Рассказ про ежика для детей дошкольного возраста

Автор: гимадиева людмила павловна организация: мб доу детский сад 53 населенный пункт: свердловская область, асбестовский го автор: ячменева татьяна владиславовна

Автор: Гимадиева Людмила Павловна

Организация: МБ ДОУ детский сад №53

Населенный пункт: Свердловская область, Асбестовский ГО

Автор: Ячменева Татьяна Владиславовна

Организация: МБ ДОУ детский сад №53

Населенный пункт: Свердловская область, Асбестовский ГО

Автор: Рыжкова Светлана Николаевна

Организация: МБ ДОУ детский сад №53

Населенный пункт: Свердловская область, Асбестовский ГО

Актуальность:

В мире на каждый день обязательно найдется какой-то праздник, а то и два или три. Об одних мы все наслышаны, а другие отмечают только в определенных странах, где им придают особое значение. Есть еще и особая категория забавных праздников, которые призваны просто поднять людям настроение. Именно к ней и относится День ежа, который отмечают 2 февраля, который чудесным образом совпал с тематической неделей «Дикие животные наших лесов» и стал темой проекта.

Кто скрывается за образом обаятельного зверька?

У большинства ежики ассоциируются с милыми, забавными животными, которые пугливо бродят по округе по ночам и с радостью принимают дары от человека в виде блюдца с молоком. Этот образ создавался в мультфильмах и детских книжках, где ежиные семейства гуськом бредут по лесу к своей норке, наколов на иголки яблоки и грибы. На самом деле ежи — хитрые и опасные хищники, обладатели острых зубов, которые даже не едят яблоки. Эти фрукты используются в совсем иных целях. По одной из версий, яблоки, наколотые на иглы, пускают сок, в котором содержится много кислоты. Он попадает на кожу зверька и уничтожает паразитов, которые его кусают. Укусы вызывают сильный зуд, а из-за иголок животное не может его унять и почесаться. Другие ученые считают это заблуждением, и что ежи вообще не способны накалывать продукты себе на иголки. Ежи — всеядные зверьки. Они питаются в основном червями, гусеницами, жуками и улитками, но никогда не откажут себе в удовольствии полакомиться ящерицами, птичьими яйцами, лягушками или мышатами. Из растительной пищи ежи предпочитают ягоды. Поить их коровьим молоком — не самая лучшая идея. В их естественный рацион этот продукт не входит, поэтому у ежей нет ферментов для расщепления лактозы. Хотя зверьки с удовольствием выпьют содержимое блюдечка, заботливо оставленного человеком, молоко у них вызывает отравление с расстройством желудка и может даже повлечь за собой смерть. Если так хочется порадовать ночного гостя, лучше дать ему немного мясного фарша, отварной печени, сырой рыбы, яиц или фруктов. Ни в коем случае нельзя потчевать зверьков мясом со шкуркой. Это и многое другое, например: сколько весит еж, есть ли у него хвост, сколько он живет, дети узнали через погружение в проектную деятельность по теме: «Вот они какие, ежики лесные».

Цель проекта: создание условий для формирования целостной картины мира, овладения элементарными представлениями из области живой природы, через совместную познавательно – исследовательскую деятельность.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Срок реализации: с 01.02.2021г. по 05.02.2021г.

Задачи:

•Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов.

• Формирование умения общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией.

• Развивать познавательную мотивацию, эмоциональную сферу, критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

• Развивать творческие способности детей.

• Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, исполнение песен, составление рассказов по тематике;

• Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие

— Расширять представления о ежах, их характерных особенностях, повадках;

— Пробуждать у детей любознательность и познавательную инициативу.

Речевое развитие

-Уточнить, пополнить, активизировать словарь по данной теме. Упражняться в составлении предложений и объединять в рассказ.

-Учить развивать сюжет, использовать языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свой рассказ определённой (основной) мысли.

Социально — коммуникативное развитие развивать навыки общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).

Художественно эстетическое развитие

-Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.

-Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость.

Физическое развитие;

-Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая.

Планируемый результат:

• Расширить представления детей о диких животных наших лесов в особенности о еже.

• Обогащение и активизация словарного запаса детей.

•Родители вовлечены в педагогический процесс, повышена их активность.

•Расширено образовательное пространство (пополнена предметно-пространственная среда — иллюстрации, атрибуты к играм, прослеживается интеграция с другими видами детской деятельности).

Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель, учитель-логопед, дошкольники 4 — 7 лет и их родители.

Условия проведения:

Пополнели предметно -пространственную-развивающую среду новыми дидактическими пособиями; новым демонстрационным материалом, настольными играми. Пополнили библиотеку произведениями о ежах.

Формы работы с родителями:

Оформление папок-передвижек для родителей: «Дикие животные наших лесов».

Создание выставки: «Вот они какие, ежики лесные».

Консультация «Рекомендуем родителям».

Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательное — образовательному процессу в ДОУ.

Форма работы с детьми:

Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; физкультминутки; оформление выставки.

Завершающий этап.

Создание лэпбука «Ёж»

Ресурсы:

1. Информационные:

— Фото — и видеоматериалы;

— библиотечный фонд.

2. Научно — методические:

— консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

— подбор произведений и картинок по данной теме ;

4. Кадровые:

— воспитатель;

— музыкальный руководитель:

— учитель-логопед

5. ТСО:

— ноутбук;

— телевизор.

