Дзагалов Анатолий Сосланбекович, кандидат исторических наук
Осада Гуниба и пленение Шамиля – это известные исторические фрагменты, завершающего этапа войны царской России против Имамата[1] Чечни и Дагестана, которые достаточно подробно освещены многими авторами, очевидцами и современниками, участниками Кавказской войны. На эти события по горячим следам, и позже своими публикациями откликнулись журналы «Современник»[2], «Русский вестник»[3], «Русский Архив»[4], «Военный сборник»[5] «Русская старина»[6] «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа»[7] (СМОМПК), «Исторический вестник»[8], «Красный архив»[9], где были напечатаны статьи, воспоминания и письма А. Зиссермана, А. Орлова-Давыдова, М.Я. Ольшевского, С.Н. Шульгина, Н.Н. Стреллока, А. Аноева, С. Бушуева и других.
Не все публикации имели равное значение, многие из них демонстрировали яркий пример тенденциозности, не раскрывали истинных социально-политических причин событий, и освещали их в выгодном для царизма свете, оправдывая методы ведения войны и военно-колониальную систему управления. Тем не менее, именно благодаря этим материалам, до нас дошли важнейшие факты и эпизоды периода Кавказской войны, что позволяет сделать собственные выводы и заключения.
Особняком в этом ряду стоят воспоминания Военного министра в царствование Александра II, участника взятия Гуниба графа Д.А. Милютина, где детально описывается это время и само событие. Написаны мемуары были уже после его отставки – в 1889-1892 гг. Они долго не издавались и хранились в личном фонде графа в Отделе Рукописей бывшей Ленинской библиотеки. В 1997-2006 годах «Воспоминания генерал – фельдмаршала графа Д.А. Милютина», в семи томах опубликованы в Москве, под редакцией профессора Л.Г. Захаровой.
Указанные события запечатлены также в хрониках и воспоминаниях представителей противоборствующей стороны, возникших, как подчеркивал И.Ю. Крачковский, «в той самой среде, которой были посвящены». Исключительно важный фактический материал подготовил дагестанский арабоязычный автор XIX в. Гаджи-Али, который занимал в имамате[10] высокие должности и «был довольно близким к имаму человеком». Работа «Сказание очевидца о Шамиле» впервые опубликована в 1873 г. в «Сборнике сведений о Кавказских горцах». По мнению В.Г. Гаджиева, она основана «на личных впечатлениях автора с довольно широким использованием сведений, полученных им из вторых и даже третьих рук»[11].
Среди дагестанских исторических сочинений XIX века труды Абдурахмана из Газикумуха занимает особое место. Его наследие стало доступно широкому кругу историков и читателей сравнительно недавно, когда были опубликованы воспоминания автора «о делах жителей Дагестана и Чечни»[12].
Интересная информация о Кавказской войне и пленении Шамиля содержится в труде бывшего секретаря имама и муфтия имамата – Мухамада-Тахир Аль-Карахи, переведенном на русский язык А.М. Барабановым, и впервые опубликованном в Москве в 1941 г.[13].
С рукописными воспоминаниями[14] Д.И. Святополк-Мирского о князе А.И. Барятинском[15], хранящимися в Центральном государственном историческом архиве Украины, автор данной статьи впервые ознакомился в 2005 г. в ходе работы над кандидатской диссертаций. Но только по прошествии восьми лет было принято решение проанализировать и обнародовать отдельные эпизоды и исторические события Кавказской войны, описанные одним из высших офицеров Отдельного корпуса, и, что немаловажно, непосредственным их участником.
В военных кампаниях против «непокорных горцев» в 1859 г. Д.И. Святополк-Мирский возглавлял походный штаб Дагестанского отряда генерал-адъютанта барона А.Е. Врангеля, чьи подразделения вытеснили Шамиля из Аварии, заставили его укрыться в Гунибе, и принимали активное участие в штурме укрепленного аула. За отличия в этих событиях Д.И. Святополк-Мирский награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени.
Несмотря на то, что историография данной проблемы является достаточно обширной, на наш взгляд, воспоминания еще одного очевидца гунибской драмы, его характеристика Шамиля[16] и военной обстановки, сложившейся вокруг этого, поистине знаменательного исторического события для всей кавказской кампании, вызовет интерес в научной среде.
До сих пор представленные материалы Святополк-Мирского не пользовались особым вниманием в научных кругах Украины и просматривались лишь одним исследователем – и то, в далеком 1950 г., когда изучение мемуаров о представителях высших сословий для советских ученых вообще не являлось актуальным, а вопросы покорения кавказских народов лишний раз старались не поднимать. Между тем, в воспоминаниях содержится подробнейшая характеристика князя А.И. Барятинского и важнейшая информация об исторических событиях на Кавказе, в которых он сам принимал активное участие. В них Д.И. Святополк-Мирский вновь возвращается к своему разладу с генералом Н.И. Евдокимовым в 1861 г., и описывает поездку в Париж, где выполнял личные поручения своего покровителя – князя А. Барятинского. Не мог естественно обойти вниманием Святополк-Мирский знаменательный в жизни князя Барятинского, и немало значивший для самого автора мемуаров – 1859 год, когда пленением имама Шамиля закончилась Кавказская война на Тереке. Это событие автор, один из его участников, описывает весьма подробно. Как известно, он занимал тогда должность начальника штаба войск Дагестанской области, и, будучи одним из приближенных главнокомандующего, согласно воспоминаниям, ежедневно бывал в палатке главнокомандующего под Гунибом, где доверительно общался с князем А. Барятинским и, следовательно, был в курсе всех значимых происшествий, случавшихся в ходе осады крепости.
Как следует из воспоминаний, Святополк-Мирский во время пленения Шамиля, находился вместе с бароном Врангелем и войсками в 100 шагах от места, где происходили основные действия[17]. Глава, которая посвящена интересующему нас вопросу, весьма обширна, состоит из 21 листа и называется «Воспоминания за 1859 г.».
Автор передаёт некоторые детали события, рассуждает о причинах, побудивших Шамиля к сдаче в плен; роли князя А.И. Барятинского в покорении Восточного Кавказа, его разрыве с Д.А. Милютиным и т. д.
«Приступая к описанию военных событий этого года, поскольку я был в них замешан посредством моих близких отношений к Барятинскому и в силу его ко мне доверия – пишет Д.И. Святополк-Мирский – я должен сделать над собой усилие, чтобы сказать всю правду. Должен сделать усилие потому, что чувствую, как читающие эти строки легко могут заподозрить меня не более чем в хвастовстве, и потому что мне придется указывать на слабости и ошибки людей, достойных уважения и глубоко многоуважаемых»[18].
Далее автор повествует о подробностях назначения его начальником штаба войск Дагестанской области, характеризует при этом своего непосредственного начальника барона А.Е. Врангеля[19], почтенным, благородным рыцарем, «но рыцарем часто капризным, а подчас и строптивым»[20].
Свои воспоминания об осаде аула и пленении Шамиля, Святополк-Мирский начинает словами: «Итак, драма близилась к концу. Грозный Шамиль с несколькими стаями, оставшихся у него приверженцев укрепился в Гунибе, последнем своем убежище. Его окружала со всех сторон масса наших войск. И мы все-таки стояли в недоумении, не зная, что делать и не без опасения относительно окончательного исхода дела. Причиною тому были не только крепость Гунибской местности, сколько нравственное обаяние, засевшего там героя»[21].
