Рассказ про имя существительное 5 класс

Русский язык - сборник диктантов и творческих работ 1 2 классы - в. п. канакина г. с. щголева 2014

Русский язык — Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы — В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

Орфографические минутки

Варианты заданий: 1) обозначить ударение; 2) подчеркнуть проверяемые (непроверяемые) орфограммы; 3) указать число имён существительных; 4) подчеркнуть одушевлённые (неодушевлённые) имена существительные.

Свеча, кувшин, сказка, капуста, голубь, ружьё, врачи, уж;

сорока, встреча, стена, улыбка, пальто, бровь, воробьи;

доска, заяц, чаща, стрижи, дрозд, платье, земля, ягодки, ёрш;

медведь, змея, карандаш, цветы, травка, ученик, дуб, вьюга;

мальчик, блузка, этажи, кольцо, семья, завод, строчка, загадка;

девочка, чижи, чайка, щука, класс, шарф, друзья, берёзка;

зверёк, книжка, град, ошибка, чаща, братья, птенчик;

морковь, малина, росинка, собака, краб, чудо, воробьи, снег;

лягушка, обезьяна, иней, дорожка, яблоня, счастье.

Ответ

Комментированные (выборочные) диктанты1

1 Предложения могут быть использованы в качестве и комментированных, и выборочных диктантов.

1. Указать в предложениях (или выписать из предложений) имена существительные.

1) Грозно волны о берег бились. 2) Улыбнулись сонные берёзки. 3) Ветер по морю гуляет. 4) Проворонила ворона воронёнка. 5) Смелость города берёт, б) Весело зачирикали воробьи. 7) Декабрь — первый месяц зимы. 8) Трещит как сорока. 9) Земляника — вкусная ягода. 10) Хороший снежок урожай сбережёт. 11) Молоток лежал на столе. 12) Серый чиж сидел на ветке. 13) Дорога шла через поле. 14) Мальчики играли в футбол. 15) В саду цвели астры. 16) Кот Барсик спал на ковре.

Ответ

2. Указать (или выписать) собственные имена существительные.

Учитель Пётр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Пётр Щукин;

город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

Ответ

3. Указать нарицательные имена существительные и подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

1) Россия — моя родина. 2) Город Москва стоит на реке Москве. 3) Корней Чуковский писал сказки для детей. 4) Петя Рыбаков был в гостях у рыбаков. 5) Гена Ростов поехал в город Ростов, б) Иванова Поля пришла с поля. 7) Витя Васильков собрал букет васильков. 8) Женя Морозов не боялся морозов. 9) Олег Иванов и Илья Петров — дежурные. 10) Доктор Айболит лечил зверей. 11) Собаки Стрелка и Белка побывали в космосе. 12) Таня получила письмо из Курска. 13) Река Волга широка и глубока. 14) Дядя Егор спешил на завод. 15) Во дворе жили петух Костя, собака Жучка, коза Милка.

Ответ

Творческий диктант

1. Записать имена существительные в единственном (во множественном) числе. Обозначить ударение.

Арбузы, камыши, стрижи, сапоги, тетради, зайцы, звёзды, свечи; воробей, торт, бант, этаж, карандаш, друг, брат, дерево.

Ответ

2. Подобрать к любому имени существительному имя существительное собственное.

Река …, город …, страна …, село …, улица …, деревня …, посёлок …, девочка …;

имя …, отчество …, фамилия …, собака …, корова …, конь …, телёнок …, кошка …, коза …, попугай … .

Ответ

3. Образовать и записать от полных имён неполные (разговорные) имена.

Александр — Саша, Елена, Екатерина, Борис, Василий, Дмитрий, Константин, Лев, Сергей, Евгения, Зинаида, Лидия.

Ответ

4. Образовать и записать от неполных (разговорных) имён полные имена.

Аня — Анна, Таня, Наташа, Люба, Даша.

Ответ

5. Образовать и записать от каждого слова имя существительное, обозначающее фамилию.

Рыбак — Рыбаков, петух, сахар, чайка, кузнец, васильки, заяц.

Ответ

Задания, на распознавание имён существительных и их признаков

1. Указать ряд, в котором все слова являются именами существительными.

□ зелень, зелёный, зеленеть □ работа, работать

□ совесть, стыд    □ бег, бежать, бегство

□ мороз, иней, солнце   □ красивый, красота

Ответ

2. Указать ряд, в котором все имена существительные одушевлённые.

□ обезьяна, обезьянник, лягушка

□ сорока, заяц, лиса, охотник

□ ученик, учительская, дежурный

□ петух, ребята, фамилия

Ответ

3. Указать ряд, в котором все имена существительные употребляются только в форме единственного числа.

□ мёд, сахар, творог   □ деревня, ветер, имя

□ яблоко, молоко, облако □ пальто, метро, кофе

Ответ

Занимательные задания

1. Назвать имена существительные из сказок «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди» и др.

Ответ

2. Что могут обозначать имена существительные ключ, коса, нос, звезда, лук?

Ответ

3. Кто больше? Подобрать как можно больше: 1) имён существительных одушевлённых — например, имена людей, клички животных; 2) имён существительных неодушевлённых — названия, например, растений, одежды и др.

Ответ

Письмо по памяти

Скороговорки.

1) Дал Макар Роману карамельки,

А Роман Макару — карандаш.

2) Клим из Клина ехал в Крым.

Ким из Крыма ехал в Клин.

3) Лёля и Лиля Леденцы делили.

