Рассказ про хлеб 5 класс родной русский язык

Сочиненияпо пословицамхлеб всему головахлеб это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе.
  1. Сочинения
  2. По пословицам
  3. Хлеб всему голова

Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом. Сначала нужно вырастить зерно, собрать его, смолотить и с получившейся муки выпечь хлеб. Тысячи людей различных профессий заняты в этих сложных процессах. Множество дней и ночей проходит прежде, чем испекут этот вкусный и душистый хлебушек.

«Хлеб — всему голова» эта мудрая пословица известна, пожалуй, всем еще с детства. Много мудрости и уважения заложено в ней, которая веками передавалась с поколения в поколение. Беречь и свято относиться к хлебу учат нас с малых лет наши любимые мамы. Со свежим хлебом и насыпанной наверх него солью встречали наши предки всех дорогих гостей, которые пришли с чистыми помыслами либо с хорошими новостями. Караваем благословляли родители молодых на хорошую и счастливую жизненную дорогу. Когда рождался ребенок в семье, шли в гости обязательно с хлебом.

Наши далекие предки глубоко чтили и возвышали хлеб, потому что они знали цену тяжелому труду людей, которые выращивали его на полях. Ведь раньше не было современных новейших технологий, а все делалось вручную и требовалось вложить много сил и умения. Они посвящали ему многие хвалебные песни, слаживали разные пословицы. Раньше считалось, если в доме имелся хлеб, то семья жила счастливо и благополучно.

Хлеб незаменим, ведь нет такого продукта, который может превосходить его. «Хлеб – это святое» любят поговаривать наши бабушки и дедушки. Потому, как помнят они те времена, когда его не было. Те далекие военные годы, когда только могли они, что мечтать о кусочке хотя бы черствого черного хлеба. И еще, наверное, этими словами они хотят показать нам, что бы мы с трепетом относились не только к самому хлебу, и к мозолистым рукам, вырастившим его. Ведь сегодня не все аккуратно относятся к нему, выбрасывают его в мусор, когда он зачерствеет.

Мы должны знать цену этому замечательному продукту, уметь экономить его и беречь, быть внимательными и заботливыми хозяевами. Относится к нему с почтением. Никогда не жалеть кусочка хлеба просящему бедному и голодающему человеку. Ведь хлеб – это жизнь. Он считается богатством нашей страны. Ведь каждый хочет видеть каждый день на своем столе вкусный, душистый, мягкий хлеб и сдобную выпечку. Оберегайте хлеб – мерило духовности и нашей воспитанности.

2, 5, 6, 7 класс

Другие сочинения: ← Дело мастера боится↑ По пословицамПословицы и поговорки — зерна народной мудрости →

Блокадный ломоть

Великая Отечественная война — ещё одна из страниц нашей истории, когда хлеб снова напомнил о своём значении — по всей стране начался голод, основная часть продовольствия уходила на фронт для поддержания сил солдат. Люди пекли лепёшки из коры деревьев, лебеды. Ребята моего возраста самостоятельно обрабатывали грядки, чтобы помочь родителям. Тяжелее всего приходилось жителям Ленинграда: враг держал город в плотном кольце более двух лет. Горожане вынуждены были съесть даже кошек и собак.

По «дороге жизни» через Ладогу можно было доставить очень ограниченное количество продуктов, поэтому хлеб в осаждённом городе мало напоминал белую буханку из магазина. Но даже за такой чёрный землистый кусочек люди готовы были отдать свою жизнь, поэтому блокадники хорошо понимают значение поговорки про хлеб.

Сколько рассказов, докладов, эссе и сочинений про хлеб было написано в послевоенные годы. Был даже такой лозунг:» Хлеб — жизнь». Отношение старшего поколения к выпечке отличается уважением. Хлебушек берегут, хранят и даже крошки не выкидывают в мусор.

Фронтовики приходят на встречи со школьниками, рассказывают о страшной войне. Они стараются объяснить, что в тяжёлое время хлеб означал жизнь, и сноп ржаных колосьев был милее самого красивого цветка. Обычно класс внимательно слушает рассуждения участников войны, но часто мы не улавливаем главного смысла.

Нам, никогда не испытывавшим голода, трудно понять слёзы бабушек и дедушек при виде сухаря в мусорном ведре.

Сборник сочинений на татарском языке для всех классов. Более 100 разных тем и вариантов упорядочены в алфавитном порядке. Также в боковой панели сайта имеется быстрый поиск по названию. Всё онлайн и абсолютно бесплатно. Татар16 ру – стараемся для вас.Барлык сыйныфлар өчен татарча сочинениеләр җыентыгы. 100 дән артык вариантлар һәм темалар алфавит тәртибендә урнашканнар. Шулай ук сайтның уң панеленда исем буенча кызу эзләү бар. Барлыгы да онлайн һәм бушлай. Татар16 ру – сезнең өчен торышабыз.

