Рассказ про ежа для детей дошкольного возраста

Логические задачи для дошкольников логические задачи для дошкольников учат детей сравнивать, сопоставлять известные им факты об окружающем мире, развивают самостоятельность

Логические задачи для дошкольников

Логические
задачи для дошкольников
 учат детей сравнивать,
сопоставлять известные им факты об окружающем мире, развивают самостоятельность
мышления, учат малышей доказывать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы.
Также находить причины и следствия. отделять существенные признаки от
второстепенных. Недаром в пословице говорится: «Счастье тому бывает, кто в
труде да ученье ума набирает». Не во всяком учении можно ума набраться.
Как  развивать детей и обучать их в увлекательных заданиях и игре читайте
дальше.

Речевые
логические задачи.

Речевая
логическая задача – это рассказ – загадка. Отгадку к ней малыш может найти
только в том случае, если имеет представления о природе и может сравнивать,
классифицировать, находить взаимосвязи. Решение речевых логических задач
помогает развивать мышление и речь, учит ребенка выделять главное и
второстепенное, делать выводы, объяснять свою точку зрения.

Речевые
логические задачи  даются детям, когда Вы уже познакомили их с жизнью
лесных обитателей осенью —  рассказы и сказки в картинках, стихи и
загадки, инсценировки и пальчиковый театр.

Много
интересных речевых логических задач для детей дошкольного возраста Вы найдете в
книге Н.Ф. Виноградовой «Рассказы – загадки о природе» (издательство «Вентана –
Граф»).

 1.
Что сказал ежик?

«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа.
Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает
на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа,
которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей,
заберётся в сухие листья да дремлет.
— Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не
готовишься, корм не запасаешь? Зимой есть нечего будет.
Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».

А ты догадался, что сказал
ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны?
Выслушайте ответ ребенка, спросите, почему он так решил. Если малыш не отгадал
эту логическую задачу, то напомните ему, что ежик всю зиму спит. А значит… и
ничего не ест. Поэтому осенью он на своих иголках грибы не носит, как это показывается
в мультфильмах. Ведь мультик – это сказка, и в нем многое придумано. Чем же на
самом деле занимается ежик осенью? Вспомните с малышом 
рассказ про ежика.

2.
Грибы на ветке.
 «Почему на кусте выросли грибы?»

«Всем известно, что грибы растут на земле. Ну, могут еще вырасти
на пеньке, как, например, опята. А вот о том, что они растут на кустах, мы с
Димкой что-то не слыхали.
-И не может этого быть, — сказал Димка, когда соседский мальчишка начал
рассказывать про грибы, которые он видел на кустах. – Не может быть! Это,
наверное, ягоды ты видел, а подумал, что грибы.
Соседский мальчишка обиделся.
-Что я слепой, что ли? Собственными глазами видел – самые настоящие грибы:
подберезовики, белые, подосиновики…
Чтобы решить спор, пошли мы в лес. Подходим к кусту и видим, что он и правда
весь усыпан грибами, Димка даже рот от удивления открыл. А соседский мальчишка
обрадовался:
-Ага! Что я говорил? Вот они – грибы!
-Грибы-то грибы, — говорю я, — да только не растут они.
Присмотрелись ребята и увидели, что грибы и правда не растут, а аккуратно
засунуты между ветками».

Как ты
думаешь, кто грибы засунул между ветками? Зачем ему это нужно?

Почему грибы на елке
На сучках висят верхом?
Не в корзинке, не на полке,
Не во мху, не под листком-
У ствола и среди веток
На сучки они надеты!
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор!

                              3.
Что перепутал Незнайка?

Скажи, что здесь не так?
Исправь Незнайку:
-Наступила зима, потому что заяц стал белым. (Наоборот, зайчик стал белый,
потому что пришла зима)
-Осенью стало холодно, потому что люди оделись в теплую одежду, а звери сменили
летние шубки на зимние (наоборот, люди оделись в теплую одежду, потому что
стало холодно)

-Дерево находится в дупле.

