Рассказ про дымковскую игрушку 2 класс литературное чтение

Доклады культура дымковская игрушка одним из самых старинных промыслов в россии считают дымковскую игрушку. возник он на рубеже 15-16 веков
  • Доклады
  • Культура
  • Дымковская игрушка

Одним из самых старинных промыслов в России считают дымковскую игрушку. Возник он на рубеже 15-16 веков недалеко от небольшого городка Вятки, в слободе Дымково. Там всегда весело и дружно отмечали весенний праздник с ласковым названием Свистунья, посвящённый богу Солнца Яриле. Лепили перед праздником из глины различные свистульки, раскрашивали их яркими красками. Часто их продавали на ярмарках, привозили в подарок детям. Дело было семейное, передавалось из поколения в поколение по женской линии, от матери к дочери. Так складывались династии мастериц, у каждой был свой творческий подход. В дымковской игрушке отражался внутренний мир каждой мастерицы, эмоциональный настрой автора.

С годами праздник отмечать перестали, а игрушки из глины делают до сих пор. Получили они со временем название – дымковская игрушка. Каждая мастерица создавала свою игрушку и по-своему расписывала её. Ни одна форма или рисунок не повторялись, так как и лепка, и раскраска выполнялись произвольно.

Материал для игрушек использовали местный. Это была красная глина хорошего качества, смешанная с мелким речным песком коричневого цвета. Материал тщательно перемешивали и перетирали. Все фигурки людей, животных и птиц лепили отдельно, а потом скрепляли глиной в одну композицию. Сушили долго, иногда даже больше месяца. Затем обжигали в специальной печи при температуре 900 градусов. Краску изготавливали самостоятельно, у каждой мастерицы был свой секрет её приготовления. Чтобы были игрушки ярче и хорошо блестели, их покрывали взбитыми яйцами. Для рисования использовали обычные пёрышки или заострённые палочки.

В настоящее время для раскраски игрушек используют анилиновые краски и кисти хорошего качества, чаще колонковые. Это облегчает работу мастериц. Для росписи, как и много лет назад, используют геометрические фигуры, которые наносятся по определённым схемам. Клеточки, кружочки, полоски и точки каждая мастерица рисует по своей системе. До сих пор многие мастерицы лепят и раскрашивают различных птиц, животных, сюжеты из жизни людей. Яркие весёлые игрушки можно встретить не только во многих городах России, но и за рубежом. Многие из них украшают музеи декоративно-прикладного искусства. В городе Кирове, в 2010 году, поставили памятник, напоминающий дымковскую игрушку, как дань благодарности всем мастерицам за их талант и терпение.

Дымковская игрушка пережила множество исторических событий, но сохранила при этом исконно русские традиции.

Сообщение на тему Дымковская игрушка

Глиняные свистульки в деревне Дымков вятской губернии получили название «Дымковские игрушки». Так как их делали из глины для развлечения ребятишек. Многие годы семьи ремесленников передавали традиции из поколения в поколение. Такие поделки делали для праздника под названием Свистунья. В этот день проходили народные гуляния и народ покупал на ярмарках и пел со свистульками на улицах города. Весёлый свист стоял по московским и оренбургским городам. Глиняные поделки — символ кировского народа.

На изготовление красочной игрушки требуются умелые руки, глина проходит обработку заранее, затем покрывается белой основой, чтобы точнее выделить линии, и краски смотрелись ярче на светлом фоне. Раньше копали глину в ручную, сейчас прогресс меняется, и весь материал поступает в готовом виде. На развитие умений и навыков требуется целая жизнь и опыт. У каждого мастера свой мастерский почерк.

Есть в ней основные элементы в рисунке: кружочки, точки, окружности, готовые золотые ромбы, волнистые линии, перекликающиеся с яркими точками. Для изготовления разноцветных(жёлтых, красных, зелёных) кругов, окружностей применяются специальные приспособления: свёрнутые трубочки бумаги, тычки, золотые пластинки, кисточки. Основным элементом в лепке являются оборки в юбках, хвостах индюка и петуха. Игрушки привлекают яркими цветовыми решениями. Геометрические узоры напоминают символы жизни, строения ростков, стихии воды. Практикуется использование синих волнистых линий, ярких точек, зелёных контуров листочков.

