Рассказ про ежика 3 класс русский язык

Тем временемв блогах... еще... комментарии еще... большое спасибо. к сожалению, всего один урок на это чудо, а чаще всего вообще
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Большое спасибо. К сожалению, всего один урок на это чудо, а чаще всего вообще п…

Хокку — одна из оригинальностей японской культуры. Вы представили замечательный …

Спасибо за снежную сказку, Наталья Александровна! Оформление работы очень понрав…

Татьяна Владимировна, благодарю вас за внимание к моей работе и ее высокую оценк…

Лидия Петровна, спасибо Вам за внимание к работе, добрый отзыв о ней.

Елена Владимировна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.

Методика преподавания в начальной школе

Категория Методика преподавания в нач. шк. содержит материалов: 205

Страницы: 1 2 3 10 11 »

Исследовательская работа «История новогодних игрушек в России»

word150

История появления традиции украшать новогоднюю елку праздничными игрушками русская история и культура знает множество традиций. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах.

Роль метода наглядности в обучении младших школьников

word150

В данной статье рассматривается роль метода наглядности в обучении младших школьников. Также описываются методические приемы, с помощью которых учитель может успешно использовать спектр средств наглядности при изучении и повторении материала.

№79428 |
08.11.2021 |
gim405

| 21Kb

Творческие графические работы

word150

Тренажеры способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, творческого мышления, усидчивости, тренируют концентрацию внимания. Подходят для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

№79221 |
18.10.2021 |
mopZTG8i

| 6.0Mb

Орфотренажеры по русскому языку для начальной школы

word150

При работе с тренажерами учащийся погружается в языковой материал, решает орфографические задачи, подбирает правила проверки слова. Тренажеры можно использовать как при изучении, так и при закреплении материала, а так же во время адаптации в начале учебного года.

№77743 |
25.07.2021 |
mopZTG8i

| 56Kb

Шпаргалки для начальной школы по математике

word150

Шпаргалки известны давно. Запрещать или разрешать? Задача учителя не заполнять память ребенка многочисленными сведениями, а научить понимать, как связаны между собой математические понятия, заметить взаимозависимости, провести ассоциации. Поэтому шпаргалки приносят неоценимую пользу ученику!

№77064 |
17.05.2021 |
mopZTG8i

| 0.1Mb

Шпаргалки для начальной школы по русскому языку

word150

Шпаргалки известны давно. Запрещать или разрешать? На экзамене, конечно, запретить, а при обучении? Сборник шпаргалок можно купить, но, даже имея такие справочные материалы, ученик может быть неуспешным в обучении. Почему? Сборники из книжного магазина имеют избыточную информацию, которую ученик не может быстро прочитать и понять. Эти материалы только затрудняют ребенка. Поэтому нужно создать свои помощницы-шпаргалки!

№77014 |
03.05.2021 |
mopZTG8i

| 70Kb

Карточка «Для чего нужна экономика»

word150

В данном документе представлена карточка для индивидуальной проверки сформированности знаний по теме «Для чего нужна экономика». В карточке предлагается 5 вопросов, которые требуют развернутого ответа.

Дидактическая игра «Найди слово»

word150

Данная дидактическая игра решает несколько задач: тренирует концентрацию внимания, совершенствует навык чтения, формирует самостоятельность, снимает мышечное напряжение при раскрашивании. Подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья.

№76209 |
24.12.2020 |
mopZTG8i

| 50Kb

Уроки обучения письму

word150

Знаете, какой урок самый трудный для первоклассника? Урок обучения письму! Как организовать деятельность на уроке, чтобы дети не утомлялись, им было интересно, а урок проходил продуктивно?

№75273 |
19.08.2020 |
mopZTG8i

| 35Kb

Как научить младших школьников узнавать время по часам

word150

Так ли уж надо ребенку знать время? Условия жизни таковы, что дома ребенка сопровождают родители: разбудят, накормят, довезут до школы. В школе жизнь ребенка регулируют звонки, учителя. Получается, младшему школьнику не нужно знать и рассчитывать свое время, поэтому часы на стене не несут ему никакой информации.

