Рассказ про город королев

22 декабря 2021 г. 15:14 22 декабря 2021 года в зале церковных соборов храма христа спасителя под председательством святейшего патриарха

Доклад митрополита Воскресенского Дионисия на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2021 года)

22 декабря 2021 г. 15:14

22 декабря 2021 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Епархиальное собрание города Москвы. В рамках мероприятия с докладом выступил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным викариатством Московской епархии митрополит Воскресенский Дионисий.

Ваше Святейшество! Дорогие владыки, отцы, матушки игумении!

В 2021 году состоялось четыре рабочих заседания Епархиального совета г. Москвы — 1 апреля, 22 июля, 30 сентября и 7 декабря, и одно расширенное — под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участием руководителей епархиальных отделов и комиссий, а также благочинных церковных округов столицы. На этих заседаниях рассматривались поручения Святейшего Патриарха и постановления Епархиального собрания, а также обсуждались актуальные вопросы церковной жизни Первопрестольного града, готовились соответствующие рекомендации. Протоколы заседаний утверждаются Святейшим Патриархом.

Особое внимание на каждом из заседаний было уделено рассмотрению прошений о принятии в клир г. Москвы священнослужителей иных епархий, а также клириков, служащих в Москве на основании временного распоряжения. Епархиальным советом в 2021 году были рассмотрены кандидатуры 12 таких клириков. Эта работа велась на основании утвержденных Его Святейшеством в прошлом году по представлению Епархиального совета документов, регламентирующих практику служения иногородних клириков в г. Москве и порядок ходатайства управляющих викариатствами о принятии таких клириков в состав московского духовенства.

В соответствии с решением Священного Синода 23-24 сентября 2021 года (журнал № 76) на Епархиальный совет возлагается обязанность рассматривать вопрос вступления в клир епархии выпускников столичных духовных школ, проживавших в г. Москве и поступавших на обучение по рекомендации клириков Московской епархии. В связи с этим Епархиальный совет направил Святейшему Патриарху предложения о регламенте и персональном составе рабочей группы по подготовке документов подлежащих распределению выпускников.

Следует отметить и утверждение в этом году Положения об Экзаменационной комиссии Московской епархии — ее роль при рассмотрении кандидатов на рукоположение и зачисление в клир Москвы существенно возросла. Это особенно важно в связи с отмеченной в докладе Святейшего Патриарха необходимостью заботы о высоком образовательном уровне столичного духовенства. Члены Епархиального совета традиционно приняли участие в расширенном заседании Экзаменационной комиссии, на котором рассматривались кандидаты к поступлению в духовные учебные заведения Московской епархии.

После утверждения Святейшим Патриархом концепции, состава редакционной коллегии и главного редактора епархиальной газеты «Православная Москва» были определены схемы финансирования и распространения издания. Выход в свет первого номера обновленной газеты запланирован на январь наступающего года.

В связи со значительными изменениями в клире г. Москвы, в том числе порожденными вредоносным поветрием, Епархиальным советом была сочтена необходимой подготовка нового издания справочника Московской епархии — предыдущее состоялось в 2017 году. В течение второй половины нынешнего года проект справочника был дополнен актуальными данными и выйдет в свет в первом квартале 2022 года. Предусмотрена также электронная версия справочника, которую планируется разместить на сайте Московской епархии. Это позволит практически в режиме реального времени уточнять информацию об изменениях в клире и в дальнейшем более оперативно готовить традиционное бумажное издание.

Епархиальным советом была рассмотрена деятельность Попечительской комиссии, в введении которой находится оказание помощи нуждающимся священно- и церковнослужителям. Получателями такой помощи являются более 100 вдов почивших клириков нашей епархии, а также священники, диаконы и приходские труженики, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации.

Во исполнение поручения Святейшего Патриарха Кирилла по итогам Епархиального собрания 2020 года о формировании группы специалистов, которые могли бы озаботиться русификацией отдельных слов и выражений в чинопоследованиях Крещения и Венчания, Епархиальный совет по представлению Богослужебной комиссии направил Его Святейшеству предложения по персональному составу такой группы. Эти специалисты, среди которых — преподаватели столичных и иных духовных и богословских учебных заведений, уже присоединились к работе, проводимой Комиссией по богослужению и церковному искусству Межсоборного присутствия под руководством Преосвященного епископа Зарайского Константина.

Одной из ключевых тем Епархиального собрания прошлого года была деятельность священнослужителей в социальных сетях. Епархиальным советом была подготовлена схема попечения о миссионерах-блогерах в священном сане, которая, помимо наблюдения за этой деликатной сферой, предусматривает оказание консультативной и иной помощи таким клирикам. Эти послушания по благословению Святейшего Патриарха Кирилла были возложены на Информационную комиссию при Епархиальном совете.

После рассмотрения доклада о деятельности епархиальной Комиссии по вопросам физической культуры и спорта было предложено проработать вопрос о преобразовании комиссии в епархиальный отдел. Данное предложение на последнем рабочем заседании епархиального совета направлено на утверждение Святейшего Патриарха.

В 2021 году начала свою деятельность Погребальная комиссия при Епархиальном совете. В сферу ее компетенции вошла, в частности, забота о достойном совершении заупокойных богослужений вне храмов — в больницах, моргах, на кладбищах. В настоящее время комиссией рассматривается вопрос об определении места погребения почивших столичных клириков в случаях, когда семьи таких священнослужителей не располагают местом на кладбище.

Кроме того, в уходящем году была завершена работа над документом «Принципы создания и развития христианских общин в вузах», подготовленным соответствующей комиссией при Епархиальном совете с привлечением большого числа имеющих практический опыт работы в высших учебных заведениях священнослужителей и с учетом замечаний членов совета. Этот документ передан на утверждение Святейшему Патриарху после последнего рабочего заседания в уходящем году. Тогда же Его Святейшеству направлены результаты предварительного изучения Епархиальным советом вопроса о материальном содержании храмов в местах заключения.

Наконец, по итогам обсуждения в викариатствах г. Москвы возможных тем викариатских пастырских конференций в наступающем году было принято решение предложить Епархиальному собранию следующие темы:

  • Приходская община. Необходимые условия ее создания и возможные препятствия;
  • Особенности литургического, социального и миссионерского служения Церкви в условиях пандемии;
  • Священник, пастырь, духовник: допустимая мера участия в личной жизни прихожан;
  • Опасности цифровизации и медиатизации. Богословское осмысление;
  • Общественное служение духовенства в современной жизни: границы и возможности.

