Рассказ про этикет для 4 класса

Что такое этикет? что такое этикет? что такое этикет знать должны мы с детских лет. это нормы поведения:

Что такое этикет?

Что такое этикет?


 Что такое ЭТИКЕТ? Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. (А. Усачёв)

Что такое ЭТИКЕТ?

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

(А. Усачёв)


Что такое этикет? Термин

Что такое этикет?

Термин « этикет » означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.


История происхождения. Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .

История происхождения.

Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .


Когда появилось слово «Этикет» в русском языке? В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни . Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.

Когда появилось слово «Этикет» в русском языке?

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века.

Первая книга по этикету называлась «Домострой» .

В ней были изложены правила поведения человека

в повседневной жизни .

Петр I, который много путешествовал по Европе,

очень хотел, чтобы его подданные

были похожи на европейцев.

Он хотел перенять их обычаи, нравы.


 При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или

При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или » Показания к житейскому обхождению «. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе . Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Основные виды современного этикета.

История происхождения.

Современный этикет — это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения, соблюдение которых зависит от места, времени и обстоятельств. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .


История происхождения. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек. Речевой Столовый Гостевой Этикет телефонного разговора Этикет в одежде Этикет в общественных местах и др. Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .

История происхождения.

Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек.

  • Речевой
  • Столовый
  • Гостевой
  • Этикет телефонного разговора
  • Этикет в одежде
  • Этикет в общественных местах и др.

Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .


Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?


Столовый этикет Поведение человека за столом - целая наука. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. Необходимо знать как правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих.

Столовый этикет

Поведение человека за столом — целая наука. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. Необходимо знать как правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих.


Гостевой этикет Правило 1 . В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2 . Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3 .Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4 . Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова.

Гостевой этикет

Правило 1 . В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2 . Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3 .Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4 . Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова.


Гостевой этикет Правило 5 . В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6 . Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7 . В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8 . В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.

Гостевой этикет

Правило 5 . В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6 . Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7 . В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8 . В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.


 Этикет телефонного разговора Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров: если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор; следует говорить максимально кратко и по существу; нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи; если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать , или - лучше переспросить ; если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков - вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;

Этикет телефонного разговора

Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров:

  • если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор;
  • следует говорить максимально кратко и по существу;
  • нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи;
  • если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать , или — лучше переспросить ;
  • если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков — вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;


 Этикет телефонного разговора как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время - слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера; нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни.

Этикет телефонного разговора

  • как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время — слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера;
  • нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни.


 Этикет в одежде Дресс - код — понятие сравнительно новое, является неотъемлемой частью этикета и включает в себя знание о том, во что, когда и как одеться, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом уместно обстановке. Важные принципы в подборе одежды: 1. Одежда ( её стиль и цветовая гамма) должна соответствовать случаю (т.е. в школу ты одеваешь деловой костюм, а спортом ты занимаешься в спортивной одежде! И никак не наоборот!) 2. Одежда, прическа и обувь должны быть чистыми и опрятными. 3. Одежда должна быть удобной, т. е. подходить тебе по размеру.  

Этикет в одежде

Дресс — код — понятие сравнительно новое, является неотъемлемой частью этикета и включает в себя знание о том, во что, когда и как одеться, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом уместно обстановке.

Важные принципы в подборе одежды:

1. Одежда ( её стиль и цветовая гамма) должна соответствовать случаю (т.е. в школу ты одеваешь деловой костюм, а спортом ты занимаешься в спортивной одежде! И никак не наоборот!)

2. Одежда, прическа и обувь должны быть чистыми и опрятными.

3. Одежда должна быть удобной, т. е. подходить тебе по размеру.


 Этикет в общественных местах

Этикет в общественных местах


Рассказ про этикет для 4 класса

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
img0


Слайд 2
img1

Описание слайда:

Этика — философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.
Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Этика — это система норм
нравственного поведения человека,
или группы людей.



Слайд 3
img2


Слайд 4
img3


Слайд 5
img4

Описание слайда:

Добрый человек – это человек, который действует на основе морали
Добрый человек …(продолжите предложение)

качества


Слайд 6
img5

Описание слайда:

Маленькое Большое


Слайд 7
img6


Слайд 8
img7

Описание слайда:

Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности.
Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности.
На основе придворного этикета, только в более простой форме, формируется общегражданский этикет.

Современный этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней.


Слайд 9
img8

Описание слайда:

Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Этикет расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.


Слайд 10
img9

Описание слайда:

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления.
Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную.
Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.


Слайд 11
img10

Описание слайда:

Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве.
Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания.
Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.


Слайд 12
img11

Описание слайда:

(или мир вещей в этикете)

К этикетной атрибутике относятся: одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.


Слайд 13
img12


Слайд 14
img13


Слайд 15
img14


Слайд 16
img15


Слайд 17
img16

Описание слайда:

Древняя Греция


Слайд 18
img17

Описание слайда:

XIV  – XVII век. Кодекс рыцарской чести
Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, объявление войны и участие в турнире, служение сеньору.

В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность. мужество, отвага. Удел дамы — скромность, верность, покорность.


Слайд 19
img18

Описание слайда:

XIX век. Джентельмен с хорошими манерами
В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.


Слайд 20
img19

Описание слайда:

Недалёкое прошлое русского народа.
Недалёкое прошлое русского народа.

Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения.
На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо-русского на современный язык.


Слайд 21
img20

Описание слайда:

скромность и сдержанность,
скромность и сдержанность,
умение контролировать свои поступки,
внимательность и тактичность при общении с другими людьми.
манеры дурные:
привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях;
вольность и развязность в жестикуляции и поведении;
неряшливый внешний вид, неопрятную или вызывающую одежду; грубость, проявляемую в откровенной недоброжелательности к окружающим;
бестактное навязывание другим людям своей воли и желаний; неумение сдерживать свои эмоции, (пусть и негативные по отношению к человеку, который Вам не нравится или откровенно противен);
когда Вы не умеете, что называется, «следить за словами» — бестактность и сквернословие;
навешивание и употребление унизительных кличек и прозвищ.


Слайд 22
img21

Описание слайда:

Вежливость
Вежливость
Все мы не раз слышали такие выражения, как: «холодная вежливость», «ледяная вежливость». Эти эпитеты, прибавленные к столь благородному человеческому качеству, не только стирают его сущность, но, по сути, делают своей полнейшей противоположностью.
Тактичность и чуткость
Чуткость, тактичность включает в себя и чувство меры.
Мера, которая включает и умение вовремя вспомнить о границе, за которой, после наших необдуманных слов и поступков, у человека может возникнуть незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.


Слайд 23
img22

Описание слайда:

Действительно, скромный человек никогда и никому не пытается доказать, что он лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Хорошие манеры
Манеры — это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонация, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры являются частью культуры поведения человека, их регулятором является этикет


Слайд 24
img23


Слайд 25
img24


Слайд 26
img25

Описание слайда:

www.uchitelu.net›Материалы›…obrazu_zhizni_zozh_obzh
региональная образовательная программа: 2-е изд., перераб. И доп. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» – «Добротея», 2008. – 32с.


Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Цель: формирование у школьников мотивации к
осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных традиций
народа и норм этикета.

Задачи:

  • развивать этические чувства как регулятор
    морального поведения;
  • формировать умение высказывать суждения;
  • учить осуществлять поиск и обработку
    информации;
  • формировать умение и готовность слушать, вести
    диалог;
  • обобщить и расширить знания о правилах этикета.

Формы и виды деятельности: беседа,
комментированное чтение, устное высказывание на
тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками
информации, участие в учебном диалоге, работа в
группе.

Ход урока

Класс разделен на 4 группы.

1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь
за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

— Ребята, мы единое целое, от работы каждого
зависит общее дело, его результативность. Хотите
начать прямо сейчас?

— Проходите, пожалуйста, на свои места.

2. Актуализация знаний.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав
кроссворд.

(Разгадывание кроссворда). Слайд №1 по
щелчкам.
Презентация

  1. Наука, которая рассматривает поступки и
    отношения между людьми с точки зрения
    представлений о добре и зле. (Этика)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой
    поступок? (Совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение
    личных интересов, в том числе и в ущерб интересам
    других людей. (Эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является
    причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  5. Положительное нравственное качество, высокая
    нравственность. (Добродетель)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения
    между людьми при распределении благ, наград и
    наказании. (Справедливость)
  7. img1

    3. Целеполагание.

    1. Учитель: Какое ключевое слово получилось?
    (Этикет)

    Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем
    говорить на уроке?

    — Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и
    какую роль он играет в нашей жизни.

    А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

    2. Работа со словарем.

    Найдите в словарях определение, что такое
    этикет?

    “Этикет” — слово французское, толкуется как
    “установленный порядок поведения где-либо”.

    3. Чтение стихотворения учеником.

    Что такое этикет?

    Что такое этикет?
    Кто-то знает, кто-то – нет!
    Это правила такие
    Поведения, когда
    Мы привычки все плохие
    Забываем навсегда.
    Ты усвоил этикет
    И дурных привычек нет!

    — Существуют разные виды этикета. Сегодня
    рассмотрим только некоторые из них: этикет
    общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет
    в гостях. Слайд №2

    4. Беседа по теме.

    С древнейших времен люди вынуждены были
    соблюдать определенные правила и нормы
    поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь.
    Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в
    первобытнообщинном обществе. 

    Сама по себе совместная жизнь людей в любом
    обществе предполагает наличие определенных
    правил.

    Уже в древних египетских, римских рукописях,
    гомеровской “Одиссее” говорится о правилах
    поведения людей в различных жизненных ситуациях.
    В это время были строго регламентированы
    взаимоотношения высших и низших сословий, господ
    и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.
    Первая книга об этом так и называлась “О
    правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

    Слайд 3. Слово «этикет» произошло от
    названия карточек, «этикеток», которые
    раздавали всем гостям во время изысканных
    приемов у короля Людовика XIV. На карточках были
    написаны правила поведения. В XIV-XVII веках
    соблюдение правил этикета стало отличительным
    признаком светского человека.

    Слайды 4, 5. Средние века богаты всевозможными
    трактатами, дающими советы и рекомендации на все
    случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о
    поведении, о том, что требуется от каждого
    воспитанного человека: учтивость и вежливость.

    Русь достаточно долгое время жила замкнуто и
    практически не имела контактов с восточными и
    европейскими странами. Это обстоятельство,
    естественно, отразилось на культурной жизни
    страны.

