Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Глава 5 знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. о том, что способствовало созданию великих держав - ассирийской, вавилонской, персидской опорные

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Глава 5

Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способствовало созданию великих держав — Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних народов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит. Библия).

1. Страна двух рек. Она лежит между двумя большими реками — Евфратом и Тигром. Отсюда и её название — Двуречье или Междуречье.

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Музыкальный инструмент. Из гробницы в городе Уре.

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более пяти тысяч лет назад.

2. Города из глиняных кирпичей. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города — центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на судёнышках, сплетённых из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома — всё здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого — деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Посёлок шумеров. Рисунок нашего времени.

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Гильгамеш с побеждённым львом. Древний рельеф.

Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

3. Башни от земли до неба. Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом — бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа — ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математикой. Число (50 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные таблички обычно обжигали в печи.

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Богиня Иштар. Древняя статуя.

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Превращение рисунков в клинописные знаки.

Клинообразные значки — это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» — как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.

Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» — он следил за дисциплиной.

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Школа в Двуречье. Рисунок нашего времени.

Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) — по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) — по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами — отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?



            Главная > Учебные материалы > История:  Древнее Двуречье     line     advert    

1.Географическое положение Древнего Двуречья
2.Природные условия
3.Религия Древнего Двуречья

4.Возникновение государств

5.Вавилония

6.Наука и образование в Древнем Двуречье

           

10
11
12

13
14
15
16
17

          line  

1. Географическое положение Древнего Двуречья

   На огромной территории, отличающейся большим разнообразием природных ландшафтов, между двумя реками — Тигром и Евфратом — в середине IV тыс. до н.э. располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Царство Аккад, Вавилония, Шумер, Элам. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.

Евфрат, который шумеры называли Бурану, а аккадцы Буратту, берет свое начало на Армянском нагорье, его бурные воды прорезают малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр, подходят к отрогам Амана и здесь поворачивают на юго-восток. На равнине течение реки замедляется, берега становятся низкими, так что во время ежегодных половодий ее воды широко разливаются.

Тигр (по-шумерски Идигна, по-аккадски Идиклат), исток которого берет свое начало в горах Армении на высоте около 1200 м над уровнем моря, пробивается на восток через горы Курдистана, а затем поворачивает на юго-восток. По сравнению с Евфратом, Тигр более бурлив и в два раза полноводнее. Длина Тигра — 1950 км, Евфрата — 2770 км. В нижнем течении Евфрата простирались обширные болота и топи, называвшиеся вавилонянами «Горькой рекой». Через эту область Евфрат несет свои воды в Персидский залив, который для вавилонян был «Нижним морем». Средиземное же море вавилоняне называли «Верхним».

   

2. Природные условия

   
Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но, так как разливы рек проходили очень бурно, они часто обрушивались на поселения Шумерии и сносили все на своем пути: пастбища, жилища и загоны со скотом. Поэтому жителям приходилось строить насыпь по берегам двух рек — Тигра и Евфрата,чтобы наводнение не сносило посевы сельскохозяйственных культур. Для полива садов с плодородными деревьями и кустарниками рыли каналы, с помощью которых они могли контролировать приток воды.

Отличием в природных условиях юга Двуречья от Египта было то, что здесь не было ни лесов, ни гор. Единственным строительным материалом у жителей долины была глина. Дома строили из глиняных кирпичей, которые жители сушили на жарком солнце, так как у них не было достаточно дров для разведения огня. Стены домов делали очень толстыми, дабы уберечь их от разрушения. Например, городские стены делали настолько толстыми, что по ним спокойно могла проехать повозка.

 

Географическое положение Древнего Двуречья

Географическое положение Древнего Двуречья

   

3. Религия Двуречья

    В центре каждого города возводили башню, на вершине которой находился храм Бога, покровителя города. В одном месте это был бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Также все почитали бога воды Эа, а с просьбами о богатом урожае или рождении ребенка обращались к богине плодородия Иштар. Посредниками между миром богов и духов, как предшественники ученых, которые занимались математикой и другими науками, были жрецы. Именно в их учениях число 60 считалось священным.Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни, где находилось святилище. Оттуда они вели наблюдение за передвижением небесных богов — Солнца и Луны, там же они составляли календарь и по звездам предсказывали судьбы людей.

