Рассказ про фамусова горе от ума

Описаниемузей-заповедник хмелита в пятницу открывает выставку в литературном салоне вязьмы. экспозиция горе от ума на российской сцене из фондов музея-заповедника

Описание

Музей-заповедник «Хмелита в пятницу открывает выставку в Литературном салоне Вязьмы. Экспозиция ««Горе от ума» на российской сцене» из фондов музея-заповедника «Хмелита» и фондов музея А. Бахрушина представляет редкие фотографии сцен из знаменитой комедии.

Известно, что комедия «Горе от ума» долгое время была запрещена к печати и, тем более, к постановке на театральной сцене, поскольку в ней усмотрели «пасквиль на Москву». Однако еще при жизни А.С. Грибоедова произведение расходилось в многочисленных списках и стало поистине народным.

При жизни Грибоедова были предприняты три попытки поставить «Горе от ума». Первую попытку сделали на своей школьной сцене воспитанники Петербургского театрального училища. Сам Грибоедов приезжал на репетиции и помогал будущим актерам советами. Все с нетерпением ожидали премьеры, однако спектакль был запрещен.

Имеются сведения о том, что комедия «была играна в 1827 году в присутствии автора в крепости Эривани во дворце Саардарского». 26 января 1831 г. постановка пьесы «Горя от ума» была осуществлена у тестя Грибоедова – князя Александра Чавчавадзе в зале Тифлисской армянской духовной семинарии.

Впервые на афише комедия появилась 2 декабря 1829 года в Большом театре в Петербурге. Давалось первое действие, начиная с выхода Чацкого, роль которого исполнял И.И. Сосницкий. Та же сцена была дана 30 января 1830 года в Москве со сцены московского Большого театра на бенефисе знаменитого М.С. Щепкина, который играл Фамусова. «Эти отрывки мало имели действия на зрителей, которые как будто из вежливости похлопали некоторым остроумным стихам Грибоедова», — писал по поводу этого спектакля «Московский Телеграф». Щепкин-Фамусов, игру которого впоследствии признавали шедевром, не мог понравиться первым зрителям: текст роли с купюрами исключал наиболее острые и яркие высказывания героя комедии.

В том же 1830 году третий акт комедии был поставлен на нескольких бенефисах по сценам, напечатанными Ф. М. Булгариным в «Русской Талии» с купюрами, ранее проверенными цензурой. Искаженные по цензурным соображениям стихи десятки лет продолжали звучать со сцены.

Однако были и исключения. Так, первый спектакль «Горе от ума» по оригинальному авторскому тексту был поставлен в провинции (Киев, 1831). Успех пьесы был огромен. Один из зрителей 23 января 1832 года сообщал, что «толпа в театре при представлении сей пьесы не оставляет места, где упасть яблоку. Все места всегда бывают заняты, и уже в два часа накануне представления нельзя достать билета».

Наконец, комедию «Горе от ума» разрешили к исполнению в Императорских театрах, но не в провинции, где комедия оставалась под запретом до 1863 года.

В столичных же театрах она шла под тщательным контролем цензуры, в изуродованном виде. Со 2 декабря 1829 до июля 1863 годав Петербурге спектакль был сыгран 184 раза, Москва за это время видела комедию 144 раза. Несмотря на запреты, грибоедовскую комедию ставили любители и в Тифлисе, в доме князя Р. А. Багратиона, и в усадебных театрах.

В 1886 г. Театр Корша, крупнейший частный театр в России, представил в Москве полную постановку «Горя от ума» (режиссер М.В. Аграмов). Художник А. С. Янов оформил спектакль по модным журналам 1820-х гг. XIX столетия (до этого играли в современных времени постановки костюмах).

В 1906 году спектакль был поставлен В.И. Немировичем-Данченко и К. С. Станиславским в Московском художественном театре. Великолепные декорации и бутафория создавали реальное впечатление фамусовской Москвы, ожившей на сцене. Чацкого играл В.И. Качалов, ставший одним из лучших исполнителей этой роли.

«Большим радостным событием» была названа постановка московского Малого театра в 1910 году. Фамусова играл К.Н. Рыбаков, Репетилова — А.И. Южин. Даже маленькие роли исполнялись ведущими актерами театра: М.Н. Ермоловой, Н.А. Никулиной, А.А. Яблочкиной. Малый театр сосредоточил внимание на критике нравов, господствующих в дворянском обществе, и комедия стала сатирой потрясающей силы.

Первым возобновлением комедии на советской сцене был спектакль «Горе от ума» Малого театра в 1921 году. На протяжении всего ХХ векаспектакль оставался репертуарным приоритетом театра.

В 1928 году постановку комедии Грибоедова под первоначальным грибоедовским названием «Горе уму»в театре своего имени – ГосТИМе– осуществилВс. Э. Мейерхольд. Он произвел коренной пересмотр всего содержания пьесы, в которую ввел ряд дополнительных сцени персонажей. В частности, была введена сцена Чацкого с декабристами, которая должна была показать, что Чацкий не просто критикует окружающую среду, а восстает против общественного строя. Одним из выдающихся исполнителей роли Чацкого был М.И. Царев. Игорь Ильинский играл Фамусова, жена Вс. Мейерхольда Зинаида Райх выступала в роли Софьи.

В 1935 году Вс. Мейерхольд вновь обратился постановке, вернув спектаклю название «Горе от ума».

Почти два века живут на сцене персонажи «Горя от ума». Сегодня к нему обращаются знаменитые режиссеры (Ю. Любимов, О. Меньшиков, С. Женовач, И. Райхельгауз, Р. Туминас, С. Арцибашев и другие), открывая зрителям новые грани бессмертной комедии, созданной А.С. Грибоедовым.

Широко известная комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» в течение многих лет не теряет своей популярности. В произведении идёт рассказ о молодом дворянине Александре Чацком. Герой возвращается на Родину после многолетнего отсутствия и навещает свою возлюбленную. К его великому сожалению Софья уже влюблена в другого и встречает Чацкого холодно. Чацкий возмущается и всячески насмехается над ее возлюбленным. Софья считает, что Александр сумасшедший и вскоре все общество поддерживает ее в этом.

