Рассказ про инфузорию туфельку 7 класс

Если вам повезло оказаться в москве на новогодних каникулах, биологический музей поможет вам провести их интересно и с пользой! наши

Если вам повезло оказаться в Москве на новогодних каникулах, Биологический музей поможет вам провести их интересно и с пользой! Наши научные сотрудники проведут увлекательные занятия по зоологии, ботанике, анатомии, а также палеонтологии, химии и физике. Выбирайте: https://gbmt.ru/ru/event/

«Животные Ледникового периода» 8+

Что такое каменный век? Сколько центнеров весил пещерный медведь? Сколько зубов могло вырасти у мамонта? Чем орудия неандертальцев отличались от орудий человека разумного? Что такое «кухонные остатки» и в чём их ценность для науки? На занятии речь пойдёт о людях и животных, живших в эпоху последнего оледенения (ледникового периода). Мы расскажем об особенностях климата того времени и типичных видах млекопитающих, входивших в состав мамонтовой фауны (вымерших и сохранившихся до настоящего времени). Рассказ будет сопровождаться демонстрацией костей мамонта, пещерного медведя и других животных каменного века из коллекции Биологического музея.

2 января, 12:00

8 января, 13:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Загадки зимнего леса» 6+

Много самых разных животных — зверей, птиц, насекомых живёт в наших лесах. Встретить их непросто, особенно зимой, но оставленные ими следы открывают много интересных подробностей из их жизни. Следы можно изучать как летом, так и зимой. Вы увидите следы жизнедеятельности лесных животных, которые зимой активны (отпечатки на снегу, погрызы, помёт, ходы в древесине и многое другое).

2 января, 13:00, 14:00

7 января, 14:00, 15:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Жизнь в каменном веке» 8+

В каменном веке ведение хозяйства требовало особых навыков, инструментов и бесконечного запаса терпения, так как занимало уйму времени. А иногда было сопряжено со смертельной опасностью. Как же жили древние люди? Ответим сразу — очень непросто!

На занятии «Жизнь в каменном веке» научный сотрудник расскажет о людях, живших по меркам антропологии совсем недавно (каких-нибудь 10—30 тыс. лет назад) на территории Москвы и Центральной России.

Мы покажем орудия труда и предметы, созданные древними людьми, как подлинные, так и реконструкции: кремнёвые скребки, наконечники копий и стрел, костяные иглы и гарпуны, сельскохозяйственные и столярные инструменты. Всё это можно подержать в руках, рассмотреть, ощупать и даже опробовать в действии.

2 января, 14:00

8 января, 15:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Анатомия от макушки до пят» 6+

Как устроено человеческое тело? Как называются внутренние органы? Где они находятся и как они работают? На занятии обсудим, почему болит живот, зачем нужна барабанная перепонка, какая косточка нашего организма самая маленькая, а какая самая большая. Муляжи органов можно будет потрогать на специальном макете. А ещё приоткроем секреты хирургических операций и дадим подержать настоящие хирургические инструменты!

2 января, 14:00, 15:00

4 января, 13:00, 14:00

6 января, 14:00, 15:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Сказочная химия» 6+

Вспоминаем сказки и иллюстрируем их химическими реакциями. В ходе простейших опытов воссоздадим сказочных героев, пейзажи, эликсиры. Каждый «волшебный» опыт поясним и растолкуем.

4 января, 12:00, 13:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Зимний лес под микроскопом» 6+

В замёрзшем зимнем лесу можно найти много интересного. У каждого участника занятия будет микроскоп и препараты — находки, принесённые из зимнего леса: листья, плоды и побеги растений, которые можно встретить именно зимой, выкопать из-под снега и льда.

4 января, 13:00, 14:00

Стоимость: 350 руб. (+ входной билет в музей)

«Где раки зимуют?» 6+

Как проводят зиму разные животные? Какие задачи им приходится решать в это сложное время года? На онлайн-занятии в студии мы поговорим о самых разных животных, от насекомых и рыб до птиц и зверей. Расскажем, где зимуют раки, куда улетают кукушки, как спят ежи и бурундуки и много других интересных историй из зимней жизни.

4 января, 14:00, 15:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно» 4+

Вы не только получите интересные и необычные сведения о самых обычных животных, но и смастерите их своими руками из различных материалов. Каждое занятие посвящено новому животному, поэтому можно приходить снова и снова.

5 января, 12:00

Герой занятия — лось

5 января, 14:00

Герой занятия — морж

7 января, 12:00

Герой занятия — лиса

7 января, 14:00

Герой занятия — белый медведь

9 января, 12:00

Герой занятия — белая сова

9 января, 14:00

Герой занятия — северный олень

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Тропический лес под микроскопом» 6+

Все знают, что в тропиках мало дождей, тепло зимой и очень жарко летом. Человеку в таких условиях жить не очень комфортно. А вот растения там чувствуют себя превосходно. Чем отличается тропическая фауна (традесканции, бегонии, папоротники и другие) от растительного мира в умеренном климате? Это можно выяснить на нашем занятии. В окуляр юных биологов попадут традесканции, бегонии, пеларгонии, фикусы, сенполии из оранжереи музея. Их листья и лепестки, увеличенные в десятки раз, — особенное зрелище. У каждого участника занятий — своё рабочее место и свой микроскоп. А научный сотрудник музея ответит на все вопросы.

5 января, 13:00, 14:00

Стоимость: 350 руб. (+ входной билет в музей)

«Физические опыты Бабы-Яги» 6+

Это не просто опыты, а настоящее посвящение в волшебники! Баба-Яга живёт в музее, и поэтому стала очень умной волшебницей, которой подвластны любые превращения. С её помощью получится силой взгляда двигать предметы, взглянуть на мир сквозь волшебные очки и даже самостоятельно наколдовать светящуюся новогоднюю ёлочку. Этому и разным другим волшебным приёмам можно будет научиться на занятии.

5 января, 13:00, 14:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Зимнее путешествие в тропики» (экскурсия по оранжерее) 7+

В мире существует множество растений родом из тропических и субтропических областей, которые приспособились к домашним условиям. На экскурсии вы увидите представителей флоры тропических лесов, болот и морских побережий, субтропиков и пустынь; широко известные и экзотические виды. В оранжерее представлено разнообразие форм растений: пестролистные, красивоцветущие, вьющиеся растения, суккуленты, а также пальмы.

Какие растения лучше выращивать дома? Что для этого необходимо? Как поливать? Какими должны быть освещение и температура? Эти и другие вопросы об интересующих вас растениях вы сможете задать на экскурсии и получить консультацию по уходу за ними.