        Репетиторы на www.mathtask.ru    

4. Возникновение государств

   
Первое государство в Двуречье возникло более 5000 лет назад.
Многие поселения землевладельцев вырастая, превращались в небольшие города-государства. Население таких городов составляло около 30-40 тысяч человек. Древнейшим населением страны, которое заложило основы цивилизации, были шумеры, от этого народа и произошло название государства Шумер. История насчитывает семь веков его существования. На территории Шумерии располагались такие города, как Ниппур, Киш, Лагаш, Ларса, Урук, Ур, Эриду. Население этих городов составляло около 3 тысяч человек. На севере Двуречья образовалось поселение семитов (арабы и евреи), которые основали город Аккад, ставший столицей государства.

В 2316 г до н.э. правитель АккадаСаргон, которого также называли «Древний», завоевал всю территорию Шумера и основал Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.
Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район Сирии и Малой Азии и на восток – в область Элама (Юго-Западный Иран). После победы над вождем УрукаЛугальзагеси (сначала Саргон предложил породниться с ним путем дипломатического брака. Лугальзагеси отказал. Тогда Саргон перешёл к военным действиям и быстро разгромил своего противника) власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей.
Саргон основал первое в истории войско, в которое входило около 5400 человек. Это была хорошо обученная армия, победа которой зависелаот царя.

При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад успешновел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

   

5. Вавилония

   
Примерно во II тысячелетии до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они победили Шумеро-Аккадское царство и основали новую династию Ура, которая объединила Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, имевший хорошее географическое месторасположение. Вавилон превзошел другие города, и по его имени Двуречье стали называть Вавилонией. Пять первых вавилонских царей значительно увеличили территорию владений.

С конца XIX века до н.э наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 г. до н.э.), который стал особой эпохой в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилонию в мощное государство-империю, которое состояло из внушительной территории от Персидского залива до Сирии. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства.

 

Вавилон -город древней Месопотамии

Вавилон -город древней Месопотамии

     

   
Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно было узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

На Вавилон часто нападали горные племена, город подвергался разрушению и, как птица Феникс, воскресал из пепла. После гибели царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от соседних государств, и в 1945 г. до н.э. Древневавилонское царство пало под давлением хеттов и касситов, которые впоследствии правили Вавилоном около 400 лет.

      Репетиторы на www.mathtask.ru      

Наука и образование в Древнем Двуречье

   

За III тысячи лет до н.э. в результате развития хозяйства и культуры возникла потребность в грамотных людях — писцах, тогда же в Двуречье появились первые школы. В социальной лестнице писцы стояли довольно высоко. Первые школы для их образования в Междуречье называли «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»), ее имели право посещать только мальчики. Первые таблички явно школьного характера относятся к III тыс. до н.э. Письмена вырезали деревянным рубцом на сырой глиняной табличке, которую впоследствии обжигали. Если допускали ошибку, то табличку размачивали, выравнивали и снова наносили письмена. Учиться было очень сложно, для этого нужно было запоминать и изображать до 400 клинописных знаков. Каждый символ обозначал целое слово, поэтому требовалось правильно его писать, дабы не допускать ошибок.
В начале I тысячелетия до н.э письмена стали вырезать на деревянных табличках: их покрывали воском, на котором выцарапывали письменные знаки.

Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета преподавателя. Чтобы учитель уделял больше внимания ребенку, родители делали ему подношения.

   

   
Поначалу образование в школах выглядело как узкоутилитарное: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали превращаться в центры культуры и просвещения. При них стали появляться большие книгохранилища, например, Ниппурская библиотека во II-м тысячелетии до н.э или Ниневийская библиотека в I-м тысячелетии до н.э.