Как сказал Его Святейшество, в этом году истекает срок полномочий Епархиального суда. Предложил бы следующую процедуру: до конца января во всех викариатствах провести голосование для избрания церковных судей нашей епархии. Затем каждый управляющий викариатством направит в Епархиальный совет данные о количестве поданных голосов за каждого кандидата. Епархиальный совет подведет итоги голосования и представит результаты на утверждение Святейшего Патриарха. До утверждения Его Святейшеством нового состава Епархиального суда полномочия судей исполняются нынешним составом.

В заключение своего доклада хотел бы от лица членов Епархиального совета выразить Вам сыновнюю благодарность за Ваше попечение о церковной жизни Первопрестольного кафедрального града вообще и разрешение церковных нужд в частности.

Мы часто говорим Вам эти слова, Святейший Владыка, но хотелось бы, чтобы Вы знали: это не протокольная вежливая формулировка. Члены Епархиального совета весь прошедший год в полной мере ощущали в своей работе Ваше непосредственное, неформальное, живое руководство. То же, думаю, могут сказать и присутствующие Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри, отцы благочинные и настоятели, причем речь идет не только о Вашем руководстве, но и о конкретной помощи.

Я не могу и не имею права открыть факты такой точечной личной помощи конкретным людям — об этом знает Бог, они и Вы, Ваше Святейшество, этого достаточно. Но у всех нас в памяти Ваша финансовая помощь духовенству в самые тяжелые месяцы первого года пандемии. В своем докладе Вы упомянули об успешности программы строительства новых храмов в городе Москве. Кажется весьма назидательным узнать, что только в 2021 году по Вашему благословению в качестве помощи от Московской Патриархии конкретным приходам, где строятся храмы, было безвозмездно выделено 988 739 000 рублей. А начиная с 2018 года, то есть за последние три года, эта цифра составляет 2 065 782 000 рублей. Здесь присутствуют отцы настоятели, которые на себе ощутили эту действенную помощь, оказанную по благословению Вашего Святейшества.

Думаю, могу от лица всего духовенства и мирян Москвы искренне благодарить Вас за Ваши труды по жертвенному управлению Московской епархией. И если Вы позволите, предложил бы Епархиальному собранию включить слова нашей искренней сыновней благодарности Вам в наше постановление.

Патриархия.ru

17 декабря 2021 г. 19:30

Свято-Троицкий Данилов монастырь — одна из архитектурных жемчужин Переславля. Основанный в XVI веке преподобным Даниилом Переславским на месте кладбища для странников, в удалении от городской суеты, он и сегодня хранит тишину и покой, располагающие к душеполезным размышлениям. При каких условиях создается настоящая монашеская семья, почему духовником обители должен быть ее настоятель и что для иноков сегодня самое сложное, «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал настоятель обители игумен Пантелеимон (Королев) (№ 12, 2021, PDF-версия).

Миссия: быть на своем месте

— Ваше Высокопреподобие, не так давно стало известно, что благодаря научным исследованиям под храмом Похвалы Богородицы (XVII в.) обнаружены подземные пустоты, которых нет на плане. Была составлена 3D-модель, видимо, останков храма, который стоял на этом месте в XVI веке. Что это за помещения, какие у вас планы насчет них, что говорят археологи?

— Часть обнаруженных полостей находится под храмом, часть — вне его. По имеющимся у нас данным, это могут быть и погребальные крипты, и подземные ходы, и погреба, и система каналов, которые использовались для прохода теплого воздуха из одного храма в другой. Археологи пока к нам не обращались. Сейчас мы пытаемся понять, сможем ли мы своими силами заниматься изучением пустот вне храма. Ведь раскопать — это недолго, но важнее понять, сколько будут длиться эти исследования, которые могут внести какой-то беспорядок в жизнь монастыря. Но в любом случае это очень важное открытие для всех нас.

— Привлекли ли эти исследования новых паломников и туристов в обитель?

— По сравнению с прошлым годом число людей, приезжающих к нам, действительно увеличилось, но мне кажется, что это больше связано не с открытиями ученых, а с пандемией и, как следствие, с ростом внутреннего туризма в стране. К счастью, все это не нарушает нашу монастырскую тишину.

— На Ваш взгляд, в чем состоит миссия монастыря в наши дни?

— Мне кажется, что миссионерская задача монастыря — это просто быть, чтобы каждый мог прийти сюда и обнаружить, что за этими стенами живут люди, для которых смысл существования — жизнь ради Христа. Увидеть, что их взаимоотношения с Богом пропитывают все их бытие. Сделать открытие, что монахи для кого-то могут быть неким якорем в жизни, тем востоком, на котором встает солнышко и светит всем. Понять, что к монаху можно подойти и узнать ответы на какие-то важные для себя вопросы.

Представьте, вы идете по улице в душевных терзаниях и конфликте со всем миром, зашли в монастырь, поговорили с кем-то, помолились, а может, поработали или просто на скамеечке посидели — и вдруг вас немножко отпустило, вам стало легче дышать. И вы понимаете, что ваша душа обрела мир и покой не только благодаря монахам, которые жили здесь 500 или 300 лет назад и все здесь построили, но и благодаря тем людям, которые только что прошли мимо в поношенных подрясниках, толкая перед собой тележку с собранной листвой. И хотя они могут выглядеть неказисто или, наоборот, как-то фантастически торжественно в своих богослужебных облачениях, это всегда живые люди, с которыми можно просто поговорить и у которых можно чему-то поучиться.

— Вы говорите, что у вас совсем немного братии, порядка пятнадцати человек, включая трудников. Это достаточно для данного монастыря?

— Главное требование для всей братии, включая трудников, — обязательное участие в ежедневных богослужениях, утренних и вечерних. Этому я научился в Преображенском скиту (по­дворье московского Данилова монастыря в подмосковном Серпухове. — Авт.): если человек не хочет ежедневно ходить на службу, еженедельно исповедаться и причащаться, то ему очень трудно справиться со своими страстями. А если ему скучно и неинтересно молиться, то в монастыре ему делать нечего. К счастью, за два года моего игуменства никто из монашествующих не покинул нас. Мы как-то притерлись друг к другу, за что я братиям очень благодарен. Нам не тесно, но мы и не надрываемся из-за обилия работ. Братство понемногу растет — и я запланировал ремонты, чтобы принять еще людей, которые захотят к нам присоединиться.

