Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных задач: донести до родителей и детей, что нравственное,

В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных задач: донести до родителей и детей, что нравственное, эстетическое развитие ребенка, формирование его языковой культуры и речи не может состояться без приобщения к книге.

Существует разнообразие технологий и методов, которые могут помочь в развитии интереса к книге и культуре чтения у детей и их родителей.

Одной из них является уникальная технология «Storysack», разработанная английским доктором филологии, автором книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте, Нейлом Гриффитсом в 1994 году.

«Storysack» в переводе с английского обозначает «Мешок историй».

Это своего рода комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на развитие интереса к чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей.

Внедрение данной технологии включает в себя несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

1) Подбор произведения художественной литературы.

Критерии отбора:

— зарекомендованное произведение;

— качественные иллюстрации;

— подходит для чтения вслух;

— доступна и интересна возрасту детей;

— любимая книга детей или рекомендуемая родителями.

2) Подготовка мешка для комплекта материалов.

Возможно проведение мастер-классов для родителей по созданию мешка, его украшение в совместной деятельности с детьми (приклеивание бусин, элементов, роспись, пришивание пуговиц).

3) Подбор компонентов для комплекта.

— игрушки, куклы, бибабо, маски, перчатки, резиновые фигурки – все, что может послужить прообразами героев выбранного литературного произведения;

— научно-популярная книга по теме, близкой к произведению, например, по сказке В. Сутеева «Под грибом», подойдет энциклопедия о растительном и животном мире.

— аудиокнига, прочитанная известными актерами и записанная на носитель.

— флеш-накопитель с мультфильмом по произведению.

Также можно включить в комплект декорации для театрализации произведения, фоны и подкладки.

4) Разработка развивающих игр.

Данные игры должны помогать детям в осмыслении прочитанного, развитии лексикона, связной речи, подготовке к самостоятельному чтению, в развитии мыслительной деятельности, а также расширении кругозора.

Примеры игр:

«Режиссерская версия» — детям предлагается устно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;

«Допиши рассказ» — необходимо сочинить продолжение к книге;

«Крокодил» — с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;

«Найди пословицу» — подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;

«История слов» — работа со словарями по объяснению новых слов.

«Два приятеля» — помогают в развитии словаря синонимов.

«Скажи наоборот» — расширение словаря антонимов.

Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом мешке должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

5) «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов).

Это могут быть памятки, буклеты, варианты художественной книги различных изданий, примеры вопросов для беседы по произведению, биографические данные писателя.

6) В завершении подготовительного этапа оформляется опись готового «Мешка историй».

2. Этап продвижения

Подготавливаются анонсы мероприятий, мастер-классы, буклеты, раздаются рекламные листовки.

3. Основной этап

— Чтение художественного произведения.

— Рассматривание иллюстраций.

— Рассказывание книги.

— Обсуждение.

— Работа с реквизитами.

— Игры с элементами театрализации и обыгрывания сюжетов книги.

Во время знакомства детей с научно-популярной книгой, необходимо будет обратить внимание детей на содержание, алфавитный порядок, возможность легкого ориентирования в книге с помощью указателей. Попросить детей поделиться своими впечатлениями о книге, ее иллюстрациях. Возможно составление интересующих детей вопросов по теме. А интересные факты можно совместно красочно оформить и раздать детям

Прослушивание аудиокниги организовывается в комплексе с продуктивной деятельностью. Оно может быть в начале, одновременно с деятельностью или в завершении.

Продуктивная деятельность может включать в себя рисование иллюстраций, раскрашивание готовых распечаток, изготовление закладок для книги, оформление новой обложки или рекламы книги.

4. Завершающий этап

На завершающем этапе «Мешок» остается в группе или передается для реализации в другие группы ДОУ, возможна передача в библиотеки и школы, для продвижения и распространения технологии.

В дальнейшем собирается и обрабатывается информация для сбора последующих «Storysack», с учетом читательского интереса детей.

Использование данной технологии позволяет реализовывать принципы и задачи ФГОС дошкольного образования, так как в процессе работы у детей формируется позитивная социализация, посредством совместной деятельности, развивается кругозор, пополняется и расширяется словарный запас детей, повышается культура и нравственность, стимулируется интерес не только к чтению произведения, но и его осмыслению и обсуждению.

