Доброе утро!
Марк Цукерберг объявил, что компания Facebook сменила название на Meta, но саму соцсеть при этом решили не переименовывать. В метафейсбуке дела обстоят так:
- В России зафиксирован новый максимум суточной смертности от COVID-19 с начала пандемии и рекордное число новых случаев за сутки.
- Покинувший Россию адвокат Иван Павлов объявлен в розыск, информатор Gulagu.net Сергей Савельев заочно арестован.
- В Москве по уголовному делу о применении насилия к полицейскому задержан еще один участник январской акции в поддержку Навального.
- В Беларуси заблокирован сайт телеканала «Настоящее Время».
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 40 096 – это рекордный показатель за все время пандемии. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 8 миллионов 393 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 235 057 человек (+1159 за сутки). Это очередной исторический максимум. В больницах российских регионов не хватает кислорода.
На этом фоне в Москве проходит роскошная выставка похоронной отрасли, а уставшие от ковидной безысходности россияне массово разлетаются по курортам Турции, Египта и ОАЭ.
Вокруг Навального
- В Москве по обвинению в применении насилия по отношению к росгвардейцу в ходе акции в поддержку Навального 23 января задержан 20-летний студент Московского автомобильно-дорожного университета. Максимальное наказание по этой статье – пять лет колонии.
- Здесь адвокат комментирует вынесенный в среду приговор либертарианцу Глебу Марьясову: он получил 10 месяцев колонии за то, что вышел на проезжую часть и махал руками. Кроме того, суд взыскал с Марьясова 2,7 млн рублей по иску «Московского метрополитена» и «Мосгортранса» за ущерб, который он им якобы причинил своим выходом на проезжую часть. (Подобные денежные иски входят в моду и без всякой связи с Навальным: вот история пенсионерки из Новосибирской области, с которой местные чиновники требуют полмиллиона рублей за репост оппозиционных роликов, а вот совсем уж сумасшедший случай взыскания 400 тысяч рублей за ремонт поезда с матери погибшего под колесами этого поезда ребенка.)
- Священник из Ульяновской области рассказал об увольнении из пресс‑службы епархии за пост в поддержку Навального.
- Суд продлил арест Юрия Жданова – отца бывшего директора ФБК Ивана Жданова – до 12 января. Жданова-старшего обвиняют в мошенничестве с использованием служебного положения и служебном подлоге, соратники Навального уверены, что это месть его сыну.
- Государственный Эрмитаж обратился в прокуратуру с заявлением на петербуржца, который повесил свой портрет в Военной галерее 1812 года. Музейщики усматривают в его действиях «публичное оскорбление памяти защитников Отечества». Уголовная ответственность за это самое оскорбление (до пяти лет) была введена Госдумой по следам дела о «клевете Навального на ветерана», но герои войны 1812 года тоже вроде как были защитниками Отечества. Ждем уголовных дел об оскорблении Александра Невского.
Прочее российское
- Бывший глава «Команды 29» адвокат Иван Павлов, уехавший в Грузию, сообщил, что в России его объявили в розыск.
- Сергей Савельев, передавший правозащитному проекту Gulagu.net видеозаписи пыток в российских колониях, заочно арестован в России за то, что «осуществил доступ к охраняемой законом компьютерной информации». Савельев находится во Франции, где попросил политического убежища.
- Роскомнадзор заблокировал сайт издания «Проект» – «за распространение материалов организации, признанной в России нежелательной» («нежелательной» была признана компания-учредитель издания). Блокировка произошла на следующий день после того, как основатель «Проекта» Роман Баданин, находящийся в США, опубликовал в The Washington Post колонку о Светлане Кривоногих – предполагаемой любовнице Путина и матери его третьей дочери – с объяснениями, почему о любовной жизни Путина не только можно, но и нужно писать.
- Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело по факту работы посторонних лиц в участковой избирательной комиссии №177 в Петербурге – замену настоящих членов УИК на фальшивых сочли «недостатком в работе избирательной комиссии».
- Руководители российских благотворительных фондов обратились к Путину с просьбой не распространять на них действие закона об «иностранных агентах», потому что их деятельность не может считаться политической. Письмо подписали в том числе Чулпан Хаматова и Константин Хабенский, назначенный накануне новым худруком МХТ.
- На телеканал «Муз-ТВ» составили протокол о «гей-пропаганде»; телеканал СТС отложил показ шоу «Русский ниндзя» с рэпером Моргенштерном в роли ведущего – ждут, чем закончится инициированная Следственным комитетом проверка критических высказываний Моргенштерна о пышных празднованиях Дня Победы.
- В Петербурге возбуждено уголовное дело по статье о «повреждении объекта культурного наследия» (до трех лет) в отношении человека, написавшего «Проснись» на стене церкви. Ущерб оценивается в 51 тысячу рублей.
Вокруг Беларуси
Подозреваемый в убийстве бывшего топ-менеджера «Смоленского банка» и членов его семьи покончил с собой в белорусском СИЗО. Андрей Скрипкин, которого «Коммерсант» называет бывшим деловым партнером убитого, бежал в Беларусь и был задержан в Витебске.
Министерство информации Беларуси заблокировало доступ к сайту телеканала «Настоящее Время» на территории страны. Недоступны также стали сайты Deutsche Welle и газеты «Новы час». Ранее типографии отказались печатать газету, а «Белсоюзпечать» – распространять. Замминистра информации Беларуси объяснил, что на этих медиаплощадках распространяются гиперссылки на материалы, признанные в Беларуси «экстремистскими».
На границах Беларуси с Евросоюзом по-прежнему остаются сотни мигрантов, доставку которых обеспечивают связанные с белорусскими властями турфирмы. Здесь польская активистка Кася Ваппа рассказывает, как волонтеры помогают скрывающимся в Беловежской пуще людям, а здесь бывший глава литовского МИДа Линас Линкявичюс рассказывает о возможных путях разрешения этого кризиса (спойлер: санкции в отношении режима Лукашенко надо усиливать).