— Можно ли сказать, что у вас сложилась дружная монашеская семья?

— До такой семьи нам еще расти и расти, потому что у монастыря непростая история новейшего времени, мы все помним о трагедии — убийстве предыдущего настоятеля, игумена Даниила (Соколова). Я батюшку лично не знал, но по всем отзывам он был замечательным человеком. При нем здесь тоже было мало братии, отчасти потому, что отец Даниил был весьма требователен к себе и к окружающим. К такой строгой монашеской жизни мало кто готов. Монашеская семья может возникнуть в том случае, если в течение многих лет братию воспитывает один и тот же духовный наставник, который и становится восприемником в постриге. К сожалению, здесь обстоятельства этому не способствовали: за 26 лет с момента передачи монастыря Церкви я тут уже десятый настоятель. Конечно, в обители, построенной четыре века назад, сами стены излучают спокойствие и тишину. Однако, чтобы это ощущение было и внутри у братии, нужно довольно много даже не трудов, а терпения и пождания. Все что нужно — это трудиться на своем месте, молиться и ждать, пока Господь подаст нужных людей, чтобы монастырь потихоньку развивался.

— Одно время на монашеских конференциях шла дискуссия, может ли настоятель монастыря быть духовником братии. Что Вы об этом думаете?

— Мне представляется правильным, когда братия рассматривают настоятеля не как администратора и контролера с кнутом и пряником, а как возможного духовника. Такое восприятие продиктовано не только уважением к его опыту, но и пониманием силы духовного дара игуменства. Ведь не только человеческим, но и Божественным Промыслом он поставляется на это служение, хочет того или нет.

По афонской традиции в отдельно стоящей келье, где живет небольшое число братии, есть ге́ронда — старец, духовный руководитель этого братства, который не обязательно должен быть в преклонном возрасте. Господь через этого человека действует особым образом, обустраивая духовную жизнь обители, просто потому, что он преемник тех, кто жил там до него, и в силу того, что братия ему оказывают послушание. Важен не столько личный опыт геронды, сколько смиренное несение им начальствующей должности и то, как ему доверяет остальная братия. Это чудо, когда немощный человек оказывается действенным инструментом для созидания братства, когда оно потихоньку, но неуклонно двигается по пути духового совершенства.

— Но тут актуален вопрос доверия к игумену.

— Да. И необязательно братия должна раскрывать игумену все тайны души. Важно, что каждый из братии находится на своем месте. Я нахожусь со смирением на месте начальствующего, моя задача — сохранять доверие братии, а не удерживать и не узурпировать власть. Есть общее дело, в котором насельники должны стремиться помогать игумену своим поведением, своим послушанием. Ведь несложно, к примеру, попросить благословения у игумена на выход в город. Этот правильный ритуал всему монастырю в целом идет на пользу. Потому что если монах сбегал в город без ведома игумена, это ломает доверительные отношения и с настоятелем, и с Богом, и со всем братством.

Жизнь монахов немного похожа на детские карусели: чем ты ближе к центру, тем тебе спокойнее жить. И чем дальше удаляешься от центра, тем больше вероятность вылететь совсем. И задача игумена — рассказывать об этом, а цель проживающих в монастыре — удерживаться в центре. Потому что, удалившись от центра — от храма, от правильных отношений с Богом и с игуменом, — человек оказывается во власти центробежных сил, повлиять на которые он почти не в силах.

Любовь, терпение, понимание

— Какие наиболее сложные вопросы стоят перед вами как игуменом монастыря?

— Сложнее всего — самому быть примером для других. Невозможно требовать, когда ты сам этим требованиям не соответствуешь. Хорошо помню назидание, которое мне дали, когда я сюда направлялся: «Нужно много любви и терпения». И когда тебе не хватает сдержанности, ты понимаешь: у тебя проблемы с твоим келейным правилом, ты плохо молишься Богу о доверенной тебе братии. И как только ты эти личные нестроения в духовной жизни немножечко исправляешь, то Господь дает и терпение, и понимание. Став настоятелем, признаться, я лучше узнал свои немощи. Было много иллюзий относительно себя самого, но они постепенно развеиваются.

— На Ваш взгляд, что самое главное в жизни современного монаха?

— Важнее всего келейное правило, которое должно быть во главе угла и которым, к сожалению, многие пренебрегают. В монастырской жизни получается, что пребывание монаха наедине с Богом является той задачкой, которую нужно решать каждому. Ведь один из важнейших постулатов духовного роста хорошо описывают такие известные слова: «Сиди в келье, и ­келья тебя всему научит». Трудись в своей келье, живи по монастырскому уставу, и потихонечку ответы найдутся сами, что-то станет понятнее.

— Где Вам удалось сформировать навыки руководства монастырем?

— Это называется традицией. Смотришь на то, как другие люди управляют, и перенимаешь эту мудрость, любовь, заботу и внимание. В какой-то мере я постигал искусство руководства братией, живя в Преображенском скиту и заменяя настоятеля во время его болезни и отъездов. Еще читал святых отцов, ведь все главное на эту тему уже написано. Что-то из личного опыта других настоятелей примечал. Например, к нам в семинарию приезжал архимандрит Мелхиседек (Артюхин) и рассказывал, какие ему давали наставления, направляя быть настоятелем подворья Оптиной пустыни в Москве: «Слушайся бабушек, старушки любят послушных батюшек». Или: «Не забывай маленьких, большие сами о себе напомнят». То есть советовали заботиться в первую очередь о скромных и тихих прихожанах, которые, может, никак себя не выпячивают, но именно им нужно внимание в первую очередь.

Музей, кафе и аудиогиды

— У Вас был какой-то примерный план обустройства обители, когда Вас сюда благословили? Были ли у Вас идеи, что надо сделать, чтобы способствовать более глубокой молитвенной монашеской жизни? Или, возможно, Вы размышляли, как благоустроить обитель для паломников?