-Зимой насекомых нет, потому
что птицы улетают в жаркие страны.
-Зимой зайцы питаются капустой и морковкой. (нет, они грызут кору деревьев и
ветки)
-Зимой корма нет, поэтому хищники голодают и едят кору деревьев.

4.
Что ищет медведь? 

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах
летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет,
ищет… Что ищет медведь?

Медведю уже пора засыпать в берлоге,
вот он и бродит по лесу, следы путает перед тем, как забраться в берлогу и
уснуть
.

Логические задачи для дошкольников

Жираф,
крокодил и бегемот

жили в
разных домиках.

Жираф жил
не в красном
и не в синем домике.

Крокодил
жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
—————————————————————-
Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном 
и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
—————————————————————————————
Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?
—————————————————————————————
У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
—————————————————————————————
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. 
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. 
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
—————————————————————————————
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. 
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. 
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все
нарисовать)
—————————————————————————————
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. 
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. 
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков? 
—————————————————————————————
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную. 
Юле — не зеленую и не желтую. 
Оле — не желтое и не красное. 
Какая ткань для какой из девочек?
—————————————————————————————
В трех тарелках лежат разные фрукты. 
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. 
Апельсины не в синей и в розовой тарелке. 
В какой тарелке лежат сливы? 
А бананы и апельсины? 
—————————————————————————————
Под елкой цветок не растет, 
Под березой не растет грибок. 
Что растет под елкой, 
А что под березой?
—————————————————————————————
Антон и Денис решили поиграть. 
Один с кубиками, а другой машинками. 
Антон машинку не взял. 
Чем играли Антон и Денис?

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Предлагаемый материал предназначен для воспитателей, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. Здесь представлены игры, упражнения, занятия по развитию всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической — во взаимосвязи с развитием связной монологической речи и развитием детского словесного творчества.

По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.

Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Как говорит Таня?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так — мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело… мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

«Кто больше слов скажет?»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель:образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся… (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы… (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы…), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно… цветы, грядки на огороде; гладить можно… платье, брюки… одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать… ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.

— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он… (колючий). Лиса потрогала ежа и… (укололась)».
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат… (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне… (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана…

«Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»…). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)
— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла… (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

«Ручка—ножка»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

— Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— Закончи предложения: ручка нужна, чтобы… За ручку можно…
— А какие предметы мы называем словом «ножка»?
— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут… (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет… (едет, мчится). Весна идет… (наступает). Пароход идет… (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел… Девочка ушла… Люди вышли… Я пришел… Саша идет медленно, а Вова идет… Можно сказать, что он не идет, а…

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Расскажем про белочку»

Цель:составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла… (на высокую сосну). А на сосне шишек… (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку… (увидела волка). Но белочка… (не испугалась). Она бросила… (шишку прямо на волка). На лбу у него… (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.

«В гостях у лесника»

Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

— Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога… (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты… (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек… (мелкий).
— Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
— Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:
— Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь… и очень любишь…
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме: «Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?»
Параллельно с разными заданиями развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это умение ребенку необходимо для дальнейшего развития родного языка.

Консультацию подготовила учитель- логопед Еловенко Олеся Александровна

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475652-konsultacija-dlja-roditelej-razvitie-rechi-de

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №30 г.о. Химки Дошкольное отделение «Бибигон»

   Консультация для педагогов и родителей  

Составление описательных рассказов

по опорным схемам

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 Константинова Эльвира Николаевна

Химки-2021г.

Составление описательных рассказов по опорным схемам

для детей старшего дошкольного возраста

     Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятие, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать — это значит формировать его связную речь (1).

Развитие связной речи является очень важным условием обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов (2).

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил  сложные синтаксические конструкции (4).

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить (3).

Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное  сообщение.