Вокруг света
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба обосновал правом на самозащиту применение правительственными силами беспилотника «Байрактар» на линии разграничения на Донбассе. Таким образом он ответил на обеспокоенность немецкого МИДа в связи с использованием турецкого дрона. Здесь украинский журналист Юрий Бутусов и военный эксперт Михаил Самусь объясняют, для чего использовался этот дрон и способен ли этот новый тип оружия изменить ситуацию на Донбассе.
Адвокаты семей погибших при крушении рейса MH17 над Донбассом заметили за собой слежку. Нидерландские власти предоставили им защиту.
Российский и аргентинский судебные процессы по делу о 400 килограммах кокаина, найденных в российском посольстве в Буэнос-Айресе, вошли в финальную стадию. На судебные заседания в Москве из-за ковидных ограничений никого не пускают, но вот сделанный по аудиозаписям репортаж о том, что там происходит. Главным организатором операции российское следствие считает экстрадированного из Германии Андрея Ковальчука, а его адвокаты практически прямым текстом говорят, что поставки кокаина через посольство организовывала ФСБ, а когда этот канал раскрыли аргентинские спецслужбы, решено было найти крайнего – им и оказался «простой контрабандист» Ковальчук.
Шесть ссылок
- Русская история. Беседа с новосибирским историком Сергеем Чернышовым о колонизации Сибири. Или глава из книги Якова Гордина «Царь и Бог. Утопия Петра Великого» – об истории опалы царевича Алексея Петровича.
- Чудо выживания. Рассказ о лагерном опыте Николая Заболоцкого. Или беседа с писательницей Катей Петровской о ее книге «Кажется Эстер» и жизненных обстоятельствах, легших в ее основу (можно слушать).
- Кино. Две статьи из сборника материалов «Долгая счастливая жизнь. Инструкция для начинающих» (Подписные издания – Искусство кино), посвященного фильму Геннадия Шпаликова (1966). Или рассказ о том, как после культурной революции Мао Цзэдун пытался похоронить китайскую киноиндустрию.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Вконтакте
Одноклассники
Telegram
Gserg | Ну,даст бог — не последняя) |
Утконосиха | После Нового года дяденька Скотт начнет снимать кино про Наполеона с Хоакином Фениксом и Джоди Комер в роли Жозефины. Вот, чую, будет пожива для Клим Саныча. Тем более что там опять обещают какой-то нестандартный взгляд. |
MrGrum | То что написано позже — в любом случае фигня. |
Утконосиха | Слушайте, ну я так не играю! Даже в Википедии эта самая дуэль описана гораздо бодрее, чем в фильме. И ещё там очень трогательный рассказ о том как Карруж попрощался с женой перед дуэлью, а она его благословила, говоря, что он идёт сражаться за правое дело. В фильме же, как я и опасалась, что ле Гри тварь, что Карруж абьюзер. Ну и материальная культура воссоздана — убиться можно. Я про доспехи ничего не могу сказать, но платья там очень сильно по мотивам четырнадцатого века. И, как неоднократно говорил Клим Саныч, отсутствие головного убора на замужней женщине восхищает несказанно. Я человек закалённый историческими сериалами, много чего насмотрелись, но от фильма самого Ридли Скотта ожидала более бережного подхода к историческому антуражу. В общем, не пойду я на это в кино. Подожду выхода известно где. |
ayaks | Боюсь, монитор треснет от накала разоблачений) |
exolon | Вот намедни смотрел старый фильм «Беккет» 1964-го года, и почему в старых фильмах костюмы знати красочные, доспехи блестят, и король выглядит, как король, а не выродок. |
Sejio | Я уж подумал, это специально регламентированные божественно-поединочные доспехи. Дескать, если случайно прилетит в открытую часть хлебала турнирное копье — то это не случайно, а по велению Божию. |
Утконосиха | Кому: exolon, #6 > Вот намедни смотрел старый фильм «Беккет» 1964-го года Так надо ещё «Лев зимой» посмотреть, только кошерный, с Питером О’Тулом в той же роли Генриха Второго и бесподобной Кэтрин Хепберн. Вот там тоже и король выглядит как король, и королева восхитительна, и антураж вполне себе на уровне. Я днями смотрела фильм «Леопард», а потом прочитала, как его снимали. Режиссер Висконти, сам итальянский аристократ, дрессировал актеров от и до, даже учил их курить как было положено благородным итальянским донам в 19 веке. И какой великолепный, красочный, изящный фильм получился. |
Basilevs | ЕМНИП, благородная женщина в феодальном обществе рассматривалась как в каком то смысле вассал своего мужа. Она ему служила — вела хозяйство, рожала детей, — а он обязан был её защищать и обеспечивать. То есть кроме прав у мужа была и куча обязанностей перед ней. Это в какой то мере сохранилось в околофеодальных современных обществах типа Саудовской Аравии. Где да, женщина не может водить машину и закрывает лицо — но и муж супротив неё на самом деле отнюдь не свободен. И многие вещи даже вообще не имеет права делать . Ну и то, что жена — она представитель рода — это в СА тоже играет и сегодня, причём довольно сильно. Занятно смотреть в магазинах, как они вместе шопятся — платит за всё муж, но что именно покупать и в каком количестве, это решает жена. |
УниверСол | А несостоявшийся монолог графа — не из Покровского ли позаимствован? Академический интерес. |
Uncle Le | Кому: УниверСол, #10 > А несостоявшийся монолог графа — не из Покровского ли позаимствован? Академический интерес. Мне тоже так показалось. |
ПТУРщик | Кому: Утконосиха, #4 > но от фильма самого Ридли Скотта ожидала более бережного подхода к историческому антуражу. ну здрасьте! |
Колька | Кому: УниверСол, #10 > А несостоявшийся монолог графа — не из Покровского ли позаимствован? Академический интерес. Местами точно из Покровского. «Как проститутку, не меняя белья», «кожа на лице, как на жопе у носорога», «кака синяя». У Покровского диалог был высказан при схожих обстоятельствах. |
