В БЛОГАХ…
еще…
еще…
Большое спасибо. К сожалению, всего один урок на это чудо, а чаще всего вообще п…
Хокку — одна из оригинальностей японской культуры. Вы представили замечательный …
Спасибо за снежную сказку, Наталья Александровна! Оформление работы очень понрав…
Татьяна Владимировна, благодарю вас за внимание к моей работе и ее высокую оценк…
Лидия Петровна, спасибо Вам за внимание к работе, добрый отзыв о ней.
Елена Владимировна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.
Методика преподавания в начальной школе
Категория Методика преподавания в нач. шк. содержит материалов: 205
Страницы: 1 2 3 … 10 11 »
Исследовательская работа «История новогодних игрушек в России»
| История появления традиции украшать новогоднюю елку праздничными игрушками русская история и культура знает множество традиций. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах. |
Роль метода наглядности в обучении младших школьников
| В данной статье рассматривается роль метода наглядности в обучении младших школьников. Также описываются методические приемы, с помощью которых учитель может успешно использовать спектр средств наглядности при изучении и повторении материала. |
№79428 | | 21Kb |
Творческие графические работы
| Тренажеры способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, творческого мышления, усидчивости, тренируют концентрацию внимания. Подходят для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. |
№79221 | | 6.0Mb |
Орфотренажеры по русскому языку для начальной школы
| При работе с тренажерами учащийся погружается в языковой материал, решает орфографические задачи, подбирает правила проверки слова. Тренажеры можно использовать как при изучении, так и при закреплении материала, а так же во время адаптации в начале учебного года. |
№77743 | | 56Kb |
Шпаргалки для начальной школы по математике
| Шпаргалки известны давно. Запрещать или разрешать? Задача учителя не заполнять память ребенка многочисленными сведениями, а научить понимать, как связаны между собой математические понятия, заметить взаимозависимости, провести ассоциации. Поэтому шпаргалки приносят неоценимую пользу ученику! |
№77064 | | 0.1Mb |
Шпаргалки для начальной школы по русскому языку
| Шпаргалки известны давно. Запрещать или разрешать? На экзамене, конечно, запретить, а при обучении? Сборник шпаргалок можно купить, но, даже имея такие справочные материалы, ученик может быть неуспешным в обучении. Почему? Сборники из книжного магазина имеют избыточную информацию, которую ученик не может быстро прочитать и понять. Эти материалы только затрудняют ребенка. Поэтому нужно создать свои помощницы-шпаргалки! |
№77014 | | 70Kb |
Карточка «Для чего нужна экономика»
| В данном документе представлена карточка для индивидуальной проверки сформированности знаний по теме «Для чего нужна экономика». В карточке предлагается 5 вопросов, которые требуют развернутого ответа. |
Дидактическая игра «Найди слово»
| Данная дидактическая игра решает несколько задач: тренирует концентрацию внимания, совершенствует навык чтения, формирует самостоятельность, снимает мышечное напряжение при раскрашивании. Подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
№76209 | | 50Kb |
Уроки обучения письму
| Знаете, какой урок самый трудный для первоклассника? Урок обучения письму! Как организовать деятельность на уроке, чтобы дети не утомлялись, им было интересно, а урок проходил продуктивно? |
№75273 | | 35Kb |
Как научить младших школьников узнавать время по часам
| Так ли уж надо ребенку знать время? Условия жизни таковы, что дома ребенка сопровождают родители: разбудят, накормят, довезут до школы. В школе жизнь ребенка регулируют звонки, учителя. Получается, младшему школьнику не нужно знать и рассчитывать свое время, поэтому часы на стене не несут ему никакой информации. |
№75260 | | 70Kb |
Тренажеры для обучения грамоте
| Как научить ребенка слышать порядок звуков в слове, записывать слова и предложения? Как развивать фонематический слух? Нужно в условиях урока организовать игровую деятельность. В классе «живет» дед-Буквоед, он по ночам «ест» буквы в словах, их нужно «вылечить»! |
№75218 | | 75Kb |
Поучительные истории для первоклассников
| Судить чужие проступки легче, чем свои! На примере историй девочки-первоклассницы учащиеся проговаривают правила школьного поведения, таким образом, присваивают их себе. Легко и непринужденно! Сказки ненавязчивые, короткие. Как раз такие, чтобы хватило внимания первоклассников. |
№74898 | | 41Kb |
Формирование навыка смыслового чтения в начальных классах
| При формировании навыков смыслового чтения учитель сталкивается с проблемами. Как же преодолеть их? Изучив разные источники, видно, что над чрезвычайно важной темой — смысловое чтение, работают многие группы ученых. Из предложенного материала, можно выделить несколько форм работы для ликвидации этих проблем. |
№74135 | | 28Kb |
Супер — тренажеры для чтения
| Восприятие и осмысливание учебной информации находится в прямой связи с техникой чтения. От учителя начальных классов зависит, будет ли ребенок дружить с книгой, прочитывать статьи учебника без затруднения, будет ли успешен в учебе. Занятия с тренажерами позволит улучшить навык чтения и повысить скорость. |
№74106 | | 39Kb |
Рефлексия «Космос». Часть 3
В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии). Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. |
№74045 | | 0.5Mb |
Рефлексия «Космос». Часть 2
| В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии). Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. |
№74044 | | 0.4Mb |
Рефлексия «Космос». Часть 1
| В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии). Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. |