Автор анализирует последствия возможной гибели, или же прорыва из окружения Шамиля, говорит о выгоде для общего дела, в случае принуждения его к сложению оружия и сдаче в плен: «Мертвый или павший в бою, он остался бы в глазах горцев живой легендой, способной создать нам немалые затруднения в будущем. Успей он спастись бегством хотя бы один, и могла опять повториться история Ахульго[22]. Нам нужно было заставить его сдаться» – замечает Святополк-Мирский.
«Начавшиеся переговоры вначале ни к чему не привели, – продолжает автор – потому, что Шамиль не верил нам и имел право не верить, судя по прошлому. Тогда, по настоянию Милютина, Евдокимова и Кеслера было принято решение организовать осаду Гуниба по всем военным правилам. Так как осада требовала продолжительного времени, то присутствие князя А.Барятинского в расположении войск, было признано военачальниками нецелесообразным, якобы «могущим скомпрометировать главнокомандующего в глазах только, что покорившегося населения». Святополк-Мирский откровенно сообщает об интригах среди военачальников, которые хотели под благовидным предлогом удалить А.Барятинского из-под Гуниба, самим овладеть крепостью и присвоить себе всю славу покорителей Восточного Кавказа: «нашим славным начальством овладело какое-то умопомешательство, и впечатление это ощущал далеко не я один». Однако, по мнению автора воспоминаний, это торжествующее шествие по стране памятной нашими неудачами и кровавыми жертвами, стране только что считавшейся недоступной, было ему (Барятинскому – А.Д.) по сердцу, и правду сказать по своей наружности и приемам он вполне подходил к такой роли[23].
Как утверждает мемуарист, А.И. Барятинский приглашал его к себе ежедневно – больше для своего удовольствия, чтобы поговорить по душам о разных предметах. О деле говорилось только вскользь, мимоходом. Главнокомандующий был мастер уклоняться от разговора, которого не желал, «но я замечал, однако, что он часто задумывался и был чем-то недоволен» – подчеркивает Д.И. Святополк-Мирский.
Тем не менее, разговор который долго откладывался Барятинским, всё-таки состоялся, что было зафиксировано автором воспоминаний: «Наконец, не помню которого именно числа августа, он прислал за мной довольно рано, в необычный час. Я застал его в большом волнении, прохаживающимся быстрыми шагами по палатке, из угла в угол, как лев в клетке»[24].
Подробно излагается и содержание его разговора с А. Барятинским. Д. Святополк-Мирский пишет, что походив еще немного, главнокомандующий вдруг уперся на него своими проницательными глазами, которые горцы называли «гузлер-яман и сказал по-французски: «Вы знаете, что я смотрю на вас, как на родного брата, я знаю, что вы мне преданы и имею большое доверие к вашему мнению. Ответьте мне прямо и откровенно, ничем не стесняясь, на мой вопрос, – меня уговаривают уехать отсюда, и я уже почти согласился. Что вы об этом думаете?»[25].
Вы себе не можете представить, – ответил я – насколько я счастлив вашим вопросом, на который я могу ответить без минуты колебания. Вы должны умереть здесь на месте, или взять Шамиля.
От такого ответа, Барятинский пришел в восторг и умиление: «Да, – сказал он – вы правы, это, в сущности, было и всегда моим мнением, но вот что мне говорят. И он стал излагать доводы его официальных советников, которые, как полагает автор, не стоит, и «повторять из-за их неосновательности».
Результатом разговора стало то, что главнокомандующим тотчас было отдано приказание об отмене отъезда из-под Гуниба, чем по предположению автора, сильно огорчил своих советников: «Милютин был точно ошеломлен, он, казалось, с трудом верил происходящему на глазах, столь неожиданному, Евдокимов как будто о чем-то сожалел и о чем-то раздумывал. Оба они в глубине души считали себя, один в теории, другой – на практике, более знающим и умным, чем Барятинский и вдруг оказалось противное – дилетант превзошёл артистов»[26].
Воспользовавшись полученным правом советчика, Святополк-Мирский начал доказывать Барятинскому, что длительная осада Гуниба невозможна, и что Гуниб может и должен быть взят если не прямым штурмом, то «постепенной эскаладою»[27]. А.И. Барятинский не отвергал ни то ни другое предложение. Однако, он выразил опасение, что при штурме, Шамиль может погибнуть, между тем, как необходимо взять его живым. После долгих рассуждений, не согласившись на штурм, главнокомандующий остановился на том, что нужно разрешить «всем начальникам колонн делать попытки к овладению Гунибом по их усмотрению и под их ответственность, обещая щедрую награду тому, кто в этом преуспеет, и 1000 рублей тому лицу, которое возьмет Шамиля в плен»[28].
Автор воспоминаний откровенно пишет о том, что после этих событий, отношение высших офицеров отряда к нему ухудшилось, а его личное положение сделалось «затруднительным и фальшивым». «Главнокомандующий, так сказать, не выпускал меня из своей палатки, а после наших свиданий делались часто распоряжения, которые приписывались моему влиянию и многие стали смотреть на меня косо или прямо враждебно». Лишь только честный и добрый Врангель не имел претензий и говорил шутливо: «Я потерял начальника штаба, но он там (в палатке главнокомандующего – А.Д.) полезнее»[29].
Распоряжения, сделанные А. Барятинским, предоставившие большую самостоятельность и, давшие возможность проявить инициативу командующим колонн, наиболее знакомым с условиями местности и обстановкой на своем участке, оказались успешными. Как пишет автор: «войска с разных направлений одновременно бросились на штурм и взобрались на Гуниб, и раньше всех солдаты Апшеронского полка».
Автор воспоминаний выражает уверенность в том, что Шамиль сдался в плен только ради спасения своего семейства: «Он смерти не боялся, и, сдаваясь, ожидал скорее казни, чем помилования, несмотря на уверения Лазарева[30], встретившего его у выхода из аула».
Святополк-Мирский отмечает исключительную роль генерала Лазарева в событиях и показывает психологическое состояние Шамиля в момент сдачи в плен: «Полагаю, однако же, что увещевания Лазарева на него подействовали и Лазарев в том случае, как и вслед за тем, при обезоруживании мюридов, сопровождавших Шамиля, оказал важную услугу. Находясь с Врангелем и войсками в 100 шагах от аула, я видел, как Шамиль переговаривался с Лазаревым и после некоторого времени колебания двинулся к нам в сопровождении десятка мюридов. Все он были вооружены. Встретившись с Шамилем, Врангель подал ему руку, которую тот, однако, не принял. Шамиль имел вид взволнованный и решительный, как человек, идущий на казнь»[31].
Д.И. Святополк-Мирский откровенно пишет о том, что он при представлении плененного Шамиля главнокомандующему А.И. Барятинскому, не присутствовал, так как оставался на позиции перед аулом: «Изобразив меня на своей картине «Плен Шамиля», стоящим возле главнокомандующего, Горшельд[32] поддался фантазии артиста» – замечает он. Тем не менее, автор пытается воспроизвести эпизоды встречи Шамиля с Барятинским: «На приветствие Главнокомандующего и упрек, что он так долго медлил сдаваться, Шамиль отвечал грубо, сказав, что кто раз вступил в га-о […] тот остерегается – намек на случаи, когда он считал себя нами обманутым. Фраза эта, кажется, была смягчена переводчиком»[33].
