Рассказ про фразеологизм 6 класс

Мы постоянно используем в речи те или иные фразеологизмы, но нередко не можем объяснить их значение, а тем более историю

Мы постоянно используем в речи те или иные фразеологизмы, но нередко не можем объяснить их значение, а тем более историю их возникновения. Этимология – не только невероятно захватывающая наука, но и полезная. Происхождение влияет и на правописание, и на правильное употребление в речи. Стоит сказать, что не всегда есть однозначное объяснение возникновения слова или выражения, поэтому существуют академические словари.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: привести в состояние крайнего раздражения, когда человек порой не контролирует себя.

История возникновения. Для того чтобы сделать что-то из металла, кузнецу необходимо было накалять его в печи. Сначала металл становится красным, потом с увеличением температуры приобретает желто-оранжевый цвет, а под конец – белый. То есть «белое каление» – это наивысшая степень нагрева, когда металл становится жидким.

Выражение приобрело переносное значение. Когда человека доводят до белого каления, он уже не отвечает за свои поступки.

Ошибка: довести до белого кОлена. При чём тут колено? Видимо, просто созвучно.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: сильно отругать, раскритиковать.

История возникновения. Изначально фраза бытовала в среде мебельщиков и краснодеревщиков. Особым мастерством считалось обработать (разделать) недорогую породу дерева (например, берёзу) так, чтобы она стала похожа на ценную (например, орех). По сути, обмануть покупателя. В настоящее время фразеологизм получил иное значение, связанное, скорее всего, с твёрдостью ореха. 


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: очень плохо, безнадёжно, из рук вон, скверно.

История возникновения. Этот фразеологизм связан с картиной И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»: вспомните её, или у вас появится чудесный повод поехать в Санкт-Петербург и посетить Русский музей. По одной из версий, выражение пошло от волжских бурлаков, которые подвязывали кисеты с табаком у себя на шее, чтобы спасти от воды. Когда же вода доходила до кисета, а человек, следовательно, не мог дальше выполнять свою работу, кричали: «Табак!». Ведь именно ценный для бурлаков табак намокал в первую очередь. По другой версии, когда судно садилось на мель, его приходилось вытягивать с помощью шестов, «табачить». Работа непростая, намного сложнее, чем тянуть баржу по воде. Купцы обычно доплачивали за неё табаком.

Синонимичный фразеологизм также весьма распространён в речи.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: сходное со значением фразеологизма «дело – табак», безнадёжно, плохо.

История возникновения. Произошло выражение от печки – самого главного отопительного приспособления до недавних пор. Если труба засорялась, это влекло за собой много неприятностей.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: всё в порядке, об успешном завершении дела.

История возникновения. В древности перевозка почты осуществлялась гонцами, а на проезжих дорогах свирепствовали грабители. Чтобы довезти письмо или «дело», как его тогда называли, до места назначения, его нередко зашивали в подкладку шляпы. Фраза «дело в шляпе» означала, что письмо доставлено благополучно.

Происхождение многих фразеологизмов связано с древнерусским языком. Вроде бы наш, родной, но так много слов устарели, вышли из обихода, и мы не всегда-то и помним, что же они означают. Попробуем разобраться, ведь мы хотим говорить по-русски без ошибок.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: безделье, бесполезное проведение времени.

История возникновения. Баклуша – это обрубок древесины, из которого делают предметы быта (ложки, чашки и др.). Сделать баклушу несложно (расколоть полено на части), и это было под силу даже ребёнку. Отсюда и значение: лёгкое дело, а потом и вообще безделье. По ещё одной версии, ночные сторожа при обходе били деревянными обрубками – баклушами. Эта работа тоже считалась лёгкой. 

Есть также другая версия о том, что баклуши – это замёрзшие лужи, разбивать которые не составляет труда.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: пустословить, бесполезная болтовня.

История возникновения. Лясы (балясы, балясины) – это точеные деревянные столбики для опоры лестничных перил. Скорее всего, работа была тонкой, непростой. Точить лясы могли немногие искусные мастера, однако в современном языке фразеологизм приобрёл прямо противоположное значение. По другой версии, слово лясы (балясы) происходит от старославянского глагола «балакать» – говорить, точить – источать. То есть «точить лясы» – источать звуки, говорить.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: непрофессионал, не разбирающийся в чем-то человек.

История возникновения. Этот фразеологизм полностью поменял своё значение. Ведь «кислые щи» не имеют ничего общего с супом из капусты (щами). Это вид кваса, процесс приготовления которого был трудоёмким и непростым. Мастер кислых щей в изначальном значении действительно мастер.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: не развивать свои способности.

История возникновения. У древних римлян и греков «талант» – это древняя мера веса ценного металла, а позже и монета. В одной из евангельских притч рассказывается о том, как хозяин перед отъездом дал каждому своему рабу по пять, два и одному таланту. Первый и второй «употребили в дело» свои монеты и удвоили их, а третий раб, побоявшись гнева господина, зарыл свою монету в землю и прибыли не получил. Слово «талант» приобрело новое значение – выдающиеся способности. А человек, зарывающий свой талант в землю, – это, соответственно, ленивый, не реализующий свои умения.


Рассказ про фразеологизм 6 класс

Значение: бессмысленное следование куда-либо.

История возникновения. Древнерусская мера длинны верста равняется примерно 1 км, а кисель был одним из самых популярных и простых блюд. Соответственно, бессмысленным было отправляться так далеко за тем, что есть у тебя дома.

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Фразеологизмы

Наша речь на протяжении веков развивается и видоизменяется. Издавна люди стали украшать ее пословицами, поговорками и крылатыми фразами. И в наше время, общаясь с родными, друзьями и знакомыми, мы постоянно пользуемся фразеологизмами, чтобы четко выразить свои мысли. Без этих словосочетаний, которые произносятся в определенном порядке, наша речь не была бы такой яркой и выразительной. Они нашли применение как в живой речи, так и при написании книг, статей и писем. Мы применяем их дома, в школе, на работе и в других общественных местах. «По горячим следам» (тут же), «в один голос» (вместе), «дать сдачи» (ответить на удар), «на краю света» (далеко), «как в воду глядел» (предвидел), «море по колено» (ничего не страшно). Эти и сотни других выражений сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Фразеологизмы настолько вжились в нашу речь, что мы порой не задумываемся, какие именно слова мы произносим и воспринимаем их как единое, целое. В момент произношения того или иного фразеологизма, мы четко знаем, что он означает целиком, а не каждое слово отдельно. К примеру, если мы говорим «играет с огнем», то это не означает буквальную игру с огнем. В голове у нас четко формируется мысль «рискует». Однако, чтобы можно было поставить знак равенства между этими понятиями, необходимо к слову «рискует» добавить эпитетов «сильно, отчаянно». Фразеологизмы более ярко выражают наши мысли, чувства и эмоции.

Многие из этих ярких сочетаний слов пришли к нам из глубины веков. Когда мы говорим «бить баклуши», то знаем, что это означает «бездельничать». А для того, чтобы ответить на вопрос, что такое эти «баклуши», нам приходится прибегать к справочнику. Узнав, что это заготовки для изготовления деревянных ложек, а также, что работа по их набиванию на Руси считалась самой легкой и доверялась самым молодым и неопытным, приходится потом самому домысливать, почему же с годами эта крылатая фраза приобрела несколько иной смысл.

Без фразеологизмов не обойтись, когда хотим добиться еще и эффекта от сказанных слов. Если мы доверчивому человеку скажем с интонацией «что ты тут уши развесил», мы тем самым можем «поставить его на место», предупредить, одернуть. Во всяком случае, эффект будет не таким, как если бы мы сказали «что ты всему веришь».

У многих фразеологизмов имеется большое количество синонимов. Например, у выражения «из огня да в полымя», означающего «попасть из одной неприятной ситуации в другую», есть большое количество синонимов. Вот лишь некоторые из них: «из одной печи в другую», «от дождя да под капель», «из хомута да в шлейку», « из попов да в дьяконы», «из короба да в крошни». Это говорит о том, насколько многогранен и разнообразен наш родной язык, а крылатые выражения придают ему яркий окрас.

