Рассказ про гусли для 3 класса

Музыкальный инструмент гусли что такое? он относится к струнным щипковым видам. гусли инструмент древний, знакомый многим по легендам.

Музыкальный инструмент гусли – что такое? Он относится к струнным щипковым видам. Гусли – инструмент древний, знакомый многим по легендам. Но в современное время услышать его звуки можно в основном в оркестрах, ориентированных на воспроизведение народной славянской музыки. Хотя и до сих пор не перевелись отдельные талантливые мастера, умеющие извлекать музыку из этого древнего инструмента.

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике.

Немного истории

Гусли – что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился – не известно. Есть множество версий. Одна из них – гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был народный инструмент, довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла». Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.

гусли что такое

В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор. Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые».

Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям. И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти.

Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием.

гусли фото

Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов:

  • Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента. Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.

    игра на гуслях

  • Гусли без открылка. Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.
  • Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье). Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.
  • Столовидные (щипковые). Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.

    гусли музыкальный инструмент

Гусли в современное время

Гусли – что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.

русские гусли

Игра на гуслях – настоящее мастерство. У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли – музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

План-конспект урока в 3 классе «Настрою гусли на старинный лад…»

Закирова А. Р., учитель музыки МБОУ «СОШ №22» Советского района города Казани.

Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»

Форма урока: урок повторения и закрепления знаний.

Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; с образами русских богатырей в искусстве.

Задачи:

— расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;

— развивать  эмоционально-образную сферу учащихся;

— формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности (восприятие музыки, исполнение песен), а также – творческие способности детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на старинный лад…»

На доске:

— тема урока «Настрою гусли на старинный лад…».                                                                  

— эпиграф: «Ой, вы гусли-то яровчатые, расскажите нашим детушкам,                                                      Как во старину-то вы играли-то, звуки издавали гусли звонкие»

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется  технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках. 

                   Ход учебного занятия.

I. Организационный этап. Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Учитель: На наших уроках музыки мы с вами учим разные песни. Предлагаю сегодня вспомнить самые любимые. Итак… «Ябеда-корябеда»

II. Проверка выполнения домашнего задания. Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы при помощи различных заданий.

Слайды 3-7. Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с образами певцов-сказителей из разных стран. Сейчас мы с вами вспомним, как их называли и попробуем узнать их образы по картинкам.

 Слайды 8-11. (Сначала повторяем, затем устно отвечаем «Кто изображен на картинках?» и «О ком идет речь»?)

Учитель: Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Обеспечить мотивацию и актуализацию субъектного опыта. Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания).

Слайд 12. Учитель: — Как вы думаете, кто изображен на этой картине? (Картина В.М. Васнецова «Гусляры»). — Что они делают? Как вы догадались, что это гусляры? Что такое гусли? (ответы учащихся). Давайте послушаем, как они звучат. (Слушание звучания гуслей)

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах.

 — Знаете ли вы, почему гусли так называются? Слово «гусли» происходит от древнеславянского слова  «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она и получила название «гусла». Значит гусли — это гудящие струны.

Слайд 13. Русские гусли — инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в 6 веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.

Слайд 14. Наверное, вы не раз слышали выражение — «гусли звончатые».

Звончатые гусли — самые древние и самые простые. В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны (от 7 до 13). Чаще всего использовали дерево явор — белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей — яровчатые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки (слушание музыки).

Слайд 15. (рассказ дяди Кузи и Чевостика  о гуслях)

— О ком же пели гусляры в давние времена, подыгрывая себе на гуслях?

Слайд 16.

Уж как были на Руси гусляры-певцы, да любили петь про Русь-матушку,                                                   Про дела героические военные, про силу богатырскую да про удаль молодецкую.                                     Ой, вы гусли – то яровчатые, расскажите нашим детушкам,                                                                     Как во старину-то вы играли-то, звуки издавали гусли звонкие,                                                                   Как народ вы потешали-то и радовали, как в годину горькую вы плакали,                                                 Как богатырей Руси вы прославляли, тех, кто защищал всю землю русскую…

Учитель: На уроках литературного чтения вы знакомились с различными жанрами русского фольклора (устного народного творчества). Вспомните, пожалуйста, и назовите их. (Cказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, потешки, былины, небылицы).

— А как называется поэтическое произведение русского фольклора, написанное особым былинным стихом, в котором рассказывается о фантастических подвигах богатырей, которые бьются с врагами земли русской? 

Правильно – Былины.

А каких былинных богатырей вы знаете?

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Вольга Святославович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Волх Всеславьевич, Василиса Микулишна и др.).

Слайд 17. Слушаем былинный зачин о русских богатырях.

Слайд 18-40 (23 слайда). Смотрим иллюстрации с изображением русских богатырей и русской природы под музыку фрагмента из 1 части «Богатырской» симфонии №2 А.П. Бородина.

Слайд 41.Какую знаменитую картину про богатырей вы знаете? Какие богатыри изображены на ней? Какой художник ее написал? (Ответы детей).

