Время чтения: 7 мин.
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.
— Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не засохнуть от такого сидения!.. Сдаётся нам, есть что-то и вне нашего стручка! Уж такое у нас предчувствие!
Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.
— Весь мир желтеет! — сказали они, и кто бы им помешал говорить так?
Вдруг они почувствовали сильный толчок; стручок сорвала человеческая рука и сунула в карман, к другим стручкам.
— Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.
— А хотелось бы мне знать, кто из нас сойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!
— Будь что будет — сказала самая большая.
— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.
— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след её простыл.
— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и её след.
— А мы куда придем, там и заснём! — сказали две следующие. — Но мы все же до чего-нибудь докатимся! — Они и правда покатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но всё-таки попали в нее. — Мы дальше всех пойдем!
— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.
— Будь что будет! — говорила она.
А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.
— Она уйдет к сестренке! — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестёр! Заберёт и эту!
Но больная девочка всё не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.
Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол. Больная девочка долго не отводила глаз от окна.
— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра! Мать подошла к окну и приотворила его.
— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!
Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зелёным ростком, мать ушла на работу.
— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.
— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется. Однако она подперла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы не сломался от ветра; потом взяла тоненькую верёвочку и один конец её прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины смогут цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по верёвочке.
— Смотри-ка, да она скоро зацветёт! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная дочка её поправится.
Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина. А как блестели при этом её глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для неё настоящим праздником.
— Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитя, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.
Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита. Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу. А четвёртая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.
— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!
Канава была с нею вполне согласна.
А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.
— А я всё-таки стою за мою горошину! — сказала канава.
Пятеро из одного стручка
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался всё чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше и больше думали, сидя в стручке, – что-нибудь да надо же было делать!
– Век, что ли, сидеть нам тут? – говорили они. – Как бы нам не зачерстветь от такого сидения!.. А сдаётся нам, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у нас предчувствие!
Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.
– Весь мир желтеет! – сказали они, и кто ж бы им помешал говорить так?
Вдруг они почувствовали сильный толчок: стручок был сорван человеческой рукой и сунут в карман, к другим стручкам.
– Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! – сказали горошины и стали ждать.
– А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдёт дальше всех! – сказала самая маленькая. – Впрочем, скоро увидим!
– Будь что будет! – сказала самая большая.
– Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.
– Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! – закричала она, и след её простыл.
– А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! – сказала другая. Простыл и её след.
– А мы куда придём, там и заснём! – сказали две следующие. – Но мы-таки до чего-нибудь докатимся! – Они и правда прокатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но всё-таки попали в неё. – Мы дальше всех пойдём!
– Будь что будет! – сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки.
В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.
– Будь что будет! – говорила она.
А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила печи, пилила дрова – словом, исполняла всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё её единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.
– Она уйдёт к сестрёнке, – говорила мать. – У меня ведь их две было. Тяжеленько было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестёр!
Но больная девочка всё не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.
Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол, и больная девочка посмотрела в оконце.
– Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!
Мать подошла к окну и приотворила его.
– Ишь ты! – сказала она. – Да это горошинка пустила ростки! И как она пошла сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!
Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зелёным ростком, мать ушла на работу.
– Мама, я думаю, что поправлюсь! – сказала девочка вечером. – Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.
– Дай-то бог! – сказала мать, но не верила, что это сбудется.
Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла тоненькую верёвочку и один конец её прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по верёвочке.
– Смотри-ка, да она скоро зацветёт! – сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная девочка её поправится.
Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина, а как блестели при этом её глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для неё настоящим праздником.
– Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитятко, да и меня тоже! – сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.
Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, – лови, дескать, кто может, – попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита. Две ленивицы ушли не дальше – их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу. А четвёртая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.
– Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!
Канава была с нею вполне согласна.
А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.
– А я всё-таки стою за мою горошину! – сказала канава.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
«Ни одного настоящего слова…»
«Ни одного настоящего слова…»
Ни одного настоящего слова –
Значит, нельзя, и не надо такого.
Все говорится цинично и нежно.
Очень трагично. Очень небрежно.
Не лицемерие, не безразличие,
Кажется, только простое приличие.
Да и при чем здесь рассветная грусть?