Сочинение Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи

Фразеологизмы – это такие устойчивые выражения. Они значат не всегда прямо то, о чём в них идёт речь. Например, играть в бирюльки означает ерундой заниматься. А на самом деле когда-то давно была такая игра, там нужно было вытаскивать специальные фигурки особой палочкой. В общем, дело было долго и сложное, но главное – бесполезное. Так и осталось выражение, а игры уже нет.

То есть часто в них содержатся такие реалии, которые уже не реальны. Вот мы сейчас говорим, я слышал, мол, кто-то на проводе или не вешайте трубку. Так уже почти нет телефонов с проводами и трубками, которые можно было б «повесить». Но язык так уж быстро не меняется.

Еще важно, что часто фразеологизмы эти придумываются писателями и поэтами. Какая-то забавная фраза, строчка из стихотворения подхватывается. Её повторяют, что-то теряя и перевирая, вот и новое выражение.

Выражения эти устойчивые в том смысле, что нельзя так просто поменять кусочки. К примеру: плевать в потолок означает ничего не делать. А если написать плевать в стену, кто поймёт? Это можно только обыграть, тапа: он устал плевать в потолок и начал уже в стену плевать от скуки (образно). И то мы не создали ещё выражение.

Да, важно, что у разных народов фразеологизмы разные. Говорят, что они отражают мышление народа, его традиции. Эти выражения нельзя переводить дословно, а то никто ничего не поймёт.   

По-моему, фразеологизмы – это такие «хиты» в речи. Часто сейчас мы слышим какие-то модные выражения, обычно они пропадают через гол, но иногда сохраняются надолго. Это очень удачное, часто с юмором выражение, которое всем нравится, вот его и повторяют. Реклама сейчас тоже старается придумать такие выражения, чтобы у людей здоровье ассоциировалось с какими-то витаминами, например. Однако это делается нарочно, поэтому не работает!

Очень интересно изучать такие выражения в своём и в иностранных языках, раскрывать их смысл и историю «создания».

Также читают:

Картинка к сочинению Фразеологизмы

Фразеологизмы

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Моя любимая игрушка 4, 5 класс. Описание игрушки (4 варианта)

    У меня, как и у каждого маленького ребенка, в детстве была любимая игрушка. Сказать честно, этот плюшевый мишка значит и сейчас для меня очень многое.

  • Зурин и Гринев в романе Пушкина Капитанская дочка сочинение

    «Капитанская дочка» — возможно лучший роман А.С. Пушкина. Это произведение можно считать историческим, так как оно затрагивает такое событие, как «Пугачёвское восстание». Пушкин воссоздаёт атмосферу и обстановку

  • Сочинение Если бы я был депутатом

    Быть настоящим депутатом очень сложно. Это высокая честь и большая ответственность перед людьми. Каким должен быть настоящий депутат? Счастье и благополучие жителей должны быть для него на первом месте.

  • Сочинение Книга наш друг и советчик 7 класс

    Книга – это вечный спутник и лучший друг человека. С самого рождения ребенку читают книги родители, позже он читает их сам. И так продолжается день за днем, год за годом.

  • Сочинение на тему Киров — мой любимый город

    В этом сочинении я хотел бы рассказать о моём самом любимом городе, который носит название Киров. Этот довольно большой город расположен в европейской части России, в Предуралье, и в нём живёт больше 500 000 человек.

Задачи урока.

  • Обучающая :

    • повторить, закрепить и
      обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».

  • Развивающая :

    • развитие познавательного
      интереса ;

    • обогащение словарного
      запаса учащихся;

    • развивать интерес учащихся
      к самостоятельному творчеству.

  • Воспитывающая:

    • воспитывать любовь к
      родному языку.

«Фразеологизмы составляют
народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его…
богатство»
В.Г.Белинский

Ход урока

1. Организационный момент (2мин).

2. Актуализация знаний. Повторение.

а) вступительное слово
учителя.

Урок наш будет не совсем обычным.
Сегодня мы с вами попутешествуем.

(Слайд 1) Тема этого урока «Этот
удивительный мир …» (на доске записана
только часть темы урока). Открыть вторую
часть названия урока вы сможете, если
скажете, как одним словом можно определить
эти высказывания:

Топорная работа

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

Задирать нос

(Это фразеологизмы)

Правильно, все это –
фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд
2)
«Этот удивительный мир фразеологизмов».
Допишите название темы урока в ваши рабочие
листки.

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое
фразеологизмы?

(Это устойчивые сочетания слов,
равные по значению словосочетанию либо
целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат
слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите
его и подумайте, какое слово необходимо
дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как
вы понимаете высказывание критика?
Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача –
обобщить знания о фразеологизмах и
убедиться, что они действительно являются
оригинальными средствами языка и обогащают
нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами
совершим путешествие. Путешествие в страну
Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти,
постарайтесь быстро ответить на мой вопрос
пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.

З а д а н и е №1 (устно)

— Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь
топором)

— Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

— Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

— На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

— Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

— Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Молодцы. Быстро нашли ответы (слайд
5)
Как видите, это позволило нам быстро
войти в волшебную страну Фразеологию. Перед
нами указатель: «город Тружеников». Очень
хочется войти в него, но… (слайд 6)…мы
оказались возле ворот. Чтобы их открыть,
необходимо, как в любой сказке, что-то
отгадать или выполнить какое-нибудь
задание.

З а д а н и е №2. (у
доски 2 человека устно, остальные письменно
в рабочих листках)

Соедините разбросанные части
фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части
фразеологизмов «Кататься как сыр в масле»,
«Денег куры не клюют», «Как кот наплакал». У
доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята
сделали верно. А что означают эти
фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти
значения.

С заданием вы справились отлично,
и ворота уже открылись (слайд 7). И вот
перед нами город Тружеников.

3. Закрепление

Кого называют тружениками? (Обсуждение).

З а д а н и е №3 (письменно
в листках).

Запишите это слово, объясните,
каким способом оно образовано. (Обсуждение).

Какой раздел науки о языке нам
пришлось вспомнить? (Словообразование)

А среди вас есть труженики? Может
быть, кто-то захочет здесь остаться?

З а д а н и е № 4 (
индивидуально письменно в листках)

Для тех, кто вошел в город,
приготовлено ещё одно задание. Мы выполним
его по рядам (слайд 8) .

На экране выведены 10
фразеологизмов с разными значениями. 1ый
ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать»,
2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории
прописаны на доске)

  1. Сломя голову

  2. Сидеть сложа руки

  3. Во все лопатки

  4. Водить за нос

  5. Втирать очки

  6. Бить баклуши

  7. Во весь дух

  8. Вводить в заблуждение

  9. Со всех ног

  10. Высунув язык

А теперь давайте проверим (сначала
устная проверка, затем — слайд 9).

Молодцы. Вас тоже можно назвать
тружениками. Какую работу мы с вами
проделали? (Повторили, что такое
фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?

(Приставка без-). Как вы можете
объяснить ее написание? Выделите эту
приставку в своих работах. А вот написание
слова «обманывать» надо запомнить. Как вы
думаете, ребята, от какого слова
образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е.
«звать за собой»)
. А к какой части речи
относится слово «быстро»? На какой вопрос
отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?»)
Какой раздел науки о языке мы сейчас
вспомнили? (Морфологию).

Молодцы. Путешествуем дальше.

З а д а н и е № 5 (первая
половина задания устно, вторая — письменно).

Жители этого города не только
трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму
они относятся и к животным. Горожане
построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд
10)
А кто обитает в этом зоопарке, вы
сможете узнать, если дополните следующие
фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране
появляются изображения животных)

— Голоден, как …(волк)

— Труслив, как …(заяц)

— Здоров, как …(бык)

— На ухо наступил… (медведь)

— Смотрит, как …(баран) на
новые ворота

— Грязный, как … (свинья)

— Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в Городе
Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите
сюда каких-нибудь животных или птиц?
Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р,
Болтливый, как сорока; Немой, как рыба).
Попробуйте составить с одним из этих
фразеологизмов предложение с прямой речью
и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о
языке помогает нам правильно расставить
знаки препинания? (Пунктуации)

4. Физкультминутка (слайд
11)

Наша экскурсия интересная, но я
вижу, что некоторые путешественники уже
устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам
буду давать команды только с помощью
фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит
музыка).