— От правящего архиерея, да и не только от него, была одна рекомендация — первый год ничего не менять. Протирать пыль, приводить монастырь в порядок потихоньку, понемногу знакомиться с каждым аспектом местной монастырской жизни, чтобы определить все направления предстоящих дел. Косить бурьян, разбираться в ризнице, с документами и т.д. При этом самое важное всегда — это общение с братией, персонально с каждым, и неважно, на какую тему.

А для паломников у нас есть аудиогид, за семь минут любой желающий может вкратце познакомиться с историей монастыря. На территории есть указатели, где и что у нас находится, хочу еще сделать такие же микроэкскурсии уже по отдельным объектам, чтобы людям здесь понравилось, чтобы им хотелось задержаться у нас подольше. Ведь обычно у посетителя какая траектория? Он заходит в храм, ставит свечку, делает круг по монастырю и уходит. В ближайших планах — сделать кафе, в отдаленных — устроить музей монашества, не краеведческий, а совсем другой, попытаться показать самую суть монашеской жизни, ее смысл. Есть мысль говорить об этом через объяснение чинопоследования монашеского пострига и символического смысла монашеских одежд.

В отличие от Никитского монастыря — популярнейшего среди гостей Переславля-Залесского места, Данилов лежит в стороне от проторенных паломнических дорожек. И вы, наверное, почувствовали, какая у нас особая тишина. Это отмечают многие, кто сюда приходит. Возможно, отчасти это связано с тем, что Данилов был основан на кладбище (см. справку). Это особая тишина Великой Субботы, тишина тихого расставания с надеждой на встречу, с упованием на всеобщее воскресение.

— Какой бы Вы хотели видеть свою обитель через пять лет?

— Мне было бы радостно, если бы чуть-чуть увеличилось количество молодых послушников, которые пришли именно сюда трудиться и развивать обитель. Мне хочется, чтобы хор пополнился новыми голосами, чтобы пение было на два клироса, а монастырь занимался бы просветительской работой и в целом был бы культурным центром, в котором действует музей с экскурсиями, проводятся разные интеллектуальные и ­познавательные встречи, например молодежный киноклуб, читаются интересные лекции.

Предпосылки к этому есть. Уже сегодня Данилов монастырь понемногу становится центром для базового богословского образования монашествующих Переславля. После указа Святейшего Патриарха Кирилла об обязательном базовом богословском образовании для монашествующих выяснилось, что у многих насельников мужских монастырей оно есть, а в женских обителях с этим сложнее. Поэтому сестры из Никольского и Федоровского монастырей Переславля приходят в Данилов слушать лекции на богословские темы. Мне кажется важным распространить практику таких занятий и на мирян, чтобы стимулировать их интерес к духовному образованию. Ведь чем глубже мы вникаем в богослужение, в его тексты, священнодействия и догматические смыслы, тем оно становится для нас более понятным и интересным.

Вот возьмите, например, некое песнопение и поработайте с ним, разберите, где здесь подлежащее, где сказуемое, где придаточное предложение, в какой форме стоит глагол. Таблички окончаний должны быть у вас назубок, чтобы правильно определить, что это у нас: единственное, множественное число или редкое двойственное. И эти задачки нужно решать постоянно, чтобы выработать необходимые навыки.

Монах находится в храме несколько часов в сутки, и нужно сделать так, чтобы он понимал, что там происходит, чтобы ему было интересно вникать в смысл звучащего Священного Писания и гимнографии. Было бы замечательно, если бы, вникнув и проанализировав при помощи старших братий одно песнопение, он мог самостоятельно разобрать и другое. Цель нашей учебы — сделать так, чтобы богослужение было и уму, и сердцу полезно. Опыт многочасовых служб в скиту показывает, что молиться можно сколь угодно долго, если тебе интересно, если чтение Псалтири перемежается пением, назиданиями из творений святых отцов. Хочется, чтобы у нас сформировался максимально широкий круг людей, которых можно было бы привлечь к изучению богослужения. А если это интересно монахам — тем, кто находится в сердцевине церковной жизни, — то это будет интересно и прихожанам.

***

Игумен Пантелеимон (Королев) родился в 1980 г. в Мос­кве. В 2001 г. закончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, после чего учился в Московской духовной семинарии и академии. Затем подвизался в Преображенском скиту Московского Данилова монастыря под Серпуховом, где и принял монашеский постриг в 2011 г. В 2014 г. рукоположен Святейшим Патриархом Кириллом во иеромонаха. С 2019 г. несет послушание игумена Свято-Троицкого Данилова монастыря г. Переславля.

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Переславля основан в 1508 г. иноком Горицкого Переславского монастыря преподобным Даниилом Пере­славским (1460-1540) на месте кладбища, где преподобный хоронил умерших странников. Даниил был духовником великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Из учеников святого Даниила известны святой Герасим Болдинский, основатель Троицкого Болдина монастыря, и митрополит Московский и всея Руси Афанасий, составивший житие преподобного. В 1615 г. монастырь был разорен польско-литовскими завоевателями. С 1753 г. по 1788 г. в нем располагалась Переславская духовная семинария, а затем Переславское духовное училище. Закрыт в 1923 г. В советское время здесь размещалась машинно-тракторная станция, лагерь для немецких военнопленных, заготовительная контора. Обитель возвращена Церкви в 1994 г. Обретенные в 1652 г. мощи преподобного Даниила ныне пребывают в монастыре.

Алексей Реутский

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Познакомимся с одним из главных памятников советского модернизма, в котором можно увидеть Белку и Стрелку, модели первых спутников Земли и картины космонавта Алексея Леонова.

110-метровый титановый монумент «Покорителям космоса», посвященный запуску первого в мире советского искусственного спутника Земли, входит в число самых известных и высоких памятников в России. О том, как он был построен и как в его стилобате открылся Музей космонавтики, — в материале mos.ru.

«Народ — созидатель»

4 октября 1957 года. Первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» успешно вышел на орбиту, положив начало космической эры человечества. Сенсационную новость обсуждали во всем мире, сигнал спутника ловили радиолюбители в разных странах.

За 92 дня своего пребывания на орбите спутник совершил 1440 оборотов вокруг Земли, пройдя примерно 60 миллионов километров. Постепенно он начал терять скорость, а когда вошел в плотные слои атмосферы — сгорел из-за трения о воздух. Это произошло в январе 1958-го.