По этим игрушкам можно складывать сказки про жизнь вятского народа, узнать их ремесло и обычаи, народные праздники и традиции. Можно рассмотреть животных, различных персонажей из народной сказки, успокаивать маленьких детей. В них ремесленники вложили свою любовь и тепло сердца.

Рассматривая игрушки можно представить оживление на ярмарке, народные гуляния.

В 2011 году был открыт исторический музей с материалами дымковских мастеров под названием «История и современность».

2, 3, 4, 5 класс

Картинка к сообщению Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Популярные сегодня темы

  • Полезен ли загар

    Загар бывает разный, именно это определяет, будет он полезен или же принесет настоящий вред. Легкое и умеренно нахождение на солнце приносит пользу, чего нельзя сказать о постоянном нахождени

  • Храмы России

    Как любая религия христианство имеет специальные места, где верующие могут собраться вместе, совершать богослужения, молитвы, совершаются обряды, принятые религией.

  • Организмы в Мировом океане

    Среду Мирового океана заселяют сотни тысяч разновидностей животных, растений и других организмов. Температура воды дает определение четырем основным климатическим зонам:

  • Подорожник

    Подорожник – известное всем травянистое растение, относящееся к семейству подорожниковых. Известно более 200 видов этого растения, но не все они обладают лечебными свойствами, большая их част

  • Система дополнительного образования

    Образование детей всегда было важно. Каждая страна со временем развивала сферу общего образования, но оно не может в полной мере удовлетворит потребность детей в познании других, не менее важ

  • Солнце

    Для многих Солнце это лишь небесный объект в космическом пространстве, но мало кто задумывался о его свойствах. В этой статье будут описаны интересные факты об источнике жизни на Земле.

«Дымковская игрушка»

Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера-игрушечники. Говорят, что потому слободу и называли Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали.

С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками. Об их происхождении существует несколько легенд, в которых рассказывается и о том, откуда взялся старинный вятский праздник «Свистунья».

Этот пестрый, шумный и веселый праздник – ярмарка существовал с древних времен. Вот как о нем рассказывает писатель В. Лебедев: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющихся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицом глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистели. Люди, идущие, приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад».

А вот одна из легенд

Однажды к Хлынову (так раньше назывался город Вятка, в последствии — Киров) подошли несметные полчища кочевников. Вятичам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям города – от маленьких детей до стариков – глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Кочевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказочное чудовище напало, то ли – что к вятичам подмога пришла. С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунью», всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной далеко разносится над Вяткой веселый свист.

Считается так же, что зародилась дымковская игрушка еще в языческие времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять.

А другая традиционная игрушка – разноцветные глиняные шарики. Известно, что такие шары вятичи во время «Свистуньи» сбрасывали с кручи в овраг. То же самое делали когда-то язычники – сбрасывали в овраги во время праздника в честь бога Солнца огненные колеса. А дымковская кукла – нянька с детишками на руках была когда –то богиней плодородия…

Чудом дожила старинная дымковская игрушка до наших дней. Если в середине ХIХ века игрушечным промыслом в Дымовке занимались почти 60 семей, то в начале прошлого столетия игрушки делала только одна мастерица – А.А. Мезрина. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей красоте.

Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что у всех игрушечников. Но только их игрушки не похожи на другие.

Так в чем же их отличие?

Дымковский промысел был всегда исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельной яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

Роспись начинают с изображения черной краской двух прядей волос; тонкой лучиной «глазничкой» наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба «пятнушечкой», печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает.

На втором этапе ровно закрашивают (мажут) желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом – кофту.

На заключительном этапе свободной кистью импровизированно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник.

Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатались особенности естественной окраски животных, яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров, коз. В орнаментации фигур людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел.

Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается набольшими элементами – синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

Ныне мастера дымковской игрушки работают в светлых, просторных мастерских, они обеспечены всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек. Но традиционная система росписи сохраняется. По настроению игрушки одинаковые, а по форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки. Есть и няньки с веселыми детишками, пестрые птицы, добродушные звери. А есть и целые композиции.

