Рассказ про г х андерсена

Анализ произведения г.х. андерсона снежная королева сказка снежная королева самая сложная у г.-х.андерсена, состоит из 7 частей, это повесть, притчи,

Анализ
произведения Г.Х. Андерсона «Снежная королева»

Сказка «Снежная королева» самая сложная у
Г.-Х.Андерсена, состоит из 7 частей, это повесть, притчи, сказы и другие жанры,
которые в совокупности образуют сказочный сюжет с философской идеей.

Сложная композиция дает возможность
показать процесс инициации во взрослую жизнь, это сближает данную сказку с
народными сказками. Герда обращена к традициям, а Кай протестует, считает, что
конфликт может разрешать разногласия.

Первая история – некий миф, рождение зла.

Вторая история рассказывает о том, как
человек может впустить зло в сердце. Остальные истории – это беспрерывная
борьба со злом.

Тролль олицетворяет темные силы, разбитое
зеркало в Дании – примета к 7 бедам. То часть экспозиция.

В сказке «Снежная королева» много
фантастического: в ней есть волшебство, Волшебство и реальность проплетены в
сказке.  Встреча с волшебством и являет собой основные точки сюжета.

Добро и зло у писателя разделено, не
смешивается, этому способствуют повторы состояний героев, усиление эмоций с
помощью описания природы, с помощью антитезы зло показано в движении, в
проникновении в мир людей. Хронотопы различны, где время идет быстрее, где
замедляется.

Чтение псалмов – утешение для Герды,
повторы строк из молитв – христианские мотивы пронизывают текст Андерсена.

Легионы ангелов, молитва «Отче наш»,
чтение Евангелия – все это является основой для идейного содержания текста.

Герда непосредственна, искренняя, добра и
открыта, Кай полностью противопоставлен ей.


История первая  – история-миф о тролле.

1.     История
вторая – история о дружбе мальчика и девочки, о том. Как они сами находили
интересные занятия и устраивали себе быт, хобби.

Снежная Королева приходит
внезапно, фантастика врывается в реальность через осколок, через окно.

2.     Третья
история о старухе, которая держала взаперти Герду, здесь остановилось время,
скорее всего это потусторонний мир, но эстетика цветов дала возможность не
забыться Герде окончательно.

3.     Наиболее
реалистичной можно назвать историю четвёртую – «Принц и принцесса». Здесь все
события могли бы произойти на самом деле, но волшебные  вороны провожают Герду,
и это мотив пути, мотив встречи с волшебством также взят из романтической
традиции.

4.     Пятая
история о девочке-воине, это тоже более похоже на миф, чем реальность В равной
степени реальное и фантастическое переплетаются в этой главе: в реальности
девочка-разбойница могла существовать, но вот животные – это уже мир
волшебства.

5.     В
истории шестой активно введен мотив силы духа героини и помощи свыше.

6.     Седьмая
история о любви и доброте, о дружбе и борьбе со злом.

 «Снежная королева» — сказка очень похожа
на народную, имеет множество мотивов народной, но эта авторская волшебная
сказка.


Конфликт вечный: добро и зло, вера и безверие, чувство сопричастности и
отчуждение, одиночество и дружба.

Есть мифологическая основа образа Снежной
королевы, образа Тролля, образа девочки-воина, образа старухи.

Субстанциальный тип конфликта, по Есину,
рисует нам устойчиво конфликтное. бытие, причем немыслимы никакие реальные
практические действия, могущие разрешить этот конфликт. Условно этот тип конфликта можно
назвать неразрешимым в данный период времени, когда читаешь сказку, но все
волшебны и просто заканчивается, выходом стала любовь и добро.

Снежная Королева – Кай, мотив одиночества.

  • Тролль — Снежная Королева, мотив
    власти
    .
  • Герда – Кай ,
    мотив дружбы.
  • Маленькая Разбойница – Герда, дружба,
    помощь старшего.

Рассказ первый -экспозиция

рассказ второй- завязка

рассказ третий-развитие действия

рассказ четвертый-развитие действия

рассказ пятый-развитие действия

рассказ шестой-развитие действия

рассказ седьмой-кульминация, развязка

В скандинавском
фольклоре встречаются упоминания о Ледяной деве. Рассказывают, будто последними
словами отца 
Андерсена были:
«Вот идёт Ледяная Дева и она пришла ко мне». Данный персонаж известен во всех
культурах мира, часто данный персонаж связан с другим миром и несет смерть
героям.

Ретроспекции: воспоминания о цветах, о
книгах, о бабушкиных рассказах – это самое дорогое, что было у детей.

Философская основа сказки заключена в
осязании Герды красоты природы, осознании себя части природного начала.

Эстетика доброты, красоты пронизывает
образы героинь Герды и девочки-воина.

Множество описаний.

Например, после изображения Снежной
королевы Андерсен повествует о приходе весны, лета, о ярком и ласковом солнце,
красоте распустившихся роз? Найдите и прочитайте их описание в этом фрагменте.
Самый простой ответ – оттягивается развязка драмы. Но возможен и другой – злая
сила еще не проникла в героя. Еще все хорошо – и мир полон красок и
тепла. 

Также встречаем описания чувств и эмоций
героев, рефлексии их существования, мы им начинаем сопереживать, читая эти
строки.

Тема сказки такая же, как и во всех
сказках: победа добра над злом, жизни над смертью, лета над зимой, дружбы над
одиночеством, веры над безверием, храбрости над жестокостью.

Композиция линейная, мотив пути, дороги,
преодоления препятствий, это все вход в взрослую жизнь, активная социализация
Герды и отчуждение Кая.

Содержательный вывод о роли сюжета и
композиции для эпического художественного произведения

Эпос берет свое начало в античной
традиции, и сегодня есть герои и книги, фильмы о них, герои интересны читателю
и зрителю, герои дают нам осознать идею многих свершений в истории человечества
и в современности.

