Рассказ про фотосинтез 6 класс биология

Доклады биология фотосинтез фотосинтез это процесс, который представляет из себя трансформацию лучистой энергии солнца в химическую энергию. таким образом
  • Доклады
  • Биология
  • Фотосинтез

Фотосинтез – это процесс, который представляет из себя трансформацию лучистой энергии солнца в химическую энергию. Таким образом природа приспособилась к использованию солнечной энергии для того чтобы жизнь на Земле цвела и развивалась.

Работу по трансформации солнечной энергии осуществляют самые различные фотосинтезирующие организмы, или же другими словами фотоавтотрофные. Они бывают как многоклеточными организмами, так и одноклеточными. К ним так же относятся прокариоты, которые являются самыми многочленными представителями фотоавтотрофных организмов.

Процесс фотосинтеза состоит из двух стадий. Первая называется «световая стадия» (или энергетическая). Данная стадия происходит внутри хлоропласта, на свету. Ее суть заключается в том, что происходит фотолиз воды и фосфорилирование. Другими словами энергия света преобразуется в химическую энергию АТФ, побочным эффектом от данной реакции является появление самого важного газа на Земле, кислорода. Вторая стадия фотосинтеза называется «темновая стадия» (или метаболическая). Данная стадия не может произойти без первой. Суть данной стадии заключается в том, что с помощью так называемых устьиц, которые располагаются на поверхности листа, растение способно поглощать из атмосферы СО2 (углекислый газ). В конечном итоге получаются такие вещества как глюкоза, крахмал и сахароза. Все эти компоненты накапливают энергию для растения, благодаря чему оно может расти и развиваться.

Осуществить фотосинтез для растения задача не самая простая, ведь для того чтобы фотосинтез прошел успешно нужно огромное количество воздуха. Все из-за того, что на десять тысяч кубометров воздуха получается лишь три кубометра углекислоты, из которого образуется всего сто десять грамм глюкозы. Эти знания используют в агрономии, искусственно повышая в теплицах содержание углекислого газа до пяти процентов.

Значение фотосинтеза нельзя недооценивать. Именно фотосинтез позволяет жить человечеству на планете Земля, и не только ему, а всем живым существам.

Сообщение про Фотосинтез

На Земле живет множество живых существ — птицы, рыбы, различные насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие и другие, в том числе и человек. И почти все они дышат кислородом — газом, дающим жизнь живому и мертвому — вулканам и пожарам, газом, который потребляют все, выделяя непригодный для дыхания углекислый газ! Так откуда же он берется в атмосфере планеты?

На самом деле растения, обитающие на планете, как раз и строят себя из углекислого газа. Вернее, не самим газом, а углеродом, содержащимся в нем. Формула углекислого газа СО2, где С — углерод, идущий на питание растений, а О2 — две молекулы кислорода, выделяемые растением обратно в атмосферу. Получается, что все растения планеты не только потребляют кислород для собственного дыхания, но и производят его для всех.

Как это происходит?

В клетках зеленых частей растений содержатся особые органеллы — хлоропласты, именно они отвечают за фотосинтез. В них под воздействием света углерод из углекислого газа распадается на кислород, выделяющийся в атмосферу, и углеводы, остающиеся в растении в качестве строительного материала. Из них и состоит растение, в том числе и плоды, употребляемые в пищу. В темноте процесс фотосинтеза не происходит, наоборот, растение потребляет кислород, как и почти все живые существа, и не растет. Поэтому человек в малосолнечных регионах обеспечивает искусственное освещение культурным растениям, что позволяет получать хорошие урожаи. Кроме того, длительное нахождение в темном закрытом помещении с множеством растений может быть опасно.

Что обеспечивает фотосинтез?

Хлоропласты содержат специальный пигмент — хлорофилл, который впитывает в себя волны солнечного луча, отражая зеленую часть спектра, поэтому растения кажутся нам преимущественно зелеными. Именно с его участием под воздействием солнечного света неощутимый углекислый газ разлагается на кислород и твердый углерод, который под влиянием разных пигментов соединяется с другими газами и составляет углеводы и сахарА, из которых и состоит растение.

Интересно!

Кроме растений, фотосинтезом могут заниматься некоторые виды бактерий, так же, как и растения, питающиеся солнечным светом.

