Рассказ про гласные и согласные звуки

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи древняя индейская пословицабиблиографическая запись: артикуляционная фонетика. артикуляционная характеристика гласных звуков.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Артикуляционная фонетика. Артикуляционная характеристика гласных звуков. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/fonetika-i-fonologiia/artikuliatsionnaia-fonetika-artikuliatsionnaia-kharakteristika-glasnykh-zvukov/ (дата обращения: 10.01.2022)

Членораздельная речь представляет собой последовательность звуков разных классов — гласных и согласных. С точки зрения артикуляции существенны следующие различия между этими классами.

1. При произнесении гласных выдыхаемая воздушная струя не встречает преграды в речевом тракте, тогда как при образовании согласных обязательно возникает преграда в результате сближения артикулирующих органов или их полного смыкания; другим различием, связанным с поведением выдыхаемого воздуха, является сила выдоха. Гласные характеризуются меньшей силой выдыхаемой струи, согласные произносятся с большей силой выдоха.

2. В нормальных случаях гласные произносятся с обязательным участием голосовых связок, которые совершают периодические колебательные движения. Возможность производства шепотных гласных, т. е. гласных, произносимых без участия голосовых связок, — скорее, исключение, подтверждающее правило. Для образования согласных участие голоса не является обязательным.

3. Положение произносительных органов при артикуляции гласных таково, что точно локализовать тот участок речевого тракта, который определяет свойства гласного, невозможно; согласные, наоборот, достаточно четко локализованы, так что определить «место образования» любого согласного в речевом тракте гораздо легче.

Принципы артикуляционной классификации, разработанные для гласных и согласных на основе их артикуляторных особенностей, различны.

Артикуляционные характеристики гласных звуков

Гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок, музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

  1. участию губ
  2. степени подъема языка по вертикали по отношению к небу
  3. степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные) (от латинского labium — губа()абиализованныеи неогудленные ()дленные (о этому звуку положении рагонов огут изменяться в результате ждвижения губобый тембро). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а], [э], [и], [ы] – неогубленные.

По степени подъема по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего [a]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные также называются широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется в средней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называются центральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласных иначе называются смешанными).

Таблица русских гласных звуков

Участие губ неогубленные огубленные
Ряд /Подъем передний средний нижний
       
верхний

И ь

ы

у

средний

э

ъ

о

нижний  

а

 

Артикуляторная характеристика гласных звуков

Характеристика гласных звуков

Гласные звуки

 [и] 

 [ы] 

 [у] 

 [е] 

 [о] 

 [а] 

По степени подъема языка

верхнего подъема

+

+

+

среднего подъема

+

+

нижнего подъема

+

По ряду, или по месту подъема языка

переднего ряда

+

+

среднего ряда

+

+

заднего ряда

+

+

По наличию или отсутствию лабиализации

лабиализованный

+

+

нелабиализованный

+

+

+

+

calendar24.02.2016, 14743 просмотра.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема урока: «Буквы «Б,б», обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Закрепление».

Цель: формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения.

Задачи:

Образовательные:

  •  закрепить знание буквы Б,б, обозначающей звуки [б], [б,];

  • формировать умение выделять звук [б], [б,] из речи;

  • учить понимать прочитанное не только на уровне фактов, но и смысла.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать;

  • воспитывать любовь к чтению.

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

Развивающие:

  • развивать фонетический слух, логическое мышление, внимание, речь, воображение учащихся.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые

Оборудование:

  • «Русская азбука» Горецкого В.Г;

  • плакат с буквами Б,б;

  • карточки со слогами и словами;

  • кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы;

  • иллюстрации к загадкам.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним основные правила поведения на уроке.

1. Вставайте дружно каждый раз,
   Когда учитель входит в класс.
2. Парта – это не кровать,
   И на ней нельзя лежать.
3. Ты сиди за партой стройно
   И веди себя достойно.
4. На уроках не болтай,
   Как говорящий попугай.
5. Ответить хочешь – не шуми,
   А только руку подними.

— Давайте мы все на протяжении всего урока мы не будем их нарушать.

II. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно, плавно читать слова; выразительно читать предложения с этими словами; учиться понимать их смысл.

— Прочитайте пословицу, которая будет девизом нашего урока.

«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».

— Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)

— Сегодня на уроке вы должны работать так, чтобы никто без дела не сидел.

