Рассказ про федора ивановича тютчева

Многие литературные деятели признавались в любви русской природе, у многих поэтов в послужном списке есть произведения пейзажной лирики. обсуждая данный

Многие литературные деятели признавались в любви «русской природе», у многих поэтов в «послужном» списке есть произведения пейзажной лирики. Обсуждая данный жанр литературы, мы сразу же вспоминаем имя Федора Ивановича Тютчева, так как он является поэтом, который в основном писал о природе и «с помощью» природы. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из известнейших произведений автора и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье. Перед Вами анализ стихотворения «Неохотно и несмело» по плану.

История создания

Стихотворение «Неохотно и несмело» было написано поэтом в начале июня 1849 года, когда он ехал из Петербурга в село Овстуг. 

Это село для поэта много значит, хоть сам он там и не любил бывать. Это село – малая Родина поэта. Федор Иванович родился здесь, в родовом поместье, которое построил ещё его дед, Николай Андреевич Тютчев. Но в 1812 году, когда наполеоновские войска наступали на Россию, семья Тютчевых переехала в село Троицкое, где у них тоже было имение. И с тех пор Федор Иванович очень редко бывал в Овстуге. Про это село он писал: «Места немилые, хоть и родные». Но, несмотря на это обстоятельство, Федор Иванович часто вдохновлялся родными пейзажами и создавал свои удивительные стихи о природе. 

Стихотворение «Неохотно и несмело» впервые было опубликовано в 1850-м году в журнале «Киевлянин».

Жанр, направление, размер

Произведение «Неохотно и несмело» относится к пейзажной лирике. Через манеру описания природы мы ближе узнаем автора, начинаем лучше его понимать, понимать ход его мыслей и его настроение. Федор Иванович часто писал в данном жанре, а точнее в жанре пейзажно-философской лирики, поэтому все произведения поэта «живые», то есть их хочется обдумывать, их хочется проживать, они «красочно» отвечают на важные жизненные вопросы.

Направление стихотворения «Неохотно и несмело» – романтизм. Природа в произведении Федора Тютчева идеальна! Одной из особенностей романтизма является культ природы и поклонение всему естественному, природному, то есть всё, что происходит — красиво и правильно, всё так и должно быть. Гроза – мощное и иногда пугающее природное явление, но в данном произведении оно – источник прекрасного, удивительного.

Размер стихотворения «Неохотно и несмело» – четырехстопный хорей. Данный размер считается самым распространённым в русской поэзии. Произведения, написанные данным размером, одновременно очень эмоциональны и просты.

Рифмовка в стихотворении «Неохотно и несмело» перекрестная, с чередованием женской и мужской рифмы. 

Композиция

Стихотворение «Неохотно и несмело» состоит из 5 четверостиший. Композиция закольцована. Всё произведение можно разделить на 5 сюжетных частей, посвященных определенному образу.

Всё стихотворение – это дорога поэта в село Овстуг, в то место, которое поэт не любил часто посещать, но всегда восторгался его красотами. Стихотворение «Неохотно и несмело» – это путь лирического героя, уровни изменения его настроения. С каждой новой строфой в лирическом герое просыпается всё больший интерес к созерцаемому, краски описываемой природы становятся ярче и насыщенней.

  1. 1 часть – 1-я строфа. Поэт пишет о полях, на которые даже солнце смотрит «неохотно», но вдруг происходит нечто интересное, нарушающее привычный ход вещей, добавляющее описываемым местам привлекательности.
  2. 2 часть – 2-я строфа. Данное четверостишие посвящено «внезапной» внимательности лирического героя к описываемым местам. Он заметил теплый ветер, гром вдали, заметил просторные зеленеющие поля… Для лирического героя гроза оказалась силой, открывшей ему глаза на красоту окружающего его мира.
  3. 3 часть – 3-я строфа, в которой поэт пишет о молнии. Искрящийся разряд приковал к себе внимание лирического героя, который заметил даже «пламень белый и летучий», окаймивший края молнии.
  4. 4 часть – 4-я строфа. Дождь, гром… С каждой новой строфой в лирическом герое проявляется всё больший интерес к происходящему, он наслаждается увиденным, пытается запомнить каждую деталь.
  5. 5 часть – последняя строфа. Это четверостишие перекликается с первым, оно закольцовывает сюжет. Солнце вновь осветило поля, которые не кажутся теперь простыми, они теперь «в центре событий», внимание лирического героя приковано к ним.

Образы и символы

Лирический герой всех произведений Федора Ивановича – это сам поэт, поэтому, рассуждая об особенностях лирического героя, нельзя не принять во внимание характер самого автора. 

Федор Иванович был очень чутким человеком, человеком с «тонкой» душой, человеком, который уважал, отдавал должное всему прекрасному, который любил, восхищался природой. Все эти характеристики также очень близки и лирическому герою разбираемого произведения. 

Основным образом стихотворения «Неохотно и несмело» является предгрозовая природа. 

В этот период всё «наполняется», становится более ярким, более ароматным, более «густым», более значимым. Природа будто вздыхает, будто напоминает о своем всемогуществе, о своей безмерной силе. 

Гроза для поэта – это символ молодости пылкости, легкости и безмятежности. 

Многим известно, что именно это природное явление является любимым у автора. И ведь в этом есть свой резон! Во время раскатов грома и молнии, во время дождевой стены, «тяжелого» неба не приходят в голову суетные мысли, а хочется лишь думать о самом важном, чувствовать самое важное. Душа в такое время сильно сжимается, а затем также сильно разжимается, «дышит», создавая ощущение покалывания, мурашек где-то в груди, сердце начинает стучать трепетно, благоговейно, вокруг всё становится «живым» и родным. Примерно так же сердце трепещет в периоды влюбленности, в периоды ожидания чего-то давно желанного.

Также интересным в разбираемом произведении является одухотворенность всего вокруг: солнце смотрит на поля, причем неохотно и несмело, земля принахмурилась, пробилась струя молнии, гром сердитый и смелый, земля в смятении. Всё это создаёт атмосферу защищенности и причастности. 

Тема проблемы, настроение

Тема произведения «Неохотно и несмело» – природа перед грозой. 

Как уже было написано выше, поэт одухотворил солнце, землю, ветер, всё вокруг. Поэтому смело можно сопоставить природу и человека, а гроза – это «крик» души. 

В жизни каждого человека бывают перенасыщенные моменты, моменты, когда кажется, что выхода нет, что всё давит, всё не так и все не те… Но именно в такие моменты случается чудо, человек для себя открывается с новой стороны, а точнее с «родной» стороны, становится самим собой, успокаивается, расцветает, ему становится безразлична окружающая суета, он смотрит глубже и выше. Так же и природа! Она перед грозой становится максимально прекрасной, максимально яркой, насыщенной, сочной и живой, а после проливного дождя она становится «чистой», обновленной. То же самое и с человеком…

Проблематикой произведения «Неохотно и несмело» можно считать постоянную неподготовленность к грозе, к изменениям в жизни, к очищению и обновлению, страх перед этим «явлением» и даже нежелание его.