Некоторые животные, имеющие зеленую шерсть, тоже носят с собой хлорофилл, но он принадлежит бактериям, живущим внутри шерстинок.

Кроме хлорофилла, в фотосинтезе участвуют и другие пигменты, поэтому растения имеют разную окраску листвы. Цветы и плоды хлоропластов не имеют, а зеленый цвет вызван необходимостью маскировки незрелых плодов.

6, 9, 10 класс

Картинка к сообщению Фотосинтез

Фотосинтез

Популярные сегодня темы

  • Ломоносов Михаил

    Правление Петра I послужило для дальнейшего развития русского народа. Все больше стало появляться образованных людей не только дворянского сословия, но и из бедной прослойки масс.

  • Бабель хронологическая таблица жизни и творчества

    Исаак Эммануилович Бабель – писатель, драматург, создатель сценариев. Родился 13 июля 1894 года в Одессе, Российская Империя. Закончил жизненный путь 27 января 1940 года в Москве

  • Творчество художника Финогеновой

    Все знают прекрасные работы М.К. Финогеновой. Они выражают отношение к внешности предметов, которые есть в жизни разных людей, красоту отечественных пейзажей.

  • Культура Древней Греции

    Благодаря своему богатству и многогранности культурные традиции и общая характеристика Древней Греции в целом положила начало культурных традиций европейских стран. Еще в 5 веке до нашей эры

  • Социализация личности

    Социализация – ввод индивида в общество. Процесс, когда ребенок или же индивид проходит процесс становления, начинается этап формирования личности. До этого ребенок выполняет задания родителе

  • Дорожно-транспортное происшествие

    ДТП — актуальная проблема в современном мире. Ежедневно в мире происходит настолько большое количество аварий, что страшно становится. Статистика это подтверждает. Самолёты и корабли не попад

На чтение 5 мин. Опубликовано

Для здорового роста и развития растениям следует получать все необходимые для жизни компоненты. Питание для представителей флоры играет основную роль. Процесс обмена веществ у любого организма является главным признаком жизни. Суть питания состоит в том, что необходимые вещества поступают в органы и ткани. Изучается минеральное питание растений и фотосинтез по биологии в 6 классе, по подробным схемам и в форме рефератов.

Общие сведения

Растениям, как и любым другим живым существам, нужна энергия, которая находится в цепях особых химических соединений. Представители флоры все им необходимые элементы получают из земли и воздуха, что является их особенностью. Человеку требуются знания о том, чем удобрять почву, чтобы, к примеру, повысить урожай.

Существуют группы организмов, которые можно разделить по типу питания. Первые сами для себя создают органику. К таким относятся все растения и некоторые микроорганизмы. Для синтеза органических веществ автотрофы затрагивают несколько видов энергии:

 минеральное питание растений 6 класс

  • Водоросли и растения используют энергию солнца.
  • Бактерии относятся к хемотрофам, так как окисляют соединения минералов.
  • Другая часть бактерий, грибы и животные насыщаются готовой органикой разными способами. Их называют гетеротрофами.

В мире существует множество удивительных видов растений. Их способы насыщения могут меняться и зависеть от окружающих условий.

Почвенное питание растений

В конспектах по биологии за 6 класс минеральному питанию растений отводится много разделов.

Почвенное питание растений

Поэтому все знают, что урожайность зависит от количества влаги и от качества почвы. Для нормального развития растениям требуются минеральные соли, которые они втягивают с помощью корней.

Эти растворы с помощью проводящей ткани расплываются по стеблю и листьям.

Главными питательными элементами являются:

  • Сера;
  • Кальций;
  • Фосфор;
  • Железо;
  • Магний.

Все эти макроэлементы требуются представителям флоры в огромном количестве, и заменить какой-либо элемент не получится. Но и микроэлементы имеют значение для развития побегов и корневища.

В агрохимии ими питают почву как удобрениями:

  • Кобальт;
  • Бор;
  • Цинк;
  • Молибден;
  • Медь.