Ответ

Контрольное списывание

Москва

Самолёт поднялся в воздух. У Димы захватило дух. Под нами лежал огромный город — площади и улицы, дома и парки. Это была Москва. Велика Москва и красива. Самолёт летел над Москвой-рекой. Москва — главный город страны. (35 слов)

(По С. Баруздину)

Волга

Светлая вода из родника течёт ручейком. Так берёт начало великая река Волга. Через всю страну она несёт свои воды. На берегу Волги стоит много городов. Стоят на волжском берегу Самара, Кострома, Ярославль. (33 слова)

Дядя Кузя и солнышко

По утрам дядя Кузя подметает наш сквер. В тенистых аллеях никого нет. Хозяин здесь дядя Кузя. А в голубом небе блестит солнышко. Оно просовывает свои золотые прутики сквозь зелёные листья и помогает подметать дяде Кузе. Так и работают — дядя Кузя и солнышко. (46 слов)

(А. Глебов)

Ответ

Проверочные диктанты

Речку назвали Лось. За речкой деревня Дубки. Там на улице Мира живут Игорь и Люба Орловы. У Игоря есть собака Жучка. У Любы — кошка Снежинка. Ребята любят животных. (28 слов)

Друзья

Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алёша бросил палку за куст. Бим несёт мальчику палку. (35 слов)

Слова для справок: принёс, щенок, бросил.

Каток

Зима. Был тёплый день. Ребята вышли во двор. На катке снег. Олег взял лопату. У Никиты в руках метла. Мальчики стали чистить каток. Дядя Степан принёс шланг. Он залил лёд водой. Скоро мальчики скользили по льду на коньках. (39 слов)

Слова для справок: принёс, скользили.

Рыбалка

Вот река Окуньки. Утро. Дует тёплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алёша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алёша вытащил щуку. Отец похвалил ребят. (41 слово)

Родной край

Как хорошо в родном краю! Мы живём в селе Дубки. Село стоит на берегу реки. В реке много окуней и щук. В воде цветут жёлтые кувшинки. Кругом леса и поля. В полях растут хлеба. В садах зреют чудные плоды яблонь и груш. (44 слова)

Слова для справок: много, кувшинки, растут.

Помощники

Мы живём в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился телёнок Дружок. У Дружка гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу тёплое молочко. Коля принёс для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу у реки. (50 слов)

Слова для справок: помощники, у Зорьки, телёнок.

Ответ

Задания творческого характера

1. Определить, сколько предложений в тексте. Написать, обозначая начало и конец предложений. Подобрать название к тексту.

Стало теплее пришли летние тучи грянул первый гром полил тёплый дождь Петя поставил в пруду сети солнце село началась ночь Петя утром вынул сеть в ней были караси.

(По К. Паустовскому)

Ответ

2. Составить предложения, начиная с выделенных слов.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль; кукушка, бору, куковала, в;

пролетела, цветами, над, бабочка, пёстрыми;

парил, в, высоко, воздухе, коршун.

Ответ

3. Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Дать название рассказу. Вместо чёрточки вписать имя и отчество доктора.

Она подавилась косточкой.

Девочка Валя ела рыбу.

Приехал доктор …

У Вали из глаз текли слёзы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

(По Б. Житкову)

Ответ

4. Составить ответы на вопросы.

Кто учит детей в школе?

Как зовут твою учительницу?

Кто первым полетел в космос?

Кто твой лучший друг?

Как зовут героя твоей любимой книги?

Ответ

5. Написать изложение текста по вопросам и опорным словам. Дать название тексту.

Я и собака Шарик были в лесу. Вот собака бросилась к кустам. Она стала раскапывать кучу листьев. В сухих листочках копошились три маленьких ёжика. Ежиха стала защищать своих детей. Она громко пищала и пыталась укусить собаку. Я отозвал Шарика. Мы ушли. Ежиха успокоилась. (43 слова)

Вопросы:

1. Где это было?

2. Что стала делать собака? (Бросилась, раскапывать.)

3. Кто копошился в сухих листьях? (Защищать.)

4. Когда ежиха успокоилась? (Отозвал.)

Ответ

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Имя существительное как часть речи

Имя существительное — самая главная часть речи. Если убрать его из любого текста или разговора, то получится бессмыслица.

Знакомясь с ним в школьные годы, я узнала, что к нему можно задать вопросы: «Кто? Что?»

Его можно изменять по падежам. Каждое слово относится к определённому роду. Подразделяется на группы: средний, мужской и женский род.

Можно сказать, что оно указывает существующие объекты. Бывают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Существуют предметы и объекты, произносимые только во множественном или единственном числе.

Важно, правильно ставить вопрос к этой части речи, чтобы правильно согласовать с именем прилагательным.

Есть имена существительные, начинающиеся только с заглавной буквы — название городов, рек, стран, морей, имён, фамилий, отчеств, кличек животных.

Одно слово в русском языке может иметь несколько значений. Чтобы понять, что оно означает, надо прочитать всё предложение. Например, магазин — место, где продают различный товар и часть автомата. Написанное на здании название сразу указывает на то, что здесь производят или продают.

Имя существительное может характеризовать форму предмета: круг, овал, прямоугольник.

Имена существительные содержат: приставку, корень, суффикс, окончание.

Существительное дружит с прилагательным, описывающим качество предмета. Если поставить рядом с глаголом, то можно узнать, что оно умеет делать.

В разных конструкциях предложений оно выступает по-разному. Например, моя сестра — повар. Здесь слово повар — сказуемое.

Ребята пошли в лес. Куда пошли ребята? Ответ: в лес. Лес — обстоятельство.

Существительное может быть сладким — сахар, кислым — лимон и солёным — соль. Оно может делиться на группы: первое, второе и третье склонение.

Я люблю играть в игру «Назови слово на указанную букву». В ней используются слова, относящиеся к имени существительному. Таким образом развивается мой словарный запас и тренируется память. Мне нравится играть с ребятами в «Города» и смотреть игру «Поле чудес».

Я люблю русский язык.

Его богатство и разнообразие слов и использую, только культурные имена существительные. Стараюсь правильно говорить и быть вежливым человеком. Используя существительные: пожалуйста, спасибо.