Александр Андреевич ЧацкийХарактеристика главных героев произведения "Горе от ума" Александра Грибоедова

Чацкий является одним из главных героев комедии. Он одинокий человек, сирота. Его родители умерли, когда он был ребенком. После смерти родителей Александр воспитывался в доме Фамусова — друга его отца. С самого детства Чацкий дружил с дочерью Фамусова — Софией.

Софья: «Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой…»

Чацкий является умным и начитанным мужчиной. Так считает и ближайшее к нему общество, многие отмечают его красноречие:

Софья: «Остёр, умён, красноречив…»

Чацкий любит насмехаться над людьми. Все его насмешки в основном направлены против глупых людей. Некоторые даже считают, что он откровенно презирает людей.

Софья о Чацком: «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»

Александр Чацкий очень свободомыслящий человек, ни от кого не зависящий. Также его можно назвать искренним человеком, не притворщиком. Он любит говорить правду и предпочитает слышать от других людей также правду. Он является чувствительным и страстным.

Павел Афанасьевич Фамусов

Фамусов является вдовцом, дворянином. Он воспитывает дочь Софью. Является весьма бодным мужчиной, хотя находится уже в возрасте. Служит в Москве в казенном месте и занимает довольно высокий пост. По его словам, он работает без отдыха, как угорелый:

«Нет отдыха, мечусь как словно угорелый…»

Павел Афанасьевич злоупотребляет своим служебным положением и продвигает по службе родственников. Для своей дочери ищет богатого жениха, который будет иметь чин и награды.

Является ветренным мужчиной и в тайне от всех пристает к своей служанке Лизе, которая не отвечает ему взаимностью. Часто сердится без причины и ругает всех вокруг. Своих слуг он называет ослами.

Нужным ему людям Фамусов умело льстит и угождает. Также он питает невероятную страсть к чинам. Его сильно волнует общественное мнение:

«Ах! боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна!…»

Алексей Степанович Молчалин

Молчалин живет и служит у Фамусова. Он родился в семье мещан и является человеком простого происхождения. По словам Фамусова и вовсе нищим человеком.

Он получил дворянство благодаря своей службе у Фамусова. Также благодаря ему Алексей перебрался из Твери в Москву. Павел Афанасьевич в свою очередь продвигает его по службе:

«Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?…»

Однако сам Молчалин считает, что имеет два таланта: умеренность и аккуратность. Именно эти качества по его мнению помогли ему достичь успехов в службе. Его говорящая фамилия описывает его главную черту — неразговорчивость. Он является застенчивым и робким человеком.

Софья:» Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…»

Также Молчалин очень услужливый человек и любит угождать другим людям. Его главный жизненный принцип заключается в том, чтобы угождать всем вокруг. Его можно назвать лицемерным человеком, который ведет себя в зависимости от обстоятельств.

Лиза: «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?…»

Многие считают его весьма недалеким человеком. Он молчит и не высказывает своего мнения.

Софья Павловна Фамусова

Софья является дочерью Павла Фамусова. Девушку считают хорошенькой и обаятельной в свои 17 лет. После смерти матери девушку воспитывали отец и гувернантка.

Она получила традиционное дворянское домашнее образование, изучила иностранные языки. Любит музыку и играет на музыкальных инструментах. Когда-то Софья любила Чацкого, но после его отъезда увлеклась Молчалиным.

Софья называет себя решительной девушкой и не считает себя трусливой:

«Молчите, я на все решусь…»

«Однако о себе скажу,

Что не труслива…»

Лиза

Служанка Лиза является крепостной крестьянкой в доме Фамусовых. Она веселая молодая девушка. Лизу можно назвать рассудительной и скромной девушкой. Она не смотрит на Молчалина и не отвечает ему взаимностью:

«Вы знаете, что я не льщусь на интересы…»

Она очень суеверная и боязливая девушка: «…боишься домовых/Боишься и людей живых…»

В доме Фамусовых ей живется непросто. Софья вечно впутывает ее в любовные интриги, а Павел Фамусов заигрывает с ней.

Молчалин

В характеристике героя присутствуют только отрицательные эпитеты. Секретаршей исполняет Фамусова, человек с мелочной, подлой душой. Холодный лицемер, беспринципный и тупой подхалим. Рассудительна и труслива. Родившись в бедной семье, он мечтает попасть в «высшее» общество. Влюблен в служанку Лизу. Он поклоняется Татьяне Юрьевне.

Скалозуб

Не очень умный человек, состоятельный холостяк, еще не старый. Он служит полковником, рядовым «солдатом», мечтает о карьере генерала, вся его жизнь в армии. Известен в московских кругах.

Второстепенные персонажи

Репетилов

Старый друг Чацкого, его пародийный показ. Невинный, глупый, обычный человек.

Загорецкий

Входит в дом Фамусова, человек светский, поверхностный, глупый, аферист и проходимец.

Хлестова

Невестка Павла Афанасьевича, злая одинокая старушка, от одиночества завела стаю собак и стаю домашних животных.

Платон Михайлович Горич

Друг Чацкого, разочаровавшись в браке с молодой женщиной, послушно ей подчиняется. Военный в отставке.

Наталья Дмитриевна Горич

Молодая жена Горича, любительница мячей, до назойливости заботится о своем муже.

Князь Тугоуховский

Глухой старик, друг Фамусова, цель жизни — найти выгодное место для своих шести дочерей.

Княгиня Тугоуховская

Жена князя, поддерживает взгляды противника воспитания Фамусова, мечтает о выгодной вечеринке для дочерей.

Графини Хрюмины

Их имена неизвестны, их роль незначительна. Пожилая бабушка ходит на балы с внучкой, надеясь выдать ее замуж.

Петрушка

Слуга, знает азы грамотности, помогает хозяину делать заметки, неопрятно.

Грибоедов написал известное произведение «Горе от ума» в 1812 году. Страна только пережила Великую Отечественную войну. Комедия повествует о столкновении двух противоречий между представителями разных взглядов. Общество прогрессивных людей стремилось к декабризму, инновациям, переменам. Они хотели внести нечто новое, улучшить жизнь простых людей. 