Настроение стихотворения «Неохотно и несмело» очень «нарядное». Произведение пышет красками и событиями, его очень приятно и интересно читать. 

Основная идея

Смысл стихотворения «Неохотно и несмело» заключается в том, что всё необходимое для нас обязательно случается, даже если мы этого не хотим, даже если мы этого боимся. И обязательно всё потом станет лучше, чем было, свободней и легче. Вот только понять это, привыкнуть к этому человек не может, это сложно… Мы постоянно пытаемся сопротивляться этому, даже после нескольких положительных исходов, а нужно всего лишь обратиться к природе! Научится её смирению, спокойствию, её умению быть прекрасной и «естественной» всегда. 

В и этом заключается главная мысль стихотворения «Неохотно и несмело» – довериться, отпустить ситуацию и жить!

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Неохотно и несмело» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «неохотно и несмело смотрит», «ветер теплый», «дальний гром», «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
  2. Метафора: «молнии струя».
  3. Сравнение: «вихрем пыль летит».
  4. Олицетворение: «солнце смотрит», «принахмурилась земля», «пробилась струя молнии», «раскаты громовые сердитей и смелей», «солнце взглянуло исподлобья», «в сиянье потонула вся смятенная земля».
  5. Часто в произведении встречается инверсия, например, «ветра теплого порывы».
  6. Эллипсис: «дальний гром и дождь порой…», «чаще капли дождевые».
  7. Аллитерация: во второй строфе часто повторяющийся звук «р» намекает на приближение грозы.

Автор: Кристина Асаулова

Цели: познакомить с жизнью и
творчеством Ф. Тютчева; развивать интерес к чтению лирических произведений.

Задачи:

познакомить с жизнью и
творчеством Ф. Тютчева; развивать интерес к чтению лирических произведений;
учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые)
слова, средства художественной выразительности, сравнивать поэтические и
прозаические произведения, работать в паре, группе.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

(Выразительное чтение
отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью
мимики и жестов). Все учащиеся читают текст и сопровождают чтение движениями.)

Улетают, улетели…

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой
черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Е. Благинина

— Найдите в стихотворении
красивые выражения. {Узорный лист, лист качается узорный в синей луже.)

— Какие приметы осени
описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)

— С каким чувством
улетают птицы? (С нетерпением.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Найдите в этом
стихотворении приметы осени.

— Какие времена года вы
знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.

— Прочитайте на с. 146
учебника название произведения для сегодняшнего урока, назовите имя автора.

— Определите тему и
цели урока.

Сегодня мы познакомимся
с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем учиться выразительно
читать его, сравнивать прозаический и лирический тексты.

Стихотворение «Листья» Ф.
Тютчев 

1. Как
называли себя листья? Что они рассказали о себе? О чём они мечтают, к кому
обращаются с просьбой? Прочитай эти строки выразительно.

Листья называли
себя «лёгкое племя». Они рассказали, что они были в красе,
играли с лучами, купались в росе. Всё лето они были красивыми, играли с
солнышком, наслаждались росой. Их мечта – улететь вместе с птицами. Для этого
они обратились за помощью к ветру.

Читаем выразительно.

2. Поэт
рассказывает о листьях как о живых существах. Подтверди это фразами из текста.

Листья выполняют действия, которые
присущи человеку. Они размышляют, наблюдают за происходящим вокруг, мечтают, и
ощущают счастье.

Играли с лучами,
Купались в росе!..

Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…

3.
Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях. Запиши в «Рабочую
тетрадь».

 Осенью живой и зелёный лес
превращается в жёлто-красное зарево. И каждый порыв ветра раздувает его,
взметая вверх языки золотого пламени. Но это пламя не обжигает.
   Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные
потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы,
совершающие сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно
опускаются на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно
летали в небе.Осенью живой и зелёный лес превращается в жёлто-красное зарево. И
каждый порыв ветра раздувает его, взметая вверх языки золотого пламени. Но это
пламя не обжигает.
   Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные
потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы, совершающие
сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно опускаются
на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно летали в
небе.

IV. Работа по теме урока

— Еще раз прочитайте
название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем будет это
стихотворение?

— Что вы можете сказать
о листьях? Расскажите о них.

(Выразительное чтение
стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Понравилось вам
стихотворение?

— Какие чувства вы
испытывали, слушая?

— О каком времени года
рассказывает нам автор?

— От чьего имени
написано стихотворение? (От имени листьев.)

— Как поэт рассказывает
о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)

— Приведите примеры,
доказывающие это.

— С каким настроением
надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они
гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что
все прошло.)

— Найдите значение
слова зефиры. За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры — это теплые
летние ветры.)

В Древней Греции
придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный
ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный
ветер как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово —
«борей» или «зефир», как всем было ясно, что речь идет либо о холодном
северном, либо о теплом западном ветре.

— Перечитайте еще раз
третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее
хотят сорваться и улететь.)

— Кого они просят о
помощи? (Они просят об этом ветры.)

— Как надо читать эти
строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)

— Подумайте, только ли
о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится
о соснах, о елях, об их иголках, которые хоть и всегда зеленые, но уже
несвежие.)

— Каким тоном надо
читать эти строки? Как листья говорят о соснах и елях? (Они говорят заносчиво,
гордясь собой.)

— Подготовьте
выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его
для себя.

(Ученики готовят
выразительное чтение. Затем читают.)

— Чье чтение вам
понравилось больше всего?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Краткий обзор биографии и творчества поэта

— Назовите автора этого
стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)

— Вам захотелось узнать
об этом поэте?

(Учитель или хорошо
подготовленные ученики под музыку рассказывают о Тютчеве.)

Федор Иванович Тютчев
(1803—1873) родился в Орловской губернии, в семье помещика. Еще мальчиком
полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

Окончив Московский
университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию.
Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о родине, любовь к
природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям
читателей.

После возвращения на
родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для
близких знакомых.

Тютчев был почти
ровесником Пушкина (моложе его на четыре года). Но, когда Пушкин уже был
знаменит, Тютчева мало кто знал как поэта. Пушкин одним из первых оценил его
стихи и напечатал их в 1836 г. в своем журнале «Современник». А первый сборник
стихов Тютчева вышел в свет еще почти двадцать лет спустя, в 1854 г., когда
поэту исполнилось уже пятьдесят лет.

Стихи Тютчева высоко
ценили В. Жуковский, Л. Толстой. И. Тургенев, подготовивший к печати первый
сборник стихотворений поэта, писал о Тютчеве в предисловии: «Чувство природы в
нем необыкновенно тонко, живо и верно».

2. Работа с текстом

— Прочитайте текст М.
Пришвина, который изучали на прошлом уроке.

— Прочитайте
стихотворение Ф. Тютчева.

— Найдите в этих
текстах сходство и различие.

— А сейчас послушаем,
какие рассказы вы составили дома. (Ученики читают получившиеся рассказы.)

— Послушайте
стихотворение.

Осенний листок

За окошком лист осенний
пожелтел,

Оторвался, закружился,
полетел.