Героические подвиги воспевались во все
времена народами всего мира. Западноевропейская литература не исключение, герои
помогали осознать важность битвы, подвиг, давали силы народу, были примером, их
чтили, о них слагали песни, гимны, легенды.

Эпическое произведение полностью держится
на композиции и сюжете, варьирование этих форм дает новые жанры и направления в
литературе, сюжет должен быть и узнаваем и нов, а композиция всегда движется по
нескольким путям.

Это кольцевая, линейная, цепочка, и другие
, — полностью раскрывается композицию в финале текста, а сюжет в последних
строках текста.

I Организационно-мотивационный
этап

Орг.
детей:

вокруг воспитателя.

Оборудование:
изображение Г. Х. Андерсена.

Побудить
детей к активной деятельности с воспитателем, через мотивационный момент,
ознакомить детей с писателем Г. Х. Андерсеном.

Ребята,
а вы знаете такого писателя – Г. Х. Андерсен? А какие его произведения вы
знаете? Ого, как много произведений вы знаете. Представляете, из-за отсутствия
денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных,
где учили только письму, арифметике, и слову божьему. Но не смотря на все
жизненные трудности он стал великим писателем.

Методы:
Словесный (беседа, вопросы).

Приёмы:
Организационные (Привлечение внимания).

Форма:
фронтальная


Да, знаем! «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Русалочка».

Внимательно
слушают воспитателя.

Концентрация
непроизвольного внимания детей на деятельности и словах воспитателя.

II
Основной этап

Этап
постановки проблемной ситуации

Орг.
детей:

вокруг воспитателя.

Оборудование: письмо.

Включение
детей в проблемную ситуацию с персонажем и письмом.

Посмотрите,
нам сегодня пришло письмо из страны Волшебных сказок. Давайте прочитаем его и
узнаем от кого оно. «Дорогие жители группы Ромашки, помогите мне, пожалуйста,
сбежать от этого ужасного крота прочитав произведение Г. Х. Андерсена
«Дюймовочка». Жду вас. Ваша Дюймовочка!»

Ребята,
мы поможем Дюймовочке?

Методы:
Словесный (рассказ, вопросы).

Приёмы:
Привлечение внимания и постановка задач.

Форма:
фронтальная.

Внимательно
слушают рассказ воспитателя, включаются в проблемную ситуацию.


Да, поможем!

Дети
включились в активный диалог и проблемную ситуацию с воспитателем и письмом.

Этап
ознакомления с материалом

Орг.
детей
:
на стульях по кругу

Оборудование: книга Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

Активизация
внимания детей на демонстрационном материале, который будет использоваться в
ходе занятия.

Что
такое я держу в руках? Совершенно верно – это книга. А книга не простая, а
волшебная. Как вы думаете, что есть в книге? Да, в книге живут сказки,
рассказы, стихотворения. А в нашей книге живёт сказка Г. Х. Андерсена
«Дюймовочка», с которой мы сегодня с вами и ознакомимся. Посмотрите на
обложку. Кто на ней изображен? Правильно – Дюймовочка и ласточка. А как
думаете, почему именно они изображены на обложке книги?

Методы:
Словесный (беседа, рассказ, вопросы);

Наглядные
(показ, предъявление материала).

Приёмы: Использование
наглядности дидактического материала.


Это книга!


Рассказы, буквы, картинки!


Ласточка и Дюймовочка!


Потому что они главные герои.

Включение
зрительного и слухового восприятия детей.

Этап
практического решения проблемы

Орг.
детей
:
на стульях по кругу

Оборудование: книга
Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», костюмы: крота, мыши, Дюймовочки, ласточки;
музыкальное сопровождение.

Познакомить
детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», совершенствовать
художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях,
продолжать знакомить детей с иллюстрациями.

Посмотрите
на слайд… (словарная работа).
Тина —
водоросли, плавающий сгусток в водоёмах. Тина: наплав, водоросли.

Щупальца
— подвижные выросты тела у животных. Щупальца: руки, щупы, пальцы.

Гнилушка
— обломок гнилого дерева. Гнилушка: дерево, гриб, обломок.

А
теперь внимательно послушайте сказку «Дюймовочка». (Воспитатель читает
отрывок про нахождение ласточки, во время прочтения воспитатель эмоционирует
и жестикулирует). Вставайте и повторяйте за мной движения.

«Сказка
даст нам отдохнуть.

Отдохнем
— и снова в путь!

Вот
Дюймовочки слова:


Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь
на носочки,

Словно
тянетесь к цветочкам.

Раз,
два, три, четыре, пять,

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Во
еще второй совет:


Станет талия осиной,

Если
будем наклоняться

Влево
— вправо десять раз.

Ну
а тритий мой совет:


Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь
ты много лет.

Раз,
два, три, четыре, пять.

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Дала
нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?
Снова в путь!»

Ребята,
посмотрите на слайд. Какие виды театра у нас бывают?

Инсценировка: Кукольный
театр «Волшебные сказки бродят по свету,

Но
мы вам расскажем историю эту.

Она
всем знакома и очень проста,

Но
в ней побеждает всегда доброта.

Добрая
женщина очень грустила,

Судьба
ей не дала ни дочки, ни сына.

К
доброй волшебнице она обратилась,

Чтоб
то волшебство оказало её милость.

Волшебница
в дар отдала ей зерно

Простое
ячменное было оно.

И,
как и сказала из него точно в срок

Вырос
волшебный прекрасный цветок.

И
верьте, не верьте лепестки вдруг раскрылись

И
девочка – кроха в цветке появилась.

Дюймовочкой,
мама её назвала,

За
то, что с дюйм ростом малышка была.»

Мышь:

Крот
— соседушка, послушай,

есть
невеста для тебя –

предобрейшая
душа.