-Посмотрите, пожалуйста, на пословицу и скажите, какие знакомые буквы вы здесь видите. (Ответы детей)

— С какой буквой вы вчера познакомились? (С буквой «бэ»). Показ буквы Б,б

Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Вспомнить …, повторить …, закрепить …)

— Это гласная или согласная буква? (Согласная)

-Докажите. ( При произнесении звука {б}  встречается преграда в виде губ, ее нельзя пропеть как гласную.)

— Назовите слова из пословицы, в которых встречается буква «бэ».(«любит»,«без»)

— Какой звук обозначает буква «бэ» в словах «без» и «любит»? ( {б’} )

— Какой это звук? (Согласный, мягкий, парный, звонкий)

— Какой ещё звук обозначает буква «бэ»? ( {б} твердый)

— Назовите слова с этим звуком.(бобёр, баран, барабан, банка, бутылка, бублик, азбука и др.)

— Что вы знаете об этом звуке? Дайте ему характеристику. (Согласный, твердый, парный, звонкий)

III. Отработка материала изученного на предыдущих уроках.

1. Выделение звуков [б], [б`] в словах.

Игра «Хлопушки»

— Продолжим выделять звуки {б} и {б’} и поиграем в игру «Хлопушки».

— Я называю слово, если в нем встречается звук [б] или [б`], вы хлопаете в ладоши, но вы должны ещё и догадаться, где находиться этот звук в начале, в середине или в конце слова.

— Всем ясно задание?

ЗЕБРА, БАНКА, ВАЗА, БИЛЕТ, РОЗА, КОБРА, БЕЛКА, ПИОН

Ребята, мы с вами немного поработали. А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка

Мы читали, мы читали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмём;

Сядем, и читать начнём.

2. Чтение слогов, слов и предложений.

 -Звуки вы знаете хорошо, а теперь посмотрим, как вы умеете сливать эти звуки в слоги, из них составлять слова, а из слов предложения.

Игра « Найди слово»

— Посмотрите на доску и скажите, что вы видите на доске. (Слоги и слова)

— Давайте их прочитаем. (Дети читают слоги, а затем слова)

                    БА        БО        БУ

БОКС

БУСЫ

БОБРЫ

БУКВА

БОЛОТО

БАНТ

БАРАН

БАРСУК

БУЛКА

— А сейчас надо быть очень внимательным. Я буду показывать слог, а вы искать слова с этим слогом. Кто найдёт, поднимайте руку. (Дети снимают табличку с найденным словом и встают около доски)

— Найдите и назовите слова со слогом БА

Когда слова с данным слогом будут собраны, все вместе еще раз прочитываем слова

Такая же работа проводится и со слогами БО, БУ

БА

БАРСУК

БАРАН

БАНТ

БО

БОБРЫ

БОКС

БОЛОТО

БУ

БУСЫ

БУКВА

БУЛКА

 Работа с учебником (с.103)

-А, теперь, откройте, пожалуйста, учебники на с. 103.

Мы будем читать рассказ, а вы ребята слушайте внимательно, т.к вы должны будете ответить на вопрос «О ком этот рассказ?»

 Чтение текста хорошо читающими детьми по предложению.

 Анализ текста:

На доску выставляется иллюстрация к рассказу.

— О ком этот рассказ? (О бобрах)

— Что они делают? (Строят дом; плотину)

— Что такое плотина? (Дом, где живут бобры)

— Где они строят дом (плотину)? (На болоте)

— Из чего они строят дом? (Из стволов осины)

— Можно ли назвать бобров трудолюбивыми? Почему? (Они дружно работают вместе)

3. Звуковой анализ слова «БОБРЫ»

-Посмотрите на схему слова «БОБРЫ».         

 

-Сколько здесь всего звуков? (В слове бобры 5 звуков)

— Сколько гласных звуков? (2 гласных звука)

— Назовите их. ([О], [Ы])

— Сколько согласных звуков в этом слове?(3 согласных звука)

— Назовите их. ([Б],[Б],[Р])

— Сколько слогов в этом слове? (2 слога)

— Докажите, что два слога. (Здесь 2 гласных). А мы знаем, сколько в слове гласных столько и слогов.

-Назовите 1 слог. («БОБ»)

-Назовите 2 слог. («РЫ»)

— Давайте все вместе произнесем слово «БОБРЫ» по слогам.

