Рассказ про город будущего

Почтовая карточка. серия москва будущего. 1914 год. музей москвыпосетители узнают, как менялись подходы к городу на протяжении последних 100 лет

Утопии, визионеры и творцы: о чем расскажет новая выставка в Музее Москвы

Почтовая карточка. Серия «Москва будущего». 1914 год. Музей Москвы

Посетители узнают, как менялись подходы к городу на протяжении последних 100 лет и как самые смелые идеи воплощались в городской среде.

Поразмышлять над главными утопиями градостроительных планов столицы, увидеть, как рос и развивался город благодаря идеям ярчайших личностей, и помечтать о будущем предлагают в Музее Москвы. 17 декабря здесь открывается выставка «Москва: Проектирование будущего».

«Это выставка о том, как сложилась знакомая нам ткань города, как она могла бы измениться, если бы реализовались головокружительные фантазии градостроителей, как и чьими руками она меняется прямо сейчас и как мы, горожане, можем в этом участвовать. Составные части выставки формируют объемную картину проектирования будущего», — говорит куратор проекта Дмитрий Ликин.

Выставка связана с прошлым, настоящим и будущим. Это уникальная возможность увидеть, какой бы была столица, если бы сбылись мечты конструктивистов и осуществился сталинский генплан. История генеральных планов развития Москвы представлена с помощью мультимедийной инсталляции, которая в доступной форме преподносит концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов.

Своеобразный противовес — раздел «Утопии», представляющий самые смелые идеи преобразования Москвы, зачастую имевшие с реальностью мало общего. Среди них автомобильный тоннель под Красной площадью, конкурс на развитие Москвы 1932 года, в том числе предложения Ле Корбюзье, знаменитый «Летающий город» Георгия Крутикова и многое другое.

Также посетители увидят цикл документальных короткометражных фильмов, сделанных специально для выставки креативной студией «История будущего» Михаила Зыгаря. Они посвящены развитию дорожной, социальной и культурной инфраструктуре, паркам, а также событиям, которые повлияли на формирование города: переносу столицы, обводнению, пожарам, юбилеям, Олимпиаде-80 и другим.

На сенсорных столах с интерактивными играми посетителям предложат создать свой идеальный город, подобрать подходящие объекты для застроенного участка, а также пройти тест на знание различных тем из области градостроительства и архитектуры.

«Москва: проектирование будущего» — визионерский проект, над которым работали председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, а также специалисты Москомархитектуры, Института генплана Москвы, Музея Москвы и других организаций.

«Если говорить об архитектуре, то я не верю ни в какой “большой стиль”, которому мы должны следовать, — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Москва — город очень эклектичный. С точки зрения истории каждый стиль современен, будь то белокаменные храмы или сталинский ампир. Каждый слой создавался лучшими представителями своего времени, и зачастую это были иностранные зодчие. Сегодня мы также не должны уклоняться от интернациональной повестки, от глобализации. Не надо бояться приглашать зарубежных архитекторов и проводить международные конкурсы, находиться в поиске новых форм и способов выражения».

По его словам, сама идея выбрать один стиль и законсервировать в нем Москву — большая ошибка. Модерн, авангард, классицизм, барокко — все они соответствовали своему времени. Архитекторы работают в городе, который до них строился очень долго и будет долго строиться после. Свою часть современным архитекторам нужно сделать максимально качественно. Тогда город будущего будет так же прекрасен, как сегодняшняя Москва.

По мнению Татьяны Гук, директора Института генплана Москвы, выставка дает ответ на вопрос, что такое город в современном понимании.

«В свое время генплан 1935 года был инструкцией по воплощению в жизнь идеи идеального города с целью его превращения в столицу мирового пролетариата. И эта идея была вполне жизнеспособной благодаря плановой экономике. Сейчас ситуация другая. Россия не изолирована от остального мира и сильно зависит от глобальных трендов: меняется ситуация в мире — меняется ситуация в стране. Кроме того, включается еще один компонент — жители, горожане, ради которых и ведутся все работы по созданию генерального плана города. Сейчас главная ценность — это человеческий капитал. Поэтому здесь не может быть директивной истории, только стратегическая», — считает она.

В разделе экспозиции, посвященной творцам Москвы, можно будет познакомиться с людьми, которые создавали облик столицы.

«Они не просто заглянули в будущее Москвы, но и день за днем создавали его: планировали, проектировали, строили город своей мечты. Им оказалось под силу воплотить в жизнь самые смелые планы, придав хрупким образам правильные формы, — говорит председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. — Такими людьми в ХХ веке можно назвать главных архитекторов Москвы и руководителей архитектурно-градостроительных органов. Среди них — Владимир Семенов и Сергей Чернышев, разработчики документа своего времени — генерального плана Москвы 1935 года, Дмитрий Чечулин, идеолог монументальных архитектурных произведений — знаменитых высоток, определивших облик послевоенной столицы, и многие другие».

По словам директора Музея Москвы Анны Трапковой, выставка рассказывает о московском градостроительстве во всех аспектах. Утопия — неотъемлемая часть проектирования и разговора о городе. Архитекторам и градостроителям всегда было свойственно стремиться к идеалу, однако в каждый период времени в основе образа города будущего лежали разные идеи. Выставка в Музее Москвы расскажет самой широкой аудитории о том, как менялись подходы к городу на протяжении последних 100 лет, и покажет, как инновационные идеи с ходом времени воплощались в городской среде.

Вот уже прошёл месяц после моего возвращения из Японии, а только руки дошли написать об этом. Была мысль разбить отчёт на несколько частей, как я это делал со статьями про Нью-Йорк и Сеул, но всё таки решил написать в формате одного большого поста. Итак, устраивайтесь поудобнее, я начинаю…

Артемий Лебедев, посетив все страны мира, написал, что самая лучшая страна в мире — это именно Япония. И лично побывав в Японии я убедился, что он, скорее всего, прав.