1(10)(2839)

Уже в марте был объявлен всесоюзный открытый конкурс на лучший проект обелиска, посвященного запуску спутника. К лету участники прислали около тысячи схем, чертежей и макетов. Работы на конкурс приходили не только из разных городов СССР, но и из других стран. 365 лучших показали в Центральном выставочном зале «Манеж».

Проект-победитель «Народ — созидатель» — взмывающую ввысь ракету с дымовым шлейфом — утвердили в октябре того же года. Его на конкурс представили архитекторы Александр Колчин, Михаил Барщ и скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский. Двое последних уже были очень известны: Барщ спроектировал здание Московского планетария, а скульптурные барельефы Файдыша-Крандиевского несколькими годами ранее получили Сталинскую премию I степени. 

Обновить проект 

Пока архитекторы и скульптор работали над проектом будущего обелиска, в космической отрасли случилось еще одно событие мирового значения: 12 апреля 1961 года на пилотируемом космическом корабле на орбиту отправился Юрий Гагарин. В связи с этим название монумента было решено изменить на более конкретное — «Покорителям космоса».

Пришлось поменять и местоположение будущего памятника. Изначально его хотели возвести на смотровой площадке Воробьевых (тогда — Ленинских) гор, рядом с Московским государственным университетом. Но от этой идеи быстро отказались — огромный памятник потерялся бы в этом пространстве, уже насыщенном архитектурными доминантами. В итоге выбор пал на пустырь недалеко от главного входа ВДНХ.

VZ 6 kopiya

110-метровый обелиск было решено установить на стилобате (постаменте), облицованном гранитом. На фасаде стилобата — увековечить поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,

Что, поборов бесправие и тьму,

Мы отковали пламенные крылья

Своей стране и веку своему!

На его боковых стенах — бронзовые горельефы (разновидность рельефа). На них изображены все, кто прокладывал дорогу в космос, кроме… Сергея Королева. Его участие в запуске спутника в то время было засекречено. Памятник Королеву все-таки появился неподалеку — на аллее Героев Космоса. Это случилось уже после смерти ученого.

Монумент стал одним из первых памятников советского модернизма (этот термин появился позже, уже в наше время). Отличительными особенностями стиля, господствовавшего в советской архитектуре с 1955 по 1991 год, являются использование облицовочных материалов вроде гранита, мрамора или ракушечника, массовое остекление поверхности, а также декоративность — наличие монументальных мозаичных панно, барельефов, горельефов.

Титановый исполин

Изменения внесли и во внешний облик монумента. Матовое стекло, из которого сначала хотели сделать шлейф ракеты, заменили на отполированные титановые пластины. Эту идею, кстати, подал сам Королев: такие пластины, говорил он, будут красиво отражать небо, к тому же они более практичны. Достать этот материал в нужном количестве было достаточно сложно, но Сергей Павлович смог добиться поставки. Процесс установки памятника проходил на его глазах, стройплощадку он посещал почти каждый день. Кроме того, она была видна и из его окна — Королев жил на 1-й Останкинской улице.

Самым сложным этапом работы стал монтаж — громадный стальной памятник весом 250 тонн собрали вручную, а потом подняли его с помощью специальных кранов. Уходящая вверх 110-метровая конструкция предстала во всем своем величии 4 октября 1964 года, через семь лет после запуска первого искусственного спутника Земли. Исполинский памятник — второй по высоте в России. Сейчас он уступает лишь монументу Победы на Поклонной горе, построенному в 1994–1995 годах.

1(23)(718)

«…Мы осмотрели монумент со всех сторон — он прост, величествен и красив», — написал в день открытия в дневнике Николай Каманин, генерал-полковник ВВС, помощник Главнокомандующего ВВС по космосу.

Мемориальная аллея Героев Космоса, где впоследствии установили памятник Королеву, открылась перед монументом в 1967-м. Здесь можно увидеть также памятник Константину Циолковскому (был установлен в 1964-м), который разработал идею искусственного спутника Земли и был основоположником теоретической космонавтики, бюсты Юрия Гагарина, Валентины Терешковой и многих других известных космонавтов. Новые памятники появляются и в наши дни. Например, в 2016 году были открыты четыре — Александру Александрову, Валентину Лебедеву, Светлане Савицкой и Владимиру Соловьеву.

Монумент становится музеем

Разместить в стилобате монумента Мемориальный музей космонавтики (сейчас — Музей космонавтики) Сергей Королев предложил еще на этапе работы над архитектурным проектом. Он настаивал на том, что космонавтику необходимо популяризировать. Но музей появился только в апреле 1981-го — его открытие приурочили к 20-летию со дня полета в космос Юрия Гагарина. Интерьеры музея оформил художник Олег Ломако, создавший внутри иллюзию присутствия в открытом космосе. При отделке помещений использовали самые современные на тот момент материалы, в главном зале установили скульптуру космонавта на фоне яркого витражного панно.

Коллекцию музея начали формировать еще в 1969 году. Сегодня в ней насчитывается более 100 тысяч предметов, поделенных на 12 тематических фондов. Это документы, фотографии, техника, макеты, архивная периодика, аудио- и видеозаписи, произведения искусства. Среди последних важное место занимают работы легендарного космонавта и художника Алексея Леонова. 

nKP2449 1a

Постоянная экспозиция состоит из разделов «История мироздания», «Утро космической эры» (отражает ранний период освоения космоса), «Творцы космической эры» (посвящен Константину Циолковскому, Сергею Королеву и другим личностям), «Международный космический парк», «Исследование Луны и планет Солнечной системы», «Космонавтика — человечеству» (рассказывает о прикладном использовании спутников), «Международное сотрудничество в космосе», «Международный космический парк», «Космический дом на орбите» (знакомит с бытом космонавтов). 

В 2006–2009 годах в музее прошла масштабная реставрация. Оформительскими работами руководил народный художник России Салават Щербаков, автор известных монументальных работ, среди которых памятник князю Владимиру на Боровицкой площади. Стены помещений он декорировал гипсовыми барельефами в виде созвездий, на потолках изобразил карту звездного неба и планеты. Проект реконструкции получил Гран-при Международного союза архитекторов.