— На какой слог падает ударение. (На 2 слог)

— Сколько звуков [Б] мы слышим в слове «БОБРЫ»? (2 звука[Б])

 В каком слоге они находятся? (в 1 слоге)

— Что вы можете сказать о звуке [Б]? Дайте характеристику звуку. (согласный, твёрдый, парный, звонкий)

-Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Мы читали, мы читали,

И немножко мы устали.

А теперь мы отдохнем –

И опять читать начнем.

IV. Занимательный  материал.

1. Загадки

-Ребята, вы все любите отгадывать загадки?

-Я вам буду загадывать загадку, а вы  внимательно будете думать и если знаете отгадку поднимайте руку.

1.Шевелились у цветка                                      

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)

3.Встал он прямо у дорожки:

Не идут со страха ножки.

И мычит бедняга: «Му!

Шаг я сделать не могу». (Бычок)

4.Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

5.На поляне лесной

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем бурый колпачок,

Колпачок набочок.

Кто в лесу бывает –

Тот его и знает. (Боровик, белый гриб)

6.Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

7.Сверху кожа,

Снизу тоже,

А в середине — пусто. (Барабан)

8.Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой? (Буратино)

9.Кольцо не простое – кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье. (Бублик)

10.Что на сковородку наливают

     Да вчетверо сгибают? (Блины)

2. Игра «Составь слово».

БЕЛ —

КЛЕТ —                  КА

БУЛ —

БАН –

-Давайте с вами составим слова. (БЕЛКА, КЛЕТКА, БУЛКА, БАНКА)

На доске появляются таблички со словами: БЕЛКА, КЛЕТКА, БУЛКА, БАНКА

-Посмотрите  и скажите какое слово лишнее? (клетка).

-Почему? (в этом слове нет буквы «бэ»)

V. Итог урока.

-Какую букву закрепляли на уроке? (букву «бэ»)

-Какие звуки закрепляли? (звуки [б], [б,])

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Вернемся к девизу урока: « Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». 

-Вы сегодня все очень хорошо потрудились? Молодцы.

Арт-урок по теме «Звуки [х] и [х’]. Буква Х, х». 1-й класс

Цели:

  1. Изучить новые звуки [ х ] и [ х ], букву Х х. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас.

  2. Развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык конструирования.

  3. Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему (добрососедство), бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.

Оборудование:

  • золотой ключик,

  • фото Тима и Тома,

  • карточки с дифференцированными заданиями,

  • карточки для конструирования,

  • плакаты: “На что похожа буква”, “Зачем слону хобот?”, “Стихотворение- загадка”, “слово рассыпалось”.

  • cлайды на тему “Как хлеб пришёл на стол”.

  • “волшебная” палочка.

Ход урока

I. Орг.момент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я,Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.

Дети выполняют движения за Мальвиной.

— Садитесь.

II. Постановка темы и цели урока.

(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас-Барабас (К-Б).

К-Б: Что это вы так развеселились?!Расплясались?! Вот только Буратино вам и нехватает!

Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?

К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей. А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться. Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного. И принёс много сложных заданий. Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино.И тогда он будет учиться вместе с вами.

М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!

(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).

М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки [ х ]и [ х ‘], букву Х.

III. Повторение.

М: Начнём работу.

— На какие две группы делятся все звуки в русском языке?

— Сколько гласных?

— Назовите их хором.

— Почему они относятся к гласным?

— Какие ещё звуки есть?

— Почему они относятся к согласным?

— Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

— Какими ещё могут быть согласные звуки?

IV. Работа над темой урока.

— К какой группе относится звук [х]?

— Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

— Как стонет больной?

— Как мы смеёмся?

Игра “Тим и Том”

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим –друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима).

У: Я называю слова. Если в них есть звук [х]-твёрдый,встают друзья Тома, если мягкий-Тима.(хор, хищник, холод, химик, хвост).

Мы выяснили, что звук [х] может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим. Давайте, определим звук [х] глухой или звонкий.

Произнесём его хором.

— Глухой или звонкий?

— Почему?

— Какой можно сделать вывод? (звук [х]-глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук.. Эта буква родиться прямо у вас в руках.. — Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

— Кто может показать букву х при помощи рук и ног?

Физминутка

“Буратино”

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в сторону развёл. Ключик, что-ли не нашёл?
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Игра “Буква потерялась”

У:У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук?