 минеральное питание растений и значение воды

Азот тоже играет важную роль и способствует росту побегов. Главным признаком нехватки азота являются пожелтевшие и увядшие стебли и листья. Воздух обычно содержит в себе нужное количество элемента. Но атмосферный азот не может усваиваться растениями. В этом им помогают специальные бактерии, которые делают из важного элемента растворимые соли. Корни поглощают их вместе с водой из земли. А также руками человека азот может быть внесен в виде удобрений, которые используются в качестве добавки по весне, при формировании растения.

Сам эффект питания минералами зависит от влажности почвы. Ведь растения могут питаться только растворенными элементами. Именно поэтому при засухе флора не выживает. Но и избыток воды в почве приводит к гниению корней.

Воздух — важнейший компонент, находящийся в земле. Корням необходима для развития хорошая воздушная подушка, которая создается при помощи рыхления.

Помимо человека, в этом процессе могут помочь и земляные обитатели, к примеру, дождевые черви и многие насекомые. Они питают землю кислородом и глубже заносят полезные органические вещества.

Понятие фотосинтеза

Фотосинтез и дыхание — это противоположные друг другу процессы. Но они протекают одновременно и крайне необходимы растениям. Суть воздушного питания заключается в поступлении в листья углекислого газа и последующей реакции с другими веществами. В итоге получается глюкоза, она используется как источник энергии. Такой процесс называется фотосинтезом.

 питание растений

Почвенное и воздушное насыщение тесно связываются между собой. Минеральные растворы поступают из подземных частей в побеги и листья. И наоборот, органические вещества из листьев поступает в корень.

В процессе фотосинтеза, помимо глюкозы, образуется кислород, который необходим для жизнеспособности как животным, так и грибам с растениями. Фотосинтез занимает два этапа: световой и темновой. Хлорофилл — это зеленый пигмент, который поглощает солнечную энергию. Результатом получается фотолиз: вода распадается на водород и кислород под действием солнца. Затем запускается восстановительный процесс углекислого газа.

В ходе фотосинтеза происходит процесс питания в клетках, называемых хлоропластами. В них находится красящий пигмент, из-за чего они имеют зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл.

Требуется углекислый газ и вода, чтобы провести процесс фотосинтеза. Только при солнечных лучах возникает химическая реакция. Вода проникает через корни, а листья впитывают углекислый газ.

Насекомоядные представители

Это самый необычный способ питания у растений, которые относятся к хищным, или насекомоядным.

В окружающем мире их насчитывают более 650 тысяч разновидностей. У них специальные ловчие приспособления, которые им помогают в охоте на мелких насекомых. Такие растения также пользуются и автотрофным питанием, но зато при возможности поглощения живых организмов они намного меньше имеют зависимость от содержания азота в земле.

Большинством представителей хищников являются многолетние травы или мелкие кустарники. Росянка и пузырчатка являются самыми известными примерами. На австралийском континенте обитает самый огромный представитель хищного растения, который питается мелкими лягушками и ящерками, это библис.

Паразитические виды

У таких разновидностей нет нужны в минеральном питании. Они чаще всего неспособны осуществлять фотосинтез. Такие паразиты насыщаются соком других представителей флоры. Таким примером является заразиха, которая получает нужные ей питательные вещества из тыквы.

 минеральное питание растений

Повилика является распространенным паразитом. После прорастания семени ее корень засыхает, а стебель вьется вокруг хозяина и прикрепляется с помощью специальных присосок. Они высасывают для себя органические и минеральные вещества. Многие культуры гибнут из-за таких паразитических видов, которых насчитывается примерно 4 тысячи.

Существует семейство раффлизиевых, у которых цветок огромных размеров и может в диаметре достигать 1 метра. Оно само полностью сидит в другом растении, а снаружи можно заметить только цветки. Семейство санталовых также является примером паразитирующего вида. Встречаются они исключительно на тополе.

Существуют и полупаразиты, так как их питание через почву затруднено. Это объясняется тем, что у них не сильно развиваются органы, находящиеся под землей, а также тем, что мало волосков на корнях. Для нужного количества поглощения воды у таких представителей существуют специальные присоски на корнях.

Среди растений встречаются как автотрофные, так и гетеротрофные виды.

Одни питаются солнцем, минеральными веществами, другие — мелкими животными, переваривая их при помощи специальных желез. И еще одной группой являются паразиты, зависящие от хозяина.