5 января, 13:00

6 января, 13:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Зоопарк в капле воды», 6+

Инфузории туфельки, коловратки, черви… В капле воды живут десятки микроскопических одноклеточных организмов — целый зоопарк. Рассмотреть их помогут микроскопы, а узнать, как они называются и чем заняты — ведущие занятия.

6 января, 13:00, 14:00

8 января, 14:00, 15:00

9 января, 13:00, 14:00

Стоимость: 350 руб. (+ входной билет в музей)

«Смотри в оба!» 6+

Занятие проходит в интерактивной экспозиции про зрение. Вам предстоит изучить строение и работу органов зрения человека и других животных с помощью интерактивных моделей, через специальные очки увидеть мир глазами насекомого, познакомиться с примерами обмана зрения, посетить Очень Тёмную Комнату.

7 января, 13:00, 14:00

9 января, 14:00, 15:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

Мастер-класс «Волшебная палочка» 6+

Все знают, что волшебная палочка — орудие каждого волшебника. Если произнести вслух или про себя заклинание и правильно взмахнуть палочкой, получится желаемый результат. В редких случаях особо сильные маги способны обходиться без волшебной палочки.

Если вам ещё не довелось попасть в лавку Оливандера в Косом переулке в Лондоне, это не повод откладывать чудеса и расстраиваться. На нашем мастер-классе вы узнаете, из каких пород деревьев делают палочки, как выглядят и где растут эти деревья, и сможете самостоятельно изготовить оригинальную волшебную палочку (которая будет слушаться только вас). Изготовлением волшебных палочек руководит одна из лучших учениц мистера Оливандера и преподаватель Школы Чудесного Естествознания имени Гарри Поттера. Все магические инструменты и материалы, необходимые для изготовления волшебной палочки, для вас уже приготовили.

8 января, 12:00, 13:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей)

«Заварим кашу» 6+

На занятии ребята познакомятся с основными сельскохозяйственными культурами (пшеница, рожь, рис, кукуруза, гречиха); узнают, как получают крупу для любимой каши; из чего делают манку, макароны, попкорн и кускус. Участники будут изучать понятия «семя», «крупа» и «мука». Мы вспомним сказки про семена и кашу, а также «Золушку» — поможем ей перебрать крупу, поиграем в «Прорастание зёрнышка».

9 января, 12:00, 13:00

Стоимость: 300 руб. (+ входной билет в музей) 

Билеты продаются только онлайн.

Вход в музей возможен только в маске и с соблюдением социальной дистанции.

С 28 октября музей работает в режиме COVID-Free. Для посетителей старше 18 лет пройти в музей можно только по QR-коду, подтверждающему вакцинацию от COVID-19 или перенесённое заболевание. Помимо QR-кода понадобится паспорт. Дети могут посещать Музей в сопровождении взрослых, имеющих QR-код. Справки с результатами вакцинации, ПЦР-тестов и медотводами не являются основанием для посещения музея.
Изменения в режиме работы введены в соответствии с Указом Мэра Москвы «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ». 

www.gbmt.ru

https://www.facebook.com/biomuseum

https://vk.com/biomuseum

https://www.instagram.com/timiryazev_biological_museum

https://www.youtube.com/channel/UC5fMTx7LyEYQxPc4rxSNwbQ/videos 

График работы музея: вторник, среда, пятница, суббота с 10:00 до 18:00. Четверг с 12:00 до 21:00. Воскресенье с 11:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.

Проезд до ст. м. «Краснопресненская», «Баррикадная» или «Улица 1905 года»

Адрес: Малая Грузинская, 15

Телефон для справок: 8 (499) 252-36-81

Царство Животные
Подцарство Одноклеточные
Тип Инфузории

Среда обитания, строение и передвижение

Инфузория-туфелька обитает в мелких стоячих водоёмах. Это одноклеточное животное длиной 0,5 мм имеет веретеновидную форму тела, отдалённо напоминающую туфлю. Инфузории все время находятся в движении, плавая тупым концом вперёд. Скорость передвижения этого животного достигает 2,5 мм в секунду. На поверхности тела у них имеются органоиды движения — реснички. В клетке два ядра: большое ядро отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое ядро участвует в половом процессе.

Рассказ про инфузорию туфельку 7 класс

Строение инфузории туфельки

Организм инфузории устроен сложнее. Тонкая эластичная оболочка, покрывающая инфузорию снаружи, сохраняет постоянную форму её тела. Этому же способствуют хорошо развитые опорные волоконца, которые находятся в прилегающем к оболочке слое цитоплазме. На поверхности тела инфузории расположено около 15 000 колеблющихся ресничек. У основания каждой реснички лежит базальное тельце. Движение каждой реснички состоит из резкого взмаха в одном направлении и более медленного, плавного возвращения к исходному положению. Реснички колеблются примерно 30 раз в секунду и, словно вёсла, толкают инфузорию вперёд. Волнообразное движение ресничек при этом согласованно. Когда инфузория-туфелька плывёт, она медленно вращается вокруг продольной оси тела.

Процессы жизнедеятельности

Питание

Туфелька и некоторые другие свободно живущие инфузории питаются бактериями и водорослями.

Рассказ про инфузорию туфельку 7 класс

Реакция инфузории-туфельки на пищу

Тонкая эластичная оболочка, (клеточная мембрана) покрывающая инфузорию снаружи, сохраняет постоянную форму тела. На поверхности тела расположено около 15 тысяч ресничек. На теле имеется углубление — клеточный рот, который переходит в клеточную глотку. На дне глотки пища попадает в пищеварительную вакуоль. В пищеварительной вакуоле пища переваривается в течение часа, вначале при кислой, а затем при щелочной реакции. Пищеварительные вакуоли перемещаются в теле инфузории током цитоплазмы. Не переваренные остатки выбрасываются наружу в заднем конце тела через особую структуру — порошицу, расположенную позади ротового отверстия.

Дыхание

Дыхание происходит через покровы тела. Кислород поступает в цитоплазму через всю поверхность тела и окисляет сложные органические вещества, в результате чего они превращаются в воду, углекислый газ и некоторые другие соединения. При этом освобождается энергия, которая необходима для жизни животного. Углекислый газ в процессе дыхания удаляется через всю поверхность тела.

Выделение

В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли, которые располагаются у переднего и заднего концов тела. В них собирается вода с растворёнными веществами, образующимися при окислении сложных органических веществ. Достигнув предельной величины, сократительные вакуоли подходят к поверхности тела, и их содержимое изливается наружу. У пресноводных одноклеточных животных через сократительные вакуоли удаляется избыток воды, постоянно поступающей в их тело из окружающей среды.

Раздражимость

Инфузории-туфельки собираются к скоплениями бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ, но уплывают от такого раздражителя, как поваренная соль.