1

Что относится к народному творчеству

Народное искусство, в том числе и хохлома, — это способ выразить характер людей, их культуру. Это собрание произведений людей, их творческой деятельности. Ведь народное искусство — это искусство, созданное самими людьми и для людей.

Хохломские деревянные тарелки

Многообразие творчества народа во многом связано с его культурными ценностями. У каждого народа, как единого великого коллектива, есть особая этническая принадлежность, внутри которой есть присущие ему мифы, сказки, песни, танцы и декоративные предметы.

Народное искусство отличается от других художественных занятий тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно отметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет разный почерк, оригинальные цвета и формы. Знание творческих способностей наших людей позволяет нам лучше понять свое происхождение.

↑ Элементы пермогорской росписи

↑ Палитра мастера

Студенты знакомятся с красками пермогорских мастеров, с понятиями: основной цвет, сопутствующий цвет и яркость, контур. 
Практическая часть. Упражнение «Палитра мастера». Дети пробуют кистью нанести основной цвет, смешать основной цвет с сопутствующим желтым, смешать желтый и зеленый цвета, научиться рисовать тонкую живую черную линию — возрождение (можно, если нет тонкой кисти, сделать его металлической ручкой).

↑ Пермогорские ленточки-бордюры

Некоторые предметы украшались только лентами-краями, иногда края как бы дополняли композицию, придуманную мастером.
В таблице показаны шаги по созданию цветных границ. Вот 6 видов:

  1. треугольники
  2. скобки,
  3. лента,
  4. ромбы
  5. душ с каплей,
  6. душ с точкой.

Все работы по бордюру можно разделить на 4 этапа:

  1. вся лента сделана желтым цветом,
  2. отдельные элементы выполнены в зеленом цвете,
  3. остальные элементы границы выполнены красным цветом,
  4. тонкая живая линия прорисовывает талию, очертание каймовых элементов.

Эта процедура нанесения красок наиболее эффективна.

↑ Прялка

С детства с 6 до 8 лет девочка из крестьянской семьи стала готовить приданое на свадьбу: пряла нитки на прялке, а затем ткала ткань для полотенец, сорочек и сарафанов.
Мой отец строил прялку для маленьких детей. И жених подарил своей невесте красивую расписную прялку, и она гуляла по деревне на встречи, гордо надев ее, чтобы все могли увидеть эту красоту. Считалось: у кого самая красивая прялка, жених любит его больше всех.
Девушка пряла нитку на такой прялке, и вечер ей не показался долгим, а работа утомляла. И в знак взаимной любви она подарила мужу вышитый тканый пояс со словами: «Кого я люблю, тому отдаю».
Пермогорские прялки корневого типа с большим лопатообразным лезвием, оканчивающимся пятью-семью круглыми или конскими «маками», «городами» однотонной окраски. Внизу, на клинке, две «серьги» (на местном диалекте «чуски»), расположенные по обе стороны от массивной высокой ножки — «подступенка», переходящего в основание — «низ» прялка.
Роспись передней части клинка (клинка) разделена на две части. Верхняя часть — самая большая часть — всегда имеет традиционную фактуру: птица Сирин в ветвях дерева. Это дерево иногда трудно отличить по искусно переплетенным цветущим побегам, усеянным красными, зелеными, желтыми цветами и листьями. Но если присмотреться, можно увидеть, что его ветви, написанные пером (что позволяет отнести эту картину к графическим), начинают расти из стебля, иногда из небольшого треугольного «холма». Птица Сирин часто заключена в круг и находится в центре дерева или под ним.
Внизу прялки размещается уточная композиция с прокаткой, чаепитием, встречами и т.д.
Обрамление прялки и разделение ее на композиционные части (по вертикали) — клепки сделаны с окаймляющими полосами, что говорит о том, что расписные прялки заменили более архаичные скульптурные.
В росписи использованы любимые мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже синий. В первых пермогорских росписях были красно-оранжевые, синие, охристые.

↑ Округлые листья, ягодки

На рисунке изображены упражнения, которые выполняются карандашом без разделения: кусты разной формы, листья, клюква и клюква.
На рисунках 1-4 показано пошаговое построение цветных элементов.
В дальнейшем последовательность цветовых работ над элементами и композициями повторяется: 

  • 1 этап — все работы выполнены желтой краской;
  • 2 этап — затем добавляем зелень;
  • 3 этап: нанести основной красный цвет;
  • 4 этап: проводится ревитализация, контурирование черной краской.