Чтобы посетить Японию вам, если вы гражданин России, понадобится туристическая виза. Виза оформляется в Японском консульстве. Про то, как оформить Японскую визу, если в городе нет консульства, я писать не буду, т.к. я оформлял визу лично в Японском консульстве в Хабаровске.

Кстати, до 2017 года чтобы получить японскую визу требовалось поручительство от кого-то из граждан Японии. Но в 2017 году это правило отменили, и теперь оформить визу самостоятельно не составляет никаких проблем.

Для визы понадобится:

    1. Заполненная в двух экземплярах на английском языке личная анкета на бланке консульства (можно скачать и распечатать или получить и заполнить прямо в консульстве) с фотографией;
    2. Заполненная на английском языке программа пребывания в Японии на бланке консульства;
    3. Купленные авиабилеты в оба конца (и туда, и обратно), документ, подтверждающий наличие у вас таких билетов;
    4. Подтверждение брони гостиницы на весь срок пребывания (кстати, многие пишут, что нужно ещё и подтверждение оплаты гостиницы, но я подавал только бронь с Букинга, этого хватило);
    5. Подтверждение вашей платёжеспособности — выписка с банковского счёта, подтверждающая наличие достаточного количества денежных средств. Сколько нужно денег на счёте в консульстве не говорят. Но собрав и проанализировав всю информацию из интернета скажу, что на 7 дней поездки нужно, чтобы на счёте было не менее 1500$ на человека (в пересчёте на любую валюту, т.е. не обязательно открывать долларовый счёт), иначе визу вам, скорее всего, не дадут.

Срок действия визы — три месяца с момента её получения. Но въехав в Японию вы должны будете покинуть территорию страны не позднее, чем через две недели. Для сравнения — туристическую визу в США дают на три года, и в эти три года можно хоть жить там всё время, хоть посещать США сколько угодно раз. Все бланки и перечни документов для визы я скачивал тут: https://www.khabarovsk.ru.emb-japan.go.jp/itpr_ru/visa.html

Из Хабаровска в Токио летают прямые рейсы, полёт занимает всего два часа. Это безумно приятно, учитывая, что добираться куда-то из Хабаровска надо чаще всего через Москву или другие пересадочные узлы (самый длинный мой перелёт был в Нью-Йорк, я провёл в дороге суммарно более суток).

Добравшись до гостиницы из аэропорта Нарита (есть два варианта: 78 минут поездки практически до центра Токио за 1080 йен  или 42 минуты поездки за 2040 йен (Skyliner) я сразу столкнулся с тем, что в японии абсолютная автоматизация всего, что возможно. Заселиться в гостиницу (я жил в APA Hotel Asakusa Tawaramachi ekimae, если хотите скидку на эту или любую другую гостиницу вот мой реферал на Букинге: https://www.booking.com/s/11_6/eavoyt60, регистрируйтесь на сайте через него и вам будет скидка) можно вообще не контактируя с персоналом — специальный автомат предложит вам выбрать ваш вариант бронирования (например, Booking.com, т.к. я бронировал гостиницу через этот сайт), тут же в автомате вы должны будете подтвердить заселение и оплатить гостиницу, после чего автомат выдаст вам магнитный ключ-карту. Правда персонал всё равно всегда рядом на случай, если у вас возникнут сложности.

В первый же вечер после прилёта я отправился смотреть знаменитый “перекрёсток семи дорог”, как я его окрестил, в район Шибуя (иногда говорят Сибуя, англ. Shibuya). То самое место, попавшее в один из самых запоминающихся эпизодов фильма “Форсаж: Токийский дрифт”:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Да и сам район напоминает нью-йоркский Таймс Сквер обилием неоновой рекламы, гигантских экранов, и прочей атрибутики суперсовременного города:
Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Побродив по переулкам, магазинам и кафе, отправился спать. Кстати, отдельной оды заслуживает система японского общественного транспорта. Метро, скоростные поезда, автобусы, монорельсовые дороги и прочее — всё здесь ходит часто, регулярно, без задержек, и содержится в чистом и опрятном виде (про чистоту в Японии я ниже скажу отдельно). Здесь можно утром выйти из дома в центре, например, Токио, сесть на поезд, уехать в любую часть СТРАНЫ, сделать там свои дела и вечером вернуться назад в Токио! Любой транспорт ходит настолько часто, что вообще не нужно париться по поводу покупки билетов заранее — просто вышел из дома, купил билет (или оплатил проезд специальной универсальной транспортной картой), практически сразу сел и поехал.

Токийское метро — третье в мире по пассажиропотоку (уступает Шанхайскому и Пекинскому). Перед поездкой в Японию меня пугали сложной логистикой метрополитена, но всё оказалось довольно просто и интуитивно понятно. Кстати, чтобы не заморачиваться с покупкой билета каждый раз при спуске в метро, рекомендую приобрести электронную карту PASSMO (продаётся в специальном автомате на любой станции метро, там же можно пополнить баланс карты, в конце статьи есть фильм о моей поездке, в нём присутствует эпизод с пополнением карты). Этой же картой можно оплатить вообще любой транспорт (автобус, трамвай, поезд и пр.), и даже покупки в магазине, как обычной банковской картой. Я, например, потратил оставшиеся на проездном PASSMO деньги в дьюти фри аэропорта Нарита перед вылетом обратно в Хабаровск.

Само по себе метро ничего особенно интересного не представляет — это не подземный музей, как, например, московское метро. Оно сделано не для того, чтобы развлекать и впечатлять, а только для того, чтобы перевозить огромное количество людей. И эту функцию токийское метро выполняет отлично.