-Прочитайте слова и сразу опишите звук.

__алва, __леб, __итрец, ___алат, ___обот.

Развитие речи.

— Что такое хобот?

У кого он есть ? (слон, бабочка)

— Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение-загадка.

— Прочитайте стихотворение- загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

_________ твой узок, мой широк.

— О чём идёт речь?

— Охарактеризуйте звук [х] в слове “хвост”.

Игра “Хвосты”.

— Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относиться.

— Если затрудняешься- посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

— Что это за машина?

— Зачем ей хвост?

Физминутка

“Хомка”
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

У.: Ребята, какое очень важное слово начинается со звука [х]?

Слово рассыпалось. Б Е Л Х

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками).

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья собирает комбайнер. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

— Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

“Хлеб – всему голова”, “Худ обед, коли хлеба нет”.

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

— Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнер, тракторист.

— Объясните значение этих слов.

— Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

— У кого из вас родители хлеборобы?

Работа с таблицей родственных слов.

— Прочитайте слова про себя.

хлеб

хлеба

хлебный

хлебушек

хлебороб

— Прочитайте слова.

— Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки (хлеб);

— его ласковое название (хлебушек);

— поле со злаковыми культурами (хлеба);

— сделанный из хлеба (хлебный).

— Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает? (хлебороб — профессия: человек,выращивающий хлеб).

— А теперь давайте скажем Карабасу-Барабасу хорошо ли быть грамотными?

IV.Итог урока:

Ну что, К-Б – выполнили мы твоё задание?

К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового вы изучили на уроке.

У.: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.

К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.

У: Сегодня все хорошо работали. Но лучшими был..(..).Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, на доске появляется Буратино).

К-Б: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.

У: Ребята, а сейчас я подойду к вам и коснусь волшебной палочкой,до кого дотронусь тот называет слово с звуком Х.

Давайте сделаем салют из нашего настроения.

— Красная фишка – отличное, бодрое.

— Жёлтая – спокойное.

— Зелёная – грустное.

Покажите, какое настроение получилось.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/469924-art-urok-po-teme-zvuki-h-i-h-bukva-h-h-1-

Конспект урока

Урок литературного чтения в 1классе Буква Бб. Звуки [б], [б’]

ФИО учителя: Яковлева Анна Сергеевна

Класс: 1

Предмет: Литературное чтение

УМК:  «Школа России»: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина «Азбука».

Тема урока: Буква Бб. Звуки [б], [б’]

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель для учащихся: открыть новые знания

Цель для учителя: Знакомство обучающихся с согласными звуками [б], [б’], буквами Б, б.

Задачи:

1. Учить выделять звуки в словах, давать им характеристику;

2. Учить слоги и слова с новыми буквами;

3. Учить договариваться с соседом по парте и обосновывать свой выбор;

4. Развивать у учащихся познавательный интерес;

5. Развивать фонематический слух, зрительно-слуховую память, логическое мышление;    

6. Обогащать и расширять словарный запас ученика, развивать умение оценивать правильность выполнения действий

7. Развивать умение работать с учебником

8. Развивать кругозор и любознательность.

9. Создать условия для развития умения работать в парах.

Формируемые компетенции: коммуникативные, социальные, предметные.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: 

  1. Различать согласные звуки [б], [б’];

  2. Правильно произносить их в речи;

  3. Читать слоги, слова с данными буквами.

получат возможность научиться: 

  1. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;

  2. Искать графическую и текстовую информацию;

  3. Наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить;

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  2. Добывать информацию из иллюстраций, текста;

  3. Извлекать фактическую информацию;

  4. Выстраивать проблемный диалог;

  5. Коллективно решать проблемные вопросы;

  6. Объяснять и обобщать полученную информацию, делать выводы, слушать и понимать речь других;

  7. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные 

  1. Развивать умения планировать;

  2. Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. Определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. Оценивать свои достижения;

  5. Отвечать на вопросы;

  6. Соотносить изученные понятия с примерами;

Личностные: 

  1. Включаться в учебную деятельность; 

  1. Оценивать свою работу и работу пары.

  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные:

  1. овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы

  • технология проблемного обучения,

  • технология сотрудничества,

  • здоровьесберегающие технологии,

  • исследовательский метод в обучении,

  • технология оценивания учебных успехов.