Далее Д.И. Святополк-Мирский излагает свои мысли относительно того, кому из русских военачальников того времени, принадлежит главная заслуга в пленении Шамиля и покорении Дагестана и Чечни. «Итак, Шамиль взят – пишет он – покорение Восточного Кавказа, прослывшее невозможным, свершилось двумя годами раньше, чем на это рассчитывал главный исполнитель этого великого дела Евдокимов[34]. Кому же приписывать заслугу покорения Восточного Кавказа? Барятинскому или Евдокимову, или даже Милютину? Такой вопрос обсуждался уже неоднократно, и будет обсуждаться еще более в будущем».
У автора, по этому вопросу имеется своя собственная точка зрения, которую он пытается аргументировать, логически связав в единую цепь основные события на Кавказе, происходившие в последние несколько лет, с деятельностью Барятинского, Евдокимова и Милютина[35].
Святополк-Мирский предлагает представить себе, как повернулись бы здесь события с 1856 г., если бы в них не принимали участие названные им лица. «Не будь Милютина – убежденно говорит он – его легко заменил бы кто-нибудь другой. Не будь Евдокимова, завоевание Чечни случилось бы несколько времени больше. Не будь Барятинского, не было бы ничего из того, что при нем свершилось и можно даже допустить, что Кавказская война продолжалась бы до сих пор. Для меня, по крайней мере, это ясно, как день» – категорически резюмирует Святополк-Мирский.
Автор акцентирует внимание на основных факторах, которые, как он полагает, позволили так неожиданно быстро покорить Кавказ, – задачу, считавшуюся до сих пор недостижимой.
Их было три:
- Воля главнокомандующего предпринять быстрое покорение Кавказа.
- Предоставление нужных для этого средств.
- Самое энергичное употребление этих средств, то есть беспрерывность военных действий против горцев, замене прежней системы временных экспедиций.
Д.И. Святополк-Мирский считает, что первый их этих факторов, находится исключительно в личности самого А.И. Барятинского, второй – предоставлен доверием к нему Государя, выделившего для окончания Кавказской войны необходимое количество войск и денег. Что касается беспрерывности военных действий, то автор напоминает, что еще в 1853 г. Барятинский указывал на эту меру, как на единственное средство покорения горцев. «Итак, – заключает свою мысль Святополк-Мирский, – источником главных факторов, приведших к быстрому покорению Кавказу, является неоспоримо Барятинский, всё остальное имело лишь вспомогательный характер».
Заслуга А.И. Барятинского, по мнению автора, состоит даже в том, что он выбрал Д.А. Милютина в качестве начальника своего штаба, и угадал с назначением Н.И. Евдокимова, пользовавшегося до того, чтобы там кто не говорил, «сомнительной репутацией наилучшего исполнителя своих намерений»[36].
Несмотря на слухи о злоупотреблениях Евдокимова, он стал одним из ближайших сподвижников Барятинского, который нашел в грубоватом, полуграмотном «генерале от народа», отличного практика, разделяющего его мнение и надежды, отличительными качествами которого, как следует из воспоминаний, были настойчивая непреклонность, безжалостная воля в преследовании цели, и понимание особенностей Кавказской войны[37].
В официальной переписке того времени вместо слова «покорить» стали употреблять другой термин – «умиротворение», авторство которого Святополк-Мирский приписывает Д.А. Милютину. Оценивая высоко Дмитрия Алексеевича, как человека высоких правил и поступков, доблестного гражданина, государственного деятеля, военного писателя и ученого – мемуарист не признает за ним военных заслуг и способностей. Роль его на Кавказе автор ограничивает, как пассивную и канцелярско-исполнительскую, чему он якобы имеет много доказательств[38].
При этом, Святополк-Мирский подчеркивает, что придя к такого рода выводам, вовсе не отрицает и не умаляет ничьи заслуги, от советников главнокомандующего, до рядового солдата, «проливавшего свою кровь и пот в борьбе с горцами»[39].
От признания исключительных заслуг князя А. Барятинского и восторженных эпитетов в адрес главнокомандующего, Святополк-Мирский переходит к критике его личных душевных качеств и показывает его малоприятные черты характера, такие как самомнение, тщеславие, обидчивость и эгоцентризм.
Взятие Шамиля, по свидетельству автора, привело Барятинского в какой-то детский восторг. Радость его не имела пределов и доходила даже до неприятного злоупотребления в отношении близких. Он постоянно возвращался к этому событию, вспоминая обстоятельства и подробности. Например, как послал в отряд А.Е. Врангеля Р.А. Фадеева с приказанием, противоречащим воззрениям Д.А. Милютина и Н.И. Евдокимова; и распекал Р.Х. Тромповского в Грозной, за то, «что не взял с собой красных штанов, чтобы сопровождать Шамиля в Петербург» и тому подобное.
Любимой темой разговоров А.И. Барятинского было также представление о том, что известие о взятии Шамиля попадет в Петербург именно 30 августа, как этому обрадуется Государь, «какие рожи скорчат» при этом его враги и завистники[40].
Д.И. Святополк-Мирский вспоминает, что после пленения Шамиля, тут же на Кечерских высотах, стал свидетелем сцены, когда он с Д.А. Милютиным находились в палатке А.И. Барятинского. Главнокомандующий снова стал говорить о последних событиях, акцентируя внимание на том, как он предвидел и предсказал, все что случилось, вспоминал Тромповского и прочее. Д.А. Милютин, которому такой разговор не мог быть приятен и даже надоел, как показалось автору, вдруг обронил: «Что же это колдовство?». «Нет не колдовство Дмитрий Алексеевич, – возразил серьёзным тоном Барятинский, – а верная оценка обстоятельств»[41]. На этом разговор прекратился, и, по мнению Д.И. Святополк-Мирского, сей эпизод стал началом последующих столкновений, завершившихся полным разрывом отношений между Д.А. Милютиным и А.И. Барятинским.
Подводя итоги, можно сказать, что воспоминания Д.И. Святополк-Мирского об осаде Гуниба и пленении имама Шамиля, как исторический источник, имеют важное значение. Они точны, содержательны, обеспечены прямыми достоверными суждениями и написаны чрезвычайно информированным и компетентным человеком, участником и очевидцем событий, генералом, особо приближенным к главнокомандующему. В воспоминаниях отражены превосходное знание автором всех перипетий Кавказской войны, его природный ум, наблюдательность и общественно-политические взгляды. Личные симпатии не помешали ему критически подойти к описываемым событиям, осветить некоторые закулисные факты и беспристрастно охарактеризовать каждого из упомянутых им действующих лиц. Все это повышает значимость воспоминаний Д.И. Святополк-Мирского и придает его творческому наследию особую ценность.
[1] Имам – духовное лицо в исламе.
[2] Зиссерман А. Очерк последних военных действий на Восточном Кавказе // Современник, 1860, №7. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Zissermann/ocerk4.htm
[3] Внутренние известия //Русский Вестник, 1859, №9. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/RV/9_1859.htm
[4] Гр. А.О-Д. Частное письмо о взятии Шамиля. 1859 // Русский Архив – М., 1869 – т. 6, с. 1046-1063.
[5] Стрелок Н.Н. Из дневника старого кавказца // Военный сборник, 1870, №11.
[6] Солтан В. На Гунибе в 1859 и 1871 гг. //Русская старина – СПб, 1892 – т. 74, с. 392-418.; Записки М.Я. Ольшевского. Кавказ с 1841 по 1866 // Русская старина – СПб, 1894 – т. 82, с. 228-240
[7] Шульгин С.Н. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках // СМОМПК – Тифлис, 1903, т. 32, с. 10-24
[8] Аноев А. Из кавказских воспоминаний // Исторический вестник, 1906, №9.