Школу, как образовательное учреждение, питали традиции патриархально-семейного воспитания и в то же время ремесленного ученичества. Семья играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло.

Учеба и быт в школах организовывались на манер большесемейной общины. Во главе эдуббы стоял «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «сыновей» эдуббы.

 

Школа в городах Междуречья

Школа в городах Междуречья

     

   
Обучение в эдуббе рассматривалось прежде всего, как подготовка писца к ремеслу. Ученикам нужно было научиться правильно изготавливать глиняные таблички и освоить систему клинописи. К концу учебы в школе воспитанник должен был изготовить необходимый комплект табличек с предусмотренными текстами.

Образование в «домах табличек» было сложным и трудоемким. Вначале ученику приходилось учиться читать, писать и считать. При овладении грамотой необходимо было запомнить большое количество клинописных знаков. После он приступал к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, получал известный запас практических знаний и умений, связанных с расчетами строительства разных сооружений, составление торговой, правовой и другой деловой документации. Мальчик, который прошел обучение в «доме табличек», получал своеобразную интегрированную профессию, приобретая различные знания и умения.

Программа обучения была преимущественно светской. В школах изучали два языка: аккадский и шумерский. Основным предметом изучения являлся шумерский язык. В зависимости от дальнейшей специализации, будущим писцам давались знания в области грамматики, математики и астрономии.

Как следует из документов того времени, ученик эддубы, который прошел все обучение, должен был безупречно владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, уметь выносить разумные, основанные на законах, решения и разбираться в ритуале жертвоприношения. Он должен был также хорошо разбираться в измерении полей, уметь делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов.

Появившиеся в Шумере и Аккадии школы в виде «домов табличек» после претерпели определенную эволюцию. Постепенно они становились самостоятельными культурными центрами. Также школа создала и учебную литературу, обслуживающую учебно-воспитательный процесс. Впервые методические пособия-словари и хрестоматии появились в Шумере за III тысячи лет до н.э. В них входили фольклорные поучения, назидания, облегчающие процесс изучения клинописной грамоты.

    line          

10
11
12

13
14
15
16
17

                         

Далеко не всем так повезло с природными условиями, как древним египтянам. Если бы мы с вами отправились бы от Мемфиса на восток и миновали бы Сирию и Палестину, то очутились бы в стране, находящейся между двумя бурными и капризными реками Тигр и Евфрат. Как не погибнуть, если две реки, от которых зависит твоя жизнь, бурны и непредсказуемы, а из всех земных богатств в изобилии имеется только глина? Страна, находящаяся в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата называется Месопотамия, название греческое — Двуречье. Народы Древнего Двуречья не погибли, более того, сумели создать одну из самых развитых для своего времени цивилизацию.

Древнее Двуречье

Климат

Климат в Двуречье жаркий, сухой. Температура летом может достигать 50 градусов. Дожди выпадают очень редко и в основном это происходит зимой. К счастью, каждую весну Тигр и Евфрат разливается. Происходит это из-за того, что в горах, откуда они берут свое начало, идут дожди. Но не всегда разливы эти оборачиваются благом для населения. Иногда они несут с собой разрушения, и бывают настолько бурны, что не обходится без жертв.

Наводнения случались из-за того что, протекающие с севера на юг Тигр и Евфрат впадали в Персидский залив, и когда начинали дуть встречные ветры, то воды Персидского залива устремлялись обратно в русло рек, и тогда собственно вода и разливалась. Местному населению приходилось рыть каналы для того, чтобы орошать свои поля в сухое время года и строить многочисленные дамбы, чтобы уберечь себя от наводнения.

А наводнения случались очень часто. Недаром у многих народов возникли мифы о потопе. Естественных богатств в Двуречье было не очень много. Глина да песок. Невелико богатство. Имелся еще, правда, тростник да рощи финиковых пальм. Но древесина финиковой пальмы недостаточно пригодна для строительства, а серьезного запаса древесины не было, камень тоже отсутствовал, а большие запасы нефти не радовали в то время вообще никого.