Но
один есть недостаток:

мало
кушает она.

Крот
– Жених
:

Мышь
— соседка, я согласен, я уже всё подсчитал,

На
одёжку — лоскуток, на зиму — зерна горшок,

А
сейчас мы все пойдём, да приданое сочтём!

Дюймовочка:

Вот
опять мне не везёт,

И
теперь жених мой — крот!

Мышь:

Замолчи,
тебя прошу,

А
не то я укушу!

Ты
на улицу беги,

Там
немного поброди.

Дюймовочка:


Ах, бедняжка ты моя! Как же жалко мне тебя!

В
теплый край спешила ты и замерзла по пути.

Но
я птичку пожалею и платком своим согрею.

Сказочка
наша кончается,

Герои
со всеми прощаются!

Методы:
Словесные (беседа, вопросы, использование худ. слова);

Наглядный
(наблюдение, демонстрация);

Практические
(словарная работа, прочтение сказки).

Приёмы:
Организационные (Объяснение заданий);

Применение
дидактических средств (Использование наглядности дидактического материала).

Использование
инсценировки.

Производят
словарную работу по презентации.

Слушают
более понравившийся отрывок из произведения.

Встают
и повторяют движения физкультминутки за воспитателем.

Внимательно
следят за действиями героев, учатся сопереживать героям.

Дети
ознакомлены со сказкой Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», у детей имеются
художественно-речевые исполнительские навыки в драматизациях, ознакомлены с
иллюстрациями.

Дети
переключились с умственной на двигательную деятельность. Упражнение
поспособствовало эмоциональному подъему настроения.

III
Заключительный этап

Орг.
детей
:
вокруг воспитателя

Оборудование: —

Завершение
деятельности, подведение итогов, формирование навыков самооценки.

Ребята,
вам понравилась сказка «Дюймовочка»? А как вы думаете почему именно Дюймовочка
помогла Ласточке?

Давайте
скажем большое спасибо нашим артистам! Они отлично постарались показать нам
сказку, мне понравилось, как зрители внимательно слушали и смотрели на
актёров.

Методы:
Словесные (беседа, похвала, создание ситуации успеха, опрос).

Приёмы:
Организация обсуждения; Создание ситуации успеха;

Оценивание.

Активно
отвечают на вопросы воспитателя, проводят рефлексию.

Слушают
воспитателя, который проводит оценку деятельности детей.

У
детей сформирована адекватная оценка своей деятельности у детей, итоги
деятельности подведены воспитателем.

Сказки
Андерсена давно стали классикой детской литературы и прочно вошли в школьное
чтение. Они являются неотъемлемой частью школьного литературного канона 20-21
веков. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами анализа учебников
по литературному чтению трёх УМК начальной школы: «Школа России», «Начальная
школа
XXI века» и «Перспектива». Целью анализа было
изучение литературоведческого анализа произведений Г.Х. Андерсена в
учебной программе для школьников младших классов.

Прежде
всего были установлены произведения Г.Х. Андерсена, включенные в курс
литературного чтения в указанных УМК. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица
1. Произведения Г.Х Андерсена, изучаемые в УМК начальной школы

УМК «Начальная школа XXI века»

(Ефросинина Л.А.)

УМК «Школа России»

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)

УМК «Перспектива»

(Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.)

1 класс

2 класс

«Пятеро из одного стручка»

«Елка» (самостоятельное чтение)

«Стойкий оловянный солдатик» (самостоятельное чтение)

«Принцесса на горошине»

3 класс

«Снеговик» (в сокращении)

«Гадкий утенок»

4 класс

«Дикие лебеди» (в сокращении)

«Дети года»

(стихотворение)

«Русалочка»

«Дикие лебеди»

(в сокращении)

«Пятеро из одного стручка»

«Чайник»

В
ходе анализа УМК были сделаны следующие выводы.

1.
В 1 классе в анализируемых УМК творчество Г.Х. Андерсена не изучается;

2.
По программам УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа России» дети изучают
творчество Г.Х. Андерсена на протяжении 3-х лет. Причем «Начальная школа XXI
века» предлагает 6 сказок, а «Школа России» — 3 (по одной в год). В УМК
«Перспектива» сказки Андерсена представлены только в учебнике по литературному
чтению за 4 класс (3 сказки).

3.
В программу по литературному чтению УМК «Начальная школа
XXI века» включено больше сказок Г.Х. Андерсена, чем в программы остальных
УМК, однако учебные часы выделяются только на 3 сказки, как и в других
программах (сказки «Елка» и «Стойкий оловянный солдатик» рекомендованы для
самостоятельного чтения).

4.
Многие известные произведения Г.Х. Андерсена, такие как «Дюймовочка», «Новое
платье короля», «Снежная королева», не включены в школьную программу. Возможно,
в связи с их значительным объемом или с возможными трудностями в пересказе
содержания («Новое платье короля»).

5.
Примечательно, что сказки Андерсена, рекомендованные к чтению анализируемыми
программами обучения, абсолютно различны (совпадают только сказки «Пятеро из
одного стручка» и «Дикие лебеди» — в УМК «Начальная школа XXI века» и
«Перспектива»), тем интереснее логика подбора произведений Г.Х Андерсена в
каждой программе начальной школы.

УМК
«Начальная школа XXI века» предлагает ребятам для чтения во втором классе
сказки «Елка», «Пятеро из одного стручка» и «Стойкий оловянный солдатик».
«Пятеро из одного стручка» учит детей тому, что в жизни надо приносить пользу.
Сказка «Елка» предлагает им не столько стремиться в неизвестное будущее,
сколько обратить внимание на то, что окружает их сейчас и радоваться каждому
моменту своей жизни. Сказка о стойком оловянном солдатике показывает детям, что
такое любовь, честь и верность и что надо оставаться хорошим человеком,
несмотря ни на что и не ожидая за это наград. В третьем классе детям
предлагается познакомиться со сказкой «Снеговик», смысл которой заключается в
том, что за своими мечтами можно не увидеть того, что есть рядом, и пропустить
всю свою жизнь. В учебник по литературному чтению для четвертого класса
включены сказка «Дикие лебеди» и стихотворение «Дети года». Сказка «Дикие
лебеди» показывает детям пример стойкости и настойчивости в достижении своей цели.