[9] Бушуев С. К биографии Шамиля // Красный архив, 1941, №2 (105).
[10] Имамат Шамиля – теократическое государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829-1859 гг. Наибольшее развитие получило во время правления имама Шамиля. Завоевано Российской империей в ходе Кавказской войны.
[11] Гаджиев В.Г. Предисловие. Гаджи-Али и его место в изучении истории движения горцев Дагестана и Чечни под водительством Шамиля. Режим доступа: http://a-u-l.narod.ru/Gadji-Ali_Skazanie_ochevidza_o_Shamile.html#glava-p
[12] Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний Абдурахмана, сына шейха Тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. – Махачкала, 1997. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/Arabojaz_ist/Gazikumuchi_III/text4.htm
[13] Мухамад-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских шашек в некоторых Шамилевских битвах / Перевод А. Барабанова — М. 1941.
[14] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89. Воспоминания Д.И. Святополк-Мирского о Барятинском. 101 л.
[15] Барятинский Александр Иванович (1815-1879), генерал-фельдмаршал, главнокомандующий войсками Отдельного Кавказского корпуса. С его именем связано окончание Кавказской войны и пленение Шамиля в 1859 г.
[16] Имам Шамиль вместе со своими родственниками и обслугой в 1868-1869 гг. жил в Киеве на ул. Крепостной. Об этом извещает бронзовая мемориальная плита на доме по ул. Крепостная №4.
[17] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 80.
[18] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 67.
[19] Речь идет об участнике Кавказской войны генерал-лейтенанте бароне Александре Евстафьевиче Врангеле (1804-1890)
[20] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 67.
[21] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 76 об.
[22] Имеется ввиду блокада и штурм в августе 1839 года дагестанского аула Ахульго, — резиденции Шамиля. После его падения, раненому Шамилю удалось вырваться из окружения вместе с двумя десятками сподвижников и через некоторое время собрать новые отряды и продолжить борьбу.
[23] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 76.
[24] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 77.
[25] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 77 об.
[26] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 76.
[27] Эскалада с французского языка – «лестница», – штурм крепостей с помощью лестниц.
[28] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 79.
[29] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 79 об.
[30] Лазарев Иван Давидович (1820-1879) – российский генерал армянского происхождения, перед капитуляцией Шамиля отправился к нему в Гуниб, для переговоров об условиях сдачи в плен.
[31] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 80.
[32] Речь идет о немецком художнике Т. Горшельте, очевидце событий под Гунибом, авторе картины «Пленение Шамиля».
[33] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 81 об.
[34] Евдокимов Николай Иванович. (1804-1873) генерал от инфантерии, активный участник Кавказской войны, принимал участие в осаде и штурме Гуниба.
[35] Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912), генерал-адъютант, военный и государственный деятель России, принимал участи в осаде и штурме Гуниба.
[36] Святополк-Мирский намекает на известные темные стороны деятельности генерала Евдокимова на Кавказе, связанные с финансовыми махинациями, и имевшим репутацию откровенного казнокрада. Согласно воспоминаниям А. Зиссермана, А. Барятинский прикрывал своего исполнительного подчиненного от царского гнева, а критикам Евдокимова говорил: «Евдокимов украдет 100 рублей, а пользы принесет на 10 тысяч». См. Муханов В.М. Наброски к портрету генерала Н.И. Евдокимова // Кавказский сборник, – Т. 5, (37) /Под ред. В.В. Дегоева. – М., 2008. – с. 156-158.
[37] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 83.
[38] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 84 об.
[39] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 83 об.
[40] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 85 об.
[41] ЦДІАК України Ф. 2056, оп. 1, д. 89, л. 86.
Опубликовано: Дзагалов А.С. Осада Гуниба и пленение Шамиля в воспоминаниях Д.И. Святополк-Мирского. // Спеціальні історичні дисципліни: питання теорії та методики. – Киев, 2015. – Ч. 26-27. Інститут історії України НАН України – С. 245-254.
Вложения
- Shamil
Размер файла: 443 КБ
Кол-во скачиваний: 581
РСÑамбÑле гоÑовÑÑÑÑ ÑкÑанизиÑоваÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸Ð¼Ð°Ð¼Ð° Ð¨Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ñ â пÑедводиÑÐµÐ»Ñ Ð³Ð¾ÑÑев пеÑиода ÐавказÑкой войнÑ. Ðб ÑÑом в Ñвоем инÑеÑвÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð°Ð» ÑÑÑеÑкий полиÑик и бизнеÑмен ÐÐµÐ¼Ð°Ð»Ñ Ð¢ÐµÐºÐ´ÐµÐ½.
Ðо его мнениÑ, ÑобÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð²ÐµÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ давноÑÑи вÑзÑваÑÑ Ð² миÑе огÑомнÑй инÑеÑеÑ. ÐавказÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° ÑÑиÑаеÑÑÑ ÑÑÑÑ Ð»Ð¸ не Ñамой пÑодолжиÑелÑной и дÑамаÑиÑеÑкой в иÑÑоÑии РоÑÑии. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐºÐ°ÑÑина вÑÑд ли кого-Ñо оÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ ÑавнодÑÑнÑм.
Ркак ÑÑ Ð¾ ÑÑагедии оÑзовеÑÑÑ Ð² ÑÐ¼Ð°Ñ Ð¸ ÑеÑдÑÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ñелей ÑÑÑанÑ, оÑобенно на Ðавказе? УдаÑÑÑÑ Ð»Ð¸ авÑоÑам ÑилÑма ÑоблÑÑÑи деликаÑноÑÑÑ Ð¸ ÑоÑноÑÑÑ Ð² ÑеконÑÑÑÑкÑии Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¸Ñ ÑобÑÑий? ÐÑи вопÑоÑÑ Ð¾ÑÑажаÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑÑ ÑÑевогÑ.
Ðело в Ñом, ÑÑо Ñема имама Ð¨Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ñ ÑÑала камнем пÑеÑÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾ взаимооÑноÑениÑÑ Ð´Ð²ÑÑ ÑоÑÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ ÑеÑпÑблик â ÐагеÑÑана и ЧеÑни. ÐедоволÑÑÑво, иногда и вÑплеÑк Ð½ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²ÑзÑваÑÑ Ð¾ÑкÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑамозванÑÑ Â«Ð¸Ð½ÑеÑнеÑ-иÑÑоÑиков», ÑÑакÑÑÑÑÐ¸Ñ ÐавказÑкÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð¿Ð¾-ÑвоемÑ. ÐÑ Ð²Ð¾Ð»ÑнÑе ÑÐ¾Ð»ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ â пÑиÑем Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ¸Ñ ÑÑоÑон â ÑаÑÑо пÑиводÑÑ Ðº наÑÑоÑÑим виÑÑÑалÑнÑм баÑалиÑм пÑедÑÑавиÑелей двÑÑ Ð±ÑаÑÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñодов.
ÐаÑалоÑÑ Ð¶Ðµ вÑе Ñ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно ÑÑÑанного инÑеÑвÑÑ Ð² одной из ÑедеÑалÑнÑÑ Ð³Ð°Ð·ÐµÑ Ñ Ð³Ñажданкой ÐÑиопии ÐÐ°Ð·Ð¸Ð¼Ñ Ð¥Ð°Ð½Ð°Ñи, коÑоÑÑÑ Ð¿ÑезенÑовали ÑиÑаÑелÑм как пÑавнÑÑÐºÑ Ð¸Ð¼Ð°Ð¼Ð° ШамилÑ. РбеÑеде Ñ Ð¶ÑÑналиÑÑом она недвÑÑмÑÑленно заÑвила:
â Ðо вÑемена моего пÑадеда в ЧеÑне бÑло немало Ñазбойников, Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÑÑонал веÑÑ Ðавказ. Ð¨Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ лÑбил ÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей.