Зарождение цивилизации

Цивилизация зародилась в южной части Двуречья. Древнейшее население называлось Шумеры. Они разговаривали на языке, родство которого с другими языками не выявлено до сих пор. А в III тысячелетии до н. э. с севера пришли скотоводческие племена, которые разговаривали на языке, который мы относим группе акацких или вавилоноассирийских языков.

Впоследствии, концу III тысячелетия, население Двуречья смешалось. В начале III тысячелетия до н. э. в Двуречье не существовало какого-то единого государственного объединения. Были отдельные, небольшие города государства с населением, как правило, сорок или пятьдесят тысяч человек. Самыми крупными из них были Ур и Урук.

В этих городах развивалось ремесло. Ученые сделали такой вывод после обнаружения достаточно интересных захоронений в городе Уре. В захоронениях были найдены топоры, копья, ножи, украшения из золота, серебра и меди. Однако, следует помнить, что эти находки порадовали ученых намного больше, чем останки многочисленных слуг из свиты похороненного. Дело в том, что этих слуг, видимо, убили во время похорон какого-то древнего шумерского владыки.

Глина

Дома в шумерских городах строились из глины. Из глины сначала делали кирпичи, а впоследствии, чтобы их не обжигать, мы же с вами помним, что топлива там почти не было, их просто напросто высушивали на солнце. Дома были очень непрочными и городские стены тоже приходилось делать очень очень толстыми, чтобы не разрушились.

В центре города возвышалась гигантская многоступенчатая башня Зиккурат. Она была построена из глиняных кирпичей и являла собой цельный монолит. Только на верхушке этой башни находился маленький храм. Башня символизировала собой подземный мир, мир видимый — мир живых существ и мир богов. Храмы наверху Зиккурата символизировали небо. В Уруке этот храм был ярко — ярко белый, a в Уре ослепительно голубой.

Письменность

Вы уже поняли, что в древних городах буквально все делали из глины. Из глины возводили храмы, из глины строили дома. Утварь в этих домах была тоже глиняная, и детские игрушки тоже, и, вы не поверите, писали местные жители тоже, опять таки, на глиняных табличках.

Изготавливались таблички так: сначала они формировались из сырой глины, а далее на них писец начинал уже записывать какую-то нужную ему информацию. Сами понимаете, что выписывать какие-то особо сложные знаки на сырой глине несколько затруднительно, поэтому письменность была весьма и весьма специфическая, в виде клинышков. Ученые так и называют ее клинопись. Если записи были важные, их сохраняли, их обжигали, и подобные книги становились практически вечными. А если записи были не нужны, то очень просто их можно было стереть.

Самые ранние из обнаруженных клинописных записей принадлежат храмовым чиновникам. Дело в том, что хозяйство храма было весьма обширным, и нужно было записать сколько зерна, сколько масла, сколько молока в нем произведено, сколько пошло работникам, а сколько осталось в хозяйстве храмов.

Древние школы

Для того, чтобы освоить грамоту, для того, чтобы научиться писать, дети древнем междуречье тоже ходили в школы. Школы появились в III тысячелетии до н. э. Назывались они, как вы можете догадаться, Дома табличек — Эддубы. Как правило, они были достаточно маленькие и состояли из одного единственного учителя. В обязанности учителя входило изготовление новых табличек и, собственно, наблюдение за тем, как дети заучивают содержание табличек наизусть, либо переписывают в свои специальные тетради на другие таблички.

Крупные дома табличек, как правило, не ограничивались одним преподавателем. Там работали учителя письма, рисования, счета. Имелся и управитель, который следил за дисциплиной. Следил достаточно жестко, посредством палки. Если учитель пользовался авторитетом, то родители учеников, как правило, приносили ему еще дополнительные подношения. Дело в том, что обучение было платным.

Сначала цели подобных домов табличек выглядели как сугубо утилитарные. Подготовить как можно больше писцов для ведения храмового хозяйства. Но впоследствии, постепенно, и дома табличек, школы, и Зиккураты стали центрами развития науки, более того при них стали образовываться, даже, гигантские библиотеки и книги в этих библиотеках не горели ни когда.