В
целом можно сделать вывод, что сказки Андерсена в УМК «Начальная школа XXI
века» очень разноплановы и предлагают детям задуматься над тем, как жить, как
относиться к окружающим, чему радоваться и к чему стремиться.

В
УМК «Школа России» во 2 классе детям предлагается познакомиться со сказкой
«Принцесса на горошине». Основная идея сказки
состоит в том, что нельзя судить о человеке по внешности – его суть
раскрывается в его поведении, его отношении к определенным вещам. Примерно
такая же мысль выражается в сказке «Гадкий утенок», включенной в учебник для
3-го класса, но эта сказка глубже, чем «Принцесса на горошине», по ее прочтении
можно сделать для себя еще много полезных выводов. В учебнике 4 класса мы
находим сказку «Русалочка», воспевающую самопожертвенность во имя любимого
человека, всепрощение и доброту. Можно заметить, что подбор сказок,
предлагаемых в УМК «Школа России», имеет строгую логику: от простого к
сложному; от интереса
через сочувствие к восхищению. Но все три сказки, по сути,
проводят похожие идеи и направлены преимущественно на социализацию ребенка:
люди разные, говорят они, не обижай отличающегося от тебя; учись смотреть не на
внешность, а на то, что в душе человека, и будь добр ко всем людям, несмотря на
их отношение к тебе.

В УМК «Перспектива» творчество Андерсена представлено
также тремя сказками, но изучается оно только в 4 классе. Дети читают сказки
«Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка» и «Чайник». Все три сказки, несмотря
на их различия (одна волшебная и две бытовых; разный тип повествования: от
автора или от лица главного персонажа), говорят о том, что жизнь имеет
ценность, только когда ты нужен кому-то.

Таким образом, творчество Андерсена в УМК «Начальная
школа
XXI
века» тематически представлено более многопланово, чем в других УМК, но,
думается, глубоко проникнуть в суть всех представленных в программе сказок дети
(особенно во втором классе) не смогут. Думается, что подход к изучению сказок
Г.Х Андерсена, представленный в УМК «Школа России», наиболее разумен, чем в других
УМК: произведения писателя изучаются на протяжении 3-х классов, как уже
говорилось выше, от простого к сложному и подбор сказок направлен
преимущественно на социализацию ребенка.

Комплексное рассмотрение произведений датского
сказочника в 4 классе в УМК «Перспектива» также видится вполне логичным, но, по
нашему мнению, такой подход несколько обделяет учащихся на протяжении первых
лет обучения в начальной школе. Сказки Ганса Христиана Андерсена – это истории,
которые учат маленьких читателей доброте, состраданию, воспитывают твердость
духа, умение противостоять невзгодам. По словам писателя, нет сказок лучше тех,
которые создает сама жизнь. В своих произведениях он умно и тонко помогает
увидеть красоту обыденных вещей, воспитывает такие качества, как честность,
храбрость. Поэтому изучение его сказок должно быть в школьной программе младших
классов, и не одно произведение, а комплекс похожих между собой сказок, чтобы
показать детям со всех сторон то нравственное качество, которое нужно
воспитать. Изучать творчество Г.Х. Андерсена нужно на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.

6.
Различное распределение сказок Г.Х Андерсена в программах литературного чтения
начальной школы определило и разные приемы литературоведческого анализа,
используемые в работе на уроке.

В.И.
Влащенко в своей статье «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках
чтения» на примере методической разработки урока по сказке Г.Х. Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик» показывает, что изучение сказок в начальной школе
должно осуществляться «с помощью тщательно продуманной системы вопросов,
направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к
осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к
осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения» [Влащенко
1999].

Для
более успешного усвоения нравственных норм сказок Г.Х. Андерсена
исследователями рекомендуется применение на уроках литературного чтения в
начальной школе следующих приемов и форм работы:

·      
Составление плана произведения. Сказки Г.Х
Андерсена имеют достаточно большой объем, что осложняет их восприятие учащимися
младших классов. Поэтому составление четкого плана произведения, безусловно,
будет способствовать более успешному анализу, пересказу и осмыслению детьми
нравственной составляющей сказки.

·      
Чтение по ролям. Помогает лучше раскрыть характеры
персонажей и прочувствовать эмоциональный фон сказки, а также развивает навыки
выразительного чтения.

·      
Определение особенностей композиции сказки.
Повышает сознательность восприятия сказки учащимися.

·      
«Словесное рисование». Способствует выявлению
характерных черт персонажей и, соответственно, позволяет детям быстрее
определить нравственный посыл произведения.

·      
Составление диафильма. Развивает творческое
мышление, способствует восприятию содержания текста и облегчает его осмысление.

·      
Использование методов критического мышления
(составление синквейна, кластера; метод «Фишбоун» (Рыбий скелет); метод
«Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)» и др.).

Многие
из отмеченных выше приемов применяются в процессе литературоведческого анализа
сказок Г.Х. Андерсена в изучаемых нами УМК начальной школы.

Рассмотрим
методику литературоведческого анализа сказок в каждом УМК.

Прежде
всего необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах тексты
сказок Андерсена сопровождаются красочными иллюстрациями, позволяющими детям
проникнуться атмосферой сказки, представить ее персонажей (см. Рис. 1; Рис. 2).

image001

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

image002

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди» в учебнике по литературному
чтению УМК
«Начальная школа XXI века» (4 кл.)