Раздражимость — свойство всех живых организмов отвечать на действия раздражителей — света, тепла, влаги, химических веществ, механических воздействий. Благодаря раздражимости одноклеточные животные избегают неблагоприятных условий, находят пищу, особей своего года.

Размножение

Бесполое

Инфузория обычно размножается бесполым путём — делением надвое. Ядра делятся на две части, и в каждой новой инфузории оказывается по одному большому и по одному малому ядру. Каждая из двух дочерних получает часть органоидов, а другие образуются заново.

Рассказ про инфузорию туфельку 7 класс

Размножение инфузории-туфельки

Половое

При недостатке пищи или изменении температуры инфузории переходят к половому размножению, а затем могут превратиться в цисту.

При половом процессе увеличения числа особей не происходит. Две инфузории временно соединяются друг с другом. На месте соприкосновения оболочка растворяется, и между животными образуется соединительный мостик. Большое ядро каждой инфузории исчезает. Малое ядро дважды делится. В каждой инфузории образуются четыре дочерних ядра. Три из них разрушаются, а четвёртое снова делится. В результате в каждой остаётся по два ядра. По цитоплазматическому мостику происходит обмен ядрами, и там сливается с оставшимся ядром. Вновь образовавшиеся ядра формируют большое и малое ядра, и инфузории расходятся. Такой половой процесс называется конъюгацией. Он длится около 12 часов. Половой процесс ведёт к обновлению, обмену между особями и перераспределению наследственного (генетического) материала, что увеличивает жизнестойкость организмов.

Рассказ про инфузорию туфельку 7 класс

Жизненный цикл инфузории-туфельки

Содержание

  • Описание
  • Строение клетки
    • Ядра и процессы размножения
    • Питание и пищеварение
    • Дыхание
    • Осморегуляция
  • Особенности жизнедеятельности
  • Сходство и отличия от эвглены зеленой
    • Сходства
    • Отличия
  • Место в пищевой цепочке
  • Интересные факты

Описание

Инфузория-туфелька — не экзотика, она живет в пресных водоемах со спокойной водой, в лесной луже, в аквариуме. Нужно только, чтобы присутствовали источники органических веществ — водоросли, растения, погибшие живые организмы, обыкновенный ил. Благодаря изящной форме, инфузория получила свое название: клетка похожа на подошву миниатюрной туфельки, один конец которой более узкий, а другой — широкий. Для того чтобы внешний вид клетки был постоянным, у туфельки есть эластичная наружная мембрана и сложная система цитоскелета (микрофиламенты и микротрубочки, а также другие опорные органоиды). Размеры клетки — от 0,1 до 0,5 миллиметров.
4e2ffacda94ae0c9e1d25613d7d63a45a5a4506f3cc34e899b610f0c84409bbc Рис. 1. Инфузория-туфелька Если в воде увеличивается количество растворенных солей или уменьшается количество жидкости, форма клетки немного меняется — становится более округлой, овальной. Снаружи на клетке заметны многочисленные реснички. Они нужны для перемещения туфельки. Всего ресничек около 10-15 тысяч, они постоянно и согласованно двигаются. Реснички работают, как весла, и перемещают клетку очень быстро.

Важно! Инфузория-туфелька может плыть со скоростью до 2,5 миллиметров в секунду, а это в 5-10 раз больше длины ее тела. Помимо движения вперед, клетка вращается вокруг своей оси. При высыхании скорость движения уменьшается.

Инфузория-туфелька не является беззащитной, для отражения атаки хищников или нападения на противника у нее есть специальные органоиды — трихоцисты. Это мелкие тельца, похожие на веретено, они находятся между ресничками. В случае необходимости, например, при нападении врага — трихоцисты стреляют, то есть сильно удлиняются и поражают противника. На месте выстреливших ниточек вырастают новые, всего их обычно около 5-8 тысяч.

Строение клетки

Далее рассмотрим все особенности строения и жизнедеятельности этого микроорганизма.

Ядра и процессы размножения

В клетке инфузории-туфельки два ядра:

  • Большое ядро похоже на фасолину и называется макронуклеус. В нем находятся гены, которые регулируют образование белков в клетке. То есть большое ядро контролирует процессы обмена веществ и бесполое размножение.
  • Малое ядро называется микронуклеус. Оно контролирует половое размножение. Клетка после разрушения малого ядра остается жизнеспособной.

Поперечное деление, то есть бесполое размножение, идет у инфузорий-туфелек очень быстро, если есть хорошее питание. При этом материнская клетка разделяется на две дочерние, в них достраиваются недостающие органеллы. Такое деление происходит до двух раз в сутки. В результате полового размножения численность популяции не возрастает. Смысл полового процесса — обмен генетической информацией между двумя особями. Благодаря этому повышается выживаемость микроорганизмов, они лучше адаптируются к изменяющейся окружающей среде. Для полового размножения две инфузории как бы склеиваются между собой в области перистома. Защитная мембрана частично исчезает, а из цитоплазмы формируется своеобразный мостик. Этот тип полового процесса называется конъюгация. Макронуклеусы распадаются, а микронуклеусы делятся путем мейоза (при этом виде деления количество хромосом уменьшается в два раза). Затем три из получившихся четырех ядер также разрушаются, а оставшееся в каждой клетке ядро делится путем митоза. Таким образом, в каждой дочерней клетке образуются два новых ядра — мужское и женское. По образованному мостику туфельки обмениваются мужскими ядрами, в каждой новой особи женское и мужское ядра сливаются. Вновь образуются макро- и микронуклеусы. После этого инфузории отходят друг от друга.
cfddf7d4bedefbdb6d3101936c2a33f2b659bd11cf96b737eb5e5edb33ebf82e Рис. 2. Строение инфузории-туфельки

Питание и пищеварение

В основном пищей для инфузорий-туфелек служат бактерии и одноклеточные водоросли. Интересно, что эти простейшие очень прожорливы, они питаются почти непрерывно, останавливаются только на период размножения. На одной стороне тела есть углубление с отверстием, которое называется перистом, или клеточный рот. Вокруг него реснички длиннее, чем в остальных участках клетки. Работая, они направляют воду с пищевыми частицами в рот и далее в глотку. В ее задней части пищевые частицы скапливаются, а затем в окружении жидкости проникают в цитоплазму, образуя фагосому, или пищеварительную вакуоль. Процесс пищеварения занимает примерно час. Пищеварительная вакуоль движется по определенной траектории: к заднему концу, потом описывает окружность по часовой стрелке. В это время в фагосоме пища с помощью ферментов переваривается. Сначала среда в фагосоме кислая, потом реакция меняется на щелочную. В цитоплазму попадают питательные вещества, которые используются для дальнейшей жизнедеятельности. Непереваренные остатки пищи в пищеварительной вакуоли удаляются из клетки в определенном месте. Оно называется порошица и находится позади ротового углубления. Фагосома сливается с наружной мембраной клетки и почти сразу отделяется от нее, распадаясь на много мелких пузырьков. Они перемещаются в сторону дна глотки и формируют новые пищеварительные вакуоли.