Сочинениялэр:

Ак көз

Алар ватанны сакладылар

Апрель ае

Әдәбият − минем тормышым

Әниемнең изге куллары

Әти белән сөйләшү

Әти-әни – иң кадерле кешеләрем

Б. Урманчының салтык болыны

Батырлык

Безнең авыл

Безнең гаиләдә китап

Безнең Мырау

Безнең фатирабыз

Белем – якты нур

Белемнең тормыштагы әһәмияте

Беренче кар

Беренче сентябрьдә

Бөек Җиңү бәйрәмендә

Гади генә таш диярсең

Гаҗәеп дустым

Дәү әнием

Дәү әтием

Дус-кызыма хат

Дуслык – бөек көч

Дуслык төле

Дустыма хат

Җәй могҗизалары

Җәйге выкыйга

Җәйге каникуллар

Җәйге паркта

Җәйге таң

Игелеклелек

Икейөзлелек

Илдә тынычлык булсын

Инсафлы кызлар

Иң гүзәл кеше

Иң яхшы кеше

Исемнәр турында

Йорт хайваны тоту − җаваплы эш

Каз өмәсе

Казан – мәңге яшь шәһәр

Казанга экскурсия

Карга боткасы

Кешеләрдәге матур сыйфатлар

Киләчәк бүгеннән башлана

Китап − тормыш дәреслеге

Китап − ул хәзинә

Көз башы

Күңелле кыш килде

Күңелле ял

Кыш килә

Күңелле тәнәфес турында

Күзәтүчән булыйк!

Кышкы салкын көннәрдә

Кышкы сихри урманда

Л. Фәттаховның “сабан туе” картинасы

М. Казаковның “үксез бала” рәсеме

Матур сыйфатлар

Матурлык тудыручы

Матурлык һәм зәвык

Мәктәп директоры булсам

Мәктәптә яраткан фәннәрем

Мин бәйли беләм!

Мин дәрес әзерлим

Мин язны ни өчен яратам?

Минем әнием

Минем гаиләм

Минем дустым

Минем нәни этем

Минем этем

Минем яраткан шөгылем

Миңа эт нигә кирәк

Моң

Муса Җәлил – тормыш юлы

Нардуган бәйрәме

Начар гадәтләр

Нәүрүз

Патриотлар

Походта

Рәнҗеш

Сабан туе

Сагыну хисе

Сәламәтлек сагында

Солдат буласым килә

Спорт белән шөгыльләнәм

Минем өчен спорт

Табигатьне саклагыз

Татар композиторы

Татар милләте

Татар рәссамы

Тәрбияле кеше

Телефоннан аралаша беләсеңме?

Тиен белән очрашу

Туган тел

Туган төлем – иркә гөлем

Туган телемне яратам

Туганнарда кунакта, яки кызыклы көн

Тугры дус − җанлы хәзинә

Тутый кош

Тылсымчы булсам

Укытучы булсам

Укытучым

Урман җәнлекләре

Урманда

Үзем турында

Февраль

Хайваннар – кешеләрнең ярдәмчесе

Хайваннарга да табиб кирәк

Хат үрнәге

Хезмәт кешене бизи

Хокук белгеченә кирәкле сыйфатлар

Хыял

Хыялдагы бүлмәм

Чәчәкләр ае

Чын дус

Шәфкать туташы

Энем

Этләр яхшылыкның кадерен белә

Эш белмәгән − кеше көлдерер

Эшләмәгән − ашамый

Юлларны гизүче һөнәр

Якын дусларым

Ялган һәм чын батырлык

Ямьле идел буйлары

Ямьле яз

Яраткан бәйрәмнәрем

Яраткан дәресем

Яраткан песием

Яраткан һөнәрем

Яраткан шөгылем

Ярату

Ятимлек

Яшь дус

Янгын сүндерүчеләр − тормыш сагында

Последний колосок

Почему хлеб имел такое большое значение в древней Руси, что про него придумали пословицу? Я думаю из-за того, что в древние времена выращивать пшеницу и рожь было трудной задачей. Сначала вспахивали землю — лошадь тащила тяжёлый плуг, а крестьянин направлял её, убирал камни и другие посторонние предметы. Затем поле обрабатывали бороной и засевали семенами.

Раньше редко использовался искусственный полив, в основном злаки получали воду от дождей, поэтому так страшны были засухи — урожай буквально сгорал на корню. Но и обилие осадков плохо сказывалось на полях — под тяжёлыми каплями ливня созревшие колосья падали на землю и начинали гнить.

Выращивание пшеницы и других злаков было похоже на лотерею «повезёт — не повезёт». Слишком много факторов влияло на урожай:

  1. Вид земли (чернозём, глинистые, песчаные почвы).
  2. Качество обработки почвы — пахота, рыхление, прополка сорняков.
  3. Качество семян.
  4. Количество и время выпадения осадков.
  5. Температура воздуха — ранние или поздние заморозки, очень жаркая погода.

И если, несмотря на все случайности и невзгоды, рожь уродилась — зерно берегли как зеницу ока. На этом трудности не заканчивались — пшеницу нужно было высушить, смолоть в муку и просеять. В работе участвовали взрослые и дети, наши сверстники помогали родителям, а не просиживали штаны за компьютером.

Отрубями кормили скотину, некоторые крестьяне пекли из них лепёшки. Владеть мельницей было очень выгодно и престижно, мукомолы и пекари были одними из самых уважаемых людей на селе.

Пшеничные караваи пекли только по большим праздникам — свадьба, новоселье, рождение ребёнка. Ржаной хлеб был более доступен, его пекли каждый день. В тяжёлые годы засухи и неурожая наступал голод. Многие крестьяне вынуждены были продавать себя в крепостные, чтобы их семья имела возможность есть хлеб.

Часто дети ходили на барские поля собирать потерянные колоски. Это было опасное занятие, не каждый современный взрослый пойдёт на такое, ведь если ребёнка ловили, его обвиняли в воровстве и могли замучить до смерти. Я бы наверно не смогла отправиться ночью в поле и искать на земле зерна и колосья. Но тогда дети были другими, в их время хлеб значил жизнь, и это было легко понять.

Фрагмент текста

Сочинение-рассуждение пишется по небольшим авторским текстам. В отрывке писателя А. Нуйкина приводится рассказ, который затрагивает бережное отношение к хлебу. На основе изучения этого фрагмента ученик должен написать свою работу.