— Встанем, как аршин проглотили.

— Проголосуем обеими руками.

— Согнемся в три погибели.

— Попрыгаем, как заяц.

— Дадим задний ход.

— Посмотрим друг другу в глаза.

— Сделаем хорошую мину при плохой
игре.

— Побъем друг другу челом.

— Разведем руками.

— А теперь — руки в брюки.

— Подержим нос по ветру.

— Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте
свои места. Продолжаем наше путешествие.

(слайд 12) Труженики живут не в
нашей стране, а в стране Фразеология. Как
называются люди, которые живут в других
странах? (Иностранцы) (слайд13) .
Знаете, ребята, что значение русских
фразеологизмов не всегда понятно
иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому
что фразеологизмы имеют переносное
значение).

З а д а н и е № 6 (письменно
в тетрадях и у доски).

Один иностранный художник, не
знающий русского языка, любезно согласился
проиллюстрировать несколько
фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На
слайде 14 юмористические картинки
с
изображением фразеологизмов в прямом
значении: «Море по колено», «Водить за нос»,
«Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые
сочетания. Объясните их значение. Запишите.
Найдите безударную гласную в корне слова (выполняется
у доски). Подберите к этому слову
проверочное (один ученик у доски).

5. Работа с фразеологическими
словарями.

З а д а н и е № 7 (устно)

Ребята, а что вы делаете, если не
знаете значение какого-нибудь
фразеологизма? (Обращаемся к
фразеологическому словарю).
Правильно, в
этом нам помогают словари. У вас у каждого
на парте лежат фразеологические словари.
Давайте найдем и прочитаем значение
фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна
небесная».

Что нам дает работа со словарями? (развивает
нашу речь).

Экскурсия наша подходит к концу.
Мы покидаем гостеприимных тружеников и
говорим им фразеологизм (слайд 16): «До
свидания!»

6. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилась
экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с
вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали,
что такое фразеологизмы , разделы науки о
языке, обобщали наши знания).

Какие новые фразеологизмы вы
узнали сегодня на уроке?

Давайте вспомним эпиграф к
нашему уроку (слайд 15). Теперь вы
понимаете, почему В.Г.Белинский назвал
фразеологизмы оригинальными средствами?

Мы активно сегодня поработали,
многое повторили, обобщили наши знания. Как
каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую
работу? У вас на столах лежат карточки
разных цветов. Красная – отлично, зеленая –
хорошо, синяя – удовлетворительно.
Поднимите, какую вы считаете нужным.

Но это ещё не конец нашей встречи.
Я приготовила для вас интересную работу,
выполнив которую, вы почувствуете себя
писателями. В этой папке у меня начало
сказки о современном школьнике по фамилии
Зацепочкин (слайд 17). В ней много
фразеологизмов. Я написала начало, а вы ее
продолжите, не нарушая стиля и используя
фразеологизмы. Мне кажется, у вас получится
замечательная сказка, которую люди будут
читать своим детям после рабочего дня.
Тексты этой сказки есть у каждого из вас на
парте. Но вам могут встретиться сочетания,
значение которых могут быть вам не знакомы.
Как вы поступите? Правильно, воспользуетесь
фразеологическим словарем. Я желаю вам
только удачи! Ни пуха, ни пера!

Мне было приятно с вами работать (слайд
18)
. Спасибо. До свидания

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

  • Сочинения
  • /

  • На свободную тему

Школьные годы – чудесные: с дружбою, с книгою, с песнею. Так долгое время пелось в одной очень популярной в прошлом веке песенке. Прошло время. И сейчас эта песенка звучала бы по-другому: с братаном, с электронной книгой, с караоке. Как говорится, нескладно, зато – верно. И никто уже не завидует черной завистью прошлой жизни, такой простой и веселой. А зря.

Да, жизнь очень изменилось. Другой образ жизни породил другие мысли и приоритеты. И большинство уже не грызет гранит науки, как раньше. А незачем! Ведь ЕГЭ – как передача «Поле чудес»: угадал все буквы, но не смог назвать слово.

И лес рук, как раньше, уже не увидишь на уроке. А макулатуру и металлолом, сломя голову, вообще никто не собирает, бегая по помойкам, на которых тогда просто валялись куски ценного металла. И многие ума не приложат, что это такое – макулатура и зачем ее нужно было собирать. Красный галстук не расцветает на груди, а комсомольский билет не согревает сердце.

Теперь никто не спорит до хрипоты, кто лучше: физики или лирики, как раньше. Правда, не совсем понятно, почему спорили тогда – ведь и физики нужны, и лирики.

И не скажешь, что у нынешних детей – ветер в голове: умные, сообразительные, предприимчивые. Да, предприимчивые. И нынешнему поколению палец в рот не клади.

И уж совсем никто не хочет вставать ни свет, ни заря и идти на завод вытачивать гайки. И работать в артели «Напрасный труд» до пенсии, не разгибая спины. Жить, как белка в колесе, находясь все время в хроническом стрессе. Экономить всю жизнь, собирая лайфхаки, как сейчас говорят. И, несмотря на небольшие доходы, делать хорошую мину при плохой игре. Ведь – голь на выдумки хитра. Но молодые, почему-то не хотят быть голью, хитрой на выдумки. Они хотят жить хорошо. И это – правильно! Но и напрягаться для этого они тоже, почему-то, не хотят! И курьером тоже мало кто хочет работать. Лучше вообще никем не работать, чем курьером. И время, когда каждый труд был почетен, тоже прошло. Есть труд, который, оказывается, не очень почетен. И детей незачем ругать, потому что и многие взрослые не хотят работать курьером. А что, разве это — не правда?

Но, в общем-то, хорошо, что у нынешних детей — такие высокие цели. Ведь цыплят по осени считают. А осень жизни у детей еще очень далеко!

Но пора бы зарубить на носу, что, сложа руки, сделать ничего не получится. И надо потихоньку шевелиться, а не ждать, пока тебя клюнет жареный петух. Если хочешь жить не с горем пополам, а достойно, то надо хотя бы сносно выучиться и иметь востребованную профессию. А не морочить голову себе и окружающим. Но и родители должны научить ребенка и подсказать, что лучше, чтобы он всю жизнь не был не в своей тарелке и не блуждал в потемках.

Поэтому, давайте держать нос по ветру, а ушки – на макушке. И, конечно, учиться, учиться и учиться, как завещал дедушка Ленин. Ведь этот его лозунг остается актуальным и в наши дни.

Теория

Это определённые обороты речи, которые закреплены и устойчиво зафиксированы при употреблении. Особенностью данного, как правило, неизменяемого сочетания слов является индивидуальное значение целого выражения. Эти выражения непросто переводить на другие языки, а иностранцам невозможно их понять, если не знать их значения. Почему?

Давайте рассмотрим на предложение: «Он встал как вкопанный, разинул рот, развесил уши и хлопал глазами, вылупившись, как баран на новые ворота». Это предложение состоит из нескольких фразеологизмов. А теперь обратите внимание на значение каждого отдельного слова в этом высказывании, оно не совпадает со значением определенного выражения. В этом заключается сложность, необычность и… яркая эмоциональная окраска фразеологизма.

История возникновения фразеологизма

Как говорится, дыма без огня не бывает. Так и фразеологизмы не могут появиться ниоткуда. Внушительная часть необычных оборотов пришла к нам из древности. Например, словосочетания «авгиевы конюшни», «троянский конь», «объятья Морфея» возникли из древнегреческой и римской мифологии.

Касаемо первого выражения, жил когда-то царь Авгий, страстный любитель лошадей. В его конюшнях нашли себе убежище три тысячи коней, однако стойло никто не отмывал от грязи целых тридцать лет, пока Геракл (в римской мифологии Геркулес) не отвел туда реку и ее бурные потоки не очистили всю грязь.

В переносном смысле «чистить авгиевы конюшни» означает очистить грязное, запущенное место за короткий срок или решать давнюю проблему.