На следующий день я отправился на осмотр достопримечательностей. Но сперва расскажу про некоторые характерные для Японии особенности, которые бросаются в глаза туристу.

Счётчики электроэнергии находятся снаружи зданий на уровне первого этажа:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Стоит свернуть с тротуаров у многополосных шоссе в любом районе Токио, и попадёшь на типичную узкую улочку, с нереальной паутиной  проводов на уровне 2-го этажа, и обилием вывесок с обеих сторон:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Почти весь Токио состоит из высоток. Видимо, сказывается крайне высокая плотность населения, да и нехватка пространства в целом (Япония по размерам меньше Хабаровского края, территории, пригодной для жизни и строительства там ещё меньше, а населения там почти столько же, сколько и во всей России), в отличии от того же США, в котором огромное количество небоскрёбов обусловлено только тем, что и без того дорогая недвижимость там постоянно растёт в цене:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Наверное по той же причине очень много общественных пространств, стадионов, Кафе, спортзалов и прочего расположены на крышах:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Зачастую можно втретить целые рекламные скульптуры на козырьках или стенах зданий:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Собачья поилка-кормилка на Одайба. Когда видишь такое, понимаешь, насколько ещё далека Россия от комфортного уровня жизни: где-то уже решён вопрос как удобно покормить пса во время долгой прогулки, а где-то даже дороги нормально сделать не могут:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Унитазы в Японии — это произведение технического искусства. В Токио от самого маленького кафе в захолустном районе до дорогих гостиниц — везде супертехнологичные унитазы с подогревом, несколькими видами подмывания, включением имитации звука бегущей воды, регулировкой температуры воды, мощности струй и ещё кучей кнопок, к которым нет подписи на английском, поэтому их предназначения я не понял. Датчики понимают, что вы «приземлились» и сразу без нажатия кнопок начинают чего-то там включать и проводить какую-то первую обработку. В общем, как сказал один мой знакомый, «Понятно, не посрать толком»:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Как я уже говорил выше, Японцы автоматизировали всё, что хоть как-то можно автоматизировать. Вместо официантов во многих недорогих кафе автомат — оплачиваешь в нём нужное тебе блюдо, получаешь чек, отдаёшь повару и он готовит тебе еду. Часто даже чек отдавать не надо — садишься за стол, на мониторе выбираешь блюдо, и тебе его приносят. Ещё есть конвейерные кафе — садишься у специального конвейера, по которому едут суши или роллы, набираешь себе с него всё что надо, а на выходе по оставшимся миниатюрным тарелочкам тебе считают стоимость съеденного. Но и традиционные кафе с бумажными меню и живым персоналом всё ещё имеются, как и мировые сети Макдональдс, Старбакс, Бургер кинг. Автоматизация дошла до того, что в супермаркете на кассе кассир кладёт полученную купюру в специальный приёмник, и если нужна сдача то она высыпается в специальное гнездо кассы в нужном, уже посчитаном количестве. Ну и, конечно, вендинговые автоматы, которые тут на каждом углу и в которых можно купить не только напитки и шоколадки (как у нас), но и полноценные обеды, горячие супы (которые из автомата выходят уже в готовом к употреблению виде), сигареты, средства гигиены, игрушки и всякие необходимые мелочи (достоин отдельного упоминания один клёвый кофейный автомат, который транслировал на наружный экран процесс приготовления моего кофе через скрытые камеры внутри автомата):

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Даже валюту тут можно поменять в автомате (правда рублей в ассортименте робота-банкира нет):

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Дороги — это просто сказка. Дороги тут лучшие в мире. Мне удалось заснять то, что в Японии считается чрезвычайным происшествием — на пешеходном тротуаре в одном месте слегка попортилась плиточка. В мгновение ока место было огорожено специальной оградой, ремонт был осуществлён также молниеносно:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Автодороги тут разноцветные. Я видел красный асфальт, синий асфальт и ещё какие-то оттенки асфальта. Издалека местами похоже на ковровую дорожку, ну и качество этих дорог доведено до совершенства. Кстати, интересное решение (на заметку нашим дорожникам): чтобы не рисовать пешеходные переходы по несколько раз в год, можно вмонтировать в асфальт белые плиты, как это делают в Японии. Ни трещинки, ни ямочки, ничего этого на дорогах нет, и это при том, что Токио — сейсмически активная территория, где постоянно случаются небольшие землетрясения. Ещё я застал дожди в Токио, но не увидел ни одной сколь-либо глубокой лужи — система ливневой канализации тут работает, в отличии от России ? Интересный факт — ливнёвка Токио рассчитана даже на цунами, подземное водохранилище способно вместить в себя какое-то нереальное количество тонн воды. Но вернёмся к дорогам:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Воровства в Японии нет вообще. Тут все бросают сумки на улице в корзинах велосипедов, зонты у входов в кафе, ни в одном магазине одежды не было замечено детекторов на выходе и «пищалок» на товаре.

Основной транспорт в Японии — велосипед. Такого количество велосипедов по всюду я не видел даже на велопробегах:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Отдельного абзаца заслуживает чистота в Японии. Она там идеальная. Настолько идеальная, что купив в Токио себе новые ботинки я активно, по туристически, отходил в них два дня, после чего обратил внимание, что подошва, да и обувь целиком выглядела так, как будто я только что снял эти ботинки с витрины! За всё время пребывания в Токио нигде (а я имею привычку ходить не только по туристическим местам, но и обязательно залезть в какие-нибудь спальные или промышленные районы, чтобы составить полное впечатление о городе) не было замечено ни соринки. И не потому, что там убирают, а именно потому, что там не сорят.