Движение руки легкое, живое. В нижнем ряду последовательная компиляция и исполнение простой композиции. Такой композицией дети могут украсить уголок альбома, в котором они будут заниматься на уроках по изучению пермогорской живописи.
Эти элементы являются неотъемлемой частью росписи любого предмета пермогорского мастера.

↑ Трехлопастный цветок

Первые две строки таблицы позволяют узнать, как легко и плавно выполнять этот элемент. Обратите внимание, что существуют разные виды цветка, он может быть как симметричным, так и асимметричным. Сердцевина цветка может состоять из крупной капли желтого и зеленого цветов и куста такого же цвета.
Третий, четвертый и пятый ряды показывают пошаговую работу над тремя видами цветов.
Изучив этот элемент, рациональным будет выполнить композицию в полосе привычных элементов. Например, вы можете добавить книгу в закладки.

↑ Тюльпановидныи цветок

Этот элемент самый сложный, детям следует постараться сохранить симметрию в изображении цветка. Им следует напомнить о значении слова «симметрия» (соизмеримость, единообразие в расположении деталей на противоположных сторонах).
Тюльпан состоит из нескольких элементов, включая листья и элемент цветка-трилистника и ягоды. Дети выполняют упражнения с карандашом. Затем они используют таблицу, копируют изображение нижнего ряда и получают сходство с рис. 4. Пошаговая работа с цветом показана на рис. 1-4.

↑ Пермогорские птицы-петушки

В первых двух рядах — упражнения на выполнение петуха, курицы, птички. Образы разные, дети должны праздновать. Все линии очень плавные, мягкие, живые. На рис. 1-4 показано пошаговое выполнение элемента в цвете. Используя привычные элементы, уместно закрепить составить композицию в квадрате, то есть завершить панно (рисунок или орнамент, украшающий участок стены, потолок).

↑ Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!

Слегка изогнутые листья-трилистники нанизаны на гибкие побеги: цветки с острыми кончиками и цветки тюльпановидной формы, в том числе округлые листочки и ягодные кусты…
В этот цветочный мотив вписывается птица счастья Сирин — птица с женским лицом (рис. 4). 
В верхнем ряду таблицы приведены упражнения для дальнейшего изображения птицы Сирин. Как работать в цвете показано на рис. 1-4.
птицу уместно рисовать в разных направлениях, это очень сложный живописный элемент, который всегда присутствовал в росписи прялки.
Рекомендуется краткий рассказ о птице Сирин. Дети не должны путать северную птицу Сирин, считающуюся оберегом, птицу, несущую в дом добро, счастье, с легендарными девственными птицами, поющими сладкие мелодии, приглашая корабли к скалам.
Изучив этот элемент, желательно составить композицию по кругу, то есть птицу Сирин всегда обрамляли по кругу с одним из видов каймы.

↑ Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»

Пермогорские мастера также включили в растительный мотив картины сюжеты из повседневной жизни (жанровые сцены): езда, отъезд, чаепитие, свадьбы и т.д.
Картины сюжетов всегда утвердительны, радостны — это праздник жизни: цветы, домашние животные (например, кошка — символ домашнего уюта). Эти изображения могут рассказать нам о текущей ситуации или роде занятий владельца. Мастер в своей картине изобразил жизнь вокруг себя, отразив некоторые яркие события этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянских трудов.

Лежи хорошо, не понимаю,
Горе мало
Чести и любви нельзя заслужить,
Не носите красную одежду.

Эта идея красной нитью проходит через все композиции мастеров.

Пусть дети придумают свои композиции для хлебницы, санок, детской кроватки и т.д. 

↑ Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге

По этим таблицам можно проводить уроки рисования: сделать квадратную коробку и тарелку на уроках папье-маше, выполнить грунтовку «под дерево», покрасить эти изделия пермогорской краской. Также можно использовать трафареты ложек, совков, больших прялок из туеску и набирух бумаги и т.д. 

Завершится изучение темы «Пермогорская живопись» яркой и содержательной выставкой детских работ «Пермогорская ярмарка», ведь она была в Пермогорье в конце XIX — начале XX века. Были веселые ярмарки, известные на всю провинцию, где со всех концов съезжались мастера, чтобы показать себя и увидеть других.

