет.

Свои рассказы В.Драгунский не объединял в цикл, но сюжетные и тематические связи между ними есть. Ощущение единства создает образ центрального персонажа — Дениски Кораблева (поэтому все произведения Драгунского часто объединяют одним названием «Денискины рассказы»). Не только Дениска, но и другие персонажи переходят из рассказа в рассказ – это папа и мама Дениски, его друзья, знакомые, учителя. Ощущение единства в «Денискиных рассказах» поддерживается также формой повествования, которое ведется от лица самого Дениски.

Возраст героя в рассказах остается неизменным – это младший школьник, и «взрослеть» своему герою писатель не дает. Драгунский остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность и своеобразную логику. Но в то же время он не ставит перед собой задачу воспроизвести речь и мышление ребенка определенного возраста – писателя больше занимает внутренний мир мальчика, не сводимый к возрастным особенностям. Зато принципиальны «общедетские» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию. Дениска в рассказах Драгунского высказывается всегда очень искренне и свободно, без оглядки на взрослую, «чужую» для него точку зрения. Это касается как самой манеры разговора, так и его содержания. «Чего я люблю» и «…И чего не люблю!» — два знаменитых рассказа Драгунского, в названии которых на первое место выдвинуто собственное мнение ребенка (а в «отрицательном» случае оно еще и подчеркнуто восклицательным знаком). Это утверждается в перечислении того, что любит и чего не любит Дениска. «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо». Денискины «люблю»-«не люблю» часто полемичны по отношению к предписаниям взрослых («Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами» или «Очень не люблю, что по радио мальчишки и девчонки горят старушечьими голосами»), но герой Драгунского словно не догадывается об этом, простодушно делясь с читателем.

В образе Дениски много типично детского: это наивность, склонность к выдумке и фантазии, иногда простодушный эгоизм. Свойственные детскому возрасту «промахи» оказываются предметом юмора и шуток, как всегда бывает в юмористическом рассказе. С другой стороны, в герое Драгунского есть черты, которые свидетельствуют о вполне сложившейся личности – Дениска решительно противится всякой фальши, он восприимчив к красоте, ценит доброту. Это дало право критикам увидеть в образе главного героя автобиографические черты самого Драгунского. Но в данном случае важно не сходство героя с конкретным человеком — Дениска близок к идеальному представлению писателя о человеческой личности, духовной и тонко чувствующей. И такие качества раскрываются в эпизодах лирического или драматического характера. Сочетание лирического и комического – главная особенность рассказов В.Драгунского о Дениске.

Содержание «Денискиных рассказов» связано с происшествиями из обычной жизни ребенка – это случаи на уроках, домашние заботы, игры с друзьями во дворе, походы в театр и цирк. Но их обычность только кажущаяся – комическое преувеличение обязательно присутствует в рассказе.

Драгунский – мастер создания самых невероятных ситуаций на материале житейском, даже обыденном. Основанием для них служит часто парадоксальная логика детей и их неисчерпаемая фантазия. Дениска и Мишка, опоздав на урок, приписывают себе невероятные подвиги («Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»), но оттого, что каждый фантазирует по-своему, следует неизбежное разоблачение. Мальчишки увлеченно строят во дворе ракету, при запуске которой Дениска улетает не в космос, а в окно домоуправления («Удивительный день»). Дети, в отсутствии маляров, решают помочь им красить, но в самый разгар игры обливают краской управдома («Сверху вниз, наискосок!»). Дениска не хочет есть манную кашу и выбрасывает ее за окно, которая попадает на шляпу случайного прохожего («Тайное становится явным»). Все эти немыслимые совпадения и происшествия иногда просто смешны, иногда предполагают моральную оценку, иногда рассчитаны на эмоциональное сопереживание. Но каждый раз герой Драгунского поступает естественно и простодушно. Первоклассники устроили стрельбу из игрушечных пистолетов в кинотеатре («Сражение у Чистой речки»). Детская логика неопровержимо свидетельствует об искренности детей: «Мы хотели во что бы то ни стало помочь красным. Я все время палил в одного толстого фашиста…я истратил на него, наверно, сто пистонов, но он даже не посмотрел в мою сторону». О чистоте детских помыслов должно говорить и само название рассказа «Сражение у Чистой речки».

Парадоксальная логика, которой руководствуются герои Драгунского, не только предмет шуток, но и путь к пониманию ребенка. В рассказе «Зеленчатые леопарды» дети комично рассуждают о всевозможных болезнях, находя в каждой из них достоинства и выгоды («болеть хорошо! когда болеешь, всегда что-нибудь дарят»). За, казалось бы, абсурдными рассуждениями детей о болезнях стоит трогательная просьба о любви: «когда болеешь, все тебя больше любят». Ради такой любви ребенок готов даже заболеть.

Детская иерархия ценностей кажется писателю глубоко человечной. В рассказе «Он живой и светится…» Драгунский словами ребенка утверждает важную истину: ценности духовные выше материальных. Предметным воплощением этих понятий в рассказе являются железная игрушка, обладающая материальной ценностью, и светлячок, способный излучать свет (символ мечты и любви одновременно). Дениска совершил неравноценный с взрослой точки зрения обмен: он променял большой самосвал на маленького светлячка. Рассказу об этом предшествует описание длинного вечера, во время которого Дениска ожидает маму. Вот тогда-то мальчик в полной мере ощутил мрак одиночества, из которого его спасла «бледно-зеленая звездочка» в спичечном коробке. Поэтому на вопрос мамы, «как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка»,

Дениска отвечает: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..».