Как-то давно один человек пытался навязать мне мысль, что у нас в стране мусорят потому, что нет урн на каждом углу. Так вот в Токио урн НЕТ ВООБЩЕ ПРАКТИЧЕСКИ НИГДЕ! И чистота при этом везде идеальная. И связано это, опять же, с высокой плотностью населения при малой территории и полном отсутствии каких-либо ресурсов. Объясняю: в маленькой Японии на квадратный километр пространства приходится очень, очень, очень много людей. И все понимают, если тут начнут бросать окурки, шелуху от семечек где попало, и вообще вести себя как свинья (или как типичный россиянин, например), харкаясь и мусоря там, где захочется, то вся Япония превратится в зловонную клоаку не просто быстро, а за считанные минуты. Поэтому тут не мусорит вообще никто, нигде и никогда, несмотря на отсутствие урн. Мы видели японцев со специальными маленькими носимыми урночками, чтобы складывать туда мусор, который попросту некуда выбросить на улице. А отсутствие уличных урн — это следствие отсутствия ресурсов. У маленькой Японии нет гигантских запасов нефти, леса, пригодных для строительства каменных пород, там вообще мало чего есть, кроме морепродуктов. Поэтому японцы стараются извлечь максимальную пользу из всего, в том числе из мусора, который в Японии с присущей японцам скрупулёзностью сортируют на кучу разных категорий: пластик, бумага, стекло, металл и прочее можно выкидывать только в строго предназначенные исключительно для этого вида отходов урны, которые имеются в жилых квартирных комплексах, офисных зданиях и т.п. Кстати, к каждому вендинговому автомату прикреплен специальный контейнер с круглым отверстием, чтобы можно было выпить кофе и тут же выкинуть пластиковый стаканчик или бутылку (в зависимости от того, что продаётся в этом автомате), который потом переработают и пустят на производство чего-либо. Поэтому лишь пластиковую бутылку или банку из под колы вы сможете выбросить на каждом углу, а вот всякие бумажные чеки, салфетки и пр. придётся таскать с собой весь день, пока не доберётесь до жилища. Известный факт — острова Одайба (считаются районом Токио) построены частично из мусора, о них подробнее расскажу ниже.

Итак, перейдём к туристическим местам. Несмотря на тесноту, в Токио достаточно много парков. Я рекомендую посетить парк Уэно и сад Хаппо-эн.

На подходе к парку Уэно есть одноимённый транспортный узел — один из главных транспортно-пересадочных узлов Токио. Вот так он выглядит на выходе из «подземелья»:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

В парке Уэно есть зоопарк (к сожалению, в мой визит был закрыт на реконструкцию)  и огромное озеро лотосов, несколько храмов. Чем внешне отличаются буддийские храмы от синтоистких я так и не понял:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Ещё в парке Уэно есть музей современного искусства. и около него крутой памятник курсору (как мне сказали эта стрелка правильно называется “указатель”, а курсор — это то, что мигает при вводе текста в “ворде”):

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Сад Хаппо-эн (Happo-en) спрятан в глубине спальных районов Токио, и идти до него от метро пешком нужно более полутора километров через какой-то спальный район. Я не уверен, что нашёл бы его, если бы не GPS в смартфоне, на котором я заранее отметил расположение сада на автономной карте Токио в «Maps Me». Но усилия стоили того — это самое “медитативное” место из всех, где я бывал. Очень тихо, видимо, сюда добираются только самые упорные путешественники (за час, что я гулял по саду, не было встречено ни одного туриста, и вообще внутри сада мне встретилось всего 5-6 человек). Есть беседки у озера с карпами и аллея с настоящими карликовыми деревьями “Бонсай”:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Ещё я был в храме Мэй-дзи и парковой зоне вокруг храма, которая по размерам уже может зваться лесом. Удалось застать какую-то церемонию, как я понял по наличию людей в обычных костюмах (брюки, пиджак и т.п.) — это скорее всего традиционная свадьба:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Ну и раз уж мы коснулись храмов, то самый популярный храм в Токио — храм Сенсо-дзи. Вот тут туристов пруд-пруди:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Заканчивая тему садов и парков расскажу про Восточные императорские сады. Центральная точка Токио, которую можно обнаружить на карте (именно от неё расходится паутина дорог, как от кремля в Москве) — дворец императора. К самому дворцу проход закрыт, но Восточные императорские сады, примыкающие к дворцовой территории, с недавних пор открыли для туристов:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Район Акихабара. Если хотите прикупить что-то из электроники — вам сюда. По обилию неона и прочей рекламы может соперничать с Шибуей:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Даже если не планируете ничего такого покупать, рекомендую посетить многоэтажный гипермаркет, торгующий всеми видами техники, видеоиграми, канцелярией и околоигровым фанатским стаффом (фигурки супергероев и т.п.), чтобы увидеть, как организована торговля в Японии. Лично я залип на полчаса на этаже, полностью посвящённом фотоаппаратуре, повертел в руках Hasselblad за полтора миллиона рублей на наши деньги (просто лежит на витрине, прикреплённый специальным проводком, никто не охраняет), ну и вообще не хотел покидать это место ? Логично, что т.к. Япония — столица мировых брендов электроники и техники (Sony, Hitachi, Casio, Seiko, Sanyo, Asus, Canon, Nikon и пр.), то вся аппаратура тут значительно дешевле, чем где бы то ни было.