При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых) или описанию по предметным картинкам ставятся следующие задачи:

— формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

—  развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

— овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ:

— подготовительные упражнения к описанию предметов;

— формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

— описание предметов по основным признакам;

-закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

— усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Структура таких занятий включает:

— организационный момент;

— введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание  загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

-знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами);

— составление рассказа описания педагогом;

— подготовка детей к составлению рассказов;

— составление рассказов-описаний детьми;

— анализ и оценка детских рассказов.

Одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу по опорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем

1. Организационный момент.

Цель: Предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.

Организационный момент можно проводить в разных вариантах.

Например, занятие на основе сюжета «В огороде» начинается с беседы: «Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?» или с загадки: «Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)», » Сто одежек — и все без застежек. (капуста)», » Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)» или чтения стихотворения.

«В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2. Введение в тему или сообщение темы.

Выставляются игрушки, картинный материал.

Например, тема занятия сообщается следующим образом: «Чтобы нам совершить путешествие в огород и узнать всё об овощах,  важно сначала подружить слова».

Игра «Подружи слова».

Выросли, огород, в овощи.

Грядка, на, лук, вырос.

Капуста, мы, срезать.

Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.

Мама, в горох, собирать, корзинка.

или «Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки…» или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: «А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.”».

или можно предложить детям объяснить смысл пословицы » Каждому овощу свое время», «Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь».

3. Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

— снятие усталости, напряжения;

— совершенствование общей моторики;

— закрепление  чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью

— повышение эмоционального заряда.

Формы проведения физминуток могут быть различными:

— подвижная игра;

— имитация трудовых движений;

— произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;

-использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;

— использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.

4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).

Например: «Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко мы будем знакомиться с «символом — условным знаком», который поможет нам составить рассказ».

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести  следующие игровые упражнения.

«Расшифруй знаки-символы». Взрослый показывает  ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

«Исправь ошибку». Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

«Покажи правильный символ». Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме  соответствующую клеточку.

5. Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо  обращать особое внимание на:

— полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

-логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

— связность текста (правильность согласования слов в предложении);

— образность (использование средств лексической выразительности);

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

«Укрась слово». Подобрать к предмету слова — эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: «Кот — ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый».

«Какой, какая, какое?» Подобрать описательные слова признаки  к предмету.

Например: «Яблоко» — красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.

«На какую фигуру похож?»

Например: «морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал» (2).

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы  по единой схеме (таб. 1).

Например: Овощ — морковка.

Таблица 1. План составления рассказа

План рассказа

1. Название овоща.

2. Где растёт (в огороде)?

3. Размер.

4. Цвет.

5. Форма (круглая, овальная, треугольная).

6. Растёт (на земле, под землёй).

7. Каким является на ощупь и на вкус?

8. Способ употребления (варят или жарят; употребляют сырым).

Рассказ по схеме:

1. Это — морковка.

2. Морковь растёт на огороде.

3. Это большая морковь.

4. Морковь оранжевого цвета.

5. Морковь треугольной формы.

6. Морковь растёт под землёй.

7. На ощупь морковь твёрдая, на вкус сладкая и сочная.

8. Морковь едят сырой и варят. Из неё так же готовят соки. Она очень полезная.

5. Подготовка детей к составлению рассказов (разбор схемы плана по наводящим вопросам).

6. Составление рассказов-описаний детьми.

— составление предложений по цепочке;

— объединение  в рассказ;

— повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).

После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное  описание  двух объектов  одной лексической темы.

7. Подведение итогов и  оценка детских рассказов. По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.

«План для составления описательного рассказа»

Памятка для родителей

Родителям необходимо дома закреплять знания полученные на занятиях. Поэтому,  родителям важно знать, как правильно составить описательный рассказ.  В этом вам поможет план  для составления описательного рассказа.

1. Если предмет неодушевлённый.

— Что это?

— Строение, части, детали.

— Из какого материала сделан?

— Цвет, форма.

— Для чего нужен?

2. Если предмет одушевлённый.

— Кто это? Обобщающее понятие.

— Строение, цвет, чем покрыто тело?

— Чем питается?