В рассказе «Друг детства» речь идет не только о верности старым друзьям, как это следует из названия рассказа, но и о верности детским чувствам, на смену которым приходит часто взрослая грубость. Дениска решил заняться боксом, «чтобы всех побивать». Силу удара он собирается тренировать на старой игрушке. Но плюшевый медвежонок напомнил мальчику то время, когда Дениска любил своего игрушечного друга: «Я его спать с собой укладывал, и укачивал его как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его твердые бархатные ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…». Чтобы сохранить верность самому себе, герой Драгунского отказывается стать боксером.

Зато взрослые в рассказах Драгунского выступают иногда с позиции грубой силы. В рассказе «Старый мореход» эту силу воплощает бестактная гостья, небрежно относящаяся к обещаниям, данным ребенку. Столь распространенная в быту манера вызывает в рассказе целую драму Денискиных ожиданий и разочарований. Труднее всего мальчику понять бессмысленность обмана, истинная причина которого — нечуткость и душевная глухота. Намек на эти качества есть уже в портрете Марьи Петровны: «Она вся такая полная, платье на нее натянуто тесно, как наволочка на подушку». Но, как говорится в рассказе «Ничего изменить нельзя», отношения детей и взрослых будут всегда строиться по одному и тому же сценарию, в котором сталкиваются взрослая неискренность и детская незащищенность.

В рассказе «На Садовой большое движение» совершается обман другого рода: взрослый парень выпрашивает у ребят велосипед, якобы для того, чтобы съездить за лекарством для больной бабушки. И опять ребенок оказывается доверчивой жертвой, но не потому, что глуп и не может отличить ложь от правды, а потому, что близко принимает к сердцу чужое горе.

Даже в конце рассказа Дениска отказывается верить в обман: он убежден, что парень не смог вернуть велосипед, потому что: «на Садовой большое движение». Такое детское «непонимание» является на самом деле решительным неприятием жестокости и обмана.

Это неприятие выражается по-детски, как, например, нелюбовь детей к книгам с плохими концами, но писатель придает каждому такому чувству особое толкование – дети не желают мириться со злом. Именно поэтому Дениска решает переделать знаменитый стишок про зайчика, погибающего от пули злого охотника («Не пиф, не паф!»). В переделке Дениски печальный конец стишка звучит совсем по-другому: «Не пиф! Не паф! Не ой-ой-ой! Не умирает зайчик мой!!!». Теперь спасенный зайчик «опять будет играть по утрам на росистой полянке, будет скакать и прыгать и колотить лапками в старый трухлявый пень». А Дениска с этого момента принимает решение: не плакать при виде «ужасных несправедливостей», а вовремя сказать: «Не пиф, не паф!».

Героя Драгунского отличает обостренное неприятие несправедливости, поэтому он так торопится отпустить воздушный шар, рвущийся в голубое небо («Красный шарик в синем небе»). Нитка с шаром в руках Дениски звенит и натягивается, и мальчику кажется, что шар просит о свободе. «И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я держу его на привязи, и я взял и выпустил его». Радостное чувство свободы разделяет также маленькая подруга Дениски, готовая отдать еще один шарик, чтобы Дениска его выпустил.

Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» — папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства.

Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу. С образом отца связан один из самых драматических рассказов Драгунского «Человек с голубым лицом». Денискин папа соглашается отвезти на своей машине важного начальника, но по дороге происходит страшная авария – чтобы сохранить жизнь девочке, перебегающей дорогу, отец резко сворачивает машину, рискуя жизнью собственного сына. Рабочий, бывший свидетелем этот подвига, говорит очень важные для Дениски слова: «Выходит, душа у человека геройская, огневая. Большая, значит, душа…».

Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, то смысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в

«Денискиных рассказах» очень важны. В рассказе «Рабочие дробят камень» Дениска хвастается тем, что сможет прыгнуть с водной вышки. Снизу ему кажется, что сделать это «легче легкого». Но на самом верху у мальчика от страха захватывает дух, и он начинает искать оправдания для своей трусости. Борьба со страхом происходит на фоне неумолкаемого звука отбойного молотка – там внизу рабочие дробят камень при строительстве дороги. Казалось бы, эта деталь мало связана с происходящим, но на самом деле она убеждает в необходимости упорства, перед которым отступает даже камень. Так же отступила трусость перед твердым решением Дениски совершить прыжок.

Во всех своих рассказах, даже там, где речь идет о ситуациях драматических, Драгунский остается верен юмористической манере. Смешными и забавными кажутся многие высказывания Дениски: «Федька к нам приехал по делу – чай пить» («Мотогонки по отвесной стене») или «Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской» («Синий кинжал»).

Но часто детская речь (с оговорками, ею свойственными) звучит очень трогательно: «Очень люблю лошадей, у них красивые и добрые лица» («Что я люблю») или «Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно…»(«Друг детства). Сочетание грустного и комичного в прозе Драгунского напоминает нам клоунаду, когда за смешным и нелепым видом клоуна скрывается его доброе сердце. Неслучайно так любит Драгунский мир цирка и театра (это было связано также с профессиональной деятельностью писателя, который был артистом и выступал в театре и на эстраде).