Техника выполнения «двойного» мазка

В большинстве флористических композиций урало-сибирской живописи присутствует двойной мазок. Если вы освоите эту простую технику, работы в стиле урало-сибирской живописи будут похожи на канонические. Чтобы нарисовать мазок, вам понадобятся плоские круглые кисти. Используемые краски должны быть жидкими. Для первого опыта возьмите яркие цветовые сочетания — так легче разобраться в нюансах техники.

урало-сибирская-роспись

Двойной мазок:

    • набрать на кисти два цвета краски (например, красный и оранжевый), с одной стороны — светлая краска, с другой — темная;
    • всегда старайтесь «набить руку» на акварельной бумаге: мазок производится непрерывным движением, вращая кисть в нужном направлении;
    • в результате непрерывного движения получится объемный элемент — листок или лепесток;
    • центр элемента будет светлее его краев, но это не послойный рисунок, а все тот же знаменитый двойной штрих.

На этом видео хорошо видно, как выполняется двойной штрих.

Это не всегда срабатывает сразу, попробуйте еще раз. Такие технические моменты есть во многих отраслях, поэтому развиваться в этом направлении без отточенного умения двойного удара не получится.

Мезенская (Палащельская) роспись

Картина Мезени (Палащель

Стили русской живописи

Федоскинская роспись

Федоскинская роспись

Стили русской живописи

Жостовская роспись

Жостовская роспись
Стили русской живописи

Палех

Палех

Стили русской живописи

Стили русской живописи

Что такое хохлома и ее отличительные признаки

Хохлома — одно из популярных промыслов в России. Фон предметов всегда черный, но, несмотря на это, все предметы, окрашенные в хохломском стиле, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи — наличие золота. Другие традиционные черты хохломы включают изображения ягод, веток и листьев, а также птиц, животных и даже рыб.

В России дерево играло очень важную роль. Из него строили добротные избы, мебель, посуду. Среди обычных блюд, приготовленных мастерами, были особые предметы сервировки, которые подавали на королевских вечеринках и приемах. Они были расписаны специальным природным ртутьсодержащим материалом — киноварью. Сверху пластины были покрыты золотом. Медово-золотой оттенок был получен путем многократных обработок в духовке при высоких температурах. Этот цвет придавал деревянной технике солидности.

Посуда СИЗ

Изначально производство было налажено в монастырях России. Например, среди большинства мастеров Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских деревень. Считается, что Хохлома возникла благодаря старообрядцам, выходцам из других стран, которые занимались посудой.

Прикамская роспись

Прикамская роспись

Стили русской живописи

Сочетания цветов

В традиционной окраске поделок нет преобладания цвета, отличающего другие народные промыслы России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.

урало-сибирская-роспись

Уральская роспись по дереву отличается следующими особенностями:

  • один цвет для всего зеленого;
  • цвет для группы цветов;
  • цвет ягод;
  • цвета картины контрастируют с цветом фона;
  • разбавление бывает белым и применяется не всегда, а только там, где для покраски берется темный цвет или присутствует цветной фон;
  • для светлого фона прореживание может быть темным (либо двухцветная кисть становится белой внутрь);
  • черный используется для аннотаций.

По деревянным разделочным доскам (ранее безликим) гордо шагают изящные птички, сочные ягоды собираются в аппетитные композиции, а миру раскрываются пышные майские бутоны. Каждый элемент стола, подноса, деревянной посуды словно радует, поет гимн жизни и прославляет талантливую руку обычного русского человека.

Урало-сибирская живопись полюбилась людям за то, что простота изящна, образы и мотивы понятны каждому, от произведений она дышит нежностью и изумлением по отношению к делу.

Разновидности хохломы

Существует несколько видов росписи в хохломском стиле. Они различаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу применения Хохлома делится на следующие виды:

  • фон — рисунок выполнен на однотонном основном фоне, орнамент выполнен золотой краской;
  • сверху — нанесение рисунка на готовое поле.

В технике есть разные способы росписи. Самая сложная техника — покраска под обои. Вначале на деревянную заготовку наносят очертания узора, затем начинают закрашивать некоторые детали черным или красным цветом фона. После нанесения фонового слоя приступают к созданию узоров и других замысловатых деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри его дополняют солнце, вьющиеся растения, ароматические травы.

Хохломская пряничная роспись

«Травка»

«Трава», или травяная краска, наносится резкими мазками. Листья делаются крупными мазками, более мелкими — травинками или капельками росы. Такой элемент росписи лошади позволяет заполнить ажурным узором всю поверхность изделия. Это один из самых сложных видов, требующий от мастера терпения и особого внимания.