Ни одного
4. «…НЕТ НИ ОДНОГО УТЕШИТЕЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ»
4. «…НЕТ НИ ОДНОГО УТЕШИТЕЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ»
Работа над «Мертвыми душами» прошла несколько этапов. Начальный этап — до отъезда из Петербурга за границу.К первым числам октября 1835 года уже были написаны вчерне две главы, писалась третья. В последующие шесть–семь месяцев
«Записки одного молодого человека»
«Записки одного молодого человека»
Опыт жизни и интеллектуальные поиски Герцена 1830-х годов нашли отражение в первом его опубликованном художественном произведении – повести «Записки одного молодого человека» (1841). Первая ее часть – скрупулезно-подробная и вместе
«История одного города»
«История одного города»
Знаменитый сатирический роман-обозрение «История одного города» был написан М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869–1870 годах.Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIII веке, а себе отвел лишь скромную роль
ИСТОРИЯ ОДНОГО РАССКАЗА
ИСТОРИЯ ОДНОГО РАССКАЗА
В двадцатых годах, ещё не добравшись до романа «Скандалист», с его нарочито разговорным, парадоксальным стилем, я прочёл «Два гусара» Л. Толстого и, не говоря уже о самом рассказе, был поражён его вступлением, состоявшим из двадцати пяти
Содержание одного конверта
Содержание одного конверта
Мы мало знаем о том, как пришел в литературу прозаик и драматург Александр Завалишин. Слишком общи сведения его биографии, напечатанные в кратких справочниках и энциклопедии. Даны лишь основные даты и место рождения, сказано об участии его в
К истории одного визита
К истории одного визита
В примечании к письму Андрея Белого к Иванову-Разумнику от 29 августа 1928 года[1067] приводится выдержка из письма К. Н. Васильевой тому же адресату. Клавдия Николаевна упоминает, в частности, о визите в Кучино грузинских поэтов: «Недавно Б. Н.
ИЗДАТЕЛЮ ОДНОГО ЖУРНАЛА
ИЗДАТЕЛЮ ОДНОГО ЖУРНАЛА
Медан, декабрь 1885 г.Глубокоуважаемый собрат по перу!Вы собираетесь печатать мой «Жерминаль» и просите у меня несколько строк предисловия для Ваших читателей, скромных провинциальных тружеников. Я понимаю, Вас не может не беспокоить убийственная
Театр одного писателя
Театр одного писателя
Странное дело… По моему ощущению, хорошей и даже очень хорошей художественной прозы с каждым годом появляется всё больше и больше, а реакция на нее со стороны критики почти нулевая.И дело тут не только в том, что литературной критики как культурного
То, что с красным знаменем цвета одного
То, что с красным знаменем цвета одного
Олег Приходько. Один в чужом пространстве. М.: Эксмо («Русский бестселлер»)Героя бьют, а он крепчает. Героя убивают насмерть, а он возрождается, как железный Феникс. Долгое время казалось, будто такая живучесть по плечу лишь персонажам
49. Патрик Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы»
49. Патрик Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы»
Патрик Зюскинд – один из самых загадочных авторов нашего времени. Он никогда не дает интервью, а также запрещает общаться с журналистами и своим близким, избегает встреч с коллегами по «писательскому цеху», не
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Начиная с 1 класса, по программе Ефросининой Л.А. дети знакомятся с творчеством Х.-К.Андерсена. Ценностью сказок Х.-К.Андерсена является то, что обращены они не только к разуму ребенка, но и к его сердцу, так как истории сказочника мудры и добры.
Учебные задачи:
- Формировать умение работать с текстом; расширять читательский опыт через слушание и самостоятельное чтение; систематизировать знания о сказках Х.-К. Андерсена.
- Развивать читательские и речевые умения; интерес к сказкам, творческие способности, умение размышлять.
- Воспитывать чувство прекрасного; учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.
Оборудование:
- Сундучок с предметами.
- Листки для моделирования, цветные карандаши.
Материал к уроку:
Для учителя:
- Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
- Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина– М.: Вентана-Граф, 2012 г.
- Иллюстрации к сказкам В. Сутеева, Ш. Перро, Д. Родари
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка.– М.: АЗЪ,1993
Для ученика:
- Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
- Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Ход урока
I. Выявление читательского опыта учащихся
1. Моделирование
Учитель:
– Посмотрите на иллюстрации к литературным произведениям. Что их объединяет? (На этих иллюстрациях герои литературных сказок.)
– Какой темой объединены эти произведения? («Произведения о детях и для детей»)
– Произведения, каких жанров мы уже читали? (рассказы, стихи, сказки, басни)
– Не ошибусь, если скажу, что все дети и даже взрослые любят читать сказки!
-Какие бывают сказки?
Схема:
– Вспомните фамилии русских и зарубежных писателей-сказочников и назовите их произведения. (учащиеся называют авторов и заголовки произведений)
– Молодцы, вы знаете много писателей-сказочников.
