Рассказ про имя настя

телеграмма рассказ константина паустовского, опубликованный в 1946 году в журнале огонк 81. в центре сюжета рассказа последние дни

«Телегра́мма» — рассказ Константина Паустовского, опубликованный в 1946 году в журнале «Огонёк» (№8)[1]. В центре сюжета рассказа — последние дни жизни и смерть живущей в деревне пожилой женщины, приехать проститься с которой не успевает её дочь, давно уехавшая в город. Одно из наиболее известных произведений писателя, изучаемое в том числе в советской и российской школе.

Сюжет[править | править код]

Катерина Петровна, пожилая женщина, которая уже почти не выходит из дома, живёт в деревне в доме своего отца, который был известным художником. По хозяйству ей помогает соседская девочка Манюшка, а иногда навещает сторож Тихон. Дочь Катерины Петровны Настя давно живёт в Ленинграде и последний раз приезжала три года назад, однако время от времени присылает денежные переводы. В конце пасмурного октября, когда Катерине Петровне становится хуже, она пишет Насте письмо, в котором говорит, что не переживёт следующую зиму и просит приехать проведать её.

Настя (Анастасия Сергеевна) работает секретарём в Союзе художников, она постоянно занята. Получив письмо, Настя не сразу читает его, потому что ей поручено разобраться с жилищными условиями скульптора Тимофеева. Настя навещает его, убеждается в том, что у него дома очень холодно, смотрит его скульптуры и решает добиваться того, чтобы Тимофееву устроили выставку. При осмотре работ Тимофеева Настя просит показать ей его Гоголя, и ей кажется, что скульптура писателя укоряюще смотрит на неё, напоминая о письме. Однако даже прочитав письмо, Настя решает, что прямо сейчас ехать не может, и две недели занимается устройством выставки. Выставка проходит успешно, на ней хвалят и саму Настю, однако внезапно курьер приносит ей телеграмму со словами «Катя помирает. Тихон». Не сразу поняв, что речь идёт о матери, Настя тем не менее срочно выезжает на поезде в деревню.

Однако она не успевает на похороны: Катерина Петровна умирает, причём Тихон приносит ей телеграмму якобы от имени дочери, хотя Катерина Петровна понимает, что Тихон обманывает её. На похоронах Катерины Петровны оказывается только что приехавшая в сельскую школу молодая учительница, у которой в областном городе тоже осталась пожилая мать.

На второй день после похорон в деревню приезжает Настя и, проплакав всю ночь, утром незаметно уезжает в город.

Создание[править | править код]

Рассказ про имя настя

В своей книге о писательском творчестве «Золотая роза» (в главе «Зарубки на сердце») К. Г. Паустовский описывает события, которые легли в основу рассказа. Писатель осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина, где «одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна». Её единственная дочь Настя жила в Ленинграде и «совсем позабыла о матери». Старушке помогала «соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная», при этом «Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну». Когда Катерина Ивановна умерла, писатель дал телеграмму Насте, однако к похоронам та приехать не успела. Паустовский отмечал, что «все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени — всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни». При этом он добавлял: «конечно, далеко не всё увиденное и передуманное тогда вошло в „Телеграмму“. Многое осталось за рамками рассказа, как это и происходит постоянно»[2].

Отзывы[править | править код]

Рассказ «Телеграмма» упоминается в описании известной встречи К. Г. Паустовского с Марлен Дитрих[3]. Как писала сама актриса в своей книге «Размышления» (глава «Паустовский»), когда она прочитала рассказ «Телеграмма», он «произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть». Когда в 1964 году Дитрих приехала на гастроли в Россию, то уже в аэропорту спросила о Паустовском, а через несколько дней, узнав, что на её выступление в ЦДЛ пришёл сам Паустовский, попросила его подняться на сцену и «будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени»[4].

Дмитрий Быков в ответ на просьбу назвать лучшие произведения о смерти наряду с произведениями Льва Толстого «Алёша Горшок» и «Три смерти» упомянул и рассказ «Телеграмма» Паустовского, охарактеризовав его так[5]:

Довольно характерный в этом смысле рассказ, который советскому человеку напоминает о совершенно отсутствующей у него душе. Потому что это же душа пишет! Это мать пишет из такого полузагробного пространства дочери в Ленинград, которая занята организацией выставки.

Она ей напоминает о чём-то — не о корнях, не o прошлом, не о необходимости любить старых родственников. (…) Телеграмма, напоминающая советскому человеку, что у него есть душа.

(…) При том, что я отдаю себе отчет, что это рассказ не очень сильный. То есть, он мог бы быть сильнее, но это всё равно рассказ гениальный.

Экранизация[править | править код]

В 1957 году по рассказу был снят короткометражный фильм «Телеграмма» с Верой Поповой в главной роли.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Константин Паустовский. «Телеграмма» (текст)
  • Константин Паустовский читает рассказ «Телеграмма»

Как и обещала, статья о шатленах. Знаю, я очень медленная? Но! Всё только потому, что тема оказалась очень увлекательной? И пришлось разделять материал на две статьи. Поэтому, сегодня о мужских аксессуарах? Да, шатлены различались для мужчин и женщин, и тем, что на них носили, и тем, как их закрепляли на одежде.

90525f0317314d79b2076c4e34771465

Кристиан Беренц (1658 — 1722) «Натюрморт с посудой и часами» (карманные часы на картине как раз таки прикреплены к шатлену)

Шатлен  —(от латинского: castellanus, производное от castellum; относящийся к замку, крепости. С фр. châtelain) первоначально был французским титулом для Хранителя замка. Далеко в титулы углубляться не будем, так как нас в данный момент интересует шатлен именно как аксессуар. Собственно шателеном назывался ключник — человек, ответственный за сохранность хозяйского имущества, в его ведении были ключи от всех помещений дома. Если в России ключниками чаще всего были мужчины, то в Европе — женщины. А с учётом того, что в юбках не было карманов, женские шатлены были очень разнообразны. Но о них в другой статье? 