Текст начинается с того, что на обочине дороги лежал кусочек хлеба. Он был с аппетитной корочкой и нежным изломом. Можно было представить, какой чудесный запах от него исходил. Затем автор начинает размышлять, как кусок оказался на улице: его мог выронить рабочий, который торопился на завод, или капризный ребенок.

В этот момент проворный воробей хотел было забрать хлеб, но его спугнули прохожие. Автор уделяет особое внимание перечислению видов их обуви:

  • огромные пыльные сапоги;
  • туфли на тонком каблуке;
  • старушечьи чувяки;
  • хорошо начищенные ботинки.

Все это важно для того, чтобы подчеркнуть одну деталь: через кусочек переступали люди разного социального положения. Человек в начищенных ботинках поддел хлеб и пнул его, словно это был футбольный мяч. Так кусочек оказался посреди пыльной дороги. Подобное действие вызвало немало смеха у веснушчатого мальчишки. Все получилось, как он и планировал.

Поступок мужчины резко осудил прохожий дедушка. Он только причитал, что это большой грех. Старик был дряхлым, морщинистым, продубленным солнцем и годами. Он внимательно посмотрел по сторонам, убедился, что машин нет, и медленно пошел к середине дороги. Там он бережно взял кусочек хлеба и сдул с него пылинки, после чего отнес на траву.

Старик бережно положил кусочек и только сказал, что он подойдет в качестве еды для птичек. После этого он погрузился в свои мысли. Возможно, он вспоминал свое голодное детство. В семье их было 8 детей, а работать могла только одна мать. Даже на праздники она добавляла в муку отруби и кору.

Позже он стал свидетелем, как убили мальчика из продотряда. С ним расправились разгневанные кулаки. Старик проявил уважение к хлебу, потому что хорошо знал, какой тяжелый труд у хлебопашцев. Им нужно выращивать пшеницу, собирать зерно, перерабатывать его. Все это делает их ладони мозолистыми, поэтому хлебопашец достоин восхищения.

Икмәк- тормыш нигезе. Сочинение

Икмәк! Шулай дип авыз тутырып әйттең исә, тәмле исе белән борыннарны кытыклап, өсте алтынга манылган сыман сапсары, күпереп пешкән ипи күз алдына килә. Икмәкне олылап, безнең халык телендә күпме генә әйтемнәр, хикәяләр тумаган! Менә шулардай берсе: «Көннәрдән бер көнне әнисе улына икмәк кыерчыгы тоттыра. «Балдан да татлырак булгач кына ашарсың. Татлы булмаса, үзең чәчеп, үзең игәрсең», — ди. Шуннан ниләр булган — беркем белми. Тик шунысы гына ачык: ул әнисенең сүзләрен гомере буе онытмаган, икмәктән татлырак берни дә юклыгына ышанган». Әйе, икмәк сүзенең мәгънәсе сабый чактан ук, әбиләрбабайлар сөйләгән әкиятләрдән «изге» булуы белән янәшәдә торып, күңелдә бик тирәнгә сеңеп калган. Икмәк! Никадәр бөек ул! Җир йөзендәге тау чаклы алтыннар да, мәрмәр сарайлар да — берсе дә аңа тиңләшә алмый. Юк, тиңләшә алмый. Әллә күп хезмәт куеп үстергәнгә шулаймы соң? Әгәр берәр җирдә ташланган икмәк сыныгы күренсә, күңел әрни, йөрәк сыкрый. Кулда күпереп пешкән икмәк. Аннан да бөек нәрсә юк кеше өчен. Тир түкми икмәк үсми, диләр. Бу бик дөрес. Күпме хезмәт куелган аңа. Шуңа бик кадерле ул. Иген игү борынборыннан иң изге, иң мөкатдәс, иң дәрәҗәле эш саналган. Алтын бөртекләрне җир куенына чәчәргә чыгар алдыннан бабаларыбыз әйбәтләп мунча кергән, иң чиста күлмәкләрен кигән. Уракка төшәр алдыннан да шулай булган. Шундый заман булган, гасырлар буена крестьян иген иккән, бер түтәрәм җире өстендә сука белән җәфа чиккән, чабагачы белән ашлык суккан, урак урып, аркасына бөкре чыккан. Инде крестьян кулланган борынгы эш коралларының исемнәре генә калды. Безнең буын аларны музейларда гына күрә ала. Хәзер барысы да башка. Техниканы әйтеп торасы да юк. Күпме еллар үткән, күпме сулар аккан. Елларның да төрлесе килеп торган, кырыслары, тынычлары, сугышлары… Беренче бишьеллыклар, коллективлашу чорлары, өряңа колхозсовхозлар… Хәзер без башка заманда яшибез. Әмма икмәк элеккечә үк кадерле. Кулымдагы икмәктән дә бөек нәрсә юк минем өчен. Әллә аның аша әбибабайларыбызның тамызган тир тәмен тойганга шулаймы соң?! Тырыш хезмәт, түккән тирләр җилгә китми, җирдә ятмый. Җир дә үзенең юмарт сые белән игенчегә игелек күрсәтә. Кулда икмәк. Аңа карасаң, гүя сабыйлар елмаюын, чал чәчле аналар рәхмәтен, иркен кырларыбыз матурлыгын, игенченең горур күз карашын тоясың. Шушы икмәк өчен меңмең рәхмәт әйтәсе килә игенчегә. Яңа үрләр яулаганда яңа ачышлар һәм уңышлар сезгә, хөрмәтле игенчеләр! Җир йөзендә икмәктән дә изге нәрсә бармы икән?! Менә шуңа күрә халык игенчене ихтирам итә, аңа дан җырлый. Икмәк булганда җирдә яңа җыр туа. Безнең язучылар күп кенә әсәрләрен игенчегә багышлыйлар. Мәсәлән, Г. Бәшировның «Намус» романы. Әсәр тулысы белән игенче хезмәтенә багышланган. Анда колхозчыларның сугыш елларындагы батыр хезмәте, фронт белән тылның бердәмлеге, Ватан сугышының иң авыр, иң газаплы чоры— 1942 нче елда немец фашистларының Идел буена — Сталинградка килеп җиткән көннәрендә Татарстан халкының, бигрәк тә хатынкызларның, яшьләрнең тырыш хезмәте күрсәтелә. Әсәрнең үзәгендә Нәфисә бригадасының мул уңыш үстерү өчен көрәшен сурәтләгән вакыйгалар ята. Авыр сугыш елларында һәр гектардан йөз кырык тугызар пот уңыш алу җиңел булмый, әлбәттә. Моның өчен Нәфисәләргә нык тырышырга, күп тир түгәргә туры килә. Җир караганны ярата, ди халык. Шуны истә тотып, алар бодай җиренә инештән көз буе ләм ташыйлар. Күз ачмаслык бураннарда, билдән көрт ерып, кар тоталар. Кыш буена нихәтле тирес чыгаралар, күпме көл җыялар. Бик авыр була аларга. Авыл халкы үзләренең сугыштагы авылдашлары өчен, илнең җиңүе өчен үзенең тырыш хезмәтен кызганмый. Алар үзләренең төн йокыларын йокламыйча эшлиләр, чөнки фронтка икмәк кирәк. Менә нинди тырыш игенчеләребез булган безнең авыр сугыш елларында! Аларның хезмәте зур ихтирамга лаек. Икмәк — туклык, сәламәтлек, хезмәт, шатлык нигезе, муллык билгесе. «Икмәк — ул тормыш, ул Ана, Ватан, мәхәббәт кебек үк мәңгелек. Икмәк — ул безнең көчебез, куәтебез, илһамыбыз, рәхәтебез»