Какие города и государства существовали в древности в Месопотамии (Междуречье)? Какое культурное наследие они оставили?

В Месопотамии располагались несколько государств, которые существовали на нашей планете около 5 тыс.лет назад: Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

МИФ О ПОТОПЕ

Однажды боги решили устроить потоп и погубить всё живое на земле. Но бог мудрости Эа поведал о том Утнапиштиму — правителю города Шуруппа́ка на Евфрате. Построил Утнапиштим корабль по совету Эа. Погрузил на него весь род свой, скот и что имел серебра и золота.

Почернело небо, и хлынул ливень. Южный ветер нагонял воду, рушил плотины. Шесть дней и семь ночей бушевала стихия. А когда потоп прекратился, только маленький остров, вершина горы, возвышался над водой. Здесь и причалил корабль Утнапиштима.

Выпустил голубя Утнапиштим, но прилетел тот обратно, не найдя больше суши. Выпустил ласточку Утнапиштим, и она вернулась. Выпустил ворона он, и нашёл ворон сушу. На вершине холма принёс Утнапиштим жертвы богам. Тростниковые стебли он зажёг, и боги почуяли запах. Они собрались к приносящему жертву Утнапиштиму.

Посовещались боги и решили:

— Доселе Утнапиштим был человеком. Отныне же Утнапиштим нам, богам, подобен. Пусть живёт Утнапиштим при устье рек в отдаленье!

1. Как вы полагаете, почему у жителей Междуречья появился миф о великом потопе?

Совсем не случайно миф о потопе сложился именно в этом регионе. В силу климатических условий Двуречье явилось одним из тех регионов, где могла зародиться цивилизация. К тому же в Двуречье сравнительно частые разрушительные наводнения. Именно в Двуречье шумеры испытали это стихийное бедствие — разлив Тигра и Евфрата — потоп, который затопил многие шумерские поселения. Впоследствии шумеры выстроили новые города и всю свою историю разделили на два больших периода — «до потопа» и «после потопа». Этот миф просуществовал тысячелетия. К шумерскому первоисточнику восходят вавилонский миф о потопе и многие другие. Легенда о потопе, возникшая у шумеров и впервые ими записанная, вошла в мифологию и религию многих народов. Через посредство Библии она стала достоянием всех монотеистических религий, где фигурирует в качестве одного из основных сюжетов. Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил: «…Через семь дней Я наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал», следует помнить, что библейский рассказ о потопе — не оригинальная легенда. Его шумерский прототип возник за две тысячи лет до времени составления Библии.

2. Каким предстаёт в мифе его герой — Утнапиштим? По каким его поступкам можно судить о нём?

Утнапиштим был с миролюбивым нравом, добрым и благочестивым.

3. Объясните, какая роль отведена в этой истории богам.

1. Используя карту, охарактеризуйте природные условия Междуречья. Сравните их с природными условиями Древнего Египта. Что было общим?

Древний Египет и территория Междуречья, то есть Древняя Месопотамия, находились (и сейчас находятся) в субтропическом климатическом поясе. Только небольшой участок южных частей того и другого региона задевают тропики. Оба омываются крупными реками: Египет – Нилом, Месопотамия – Тигром и Евфратом. Однако есть и существенные различия в отношении природных условий. Рассмотрим каждый регион в отдельности.

Месопотамия имеет более мягкий климат в связи с расположением рек: они буквально окутывают Месопотамскую низменность по периметру. Холмистость, которая местами сменяет равнины, защищает область от сухих ветров, что делает климат более мягким, а урожай богатым. К тому же, отсутствие пустыни позволяет не боятся сезонного мелководья рек.

В Египте напротив, самая крупная пустыня в мире – Сахара – вводила сельское хозяйство в зависимость от уровня воды в Ниле. К тому же, полностью равнинный рельеф был подвержен губительному воздействию тропических ветров. Это делало климат более жарким и засушливым.