№74043 | | 0.4Mb |
Руководитель проекта:
Маевская Анна Александровна
Учреждение:
МБОУ «Урдомская средняя школа»
В процессе исследовательского проекта по русскому языку «Рассказ о слове» учащимся 3 класса начальной школы была поставлена цель проанализировать слово собака с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове собака. Автор предполагает, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие способности.
Подробнее о проекте:
В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку «Рассказ о слове» ученик 3 класса школы разбирает слово «собака» и доказывает, что изучение этимологии слов позволяет обогатить кругозор, расширить словарный запас, любознательность и развить свои творческие способности. Арсений в своей работе напоминает нам, насколько собака — верный друг и помощник человека.
В практической части исследовательской работы по русскому языку «Рассказ о слове собака» обучающийся 3 класса проводит анкетирование по данной теме среди начальных классов школы и узнаёт их мнение для более конструктивного вывода. Автор в своем проекте старается показать читателям, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Учебный проект по русскому языку на тему «Рассказ о слове» направлен на раскрытие таких тем в 3 классе, как:
- Наблюдение за жизнью слова «собака» в русском языке;
- Изучение дополнительной литературы, словарей, энциклопедий о слове;
- Обогащение и расширение словарного запаса.
Оглавление
Введение
- Собака – верный друг и помощник человека
- История происхождения слова, его строение и значение
- Родственные слова
- Друзья – синонимы
- Фразеологические обороты
- Сочетаемость слова
- Жизнь слова в русском фольклоре
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?
А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.
Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Гипотеза:
Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Предмет исследования: слово «собака».
Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».
Задачи исследования:
- Проследить за жизнью слова в языке.
- Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
- Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
- Создать красочные странички исследуемого слова.
- Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
- Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
1. Собака – верный друг и помощник человека
2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистами. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.
Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.
Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.
Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.
Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.
2. Жизнь слова в языке
2.1 История происхождения слова, его строение и значение
Слово «собака» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».
Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб = «существо», «собственность».
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:
- Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
- перен. О злом, грубом человеке (разг.)
- Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
- В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака.
В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:
Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие. Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок.
Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинология.
Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.
2.2 Родственные слова
Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.
- собака
- собачКа
- собачОНКа
- собачНИК
- собачЕЙ
- собачИЙ
- собакОВОД
- собакОВОДСТВО
2.3 Друзья — синонимы
Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:
- пёс шавка дворняжка
- барбос псина четвероногий
- бобик тузик пустолайка
- моська шарик ищейка
2.4 Фразеологические обороты
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).
Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.
2.5 Сочетаемость слова
Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:
- добрая послушная лохматая
- злая служебная охотничья
- преданная сторожевая прирученная
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.
Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.
Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).
Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.
Заключение
В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.
Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).
Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».
А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:
- Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
- Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
- Знаешь ли ты со словом «собака»:
- Фразеологизмы – 27%.
- Пословицы – 50%.
- Загадки – 20%.
- Стихи – 63%.
- Сказки – 28%.
- Названия произведений – 19%.
4. Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.
Мой проект «Рассказ о слове» имел важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания по русскому языку в 3 классе начальной школы. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).
Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой (см. Приложение 1).
Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось (см. Приложение 10).
Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Список литературы:
- Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
- Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
- Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Приложения к проекту
Приложение 1
Слово – «___________________»
1.