2 вариант

Имя существительное – одна из старейших и значительных частей речи. От неё образованы многие прилагательные и наречия, предлоги и другие части речи. Значение у данного имени – предмет. Однако, некоторые имена существительные могут обозначать действие как предмет или признак как предмет – синева, желтизна, сгущёнка.

Таким образом, имена существительные, будут отвечать на вопросы кто? или что? В связи с этим будем различать одушевлённость и неодушевлённость данной части речи. Подобной категории нет у других частей речи. Например, гроза, радуга, кукла – неодушевлённые имена существительные, щенок, отец, красавец – будут одушевлёнными. Существительные имеют категорию рода: мужской (пень, юноша, шалаш), женский (засада, пятёрка, мать), средний (пенсне, озеро, предложение). Данное понятие можно определить так: он мой, она моя, оно моё. Род у слов не изменяется. Другой категорией является склонение. Оно постоянно, зависит от рода и окончания. Так, погода, семья, свёкла, армия, староста – первого склонения, потому что в него входят существительные как мужского, так и женского рода. Зеркало, одеяло, топор, шалаш – отнесём ко второму склонению. Все имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак, будут третьего склонения: площадь, боль, печь. Также у существительных есть категория падежа, которая определяется с помощью вопроса. Именительный падеж (кто? что?) коса, обруч, дочь, в родительном (кого? чего?) они будут звучать так – косы, обруча, лени. Дательный падеж (кому? чему?) косе, обручу, дочери, винительный – (кого? что?) косу, обруч, дочь, творительный – (кем? чем?) косой, обручем, дочерью, предложный – (о ком? о чём?) о косе, об обруче, о дочери. Число может быть единственным и множественным (песня – песни), но некоторые слова имеют только одно число: молодёжь, рагу – единственное, грабли, сливки – множественное.

Главная синтаксическая функция данной части речи — подлежащее, кроме того существительные могут быть разными членами предложения: сказуемым, определением, обстоятельством и редко определением. Рассмотрим данное утверждение на примерах. Сооружение было воздвигнуто на месте старого здания и быстро вписалось в окружающий ландшафт. (Что?) сооружение – подлежащее, (где?) на месте – обстоятельство, (на месте чего?) здания, (во что?) в ландшафт- дополнения. Каспийское море – крупнейший пресноводный водоём России, расположенный на юго-востоке страны. Здесь сказуемым будет слово – водоём, а в состав причастного оборота входят существительные: юго-востоке, страны, которые будут определениями.

Также читают:

Картинка к сочинению Имя существительное как часть речи

Имя существительное как часть речи

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова

    Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.

  • Самсон Вырин — характеристика в цитатах (из текста)

    Вырин был вдовцом, работал станционным смотрителем и являлся, по словам Александра Сергеевича, «сущим мучеником четырнадцатого класса», потому что путники постоянно бранили его за то

  • Сочинение Тарас Бульба — патриот русской земли 7 класс

    Тарас Бульба одно из известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В рассказе мы узнаем о борьбе украинского народа за свое освобождение.

  • Сочинение Я горжусь своей Родиной Россией 4, 8 класс

    Каждый из нас всем сердцем любит и уважает свою страну. То, где мы родились, где растем и развиваемся любим всем сердцем. Я рад, что я родился/-лась в прекрасной стране – России.

  • Сочинение про Спорт

    Каждый человек желает иметь крепкое здоровье и прекрасную фигуру. Для некоторых людей эти аспекты являются решающими на всем жизненном пути.

Имя существительное (Noun) — самостоятельная часть речи, которая называет предметы, людей, явления природы и отвечает на вопросы Who? What? («Кто?», «Что?»).

Имя существительное в английском языке

В английском языке имена существительные имеют грамматическую категорию числа, падежа и рода. По способу образования и значению они разделяются на несколько видов.

Имя существительное

Имя существительное.

Существительные нарицательные и собственные

По значению существительные делятся на две категории.

Нарицательные (Common Nouns) — это существительные, которые определяют целую группу объектов в с общими признаками. Они пишутся с маленькой буквы.

A bookкнига,
A starзвезда,
A friendдруг.

Собственные (Proper Nouns) — это существительные, указывающие на единичные уникальные названия предметов, понятий или событий. Они всегда пишутся с большой буквы.

A BerlinБерлин,
The 5th Avenue5-ая Авеню (улица).

Имена собственные условно разделяются на группы:

  1. Личные имена, прозвища, клички животных:

    Bill SmithБилл Смит,
    Iron ArnyЖелезный Арни (прозвище),
    Bimbo the dogсобака Бимбо (кличка собаки).

  2. Географические названия (города, моря, части континента):

    EuropeЕвропа,
    MoscowМосква,
    The Black SeaЧерное море.

  3. Языки и национальности:

    Englishmanангличанин,
    The Greeksгреки,
    Spanishиспанский язык.

  4. Названия небесных тел:

    The Uranusпланета Уран,
    The Great BearБольшая медведица (созвездие),
    ScalesВесы (созвездие).

  5. Названия улиц, музеев, площадей, правительственных учреждений. В английском языке такие слова не заключаются в кавычки:

    London BridgeЛондонский мост,
    English GardenАнглийский сад,
    The Louvre Museumмузей «Лувр».

  6. Название дней недели и месяцев:

    Sundayвоскресенье,
    Wednesdayсреда,
    Januaryянварь.

  7. Названия газет, компаний, журналов:

    Cosmopolitan«Космополитен» (журнал),
    McDonald’sМакдональдс,
    World Wildlife FundВсемирный фонд дикой природы.

  8. Названия праздников:

    Mother’s DayДень матери,
    St. Andrew’s DayДень Св. Андрея,
    Boxing DayДень подарков.