Жизненные ценности фамусовского общества – полная противоположность. Дворяне, проживающие свой век, заботятся исключительно о собственных благах, комфорте. Они боятся любых изменений, прогрессивных взглядов. В приоритете – богатый дом, привычные устои, веселое времяпровождение. 

Жизненные идеалы фамусовского общества основываются на консерватизме, необразованности. Люди всячески стараются сохранить свой жизненный уклад, опасаясь любых перемен.

Сочинение : Идеалы и ценности «фамусовского общества» (А. Грибоедов «Горе от ума»)

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества

Фамусов – почетный гражданин того времени. В нем воплощен образ вельможи, яркий пример члена московского дворянского общества. Идеалы фамусовского общества базируются на однообразном, неинтересном времяпровождении.

Сочинение : Идеалы и ценности «фамусовского общества» (А. Грибоедов «Горе от ума»)

Характерные черты:

  • Ежедневный отдых с гостями. Герой Фамусова прослыл гостеприимным, радушным хозяином. В его доме регулярно собираются друзья. Они коротают время за игрой в карты, сплетнями, неспешным ужином;
  • Зависть. Представители дворянства искренне не радуются успехам, достижениям друг друга. Любой промах, неудача вызывает насмешки;
  • Главный фамусовский идеал – богатство;
  • Чацкий для Фамусова – опасный человек, которого он считает сумасшедшим. Он слишком образован, начитан;
  • Статичность, консервативность;
  • Просвещение представители этого класса именуют чумой.

Фамусов представлен уважаемым, солидным человеком. Он рад гостям, только если они принадлежат к его сословию. При этом стоит отметить жестокое, грубое отношение героя к слугам. 

Каковы жизненные идеалы фамусовского общества – основные аспекты

Пьеса открывает все недостатки дворянства. Многие ситуации, описанные Грибоедовым, напоминали современникам сцены из их собственной жизни. Автор не старался приукрасить общество девятнадцатого века. Важные аспекты пьесы:

  • Открытое отрицание культуры, просвещения, образования;
  • Отказ от социального развития;
  • Процветание галломании;
  • Стремление к богатым, знаменитым личностям;
  • Сопротивление духовному формированию. 

В диалогах между персонажами четко прослеживаются нравственные идеалы. Достаточно изучить второе действие, приезд гостей на бал. Загорецкий – ярко характеризует дворянский класс, Молчалин – пример типичного стремления к родству с элитой.

Писатель откровенно рассказывает об отсутствии человеческих, моральных ценностей. Суть произведения заключается в желании людей продолжать привычное существование, построенное на лести, обмане, сплетнях. Новый взгляд Чацкого пугает, настораживает представителей дворянства.

Это объясняется страхом потерять власть, значимость, статус.

Смотри также:

Фамусовское общество в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Всем известная комедия в стихах “Горе от ума” была написана А. С. Грибоедовым в 1824 году и опубликована в 1825 году, вызвав неоднозначную реакцию читателей . Данное произведение обличает светское общество во времена крепостного права и охватывает сразу несколько проблем, актуальных и в наше время.

«Горе от ума» не даром является одним из самых цитируемых текстов в русской культуре, на эту комедию имеются театральные постановки и снято несколько фильмов.

Одна из проблем и одновременно главный герой комедии – Фамусовское общество, со всеми его негативным чертами, которыми упрекается Александром Андреевичем Чацким, ещё одним главным героем.

В его красноречивых монологах бурно обличается московское общество, с его нравами, нежеланием чему-то учится, что-либо познавать. Чацкий играет роль “лишнего человека”, родившегося не в своё столетие.

Фамусовское же общество считает Чацкого сумасшедшим, и лишь только потому, что он имеет своё собственное, отличающееся от общепринятого мнение на то, что происходит на встречах московского высшего общества.

Главной фигурой произведения является Фамусов, богатый чиновник, в чью честь и названо Фамусовское общество. И не зря – читая произведение, мы намного больше узнаём московское общество именно от лица Фамусова.

Видя, как он ведёт свои дела на службе, как относится к науке, считая её врагом разумных людей, легко понять, что в окружении барина нет наделённых настоящим умом и нравственностью людей, одни лишь особы, занимающиеся только своим внешним видом и богатством. Всё на показ.

“Кто беден, тот тебе не пара.” Отношение родителей к выбору пассии собственных детей иногда ужасает. Но чего ожидать от общества, которое заботят только деньги и чин? Любовь и чувства отходят на второй план, когда из кармана вытаскивается набитый купюрами кошелёк. А разве в современном мире мы не можем встретить такую же ситуацию?

Жизненно? Не то слово. Меркантильность некоторых людей и в наше время имеет место быть.

В произведении Фамусовское общество нам представлено не в самом выгодном свете.

“Угождать всем людям без изъятья”, – вот принципы, по которым оно живёт, а “слепое подражанье” всему иностранному стало частью жизни людей того времени.

Со своим пылким сердцем, любовью к Родине и просвещению, готовностью служить “делу, а не лицам”, Чацкий совсем не вписывается в это общество, оно чуждо ему, и из-за этих разногласий он вынужден покинуть Москву.

Таким образом, комедия “Горе от ума” даёт нам понять, как жило общество во времена жизни своего автора. Конец этого русского общества довольно печален, это и понимает главный герой, покидая столицу.

Вариант 2

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов хотел отразить нравы и образ мысли дворянства в первые годы 19 века, и у него это получилось. Автор смог выявить и показать читателям устаревшие, изжившие себя взгляды на важные проблемы общества, описав вечное противоборство всего старого с новым.

Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству.

Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.

Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них.

К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь.

Фамусов же горит желанием сжечь все книги.

Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.

Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.

Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль.

Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного.

Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.

К сожалению, представители Фамусовского общества находятся  даже в наше время. Но, конечно, в эпоху Грибоедова таких людей было значительно больше, а их взгляды представляли настоящую опасность в большом масштабе. Писателю удалось передать консервативные взгляды дворянского народа того времени. Комедия «Горе от ума» – бесценный памятник русской письменности.