Желтый листик
подружился с ветерком,

Все кружатся и играют
под окном.

А когда веселый ветер
улетал,

Желтый листик на
асфальте заскучал.

Я пошла во двор и
листик подняла.

Принесла домой и маме
отдала.

Оставлять его на улице
нельзя,

Пусть живет всю зиму у
меня.

О. Чусовитина

— Что удивительного
заметила автор? Дома попробуйте придумать свой маленький рассказ об осенних
листьях.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите
любое предложение.

• На сегодняшнем уроке
я узнал…

• На этом уроке я
похвалил бы себя за…

• После урока мне
захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— С каким произведением
познакомились на уроке?

— Кто автор этого
стихотворения?

— Захотелось ли вам
прочитать другие стихи Ф. Тютчева?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию
к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение изученного
стихотворения. Составить рассказ о листочке, о листьях.

В соцсетях, по радио и телевидению часто цитируют поэтические строчки «Умом Россию не понять». Они стали неким девизом народа — своеобразным заветом от предков, напоминающим, что в душах жителей страны, занимающей 1/6 часть земной суши, дано разобраться далеко не всякому иноземцу. Написал бессмертное стихотворение Федор Тютчев в 1866 году. В 2021 году — 10 декабря — прославленным строчкам исполнилось 155 лет. В связи с этим знаменательным событием редакция 24СМИ предлагает вспомнить о великом русском поэте и государственном деятеле и ознакомиться с любопытными фактами из его жизни.

Детство

Федор Тютчев родился в 1803 году. У родителей, кроме него, было еще двое детей, так что будущий классик русской словесности — средний ребенок в семье. Атмосфера, в которой он рос, была благожелательной и спокойной.

Федор Тютчев родился в Орловской губернии, там же получил и начальное образование на дому — от наставника Семена Егоровича Раича. Этот переводчик, поэт и педагог воспитывал и другого великого русского гения слова — Михаила Лермонтова.

Еще в раннем детстве проявились литературные способности Федора Ивановича. Первое стихотворение он написал в 11 лет и посвятил отцу. Оно называлось «Любезному папеньке».

Достойные предки

Из биографии известно, что семья Тютчевых — древний дворянский род. Первые упоминания о нем исследователи обнаружили еще в Николаевских летописях. Там говорится о Захаре Тутчеве, видном деятеле тогдашней Московии. Захар слыл преданным соратником князя Дмитрия Донского, вел переговоры с Мамаем, который выдвинул армию к стенам Москвы.

Другой выдающийся предок поэта — Борис Тютчев, что жил при Иване Грозном, занимал должность воеводы и руководителя московского войска.

Иностранные языки

Федор проявил тягу к иностранным языкам в 7 лет, еще до того, как стал сочинять первые стихи. Чуть позже, став подростком, он уже владел древнегреческим и латынью, что позволило ему в 12 лет перевести на русский труды Горация.

Всего в течение жизни Тютчев в совершенстве изучил 5 иностранных языков — кроме латинского и древнегреческого, знал немецкий, итальянский и французский.

Вундеркинд

Поэтический талант, способность к языкам — признаки того, что молодой Тютчев был вундеркиндом. Следующее доказательство — в 15 лет он поступил в университет слушателем, а через год стал полноправным студентом. При этом еще вступил в Общество любителей словесности, считавшееся тогда престижным.

В 1821 году Федор Иванович успешно завершил учебу — продемонстрировал блестящие результаты, выпускаясь из отделения словесности.

Личная жизнь, семья, дети

Тютчев питал слабость к противоположному полу. Не мог устоять перед женской красотой, преданностью и нежностью. И в итоге часто изменял супругам.

Поэт был дважды официально женат. За все время у него родилось 9 детей. Первая жена — Элеонора Петерсон. На момент брака у нее уже было четверо детей. А в супружестве с Федором Ивановичем родилось еще трое.

Однажды с ней произошла трагическая история. Вместе с детьми женщина плыла из Петербурга в Турин на пароходе. Судно потерпело крушение, но благодаря плывшему на нем Тургеневу семья спаслась. Однако прошел всего год, и Элеонора умерла. По слухам, поэт обвинял в этом себя, поскольку знал, что супруге стали известны подробности его измены с Эрнестиной Дернберг.

Последняя стала второй женой поэта. Но и ей литератор не был верен. Кроме того, не скрывал, что живет на деньги наследства новой супруги — ей они достались от прежнего почившего мужа. В этот период поэт жил по факту на две семьи — с законной супругой и любовницей Еленой Денисьевой, которая, кстати, была ровесницей его дочери.

О творческой деятельности

Тютчев часто публиковал стихи, подписывая псевдонимами — любил использовать отдельные буквы из своих имени и фамилии. Но от исследователей не ускользнула информация об истинном авторстве.

Ранняя поэзия Федора Ивановича повторяла архаические стихи XVIII века. По форме они напоминали оды. Потом, с 1830-х годов, стал тяготеть к романтизму. Часто поднимал тему природы. Со школьных лет многие помнят такие шедевры тютчевской пейзажной лирики, как «Весенняя гроза» или «Зима недаром злится».

Будучи любвеобильным, поэт не мог не отразить это в поэзии. Известно, что каждой из многочисленных женщин он посвятил стихотворение и не по одному разу.

Федор Иванович в вопросе творчества не блистал постоянством. Случались периоды плодотворной работы, когда автор выдавал произведения одно за другим. Но потом наступало затишье, порой на несколько лет подряд. Так, с 1840-х по 1850-е Тютчев не писал ничего. Зато когда вернулся в литературу, лирика его приобрела обновленный вид. Теперь это были политические, социальные стихи, где поэт философствовал, размышлял о Родине. «Умом Россию не понять» принадлежит как раз этому периоду.

Кстати, Тютчев сжигал свои творения. Хрестоматийный пример, конечно, Гоголь. Но и Федор Иванович отличился, правда, сделал это ненамеренно — сжег черновики, наброски, поэтические упражнения. Впрочем, не жалел об этом.

Кроме поэзии

Помимо стихов, Тютчев неоднократно выпускал публицистические труды. Будучи дипломатом, выступал со статьями политического толка. Например, его публикации под названиями «Россия и Германия» или «Римский вопрос» в свое время вызвали серьезный политический резонанс в Российской империи и Европе.

Современники и коллеги отмечали, что эти статьи стали первым в своем роде выражением русского общественного мнения. Раньше никто не брал на себя смелость так твердо, мужественно и свободно говорить с Европой.

Кроме этого, сохранилось свыше 1,3 тыс. писем поэта. Тютчев всю жизнь состоял в активной переписке с сотнями людей.

Не считал себя поэтом

Федор Иванович писал произведения на русском и немецком языках. Последние он также после издания переводил на русский. Всего он выдал до 400 шедевров поэзии. По тогдашним меркам совсем немного, если сравнивать с другими авторами. Но и этого скромного количества достаточно, чтобы смело назвать Тютчева поэтом.