— Польза, вред для человека.

3. Методика составления рассказа.

— Рассмотреть объект.

— Ответить на вопросы.

— Повторить план рассказа.

— Составить рассказ.

«Как сравнить в рассказе два предмета?»

Памятка  для родителей

После того, как ребёнок научился составлять  описательный рассказ, вы можете предложить составить описательный рассказ в котором будите сравнивать два предмета. Сначала идёт сравнение того, чем не похожи предметы. Это легче. Предложения при этом нужно строить на противопоставлении: «Медведь не похож на ежа тем, что медведь большой, а ёж маленький» и т. д. по всем признакам: строение, цвет, размер, образ жизни.

Затем сравнивается предметы по схожести — это труднее, опять сравнение идёт по тем же признакам, и предложения строятся по тому же типу: «Медведь и ёж похожи тем, что оба дикие животные и т. д.»

Пример:

— Это автобус и самолёт (пассажирский).

Автобус и самолёт непохожи тем, что:

—  у самолёта есть крылья и он летает, а у автобуса нет крыльев и он ездит по дороге;

— у самолёта есть носовая часть и хвост, а у автобуса есть капот и багажник;

— у самолёта есть иллюминаторы — маленькие окна со шторками, а у автобуса окна большие;

— у самолёта есть шасси (6  колёс), а у автобуса четыре колёса;

— у  самолёта четыре двигателя на крыльях, а у автобуса один;

— самолётом управляет лётчик, а автобусом водитель;

Автобус и самолёт похожи тем, что:

— самолёты и автобусы делают из железа и они большие;

— это пассажирский транспорт, он перевозит людей;

Список литературы:

1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — М., 2000.

2. Волкова : Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010.

3. , Коноваленко связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.

4. . Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.

Конспект
занятия по развитию речи во второй младшей группе «Колючий недотрога»

                                                                                         
Воспитатель:  Иванова Людмила Евгеньевна

Цель: Формировать
умение  детей  внимательно рассматривать картину, составлять рассказы

Образовательная область: 

Интеграция образовательных областей: «Речевое
развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Образовательные: развивать
связную речь, учить подбирать признаки к слову еж, закрепить употребление
предлогов в речи. Формировать умение рассматривать картину, учить составлять
рассказ, расширять словарный запас;

Развивающие: развивать
диалогическую форму речи, память , мышления, внимание.

Воспитательные: 
Активизировать интерес к занятию, воспитывать любовь к природе и животному
миру.

Предварительная работа. Беседа
о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание
картинок и иллюстраций, разучивание игр.

Оборудования и материалы: картина
“Ежи”, картина с изображением диких животных, картинки с изображением лакомства
для ежа, мягкая игрушка ежик, указка.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

1 Воспитатель загадывает загадку:
“Колючий недотрога,
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.”

– О ком эта загадка?
(О еже.)
– Как вы догадались?
  (Он весь в иголках)

Воспитатель: Соня, расскажи стихотворение
про ежа.

                            Серый ежик
весь в иголках

                           Словно он не
зверь, а елка

                    Хоть колюч молчун
лесной-

                   Ежик добрый, а не злой.

2. Сюрпризный момент

– Ой, кто это там стучится? Кто пришел к
нам в гости?
(Это ежик)
– Давайте поздороваемся с ним.
(дети здороваются)
– Ребята, а где живет еж?
(В лесу)
– Это дикое или домашнее животное?  (Дикое.)

Еж – это маленький зверек, у него
маленькие лапки, черный нос, на мордочке глазки, похожие на бусины.

Ежик любит питаться насекомыми, червяками,
яблоками, грибами, ягодами. Колючки всегда спасают его от врагов. Свернется еж
клубочком – попробуй его ухвати.

А вот кто его враги нам сейчас расскажет
Аня К.
“Что ж ты еж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи”.

– От кого защищают ежа иголки?
(От лисы и волка, медведя)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА  «ЕЖИК»

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся.

Солнце ежика пригрело

Ежик развернулся.


— Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями:
папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -… (ежата), можно назвать их
ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).  (Показ картинки с изображением семьи ежей)

3. Д/игра «Найди ежа»

Что-то наш ежик загрустил. Давайте с ним поиграем в игру «Найди
ежа»

Ежик люби прятаться, давайте попробуем отыскать его.

-Где ежик?  Ежик спрятался под лист. Ежик спрятался около стула.
Ежик взобрался на полку.

4. Рассматривание картины

_ Ребята, посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам сейчас
покажу.

(На компьютере появляется картина)
Ребята, кого мы видим на картине? (
Ежиха с ежатами)

Как вы думаете, где они находятся? ( На лесной полянке)

Что нарисовано на полянке? ( Пень, трава, ягоды, жук, кузнечик)

Какая мама ежиха? (колючая, большая, заботливая)

Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку?

(Найти пищу, погулять, поохотиться)

Какие ежата? (маленькие, шустрые)

Чем покрыта спинка ежа? (иголками)

Чем питаются ежики? ( насекомыми, грибами, ягодами)

Как вы думаете, ежатам нравится на лесной полянке?

Физкультминутка

-Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали

Ножками потопали

Ручками похлопали

Покружились, повертелись

И на стульчики уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

-Послушайте мой рассказ по картине.

5. Рассказ воспитателя

Однажды повела мама ежиха ежат на небольшую полянку. Там  лежал
старый пень. Было много ягод и разных насекомых. Ежата были любопытными. Они
сразу разбежались по полянке.  Там они нашли жука и кузнечика. Мама наблюдает
за своими детьми, учит их добывать себе еду. Ежатам очень понравилось гулять на
полянке. Это дружная семья.

6. Составление рассказа по картине.
– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а
вы заканчивайте.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли … (на полянку).
– Они нашли … (кузнечика и жука).
Предложить 2-3 детям рассказать

5. Дидактическая игра “Выбери лакомство
для ежа”.

На столе лежат картинки.
Дети по очереди подходят, берут лакомство, которое любит еж, и кладут рядом с
ним, а лишние картинки убирают.

7. Физминутка «Ежики»
Еж спешил к себе домой                              Ходьба на месте
Нес запасы он с собой                               Ходьба и несем мешок
                   

Через кочки он скакал                               
прыжки на месте
Быстро по лесу бежал                                      бег на месте
Вдруг он сел и изменился

В шарик круглый превратился            
присесть на корточки прижать

                                                                       
 голову к коленям

А потом опять вскочил                                  
подняться

И к детишкам поспешил                              
шагаем на месте

8. Дидактическое упражнение “Закончи
предложение”.

– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Медведь большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).
– Собака домашнее животное, а еж….(дикое)
– Заяц ест морковку, а еж….(грибочки)

О ком мы сегодня говорили? Что интересного
узнали?

— Посмотрите еще раз на
колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать
животных, ведь у каждого животного есть своя семья. 

Методики обследования развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика «Обследование речи старших дошкольников» (Ушакова В.С., Струнина В.М., Яшина В.И.)

Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью при построении разных типов высказываний.

1 серия заданий (словарь и грамматика)

Задание 1. Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда)? (Можно назвать сказанное ребенком слово.)

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют).

2) Называет отдельно признаки, действия.

3) Называет 1-2 слова.

Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?

1) Ребенок называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).

2) Называет два вида посуды.

3) Называет один вид.

Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый;, говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.

1) Ребенок правильно подбирает противоположные слова.

2) Называет слова с частицей «не».

3) Неточно подбирает слова.

Задание 4. Что бывает глубоким, мелким, (высоким, легким)?

1) Ребенок выполняет все задания, понимает переносный смысл слова, называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).

2) Подбирает слова к двум прилагательным.

3) Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.

Задание 5 . Каких животных ты знаешь?

Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.), у зайца много…(зайчат). Аналогичные вопросы задаются о других животных (лиса, медведь, ёж, жираф, бегемот и т.д.)