– Сделайте модель обложки своей любимой сказки.
– Поднимите и покажите листочки с моделью.
Комментарий: Упражнение с моделями формирует у учащихся учебные действия: самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуществлять контроль и самоконтроль; умение рационально организовывать свой учебный труд. Данная работа способствует высокому уровню вовлеченности и погружения всех учащихся в учебную деятельность, т.е. реализуются принципы личностно-ориентированного обучения. Работа с моделями обложек позволяет плавно перейти к следующему этапу работы.
2. Актуализация знаний о сказках Х.-К. Андерсена
Учитель:
– Перед вами сундучок. В старину в таких сундучках хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Их берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашем сундучке хранятся сказки. Догадайтесь, из каких литературных сказок находящиеся здесь вещи:
- Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)
- Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
- Зеркало («Снежная королева»)
- Зонтик («Оле-Лукойе»)
– Что объединяет эти литературные сказки? (Их автор – Х.-К. Андерсен)
– Удивительный мир сказок Х.-К. Андерсена! Он мог самые обычные вещи превратить в сказочных героев. Иногда от какой-то незначительной мелочи может измениться настроение, состояние души и даже вся жизнь! На такие размышления меня натолкнула сказка Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Комментарий: Введение «волшебного сундучка» активизирует внимание учащихся, настраивает на сказку и учебное сотрудничество учителя и учеников, создает эмоциональный настрой на уроке, а также выявляет читательский опыт учащихся по сказкам великого датского сказочника Х.-К. Андерсена. На данном этапе происходит развитие мыслительной деятельности, умение анализировать и классифицировать, а также делать выводы.
II. Работа с новым произведением
1. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» ( учебник стр.94-99)
Слушание 1 части произведения (читает учитель).
Чтение вслух учащимися 2 части.
Самостоятельное чтение 3 части.
Комментарий: Этот этап урока формирует у учащихся учебные действия, необходимые для получения и первичной обработки учебной информации: умение читать вслух, молча, а также формирует все виды чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее.
2. Выявление первичного восприятия произведения
Учитель:
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка? (радости, сочувствия, сострадания, грусти, печали)
– Когда вам было особенно грустно?
Комментарий: На этом этапе развивается речь учащихся: умение высказать свое мнение, выразить свое отношение к прочитанному, проанализировать поведение героев.
3. Словарная работа
Учитель:
– В тексте сказки встретились слова, значение которых нужно уточнить.
На доске записаны слова:
каморка, бечевка, кровельный жёлоб, голубиный зоб, чердачное окошко, дощатый подоконник, тщедушный, блаженство
Дифференцированная работа:
– Значения слов: каморка, бечёвка, зоб, тщедушный, блаженство прочитают по толковому словарю ученики –консультанты …
– Значения слов: кровельный жёлоб, чердачное окошко, дощатый подоконник – коллективный разбор.
Комментарий: Толкование незнакомых и устаревших слов на уроке учит не только внимательно относиться к слову, понимать его значение в контексте, раскрывать его смысловой оттенок, но и отрабатывает навык чтения, умение ориентироваться в тексте. Учащиеся читали значение слов в толковом словаре и повторно находили эти слова в тексте, зачитывали предложения или абзацы, таким образом, развивая просмотровое чтение. Эта работа формирует у учащихся умение свободно читать и работать с текстами, а также функциональную грамотность – умение свободно пользоваться справочниками и словарями. Часто на уроке использую работу учеников – консультантов, учащимся нравится выполнять эту «роль».
4. Работа с содержанием текста
Учитель:
– О чем мечтали горошины? (оказаться на воле)
– Найдите в тексте и прочитайте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.
– Понаблюдайте за характерами горошин, все ли они одинаковые? Выберите из списка слов те, которые соответствуют характеру горошин.
Слова на доске:
скромная, сонная, покорная, мечтательная, хвастливая
– Куда попала пятая горошина? (на старый дощатый подоконник)
– Кто там жил? (мать, дочь подросток)
– Как они жили? Зачитайте.
– Какой мы видим девочку? В каком состоянии она была (тоненькая, тщедушная, болела уже целый год)
– Какое чудо произошло? (горошек подбодрил девочку, и она выздоровела)
– Можно назвать выздоровление девушки чудом? Найдите в 3 части слова, которые это подтверждают.
– Расскажите, что случилось с остальными горошинами.