В современном мире многие проблемы решены за счет технологий, также осуществляется множество проектов по дополнительному орошению во время засухи и озеленению Сахары, по примеру проекта «Зеленый пояс» Вангари Маатаи, ставшей лауреатом Нобелевской премии.

2. Покажите на карте шумерские города-государства. Составьте схему, показывающую, на какие группы делилось их население, как было организовано управление.

3. Чем Аккадское государство отличалось от государств шумеров? Почему оно распалось?

4. Расскажите о письменности древних народов Междуречья. Благодаря чему она стала достоянием историков?

В 4 тысячелетии до нашей эры шумеры изобрели одну из древнейших письменностей в мире- клинопись. Они писали заостренными палочками по сырой глине.

Благодаря тому, что письменность шумеров была — клинописью. Так как письмена напоминали по виду разных черточек клиньев

5. Вспомните по ранее изученному материалу, о чём повествовали древние мифы. Чем интересен миф о великом потопе, возникший у шумеров? О каких других сказаниях с подобным сюжетом вы знаете?

Мифы повествуют о Богах.

Миф о всемирном потопе. Потоп, если судить по мифам шумеров, возник по мысли богов, которые решили наказать человечество за неразумное поведение.

6*. Заполните сравнительную таблицу.

Объясните, что добавляют письменные источники к информации вещественных памятников.

Письменные источники могут содержать важную информацию событий тех времен. Например описание праздника, повседневной жизни, глобальных событий и многое другое.

История, 5 класс

Урок 8. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Географическое положение Месопотамии.
  2. Шумерские города и Вавилонское царство.
  3. Культура и наука Вавилонии.

Тезаурус

Законыэто утверждённые государством правила поведения людей, за нарушение которых полагается наказание.

Собственностьэто право владеть, пользоваться, распоряжаться чем-либо.

Царьэто титул, как правило, наследственного главы государства, обладающего высшей властью.

Месопотамия (Двуречье, Междуречье) – это название историко–географического региона на Ближнем Востоке, расположенного в долине двух рек – Тигра и Евфрата.

Клинопись наиболее ранняя из известных систем письма.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М. : АСТ., 2006.
  3. Емельянов В.В. Древний Шумер. – Спб.: Азбука–Классика, 2003.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Двуречье или междуречье Тигра и Евфрата греки называли Месопотамией. Этот регион был заселен в глубокой древности. И если сравнивать природно–климатические условия Месопотамии и Египта, обнаружится немало общего: жара, плодородная почва, отсутствие болот и лесов. Из-за проливных дождей, наступавших зимой, в Месопотамии начинались разливы рек. Неслучайно там появился миф о всемирном потопе – один из самых древних.

Жители Месопотамии самыми важными продуктами питания считали хлеб и пиво, приготовленные из ячменя. Другим не менее важным растением была финиковая пальма. Её плоды, листья, стволы – всё нашло применение в деятельности людей. Другие-то деревья в Месопотамии попросту не росли и поэтому стоили очень дорого.

Славилась Месопотамия своими глиняными изделиями. Из глины ремесленники делали буквально всё: посуду и игрушки, дома и дворцы, храмы и даже гробы. Здания мастера возводили из глиняных кирпичей, скрепленных между собой специальной смолой – асфальтом.

С севера и востока Месопотамия была окружена горами, на западе граничила с Синайской пустыней, южная часть выходила к Персидскому заливу. Именно на юге зародились первые государства Двуречья, населенные шумерами. Поэтому и первую цивилизацию называют шумерской. Она сложилась из городов–государств Ур, Урук и Лагаш, чья история насчитывает не одно столетие.

Эти города–государства воевали друг с другом до тех пор, пока царь Саргон I не подчинил их. Впоследствии он завоевал Аккад и основал одноименную династию. Прославился Саргон Аккдский и созданием первого в мировой истории постоянного войска. Однако он умел не только воевать. Для развития торговли царь Шумер и Аккад установил единые на всей подвластной ему территории меры длины, площади и веса.