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Следующий район — Роппонги. Знаменит небоскрёбом “Роппонги хиллз”. Модно, пафосно, дорого — всё это про бутики и рестораны внутри Роппонги хиллз, да и про район Роппонги в целом. Но я поплёлся туда исключительно из-за статуи паука “Maman”:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Одно из самых крутых мест в Токио — острова Одайба. Острова полностью искусственные. Когда-то давно на этих островах была свалка (поэтому иногда и называют «мусорными островами»). Потом там решили возводить жилые дома, но проект не удался, стройку отменили а земля после неудачного проекта упала в цене. Как раз в это время в Токио сменился мэр, и новый управитель продал территорию корпорациям за какую-то смешную сумму. И корпорации превратили острова в высокотехнологичный научно-торгово-развлекательный рай. Чего тут только нет: гигантский робот — Гандам, музей науки Мирайкан, огромное колесо обозрения, Тойота-центр, футуристическое здание Фуджи-ТВ, копия статуи свободы, радужный мост, гипермаркеты, бизнес-центры, парки и многое другое. Если кто-то считает классический киберпанк-сценарий захвата власти в мире корпорациями — злом, то добро пожаловать на Одайба — вы измените своё мнение:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Музей науки и техники Мирайкан, в народе «Музей будущего», обязателен к посещению только фанатам технологий, робототехники и увлекающимся наукой людям. Тут есть даже стенд, на котором вы сможете примерить на себя роль нейрохирурга, и на самом современном японском оборудовании удалить опухоль мозга (естественно, на «тренажёре», но как я понял тренажёр на 100 процентов повторяет реальность, об этом тоже есть эпизод в видеоролике в конце статьи). По мировым меркам музей не очень большой, пары часов хватит с головой. Желательно попасть в часы, когда проходит шоу с роботом Асимо:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Главная достопримечательность на Одайба — гигантская статуя Unicorn gundam, по мотивам Аниме “Мобильный воин Гандам”:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Колесо обозрения. В момент открытия (1999 год) было самым высоким в мире, 115 метров:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Здание Fuji-TV. Сфера в центре — обзорная площадка:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Мой вердикт: На Одайба надо ехать обязательно и на целый день, т.к. посмотреть там есть на что.

Следующая достопримечательность — Токийская телебашня Skytree. На самом деле телебашен в Токио две, но вторая (Tokyo tower) — значительно ниже и не особо интересная, вот она (кстати, обратите внимание на дорожный знак на картинке — почему-то на знаках в Японии людей часто рисуют в шляпе):

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

А вот Skytree — самая высокая башня в мире на сегодняшний день (634м), поэтому есть смысл из всех обзорных площадок посетить именно её.

По пути к башне наблюдается странный архитектурный натюрморт:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Подошли вплотную:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

А вот такой вид ночью с обзорной площадки:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Идём дальше. Район Харадзюку знаменит тем, что раньше на небольшом мосту (пешеходный мост через дорогу) у метро собирались тусить всяческие городские “фрики” — разодетая в одежду всех цветов и оттенков неформальная молодёжь, видов и категорий которой в Японии, наверное, с пару десятков. Сейчас уже никто не собирается специально на этом мосту, но «альтернативных модников» всё ещё можно встретить гуляя по самому району. В районе прочно обосновались Хуго-Босс, Ив Сен Лоран и прочие Луи Витоны. Есть тут и прозрачный куб Apple. Основная достопримечательность района Харадзюку — Takeshita street, именно тут закупались и закупаются разными готическими, пёстрыми, маскарадными, для хэллоуина и прочими шмотками участники всяческих субкультур. Сегодня помимо торговли подобными вещами на этой улице стали торговать ещё и сувенирами, футболками, мороженным в форме разных зверей, всяческими сладостями и т.п:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

А ещё это место совсем недалеко от храма Мэй-дзи, о котором я писал выше.

Но если вам нужны сувениры из Японии, то лучше посетить туристический рынок в Районе Асакуса (возможно он встретится вам по пути к телебашне Skytree и точно встретится, если вы захотите посетить храм Сенсо-дзи), тут же можно купить традиционные японские сладости ну и вообще всё, что обычно увозят с собой в качестве подарков:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Ну и, конечно же, рассказывая про Токио нельзя не вспомнить о том, что там самый крупный в мире Диснейленд ? На самом деле там даже несколько парков по франшизе Walt Disney — собственно Tokyo Disneyland, парк с водно-пиратским уклоном Disney Sea, и сеть отелей Tokyo Disney resort, от которых отходит специальный поезд Микки Мауса и курсирует между парками и отелями, настолько это всё большое.

Так вот, если вы больше желаете покататься на аттракционах, нежели проникнуться атмосферой сказочного мира Уолта Диснея, то вам в Disney sea — аттракционы там более экстремальные, чем в Tokyo Disneyland. Если  же интересно именно расслаблено погулять по сказочным городам в стиле дикого запада, саванны или сказок про золушку и проникнуться атмосферой попадания в сказку — то вам в классический Диснейленд. И т.к. я на всяких американских горках уже накатался в предыдущих поездках по миру, выбор был однозначен — Диснейленд. Билет в Токийский Диснейленд стоит 7400 йен на одного взрослого, в Disney sea — 7600 йен (что-то около 4000 рублей).

Очередь на входе (будний день, раннее утро, дождь):

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Диснейленд разбит на несколько тематических зон-городов: Замок золушки с соответствующим городком вокруг, мир будущего (тут есть очень крутой аттракцион для фанатов “Звёздных войн”, крайне рекомендую), что-то типа саванны или джунглей, детский городок “фанатзия” с совсем детскими каруселями,  и мир дикого запада. Уже в начале сентября японцы начинают готовится к хэллоуину, поэтому в наш визит Диснейленд уже был оформлен соответствующе:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Очереди большие только на вход в диснейленд (хоть она и пугающего размера, но рассасывается довольно быстро, минут за 15) и три самых ходовых аттракциона — космическая ракета в городе будущего, шахтёрские “американские горки” и водные горки в мире дикого запада. На каждый из этих аттракционов очередь около часа. Но можно взять fast pass — система бесплатных быстрых билетов, можно брать 1 такой билет и проходить без очереди на любой аттракцион раз в 3 часа или что-то около того.