Также существительные можно разделить на одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные существительные (Animate Nouns) — это люди, животные, птицы:

a babyмалыш,
a duckутка.

Неодушевленные существительные (Inanimate Nouns) — это материалы или предметы:

a sofaдиван,
a bathванна.

Исчисляемые и неисчисляемые существительные

По числу существительные разделяются на две категории.

В зависимости от принадлежности существительного к категории, меняются его грамматические показатели: выбор числа существительного, его согласование с артиклем и глаголом.

Исчисляемые существительные (Countable Nouns)

Исчисляемые существительные могут быть посчитанными. Они имеют форму множественного числа.

a boy — boys
мальчик — мальчики.

Основная часть исчисляемых существительных образуется с помощью окончания —s:

a pupil — seven pupils
ученик — шесть учеников.

Если слово оканчивается на -f/-fe, оно меняется на —ves:

a leaf — leaves
лист — листья.

У существительных с окончанием на -о множественное число образуется с помощью суффикса —es:

a hero — heroes
герой — герои.

Слово с окончанием на —y с предшествующим гласным меняет букву —y на —i и к ней добавляется окончание —es:

a story — stories
история — истории.

Однако есть слова-исключения, которые образуют множественное число особенным способом.

Исключения

Единственное число Множественное число Перевод
man men мужчины — мужчины
woman women женщина — женщины
mouse mice мышь — мыши
ox oxen бык — быки
child children ребенок — дети
tooth teeth зуб — зубы
foot feet ступня — ступни
goose geese гусь — гуси
sheep sheep овца — овцы
deer deer олень — олени
swine swine свинья — свиньи

Неисчисляемые существительные (Uncountable Nouns)

Неисчисляемые существительные нельзя посчитать:

timeвремя,
informationинформация,
moneyденьги.

Неисчисляемые существительные делятся на вещественные существительные (Material Nouns) и абстрактные существительные (Abstract Nouns).

Вещественные существительные — это название жидкостей или материалов:

waterвода,
ironжелезо.

Абстрактные существительные — это идеи, эмоции, черты характера:

excitementволнение,
friendshipдружба.

Неисчисляемые существительные, в основном, используются в единственном числе:

Her hair is black.
У нее черные волосы.

Если неисчисляемые существительные указывают на количество емкостей для них, то такие слова допустимо использовать во множественном числе:

Three teas, please!
Три чая, пожалуйста! (три чашки чая).

Простые, производные и составные существительные

По способу образования имена существительные делятся на три категории.

Простые существительные (Simple Nouns)

Простые имена существительные состоят из одного корня, без суффиксов и приставок:

houseдом,
chairстул,
fairогонь.

Часто простые существительные имеют в составе только один слог:

rockскала,
penручка,
mapкарта.

Производные существительные (Derivative Nouns)

Производные существительные включают корень, суффикс, приставку или все эти компоненты одновременно:

workerработник.

Слово образовалось от глагола work+суффикс — er.

misprintопечатка.

Слово образовалось от простого существительного print+приставка mis.

Составные существительные (Compound Nouns)

Составные существительные образуются из двух и более корней или самостоятельных частей речи:

waterfallводопад.

Слово образовалось от существительного water (вода) и глагола fall (падать).

firemanпожарный.

Слово образовалось от двух существительных: man (мужчина) и fire (огонь).

Функции существительного в предложении

Имя существительное может быть любым членом предложения:

  1. Подлежащее

    The day was very long.
    День был очень длинный.

  2. Именная часть сказуемого

    Our mother is a teacher.
    Наша мать — учитель.

  3. Дополнение

    Give me a red cup.
    Дай мне красную (что?) чашку.

  4. Определение

    It is Henry’s car.
    Это машина (чья?) Генри.

  5. Обстоятельства

    They walked back into the kitchen.
    Они вернулись (куда?) на кухню.

Упражнения


Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный 

                                                 Ход урока

1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие.                                Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология — огромная страна , а мы направимся в г.Предметинск.  А поможет нам доехать в этот город паровозик из Ромашкино. (слайд 1)

2. Постановка проблемы и задач урока

— Узнать, какой частью речи являются  слова, живущие в этом городе, нам поможет загадка, которую вам необходимо разгадать. Правильный ответ поможет определить тему урока.                                                                                     «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»    (слайд 2)                                                   — Правильно, это имя существительное. 

— Запишите в тетради  число и тему урока (Имя существительное как часть речи). (слайд 3)

— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. 

 А  чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!

 — Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В.Успенский

объясните, как вы понимаете это высказывание?  

3. Работа по теме урока

1 остановка «Опознавательная»

-Попробуем свои силы в первом испытании.(слайд 4)

— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают.

Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака собирались в большую лиловую тучу.

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)

2 остановка «Теоретическая»

а) работа с учебником стр.44 – беседа по заданию для самостоятельных наблюдений.

Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова – мир, доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

Чтобы выяснить, на какие группы делятся существительные, мы отправимся к следующей остановке «Теоретическая». (слайд 5)

 б) На столах у вас лежат карточки.

1. Прочитайте слова:

2. Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль

1 группа — названия лиц (ребенок, девочка, юноша)

2 группа — названия вещей (стол, окно, ножницы)

3группа — названия веществ (крупа, мука, сливки),

4 группа — названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),

5. группа — географические названия (Россия, Байкал, Белгород),

6 группа — названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль)

7 группа — названия признаков (свежесть, белизна, синева)

8 группа — название действий (бег, прыжок, стрельба)

в) чтобы закрепить полученные знания выполним упражнение 472 стр.45 

4. Физкультминутка

-Ребята, а сейчас немного разомнемся. Поиграем, но играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.

Зима, утро, урок, море, ночь

 3 остановка «Морфологическая

 Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание. (слайд 6)

Найди лишне слово.(слайд)

  • Олень, дочь, мужчина . (род)
  • Собака, книга, девочка. (одуш.)
  • Москва, город, Россия. ( собств.)
  • Песня, море,  листопад. (склонение)
  • Ключи, уроки, класс. (число)

— Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите

Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.