№75260 |
19.08.2020 |
mopZTG8i

| 70Kb

Тренажеры для обучения грамоте

word150

Как научить ребенка слышать порядок звуков в слове, записывать слова и предложения? Как развивать фонематический слух? Нужно в условиях урока организовать игровую деятельность. В классе «живет» дед-Буквоед, он по ночам «ест» буквы в словах, их нужно «вылечить»!

№75218 |
11.08.2020 |
mopZTG8i

| 75Kb

Поучительные истории для первоклассников

word150

Судить чужие проступки легче, чем свои! На примере историй девочки-первоклассницы учащиеся проговаривают правила школьного поведения, таким образом, присваивают их себе. Легко и непринужденно! Сказки ненавязчивые, короткие. Как раз такие, чтобы хватило внимания первоклассников.

№74898 |
09.07.2020 |
mopZTG8i

| 41Kb

Формирование навыка смыслового чтения в начальных классах

word150

При формировании навыков смыслового чтения учитель сталкивается с проблемами. Как же преодолеть их? Изучив разные источники, видно, что над чрезвычайно важной темой — смысловое чтение, работают многие группы ученых. Из предложенного материала, можно выделить несколько форм работы для ликвидации этих проблем.

№74135 |
27.04.2020 |
KLudmila

| 28Kb

Супер — тренажеры для чтения

word150

Восприятие и осмысливание учебной информации находится в прямой связи с техникой чтения. От учителя начальных классов зависит, будет ли ребенок дружить с книгой, прочитывать статьи учебника без затруднения, будет ли успешен в учебе. Занятия с тренажерами позволит улучшить навык чтения и повысить скорость.

№74106 |
16.04.2020 |
mopZTG8i

| 39Kb

Рефлексия «Космос». Часть 3

В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии). Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

№74045 |
08.04.2020 |
Linda

| 0.5Mb

Рефлексия «Космос». Часть 2

s13591066

В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии).

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

№74044 |
08.04.2020 |
Linda

| 0.4Mb

Рефлексия «Космос». Часть 1

s29739666

В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии). Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

№74043 |
08.04.2020 |
Linda

| 0.4Mb


Руководитель проекта: 

Маевская Анна Александровна

Учреждение: 

МБОУ «Урдомская средняя школа»

В процессе исследовательского проекта по русскому языку «Рассказ о слове» учащимся 3 класса начальной школы была поставлена цель проанализировать слово собака с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове собака. Автор предполагает, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие способности.

Подробнее о проекте:

В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку «Рассказ о слове» ученик 3 класса школы разбирает слово «собака» и доказывает, что изучение этимологии слов позволяет обогатить кругозор, расширить словарный запас, любознательность и развить свои творческие способности. Арсений в своей работе напоминает нам, насколько собака — верный друг и помощник человека.

В практической части исследовательской работы по русскому языку «Рассказ о слове собака» обучающийся 3 класса проводит анкетирование по данной теме среди начальных классов школы и узнаёт их мнение для более конструктивного вывода. Автор в своем проекте старается показать читателям, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.

Учебный проект по русскому языку на тему «Рассказ о слове» направлен на раскрытие таких тем в 3 классе, как:

  • Наблюдение за жизнью слова «собака» в русском языке;
  • Изучение дополнительной литературы, словарей, энциклопедий о слове;
  • Обогащение и расширение словарного запаса.

Оглавление

Введение

  1. Собака – верный друг и помощник человека
  2. История происхождения слова, его строение и значение
  3. Родственные слова
  4. Друзья – синонимы
  5. Фразеологические обороты
  6. Сочетаемость слова
  7. Жизнь слова в русском фольклоре

Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».

Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?

А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.

Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.

Гипотеза:
Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Предмет исследования: слово «собака».

Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».