Разработка плана мероприятий:

Решение поставленных задач с детьми.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап (подготовительный)

  • Выявление знаний детей о диких животных наших лесов, в особенности о еже.
  • Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта.
  • Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта.
  • Составление конспектов, картотек игр, пособий.
  • Определение тем консультаций и мероприятий для родителей

2 этап (практическая часть)

Реализация проекта «Вот они, какие ежики лесные».

Дата

День недели

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты

Непрерывная-образовательная деятельность

01.02.2021г.

(понедельник)

Утренний круг серия бесед по теме проекта: «Кто такой ежик?»

-Утренняя гимнастика «Скачут белки, скачут зайцы»

-Пальчиковая гимнастика «Ежик» с массажными мячиками

Этот шарик не простой
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
(Движения соответствуют
тексту)

1. Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «В густом лесу».

применением мультимедийного оборудования

2.Коррекционная деятельность-звуковая культура речи + игра «Ежик ходит вдоль дорожек».

Ходит ежик вдоль дорожек от начала до конца. И никак найти не может место звука- хитреца». Рисуем ежа и дорожку. Идем ежиком- игрушкой или пальчиком и проговариваем слово. На нужном звуке ежик останавливается. Смотрим место остановки.

3. Продуктивная

деятельность-изобразительная деятельность

Тема: «Ежик, ежик- чудачок».

Задача: Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей.

-Настольные игры «Ежики –такие разные»;

-Дидактическая игра «Какое время года»

02.02.2021г.

(вторник)

— Утренний круг

серия бесед по теме проекта «Можно ли брать животных из леса домой».

— «Утренняя гимнастика «Скачут белки, скачут зайцы» ;

Коммуникативные игры;

-Раз, два, три, ледяная фигура — замри»/

1.Познавательно-исследовательская деятельность

(ФЭМП) Тема: «На лесной поляне».

2.Коррекционная деятельность по формированию грамматически правильной связной речи

3.Двигательная деятельность Подвижные игры: «Еж и мыши»».

Задачи: развивать ловкость, двигательную активность.

(Физическая культура на воздухе) продолжаем развивать двигательную активность.

Дидактические игры

«Четвертый лишний»,

Настольная игра – «Путешествие маленького ёжика».

03.02.2021г.

(среда)

Утренний круг

Серия бесед: правила поведения в лесу»,

Утренняя гимнастика «Скачут белки. Скачут зайцы!»

-Подумай и ответь

«Мы встретили в лесу ежа…»

-Пальчиковая игра с массажным мячиком.
Мы возьмем в ладошки «Ежик»)
И потрем его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,
(меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.
(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу,
(пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках –
(прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.
(прижимаем ладошки к себе)

— Чтение сказки с просмотром фрагмента мультфильма «Мешок яблок» Сутеев

1. Коммуникативная деятельность предложений и объединение в рассказ «Ежи в лесу» + Восприятие художественной культуры и фольклора*

Рассматривание ежа (рисунок или игрушка).

Постановка проблемного вопроса.

— А, что это у ежа из спины торчат? (Иголки)

— А, зачем ежу швейные иголки, он что одежду будет шить? (Рассуждения детей)

— Какие иголки вы ещё знаете? (Иголки у елки)

— Почему все эти иглы называют одним словом?

Давайте подведем итог нашего рассуждения.

— Какие иголки торчат у ежа?

— Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.)

— Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)

— Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко)

— Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

2.Коррекционная деятельность –звуковая культура речи-

Д/и» Ходит ежик вдоль дорожек от начала до конца. И никак найти не может место звука- хитреца». Рисуем ежа и дорожку. Идем ежиком- игрушкой или пальчиком и проговариваем слово. На нужном звуке ежик останавливается. Смотрим место остановки.

2. Музыкальная деятельность- «ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА»

Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна, металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Музыкально-дидактический материал: музыкальные инструменты. Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,

белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».

Ход игры:

дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не

обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»

Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим

инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

— Совместная деятельность

«Пластилинография».

Рассматривание виртуального альбома «Такие разные ежи.

Дидактические игры:

-«Узнай по описанию»

-«Когда это бывает?»

-«Найди отличия»,

«Найди пару».

03.12.2020г.

(четверг)

Утренний круг.

Серия бесед «Чем питается еж?», «Ежиная семья»;

Утренняя гимнастика « Скачут белки, скачут зайцы».

Речедвигательная игра «Закружились, завертелись белые снежинки».

Чтение рассказа Ирис Ревю «Ёж».

-Просмотр мультфильма: «Трям-брям»

1.Познавательно-исследовательская деятельность-ФЭМП

дидактическая игра «Спрячь ёжика».

Закреплять представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Который по счету, на котором месте?»

2.Музыкальная деятельность .

игра «ЗАЙЦЫ»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

3. Коррекционная деятельность по формированию связной речи. составление рассказа описания ежа по мнемотаблице

-Совместная работа с применением нетрадиционных техник изобразительного творчества;

-Д/и «Животные и их детеныши».

05.02.2021г. (пятница)

-. Утренний круг.Подскажите, как ежик проводит зиму. Верно, он зимой спит. А что могло его заставить проснуться, что вы можете предположить на эту тему?