2. Лексическое значение слова:
3. Однокоренные слова:
4. Синонимы:
Антонимы:
Фразеологизмы:
5. Сочетаемость слова:
6. Пословицы и поговорки:
Загадки:
7. Предложения с этим словом:
Приложение 2
Фразеологические обороты
Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.
Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».
Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.
Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.
Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.
Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь
Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.
Ни одна собака. Никто.
У попа была собака. О бесконечном повторении одних и тех же слов, поступков.
Каждая собака (прост). Каждый, все.
Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.
Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.
Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.
С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.
С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.
Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.
Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.
Приложение 3
Поговорки и пословицы
- Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».
- У всякой собаки своя кличка.
- «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».
- «Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».
- У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
- Собака лает – ветер носит.
- На охоту ехать – собак кормить.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- Собаки лают, а караван идёт.Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
- Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
- Собака – верный друг человека.
- Не замахивайся палкой – и собака не залает.
- И собака помнит, кто её кормит.
- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
- Без собаки зайца не поймаешь.
- Видит собака молоко, да рыло коротко.
- Встарь бывало: и собака с волком живала.
- Не всяка собака кусает, которая лает.
- Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
- Собаке собачья смерть.
- Свои собаки дерутся, чужая не приставай.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- Собака человеку – неизменный друг.
- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
- Без собаки зайца не поймаешь.
- На смелого собака лает, а трусливого кусает.
- Собаки лают, а караван идёт.
Приложение 4
Загадки
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.
6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА
7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.
8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.
9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..
10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
Приложение 5
Приложение 6
Русские народные сказки
А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
(«Лиса, заяц и петух»)
Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
(«Мужик, медведь, и лиса»)
— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.
(«Лиса и тетерев»)
Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.
(«Медведь, собака и кошка»)
Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
(«Заяц-хваста»)
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
А дома старуха печёт блины, а собака за столом:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.
Собака съест блин и опять:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
(«Морозко»)
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.
(«Финист – ясный сокол»)
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»
(«У страха глаза велики»)
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
(«Лиса и заяц»)
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(«Заяц-хваста»)
Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.
Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
(«Лиса и дрозд»)
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
(«Заюшкина избушка»)
Приложение 7
Жизнь слова в стихотворениях поэтов
Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)
Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)
Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)
Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)
В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)
Приложение 8
Считалки
Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.
Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.
Приложение 9
Жизнь слова в названиях произведений литературы
В. Осеева. «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова. «Купите собаку».
Р. Сеф. «Кто любит собак».
Л. Толстой. Лев и собачка.
Михаил Зощенко. Умная собака.
С. Я. Маршак. Собака Динго.
Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.
Приложение 10
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Лукиных Ольга Анатольевна
07.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест с выбором ответов на знание содержания сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Вопрос 1
Укажи значение слова «голбчик».
Варианты ответов
- приступок для всхода на печь
- маленькая птичка
- украшение на крыше избы
- деревянный ковшик
Вопрос 2
Укажи значение слова «хризолит».
Варианты ответов
- поделочный камень розовато-серого цвета
- прозрачный драгоценный камень красновато-бурого цвета
- прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета
Вопрос 3
Почему Кокованя решил взять в дети сиротку?
Варианты ответов
- он узнал, что девочка осталась сиротой и пожалел её
- у него не осталось семьи
- это была дочь его друга
Вопрос 4
Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?
Варианты ответов
- думал, что девочка будет лениться
- он не мог обучить девочку своему делу
- боялся не найти с девочкой общего языка
Вопрос 5
Где жила девочка?
Варианты ответов
- в чужой избе
- в своей избе с чужой семьёй
- в своей избе одна
Вопрос 6
Сколько лет было девочке?
Варианты ответов
- шесть
- семь
- восемь
- десять
Вопрос 7
Кто жил вместе с девочкой?
Варианты ответов
- худая и маленькая кошка
- худая и бурая кошка
- ободранная кошка
- маленькая, худая и ободранная кошка
Вопрос 8
Почему девочку назвали Дарёнкой?
Варианты ответов
- от слова «бурёнка»
- от слова «дарить»
- от слова «драть»
- от слова «даль»
Вопрос 9
Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?
Варианты ответов
- летом рыбу ловит, зимой охотится
- на заводе работает, охотится, огород разводит
- летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает
- из дерева разные вещи делает
Вопрос 10
Почему девочка согласилась жить у Коковани?