Сочинение на тему Фамусовское общество

Содержательный смысл произведения и отраженный там конфликт, с точностью показывают расстановку политических сил в историческом разногласии своего времени. Именно актуальность и сделала комедию успешной в обществе.

В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши. Чацкий же мыслил совсем по-другому. И поэтому словесная стычка Чацкого с Фамусовым превращается в войну. Юноша вел спор особенно остро по поводу образа жизни, но он был совсем один в своих доводах.

Одним из членов фамусовского общества насыщенно показан Павел Андреевич Фамусов, имевший дочь на выданье. Рядом с ним всегда находится Молчалин, не противоречащий своему руководству никогда, чтобы тот не сказал.

Перед будущим тестем он всегда робкий, лживый, без своего мнения. Он лебезит по отношению к тем людям, кто стоит выше него. Не испытывает Молчалин и высокие чувства по отношению к Софье, однако девушка не знает об этом.

Он оказывает ей знаки внимания, так как ей это нравится.

Самым близким товарищем Фамусова был Скалозуб, который всеми силами достигает наград, и с нетерпением ожидает момента, когда освободится очередное место после отставки или кто-то погибнет на полях военных сражений. В комедии нас ожидает знакомство и с другими приятелями Фамусова.

Так, например, знаменитый Загорецкий, который вечно всем угождает и врет на каждом шагу, князь Тугоуховский, ищущий состоятельных супругов дочкам. Главное для этих людей было организация торжественных приемов и обедов. Они вечно ищут людей со связями, которые помогут сделать карьеру.

Они считают, что продвижение по службе – это легкая возможность. Ради очередного ордена они готовы на любое унижение. Для родителей важно выгодно совершить удачный брак своих дитяток.

И в этом жалком обществе вдруг появляется великодушный Чацкий, который отличался честностью и прямотой.

Яркими представителями московского общества были вышеназванные Молчалин и Скалозуб, где один из них обладал молчаливостью, чему соответствовала его фамилия. Скалозуб же оказывает себя важным господином, однако под своей формой он скрывает слабохарактерность и бедность.

Он только и говорит о том, как бы занять пост выше и стать богатым. И если Чацкий, обвинив общество во лжи, наговоре, вскоре вынужден уехать, то все текому он высказал аргументы против их, остались. Однако, это не говорит, что Чацкий был сломлен. Он остается выше всех.

← Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума
← Характеристика и образ Хлестовой в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Платона Михайловича Горича в комедии Горе от ума →
Образ и характеристика Лизы в комедии Горе от ума →

  • Смысл жизни в пьесе Горького На дне сочинение
    Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни. Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение
  • Сочинение на тему Портрет героя в рассказе Уроки французского
    Рассказ Валентина Распутина “Уроки Французского” был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенное время, когда люди еще не понимали, как жить.
  • Анализ произведения Ворон (Эдгар По)
    Поэма «Ворон» стала одним из важнейших произведений в творчестве Эдгара Аллана По. Будучи написанной во время, когда жена автора болела смертельной в те времена чахоткой, но посвященная другой женщине,
  • Основные темы и мотивы лирики Бальмонта сочинение
    В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.
  • Поступки городничего в комедии Ревизор Гоголя
    Если говорить про то, какое впечатление у читателей остается от образов героев, то стоит отметить, что в основном, данное мнение складывается от поступков, которые совершали эти персонажи

Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Горе от ума — знаменитая работа Грибоедова, которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря.

Первый лагерь — это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество.

Как раз об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в сочинении, рассмотрев как нравственные, так и жизненные их идеалы.

Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.

Жизненные идеалы фамусовского общества

Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.

Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек.

Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок.

Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства.

Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.

Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг.

Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше.

По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.

Идеал фамусовского общества точно не просвещение, ведь просвещенность и учение для них подобно чуме. Люди, что занимаются науками и творчеством — бесполезные люди для общества. Фамусов считает, что образованность только вредит, поэтому он бы все книги попросту спалил. А сами они даже газет не читают.

Фамусовское окружение — это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.

Так что же характеризует фамусовское общество? И здесь можно подытожить. Для фамусовского общества характерен страх перед новым, боязнь прогресса, а идеалом является необразованность и консерватизм. Вот они и живут по принципу: и награжденье брать и весело пожить.

Сочинение: Жизненные идеалы фамусовского общества (по пьесе Грибоедова «Горе от ума») | Литрекон

(585 слов) Александр Сергеевич Грибоедов создал свое выдающееся произведение «Горе от ума» в первой половине девятнадцатого столетия. Этот период ознаменовался усилением гражданской инициативы и восстанием декабристов.

Тогда общество в буквальном смысле этого слова оказалось поделенным на дворянство, придерживающееся традиционных  ценностей и консервативных взглядов, а также на новых людей, представителей «века нынешнего», которые желают внести передовые идеи в массовое сознание.

Не секрет, что сам писатель относился ко второй группе людей. Свои взгляды и убеждения Александр Грибоедов воплотил в образе главного героя — Александра Чацкого. Писатель поддерживает данного персонажа и критикует установившееся мировоззрение богатых дворян. Рассмотрим, каких жизненных принципов и идеалов придерживались представители фамусовского общества.

Типичным представителем московских дворян-помещиков является Павел Афанасьевич Фамусов. Именно благодаря этому персонажу уже более двух веков существует такое выражение, как  «фамусовское общество».

Кто в него входит? Безусловно, речь идет о выходцах из богатых и знатных семей. Представители «фамусовского общества» с презрением относятся к людям, которые являются беднее их.

Крепостных они и вовсе за людей не считают и называют их «петрушки», «фомки», «чурбаны». Обращаясь к собственным работникам, Фамусов заявляет: 

«В работу вас! На поселенье вас!».

Но сами помещики не делают абсолютно ничего полезного для государства, при этом кичатся своим патриотизмом. За Фамусова на службе трудится Молчалин, а Павел Афанасьевич числится лишь формально. Как можно заметить, все свои звания и чины он и ему подобные заслужили только лишь благодаря своим связям, а не упорным трудом.