Любопытно, что сам литератор относился к этой своей деятельности скептически, называл себя лишь любителем, пишущим исключительно стихи. Действительно, иные формы он не опробовал — не сочинял ни поэм, ни рассказов, ни сказок, в отличие от других своих коллег по ремеслу, типа Пушкина или Лермонтова, сумевших блеснуть талантом не только в стихосложении, но и в прозе.

Основной деятельностью оставалась дипломатия. В течение 22 лет Тютчев проработал в этой роли за границей, дослужился до тайного советника. Именно государственная служба стояла для него на первом месте, а не поэзия.

Цензор

После работы за границей — в 1844 году — Тютчев вернулся в Россию, где продолжил трудиться на госслужбе — в Министерстве иностранных дел. Здесь поэт отвечал за цензуру — в этот период написал записку главе своего ведомства Александру Горчакову, посвященную российской цензуре.

Поэта беспокоили европейские волнения, из-за чего он считал, что со своей печатью стоит поступить предельно аккуратно. Ее задача — выражать государственную позицию. При этом не призывал к бездумным ограничениям, а называл главной целью воспитание умов незрелых подростков.

Работал над обликом России на Западе

Будучи сотрудником Министерства иностранных дел, Федор Иванович однажды получил задание — нарисовать позитивный облик России для иностранцев. Идею одобрил сам император Николай I.

Для этого Тютчев написал десятки статей на французском языке, чтобы их опубликовали и распространили по Европе. В трудах он говорил об отношениях России с остальными странами.

Задумка удалась — на Западе публикации обрели популярность, потому что удовлетворяли любопытство европейцев. Им хотелось понять и принять непонятную и далекую страну, а Тютчев всеми силами постарался объяснить Россию. В итоге западное отношение стало благосклоннее.

Революция в России невозможна

Всю жизнь поэт придерживался консервативных взглядов. А когда в Европе прокатились восстания в 1848–1849 годах, он отреагировал трактатом «Россия и революция». В нем автор описал, в каком, с его точки зрения, плачевном состоянии оказались пережившие бунты Австрия, Франция и Германия.

Также он заявлял, что русскому народу по природе не присуща революция. Россия, на его взгляд, глубоко христианская держава. Здешний народ рожден для чего-либо более душевного и способен на несвойственное для европейцев самопожертвование. Значит, русским с их нормами морали революция не грозит.

Поэт скончался до того, как в стране появились народовольцы, случились первые восстания, убийство Александра II. Так и не узнал, что заблуждался.

Отношения с другими писателями

После окончания учебы в Московском университете Федор Тютчев провел пару месяцев в Петербурге, а затем в должности внештатного атташе отправился с дипмиссией в Мюнхен. Там познакомился с критиком, поэтом и публицистом Генрихом Гейне, а также с философом Фридрихом Шеллингом.

На тот момент Тютчев уже прочел их книги, поэтому дорожил сложившейся дружбой. Немцы, в свою очередь, также отнеслись к нему с уважением, по достоинству оценив поэтический дар нового знакомого, отзывались о нем как об интересном собеседнике, начитанном человеке.

В России поэт был лично знаком с Виссарионом Белинским, состоял в его кружке. Критик, кстати, лестно высказывался о Тютчеве и высоко ценил его литературный талант.

Благодаря «кружку Белинского» Федор Иванович познакомился с такими современниками, как Гончаров, Достоевский, Некрасов, Герцен и др. Многие из них говорили о большой значимости поэзии Тютчева. Даже сам Пушкин относился к его трудам благосклонно и издавал стихи в своем «Современнике».

Принадлежавший дворянскому роду по материнской линии Федор Тютчев приходился дальним родственником Льву Толстому. Разумеется, они тоже были знакомы. Лев Николаевич также отзывался положительно о творчестве родственника, иногда — с беззлобной иронией.

Внешность и внутренний мир

Знакомый поэта вспоминал, что Тютчева не сильно беспокоил его внешний вид. Зачастую он появлялся в обществе со всклокоченными, словно брошенными по ветру, волосами. Одевался небрежно, доходило даже до неряшливости. Походка Федора Ивановича казалась ленивой.

При этом лицо всегда было гладко выбритым, выглядело привлекательно и выразительно. Он носил аккуратные маленькие очки, о чем свидетельствуют многие из прижизненных фотографий и портретов.

Если касаться внутреннего мира, то при внешнем творческом беспорядке Тютчев отличался гибким изощренным умом. Собеседники находили его приятным, занимательным, остроумным. Отмечали, что в его обществе чувствовали себя комфортно и понимали, что перед ним и не простой смертный, а гений, одаренный от Бога человек.

Здоровье

В последний год жизни поэт болел. Первые симптомы появились в 1872 году — стала плохо слушаться левая рука, ослабло зрение, участились сильные головные боли, а по ночам одолевала бессонница.

Спустя какое-то время Тютчеву стало легче, но потом случился приступ. В первый день нового 1873 года его принесли с прогулки в дом. Поэт был без сознания, левая половина тела оказалась парализована, рот перекошен.

Вызвали профессора Сергея Боткина, который установил у постели больного круглосуточное дежурство. Ежедневные осмотры и оценка симптомов привели медика к выводу, что у Тютчева случился инсульт.

Смерть

Профессор Боткин назначил лечение, которое дало положительный эффект. Поэт пришел в себя, постепенно начал восстанавливаться. Но летом произошел повторный приступ — в 1873 году Федор Тютчев умер. Это случилось в Царском Селе.

Всю жизнь Федор Тютчев искал идеал женщины, любви и счастья, но приблизиться к нему удалось только в поэзии. И сегодня его бесподобная лирика не оставляет читателей равнодушными, стихи все так же пронзительны и трогательны. В числе последних значится стихотворение, которое автор написал на закате жизни, после случайной встречи с первой любовью — Амалией Крюденер. Название его — «Я встретил вас — и все былое…». Это волшебное произведение, чьи строчки стали основой для и по сей день цепляющего за душу романса.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Большинство литературных писателей писали о признании в любви «русской природде», у большинства деятелей в «послужном» списке имеется произведения пейзажной лирики. Говоря о подобном жанре, сразу же вспоминается о Федоре Тютчеве, потому что он поэт, который любил природу и склонялся к ее написанию и благодаря ей он искал вдохновения. Литерагуру долго работал над одним из стихотворений популярного произведения автора и рекомендует ознакомиться с таким разбором в этой статье. В это статье мы разберем все подробно и понятно.

История возникновения

Стихотворение «Неохотно и несмело» было написано летом в 1849 году, когда поэт возвращался из Питера в родное село Овстуг. Село для него было важным, хотя приезжать он туда не хотел. Любил его, потому что это его – Родина. Федор вырос здесь, в доме, который построил еще его дед Николай в 1812 году, в период, когда наполеоновские войска пытались захватить Россию, после этого вся семья переехала в другое село, в котором тоже был дом. С того момента поэт туда с нежеланием хочет возвращаться. Про это село он писал часто: «Места не радужные, но родные». Даже не смотря на это, он часто вспоминал родные края, и те прекрасные пейзажи, которые вдохновляли его. Впервые его стихотворение было опубликовано в 1850 году в журнале «Киевлянины».