    Первые письменные правила поведения были даны
    в “Поучениях” Владимира Мономаха. Приведем
    некоторые отрывки из этого сочинения: “Куда не
    пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни
    своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в
    селениях, ни в полях… где не остановитесь в пути,
    везде напойте и накормите всякого просящего…
    чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой
    ли человек, или знатный, или посол, — …угостите
    пищей или питьем… Больного посещайте, мертвого
    пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не
    приветствуя его, а скажите всякому при встрече
    доброе слово…”.

    Позже, в первой половине XVI века, в России была
    написана “Книга, называемая Домостроем, которая
    содержит в себе полезные сведения, поучение и
    наставление всякому христианину — и мужу, и жене,
    и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга
    охватывала все стороны жизни людей богатого
    сословия: учила, как относиться к церкви, власти,
    членам семьи, прислуге, как воспитывать детей,
    как вести домашнее хозяйство, как встречать
    гостей и наносить ответные визиты и т.д.

    Слайд 6. Со вступлением на престол Петра
    Великого в России наступила пора великих
    преобразований.

    В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была
    издана книга “Юности честное зерцало, или показа
    к житейскому обхождению, собранное от разных
    авторов”, в которой давались советы молодым
    дворянам, как вести себя в светском обществе и в
    обычных житейских ситуациях.

    Раньше культуре общения, учтивости, умению
    вести себя в обществе — всей этой тонкой науке
    поведения — обучали только избранных. Хорошие
    манеры считались признаком превосходства и
    просвещенности.

     В 21 веке россияне живут по общим правилам
    цивилизованного этикета.

    Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за
    исключением небольших нюансов, в любой стране
    они будут уместны. Правил этикета множество,
    запомнить их всех очень трудно. Но одно правило
    следует помнить твердо: человек своим
    поведением, внешним видом не должен доставлять
    неудобства окружающим.

    О нашей воспитанности можно судить по нашей
    речи, и огромное значение придает ей этикет.
    Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам
    знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так
    говорим?”

    5. Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”
    “Почему мы так говорим?” Слайд 7

    Обсуждение просмотренного отрывка.

    — Почему мы так говорим?

    — Все ли вам было понятно в его речи?

    — Что вам показалось смешным?

    — Как вы думаете, а почему он так рассказывал
    произошедший случай? (Потому что мальчик привык
    так разговаривать в повседневной жизни).

    Учитель: Такие слова, как “гикнулся”,
    “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”,
    “велик”, “училка”, относятся к молодежному
    жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво
    из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими
    словами, чтобы было понятно всем окружающим.

    — Какие еще правила общения вы знаете? Слайд 8

    6. Этикет в школе (разыгрывание школьных
    ситуаций).

    Вы учитесь в 4 классе ивы уже знаете правила
    поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите
    сценки. Правильно ли поступают дети?

    1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем
    (сценка).

    Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём
    опоздал. Входит в класс в шапке, варежках.
    Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке:
    «Здравствуйте, Татьяна Ивановна!».

    2. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

    Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за
    косичку и кричит в ухо: «Здорова, Ларина!»

    — Какие правила поведения вы можете назвать? Слайд
    9

    7. Этикет за столом.

    Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”
    “Царевна Несмеяна”. Слайд 10

    — Когда вы будете смотреть, обратите внимание на
    поведение мальчика и подумайте, что в нем было
    необычного.

    Обсуждение просмотренного отрывка.

    — Что было необычного в поведении мальчика?

    — Назовите, какие ошибки допустил ученик во
    время обеда.

    — А как вы ведете себя за столом?

    — Какие правила вы можете предложить? Слайд 11

    8. Этикет в гостях.

    — У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в
    гости. Как вы себя ведете?

    — Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том,
    как хозяйка встречала гостей. В чем она была
    неправа?

    Просмотр фрагмента из журнала “Ералаш”. Слайд
    12

    Какие правила этикета вы можете предложить? Слайд
    13

    9. Работа в группах.

    Поработаем в группах. Посмотрите, над каким
    видом этикета будет работать ваша группа.
    Подберите подходящие картинки и пословицы к
    вашему виду этикета.

    — Посмотрите, что у нас получилось? (На доске
    плакат)

    10. Подведение итогов. Домашнее задание.

    • Что такое этикет?
    • Какие правила этикета запомнили?
    • Нужны ли сейчас знания этих правил?

    Дома вы выполните следующее домашнее задание:

    1. Придумать и инсценировать этикетную ситуацию
      (по желанию).
    2. Подобрать картинки к иллюстрации различных
      этикетных ситуаций (по желанию).

    11. Рефлексия. Слайд 14

    Высказывания ребят (по желанию)

    Я научилась…

    Мне стало ясно…

    Я поняла…

    Теперь я знаю…

    Я буду стараться…

    Я узнала…

    12. Стихотворение (читает учитель)

    Если ты воспитан, если вежлив даже,
    О тебе плохого никогда не скажут.
    Ты старушке место в транспорте уступишь.
    Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
    С другом на уроке ты болтать не будешь
    В комнате порядок наведёшь, конечно.
    И друзей поздравишь с праздником сердечно.
    В разговоре взрослых перебить не сможешь.
    И в несчастье другу ты всегда поможешь.
    Слабому в защите, верно, не откажешь,
    О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
    Вежливый ребёнок-это просто клад!
    С вами повстречаться каждый будет рад!

    Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что
    живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои
    близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так,
    чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.
    Именно в этом и состоит подлинное воспитание и
    подлинная вежливость.

    Цитата: “Поведение — это зеркало души, в
    котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)

    Спасибо за урок. Слайд №15

    Физкультминутка (Приложение 2)

    [Не вошедшие в статью приложения превышают
    допустимый для публикации объем, находятся у
    автора.]

    Этикет.
    Вам наверняка уже знакомо это слово. Так называют идеальные правила поведения
    человека, принятые в конкретном обществе.

    Как,
    например, в вашей школе. А с чего начинается школьный этикет? Наверное, с понятия
    о том, что такое школа. Это то место, где мы учимся и учим, развиваем ум,
    интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

    image001

    Что
    же это за особенные правила поведения в школе и для кого они предназначены? Эти
    правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает школьный
    порог.

    И
    для школы, не секрет, есть особый этикет.

    Он
    простой, как дважды два.

    Не
    спеша прочти сперва и веди себя прилично.

    Всё
    понятно? Ну отлично!

    Кто
    с этикетом отлично знаком,

    В
    школу приходит не перед звонком.

    Опоздаешь
    на урок –

    И
    урок пойдёт не впрок!

    Если
    уроки прогуливать будешь,

    Всё,
    что успел изучить, позабудешь.

    Снова
    не выполнил дома задания?

    Спишешь
    – не жди, что прибавятся знания!

    Коли
    уроки как следует учишь,

    Двоек
    и троек вовек не получишь.

    Если
    учитель урок объясняет,

    Только
    невежа ему помешает.

    Если
    готов на вопрос отвечать –

    Руку
    поднял и не надо кричать.

    Вряд
    ли подсказкой поможешь ты другу,

    Только
    окажешь медвежью услугу.

    На
    переменах веди себя тише,

    Если
    все крикнут – обвалится крыша!

    Фантики
    на пол бросать и бумажки

    Могут
    неряхи лишь и замарашки.

    Голод
    не тётка, всем это известно,

    Только
    урок для обеда не место.

    Будешь
    жевать на уроке ты жвачку,

    Вряд
    ли успеешь осилить задачку.

    Класс
    не медвежья берлога зимой,

    Хочешь
    поспать – отправляйся домой.

    Правила
    эти предельно просты,

    Если
    захочешь, всё выполнишь ты!

    Конечно
    же, все правила школьного этикета вместить в одно стихотворение невозможно,
    поскольку их существует огромное количество. Как мы с вами увидели, на уроке не
    принято разговаривать, отвлекаться, вставать и ходить по классу без разрешения
    учителя. Если необходимо задать вопрос, надо поднять руку, дождаться разрешения
    учителя и только тогда спрашивать.

    Но
    особые правила поведения необходимо соблюдать не только во время уроков, но и
    на любимой всеми вами перемене. 

    Перемена – это отдых от уроков, время для
    того, чтобы привести в порядок мысли, рабочее место, пообщаться, уточнить
    расписание, повторить тему, которая будет на следующем уроке. И, конечно же, на
    перемене не следует вести себя так, как главный герой стихотворения Бориса
    Заходера:

    Перемена,
    перемена! –
    Заливается звонок.
    Первым Вова непременно
    Вылетает за порог.

    Вылетает за порог –
    Семерых сбивает с ног.
    Неужели это Вова,
    Продремавший весь урок?

    Неужели этот Вова
    Пять минут назад ни слова
    У доски сказать не мог?
    Если он, то, несомненно,
    С ним бо-о-льшая перемена!

    Не угонишься за Вовой!
    Он, гляди, какой бедовый!
    Он за пять минут успел
    Переделать кучу дел:
    Он поставил три подножки
    (Ваське, Кольке и Серёжке),
    Прокатился кувырком,
    На перила сел верхом,
    Лихо шлёпнулся с перил,
    Подзатыльник получил,
    С ходу дал кому-то сдачи,
    Попросил списать задачи, –
    Словом, сделал всё, что мог!

    Ну а тут опять звонок…
    Вова в класс плетётся снова.
    Бедный! Нет лица на нём!
    – Ничего, – вздыхает Вова, –
    На уроке отдохнём!

    Давайте с вами попробуем составить
    список основных правил этикета, которых вам необходимо придерживаться в школе.

    ·       
    Все школьные вещи должны
    быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

    ·       
    В школу приходим всегда вовремя, без
    опозданий.

    ·       
    Когда входишь в школу,
    не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.

    ·       
    Когда входишь в школу, в
    класс, нужно поздороваться сначала с учителем, а потом – с товарищами.

    ·       
    Если ты опоздал на урок
    и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешение у учителя.

    ·       
    Если в класс входит
    взрослый (учитель, директор или родитель), необходимо дружно, но тихо и спокойно
    встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

    ·       
    Если учитель задаёт
    вопрос классу и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а
    подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у
    учителя.

    ·       
    Обращаясь с просьбой к
    учителю или товарищам, нужно употреблять вежливые слова, такие как «пожалуйста»
    и «спасибо».

    ·       
    Каждый школьник должен
    беречь свою парту: не ломать, не писать на ней, не царапать острым предметом.

    ·       
    Выходить на перемену
    можно только после разрешения учителя.

    ·       
    В коридоре нельзя бегать и кричать.