УниверСол | Кому: Колька, #13 > У Покровского диалог был высказан при схожих обстоятельствах. Да. Довольно ловкая и удачная аллюзия.60 |
ЧГКшник | Мне кажется, гоголевская ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем раскрыта более глубоко и содержит больше интриги, чем это поделие. |
Утконосиха | Кому: ПТУРщик, #12 > ну здрасьте! И правда, что это я. Ну была надежда, что хоть платьишки сделают более-менее соответствующими эпохе, а вот шиш. |
Sejio | Кому: ЧГКшник, #15 > Мне кажется, гоголевская ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем раскрыта более глубоко и содержит больше интриги, чем это поделие. Буквально третьего дня посмотрел этот фильм 1959 года выпуска. Просто шедевр! |
УниверСол | Кому: Sejio, #17 > Что, его ремастернуть не могут? Ради всего святого — не надо!!! Тутошние ремастеры вооружёны эффектом Амидаса, а потому бессмысленны и беспощадны. Эмпирический вывод. |
Kashtak | Кому: Sejio, #17 Вот пример ремастера «Золотой антилопы»: Вместо восстановления оригинального звука творцы переозвучили персонажей и переиграли музыку. Вот и от Ридли Скотта уже не жду ничего хорошего. Удивительно, что «Марсианин» вышел вменяемым, хотя автор уже проявил себя в «Прометее» и вовсю готовил «Чужой: Помёт». Возможно, сказалась литературная основа фильма. Большое спасибо Клим Санычу за интересный рассказ. |
Thunderbringer | Кому: Kashtak, #19 > Вместо восстановления оригинального звука творцы переозвучили персонажей и переиграли музыку. Это даже не переиграли, а кота по балалайке Casio за 200 баксов пустили. Отдали на аутсорс какому-то студенту, которому сто медведей уши отдавили наверное. Денег на оркестр-то жалко. Но в чем была проблема восстановить оригинальный звук? Там работы на несколько дней, если работать как улитка — оригинальные дорожки не в таком уж и плохом состоянии. Это не с запиленного воскового цилиндра фонографа звук восстанавливать, и даже не с разбитой и склеенной пластинки. Что нам приходилось делать в свое время, причем пришлось оборудование делать. Хотя вполне возможно, что родственничков подрядили или просто экономили по полной. >Вот и от Ридли Скотта уже не жду ничего хорошего. Ну да, результат аналогичный выйдет. Несколько разные причины правда. В первом случае — желание сэкономить, поэтому отдали рукожопам. |
Steel Rat | Кому: Kashtak, #19 > Вот пример ремастера «Золотой антилопы»: Пиздец, я в детстве озвучивал с друганом игру (Wing Commander 2, комп на божественном 386ом, микрофон от бобинника Маяк) и то лучше получилось. |
toron | Странно, как можно проникнуть в замок своего уже давно врага? В замок! Это уже не говоря о том, как узнать, что все уехали (зачем?!). Попахивает подставой. |
Ulkizz | Кому: toron, #22 во-первых не врага, а в худшем случае неприятеля. Конечно, всё перечисленное не исключает и подставы. В конце концов, у Карружа помимо некоторых проблем с головой, были и феодальные закидоны. |
хмырь | Благодарю Клим Саныч, приятно было слушать. А про дуэль Жарнака хотелось бы услышать. Я про не у Хаттона читал, но там все уж больно идеализированное. |
Go To Belarus – наш самый любимый проект, развитию которого мы уделяем немало внимания. Этот год не стал исключением: мы побывали во множестве командировок, говорили с интересными и активными людьми, делали репортажи о достопримечательностях, зарывались с головой в историю, разбирались в тонкостях искусства – и все для того, чтобы рассказывать читателям 34travel о том, как красива, многогранна и глубинна Беларусь. Вспоминаем наши лучшие статьи и проекты уходящего года.
Маршруты по Беларуси
В этом году мы продолжили исследовать родные просторы вместе с Kia – и исколесили в поисках достопримечательностей полстраны. Природные красоты северных регионов, насыщенные историей западные провинции, города, музеи, усадьбы и дворцы – обо всем этом мы с удовольствием рассказывали на страницах нашего журнала. Маршрутами легко пользоваться: здесь есть карты, описания, исторические справки и чудесные фотографии. Просто бери – и отправляйся в путь.
Истории о местах и людях
В партнерстве с брендом The Glenlivet мы снова говорили о местах, которые обретают новую жизнь благодаря неравнодушным беларусам. Получились трогательные истории о том, как можно любить что-то, от чего многие так часто, к сожалению, отворачиваются – будь то старый деревенский дом или усадьба, растерявшая свою княжескую пышность. Материалы серии вдохновляют не только путешествовать, но и что-то делать своими руками.
Разговоры об искусстве
Искусство – давняя слабость 34travel. Самым глобальным проектом по теме в этом году стал цикл подкастов об истории искусства Беларуси, который мы создали вместе с МТС. Древние иконы и сарматский портрет, барокко и классицизм, парижская школа и супрематизм – получилась почти аудиоэнциклопедия об истории белорусского арта.
Слушать подкасты о беларусском искусстве
Еще один проект 2021-го об искусстве нашей страны – это визуальное исследование портретов выдающихся беларусов и беларусок, которое мы провели в партнерстве с HONOR 50. Получился максимально познавательный материал для самостоятельного похода в Национальный художественный музей.
Смотреть визуальные истории выдающихся беларусов и беларусок
Погружение в историю
Путешествия по Беларуси – это всегда погружение в историю. А если в нее особо не вникать, то поездки и впечатления будут довольно поверхностными. Поэтому мы всегда даем много исторических справок в наших материалах, а в этом году запустили еще и отдельный цикл «Go to Belarus 100 лет назад» – о путешествиях наших знаменитых соотечественников. В статьях серии можно увидеть, как многие достопримечательности выглядели в прежние времена – и что с ними стало теперь. Особенно понравится любителям рассматривать старые фото.