Хорошо поставить такую фигуру на полку и, если душа устанет, подойти, посмотреть на эту солнечную игрушки, и улыбнуться.

  1. Нарисовать на ватмане  дорогу
  2. приготовить 1 лист бумаги чистой каждому и набор карандашей или фломастеров
  3. сделать ангелочков и выложить их стол лежа

Урок внеклассного чтения  в 5 классе.

Тема: Л.Н. Андреев «Ангелочек».

Проблеме становления личности и христианская мораль.

Цели урока:

1.Обучающие: работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”;

2.Развивающие: развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героя произведения.

3.Воспитательные: воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа, привитие интереса к процессу осмысленного чтения;

ТИП УРОКА: работа с художественным текстом по методике критического мышления “Чтение с остановками”

МЕТОДЫ: Урок с использованием стратегии критического мышления “Направленное чтение”

Оборудование: текст рассказа Л.Андреева “Ангелочек”, разделенный на части; учебник ; прием “Цветограмма” ,стихотворение А.Блока “Сусальный ангел”

Ход урока

I этап. Мотивационный.

Учитель: Доброе утро, дорогие мои, улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с нашими гостями.

 1 слайд :Давайте обратимся к экрану, кто  изображен на слайде?

Дети : Ангел

Учитель: Откройте тетради, запишите число, запишите  в тетради тему свободного письма: “Ангелочек” Запишите два предложения о вашем представлении ангела.

Дети :  В течение 2 минут пишут по теме “АНГЕЛОЧЕК” все, что знают.

Примерные варианты ответов ( спросить у троих учеников)

Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому. Я просила вас сделать ангелочков из бумаги  дома.  Покажите, пожалуйста, ваши работы. Хорошо, спасибо. Поставьте их перед собой , и пусть они оберегают вас сейчас.

Учитель Так кого обычно называют ангелочком?

Учитель Итак, ребята, мы пришли к какому выводу? (Ангелы – это хранители души человека, вестники Рождества).

Как вы думаете, как называется тема нашего урока, о ком мы будем читать?

Дети об ангеле.

2  слайд Девизом нашего урока будут следующие слова :

(Не выпускайте солнце из души — оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется!

II этап. Реализационный.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Леонида Николаевича Андреева “Ангелочек»

Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в рассказе с таким названием?

Запись 3 версий, о чём пойдет речь в рассказе. (1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.) на ватмане (первая стоп линия).

Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки.

“Чтение с остановками” (Читают дети )

1.        Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой,  не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: «Проси прощенья, щенок», — и ответ: «Не попрошу, хоть тресни». Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами, и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил существование возможным. В пятницу, накануне Рождества, Сашка играл с ребятами, пока они не разошлись по домам .Приходилось идти домой.

Разноуровневые вопросы после чтения:

1.Оправдались ли наши версии?

2. Кто главный герой данного отрывка?

3. Какой характер проявляется у Сашки? найдите ответ по тексту.

(Грубый, непокорный; «непокорная и смелая душа»).

  1. Какая карикатура чаще всего появляется у Сашки в тетрадке? Почему? (Толстая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика; подпись: «Проси прощения, щенок», — ответ: «Не попрошу, хоть тресни»). Сашка изображал свою жизнь.

Выберите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:

1.Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью.

2. Сашка мстил жизни и ничего не боялся.

3. Сашка лгал всем, не лгал только отцу.

4. Отец  прятал еду для сына.  

Учитель Вся его жизнь — сплошные страдания. Сашка не видит просвета в своей судьбе, не видит будущего и как-то вынужденно продолжает «делать то, что называется жизнью». Мать – пьет и бьет, отец – больной запуганный человек, а сам 13-летний парень «со смелой и непокорной душой» никому не нужен… Волчонком смотрит он на мир, на людей, на все окружающее.

Учитель: Как вы думаете, что случится дальше:

Версии учащихся: Записываем на втором отрезке.

1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.

2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.

3. Отец пожалеет его.

Чтение 2 части.

2.        — Где полуночничаешь, щенок? — крикнула на него мать, замахнулась кулаком, но не ударила. Когда Сашка проходил мимо нее, он почувствовал знакомый запах водки. Сашка презрительно шмыгнул  носом и прошел за перегородку, где слышалось тяжелое дыханье отца, Ивана Саввича. Ему всегда было холодно, и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя руки ладонями книзу.