Со временем, эта удобная вещица стала больше, чем название должности, и прямо скажем, перебралось снизу до верху по иерархической лестнице. Красивым французским словом шатлен в конце семнадцатого века была названа специальная металлическая цепочка, один конец которой закреплялся на одежде джентльменов, а другой был приспособлен для подсоединения разнообразных мужских аксессуаров: карманных часов, ключей для их завода, порой печатей, щипцов для сигар и обычных ключей от дома или секретеров, например. На картине выше как раз и изображен шатлен, пристегнутый к карманным часам, ключу от них и печатью. Какие бывают интересные карманные часы вы уже читали? А сегодня о том, к чему они крепились, чтобы носить при себе

Ниже на фото часы на шатлене, чтобы поближе рассмотреть цепочку и крепление, правда часы женские) 

0142393c35b042958af03f40cb22b974

Французские 18-каратные золотые часы с ключом и короткой цепочкой от Delamare Jne, Париж, около 1830 года. Гравированный цветочный серебряный циферблат с золотыми стрелками Breguet. 

Ну и, конечно, я не могу не упомянуть персонажей, носивших механические часы на шатлене?  

32a0acdfdcc34ba9b3a79b491d9b2bbe

Эркюль Пуаро

e9c239b656004c2a9d939ebfde436433

Узнаете, кто владелец шатлена?) Профессор Слизнорт из Хогвартса

09c3ad7d9ddb4a82918767e84383819b

А вот вид с другой стороны)

Карманные часы появились в XVII веке, когда был изобретён часовой механизм привычных нам размеров, что позволяло уместить его в кармане одежды. Тем не менее такие часы имели не малый вес и сильно оттягивали карманы, поскольку представляли собой большую ювелирную ценность, ничуть не менее чем практическую, и производились из дорогих металлов, таких как золото и серебро. Чтобы снизить нагрузку на одежду пиджака или жилета, воспользовались удачным опытом Хранителей замков и стали применять шатлен. И в начале восемнадцатого века шатлен обрел большую полярность среди аристократического общества, именно благодаря распространению моды на ношение часов. В скором времени и шатлен стал так же приобретать черты ювелирных украшений, превратившись в прямое продолжение дорогих механических часов.

df7fd8a13b2944878482ef8dee5a5beb

Часовщик Саймон Дешарм, Лондон, вес часов 144 г, изготовлены около 1740 года

7613688fb6c84e95ac0f9f546358f5b9

Карманные часы Elgin были изготовлены в 1887 году, 14-каратное золото

Следует заметить, что с изобретением карманных часов соответствующим образом была скорректирована и мода — постепенно стали появляться жилеты со специальным отдельным карманом для них, который назвали пистончик. 

7c25f71306a2470cb5fd077157ab54b6

Здесь хорошо видно как часы с ключом и ещё чем-то, что находится в пистончике (как мне нравится это слово:)) объединены шатленом, и всё это держится на брелоке, вдетом в петлю для пуговки. До середины XIX века карманные часы заводились посредством отдельного ключа, который подвешивали на цепочку рядом? 

А вот, например, у Эркюля Пуаро на жилетке была специальная петелька для часов — вертикальная? Да я часто привожу в пример Эркюля Пуаро в исполнении Дэвида Суше, потому что для меня это кладезь идей)

7ba3ff0421f147268145ef7e09df08ae

Но вернёмся снова к истории) Шатлен стало принято носить так чтоб часть цепочки свисала и была видна окружающим, а ее блеск значительно подчеркивал благородный статус своего владельца. 

Их делали различных размеров и для разных предметов. Существовали как одиночные шатлены, так и разветвленные. Разветвленные варианты представляли собой несколько цепочек сходившихся в центре, где располагался ювелирный элемент, из металла, что и цепочка, но инкрустированный драгоценными камнями, украшенный орнаментом, гравировкой в виде инициалов своего владельца или фамильного герба.

b3691286f7e94b068a666461229ee0ea

Золотая цепочка-шатлен с сердоликом

ea2238e1efdb46b9b8c2a9f92cafa2f9

Шатлен из серебра

Бронзовые держатели для примера)

6d7fbf9365754625873e8630014d9319

И конечно инструкция как носить карманные часы) У каждого способа своё название)

4405f3df16984cb2867c5536e90e6b64

Между прочим, мужчины, сейчас обращаюсь именно к вам? популярность карманных часов на цепочках-шатленах удерживается и по сегодняшний день) И если вы вдохновились вручить такой аксессуар своему персонажу, но ещё только раздумываете стоит ли самому носить часы на шатлене, то вот вам пример, как сейчас их можно использовать, даже с любимыми джинсами? 

62d25c37a41b4d44ae9b5a5c53714c2e daa0a788bdd2465591ed8e640485c53f

А кто-то использует шатлен и так? 

6d8c5926ae1940a684598b1a9f178985

Среди дам этот аксессуар приобрел ещё бОльшую популярность и разнообразие в применении? Но о женских шатленах будет чуть позже. Дамы, готовьтесь получить эстетическое удовольствие) И стойкое желание обзавестись таким же)) 

? 

Ещё больше интересных идей

На лучшем сайте о паро-панке! 

http://steamage.ru/pub/AnastasiaSemenuta/

Всем добра и вдохновения!

  • Рассказ про золушку на английском языке
  • Рассказ про известную улицу на английском с переводом
  • Рассказ про золотую про рыбку небольшой
  • Рассказ про земледельца по истории 5 класс от первого лица
  • Рассказ про зонтик для детей