Как
уже отмечалось выше, в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века»
две сказки Андерсена («Елка» и «Стойкий оловянный солдатик») выделены для
самостоятельного чтения. Для рассмотрения на уроке предлагаются сказки «Пятеро
из одного стручка» (2 класс),
«Снеговик»
(в сокращении) (3 класс) и «Дикие лебеди» (в сокращении)

(4 класс). Вопросы для анализа сказки
«Снеговик» в учебнике не представлены и требуют от учителя специальной,
тщательной подготовки к уроку.

Методика анализа сказки «Пятеро
из одного стручка» вполне стандартна и предполагает поиск в тексте ответов на
заданные вопросы («1. О чем мечтали горошины? Какие слова говорили
горошины, улетая в широкий мир? Найди и прочитай. 2. Чему радовалась больная
девочка? Как ее мать ухаживала за горошком? Найди ответ в тексте. 3*. Что стало
с другими горошинами? Расскажи или прочитай»
). Для 2-го класса это
правильная методика, поскольку дети только учатся пересказывать текст. Затем
следует вопрос, связанный с усвоением учащимися соответствующих
литературоведческих терминов («Это литературная или народная сказка?»),
и завершает работу над текстом сказки творческое коммуникативное задание: «Подготовь
рассказ о горошине, которая тебе понравилась».
Основная идея сказки на
уроке, судя по вопросам, не формулируется.

В
четвертом классе при изучении сказки «Дикие лебеди» работа над текстом
усложняется. Дети должны понять символику названия произведения («Подумайте,
почему Х.-К. Андерсен так озаглавил эту сказку»
), установить композиционное
своеобразие произведения и дать характеристику героям («2. Как начинается
сказка? Какими представляет автор принцев и Элизу? Прочитайте. 3. Какими вы
представляете героев сказки? Опишите или нарисуйте на альбомном листе. 4.
Перечитайте каждую часть и озаглавьте»
). Используются коммуникативные и
творческие задания: «Перескажите ту часть, которая вам понравилась»;
«Назовите положительных и отрицательных героев сказки. Подготовьте об одном из
них рассказ».

В
учебно-методическом комплексе «Школа России» изучение творчества Андерсена
начинается тоже во втором классе, но со сказки «Принцесса на горошине». Перед
чтением текста сказки предполагается проведение предварительной словарной
работы: непонятные для детского восприятия слова выделены в тексте ярким цветом
(см. Рис. 3), толкование их значений дается в общем словарике в конце учебника.
Вопросы к сказке наводят детей на понимание идеи сказки (внешность обманчива,
человека надо оценивать по характеру, по воспитанию): «1. Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее. 2. В какой момент все
поняли, что принцесса настоящая? 3. Как ты думаешь, в каких ситуациях можно
употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. 4. Составьте с
другом несколько диалогов на эту тему».
Как видим, каждый вопрос
сопровождается коммуникативным заданием: составить рассказ-описание, привести
примеры из собственного опыта, составить диалог.

image003

Рис. 3. Отрывок из сказки «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

Аналогично
строится работа с текстом сказки «Гадкий утенок» в учебнике за 3 класс: «1. Представь
то место, где утка высиживала своих утят. Опиши его по памяти. 2. Почему утенок
сбежал с птичьего двора? Расскажи о его приключениях. 3. Найди в тексте
описание красивых, чудесных птиц, нарисуй словесную картинку к этому эпизоду»
.
Однако литературоведческий анализ углубляется: появляются вопросы, направленные
на развитие эмоциональной сферы учащихся («4. Расскажи, когда ты
сочувствуешь утенку, переживаешь за него, а когда радуешься»),
образного и
логического мышления («Сделай иллюстрации к тексту, чтобы они помогли
передать содержание сказки подробно»; «Расскажи, как жилось гадкому утенку
среди уток и как – среди лебедей»
– логическая операция сравнения; «Как
ты думаешь, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы
обычно так называем?»
– логическая операция обобщения). Очень важно, чтобы
в сознании ребенка закрепилось не только представление об отдельно взятой
сказке, но и о ее месте в творчестве писателя. На решение этой задачи
направлены вопросы: «Вспомни, что ты знаешь о великом сказочнике
Г.-Х. Андерсене. Где и когда он жил? Какие сказки Г.-Х. Андерсена ты читал
раньше? Расскажи одну из них».

В
учебнике за 4 класс УМК «Школа России» представлена сказка Г.Х.Андерсена
«Русалочка». Вопросы к тексту направлены на формирование у учащихся самых
разных коммуникативных умений и навыков: выражение собственного мнения («1.
Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи свое мнение».
);
аргументация собственной позиции («2. Почему русалочка решила проститься со
своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что ее
мечты не
сбылись?
Объясни свою точку зрения. 3. Как ты относишься к героине? А как автор
относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста»
);
устное сочинение (4. Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану:
где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я
отношусь к ее поступку)
; составление плана (5. Раздели текст на части,
составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь»)
; включение произведения в
контекст творчества писателя (6. Найди в библиотеке книгу сказок Г.-Х.
Андерсена. Какие другие произведения ты читал или хотел бы прочитать? Составь
список. Запиши его в «Рабочую тетрадь»
).

Таким
образом, в работе с текстами Г.Х Андерсена в УМК «Школа России» наблюдается
постепенное углубление литературоведческого анализа, а также расширение и
усложнение коммуникативных заданий.

В
учебно-методическом комплексе «Перспектива» учащиеся знакомятся с творчеством
Г.Х. Андерсена только в 4 классе. Поэтому литературоведческий анализ
произведений строится на основе разнообразных и достаточно сложных заданий.
Изучаются три сказки Г.Х. Андерсена: «Дикие лебеди», «Пятеро из одного
стручка» и «Чайник».