Аргументы из литературы

Задача ученика не просто пересказать содержание какого-то произведения, а написать объяснение, почему оно подходит к конкретной теме. Он должен хорошо понять, что именно сможет подтвердить его точку зрения. Мало написать, что хлеб наше богатство, нужно аргументировать свою позицию весомыми примерами из литературы.

В стихотворении В. Балачана «Баллада о хлебе» рассказывается об отце, который напутствовал сына. Он подчеркивал важность хлеба для человека, его особое значение в жизни, о чем всегда нужно помнить. Сын подрос и попал на войну. В боях его убили, но перед смертью он сделал несколько надписей на листе бумаги. Юноша передал сыну напутствие своего отца. Во время войны паек мог спасти жизнь человека, поэтому его берегли, делили с товарищем.

В рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки» дается описание периода раскулачивания. Зажиточных крестьян лишали всего и отправляли в ссылки. Они шли пешком, голодали, умирали от болезней и усталости. Местные жители были вынуждены смотреть на это.

Главный герой, маленький мальчик, чувствует угрызения совести. Его семья не голодает, поэтому он может нормально питаться. Ему жалко тех людей, его переполняет желание помочь. Постепенно к нему приходит понимание — всем помочь нельзя.

В конце произведения он кормит собаку и объясняет это тем, что животные нуждаются в помощи. Герой вырастает и передает своим детям убеждение о необходимости помогать всему живому. Те рассказывают это своим детям. Такой круговорот добра позволяет сохранить вечные ценности в жизни.

Не всегда легко понять, что может означать то или иное высказывание. Задача ученика — не только сформулировать проблему, но и объяснить свою точку зрения. Так, в повести М. Алексеева «Хлеб — имя существительное» описаны тяжелый крестьянский труд и любовь к родной земле.

Главный герой, дед Капля, беседует со своим старым другом Самонькой. Старик подчеркивает, что у него очень важная работа и ему нужно охранять собранный урожай. Для него хлеб — это существительное, потому что от него зависит жизнь всех людей. Несмотря на технологии, зерно преодолевает долгий путь, прежде чем попасть на прилавки. За каждой буханкой стоит человеческий труд.

Дополнительные примеры

В сочинении разрешено использовать разные пословицы и поговорки, которые относятся к теме работы. В русском языке можно найти немало доказательств того, какое место занимал хлеб в жизни человека.

В пословицах отражена народная мудрость, которая носит поучительный характер. Так, в пословице «Хлеб — батюшка, вода — матушка» подчеркивается значимость этих двух компонентов для жизни. Их же называют богатырской едой.

Обед считался неполноценным без буханки. В таком случае говорили: «Худ обед без хлеба». Отдельно подчеркивалось, что лучше есть черствые куски, но добытые честным трудом. В народной мудрости подчеркивается необходимость тяжелого труда. Только так можно было получить столь желанный хлеб.

В народе говорят, что пшеница не будет появляться там, где никто не любит трудиться. Если человек приложит усилия, то у него все получится. Для того чтобы понимать, почему надо беречь хлеб, нужно хорошо представлять, как люди жили. Буханка была важной частью рациона, поэтому в пословицах она называлась божьим даром, отцом, кормильцем.

В поговорках тоже можно найти множество упоминаний о хлебе. В такой форме обычно подавались явные утверждения. Например, если зимой много снега, то урожай пшеницы будет хорошим.

Пословицы и поговорки в сочинениях могут дополнять аргументы из литературы. В фольклоре хлеб называют золотом вне зависимости от того, белый он или черный, красивый или нет.