Варианты ответов
- хотела уйти от злых людей
- ей нравилось переходить с места на место
- её заинтересовал рассказ Коковани
Вопрос 11
Как проводили дни Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
Варианты ответов
- Кокованя ходил на работу, Дарёнка работала по дому, Мурёнка ловила мышей
- Кокованя брал Дарёнку с собой на охоту, а Мурёнка сторожила дом
- Кокованя дома занимался ремеслом, Дарёнка ему помогала, а Мурёнка мурлыкала на печке
Вопрос 12
На что Кокованя был мастер?
Варианты ответов
- игрушки делать
- сказки рассказывать
- в разные игры играть
- песни петь и на гармошке играть
Вопрос 13
На какой ноге у особенного козла серебряное копытце?
Варианты ответов
- на правой задней
- на правой передней
- на левой задней
- на левой передней
Вопрос 14
Что появляется на том месте, где козёл топнет ногой?
Варианты ответов
- слиток золота
- слиток серебра
- золотые монеты
- дорогой камень
Вопрос 15
Какого роста козёл?
Варианты ответов
- ростом с человека
- ниже Дарёнки
- не выше стола
- немного выше стола
Вопрос 16
Какие рожки у этого козла?
Варианты ответов
- четыре веточки
- три веточки
- две веточки
- пять веточек
Вопрос 17
Почему, по словам Коковани, Серебряное копытце лучше искать зимой?
Варианты ответов
- зимой он отличается от других козлов цветом шерсти
- зимой он оставляет на снегу особенные следы
- зимой все козлы безрогие, а этот — всегда с рогами
Вопрос 18
Как Кокованя ночевал зимой в лесу?
Варианты ответов
- разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш
- у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком
- в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок
Вопрос 19
Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой зимой в лес?
Варианты ответов
- она могла ему помочь в работе
- она могла найти Серебряное копытце
- чтобы в другой раз не просилась
Вопрос 20
На кого охотился Кокованя?
Варианты ответов
- на зайцев
- на волков
- на простых козлов
- на птиц
Вопрос 21
Почему Кокованя оставил Дарёнку в лесу одну?
Варианты ответов
- ушёл на далёкую охоту и заблудился
- отправился за солью и спичками
- отправился за лошадью
- отправился за дровами
Вопрос 22
Почему Дарёнка не боялась остаться в лесу одна?
Варианты ответов
- в лесу не было ни крупных зверей, ни злых людей
- балаган крепкий, а с ней Мурёнка
- она верила в свои волшебные способности
- дед оставил ей ружьё
Вопрос 23
Кого увидела Даренка в первый вечер?
Варианты ответов
- волка
- оленя
- медведя
- кабана
Вопрос 24
Кого увидела Дарёнка во второй вечер?
Варианты ответов
- волка
- оленя
- медведя
- кабана
Вопрос 25
Почему Дарёнка на третий вечер вышла из балагана?
Варианты ответов
- искать Серебряное копытце
- встречать Кокованю
- за дровами
- искать Мурёнку
Вопрос 26
Кого увидела Дарёнка на покосном ложке?
Варианты ответов
- Серебряное копытце
- Мурёнку и волков
- Серебряное копытце и Мурёнку
- Серебряное копытце и волков
Вопрос 27
Почему Кокованя, вернувшись, не узнал своего балагана?
Варианты ответов
- он весь был покрыт золотом
- он весь был покрыт серебром
- он весь был покрыт дорогими камнями
- он весь сиял волшебным светом
Вопрос 28
Почему Кокованя набрал только полшапки сокровищ?
Варианты ответов
- решил не жадничать
- его сморил волшебный сон
- Дарёнка попросила оставить до завтра
- не успел набрать больше, все камни исчезли
Вопрос 29
Хватило ли старику и девочке этих сокровищ?
Варианты ответов
- с трудом
- да
- нет
Вопрос 30
Что произошло с Мурёнкой?
Варианты ответов
- она убежала
- она превратилась в девочку
- она пропала вместе с Серебряным копытцем
- она осталась жить в лесу
Вопрос 31
Показался ли снова Серебряное копытце?
Варианты ответов
- да, один раз
- нет
- да, несколько раз
Вопрос 32
Что стали находить люди по тем покосным ложкам, где скакал Серебряное копытце?
Варианты ответов
- ильмениты
- алмазы
- хризолиты
- топазы
- изумруды
Вопрос 33
Как звали отца Дарёнки?
Варианты ответов
- Георгий
- Григорий
- Гаврила
Вопрос 34
Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?