Какой  морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

 Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы. Задание: изменить по падежам имя существительное.

4 остановка «Синтаксическая»

 Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами (слайд 7)

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения.  (работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

 5 Конечная остановка «Проверочная»

Тест “Имя существительное” (слайд 8)

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

“Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, книги.

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

Самопроверка , поменялись работами и проверили.

Ответы: Б А Б женский неодушевленные

«5» — 5 правильных ответов;

«4» — 4 правильных ответа;

«3» — 3 правильных ответа

Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось. Подсчитайте количество баллов.

5. Рефлексия

— Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните,  как вы работали на уроке.

-Какую цель перед собой поставили?

-Достигли ли этой цели, как?

-Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность?

-Получили ли удовольствие?

(Перед каждым учеником таблицы)

Заполните таблицу. Если вы согласны с утверждением, то напротив поставьте «+», если сомневаетесь, то «?»

 Утверждение                                                                       Самооценка «+» или «?»

Я знаю, что такое имя существительное

Я умею находить имя существительное в предложении

Я могу определить род существительного

Я могу определить склонение имени существительного

Я могу определить падеж имени существительного

6. Итог урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Даша, что ты узнала об имени существительном

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО и ЧТО верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

 Падежей различных сразу целых шесть.

— Сергей

Знаю я теперь отныне –

Есть одно такое имя –

Назовет любой предмет

И на все нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначает все на свете,

Без нее никак нельзя.

Существительным ура!

— Понравился ли вам урок?

 — Что-нибудь новое вы для себя узнали?

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

7. Домашнее задание: параграф 88, упр.480

Маршрутный лист

остановка

Количество баллов

1

«Опознавательная»

2

«Теоретическая »

3

«Морфологическая»

4

«Синтаксическая»

 5

 «Проверочная»

ИТОГ:

  1. Сочинения
  2. по русскому языку
  3. Имя существительное

Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся. Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.

Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: «солнце», «дерево», «яблоко», «саксофон» и т.д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.

Имя существительное — это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях — и других частей предложения. Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.

Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление — оно может быть единственным и множественным. Например, слово «стол» принадлежит к единственному числу, а «столы» — ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно). Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.

Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание «-а» или «-я». Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на «-о» и «-е». Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.

Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевлённые — обычные неживые предметы. Все вышеперечисленные признаки, а конкретно — способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевлённость являются обязательными морфологическими признаками имени существительного. Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке. Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.

3, 4, 5 класс.

Другие сочинения: ← Зачем нужны знаки препинания 4 класс↑ по русскому языкуЗдравствуйте легкие звезды пушистого первого снега →

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Русская литература 20 века (9 класс)
    Начало двадцатого века в русской литературе это яркость «Серебряного века» во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн
  • Бунин
    Иван Алексеевич Бунин, выдающийся русский писатель, поэт и переводчик, чье имя знает практически каждый, так как множество его произведений включено в школьную программу.
  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс
    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях
  • Сочинение на тему Студенческая жизнь
    Время, наполненное массой новых впечатлений, удивительных событий, неожиданных и запоминающихся знакомств, — всё это можно сказать о неповторимой студенческой жизни, которую каждый человек обязан
  • Сочинение для 3 класса

Сочинение на тему существительное 5 класс

Разделы: Русский язык Класс: Цели:

образовательные: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); совершенствовать навыки морфологического разбора; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных; развивающие: развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы); развитие умения аргументировать свои высказывания; развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме; развитие умения работать в заданном темпе; воспитывающие: воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий); воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание патриотизма.
Тип урока:
повторение и систематизация знаний.
Форма урока:
на диалоговой основе с элементами игровой технологии.
Оборудование к уроку:
кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка.
Ход урока1. Приветствие
– Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
2. Беседа с классом
– С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? (Части речи) – А кто правит этой страной? (Морфология) – Почему ей дано такое право? (Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи; образовано от греч. слов – «форма» и «учение».)
3. Объявление темы и целей урока
– В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная». – Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). – Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор.
4. Игра «Спрятанное слово»
– Для чего необходимы имена существительные? (Дают названия различным предметам). Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести. (При необходимости учащиеся объясняют орфограммы.) 1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами)
синева (обозначает признак как предмет)
2) рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)
щука (название живого существа)
3) синоним слова бескорыстие
щедрость (признак как предмет)
4) это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей»
блокнот (название вещей)
5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»
человек (живое существо)
6) войсковое подразделение, состоящее первоначально из ста человек
сотня (название количества)
7) синоним слов «работа, занятие»
труд (действие как предмет)