— Сашка! А тебя Свечниковы на елку звали. Горничная приходила, — прошептал он.

— Врешь? — спросил с недоверием Сашка.

— Ей-Богу. Эта ведьма нарочно ничего не говорит, а уж и куртку приготовила.

Богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его исключения показываться к ним. Отец еще раз побожился, и Сашка задумался.

— Правда, Сашка, ступай, что ломаешься?  Они, может быть, опять тебя устроят. Они люди добрые. Может быть, и мне что-нибудь с елки принесешь, — продолжал отец.

Он хитрил, — Сашка понимал это и презирал отца за слабость и ложь, но ему действительно захотелось что-нибудь принести больному и жалкому человеку.

Беседа после чтения:

Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой? (Сашке не хватает чего — то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир.)

Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете? (Пойдет, потому что он обещал принести отцу что-нибудь с ёлки).

Учащиеся работают с “Цветограммой”

Слово учителя:

Ребята, нарисуйте сердце, разделите его пополам, работаем с одной половинкой.

Используя приём “Цветограмма”, выберите из неё те краски, которые характеризуют состояние героя в настоящее время (ДО встречи…).

Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца

Какие цвета преобладают в сердце мальчика?

1) Фиолетовый: обман, ложь;

2) Красный: агрессия, злость;

3) Коричневый: потеря веры;

4) Белый: чистота, искренность (отношения с отцом);

5) Синий: тревожность.

6) Чёрный: мрак.

Ребята, возьмите лист бумаги и нарисуйте сердце , Разделите его линией пополам и закрасьте одну  сторону теми цветами, которые присутствуют в характере Саши на данном этапе.

Чтение части 3 .

Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?

Запись на третьем отрезке

Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к их наивным речам. Но вот открылись двери, и чей-то голос сказал:

— Дети, идите! Тише, тише.

Заранее вытаращив глазенки и затаив дыхание, дети чинно, по паре, входили в ярко освещенную залу и тихо обходили сверкающую елку. Она бросала сильный свет на их лица.  Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Сашка был угрюм и печален, — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой .  она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Он думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти. Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, На обращенной к нему стороне елки он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно плывущий  по воздуху. Его прозрачные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:

— Милый… милый ангелочек!____________________________________________________________________

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт.

Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись  и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили – в стороны направили

Наклонились до земли – словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули

Повели руками чуть над головами.

Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!

Остановка 3.

Разноуровневые вопросы:

  1. Что еще нового мы узнали о Сашке?

Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.

  1. Меняется ли  Сашка ? Нет.  (Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток.)
  2. Какие чувства он вызывает у вас и почему?

_____________________________________________________________________________________

Чтение части 4 .

В дверях показалась хозяйка , и  Сашка подошел к ней . Горло его перехватывало.

Те… тетечка. Дай мне одну штуку с елки, — ангелочка.

— Нельзя, — равнодушно ответила хозяйка. — Елку будем на Новый год разбирать. И ты уже не маленький и можешь звать меня по имени, Марьей Дмитриевной.

Сашка чувствовал, что он падает в пропасть, и ухватился за последнее средство.

                  — Я раскаиваюсь. Я буду учиться, — отрывисто говорил он.

Стоя на коленях, со сложенными руками, Сашка с ненавистью посмотрел на нее и грубо потребовал:

— Дай ангелочка!

Сашка впился глазам в даму, и та , испугавшись,  поспешила ответить:

— Ну, дам, дам. Ах, какой ты глупый! Конечно, я дам тебе, что ты просишь.

А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки .  Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего костюма  гимназистом и одухотворенным  личиком ангелочка.

— Я домой пойду, — глухо сказал Сашка,— к отцу.

_____________________________________________________________________________________

Остановка 4.

Беседа

  1. Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер?
  2. Так почему же мы сердце Сашки разделили на 2 половинки. (Потому что Сашка “до встречи с ангелочком”один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим)
  3. Давайте возьмем сердце Сашки и закрасим вторую половину. Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость)
  4. Кем стал ангелочек для Сашки? Для чего ангелок ему нужен ? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика).