  • Сочинения
  • /

  • Пословицы

Хлеб является основной ценностью для человека. С самых давних времён хлеб представляет символ богатства, обеспеченности, изобилия. Конечно, стоимость обычной буханки хлеба не велика, рублей двадцать пять, но не все понимают, какой ценой люди добывают этот пшеничный кирпичик.

Хлеб — основная и важная часть нашего питания, мало людей не употребляют его на завтрак, обед и ужин. Вспомните, ведь каждому из нас в детстве говорили, что не надо ломать хлеб, выкидывать его. Почему же такую большую роль в нашем мире отводят этой выпечке? Потому что можно прожить без фруктов, ягод, овощей, мяса, а остаться держаться только на воде и хлебе.

Многие, говоря об этом мучном продукте, вспоминают страшные годы Великой Отечественной Войны, когда крошечная корка хлеба была на вес золота. Когда на день был всего лишь один ломтик хлеба и то только по карточкам. И не дай Бог потерять этот маленький картонный клочок, от него зависела вся дальнейшая жизнь. Тем более хлеб можно было сделать из чего угодно. Говорят, что его делали даже из картофельных очисток. С тех пор хлеб имеет большую ценность в нашем мире и в повседневной жизни. Цивилизация начала стремительно развиваться в мире именно из-за него. Люди начали собирать пшеницу, перерабатывать её в муку, поэтому смело можно заявить, что он помог развиваться людям, проживающим в нашем мире.

Хлебом да солью на Руси встречали дорогих и почётных гостей или же заезжего гостя. Этим они показывали своё уважение, покорность. Хлеб вносили в дом на новоселье. Его брали с собой в дальнюю и долгую дорогу. Молодую семью благословляли караваем, и считалось, кто откусит больший кусок, тот и будет главным в доме. Также он насыщает наш организм полезными веществами, такие как: белки, жиры, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием – это необходимо для полноценной работы мозга. Хлеб содержит много важных витаминов. Во многих культурах колос пшеницы считался приметой возрождения. Даже в Библии применяется символ зерна. Когда оно упало на землю, чтобы заново прорасти.

Подводя итог к вышесказанному, можно сделать вывод, что хлеб нельзя ничем заменить, не существует такого продукта питания, которым можно было бы применять вместо этого мучного продукта. Хлеб стал отображением пропитания, соединив под своим названием все виды еды. В частности с хлебом ассоциируется существование, именно про хлеб придумано огромное количество пословиц и изречений.

Другие темы: ← Друга за деньги не купишь↑ ПословицыЧеловек кузнец своего счастья →

`

Вариант 2

Эту пословицу мы слышим довольно часто. Даже видим! Она бывает красиво написана на плакатах, на стенах в пекарнях. И я с этими словами вполне согласен… Нет, это не рекламный лозунг, по которому мы не проживём ни дня без какой-то новой шоколадки. Тут нет слов типа: практически, наверное… Рекламщики ведь не имеют права назвать свой товар самым-самым крутым. Здесь, реально, хлеб – голова! И точка!

Почему так? Потому что можно жить на хлебе и воде, можно протянуть без овощей и фруктов, тем более, без деликатесов. В прошлом жизнь была, тяжелей, конечно. Но можно было и без мяса, без молока, без каш бедному крестьянину прожить – был бы хлеб. Когда не было муки, то люди делали хлеб из непонятно чего. Я слышал, что в войну делали что-то вроде хлеба из сушеных картофельных очисток.

Можно есть мясо-яйца, но всегда будет не хватать за столом хлеба. В нём содержаться нужные пищевые волокна, которые, вообще, помогают пищеварению. Мы приучены всё есть с хлебом, хотя сейчас появились всякие диеты, «здоровые питания» без хлеба. Но думаю, что это всё временно, как и раздельное питание. Не нужно так всё усложнять. Раньше люди были, простите, ближе к животным в том смысле, что понимали, что полезно есть, а что – вредно.

И ещё существует множество примет и поверий, которые только подчеркивают значение хлеба в нашей жизни. То есть к этому продукту нужно относиться уважительно. Нельзя его бросать! Нельзя на него наступать… Даже в сказках описано.

В большом почёте все люди, которые имеют отношению к производству хлеба: пекари, мельники, крестьяне… Сейчас, понятно, всё автоматизировано. Но кстати, есть ещё люди, которые делают эко-продукты, включая хлеб.

Даже в клипе «Ленинграда» самом известном речь шла о хлебе в конце. Нельзя его ругать (особенно, если ты толстая от шоколадок), нужно уважительно относиться. А то каждая сопливая девчонка будет ругаться на хлеб! Нельзя так. А после хлебушка попросит! Как говорится, в голодный год.

Голова он ещё в том, что часто пекут что-то символическое. Например, куличи на светлую Пасху. Блины (в некотором роде хлеб) на веселую Масленицу… И караваем встречают гостей, а ещё молодых. В церкви тоже делают такие постные хлебцы.

В общем, получается, что, на самом деле, до сих пор всему голова – хлеб! Думаю, что это правильно. Сам люблю и даже уважаю хлеб!

Суровая необходимость

Перед началом блокады произошло ужасное: немецкая авиация совершила налет на ленинградские Бадаевские склады. 23 немецких бомбардировщика положили бомбы так точно, что в одночасье выгорело свыше 3 тысяч тонн муки. Скорее всего, их на склады навели. Город был окружен, продовольствие брать было неоткуда. Еще с 18 июля в Ленинграде введены карточки. А с 8 сентября – фактического начала блокады – хлебная порция стала систематически снижаться.