    ·       
    Со всеми взрослыми,
    которых встречаешь в школе первый раз за день, нужно здороваться.

    ·       
    Если в дверях встретился
    взрослый, нужно уступить ему место.

    ·       
    Если рядом с мальчиком
    идёт девочка, он должен пропустить её вперёд.

    ·       
    Бумажки, огрызки, весь
    мусор нужно бросать в специальную корзину.

    Конечно же, уходя из школы домой, о
    правилах этикета забывать нельзя. Ведь правила этикета следует соблюдать всегда
    и везде и, прежде всего, дома.

    «Мой дом – моя крепость», – любим мы
    повторять вслед за англичанами. Но, к сожалению, совершенно не умеем вести себя
    в этом самом замке.

    А ведь любая семья — это маленький
    коллектив близких людей. Для того, чтобы создать в любом коллективе добрую
    атмосферу, каждый из его членов должен помнить об остальных, считаться с их
    привычками и слабостями, проявлять друг к другу внимание, стараться, чтобы всем
    вместе было хорошо. Большое значение в жизни семьи имеют взаимное внимание и
    забота, которые проявляются даже в мелочах.

    Ну а
    теперь попробуйте ответить на вопрос. Что вам дороже всего в вашем доме?

    Конечно
    же, хорошее настроение членов вашей семьи.

    Ведь
    никому не хочется, чтобы в доме было хмуро и уныло, чтобы в нём царили хаос и
    беспорядок, чтобы каждый член семьи «прятался в свою норку» и грубо отвечал на
    слова близких…

    image002

    Но
    хорошее настроение, добросердечные отношения и полный порядок не появляются
    откуда-то вдруг. Всё это нужно строить, затем лелеять и беречь. Для того, чтобы
    в доме царила атмосфера дружелюбия, нужны усилия всех членов семьи. Не надейся
    на готовенькое…

    Всё, что происходит в доме, имеет к
    вам самое прямое отношение. Запомните это. В доме будет царить атмосфера любви
    и сердечности только при условии, что каждый член семьи не будет относиться к
    своему дому как к гостинице или временному пристанищу.

    Только тогда будет лад в доме, когда
    все правила вежливого и уважительного отношения будут исполняться. Когда каждый
    член семьи будет думать не только о своём удобстве, но и об удобстве своих
    близких, в меру своих сил заботиться о другом и о той атмосфере в доме, в
    которой самому было бы приятно жить.

    image003

    Конечно,
    нужно отметить, что правила этикета определяются ситуацией.

    Не нужно
    вести себя в кругу семьи как на важном мероприятии, но в то же время
    недопустимо грубить родным и совершать безответственные поступки. Правила
    совсем простые, и выполнять их не сложно. Итак, что же должен знать каждый
    воспитанный человек.

    Во-первых,
    когда вы просыпаетесь, просто необходимо поприветствовать домочадцев. Когда все
    вокруг будут говорить «доброе утро», оно действительно станет добрым, даже если
    за окном угрюмо и сыро.

    Во-вторых,
    дом – это то место, куда приходят отдыхать все домочадцы, не только вы. Если
    нет настроения, вовсе не обязательно срываться на домашних, ведь у них тоже был
    рабочий день, а значит они тоже устали.

    В-третьих,
    наверняка мама, готовя вкусный ужин, ни один час провела за плитой. Скажите,
    как часто вы делаете маме комплимент за вкусно приготовленные блюда? Наверное,
    не так уж и часто. А ведь поблагодарить маму совсем не сложно. Она, конечно,
    знает и без ваших слов, нравится вам её блюдо или нет. Однако маме будет
    намного приятнее увидеть вас поглощающими содержимое тарелки за обе щеки, чем
    вашу кислую мину. И ещё: обязательно желайте всем сидящим за столом приятного
    аппетита. Всегда нужно благодарить за приготовленный обед, а затем помогать
    убирать со стола.

    В-четвёртых,
    помните, что приходить домой с прогулки надо вовремя, чтобы родители не
    волновались, и предупреждать их, если задерживаетесь.

    В-пятых,
    когда приходит время ложиться спать, не забывайте желать своим родным «спокойной
    ночи».

    image004

    Эти
    элементарные правила легко выполнять. Они не требуют ни особых усилий, ни
    специальных навыков, зато пользу приносят огромную. Проведите такой эксперимент
    у себя дома, и наверняка от улыбок родных станет светлее, а количество добрых и
    ласковых слов увеличится раза в два.

    Вот те основные правила поведения в школе и
    дома, о которых мы хотели с вами поговорить сегодня. Помните, что самое главное
    правило поведения в любом месте следующее: ведите себя так, как хотите, чтобы
    другие люди вели себя с вами.

    Надеемся, что вы будете стремиться следовать
    этому разумному правилу, тогда людям, которые вас окружают, будет всегда
    приятно общаться с вами.

    Если ты воспитан, если вежлив даже,

    О тебе плохого никогда не скажут.

    Ты старушке место в транспорте уступишь.

    Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

    С другом на уроке ты болтать не будешь,

    В комнате порядок наведёшь, конечно.

    И друзей поздравишь с праздником сердечно.

    В разговоре взрослых перебить не сможешь.

    И в несчастье другу ты всегда поможешь.

    Слабому в защите, верно, не откажешь,

    О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

    Вежливый ребёнок – это просто клад!