Давайте прочитаем , что же будет  дальше?

Чтение части 5

В маленькой комнатке, за перегородкой, горела на столе кухонная лампочка.

— Хорош? — спрашивал шепотом Сашка.

Он держал ангелочка в отдалении и не позволял отцу дотрагиваться.

— Да, в нем есть что-то особенное, — шептал отец, задумчиво всматриваясь в игрушку.

Ангелочек спустился с неба и принес в  душу человека любовь, счастье, жизнь.

Все добро, сияющее над миром, впитал в себя ангелочек, и поэтому он горел мягким божественным светом, поэтому трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные крылышки.

Нужно было ложиться спать, но до этого устроить на ночь ангелочка. На земле оставлять его было невозможно; он был повешен на ниточке к печке. Так его могли видеть оба — и Сашка, и отец.

А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. По розовым ножкам его скатывались густые капли воска и падали на лежанку. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты бесформенной массой.

А в это время люди, прикоснувшиеся к светлому, спали: покой и безмятежность легли на лицо человека, который отжил, и смелое личико человека, который еще только начинал жить.

Выберите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:

1. Ангелочек повесили у горячей печки, чтоб он был виден отцу и Сашке.

2. Ангелочек изменил душу Сашки.

3. Ангелочек упал на пол бесформенной , растаявшей массой.

4. Ангелочек принес в  душу человека разочарование..

Лидия Чарская

Ночь… Тишина… У киота
Тихо лампада сияет…
Светлый и радостный кто-то
Детский покой охраняет.
Очи, как звезды, мерцая,
Дивною блещут красою,
Кудри, до плеч ниспадая,
Темною вьются волною.
Он из надзвездного мира
В мир поднебесный явился,
Рея в пространстве эфира,
К детской постельке спустился.
Вея крылом белоснежным
В милые сонные глазки,
Голосом тихим и нежным
Шепчет он дивные сказки…

Ученик:

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь им, дивитесь

ученик

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Ученик

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Ученик

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

Ученик

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Ученик

Все будет так — и все не так

Через одно мгновенье.

Учитель:

Но… хрупко счастье.

А  ангелочек,  повешенный  у  горячей  печки,   начал   таять.  

Учитель Рассказ заканчивается очень грустно. Ангелочек, с такой любовью подвешенный на самом видном месте, у горячей печки, тает. Счастье Сашки растаяло вместе с восковым ангелочком. Опять его ждут злые будни, нищета, грубость матери. Или надежда у Сашки всё-таки есть?

Составьте синквейн на тему «АНГЕЛОЧЕК».

Как можно сформулировать тему урока?

Выберите из записанных на доске тем ту, которая отражает, на ваш взгляд, суть нашего урока, основную его мысль:

Чудесное превращение Сашки в Рождество.

Тема рождества в рассказе “Ангелочек”.

Нужно разбудить в человеке доброту.

Израненное сердце Сашки.

“Красота спасет мир” (Ф. М. Достоевский)

О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии)

Как вы, ребята, думаете, чем станет для Саши встреча с ангелом: началом или концом чуда?

Ребята высказывают свое мнение. «Всем было в эту ночь отрадно», – пишет писатель Владимир Набоков свой отзыв о рассказе «Ангелочек». И хочется верить в Рождественскую сказку, согласно которой в эту ночь самых несчастных, самых одиноких – всех тех, для кого не хватило человеческого тепла, – согреют и приласкают спустившиеся на землю ангелы.

Спасибо всем и пусть ваш ангел-хранитель будет всегда с вами рядом!

Домашнее задание: написать эссе “Что произойдет, когда Сашка проснется?”

Напишите  счастливый конец к рассказу. Пофантазируйте, что будет утром, когда Сашка проснётся?

Рефлексия : оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

Оценка за “Синквейн” и устные ответы.

Дети раздают ангелочков гостям на уроке.

Спасибо за урок!

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чтение» 2 класс (четвёртый год обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), Адаптированной ООП для детей с ОВЗ СОШ№1 г. Белоярский.

Целями изучения учебного предмета «Чтение» в начальной школе являются:

  • развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом; формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Чтение». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.