Дыхание

Растворенный в воде кислород проникает в клетку диффузно через всю ее поверхность. Органические соединения окисляются с выделением энергии, которая используется в процессах жизнедеятельности. Если кислорода в воде мало, инфузория-туфелька может использовать другие пути получения энергии (гликолиз — анаэробный, то есть не требующий кислорода, процесс).

Осморегуляция

За удаление лишней жидкости и некоторых продуктов обмена веществ отвечают две сократительные вакуоли. Они похожи на цветок, в котором серединка — это резервуар, а лепестки — приводящие каналы. Они вбирают в себя воду и перемещают ее в резервуар. При заполнении он отделяется и выбрасывает излишки жидкости через пору.

Важно! Инфузорию всегда окружает вода, а ее наружная оболочка проницаема для жидкости. Поэтому сократительные вакуоли трудятся напряженно: в течение часа они удаляют из клетки столько жидкости, сколько занимает объем самой клетки.

Особенности жизнедеятельности

У инфузории-туфельки есть свойство раздражимости. Это значит, что она отвечает на действие факторов окружающей среды (раздражителей) изменением своего поведения. Раздражители — это температура, различные растворенные в воде вещества, освещение. У простейших нет нервной системы, органов чувств и рефлексов. Раздражение воспринимает вся клетка целиком. Реакцией на действие раздражителя будет таксис — это движение в сторону действующего агента или от него. Это можно продемонстрировать с помощью опытов:

  • На предметное стекло поместим две капли воды — с туфельками и чистую воду и соединим их. Затем в воду с микроорганизмами добавим кристаллы соли. Туфельки начнут быстро перемещаться в чистую воду, потому что высокое содержание соли губительно для микроорганизмов.
  • И наоборот, если в воду с инфузориями ничего не добавлять, а к чистой воде капнуть настой с бактериями, то туфельки переберутся в сторону бактерий, то есть к пищи.
  • Если через воду с этими микроорганизмами пропускать слабый электрический ток, они выстраиваются вдоль линии тока, а затем перемещаются в сторону катода. Это явление называется гальванотаксис. Оно демонстрирует способность инфузорий реагировать на воздействие раздражителей изменением поведения и связано это, по-видимому, с физико-химическим воздействием электрического тока.

Благоприятные условия для инфузории — это температура около 15-24 градусов тепла. При похолодании туфельки впадают в анабиоз и переходят в форму цисты. В этом состоянии они могут существовать годами. В обычных же условиях продолжительность их жизни около суток.
fe27de6d00bd4555f413530a9fff3bb56717fe3c9448f0bf93fdd1f8d3facfce Рис. 3. Сходство и отличие эвглены зеленой и хламидоманада

Сходство и отличия от эвглены зеленой

Эвглена зеленая — тоже одноклеточный микроорганизм, то есть единственная клетка, которая существует автономно.

Сходства

  • Оба микроорганизма — одноклеточные;
  • Живут в воде;
  • Являются эукариотами, то есть имеют оформленные ядра;
  • Поддерживают постоянную форму тела благодаря плотной клеточной стенке.

Отличия

  • У инфузории — два ядра, а у эвглены — только одно.
  • Туфелька размножается бесполым и половым путем, а эвглена — только делением.
  • Передвижение инфузории обеспечивают множество ресничек, а эвглена плавает с помощью жгутика.
  • Инфузория-туфелька бесцветная, а эвглена — зеленая из-за наличия специального пигмента — хлорофилла.
  • Питается инфузория органическими веществами путем фагоцитоза. Эвглена, помимо этого, может фотосинтезировать, то есть получать питание из углекислого газа и воды на свету с помощью хлорофилла.
  • У эвглены зеленой есть светочувствительный глазок, у инфузории такой орган отсутствует.

Место в пищевой цепочке

Инфузории-туфельки употребляют в пищу бактерии и водоросли, а сами являются кормом для мальков многих рыб и амфибий. С этой целью инфузорий даже нарочно размножают в рыбных хозяйствах и используют для кормления личинок аквариумных рыбок. То есть инфузория-туфелька образует звено в пищевой цепочке между одноклеточными и многоклеточными организмами.

Интересные факты

Инфузории-туфельки обладают способностью различать малейшие концентрации химических веществ в воде. С такой чувствительностью им легче находить колонии бактерий, то есть пищу. А в лаборатории эту суперспособность иногда используют для определения примесей в воде. Проводилась даже дегустация высушенной массы инфузорий. Оказалось, что на вкус они напоминают курицу или сухой творог. В белке инфузорий есть все необходимые аминокислоты. Его состав похож на казеин. Скопления инфузорий-туфелек можно увидеть невооруженным глазом, и это реально даже в домашних условиях. Достаточно положить маленький кусочек морковки в банку с водой и поставить ее в темное теплое место. Воду можно взять из природного водоема, но подойдет и водопроводная вода. Лучше всего брать воду с небольшим количеством ила из аквариума — там точно есть туфельки. Через пару дней в мути, которая окружает морковь, сначала можно будет при помощи микроскопа обнаружить инфузорий. А немного позже, когда уменьшится количество кислорода в воде, ближе к поверхности появятся скопления белых точек — это и есть скопления инфузорий. Инфузория-туфелька — удивительный представитель одноклеточных микроорганизмов. Она устроена примитивно и в то же время сложно. В природе инфузория-туфелька занимает свою экологическую нишу. Она стала отличной моделью для изучения всех  основных процессов жизнедеятельности. Кроме того, этих простейших используют в качестве корма для рыб и как маркер загрязнения жидкости. Как выглядит этот микроорганизм и особенности его жизнедеятельности вы можете посмотреть в видео.

Предыдущая


Источник: sprint-olympic.ru

Инфузории (ресничные) — наиболее сложноорганизованный, развитый тип простейших. Среди инфузорий можно встретить как свободноживущие (в морских и пресных водах),
прикрепленные формы, так и паразитические — балантидий. Представители свободноживущих форм: инфузория-туфелька, инфузория-трубач.

Инфузория-туфелька — вид инфузорий, который получил свое названия благодаря форме тела (клетки) в виде туфельки. Это связано с наличием у клетки плотной наружной
оболочки — пелликулы. Излюбленное место обитания — пресные водоемы со стоячей водой, ее легко можно обнаружить и в обычном аквариуме, взяв пробу воды на
микроскопию.