Жанр, направление, размер

Произведение считается пейзажной лирикой. Из-за такого поведения и манеры написания, описывания природы можно узнать характер автора, можно понять, что у него в душе, его настроение. Федор Иванович любил такой жанр и склонялся к нему, поэтому все его стихи были подобной лирики, у него они живые, настоящие и трогательные.
Направление стихотворение «Неохотно и несмело» — относится к романтизму. Пейзаж в его стихотворении потрясающая! Главным достоинством романтизма считается культ природы и склонение ко всему живому, все что делается – так и должно быть, красиво и живо. Гроза – сильное и пугающее явление природы, но именно в этом стихотворении оно – является удивительным, живым и мгновенным.
Стихотворение имеет – четырехстопный хорей. Такой размер самый актуальный в русской поэзии. Произведения, в таком размере, легки и удивительны.

Композиция

Произведение состоит из пяти четверостиший. Композиция закальцована, все стихотворения можно поделить на пять частей, которые относятся к определенному образу.
Все композиции – это путь в родные пенаты, в то место, которое поэт не любил, но любил его за пейзаж и реальность. Стихотворение – это его пройденная дорога, смелость, грусть и страх. В каждой последующей строфе в герое восстанавливается огромный интерес к новому, пейзажи становятся еще краше и реалистичнее.
1 строфа. Герой делится о полях, о солнце, о чем-то новом и интересном, добавляет что-то новое, интересное и привлекательное.
2 строфа. В данной строфе рассказывается о «внезапной» внимательности нашего героя к родным местам. Он увидел неохотный ветер, гроза, уделил внимание полям, которые только начинают зеленеть. Для нашего героя гроза является – мощностью, которая дает ему силы в будущее.
3 строфа. Здесь уклон идет на молнию. Сила молнии привлекла к себе внимание поэта, который увидел молнию.
4 строфа. Дождь и гром…в каждой строфе что-то новое и интересное, полезное и удивительное, он всем этим живет и наслаждается, он помнит каждую мелочь, хочет все это сохранить у себя в памяти.

Образы

Наш поэт всех произведений – это сам поэт, поэтому, говоря о характере и индивидуальности героя, нельзя оставить без внимания именно автора. Федор Иванович запомнился своим необычным характером, он был чутким, ко всему относился с пониманием, восхищался прекрасным, повсюду искал плюсы. Также он попытался передать все эти эмоции своему герою. Главным образом произведения «Неохотно и несмело» является предгрозовая природа.
В этот момент все меняется, находит ощущение радости, перемен, все становится ароматным, густым, важным. Природа будто что-то чувствует и хочет что — то передать, рассказать, предупредить.
Такая погода для героя – символ молодости и везения, легкости и прочности. Ни для кого не секрет, что данное природное явление для автора является важным и радостным. В этом есть что-то особенное. Душа в этот момент будь-то пропадает, а потом вновь распыляется, заново живет, создавая при этом новые ощущения, вокруг все кажется ярким и прекрасным.
Необычным в данном стихотворении считается одухотворенность окружающей середы: солнце проникает на поля, так неохотно и несмело, земля ждет нового удара молнии, гром сердитый и смелый. Вокруг все кажется таким родным и необычным, превосходным. Именно такое ощущение люди чувствуют на момент влюбленности, в момент ожидания чего-то желанного. Все это дает какую-то особенную атмосферу вокруг.

Тема, настроение

Тема стихотворения – природа перед грозой. Как ранее говорилось, поэт любит пейзаж своей родины и описывает ее красоты. У многих в жизни бывают разные ситуации, грустные, радостные, иногда хочется опустить руки, а иногда летать от счастья. Именно в этот период случается чудо, человек получает новые эмоции, становится открытым, ярким и расцветает, пытается помочь другим. Все так же происходит и с природой! Перед грозой она превращается во что-то прекрасное, яркое, живое, а после дождя все словно очищается, и становиться новым. Так же и с человеком и его душой.
Проблемой считается постоянная неподготовленность к такому природному явлению, к переменам, к обновлению и возрождению. Настроение стихотворения необычное, нарядное. В произведении много яркого и необычного, прекрасного и логичного.

Главная идея

Смысл произведения состоит в том, что все нужное для нас обязательно происходит, даже если этого не хочется, если это тревожит. И непременно все улучшиться, все будет, так как нужно. Вот только нужно это принять, понять и выполнить, прислушаться. Мы хотим этому противостоять, даже после многочисленных положительных эмоций, а нужно просто на просто прислушаться к природе. Научиться слушать, любить и принимать. В этом и есть вся суть, которую хотел высказать поэт.

«Неохотно и несмело» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр

Пейзажи Ф. И. Тютчева динамичные, наполненные звуками и цветами. Свидетельством этого является стихотворение «Неохотно и несмело». Изучают его в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Неохотно и несмело» по плану.

«Неохотно и несмело» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Неохотно и несмело.

История создания – произведение было написано в 1848 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.

Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.

Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля».

Эпитеты«ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».

История создания

В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».

В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли. За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.

В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.

Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги и поэтому становятся еще зеленее.

Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя ее края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты, чем-то рассержены, поэтому раздаются все сильнее.

Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает последний взгляд на поля. Оно недовольно, на что указывает деталь «взглянуло исподлобья». Молния достигает своего апогея, и земля утопает в ее сиянии. Следующие картины бушующей стихии сами вырисовываются в воображении читателя.

Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.

Композиция

Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишье посвящено определенному образу природы. Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии. Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в последнем она вовсю бушует над землей.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика. Едва уловимы философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею – лишь маленькое беззащитное существо. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Строки произведения объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них природа автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа. Главную роль играют метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля». Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».

Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые все сердитей и сильней». Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» (Ф. И. Тютчев)

Многие литературные деятели признавались в любви «русской природе», у многих поэтов в «послужном» списке есть произведения пейзажной лирики. Обсуждая данный жанр литературы, мы сразу же вспоминаем имя Федора Ивановича Тютчева, так как он является поэтом, который в основном писал о природе и «с помощью» природы. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из известнейших произведений автора и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье. Перед Вами анализ стихотворения «Неохотно и несмело» по плану.

История создания

Стихотворение «Неохотно и несмело» было написано поэтом в начале июня 1849 года, когда он ехал из Петербурга в село Овстуг.

Это село для поэта много значит, хоть сам он там и не любил бывать. Это село – малая Родина поэта. Федор Иванович родился здесь, в родовом поместье, которое построил ещё его дед, Николай Андреевич Тютчев. Но в 1812 году, когда наполеоновские войска наступали на Россию, семья Тютчевых переехала в село Троицкое, где у них тоже было имение. И с тех пор Федор Иванович очень редко бывал в Овстуге. Про это село он писал: «Места немилые, хоть и родные». Но, несмотря на это обстоятельство, Федор Иванович часто вдохновлялся родными пейзажами и создавал свои удивительные стихи о природе.

Стихотворение «Неохотно и несмело» впервые было опубликовано в 1850-м году в журнале «Киевлянин».