Растения поставляют нам кислород и
органические вещества
, и всё это благодаря процессу фотосинтеза.

Лист является
важнейшим органом растения, в котором из неорганических веществ образуются
органические
. Этот процесс называется фотосинтезом (от греческих
слов «фотос» — свет, «синтез» — соединение).

image001

Способность к фотосинтезу характерна
только для зелёных растений, некоторых бактерий и протистов
. Грибы, большая
часть бактерий, многие протисты и все животные не способны осуществлять
фотосинтез, т. к. в их клетках нет хлоропластов.

Для того чтобы разобраться, какие
условия необходимы для протекания фотосинтеза
, проделаем несколько
несложных опытов.

Возьмём два
одинаковых комнатных растения. Одно из них поставим туда,  где оно будет
освещаться ярким солнечным светом. Второе растение поставим в тёмный место,
куда солнечный свет вообще не проникает.

image002

Через неделю
срежем с каждого растения по одному листу. Опустим листья сначала в кипящую
воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, пока листья не обесцветятся.
Промоем обесцвеченные листья, расправим их и обработаем слабым раствором йода.
Известно, что от йода синеет крахмал. Тот лист, который был на свету, посинел.
Второй же лист, на который не попадал солнечный свет, остался бесцветным.

image003

Опыт
показывает, что только в том листе, который был освещён солнцем, образовался
крахмал
.

На самом деле
первоначально под действием света в листьях образуется сахар. Но он
быстро превращается в крахмал, который накапливается в листьях. В
темноте крахмал вновь превращается в сахар, который по проводящим тканям
оттекает от листьев к другим органам растений.

image004

Органические вещества используются
растением для различных целей: идут на построение его тела, откладываются в
запас, используются при прорастании семян
.

Далее возьмём
растение, у которого на листьях есть белые участки, лишённые хлорофилла.
Выдержим это растение, например пеларгонию, некоторое время на ярком свету для
того, чтобы в листьях образовалось достаточное количество крахмала. После этого
лист срежем и проделаем с ним то же, что и в первом опыте. Лист окрашивается в
синий цвет не полностью. Те участки листа, где не было хлорофилла, остаются
белыми.

image005

Этот опыт
показывает, что для образования органических веществ из неорганических в
клетках листа должны быть хлоропласты, содержащие хлорофилл
. Только в таких
клетках будет протекать процесс фотосинтеза.

Чтобы
ответить на вопрос, из каких веществ образу­ются органические вещества,
проведём следующий опыт. Возьмём комнатное растение с крупными листьями. Один
его лист, не срезая, поместим в прозрачный полиэтиленовый пакет, в который
свободно проходит воздух. Второй лист тоже поместим в такой же пакет, но
воздух, который будет попадать в этот пакет, предварительно пропустим через
раствор щёлочи, поглощающий углекислый газ. Через несколько дней срежем оба
листа и проделаем с ними то же, что и в первом опыте. Выясняется, что лист из
того пакета, где не было углекислого газа, не окрасился, то есть в нём не было
крахмала, второй лист окрасился в синий цвет.

image006

Опыт
показывает, что растению для образования органических веществ в процессе
фотосинтеза необходим углекислый газ
.

Как показали
исследования, для фотосинтеза растениям необходима еще и вода.

Проведём еще
один опыт. Возьмём две ёмкости и опустим в них стаканы с водой, в которые
поставлены веточки с зелёными листьями какого–нибудь растения. Наполним
ёмкости  углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух.
Первую ёмкость выставим на яркий свет, вторую оставим в темноте, например,
поставим в тёмный шкаф.

image007

Через сутки
откроем ёмкости, опустим в них горящие лучинки. В первой — лучинка не гаснет, а
продолжа­ет ярко гореть. Значит, в этой ёмкости появился какой-то газ,
поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зелёные листья
растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили неко­торое
количество кислорода. Опущенная во вторую ёмкость горящая лучинка потух­нет.

image008

Следовательно,
зелёные растения выделяют кисло­род только на свету.

Таким
образом, фотосинтез — это сложный процесс образования в живых клетках,
содержащих хлоропласты, на свету органических веществ из углекислого газа и
воды с выделением кислорода.