– Какая горошина оказалась самой замечательной? Почему? (она спасла девушке жизнь, помогла выздороветь)
– Чему учит сказка? (приносить людям пользу, делать добрые дела)
Комментарий: Формирование познавательных универсальных действий, которые подразумевают осуществление различных мыслительных операций: анализ, сравнение, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифицировать, обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать один из важных этапов урока. На протяжении всего урока слышна речь учащихся, которые учатся высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению своих сверстников. На уроке реализуются и воспитательные задачи: дети учатся добру и человечности, формируются такие духовно-нравственные качества, как сострадание, отзывчивость, великодушие.
III. Групповая работа
Каждая группа получает разные задания.
1 группа: найти и зачитать самый красивый эпизод сказки.
2 группа: выбрать пословицы к этой сказке.
3 группа: расположить кадры диафильма.
Комментарий: Дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в составе малых разноуровневых групп над материалом, адекватным по трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и наблюдением учителя – важная составляющая урока. Эта форма работы обеспечивает высокую плотность урока и дает возможность ученикам общаться по учебному материалу, а именно: делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий, вести поисковую деятельность.
IV. Итог урока, домашнее задание
Учитель:
– Какой предмет можно еще положить в наш сундучок? (горошину)
– Видите, даже маленькая горошина принесла большую пользу! Что уж говорить о нас с вами – мы можем сделать гораздо больше. Нужно только чаще оглядываться вокруг. Может быть, кому-то нужна наша помощь. Вдруг надо помочь маме, позвонить бабушке или поддержать расстроенного друга добрым словом. Ведь каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина пустит росточек и зацветет красивым цветком в сердце того человека, которому мы помогли.
– Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание: тетрадь стр. 40-41.
По выбору:
- подобрать пословицы,
- пересказ сказки,
- дополнительное чтение «Принцесса на горошине»,
- составить список сказок Х.К.Андерсена.
Комментарий: «Волшебный сундучок» не забыт: в конце урока полнили его еще одним предметом – маленькой горошиной, сотворившей чудо. Нравственная беседа о прочитанном носит воспитательный характер, глубокий философский смысл – смысл жизни. Учащиеся в этом возрасте способны понять его и эмоционально откликнуться на примере сказки Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Разноуровневые домашние задания по выбору позволяют учащимся найти «свое» задание по уровню и интересу и выполнить его с удовольствием.
Ганс Христиан Андерсен
стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался всё чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.
— Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не засохнуть от такого сидения!.. Сдаётся нам, есть что-то и вне нашего стручка! Уж такое у нас предчувствие!
Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.
— Весь мир желтеет! — сказали они, и кто бы им помешал говорить так?
Вдруг они почувствовали сильный толчок; стручок сорвала человеческая рука и сунула в карман, к другим стручкам.
— Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.
— А хотелось бы мне знать, кто из нас сойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!
— Будь что будет — сказала самая большая.
— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.
— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след её простыл.
— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и её след.
— А мы куда придём, там и заснём! — сказали две следующие. — Но мы всё же до чего-нибудь докатимся! — Они и правда покатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но всё-таки попали в неё. — Мы дальше всех пойдем!
— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.
— Будь что будет! — говорила она.
А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернётся; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.
— Она уйдет к сестренке! — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестёр! Заберёт и эту!
Но больная девочка всё не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.
Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол. Больная девочка долго не отводила глаз от окна.
— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра! Мать подошла к окну и приотворила его.
— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!
Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зелёным ростком, мать ушла на работу.
— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.
— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется. Однако она подперла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы не сломался от ветра; потом взяла тоненькую верёвочку и один конец её прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины смогут цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по верёвочке.
— Смотри-ка, да она скоро зацветёт! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная дочка её поправится.
Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина. А как блестели при этом её глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для неё настоящим праздником.
— Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитя, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.
Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита. Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу. А четвёртая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.
— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!
Канава была с нею вполне согласна.
А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.
— А я всё-таки стою за мою горошину! — сказала канава.
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Цели: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пользоваться приёмами анализа текста;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
— Регулятивные УУД
• осуществление контроля процесса и результатов деятельности;
— Познавательные УУД
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности (групповая работа).
— Коммуникативные УУД
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- осознавать цель своего высказывания;
- строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
• работать в группе.
Личностные:
- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
- способность к самооценке.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, горошины для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 1 часть Л.А.Ефросинина.
Ход урока
- Организационный момент. (Слайд 1)
Психологический настрой (выполняется разминка пальцев)
Мы умные, мы старательные,
Мы отлично учимся.
Все у нас получится.
- Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
-Давайте с вами вспомним, как называется раздел учебника, с произведениями которого мы познакомились на прошлых уроках. (Мир сказок)
-С какими сказками мы уже знакомы? Кто автор? («У страха глаза велики» русская народная сказка и «Маленькие человечки» Бр. Гримм)
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд 2 и скажите, какая из пословиц подходит к сказке «У страха глаза велики», а какая – к сказке «Маленькие человечки».
( Трус собственной тени боится.
Всякому мила своя сторона.
Жизнь дана на добрые дела.
Ученье лучше богатства.
За добро – добром платят.)
- Определение темы, постановка учебной задачи.
-Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой. А кто автор этой сказки догадайтесь сами. Посмотрите на слайд 3 и скажите, кто автор всех этих сказок. (Гадкий утёнок, Дикие лебеди, Русалочка, Дюймовочка, Снежная королева), (Х.К.Андерсен)
-Прочитайте (Слайд 4)
Дом зелёный тесноват
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда-
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
-Что вы прочитали? (загадку)
-Как называется домик для горошин? (стручок) Слайд 5
-А теперь проанализируйте все мои вопросы и скажите, сказку какого автора мы будем читать и о чём?
(Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка», учебник стр. 94)
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) Биография автора (Слайд 6)
Ханс-Кристиан Андерсен – вот годы его жизни. Прожил он 70 лет.
Родился Андерсен в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошёл работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал знаменитым писателем-сказочником.
2) Первичное чтение (Слайд 7)
-Итак, сейчас мы оправимся с вами в зелёный мир, из него перенесёмся в жёлтый, а затем обратно в реальный.
а) чтение первой части хорошо читающими учениками.
-Что произошло с горошинами?
б) Словарная работа (Слайд 8, 9)
тщедушная
кровельный жёлоб
голубиный зоб
затхлая вода
в) чтение второй части «по цепочке»
-Чему радовалась больная девочка?
г) чтение третьей части самостоятельно.
-Понравилась сказка?
-Какие чувства она вызвала у вас?
5. Физминутка
По дороге Федя шёл,
(ходьба на месте)
Он горошину нашёл.
(присесть, встать)
А горошина упала,
(поворот туловища вправо-влево, руки в стороны)
Покатилась и пропала.
(Наклоны головы)
Ох, ох, ох, ох!
(руки на голову)
Где-то вырастет горох.
(повороты).
6. Вторичное чтение и осмысление прочитанного произведения.
(групповая работа) (Слайд 10)
— А теперь, чтобы осмыслить прочитанное поработаем в группах.
1 группа
Найдите в тексте и прочитайте, о чем мечтала каждая горошина.
(1 горошина – Я лечу в широкий мир. Поймай меня теперь, если сможешь!
2 горошина – А я полечу прямо на солнце; солнце – это как раз такой стручок, какой мне нужен!
3 и 4 горошины – Где бы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадём!
5 горошина – Будь что будет!)
2 группа
Найдите в тексте и прочитайте, какие изменения происходили с девочкой.
(-тоненькая, тщедушная;
— лежала в кровати;
— мне кажется, я выздоравливаю;
— повеселела;
— сама приподнималась на постели;
— глядела сияющими глазами;
— впервые встала.)
3 группа
Найдите в тексте и прочитайте, что же на самом деле произошло с горошинами.
( 1 горошина – очутилась сначала в кровельном жёлобе, а потом попала в голубиный зоб;
2 и 3 горошины — попали в голубиный зоб и были съедены;
4 горошина – упала в жёлоб и провалялась в затхлой воде и распухла;
5 горошина – упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох.)
7. Работа в тетради.
-Мы выяснили, что у каждой горошины судьба сложилась по – своему, и теперь обратим внимание на их характер. (стр. 40, задания №1 и №2)
8. Подведение итога урока.
— Какая же из пяти горошин самая замечательная? Почему? Запишите свое мнение в тетради на странице 40 в задании №3. А задание №4 вы полните дома.
-Посмотрите на слайд 11 и скажите, есть ли среди пословиц, которая подходит к этой сказке.
10. Рефлексия. (Слайд 12)
-Видите, друзья, даже маленькая – маленькая горошина способна принести такую пользу, а что же говорить о нас с вами. Мы же можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг, может быть кому – то нужна наша помощь, вдруг нужно помочь маме, бабушке, а может быть поддержать расстроенного друга добрым словом. Вдруг каждое наше доброе дело не пропадёт, оно как горошина, пустит росточки, расцветёт потом красивым цветком, успокоит сердце человека, которому мы помогли.
(На доске развешены горошины)
-Вот на этой горошине я написала то доброе дело, которое я сделаю. Я предлагаю вам взять по горошине, подумать и написать, какое доброе дело сделаете вы.