-.Утренняя гимнастика «Скачут зайцы, скачут белки…»

-. Коммуникативная игра «Дотронься до…»

Все участники игры одеты по- разному. Выбирается ведущий игры (по желанию, считалкой и т.д.). Начинается игра. Ведущий говорит: «Дотронься до …синего». Все играющие должны быстро сориентироваться, обнаружить в одежде детей что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются. Кто не успел сориентироваться, тот становится ведущим.

  1. Познавательно- исследовательская деятельность

Конструирование «Такие разные ежи» (работа с природным материалом)

  1. Коррекционная деятельность звуковая культура речи

3Музыкальная деятельность

Ритмическое упражнение «ЕЖИК» Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания. Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга. Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. (идут по кругу) Был клубочком и без ножек, да, да, да. Не умел он хлопать — (качают головой) Хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки). Не умел он топать- (качают головой) топ-топ-топ. (притопы) Не умел он прыгать (качают головой) Прыг- прыг-прыг. (прыжки на двух ногах) Только носом шмыгал- (качают головой) Шмыг-шмыг-шмыг. (показать пальчиком нос) В лес ребята приходили, да, да ,да. (те же движения) И ежа плясать учили, да, да, да. Научили хлопать — хлоп, хлоп ,хлоп. Научили топать — топ, топ, топ. Научили прыгать — прыг, прыг, прыг А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг

Совместная деятельность педагога с детьми

задание-для Лэпбука: «

Итоговое мероприятие: Создание лэпбука

ИТОГ В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом. В ходе проекта дети группы закрепили знания о диких животных наших лесов и расширили представления о еже.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями.

Литература и интернет источники

  1. https://www.baby.ru/blogs/post/542852777-526792006/
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-razvitiyu-rechi-s-ispolzovaniem-tehnologi-problemnogo-obuchenija-pereskaz-raskaza-ezh.html
  3. https://dohcolonoc.ru/conspect/6348-pomozhem-ezhiku.html
  4. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/260839-kompleks-utrennej-gimnastiki-dlja-detej-star
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/03/10/podvizhnaya-igra-s-rechevym-soprovozhdeniem-ezhik-i-myshi
  6. https://ok.ru/choreographyterpsichore/topics

Приложение 1

ЧИТАЛОЧКА

А.Н. Толстой «Ёж»

Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Вопросы для беседы по тексту:

-Как называется сказка? (Сказка называется ёж)

— Кого увидел телёнок? (Он увидел ежа)

-Что он ему сказал? (Он ему сказал, что он его съест)

-Почему ёж испугался телёнка? (Ёж не знал, что телёнок ежей не ест)

-Что сделал телёнок? (Телёнок задрал хвост, хотел его боднуть, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)

-Что было потом? (Телёнок заревел и побежал к маме-корове)

— Как жаловался теленок корове-матери? (Ёж меня за язык укусил)

-Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась, есть траву)

— Как хвастался еж своей победой перед своей ежихой? (Он сказал ежихе, что победил огромного зверя, должно быть, льва)

— Что говорили звери про храбрость ежову? (Они говорили, что у них ёж-богатырь)

Рассказ про ежика для детей дошкольного возраста

Рассказ про ежа детям

Ирис Ревю

Ежик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.

Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный.

Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.

Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего пристанища ёж не отходит. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинает лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов.

Поют ли ёжики? Да. По весне. Песня самца небогата красками. Это всего лишь монотонное пыхтение. Ёжик всегда «при параде». Никогда не снимает свой «колючий пиджак».

Описание ежа в художественном стиле

Ежик — это хорошая маленькая зверушка с иголочками на теле. По размеру эти зверьки небольшие. Глазки в них, словно пуговицы. Носики длинные. На конце носика есть черная капелька. Также у ежиков есть усы. Ежики полностью покрыты иглами для собственной защиты. Когда им угрожает опасность, они сворачиваются в клубок и выставляют иголочки. А кто же хочет поцарапаться? Конечно, никто. Тогда хищник отступает, а ежик возвращается к нормальной жизни. Итак, ежи — очень красивые и забавные маленькие.

ЁЖ И ЗАЯЦ

Повстречал заяц ежа и говорит:

— Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.

Ёж рассердился и говорит:

— Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают.

Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонку!

Ёж пошёл домой и говорит жене:

— Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонку!

Ежова жена и говорит:

— Ты, видно, с ума сошёл! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые. А ёж говорит:

— У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдём в поле.

Вот пришли они на вспаханное поле к зайцу; ёж и говорит жене:
— Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: «А я уже давно жду». Он тебя от меня не узнает — подумает, что это я.

Ежова жена спряталась в борозде, а ёж с зайцем побежали с другого конца.
Как заяц разбежался, ёж вернулся назад и спрятался в борозду. Заяц прискакал на другой конец борозды: глядь! — а ежова жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему:
— А я уже давно жду!

Заяц не узнал ежову жену от ежа и думает: «Что за чудо! Как это он меня обогнал?»

— Ну, — говорит, — давай ещё раз побежим!

— Давай!

Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! — а ёж уже там, да и говорит:

— Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут. «Что за чудо! — думает заяц, — уж как я шибко скакал, а всё он обогнал меня».

— Ну, так побежим ещё раз, теперь уж не обгонишь.

— Побежим!

Поскакал заяц, что было духу: глядь! — ёж впереди сидит и дожидается.
И так заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.
Заяц покорился и сказал, что вперёд никогда не будет спорить.

СУТЕЕВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

СКАЗКА «ЯБЛОКО»

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Ёж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

СУТЕЕВ В.Г.