Виктор Михайлович Васнецов – знаменитый русский художник. Самая известная его картина – «Богатыри». Более 17 лет трудился художник над ней, создавая образы русских богатырей. Картина показывает величие и силу русских воинов, всегда готовых защитить свою землю и свой народ. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Учитель:  — Только ли в былинах да живописных картинах рассказывается о богатырях русских? Есть ли музыкальные портреты русских богатырей? Да, и один из них мы с вами только что прослушали. Этот «музыкальный портрет» русских богатырей композитор А.П. Бородин «нарисовал»  в своей Симфонии №2, которую друг композитора, музыкальный критик В.В. Стасов, так и назвал — «Богатырская».

 — Сколько различных музыкальных образов прозвучало в этом фрагменте? Правильно, два. О ком рассказала нам первая музыкальная тема? О сильных и могучих богатырях, которые защищают землю русскую и свой народ от врагов иноземных да «нечисти окаянной». А кого вы представили, когда звучала вторая музыкальная тема? Тех, кого защищают богатыри – слабых и беззащитных, и, конечно же, самых дорогих и близких им людей: жён, детей и матерей, которых они очень любят. Вы хоть и не богатыри, но тоже в будущем, когда подрастете, обязательно будете их беречь и защищать.

Слайд 43. Исполнение песни «Мама — самый лучший друг»  (-)

Итог урока. Оценка работы класса и отдельных учащихся.

Слайд 44. Тест (8 заданий – выполняют на отдельных листочках).

Слайд 45. Домашнее задание.

V. Первичная проверка понимания изученного. Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала и  глубины его понимания.

VII. Применение знаний и способов действий. Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях (групповая работа).

VIII. Обобщение и систематизация. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей (учебные ситуации, «пересечение тем»).

IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий (тест, музыкальная угадай-ка, видео ряд).

X. Коррекция знаний и способов действий. Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия (тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками).

XI. Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Предлагается 3 уровня домашнего задания:

1.Стандартный минимум.  2. Повышенный.  3. Творческий.

XII. Подведение итогов занятия. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся (сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися).

XIII. Рефлексия. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока музыки в 3 классе «Настрою гусли на старинный лад…» »

Рассказ про гусли для 3 класса

Гусли — струнный музыкальный инструмент, распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

                                                                                                                                                                                                      Виды гуслей

Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента обычно бывает 4-5 см, а длина — не более 800 мм. Особенной чертой, которая и дала название этого вида инструменту, является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей от 5 до 17 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Лировидные гусли

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории России в Новгороде. Наиболее древний вид инструмента (находят экземпляры и 7-8 вв.). Гусли с игровым окном (новгородские) с тыльной стороны имеют проём, как у скандинавских лир, в который помещается рука музыканта. Струны приглушаются пальцами левой руки, так же, как и у крыловидных. Инструмент при игре держат вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя может упираться в бедро.

Шлемовидные гусли

Рассказ про гусли для 3 класса

Крыловидные гусли

Так же гусли-псалтирь. Шлемовидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Правая рука выщипывает мелодию на верхних струнах, задействуя все пальцы, а правая — аккорды, обычно в квинту или кварту на нижних. Можно встретить также и технику игры обеими руками в октаву у черемисов.

Гусли звончатые

Так же их никогда называют академическими, концертными гуслями. Являются сильно изменёнными крыловидными. Убрано крыло и увеличено количество струн, так же есть подставка около колочного ряда, имеются и другие отличия. Являются детищем В.В. Андреева, известного так же усовершенствованием балалайки, домры. Техника игры сильно отличается от игры на крыловидных. Реже используется бряцание, зато часто выщипываются струны левой рукой, создавая фон для правой, которая ведёт мелодию.

Столовидные гусли

Инструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв.. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав). Иногда такие гусли попадались в домах зажиточных горожан, где сопровождали застолья. В настоящее время используются и в академической среде, где так же развился в клавишные гусли (которые открывали, по нажатию клавиши соответствующие ей струны, как на крыловидных). Обычно играли на них, как на шлемовидных, но часто попадалось и глиссандо, при глушении струн для образования аккорда.

Особенности игры

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску«, «под драку«. Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным «маршевым» ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-ой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до. В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон — постоянно звучащие струны во время игры (как у волынки дополнительные дудки или как у колёсной лиры и у гудка). При определённых наигрышах брудоны могут глушиться.

Настройка бурдонов:

  1. для 9-ти струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-ти струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-ти струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-ти струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель,санквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до[источник не указан 250 дней].

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

История

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович. В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян:

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских[1].

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Изготовление

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда — из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) — кедр. Раньше так же использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплёной и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Известные музыканты-гусляры

  • Илья Ахромеев
  • Андрей Байкалец
  • Василий Иванов
  • Алексей Мехнецов
  • Дмитрий Парамонов
  • Владимир Поветкин
  • Егор Стрельников
  • Константин Шаханов
  • Сергей Старостин

Интересные факты

Рассказ про гусли для 3 класса

  • Гусли в описанном выше виде – в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков,housle (‘скрипка’) y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).
  • Гусляром-любителем был известный в конце XIX – начале XX века русский писатель С. Г. Скиталец, научившийся игре на гуслях от своего отца-столяра.
  • На пятиструнных гуслях с игровым окном, найденных в Новгороде на Троицком раскопе в 1975 году в слоях середины XI века, имеется кириллическая надпись «Словиша».

  • Рассказ про град для детей
  • Рассказ про гринева из капитанской дочки кратко
  • Рассказ про гробницу тутанхамона для 5 класса
  • Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про город золотого кольца россии