Представители «фамусовского общества» преклоняются перед всем иностранным. Так, эти помещики произносят имена на французский манер, одеваются по образцам зарубежной моды, предпочитают французскую литературу, а также любят петь французское песни. Чацкий осуждает чрезмерное преклонение дворян перед всем иностранным. Главный герой обвиняет их в лже-патриотизме.

Также жизненным ориентиром представителей «фамусовского общества» является безразличное отношение к учению и службе. По мнению дворян, люди, которые увлекаются творчеством и наукой, не несут никакой практической пользы для общества. 

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений», — именно эти слова произносит Фамусов по поводу сумасшествия Чацкого. Все гости поддерживают его точку зрения.

В произведении «Горе от ума» Александр Грибоедов показал «век минувший» в образе нескольких персонажей. Так, к ним относятся семейства Горичей, Тугоуховских, Хрюминых, а также госпожа Хлестова, Загорецкий, Скалозуб и Репетилов.

Так, Тугоуховские посещают бал, чтобы подобрать подходящих женихов для своих дочерей. Они тоже высматривают власть и деньги для образования семейных связей.

Горич знаком с Чацким давно, но писатель показывает, как Наталья Горич подчинила своего супруга и превратила его в безвольное существо. Читатель видит, с каким презрением относится Чацкий к графине-внучке Хрюминой.

Герою она не нравится поклонение перед французскими модистками и пустота ее речей.

Особое значение Александр Грибоедов отвёл Репетилову, Загорецкому и Скалозубу. Так, Скалозуба Фамусов выбрал в качестве жениха для своей дочери. Герой по своей натуре является грубым, необразованным, неотесанным, однако у него прекрасное материальное положение, он занимает важный пост.

В образе Загорецкого автор изобразил бывшего мошенника, вора и картежника, преуспевшего в светском обществе. А в образе Репетилова перед читателем предстаёт болтун, которому в качестве жены судьба подарила дочь богатого чиновника.

Можно утверждать, что всех приверженцев фамусовского общества объединяют одни и те же взгляды. Так, к ним относятся полное отсутствие стремления к учению, новым знаниям и службе, преклонение перед иностранной культурой, культ невежества и алчности, чинопочитание.

А также представители данного общества безразличны к судьбе России и отстаивают лишь личные интересы.

Безусловно, произведение Грибоедова остаётся очень актуальным и в наше время. Конечно, фамусовское общество претерпело изменения, однако некоторые его черты, несомненно, остались. Представители фамусовского общества боятся перемен, прежде всего, потому что они могут испортить их положение в обществе. У них есть два главных жизненных кредо: консерватизм и необразованность.

Виктория Комарова

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства.

Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы.

Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса.

Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека.

При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально.

Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей.

Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом.

Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»

Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил».

Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь.

Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо.

Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека».

Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.

Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением.

Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».

Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового.

Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки.

Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 9/16

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 5/15

Гость завершил

Тест Диффузия по физикес результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 15/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест Мышцыс результатом 3/10

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 13/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Сочинение на тему: Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов

­Жизненные идеалы фамусовского общества

А. С. Грибоедов написал свою известную комедию “Горе от ума” в первой половине XIX века, в самый разгар подготовки к Декабрьскому восстанию. В обществе уже преобладали революционные настроения.

Оно как бы незримо разделилось на сложившееся к тому моменту дворянство и новых людей, несущих в массы передовые идеи. Сам Грибоедов принадлежал ко второму лагерю, поэтому главным героем произведения стал А.

А. Чацкий.

Читатель, так или иначе, чувствует, что автор поддерживает идеи именно этого героя

и осуждает устоявшееся мировоззрение богатых чиновников.

Одним из таких московских дворян-помещиков был Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме собирался весь бомонд города. Благодаря этому герою, вот уже более двух столетий существует выражение “фамусовское общество”. Кто же такие люди из круга Фамусова? Все они, без исключения, являются выходцами из знатных семей, а потому к людям, которые беднее относятся с презрением.

К крепостным у них и вовсе очень предвзятое отношение. Они для них “петрушки”, “чурбаны”, “фомки” и т. д. Сам Фамусов, обращаясь к своим работникам, говорит: “В работу вас! На поселенье вас!”

Эти так называемые московские дворяне кичатся своим патриотизмом, при этом ничего не делая ради страны. Даже свои чины они заслужили не бравым воинским долгом. Они коверкают русские имена на французский манер, носят платья по образцам заграничных модниц, читают французские книги, поют французские романсы.

Именно это осуждает в них Чацкий, которому неприятно видеть в своем окружении такой лже-патриотизм. К жизненным идеалам фамусовского общества можно также отнести безразличие к службе и негативное отношение к учению. Для них люди, занимающиеся наукой или творчеством, бесполезные для общества субъекты.

Как говорит Фамусов в отношении “сумасшествия” Чацкого: “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. И все с ним охотно соглашаются.

Если быть точным, то век “минувший” в произведении Грибоедова представлен семействами Тугоуховских, Горичей, Хрюминых, престарелой мадам Хлестовой, Скалозубом, Загорецким и Репетиловым.

Тугоуховские приезжают на бал к Фамусовым, чтобы найти “достойных” мужей своим дочерям.

Горичи – давние приятели Чацкого, но он эту чету воспринимает с легкой иронией, оттого, что Наталья Дмитриевна умело подчинила себе мужа и сделала из него безвольного человека.

Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Последняя в особенности не нравится Чацкому за едкую манеру замечаний и подражание французским модисткам. Мадам Хлестова – властная и своенравная старуха, прихватившая с собой собачку и девку-арапку.

Особое место в комедии занимают Скалозуб, Репетилов и Загорецкий.

Первый избран Фамусовым в качестве мужа для дочери Софьи, так как он груб, необразован, неотесан, зато имеет хорошее материальное состояние и занимает “важный” пост.

Загорецкий – бывший картежник, мошенник и вор, а Репетилов – бездумный болтун, которому, однако, повезло жениться на дочери богатого чиновника. С молчаливого согласия этих героев решаются судьбы других людей в комедии.