Читать исторический цикл
Прогулки по Минску
Само собой, множество материалов было посвящено и главному городу Беларуси. Новые маршруты, чтобы увидеть столицу под другим углом, лучшие места и заведения, афиши событий и спортивнее активности – мы постоянно держим руку на пульсе и собираем всю актуальную информацию о Минске. Пользуйся, на здоровье.
Выбрать, чем бы заняться в Минске
Места, которые становятся поводом для путешествий
Иногда поводом для путешествия может стать не целый насыщенный достопримечательностями маршрут, а одно единственное место, которое так хочется увидеть. Например, замок Стефана Батория в Гродно, открытый после долгих лет реконструкции, или старинный город Мстиславль, поездка в который постоянно откладывается из-за неблизкого пути. В этом году мы насобирали немало таких архитектурных поводов собраться в дорогу. А полную коллекцию мест можно найти в рубрике «Место недели».
5 перестроенных храмов Беларуси
Гайды
Ну, и куда же без фирменных гайдов. Совсем недавно мы глобально обновили путеводитель по Минску, а в течение года писали и о других красивых и интересных городах страны. Копилочка гайдов от 34travel потихоньку пополняется и пополняется.
Найти путеводитель по беларусскому городу, который очень хочется посетить
«The Belarus Book» от palasatka
Важным событием и для нас, и для беларусской культуры в целом стал выход книги «The Belarus Book» фотографа 34travel Каси palasatka. «The Belarus Book» – это визуальный рассказ о нашей стране, который Кася создала из своих любимых снимков Беларуси.
«Я бы хотела, чтобы эта книга была подарком для беларусов и от беларусов. Мне хотелось бы, чтобы беларусы дарили ее сами себе. Как ценную историю нашей общей семьи. Возможно, эта книга будет и хорошим подарком для иностранных друзей или партнеров, потому что она понятна без слов», – так говорит о фотокниге ее создательница.
«The Belarus Book» все еще есть возможность купить, например, в магазине Национального художественного музея.
А здесь можно послушать спецвыпуск редакционного подкаста, где Кася рассказывает о создании книги
Фото – palasatka, Юлия Миронова
© РИА Новости/Getty Images
Как Высоцкий написал гениальную песню о шахматах
Матч за звание чемпиона мира по шахматам в Дубае складывается для российского претендента Яна Непомнящего крайне неудачно. Наш гроссмейстер проиграл действующему чемпиону Магнусу Карлсену уже две партии и оказался на грани поражения. Как спасаться?
Ян – большой поклонник творчества Владимира Семёновича Высоцкого и, конечно, знает про песню «Честь шахматной короны», герой которой не уступил в горячем противостоянии самому Фишеру, несмотря на то что почти не умел играть в шахматы.
Интересно, что великий советский артист тоже от шахмат был очень далёк, но песня получилась без преувеличения гениальной. Может быть, Яну воспользоваться описанной в ней беспроигрышной тактикой, чтобы перевернуть ход чемпионской битвы с Карлсеном?
Харакири. Какую судьбоносную ошибку допустил Ян Непомнящий в матче с Магнусом Карлсеном
«Расскажите мне про шахматы»
В 1972 году Владимир Высоцкий написал гениальную песню-балладу «Честь шахматной короны» в двух частях. Приурочена она была к матчу за звание чемпиона мира между тогдашним чемпионом мира, советским гроссмейстером Борисом Спасским и гениальным американцем Робертом Фишером, до этого разгромившим и Марка Тайманова, и Тиграна Петросяна.
Почему Высоцкий обратился к шахматам? Во многом случайно. Хотя про подвиги Фишера тогда говорили все, уж в СССР точно – Владимир Семёнович не мог этого не слышать. В январе 1972 года он отдыхал в Доме творчества кинематографистов вместе с режиссёром Станиславом Говорухиным. Задуманный ими детективный сюжет не получался, и в итоге они бросили это занятие.
«Володя вообще-то не играл в шахматы (так же, как, скажем, и на бильярде. В фильме «Место встречи изменить нельзя» мы учили его держать кий – для дуэли Жеглова с Копчёным)…
Плюнули мы на сценарий – каждый занялся своим делом: я катался на лыжах, а он с утра садился за бумагу. На столе пачка «Винстона», его любимых сигарет – и писал. В этом заключался весь его отдых… Спустя некоторое время Володя буркнул:
– Расскажите мне про шахматы.
«Я был жертвой Фишера». История сокрушительного поражения советского гроссмейстера
«Ага, – подумал я, – скоро появится песня про мои любимые шахматы». Он как раз находился в спортивной полосе своего творчества.
Я стал объяснять: игра начинается с дебюта… начала бывают разные… Например, королевский гамбит, староиндийская защита… Чтобы предостеречь его от ошибок в будущей песне, я рассказал, что любители, в отличие от профессионалов, называют ладью турой, слона – офицером…
– Хватит, – сказал Володя. – Этого достаточно!
Я обиделся – с таким шахматным багажом приступить к песне о шахматах?
Он замолк на полтора дня, что-то писал лёгкими крупными буквами, брал гитару, пощипывал струны. Именно так – не подбирал мелодию, а как бы просто пощипывал струну, глядя куда-то в одну точку. На второй день к вечеру песня была готова. Она называлась «Честь шахматной короны». Она меня поначалу разочаровала. Не знаю уж, чего я ожидал, помню, даже обиделся за шахматы…» – рассказывал Говорухин в интервью, опубликованном в журнале «Шахматы в СССР» (№10, 1990 год).
«Выпало ходить ему, задире, говорят, он белыми мастак»
Через неделю Говорухин в Киеве на концертах Высоцкого впервые услышал песню целиком. «Что творилось с публикой! Люди корчились от смеха – и я вместе с ними – сползали со стульев на пол…» – говорил режиссёр.