Блокадная лепешка

Всего снижений было пять, и с 800 июльских граммов порция упала до 200 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Сейчас нам сложно это понять, но вы можете вспомнить одну из разрезанных краюшек черного хлеба, которые вам давали в школе к обеду, это даже чуть больше, чем 125 граммов. Но похож ли он был на наш современный хлеб?

Сочинение Хлеб всему голова

Практически каждый человек регулярно размышляет о «хлебе насущном» и речь идет не только об обеспечении собственного пропитания, но и о других факторах. Речь идет о материальном фундаменте, который позволяет человеку развиваться духовно и существовать вообще.

На самом деле именно хлеб стоит в основе всего этого фундамента. Ведь цивилизация началась и стала развиваться именно благодаря хлебу, после того как люди стали выращивать пшеницу и из кочевников и собирателей превратились в земледельцев. Благодаря этому они смогли разделять труд, накапливать умения и знания.

В основе всего этого именно хлеб, который позволяет людям проживать на какой-то земле, выращивать потомство и двигаться в сторону развития. Поэтому с древних времен образ хлеба также приобретает и сакральное значение, он представляет собой не просто еду, но нечто более глубокое и существенное. Именно поэтому хлеб — всему голова.

Специфика выращивания и производства хлеба связаны с природными циклами, люди издревле наблюдали как растет пшеница, через такое наблюдение и соответствующую деятельность постигали природные циклы смены времен года, астрономические феномены. Фактически они понимали мир через хлеб.

Не зря во многих культурах колос пшеницы является символом возрождения. Даже в Библии используется этот символ зерна, который падает в землю, чтобы снова прорасти. Через такую символику христианство передает учение о Спасении.

Сейчас люди обладают довольно развитыми средствами по выращиванию злаков, созданию муки и хлеба. Тем не менее, к этому продукту и людям, которые заняты в его производстве, до сих пор сохраняется уважительное отношение. Сейчас даже в домах где есть достаток и возможность купить неограниченное количество буханок хлеба, все равно к этому продукту относятся уважительно: не выбрасывают, бережно хранят.

Понимание ценности хлеба лежит в культуре современного человечества. Хлеб не только является символом пищи, но и символом цивилизации, основы, на которой зиждется человечество. Также он указывает на взаимосвязь и целостность разных феноменов в этом мире, поэтому и занимает такое положение в сознании людей и народных пословицах.

4, 5, 6, 7 класс. 1 класс

Портрет в литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-hleb-vsemu-golova/

— одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Психологизм в литературе – это (от греч. psyche — душа и logos — понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Реализм

  • направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

1.С какого эпизода начинается роман.

2.Что обозначают эпиграфы, данные к прологу и к первой части романа? Раскрывают ли они причину подобного названия романа?

3.Характеристики основных героев романа? (Шеркей, Элендей, Сайдэ, Селиме, Тухтар, Тимрук, Ильяс, Кандюк и пр.).

Описание героев по тексту. Анализ каждого героя, художественных средств, использованных автором.

4.ОбразТухтара. Краткая история трагическй любви Селиме и Тухтара. Кто или что всему виной (отец Селиме или прежний традиционный уклад жизни чувашей)?

5.Сопоставительные характеристики Шеркея и Элендея. Какие трагедии случились в семье Шеркея?

1. Роман начинается с пролога. В старом деревенском доме родные собрались вокруг умирающего старика Сямаки, надеясь, что он откроет тайну. Мы знакомимся с героями романа.

2. «Жизнь прожить – не поле перейти»; «Того не насытила беда, кто ел черный хлеб.(чувашская пословица); «И будь вовек благословенен, хлеб ржаной, просоленный потом» (Митта Васлее).

Анализ эпиграфов.

3. Главный герой романа Шеркей проходит через большие жизненные испытания. Сгорает дом, умирает жена, кончает жизнь самоубийством единственная дочь, сам он в позорных связях с ворожеей-колдуньей обесчестил свое имя. Казалось бы, ничего не осталось в душе человека, кроме черной тоски. Шеркей выдержит еще и не в такой борьбе, неиссякаемая сила крестьянина заключена в неразрывной связи с землей. Теперь нам становится ясным, почему роман назван “Черным хлебом”.

Иной путь выбирает себе Элендей. Правда, живется ему нелегко, он зарабатывает своим честным трудом черный хлеб. Ему не нравится, что его брат Шеркей начинает якшаться с богачом Кандюком. Элендей видит в этом хитрую уловку каштана-кулака, решившего путем сговора и подкупа забрать в свои руки лучшие утламышские земли.

4.Рядом с Элендеем стоит образ батрака Тухтара. C малых лет оставшись круглым сиротой, Тухтар рос ”в людях” — летом вместе со странным дедом Тиммой пас стадо, а зимой батрачил где попало. Через ”седьмое колено” он приходится ”родней” и Шеркею. Пользуясь этим, Шеркей беззастенчиво заставлял его работать на себя, и как родственнику, конечно, ничего не платил. Первое время Тухтар и сам считал, что это так и должно быть — ведь его кормили. Вскоре в сердце юноши вспыхивает чувство любви к дочери Шеркея Селиме, которая отвечает ему взаимностью.

Достойным любви Тухтара встает со страниц романа образ Селиме, решившей лучше умереть, чем жить рабыней в ненавистном доме богача. Одну половину избы Кандюка, куда заперли похищенную Селиме, она превратила в неприступную крепость, здесь она за несколько дней, совершенно поседела, но никто не смог сломить ее волю, и погибла она непокоренной.

Так чувашская девушка с героическим самоотвержением идет на великие муки ради истинной любви.