Задачи исследования:

  1. Проследить за жизнью слова в языке.
  2. Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
  3. Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
  4. Создать красочные странички исследуемого слова.
  5. Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
  6. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

1. Собака – верный друг и помощник человека

2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистами. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.

Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.

Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.

Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.

Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.

2. Жизнь слова в языке

2.1 История происхождения слова, его строение и значение

Слово «собака» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».

Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собакасоб = «существо», «собственность».

В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:

  1. Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
  2. перен. О злом, грубом человеке (разг.)
  3. Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
  4. В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака.

В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:

Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие. Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок.

Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинология.

Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.

2.2 Родственные слова

Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.

  • собака
  • собачКа
  • собачОНКа
  • собачНИК
  • собачЕЙ
  • собачИЙ
  • собакОВОД
  • собакОВОДСТВО

2.3 Друзья — синонимы

Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:

  • пёс шавка дворняжка
  • барбос псина четвероногий
  • бобик тузик пустолайка
  • моська шарик ищейка

2.4 Фразеологические обороты

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).

Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.

2.5 Сочетаемость слова

Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:

  • добрая послушная лохматая
  • злая служебная охотничья
  • преданная сторожевая прирученная

7. Жизнь слова в русском фольклоре

Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.

Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.

Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).

Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.

Заключение

В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.

Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).

Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».

А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:

  1. Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
  2. Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
  3. Знаешь ли ты со словом «собака»:
  • Фразеологизмы – 27%.
  • Пословицы – 50%.
  • Загадки – 20%.
  • Стихи – 63%.
  • Сказки – 28%.
  • Названия произведений – 19%.

4. Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.

Мой проект «Рассказ о слове» имел важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания по русскому языку в 3 классе начальной школы. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).

Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой (см. Приложение 1).

Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось (см. Приложение 10).

Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Список литературы:

  1. Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
  2. Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
  4. Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
  5. Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
  6. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Приложения к проекту

Приложение 1

Слово – «___________________»

1.
слово

2. Лексическое значение слова:

3. Однокоренные слова:

4. Синонимы:
Антонимы:
Фразеологизмы:

5. Сочетаемость слова:

6. Пословицы и поговорки:
Загадки:

7. Предложения с этим словом:

Приложение 2

Фразеологические обороты

Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.

Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».

Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.

Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.

Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.

Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь

Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.

Ни одна собака. Никто.

У попа была собака. О бесконечном повторении одних и тех же слов, поступков.

Каждая собака (прост). Каждый, все.

Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.

Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.

Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.

С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.

С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.

Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.

Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.

Приложение 3

Поговорки и пословицы

  1. Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».
  2. У всякой собаки своя кличка.
  3. «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».
  4. «Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».
  5. У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
  6. Собака лает – ветер носит.
  7. На охоту ехать – собак кормить.
  8. Маленькая собачка до старости щенок.
  9. Собаки лают, а караван идёт.Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
  10. Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
  11. Собака – верный друг человека.
  12. Не замахивайся палкой – и собака не залает.
  13. И собака помнит, кто её кормит.
  14. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
  15. Без собаки зайца не поймаешь.
  16. Видит собака молоко, да рыло коротко.
  17. Встарь бывало: и собака с волком живала.
  18. Не всяка собака кусает, которая лает.
  19. Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
  20. Собаке собачья смерть.
  21. Свои собаки дерутся, чужая не приставай.
  22. Маленькая собачка до старости щенок.
  23. Собака человеку – неизменный друг.
  24. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
  25. Без собаки зайца не поймаешь.
  26. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  27. Собаки лают, а караван идёт.

Приложение 4

Загадки

1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.

3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.

4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.

5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.

6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА

7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.

8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.

9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..

10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.