Во 2 тысячелетии до н.э. среди могущественных государств, расположенных на юге Месопотамии, на первый план выдвигается Вавилонское царство. Слово «Вавилон» переводится как «ворота богов». В XVIII в. до н.э. вавилонскому царю Хаммурапи подчиняется вся Месопотамия, и Вавилон достигает пика своего могущества. Этот царь, правивший с 1792 по 1750 год до нашей эры, известен по своду законов, полностью дошедшему до нас. Он насчитывает 282 статьи и охватывает все стороны жизни общества. Законы царя Хаммурапи были высечены на чёрном базальтовом столбе, а копии отправлены по всей стране. Согласно этим законам вершили правосудие поэтому большая их часть посвящена преступлениям и полагающимся за них наказаниям.

Современному человеку законы Хаммурапи покажутся чересчур жестокими. Так, например, если врач провел операцию, а больной умер, врачу следовало отрубить кисть руки. Если архитектор построил дом, а тот рухнул и задавил прохожего, архитектора ждала казнь. За долги человек или члены его семьи превращались в рабов кредитора сроком на три года.

Благодаря законам царя Хаммурапи можно охарактеризовать устройство и обычаи вавилонского общества.

Верховным правителем был царь. В древности верили, что он унаследовал власть и страну от богов. Именно поэтому он мог распоряжаться не только всей землей, но и достоянием любого из своих подданных. Даже жизнь людей принадлежала царю. Его власть ничто не ограничивало. Он мог поступать, руководствуясь собственной волей, то есть по произволу. Такое государство называется деспотией, а его правитель – деспотом.

Подданные царя делились на следующие категории: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав, и рабы. Рабами становились военнопленные, а также люди, задолжавшие деньги. Кредиторы назывались ростовщиками, потому что отдавали имущество в рост.

На протяжении всего своего правления Хаммурапи вёл постоянные войны, чтобы расширить свою территорию за счет соседних стран. После его смерти Вавилон сам оказался завоеванным касситами. Новый подъём могущества Вавилона начался с VII в. до н.э., когда образовалось Нововавилонское царство.

Вавилонская культура развивалась в городах Шумера и Аккада. Одна из древнейших письменностей мира – шумерская клинопись – зародилась в 4 тысячелетии до н.э.

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Шумерская клинопись

Она возникла из рисунков, которые обозначали отдельные слова – «вода», «птица», «солнце» и другие. Шумеры создали свою систему летоисчисления, солнечный и лунный календари.

Жители Месопотамии изобрели систему счёта, основанную на кратности 6 и 12. Число 60 у шумеров была священным. И мы до сих пор пользуемся делением часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а окружности на 360 градусов это ведь 6 раз по 60.

Шумерским и вавилонским жрецам была известна астрономия. Уже в 3 тысячелетии до н.э. в Месопотамии было составлено руководство по изготовлению лекарств.

Знание географии позволяло шумерам и вавилонянам плавать на судах по морю.

В Месопотамии появился один из древнейших мифов о сотворении мира, а также миф о Вавилонской башне.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Разгадайте ребус.

Рассказ про двуречье по истории 5 класс

Ответ: шумеры/Шумеры.

Пояснение: Ребус достаточно простой, если вы знаете, что народ, заселявший Южную Месопотамию на заре исторического периода назывался шумерами.

Задание 2. Установите соответствие между правителем и его деятельностью.

создал первое в мире постоянное войско

создал древнейший письменный свод законов

ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса

основал династию Аккад

Ответ:

Саргон I

Хаммурапи

создал первое в мире постоянное войско

ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса

основал династию Аккад

создал древнейший письменный свод законов

Пояснение: Необходимо вспомнить деятельность каждого правителя. Древнейший письменный свод законов создал Хаммурапи – это известный факт. Все остальное относится к деятельности Саргона I.

  • Рассказ про двух братьев
  • Рассказ про дану и данияра
  • Рассказ про двух лягушек в молоке
  • Рассказ про двух девочек
  • Рассказ про дашу и данила