Сегодня здесь проводят встречи с космонавтами, конференции, лекции, дискуссии, есть библиотека, кафе, фондохранилище и кинозал, похожий на кабину звездолета.

https://ria.ru/20211208/rassledovanie-1762725982.html

СК расследовал дело россиянина, воевавшего в батальоне «Азов»

СК расследовал дело россиянина, воевавшего в батальоне «Азов» — РИА Новости, 08.12.2021

СК расследовал дело россиянина, воевавшего в батальоне «Азов»

Следственный комитет РФ завершил расследование дела против россиянина Антона Королева, воевавшего в качестве наемника в батальоне «Азов» в Донбассе, сообщила… РИА Новости, 08.12.2021

2021-12-08T12:21

2021-12-08T12:21

2021-12-08T12:21

происшествия

следственный комитет россии (ск рф)

донецкая народная республика

светлана петренко

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/156029/40/1560294006_0:0:2813:1583_1920x0_80_0_0_ac485fb58d95c9368d84fecfa7f65de9.jpg

МОСКВА, 8 дек — РИА Новости. Следственный комитет РФ завершил расследование дела против россиянина Антона Королева, воевавшего в качестве наемника в батальоне «Азов» в Донбассе, сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.По данным следствия, Королев, будучи сторонником националистических взглядов, в 2013-2014 годах активно пропагандировал идеи национал-социализма. В 2014 году он уехал на Украину и вступил в «Азов». Королев прошёл спецподготовку на тренировочных базах, научился обращаться с оружием, взрывчатыми веществами, получил знания о военной стратегии и тактике и с 2015 по 2019 год воевал на юго-востоке Украины против ополченцев ДНР, за что получал регулярное материальное вознаграждение. Свою деятельность в батальоне Королев освещал в интернете среди украинских националистов, выступая перед украинскими журналистами.»Завершено расследование уголовного дела в отношении гражданина РФ Антона Королева, заочно обвиняемого в совершении преступлений… публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности… и … участие наемника в вооруженном конфликте», — сообщила Петренко.По ее словам, сейчас Королев находится за пределами РФ и скрывается от российских правоохранительных органов.Петренко отметила, что ранее следствием были представлены все необходимые материалы, подтверждающие преступления Королева, для направления запроса об экстрадиции обвиняемого в Россию. Однако украинская сторона в экстрадиции отказала.»Уголовное дело в отношении Королева направлено для передачи в суд для рассмотрения по существу в отсутствие обвиняемого, как допускает уголовно-процессуальное законодательство, если фигурант скрывается от следствия за рубежом», — добавила официальный представитель СК РФ.

https://ria.ru/20180803/1525912776.html

https://ria.ru/20180410/1518274287.html

донецкая народная республика

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/156029/40/1560294006_0:0:2303:1727_1920x0_80_0_0_66b44c5bbf0381e86d93c055b1e3955e.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

происшествия, следственный комитет россии (ск рф), донецкая народная республика, светлана петренко, россия

СК расследовал дело россиянина, воевавшего в батальоне «Азов»

МОСКВА, 8 дек — РИА Новости. Следственный комитет РФ завершил расследование дела против россиянина Антона Королева, воевавшего в качестве наемника в батальоне «Азов» в Донбассе, сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.

По данным следствия, Королев, будучи сторонником националистических взглядов, в 2013-2014 годах активно пропагандировал идеи национал-социализма. В 2014 году он уехал на Украину и вступил в «Азов». Королев прошёл спецподготовку на тренировочных базах, научился обращаться с оружием, взрывчатыми веществами, получил знания о военной стратегии и тактике и с 2015 по 2019 год воевал на юго-востоке Украины против ополченцев ДНР, за что получал регулярное материальное вознаграждение. Свою деятельность в батальоне Королев освещал в интернете среди украинских националистов, выступая перед украинскими журналистами.

«Завершено расследование уголовного дела в отношении гражданина РФ Антона Королева, заочно обвиняемого в совершении преступлений… публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности… и … участие наемника в вооруженном конфликте», — сообщила Петренко.

По ее словам, сейчас Королев находится за пределами РФ и скрывается от российских правоохранительных органов.

Петренко отметила, что ранее следствием были представлены все необходимые материалы, подтверждающие преступления Королева, для направления запроса об экстрадиции обвиняемого в Россию. Однако украинская сторона в экстрадиции отказала.

«Уголовное дело в отношении Королева направлено для передачи в суд для рассмотрения по существу в отсутствие обвиняемого, как допускает уголовно-процессуальное законодательство, если фигурант скрывается от следствия за рубежом», — добавила официальный представитель СК РФ.

Подмосковный Королёв древней историей похвастать не может. Статус города он получил 26.12. 1938 года и до 8.07. 1996 г. именовался Калининградом в честь всесоюзного старосты М. И. Калинина.

Город носит неофициальный статус космической столицы России. Какое-то время здесь жил Сергей Павлович Королёв. Граффити с его изображением украшает тыльную сторону одноимённого исторического музея.

Исторический музей наукограда

В музейном дворике современные машины, к сожалению западного производства, соседствуют с пушками и грузовиками времён войны и с элементами космических аппаратов.

Исторический музей наукограда

2

На 11 утра у нас была заказана экскурсия. Раздеваемся, оплачиваем информационное сопровождение, приобретаем билеты. В дружной компании из четырёх человек я был самый молодой.

Когда кассир спросила: «У вас тоже пенсионный?»

Я не успел ответить…

В общем, в музей я прошёл по льготному тарифу, что было неправильно. Надеюсь, мой рассказ станет компенсацией за недоплаченные 50 рублей.

Территория, на которой находится город Королёв, начала заселяться еще в 1 тысячелетии до нашей эры. Археологические раскопки у села Максимково обнаружили дославянское поселение 1 тысячелетия до нашей эры.

Через этот район проходил древний водный торговый путь из Московского во Владимиро-Суздальское княжество, и дальше — с выходом в огромную водную артерию континента — р. Волгу (Итиль).

Я же повторюсь, музей, как и сам город, древними артефактами похвастаться не может.