СКАЗКА «ЖИВЫЕ ГРИБЫ»

Вышел как-то ёжик из дому грибов набрать, ежат накормить.

Зима впереди долгая, без припасов не обойтись.

Много грибов набрал!

Всем ежатам хватит, и друзей угостить можно!

А Никита и Денис тоже решили сходить в лес за грибами. Да только вот грибы-то все куда-то попрятались, под листиками да веточками укрылись.

Вдруг видят ребята под деревом холмик маленький, а на нём грибов видимо-невидимо! И белые, и подберёзовики, и маслята!

Вот мальчики обрадовались! Бросились к чудесному холмику.

А он вдруг вскочил на ножки и как кинется наутёк!

Вот ребята удивились!

Не приходилось им ещё живых грибов видеть!

А ёжик с грибами домой прибежал, всех ежат накормил, ещё и на зиму хватило!

ПЛЯЦКОВСКИЙ М.С.

СКАЗКА «ЁЖИК, КОТОРОГО МОЖНО ПОГЛАДИТЬ».

Все ёжики на свете — колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить — и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу.

Но одному доброму ёжику Колюнчику всё-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

Брёл Ёжик по лесу. Видит — пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:

— Спасибо, мама!

Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:

— Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!

А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал.

Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:

— Кто тебя обидел?
— Никто не обидел, — отвечает Ёжик.
— А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
— Потому, что вы Зайчонка… погладили… лапкой.
— Разве тебя твоя мама не гладит?
— Не гладит. Никто меня не гладит.
— Я бы тебя, малыш, погладила, если бы… если бы ты не был таким колючим, — пожалела Ёжика Зайчиха.
— Конечно, она бы тебя погладила, — вмешался Зайчонок. — Но можно очень даже просто лапку уколоть.
— А если я не буду колючим? — вдруг спросил Ёжик.
— Тогда другое дело, — говорит Зайчиха. — Но ведь это невозможно!
— Возможно! — крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на все свои иголки целый ворох опавших листьев.

Он стал похож на пёстрый разноцветный шарик.

Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чём дело. Но Ёжик просунул сквозь листья чёрную кнопочку носа и пробормотал:

— Теперь я… совсем… не колючий. Правда?

Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.

— Молодец! — сказала она. — Ах, какой находчивый Ёжик растёт!

Приложение 2

ИГРОТЕКА

Подвижная игра с речевым сопровождением «Ёжик и мыши»

(белорусская народная игра)

Атрибуты: Маска Ёжика или игрушка театра бибабо.

Задачи:

— учить играть в народные игры в коллективе;

— совершенствовать координацию движений;

— развивать речедвигательные навыки;

— развивать словарный запас детей и эмоциональную выразительность.

Все дети становятся в круг. Ёжик- в центре круга. По сигналу все идут вправо, ёж-влево. Игроки произносят слова:

Бежит ёжик – тупу-туп,

Весь колючий, остер зуб!

После этих слов все игроки останавливаются и спрашивают:

Ёжик, Ёжик , ты куда?

Что с тобою за беда? Затем все игроки круга приседают и имитируют шуршание мышей:

Ежик говорит:

Ёжик ножками туп-туп,

Ёжик глазками луп-луп!

Слышит ёжик- всюду тишь!

Чу!.. Скребётся в листьях мышь!

Ёж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Дети вместе говорят:

Ты беги, беги, ёжик,

Не жалей своих ножек!

Ты лови себе мышей,

Не лови наших детей!

Мыши убегают, ёж их ловит (пятнает).

Игра повторяется несколько раз. Если игра проходит в маленьком помещении, детям предлагается замереть и стараться не шевелиться. Водящий-ёж «забирает» детей, которые пошевелились в свою нору.

Приложение 3

Комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

«Дикие животные»

I часть: Построение, ходьба полуприсев ходьба на пятках, руки на плечах; ходьба высоко поднимая колени, руки на пояс; бег, захлестывая голени назад; легкий бег; ходьба, дыхательные упражнения, построение в две колонны.

II часть: Комплекс ОРУ без предметов.

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек?

«Ловкая белка»

  • о. с., руки на пояс.1 – наклонить голову вправо, руки на пояс.2 – и.п. .3- наклонить голову влево, руки на пояс. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз.

По полю скачет — ушки прячет,

Встанет столбом — ушки торчком.

«Шустрый заяц»

И.п: стоя, ноги на ш.п., руки вверх.1 – наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны. 2 – и.п. Повторить 6-8 раз.

Кто зимой холодной,

Бродит злой голодный.

«Быстрый волк»

  • о.с, руки на поясе. 1 – поднять пр. прямую ногу вперед. 2 – махом отвести пр. ногу назад. 3 – снова поднять вперед правую ногу. 4 – и.п. повторить действия другой ногой. Повторить 5-6 р.

Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра.

Знают звери все в лесу,

Ярко-рыжую лису.

«Ловкая лисица»

И.п: стоя на коленях и ладонях, голова поднята.1- 2 выгнуть спину, опустить голову.

3-4 и.п. Повторить 5-6 р.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

«Неуклюжий медведь»

И.п: лежа на спине, руки вдоль туловища.1- повернуться на правый бок, прижать ноги к животу.2 – и.п. 3- 4 тоже левый бок. Повторить 4-5р.