В рассказе «Мой знакомый медведь» описана встреча Дениски с актером, переодетым медведем. Когда медведь снимает маску, то Дениска видит усталые глаза человека с больным сердцем – но надо забавлять детей, поэтому артист вновь надевает маску, и вокруг него начинает раздаваться веселый детский смех.

41. Постсоветская детская литература: пародия, гротеск, новаторство

За последние пятнадцать лет в России образовалась совершенно новая детская литература, которую можно отнести к особому историческому периоду — от начала перестройки до конца XX в., обозначив названием «Постсоветская детская литература». Постсоветскую детскую литературу характеризует большое жанровое разнообразие, расширение сфер влияния за счет выпуска автором одновременно с очередной детской книгой телевизионных, видео- и Интернет-версий текста и безудержная подражательность зарубежным образцам, к которым относятся не только отдельные писатели или произведения, но и целые жанры – такие как «детский детектив», «фэнтези», «роман для девочек», «страшилки». С точки зрения культуры постсоветская детская литература проигрывает своим предшественницам, не всегда обладая такими их достоинствами, как этическая ясность, стилистическая выдержанность, обстоятельность и подробность повествования, учет возрастных и психологических особенностей ребенка. Но это не означает, что новые детские книги в России лишены привлекательности как для читателя, так и для критика. В этих книгах есть ирония, гротеск, пародия, азарт. Прежде всего, они предназначены для маленьких читателей, но нередко создаются и с учетом взрослой аудитории.

В постсоветский период в России издавались в основном проверенные временем, вошедшие в школьную программу детские книги. Полки магазинов заполнились изданиями знаменитых детских поэтов и прозаиков XIX и XX вв. Отсутствие новых текстов было связано с растерянностью «старых» детских писателей перед новым временем, его свободой и его требованиями, их неспособностью быстро переключиться на новые темы. Кроме того, переводная литература на некоторое время заняла нишу новинок. Лишь в середине 90-х гг. XXв. издательства принялись заказывать и штамповать массовую детскую литературу: детский детектив, любовные романы для девочек, «страшилки» и «ужастики». Эти тексты пишутся по одному образцу, нередко по украденным из иностранных книг сюжетам, а авторами их могут выступать сразу несколько писателей, скрывающихся под псевдонимом.

Однако сразу необходимо сделать оговорку: яркие, новаторские, произведения выходили даже в самые смутные времена. Появились сборники А. Усачева, Г. Кружкова, М. Яснова, М. Бородицкой. Талантливым прозаикам было труднее пробиться на рынок. С недавних пор российские издатели стали обращать внимание на малоизвестных авторов, создающих интересные, глубокие, но пока «нераскрученные» детские книги. В детскую литературу пришли совсем молодые авторы — Т. Семилякина и Л. Кулиева, выпускницы Литературного института; Д. Емец, написал свою первую книгу в 20 лет, а сейчас, помимо серии «Тани Гроттер» издал уже более 20 книг в издательстве «Эксмо».

Молодость авторов обеспечивает постсоветской детской литературе пародийность, дерзость, стилистическую свободу, а также близость к читателю. Это связано и со свободным владением ими современными коммуникативными навыками. У многих авторов есть свои веб-сайты, они переписываются с поклонниками по электронной почте или общаются с ними в чатах. Таким образом, современный издательский процесс и снятие идеологических барьеров привели к тому, что в настоящее время детские писатели расширяют рамки традиции, открывая новые жанры и следуя неклассическим образцам.

Если советская детская литература делала упор на «воспитание гуманизма», соответствующее духу той эпохи, то в постсоветский период реакцией на избыток нравоучительности, слащавости и фальши в детской литературе стало появление всякого рода «вредных советов», или нравоучений «от противного». Теперь в школе «проходят» Г. Остера — автора стихотворений, рецептов считалок и математических задачек, в которых детям рекомендуется совершать хулиганские, абсурдные поступки — драться с мамой и папой, кусать врачей, предавать лучшего друга, скармливать самих себя волкам. В комментариях к своим стихам Г. Остер заявляет о стремлении детей поступать наоборот, тем самым испытывая границы терпения взрослых.

Каждое произведение Г. Остера предлагает ребенку игру в «перевертыш», которую он с радостью принимает. Антимораль содержит в себе сведения о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Привлекательность произведений Г. Остера кроется в краткости, семантической насыщенности его веселых текстов. Популярность книг Г. Остера доказывает, что карнавальный юмор не только доступен детям, но и крайне необходим им.

Остеровские «перевертыши» актуализируют игровой потенциал русского языка, ориентируясь на «детский» язык с его грубоватыми словечками, дразнилками, считалками, шифрами. Языковая игра и парадоксальность остеровского юмора только кажется простым, но за ним стоит острая наблюдательность, знание детской психологии, великолепное владение словом.