5.В Шеркее отсутсвует нравственный иммунитет, подпитываемый мудростью народа, питательными соками земли, черного хлеба, которым обладает его младший брат Элендей. Жажда обогащения привела к краху не только Шеркея, но и его семью.

4.Групповая работа. Работа в группах с использованием приема «Кластер».

1 группа. Смысл названия произведения

2 группа. Семья Шеркея.

3 группа. Линия Элендея.

4 группа. Твердость Тухтара.

5 группа. Стойкая Селиме.

  1. Этап закрепления и включения в систему знаний. Систематизация материала урока. Учащимся предлагается заранее подготовленный материал, содержащий ошибки разного рода. Необходимо найти и исправить все ошибки. Работа проводится в группах. По окончании работы составляется связный текст о романе. (Приложение 1).
  1. Итоги урока. Используется прием рефлексии «Пять пальцев».

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания и опыт мы получили?

Б (безымянный) – близость цели. Что мы сегодня делали и чего достигли?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем каждый из нас сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал.

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было физическое состояние?

Приложение 1

Карточка 1

В романе «Черный хлеб» изображены события почти двухстолетней давности. Здесь писатель правдиво воссоздал один из значительных этапов. В характерах Элендея, Имеда, Тухтара воплотилась идея правды народа. Им присущи такие черты, как прямота, бескорыстие, неподкупность, способность постоять за свои права и свою семью.

На пепелище Шеркей находит сгоревшее бревно, оно легко подгибается в середине. «Даже бревно не выносит огня, что выдержит? Что же выдержит? – рассуждает про себя этот мужик. — Шеркей выдержит. Он не думает еще протянуть руки».

  • Рыдать не надо. Чувашам не идут слезы. Будь как сокол, брат. Пусть вывалятся шишки, а ты старайся прожить еще три дня. Так отцы учили нас.

Карточка 2

С Шеркеем связана основная идея романа, и как раз в связи с переживаниями этого героя у автора вырываются лирические раздумья: «Самое худшее для человека – потерять деньги. Когда есть деньги, он осуществит мечту свою. Не таков ли наш народ?»

«Черный хлеб» оптимистичен и близок к истине народной жизни. В нем много светлого, обнадеживающего во взгляде на национальный характер трудового чувашского народа. Не забитым представлен народ в романе – он силен духом, твёрд в воле.

Карточка 3

Жизнерадостно звучит речь семидесятилетнего старика Эжелема: «Отцу я закрыл глаза, когда ему было восемьдесят три года. Надеюсь и я собрать ещё десяток годов». Древний старец ещё крепок здоровьем: в праздник он плясал с полным графином молока на голове и не выплеснул ни капельки. В речи Эжелема часто слышится мечта о справедливости: «Издревле чуваши мечтали жить в мире и согласии между собой. Когда они не ссорились, называли себя сильными», — говорит он. Под стать отцу стройный в свои шестьдесят лет сын Савандей. При всей своей чувашской мягкости, отец и сын оба правдивы и непреклонны в решениях.

Карточка 4

Роман «Черный хлеб» ценен не только тем, что в нем широко представлено послереволюционное прошлое русского народа. Но еще более важно другое: в романе показано как под влиянием российской действительности конца XХ и начала XXI столетия и благодаря работе либералов среди рабочих развивалось самосознание и независимость чувашского крестьянина. Народ и отдельные наиболее яркие люди показаны в романе одновременно. Рост сознания Тухтара, Элендея положительно сказывается на других горожанах.

Карточка 5

Эпиграфы к прологу и первой книге говорят не только об ужасной и страдальческой стороне дореволюционной жизни. Черный хлеб сладок, он пропитан радостью и потом чувашских семей. Но он же и корни крестьянина. Титанический труд воспитывал в народе выносливость, честность и другие положительные черты.

Приложение 1

(Исправленный вариант)

Карточка 1

В романе «Черный хлеб» изображены события почти столетней давности. Здесь писатель правдиво воссоздал один из значительных исторических этапов. В характерах Элендея, Имеда, Тухтара воплотилась идея правды народа. Им присущи такие черты, как прямота, бескорыстие, неподкупность, способность постоять за свои права и свою семью.

На пепелище Шеркей находит сгоревший гвоздь, он легко подгибается в середине. «Даже гвоздь железный не выносит огня, что выдержит? Что же выдержит? – рассуждает про себя этот мужик. — Шеркей выдержит. Он не думает еще протянуть ноги».

  • Рыдать не надо. Чувашам не идут слезы. Будь как рябчик, брат. Пусть вывалятся шишки, а ты старайся прожить еще три дня. Так отцы учили нас.

Карточка 2

С Шеркеем связана основная идея романа, и как раз в связи с переживаниями этого героя у автора вырываются лирические раздумья: «Самое худшее для человека – потерять надежду. Когда есть надежда и вера, он силой души осуществит мечту свою. Не таков ли наш народ?»

«Черный хлеб» оптимистичен и близок к истине народной жизни. В нем много светлого, обнадеживающего во взгляде на национальный характер трудового чувашского народа. Не забитым представлен народ в романе – он силен духом, твёрд в воле.

Карточка 3

Жизнерадостно звучит речь девяностолетнего старика Эжелема: «Отцу я закрыл глаза, когда ему было сто три года. Надеюсь и я собрать ещё десяток годов». Древний старец ещё крепок здоровьем: в праздник он плясал с полной чаркой водки на голове и не выплеснул ни капельки. В речи Эжелема часто слышится мечта о справедливости: «Издревле чуваши мечтали жить в мире и согласии между собой. Когда они не ссорились, называли себя сильными», — говорит он. Под стать отцу стройный в свои шестьдесят лет сын Савандей. При всей своей чувашской мягкости, отец и сын оба правдивы и непреклонны в решениях.