Хохлома красит траву

«Ягодка»

Другая техника под названием «Ягода» очень похожа на «Траву». Однако фасон выглядит богаче и декоративнее, чем предыдущий. В его основе смесь крупных ягод и ароматных трав. Как правило, мастера изображают клубнику, крыжовник, виноград, а из цветов: ромашку и колокольчик.

Хохломская ягодная роспись

«Кудрины»

Кудриной характерны некоторые декорированные цветочные мотивы. В этом случае орнамент выполняется золотой краской. Особенность нанесения заключается в работе очень тонкой кистью.

Хохлома кудрин роспись

Гжель

Гжель
Стили русской живописи

Роспись Северной Двины

Северная Двина живопись

Стили русской живописи

Как и когда возникла хохлома

Из архивов видно, что красивая расписная посуда впервые упоминается в 1659 году. Именно тогда некий боярин по имени Морозов попросил собрать тарелки разных размеров из заволжских земель и оловянных мастеров. В те времена для золочения использовали олово. Морозову в то время принадлежало село Семеновское. В нем, как и в соседнем селе Хохлома, сформировался промысел по росписи деревянных изделий.

Хохломская рябина роспись

Развитию такого судна в России способствовали близость крупного торгового пути (Волга) и близость к ярмарке — Макарьевская. Качество блюд было настолько высоким, что их производство стало основным ремеслом для жителей, а село Хохлома было торговым центром, где продавались уникальные блюда с необычным рисунком. После 1916 года было решено открыть Школу художественной обработки изделий из дерева. Так Хохлома получила новый виток развития.

Мотивы, узоры в росписи

урало-сибирская-роспись

Это ремесло отличается необычайной гармоничностью и цельностью. Самая популярная композиция — это букет. Это изображение, ориентированное вертикально на изделии, сбалансированное по массе цвета от центра композиции. Зритель видит квадратное поле с рисунком, разделенное полосами сверху и снизу.

примечательно, что в каждой деревне была своя специализация: в одной раскрашенные мастерами рокеры, в другой — деревянные чаши, в третьем — прялки. Особую популярность приобрела роспись березовой свеклой. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки подразделялись на два типа: шпатлевки и полу-шпаклевки. Перед тем, как нарисовать фон, полу-лепнину залили медом и столярным клеем. Причем перед нанесением обоев шпаклевка была загрунтована и разглажена.

Живописные мотивы уральской живописи преимущественно растительные, но изображения птиц и животных в этом ремесле также не редкость.

Но уже во второй половине XIX века мастера начали активно рисовать человека. Это были композиции сюжетов, связанных с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Также было место, где можно выразить свои переживания через живопись.

Роспись уральского дома заслуживает отдельного описания. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и был вынужден подчиняться требованиям местного населения. Поэтому в формировании стиля домашней росписи есть большая подвижность, гибкость.

Внимание! Символическая и поэтическая система живописи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг — центральная фигура, знак солнца и жизни. Мотивы расписного потолка домов ассоциировались с небесным телом. Гирлянды из кругов были размещены на потолке дома и стали его оберегом.

↑ Краткая история пермогорской росписи

Среди художников, работавших во второй половине XIX века, вспоминаются самые искусные мастера: Яков Иванович Ярыгин, его брат Максим Иванович и Андрей Игнатьевич Хрипунов. К сожалению, о художниках старшего поколения информации нет.
В последние два десятилетия XIX века начался упадок пермогорской живописи. Лишь немногие работы сохранили древнее мастерство, виртуозность первого рисунка и живость импровизации, красоту и богатство цвета. Лишь редкие мастера с большим природным талантом создавали в этот период вещи, которые можно было бы сравнить с работами, выполненными в предыдущие десятилетия.
Села Черепаново, Большой Березник, Грединская имеют общее название — Мокрая Едома.
Экспедиции Загорского музея удалось установить имена всех мастеров последнего поколения. Это были потомственные семьи художников, картины которых отличались творческим стилем, хотя все они работали в рамках одной традиции.
Вот их имена: Василий Семенович Хвостов, Михаил Семенович Хвостов, Александр Семенович Хвостов, Василий Лукьянович Мишарин, Александр Лукьянович Мишарин, Александр Яковлевич Ярыгин, Федор Яковлевич Ярыгин, Егор Максимович Юрие и Дмитрий Андичевичевичевич Анджевичевич Андичевичевич Андичевичевич Андичевичевич Андичевичевич
В 30-е годы XX века картина в Влажном Эдоме (Пермогорье) окончательно вымерла.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы под роспись называются «льняными». Для изготовления деревянных предметов нужна не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая служит грунтовкой. Также понадобится олифа (льняное масло), правильное нанесение которой зависит от прочности рисунка.