    С вами повстречаться каждый будет рад!

    В
    заключении нашего урока попробуйте самостоятельно, с точки зрения правил
    этикета, продолжить следующие предложения.

    Когда
    я на улице…

    Когда
    я в магазине…

    Когда
    я в транспорте…

    Когда
    я в театре…

    Когда
    я в библиотеке…

    Главная картинка

    Фраза Платона: «Воспитание есть усвоение хороших привычек», не теряет актуальности и по сей день. Воспитанный малыш ведет себя уверенно в любой ситуации, с ним приятно играть и общаться. Ребенок, обладающий хорошими манерами, став взрослым, сохранит навыки общения, которые помогут и в семейной жизни, и в рабочем коллективе. Поэтому правила этикета для детей желательно знать родителям, имеющим цель вырастить успешного человека.

    Виды этикета

    Этикет – проявление культуры общения, неписаные правила поведения в социуме, зависящие от формы деятельности и ситуации. Понятно, что свод предписаний, касающийся хороших манер для детей, содержит меньше пунктов, чем взрослый кодекс приличий. И все-таки с младых ногтей замечательно будет ознакомить ребенка со следующими видами этикета:

    • Выходной, предписывающий правила хорошего тона в общественных местах для проведения досуга – парках, музеях, кинотеатрах.
    • Гостевой, раскрывающий принципы гостеприимства и поведения в гостях.
    • Пассажирский – правила этикета в общественном транспорте.
    • Речевой, обеспечивающий вербальное общение на должном уровне.
    • Телефонный этикет, предписывающий, как грамотно вести беседу по телефону, общаться посредством сообщений и электронных писем.
    • Семейный этикет содержит свод правил поведения между членами семьи.
    • Столовый, касающийся хороших манер во время приема пищи.
    • Учебный, предписывающий, как следует вести себя в различных обучающих учреждениях.

    Все перечисленные виды относят к такому виду этикета, как общегражданский.

    Родители, принадлежащие к определенной конфессии, обучают малышей дополнительно правилам поведения в храмах. Подросшему ребенку можно рассказать, что взрослые соблюдают еще правила военного, брачного, государственного, делового и дипломатического этикета.

    Это интересно! Свои правила поведения есть даже у животных. У обезьянок, относящихся к семейству игрунок обыкновенных, сложился своеобразный речевой этикет. Находясь в стае, они не перебивают друг друга криками, а дают высказаться оппоненту.

    С какого возраста начинать обучение

    Грубое нарушение общепринятых правил этикета обществом по-прежнему порицается. Конечно, невоспитанному малышу сделают скидку на возраст, но осадок у родителей и их оппонентов останется. Поэтому чем раньше привить хорошие манеры, тем лучше. Но начинать стоит не с уроков и нотаций, а с анализа собственного поведения. Малыш усвоит именно родительскую модель общения.

    Уже в младенческом возрасте ребенок способен определить, с какой интонацией к нему обращаются. Проявляя вежливость, такт и доброжелательность в обращении с малышом, родители могут быть уверены в том, что и ребенок в ответ использует эти качества. Интонацией взрослый может указать и на неприемлемое поведение ребенка.

    Когда малышу исполнится год и начнет пополняться словарный запас, стоит ввести в него вежливые слова, такие как «спасибо», «доброе утро», «до свидания».

    ромашка

    В два года ребенок обрадуется поощрению за красивую и чистую одежду, аккуратный внешний вид. Трехлетки, играя, моделируют ситуации, в которых проявляются хорошие манеры: накрывая кукольный стол, играя в гости, поездку, поход в кино.

    В три года малыш может овладевать и необходимыми гигиеническими навыками.

    В шесть лет и старше допустимо посещение семинаров и уроков в школах для обучения хорошим манерам. Учителя, стремящиеся привить нравственные качества, посвящают правилам этикета классный час, родительское собрание. Для детей любого возраста актуальной формой обучения являются мультфильмы.

    Это интересно! Впервые свод правил поведения для мальчиков изложил голландский мыслитель, ученый и философ Эразм Роттердамский в своем трактате «О приличии детских нравов». В рукописи подробно описывались правила поведения за игрой и в обществе, нормы гигиены и многое другое.

    Правила приветствия

    приветствие

    Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:

    • Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
    • На приветствие нужно обязательно ответить.
    • Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
    • Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.
    • При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
    • Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.

    Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.

    Важно! Часто при встрече знакомые пытаются дружески обнять или поцеловать. Такие приемы допустимы только среди родственников или близких людей. Недопустимо обнимать чужого ребенка.

    Телефонный разговор

    по телефону

    Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

    • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
    • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
    • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
    • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

      Нужно непременно исполнить обещанное позже.

    • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
    • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
    • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

    Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

    Правила поведения в школе

    в школе

    Помимо общих требований к учащимся: не опаздывать, не покидать учреждение во время уроков, соблюдать рекомендации руководства – ребенок должен:

    • Доброжелательно и уважительно относиться к другим ученикам и педагогам.
    • Приветствовать учителя стоя.
    • Не разговаривать, не принимать пищу и не заниматься посторонними вещами во время урока.
    • Если нужно ответить или выйти, следует обратить внимание учителя, подняв руку.
    • Отключать мобильный телефон на время урока.
    • Спокойно вести себя на перемене.