â Ðо Ð²ÐµÐ´Ñ ÑеÑенÑÑ Ð±Ñли его ÑоÑзниками в войне Ñ Ð Ð¾ÑÑией, â возÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ Ð°Ð²ÑоÑ. Ðо Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ ÑÑо Ñак, ÑÑо вÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе «ÑазоблаÑениÑ»â¦
â ÐÑÐµÐ½Ñ Ð½ÐµÐ½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð½Ñми они бÑли ÑоÑзниками, â оÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð¥Ð°Ð½Ð°Ñи. â ÐÐ¾Ñ Ð¼Ð°ÑÑ ÑаÑÑказÑвала, ÑÑо Ð¨Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ñ ÑаÑÑо жаловалÑÑ Ð½Ð° ÑеÑенÑев. Ð ÑеÑаÑÑие моменÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ помогали и даже воÑовали лоÑадей из его аÑмии.
Ðозможно, «ÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑавнÑÑка» ÑмÑÑно пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñебе ÑобÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð²ÐµÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ давноÑÑи, но паÑÑаж пÑо Ð»Ð¸Ñ Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð¾ÐºÑадов издание вÑнеÑло кÑÑпнÑм ÑÑиÑÑом в заголовок, Ñем ÑамÑм ÑÑзвив и ÑаззадоÑив деÑÑÑки ÑÑÑÑÑ Ñеловек.
Ð ÑеÑенÑÐºÐ¸Ñ Ð¡ÐÐ ÑÑÑ Ð¶Ðµ поÑвилиÑÑ Ð¾ÑвеÑнÑе Ñилиппики Ñ Ð³Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾Ð¹ оÑповедÑÑ. ÐаÑали ÑобиÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸Ñи, гÑÐ¾Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð°ÑÑ Ð² ÑÑд на ÑкзалÑÑиÑованнÑÑ ÑÑаÑÑÑÐºÑ Ð¸ Ñамого авÑоÑа инÑеÑвÑÑ Â«Ð·Ð° Ñазжигание межнаÑионалÑной Ñозни».
â ÐÑе пеÑевеÑнÑли Ñ Ð½Ð¾Ð³ на головÑ, â возмÑÑалиÑÑ Ð»Ñди. â Ðогда Ð¨Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ñ Ð±Ð¾ÑолÑÑ Ñ Ð´Ð°Ð³ÐµÑÑанÑкими кнÑзÑÑми, ÑÐ°Ð¼Ñ Ð°Ð»Ð°Ð¼Ð¸ и непокоÑнÑми аÑлами, мало кого ÑÑо инÑеÑеÑовало. ÐÐ¸Ñ Ñзнал о ÐавказÑкой войне поÑле маÑÑÑабнÑÑ ÑÑажений, пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð²ÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑеÑÑиÑоÑии ЧеÑни.
(ÐеÑоÑÑно, ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÑÑпнÑÑ ÑÑолкновениÑÑ , извеÑÑнÑÑ ÑÑеди иÑÑоÑиков как «иÑкеÑийÑкий бой», «ÑÑÑ Ð°ÑÐ½Ð°Ñ ÑкÑпедиÑиÑ» (или «даÑгинÑкий Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð´Â». â ÐвÑ.), в Ñ Ð¾Ð´Ðµ коÑоÑÑÑ Ð³Ð¾ÑÑÑ Ð½Ð°Ð½ÐµÑли поÑажение ÑаÑÑкой аÑмии, ÑолÑко ÑÑо победивÑей Ðаполеона и ÐÑманÑкÑÑ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑиÑ.)
ÐагеÑÑанÑÑ Ð² оÑÐ²ÐµÑ ÑпÑекаÑÑ Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñов, ÑÑо в конÑе Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ ÑеÑенÑÑ Ð½Ðµ поддеÑживали ШамилÑ, из-за Ñего ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиÑлоÑÑ ÑйÑи в ÐагеÑÑан. Ð ÑÑо дейÑÑвиÑелÑно пÑавда. ХоÑÑ, по Ñловам ÐеÑÐ¸Ð¼Ð°Ñ Ð¢Ð°Ñ Ð½Ð°ÐµÐ²Ð¾Ð¹, ÑоÑÑÑдника ÐнÑÑиÑÑÑа воÑÑÐ¾ÐºÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð ÐÐ, авÑоÑа книги «ÐоÑледние дни Ð´Ð¶Ð¸Ñ Ð°Ð´Ð° в ÐагеÑÑане», пеÑвÑм Ð¾Ñ Ð¸Ð¼Ð°Ð¼Ð° ÑÑал оÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ ÐебедмÑÑ Ð°Ð¼ÐµÐ´ ТелеÑлинÑкий, один из его Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ ÑоÑаÑников. ÐÑе задолго до оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐавказÑкой Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð¾Ð½ бÑл ÑлиÑен в ÑайнÑÑ ÑноÑениÑÑ Ñ Ð¿ÑоÑивником. Тогда же ÑазговоÑÑ Ð¾ миÑе Ñ ÑаÑÑкими войÑками вел Ñ Ð¾ÑÑом ÐжамалÑддин, ÑÑаÑÑий ÑÑн имама ШамилÑ.
Словом, ÑепаÑаÑиÑÑÑкие наÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑазÑедали пÑежде монолиÑнÑе ÑÑÐ´Ñ Ð¸Ð¼Ð°Ð¼Ð°Ñа. ÐÑиÑиной поÑажениÑ, по Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиков, ÑÑала жеÑÑокоÑÑÑ Ð¸ пÑоизвол наибов ШамилÑ, ÑеÑпеÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð³Ð¾ÑÑÑ Ñже не желали, Ñем более ÑÑо ЧеÑÐ½Ñ Ð² конÑе Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð±Ñла полноÑÑÑÑ ÑазоÑена и обеÑкÑовлена.
СоглаÑно даннÑм генеÑала Ð¾Ñ Ð¸Ð½ÑанÑеÑии Ð.Ð.ÐейдгаÑдÑа и лиÑного ÑекÑеÑаÑÑ Ð¸Ð¼Ð°Ð¼Ð° ШамилÑ, коÑоÑÑе пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐикипедиÑ, пеÑед ÐавказÑкой войной наÑеление ÐолÑÑой ЧеÑни ÑоÑÑавлÑло 240 ÑÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ñелей, Ðалой ЧеÑни â 290 ÑÑÑÑÑ, не ÑÑиÑÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ñелей заÑеÑеÑнÑÑ Ñелений и дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð»ÑнÑÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑв, не Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð²ÑÐ¸Ñ Ð² Ð¸Ð¼Ð°Ð¼Ð°Ñ (еÑе около 200 ÑÑÑÑÑ. â ÐвÑ.). Ð Ñелом ÑÑо 700â750 ÑÑÑÑÑ Ñеловек. ÐеÑепиÑÑ Ð¶Ðµ, пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑоÑÑийÑкой админиÑÑÑаÑией ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ñле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐавказÑкой войнÑ, показала, ÑÑо ÑиÑленноÑÑÑ ÑеÑенÑев ÑокÑаÑилаÑÑ Ð´Ð¾ 150 ÑÑÑÑÑ Ð´ÑÑ⦠Словом, поÑеÑи колоÑÑалÑнÑе.