часть суток от захода до восхода солнца
ночь (явление природы)
– Какие
словари
помогли мне подготовить данное задание? (Толковый, орфографический, словарь синонимов) – Какое «спрятанное» слово получилось?
(Сущность)
– Какое оно имеет отношение к существительному? (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).
5. Проверка домашнего задания: защита рисунков (мини-проектов)
– Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его
портрет
. У кого получилось? (Защита рисунков) – Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева: Всему название дано: И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку (записаны на доске).
6. Определение роли существительных в речи
– Имена существительные активно используются в нашей речи. – Ваша одноклассница, Юля, сочинила стихотворение и сейчас вам его прочитает. (Стихотворение заранее записано на доске.) Море. Солнце. Песок. Ветерок. Чайка летает. Волна играет. Купанье. Веселье. Смех. Умиротворенье. – Выпишите имена существительные.
Для чего они необходимы в данном стихотворении?
(Помогают нарисовать картину природы и передать состояние, настроение человека). – В художественной литературе часто встречается олицетворение. В нашем стихотворении оно встретилось? Для чего, какова его роль? – Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку? (
Чайка
, так как одушевленное, отвечает на вопрос кто? и обозначает живое существо). – А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (
Система окончаний
)
7. Прием «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
– Четыре ученика (представители каждой группы) работают у доски, определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными. Остальные учащиеся – в тетрадях. (Проверяем окончания в именительном, родительном и винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные, кроме слова «труп».) – Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить.) – А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете – трупы.).
8. Творческая работа: составление коллективного сочинения. Определение синтаксической роли существительных
– Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные? (Собственные) – А какие еще есть существительные? (Нарицательные). – А в чем между ними разница? – Перед вами несколько фотографий с видами нашего поселка. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими фотографиями.) – Какие имена собственные употребили? Для чего? – В нашем коллективном сочинении есть вступление, основная часть, но нет заключения. Давайте вместе придумает концовку. Существительные подчеркнем как члены предложения.
Чкаловский – это наш родной поселок. Мы гордимся теми людьми, которые прославили его. С любви к родным местам начинается любовь к Родине.
– Сделаем вывод: каким членом предложения может быть имя существительное?
9. Игра «Четвертый лишний»
– Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост…, о храброст…, о неустрашимост…, о трусост… .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа. Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга, молодчина, зараза.
Общее: существительные общего рода. Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)
в) Осло, кофе, кенгуру, пони.
Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном числе. Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.
д) Грач…, печ…, ноч…, доч… .
Общее: существительные с шипящей на конце. Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. (Учащиеся приводят примеры.) –
С какой целью мы выполняли данное задание?
Оно помогло вспомнить морфологические признаки существительных.
10. Обобщим наши знания, выполнив морфологический разбор
– У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. – Разбор слова «Поселок» (Предложение взято из коллективного сочинения).
Морфологический разбор существительного (паспорт)
Я, ____________, – имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________. 1. Моя начальная форма: ____________________. 2. Мои морфологические признаки: а) постоянные: по разряду я существительное – _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения); б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа). 3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе. Сегодня я играю роль _____________________ .
11. Подведение итогов урока. Объявление и комментирование отметок
– У кого в гостях мы сегодня побывали? – Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? – Что нового вы узнали для себя на уроке? – Довольны ли своей работой? – Спасибо за урок. 7.08.2009

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются. У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец – мать , брат – сестра, муж — жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом. У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан , море, река, озеро, пруд – разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания. Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная. По-русски можно сказать: Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.

Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.

Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми – слова — названия городов – мужского рода.

Конго, Зимбабве – слова — названия государств – среднего рода.

Миссисипи, Янцзы – слова — названия рек – женского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода. Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

Доклад: Существительное в русском языке

Определение имени существительного:

Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/ неодушевленности, рода, числа и падежа. Существительные называют предметы в широком смысле, то есть не только конкретные предметы окружающей действительности, их совокупности или составные части, но и живых существ, а также действия и состояния в отвлечении от их производителей, свойства и количества в отвлечении от их носителей. Следовательно, значение предметности – это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным.

Собственные/нарицательные имена существительные:

Собственные имена существительные обозначают индивидуальное название отдельного предмета. Основной грамматической особенностью собственных существительных является отсутствие изменения по числам. Например, «Жигули», Альпы имеют грамматическую форму только множественного числа, а «Артек», Москва — только единственного числа. Основной орфографической особенностью собственных существительных является написание их с прописной буквы. В художественных текстах и в речи встречается употребление собственных имен существительных, имеющих только форму единственного числа, в форме множественного числа. В этом случае существительное перестает обозначать индивидуальный предмет, а приобретает значение обобщения какого-либо явления или каких-либо предметов или имеет оценочную коннотацию, то есть фактически изменяет свою семантику, например: Вася Иванов — хороший человек. Ивановы собрались в отпуск. В первом примере — индивидуальная номинация предмета, во втором — обобщенное наименование предмета. В любом случае противопоставление собственных существительных по числу без изменения лексического значения является невозможным. Нарицательные имена существительные обозначают предмет из ряда подобных, однородных предметов, понятий, веществ. Основной грамматической особенностью является изменение по числам, если нет семантических ограничений; основной орфографической особенностью является написание со строчной буквы.

Одушевленные/неодушевленные имена существительные:

Деление имен существительных на одушевленные и неодушевленные, безусловно, опирается на семантический фактор. Однако в грамматике отсутствует тождество понятий «одушевленное — неодушевленное» и «живое — неживое». Часто биологически живые предметы рассматриваются как грамматически неодушевленные, например, дуб, береза, ель. А биологически неживые предметы часто рассматриваются как грамматически одушевленные предметы, например, покойник, мертвец, кукла, робот, идол и многие другие. Кроме того, грамматическая одушевленность и неодушевленность свойственна только конкретным существительным, которые способны изменяться по числам.

Следует обратить внимание, что основным фактором определения одушевленности или неодушевленности в русском языке является грамматический фактор, а именно – совпадение окончаний именительного и винительного падежей множественного числа для неодушевленных существительных и именительного и родительного падежей множественного числа — для одушевленных имен существительных. Стоит отметить, что этот способ определения грамматической одушевленности/неодушевленности практически универсален и не представляет трудностей для учащихся. Среди множества имен существительных встречаются такие, которые обнаруживают колебания в принадлежности к одному из разрядов, например, некоторые наименования микроорганизмов или насекомых и рыб. Многие лингвистические источники указывают, что существительные типа молодежь, студенчество, народ являются неодушевленными существительными. Следует уточнить, что эти существительные обозначают совокупность биологически живых предметов, относятся к разряду собирательных существительных, которые по числам не изменяются, поэтому их грамматическую одушевленность/неодушевленность установить невозможно. По нашему мнению, эти и другие существительные, не имеющие форм множественного числа, не стоит непременно включать в какой-либо из двух разрядов, достаточно указать, что они находятся вне одушевленности/неодушевленности по грамматическому показателю, который, как отмечалось ранее, признается всеми лингвистами решающим фактором.