    Этикет за столом

    Чем раньше карапуз сядет за общий стол, тем лучше. Мама может помочь малышу усвоить хорошие манеры с пеленок. Для этого на начальном этапе следует красиво и правильно сервировать стол, привлекая малыша на помощь, помогать ему грамотно действовать во время приема пищи, соблюдать правила гигиены. Ребенку нужно усвоить, что хорошие манеры за столом – это не только красиво, но и безопасно: торопливо кушая, можно подавиться.

    за столом

    Двух-, трехлетнему малышу необходимо знать следующие правила:

    • Перед едой обязательно вымыть руки, пожелать присутствующим приятного аппетита.
    • За столом сидеть прямо, не класть локти на его поверхность, не раскачиваться на стуле, не разговаривать с едой во рту, не чавкать и не баловаться.
    • Плеваться пищей недопустимо даже малышам.
    • Пользоваться столовыми приборами, правильно держать их в руках. С ножом едят мясо; мягкую пищу: рыбу, биточки, заливное – отламывают вилкой. Руками прикасаться к гарниру – дурной тон.
    • Грязные руки очищают только салфеткой или ополаскивают. Губы тоже промакивают салфеткой.
    • Некрасиво тянуться за блюдом через стол, лучше попросить передать его.
    • Обязательно нужно поблагодарить того, кто готовил еду.

    Важно! Научиться правилам поведения за столом лучше до детского сада.

    Этикет в гостях

    в гостях

    Вести себя прилично в чужом доме, значит:

    • Не приходить без приглашения.
    • Купить подарок хозяевам в знак внимания: что-нибудь к столу или из предметов домашнего обихода.
    • Войдя в дом, поздороваться со всеми домочадцами.
    • Не трогать и не беспокоить домашних животных без разрешения. Не брать в руки предметы интерьера.
    • Не критиковать ремонт, обстановку, угощение, даже за глаза.
    • Вести себя спокойно и скромно, поддерживать беседу.
    • Пребывать в гостях не дольше определенного срока.
    • Обязательно поблагодарить за угощение и прием.

    Если ребенок пригласил друзей к себе, ему следует:

    • Продумать угощение, темы беседы и игры, какой поставить мультик для просмотра всей компанией.
    • Звать в гости заранее, если предполагается семейное торжество.
    • Оказывать внимание всем гостям, чтобы они не скучали.
    • Поблагодарить за то, что пришли.

    Плохое настроение демонстрировать окружающим не нужно.

    В театре

    в театре

    Начиная с 3–5 лет, малыша можно приобщать к культурным событиям: водить в театр, на концерты, торжественные мероприятия и праздники под открытым небом. Перед походом ребенку следует объяснить, как принято вести себя в подобных местах и зачем это делать:

    • Выбрать наряд, соответствующий событию.
    • Во избежание опоздания выехать пораньше, запланировав время на переодевание, приведение себя в порядок и посещение гардероба.
    • Если билеты куплены на места, располагающиеся в центре ряда, лучше разместиться заранее, чтобы не мешать другим зрителям.
    • Головные уборы, особенно объемные и высокие, необходимо снять.
    • Неприлично шуметь, разговаривать, в том числе по телефону, принимать пищу.
    • Носителям инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, лучше сдать билеты и остаться дома.
    • Сорить и портить предметы интерьера – моветон и признак отсутствия совести.
    • Подпевать актерам и певцам не нужно. Это мешает другим зрителям.

    Важно! Родителям желательно подбирать мероприятие, интересное маленькому ребенку. Иначе он закапризничает и испортит праздник не только родителям, но и окружающим. Уйти следует при первых проявлениях недовольства у крохи.

    В общественных местах

    в общественных местах

    На улице или в транспорте знание основ этикета и правил общения необходимо не только для репутации, но и для безопасности.

    Из самых важных норм поведения в общественных местах и транспорте стоит научить ребенка:

    • Знанию основных правил дорожного движения.
    • Проявлениям вежливости – пропускать сначала выходящих из транспортного средства, затем женщин и малышей вперед.
    • Тому, что в местах скопления людей нельзя толкаться, мусорить и пачкать предметы, заходить в транспорт с мороженым, пиццей или другой едой. Пристально рассматривать пассажиров неприлично, как и показывать пальцем.
    • Уступать место тем, кто более уязвим.
    • Ездить с животными, соблюдая правила их перевозки.

    Из общих правил поведения в людных местах:

    • Некрасиво причесываться, ковырять в зубах, сморкаться, чихать и кашлять, не закрывая ладонью или платком рот.
    • Топать, кричать во весь голос, капризничать.
    • Бесцеремонно прерывать разговор.
    • Одеваться неопрятно, носить грязную обувь, особенно для девочки.

    Внимание! Усаживаясь с ребенком на коленях на сиденье в общественном транспорте, позаботьтесь о чистоте одежды окружающих, особенно если на улице дождь. Наденьте на обувь малыша пакеты или придерживайте ножки рукой, чтобы не запачкать стоящих рядом.

    Этикет поведения на улице

    на улице

    Отправляясь на прогулку, расскажите ребенку, какие нормы поведения следует соблюдать:

    • Обертки от конфет и мороженого нельзя бросать на землю. Мусор должен находиться в урне, а не на детской площадке.
    • Траву и цветы, растущие на газонах, топтать нельзя, так как это сводит на нет труд людей, занимающихся благоустройством города.
    • Передвигаясь по тротуару в людных местах, нужно придерживаться правой стороны, нельзя задевать прохожих и вести себя вызывающе.