Таким образом, всех представителей фамусовского общества объединяет общность идеалов, к которым можно отнести косность, необразованность, боязнь прогресса, страх перед всем, что ново.

Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества (Горе от ума Грибоедов)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Фамусовское общество в комедии Горе от ума

В комедии «Горе от ума» основная задача А.С.

Грибоедова была отразить нравы московского консервативного дворянства первых десятилетий XIX века.

Основной мыслью этой пьесы является выявление изживших свое время, устаревших аристократических взглядов на важные социальные проблемы, отражена вечная борьба старого с новым.

Это и есть Фамусовское общество – минувший век.

К нему относятся: богатый, знатный барин Фамусов Павел Афанасьевич, а также его близкие, такие как, супруги Горичи, князь и княжна Тугоуховские, полковник Скалозуб, старуха Хлёстова.

Их объединяют общий взгляд на жизнь, общий интерес – богатство. Люди в чинах являются идеальными для фамусовского круга личностей. Они безжалостные крепостники. Для них считается нормальным торговать людьми.

У фамусовского общества есть свои страхи. Самый большой из них – просвещение. Фамусов полагает, что образованность — «чума», и уверен, что необходимо собрать все книги и сжечь их. Личностные качества и обучение не играют никакой роли в его жизни. Он руководствуется хитрым расчетом, умением забраться повыше по карьерной лестнице.

Люди фамусовского круга безразличны к работе. Павел Афанасьевич пребывая на службе управляющего в казенном месте, за весь день берется за работу только лишь один раз. Также он не глядя, подписывает бумаги, полностью показывает свое равнодушие.

Кроме этого, люди данного круга преклоняются перед Западом. Они убеждены в том, что лучшее в мире место — Франция. Чацкий сообщает, что «французик из Бордо», не обнаружил в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица».

Представители старой системы бестолково и безграмотно пытаются позаимствовать обычаи, культуру, и даже язык французов.

Итак, люди фамусовского круга корыстолюбивы и очень эгоистичны, жаждут власти. Они тратят все свое время, развлекаясь на балах, званых ужинах, светских мероприятиях. Во время этого они сплетничают, наговаривают, лицемерят.

  Примеры верности из литературы – аргументы для сочинения

У фамусовского общества есть основная и единственная цель в жизни – это продвижение в карьере. Собственно поэтому Фамусов нахваливает Скалозуба, считает его лучшим перед другими. А Чацкого наоборот презирает, хоть и замечает в нем отличный потенциал для карьеры.

Таким образом, комедия Грибоедова демонстрирует нам уклад жизни и нравов русского общества, его разных культурных слоев со старыми консервативными взглядами и новыми революционными идеями.

Вариант 2

Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков.

Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей.

Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?

Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили.

Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова.

Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.

Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию. Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания.

Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику.

Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.

Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.

Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.

Фамусовское общество

А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.

Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.

Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести.

Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев.

Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.

В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.

Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.

Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».

Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

Сочинение на тему: Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов

­Жизненные идеалы фамусовского общества

А. С. Грибоедов написал свою известную комедию «Горе от ума» в первой половине XIX века, в самый разгар подготовки к Декабрьскому восстанию. В обществе уже преобладали революционные настроения.

Оно как бы незримо разделилось на сложившееся к тому моменту дворянство и новых людей, несущих в массы передовые идеи. Сам Грибоедов принадлежал ко второму лагерю, поэтому главным героем произведения стал А. А. Чацкий.

Читатель, так или иначе, чувствует, что автор поддерживает идеи именно этого героя и осуждает

устоявшееся мировоззрение богатых чиновников.

Одним из таких московских дворян-помещиков был Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме собирался весь бомонд города. Благодаря этому герою, вот уже более двух столетий существует выражение «фамусовское общество».

Кто же такие люди из круга Фамусова? Все они, без исключения, являются выходцами из знатных семей, а потому к людям, которые беднее относятся с презрением. К крепостным у них и вовсе очень предвзятое отношение. Они для них «петрушки», «чурбаны», «фомки» и т. д.

Сам Фамусов, обращаясь к своим работникам, говорит: «В работу вас! На поселенье

вас!»

Эти так называемые московские дворяне кичатся своим патриотизмом, при этом ничего не делая ради страны. Даже свои чины они заслужили не бравым воинским долгом.

Они коверкают русские имена на французский манер, носят платья по образцам заграничных модниц, читают французские книги, поют французские романсы. Именно это осуждает в них Чацкий, которому неприятно видеть в своем окружении такой лже-патриотизм.

К жизненным идеалам фамусовского общества можно также отнести безразличие к службе и негативное отношение к учению. Для них люди, занимающиеся наукой или творчеством, бесполезные для общества субъекты.

Как говорит Фамусов в отношении «сумасшествия» Чацкого: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». И все с ним охотно соглашаются.

Если быть точным, то век «минувший» в произведении Грибоедова представлен семействами Тугоуховских, Горичей, Хрюминых, престарелой мадам Хлестовой, Скалозубом, Загорецким и Репетиловым. Тугоуховские приезжают на бал к Фамусовым, чтобы найти «достойных» мужей своим дочерям.

Горичи — давние приятели Чацкого, но он эту чету воспринимает с легкой иронией, оттого, что Наталья Дмитриевна умело подчинила себе мужа и сделала из него безвольного человека. Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Последняя в особенности не нравится Чацкому за едкую манеру замечаний и подражание французским модисткам.

Мадам Хлестова — властная и своенравная старуха, прихватившая с собой собачку и девку-арапку.

Особое место в комедии занимают Скалозуб, Репетилов и Загорецкий. Первый избран Фамусовым в качестве мужа для дочери Софьи, так как он груб, необразован, неотесан, зато имеет хорошее материальное состояние и занимает «важный» пост.

Загорецкий — бывший картежник, мошенник и вор, а Репетилов — бездумный болтун, которому, однако, повезло жениться на дочери богатого чиновника. С молчаливого согласия этих героев решаются судьбы других людей в комедии.