Конкретные и вещественные имена существительные:

Достаточно сказать, что только конкретные имена существительные могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, поскольку обозначают конкретный предмет, имеют, как правило, полную парадигму склонения, могут быть грамматически определены как одушевленные или неодушевленные. Вещественные имена существительные обозначают вещество, отвлеченные — абстрактное понятие, собирательные — предмет как совокупность, все они не могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, то есть считаться, а значит, имеют неполную парадигму склонения (она состоит только из 6 членов) и находятся вне грамматической одушевленности/неодушевленности. Отметим, однако, что количество вещества можно измерить, поэтому вещественные существительные могут сочетаться со словами меры, что не меняет других характеристик этого разряда слов. Итак, выделение всех лексико-грамматических разрядов имен существительных важно для системной характеристики имени существительного, и, независимо от того, что отмечается в каждом конкретном учебнике русского языка, а что не отмечается, пренебрегать лексико-грамматическими разрядами, по нашему глубокому убеждению, не стоит.

Категория рода имени существительного:

Категория рода для имени существительного является классифицирующей категорией. У всех существительных, кроме тех, которые всегда употребляются во множественном числе, по начальной форме определяется грамматический род. Стоит лишь помнить, что имена существительные по родам не изменяются. Следует пользоваться различными методами определения рода у изменяемых имен существительных и у неизменяемых имен существительных.

Изменяемые имена существительные могут иметь формы и значения мужского и женского рода, форму среднего рода, имеют место существительные общего рода и те, которые находятся вне категории рода. Основным показателем рода изменяемых существительных является морфологический, который представлен двумя разновидностями: 1) для существительных, имеющих твердую основу и нулевое окончание или мягкую основу и материально выраженное окончание в парадигме (стол, стена, земля, окно, поле), морфологическим показателем является окончание именительного падежа единственного числа: -а (-я) – для женского рода, нулевое окончание – для мужского, -о, -е — для среднего рода. 2) для существительных, имеющих мягкую основу и нулевое окончание в именительном падеже (пень, лень) или основу на шипящий (плащ, рожь), морфологическим показателем является окончание родительного падежа, поскольку в именительном падеже данные существительные не различаются: пня, лени, плаща, ржи.

Другими показателями рода для изменяемых имен существительных являются семантический, словообразовательный и синтаксический. Семантический показатель используется для различения рода существительных, обозначающих лиц мужского или женского пола: мама, папа, тетя, дядя, бабушка, дедушка. В этом случае категория рода имеет номинативный характер.

Словообразовательный показатель используется в том случае, если существительное имеет суффикс субъективной оценки: хозяюшка, домишко, заюшка. Чтобы определить род подобных существительных, необходимо отбросить суффикс субъективной оценки и вернуться к производящей основе: заяц, хозяйка, дом, после чего обратиться к морфологическому показателю рода. Следует обращать внимание учащихся на окончание существительного с суффиксом субъективной оценки.

Синтаксический показатель позволяет определять род существительных общего рода в тексте. Известно, что в русском языке имеют место существительные, которые в равной степени могут обозначить лиц и мужского, и женского пола, то есть выступать в значении и мужского, и женского рода, при этом формальный родовой показатель относит их к женскому роду. По лексическому значению этих существительных определить конкретный род не представляется возможным, поскольку значение какого-либо из двух родов может проявиться только в контексте, отсюда и выбор показателя рода — синтаксический. Показателей у одного изменяемого существительного может быть два или несколько, и это целесообразно отмечать.

Неизменяемые имена существительные являются преимущественно заимствованными из разных языков, не имеют специальных показателей рода в русском языке, поскольку у них не выделяются основа и окончание, поэтому наиболее существенным фактором определения их рода является семантический фактор. Прежде чем определять род неизменяемых имен существительных, необходимо выяснить по толковым словарям или по словарям иностранных слов их лексическое значение в русском языке. Следует обратить внимание на тот факт, что большинство существительных относятся к одному роду, однако имеется группа слов, которые, сохраняя свое лексическое значение, могут использоваться в двух родовых формах, например: плацкарт и плацкарта, лангуст и лангуста, клавиш и клавиша, кофе крепкий и кофе крепкое, манжет и манжета. Об этих существительных принято говорить, что они имеют колебания в роде, а сами формы называть родовыми вариантами слова. В случае затруднения при определении рода существительного следует обращаться к словарям. Правильно определить род имени существительного очень важно, поскольку от этого зависит правильный выбор согласуемых с существительным синтаксических форм (прилагательного или глагола в прошедшем времени) в самостоятельных письменных работах учащихся и их устной речи.

Типы склонения имени существительного:

Все изменяемые имена существительные в русском языке изменяются по определенным образцам, которые называются типом склонения. В лингвистике выделяются три субстантивных склонения, адъективное склонение и притяжательное склонение. Распределение имен существительных по основным субстантивным типам склонения зависит от родовой принадлежности существительного. Необходимо отметить, что школьная лингвистика почему-то игнорирует притяжательное и адъективное склонения существительных, что представляется совершенно неоправданным. Рассмотрим типы склонений подробнее.

К первому склонению относятся существительные женского, мужского и общего рода с окончанием — а, — я (вода, земля, линия, дядя, сирота).

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, конь, край, шалаш, мяч), кроме слова путь, и все существительные с окончанием -о, -е (окно, поле, увлечение, домишко, волчище).

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (дверь, печь, ночь), среднего рода на -мя (имя, знамя), существительное среднего рода дитя и мужского рода путь. Существительные среднего и мужского рода в школьной грамматике относятся к разносклоняемым существительным.