Думаю, москвичам хорошо знаком Чайный дом на Мясницкой. Его построил чайный король — С. В. Перлов. Перловы занимались не только продажей чая. Их можно по нынешней жизни назвать олигархами. Когда через здешние края в 1895 г. прошла железная дорога, Перловы свои земли поделили на участки и продали как дачи.

Исторический музей наукограда

Так в конце позапрошлого века образовались дачные посёлки Подлипки и Перловка. Последний назван в честь Перловых, и до нашего времени дошёл, не меняя названия.

Первая инсталляция музея — комната крестьянской семьи.

Исторический музей наукограда

Здешний быт мало чем отличался от общероссийского. Господа приезжали на лето в Подлипки, а крестьяне, в зависимости от сезона, уходили на заработки.

Исторический музей наукограда

1

После Революции ситуация стала меняться. Тихий дачный посёлок начал наполняться людьми и предприятиями.

В 1918 году на территорию дачного посёлка Подлипки из Петрограда был переведён Орудийный завод. В 1928 году посёлок Подлипки был отнесён к категории рабочих посёлков и получил новое название — Калининский.

Михаил Иванович Калинин часто наведывался на здешние заводы, курировал строительство посёлка и даже спас от разрушения церковь. В Подлипках Калинина уважали, и потому решение, назвать его именем посёлок, вписывается в логику времени.

Вторая инсталляция воспроизводит комнату в коммуналке.

Исторический музей наукограда

Железные кровати с металлической сеткой, эмалированная посуда, банки, склянки, шкаф, слоники на комоде, радиоприёмник и непобедимая временем мясорубка — всё так и было. Каждый из предметов, включая игрушки, знаком по детству.

Исторический музей наукограда

1

Современные историки не самым должным образом освещают период 20-х, когда в разных частях страны образовывались коммуны.

Исторический музей наукограда

В городах коммуны создавались для борьбы с беспризорностью. Идею, привлечь к этой работе ВЧК, высказал в 1921 году её глава — Ф. Э. Дзержинский. Болшевская трудовая коммуна образовалась в 1924 г. по распоряжению ОГПУ.

Исторический музей наукограда

До начала 1927 года в коммуне находились только юноши в возрасте в основном от 16 до 21 года. Срок пребывания в коммуне составлял от двух до трёх лет. Численность коммунаров неуклонно увеличивалась и выросла с 18 человек в 1924 году до 5000 в 1936 году.

Коммунары должны были обеспечивать существование коммуны своим трудом. Для этого в коммуне были организованы кустарные мастерские: столярная и сапожная. В 1926 году появилась обувная фабрика, вскоре к ней добавились трикотажное производство, а в 1929 году — производство спортинвентаря.

Исторический музей наукограда

Болшевская коммуна получила имя Г. Г. Ягоды. До определённой поры это давало некие преимущества. Изделия коммунаров пользовались спросом. К коммунарам приезжали Горький, Ворошилов, Крупская, А. Н. Толстой, Будённый, Макаренко. Однако далее, когда в 1937 г. нарком Ягода оказался снят с должности, а его друзья и подшефные товарищи попали под подозрение, Болшевскую коммуну прикрыли.

Коммунары внесли большой вклад в развитие города. Как память о коммуне, в Королёве долгое время действовал организованный коммунарами музыкальный кружок.

Исторический музей наукограда

В былые времена здание музея занимал кинотеатр Звезда, где демонстрировались фильмы. Увы, кинотеатры уходят в прошлое. Устроители музея проявили креативность. Фойе, где начинается знакомство с музеем, изначально украшено колоннами. Их убирать не стали, обклеив газетами советских времён.

До войны строили дома в стиле конструктивизм, которые теперь сносят. Заслугой краеведов можно считать спасённую фреску с фасада одного такого дома.

Исторический музей наукограда

Мы же перейдём дальше, в так называемый зал, где сидели зрители.

Исторический музей наукограда

После реконструкции помещение представляет собой два этажа в форме балконов, развёрнутых вокруг площадки с пушками, автомобилями, зенитками и стрелковым оружием времён ВОВ.

Исторический музей наукограда

2

Королёв, бывший Калининград, примыкает в столице с восточной стороны. Немец сюда не дошёл, но при этом сказать, что война обошла Калининград стороной, никак нельзя. В городе располагалось большое количество военных заводов.

Исторический музей наукограда

Немцы об этом знали и прилетали бомбить. Ночное небо над Калининградом охраняли зенитчики.

В 1941 году из города выехали все крупные предприятия — в Свердловск, Красноярск, Воткинск, Кузнецк, а с ними две трети населения.

Исторический музей наукограда

1

Бывший Питерский орудийный завод (завод № 8) через 2 месяца после эвакуации уже выпустил более сотни пушек.

Исторический музей наукограда

Когда немца от Москвы отбросили, какие-то заводы вернулись, но большая часть осталась за Уралом.

Исторический музей наукограда

И тем не менее свою знаменитую пушку В. Г. Грабин разработал именно здесь в ЦАКБ.

Исторический музей наукограда

В наше время школьники уже не знают, что такое кульман и ватман. Дабы они получили представление, и то и другое разрешается трогать. Сергей с удовольствием вспомнил, как в прежние годы работал за чертёжной доской.

Исторический музей наукограда

Калининградские инженеры усиленными темпами решали задачи по укреплению брони.

Исторический музей наукограда

Для подготовки рабочих кадров был открыт машиностроительный техникум и училище, не прекращались занятия в школах.

Исторический музей наукограда

На месте Болшевской трудовой коммуны появилась больница. Значительная часть врачей ушла на фронт. В больнице оставались не подлежавшие призыву (около 20 человек).

Исторический музей наукограда

Неподалёку от города располагался полигон, где конструктор Грабин испытывал новые пушки. Если артиллерийским орудием и снарядами удивить сложно, то лыжи для пушек я увидел впервые именно здесь. С помощью подобных приспособлений пушки перетаскивались по снегу.

Исторический музей наукограда

1

Здесь же макет, где наши войска в 1942 году, попав в окружение под Харьковом, с боем выходят из вражеского кольца.

Исторический музей наукограда

2

За время войны четверо калининградцев удостоились звания Героя Советского Союза. Удостоен звания Героя Советского Союза и бывший коммунар Болшевской трудовой коммуны Шкурдалов, Евгений Викторович, отличившийся в битве на Курской дуге под Прохоровкой.