Высоцкий написал гениальную песню про шахматы, ничего про эту игру не зная. Потому что писал не про шахматы, а про жизнь. Его баллада состояла из двух частей: «Подготовка» и «Игра». Эти песни нужно слушать, но их текст и в печатном варианте вызывает те же эмоции, что зимой 1972-го у зрителей в Киеве.
Ниже три фрагмента из той и другой частей песни.
«Честь короны шахматной — на карте,
Он от пораженья не уйдёт:
Мы сыграли с Талем десять партий —
В преферанс, в очко и на бильярде —
Таль сказал: «Такой не подведёт!»
«Выпало ходить ему, задире,
Говорят, он белыми мастак!
Сделал ход с е2 на е4…
Что-то мне знакомое… Так-так!»
«Всё следил, чтоб не было промашки,
Вспоминал всё повара в тоске.
Эх, сменить бы пешки на рюмашки –
Живо б прояснилось на доске!»
«Оказался американским шпионом». Советский шахматист помогал Фишеру в «Матче века»?
Баллада «Честь шахматной короны» стала неофициальным гимном шахмат в СССР. Наверное, её знали все. И сопереживали герою, который всё время находился в ситуации, которая испытывала его «на слабо».
В песне всё закончилось хорошо: «И хвалёный пресловутый Фишер, тут же согласился на ничью».
В жизни гениальный американец обыграл блестящего советского гроссмейстера. Возможно, лишь потому, что не было у Спасского такой крутой подготовки: бокса, барьерного спринта, хоккея и футбола.
«В преферанс и очко с Высоцким не играл»
Действительно ли Владимир Высоцкий не умел играть в шахматы?
У него есть рассказ «Об игре в шахматы». Его легко найти в интернете. Написан он во второй половине 1950-х. И его можно считать автобиографическим. Так вот, в этом рассказе главный герой, не умевший играть в шахматы, говорит о том, что в парке прохожий предложил ему сыграть партию. И закончилось всё тем, что именно главный герой стал диктовать свои правила.
Слова Говорухина тоже подтверждают – ну не умел Владимир Семёнович играть в шахматы, ничего про правила не знал.
А вот Михаил Таль, седьмой чемпион мира, в 1988 году во время творческого вечера рассказал, что сыграл с Высоцким пару партий.
«Мне посчастливилось познакомиться с очень молодым артистом Театра на Таганке Володей Высоцким. О том, что он Владимир Семёнович, мы узнали попозже. Это был 1963 год, когда Ботвинник и Петросян играли матч на первенство мира. Я тогда был комментатором газеты «Советский спорт». Сначала мы встречались достаточно часто, потом он катался, я катался…
Что касается песни, мы с ним пару партий в шахматы сыграли, а вот в преферанс, очко и на бильярде – нет, хотя я во все три игры иногда играю. В бильярде я лет за 30 забил один шар, это мой личный рекорд. Что касается происхождения строк песни, то при всём добром отношении к Владимиру Семёновичу я никоим образом туда не просился, но попал только из-за фамилии», — признался Таль.
Почку на полку. Как шахматного гения похоронили раньше времени
Кстати, в интернете ходит байка о том, что Высоцкий написал ещё одно стихотворение о шахматах, посвящённое чемпионскому матчу между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в Багио в 1978-м.
«Вот, справа, он — кумир всего народа,
Пьёт лишь кефир в ответственный момент!
Вот, слева, он — без племени, без рода,
С презрительным названьем – «претендент»…
…На Филиппинах бархатный сезон.
Поклонники ушли на джонках в море.
Очухался маленько чемпион,
Про всё, что надо, высказался он
И укатил с почётом в санаторий».
На самом деле, первое четверостишие – пролог к опере «Шахматы» барда Леонида Сергеева. А вот следующая строфа действительно принадлежит Высоцкому. И кто скажет, что обе части не стыкуются друг с другом?
Про шахматы Высоцкий больше не писал – не успел. Но то, что успел – гениально.
На следующей неделе состоится первый суд по иску о ликвидации общества «Мемориал» за несоблюдение закона об «иностранных агентах». С призывом отозвать иск обратились к Генеральной прокуратуре РФ первый президент СССР Михаил Горбачев и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, лауреаты Нобелевской премии мира. Многие комментаторы благодарны Горбачеву за этот жест.
Натали Радько
Это хорошо. Нобелевские лауреаты Горбачёв и Муратов поддержали «Мемориал»
Плохо то, что не нобелевские лауреаты «авторитеты» в стране, а потомки палачей в законе и стукачи.
Александр Скобов
Это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью
Старенькому Горбачеву, конечно, сердечное спасибо. Все-таки он человек, что бы там ни говорили некоторые олдовые-в-законе. И понятно, что при его статусе, бэкграунде и прочих вещах, заменяющих понятие «классовая принадлежность», текст должен был быть лоялистский и легалистский по форме. Критиковать эту форму глупо и неуместно. Просто люди иной классовой принадлежности должны понимать, что на практике означает призыв к прокуратуре урегулировать свои претензии к «Мемориалу» во внесудебном порядке. Это означает, что прокуратура будет по-тихому принуждать Московский Правозащитный Центр «Мемориал» к отказу от реальной правозащитной деятельности. В частности – к отказу от своего списка политзаключенных. И мой настоятельный совет этим людям, не связанным условностями придворного этикета – не забывать, что мы имеет дело с преступной, бандитской, фашистской властью, последовательно восстанавливающей тоталитаризм. И никакого «урегулирования претензий» с ней быть не может – ни судебного, ни внесудебного. Ибо разногласия по земельному вопросу.
«Остальных» на самом деле не так уж мало. Открытое письмо в защиту «Мемориала» подписали сотни деятелей культуры как в России, так и за ее пределами, в том числе Стивен Фрай, Том Стоппард, Джон Кутзее и другие. Среди известных российских имен — Юрий Норштейн, Владимир Познер, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич. Сбор подписей продолжается в комментариях под постами поэта Татьяны Щербины и главного редактора «Кольты» Марии Степановой. Подписи под открытым письмом музыкантов собирает Михаил Нодельман.