Как фанату “Звёздных войн”, мне больше всего понравился аттракцион “Star tours”. Ты как будто попадаешь в космопорт, проходишь по коридору с движущимися ремонтными и прочими роботами из вселенной Звёздных войн, C3PO и R2D2 решают какую-то проблему с вылетом, всё в реальном размере (как в фильмах), двигается и разговаривает, т.е. эффект полной реалистичности, как будто это настоящие роботы, а в конце тебя садят в космический челнок и ты удираешь на нём от Дарта Вейдера и империи, очень круто! Про это есть отдельный эпизод в видео в конце статьи. Пара кадров сомнительного качества на смартфон в темноте:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Ну и, как и в любом диснейленде, каждые пару-тройку часов проходит какое-нибудь костюмированное шествие:

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Диснейленд — отличный вариант для завершения недельного путешествия по Токио.

На этом, пожалуй, пора заканчивать моё повествование. Хочется ещё о многом рассказать, многим поделится, но статья и так получилась огромной. Самое главное и яркое я точно показал и изложил, поэтому подведём итоги.

Ещё никогда возвращаясь в Россию я не испытывал такого ощущения дремучести нашей страны, как после возвращения из Токио. Видя наши забросанные мусором тротуары, разбитые дороги и убогий общественный транспорт после пребывания в стране, где идеально чисто и максимально технологично, комфортно, удобно и дружелюбно вообще всё, хочется плакать от обиды. Как мне верно где-то подметили, в мире есть две страны, которые как нельзя лучше подходят для сравнения — это Россия, в которой есть всё, но при этом нет ничего, и Япония, в которой нет ничего, но при этом есть всё.

Конечно, можно и нужно ругать наше правительство, которое не в состоянии делать что-то, кроме воровства и придумывания дурацких законов этому воровству способствующих. Правительство у нас действительно отвратительное. Но при этом нужно заметить, что это не Путин с Медведевым, Шойгу и прочими Милоновыми накидали окурков и мусора вдоль тротуаров и под балконами домов, не они пишут на стенах и ссут в подъездах, не они несутся со скоростью 120 там, где ехать больше 40 вообще неразумно, не они хамят вам на кассе в магазине, и не они делают свою работу по принципу «и так сойдёт».

Я бесконечно убеждён, что два события произойдут одновременно: как только 99% жителей россии будут всегда и везде доносить мусор до урны, перестанут гадить на остановках и в подъездах, начнут убирать говно за своими собаками и всё в таком духе, то и уровень комфорта и обеспеченности жизни граждан в тот самый момент станет не хуже, чем в странах Европы и Запада, т.н. «первого мира». Это сложно и долго объяснять, но эти вещи, очевидно, взаимосвязаны.

А напоследок можете просмотреть короткое видео о нашей поездке:

Следите за собой, не доставляйте дискомфорта окружающим, ведите себя цивилизованно, и, конечно, путешествуйте! Всем добра!

Приключения хабаровчан в Токио: большой рассказ о городе будущего

Жизнь в небольших городах иногда кажется замершей, как будто там ничего не происходит. Но это впечатление ошибочно. Рассказываем, почему.

Голоса городов и городков

В любом, пусть даже самом тихом и неприметном городке, постоянно что-то происходит: на общественно-политическом уровне — реконструкции исторических памятников, обновление транспортных маршрутов, строительство, реновации и так далее, на социальном — концерты, выставки, спортивно-развлекательные активности — примеры можно приводить бесконечно.

Другой вопрос, что иногда о происходящем не знают даже местные жители. Почему? Да потому что никто не рассказывает.

Чтобы решить эту проблему, Минстрой РФ и общественная организация «Городские реновации» провели конкурс под названием «Городские интонации». Целью конкурса поставили создание и продвижение новых медиаресурсов, которые освещали бы жизнь российских регионов. А еще — привлечение молодых людей к формированию этих ресурсов. Новые урбанистические медиа, по задумке организаторов, должны оживлять городскую жизнь и привлекать внимание жителей к собственным городам, к их проблемам, надеждам и победам.

Портал о нескучном городе и рассказ о кировских «шрамах»

Так, Серафима Комлева и Марина Шилехина из Тольятти предложили на конкурс проект городского медиапортала под названием «Свернем в карман». Название взято не с потолка: «Свернем в карман» — это фирменное тольяттинское выражение, которое расшифровывается как «заедем во двор». Портал предназначен в первую очередь для молодежи — активных и творческих людей, многие из которых, к сожалению, не видят в своем городе перспектив, считают его скучным местом и стремятся уехать. По задумке создательниц, портал будет водить посетителей «нехожеными тропами» города — рассказывать малоизвестные факты и показывать нераскрученные тусовочные места.  

«Сам проект очень целостный. На него смотришь и как будто уже видишь, как он работает».

«Серафима Комлева разработала оформление сайта, его мобильного приложения и социальных сетей. Дарья Усманова подготовила макеты полиграфической продукции — периодического издания «зин», буклетов, наружной рекламы – и даже мерча для брендирования проекта», – говорит доцент центра дизайна ТГУ и научный руководитель проекта Марина Шилехина.

Не удивительно, что такой проект получил поддержку — он выиграл в номинации «Городские медиа». А Регина Погудина из Кирова победила в номинации «Визуальный контент»: она представила проект «Сквозь пальцы» с фотоподборкой «архитектурных шрамов» города Кирова. 