ÐÐ¾Ñ ÑÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ ÐеÑÐ¸Ð¼Ð°Ñ Ð¢Ð°Ñ Ð½Ð°ÐµÐ²Ð°.
â ЧеÑÐ½Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе вÑÐµÑ Ð²ÑÑÑÑадала и вÑнеÑла в поÑледнее деÑÑÑилеÑие имамаÑа. Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ½ÑÐ·Ñ ÐÑгÑÑинÑкого, ÑÑеди гоÑÑев ÑаÑила гнеÑÑÑÐ°Ñ Ð°ÑмоÑÑеÑа, вÑÐ·Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ðº длиÑелÑноÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ, Ñак и ÑепÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð½ÐµÑдаÑ, ÑопÑÑженнÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑими лÑдÑкими поÑеÑÑми…
Ðо ÑаÑÑказам ÑовÑеменников имама ШамилÑ, в конÑе его пÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ЧеÑне пÑакÑиÑеÑки не оÑÑалоÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð¸, ÑпоÑобной деÑжаÑÑ Ð² ÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾ÑÑжие, â не ÑÑпевали подÑаÑÑаÑÑ. ÐаÑÑбиÑа, ÑÐ°Ð´Ñ Ð¸ лиÑнÑе Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑва бÑли ÑазоÑенÑ, поÑÐµÐ²Ñ ÑегÑлÑÑно ÑжигалиÑÑ. Села опÑÑÑели, наÑеление пÑедÑÑавлÑло жалкое зÑелиÑе â везде бÑодили поÑеÑÑннÑе ÑÑаÑики, деÑи и вдовÑ, ÑÑи мÑжÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ³Ð»Ð¸ в беÑконеÑнÑÑ ÑÑажениÑÑ Ñ Ð°Ñмией одной из миÑовÑÑ Ð´ÐµÑжав, какой ÑвлÑлаÑÑ Ñогда РоÑÑиÑ.
СпоÑÑ Ð¸ пеÑебÑанки Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÑбиÑелÑми иÑÑоÑии вÑÑли позже на академиÑеÑкий ÑÑовенÑ. ÐагеÑÑанÑкий ÑÑногÑÐ°Ñ Ð¢Ð¸Ð¼ÑÑ ÐйÑбеÑов «подбÑоÑил дÑовиÑек» в давно Ñже ÑлеÑÑий ÑпоÑ, заÑвив, ÑÑо ЧеÑÐ½Ñ Ð±Ñла под ÑпÑавлением дагеÑÑанÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½ÑжеÑÑв, а ÑледоваÑелÑно, ÑÑо бÑл единÑй ÑеаÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ. Ðе ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ñ ÑазделÑÑÑ. РвообÑе, имам Ð¨Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ñ Ð¿ÑоÑлавил на веÑÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð³ÐµÑÑанÑев и ÑеÑенÑев.
Ðозможно, иÑÑоÑик не имел в Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð½Ð¸Ñего Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð³Ð¾. ÐапÑоÑив, Ñвоими ÑенÑенÑиÑми Ñ Ð¾Ñел подбодÑиÑÑ ÑоÑедей: мол, Ð¼Ñ Ð¶Ðµ вÑегда бÑли вмеÑÑе! Ðо оÑкÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑоÑа вÑзвали пÑÑмо пÑоÑивоположнÑй ÑÑÑекÑ.
â ÐÑо кого пÑоÑлавил â болÑÑой вопÑоÑ, â возмÑÑалиÑÑ Ð½Ð° Ñой ÑÑоÑоне, Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ Ð²ÑÑказÑвание гÑаÑа ÐоÑонÑова: «â¦ÐÑ Ð¿Ñинимаем меÑÑ, коÑоÑÑе Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ñано или поздно⦠оÑоÑваÑÑ Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑеÑенÑев, без коÑоÑÑÑ Ð¾Ð½ ниÑего не бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑÑ». Тем более ÑÑолиÑа имамаÑа Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð°ÑÑ Ð² ЧеÑне: ÑнаÑала в ÐаÑго, заÑем в Ðедено. ÐоÑле Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоей главной ÑÑавки Ð¨Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ñ Ð±Ñл вÑнÑжден оÑÑÑÑпиÑÑ Ð² ÐагеÑÑан, где его ждали еÑе менÑÑе. ÐÑÑавÑиÑÑ Ð±ÐµÐ· поддеÑжки, он ÑеÑез неÑколÑко меÑÑÑев Ñложил оÑÑжие. ÐобÑоволÑно ÑдалÑÑ, вÑнÑжденно, заманили на пеÑеговоÑÑ Ð¸ взÑли в плен â вÑÑд ли Ñак Ñж важно?
ÐÑкоÑе к диÑкÑÑÑии подклÑÑилаÑÑ ÑÑÐ¶ÐµÐ»Ð°Ñ Ð°ÑÑиллеÑÐ¸Ñ Ð² лиÑе пÑезиденÑа Ðкадемии наÑк ЧеÑенÑкой РеÑпÑблики Ð¨Ð°Ñ ÑÑддина ÐапÑÑова.
â Ðи один меÑÑ ÑеÑенÑкой земли никогда не Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð» во владение дагеÑÑанÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½Ñзей и ÑÐ°Ð¼Ñ Ð°Ð»Ð¾Ð². ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ñакого геогÑаÑиÑеÑкого обÑазованиÑ, â заÑвил в оÑвеÑном ÑпиÑе пÑоÑеÑÑÐ¾Ñ ÐапÑÑов. â Ðолее Ñого, Ð¼Ñ Ð½Ðµ ÑвлÑлиÑÑ Ð² пÑоÑлом пÑоÑивниками РоÑÑии. Ð Ñом же пиÑÐµÑ Ð² ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð²Ð¾ÑпоминаниÑÑ Ð³ÐµÐ½ÐµÑал Ðван ÐелÑпоÑÑо: «â¦ÐÑ ÑеÑенÑев пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво маÑÑеÑовÑÑ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе пÑоживаÑÑ Ð² наÑÐ¸Ñ Ð³ÑаниÑÐ°Ñ Ð² гоÑÐ¾Ð´Ð°Ñ Ð¸ ÑелениÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÐµÐ»Ð¾Ð¼Ñ Ð»ÐµÑÑ, даже кÑÑглÑй год, â ÑеÑебÑÑки, ÑлеÑаÑÑ, кÑзнеÑÑ, ÑеделÑники и пÑоÑие⦠ÐÑоме Ñого, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво ÑабоÑников Ð´Ð»Ñ Ð¶Ð°ÑвÑ, ÑенокоÑов, молоÑÑбÑ, обÑабаÑÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ñада и пÑоÑÐ¸Ñ ÑеÑнÑÑ ÑабоÑâ¦Â».
ÐÑиÑина обоÑÑÑениÑ, ÑÑиÑаÑÑ Ð¸ÑÑоÑики, в Ñом, ÑÑо импеÑÐ¸Ñ ÑпÑавление кавказÑким кÑаем поÑÑÑала не гÑажданÑким Ñинам, а генеÑал-гÑбеÑнаÑоÑам, имеÑÑим опÑÑ ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð² ÑазнÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑÐ°Ñ Ð¸ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°Ñ . Ðни и занималиÑÑ Ñем, ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑили Ð¸Ñ Ð²ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, â воевали, абÑолÑÑно ÑвеÑеннÑе в Ñом, ÑÑо ÑÑо единÑÑвеннÑй ÑпоÑоб взаимодейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñ Ð³Ð¾ÑÑким наÑелением. ÐикÑо не желал ÑÑиÑаÑÑÑÑ Ñ Ð¸Ñ ÑамобÑÑноÑÑÑÑ, понÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑалÑноÑÑÑ, не ÑÑÑемилÑÑ Ðº гаÑмонизаÑии оÑноÑений â ÑолÑко подавиÑÑ. Ðак пÑизнавалÑÑ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑй ÑоÑÑийÑкий иÑÑоÑик, «нам нÑжна бÑла ÑÑа Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ â в наÑелении же не бÑло никакой надобноÑÑи».