  • Органоиды движения
  • Органы движения у инфузории — реснички, которые покрывают тело полностью или частично. Совершая ими волнообразные движения, инфузория начинает вращаться и
    подобно винту вкручивается в толщу воду (штопорообразное
    движение).

  • Пищеварение
  • За счет наличия плотной пелликулы, у инфузории имеется достаточно сложноустроенная пищеварительная система — по сравнению с амебой, у которой нет плотной оболочки,
    а вещества могут захватываться и выделяться в любом участке поверхности клетки. У инфузории такого хаоса, как у амебы, нет — для всего отведено свое место.

    Ближе к переднему концу тела на поверхности инфузории имеется углубление — клеточный рот, также называемый цитостом (др.-греч. κύτος «вместилище» и στόμα — «рот»),
    служит местом поступления твердых пищевых частиц, бактерий.

    Сужаясь, клеточный рот переходит в клеточную глотку (цитофаринкс — от греч. kytos – вместилище, клетка и pharyngos – глотка). На дне глотки пищевые частицы
    попадают в пищеварительные вакуоли (фагосомы), в которых благодаря ферментам перевариваются. Расщепленные пищевые частицы поступают в цитоплазму и
    используются клеткой для своих нужд.

    Непереваренные остатки пищи удаляются с помощью экзоцитоза в специально отведенном месте, где прерывается пелликула — порошица (цитопиг).

    Питание инфузории-туфельки

  • Дыхание
  • Дыхательная система отсутствует, поэтому дыхание (поглощение кислорода и выделение углекислого газа) у инфузории-туфельки осуществляется диффузно всей
    поверхностью клетки. При низкой концентрации кислорода в воде, инфузория способна существовать за счет гликолиза (от греч. glykys-сладкий и lysis — разложение)
    — бескислородного расщепления глюкозы.

  • Выделение
  • Продукты азотистого обмена удаляются с помощью сократительных вакуолей. Этим же вакуолям принадлежит крайне важная функция: регуляция осмотического
    давления клетки — поддержание гомеостаза. В процессе работы сократительной вакуоли из клетки удаляется избыток воды, что препятствует разрыву клетки.

    Если бы не сократительные вакуоли, удаляющие избыток воды, клетка лопнула, как переполненный воздушный шарик.

    Работа сократительных вакуолей

  • Ядра инфузории
  • Эта тема заслуживает нашего особенного, пристального внимания. У инфузории-туфельки имеются два ядра: большое — вегетативное (макронуклеус), которое отвечает
    за процессы жизнедеятельности в клетке, и малое — генеративное (микронуклеус), основная функция которого заключается в процессе размножения клетки.

  • Размножение
  • Для инфузорий характерно бесполое размножение, путем поперечного деления надвое. Заметьте, именно — поперечного, а не продольного, которое присуще эвглене зеленой.
    Под действием неблагоприятных факторов у инфузорий запускается механизм конъюгации — полового процесса.

    Конъюгация не является в привычном смысле «половым размножением», так как в результате конъюгации не увеличивается число особей вида, а происходит только перекомбинирование генетического материала и обмен им между двумя инфузориями. В ходе конъюгации не образуются гаметы, и уже очевидно — не образуется зиготы.

    При конъюгации две инфузории соединяются в области клеточных ртов (цитостом), между ними возникает цитоплазматический мостик. Вегетативное ядро (полиплоидное) каждой клетки
    растворяется, а генеративное (2n) мейотически делится, в результате образуется 4 ядра (n), 3 из которых растворяются, а одно оставшееся (n) делится митотически на
    мужское (n) и женское (n) ядро.

    Женское ядро каждой инфузории остается на месте, а мужское (n) по цитоплазматическому мостику перемещается в клетку партнера, где сливается
    с женским (n) ядром клетки-партнера.

    В результате в каждой клетке сливается женское ядро (которое никуда не перемещалось) с мужским ядром
    клетки-партнера, переместившимся по цитоплазматическому мостику. При слиянии образуется синкарион.

    Конъюгация у инфузорий

    Это и есть половой процесс у инфузорий,
    в результате него происходит обмен генетической информацией между клетками.

    Балантидий — вид инфузорий, являющийся самым крупным из патогенных кишечных простейших. Возбудитель балантидиаза. Форма клеток яйцевидная, покрыты
    ресничками. Ядерный аппарат типичен для инфузорий, состоит из вегетативного и генеративного ядер.

    Паразитирует балантидий в толстой кишке, клинически заболевание протекает по типу
    колита (от греч. kolon — толстая кишка) — воспаления толстой кишки, и энтерита (от греч. enteron — кишка) — воспаления тонкой кишки.

    • Авторы
    • Научный руководитель
    • Файлы
    • Литература


    Потанин Я.Д.

    1


    1 г. Челябинск, МБОУ Лицей № 11, 8 класс

    Мелтонян Л.Л. (Челябинск, МБОУ Лицей № 11)

    1. Инфузория-туфелька // Биология: Животные: Учебник для 7–8 классов средней школы / Б. Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С. Мончадский и другие; Под редакцией М.А. Козлова. – 23-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – С.16 – 18.

    2. Полянский Ю.И. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (Protozoa) // Жизнь животных / под ред. Ю.И.Полянского, гл. ред. В.Е.Соколов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987. – Т.1. Простейшие. Кишечнополостные. Черви. – С.95 – 101. – 448с.

    Удивительный мир микроорганизмов увлекает меня уже не первый год. В прошлом году я проводил наблюдение над инфузорией-туфелькой, описывал ее жизнедеятельность, ее строение. Мое первое знакомство с этими простейшими произошло с инфузорией из школьного аквариума. В этом году я решил развести инфузорию-туфельку самостоятельно. Я посмотрел различные интернет-видео и предположил, что ничего сложного не будет. Так просто у аквариумистов получалось ее развести. Но я никак не ожидал, что все пойдет не по моему плану, и что я столкнусь с такими трудностями.

    На интернет-видео канале «YouTube» одно видео «Как развести инфузорию» просмотрено двадцать семь тысяч раз, другое двадцать шесть тысяч раз, третье двадцать две тысячи раз. Это и неудивительно: инфузория туфелька является стартовым кормом для мальков разных рыбок, а аквариумистов в России очень много. Хобби увлекательное, спокойное и бюджетное. Предполагаю, что и продажа инфузории туфельки может являться хорошим бизнес-проектом, не требующим практически никаких финансовых затрат. Но данный вопрос не является целью моей работы, отложим его на следующий год. Но актуальность проведения данного исследования очевидна: инфузория нужна и востребована людьми. Кроме аквариумистов есть еще лаборатории, которые исследуют на инфузориях туфельках различные реакции, механизмы поведения и т.д. Поэтому инфузория туфелька нужна еще и для научных целей. И для педагога, который стремится развести какую-либо микрокультуру и сделать это гарантированно, чтобы участники смогли видеть результат своей работы в скором времени, разведение инфузории – как раз соответствует этим целям. Исходя из вышеизложенного актуальность проведения моего исследования считаю доказанной.