Процесс фотосинтеза можно записать так: углекислый газ
взаимодействует с водой на свету с образованием органических веществ и
кислорода.

image009

Фотосинтез — важнейший процесс, благодаря
которому возможна жизнь на Земле
. В процессе фотосинтеза зелёные расте­ния
ежегодно образуют большое количест­во органических веществ, погло­щают около
огромное количество углекислоты, выделяют в атмосферу свободный кислород
.
Поэтому озеленение городов и посёлков способствует обогащению воздуха
кислородом. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество 
солнечной энергии.

Цели и задачи урока:

1. Образовательная цель: Раскрыть сущность
процесса фотосинтеза и его значения для жизни на
Земле

Задачи:

  • Познакомиться с историей открытия фотосинтеза.
  • Изучить результаты экспериментов по выявлению
    условий, необходимых для процесса фотосинтеза.
  • Составить общее уравнение фотосинтеза.
  • Выявить приспособления растений к фотосинтезу.

2. Развивающая цель: развивать логическое
мышление, навыки самостоятельной работы, умение
делать выводы из анализа результатов
эксперимента и предъявлять результаты своей
деятельности.

Задачи:

  • развивать умение выделять главное и
    устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умение использовать ранее
    приобретенные знания для получения новых знаний;
  • развивать навыки самостоятельной работы с
    новым материалом, умение делать выводы и
    обобщения;
  • развивать умение работать в группе, предъявлять
    результаты своей деятельности, умение слушать и
    слышать своего товарища.
  • развивать навыки устной монологической речи.

3. Воспитательная цель: Воспитывать бережное
отношение к зеленым растениям, исходя из знаний
об их роли в жизни человека и всех живых
организмов на Земле.

Тип урока: изучение нового
материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные
(вступительные слова учителя),
частично-поисковые (самостоятельная работа в
группах с познавательными материалами),
проблемный метод (при решении проблемных
заданий).

Формы работы: вступительное слово
учителя, групповая работа по решению
познавательных заданий, выступления
представителей групп с результатами своей
познавательной деятельности, заполнение
таблицы, общее обсуждение проблемных заданий,
проверка усвоения новых знаний с помощью теста.

Оборудование: карточки с
познавательными материалами и заданиями,
раствор йода, предварительно обесцвеченные в
спиртовом растворе листья герани окаймленной,
кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное
строение листа”, тестовый раздаточный материал.

План урока

  1. История изучения питания растений.
  2. Результаты экспериментов по выявлению условий,
    необходимых для фотосинтеза.
  3. Приспособления растений к фотосинтезу.
  4. Значение фотосинтеза в природе и жизни
    человека.

I. Организационный момент.

Знакомство учеников с темой, целью
урока, формами работы.

Ученикам предлагаются проблемные
вопросы урока
:

Как растения получают органическое
вещество для питания?

Какие органы растения участвуют в этом
процессе?

Каково значение фотосинтеза в природе
и жизни человека?

Учитель поясняет, что для ответа на эти
вопросы учащимся нужно будет заполнить таблицу (записана
на доске
). Каждая группа получит карточку с
заданиями, которые позволят ей разобраться в
одном из пунктов плана и заполнить две строки
таблицы. После выступления представителя от
каждой группы и заполнения таблицы ребята смогут
ответить на первый вопрос урока. Затем учащимся
будут предложены задания для ответа на второй и
третий вопрос урока, после чего каждый получит
возможность проверить полученные на уроке
знания, выполнив небольшой тест.

II. Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит
в форме групповой работы. После вступительного
слова учителя класс разбивается на 3 группы,
каждая из которых получает карточку с материалом
для анализа и вопросами.

Задание каждой группе: выполнив
задания, указанные в карточке, рассказать о своих
выводах классу. Время на работу с карточкой – 5-10
минут. Затем выступления представителей групп.

Перед выступлением представителей
групп учитель рассказывает предысторию вопроса.

Уже в Древней Греции ученые пытались
ответить на вопрос: как питаются растения? Они
видели, что человек и животные существуют за счет
потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает
растение и как оно это делает?

Было совершенно ясно, что растение не
может жить без почвы. Поэтому сначала
предполагали, что именно из почвы растение
получает все необходимое. Богатая фантазия
помогала представить на кончиках корней
маленькие ротики, которые поедают почвенные
частицы.