Жанр, направление, размер

Произведение «Неохотно и несмело» относится к пейзажной лирике. Через манеру описания природы мы ближе узнаем автора, начинаем лучше его понимать, понимать ход его мыслей и его настроение. Федор Иванович часто писал в данном жанре, а точнее в жанре пейзажно-философской лирики, поэтому все произведения поэта «живые», то есть их хочется обдумывать, их хочется проживать, они «красочно» отвечают на важные жизненные вопросы.

Направление стихотворения «Неохотно и несмело» – романтизм. Природа в произведении Федора Тютчева идеальна! Одной из особенностей романтизма является культ природы и поклонение всему естественному, природному, то есть всё, что происходит — красиво и правильно, всё так и должно быть. Гроза – мощное и иногда пугающее природное явление, но в данном произведении оно – источник прекрасного, удивительного.

Размер стихотворения «Неохотно и несмело» – четырехстопный хорей. Данный размер считается самым распространённым в русской поэзии. Произведения, написанные данным размером, одновременно очень эмоциональны и просты.

Рифмовка в стихотворении «Неохотно и несмело» перекрестная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Неохотно и несмело» состоит из 5 четверостиший. Композиция закольцована. Всё произведение можно разделить на 5 сюжетных частей, посвященных определенному образу.

Всё стихотворение – это дорога поэта в село Овстуг, в то место, которое поэт не любил часто посещать, но всегда восторгался его красотами. Стихотворение «Неохотно и несмело» – это путь лирического героя, уровни изменения его настроения. С каждой новой строфой в лирическом герое просыпается всё больший интерес к созерцаемому, краски описываемой природы становятся ярче и насыщенней.

  1. 1 часть – 1-я строфа. Поэт пишет о полях, на которые даже солнце смотрит «неохотно», но вдруг происходит нечто интересное, нарушающее привычный ход вещей, добавляющее описываемым местам привлекательности.
  2. 2 часть – 2-я строфа. Данное четверостишие посвящено «внезапной» внимательности лирического героя к описываемым местам. Он заметил теплый ветер, гром вдали, заметил просторные зеленеющие поля… Для лирического героя гроза оказалась силой, открывшей ему глаза на красоту окружающего его мира.
  3. 3 часть – 3-я строфа, в которой поэт пишет о молнии. Искрящийся разряд приковал к себе внимание лирического героя, который заметил даже «пламень белый и летучий», окаймивший края молнии.
  4. 4 часть – 4-я строфа. Дождь, гром… С каждой новой строфой в лирическом герое проявляется всё больший интерес к происходящему, он наслаждается увиденным, пытается запомнить каждую деталь.
  5. 5 часть – последняя строфа. Это четверостишие перекликается с первым, оно закольцовывает сюжет. Солнце вновь осветило поля, которые не кажутся теперь простыми, они теперь «в центре событий», внимание лирического героя приковано к ним.

Образы и символы

Лирический герой всех произведений Федора Ивановича – это сам поэт, поэтому, рассуждая об особенностях лирического героя, нельзя не принять во внимание характер самого автора.

Федор Иванович был очень чутким человеком, человеком с «тонкой» душой, человеком, который уважал, отдавал должное всему прекрасному, который любил, восхищался природой. Все эти характеристики также очень близки и лирическому герою разбираемого произведения.

Основным образом стихотворения «Неохотно и несмело» является предгрозовая природа.

В этот период всё «наполняется», становится более ярким, более ароматным, более «густым», более значимым. Природа будто вздыхает, будто напоминает о своем всемогуществе, о своей безмерной силе.

Гроза для поэта – это символ молодости пылкости, легкости и безмятежности.

Многим известно, что именно это природное явление является любимым у автора. И ведь в этом есть свой резон! Во время раскатов грома и молнии, во время дождевой стены, «тяжелого» неба не приходят в голову суетные мысли, а хочется лишь думать о самом важном, чувствовать самое важное. Душа в такое время сильно сжимается, а затем также сильно разжимается, «дышит», создавая ощущение покалывания, мурашек где-то в груди, сердце начинает стучать трепетно, благоговейно, вокруг всё становится «живым» и родным. Примерно так же сердце трепещет в периоды влюбленности, в периоды ожидания чего-то давно желанного.

Также интересным в разбираемом произведении является одухотворенность всего вокруг: солнце смотрит на поля, причем неохотно и несмело, земля принахмурилась, пробилась струя молнии, гром сердитый и смелый, земля в смятении. Всё это создаёт атмосферу защищенности и причастности.

Тема проблемы, настроение

Тема произведения «Неохотно и несмело» – природа перед грозой.

Как уже было написано выше, поэт одухотворил солнце, землю, ветер, всё вокруг. Поэтому смело можно сопоставить природу и человека, а гроза – это «крик» души.

В жизни каждого человека бывают перенасыщенные моменты, моменты, когда кажется, что выхода нет, что всё давит, всё не так и все не те… Но именно в такие моменты случается чудо, человек для себя открывается с новой стороны, а точнее с «родной» стороны, становится самим собой, успокаивается, расцветает, ему становится безразлична окружающая суета, он смотрит глубже и выше. Так же и природа! Она перед грозой становится максимально прекрасной, максимально яркой, насыщенной, сочной и живой, а после проливного дождя она становится «чистой», обновленной. То же самое и с человеком…

Проблематикой произведения «Неохотно и несмело» можно считать постоянную неподготовленность к грозе, к изменениям в жизни, к очищению и обновлению, страх перед этим «явлением» и даже нежелание его.

Настроение стихотворения «Неохотно и несмело» очень «нарядное». Произведение пышет красками и событиями, его очень приятно и интересно читать.

Основная идея

Смысл стихотворения «Неохотно и несмело» заключается в том, что всё необходимое для нас обязательно случается, даже если мы этого не хотим, даже если мы этого боимся. И обязательно всё потом станет лучше, чем было, свободней и легче. Вот только понять это, привыкнуть к этому человек не может, это сложно… Мы постоянно пытаемся сопротивляться этому, даже после нескольких положительных исходов, а нужно всего лишь обратиться к природе! Научится её смирению, спокойствию, её умению быть прекрасной и «естественной» всегда.

В и этом заключается главная мысль стихотворения «Неохотно и несмело» – довериться, отпустить ситуацию и жить!

Анализ стиха «Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчева

Пейзажи Ф. И. Тютчева динамичные, наполненные звуками и цветами. Свидетельством этого является стихотворение «Неохотно и несмело», в котором поэт динамично описал красоту природы во время грозы.

Анализ Неохотно и несмело

Сочинения и анализ «Неохотно и несмело» можно использовать на уроке русской литературы в 6–7 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении. Предлагаем ознакомиться с анализом «Неохотно и несмело» по плану.

Текст стихотворения «Неохотно и несмело»

Федор Иванович Тютчев

Неохотно и несмело

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сияньи потонула

Вся смятенная земля.

Краткий анализ произведения

Произведение «Неохотно и несмело» было написано, когда Тютчев путешествовал в село Овстуг. Основной темой произведения является предвкушение начала грозы.