«Мы рады зверям»

И.п: о. с., Подскоки на месте с ноги на ногу. Чередовать с ходьбой. Повторить 3р. по 15-20 поскоков.

III часть: Ходьба друг за другом.

Подвижная игра «Покажи»

Ведущий называет диких животных, чередуя их. Дети изображают названное животное, стараясь передать его характерные особенности и повадки. Поощряется проявление детского творчества.

Приложения:

  1. file0.docx.. 356,5 КБ

Опубликовано: 26.02.2021

В большом густом зеленом лесу, где растут самые разные
деревья, жил был маленький ежик по имени Фырка. Прозвали его так за то, что
маленький колючий ежик всего на свете боялся, а от страха он всегда сжимался в
небольшой комочек и громко-громко фырчал.

Фырка был очень добрым, заботливым и
веселым. Он всегда и во всем помогал маме и папе, а они о нем заботились и
очень любили. Родители часто бродили по лесу в поисках грибов и ягод, и
приносили их домой. Часто пытались мама и папа помочь ежику преодолеть свои страхи:
мама читала ему на ночь сказки про смелых животных, которые ничего не боялись, а
папа брал малыша с собой на прогулки по вечерам и рассказывал, что в лесу не
так уж и страшно, даже, когда начинает темнеть.

Но все, казалось, было
напрасно, Фырка очень не любил вечерние прогулки по лесу, ведь его самым
сильным страхом был страх темноты. А сказки, которые читала малышу мама совсем
не помогали, ведь одно дело бесстрашный медведь из сказки, а другое — маленький
беззащитный ежик.

Но вот однажды зимой Фыркины мама и папа ушли в соседний
лес за ягодками рябины, ведь в лесу возле дома совсем не осталось пропитания. А
Фырку они оставили дома совсем одного. Перед уходом мама сказала ежику:

Вот и настал тот день, когда ты должен остаться дома
один. Ничего не бойся, мы с папой постараемся вернуться как можно скорее.

Мама, папа, пожалуйста, вернитесь до наступления
темноты, — жалобно отвечал маме Фырка.

Как только родители ушли, Фырка забрался на кровать и
залез под одеяло, ему стало страшно дома совсем одному. Вскоре на улице стало
темнеть и неожиданно началась метель. Родители все не возвращались. Фырка стал
тревожиться, он очень хотел поскорее увидеть маму и папу. Из-за метели в домике у ежиков было очень сыро
и холодно. А лучи заходящего солнца почти не проникали в окошко, вскоре Фырка
оказался почти в полной темноте.

Очень страшно сделалось ежику, его воображение
рисовало страшные картинки, в темноте ему чудились пугающие образы неизведанных
зверей. Ежик вспомнил как когда-то давно он слышал от соседского ежика Шиши о
том, что существуют приведения и призраки, которые обитают в темноте. Еще
страшнее стало Фырке, стал он звать маму, но она все не приходила. Фырка слез с
кровати и забился в самый дальний угол комнаты, сидит боится, зуб на зуб не
попадает, а в голове все ужасы страшные крутятся.

А в это время в соседнем домике, тот самый ежик Шиша тоже
был один дома. Он вовсе не боялся, а сидел у окошка и завороженно смотрел на
летящие снежные хлопья. Услышал он как его товарищ Фырка маму зовет, да как
зубы у него громко-громко стучат и кричит ему:

Эй, Фырка, ты чего дрожишь? Трусишка ты фырчащая,
чего же ты так испугался?!

Легко тебе говорить, Шиша, — ты никогда ничего не
боялся, а я темноты больше всего на свете боюсь. Ты же сам мне рассказывал про
жутких призраков и страшных зверей ночных. Так помоги мне, расскажи, как быть
бесстрашным, я совсем не умею вести себя как смелые герои сказок!

Эх, ты! Глупыш, зачем же от страха в углу
прятаться и фырчать?, — прокричала ежик Шиша. — Я вот часто один дома остаюсь,
мама с папой в соседнем лесу работают, а ты просто ведешь себя как маленький,
как обычная плакса. Но я знаю, что на самом деле ты не такой, так чего же ты
плачешь от темноты?

Обидно стало ежику Фырке, что его товарищ Шуша
плаксой его зовет. Собрал он последнюю оставшуюся смелость и говорит:

Нет, я не трусишка и не плакса! Да, мне иногда
очень сильно страшно, но это только потому, что у меня богатое воображение. И
стоит мне оказаться в темноте, как я начинаю фантазировать всякие страшилки.

Вот и правильно, нечего в темноте обычной бояться.
Ты прости меня я тебе неправду рассказал про приведений, пошутить хотел. На
самом деле их не существует. Бояться надо охотников или больших диких зверей, а
не воображаемых монстров, — извинился Шиша, когда понял, что это он Фырку
испугал. — Вот что, ты скорее из угла выходи, да в окошко посмотри, как
красиво снег падает, а я тебе ручкой помашу из своего окна. И получиться, что
ты вовсе и не один. Или ты все еще боишься, как маленький? Бояться нечего, ты
взрослый уже, мама с папой тебе доверили за домом приглядывать как большому.

Пока Шиша говорил, Фырка все больше и больше обретал уверенность
в себе. Он вдруг осознал, что не может подвести маму с папой и просто
спрятаться в уголке. Ведь они считают его достаточно взрослым, чтобы оставить
его во всем доме за главного. Стыдно ежику стало за то, что он простой
темноты напугался, да и Шиша тоже дома один и ничего, не боится, не дрожит.