1) Ребенок называет всех животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.

2) Называет правильно только одну форму.

3) Не выполняет задание.

Задание 6. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).

2) Называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»).

3) Называет одно действие.

Вторая серия заданий (звуковая культура речи)

Задание 1 . Ты все звуки произносишь правильно?

1) Ребенок отвечает утвердительно и произносит все звуки.

2) Отвечает утвердительно, но не произносит сонорные.

3) Не произносит шипящие и сонорные.

Задание 2 . Отбери картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).

1) Ребенок отбирает картинки на каждый заданный звук.

2) Отбирает 2-3 картинки.

3) Указывает на одну картинку.

Задание 3. Назови слова, в которых есть звуки «с» и «ш»? (старушка, Саша, сушка), «ж», «з» (железо, жизнь).

1) Ребенок различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки.

2) Называет более двух слов

3) Называет слово без предлагаемых звуков.

Задание 4. Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.

2) Недостаточно четко произносит.

3) не владеет умением замедлять, ускорять темп.

Задание 5. Скажи предложение: «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации.

2) передает только вопросительную интонацию.

3) Повторяет повествовательную интонацию.

Задание 6. Назови, из каких звуков состоит слово «шар»? «ручка»? Какой первый звук, второй, третий? Сколько слогов в этих словах?

1) Ребенок называет все звуки, их последовательность и слоги.

2) Называет не все звуки и слоги

3) Нарушает последовательность в названии звуков.

Третья серия заданий (связная речь)

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке).

1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды Ёжик заботится о своих ежатах».

2) Рассказывает, пропуская начало (или конец).

3) Перечисляет отдельные качества.

Задание 2 . Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3-4), объединённых сюжетом и предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.

2) рассказывает с помощью взрослого.

3) Перечисляет изображенное на картинках.

Задание 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.

Предлагаемые методики обследования могут быть использованы для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста. В первом разделе представлены материалы по педагогической диагностике, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детства. Эти методики соотносятся с выполнением программы по развитию речи, разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Они выявляют овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умения при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение). В разделе также раскрываются стандартные требования, предъявляемые к речи взрослых и детей.

В свете этих требований рассматриваются конкретные речевые задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи. Выполнение предлагаемых заданий по всем возрастным группам должно показать степень овладения программными задачами. Необходимо подчеркнуть условность балльных оценок — они вводятся лишь для того, чтобы выявить уровень речевого развития. При этом обязателен и качественный анализ детских высказываний. Оценки даются ответам детей всех возрастных групп, при этом важно соотносить их с теми требованиями, которые изложены в программе.

Таким образом, обследование могут проводить прежде всего те педагоги, которые знакомы с этой программой. Результаты диагностического обследования дадут педагогу общую, предварительную картину речевого развития детей и помогут наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком. Если у ребенка имеются недостатки в звуковой стороне речи, надо уделить особое внимание работе над звукопроиз-ношением, дикцией, темпом, силой голоса, интонационной выразительностью (в зависимости от того, какой элемент звуковой культуры речи требует доработки). Однако это не означает, что отпадает необходимость углубленно работать над другими сторонами речи (лексической, грамматической). Напротив, эта методика поможет выявить линии сочетания разных речевых задач на специальных занятиях, в индивидуальных играх и упражнениях, которые могут проводиться в утренние или вечерние часы. К этой работе могут привлекаться и родители, общение с которыми доя ребенка является мощным фактором его речевого развития.

Содержимое публикации

Суркова Ольга Викторовна

МБДОУ дс №72 г. Белгород

Учитель-логопед

Современные методики исследования речевого развития детей раннего возраста.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к уве­личению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со сто­роны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физи­ческого, речевого и эмоционального развития ребенка.

Ранний возраст — это период становления функциональных систем, формирования выс­ших психических функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимо­действия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы вос­приятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования мно­гих психических функций. Известно, что наиболее интенсивно в раннем нем возрасте развивается речь − важнейший компонент успешной социализации ребенка. С появлением речи перестраивается вся психика малыша: его познавательная и аффективная сферы; речь оказывает серьезное влияние на регуляцию поведения, психомоторное развитие и многое другое.