Главным контекстом функционирования детского фольклора была и остается игра, и потому «страшилки», «смешилки»— это игровой жанр, в котором могут проявить себя лишь те авторы, у кого сохранилась память детства, его секретов, ритуалов, языка, способов познания мира. Среди жанров детского фольклора «страшилки» выделяются тем, что принадлежат к особой «демонологической традиции». Происходящие в них таинственные события — результат действия сверхъестественных сил. Цель «страшилок» вызвать переживание страха, которое доставляет своеобразное наслаждение, приводит к эмоциональному катарсису. Поэтому «страшилки» обычно рассказываются в каком-нибудь заветном месте, в тайном уголке, вдали от взрослых, которые одним замечанием могут испортить удовольствие от рассказа.

До последнего времени «страшилки» были устным жанром. Начиная с середины 1990-х гг. этот жанр прочно обосновался в постсоветской детской литературе. Сейчас издаются десятки наименований «страшилок» и «ужастиков» — как отечественного «производства», так и переводных. Основное отличие этих текстов — в их событийной избыточности, абсурдности, снятии причинных связей, полном отсутствии оценочности и дидактизма, черном юморе. И хотя местом действия «страшилок» почти всегда становятся современный город, школа или дом, с привычными читателю чертами и знакомыми проблемами, время и пространство в них нестабильно и может изменяться до неузнаваемости.

Юмористические сказки Э. Успенского («смешилки») стали классикой. Вводя современные реалии в сказочный сюжет, Э. Успенский не может избежать взрослого сарказма. Юмор Э. Успенского и не рассчитан на восприятие детей. Скорее, он создает свои повести с оглядкой на взрослых. Появление различных жанров детского фольклора в постсоветской детской литературе является одним из ее принципиальных жанрово-тематических отличий от детской литературы предшествующего периода. В вырвавшейся на свободу постсоветской детской литературе царит абсурд. Современные детские писатели стремятся создавать произведения для детей, начисто лишенные дидактизма и обладающие терапевтическим эффектом очистительного смеха. Создатели этого жанра часто жертвуют художественными достоинствами книги ради ее занимательности. Язык этих детских книжек изобилует жаргонными словечками, словами-«паразитами», иностранными заимствованиями, просто синтаксическими и грамматическими ошибками. Упрощение языка, подделывание под просторечие или газетно-телевизионный жаргон свойственно многим детским авторам.

В сказках для читателей старшего возраста авторская позиция своеобразно совмещается с детским взглядом на мир.

Наиболее интересным культурным явлением в постсоветской детской литературе является «фэнтэзи», К этому жанру относятся произведения, в которых приключенческий сюжет разворачивается в чуждых нам времени и пространстве. В «фэнтэзи» хотя бы одно из свойств реальности искажено благодаря тому, что автор создает несколько фантастических миров, сосуществующих с миром обыденного и противопоставленных ему. Герои (или всего лишь один, главный, герой) способны перемещаться между параллельными мирами.

В русской литераторе, развивавшейся в рамках христианской традиции, отношение к волшебному миру и магии было не таким благосклонным, как в англосаксонской и кельтской. Появление в детских книгах ведьм, чертей и прочей нечисти было допустимо в основном лишь в фольклоре. Поэтому за редким исключением в русской детской литературе ХIХ-ХХ вв. не встречается мистических волшебных повестей, в которых сильнее оказывалось бы мифологическое, а не христианское начало. После революции эта ситуация тоже не сильно изменилась. Даже произведения В. Крапивина и К. Булычева не смогли создать в России ничего даже похожего на бум «фэнтэзи» на Западе в 60-80-х гг. XX в. Лишь после поднятия «железного занавеса» в Россию лавиной хлынуло переводное «фэнтэзи»; в настоящее время мы наблюдаем вторую стадию развития жанра.

Самым важным и сложным элементом становления «фэнтэзи» в России является подведение под уже выстроенную основу жанра собственного философско-эстетического фундамента. В постсоветской детской литературе на этот путь окончательно не встал еще ни один детский автор, хотя некоторые попытки в жанре «фэнтэзи» уже сделаны. В России современные детские романы о волшебных мирах отличают такие черты, как эклектичность (в основе их символики лежит фольклор разных народов), стремление дать «разумное» толкование проявлениям магического, отсутствие у волшебного мира внятной структуры, истории и географии.

Другое дело — имитировать книги авторов новой волны, не стремящихся к созданию собственной мифологии. Именно к ним относятся романы о Гарри Поттере английской писательницы Дж. К. Ролинг. Основным достижением Ролинг стало создание произведения, в котором удовлетворение психологических потребностей современных детей совпало с реинкарнацией древних сказочных архетипов. В повестях о Гарри Потере, сюжет о взрослении и борьбе за собственное место в социальной иерархии закрытого учебного заведения с его табу, ритуалами и соревновательностью наложился на структуру волшебной сказки. Книги Ролинг обладают рядом достоинств: наличием положительного героя; замечательным литературным языком; оригинальность атмосферы произведения. Но все же главным достижением Дж. Ролинг является то, что впервые главным героем детской книги, даже написанной в жанре «фэнтэзи», стал не просто волшебник, а волшебник-ребенок. И хотя он изучает науку волшебства в школе, его статус главного героя подчеркивается тем, что премудрости заклинаний или борьбы с темными силами он осваивает не за партой, а в реальном столкновении со злом.