Практика

Хорошо понять и усвоить эти обороты поможет практика: сначала учимся находить эти выражения в готовом тексте (например, взять любое сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему). Затем следующий тренировачный этап — самостоятельно составляем отдельные предложения с речевыми оборотами, расширяя не только словарный запас, но и знакомясь с бесчисленным количеством новых выражений. И наконец, попробуйте связать по смыслу несколько предложений и напишите мини-сочинение с фразеологизмами на любую тему.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Мой Пушкин (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
    Наверное, на этой земле нет такого человека, который бы не знал про одного известного и знаменитого писателя, как Пушкин. Кроме этого он написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе.
  • Сочинения по творчеству Андерсена
    Сочинения по произведений Андерсена
  • Сочинение по картине Лунная ночь. Купальня в Феодосии Айвазовского (описание)
    Иван Константинович Айвазовский много путешествовал в своей жизни, но основным его местом жительства был Крым. Именно его художник считал своим домом, своей родиной. За свои 83 года жизни он не раз бывал в далёких путешествиях

Новый год — на носу!

До Нового года рукой подать! Дни можно по пальцам пересчитать! В это время в воздухе витает дух праздника, будоражит запах мандаринов, радует повсюду мигание гирлянд, на стёклах окон некоторых жителей замерли весёлые снежинки. Все — от мала до велика — ждут не дождутся сюрпризов, подарков и, конечно же, маленькой зимней передышки в виде каникул для детей и нерабочей недели для взрослых.

Подготовка к празднованию идёт полным ходом! Кто-то приготовил заветные коробочки с подарками, которые он приподнесёт близким и друзьям от всей души, и уже потирает руки от нетерпения… А кто-то, наоборот, усиленно ломает голову над решением вопроса: что же подарить и как поздравить родных? Не составит труда определить таких людей на улице. Они, как правило, носятся по магазинам и супермаркетам сломя голову в поисках чего-то особенного.

Маленькие детки вне себя от радости: катаются с горок в своё удовольствие на санках, салазках и даже без них. На улице холодно, ветренно, снежно, щёки и нос краснеют и мёрзнут, а детворе хоть бы что!

Это особая пора для каждого человека: хоть забот полон рот и сложа руки сидеть не приходится, но душа радуется от этих хлопот, совсем как в далёком детстве, в предвкушении Нового года и Рождества…

Бить баклуши

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками» и возникло выражение «бить баклуши», то есть заниматься пустяковым, несерьезным делом. Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «перестань бить баклуши».

Помчался на всех парусах

В понедельник был урок истории. Ваня забыл книгу у бабушки. Он сказал Вите:

— Витяй, пойдем к моей бабушке, пожалуйста!

— Конечно. А если беда будет, я тебя спасу. Я буду тебе как телохранитель.

— Большое спасибо. Пошли.

И они пошли. В это время на улице было много злых собак. Коля возвращался из дома Миши, у которого дом находился близко от школы. Вдруг одна собака, увидев Ваню и Витю, подняла большой лай. А наш телохранитель Витя сбежал. Коля, увидев это, взял палку и направился к лающей собаке. И она перестала лаять. Все собаки вдруг присмирели и ушли кто куда. Ваня сказал:

— Спасибо за помощь. А теперь бежим, смотри учительница Анна Федоровна идет.

И они помчались на всех парусах. Коля и Ваня опередили учительницу на пять минут до урока. Витя сказал Ване:

— Извини. Никакой я не телохранитель.

— Ничего. Вся жизнь впереди. Может и станешь им, если будешь хорошо учиться.

И они пожали друг другу руки. А урок истории прошел отлично. Все ребята получили пятерки.

Заячья душа

Коля и Ваня – неразлучные друзья. Однажды они пошли погулять по деревне. Коля сказал:

— Как я хочу сделать подвиг. Вот увидел бы злых, кусачих собак, сразу смогу их отогнать.

Ваня все слушал и ничего не говорил. Вдруг увидели двух кусачих собак, которые окружили маленькую девочку. Девочка кричала, звала на помощь. Коля, увидев это, спрятался за бочку. Ваня закричал:

— Ну, сделай подвиг! Эх ты, заячья душа!

Сам взял большую палку и отогнал собак. Девочка поблагодарила Ваню и пошла домой. Ваня повернулся и увидел Колю, который опустил голову вниз. Он сказал:

— Ребятам в школе не говори, пожалуйста!

— Ладно, домой пошли.

Засучив рукава

Коля и Вера сидят за одной партой. Однажды они писали сочинение. Вера, посмотрев на тетрадь Коли, сказала:

— Ой, какой у тебя ужасный почерк. Буквы-то все кривые.

— Лучше на свой почерк посмотри. – сказал Коля шепотом.

Вера очень обиделась. Когда закончили сочинение, все показали учительнице Анастасии Ивановне. Посмотрев на тетрадь Коли, учительница сказала:

— Коля, пожалуйста, работай засучив рукава. А то тут ничего не разберешь. Вот, посмотри на почерк Веры. Как красиво и аккуратно.

Вернувшись к парте, Коля сказал Вере:

— Извини, что нагрубил. И вправду у тебя очень красивый почерк.

— Спасибо, — сказала Вера.

После этого Коля стал стараться сделать буквы аккуратными. И у него получилось. Он всегда участвовал в конкурсах по чистописанию и получал грамоты и дипломы.

Водить за нос

Коля и Ваня – друзья не разлей вода. Коля учится в шестом классе. Он учился на одни «4». Коля любил предметы русского языка, литературы, географию и др. Но не любил математику. Коля всегда говорил:

— Ну, что за предмет. То нужно делить, то умножать. Ничего не пойму.

Его лучшим другом был Ваня. Однажды учительница математики Виктория Павловна дала им очень много домашних заданий. По дороге Коля сказал Ване:

— Я лучше не сделаю домашнюю работу. Скажу училке, что забыл тетрадь дома.

Ваня сказал:

— Ты что, дурак? Она поставит тебе двойку.

Коля молчал. Так и дошли до дома. Вечером мама Коли спросила:

— А ты сделал домашнюю работу?

— У нас сегодня нет домашней работы.

Коля днем пришел из школы грустный. Он сказал маме:

— Мам, ты должна сегодня пойти к нашей учительнице.

Мать спросила: — Почему?

— Не знаю.

После обеда мама Коли пошла в школу. Вечером пришла и позвала Колю и сказала строго:

— Ну, сынок. Зачем ты меня водил за нос? Не стыдно. Пообещай, что так больше никогда не будет.

— Обещаю. Прости меня, пожалуйста.

После этого Коля никогда не ленился. В конце стал настоящим математиком.

Еле ноги унесли

Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга Миши:

— Ты не знаешь, где Миша?

Коля ответил:

— Нет. Но я вчера к нему заходил. Он отлично себя чувствовал. Может, он заснул.

— Ну ладно. Начнем урок. Запишем новую тему.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был Миша. Анна Ивановна спросила, почему он опоздал. Миша ответил:

— Когда я шел, вдруг из двора выскочила злая собака и стала лаять. Я очень испугался. Кричал на нее. Она не отстала. Я еле ноги унес.

— Хорошо, что все кончилось благополучно. Иди садись. Продолжаем урок.

Набрал воды в рот

Коля и Ваня живут по соседству. Они вместе играли на улице.

Однажды мальчики играли в футбол. Мимо проходил дедушка. Он сказал мальчикам:

— Помогите мне, пожалуйста. Я потерял свои очки.

Мальчики разом закричали:

— Иди и сам находи очки. Нам некогда!

— Ну, какие вы невежливые. Надо помогать старым.

Мальчики не услышали, что говорил старик. Все это услышала мать Вани. Вечером, когда Ваня пришел ужинать, мама и папа позвали его. Мама сказала:

— Я все слышала. Какие вы глупые. Вам надо помогать старым. Когда вы постареете, если с вами будут так разговаривать, вы поймете, как это обидно.

Ваня стоял, будто набрал воды в рот. А потом сказал:

— Я все понял. Больше не буду. Всем буду помогать.

После этого случая он стал помогать всем бабушкам и дедушкам.

Фразеологизмы из литературы

Автор: Дмитрий Сироткин

Представляю вам обзор фразеологизмов писателей и поэтов.

В него вошли фразеологизмы более 90 авторов России и СССР.

Они распределены по году рождения поэта или писателя. Чтобы сохранить разумный объем этого материала, приведено не более трех фразеологизмов одного автора.