Кирилл Шулика
Вообще меня очень радует та общественная кампания в защиту «Мемориала», которую я вижу. Она офигенно важная и результат она сама по себе. «Мемориал» же никуда и после решения суда не денется, чтобы вы понимали, ибо это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков несколько дней назад заявил, что с «Мемориалом» «давно есть проблемы в плане соблюдения норм российского законодательства». Многие комментаторы уверены, что «проблемы» есть не у «Мемориала», а у российских властей.
Кирилл Лятс
«Мемориал» давал и правду, и утешение, и покаяние
Нас сегодня невозможно представить без Мемориала, потому что Мемориал — это сервер нашей совести.
Это больше, чем институт, хотя, конечно, Мемориал взял на себе в конце восьмидесятых системообразующую функцию. Он стал лакмусовой бумажкой для порядочных людей и порталом в десталинизируемое общество для всех.
Страна не смогла пойти по пути денквдизации, потому что, в отличие от фашистской Германии, почти в каждой семье могли быть и жертвы, и палачи — репрессировали не по нацпризнаку и даже не по политическим мотивам, а для поддержания общего уровня страха.
Мемориал давал и правду, и утешение, и покаяние тем, кто его искал.
Покушение на Мемориал — это куда большее надругательство над чувствами людей, чем сомнения в существовании 28 панфиловцев. Это реальное возбуждение вражды и ненависти по историческому и политическому признаку ко всем потомкам и к еще ныне живущим репрессированным (например, моя бабушка жива, а ее семья была раскулачена, а отец замучен до смерти в лагере Соликамска, разве ей не плюет в лицо прокуратура, требуя закрыть Мемориал?!)
Шаг за шагом уничтожаются элементы свободы, которой мы добились во второй половине 80-х:
— повальное приклеивание ярлыка иноагента всем честным журналистам
— преследования за госизмену
— посадки за митинги, пикеты и посты
— запрет на просветительскую деятельность
— запрет на исторические исследования, если они хоть как то сравнивают деятельность властей СССР и Третьего Рейха…
Уничтожение Мемориала, думается, это еще один шаг в бездну, сравнивать с которой запрещено.
Морок окутал нашу страну почище пандемии.
Очень хочется, чтобы мы все очнулись.
Александр Морозов
Мемориал — это линза, которая сфокусировала свет миллионов отдельных душ, у каждой из которых была своя «световая нитка», проходящая через историю семьи в ХХ веке. Это был «свет молитвы о ненасилии». Государственное насилие ХХ века — шокирующее, не вмещаемое сознанием — было главной темой всей российской культуры во второй половине столетия. Мемориал был институцией, которая символизировала коллективную волю тех, кто стремился вытащить общество из-под этой травмы. Два поколения — наши родители и мы — в 1985-1991 гг. — верили, что удастся положить конец политическому произволу и насилию, порождаемому идейной монополией государства. Из этой надежды рождалось и новое российское общество, и государство, и, как казалось тогда, гуманистичная рамка нашего человеческого сосуществования, которая сохранится на долгие года вперед. Уничтожение Мемориала — это не просто закрытие «общественной организации». Это уничтожение той линзы, которая собирала свет, дающий возможность существовать и основаниям права, морали и политической философии, которые вообще создают возможность существования общества. Беспамятство, отказ от рефлексии, тьма и рассеяние — вот что порождается сегодня теми, кто исполняя «беззаконный закон», уничтожает «Мемориал».
Алексей Миноровский
Уничтожение «Мемориала» – наступление тьмы на все то светлое и чистое, что может быть в человеке
Мемориал — современная проекция средневекового монашеского ордена, только светского, мирского. Это своего рода «домострой» для современного человека в области коллективной исторической памяти, выстраиваемой вокруг гуманистических ценностей. Уничтожение «Мемориала» — наступление тьмы в ее онтологическом смысле на все то светлое и чистое, что может быть в человеке. Вот что бы я сказал, если бы спросили меня.
На Change.org опубликована петиция «Руки прочь от «Мемориала»!» – на момент написания этой заметки под ней было около 75 000 подписей. Цель создателей петиции – собрать 100 000 подписей к 23 ноября, когда по делу «Мемориала» пройдут предварительные слушания в суде. Защищать организацию в суде будут Генри Резник и Илья Новиков.
Сергей Пархоменко
Друзья, петиция в защиту Мемориала набирает подписи час за часом, но пока там ещё далеко даже до 100 000. Хотя и эта цифра совсем не отражает того громадного количества сторонников Мемориала, людей, которые ему благодарны и которые не представляют себе жизни в России без этой важнейшей гражданской институции.
Я понимаю, что многие из нас давно разочаровались в действенности петиций как инструмента прямого политического и гражданского действия.
Но в данном случае петиция в защиту Мемориала — это акт моральной поддержки, это способ выразить солидарность с людьми, которые подвергаются жестокому давлению власти за то, что отдали много лет своей жизни работе над делом исторической памяти в России.
Поддержите петицию. Поставьте ваше имя в список тех, для кого затея разрушить Мемориал — преступна и злонамеренна.
18 ноября в Москве прошла пресс-конференция, на которой обсуждались иски прокуратуры и значение «Мемориала» для российского гражданского общества. Запись пресс-конференции доступна в YouTube. Ключевые моменты выступлений участников пересказывает «РосКомСвобода».
Илья Барабанов
Не мог не сходить на пресс-конференцию в «Мемориал» по поводу его возможной скорой ликвидации, историческое все же событие. И вот после многих правильных слов встает австрийский журналист и спрашивает: «Что нам говорит происходящее о ситуации в России? Куда страна катится?»
Прием понятный. У европейского зрителя нет времени и желания вникать во все нюансы, что там в этой далекой и снежной России вновь вытворяют, так что нужен синхрон секунд на 30 с общим описанием ситуации.