Хохломская роспись

Следующий этап — лужение алюминиевой пудрой. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей покраске. Краски, которые мастера используют в своей работе, — это только масляные краски, а кисти для нанесения рисунка в основном беличьи.

Источники

  • https://Razvivashka.online/tvorchestvo/hohloma
  • https://www.perunica.ru/rukodelie/7309-permogorskaja-rospis-dlja-detej-uchimsja-risovat.html
  • https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/istoriya-i-osnovy-uralo-sibirskoj-rospisi.html
  • https://fishki.net/1923921-stili-russkoj-rospisi.html

Автор: Белобородова Ольга Михайловна

Организация: МКДОУ ШР «Детский сад № 5 «Одуванчик»

Населенный пункт: Иркутская область, с. Баклаши

АННОТАЦИЯ: пособие – это вариант книги, содержащей в себе познавательную информацию о русском народном декоративно-прикладном искусстве; подборку развивающих игр и заданий. Оно позволяет динамично и наглядно проводить любые игры–занятия и обладает рядом несомненных преимуществ:

  • большой формат;
  • изображения крупные, яркие;
  • создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения игр-занятий.

Пособие сделано из плотного картона 34*31см. Рисунки выполнены гуашевыми красками. Листы книги легко извлекаются из держателя, что легко позволяет детям заниматься и играть в любом доступном месте. Это позволяет педагогу проводить игры-занятия с детьми не только фронтально, по подгруппам, но и индивидуально с двумя детьми в утренний и вечерний отрезок времени.

Пособие содержит информацию о народных промыслах России:

  • Дымковской росписи;
  • Полхов-Майданской росписи;
  • Филимоновской росписи;
  • Городецкая росписи;
  • Хохломская росписи.

ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах обучения детей декоративному рисованию.

Данное пособие будет полезно воспитателям ДОУ и родителям.

ЦЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ: приобретение воспитанниками опыта творческого мышления при определении изделий народных промыслов, изображений по мотивам народной декоративной росписи.

ЗАДАЧИ:

  • Продолжать знакомство с произведениями народного искусства.
  • Учить выделять выразительные художественные признаки народного прикладного искусства: фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовую выразительность.
  • Развивать у детей восприятие и творческое воображение.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам декоративно-прикладного искусства.
  • Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: дети старшего дошкольного возраста.

ОПИСАНИЕ:
Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры.
В первой части пособия представлены самые изысканные и нарядные русские росписи: Городецкая, Хохломская, Дымковская, Филимоновская, Полхов-Майданская. Если вы решили обучить детей приёмам искусства росписи, то пособие поможет быстро добиться результатов, даже если вы впервые взяли в руки кисть. Шаг за шагом дети научатся писать основные элементы, строить орнаменты и композиции. Помимо практических рекомендаций, в пособии представлены интереснейшие факты из истории росписей, которые вдохновят вас на собственные поиски и открытия.

Во второй части пособия содержатся игровые упражнения, которые

помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам («НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»); сосредоточивают внимание детей на стилевых особенностях элементов узора («НАЙДИ ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ»); знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии («СОСТАВЬ УЗОР», «СОБЕРИ ОСКОЛКИ»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Материал. Набор иллюстраций с элементами росписи народных промыслов. Подборка стихов и загадок про народные промыслы России.

Вариант 1.

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов двух народных промыслов. В группе выставляются предметы из одного народного промысла. Дети должны отгадать, в каком стиле оформлена группа.

Вариант 2.

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов одного народного промысла. В группе выставляются предметы из двух народных промыслов. Дети должны убрать из группы лишние предметы.

Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного промысла, могут быть увеличены.

Приложение 1.

Вариант 3.

Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в группе предметы на заданную тему.

«СОБЕРИ ОСКОЛКИ»

Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал. Плоскостные изображения различных предметов, схемы сборки, изображения, разрезанные на части.

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Ведущий показывает образцы, дает возможность внимательно рассмотреть их. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение, какого- либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справиться с заданием.