В период обучения грамоте:

  • углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;

  • выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребёнка;

  • исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

  • уточнение и развитие словарного запаса;

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных навыков повествовательной речи.

Во 2 классе решаются такие задачи:

  • воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности;

  • коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта;

  • формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами;

  • формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов;

  • овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений.

Цели образовательно-коррекционной работы

Основная цель обучения чтению детей с НОДА с умственной отсталостью неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода.

Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.

 Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.

Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).

Общая характеристика учебного предмета

Для чтения во 2 классах подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. 

Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.

Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.

Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).

Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя.

Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с приказом директора школы от 01.09.2021г. №1011 «Об организации индивидуального обучения на дому Гаджиевой А.» учащаяся Гаджиева Алия Лачиновна обучается по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (НОДА, УО лёгкой, ТНР-ФГОС ОВЗ НОО, вариант 6.3 с 01.09.2021 года по 31.05.2022 года.

По учебному плану на изучение предмета «Чтение» выделено 4 часа в неделю (34 учебных недели), 136 часов в год. Приложение 1 к приказу СОШ №1 г.Белоярский №1011 от 01.09.2021 «Индивидуальный учебный план»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей:

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

  • осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  • участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учётом принятых в обществе нор и правил; представление о мире, человеке, обществе и социальных норм, принятых в нём; выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • слушать небольшие по объему тексты и отвечать на

вопросы учителя или с опорой на картинку;

  • читать по слогам короткие тексты;

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; -читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение;

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

  • читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

  • пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;

  • выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед классом.

Содержание учебного предмета «Чтение»

Букварный период. 2-й этап

Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.

Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани).

Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.

Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой).

Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.

Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове.

Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.

Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»).

Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.

Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.

3-й этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Четкое и правильное артикулирование звуков.

Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.

Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.

Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур.

Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.

Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?»

Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации.

Послебукварный период

Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.

Примерные лексические темы: «Про школу», «В гостях у сказки», «Почитаем — поиграем», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка-зима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идёт!».

Техника чтения

Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:

• слогов и слов со стечением согласных;

• слогов и слов с оппозиционными звуками;

• слогов и слов с разделительными ь и ъ;

• слогов и слов со сходными буквенными знаками.

Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем! Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Повторение. Букварный период

41

2

Про школу

16

3

«Ой ты, зимушка-зима»

17

4

«Почитаем — поиграем»

9

5

«В гостях у сказки»

13

6

«Животные рядом с нами»

16

7

«Что такое хорошо и что такое плохо»

19

8

«Весна идёт!»

5

Итого:

136

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебные пособия для обучающегося:

1. Букварь. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)– В 2 частях. М.: Просвещение, 2017

2. Чтение. 2 класс. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2 ч., М.: Просвещение, 2016

Учебно-методическая литература для учителя:

1. Букварь. 1 класс. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.

2. Обучение грамоте. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) М.: Просвещение, 2016

3. Дидактический материал. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2 ч., М.: Просвещение, 2016

4.. Чтение. Методические рекомендации. 2-4 классы. Ильина С.Ю., Головкина Т.М., Богданова А.А Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптир. основные общеобразовательные программы . М.: Просвещение, 2017

5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 2 класс. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И.

Демонстрационные и печатные пособия

Технические средства обучения

  • наборное полотно;

  • касса букв и слогов;

  • демонстрационное пособие «Образцы печатных и письменных букв»;

  • магнитная азбука;

  • демонстрационная таблица «Алфавит»;

  • наборы сюжетных тематических картинок;

  • репродукции картин художников;

  • портреты поэтов и писателей;

  • детские книги;

  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки);

  • карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

  • слоговые таблицы;

  • дидактические игры

  • персональный ноутбук;

  • проектор;

  • многофункциональное устройство;

  • магнитная доска

  • аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы;

  • настольное литературное лото


Викторина по литературному чтению УМК «Перспектива», учебник 1 часть Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Викторина по литературному чтению УМК «Перспектива», учебник 1 часть

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


1. Кто стал первопечатником на Руси? Иван Фёдоров Монах Нестор Иван Васильевич Пётр Тимофеев Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

1. Кто стал первопечатником на Руси?