А я сразу вспомнил, как почти двадцать лет назад стажером еще сидел в редакции «Новой газеты», а в соседнем «аквариуме» интервью какому-то голландскому телеканалу давала Анна Политковская. И вот я через стекло слушаю, как она полтора часа подробно рассказывает про пытки, убийства, внесудебные казни, похищения, зинданы, батальоны смерти.
Голландский журналист все это терпеливо выслушивает, а под конец разговора задает вопрос: «Анна Степановна, все что вы рассказали очень важно и интересно, но не могли бы вы в двух словах описать, что же сейчас происходит в Чечне?»
Ей богу, я тогда подумал, что она сейчас пришибет эту съемочную группу чем-то тяжелым.
Если «Мемориал» будет ликвидирован, общество может потерять доступ к созданной обществом базе данных о репрессиях, отмечает Дмитрий Шабельников:
О Международном Мемориале уже сказали много хороших слов многие хорошие люди. Меня тоже в разные моменты связывали с ним самые разные проекты, обсуждения, идеи и просто знакомства с людьми, которых «Мемориал» к себе притягивает. «Мемориал» — это, среди многого другого, и потрясающий архив с рукописными воспоминаниями и письмами, и «Возвращение имен», и частично «Последний адрес», и конкурс детских сочинений, лекции и обсуждения, книги и даже настольные игры.
Но сказать сейчас я хочу об одном: о базе данных. В условиях, когда государство, на словах осуждая советские репрессии и даже открывая памятники их жертвам, продолжает во многом скрывать архивную информацию, «Мемориал» взял на себя координацию этого огромного труда — вытаскивания всей доступной информации, ее обработки и сведения в одну базу, доступную в два клика любому желающему. Началась эта работа еще в начале 1990-х: архивы тогда «приоткрылись», но зато все нужно было делать на бумаге. Сегодня это очень важный и теперь уже удобный инструмент, не только для родственников, но и для любого исследователя или просто интересующегося историей России ХХ века. Когда мне, например, попадается какой-нибудь персонаж 1910-х, скажем, годов, о котором совсем ничего не известно, я обязательно прогоняю его по базе «Мемориала» — и если там не найдется он сам, то почти непременно найдутся какие-нибудь родственники (особенности отечественной истории, чего уж).
Мемориальская база – это настоящее сокровище и важное культурное достояние
В других странах такими вещами занимается государство или общественные институты, финансируемые государством. Некоторое время назад были разговоры о плане создания новой базы данных с участием уважаемого мной Музея истории ГУЛАГа (который как раз финансируется государством). Это я могу только приветствовать, но, представляя себе отношение к открытости архивной информации со стороны некоторых государственных структур, я, честно говоря, не очень верю в успех этого мероприятия (совершенно не сомневаясь, опять же, в искренних намерениях ГМИГ).
Я очень надеюсь, что «Мемориал» не ликвидируют — вон даже фадеевский СПЧ «обеспокоен ситуацией» и называет предлагаемую ликвидацию «несоразмерной совокупности нарушения и несправедливой» (как будто все остальные действия властей в последнее время соразмерны и справедливы). Но все мы понимаем, что это запросто может произойти.
База сейчас продублирована и несколько расширена еще одной хорошей организацией, Открытый список. Тем не менее надеюсь, что мемориальская база сейчас многократно скопирована, потому что это настоящее сокровище и важное культурное достояние, при всех ее недостатках, вызванных не только обстоятельствами создания, но и все той же проблемой — ограничения доступа к архивам.
Андрей Десницкий
Мемориал, объявленный в России иностранным агентом — это не просто правозащитная риторика, это уникальные базы данных и профессиональная работа с ними. Любой историк, который так или иначе касается подобных тем, обойтись без них не может, и Мемориал открыт и доступен для сотрудничества.
Так сколько погибло миллионов? А докажите!
По-видимому, в случае объявления их экстремистами (а прокуратура требует уже и этого) доступ к этим базам на территории РФ будет закрыт, их распространение будет считаться подсудным правонарушением (КоАП РФ статья 20.29), а любое другое сообщество, которое в иных условиях взялось бы за продолжение такой работы, будет бежать от нее, как от огня. История репрессий станет запретной темой на территории нашей страны.
Полагаю, что «национализация» этой информации и ее засекречивание — основная цель нынешнего наступления на Мемориал.
Зачем это нужно государству, вполне понятно. Репрессии невозможно оправдать, но их можно заболтать. «Сколько-сколько миллионов погибло? Нет, ну были, конечно, отдельные перегибы на местах, но в целом весь наш народ как тогда, так и сегодня… Так сколько погибло миллионов? А докажите!»
И уже не докажешь.
Я не смотрел новый фильм про «Ивана Денисовича», но судя по рецензиям, он сделан по той же модели: вот Иван Денисович идет парадом по Красной площади защищать Москву, ему улыбается Вождь Народов, вот он подбивает пять танков под мудрым руководством Вождя, ну, потом, конечно, не без перегибов на местах, но даже в холодном карцере молитва чудотворная его спасает от гибели неминучей и всякая такая развесистая клюква. Солженицынский рассказ о простом советском мужике превращается в расписную матрешку, где трагедия – часть узора. Рассказ об обыденности зла, о простом человеке вывернут наизнанку с этими парадами, подвигами и чудесами. С моралью: мы выстояли, мы победили, ура!
За сохранение уникальной базы «Мемориала» выступают и многие «охранители». Егор Холмогоров предложил не ликвидировать общество «Мемориал», а переформатировать его, переименовав в общество «Память», и другие правые консерваторы его поддержали.
Наталия Осипова
Переименовать «Мемориал» в «Память» — это хороший троллинг у Егора Холмогорова. Но самое важное, всерьез — это сохранить архивы и данные о репрессированных. Из госархивов добыть эти данные очень непросто. Нужна открытая база в общем доступе, это несомненно. Расприватизация темы репрессий — это очень правильно.
Правый Григоров
Реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России
Конечно политическая часть «Мемориала» жёстко выступала против России, поддерживали даже террористов и радикальных исламистов, не говоря уже о заукраинцах.