В России книги Ролинг полюбили настолько сильно, что создали несколько «пародий» на них. Благодаря Гарри Поттеру за последние годы появилось множество произведений, в которых главным героем или героиней является маленький колдун или ведьма — «Стеклодув» А. Биргера, «Чародейские каникулы» А. Иванова и А. Устиновой, «Денис Котик и Царица крылатых лошадей» А. Бояриной и, наконец, «Порри Гаттер и Каменный Философ» А. Жвалевского и И. Мытько. Из них настоящей пародией могут считаться только книги Жвалевского и Мытько, а также Д. Емеца. Сюжет, персонажи, целые сцены в них имитируют ролинговские. Анализ «Порри Гаттера и Каменного Философа», а также распространение подражаний «Гарри Поттера» показывает, что современная литературная пародия в детской литературе стала жанром, существующим на стыке литературного и издательского процесса. Пародируются книги, достигшие коммерческого успеха, с расчетом на то, что их сумеют оценить и взрослые. Успешным считается произведение, которое благодаря популярности оригинала и за счет присущей ему иронии расширяет читательскую аудиторию, перестает быть исключительно детской книгой.

Вместе с тем следует иметь в виду, что произведения в стиле «фэнтези» несут в себе мощный воспитательный потенциал. Фэнтези исподволь подводит читателя к знакомству с многогранной, красочной мировой культурой. Фэнтези может разбудить потребность в совершенствовании тела и духа; она может стать ступенькой к глубокому изучению истории, естествознания, религии, мифологии и литературы. Фэнтези сегодня – не уход от реальности, а альтернативная дорога к принятию общечеловеческих ценностей добра и зла, любви и верности, благородства, прославление исконных ценностей.

Таким образом, анализ тенденций в постсоветской детской литературе показал, что отечественная детская литература в процессе своего развития кардинально изменилась. Произведения детских авторов советского периода, хотя и отличались идеологизированностью, тем не менее, несли воспитательную направленность, учитывали возрастные и психологические особенности ребенка, отраженные в стилистике языка, тематике и жанрах.

Постсоветская детская литература отрекается от многих традиций русской и советской литературы, что находит свое выражение в появлении новых форм и жанров, обусловленных коммерциализацией издательского процесса, в результате чего появляются произведения массовой культуры, произведения-однодневки. Многие произведения постсоветской детской литературы отличает абсурдность сюжетов, использование запретных тем, цинизм и сомнительная «положительность» героев, использование жаргона в языке. Все это не только не соответствует специфике детской литературы, но и не способствует главной её цели – воспитанию у ребенка системы ценностей с устойчивыми понятиями добра и зла, красоты, этики, нравственных и моральных норм, а также не отвечает потребностям развития художественного вкуса у подрастающего поколения.

Сравнение

С Дениской читатель встречается в каждом рассказе цикла, и каждый раз вместе с ним переживает забавное приключение.

Мишка появляется на страницах книги очень часто, но все-таки основное действие разворачивается вокруг Дениски.

Дениска любознателен, непоседлив, неутомим в выдумках. Его озорство не бывает злым, да и сам он во всем видит только положительные стороны.

Мишка такой же проказник, но в сложных ситуациях он ведет себя осторожнее и даже пытается удержать друга от многих неосторожных поступков.

Дениска мечтает о целине и космосе, морских путешествиях и службе в милиции. Мишка подхватывает Денискины идеи, но сам редко проявляет подобную инициативу.

Дениска, в отличие от Мишки, не умеет, но очень любит петь. Мишка любит сладости и может составить еще целый список того, что любит, в самом конце включив в него кошку и бабушку.

У Дениски в таком перечне на первом месте мама, папа и друзья.

У Дениски раньше, чем у Мишки, выпали молочные зубы. Слово «шишка» беззубые мальчуганы тоже произносят по-разному.

Дениска знает, что лучшим подарком для друга на День рождения будет гусиное горло с гремящими внутри шариками. Мишка в обмен на игрушечный самосвал готов отдать другу самое ценное: светлячка, который живет в спичечном коробке и светится.

При всех различиях эти милые ребятишки очень похожи, потому что у обоих главное качество – трогательная детская непосредственность.

Рецензии на книгу «Самые смешные Денискины рассказы (сборник)» Виктор Драгунский

Очередная детская книжка без которой я вырос. Мало того, я даже не услышал бы о ней если бы не LL. И дело даже не в том, что этот сборник занимает второе место в списке «детская литература». Читая рецензии на детские книги на LL, заметил тенденцию — все детские книги сравниваются либо с произведениями Астрид Лингрен, либо «Денискиными рассказами». Это своеобразный эталон

, мера детскости и весёлости, знак качества. К тому же уважаемый boservas писал на них аппетитные отзывы. Дай, думаю, почитаю (=послушаю). Лучше поздно, чем никогда. . Прекрасно! . Слушал несколько рассказов
в исполнении автора
. Ещё до того как я смог проникнуться добротой и весельем самих рассказов, я почувствал их от этого голоса. Завораживающий, улыбающийся и подмигивающий, мягкий и добрый. Виктор Драгунский с большим удовольствием и азартом читал собственные рассказы. Приятно, когда профессионалу нравится то, что он делает. Как человек много лет слущающий аудиокниги могу сказать, что его начитка великолепна. Ещё часть рассказов слушал в начитке Маргариты Корабельниковой. Тоже прекрасное исполнение. . Хочу выделить два рассказа. «Что я люблю» — лиричный и смешной. Вообще, много рассказов очень трогательные. И
«Если бы я был большой»
. Коротенький, простой по сюжету, но глубокий по содержанию рассказ, где Дениска представляет, что было бы если бы он был в доме главным. Под горой комических ситуаций и высказываний скрываются глубокие переживания ребёнка. Обычная обида на своё место в этом мире, желание примерить на себе (хотя бы в фантазии) обратную ситуацию, опробовать родительскую модель поведения, отплатить той же монетой, напомнить родителям как это — быть ребёнком.

Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы не понравилось, ну а о бабушке и говорить нечего, она бы наверное целые дни от меня ревела бы. Что и говорить, я бы показал им почем фунт лиха, я все бы им припомнил!

Надо заметить, что судя по его фантазийным замечаниям своим родителям и бабушке (которые, естественно повторяют их манеру воспитания) и по замечанию его мамы выведшей Дениску из состояния сна наяву, жизнь у него и вправду нелёгкая. Безусловно, его все очень любят! Но сколько скрытой аггрессии в обращениях к нему. . Не так ли мы все росли? …Завел моду… …Посмотри на себя в зеркало… …А, явился!…

и моё любимое —
…Наказание ты моё…
Согласитесь, неприятно когда с тобой так разговаривают. Конечно, по сравнению с великой и ужасной Ба из «Манюни» , Денискины родители — ангелы. Нужно будет как-нибудь и о «Манюне» написать. Там эта тема меня просто вывела из себя. Интересно, имел ли Виктор Драгунский цель донести и этот посыл. Поскольку разговаривали так со всеми детьми и это считалось нормальным. . В любом случае можно многому
научиться
, когда
нахохочешься
. Совместить приятное с полезным! Замечательные рассказы с привкусом ностальгии.

Выводы TheDifference.ru

  1. У литературного героя Дениски Кораблева есть прототип – сын писателя В. Драгунского.
  2. В образе Мишки нашли отражение многие черты близких друзей Дениса Драгунского.
  3. Дениска – инициатор многочисленных приключений, в которых Мишка с удовольствием принимает участие.
  4. Мишка поет правильно и тихо. Дениска – громко, старательно и с удовольствием. У Мишки по пению пятерка, у Дениски – тройка.
  5. У Дениски никогда не бывает плохого настроения. Мишка может «дуться» и не разговаривать с другом.
  6. Дениска – мечтатель. Мишка – скорее всего, реалист.

«Денискины рассказы»: что правда, а что выдумка? Факты из истории

Смешные ситуации в школе, неприятности дома и во дворе, оборачивающиеся опять же смешной стороной, яркие, как никогда, впечатления детства (как в рассказе «Красный шарик в синем небе»), посещения зоопарка и цирка, лето в деревне, прогулки недалеко от дома, в окрестностях Трёхпрудного переулка…

Рассказы эти охватывают последнее дошкольное лето Дениски, его первый школьный год и, наверное, до 3-го класса (когда родилась его сестрёнка Ксения и когда он в Ленинграде познакомился со своим двоюродным братом Димкой — сыном дяди Миши, папиного брата). В некоторых рассказах упоминается, что семья Дениски переехала на новую квартиру недалеко от цирка (имеется в виду «старый» цирк на Цветном бульваре), но в основном события разворачиваются в том дворе, где Дениска играл с Мишкой и младшими товарищами — Костиком, Андрюшкой и Алёнкой.

Я уже не помню, называлось ли имя Денискиного папы в каком-то из рассказов, но в экранизациях (их было много, первую сняли ещё в 60-е, вскоре после выхода книги) его всегда называют Виктором, намекая на то, что книга автобиографическая.

И действительно, Виктор Юзефович Драгунский описывает события, так или иначе произошедшие в его семье и в которых участвовал в реальной жизни его сын Денис. Друзья Дениса Драгунского — Ваня Дыховичный (будущий режиссёр), Климентий Борисович Минц — создатель «Клуба Знаменитых Капитанов», и другие — так или иначе появляются на страницах книги, в частности — под видом Ваньки Дыхова «с велосипедом» и соседа по даче Бориса Климентьевича.

Один из первых рассказов (он обычно идёт в книжке самым первым) называется «Он живой и светится…».

Дениске скучно во дворе, когда уже все разошлись по домам, встретив с работы родителей, он думает о том, где его мама — неужели опять встретила тётю Розу и забыла за разговором обо всём на свете. Рядом появился Мишка и заинтересовался Денискиным самосвалом. Эти железные самосвалы с ручкой на месте «кривого стартёра», посредством которой поднимался кузов, делались на многих заводах, стоили где-то 5 рублей «новыми», поэтому Дениска дорожил игрушкой, подаренной папой перед отъездом (папа по сюжету книжки — инженер на автозаводе, и часто ездил в командировки, а самосвал мог быть изготовлен на том самом заводе, где работал папа).

Но при виде настоящего чуда — живого светлячка, которого поймал Мишка, видимо, побывавший недавно за городом, Дениска забыл о своей тоске и радовался находке до самого маминого прихода. И с радостью показал маме своё приобретение. Недоумевая, почему она не может понять, что светлячок может быть ценнее самосвала. Потом он по-простому объяснил ей это. И мама поняла.

Ещё один рассказ — «Тайное становится явным». Дениска за завтраком не может проглотить ненавистную манную кашу (а каша не нравится многим детям, она сбивается в комки, если её недостаточно тщательно перемешивают, быстро остывает и превращается в совсем несъедобную слизь). В общем, известная история.