А.Д. Кантемир (1708—1744)

  • Уме недозрелый, плод недолгой науки! («На хулящих учения. К уму своему»)

М.В. Ломоносов (1711—1765)

  • Науки юношей питают, отраду старым подают («Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)
  • Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать («Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)
  • Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна («Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»)

См. фразеологизмы Ломоносова, цитаты Ломоносова

А.П. Сумароков (1717—1777)

  • Рвать и метать («Амур, лишенный зрения»)
  • Они работают, а вы их труд ядите («Жуки и Пчелы»)

М.М. Херасков (1733—1807)

  • И на солнце бывают пятна («Россияда»)

Г.Р. Державин (1743—1816)

  • Гром победы раздавайся («Хор для кадрили»)
  • Ангел во плоти («Видение Мурзы»)
  • Где стол был яств, там гроб стоит («На смерть князя Мещерского»)

См. фразеологизмы Державина, цитаты Державина

И.Ф. Богданович (1743—1803)

  • Во всех ты, душенька, нарядах хороша! («Душенька»)

Д. И. Фонвизин (1744—1792)

  • Не хочу учиться, хочу жениться («Недоросль»)
  • Без вины виноватые («Недоросль»)
  • Маменькин сынок («Недоросль»)

См. фразеологизмы Фонвизина

А.Н. Радищев (1749—1802)

  • Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй («Путешествие из Петербурга в Москву»)
  • Не скот, не дерево, не раб, но человек!

И. И. Дмитриев (1760—1837)

  • Мы пахали («Муха»)
  • Печатный всякий лист быть кажется святым («Чужой толк»)
  • Завиральные идеи

Н.М. Карамзин (1766—1826)

  • Гони природу в дверь, она влетит в окно («Чувствительный и холодный. Два характера»)
  • Ничто не ново под луной («Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста»)

См. цитаты Карамзина

И.А. Крылов (1769—1844)

  • Медвежья )
  • В семье не без урода («Слон на воеводстве»)
  • Мартышкин труд («Обезьяна»)

См. фразеологизмы Крылова

В.А. Жуковский (1783—1852)

  • Гений чистой красоты («Лалла рук»)
  • Минувших дней очарованье («Песня»)
  • Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были («Воспоминание»)

См. цитаты Жуковского

К.Н. Батюшков (1787— 1855)

  • О память сердца! ты сильней рассудка памяти печальной («Мой гений»)

П.А. Вяземский (1792—1878)

  • Квасной патриотизм («Письма из Парижа»)
  • И жить торопится, и чувствовать спешит («Первый снег»)

К.Ф. Рылеев (1795—1826)

  • Гражданское мужество («Гражданское мужество»)
  • Ужасно быть рабом страстей! («Святополк»)
  • Не сбылись, мой друг, пророчества («А. А. Бестужеву»)

А.С. Грибоедов (1795—1829)

  • Счастливые часов не наблюдают («Горе от ума»)
  • Фельдфебеля в Вольтеры дать («Горе от ума»)
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно («Горе от ума»)

См. фразеологизмы Грибоедова, цитаты из «Горе от ума»

А.А. Дельвиг (1798—1831)

  • Когда еще я не пил слез из чаши бытия («Элегия»)
  • Скучно, девушки («Русская песня»)

А.С. Пушкин (1799—1837)

  • Печаль моя светла («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
  • Любви все возрасты покорны («Евгений Онегин»)
  • Привычка свыше нам дана, замена счастию она («Евгений Онегин»)

См. фразеологизмы Пушкина, фразеологизмы из «Евгений Онегин», фразеологизмы из «Борис Годунов», фразеологизмы из сказок Пушкина, цитаты Пушкина

В.И. Даль (1801 — 1872)

  • Поручик Киже («Рассказы о временах Павла I»)

См. цитаты Даля

А.И. Одоевский (1802—1839)

  • Из искры возгорится пламя («Струн вещих пламенные звуки»)
  • Излить красу и стройность мира («Умирающий художник»)

Е. А. Баратынский (1802—1844)

  • Не искушай меня без нужды («Разуверение»)
  • Лица необщее выраженье («Муза»)
  • Предрассудок! Он обломок древней правды («Предрассудок»)

Н.М. Языков (1803—1846)

  • Нелюдимо наше море («Пловец»)
  • Смотреть сентябрем («Песня»)

Ф.И. Тютчев (1803—1873)

  • Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые («Цицерон»)
  • Мысль изреченная есть ложь («Silentium!»)
  • Умом Россию не понять («Умом Россию не понять…»)

См. цитаты Тютчева

В.Г. Бенедиктов (1807—1873)

  • И нет ему друга, хоть много друзей («Певец»)
  • Рассуждать о многом трудно, а порою и опасно («Вопросы»)

Н.В. Гоголь (1809—1852)

  • Есть ещё порох в пороховницах! («Тарас Бульба»)
  • И какой же русский не любит быстрой езды?(«Мёртвые души»)
  • Брать борзыми щенками («Ревизор»)

См. фразеологизмы Гоголя, фразеологизмы из «Ревизор», фразеологизмы из «Мертвые души», цитаты Гоголя

Козьма Прутков

  • Смотри в корень! («Плоды раздумья»)
  • Нельзя объять необъятное («Плоды раздумья»)
  • Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя («Плоды раздумья»)

А.В. Кольцов (1809—1842)

  • На заре туманной юности («Разлука»)
  • Раззудись, плечо! Размахнись, рука! («Косарь»)

А.И. Герцен (1812—1870)

  • Кто виноват? («Кто виноват?»)

И. А. Гончаров (1812—1891)

  • Обыкновенная история («Обыкновенная история»)
  • Вещественные знаки невещественных отношений («Обыкновенная история»)

См. цитаты Гончарова

М.Ю. Лермонтов (1814—1841)

  • Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит! («Парус»)
  • Люблю отчизну я, но странною любовью! («Родина»)
  • И скучно, и грустно, и некому руку подать («И скучно и грустно»)

См. фразеологизмы Лермонтова, цитаты Лермонтова

П.П. Ершов (1815—1869)

  • Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил? («Конек-Горбунок»)
  • Изо всей дурацкой мочи («Конек-Горбунок»)

А.К. Толстой (1817—1875)

  • Двух станов не боец, но только гость случайный («Двух станов не боец, но только гость случайный…»)
  • Люблю ли тебя, я не знаю, но кажется мне, что люблю! («Средь шумного бала…»)
  • Кабы знала я, кабы ведала («Кабы знала я, кабы ведала…»)

И. С. Тургенев (1818—1883)

  • Лишние люди («Дневник лишнего человека»)
  • Дважды два — стеариновая свечка («Рудин»)
  • Язык родных осин

См. цитаты Тургенева

А.А. Фет (1820—1892)

  • Я пришел к тебе с приветом — рассказать, что солнце встало («Я пришел к тебе с приветом…»)
  • О если б без слов сказаться душой было можно! («Как мошки зарею…»)
  • Ряд волшебных изменений милого лица («Шепот, робкое дыханье…»)

См. цитаты Фета

А.Н. Майков (1821—1897)

  • Чем ночь темней, тем ярче звезды («Не говори…»)
  • Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца («Три смерти»)

Н.А. Некрасов (1821—1877)

  • Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан («Поэт и гражданин»)
  • Этот стон у нас песней зовется («Размышления у парадного подъезда»)
  • Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет («Мороз, Красный нос»)

См. фразеологизмы Некрасова, цитаты Некрасова

Ф.М. Достоевский (1821 — 1881)

  • Красота спасет мир («Идиот»)
  • Административный восторг («Бесы»)
  • Чем хуже, тем лучше («Униженные и оскорбленные»)

См. цитаты Достоевского

А.Н. Островский (1823—1886)

  • Бешеные деньги («Праздничный сон — до обеда»)
  • Чего моя левая нога хочет («Грех да беда на кого не живет»)
  • Один в четырех каретах («Бедность — не порок»)

См. фразеологизмы Островского, цитаты Островского

М. Е. Салтыков‑Щедрин (1826—1889)

  • Как бы чего не вышло («Современная идиллия»)
  • Не столько сражался, сколько был сражаем («История одного города»)
  • Либо в рыло, либо ручку пожалуйте («Призраки времени»)