    Итак, цель данного исследование: разведение инфузории туфельки в домашних условиях, и изучение ее реакции на агрессивную и благоприятную окружающую среду.

    Задачи первой части:

    1. Взять околодонную воду из стоячего водоема предположительно с культурой «инфузория-туфелька».

    2. Развести эту воду с отстоенной водой из-под крана.

    3. Поместить разные виды материала для разведения бактерий в разные банки.

    4. Поместить банки в темное место на несколько дней.

    5. При помощи микроскопа определить наличие инфузории-туфельки в разных банка, сравнить интенсивность размножения количественным путем.

    6. Описать увиденное.

    Задачи второй части:

    1. Провести эксперименты над инфузорией туфелькой для определения реакции на различные факторы внешней среды с использованием: соли, сахара, соды пищевой, крови человеческой, изменения температурного режима, проведения слабого электрического тока, йода.

    2. Описать результаты эксперимента и сделать выводы.

    Методами данного исследования являются: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.

    Исследование проводилось с 04 октября 2016 г. по 05 декабря 2016 г.

    Объектом исследования является инфузория туфелька – одноклеточное животное длиной около 0,5 мм, имеет форму тела, напоминающую туфельку.

    Подготовка к проведению исследования

    Для проведения данного исследования мне необходимо следующее оборудование:

    1. Емкости для разведения

    2. Материал для разведения бактерий (сухая кожура банана, морковь, яблоко, картофель, сено)

    3. Фонарик для подсвечивания воды в банках

    4. Лупа

    5. Микроскоп

    6. Компьютер для фотографирования через микроскоп

    Характеристика микроскопа

    Я очень люблю фотографировать. Особенно мне нравится фотографировать микроскопические детали. Поэтому, выбирая между микроскопом с большим увеличением, но без возможности фотографирования, я отдал предпочтение микроскопу с 200-кратным увеличением, который подключается к компьютеру и на котором можно делать снимки эксперимента. Электронный USB микроскоп Supereyes B005 – 200x.

    Забор воды осуществлялся дважды: 4 октября 2016 г. Челябинск. Шершневское лесничество. Студенческий карьер. И 17 октября 2016 г. Челябинск. Шершневское лесничество. Студенческий карьер. Вода берется придонная, т.е. ближе ко дну – именно там обитает инфузория туфелька в естественных условиях.

    Подготовка раствора для разведения инфузории туфельки. Воду, набранную в водоеме, смешаем с водой из-под крана, которая отстоялась два дня. Затем кладем разные виды материала для разложения и быстрого выведения бактерий, которые являются основной пищей инфузории туфельки. Таким образом, мы готовим ей благоприятные условия обитания. Мы использовали свежую корку банана, сухую корку банана, сырую морковь, яблоко, сено, молоко и картофель. Ниже вы можете увидеть сводную таблицу результатов этого опыта.

    Условия для размножения

    Процесс

    Результат

    Банка со свежей коркой банана

    Вода очень быстро закисла и покрылась пленкой

    Инфузории погибли от недостатка кислорода

    Банка с сухой корочкой банана

    Вода потемнела

    Инфузория размножалась хорошо

    Банка с морковью

    Вода помутнела

    Инфузория размножалась хорошо

    Банка с яблоком

    Вода закисла. Яблоко покрылось плесенью

    Инфузория погибла

    Банка с сеном

    Вода пожелтела

    Инфузория размножалась хорошо

    Вода с молоком

    Вода помутнела

    Инфузория размножалась хорошо

    Вода с картофелем

    Вода помутнела

    Инфузория размножалась активно

    Первые ошибки

    Сначала я решил развести инфузорию-туфельку в пластмассовых банках из-под маринованной капусты. Я никак не учел, что инфузории туфельки обладают очень тонким химическим чувством. Они различают в воде тысячные доли процента растворенных солей и кислот и миллионные доли процента содержащихся ядовитых веществ и тяжелых металлов. Поэтому в лабораториях нередко используют инфузорий для обнаружения в воде тех или иных примесей. Им мои банки из-под капусты явно не понравились.

    Справедливости ради отметим, что инфузории в пластмассовых банках все же вывести можно. Но длительность жизни таких инфузорий будет значительно меньше, чем в стеклянных банках из-за быстрого испарения воды из банок с большим горлом. Всего 5-6 дней. Колонии, которые жили в стеклянных двухлитровых банках, оставались активными все время проведения эксперимента – 2 недели.

    Кроме этого, я заглядывал в пластмассовые банки каждый день и поэтому не убирал их далеко, они так и стояли у меня на солнце на подоконнике. Это было второй ошибкой, т.к. размножение бактерий происходит в затемненном месте.

    В одну из банок и положил не сушеный банан, а свежий. Вода в банке очень быстро потемнела и закисла. Тоже самое произошло с водой, где было яблоко.

    Итак, раствор подготовлен. Теперь его необходимо убрать в темное и теплое место дней на 10-14.

    Появление первой инфузории туфельки

    Инфузория туфелька очень хорошо видна через лупу при подсветке фонариком даже в обычной банке.

    Несмотря на то, что инфузория туфелька описана уже миллионы раз, мне очень хотелось ее рассмотреть под микроскопом. Но мой электронный микроскоп, увы, не позволяет сделать этого, хотя я и старался использовать разные цветовые подсветки.

    Зато я ее с удовольствием понаблюдал на обычном микроскопе с 100-кратным увеличением.

    1. Встреча с циклопом

    Наблюдая в очередной раз за состоянием развития инфузорий, я заметил, что в банке передвигается резкими толчками небольшое существо размером в 1,5-2 мм. Я попытался его сфотографировать и идентифицировать. На фотографиях, которые я сделал обычным фотоаппаратом, видно, как он передвигается – светящаяся точка. Я отметил передвигающегося циклопа в красный кружок.