В
послетекстовых вопросах к сказкам «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка»
детям предлагается определить и охарактеризовать героев: «<…>
прочитайте до конца сказку «Дикие лебеди». О чем и о ком рассказывается в ней?»

(«Дикие лебеди»); «Кого мы можем назвать героем сказки? Только ли девочку и
ее мать? Объясните свое мнение»; «Какие горошины, по мнению Андерсена, были
самыми замечательными? Как считаете вы?»
(«Пятеро из одного стручка»). При
характеристике персонажей дети учатся выражать свое мнение. В вопросах по обеим
сказкам детям предлагается также сформулировать «суть сказки».
Формируются навыки выразительного чтения.

При
изучении сказки «Пятеро из одного стручка» внимание детей концентрируется на
приеме иносказания («Посмотрите на людей вокруг и попробуйте применить смысл
сказки к ним»)
. Сказка «Чайник» сопровождается творческим заданием на
реализацию этого приема:  «Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о
каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки. Представьте, что предмет
ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с
ним происходить. Какими чертами характера вы наделите предмет?».

Параллельно повторяются другие литературоведческие понятия: «Какие
особенности сказок вы используете (зачин, троекратные повторы, развитие
действия, концовка, сказочные устойчивые выражения, волшебные превращения)?»

Изучение
сказки «Дикие лебеди» также сопровождается творческим заданием коммуникативного
плана: «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план». На
следующей после текста сказки странице дан план написания отзыва (см. Рис. 4),
по которому учащиеся пишут отзыв. Вопросы имеют воспитательный характер,
направлены на выявление нравственных аспектов: «в чем мудрость сказки?», «чему
она научила?» и т.д.

image004

Рис. 4. План написания отзыва в
учебнике литературного чтения УМК «Перспектива» (4 кл.)

Интересное
задание коммуникативного типа предлагается после чтения сказки «Пятеро из
одного стручка»: «Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке. Не
забудьте использовать мимику, жесты и интонацию».

Проведенный
анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению
дает возможность выделения следующих особенностей изучения сказок Г.Х.
Андерсена в начальной школе:

·      
Представленные в программах произведения Г.Х.
Андерсена различаются, как и их количество.

·      
Биография автора на уроках литературного чтения не
изучается. Представляется, однако, что биография при изучении творчества
Г.Х. Андерсена важна, т.к. его сказки – это отражение его жизни, некоторые
герои его сказок – это олицетворение самого Андерсена;

·             
К произведениям предлагаются комплексы различных
вопросов и заданий, помогающих раскрытию основной идеи произведения и
способствующих развитию творческого мышления. Можно выделить несколько групп
вопросов:

o          
вопросы, направленные на выявление основного
замысла произведения, его проблемы: «О чем эта сказка?», «Почему автор так
назвал сказку?», «Какое главное событие сказки?»;

o          
вопросы на воспроизведение содержания: «Что стало с
другими горошинами? Расскажи или прочитай», «В какой момент все поняли, что
принцесса настоящая?», «Представь то место, где утка высиживала своих утят.
Опиши его по памяти»;

o              
вопросы, связанные с образом героя: «Как автор
говорит о каждом месяце, какие слова подбирает для этого?», «Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее», «Как ты относишься к
героине? А как автор относится к ней? Почему?»;

o              
вопросы, направленные на развитие творческого
мышления: «Перечитайте каждую часть и озаглавьте»,
«Составьте с другом несколько диалогов на эту тему», «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план», «Придумайте,
подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете».

·             
Не все учебно-методические комплекты достаточно
полно раскрывают авторскую идею произведений и целесообразно используют
потенциал сказок Андерсена для литературного развития учащихся. В УМК
«Начальная школа XXI века» задания, направленные на литературоведческий анализ,
во втором классе охватывают только композицию произведения, а смысл сказки
остается невыясненным; в 4 классе к композиционному добавляется анализ образной
системы, выявляется смысл произведения, но акцентирования на его нравственном
посыле не делается (нет творческих заданий). В УМК «Школа России» литературоведческие
задания усложняются в зависимости от уровня развития младшего школьника, но они
достаточно стандартны, а подобранные сказки несколько односторонне раскрывают
тему нравственности. В УМК «Перспектива» изучение творчества Г.Х. Андерсена
представлено только в четвертом классе и литературоведческие задания хотя и
сложные, но интересные, творческие, способствующие тому, чтобы дети поняли
смысл произведений. Однако творчество Андерсена представлено, по сути, в конце
курса литературного чтения для начальной школы, тогда как знакомство с
произведениями этого писателя у детей происходит гораздо раньше

На
наш взгляд, произведения Г.Х. Андерсена должны изучаться на протяжении всего
курса литературного чтения для начальной школы (как в УМК «Школа России»), с постепенным
усложнением литературоведческого анализа и с применением разнообразных приемов,
нацеленных на развитие творческого мышления учащихся (как в УМК «Перспектива»).

ВЫВОДЫ

Сказки
Андерсена давно и прочно вошли в практику уроков литературы в школе. В
начальной школе изучение сказок Андерсена зависит от программы, по которой
учатся школьники.

По
итогам анализа программ можно сделать вывод, что творчество Г.Х. Андерсена в
начальной школе изучается не достаточно широко. Работа над сказками Андерсена
позволяет использовать разные виды заданий, направленных на развитие
коммуникативной и литературоведческой компетенций учащегося, а также на
развитие его творческого мышления.

Девочка со спичками доброта и жестокость

История создания

В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • жестокость;
  • жадность;
  • доброта;
  • беззащитность.

Девочка со спичками краткое содержание

В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.

Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.

Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.

Литературное направление и жанр

Жанр произведения Андерсена «Девочка со спичками» — святочный рассказ. Для него характерны чудеса, происходящие с людьми в канун Рождества, но речь идёт о предновогоднем вечере. Андерсен был верующим и искренне полагал, что после смерти человека ждёт другая жизнь, счастливая или несчастная, в зависимости от того, сколько ему пришлось страдать в этом мире.

Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:

Девочка со спичками

  1. Девочка. Бедное дитя, терпящее побои, унижения, голод и всяческие лишения.
  2. Отец. Тиран, воспитывающий девочку. Из сказки читатели узнают, что он бьёт дочь в те дни, когда она зарабатывает слишком мало или совсем не приносит денег.
  3. Бабушка. Она единственная, кто любил девочку. У девочки сохранились самый тёплые воспоминания об умершей бабуле, и в минуты отчаяния она обращается к ней и просит забрать.

Тема, основная мысль и проблематика

Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.

Андерсен девочка со спичками

В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.

Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.

Композиция и сюжет

Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.

Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.

Рассказ девочка со спичками

В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.

Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.

Краткое содержание

В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.

Девочка со спичками анализ

Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать. Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.

Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает. Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка. Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.

Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой. Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след. В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.

Девочка со спичками андерсен

Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались. Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно. Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:

  • печка — тепло;
  • гусь — еда;
  • наряженная ёлка — красота;
  • бабушка — любовь.

Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.

Образ героини

Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.

У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.

Девочка со спичками содержание

В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.

С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.

Художественное своеобразие

Особенность произведения — в контрастах. Они подчёркивают нелепость бытия и ужас происходящего. Хрупкость противопоставляется нежности, красота — грубости стены, богатство — нищете, а неземное счастье — страданиям, которые человеку приходится испытывать в бренном мире.

Девочка со спичками кратко

Героиня рассказа олицетворяет всех, кому приходится терпеть несправедливость и страдать, потому что они не сумели приспособиться к чужеродному миру. Из описания понятно, что душа ребёнка светла и чиста, но люди вокруг совсем не такие. Есть 2 мира: к одному девочка принадлежит, а к другому безуспешно стремится. Стена символизирует непреодолимую преграду, встающую между мечтами и суровой действительностью.

Время, в которое произошли чудесные события, выбрано Андерсеном неспроста. Для западного человека вечер и ночь накануне Рождества полны волшебства. В это время сбываются самые сокровенные мечты, исполняются желания, происходят необыкновенные превращения, и даже у бедной нищенки появляется шанс стать счастливой. Вечер перед Новым годом совсем не такой, и ждать счастливой развязки не приходится.

Роль автора в этом произведении можно назвать первостепенной. Рассказчик всё видит и примечает, он знает, что представляется героине. Как вездесущий Бог, он понимает, почему девочка поступила так, а не иначе, о чём она мечтала перед смертью и какие картины возникали перед ней.

Если бы не этот необычный приём, рассказ не был таким интересным. Только благодаря своеобразному подходу автор сумел не просто рассказать о событиях, но и показать внутренний мир героини.

Протеворечивое впечатление оставила у меня эта печальная сказка. Наверное, её смысл хорошо отражает пословица, в которой говорится, что в весёлый час и смерть не страшна. В последние минуты жизни героиня была счастлива, а эта главная. Считаю, что у сказки хороший конец, а вот если бы девочка умерла в слезах и горе, впечатление было совсем другим.

Наталья, г. Самара

Когда начала читать, мне казалось, что у этой сказки обязательно будет хороший конец, но я ошиблась. В аннотации сказано, что в произведении раскрывается нетрадиционная рождественская тема, но не говорится о смерти девочки. Во время чтения хотелось плакать от жалости к героине: из всех людей не нашлось никого, кто бы её согрел и накормил. Теперь этот сюжет и иллюстрации надолго останется у меня в памяти, а один мальчик в нашем классе даже написал стихотворение по мотивам сказки.

Юля, г. Таганрог

Эту историю я прочитала онлайн за несколько минут. Она короткая, но очень печальная, и потом я долго думала о несчастной героине. В школе нам задали написать сочинение и подготовить пересказ, и благодаря вашим рекомендациям я справилась. Девочку очень жалко, а картинки Натальи Демидовой совсем расстроили. Но всё же я считаю, что прочитать эту сказку должен каждый.

Светлана, г. Воронеж

Автор: Безбородова Олеся Анатольевна

Организация: МБУ «Школа № 79»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Цель занятия :

Продолжить работу над выразительным чтением текста; умением работать с текстом.

Задачи:

Личностные УУД:

— Воспитывать эстетическое восприятие окружающего;

— проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

— анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Познавательные УУД:

— развивать творческое воображение, логику мышления и память;

— уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

Регулятивные УУД:

— осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

— Допускать существование различных точек зрения;

— Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Методы: рассказ, показ, беседа, объяснение, демонстрация, практические упражнения;

Форма организации занятия:

Работа в команде, умение помогать друг другу.

Оборудование:

— реквизит для конкурсов,

— музыкальная подборка,

— презентация,

— картинки и иллюстрации к сказке,

— раздаточный материал.

Ход занятия

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас сегодня видеть!

Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по одной замечательной сказке. Отгадав загадку. вы узнаете название сказки.

На санях, как ветер, мчится,

К ней опасно прислониться.

Лишь дотронься — заморозит,

В царство снежное увозит

Злые чары вход пускает —

Сердце в льдинку превращает.

Дети: Эта загадка про Снежную Королеву Г.Х.Андерсен.(портрет

Снежная королева увезла мальчика Кая в свой ледяной дворец.

Нам пришло письмо .Давайте его прочитаем.(Ученик читает письмо)

Герда решила найти брата Кая и просит нас помочь ей.

— Сегодня мы отправимся в путешествие. Будем помогать нашей смелой. доброй девочке Герде. Нам нужно собрать быстрее Кая слово из осколков льда, которое он собирает у Снежной королевы. Если он соберет быстрее нас , то Герда навсегда потеряет своего брата. Осколки оказались разбросаны в разных места и чтобы их собрать мы должны выполнить задания.