В XVII веке голландский врач Ян Баптист
ван Гельмонт доказал, что почва для растения не
самое главное.

Выступление групп

Во время выступления представителей
групп остальные ребята заполняют таблицу в
тетради.

Автор опыта

Описание и результат опыта

Вывод

Ян ван Гельмонт За пять лет масса выращенной в бочке ивы
увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы
уменьшилась всего на 57 г.
Растение строит тело с участием воды
Джозеф Пристли Под стеклянным колпаком мышь через
некоторое время погибала, а в присутствии
растения жила.
Растение выделяет кислород
Д.Пристли

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки
кислорода выделялись. В темноте пузырьков не
наблюдалось.
Кислород выделяется только на свету
Жан Сенебье С увеличением содержания в воде
углекислоты увеличивается и количество
выделяемых листьями пузырьков “чистого
воздуха” (кислорода).
Кислород выделяется только в
присутствии углекислого газа
Юлиус Сакс В растениях на свету образуется
крахмал, который выявляется йодной пробой.
На свету в растениях образуется крахмал
  На участках листа герани, лишенных
хлорофилла, крахмал не образуется
Крахмал образуется только в зеленых
листьях (содержащих хлорофилл)

III. Обсуждение вопросов проблемного задания.

В качестве итога групповой работы
учитель предлагает обобщить полученные
результаты в виде “уравнения”:

Углекислый газ + вода Солнечный свет Органическое вещество (сахар —
крахмал) + кислород
—>
Хлорофилл

Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух
греческих слов “фото” – свет и “синтез” –
соединение.

По схеме ученики дают определение понятия
“фотосинтез”:

Фотосинтез – процесс образования в зеленых
клетках растения органических веществ
(углеводов) из неорганических за счет энергии
света.

Для ответа на второй вопрос урока
учащимся предлагается вспомнить с помощью
таблицы строение листа и выявить приспособления
листа к фотосинтезу. На доске записаны
предложения, в пропущенные места которых
вписываются нужные слова.

  1. Свет проникает в лист через прозрачную кожицу.
  2. Хлорофилл находится в хлоропластах, которые
    расположены наилучшим образом для улавливания
    света.
  3. С помощью устьиц в лист поступает
    углекислый газ и выделяется кислород.
  4. Внутри растения газы перемещаются по межклетникам.

Возникает вопрос о поглощении воды. Учащиеся
должны вспомнить материал о функциях корня.

5. Вода поступает в растение из почвы с помощью корня,
перемещается к листьям по сосудам стебля.

В тетради записывается вывод – ответ на второй
вопрос урока.

В фотосинтезе принимают участие все
вегетативные органы растения – лист, корень,
стебель.

Для ответа на третий вопрос урока учитель
предлагает посмотреть кинофрагмент “Солнце,
жизнь и хлорофилл”. После просмотра зачитывает
слова Тимирязева и просит ответить на проблемный
вопрос урока.

О роли фотосинтеза более ста лет назад
писал К.А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю
упал луч солнца, но он упал не на бесплодную
почву, он упал на зеленую былинку пшеничного
ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое
зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть
светом, но не исчез… В той или другой форме он
вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей.
Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы…
Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в
движение. Быть может, в эту минуту он играет в
нашем мозгу”.

После обсуждения вопроса в тетради
записывается вывод

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород
    для дыхания живых организмов.
  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются
    органические вещества для питания грибов,
    бактерий, животных и человека.
  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный
    озоновый слой
  4. Растения понижают в атмосфере содержание
    углекислого газа, предотвращая перегрев Земли

IV. Закрепление.

Проводится в виде теста. После
выполнения задания – взаимопроверка и
выставление оценок.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

  1. В тетради письменно ответить на биологические
    задачи.
  2. Изучить параграф учебника и записи в тетради
  3. Два сообщения: “Растения-хищники” и
    “Растения-паразиты” (индивидуально)
  4. Приложение 1

    Типы питания

    По типу питания живые организмы делятся на автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы. Автотрофы (греч. αὐτός — сам + τροφ — пища)
    — организмы, которые самостоятельно способны синтезировать органические вещества из неорганических. Гетеротрофы (греч. ἕτερος
    — иной + τροφή — пища) — организмы, использующие для питания готовые органические вещества.