Межпредметные связи: Литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка

Формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, парная.

Учебник и учебные пособия: УМК «Школа России»: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина «Азбука»;  

Оборудование урока: тетрадь для печатания; ручка; цветные карандаши; индивидуальные листы на парту; картинки.

Продолжительность урока: 40 минут.

Конспект урока

Ход урока

I.Организационный этап. Мотивация.

Цель: проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта, мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Нам, друзья, нельзя лениться.

Я рада приветствовать вас на уроке, надеюсь на вашу помощь и поддержку.

Повернитесь друг к другу и скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». Я думаю, вы со мной согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Давайте начнем наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь сегодняшнему дню.

Проверьте готовность к уроку.

II.Этап повторения изученного. Актуализация знаний.

Цель: повторить материал по изученным ранее темам и создать условия для активизации опорных знаний.

— Посмотрите, что у нас на доске? (буквы).

— Объясните мне, почему вы решили, что это буквы, а не звуки? (буквы мы видим и пишем)

— А звуки? (слышим и произносим)

Игра « Рассели буквы » (учитель предлагает учащимся поиграть)

— На доске у нас располагаются корзинки, предлагаю сначала обсудить парами, а затем девочкам собрать гласные буквы, а мальчикам согласные. (дети выходят по одному к доске и выбирают буквы)

— Почему вы решили, что это гласные (согласные) буквы?Гласные легко петь, а согласные — трудно, не всегда получается. Когда произносим гласные — есть только голос, а шума нет. Когда произносим согласные, то есть шум, иногда ему помогает голос.

III. Самоопределение к деятельности урока. Введение в тему урока.

Цель: активизация мыслительной деятельности, постановка учебных задач.

1.Проговаривание чистоговорок. (дети повторяют за педагогом) Чтобы разговаривать, надо выговаривать,

Все правильно и внятно, чтобы было всем понятно.

Ба-ба-ба а на доме есть труба.

Бу-бу-бу на кармашке по грибу.

Бе-бе-бе сидит птица на трубе.

— Какой звук вы слышите чаще всего? (звук [б]).

— Давайте сформулируем тему нашего урока….

— Тема: Знакомство с буквой Б. (вешаю на доску печатную букву Б.

2. Характеристика буквы б, звука (б), (бь)

— Давайте определим, какая она, согласная или гласная? (объясняют почему.)

-Звонкая или глухая? Давайте закроем ушки и произнесем букву. Мы слышим голос, значит она звонкая.

— Как вы думаете, на каком поле в ленте букв она живет? А на каком этаже?

(открываю букву на ленте букв) .Предлагаю детям напечатать букву в тетради).

Сейчас я назову вам зверей (Бизон и Бобр), а вы меня внимательно послушайте и попытаетесь ответить на мои вопросы.

Бизон и Бобр

— Какой первый звук в слове Бизон?

— А какой первый звук вы слышим в слове Бобр?

— Различаются ли они? [б] [б’]

Звук [б] – согл, звонкий, твердый

Звук [б’] — согл., звонкий, мягкий

IV. Осуществление первого пробного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 

1.Работа в парах (Закрашивают букву)

2. Произношение звуков [б] [б’] в слогах. (развитие фонематического слуха)

би, ба, бо, би,ба,бо; ба, бо, бу ба, бо, бу.

Я меня есть замечательные картинки и на которых изображены музыкальные инструменты, но их названия я совершенно позабыла, помогите мне, пожалуйста вспомнить их. Я вам буду показывать картинку, а вы попробуйте назвать их.

Барабан, труба, балалайка.

3.Слоговое чтение

— Ребята, я очень любят когда вы мне читаете. Давайте прочитаем слоги с буквой Б.

Чтение слогов (сначала по домику)

7

V. Физминутка

Цель: сохранение здоровья учащихся (двигательная активность)

Мы отправились в поход

Посмотреть, кто, где живет

Птицы по небу летают

Звери по полю гуляют

Рыбы плавают в воде

А теперь покажем: где?…….

Игра на внимание, после этих слов, учитель называет птиц, зверей, рыб. Дети показывают, где они обитают…

Учитель показывает неправильный вариант, дети должны показать правильно

Птицы- руки вверх

Рыбы – руки вниз

Звери- руки вперед)

VI. Первичное закрепление и отработка изученного материала

Цели: Первичное закрепление

1. Игра «Поймай звук». Выделение звуков [б] в словах.