Карточка 4

Роман «Черный хлеб» ценен не только тем, что в нем широко представлено дореволюционное прошлое чувашского народа. Но еще более важно другое: в романе показано как под влиянием российской действительности конца XIХ и начала XX столетия и благодаря работе социал-демократов среди рабочих развивалось самосознание и независимость чувашского крестьянина. Народ и отдельные наиболее яркие люди показаны в романе одновременно. Рост сознания Тухтара, Элендея положительно сказывается на других поселянах.

Карточка 5

Эпиграфы к прологу и первой книге говорят не только об ужасной и страдальческой стороне дореволюционной жизни. Черный хлеб горек, он просолен слезами и потом чувашских семей. Но он же и корни крестьянина. Титанический труд воспитывал в народе выносливость, честность и другие положительные черты.

Последний колосок

Почему хлеб имел такое большое значение в древней Руси, что про него придумали пословицу? Я думаю из-за того, что в древние времена выращивать пшеницу и рожь было трудной задачей. Сначала вспахивали землю — лошадь тащила тяжёлый плуг, а крестьянин направлял её, убирал камни и другие посторонние предметы. Затем поле обрабатывали бороной и засевали семенами.

Раньше редко использовался искусственный полив, в основном злаки получали воду от дождей, поэтому так страшны были засухи — урожай буквально сгорал на корню. Но и обилие осадков плохо сказывалось на полях — под тяжёлыми каплями ливня созревшие колосья падали на землю и начинали гнить.

Слишком много факторов влияло на урожай:

  1. Вид земли (чернозём, глинистые, песчаные почвы).
  2. Качество обработки почвы — пахота, рыхление, прополка сорняков.
  3. Качество семян.
  4. Количество и время выпадения осадков.
  5. Температура воздуха — ранние или поздние заморозки, очень жаркая погода.

И если, несмотря на все случайности и невзгоды, рожь уродилась — зерно берегли как зеницу ока. На этом трудности не заканчивались — пшеницу нужно было высушить, смолоть в муку и просеять. В работе участвовали взрослые и дети, наши сверстники помогали родителям, а не просиживали штаны за компьютером.

Отрубями кормили скотину, некоторые крестьяне пекли из них лепёшки. Владеть мельницей было очень выгодно и престижно, мукомолы и пекари были одними из самых уважаемых людей на селе.

Пшеничные караваи пекли только по большим праздникам — свадьба, новоселье, рождение ребёнка. Ржаной хлеб был более доступен, его пекли каждый день. В тяжёлые годы засухи и неурожая наступал голод. Многие крестьяне вынуждены были продавать себя в крепостные, чтобы их семья имела возможность есть хлеб.

Часто дети ходили на барские поля собирать потерянные колоски. Это было опасное занятие, не каждый современный взрослый пойдёт на такое, ведь если ребёнка ловили, его обвиняли в воровстве и могли замучить до смерти. Я бы наверно не смогла отправиться ночью в поле и искать на земле зерна и колосья. Но тогда дети были другими, в их время хлеб значил жизнь, и это было легко понять.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Хлеб на столе
С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие способствовало появлению песен и дум, продолжала родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда.

Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормильице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба. А в том, и мы сами, каждый из нас — ребенок своих родителей, своего народа и хлеба.

С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых.

Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.

Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.

Ты и твой хлеб

«Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.

Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба. И еще, по-видимому для того, чтобы мы, выходя в свет, раз и навсегда прониклись трепетом к тем рукам, которые вырастили и выпекли этот высокий и мягкий хлеб. Он может научить всех нас уважать работу и мирное безоблачное небо над головой.

Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.

Хлеб

Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.

Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.

Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.

И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.

Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.

Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекарем и будет даровать людям хлеб: Как едите вы караваи, Калачи вкусные едите, — Не забудьте уклониться Хлебоделу за это!

Примеры похожих учебных работ

«Сюжет, проблематика, образы одной из поэм С.А. Есенина. («Черный человек»)»

… поэта о «Граде Ино-нии». Тогда-то и появился образ черного человека, который вскоре будет водить пальцем по мерзкой книге … внимание на бедный, невероятно открытый, искренний поэт Есенин. У кого еще встретишь столько нежности, столько переполняющей …

Лингвистический анализ произведения «Чёрный человек» С.А. Есенина

… ней «прекраснейшие мысли и планы»; глаза Чёрного человека и мальчика-ребёнка (у Чёрного человека покрываются «голубой блевотой», то есть они … к более точному формулированию темы и ремы. Есенин использовал в своем цикле разнообразную лексику. Мы …

Сочинение хлеб в нашей жизни

… сейчас мы не представляем своей жизни без хлеба, пришедшего к нам из глубины веков. Далеко шагнуло человечество в своём развития, но хлеб остаётся хлебом — основой нашей жизни. Ничто не может его …

Конспект «Хлеб глазами сытого и голодного»

… и доработать свои сочинения. У: Сегодня мы обсудим ваши сочинения про хлеб. Какие задачи стояли перед вами? Д: — Рассказать про хлеб от имени Р. Г. — сытого или голодного. И чтобы хлеб … человек? Д: — Как обгоревший дом. — Как кочка. — Как … смотрю … часто …

  • Рассказ про хвойное дерево 1 класс
  • Рассказ про хелуин английском языке для 6 класса
  • Рассказ про хвойные деревья для 1 класса окружающий мир
  • Рассказ про фрукты и овощи для дошкольников
  • Рассказ про францию на английском языке с переводом