Иван Фёдоров

Монах Нестор

Иван Васильевич

Пётр Тимофеев

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


2. Из какого раздела произведение М. Зощенко «Через тридцать лет»? Жизнь дана на добрые дела Книги – мои друзья Волшебная сказка Люби все живое Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

2. Из какого раздела произведение М. Зощенко «Через тридцать лет»?

Жизнь дана на добрые дела

Книги – мои друзья

Волшебная сказка

Люби все живое

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


3.Какое из произведений Н.Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»? «Фантазёры» «Живая шляпа» «Трудная задача» «Летучий корабль» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

3.Какое из произведений Н.Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

«Фантазёры»

«Живая шляпа»

«Трудная задача»

«Летучий корабль»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


4.Кто автор рассказа «Сочинение»? М. Зощенко Н. Носов Л. Каминский К. Паустовский Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

4.Кто автор рассказа «Сочинение»?

М. Зощенко

Н. Носов

Л. Каминский

К. Паустовский

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


5.Кто автор рассказа «Где это видано, где это слыхано…»? М. Зощенко Н. Носов В. Драгунский К. Паустовский Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

5.Кто автор рассказа

«Где это видано, где это слыхано…»?

М. Зощенко

Н. Носов

В. Драгунский

К. Паустовский

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


6.Почему Лёля из произведения М.Зощенко «Через тридцать лет» сказала, что проглотила бильярдный шарик? Хотела, чтобы её любили Хотела пошутить Хотела получить подарки Хотела напугать родителей Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

6.Почему Лёля из произведения М.Зощенко «Через тридцать лет» сказала, что проглотила бильярдный шарик?

Хотела, чтобы её любили

Хотела пошутить

Хотела получить подарки

Хотела напугать родителей

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


7. Почему Н.Носов назвал свой рассказ «Трудная задача»? Хотел посмеяться над Федей Хотел намекнуть, почему задача оказалась трудной Задача действительно была трудная Хотел подсказать, что трудности нужно делить с друзьями Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

7. Почему Н.Носов назвал свой рассказ «Трудная задача»?

Хотел посмеяться над Федей

Хотел намекнуть, почему задача оказалась трудной

Задача действительно была трудная

Хотел подсказать, что трудности нужно делить с друзьями

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


8.Что не является чудом в сказке «Иван-царевич и серый волк»? Жар-птица Яблоня с золотыми яблоками Елена Прекрасная Живая и мертвая вода Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

8.Что не является чудом в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

Жар-птица

Яблоня с золотыми яблоками

Елена Прекрасная

Живая и мертвая вода

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


9.Какое качество высмеивают русские народные сказки? Жадность Доброту Трудолюбие Смелость Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

9.Какое качество высмеивают русские народные сказки?

Жадность

Доброту

Трудолюбие

Смелость

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


10.В какой сказке говорится о ведьме, которая при помощи колдовства заняла место княгини? «Белая уточка» «Иван-царевич и серый волк» «Летучий корабль» «По щучьему велению» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

10.В какой сказке говорится о ведьме, которая при помощи колдовства заняла место княгини?

«Белая уточка»

«Иван-царевич и серый волк»

«Летучий корабль»

«По щучьему велению»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


11.В какой сказке говорится о девушке, которую наградили за доброту и приветливость? «Морозко» «Белая уточка» «Летучий корабль» «По щучьему велению» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

11.В какой сказке говорится о девушке, которую наградили за доброту и приветливость?

«Морозко»

«Белая уточка»

«Летучий корабль»

«По щучьему велению»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


12.Кто является отрицательным персонажем в сказке «Морозко»? Падчерица Морозко Старик Мачеха Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

12.Кто является отрицательным персонажем в сказке «Морозко»?

Падчерица

Морозко

Старик

Мачеха

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


13.Кто является отрицательным персонажем в сказке «Летучий корабль»? Царь Дурень Холодило Старичок Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

13.Кто является отрицательным персонажем в сказке «Летучий корабль»?

Царь

Дурень

Холодило

Старичок

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


14.Как ты думаешь, в какую книгу можно поместить произведение К.Паустовского «Барсучий нос»? Рассказы о природе Стихи о природе Авторские сказки Русские народные сказки Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

14.Как ты думаешь, в какую книгу можно поместить произведение К.Паустовского «Барсучий нос»?