Ребята, вы согласны помочь?

II.Основная часть

1. «В цветочном саду у бабушки-волшебницы»

Дети получают 1-й осколок. На нем написано: «Найдите и прочитайте названия цветов, которые растут у бабушки – волшебницы»

На доске: первое испытание. Сад Бабушки-волшебницы. Дети читают слова, выделяют гласные, делят на слоги и выделяют ударный слог.

-Какие цветы росли в саду ?

Выполнив задание , дети получают 2-й осколок.

На нем написано: «Найдите того, кто любит сыр, но высоко сидит, чтобы его лиса не нашла».

Второе задание. «В гостях у ворона»

На доске : второе испытание.

Дети отгадывают несколько зимних загадок.

1.С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

2. Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

3. Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а… (лед)

4. Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал… (мороз)

5. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

— Молодцы , ребята! А сейчас мы из прекрасных снежинок составим слова и запишем их. Составление слов. Выполнение звукового анализа.

-А найдите слово с секретом? ( ЖИ- пиши с И.)

Когда дети справятся с заданием — получают 3-й осколок с надписью «Найдите транспорт ,на котором отправили принц и принцесса ,Герду».

3.Третье задание. «Во дворце у принцессы и принца»

На доске : третье испытание.

— Нам нужно придумать предложение со словом КАРЕТА.

Герда едет в карете.

-Какое первое слово? Второе? и т.д.

Как будем писать начало предложения? Что ставим в конце предложения?

— Умнички ! И так , наша Герда отправляется дальше в путь.

— А сейчас мы свами поиграем в игру «Самый меткий».

Дети снежками сбивают цель .

4. Четвертое задание. «Встреча с маленькой разбойницей»

— А сейчас мы узнаем ,кто же в сказке встретился на пути нашей героине, кто же такой смелый, меткий, озорной . Нам нужно решить примеры и под каждой цифрой записать буквы. И мы узнаем нашего смельчака.

-Верно, разбойница.

— Ребята, нужно вспомнить состав чисел, чтобы маленькая Разбойница отпустила Герду.

Игру «Невидимка»

— Вы должны на ощупь определить предметы, находящиеся в мешке .

Наша героиня отправляется дальше в путь. Мы должны соединить по цифрам , получится рисунок животного, которого отпустила разбойница вместе Гердой

5.Пятое задание. «Соедини по точкам»

-Что вы знаете о северных оленях?

Северный олень — одно из немногих животных, которое ест снег, чтобы утолить жажду, и пьет морскую воду, так как испытывает нехватку соли.

Эти животные великолепно плавают, и есть подтверждённые свидетельства, как они переплывали реки шириной в 5-7 км, несмотря на очень низкую температуру воды. В тёплое время года они едят много грибов, поэтому местные жители их не собирают. Если они съедят все грибы, популяция оленей может сократиться, а это для многих местных народов, состоящих их охотников и рыболовов, означает верную смерть (интересные факты о грибах). Северные олени единственные из млекопитающих в процессе эволюции научились менять цвет глаз. Он изменяется в зависимости от времени года, что связано с затяжными полярными ночами. Летом глаза северных оленей подвержены почти постоянному воздействию солнечного света и становятся золотистыми, а зимой становятся голубыми.

Представьте, что вы оказались в солнечный день в месте, полностью покрытом снегом. Вряд ли вам удастся без хороших солнечных очков рассмотреть окрестности, а северные олени являются единственными животными, кто различает ультрафиолетовый спектр излучения. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Снежинка к носу движется,

А потом обратно.

На неё посмотреть

Очень нам приятно.

И вот девочка уже близка к встрече с братом.

Олень привез ее к старой лапландке, живущей возле царства Снежной королевы. Нам нужно решить снежную задачу, чтобы попасть в царство «Снежной Королевы»

6. Шестое задание. «Задача Снежной королевы»»

Чтение и решение задачи.

-Молодцы! Вот и царство королевы.

Давайте согреемся ,поиграем в игру «Снеговики».

7. Седьмое задания . Игра «Снеговики»

8. Восьмое задание. «Во дворце у Снежной королевы»

Снежная Королева удивилась, что вы смогли добраться до ее владений и выполнить все задания. И тут она приготовила для вас последнее задание. Вам нужно скопировать снежинку.

-Предлагаю вам сложить из осколков слово , которое мы должны собрать быстрее Кая .

Дети – складывают зеркало – получается слово ВЕЧНОСТЬ.

-Чему же учит нас эта сказка?

Главный смысл сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» состоит в том, что настоящая дружба и любовь — это самые крепкие чувства, никакие злые козни их не смогут разрушить. И эти чувства важнее всех сокровищ в холодном царстве.

III . Заключение

Близкие люди — и есть наше сокровище, именно они придут нам на помощь в трудный час, когда наши сердца вдруг заледенеют. Своей любовью они смогут растопить этот лед.

Как легко можно превратить доброе сердце человека в ледяное, настолько равнодушное, что он и сам даже не замечает этого. Но как тяжело потом другому любящему и бесстрашному человеку пройти и найти путь к этому ледяному сердцу, чтобы несмотря ни на что растопить своей горячей любовью этот лёд в сердце дорогого человека, чтобы оно могло снова биться и любить.

А сейчас и мы свами поделимся теплом, радостным , веселым настроением друг с другом!

«Лучик»

К солнышку потянулись

Лучики взяли

К сердцу прижали,

Людям отдали

И улыбнулись!

Приложения:

  1. file0.docx.. 18,9 КБ

  2. file1.docx.. 932,7 КБ

Опубликовано: 16.11.2021

  • Рассказ про воронеж для 1 класса
  • Рассказ про волшебное слово пожалуйста
  • Рассказ про воробья 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про воробья пудика
  • Рассказ про вологду на английском