Вместе с тем «Мемориал» – это реликт эпохи «Перестройки», и большой объём памяти восстановлен.
Нам не хотелось бы, чтобы пропало наследие и архивы о репрессированных, как историк-архивист я это прекрасно понимаю, а архивы должны открываться.
Потому поддерживаю инициативу Егора по реорганизации «Мемориала» с исключением политической и русофобской деятельности, направленных против государства российского.
Буквально сегодня говорил об этом с воронежским профессором истории Аркадием Минаковым.
Мы готовы выступить в качестве представителей русского гражданского общества, сохранить архивы, историческую память, реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России.
Отдельная дискуссия развернулась после выступления Григория Явлинского, в котором бывший лидер «Яблока» связал преследование «Мемориала» с «Умным голосованием».
За этим выводом стоит длинная логическая цепочка: за законы об «иноагентах» голосовали в том числе депутаты от КПРФ, а «Умное голосование», в свою очередь, предлагало голосовать за них на последних парламентских выборах – тем самым подписывая приговор оппозиционным организациям.
Дмитрий Колезев
Григорий Алексеевич Явлинский не дает о себе забыть. Вот выпустил очередную статью об уничтожении «Мемориала» и вроде как выступил в защиту, но при этом не преминул заявить, что атака на «Мемориал» стала следствием… «Умного голосования», которое-де привело в Госдуму коммунистов и тем сделало возможным такой шаг.
В общем, коварный Алексей Навальный сидит и из тюрьмы уничтожает остатки гражданского общества в России, негодяй этакий. А Явлинский нас от него защищает.
Ну, я гиперболизирую, конечно. Но вообще, видимо, это не одного Явлинского мысль. Лев Шлосберг недавно в твиттере писал, что происходящее вокруг «Мемориала» стало следствием выборов в Госдуму — победы «Единой Росси» и усиления КПРФ. Правда, слова «Умное голосование» Шлосберг все-таки не произнес. Но его мысль творчески развел Григорий Явлинский.
Свою мысль развивает в телеграме и сам Лев Шлосберг:
Депутаты фракции КПРФ голосовали за эти законы, начиная с 2012 года. Более того – депутаты от фракции КПРФ были инициаторами внесения проектов этих законов. Это и есть реальная позиция политической партии КПРФ. Для КПРФ поддержка этого закона – сознательный политический выбор.
Признанные «иностранными агентами» «Мемориал», Ассоциацию «Голос», «Команда 29», средства массовой информации, отдельных граждан сейчас уничтожают политически, морально и физически по нормам федерального закона, полностью поддержанного КПРФ.
Политическая поддержка КПРФ для сотрудников правозащитных организаций, журналистов, политиков, деятелей культуры и науки – всех, но в особенности тех, кто признан или может быть признан бессудным и волюнтаристским путём «иностранным агентом» – это политическое самоубийство.
Взывать к праву, подписывать петиции с требованием отмены варварского закона об «иностранных агентах» и при этом голосовать за КПРФ и призывать к этому других людей – это политическая шизофрения или «стокгольмский синдром».
С этими умозаключениями спорит поддержавший КПРФ на выборах сотрудник «Мемориала» Александр Черкасов:
Некоторые люди, вроде бы сочувствуя «Мемориалу», указывают, что в наездах на нас виновата КПРФ и те, кто агитировал за неправильных кандидатов (дальше идёт много общих слов). Имеются в виду, очевидно (а в комментах это и не скрывают) Алексей Навальный и его «Умное голосование» (ну и я сам, похоже, виноват, как унтер-офицерская вдова, поскольку агитировал за Михаил Лобанов, за что и был отдельно проклят).
Эти рассуждения — не только гешефт и подмена сущностей. Тут ещё нарушены причинно — следственные связи.
1. Нам достоверно известно, что решительный «наезд» на «Мемориал» замышлялся и планировался ещё в середине лета, задолго до сентябрьских «выборов» (и их итогов, столь неутешительных для, в общем, симпатичных мне людей).
Попытка увиноватить Навального разбивается о даты
2. Бумаги, положенные в основу иска Мосгорпрокуратуры о закрытии Правозащитного центра» Мемориал», датированы декабрем 2020 года — они остались от прошлого прокурорского» наезда», который нам тогда удалось отбить без потерь (да, нас «прессовали» постоянно, — но мы на этом не пиарились).
Так что попытка увиноватить Навального и пр. тут разбивается о даты: это «разводка». Допускаю, что кто-то в это искренне верит, но увы.
Спасибо всем за слова солидарности и поддержки. Только не надо использовать наши трудности.
Многие блогеры высказываются еще резче.
Анастасия Брюханова
Я не понимаю, что должно было произойти с политиками, которые долгие десятилетия называли себя оппозицией, чтобы они внезапно стали оправдывать и даже легитимизировать репрессии. «А что вы хотели? Вы же сами проголосовали, и теперь Путин и все остальные имеют полное право на репрессии» — по сути именно это и пытаются продвигать Лев Шлосберг, Григорий Явлинский и другие представители партии «Яблоко».
Хотя и сторонники Навального, и те, кто голосовал по их рекомендациям, и кандидаты, прошедшие благодаря им, и сам Путин прекрасно понимают, что это не так. Все знают, что избраны случайные люди, «табуретки» без имени и поддержки, поддержанные вопреки, а не благодаря.
Но на сцену вышли проигравшие всё «опытные политики», которые решили обвинить народ, по сути жертву, в том, что их репрессируют. Такую подмену понятий и манипуляцию не смогли бы придумать кремлёвские политтехнологи, такую глупость могут выдавать только озлобленные люди, обнаружившие себя с рекордно низкой поддержкой граждан собственной страны. И которые больше не в состоянии критически оценивать не только себя, но и реальность.
Хочется лишь верить, что когда они обвиняют жертву в том, что она сама виновата в репрессиях, они за закрытыми дверьми не радуются, мол, так этой жертве и надо.