Рассказы о природе

Стихи о природе

Авторские сказки

Русские народные сказки

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


15.Как ты думаешь, в какую книгу можно поместить произведение В.Бианки «Приключения Муравьишки»? Стихи о природе Авторские сказки Рассказы о природе Русские народные сказки Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

15.Как ты думаешь, в какую книгу можно поместить произведение В.Бианки «Приключения Муравьишки»?

Стихи о природе

Авторские сказки

Рассказы о природе

Русские народные сказки

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


16. Зверя не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Щенок Кузнечик Муравей Барсук Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

16. Зверя не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Щенок

Кузнечик

Муравей

Барсук

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


17. В каком произведении раздел «Люби всё живое» можно встретить этих героев: Хрущ, Землемер, Жужелица? Б.Заходер. «Вредный кот» «Барсук» «Морозко» В.Бианки. «Приключения Муравьишки» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

17. В каком произведении раздел «Люби всё живое» можно встретить этих героев: Хрущ, Землемер, Жужелица?

Б.Заходер. «Вредный кот»

«Барсук»

«Морозко»

В.Бианки. «Приключения Муравьишки»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


18. Из какого произведения эти герои: Виталик, Серёжа, Мурзик, мама? «Карасик» «Барсук» «Морозко» «Приключения Муравьишки» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

18. Из какого произведения эти герои: Виталик, Серёжа, Мурзик, мама?

«Карасик»

«Барсук»

«Морозко»

«Приключения Муравьишки»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


19. Из какого произведения эти герои: Пудик, мама, папа, кошка? «Карасик» «Барсук» «Серая Шейка» «Воробьишко» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

19. Из какого произведения эти герои: Пудик, мама, папа, кошка?

«Карасик»

«Барсук»

«Серая Шейка»

«Воробьишко»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


20. В каком произведении говорится о том, как уточка осталась зимовать на реке? «Карасик» «Барсук» «Серая Шейка» «Воробьишко» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

20. В каком произведении говорится о том, как уточка осталась зимовать на реке?

«Карасик»

«Барсук»

«Серая Шейка»

«Воробьишко»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


21. Угадай произведение по ключевым словам: ЖЕЛТОРОТЫЙ, ВЫСОВЫВАЛСЯ, ВЫВАЛИЛСЯ, ХРАБРАЯ «Карасик» «Барсук» «Воробьишко» «Серая Шейка» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

21. Угадай произведение по ключевым словам: ЖЕЛТОРОТЫЙ, ВЫСОВЫВАЛСЯ, ВЫВАЛИЛСЯ, ХРАБРАЯ

«Карасик»

«Барсук»

«Воробьишко»

«Серая Шейка»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


22. Кто автор произведения «Серая Шейка» А. Пушкин Б. Заходер Д. Мамин-Сибиряк К. Бальмонт Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

22. Кто автор произведения

«Серая Шейка»

А. Пушкин

Б. Заходер

Д. Мамин-Сибиряк

К. Бальмонт

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


23. В каком произведении главная мысль может быть выражена пословицей: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» «Воробьишко» «Карасик» «Летучий корабль» «Барсучий нос» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

23. В каком произведении главная мысль может быть выражена пословицей:

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Воробьишко»

«Карасик»

«Летучий корабль»

«Барсучий нос»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


24. В какой раздел входит стихотворение Н. Некрасова «Славная осень»? Люби все живое Волшебная сказка Картины русской природы Картины осени Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

24. В какой раздел входит стихотворение Н. Некрасова «Славная осень»?

Люби все живое

Волшебная сказка

Картины русской природы

Картины осени

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


25. Какое стихотворение написал А. Фет? «Листья» «Осень» «Первый снег» «Снежинка» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

25. Какое стихотворение написал А. Фет?

«Листья»

«Осень»

«Первый снег»

«Снежинка»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Спасибо за игру! Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Спасибо за игру!

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

  • Рассказ про дэдпула на английском
  • Рассказ про дуню из станционного смотрителя
  • Рассказ про дубровского старшего 6 класс
  • Рассказ про дубровского и троекурова 6 класс
  • Рассказ про друзей на английском 10 класс