Речь наряду с интеллектом является важным показателем развития малыша, а ее нарушения − свидетельством неблагополучия в психической сфере. Речь отражает успешность овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в этот период.

Речевые проявления ребенка раннего возраста отражают его коммуникативно-познавательную активность, в процессе которой закладываются основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

Поэтому, именно ранний возраст представляет собой важный этап, с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

Вопрос диагностики раннего речевого развития является достаточно разработанным в методической литературе. В частности методики диагностики раннего речевого развития описаны в работах таких современных исследователей как: Разенкова Ю.В., Громова О.Е., Серебрякова Н.В., Приходько О.Г., Шереметьева Е.В., Павлова Н.Н., Стребелева Е.А.

В основе каждого диагностического комплекса лежат свои принципы

и подходы, каждая методика имеет свою структуру, подбор лексического материала имеет свои тонкости и детали.

Исходя из теоретического анализа авторских методик и технологий обследования речи, можно выделить ряд общих факторов, учет которых необходим при использовании того или иного диагностического комплекса на практике.

Не все исследуемые методики направлены на изучение детей раннего дошкольного возраста. В некоторых из них не указывается возраст детей, лишь даются указания о необходимости дифференцированно подходить к подбору слов и наглядного материала с учетом возраста детей, при использовании этих методик необходимо учитывать особенности возраста детей и онтогенез становления речи в этом возрасте.

В тех же методиках, которые направленны именно на ранний возраст даётся общая схема обследования и приводится перечень компонентов, необходимых для выявления того или иного уровня развития речи детей.

В структуре все изученных методик, прослеживается определенная последовательность обследования. Серебрякова Н.В. предлагает следующую последовательность в обследовании: фонематическая сторона речи- грамматический строй импрессивной речи-лексика и грамматика импрессивной речи- связная (фразовая речь); Громова О.Е.: звуко-слоговой строй речи- лексико-грамматический строй; Разенкова Ю.В.: понимание речи- фонематический и речевой слух- активная речь; Приходько О.Г.: понимание речи, экспрессивная речь, лексико-грамматический строй речи ,слоговая структура, фонетический строй речи.

Таким образом, исходя из анализа, представленных схем, можно сделать вывод о необходимости проведения обследования в определенной последовательности: от понимания речи (пассивного словаря) до связной речи (активного словаря). Данная схема позволит получить достоверные данные.

В каждой из методик автором подобран определенный лексический материал, который отвечает следующим условиям: учет возраста детей, доступность понимания и учет частоты употребления лексических единиц – предлагаемые слова, должны быть понятными, знакомыми и общеупотребительными. Так же немало важную роль играет наличие наглядного дидактического материала. Каждая методика включает подборку диагностического материала, подобранного в соответствии со схемой обследования, предъявляемыми требованиями к лексике, возрастом детей. Игровые задания подобраны таким образом, что будут поддерживать интерес ребенка в ходе диагностики, а также позволят избежать утомления и получить достоверные данные. Предъявляемая детям наглядность должна быть реалистичной, понятной, доступной, красочной, эстетически оформленной и соответствовать восприятию детей данного возраста.

В каждой методике авторами приводится подробное пошаговое описание проведения диагностики, к заданиям предлагается инструкция. Наличие инструкции позволяет повысить эффективность диагностики.

Каждая методика построена с учетом основных диагностических принципов:

— принцип системного подхода – позволяет установить взаимосвязь между полученными данными;

— принцип деятельностного подхода — диагностика проводится с учетом ведущей деятельности;

— принцип комплексного подхода – предполагает изучение данных , полученных от других специалистов ( врач, психолог и др.)