Закрыл Фырка глаза и представил, что в комнате не темно, а светло. Он вспомнил
весь дом в мельчайших подробностях. И сразу так легко ему стало, отпустил его
страх. Обрадовался ежик, и стал по комнате бегать, в самые темные местечки
заглядывал и кричал: «Ура, я не боюсь! Уходите прочь страшилки, я теперь
взрослый и я в вас не верю!».

Когда Фырка наконец подошел к окошку, он уже точно знал,
что никаких приведений дома нет. Он засмеялся и выглянул в окно.

Там он увидел
Шишу, который радостно махал ему ладошкой.

Словно по волшебству метель вдруг прекратилась. А на небе
ярко засияли звездочки. Увидел Фырка в окне, как издалека к дому подходят мама
и папа.

Здравствуй, Фырка, ты уж прости, что не
получилось прийти до темноты, — обратилась к нему мама, едва зайдя в дом. — Только мы собрались домой как началась метель, вот она нас и задержала.

Как ты, сынок, не сильно испугался темноты? –
поинтересовался у Фырки папа. — Мы очень торопились домой.

Мама, папа, вы не поверите, но мне теперь ничего
на свете не страшно!

Какой же ты молодец, — обняли его родители, — это
значит, что ты стал по-настоящему взрослым.

Уж много времени прошло с тех пор как Фырка победил свои
страхи, а он все еще помнит тот день, когда остался в метель один и смог стать
взрослым. Теперь все чаще Фырка помогает родителям присматривать за домом, и
остается один. А его любимым делом стали прогулки с папой по лесу вечерами.

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Предлагаемый материал предназначен для воспитателей, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. Здесь представлены игры, упражнения, занятия по развитию всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической — во взаимосвязи с развитием связной монологической речи и развитием детского словесного творчества.

По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.

Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Как говорит Таня?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так — мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело… мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

«Кто больше слов скажет?»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель:образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся… (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы… (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы…), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно… цветы, грядки на огороде; гладить можно… платье, брюки… одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать… ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.

— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он… (колючий). Лиса потрогала ежа и… (укололась)».
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат… (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне… (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана…

«Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»…). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)
— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла… (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

«Ручка—ножка»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

— Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— Закончи предложения: ручка нужна, чтобы… За ручку можно…
— А какие предметы мы называем словом «ножка»?
— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут… (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет… (едет, мчится). Весна идет… (наступает). Пароход идет… (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел… Девочка ушла… Люди вышли… Я пришел… Саша идет медленно, а Вова идет… Можно сказать, что он не идет, а…

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Расскажем про белочку»

Цель:составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла… (на высокую сосну). А на сосне шишек… (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку… (увидела волка). Но белочка… (не испугалась). Она бросила… (шишку прямо на волка). На лбу у него… (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.

«В гостях у лесника»

Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

— Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога… (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты… (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек… (мелкий).
— Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
— Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:
— Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь… и очень любишь…
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме: «Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?»
Параллельно с разными заданиями развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это умение ребенку необходимо для дальнейшего развития родного языка.

Консультацию подготовила учитель- логопед Еловенко Олеся Александровна

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475652-konsultacija-dlja-roditelej-razvitie-rechi-de

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Конспект открытого занятия  по окружающему миру

на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»

для детей среднего дошкольного возраста

        Подготовила: Иванова Н.В.

г. Гагарин, 2020 г.

Цель: расширение   представлений  у детей о диких животных наших лесов: зайце, еже, белке, медведе.

Задачи:

Обучающие: 

— расширять представления детей о том, как готовятся дикие животные к зиме;

— расширять представления детей о том, чем питаются дикие животные

Развивающие:

 развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление, зрительное восприятие, речевой слух;

активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».

Воспитательные:

воспитывать заботливое отношение к  животным.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы о диких животных, заучивание стихов про животных, отгадывание загадок, подвижная игра» У медведя во бору», дидактические игры » Кто где живет», «Кто живет в лесу», беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе.

Демонстрационный материал:

Проектор, презентация,  д/игра «Накорми животное».

Методы и приемы:

— словесные (художественное слово, вопрос, объяснение, рассказ,  повторение, описание);

— наглядный (показ движений, действий, демонстрация презентации);

— проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

— игровой (дидактическая игра, загадки, сюрпризный момент);

— ИКТ;

— использование здоровье сберегающих технологий (физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

1. Организационный момент.

Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Я твой – друг и ты мой – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Вы хотите прогуляться вместе со мной? Ответы детей: да.

Воспитатель: Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

Воспитатель: 1,2,3,4,5 – в лес идем мы все гулять. (слайд 1 Осенний лес)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. А какое время года сейчас?

Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Как красиво и тихо осенью в лесу. Ой, а кто это там бежит нам на встречу? Прежде чем узнаете, отгадайте мою загадку.

Загадка:

Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это – не танец,
Так удирает от хищников … 

Ответы детей: (слайд 2 Заяц).

Воспитатель: Правильно, заяц. Вот я вам сейчас расскажу одну интересную историю, которая произошла с ним. Однажды, заяц пошел погулять, чтобы найти себе друзей и поиграть. Бежит он, бежит, а на встречу ему… Хотите узнать, тогда отгадайте загадку.