«Изначально смысл был очень простой — сделать спокойный фоторепортаж по проблемным местам города, которые меня волновали как журналиста, и даже скорее как горожанина,— говорит Регина.— Я уезжала из Кирова на два года, до этого работала в новостях. А когда приехала, то заметила, что всё те же темы всплывают в СМИ. Тогда я просто пыталась понять, почему всё так происходит, а потом решила в этом разобраться».

Чем глубже девушка погружалась в свою идею, тем масштабнее становился весь проект. Теперь Регина хочет привлечь внимание кировчан к архитектурным и планировочным проблемам — таким как разрушающиеся памятники архитектуры или неудобные дороги и тротуары.

Погружение в «цифру» и обсуждение реальности

Дополненная реальность помогает «присвоить» и ощутить реальность вокруг нас: на этом основаны решения победителей в двух других номинациях. 

Сергей Федоров из Санкт-Петербурга взял верх в «Иммерсивном проекте»: он создал проект виртуального сохранения архитектурного наследия «filter4city». Свою идею Федоров уже очень скоро собирается презентовать в Instagram — в виде цифровых масок исторических зданий для соцсети. 

Ну а «Play: геймификация городского пространства» — номинация для тех, кто любит и умеет не только играть, но и делать игры, совмещая виртуальное пространство и реальность. Елизавета Ванцева (Тюменская область) и ее игра «Тюмень до нашей эры» — уверенные победители. Это своеобразный цифровой путеводитель в дополненной реальности с туристическими маршрутами по области.
  
В специальной номинации «Комфортная городская среда», представленной АНО «Национальные приоритеты», выиграл Данил Шишкин с проектом «Новым кварталам — новый парк» (Санкт-Петербург). Идея Шишкина состоит в том, чтобы жители более активно вовлекались в процесс обсуждения концепции будущего Пейзажного парка в Красногвардейском районе города. «Новым кварталам — новый парк» — не просто средство для информирования, а способ удержать внимание людей и властей на том, как проходит процесс благоустройства.

Серьезный конкурс — серьезное отношение

Стоит отметить, что конкурс вызвал действительно массовый отклик: поступило 611 заявок от студентов и недавних выпускников в возрасте от 18 до 35 лет со всей России.

В жюри конкурса вошли известные медийные личности: управляющий проекта Яндекс.Игры Павел Епишин, главный редактор The Village Татьяна Симакова, идеолог брендов «РЖД», «Сапсан» и «ИНВИТРО» Антон Буланов, автор телеграмм-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов, урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. С управленческой стороны проект ведут заместитель председателя «ВЭБ.РФ» Ирина Макиева и заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты» Роман Камаев.

Победителей объявили в августе в Нижнем Новгороде на форуме «Среда для жизни»: там 16 финалистов смогли представить свои проекты в пяти основных номинациях («Городские медиа», «Визуальный контент», «Иммерсивный проект», «Play: геймификация городского пространства» и «Формирование комфортной городской среды»). А наградой победителям станет помощь государства в создании и продвижении этих самых проектов.

«Здесь не такие разговоры типа: “Да-да, я вас слышу, отличная идея, напишите моему секретарю, мы вам ответим голубиной почтой”. А вполне себе серьезные».

«На тебя не смотрят свысока и не разговаривают свысока. Тебе дают визитку, берут твой номер телефона, дают контакты, чтобы ты завтра же позвонил нужному человеку и договорился с ним», — говорит одна из победительниц Елизавета Ванцева. 

Национальный проект «Жилье и городская среда», который продвигает конкурс, инициирован в 2019 году президентом России Владимиром Путиным. Кроме строительства социальных объектов, нацпроект занимается и другими вопросами: переселением людей из аварийных домов, благоустройством общественных пространств, развитием рынка ипотеки и др. 

Весной 2021 года в столице прошли пять сессий форсайт-проекта «Москва-2050». Представители профильных ведомств города совместно с архитекторами и урбанистами обсуждали перспективы развития Москвы как мегаполиса и предположили, какой будет российская столица через 30 лет.

Видение будущего постоянно меняется, поэтому для определения сценариев его развития профессионалы часто прибегают к так называемому форсайту – инструменту для прогнозирования и формирования будущего, позволяющему за короткий период времени получить точные прогнозы и объединить людей для реализации своих представлений о нем.

«Сегодня происходят глобальные изменения в подходах к планированию территорий города. Задача такого проекта, как форсайт, – уловить суть происходящих изменений, увидеть перспективы развития столицы, создать образ Москвы, к которой мы хотим прийти, и начать идти к этой цели. Отмечу, что это не является фантазиями на тему «города будущего». Такое позволительно художникам, писателям, но никак не градостроителям – людям, от которых будущее зависит напрямую», – рассказала председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Это значит, что, работая на форсайт-сессиях, участники опираются исключительно на факты и советуются с профильными специалистами. В сессиях приняли участие около 200 экспертов по архитектуре, градостроительству, социологии, экономике, культурологии, маркетингу, IT-индустрии и др. В результате этой работы были обозначены тенденции, существенно влияющие на развитие города уже сегодня, а также те, что только зарождаются, но чье воздействие станет явным в перспективе. Центральными объектами для обсуждений на сессиях стали темы «Горожане», «Технологии и градостроительство».

«Вопрос о будущем городов стоит особенно остро: после пандемии все мы будем жить по-другому. Вопрос – как? Для нас, городских проектировщиков, важно вовремя зафиксировать все тренды, а если потребуется, обновить подходы к планированию городского пространства», – пояснила директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук.

Другие москвичи

На выставке «АРХ Москва» были представлены итоги сессий форсайта и их проекция на актуальную городскую повестку.