      Если есть потребность остановиться для разговора или отдыха, следует отойти в сторону, нельзя препятствовать движению людского потока.

    • Если мама или папа отлучились, но попросили подождать, ни в коем случае нельзя уходить.
    • С окружающими нужно вести себя вежливо, но с незнакомыми людьми общаться в отсутствие родителей опасно.

    Важно! Проведите с ребенком инструктаж для безопасности. Попросите коллегу или друга сыграть роль незнакомца, пусть он попытается увести малыша, когда вас не будет рядом. После расскажите ребенку, правильно ли он вел себя и как следует поступать в таких случаях.

    Как вести себя на природе

    на природе

    Для гармоничного развития ребенка поездки на природу необходимы. Но даже в самых безлюдных местах: в лесу, на побережье, в степи – есть свои правила поведения:

    • Нельзя отправляться в лес без сопровождения взрослых.
    • Лучше вернуться из похода до наступления темноты.
    • Собирать незнакомые травы, грибы или ягоды нельзя. Запрещается также пить из лесных источников и рек.
    • Ломать ветки, топтать траву, разрушать муравейники, ловить для забавы птиц, животных и насекомых – варварство.
    • Перед походом нужно подготовиться: зарядить мобильный телефон, взять запас воды и пищи, надеть удобную одежду и обувь, нанести репеллент от укусов насекомых.
    • Необходимо беречь все живое: мусор вредит экосистеме, пожары уничтожают все на своем пути. Поэтому нельзя оставлять после себя отходы пищи и пластика, бутылки, разводить костры. Категорически нельзя бросать жевательную резинку на землю: птицы, схватив ее, могут погибнуть.

    Правила дружбы

    правила дружбы

    Дружба – одно из самых замечательных проявлений общения. Чтобы у школьника и дошкольника сложился доверительный круг общения, научите ребенка следующим правилам:

    • Вести себя уважительно по отношению к другим людям: не высмеивать, не давать прозвищ, не обзывать обидными словами.
    • В случае ссоры постараться понять и простить друга, в случае собственной неправоты помириться первым.
    • Если приятель дал вещь на время, нужно аккуратно обращаться с ней и вернуть в срок.
    • Недопустимо ябедничать на своих друзей, но в случае опасности нужно обратиться за помощью к взрослым.
    • Настоящий друг не завидует успехам, а радуется за близких.
    • Принимать помощь или советы не зазорно, а вполне нормально для друзей.
    • Нехорошо поедать лакомства в одиночку, находясь в компании. Обязательно следует угостить других.

    Как дарить подарки

    дарим подарки

    Выбирать и дарить подарки – целое искусство. На этот случай тоже есть памятка:

    • Покупать сюрприз нужно с учетом предпочтений именинника.
    • При изготовлении подарка собственными руками следует выполнять поделку аккуратно, используя лучшие материалы.
    • Дарить деньги малышу – не самый лучший вариант. Стоит поискать что-то, что наверняка обрадует его.
    • Дарить животных, птиц и рыбок можно только, заручившись согласием родителей именинника.
    • Перед вручением нужно снять ценник с покупки и красиво упаковать ее.

    Книги по этикету

    Значительную помощь во всестороннем обучении ребенка хорошим манерам окажут книги. Их перечень велик, есть немало современных, хорошо иллюстрированных изданий для детей любого возраста. Для самых маленьких, годовасиков и трехлеток подойдет сочинение Сергея Савушкина «Приятного аппетита! Для детей от 1 года», изложенное в мини-историях. А в книжке «Вежливые слова» Ольги Корнеевой малыши найдут четверостишия, которые научат их, как и когда говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».

    Издание «Расту культурным» предназначено для детей от четырех лет. С помощью упражнений и занятий помимо формирования нравственных качеств развивает логику, творческую и речевую активность.

    Деткам чуть старше будет интересна книга Андрея Усачева «Этикет для детей различных лет», с яркими картинками, изложенная в стихотворной форме. Немало книг, посвященных детскому этикету, у детской поэтессы Галины Шалаевой.

    В список полезных изданий входят:

    1. Н. Иванова. «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона».
    2. В. Кудлачев и И. Фоменкова. «Советы феи вежливости».
    3. Л. Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости».

    Это интересно! Для мам, желающих восполнить пробелы в знании хороших манер и стать настоящей леди, существует масса возможностей: вебинары, электронные книги и пособия. Высший пилотаж – посещение Австрийской высшей школы этикета, где преподавание хороших манер ведется на международном уровне.

    Стихи об этикете

    Правила этикета и хороших манер, изложенные в стихах, которые каждый малыш дошкольного возраста очень любит слушать, – такой же доступный образовательный процесс, как и игровая форма. Если ребенок ведет себя неподобающе, маме достаточно вспомнить понравившиеся строчки, и малыш поймет, как следует поступить.

    ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/pravila_etiketa_dlya_detej_v_kartinkax_i_stixax.html

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

    dzenПонравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

  8. Рассказ про юрия гагарина для 4 класса
  9. Рассказ про эхнатона кратко
  10. Рассказ про юпитер 3 класс окружающий мир
  11. Рассказ про эмоции 4 класс окружающий мир
  12. Рассказ про юлу родной язык 2 класс