— Я называю слово, если в нем встречается звук [б], вы хлопаете в ладоши

— Всем ясно задание?

ЗЕБРА, БАНКА, ВАЗА, БИЛЕТ, РОЗА, КОБРА, БЕЛКА, ПИОН

2. Работа с учебником

  1. Чтение слов на стр. 97 (дети следят)

Зебра зубры белка

Кобра зебры барсук

В какой части слова встречаем букву[б]? (в начале слова в середине)

2. Самостоятельная работа в парах. «Найди звук».

Выбрать из предложенных картинок слова, в которых встречается звук [б]. И наклеить в индивидуальных листах.

3.Чтение текста педагогом. (анализ текста)

— О ком этот рассказ? (о белке)

— Какие деревья росли в парке? (липы и сосны)

— Что она делала? (скакала с ветки на ветку)

— Белка была в клетке? (нет)

— На воле? (да)

— Что брала белка из рук? (баранки)

VII. Рефлексия

Цели: сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы.

— С какой буквой мы познакомились на уроке? (с буквой Б)

– Кто считает, что научился слышать звуки [б], [б’], их различать, хорошо читать слова и предложения с буквой Б б , тот поднимет зелёный светофор, а кто ещё испытывал затруднения – красный

-Вы сегодня все очень хорошо потрудились? Молодцы.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450038-konspekt-uroka-urok-literaturnogo-chtenija-v-

play

Онлайн-курс «Голос на миллион 2.0»

kir color

Друзья, добрый день. Я – Кирилл Плешаков-Качалин, руководитель «Школы природного голоса». Чтобы улучшить свою дикцию, достаточно выполнять упражнения по 5 минут в день в течение месяца. Сейчас я вам покажу эти упражнения. Начните заниматься, и первые результаты вы почувствуете уже через несколько дней. А через 3-4 недели ваша дикция станет просто блеск, и ваш голос будет звучать четко и внятно, даже в самых волнительных ситуациях! Я имею в виду выступления перед большой аудиторией, ответственные переговоры и так далее.

Что такое дикция

Дикция — это произношение гласных и согласных звуков.
Какие органы участвуют в этом процессе?

Язык. Нёбо. Губы.

Да, я намеренно не упоминаю здесь голосовые связки, потому что они формируют сам голос, тембр. А вот гласные и согласные звуки создаются уже выше горла и связок, на уровне мягкого нёба, языка и губ. Поэтому сегодня мы с вами займемся тренировкой именно этих органов.

Начнем с нёба и языка. Чтобы они работали еще лучше, мы смыкаем губы. Да, мы просто отключаем губы из процесса артикуляции.

Первое упражнение для дикции

Чревовещатель

Сомкните губы. И начните активно произносить текст. Любой. ? Например: «У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью, кот ученый, все ходит по цепи кругом». Зубы при этом разомкнуты. Челюсть, язык и нёбо – активно работают. Вероятно, поначалу вы услышите только мычание. Это нормально. Продолжайте произносить текст. Через пару дней, вы почувствуете, что даже несмотря на сомкнутые губы, и гласные, и согласные у вас становятся различимыми.

Выполняйте это упражнение по 1 минуте в день. Читайте вслух с сомкнутыми губами любые стихи или прозу. Можете Пушкина или кто вам больше нравится. ?

Второе упражнение для дикции

Демосфен

Помните историю оратора Демосфена? Он набирал камни в рот, и произносил речь с камнями во рту для тренировки. Сейчас многие актеры и певцы тренируют дикцию при помощи пробки из-под вина. Алкоголь, кстати, негативно влияет на дикцию. ? А вот пробка из-под вина – позитивно.

Поэтому следующее упражнение. Губы – разомните. Зажмите пробку из-под вина между зубов. И также активно произносите текст в течение минуты. Можно продолжить читать Пушкина. ?

Если сейчас нет под рукой чистой пробки, не страшно, купите при случае бутылку вина. ? Пить вино не обязательно, но произносить тексты с пробкой во рту – желательно, если вы хотите блестящую дикцию. ?

Третье упражнение для дикции

Кривляние

Сейчас мы работали в первую очередь с нёбом и языком. Теперь подключим губы. Вообще губы должны быть расслабленными, но не вялыми! И не зажатыми, конечно!