По результатам диагностики, в каждой методике предполагается наличие протокола обследования, с помощью которого осуществляется оценка и анализ полученных результатов. В некоторых методиках предполагается наличие системы баллов, которые выставляются в ходе выполнения того или иного задания. По результатам диагностики баллы суммируются, исходя из набранного количества баллов, выявляется уровень речевого развития ребенка.

Проведенный анализ диагностических методик позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и конкретизировать круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике.

Разделы: Логопедия

Организация коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста требует грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых функций. Прежде чем приступить к обследованию ребенка необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о его развитии( заключения невролога, окулиста, отоларинголога, педиатра). с целью уточнения особенностей развития в раннем возрасте логопед проводит предварительную беседу с родителями, предлагает заполнить анкету. Выясняется особенности протекания беременности, наблюдалось ли своеобразие или отставание моторных и речевых функций ребенка.

Логопедическое обследование начинается с беседы, целью которой является установление контакт с ребенком, а также помогает составить представление о запасе знаний об окружающем мире, о звучащей речи ребенка, наличии или отсутствии ярко выраженных затруднений в звуковом, лексико-грамматическом или синтаксическом оформлении речевого высказывания.

Далее обследуется моторное развитие ребенка как важный показатель способностей ( координация, скорость, переключаемость движений).

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. С помощью специальных заданий выявляется, как ребенок произносит звуки : изолированно, в словах, в спонтанной речи. Может ли он выделить определенный звук в потоке речи. Может ли правильно повторить ряды слогов, слов с оппозиционными согласными, различает ли слова. схожие о звучанию, но разные по смыслу.

Обследование слоговой структуры включает как отраженное, так и самостоятельное проговаривание слов и предложений.

Обследование словарного запаса включает: называние предметных картинок, действия, подбор антонимов, наличие у ребенка обобщающих слов.

Обследование грамматического строя речи с помощью предложенных детям заданий направлено на определение возможностей ребенка адекватно понимать и использовать в речи различные грамматические категории. Логопед проверяет умение ребенка:

  • понимать и употреблять простые и сложные предлоги,
  • употреблять существительные родительного падежа
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
  • употреблять в самостоятельной речи разные типы предложений
  • умение продолжить предложения

Особое внимание уделяется словообразовательным возможностям детей. Логопед определяет степень сформированности навыков словообразования и умения ребенка образовывать: относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом, указывающем на лицо, приставочные глаголы.

Обследование связной речи детей включает в себя несколько направлений. Одно из них — ведение диалога -реализуется в процессе беседы. Другое направление — определение степени сформированности монологической речи, когда логопед предлагает задания на составление рассказа и пересказа.[1]

Также важным этапом обследования и показателем готовности к обучению в школе являются умения и навыки, связанные с графомоторными процессами и зрительно-пространственной ориентировкой. Сформированность этих умений говорит и о зрелости мозговых структур и качестве межполушарных взаимодействий.

При проведении диагностики развития речи детей массовых групп удобно данные занести в таблицу, где в баллах наглядно просматривается уровень речевого развития того или иного ребенка.

Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития ребенка.

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

· ма – на –ма — на – ма — на –

· да — та – да — та – да – та –

· га – ка – га — ка – га – ка –

· за – са – за — са – за — са –

· жа – ша – жа — ша — жа – ша –

· са – ша – са — ша — са – ша –

· ца – са – ца — са – ца – са –

· ча – тя – ча — — тя – ча – тя –

· ра – ла – ра — ла – ра – ла –

Оценивается воспроизведение пробы в целом ( ба- па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно ( ба – па – ба – па);

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2) Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

· Губы «трубочкой» — округлены и вытянуты вперед;

· Язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

· Язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта., рот приоткрыт;

· Язык «чашечкой» — рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

· «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

· «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

· «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

· чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3 –5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4 – 5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла – за медленное и напряженное выполнение;

0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

  • Рассказ про египетского воина 5 класс
  • Рассказ про евпатия коловрата
  • Рассказ про египетские пирамиды 5 класс
  • Рассказ про египет для детей
  • Рассказ про египетских богов