    После долгих часов идентификации через интернет-ресурсы, оказалось, что это был циклоп. Вот как описывает циклопа книга «Жизнь животных»: «Передвигаясь ритмическими скачками, циклоп может хорошо держаться на одном уровне, поднимаясь вверх и опускаясь вниз под углами различной крутизны. Циклоп может плавать с одинаковой легкостью, перевернувшись на спину. Циклоп хорошо описывает дуги, делает мертвые петли, однократные, и множественные, прямые и обратные, Циклоп может делать поворот под углом 90°, вращаться вокруг оси не только со снижением, напоминающим витки самолета в штопоре, но и с поднятием вверх. Характер фигур, выполняемых циклопом, очень сходен с фигурами высшего пилотажа. Обладание фигурами высшего пилотажа, необходимыми для самолетов- истребителей, несомненно облегчает циклопу – активному хищнику – возможность обеспечить себе существование охотой за водными обитателями, служащими ему пищей» (Том 2, М., Просвещение, 1968).

    Поначалу я думал, что это дафния, она тоже передвигается резкими толчками, но потом, сравнив их, я понял, что дафния больше циклопа и ее сложно встретить в наших водоемах при низких температурах, а циклопы там обитают круглый год.

    2. Неожиданная атака нематод

    Через три дня после последнего осмотра, я в ожидании встречи с огромным количеством инфузорий туфелек, заглянул в свою банку. И, о ужас, вместо взвеси инфузорий, я увидел там огромное количество маленьких, 1-2 мм, белых червячков, которые передвигались, извиваясь. Их было очень много, они буквально заполонили все. Я начал поиски информации о них. Это потребовало несколько дней, потому как разного вида червей в аквариумах огромное множество. Фотографии не всегда дают точную картину, т.к. сложно определить их реальный размер. После трех дней упорного поиска, я определил моих незванных гостей. Это была нематода.

    Нематоды – это мелкие (длиной 1-2 мм) червячки (Nemathelminthes), которые двигаются, изгибаясь всем телом. Форма тела у нематод обычно веретеновидная, в поперечном сечении круглая. Передний конец тела более сужен, чем задний. Все нематоды передвигаются, изгибаясь в спинно-брюшной плоскости. Нематода активно размножается в воде с большим количеством бактерий. А с учетом того, что я не жалея кормил моих инфузорий, корма в банке было предостаточно. И несмотря на то, что инфузории- туфельки не являются основной пищей нематоды, я думаю, что моих инфузорий она все же съела. Через неделю банка опустела – закончился корм, нематода погибла.

    3. Разведение инфузории туфельки на аквариумной воде

    Не желая больше рисковать с водой из пруда, я попросил из школьного аквариума 100 мл придонной воды. Уже через три дня на картошке у меня появилась великолепная взвесь инфузории-туфельки. Ура! Первая часть эксперимента подошла к концу.

    Изучение реакции инфузории туфельки на благоприятную и агрессивную среду

    Итак, для проведения этой части нашего исследования мы должны будем определить реакции инфузории туфельки на различные факторы внешней среды с использованием: соли, сахара, соды пищевой, крови человеческой, изменения температурного режима, проведения слабого электрического тока, йода.

    1. Реакция инфузории туфельки на соль

    Я взял уже обычный микроскоп с увеличением в 100 раз. Вообще, инфузорию легко можно увидеть уже и при 80-кратном увеличении, а большое скопление инфузорий мы наблюдали и в лупу с 9-кратным увеличением (см. фотографии выше). Но т.к. мы проводим эксперимент, и нам важны все детали, я установил на микроскопе 100-кратное увеличение. Этот микроскоп уже не фотографирует. Поэтому, фотографии, демонстрирующие мои опыты, отражают только процесс проведения опыта.

    Наносим раствор с инфузориями на предметное стекло микроскопа Рядом наносим каплю с чистой водой Иголкой между каплями делаем узкую проточину, т.н. «коридор» В каплю с инфузорией туфелькой кладем кристалл поваренной соли. Инфузории, избегая растворенных солей соли, устремляются в чистую каплю.

    Вывод: соль является неблагоприятным условием обитания для инфузории туфельки.

    2. Реакция инфузории туфельки на сахар

    Когда я готовился к этой части эксперимента, я задумался: а что такое сахар на нашем столе? Что мы называем сахаром? Как раз в это время у нас в городе проходил Фестиваль Акутального Научного Кино, и одним из фильмов для показа был фильм «Сахар» Дэймона Гамо, снятый в Австралии/Англии в 2014 г. Я посмотрел его и узнал, что то, что мы называем сахаром, на самом деле является вещество «сахарозой» и не имеет отношения к природным сахарам: глюкозе и фруктозе.

    Сейчас мы проверяем реакцию на химическое раздражение (хемотаксис). Наносим раствор с инфузориями на предметное стекло микроскопа. Рядом наносим каплю с чистой водой. Иголкой между каплями делаем узкую проточину, т.н. «коридор» В каплю с инфузорией туфелькой кладем кристалл сахара пищевого. Инфузории, индифферентно относятся к растворенным солям сахара.

    Вывод: сахар является нейтральным условием обитания для инфузории туфельки.

    3. Реакция инфузории туфельки на изменение температурного режима

    Характерная особенность инфузорий – относительно быстрая изменчивость, которая позволяет им адаптироваться к самым разным условиям. Инфузории живут и в тундровых озерах, и в тропиках, и даже в горячих источниках с температурой до 50°С. Инфузориям так же, как и многим простейшим, свойственна реакция на тепловые раздражения (термотаксис). Более высокие температуры для большинства простейших оказываются вредными. При 35° Цельсия наступает «тепловое оцепенение» – паралич и смерть. Таким образом, для большинства простейших существует определенный температурный Optimum – температура для них наиболее благоприятная. Для ресничных инфузорий эта температура равна 24 – 28° Цельсия. Нагревая предметное стекло с одной какой-нибудь стороны так, что на нем образуется поочередно целый ряд различных температур, можно видеть, как животные группируются в одной определенной области температурного optimum’а. Опыт сложен тем, что в микроскопе невозможно увидеть всю полоску воды и приходилось передвигать предметное стекло.

    Наносим раствор с инфузориями на предметное стекло микроскопа, вытягивая каплю от одного конца предметного стекла к другому. Подносим свечу к одному концу предметного стекла на такое расстояние, при котором температура будет 35 градусов по Цельсию. Ее измеряем при помощи термометра.

    При рассмотрении в микроскоп, мы наблюдаем миграцию инфузории туфельки от самого теплого места в другой конец предметного стекла.

    Вывод: температура в 35 градусов по Цельсию для инфузории туфельки является неблагоприятной.

    4. Реакция инфузории туфельки на кровь

    Я беру раствор с инфузориями при помощи шприца, объем которого 2 мл. Когда я снимал иглу, я поцарапался и решил этим воспользоваться. Наносим раствор с инфузориями на предметное стекло микроскопа. Рядом наносим каплю с чистой водой. Иголкой между каплями делаем узкую проточину, т.н. «коридор». В каплю с инфузорией туфелькой иголкой от шприца вносим капельку крови. Инфузории индифферентно относятся к капле крови.