«По итогам масштабной совместной работы в рамках проекта «Москва-2050» сформулировано более 400 трендов развития столицы, многие из них выглядят интересно. Но в первую очередь мы должны помнить, что будущее вариативно и зависит от коллективных усилий, так что реализация этих прогнозов зависит напрямую от горожан», – заявил главный архитектор города Сергей Кузнецов.

Футуристическое будущее столицы через 30 лет выглядит стремительным и высокотехнологичным. По мнению экспертов, москвичи станут ходить на работу в Zoom, будут гораздо больше учиться, успешнее самоорганизовываться, многие бытовые решения доверять искусственному интеллекту.

Уже сейчас мы наблюдаем, как стремительно развивается тренд «здоровый образ жизни», а через три десятка лет спорт и активный отдых войдут в каждую квартиру. К тому же продолжительность жизни увеличится.

Москвичи смогут менять модель управления городом. В наше время уже эффективно используют существующие инструменты, например, электронные общественные обсуждения на платформе «Активный гражданин». Этот метод будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. К примеру, считают эксперты, через несколько лет у горожан появится возможность самим решать, на что потратить бюджет муниципального образования.

Рассказ про город будущего

Желание быть мобильным в пространстве позволяет видеть альтернативные варианты транспорта. Москвичи будущего станут больше ценить свое время, поэтому многие пересядут на самокаты, моноколеса, велосипеды. Обыденностью станут дроны и роботы доставки, беспилотные такси и беспилотный общественный транспорт. Появится инфраструктура для развития электротранспорта.

Рассказ про город будущего

По предварительным прогнозам, к концу 2050 года две трети человечества будут жить в городах. Появление новых городских районов и расширение городов в ожидании демографического роста само по себе вызовет больше выбросов, чем мир произвел за последнее столетие. Города – это всегда горячие точки потребления энергии как ключевого источника парниковых газов. Поскольку на долю городов приходится более 70% мирового спроса на энергию, переход к устойчивой энергетике является приоритетной задачей.

Энергетический баланс в 2040 году определит систему мобильности в мегаполисах. По мнению многих экспертов, к 2040 году мы будем сжигать электроны, а не углеводороды.

Выходит, что последующие поколения станут более прагматичными и включатся в экономику города вне зависимости от возраста. В приоритете у них будут высокотехнологичные и креативные индустрии, здоровый образ жизни и принципы свободной этики, они станут мобильны социально и пространственно.

Экостроительство и искусственный интеллект

Новые сервисы, виртуальные помощники, нановрачи и замки без ключей основательно войдут в жизнь горожан. Ставшие обыденными во время пандемии коронавируса технологии удаленной работы, а также цифровые платформы и основанная на них городская экономика совместного использования (шеринг) на новом цикле своего развития приведут к качественному скачку в повышении эффективности использования городских пространств и инфраструктур. Появится новый уровень информационной связанности города.

Рассказ про город будущего

Цифровизация тоже даст основу для развития и широкого применения новых технологий в проектировании и строительстве: параметрическое проектирование, BIM, проектирование с использованием искусственного интеллекта и др. Кроме того, все шире станут использовать альтернативные источники энергии и способы ее получения – солнечные панели, миниатюрные ветряки и биогенераторы.

После 2040 года, как считают участники форсайт-сессий, получат распространение технологии строительства с нулевым воздействием на среду, в том числе дома из материалов, которые разлагаются в природе. Появятся здания – генераторы энергии и энергосберегающие здания. А Москва может стать пилотным городом для тестирования формата экорайона: сначала car-free (без автомобиля), в дальнейшем – безотходный район.

Рассказ про город будущего

Зачем нужен город в 2050 году?

Казалось бы, ответ на этот вопрос уже известен: повышение эффективности за счет концентрации людей и компаний, за счет обмена товарами и услугами, информацией и идеями, более емких рынков, общей инфраструктуры, взаимного обучения. Но в ближайшие десятилетия этот эффект может вызвать вопрос, зачем же людям физически собираться вместе в городе, если можно работать удаленно?

Если к 2030–2040 годам будет достигнута высокая виртуальность, неотличимая от реальности, то вопрос о необходимости города возникнет снова. Большой город – это очень дорого, это огромные затраты на инфраструктуру, на коммуникации. Зачем обществу нести такие затраты, а человеку тратить огромную часть дохода на аренду или покупку жилья, если виртуальный мир доступен везде, где есть интернет?

Во-первых, в условиях прозрачности Сети потребуется вести конфиденциальные переговоры только физически и в особых зонах, защищенных от наблюдения. Во-вторых, сохранится потребность в прямом телесном контакте при работе с людьми (в медицине, спорте, части индустрии развлечений и др.). В-третьих, сохранится потребность в уникальной городской среде и инфраструктуре. Наконец, физическое присутствие приобретет ценность именно в силу его дороговизны – это будет признаком люкса.

Получается, главная ценность Москвы-2050 – это уже не «входной билет для работы на московские компании», как это актуально сейчас, а уникальные возможности города. И эти возможности – в первую очередь ценности, которые транслирует и разделяет городское сообщество. Поэтому символическая функция города, который не просто предоставляет пространство для жизни, но и наполняет его смыслом, выходит на первый план.

Работы по проекту «Москва-2050» продолжаются. В дальнейшем эксперты в рамках круглого стола обсудят результаты сессий, а в ноябре планируется выпустить книгу, в которой подробно будет описано это масштабное исследование.

Факторы светозвукового загрязнения мегаполисов

Продолжается работа по развитию центра компетенций BIM

  • Рассказ про голубое небо 2 класс
  • Рассказ про город германии
  • Рассказ про город казань
  • Рассказ про город кимры
  • Рассказ про глину 2 класс окружающий мир кратко