Загадка: Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ответы детей: ежик слайд 3).

Воспитатель: Правильно, ежик. А кто расскажет стишок про ежика?

Ответы детей: Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Воспитатель: Так вот, заяц говорит ежику. Ежик давай с тобой играть. Ежик отвечает, некогда мне с тобой играть. Я к зиме готовлюсь.

Воспитатель: А как ежик готовится к зиме. Кто знает? Ответы детей.

Воспитатель: (Слайд 4) Еж начинает готовиться к зиме в начале осени. Он много ест, копит запасы жира для спячки. Подыскивает глубокую нору, утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадает в спячку.

Воспитатель: А пока еж готовится к зиме, мы поиграем с зайчиком.

Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз — присядка, два — прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу
То одну, то обе вместе,(раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало —  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

Воспитатель: Побежал наш зайчик дальше, а навстречу ему. Отгадайте загадку?

Воспитатель: Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу…

Ответы детей: (белка слайд 5).

Воспитатель: Правильно дети. А кто мне расскажет стишок про белку?

Ответы детей: Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Воспитатель: Хорошо. А кто знает как белка готовится к зиме? Ответы детей.

Воспитатель: (Слайд 6) Перед наступлением холодов белка начинает утеплять свое жилище, дупло. Она старательно конопатит все щели с помощью пучков сухой травы, мха, клочков шерсти, которых ей удается обнаружить. Белка запасает желуди и орехи лещины. Пригодятся ей и кедровые орешки и предварительно засушенные грибы.

Воспитатель: А пока белочка трудится, мы поиграем с зайчиком и покажем ему как умеем делать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке- сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Воспитатель: Ну, что ж. А наш зайчик побежал дальше. И встретил на своем пути… Кого вы узнаете отгадав загадку.

Загадка: Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?(Ответы детей: медведь) слайд 7.

Воспитатель: Правильно, медведь. А кто сможет рассказать мне стишок про медведя?

Ответы детей: Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Воспитатель: Наш зайчик говорит медведю, давай играть будем, а медведь отвечает, некогда мне с тобой играть, мне к зиме готовиться надо.

Воспитатель: А как готовится к зиме медведь? Ответы детей.

Воспитатель: (Слайд 8)  Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, роет яму, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели.

Воспитатель: Пока медведь готовится к зиме, давайте поиграем. А вы знаете чем питаются дикие животные?

Дидактическая игра  «Покорми животное».

На магнитной доске расположены картинки с изображением животных( зайца, белки, ежа и медведя). На другом столе лежат предметные картинки с изображением  гриба, жука, ореха, гусеницы, малины, меда, травы и коры дерева).  Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, всех животных накормили. А пока зайчик бегал, бегал ,он сам тоже подготовился к зиме. Посмотрите, что произошло с ним самим? Ответы детей: он поменял цвет шубки.

Воспитатель: Правильно, заяц готовится к зиме, меняя свой цвет шубки с серого на белый. Чтобы среди снега он был незаметен. Зимой он роет норы в снегу, а иногда даже в копнах сена. Вот вы услышали всю историю, которая произошла с зайчиком. Мы говорим ему до новых встреч. Ну, а нам пора возвращаться в группу.

Воспитатель:1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять.

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилась наша прогулка? Ответы детей: да.

Воспитатель: Кого мы с вами встретили в лесу? Ответы детей: ежа, белку, зайца, медведя.

Воспитатель: Кто расскажет как белка и заяц готовятся к зиме? Ответы детей.

Воспитатель: А что делают зимой еж и медведь? Ответы детей: спят.

Воспитатель: Молодцы. Вы сегодня были внимательными и  послушными.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Систематизировать знания детей по теме «Весна». Создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о весне: развивать представление детей о сезонных изменениях в живой и не живой природе, названия весенних месяцев, выявлять главные особенности каждого весеннего месяца. Закрепить обобщающие понятия по темам.
  • Закреплять цифры от 0 до 10, продолжать упражнять в умении соотносить число с цифрой в пределах 10, в количественном счете с помощью зрительного и слухового анализаторов.
  • Упражнять в умении делить слова на слоги, подбирать существительное по определенным признакам.

Развивающие:

  • Способствовать развитию всех компонентов устной речи;
  • Развивать коммуникативные навыки детей, умение договариваться, решать общую задачу;
  • Развивать навыки произвольного поведения, умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
  • Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, желание прийти на помощь, интерес к занятию.

Словарная работа:

  • Прилагательные, обозначающие свойства предметов, обобщающие слова, «кроссворд», название месяцев

Материал: Микрофон, «Дерево знаний», карточки для игры «Найди пару» и «Свойства предмета», «Цветик-семицветик», цифры от 0 до 10 (демонстрационные и раздаточные), наглядные пособия, 2 листа А3, восковые карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель: о чем сегодня мы с вами будем говорить, вы узнаете, если разгадаете загадки и отгадаете слово в кроссворде:

1.

Зазвенели ручьи

Прилетели грачи

В дом свой — улей пчела

Первый мед принесла.

Кто подскажет и знает

Когда это бывает (Весной)

2.

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый,

Самый нежный,

Чистый маленький…(Подснежник)

3.

Не высоко, не низко,

Не далеко, не близко.

Проплывает в небе Шар-

Раскалённый как пожар. (Солнце)

4.