  • История создания – произведение написано в 1849 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.
  • Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.
  • Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.
  • Метафоры – «пробилась из-за тучи
  • синей молнии струя», «Пламень окаймил её края», «в сиянье потонула вся смятённая земля».
  • Олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
  • Эпитеты – «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля».

Тютчев тонко описал настроение перед грозой, и то, что происходит с природой во время дождя.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Стих «Неохотно и несмело» анализ по плану:

  1. Тема стихотворения: природа во время грозы ( или летняя гроза);
  2. Основная мысль: природа прекрасна во время грозы;
  3. Лирический герой: нет, так как стихотворение о природе (идёт просто её описание, описание чувств при обращении к ней, нет конкретного лица);
  4. Средства выразительности:
  • олицетворение (солнце смотрит), олицетворение (принахмурилась земля),
  • аллитерация (Чу, за туЧей прогремело),
  • инверсия (ветра тёплого порывы),
  • эпитет (ветра тёплого), эпитет (зеленеющие нивы), олицетворение (пробилась молнии струя), инверсия (синей молнии струя), эпитет (пламень летучий), эпитет (пламень белый), эпитет и инверсия (капли дождевые), эпитеты (раскаты сердитей, смелей),
  • олицетворение (солнце взглянуло),
  • инверсия (раз ещё),
  • олицетворение (земля потонула),
  • эпитет (смятённая земля),
  • аллитерация (Неохотно и Несмело; Солнце Смотрит; ветРа тёплого поРывы; Дальний гРом и ДожДь поРой; Зеленеющие нивы Зеленее под гроЗой и так далее);
  • также, можно сказать, что на протяжении всего стихотворения наблюдается восходящая градация (можно отнести не столько к литературным приёмам, сколько именно к сюжету стихотворения);
  1. Жанр — стихотворение;
  2. Стихотворный размер и рифма: рифма — перекрёстная, размер хорей (три полные стопы);
  3. Моё впечатление: в этом стихотворении моё внимание особенно привлекло то, как автор отображает в природе постепенное приближение грозы: начиная от несмелого взгляда на солнце, на поля, переходя постепенно к сердитым, всё более усиливающимся раскатам грома.

Мне понравилось это стихотворение, в нём красочно описана природа во время летней грозы.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».

Тема

В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли.

За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.

В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.

Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги, и поэтому становятся ещё зеленее.

Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя её края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты,чем-то рассержены, поэтому раздаются всё сильнее.

Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает исподлобья взгляд на поля. Гроза заканчивается, и земля, обновлённая, умытая, утопает в сиянии солнечных лучей.

Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.

Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Едва уловимы и философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею – лишь маленькое беззащитное существо.

Композиция

Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией, завершение грозы. Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишье посвящено определённому образу природы.

Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии. Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в четвёртом она вовсю бушует над землей, а в последнем мы уже видим не грозу, а образ земли после грозы.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Строки произведения объединены перекрёстной рифмовкой.

Жанр

Жанр стихотворения –лирическое стихотворение. Явно виден лирический герой – созерцатель данной картины природы. Это его видение мира природы, его мысли и чувства, навеянные грозой.

Средства выразительности

Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа.

Главную роль играют олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей», метафоры: «в сиянье потонула вся смятённая земля», «Пламень окаймил её края».

Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля».

Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней».

Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.

Сочинение о стихотворении Неохотно и несмело

Федор Иванович Тютчев – поэт-романтик. Он считает, что чувства и ощущения, которые испытывает человек куда важнее нежели их материальное проявление. Для поэта важнее уметь видеть красоту бесконечно меняющегося мира, уметь замечать изящество форм своего окружения, ведь наш мир безупречен в своем совершенстве.

Одним из любимых явлений природы, которым мог бесконечно любоваться Тютчев, является гроза. В его творчестве это явление природы символизирует молодость и очищение души.

Ожидание грозы, ее предвкушение – особый миг, в который человек, умеющий ценить моменты красоты, испытывает неописуемый восторг. В этот момент приходит и острое ощущение невозвратности прошедшего. Соединение восхищение и некого драматизма, от которого никуда не уйти, рождает неповторимое буйство чувств.

Стихотворение «Неохотно и несмело…» создано Тютчевым в 1849 году. В нем он как раз и подробно описывает минуты до начала грозы, когда природа преображается и замирает.

Апогеем стихотворения является блеск грозы на небе, разделившей ее пополам. Тютчев передает эту картину с особым мастерством. Кажется, читатель перенесся в мир грез и суеверий. Вспоминается, что когда-то люди боялись грозы и грома, воспринимая их как страшных предвестников.

Но рядом прячется солнце, которое лишь на время отдало свои бразды правления грозе. Оно наблюдает за выходками грозы, как наблюдает незаметно хозяйка за тем, что делает ее служанка.

В данном стихотворении Тютчеву удалось не просто воссоздать предгрозовой пейзаж, но и напомнить читателю о быстротечности времени, о необходимости останавливать взгляд на чем-либо красивом, ведь возможно завтра оно будет уже совсем иным.

Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней.

Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака.

Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием, омытый дождем мир.

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

По сравнению с другими поэтами-классиками, у Федора Ивановича Тютчева не так много лирических произведений, всего около 300. Все они легко вмещаются в одну книгу. Но А. А. Фет очень точно подметил, что одна книга Ф. И. Тютчева может перевесить несколько томов произведений других авторов. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомится с одним из стихотворений этого уникального автора, стихотворением «Последняя любовь», анализ которого по плану представлен ниже.

История создания

Произведение «Последняя любовь» написано примерно в 1852-1854 годах. Фёдор Иванович пользовался немалой популярностью у прекрасного пола. Нам известно о нескольких «серьёзных» романах поэта. Первый из них – это любовь к Амалии Крюденер, любовь, которая расцвела в душе поэта еще в совсем юном возрасте, в 19 лет. Чувство к этой молодой женщине Фёдор Иванович пронёс через всю свою жизнь, но свою судьбу с ней так и не связал. 

В 1826 году Федор Тютчев женился на Элеоноре Петерсон – женщине, которой автор восхищался, которой был очень признателен, благодарен, уверен в ней, уверен в её любви. В этом браке родились три замечательные дочери. 

В 1833 году у Федора Ивановича начался роман с замужней на то время Эрнестиной Дернберг. Элеонора Федоровна догадывалась о измене мужа, но вела себя достойно. Скандал по этому поводу был лишь однажды, без присутствия самого Тютчева, впоследствии чего первая жена поэта довольно быстро ушла из жизни. Смерть жены Федор Иванович мучительно переживал, тосковал по ней, поседел за одну ночь… Но через несколько месяцев Федор Тютчев и Эрнестина Дернберг обвенчались. В этом браке родились ещё два сына и дочь.

В 1850 году Фёдор Иванович Тютчев познакомился с Еленой Александровной Денисьевой, которая училась в одном классе с его старшими детьми. Эрнестина Фёдоровна замечала знаки внимания своего мужа к подружке дочери, но не придавала большого значения им, так как привыкла к мимолетным романам Федора Ивановича. Но уже в 1851 году Елена Александровна родила от поэта первого ребенка. Их роман продолжался 14 лет, до смерти Елены Денисьевой. 