    Наконец, миксотрофы (греч. μῖξις — смешение + τροφή — пища) — организмы, которые могут использовать как гетеротрофный, так и
    автотрофный способ питания. К примеру, эвглена зеленая на свету начинает фотосинтезировать, а в темноте питается гетеротрофно.

    Типы питания живых организмов

    Фотосинтез

    Фотосинтез (греч. φῶς — свет и σύνθεσις — синтез) — сложный химический процесс преобразования энергии квантов света в
    энергию химических связей. В результате фотосинтеза происходит синтез органических веществ из неорганических.

    Фотосинтез

    Этот процесс уникален и происходит только в растительных клетках, а также у некоторых бактерий. Фотосинтез осуществляется при участии хлорофилла (греч. χλωρός — зелёный и φύλλον — лист) — зеленого пигмента, окрашивающего органы растений в
    зеленый цвет. Существуют и другие вспомогательные пигменты, которые вместе с хлорофиллом выполняют светособирающую
    или светозащитную функции.

    Ниже вы увидите сравнение строения хлорофилла и гемоглобина. Обратите внимание, что в центре молекулы хлорофилла находится
    ион Mg.

    Строение хлорофилла и гемоглобина

    В высшей степени гениально значение процесса фотосинтеза подчеркнул русский ученый К.А. Тимирязев: «Все органические вещества,
    как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли
    от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось
    органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь
    из вещества неорганического»

    Более подробно мы обсудим значение фотосинтеза в завершение этой статьи. Фотосинтез состоит из двух фаз: светозависимой (световой)
    и светонезависимой (темновой). Я рекомендую использовать названия светозависимая и светонезависимая, так как они способствуют
    более глубокому (и правильному!) пониманию фотосинтеза.

    Светозависимая фаза (световая)

    Эта фаза происходит только на свету на мембранах тилакоидов в хлоропластах. В ней принимают участие различные ферменты,
    белки-переносчики, молекулы АТФ-синтетазы и зеленый пигмент хлорофилл.

    Строение хлоропласта

    Хлорофилл выполняет две функции: поглощения и передачи энергии. При воздействии кванта света хлорофилл теряет электрон,
    переходя в возбужденное состояние. С помощью переносчиков электроны скапливаются с наружной поверхности мембраны тилакоидов,
    тем временем внутри тилакоида происходит фотолиз воды (разложение под действием света):

    H2O —> H+ + OH

    Гидроксид-ионы отдают лишний электрон, превращаясь в реакционно способные радикалы OH, которые собираются вместе и образуют молекулу воды и свободный кислород (это побочный продукт, который в дальнейшем удаляется в ходе газообмена).

    4OH —> 2H2O + O2

    Образовавшиеся при фотолизе воды протоны (H+) скапливаются с внутренней стороны мембраны тилакоидов, а
    электроны — с внешней. В результате по обе стороны мембраны накапливаются противоположные заряды.

    При достижении критической разницы, часть протонов проталкивается на внешнюю сторону мембраны через канал АТФ-синтетазы.
    В результате этого выделяется энергия, которая может быть использована для фосфорилирования молекул АДФ:

    Световая фаза фотосинтеза - светозависимая фаза

    Протоны, попав на поверхность мембраны тилакоидов, соединяются с электронами и образуют атомарный водород, который
    используется для восстановления молекулы-переносчика НАДФ (никотинамиддинуклеотидфосфат). Благодаря этому окисленная
    форма — НАФД+ превращается в восстановленную — НАДФ∗H2.

    Предлагаю создать квинтэссенцию из полученных нами знаний. Итак, в результате светозависимой фазы фотосинтеза образуются:

    • Свободный кислород O2 — в результате фотолиза воды
    • АТФ — универсальный источник энергии
    • НАДФ∗H2 — форма запасания атомов водорода

    Кислород удаляется из клетки как побочный продукт фотосинтеза, он совершенно не нужен растению. АТФ и НАДФ∗H2
    в дальнейшем оказываются более полезны: они транспортируются в строму хлоропласта и принимают участие в светонезависимой
    фазе фотосинтеза.