Солнце пригревает,

Лед на реке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление называют? (Ледоход)

Воспитатель: Какое слово зашифровано?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно это слово — «Весна», и сегодня мы будем говорить о ней. А как называются весенние месяца?

Дети: Март, апрель, май

Воспитатель: Ребята, а вы слышали, что месяц март называют: «Протальник», «Капельник» как вы это объясните?

Дети: В марте появляются первые проталины

Воспитатель: А почему месяц апрель называют «Снегогон», «Цветень», «Березень»?

Дети: Пробуждается природа от зимнего сна.

Воспитатель: А как вы думаете, почему май называют «Травень», «Песенник»?

Дети: Начинает зеленеть трава, и поют птицы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами поиграем в игры, чтобы узнать много интересного об этих месяцах и о весне.

Интерактивный метод технология «Хоровод»

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебные лепестки, давайте каждый из вас возьмет один лепесток и составит о весне 1-2 предложения, чтобы получился букет из «подснежников».

Дети: Весной чувствуется аромат тепла. Свежесть первых цветов. Прилетают птицы. Ярче светит солнце. Оживает природа, Пробуждается животный мир и т.д.

Воспитатель: Вот какой весенний букет у нас получился. Каждый сказал о весне немножко, а получился целый рассказ.

Интерактивная технология: «Большой круг»

Воспитатель: А вот игра «Большой круг» поможет нам узнать, сколько вы знаете пословиц и поговорок о весне. Давайте встанем в круг и вспомним правила игры.

(Встают в круг и проговаривают правила игры: каждый имеет право сказать свою пословицу или поговорку, необходимо не перебивать, дослушивать мнение другого до конца, не повторять чужие ответы, высказав свое мнение подать руку рядом стоящему ребенку, договориться, кто из детей подведет итог)

Воспитатель: Ну что, ребята, давайте начнем, вспоминать пословицы и поговорки о весне.

Дети: «Апрель с водой, май с травой», «Весна наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать», «Готовь сани с весны, а колеса с осени», «Матушка весна всем красна» и т.д.

Воспитатель: Ребята, договоритесь, чья пословица или поговорка вам показалась наиболее интересной, и предложите этому ребенку повторить пословицу еще раз и объяснить ее значение.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться нам на весеннюю поляну, и посмотреть какие цветы можно увидеть там. Вы согласны?

(активное включение детей в деятельность)

Дети: Да.

Воспитатель: Но для этого нам необходимо перейти неглубокую речку, которая у нас на пути. Как вы думаете, как нам это сделать?

Дети: Построить мост, переплыть и т.д.

Воспитатель: Думаю, что лучше всего построить мост. Здесь лежат камни, давайте построим мост из них.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда возьмите по одному камню, на них есть цифры. Как вы думаете для чего они?

Дети: Для того чтобы разложить их по — порядку при строительстве моста.

Воспитатель: Тогда начнем.

(Дети раскладывают камни от 1 до 10 и переходят по ним)

Воспитатель: Вот мы и попали на луг, а перед нами чудесное «Дерево знаний», на котором висят карточки-задания.

Интерактивная технология: «Дерево знаний» (работа в парах)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на «Дерево знаний». Оно поможет сегодня вам отыскать слова, в которых есть эти слоги. Для этого вам нужно договориться с кем вы будете работать в паре, и вспомнить правила работы в парах.

Воспитатель: Возьмите с «Дерева знаний» одну картинку, прочитайте слог и подберите к нему такие картинки, в названии которых есть данный слог, после выполнения задания договоритесь, кто будет отвечать.

(Каждая пара подбирает картинки, обсуждает их выбор, договариваются, кто будет отвечать, рассказывает, почему они могут дружить)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем и узнаем, насколько вы будете внимательны.

Интерактивная технология «Карусель»

(Договариваются, кто будет говорить первый, а кто второй,, это правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку)

Воспитатель: Дети, стоящие во внутреннем круге, называют твердый согласный, а дети, стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный.

(Активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные)

Воспитатель: Вам понравилась наша «карусель»?

Дети: Да.

Воспитатель: катаясь на ней, вы, вспомнили, что согласные звуки могут быть — твердыми и мягкими.

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.

Гимнастика для глаз «Бабочки»

Спал весенний цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся

(Поморгать глазами)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел

(Потрясти кистями. Посмотреть вправо-влево)

Воспитатель: Мы немного размялись, а теперь вы разделитесь на две команды, и каждая команда нарисует одну общую картину о лете и расскажет, о ней. Согласны?

Дети: Да.

Интерактивная технология: «Коллаж» (работа в команде)

(Дети в командах рисуют по одной общей картине, подручными материалами и рассказывают о ней 2-3 предложения).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте с вами вспомним, о чем сегодня шла речь. А поможет нам в этом игра «Журналист» (выбирают журналиста).

Интерактивная технология «Интервью»

Корреспондент (ребенок): Что нового узнали? Где сегодня побывали? Где возникли трудности? Что больше всего понравилось? И т.д.

Воспитатель: Ребята, кому понравилось наше путешествие, поднимите веселые смайлики, а кому было скучно — грустные.

  • Рассказ про единорога на английском
  • Рассказ про ель 2 класс кубановедение
  • Рассказ про екатеринбург на английском 6 класс
  • Рассказ про ежа 2 класс литературное чтение
  • Рассказ про ежика 2 класс литературное чтение