То, как Дениска мудрит с кашей, не зная, что с ней делать, Виктор Юзефович взял из номера популярного в 50-е годы французского клоуна, гастролировавшего в СССР. Этот клоун под конец даже счищает упавшую на пол и прилипшую к подошве ботинка лапшу о край тарелки. Дениска, конечно, до этого не дошёл, но он сыпал в кашу и сахар, и соль, подливал кипяток и вылил в тарелку всю баночку хрена. В общем, получилась настоящая бурда. Которую осталось только выплеснуть за окно. И конечно, под окном проходил дяденька, одевшийся по случаю посещения фотоателье в новый костюм.

В. Лосин, иллюстрация к рассказу В. Драгунского «Слава Ивана Козловского» Фото: Денис Леонтьев, личный архив

Цирк не раз фигурирует в приключениях Дениски, включая в чём-то фантастический рассказ «Не хуже вас, цирковых!», где Дениска стал участником циркового номера и полетал под куполом в объятиях самого Карандаша. Эти рассказы — память о работе Виктора Юзефовича в цирке, где он писал сценарии цирковых номеров, некоторые ставил и принимал деятельное участие в работе над ними.

Также в рассказе «Тайное становится явным» мама обещает Дениске, если он съест кашу, пойти с ним в Кремль. Воскресная прогулка в Кремль, который как раз в конце 50-х открыли для посетителей, причём бесплатно, стала любимым отдыхом москвичей и их детей. Часть музеев Кремля также имела свободный доступ, в остальные можно было купить недорого билеты в кассах в Александровском саду и совершить полноценную экскурсию под руководством опытного экскурсовода.

Что ещё? Конечно, кино (как подвиги красноармейцев, так и похождения дерзкого Фантомаса, которому стремились подражать многие мальчишки), квас, кружку которого можно всегда купить, сэкономив на школьном завтраке (эта сумма равнялась гривеннику, мелкой монетке), поездки на ВДНХ, где часто проходили интересные выставки (к тому же для школьников полагалась льгота, и Дениска сразу высчитал, что на 400 выставках можно сэкономить на фотоаппарат — о нём мечтали многие школьники).

Дениска жил недалеко о Чистых прудов и часто гулял там с родителями или один, кормил уток и лебедей, а однажды встретил увлечённого шахматиста и решил было, что это сам Ботвинник. Шахматы — ещё одно увлечение советских школьников, даже хулиганы нередко играли на деньги не в карты, а в шахматы, прочие же отдавались этой умной игре бескорыстно, а Ботвинника и Таля знала в лицо вся страна.

Ещё один вид досуга мальчишек — велосипед. В 60-е годы он имел большую ценность, для взрослых был полноценным транспортным средством, мальчишки же поголовно мечтали о нём, а стоил он недёшево — около 100 рублей «новыми». Были и более продвинутые, и соответственно, более дорогие спортивные и туристические велосипеды Харьковского велозавода. Конечно, все хотели именно «взрослый» велосипед, многие, впрочем, до поры довольствовались такими моделями, как «Школьник» и «Орлёнок».

В. Лосин, иллюстрация к рассказу В. Драгунского «Кот в сапогах» Фото: Денис Леонтьев, личный архив

В рассказе «Мотогонки по отвесной стене» Дениска, с успехом освоив детский велосипед (популярная тогда модель, легко трансформировавшаяся из трёхколёсного в двухколёсный), отважился сесть на большой, да к тому же с мотором. И не нашёл сам способа, как безопасно его остановить! Пришлось крутить круги по двору, смотря в оба, как бы ни во что не въехать.

Спас только хозяин велосипеда — «племянник Федька». За это Дениска простил ему даже крепкий подзатыльник. Мотогонки по отвесной стене, участником которых представлял себя Дениска — популярное в своё время ярмарочное и цирковое шоу. Сооружение, в котором проводились эти гонки, в просторечье называлось «бочка», и мотоциклы и велосипеды гонщики за многие годы привыкли поддерживать в равновесии и участвовали в гонках до старости, передав к тому времени эстафету сыновьям и внукам.

В рассказе «На Садовой большое движение» Ванька Дыхов сам отремонтировал велосипед (вероятно, заграничный, в одной из экранизаций упоминается его марка — «Диамант»). Он никому бы не доверил свою двухколёсную машину, но его подловил незнакомый парень — он объяснил, что ему надо на Садовую, а Ванька, хоть и старше Дениски, но осмеливался ездить только по двору и тихим переулочкам и ещё не дорос до выезда на оживлённые уже тогда московские магистрали, так что скорее смог бы доверить велосипед «на пять минут» чужому. Но тот уже заранее планировал завладеть имуществом мальчугана, вряд ли способного обратиться в милицию.

Для городского мальчишки большим впечатлением был выезд за город. Многие семьи на всё лето снимали дачу (или комнату в деревенском доме) или ездили к деревенским родственникам. Дениска не простил Марье Петровне обмана, когда она обещала свозить его на воскресенье на Клязьму — ведь она обманула его в лучших чувствах. Дениска уже знал, какое удовольствие завтракать на веранде, бегать босиком, срезать ветки с ореховых кустов для изготовления самодельных луков, ничем не хуже настоящих боевых.