    Вывод: кровь является нейтральным условием обитания для инфузории туфельки.

    5. Реакция инфузории туфельки на пищевую соду

    Наносим раствор с инфузориями на предметное стекло микроскопа. В каплю с инфузорией туфелькой кладем кристалл соду пищевую (натрий двууглекислый, гидрокарбонат натрия). Инфузории, избегая растворенных солей соли, устремляются от объекта раздражения.

    Вывод: сода пищевая является неблагоприятным условием обитания для инфузории туфельки.

    6. Реакция инфузории туфельки на электрический ток

    В виду того, что электрическому току свойственно также и химическое действие, можно склоняться к мысли, что удастся свести действие электрического тока к процессам собственно-химического характера. Едва ли можно полагать, чтобы инфузория туфелька от природы была приспособлена к восприятию электрических токов: в обычной своей жизни они не входят в соприкосновение с этими агентами, – в болотах, прудах или реках никаких, достойных упоминания электрических процессов не происходит. Тем не менее, она обнаруживает совершенно отчетливую реакцию на электрический ток. Инфузория туфелька удаляется от положительного (кислотного) полюса и сосредоточивается у отрицательного (щелочного) полюса.

    Опыт сложен тем, что в микроскопе невозможно увидеть всю полоску воды и приходилось передвигать предметное стекло.

    Наносим раствор с инфузориями на предметное стекло микроскопа, вытягивая каплю от одного конца предметного стекла к другому.

    Подносим изготовленную из батареек электроконструкцию. Замыкаем провода, пропуская разряд тока небольшой силы, примерно 9 Вольт При рассмотрении в микроскоп, мы наблюдаем миграцию инфузории туфельки от места электрического разряда.

    Вывод: электрический разряд тока 9 вольт для инфузории туфельки является неблагоприятным условием обитания.

    7. Реакция инфузории туфельки на йод

    Мы используем именно кристаллы йода, а не его спиртовой раствор. йод имеет следующую внешнюю характеристику: серовато-черные с металлическим блеском пластинки или кристаллы с характерным запахом; летуч, при нагревании возгорается. Мало растворим в воде, растворим в спирте и в водных растворах йодидов.

    Наносим раствор с инфузориями на предметное стекло микроскопа. В каплю с инфузорией туфелькой кладем кристалл йода медицинского. Инфузории, избегая растворенного в воде йода устремляются от объекта раздражения и погибают.

    Вывод: йод является средой, несовместимой для жизнедеятельности инфузории туфельки.

    Об этом эксперименте я рассказал другу нашей семьи, он служил в 80-ых годах в Германии. И он рассказал мне, что им, солдатам, выдавали пузырек с йодом. И, когда не привозили питьевую воду, они пили воду из ближайших водоемов, предварительно капнув каплю йода на один стакан воды. Таким образом, они обеззараживали ее от всяких микроорганизмов, в т.ч. от инфузории туфельки.

    8. Реакция инфузории туфельки на свет

    Свет в жизни инфузории туфельки не играет такой жизненно-важной роли как у простейших, в строении которых находятся хромотафоры (зеленые ядра). Поэтому ее реакция на свет вполне предсказуема. Наносим раствор с инфузорями на предметное стекло микроскопа. Рядом наносим каплю с чистой водой. Иголкой между каплями делаем узкую проточину, т.н. «коридор». На каплю с инфузорией туфелькой направляем яркий пучок свет. В моем случае это был просто свет от фонарика. Инфузории, индифферентно относятся к свету и продолжают свою деятельность.

    Вывод: свет является нейтральным условием обитания для инфузории туфельки.

    Приложения

    potanin1.tiff

    potanin2.tiff

    potanin3.tiff

    potanin4.tiff

    potanin5.tiff

    potanin6.tiff

    potanin7.tiff

    potanin8.tiff

    Заключение

    Выводы по первой части исследования:

    1. Нами была выведена инфузория туфелька на следующих материалах: картофель, сухая корка банана, настой воды на сене, морковь, молоко. Эти инфузории успешно размножались. На свежем яблоке и свежем банане размножение было менее интенсивным и вскоре прекратилось вовсе.

    2. При разведении инфузорий лучше хранить раствор в затемненном теплом месте.

    3. Для разведения лучше использовать стеклянную, а не пластмассовую тару без резких запахов и посторонних веществ.

    Выводы по второй части исследования

    Мы выяснили, какие условия благоприятны, нейтральны, неблагоприятны и несовместимы с существованием для инфузории туфельки. Благоприятными условиями мы назовем условия чистой воды и температуры 24-27 градусов по Цельсию с большим количество бактерий, которыми питаются инфузории. Нейтральными оказались условия наличия в воде сахара, крови и света. Эти обстоятельства никак не повлияли на их жизнедеятельность. Неблагоприятными условиями оказались наличие соли, пищевой соды, электрического тока. Условиями несовместимыми для существования оказались кристаллы йода.

    Мое исследование продолжалось полтора месяца, и, думаю, продолжится еще. Инфузории были одним из любимых объектов биологов еще лет сто назад, но и сейчас они остаются в центре внимания.

    Характерная особенность инфузорий – относительно быстрая изменчивость, которая позволяет им адаптироваться к самым разным условиям. Инфузории живут и в тундровых озерах, и в тропиках, и даже в горячих источниках с температурой до 50°С! Удивительно, но они приспосабливаются и к разному минеральному и органическому составу среды, а также к присутствию растворенных газов. Эту высокую адаптивную способность обеспечивает колоссальное количество генов, большинство которых в повседневной жизни инфузориям не нужны, но включаются, когда условия меняются. Совсем недавно расшифровали геном инфузорий из рода Tetrahymena, состоящий из двадцати семи тысяч генов. Кстати, геном человека содержит примерно столько же генов – двадцать пять тысяч!

    По мере того как простейшие адаптируются к условиям среды, перестраиваются все их жизненные функции, изменяются скорость движения, темп размножения и способность поглощать пищу, а также форма и размеры тела. Но если среда не меняется, то свойства инфузорий остаются стабильными, это и позволяет использовать их как тесты. И я думаю, еще не один раз многие ученые мира будут обращаться к этим простейшим за помощью.


    Библиографическая ссылка

    Потанин Я.Д. ЗАВЕДИ СЕБЕ «ТУФЕЛЬКУ» // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-5.
    ;

    URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=734 (дата обращения: 05.01.2022).


    banner062021

    Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Рассказ про интернет на английском языке
  • Рассказ про индию на английском языке с переводом
  • Рассказ про имя алексей
  • Рассказ про индейцев для 4 класса
  • Рассказ про имя существительное 5 класс