См. фразеологизмы Салтыкова-Щедрина, цитаты Салтыкова-Щедрина

Л.Н. Толстой (1828—1910)

  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему («Анна Каренина»)
  • Все смешалось в доме Облонских («Анна Каренина»)
  • Дубина народной войны («Война и мир»)

См. фразеологизмы Толстого, цитаты Толстого

Н.Г. Помяловский (1835—1863)

  • Мещанское счастье (“Мещанское счастье”)
  • Кисейная барышня (“Мещанское счастье”)
  • Всё пустяки в сравнении с вечностью («Молотов»)

Г.И. Успенский (1843—1902)

  • По какому случаю шум? («Будка»)
  • Власть земли («Власть земли»)

Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912)

  • Храбрый заяц («О храбром зайце — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

В.Г. Короленко (1853—1921)

  • Человек рожден для счастья, как птица для полета («Парадокс»)

А.П. Чехов (1860—1904)

  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда («Письмо к ученому соседу»)
  • На деревню дедушке («Ванька»)
  • Краткость — сестра таланта

См. фразеологизмы Чехова, цитаты Чехова

С.Я. Надсон (1862—1887)

  • Красота — это страшная сила! («Дурнушка»)
  • Муки слова («Милый друг, я знаю…»)

К.Д. Бальмонт (1867—1942)

  • Хочу быть дерзким, хочу быть смелым («Хочу»)

Д.С. Мережковский (1866—1941)

  • Грядущий Хам («Грядущий Хам»)

М. Горький (1868—1936)

  • Человек — это звучит гордо («На дне»)
  • Рожденный ползать летать не может («Песня о Соколе»)
  • Дети — цветы жизни («Бывшие люди»)

См. цитаты Горького

А.И. Куприн (1870—1938)

  • Вся рота идет не в ногу, один поручик шагает в ногу («Поединок»)

См. цитаты Куприна

В.Я. Брюсов (1873—1924)

  • Ты — женщина, и этим ты права («Женщине»)
  • Есть тонкие властительные связи («Сонет к форме»)
  • О закрой свои бледные ноги! («О закрой свои бледные ноги!»)

См. цитаты Брюсова

А. А. Блок (1880—1921)

  • Покой нам только снится («На поле Куликовом»)
  • Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен («Возмездие»)
  • И невозможное возможно («Россия»)

См. цитаты Блока

А. Грин (1880—1932)

  • Они жили счастливо и умерли в один день («Сто верст по реке»)

См. цитаты Грина

А.Н. Толстой (1883—1945)

  • Лиса Алиса и Кот Базилио («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
  • Страна дураков («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Н.С. Гумилев (1886—1921)

  • Муза дальних странствий («Отъезжающему»)

И. Северянин (1887—1941)

  • Ананасы в шампанском («Увертюра»)
  • Обнаглевшая бездарь («Прощальная поэза»)

С.Я. Маршак (1887—1964)

  • Владелец заводов, газет, пароходов («Мистер Твистер»)
  • Это что за остановка, Бологое иль Поповка? («Вот какой рассеянный»)
  • Где это видано, где это слыхано? («Мельник, мальчик и осел»)

А.А. Ахматова (1889—1966)

  • Всё расхищено, предано, продано («Всё расхищено, предано, продано…»)
  • Когда б вы знали, из какого сора… («Мне ни к чему одические рати…»)

См. цитаты Ахматовой

А.Н. Вертинский (1889—1957)

  • В бананово-лимонном Сингапуре («Танго «Магнолия»)
  • Где вы теперь, кто вам целует пальцы? («Лиловый негр»)

Б.Л. Пастернак (1890—1960)

  • Быть знаменитым некрасиво («Быть знаменитым некрасиво…»)
  • Талант — единственная новость, которая всегда нова («Анастасии Платоновне Зуевой»)
  • Во всем мне хочется дойти до самой сути (***)

См. цитаты Пастернака

О.Э. Мандельштам (1891—1938)

  • Играй же на разрыв аорты! («За Паганини длиннопалым…»)
  • Мы живем, под собою не чуя страны… («Мы живем, под собою не чуя страны…»)
  • Век-волкодав («За гремучую доблесть грядущих веков…») (1931)

М.А. Булгаков (1891—1940)

  • Аннушка уже разлила масло («Мастер и Маргарита»)
  • Рукописи не горят («Мастер и Маргарита»)
  • Кинематограф — единственное утешение в жизни женщины («Собачье сердце»)

См. цитаты Булгакова

М.И. Цветаева (1892—1941)

  • Глотатели пустот, читатели газет («Читатели газет»)

См. цитаты Цветаевой

В.В. Маяковский (1893—1930)

  • В этой жизни умереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней («Сергею Есенину»)
  • Поэзия — езда в незнаемое («Разговор с фининспектором о поэзии»)
  • Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс («Я вам расскажу о времени и о себе»)

См. фразеологизмы Маяковского, цитаты Маяковского

И.Э. Бабель (1894—1940)

  • Еще не вечер («Закат»)

М.М. Зощенко (1894—1958)

  • Спи скорей, твоя подушка нужна другому («Спи скорей»)

С.А. Есенин (1895—1925)

  • Братья наши меньшие («Мы теперь уходим понемногу»)
  • Всё пройдет, как с белых яблонь дым («Не жалею, не зову, не плачу…»)
  • Ты жива еще, моя старушка? («Письмо к матери»)

См. фразеологизмы Есенина, цитаты Есенина

Е.Л. Шварц (1896—1958)

  • Обыкновенное чудо («Обыкновенное чудо»)
  • Первый раз в первый класс («Песенки первоклассников»)

И. Ильф (1897—1937) и Е. Петров (1903—1942)

  • Торг здесь неуместен! («Двенадцать стульев»)
  • Заграница нам поможет («Двенадцать стульев»)
  • Гигант мысли, отец русской демократии, особа, приближенная к императору («Золотой теленок»)

См. цитаты Остапа Бендера

Ю.К. Олеша (1899—1960)

  • Инженеры человеческих душ

М.А. Светлов (1903— 1964)

  • Отряд не заметил потери бойца («Гренада»)

Н.А. Заболоцкий (1903—1958)

  • Душа обязана трудиться («Не позволяй душе лениться…»)
  • Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? («Некрасивая девочка», о красоте)

Н.А. Островский (1904—1936)

  • Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

А. Гайдар (1904—1941)

  • Нам бы только ночь простоять да день продержаться («Военная тайна»)

А.А. Тарковский (1907—1989)

  • Из тени в свет перелетая («Бабочка в госпитальном саду»)

И.А. Ефремов (1907—1972)

  • Братья по разуму («Туманность Андромеды»)

А.Т. Твардовский (1910—1971)

  • Тут ни убавить, ни прибавить («За далью — даль»)

С. В. Михалков (1913—2009)

  • Мораль сей басни такова («Лев и ярлык»)
  • А сало русское едят! («Две подруги»)

К.М. Симонов (1915—1979)

  • Всем смертям назло («Жди меня, и я вернусь»)
  • Солдатами не рождаются («Солдатами не рождаются»)

П.Д. Коган (1918—1942)

  • За яростных, за непохожих («Бригантина»)
  • Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал («Гроза»)

А.И. Солженицын (1918—2008)

  • Жить не по лжи («Жить не по лжи»)
  • Одно слово правды весь мир перетянет («Нобелевская лекция»)

См. цитаты Солженицына

Б.А. Слуцкий (1919—1986)

  • Физики и лирики («Физики и лирики»)
  • Широко известен в узких кругах («Широко известен в узких кругах…»)

Б.Ш. Окуджава (1924—1997)

  • Каждый пишет, как он слышит («Я пишу исторический роман»)
  • Давайте говорить друг другу комплименты («Пожелания друзьям»)
  • Бери шинель, пошли домой! («А мы с тобой, брат, из пехоты…»)

Е.А. Евтушенко (р. 1932)

  • Поэт в России — больше, чем поэт («Братская ГЭС»)
  • Пришли иные времена. Взошли иные имена («Пришли иные времена…»)

Р.И. Рождественский (1932—1994)

  • Мои года — мое богатство («Песня о годах»)

А.А. Вознесенский ((1933—2010)

  • Прорабы духа («Прорабы духа»)
  • Какое время на дворе — таков мессия («Реквием»)

Ю.И. Визбор (1934—1984)

  • Зато мы делаем ракеты («Рассказ технолога Петухова»)

А.С. Кушнер (р. 1936)

  • Времена не выбирают, в них живут и умирают («Времена не выбирают, в них живут и умирают…»)
  • Что ни век, то век железный («Времена не выбирают, в них живут и умирают…»)

Б.А. Ахмадулина (1937—2010)

  • А напоследок я скажу («А напоследок я скажу»)

Ю.П. Мориц (р. 1937)

  • Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли («Когда мы были молодые…»)

В.С. Высоцкий (1938—1980)

  • Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята («Моя цыганская»)
  • Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков («Письмо в редакцию телевизионной передачи»)
  • Если друг оказался вдруг («Песня о друге»)

См. цитаты Высоцкого

С.А. Алексиевич (р. 1948)

  • У войны — не женское лицо («У войны — не женское лицо»)

Итак, мы можем жить себе спокойно, не читая книг и считая, что литература находится где-то совсем вдалеке от нас. Но стоит лишь присмотреться, и с изумлением господина Журдена обнаруживаешь, что связан с этой литературой множеством невидимых нитей, особенно – используемыми в своей речи фразеологизмами.