Разбираемое стихотворение «Последняя любовь» относится к «Денисьевскому циклу». Этот цикл можно считать романом, повествующим о «сложной» любви поэта к молодой девушке, повествующем о «губительной» любви, но в то же время о светлом и спасительном чувстве.

Третий период творчества Тютчева, к коему относится разбираемое стихотворение, отличается трагическими, упадническими, мрачными нотами, безысходными настроениями. Он уже стар, а его муза молода и прекрасна.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Последняя любовь» – элегия. Однозначно стихотворение окрашено в «драматичные» краски, оно передаёт душевные терзания поэта.

Направление творчества Федора Ивановича – романтизм. Данное стихотворение является очередным доказательством этого! Всё внимание обращено к внутреннему миру лирического героя. Чувства в романтизме важнее разума и рассудка. Также творчество Тютчева причисляют к «чистому искусству» — поэзии, направленной на любование красотой, наслаждение чувствами и созерцание природы.

Стихотворение «Последняя любовь» начинается с междометия «о», что говорит об эмоциональности произведения, об открытости души лирического героя, поэта перед читателем. 

Мы не знаем какова внешность лирического героя, но мы видим его «внутреннее содержание» – это главная отличительная черта романтизма.

Размер стихотворения «Последняя любовь» – четырехстопный ямб с пиррихиями. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифмы. 

Композиция

Стихотворение «Последняя любовь» состоит из трёх строф. Произведение можно разделить на три смысловые части, соответствующие каждому четверостишию. 

В 1-й части автор восклицает, говорит будто на выдохе, после долгих раздумий и метаний.

«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…»

Поэт сравнивает «последнюю» любовь со светом, с зарёй. 

«Сияй, сияй, прощальный свет…» 

Повторение слов или строк в лирических произведениях обычно заостряет внимание читателя на особо важном, на основном. В данном случае поэт воспользовался повторением, чтобы рассказать читателю о своей радости видеть этот удивительный свет, о нежелании его терять из виду.

2-я часть посвящена жизни лирического героя, которую поэт сравнивает с небом, которое «обхватила тень», с прошедшим днём, сложным, утомляющим, но на склоне таким прекрасным, озаренным.

Также автор прибегает к повторению. 

«Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.»

Складывается ощущение, что лирический герой не хочет, чтобы время шло дальше, он хочет задержать прекрасное мгновенье, «продлить очарованье».

В 3-й части поэт пишет о том, что, возможно внешне человек с возрастом и меняется, но сердце, душа его всегда молоды, полны любви и надежды!

«О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.»

Последние две строки – это отчаянный вывод из всего рассуждения поэта! 

Образы и символы

Лирический герой разбираемого произведения «Последняя любовь» – сам поэт, так как произведение обращено к возлюбленной автора и отражает реальные события. Лирический герой – человек, который уже повидал многое, испытал всё, что можно было… Но вдруг он открывает для себя нечто новое! Это новое – хорошо забытое старое, это любовь! И вновь увидев этот «свет», ощутив, прочувствовав это «хрупкое», лирический герой относится к любви по-новому, с большим трепетом, с большим уважением, с благодарностью, погрузившись в данное чувство полностью, не оставив себя для чего-то ещё!

Главным образом произведения является именно это чувство – любовь! Автор сопоставляет его со светом. Свет – это символ истины, свет – это что-то необходимое, неотъемлемое, побеждающее тьму. Точно такая же и любовь, всепоглощающая, всепроникающая и необходимая. Она открывает глаза на «настоящий» мир, на такой мир, каким он был задуман.

Далее поэт прямым текстом сравнивает последнюю любовь с зарей.

«Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»

Заря – это символ пришествия Христа. То есть тьмы уже не будет, есть негасимый свет! Поэт заменил закат словосочетанием заря вечерняя, что объясняет отношение лирического героя к одолевшему его чувству, лирический герой воспринимает его как что-то разрастающееся, увеличивающееся и усиливающееся. 

Далее поэт пишет:

«Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье…»

Скорее всего, здесь автор ничего не завуалировал, а образно обрисовал происходящие события, представив свою жизнь небом, в которой не было место радости, но вдруг появился свет, подаривший радость жизни лирическому герою. 

Очень интересно так же то, что одно из символических значений запада – это средний возраст, то есть как раз тот возраст, в котором прибывал поэт на момент написания произведения. Этот факт ещё раз доказывает, что лирический герой является автопортретом поэта.

Далее следует очень красивый оксюморон «вечерний день», который опять же описывает отношение автора к происходящему, к внезапной радости в жизни.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Последняя любовь» закреплена в названии — это любовь. Любовная лирика Фёдора Ивановича отличается удивительной чувствительностью, эмоциональностью, открытостью. 

Особенным является «Денисьевский цикл», который посвящен как раз последней любви поэта. Данный сборник наполнен не только пылкой любовью и чувственностью, но он также один из самых тревожных и отчаянных.

В этом и заключается проблематика произведения, в сплетённости любви, нежности и отчаянья, странного чувства собственного несоответствия обстоятельствам, тревоги, страха. Старость контрастирует с юностью, закат дней сталкивается с ярким светом зари. 

Настроение стихотворения «Последняя любовь» нельзя назвать тревожным, хотя подобные ноты присущи ему. Произведение наполнено надеждой и благодарностью, радостью и «нежным» страхом, который растворяется в мудрости лирического героя.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Последняя любовь» — это ответ на проблематику произведения. Поэт принимает решение любить, хотя прямым текстом этого не пишет. 

«О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.»

Последние строки описывают смешенные чувства лирического героя. Складывается впечатление, что он решается «нырнуть с головой» в любовь, хотя и не совсем уверен в себе, сомневается. 

Смысл стихотворения Тютчева «Последняя любовь» состоит в том, что любовь – это свет, а от него не скроешься, любовь поддерживает нас, поднимает и оберегает, любовь – это дыхание, а жить без дыхания невозможно. Именно поэтому лирический герой принимает такое решение, он достаточно опытный, мудрый человек, испытавший многое.

Средства выразительности

Анализ стихотворения Тютчева «Прощальная любовь» должен быть завершен перечислением тропов. Средства художественной выразительно создают неповторимый стиль автора и выражают его чувства.

  1. Эпитеты: «прощальный свет», «любви последней», «последняя любовь».
  2. Метафора: «на склоне лет», «заря вечерняя», «скудеет кровь», «не скудеет нежность».
  3. Олицетворение: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
  4. Оксюморон: «вечерний день».
  5. Лексический повтор: «сияй, сияй…», «помедли, помедли…», «продлись, продлись…».
  6. Инверсия прослеживается на протяжении всего стихотворения. Например, «нежней мы любим и суеверней…».
  7. Риторическое восклицание:

«Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»
«О ты, последняя любовь!»

Автор: Кристина Асаулова

  • Рассказ про учителя для 1 класса по окружающему миру плешаков
  • Рассказ про учителя для 1 класса от родителей
  • Рассказ про фамусова горе от ума
  • Рассказ про учебу в университете на английском
  • Рассказ про учителя литературы в будущем