«СОСТАВЬ УЗОР».

Учить составлять декоративные композиции — располагать элементы, подбирая их по цвету, на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру, образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила. Составить на выбранном силуэте отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Ход игры. В игре принимают участие от одного и более детей. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

«НАЙДИ ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ»

Уточнить и закрепить представления об основных элементах народных росписей, учить расчленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большое изображение — карман, птицы, с прорезями. Карточки с изображением разных росписей, набор перьев с элементами .

Игровые правила. Определить, какое из предложенных, перо с изображением элементов росписи, подходит к элементам узора основной карты.

Ход игры. Получив большую карту, и несколько перьев, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в росписи, и выбирают правильное перо.

Приложения:

  1. file1.DOCX.. 28,1 КБ

  2. file0_833acbe1-b90d-4aad-9.. 30,0 МБ

Опубликовано: 02.12.2021

Инфоурок

Дошкольное образование
ПрезентацииДПИ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 1...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 1

    Описание слайда:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ДЕТСКИЙ САД № 1 «ОСТРОВ ДЕТСТВА»
    с.ИЛЬИНСКОЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Подготовила: воспитатель
    Иванова И.С.

    «Декоративно- прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

  • 2 слайд

    «Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом крас

    Описание слайда:

    «Чем дальше в будущее входим,
    Тем больше прошлым дорожим,
    И в старом красоту находим,
    Хоть новому принадлежим»
    Вадим Шафнер

    Актуальность
    Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к Родине.
    Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус.
    Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга

  • 3 слайд

    Цель: подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного иск

    Описание слайда:

    Цель: подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного искусства.
    Задачи:
    Образовательные :
    Продолжать учить детей самостоятельно составлять и изображать в рисунке декоративные узоры по мотивам народных росписей, располагая узор по всей форме.
    Развивающие:
    Продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать концом кисти и всей кистью). Развивать интерес к изобразительной  деятельности. Желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей. Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе.
    Воспитательные:
    Воспитывать любовь к народному творчеству и положительное отношение к результатам своей деятельности.

  • 4 слайд

    Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством предусматри

    Описание слайда:

    Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством предусматривает :

    ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием русского народного декоративно-прикладного искусства;

    создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка на основе народного декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий, позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира;

    привлечение в работу по обучению детей родителей.

  • 5 слайд

    В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством и

    Описание слайда:

    В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством используются следующие формы организации занятий:
    теоретические занятия;
    комплексные занятия;
    практические занятия;
    экскурсии;
    коллективное творчество;
    игровые занятия.

  • 6 слайд

    Методы и приемы работы по ДПИИгровой метод Словесные методы Наглядные методы

    Описание слайда:

    Методы и приемы работы по ДПИ
    Игровой метод
    Словесные методы
    Наглядные методы
    Здоровьесберегающие технологии
    Метод моделирования ситуации

  • 7 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 8 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 9 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 10 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 11 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 12 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 13 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 14 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 15 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 16 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 17 слайд

    Музей «Русская изба»

    Описание слайда:

    Музей «Русская изба»

  • 18 слайд

    Реализация проектной деятельности «Народные промыслы»

    Описание слайда:

    Реализация проектной деятельности «Народные промыслы»

  • 19 слайд

    Педагогический проект «Дымковская игрушка»подготовительная группа

    Описание слайда:

    Педагогический проект «Дымковская игрушка»
    подготовительная группа

  • 20 слайд

    Знакомство с Гжельской росписью в подготовительной группе

    Описание слайда:

    Знакомство с Гжельской росписью в подготовительной группе

  • 21 слайд

    Знакомство с Дымковской росписью старшая группа

    Описание слайда:

    Знакомство с Дымковской росписью старшая группа

  • 22 слайд

    «Дымковская барышня» старшая группа

    Описание слайда:

    «Дымковская барышня» старшая группа

  • 23 слайд

    Знакомство с филимоновской игрушкой в средней группе

    Описание слайда:

    Знакомство с филимоновской игрушкой
    в средней группе

  • 24 слайд

    «Дымковский петушок» средняя группа

    Описание слайда:

    «Дымковский петушок»
    средняя группа

  • 25 слайд

    «Дымковская барышня» средняя группа

    Описание слайда:

    «Дымковская барышня» средняя группа

  • 26 слайд

    Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой во второй младшей группе

    Описание слайда:

    Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой во второй младшей группе

  • 27 слайд

    Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для детей дошкольного

    Описание слайда:

    Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для детей дошкольного возраста

  • 28 слайд

    Дидактическая игра «Назови правильно» Цель: закрепление знания детей о наро

    Описание слайда:

    Дидактическая игра «Назови правильно»

    Цель: закрепление знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

  • 29 слайд

    ХохломаДымковоГжельГородец Матрешка

    Описание слайда:

    Хохлома
    Дымково
    Гжель
    Городец
    Матрешка

  • 30 слайд

     «Подбери правильно названия росписей матрешек»ХохломаГородецДымковоГжель

    Описание слайда:

    «Подбери правильно названия росписей матрешек»

    Хохлома
    Городец
    Дымково
    Гжель

  • 31 слайд

    Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»Цель: Закреплять умение детей уз

    Описание слайда:

    Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

    Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

  • 32 слайд

    Сине-голубые Розы, листья, птицы, Увидев нас впервые, Каждый удивится. Чудо н

    Описание слайда:

    Сине-голубые
    Розы, листья, птицы,
    Увидев нас впервые,
    Каждый удивится.
    Чудо на фарфоре
    Синяя капель.
    Это называется
    Просто роспись …

  • 33 слайд

    Коль на досточке девица  Иль удалый молодец,  Чудо-конь и чудо-птица –  Это з

    Описание слайда:

    Коль на досточке девица
     Иль удалый молодец,
     Чудо-конь и чудо-птица –
     Это значит…

  • 34 слайд

    Золотой цвет, черный, красный — В росписи других нет красок. В птицах и цв

    Описание слайда:

    Золотой цвет, черный, красный —
    В росписи других нет красок.
    В птицах и цветах посуда,
    В землянике чашки, блюда.
    Узнали роспись, детвора?
    Конечно, это…

  • 35 слайд

    Чудо – всем на удивленье:Расписные медвежата,Барыни, коньки, утята,Расписн

    Описание слайда:

    Чудо – всем на удивленье:
    Расписные медвежата,
    Барыни, коньки, утята,
    Расписные даже хрюшки –
    Царство ….. игрушки

  • 36 слайд

    Дидактическая игра «С какой росписи птица или конь»Цель: закрепление знаний

    Описание слайда:

    Дидактическая игра «С какой росписи птица или конь»

    Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть.

  • 37 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 38 слайд

    Дидактическая игра «Подбери узор к картине»Цель: формирование знания детей о

    Описание слайда:

    Дидактическая игра «Подбери узор к картине»
    Цель: формирование знания детей о видах художественных промыслов России (Дымка, Гжель, Хохлома и Городец), развивать внимание, логическое мышление.

  • 39 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 40 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 41 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 42 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 43 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 44 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 45 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 46 слайд

    Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • 47 слайд

    Вывод Знакомьте детей с искусством народных мастеров. То, что заложено в

    Описание слайда:

    Вывод
    Знакомьте детей с искусством народных мастеров. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

  • 48 слайд

    Список литературы1. Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декор

    Описание слайда:

    Список литературы

    1. Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание. 2004, №6.
    2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006 г.
    3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008 г.
    4. «Декоративно-прикладное искусство детям» Д/в. № 3, 1997 г.
    5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб.: Акцидент, 1997 г.
    6. Романова А. Ф. Народные промыслы. 2003 г.
    7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
    8. Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
    9. Скорлупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
    10. Соломенникова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
    11. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961 г.
    12. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Сказочная Гжель». 2005 г.

  • 49 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 982 человека из 79 регионов

Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 552 человека из 79 регионов

Рассказ про городецкую роспись для детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2932 человека из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект игрового занятия по ФЭМП в средней группе по сказке К. Чуковского «Бармалей»

  • Тема: «Эколята молодые защитники природы»

  • Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду»

  • Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» «Посуда»

  • Проект «Развитие методической и инновационной работы в ДОО в условиях ФГОС ДО»

  • Папка передвижка на тему » Дети и театр»

  • НОД по развитию речи » Зимующие птицы»

  • Презентация по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448423 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»

  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

  • Рассказ про глагол 5 класс
  • Рассказ про гермиону грейнджер
  • Рассказ про глобальные проблемы
  • Рассказ про героя мультфильма на английском 5 класс с переводом
  • Рассказ про волгоград на английском языке