В. Лосин, иллюстрация к рассказу В. Драгунского «Смерть шпиона Гадюкина» Фото: Денис Леонтьев, личный архив

Дачные впечатления Виктор Юзефович описывал опять же на собственном опыте. Дачу у знакомых он стал снимать ещё до рождения сына Дениса, там же произошла авария, по впечатлениям которой был написан рассказ «Человек с голубым лицом». По счастью, сына в «Волге» на самом деле не было, а машина, хотя её крыша и была сильно смята после переворота, а бывшие в ней люди основательно поранились, вернулась в дачный посёлок своим ходом (и была впоследствии успешно отремонтирована).

Рассказ этот для детей достаточно трагичен. Но в других рассказах Дениска знакомится (при смешных обстоятельствах) со своим двоюродным дядей — капитаном дальнего плавания, с собаками — привезёнными из города и деревенскими «аборигенами», с местными мальчишками. И под впечатлением деревенской жизни рисует и лепит — с собой он захватил цветные карандаши и пластилин. В рассказе «Что я люблю» Дениска упоминает и лепку из пластилина.

Пластилин — настоящее чудо, я сам в детстве много лепил, а некоторые мои приятели лепили себе игрушки из пластилина вплоть до 5 класса. Из пластилина можно было лепить головы древних воинов и всё, что показывали в передаче «Очевидное-невероятное».

На этом закончу свою статью с описанием книги. А вы читали замечательную детскую книгу Виктора Юзефовича Драгунского? Дали ли вы её своим детям, когда они у вас появились? И какие ещё книги вы любили с детства и считаете, что они придутся по душе и новым поколениям читателей?

Что еще почитать по теме?

Детская книга. Спрос рождает предложение? На что обратить внимание при покупке детской книги? Какими должны быть книги для маленьких детей?

Теги: Виктор Драгунский, Денискины рассказы, описание книг, детские книги

Краткое содержание рассказов Виктора Драгунского

  • Краткие содержания
  • Драгунский
  • Англичанин Павля
  • Главные реки
  • Двадцать лет под кроватью
  • Девочка на шаре
  • Друг детства
  • Дымка и Антон
  • Живой уголок
  • Заколдованная буква
  • Кот в сапогах
  • Мой знакомый медведь
  • Мотогонки по отвесной стене
  • На садовой большое движение
  • Не пиф, не паф
  • Не хуже вас, цирковых
  • Независимый Горбушка
  • Ничего изменить нельзя
  • Одна капля убивает лошадь
  • Он живой и светится
  • Он упал на траву
  • Первый день
  • Подзорная труба
  • Похититель собак
  • Рыцари
  • Сверху вниз, наискосок!
  • Синий кинжал
  • Слава Ивана Козловского
  • Сражение у чистой речки
  • Старый Мореход
  • Тайное становится явным
  • Тиха украинская ночь
  • Удивительный день
  • Фантомас
  • Человек с голубым лицом
  • Чики-брык
  • Что любит Мишка
  • Шляпа гроссмейстера

Виктор Драгунский – сын еврейских эмигрантов. В детстве ему пришлось поколесить по городам и странам. Когда ему было 12 лет, их семья переехала в Москву.

Драгунский рано начал работать. Первые его работы были актерские выступления в театре транспорта. Выступая на сцене, он начал писать короткие юморески, водевили, репризы для цирка. Его произведения стали узнаваемыми. Драгунскому предложили сыграть роль в фильме М.Ромма.

Виктор Драгунский создает театр в театре «Синяя птичка». В репертуар этой труппы входили пародийные выступления. Театр просуществовал 10 лет.

В 1958 году Драгунский становится руководителем аналогичного театра на Мосэстраде. Здесь он сочинил несколько текстов песен, которые стали известными, и их даже исполнял Л.Утесов.

В 1960 году вышел сборник «Железный характер», куда вошли его юмористические произведения.

Виктор Драгунский находит образ веселого и обаятельного озорника Дениса Кораблева. Денисом звали сына писателя, и некоторые сюжеты для своих рассказов он брал из жизни сына. Драгунский пишет несколько рассказов, затем объединяет их в одну книгу «Денискины рассказы». По мотивам этого сборника было снято несколько фильмов, а также короткометражные ленты «Где это видано, где это слыхано», «Пожар во флигеле», «Капитан» и многие другие. После того как в широкую печать вышли «Денискины рассказы», Драгунский стал знаменитым писателем. Некоторые высказывания стали афоризмами и цитируются до сих пор.

Виктор Драгунский автор повести о войне «Он упал на траву» (1961). Это произведение о начале войны, о художнике, который в связи с болезнью не мог идти защищать родину. Повесть носит автобиографичные ноты, которые были в жизни писателя.

В молодые годы Драгунский поработал в цирке. Об этом периоде своей жизни он всегда вспоминал с удовольствием, с уважением относился к людям цирковых профессий. В 1964 году у него выходит книга «Сегодня и ежедневно», посвященная тяжелой судьбе клоуна.

  • Рассказ про интересную встречу
  • Рассказ про илью муромца 4 класс литературное чтение кратко
  • Рассказ про икону божьей матери
  • Рассказ про именинницу на день рождения для гостей прикольный
  • Рассказ про имя кирилл