Притяжательным называется склонение существительных, имеющих окончания и субстантивного, и адъективного склонений. К таким существительным относятся русские фамилии с суффиксами -ин, -ын, -ов, -ёв.

Адъективным называется склонение существительных, у которых выделяются двухбуквенные окончания прилагательных и причастий, например: выходной, вожатый, рабочий, животное, запятая, учащаяся, позывные.

Среди существительных выделяются несклоняемые имена, имеющие во всех употреблениях только одну форму, в которую заключены разные числовые и падежные значения: кашне, метро, рагу, кофе, амплуа, бра, леди, мисс; русские фамилии на -ово, -аго: Живаго, Дурново, Мария и Борис Хитрово; на -ых, -их: Черных, Крученых, Черемных. Склонение этих фамилий, применимое только к лицам мужского пола, допустимо в разговорной речи. К несклоняемым относятся украинские по происхождению фамилии на -ко: Василенко, Коваленко, Лепко; иноязычные по происхождению, а также образованные по иноязычным образцам женские личные имена и фамилии: Жаклин, Якобсон.

Категория числа имени существительного:

Категория числа указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Основным содержанием категории числа является противопоставление значения реальной единичности предмета и значение реального раздельного множества этих же предметов. Категорию числа образуют грамматические значения ед. и мн. числа, что находит выражение в противопоставлении падежных форм ед. и мн. числа. Необходимо отметить, что формы единственного числа могут обозначать и единичный предмет (Мальчик читает книгу), и множество предметов (Человек предназначен для любви). По отношению к категории числа все существительные делятся на две группы: существительные, употребляемые в формах обоих чисел, и существительные, употребляемые в форме одного числа. Категория числа имеет значение реальной единичности или значение реальной множественности только в конкретных именах существительных, которые способны считаться.

Другие существительные имеют только одну какую-либо грамматическую форму числа и не имеют значения числа. Так, собственные, вещественные, отвлеченные, собирательные имена существительные имеют форму только единственного числа (Амур, Виктор, золото, шелк, синь, радость, агентура, тряпье). Форма ед. числа не служит обозначением единичного предмета, формально она дает им возможность участвовать в противопоставлении по числу, но при образовании форм мн. ч. происходит изменение лексического значения. Имена собственные в форме мн. ч. обозначают членов семьи или родственников (братья Ивановы, семья Петровых), разных лиц с одинаковыми именами, тип людей. Вещественные существительные в форме мн. ч. обозначают разные сорта или марки материалов, виды растений, типы или виды вещества. Некоторые отвлеченные существительные в форме мн. ч. обозначают конкретные проявления различных свойств, качеств или состояний (радости жизни) или длительные по времени и интенсивные по характеру проявления физических или нравственных состояний человека (страхи, боли, печали).

Категория падежа имени существительного:

Категория падежа имени существительного выражает отношение существительного к другим словам словосочетания и предложения, является словоизменительной категорией. В связях имени существительного с другими словами отражаются различные отношения, которые существуют между предметами, признаками и действиями в объективной действительности. В предложении Над седой равниной моря ветер тучи собирает (Горький). Падеж существительного ветер является предметом речи-мысли, деятелем, не зависит от других слов в предложении, является подлежащим, вин. падеж существительного тучи выражает объект действия, то есть предмет, на который перешло действие собирать, зависит от глагола, является прямым дополнением, тв. падеж существительного над равниной раскрывает отношение действия к месту его совершения, зависит от глагола, является обстоятельством места, род. падеж существительного моря раскрывает признак предмета, зависит от обстоятельства места, является несогласованным определением. В русском языке выделяется шесть падежей: именительный (исходный) падеж и косвенные падежи — родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Важно отметить, что форма падежа определяется по вопросу парадигмы склонения, а синтаксическое значение любого косвенного падежа определяется по синтаксическому вопросу. Ср.: В лесу пахнет хвоей. Словоформа в лесу отвечает на морфологический вопрос в чем?, который свидетельствует о предложном падеже, и на синтаксический вопрос где?, который позволяет квалифицировать словоформу как обстоятельство места. Таким образом, изучая категорию падежа в средних классах, целесообразно обращать внимание учащихся на функцию слова в синтаксической единице, что позволит в дальнейшем легко определять синтаксические отношения в структуре словосочетания и предложения. Важно также уделять внимание нормам употребления падежных форм существительного с предлогами, например: согласно постановлению, благодаря хорошей погоде, по прибытии в Москву, скучать о друге и т.д. Это способствует не только повышению грамотности учащихся, но и приучает к бережному обращению со словом. По нашим наблюдениям, обобщение любого изучаемого материала позволяет достичь хороших результатов в обучении, значительно повышает уровень грамотности учащихся, позволяет осмысленно воспринимать языковые явления, развивает логическое мышление.

Роль имен существительных в предложении, в речи.

СЛАЙД № 2. Устный рассказ об имени существительном

  • Тренируем устную речь. По алгоритму составьте устный рассказ об имени существительном.

Имя существительное – это … (часть речи), которая отвечает на …(вопросы кто?, что?) и обозначает…(предмет), имеет …(постоянные) и …(непостоянные) признаки. Постоянные признаки: есть … (имена собственные) и … (нарицательные); …(одушевленные) и …(неодушевленные); относятся … (к мужскому), … (женскому) и … (среднему) роду. Непостоянные признаки: изменяются по … (числам) и … (падежам).

В предложении чаще всего бывают … (подлежащими), … (дополнением) или …(обстоятельством).

— Итак, какую роль в речи играют имена существительные? (Без имен существительных мы не понимали бы о чем или о ком идет речь)

  • Рассказ про имя егор
  • Рассказ про изумруд 2 класс
  • Рассказ про илью муромца 5 класс однкнр
  • Рассказ про илью муромца 4 класс кратко и понятно
  • Рассказ про извозчика и лошадь чехова