Таким образом, всех представителей фамусовского общества объединяет общность идеалов, к которым можно отнести косность, необразованность, боязнь прогресса, страх перед всем, что ново.

Сочинение 4

Грибоедов А. С. написал широко известную комедию «Горе от ума» почти двести лет назад (1824). Даже в наши дни эта комедия актуальна. Писатель нам приоткрыл завесу и показал какое на самом деле во время крепостничества были люди из светского общества.

Главный герой — чиновник Фамусов, он богат. Читатель следит за его поведением на работе, с наукой он буквально враждует; считает, что она помеха для умного общества. Наблюдая за действиями Фамусова, всплывает полная картина всего его окружения, с кем он общается. Барин живёт среди народа, которые лишь купаются в своём богатстве и их интересует свой внешний вид. Вот и все их занятия.

Чацкий Александр Андреевич — ещё один главный герой произведения. Он жутко недоволен всем фамусовским обществом, в котором заложены все негативные черты. Чацкий в своих высказываниях ёмко и резко обличает весь светский круг Москвы.

Нравы общества никуда не годятся, им чужды знания, учиться чему-либо они не хотят. Чацкий, имея свою точку зрения, считается фамусовским обществом «лишним человеком».

Он словно рождён не в своё время, ему тяжело глядеть на то, что творится вокруг него и на приёмах высокопоставленного света.

Например, читатель встречается с ситуацией, когда «толстый кошелёк» решает проблему женитьбы. Нет, не любовь, а богатый родитель и много-много денег двигают прогресс. И становится страшно за будущее, за новое поколение. Не дети решают свой выбор любви, а отцы, которые держатся нестандартному правилу: бедные не пара для богатых. Так происходит порой и в нынешнее время.

В фамусовском обществе жив принцип: угождать людям. Они слепо подражают людям иностранного происхождения. А Чацкий, имея чуткое сердце, любовь к Отчизне и наукам, горел желанием полностью отдаваться настоящим делам, а не людям, с которыми у него происходили постоянные разногласия. Так что он совершенно не подходил под людей такого ума и уехал от всего чуждого из Москвы.

Сам Фамусов и его окружение были настоящими фанатиками своего статуса и огромной кучи денег. Они считали, что люди, не имеющие чин — никто, что в них нет ничего человеческого. На самом же деле получается наоборот. Гуляя на балах, проводя время беспутно, читатель сталкивается с их сплетнями, жестокостью, глупостью. Даже их работа проходит впустую.

Всё эти проблемы крепостных талантливо раскрыл в своём произведении Грибоедов. Точно и с иронией. Читать произведение очень увлекательно. Тем более эти проблемы живы и до сих пор.

Другие сочинения: ← Хрюмины в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовОбраз Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума →

Сочинение «Идеалы фамусовского общества»

Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время. А. С.

Грибоедов показывает широкую картину жизни 10-20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В

знаменитой «оде лакейству» Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который «не то на серебре, на золоте едал». Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои «суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: «. у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь».

Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат. Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению.

Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших «и честь и жизнь его», обменял на «борзые три собаки». А приехавшая на бал знатная барыня Хлестова «от скуки взяла арапку — девку да собачку». Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: «Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку».

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице.

Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь «только бы досталось в генералы». Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии.

Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, «делового человека», который благодаря «услужливости», «бессловесности» «три награжденья получил». Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлестова, княгиня Тугоуховская. Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником «безумных дел и мнений».

А.С.Грибоедов « Горе от ума»

Молодое поколение. Любовная интрига.

Вопросы к семинару

  1. Кто такая Софья? Что вы знаете о ней? Опишите ее портрет. Чем она занимается, каков круг ее интересов?
  2. Кому из женщин своего окружения хочет подражать Софья? Назовите ровесниц Софьи, изображенных в комедии. О чем говорят они на балу у Фамусова, с какой целью приехали на бал, что их интересует?
  3. Кто такой Молчалин? Что он собой представляет? Опишите его портрет, расскажите биографию. Чем занимается Молчалин? Какова цель жизни Молчалина и какими средствами он пытается ее достичь.(Монолог Фамусова (IY,11) и диалог с Чацким (III,3)).
  4. Каковы жизненные принципы Молчалина?
  5. Кто такой Скалозуб? Расскажите его биографию, опишите портрет ( диалог Скалозуба и Фамусова (II,2). Каких политических  взглядов придерживается Скалозуб?( Разговор с Репетиловым (IY,5))
  6. Кто такой Чацкий? Опишите его внешность, расскажите биографию.С какой целью Чацкий  приехал в Москву и, не заезжая домой, явился в дом Фамусова?( Монологи Чацкого( IY,7;II,2;IY,3), его диалог с Фамусовым(II,2).
  7. Как, по – вашему, должен вести себя Чацкий, чтобы достичь своей цели и что он делает на самом деле?
  8. Кто такой Репетиров?  Расскажите его биографию (IY,4,5: «Зови меня вандалом», «Все служба на уме»). Чем занимается Репетилов, какими людьми окружен?
  9. Расскажите, кто такой Загорецкий. Чем он занимается?
  10. Кто такой князь Федор? Кто и при каких обстоятельствах вспоминает о нем в комедии (III,21)? Чем знаменит брат Скалозуба? Кто и при каких обстоятельствах о нем рассказывает в комедии? (II,5)

А.С.Грибоедов « Горе от ума»

Связь личного и общественного конфликтов в комедии

Вопросы к семинару

  1. Каков критерий московского общества при выборе жениха, то есть эталон московского жениха? ( Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера»( II,5), диалог княгини Тугоуховской и Натальи Дмитриевны Горич(III,7), монолог Лизы(I,5)
  2. Какими соображениями руководствуется Софья, выбирая жениха? Почему Скалозуб и Чацкий отвергнуты ею? ( Диалог Софьи и Лизы (I,5) и Софьи и Чацкого (III,1)
  3. Что главное Фамусова при выборе жениха для дочери? ( Монологи Фамусова «Который же из двух..»(I,10) и « Ах! Матушка..»(I,4); диалог со Скалозубом (II,5)
  4. Какими критериями руководствуется Чацкий, определяя своего соперника? ( Монологи Чацкого « А судьи кто?»(II,1); « Дождусь ее..»(III,1); « Ах, Софья..»(III,3)

А.С. Грибоедов « Горе от ума»

Чацкий и фамусовская Москва

Вопросы к семинару

  1. Кто такой Фамусов? Какие люди входят в круг его знакомых? Кто из них появляется на сцене, а о ком только говорится в монологах и диалогах главных героев? Кто рассказывает о них и как при этом характеризует? Кого Фамусов пригласил к себе на бал?