Приложение 5

фразеологизмы слова

загадка про собаку

загадка про собаку

загадка про собаку

Приложение 6

Русские народные сказки

А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
(«Лиса, заяц и петух»)

Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
(«Мужик, медведь, и лиса»)

— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.
(«Лиса и тетерев»)

Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.
(«Медведь, собака и кошка»)

Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
(«Заяц-хваста»)

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
А дома старуха печёт блины, а собака за столом:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.
Собака съест блин и опять:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
(«Морозко»)

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.
(«Финист – ясный сокол»)

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»
(«У страха глаза велики»)

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
(«Лиса и заяц»)

Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(«Заяц-хваста»)

Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.
Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
(«Лиса и дрозд»)

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
(«Заюшкина избушка»)

Приложение 7

Жизнь слова в стихотворениях поэтов

Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)

Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)

Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)

Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)

В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)

Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)

Приложение 8

Считалки

Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.

Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

Приложение 9

Жизнь слова в названиях произведений литературы

В. Осеева. «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова. «Купите собаку».
Р. Сеф. «Кто любит собак».
Л. Толстой. Лев и собачка.
Михаил Зощенко. Умная собака.
С. Я. Маршак. Собака Динго.
Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.

Приложение 10

Проект о слове собака

собака

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Рассказ про ежика 3 класс русский язык

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

07.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест с выбором ответов на знание содержания сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Вопрос 1

Рассказ про ежика 3 класс русский язык

Укажи значение слова «голбчик».

Варианты ответов
  • приступок для всхода на печь
  • маленькая птичка
  • украшение на крыше избы
  • деревянный ковшик
Вопрос 2

Укажи значение слова «хризолит».

Варианты ответов
  • поделочный камень розовато-серого цвета
  • прозрачный драгоценный камень красновато-бурого цвета
  • прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета
Вопрос 3

Почему Кокованя решил взять в дети сиротку?

Варианты ответов
  • он узнал, что девочка осталась сиротой и пожалел её
  • у него не осталось семьи
  • это была дочь его друга
Вопрос 4

Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?

Варианты ответов
  • думал, что девочка будет лениться
  • он не мог обучить девочку своему делу
  • боялся не найти с девочкой общего языка
Вопрос 5

Где жила девочка?

Варианты ответов
  • в чужой избе
  • в своей избе с чужой семьёй
  • в своей избе одна
Вопрос 6

Сколько лет было девочке?

Варианты ответов
  • шесть
  • семь
  • восемь
  • десять
Вопрос 7

Кто жил вместе с девочкой?

Варианты ответов
  • худая и маленькая кошка
  • худая и бурая кошка
  • ободранная кошка
  • маленькая, худая и ободранная кошка
Вопрос 8

Почему девочку назвали Дарёнкой?

Варианты ответов
  • от слова «бурёнка»
  • от слова «дарить»
  • от слова «драть»
  • от слова «даль»
Вопрос 9

Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?

Варианты ответов
  • летом рыбу ловит, зимой охотится
  • на заводе работает, охотится, огород разводит
  • летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает
  • из дерева разные вещи делает
Вопрос 10

Почему девочка согласилась жить у Коковани?

Варианты ответов
  • хотела уйти от злых людей
  • ей нравилось переходить с места на место
  • её заинтересовал рассказ Коковани
Вопрос 11

Как проводили дни Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?

Варианты ответов
  • Кокованя ходил на работу, Дарёнка работала по дому, Мурёнка ловила мышей
  • Кокованя брал Дарёнку с собой на охоту, а Мурёнка сторожила дом
  • Кокованя дома занимался ремеслом, Дарёнка ему помогала, а Мурёнка мурлыкала на печке
Вопрос 12

Рассказ про ежика 3 класс русский язык

На что Кокованя был мастер?

Варианты ответов
  • игрушки делать
  • сказки рассказывать
  • в разные игры играть
  • песни петь и на гармошке играть
Вопрос 13

На какой ноге у особенного козла серебряное копытце?

Варианты ответов
  • на правой задней
  • на правой передней
  • на левой задней
  • на левой передней
Вопрос 14

Что появляется  на том месте, где козёл топнет ногой?

Варианты ответов
  • слиток золота
  • слиток серебра
  • золотые монеты
  • дорогой камень
Вопрос 15

Какого роста козёл?