Поэтому следующее упражнение – КРИВЛЯНИЕ.

Активно подвигайте губами и языком в разные стороны. ? И произносите при этом любые гласные звуки. Попробуйте прямо сейчас. Достаточно покривляться таким образом 8-10 секунд, чтобы привести в порядок губы и убрать лишнее напряжение с лица и челюсти.

Четвертое упражнение для дикции

Гласные

Продолжаем работать с губами. Будем произносить гласные «и», «о», «у», максимально вытягивая губы. И плавно понижая при этом тон голоса, на одном дыхании. «И» — высоко, «О» — ниже, «У» — уходит в самые нижние ноты вашего диапазона. Это упражнение выполняем 8 раз.

Пятое упражнение для дикции

Согласные

Хорошие упражнения? Нравятся вам? ? Простые и эффективные. Но где же скороговорки, спросите вы? Говорят ведь, что для тренировки дикции нужно произносить скороговорки.

Я вам так скажу. Сам я никогда не тренировал скороговорки. Делал только упражнения выше. Но когда меня просят озвучить скороговорку, я могу сделать это сходу без особых проблем. ?Дело в том, что когда основные артикуляционные мышцы в тонусе, вы можете четко произнести любые сочетания звуков. А скороговорки используются уже для точечной коррекции каких-то конкретных проблем. Допустим, если не получается сочетание «ждр» или «птк». Здесь у всех здесь бывает по-разному.

Сейчас я покажу еще два упражнения. На сложные сочетания согласных и дам скороговорку о любви! ?

Начнем с сочетаний согласных. Возьмем для примера сочетание «стр». Вы можете взять любое другое, которое вам актуальнее. Добавим к этому сочетанию последовательность гласных «у-о-а-э-и-ы».

И произнесем таким образом: «СТРУ-СТРО-СТРА-СТРЭ-СТРИ-СТРЫ».

Вначале медленно, четко, а потом, увеличивая темп, и акцентируя по очереди каждый слог.

Сложные сочетания согласных вы можете найти в интернете или придумать сами. ? Просто приставляйте к ним гласную, и произносите четко.

Шестое упражнение для дикции

Скороговорка о любви

Ну а теперь о любви! ? Скороговорка о любви. ? Скороговорки, аналогично сложным сочетаниям согласных, вы можете найти в интернете, в зависимости от того, какие звуки у вас вызывают большую сложность. Я предлагаю вам начать с такой.

На мели мы лениво налима ловили.
И меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили?
И в туманы лимана манили меня.

По каждой скороговорки общие рекомендации такие.

  1. Поймите смысл. О чем там идет речь. Это очень важно. ?
  2. Произнесите медленно, спокойно.
  3. Плавно увеличивайте темп и доводите до максимально быстрого.

Попробуйте про любовь в тумане произнести? Прямо сейчас. ?
Отлично! Вы молодец!

Теперь вы знаете шесть базовых упражнений для дикции. Выполняйте их в течение дня, в любое время. Достаточно 5 минут на всю тренировку! И уже через несколько дней вы почувствуете результаты! А кто-то может быть и сразу! ?

И у вас уже точно не будет как в том анекдоте про радио. ?

— Как вас взяли на радио с такой дикцией? У вас там что, блат?
– Нет, сестЛА. ?

Но вообще дикция – только одна из характеристик голоса, которую мы с вами можем улучшить. Причем, не самая значимая. ? Гораздо важнее тембр, интонация и звукоизвлечение. Над этим тоже можно работать.

Я приглашаю вас узнать подробнее про онлайн-курс «Голос на миллион 2.0», где мы помогаем раскрыть природную красоту, силу и четкость голоса, занимаясь по 20 минут в день в течение 30 дней, с обратной связью и моей личной поддержкой.

Щелкните кнопку ниже и обязательно послушайте голоса до и после. ?

Онлайн-курс «Голос на миллион 2.0»

Если есть вопросы по упражнениям – пишите ниже в комментариях.

Успехов вам и отличного настроения!


Кирилл Плешаков-Качалин
«Школа природного голоса»

  • Рассказ про барабан для детей на урок музыки
  • Рассказ про белочку и тамарочку читать
  • Рассказ про бэтмена на русском языке
  • Рассказ про военного героя
  • Рассказ пришвина выскочка читать