    Светонезависимая (темновая) фаза

    Светонезависимая фаза происходит в строме (матриксе) хлоропласта постоянно: и днем, и ночью — вне зависимости от
    освещения.

    При участии АТФ и НАДФ∗H2 происходит восстановление CO2 до глюкозы C6H12O6.
    В светонезависимой фазе происходит цикл Кальвина, в ходе которого и образуется глюкоза. Для образования одной молекулы глюкозы
    требуется 6 молекул CO2, 12 НАДФ∗H2 и 18 АТФ.

    Темновая фаза фотосинтеза - светонезависимая фаза

    Таким образом, в результате темновой (светонезависимой) фазы фотосинтеза образуется глюкоза, которая в дальнейшем может быть преобразована
    в крахмал, служащий для запасания питательных веществ у растений.

    Значение фотосинтеза

    Значение фотосинтеза невозможно переоценить. Уверенно утверждаю: именно благодаря этому процессу жизнь на Земле приобрела такие
    чудесные и изумительные формы, какие мы видим вокруг себя: удивительные растения, прекрасные цветы и самые разнообразные животные.

    В разделе эволюции мы уже обсуждали, что изначально в составе атмосферы Земли не было кислорода: миллиарды лет назад его начали вырабатывать
    первые фотосинтезирующие бактерии — сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Постепенно кислород накапливался, и со временем на Земле
    стало возможно аэробное (кислородное) дыхание. Возник озоновый слой, защищающий все живое на нашей планете от губительного ультрафиолета.

    Озоновый слой

    Говоря о роли фотосинтеза, выделим следующие функции, объединяющиеся в так называемую космическую роль растений. Итак, растения за счет фотосинтеза:

    • Синтезируют органические вещества, являющиеся пищей для всего живого на планете
    • Преобразуют энергию света в энергию химических связей, создают органическую массу
    • Растения поддерживают определенный процент содержания O2 в атмосфере, очищают ее от избытка CO2
    • Способствуют образованию защитного озонового экрана, поглощающего губительное для жизни ультрафиолетовое излучение

    Дождевые леса Амазонии

    Хемосинтез (греч. chemeia – химия + synthesis — синтез)

    Хемосинтез — автотрофный тип питания, который характерен для некоторых микроорганизмов, способных создавать органические
    вещества из неорганических. Это осуществляется за счет энергии, получаемой при окислении других неорганических соединений
    (железо- , азото-, серосодержащих веществ).

    Хемосинтез был открыт русским микробиологом С.Н. Виноградским в 1888 году. Большинство хемосинтезирующих бактерий относится
    к аэробам, для жизни им необходим кислород.

    Хемосинтез у нитрифицирующих бактерий

    При окислении неорганических веществ выделяется энергия, которую организмы запасают в виде энергии химических связей.
    Так нитрифицирующие бактерии последовательно окисляют аммиак до нитрита, а затем — нитрата. Нитраты могут быть усвоены
    растениями и служат удобрением.

    Помимо нитрифицирующих бактерий, встречаются:

    • Серобактерии — окисляют H2S —> S 0 —> (S+4O3)2- —> (S+6O4)2-
    • Железобактерии — окисляют Fe+2 —>Fe+3
    • Водородные бактерии — окисляют H2 —> H+12O
    • Карбоксидобактерии — окисляют CO до CO2
    Значение хемосинтеза

    Хемосинтезирующие бактерии являются неотъемлемым звеном круговорота в природе таких элементов как: азот, сера, железо.

    Нитрифицирующие бактерии обеспечивают переработку (нейтрализацию) ядовитого вещества — аммиака. Они также обогащают
    почву нитратами, которые очень важны для нормального роста и развития растений.

    Усвоение нитратов происходит за счет клубеньковых бактерий на корнях бобовых
    растений, однако важно помнить, что клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии, в отличие от нитрифицирующих бактерий, питаются гетеротрофно.

    Клубеньковые бактерии

    © Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
    (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
    без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
    обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

  5. Рассказ про фразеологизм как курица лапой
  6. Рассказ про фиалки 1 класс
  7. Рассказ про финский залив 2 класс
  8. Рассказ про филимоновскую игрушку
  9. Рассказ про флаг казахстана