ÐÑÐ´Ñ Ð¿ÑоÑвлено болÑÑе вниманиÑ, ÑеÑÐ¿ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº меÑÑнÑм ÑÑноÑам, к инÑÑиÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑоднÑÑ ÑÑаÑейÑин â ÑдалоÑÑ Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ ÑÑÐ¾Ð»Ñ ÑÑагиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑÑ Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ¸Ñ ÑÑоÑон. Ðозможно, и Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑов, плавно пеÑеÑекавÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· века в век. Тем более ÑÑо в РоÑÑии вÑегда Ñ Ð²Ð°Ñало лÑдей Ñ Ð°Ð»ÑÑеÑнаÑивной позиÑией.
ÐÐ¾Ñ ÑÑо пиÑÐµÑ Ð² книге «ÐавказÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° â велиÑайÑÐ°Ñ ÑÑÐ°Ð³ÐµÐ´Ð¸Ñ XIÐ¥ века» Ð.Ð.РомановÑкий. «â¦ÐÑе ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑпÑавлениÑ, оÑнованнÑе иÑклÑÑиÑелÑно на ÑÑÑÐ°Ñ Ðµ и меÑÐ°Ñ Ð¸Ð·Ð»Ð¸Ñне ÑÑеÑниÑелÑнÑÑ , никогда и нигде не пÑиноÑили ÑезÑлÑÑаÑов пÑоÑнÑÑ Ð¸ благоÑвоÑиÑелÑнÑÑ Â».
ÐÑоÑло Ñже двеÑÑи леÑ, но иÑкÑÑ ÑоÑалÑного взаимного недоволÑÑÑва еÑе не поÑÑÑ Ð»Ð¸. ТÑÑки даже не подозÑеваÑÑ, какой взÑÑвной заÑÑд ÑÐ°Ð¸Ñ Ð² Ñебе иÑÑоÑÐ¸Ñ ÑÑого кÑÐ°Ñ Ð¸ ÑпиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑигÑÑа имама ШамилÑ! ÐÑе ниÑего не ÑÑпев ÑделаÑÑ, авÑоÑÑ ÑилÑма вÑзвали Ð²Ð¾Ð»Ð½Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ ÑмоÑий, пÑеÑензий и обид. ÐÑди наÑали вÑÑÑÑÑ Ð¸Ð²Ð°ÑÑ Ð¸Ð· пÑлÑнÑÑ ÑкаÑов ÑÑагменÑÑ ÑÑаÑÑÑ ÑкелеÑов.
СÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ множеÑÑвеннÑм комменÑаÑиÑм, лÑдÑм пÑоÑÑо не понÑавилоÑÑ, ÑÑо в ÑеÑиале бÑдÑÑ Ð·Ð°Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ ÑолÑко ÑÑÑеÑкие и дагеÑÑанÑкие акÑеÑÑ. Ðа и баÑалÑнÑе ÑÑÐµÐ½Ñ Ð±ÑдÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ ÑолÑко на ÑеÑÑиÑоÑии ТÑÑÑии и ÐагеÑÑана. Рни Ñлова о ЧеÑне и ÑеÑенÑÐ°Ñ , оказавÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑи на гÑани иÑÑÐµÐ·Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñой войне.
ХоÑÑ, вÑпоминаÑÑ Ð²Ñе, в иÑÑоÑиÑеÑком пÑоÑлом дагеÑÑанÑÑ Ð¸ ÑеÑенÑÑ Ð²Ñегда миÑно ÑоÑÑÑеÑÑвовали. Ðо кÑайней меÑе никогда не вÑаждовали дÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом. Ðолее Ñого, вмеÑÑе заÑиÑалиÑÑ Ð¾Ñ Ð³Ñннов, Ñ Ð°Ð½Ð¾Ð² ÐолоÑой ÐÑдÑ, Ð¢Ð¾Ñ ÑамÑÑа и пÑоÑÐ¸Ñ Ð°Ð³ÑеÑÑоÑов, не говоÑÑ Ñже о ÑовмеÑÑном ÑопÑоÑивлении в ÐавказÑкÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ.
ÐÑÑоÑник: www.mk.ru
Резонансные происшествия в разных концах мира, связанные с северокавказцами, каждый раз поднимают вопрос о проблемах адаптации горцев в новых странах и о том, насколько они готовы принять культуру мест, где они осели. Между тем миграция северокавказцев – явление не сегодняшнего дня. Её история исчисляется веками.
Массовое переселение горцев на Восток
Одна из самых крупных диаспор на сегодня – черкесская (адыгская) – преимущественно проживает в Турции. Меньшие по численности диаспоры живут в ближневосточных и европейских странах, а также в США.
Северокавказские диаспоры в Турции сформировались в результате так называемого мухаджирства, вызванного итогами Кавказской войны во второй половине XIX века, когда сотни тысяч людей устремились в Османскую империю. Абсолютным большинством эмигрировавших горцев были черкесы, однако кроме них за рубеж массово уехали абхазы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, осетины, ногайцы, карачаевцы и балкарцы.
Черкесская община, с нуля начавшая жизнь в новых местах, смогла не просто выжить, но и крепко встать на ноги. Её представители надолго стали неотъемлемой частью политической и культурной элиты Османской империи и позже – современной Турции.
Впрочем, жители Северного Кавказа уезжали в эмиграцию не только по политическим мотивам. К примеру, в начале ХХ века мотивом для большой группы осетин, покинувшей родину по экономическим причинам и перебравшейся в США и Канаду, стал поиск работы.
Следующая крупная волна беженцев с Северного Кавказа была спровоцирована историческими событиями периода развала Российской империи и утверждения советской власти в 1917–1920 гг. Все, кто противостоял большевикам, вынужденно эмигрировали – кто в Турцию, кто в страны Европы. Речь вновь идёт о десятках тысяч северокавказцев, от безысходности покинувших свой регион.
Видными представителями горской эмиграции стали черкесы – маршал Фуад-паша Тхуго, писатель и драматург Ахмед Мидхат Хагур, ученый и просветитель Айтек Намиток и политик Пшемахо Коцев. Из числа дагестанцев – Гази Мухаммад-паша, сын имама Шамиля, генерал-лейтенант османской армии. Среди осетин – Мусса Кундухов (генерал турецкой армии), Бекир Сами-бей (министр иностранных дел), чеченцев – Шевкет-паша, Шахин-Бей, абхазов – Рауф-Бей (премьер-министр) и Шараф Абаза в Сирии и многие другие.
Потомки мухаджиров
В современное время черкесов в Турции прославляли физик Кортан Ахмет Рефика, писатель Ахмед Мидхата (Хагуров), тысячи политиков и деятелей культуры, оставивших заметный след в истории страны. Стоит отметить чеченского историка и писателя Тарика Кутлу и этнографа Эрола Йылдыра, осетина – общественного деятеля Садреттина Кусова, абхазов – инженера Омару Беигуа и директора Кавказского научно-исследовательского фонда в Анкаре Мухеттина Гечбу.