Данный обзор как раз и помогает нам установить авторство многих известных выражений.

По опыту подготовки тематических подборок фразеологизмов, литературные фразеологизмы нередко отличаются от обычных фразеологизмов большей образностью и эмоциональной наполненностью.

В дополнение вы можете ознакомиться со следующими материалами:

  • Фразеологизмы Древней Греции
  • Крылатые выражения Древнего Рима
  • Фразеологизмы из Библии
  • Крылатые выражения поэтов и писателей о любви
  • Крылатые выражения поэтов и писателей о человеке
  • Крылатые выражения поэтов и писателей о слове

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Положа руку на сердце

Коля учится в 6 классе. Его маму зовут Ольга Ивановна. Однажды мама уехала в город полечиться. Коля остался с папой. Папа работал охранником магазина. И Коля остался дома один. Решил позвонить маме. Позвонил. Они поговорили, поболтали. Наконец, мама спросила: — Ответь, положа руку на сердце, ты делал уроки?

— Ну, конечно. – соврал Коля.

— Вот и молодец. Веди себя хорошо. Я скоро вернусь. Пока. – сказала мама и положила трубку. Коле стал не по себе, что он наврал маме. Хотел сделать уроки, но лень поборола труд. И Коля как ни в чем не бывало пошел спать. Так день за днем он не стал делать уроки. Вскоре его классная руководительница сказала: — Сидоров, вы так скоро двоечником станете. Пусть после обеда ваша мать придет сюда. Я хочу поговорить.

— А ее нет. Она в городе. – сказал Коля.

— В 12 часов приехала моя сестра и сказала, что твоя мать тоже приехала.

Коля обрадовался. Но подумал, что обманул ее, стало грустно. Пришел домой чернее тучи. Сказал маме, что учительница зовет ее к себе. Мама сказала:

— Не успела приехать, как зовут в школу. Что ты натворил?

Коля замолчал. Мать ушла. Коля с тяжелым сердцем ждал ее. Вот открылась дверь. Вошла мать. Позвала сына и сказала:

— Ну, сынок. Как тебе не стыдно? Ты же говорил мне, что делаешь уроки. Я от тебя такого не ожидала.

— Извини. – сказал Коля и пошел в комнату. С того дня он хотел сделать маме приятное. Мыл посуду, делал уроки, помогал по дому. Так он сгладил свою вину. Но самое главное, что он стал отличником. Мама этому очень обрадовалась.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №335

Исследовательский проект

по русскому языку

«Эти удивительные фразеологизмы»

Исследователи учащиеся 6 «В» класса:

Бас Сергей, Удинцев Максим, Рябчун Маша,

Семёнова Даша, Амаланий Иван,

Мокин Савелий, Галстян Эдик

Руководитель: учитель русского языка

Ортикова Светлана Геннадьевна

Санкт-Петербург

2017г

Содержание:

1. Введение……………………………………………………….

2.1 Лингвистическая справка………………………………………….

2.2 Фразеологизмы, произошедшие из мифов………………….

2.3 Фразеологизмы, пришедшие из Библии…………………….

3 Употребление фразеологизмов в произведениях

художественной литературы:

3.1 Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова…………………….

3.2 Фразеологизмы в рассказах Н. Носова……………………………..

3.3Фразеологизмы в русских народных сказках………………

3.4 Фразеологические словари…………………………………….

3.5 Омонимы- фразеологизмы, синонимы- фразеологизмы,

антонимы-фразеологизмы………………………………………

4. Социологический опрос……………………………………………..

5. Заключение

6. Описание продукта-буклета…………………………………….

7. Список использованной литературы……………………………..

8. Приложение ………………………………………………………..

9. Интернет-ресурсы………………………………………………….

1. Введение

Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал… Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

Мы выбрали именно эту тему потому, что изучение фразеологии языка – это неотъемлемая часть в изучении языка в целом. Нельзя знать язык, не зная фразеологии. Обращение к теме «Роль фразеологизмов в нашей речи» расширит знания о языке, обогатит речь, поможет уместному употреблению фразеологических выражений. А также выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие старшеклассники с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи.

Гипотеза: Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Цель: определение роли фразеологизмов в нашей речи.

Задачи проекта:

  • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;

  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;

  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

  • составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Объекты исследования:

1) речь взрослых и школьников;

2) художественные произведения;

3) фразеологические словари;

Практическая значимость заключается в том, что с результатами исследований можно познакомить одноклассников, пропагандируя необходимость изучения такого интересного раздела науки о языке, как фразеология, и использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.

2.1. Лингвистическая справка

Исследуя разные информационные источники, мы познакомились с понятием «фразеологизм». Мы узнали, что фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Давайте сравним: на краю света (земли) — далеко; намылить шею — проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает — замёрз; зарубить на носу — запомнить; как в воду глядеть — предвидеть и т.д. Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.

Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Мы познакомились с источниками фразеологизмов:

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица);

2) старославянские (ищите и обрящете);

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело.

2.2. Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

  • Авгиевы конюшни — сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.

  • Ариаднина нить — то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

  • Ахиллесова пята — уязвимое место.

  • Дамоклов меч — нависшая, угрожающая опасность.

  • Двуликий Янус — двуличный человек.

  • Золотое руно — золото, богатство, которым стремятся овладеть.

  • Кануть в Лету — навсегда исчезнуть, быть забытым.

  • Олимпийское спокойствие — спокойствие, ничем невозмутимое.

2.3 Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

  • Внести свою лепту — про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.

  • Глас вопиющего в пустыне — напрасные призывы, остающиеся без ответа.

  • Допотопные времена — доисторические времена.

  • Зарыть талант в землю — о человеке, не развивающем свои природные способности.

  • Манна небесная — неожиданная удача, чудесная помощь.

3. Употребление фразеологизмов в произведениях

художественной литературы:

3.1 Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова

Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 9 фразеологизмов:

— «Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель

— «Тришкин кафтан»: Тришкин кафтан;

— «Две собаки»: ходить на задних лапах;

— «Обезьяна»: мартышкин труд;

— «Кот и повар»: а Васька слушает да ест;

— «Демьянова уха»: Демьянова уха;

— «Белка»: как белка в колесе;

— «Ларчик»: а ларчик просто открывался;

— «Лебедь, щука, рак»: а воз и ныне там.

3.2 Фразеологизмы в рассказах Н. Носова

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:

• бежать во всю прыть,

• бить баклуши

• броситься наутёк

• в два счёта,

• в трёх соснах заблудились,

• взять на буксир

• вывести на чистую воду,

• глядеть во все глаза,

• засучив рукава

• и дело с концом.

• как в воду глядел

• как в воду опущенные,

• как с луны свалился,

• калачом не заманишь,

• накостылять по шее

• намылить шею

• не видать, как своих ушей

• ни жив ни мёртв,

• пойти на край света

3.3 Фразеологизмы в русских народных сказках

В русских народных сказках нашли 10 фразеологизмов.