Варианты ответов
  • ростом с человека
  • ниже Дарёнки
  • не выше стола
  • немного выше стола
Вопрос 16

Какие рожки у этого козла?

Варианты ответов
  • четыре веточки
  • три веточки
  • две веточки
  • пять веточек
Вопрос 17

Почему, по словам Коковани, Серебряное копытце лучше искать зимой?

Варианты ответов
  • зимой он отличается от других козлов цветом шерсти
  • зимой он оставляет на снегу особенные следы
  • зимой все козлы безрогие, а этот — всегда с рогами
Вопрос 18

Как Кокованя ночевал зимой в лесу?

Варианты ответов
  • разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш
  • у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком
  • в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок
Вопрос 19

Рассказ про ежика 3 класс русский язык

Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой зимой в лес?

Варианты ответов
  • она могла ему помочь в работе
  • она могла найти Серебряное копытце
  • чтобы в другой раз не просилась
Вопрос 20

На кого охотился Кокованя?

Варианты ответов
  • на зайцев
  • на волков
  • на простых козлов
  • на птиц
Вопрос 21

Почему Кокованя оставил Дарёнку в лесу одну?

Варианты ответов
  • ушёл на далёкую охоту и заблудился
  • отправился за солью и спичками
  • отправился за лошадью
  • отправился за дровами
Вопрос 22

Почему Дарёнка не боялась остаться в лесу одна?

Варианты ответов
  • в лесу не было ни крупных зверей, ни злых людей
  • балаган крепкий, а с ней Мурёнка
  • она верила в свои волшебные способности
  • дед оставил ей ружьё
Вопрос 23

Кого увидела Даренка в первый вечер?

Варианты ответов
  • волка
  • оленя
  • медведя
  • кабана
Вопрос 24

Кого увидела Дарёнка во второй вечер?

Варианты ответов
  • волка
  • оленя
  • медведя
  • кабана
Вопрос 25

Почему Дарёнка на третий вечер вышла из балагана?

Варианты ответов
  • искать Серебряное копытце
  • встречать Кокованю
  • за дровами
  • искать Мурёнку
Вопрос 26

Кого увидела Дарёнка на покосном ложке?

Варианты ответов
  • Серебряное копытце
  • Мурёнку и волков
  • Серебряное копытце и Мурёнку
  • Серебряное копытце и волков
Вопрос 27

Рассказ про ежика 3 класс русский язык

Почему Кокованя, вернувшись, не узнал своего балагана?

Варианты ответов
  • он весь был покрыт золотом
  • он весь был покрыт серебром
  • он весь был покрыт дорогими камнями
  • он весь сиял волшебным светом
Вопрос 28

Почему   Кокованя   набрал   только полшапки сокровищ?

Варианты ответов
  • решил не жадничать
  • его сморил волшебный сон
  • Дарёнка попросила оставить до завтра
  • не успел набрать больше, все камни исчезли
Вопрос 29

Хватило ли старику и девочке этих сокровищ?

Варианты ответов
  • с трудом
  • да
  • нет
Вопрос 30

Что произошло с Мурёнкой?

Варианты ответов
  • она убежала
  • она превратилась в девочку
  • она пропала вместе с Серебряным копытцем
  • она осталась жить в лесу
Вопрос 31

Показался  ли  снова  Серебряное копытце?

Варианты ответов
  • да, один раз
  • нет
  • да, несколько раз
Вопрос 32

Что стали находить люди по тем по­косным ложкам, где скакал Серебряное копытце?

Варианты ответов
  • ильмениты
  • алмазы
  • хризолиты
  • топазы
  • изумруды
Вопрос 33

Как звали отца Дарёнки?

Варианты ответов
  • Георгий
  • Григорий
  • Гаврила
Вопрос 34

Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

icon visionoff

icon visionon

  • Рассказ про екатеринбург на английском языке
  • Рассказ про ежика в тумане
  • Рассказ про ежика и медвежонка
  • Рассказ про ежика на английском
  • Рассказ про ежей для детей старшая группа