Исторический музей наукограда

1

В послевоенное время конструктор Грабин так и остался жить в Калининграде.

В 1950-е годы интерес к артиллерийским системам резко упал. Вначале Л. П. Берия, а потом Н. С. Хрущев, взяли курс на ракетостроение. В результате на вооружение была принята лишь одна пушка разработки Грабина — зенитная С-60.

Музейщики воссоздали так называемый кабинет Грабина, где представлен стол и личные вещи. Под его руководством, возглавляемое им КБ, разработало несколько систем артиллерийского вооружения.

Василий Гаврилович Грабин — почётный гражданин города Королёва.

Исторический музей наукограда

3

Мирная жизнь в Калининград вернулась и благосостояние людей постепенно улучшалось. По словам экскурсовода, несколько лет назад семья передала в дар музею дедушкин Запорожец. ЗАЗ-965 одна из главных изюминок экспозиции!

Исторический музей наукограда

Осмотрев первый, поднимаемся на второй этаж. Он посвящён космосу и ракетостроению. Посетитель первым делом изучает стенды с биографией Сергея Павловича Королёва.

В голове не укладывается, как столь уважаемый и заслуженный человек оказался осуждён сразу по двум пунктам 58-ой статьи?

Сергей Королёв прошёл Бутырку и пересыльную тюрьму в Новочеркасске. 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где c 3 августа находился на золотом прииске Мальдяк и был занят на «общих работах».

Исторический музей наукограда

1

Бороться за пересмотр дела С. П. Королёва первой начала его мать М. Н. Баланина, заручившись поддержкой депутатов Верховного Совета СССР М. М. Громова и В. С. Гризодубовой. В результате С. П. Королёв 23 декабря 1939 года был направлен с прииска Мальдяк в распоряжение Владлага и потом в Москву на пересмотр дела.

По дороге с прииска С. П. Королёв заболел и оказался в лазарете. Он опоздал в Магадане на последний рейс парохода «Индигирка» перед закрытием навигации. Возможно, это спасло Сергея Павловича от смерти: пароход затонул в Японском море во время шторма, погибло 696 из 1173 человек на борту.

В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года.

В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, но без реабилитации.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур).

Исторический музей наукограда

2

Получается, человек, открывший своему государству дорогу в Космос, мог быть расстрелян по приговору этого самого государства как враг, либо утонуть вместе с другими заключёнными.

Исторический музей наукограда

1

Передвигаясь по второму этажу, изучаем то, что было создано на Калининградских заводах.

Я очень слабо до сей поры представлял, что такое блок надува скафандров. Открытием стал стыковочный узел для внутреннего перехода из корабля Союз в американский Аполлон. В музее его точная копия уменьшенная в два раза.

Исторический музей наукограда

2

Помню, с каким интересом в детстве мы рассматривали тюбики с едой космонавтов. На одном из стендов они присутствуют.

Исторический музей наукограда

2

Достоянием музея стала трибуна, которая помнит выступления Королёва и Гагарина.

Исторический музей наукограда

Такая же судьба постигла кабинет Главного конструктора.

Исторический музей наукограда

3

Рядом фотографии космонавтов РКК-Энергия им С. П. Королёва. Когда кто-то из небожителей сюда приходит, его просят, расписаться возле своей фотографии. В истории СССР и России четвёртой женщиной, побывавшей в космосе, стала Елена Серова — ныне политик, Депутат Государственной Думы.

Исторический музей наукограда

2

Елена Кондакова первой из женщин совершила полёт длительный. Для Королёва Кондакова родная, ибо родилась в Мытищах, а школу заканчивала здесь.

Исторический музей наукограда

Если первый спутник не может не вызывать радости, то затопленная станция Мир тема печальная.

Исторический музей наукограда

2

Многое, очень многое для космоса выпускалось на Калининградских заводах.

Исторический музей наукограда

Космос не оттягивал ресурсы, как теперь принято считать.

Исторический музей наукограда

Благодаря космосу страна развивалась,

Исторический музей наукограда

совершались открытия, создавались рабочие места.

Исторический музей наукограда

Каждому экспонату предшествовали научные разработки, инженерные решения и воплощение в жизнь руками специалистов.

Исторический музей наукограда

Всех известно, когда в атмосферу Земли попадает инородное тело, падая, оно начинает от трения нагреваться и часто сгорает.

Исторический музей наукограда

У конструкторов была задача, покрыть спускаемый аппарат таким материалом, чтобы он как можно меньше подвергался горению в слоях атмосферы. На Калининградском заводе советские инженеры разработали особое композитное покрытие.

Исторический музей наукограда

Базирующаяся в городе ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева» (РКК «Энергия») — одно из ведущих ракетно-космических предприятий России, головная организация по разработке пилотируемых космических систем.

Исторический музей наукограда

РКК «Энергию» часто критикуют, и тем не менее её нынешними достижениями мы тоже можем гордиться, а на примере музея, наглядно видим, какой скачок в развитии за прошедший век сделала страна.

Исторический музей наукограда

2

Рассказ экскурсовода периодически перебивался шумом из фойе. Я слышал, что галдят дети и понял, что там какое-то мероприятие, но мысли мои на тот момент были заняты экспонатами.

Мы приехали в Королёв за два дня до юбилейной даты. 12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос. Музейные торжества оказались приурочены к праздничной дате. На импровизированной сцене выступали ребята. Рядом сидели ветераны.

Исторический музей наукограда

1

Как далее выяснилось, детей принимали в гагаринцы.

Исторический музей наукограда

И не абы кто шарфик на шею повязывал, а сам Геннадий Андреевич Зюганов. Я вполне спокойно подошёл к нему на расстояние вытянутой руки и сфотографировал.

Исторический музей наукограда

Геннадий Андреевич к подобному давным-давно привык и на фотографов не реагирует. Впрочем, не будем уходить от темы. Музей понравился и от меня получает заслуженную пятёрку!

Про Зюганова, как и про сам город, читайте в следующей заметке — От Подлипок до Болшева или пешком по Королёву.

  • Рассказ про гласные и согласные звуки
  • Рассказ про барабан для детей на урок музыки
  • Рассказ про белочку и тамарочку читать
  • Рассказ про бэтмена на русском языке
  • Рассказ про военного героя