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

• и я там был, мёд-пиво пил

• избушка на курьих ножках

• Кощей Бессмертный

• Лиса Патрикеевна

• ни в сказке сказать, ни пером описать

• при царе Горохе

• сказано — сделано,

• сказка — ложь, да в ней намёк

• сказка про белого бычка,

• три дня и три ночи.

Фразеологическое богатство языка оживает под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

3.4 Фразеологические словари

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова «Школьный фразеологический словарь», А.И. Фёдоров «Фразеологический словарь русского литературного языка», А.И. Молотков «Фразеологический словарь русского языка», Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский «Учебный фразеологический словарь» и другие.

3.5 Омонимы- фразеологизмы, синонимы- фразеологизмы, антонимы-фразеологизмы

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов: Пустить петуха — означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха — это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов:

    • Ума палата — семи пядей во лбу

    • Голова на плечах — светлая голова.

    • Два сапога пара — одного поля ягоды.

    • Перековать мечи на орала — вложить меч в ножны.

И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

• Хоть пруд пруди — кот наплакал.

• Засучив рукава — спустя рукава.

• Заварить кашу — расхлёбывать кашу.

• Тяжёл на подъём — лёгок на подъём

4. Социологический опрос

Мы провели социологический опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и детей. Респондентам были заданы такие вопросы:

1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?

3. Приведите примеры фразеологизмов.

4. Ваш любимый фразеологизм.

5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

Знают, что такое фразеологизм, 91% учителей, 87 % родителей, детей — 75%

Чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети — в художественных произведениях и в баснях.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы вешать лапшу на уши, как с гуся вода, зарубить на носу, а ларчик просто открывался и др.

Респонденты-взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты-дети — в детском саду и в школе.

Среди респондентов-взрослых 58% не употребляют в своей речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 44%.

Происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным и только 64% взрослых знали историю происхождения, а дети -36%.

Любимый фразеологизм учителей – а ларчик просто открывался, учеников – не вешай лапшу на уши, родителей — зарубить на носу.

5.Описание продукта-буклета

Буклет представляет собой коллекцию лучших фразеологизмов, состав-ленных в ходе исследовательской работы.

6. Заключение.

В ходе исследовательской работы мы познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, совершенствовали навык работы с фразеологическими словарями, создали презентацию о фразеологизмах.

Мы выяснили, что употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой, убедительной. Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной. Наличие большого количества фразеологизмов в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта представлений и верований наших предков, реальные события далекого прошлого.

В конце исследовательской работы мы пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

7. Список использованной литературы.

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Под редакцией Н.М. Шанского. М, «Просвещение», 1993г.

2. Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд.. – М.: Рус. яз., 1986.

3. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Под редакцией Ф.П.Филина. М. просвещение, 1981.

5. Субботина Л.А.-автор-составитель. Фразеологический словарь русского языка для школьников. -Екатеринбург: У- Фактория, 2004.-412 с.

6. Учебное пособие: Русская словесность. От слова к словесности.5 класс: учебное пособие / Р.И. Альбеткова. – 10-е из-дание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.

7. Учебник: М.М.Разумовская, П.А.Лекант ,др.Русскийязык.Учебник для 5-го класса М.: Дрофа, 2015.

8. Приложение

Приложение 1.

Словарь фразеологизмов, составленный в ходе исследовательской работы.

  1. А Васька слушает да ест — не обращает внимания.

  2. А ларчик просто открывался — проблема, казавшаяся сложной, имела простое решение.

  3. Авгиевы конюшни — сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.

  4. Ариаднина нить — то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

  5. Ахиллесова пята — уязвимое место.

  6. Бежать во всю прыть- бежать очень быстро.

  7. Бить баклуши — бездельничать.

  8. Броситься наутёк — убежать.

  9. В два счёта — очень быстро.

  10. В трёх соснах заблудились-запутались в простом деле.

  11. Взять на буксир-помочь.

  12. Внести свою лепту — про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.

  13. Вывести на чистую воду — заставить сказать правду.

  14. Глас вопиющего в пустыне — напрасные призывы, остающиеся без ответа.

  15. Глядеть во все глаза — очень внимательно.

  16. Гляди в оба — будь бдителен.

  17. Дамоклов меч — нависшая, угрожающая опасность.

  18. Двуликий Янус — двуличный человек.

  19. Демьянова уха — насильное чрезмерное угощение, вопреки желанию угощаемого.

  20. Держать камень за пазухой таить злобу.

  21. Держи карман шире — надеяться на что-либо, чего не может быть.

  22. Допотопные времена — доисторические времена.

  23. Зарыть талант в землю — о человеке, не развивающем свои природные способности.

  24. Засучив рукава — энергично.

  25. Золотое руно — золото, богатство, которым стремятся овладеть.

  26. И волчью вашу я давно натуру знаю — имею большой жизненный опыт.

  27. И дело с концом — закончить начатое дело.

  28. Как белка в колесе — быть в беспрестанных хлопотах.

  29. Как в воду глядел — предвидел настоящее.

  30. Как в воду опущенные — поникшие.

  31. Как с луны свалился — появился неожиданно.

  32. Калачом не заманишь — ничем не соблазнишь.

  33. Кануть в Лету — навсегда исчезнуть, быть забытым.

  34. Манна небесная — неожиданная удача, чудесная помощь.

  35. Мартышкин труд — напрасный труд.

  36. На тысячу ладов, за тридевять земель — громко, далеко.

  37. Накостылять по шее — наказать.

  38. Нам ко двору — к месту.

  39. Намылить шею — избить.

  40. Не видать, как своих ушей — не увидеть никогда.

  41. Некуда носу высунуть — некуда выйти.

  42. Ни жив ни мёртв — очень испуган.

  43. Ни пяди не уступить — нисколько не отдать

  44. Олимпийское спокойствие — спокойствие, ничем невозмутимое.

  45. Пойти на край света — очень далеко.

  46. С ног валиться — очень сильно устать.

  47. Сон в руку — вещий сон.

  48. Стоять на своём — добиваться выполнения своих требований.

  49. Ступай за семь вёрст киселя хлебать-отправляться далеко за чем-либо.

  50. Тришкин кафтан — небрежное и непродуманное устранение одних недостатков, которые влекут появление новых.

  51. Ума палата — иметь много ума.

  52. Ходить на задних лапах — исполнять все прихоти, прислуживать, трепетать и подчиняться.

  53. И я там был, мёд-пиво пил — был на гулянье.

  54. Избушка на курьих ножках — ветхое жилище.

  55. Кощей Бессмертный — старый и жадный.

  56. Лиса Патрикеевна — хитрая.

  57. Ни в сказке сказать, ни пером описать — очень красиво.

  58. При царе Горохе — очень давно.

  59. Сказано – сделано — быстро исполнено.

  60. Сказка — ложь, да в ней намёк — поучительный смысл сказки.

  61. Сказка про белого бычка — о длинной, бесконечной истории (при этом часто занудной).

  62. Три дня и три ночи — долго, без остановки.

Приложение 2.

Анкета.

1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

2. Знаете ли вы историю фразеологизмов?

3. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

4. Приведите примеры фразеологизмов.

5. Ваш любимый фразеологизм.

Приложение 3.

Таблица. Результаты социометрического исследования «Знание фразеологии».

1557737 1

Приложение 4

Отгадай-ка

1557737 2

Проверяем себя

  • Водить за нос — обманывать.

  • Развесить уши — подслушивать.

  • Точить зубы — ненавидеть кого-либо.

  • Клевать носом — засыпать.

  • Раздуть из мухи слона — делать из маленькой проблемы большую.

  • Прикусить язык — молчать.

  • Языки чесать —  замолчать, воздержаться от высказывания. 

  • Строить глазки — подлизываться.

  • Не в своей тарелке — чувствовать неуютно, в чужом обществе.

9. Интернет-ресурсы.

1.http://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg

2.http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif

3.http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/saltykov-shchedrin-chitat.html

4http://lukoshko.net/storyList/nikolay-nosov.htm

5.http://www.stihi-rus.ru/1/krylov

  • Рассказ про фразеологизм водой не разольешь
  • Рассказ про фикус для 1 класса
  • Рассказ про фиксиков читать
  • Рассказ про феньку слушать
  • Рассказ про федорино горе рассказ