(Используйте при подготовке ответов монологи Чацкого

« Где нас нет..»(I,7), « А судьи кто?»(II,5);

Монологи Фамусова «Петрушка..»(II,1), «Вот то-то все мы гордецы!»(II,1), «Вкус, батюшка..»(II,5);

Диалог Чацкого и Молчалина «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то..»(III,3)

  1. О чем ведет речь Фамусов в монологе «Вкус, батюшка..»(II,5)? Какую оценку дает тому, о чем говорит? Какая интонация звучит в его словах, меняется ли она в течение всей речи? Какие нравы, судя по этому монологу, бытуют в московском обществе?
  2. О чем говорят в московском обществе, какие темы поднимаются в разговоре московских дворян?

(Проанализируйте для ответа на вопрос монологи Фамусова

«Молчать. Ужасный век!»(I,3);

Монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча..»(III,22);

Монолог графини – внучки «В чужих краях на ком?»(III,8).

План анализа:

— о чем говорит герой;

— каково его отношение к предмету разговора;

— в каком душевном состоянии находится герой и что привело его в такое состояние?

      4. Как относятся друг к другу в московском обществе?

         ( Проанализируйте для ответа на вопрос

         Монолог Хрюминой «Ну бал! Ну Фамусов!»(IY,1);

         Диалоги Горича и Чацкого «Прочь! Поди ты к женщинам…»(III,9);

        Диалоги Хлестовой и Софьи «Представь:их как зверей выводят напоказ..»(III,10);

        Монолог Скалозуба «Позвольте расскажу вам весть..»(III,9);

        Монолог Тугоуховской «Вот нас честит..»(III,8)

  1. Как был встречен Чацкий московским обществом после своего трехлетнего отсутствия? ( Диалог Чацкого и Фамусова(II,5), Чацкого и Горичец (III,5), монолог Хлестовой «Отцы мои..»(III,21).
  2. Если между Чацким и московским обществом так много общего, то какие же разногласия между ними изобразил А.С.Грибоедов в комедии ( политические, философские, этические)?
  3. Какие вопросы обсуждают герои пьесы, какую позицию они пр. этом занимают? (Проанализируйте диалоги Фамусова и Чацкого «Вот то-то все вы гордецы..», «И точно начал свет глупеть..»(II,2);

Диалог Фамусова и Скалозуба «Ах, батюшка сказать, чтоб не забыть..»(II,5);                                             

Диалог Молчалина и Чацкого «Вам не дались чины..»(III,3).

  1. Что, по мнению Чацкого, удерживает людей его времени ( то есть начала 19 века) от того, чтобы делать карьеру способом, который указывает Фамусов и которым пользуются Скалозуб и Молчалин?
  2. «..есть охотники по подличать везде,

Да нынче смех страшит , и держит стыд в узде»

Отражает ли эта фраза Чацкого действительное положение дел или это только идеал? Какое движение 18 века провозглашало идею о том, что положительными примерами и просвещением можно исправить « грубые нравы»?

Литературный диктант
 «Крылатые выражения из комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Установить, какому персонажу комедии принадлежит данное выражение

  1. Кто беден, тот тебе не пара.
  2. И дым Отечества нам сладок и приятен.
  3. Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом.
  4. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  5. Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет.
  6. Дома новы, но предрассудки стары.
  7. Ах! Злые языки страшнее пистолета.
  8. Герой не моего романа.
  9. Послушай, ври, да знай же меру.
  10. В деревне, к тетке, в глушь, в Саратов.
  11. Ведь нынче любят бессловесных.
  12. Смешенье языков: французского с нижегородским.
  13. Она к нему, а он ко мне.
  14. Что говорит! И говорит, как пишет!
  15. И кто жениться нас неволит!
  16. Счастливые часов не наблюдают.
  17. А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?
  18. Шумим, братец, шумим.
  19. Ученостью меня не обморочишь.
  20. Над старостью смеяться грех.
  21. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
  22. Какие-то уроды с того света, и не с кем говорить, и не с кем танцевать.
  23. В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
  24. Карету мне, карету.

Литературный диктант «Характеристика персонажей»
из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Кто и о ком говорит о комедии?

  1. «Брюзглив, неугомонен, скор…»
  1. «И золотой мешок, и метит в генералы»
  1. «…Чувствителен, и весел, и остер…»
  1. «Известный человек, солидный,
    И знатоков тьму отличья нахватал;
    Не по летам и чин завидный,
    Не нынче – завтра генерал.»
  1. «…Был военный;
    И утверждают все, кто только прежде знал,
    Что с храбростью его, с талантом,
    Когда бы службу продолжал,
    Конечно, был бы он московским комендантом».
  1. «Сам бредил целый век  обедом или балом!
    Об детях забывал! Обманывал жену!
    Играл! Проигрывал!..
    …Все отвергал: законы! Совесть! Веру!»
  1. «При батюшке три года служит,
    Тот часто без толку сердит,
    А он безмолвием его обезоружит,
    от доброты души простит».
  1. «Лгунишка он, картежник, вор».
  1. «…Уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства,
    И на душе проступков никаких,
    Чужих и вкривь, и вкось не рубит…»
  1. «Скромна, а ничего кроме
    Проказ и ветру на уме».

11. «…Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол

  • Рассказ про учителя литературы в будущем
  • Рассказ про участкового врача
  • Рассказ про утопленницу гоголь
  • Рассказ про утконоса для 1 класса
  • Рассказ про утро в древнем поселении