В Сирии к началу 2000 года проживало свыше 30 черкесов с ученой степенью доктора наук. Среди них историк Ахмед Уасфи Закария, инженер Ратиб Стас, доктор медицинских наук Ахмед Бакир. Также известны депутаты сирийского парламента Изеддин Дугуж, политик и дипломат Омар Фахри (Тлеуж) и многие другие.
В Иордании чеченская и черкесская общины, со времен независимости, всегда имели политический вес и находились в окружении короля. Личная охрана монарха была сформирована из черкесов, за чеченцами и черкесами с давних времён закреплены два места в Парламенте Хашимитского Королевства.
Черкесскую общину Иордании прославили ставший премьер-министром страны Саид аль-Муфти, генерал Исмаил Ануар-Мухаммед, министр Усман Дияб Юсеф, дипломат и военный Ауни Мудар и др.
Известные чеченцы в Иордании – дивизионный генерал Ахмед Арслан Алаудин и единственный в истории королевства дважды герой, Рима Арслан – первая женщина-посол Иордании в Новой Зеландии (2010 г.) и Канаде (2017 г.), инженер Саид Бено, поэт и композитор Абдалла Джунейд Мухаммед Раис, скульптор Хашим Асендар Гордло.
Северокавказские «мухаджиры» в Европе
В 70–80-х годах ХХ века в поисках работы и на учёбу в Европу стали переезжать северокавказцы из Турции и стран Ближнего Востока.
В США живут и активно проявляют себя черкесские организации, большинство из которых сосредоточены в районе Нью-Джерси и Нью-Йорка. В основном это потомки турецких и сирийских черкесов, переселившихся в эту страну после Второй мировой войны. Десятки черкесов служат в полиции, работают врачами, сотрудниками в структурных подразделениях ООН, на Уолл-Стрит в Нью-Йорке и т.д.
В различных европейских странах действуют также ингушские и черкесские диаспоры. Один из самых популярных политиков черкесского происхождения в Европе – министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир. В этой стране функционирует и черкесский научно-исследовательский центр, переселенцы трудятся врачами, инженерами и активно участвуют в политической жизни, представляя разные партии.
Военные действия в Чечне в начале XXI века подвигли чеченцев к массовому исходу в зарубежные страны.
На сегодня крупные чеченские диаспоры имеются в большинстве европейских государств: во Франции – 67 тыс. человек, в Германии – около 50 тыс., в Австрии – порядка 30 тыс., в Бельгии – свыше 20 тыс., в Норвегии – свыше 15 тыс., в Польше – около 10 тыс. Более маленькие диаспоры существуют и в других странах Европы.
Чеченские общины в Великобритании и в США в большей степени сформировались за счет бизнес-элиты и обучающихся в этих странах студентов, хотя, безусловно, есть и те, кто нашел там приют в качестве просителя статуса беженца. Немало чеченцев переселились в Канаду.
Молодое поколение чеченцев всецело интегрируется и претендует на своё достойное место в новом для них обществе: это депутат немецкого бундестага Белла Бах, депутат в городском совете в Бельгии Адам Исаев, руководитель городского округа в канадском Торонто Адлан Тарамов, врачи, адвокаты и многие другие, получившие образование за рубежом и начавшие там свою карьеру.
Действуют многочисленные ассоциации, фонды и центры, стремящиеся содействовать сохранению языка и традиций среди подрастающего поколения. Общеевропейская структура – Ассамблея чеченцев Европы, возглавляемая Асланом Муртазалиевым, – становится все более заметной общественной организацией, занимающейся содействием в решении самых разных вопросов, связанных с диаспорами.
Адаптация или ассимиляция
Старшее поколение чеченцев, черкесов и других диаспор всерьез обеспокоено сохранением идентичности своих детей и внуков. Они боятся «растворения» в общей массе иноязычной культуры своих потомков. По этой причине создаются воскресные школы в Париже, Ницце, Страсбурге, Берлине, Вене и в других городах. В этих школах учат традициям и пытаются наладить более тесные контакты с исторической родиной, чтобы молодежь чувствовала себя ее частью.
Теракты во Франции, аресты в Австрии, убийства в Германии, нападения в Швеции невольно заставляют задаваться вопросом: нет ли проблем с интеграцией у беженцев?
Чешский политолог, научный директор пражского Института международных отношений, эксперт по Кавказу Эмиль Аслан, долгое время занимающийся исследованием чеченской проблематики, в беседе с Кавказ.Реалии отмечает: не стоит утверждать, что чеченцы и другие выходцы из Северного Кавказа испытывают проблемы с адаптацией в Европе.
«Моё общее впечатление от бесед с чеченской молодёжью свидетельствует о чувстве благодарности европейцам за то, что они приютили их и их родителей, бывших беженцев, спасавшихся от российско-чеченских войн. Но для части чеченцев возникли проблемы: из-за некоторых особых культурных норм (кодекс чести, возмездие за обиды, отказ от сотрудничества с властями, самопомощь) и экстремистской интерпретации ислама», – говорит политолог.
Профессор Брюссельского Открытого университета Одд Мерлин, автор многочисленных работ по Чечне, в беседе с Кавказ.Реалии обращает внимание, что многие чеченцы интегрировались очень хорошо, будучи преисполнены благодарности принимающим их странам. Но, по ее мнению, следует учесть, что некоторые до сих пор имеют последствия травм, полученных в результате двух войн в Чечне. Пережитое насилие, после которого люди не получили должного лечения, медицинской и психологической реабилитации, иногда приводит к неадекватному поведению пострадавших.
«Необходимо отметить, что определенная напряженность или недопонимание омрачают процесс интеграции. Они могут быть связаны с важностью обычных кодексов при урегулировании конфликтов. Например, действия чеченцев во французском Дижоне в июне 2020 года, которые отправились вершить правосудие собственными руками, чтобы компенсировать то, что они считали недостатком в работе французской полиции. Такого рода действия наносят ущерб имиджу чеченцев. Этот эпизод послужил поводом для возрождения воинственных образов чеченцев в глазах простого обывателя», – полагает Одд Мерлин.
Вопрос о гендерных отношениях, по словам Мерлин, иной раз также сталкивается с непониманием со стороны чеченцев, придерживающихся традиционных представлений. Также, уверена профессор, важно не этнизировать социальные взгляды.
***
Чеченцы в Европе не забывают и о политической ситуации в России. Так, например, перед зданием Совета Европы в Страсбурге 9 октября прошел митинг представителей чеченской диаспоры из нескольких стран Евросоюза. Они развернули специально заказанный 50-метровый флаг сепаратистской Ичкерии, призвав обратить внимание на нарушения прав человека в Чечне.
В начале сентября на площади Шварценбергплац в Вене у мемориала в честь воинов советской армии прошло памятное мероприятие, приуроченное к 30-летию провозглашения независимости сепаратистской Чеченской республики Ичкерия.
19 сентября в центре Вены прошел массовый митинг, организованный представителями чеченской диаспоры в Австрии. Участники митинга заявили о нелегитимности выборов главы и парламента Чечни.
Перед российскими посольствами и консульствами в Вене, Варшаве, Брюсселе, Берлине, Осло и Берне 4 октября прошли протестные пикеты представителей чеченской диаспоры с требованием прекратить практику похищения родственников политических оппонентов и критиков главы Чечни.
Подписывайтесь на подкаст «Кавказская хроника с Вачагаевым» на сайте Кавказ.Реалии.