Рассказ про дружбу для детей дошкольного возраста читать

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.по выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Рассказ про дружбу для детей дошкольного возраста читать

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Рассказ про дружбу для детей дошкольного возраста читать

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Беседа с детьми старшей группы «О добре и доброте. Добрый
ли ты?»

Беседа с детьми подготовительной группы «О
добре и доброте. Добрый ли ты?»

image001Цель:

 
Формировать у детей представление о добре,
доброте, о хороших, добрых поступках;

 
Воспитывать у детей такие качества
личности, как доброта, отзывчивость;

  Формировать
умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у
людей, героев, персонажей.

Воспитатель: “Твори добро на всей земле,
твори добро другим во благо…” Сегодня мы поговорим о добре и доброте. Человек
должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им
самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на
окружающую среду, памяти на добро.

Добро – все
положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает
симпатию, дружбу.

Добро плотно связано с
традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и
будущим.

Вспомните, когда в последний раз вы делали
добро? В чем оно выражалось?

Какого человека называют добрым?

Молодцы, а сейчас присаживайтесь на
стульчики и начнём нашу беседу.

Ребята, какие пословицы, поговорки со
словом “добро” вы знаете?

Какими другими словами можно назвать
доброго человека?

Доброта – отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать добро. Доброта – способность
сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря – способность представить
себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно
научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире
зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой,
постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения,
когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

Да, это трудно – всегда
быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому
надо учиться.

Ребята, послушайте
рассказ В. А. Сухомлинского “Обыкновенный человек”.

В. А. Сухомлинский

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

В жаркой, сухой
степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной
веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят
деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в
глубокий колодец. Не было у деда другого ведра.

Нечем воды достать
и напиться.

На другой день утром
подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий
посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал
дальше.

 
Что это за человек? – спросил внук деда.

  Это
не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо
дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке,
достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок,
спрятал ведро опять в солому и поехал.

 
Что это за человек? – спросил внук деда.

  И
это еще не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у
дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке,
набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у
колодца.

 
А это что за человек? – спросил внук.

  Обыкновенный
человек, – ответил дед.

Можно ли сказать,
что дед с внуком – добрые люди? Почему?

Про кого из
проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

Почему третьего проезжего
дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать? (Ответы
детей)

Внимательно
послушайте рассказ В. Осеевой “На берегу реки”.

НА БЕРЕГУ РЕКИ

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

  Интересно,–
сказал Толя,– как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить
какой–нибудь подвиг!

  А
я об этом даже не думаю. – ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись
отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на
зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега,
бросился в воду.

image002А
Толя бегал по берегу и кричал:

  Кто
звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег
плачущего малыша.

  Ах,
вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя. – Живой? Ну и хорошо! А ведь не
подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.

Какой поступок
совершил Юра?

Можно ли его
поступок назвать подвигом?

Прочтите выказывания о
добре и доброте. Какое высказывание подходит к первому рассказу, какое – ко
второму?

Какое высказывание
вам больше всего понравилось? Почему?

Сознание сделанного добра
– это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать
благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть
добрым – значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу,
спасибо, деньги, а бескорыстно.

Наверное, у всех
вас, ребята, есть хорошие друзья.

Что вы цените в
них, прежде всего? (Ответы детей).

image003Воспитатель:

Читает
стихотворение А. Барто.

Мой друг

У него вагон достоинств,

Недостатков нет
почти,

Ничего ему не
стоит

Вам улыбку
принести.

Давать он хочет, а
не брать,

Он сильный, а не
слабый,

О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!

Он выигрывать
умеет,

Не боится проиграть, «Очень
быстро он умнеет!»
Записала
я в тетрадь. Починил он клетку птице, Дал котёнку молоко. Он умеет извиниться,

Это тоже нелегко!

image003Воспитатель:

Можно ли такого
друга назвать добрым?

Какие у него
достоинства?

Правильно ли, ребята, что
надо со всеми жить в мире и дружбе и если ты не прав обязательно сказать об
этом и попросить прощения?

Какой вывод вы
сделали для себя из нашего разговора? (Ответы детей)

Автор:
Стасенко Юлия Александровна воспитатель, МБДОУ ДС № 40 «Кораблик», г. Николаевск-на-Амуре, Хаьаровский край

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Чтение рассказа В.Ю. Драгунского

«Друг детства» (старшая группа)

Цель: показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.

Задачи:

Обучающие:

— учить анализировать произведение;

— совершенствовать связную речь.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование понятий «дружба», «друг».

Развивающие:

— способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

— Социально-личностное

— Познавательное развитие

— Речевое развитие

— Художественно — эстетическое

Материалы: портрет В.И. Драгунского, презентация к занятию, мяч

Предварительная работа: Знакомство с творчеством В. И. Драгунского.

Ход НОД

Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга добрыми словами. Мы будем здороваться, называя друг друга ласково «солнышко», соединяясь ладошками с соседом справа. Давайте я начну: здравствуй солнышко! (воспитатель дотрагивается до ладоней ребенка, стоящего справа). Дети (продолжают здороваться друг с другом).

Вводная часть.

У каждого из вас дома есть много игрушек, но среди всех есть игрушка, которую вы любите больше других. И сейчас каждый из вас назовет свою любимую игрушку, но сначала отгадайте загадку:

Не люблю лежать на месте

И пускаюсь часто вскачь

С детворой веселой вместе…

Ты узнал меня – я ….. (мяч).

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мячик», он очень любопытный и все хочет знать. Я беру мячик и передаю его тому, кто стоит рядом со мной (Маше). Маша берет мячик в руки и говорит рядом стоящему ребенку, какая у нее самая любимая игрушка и почему, и одновременно отдает мячик и т.д. по кругу. Игра заканчивается, когда мячик снова попадет мне в руки.

Воспитатель: -Молодцы! А теперь я предлагаю вам сесть на коврик полукругом поудобнее и взяться за руки.

Воспитатель читает стихотворение:

Друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка

Надежного, верного друга рука.

Воспитатель: — Ребята, скажите, о ком это стихотворение?

Дети: — О друге.

Актуализация знаний.

Воспитатель: — А что такое дружба? (Ответы детей)

Воспитатель: — Что нужно делать, чтобы было больше друзей? — С каким человеком вы не хотели бы дружить? — Зачем нужны друзья?

Воспитатель: — Как вы думаете: а может ли игрушка быть другом? (ответы детей) Воспитатель: — Конечно, и игрушка может быть другом. Когда вам скучно, она с вами поиграет, когда вам грустно, ее можно обнять, положить с собой в постель, чтобы было теплее и сладко спалось.

Ребята, сегодня утром почтальон доставил нам посылку. Она из библиотеки. Хотите посмотреть, что там внутри? Дети располагаются на паласе вокруг посылки. Воспитатель открывает её, а там портрет писателя и книга.

Ребята, это Виктор Юзефович Драгунский (воспитатель показывает портрет писателя). Сл. 1

Этот автор писал рассказы о детях, для детей. Главным героем его рассказов является мальчик, его младший сын Денис. Когда у Владимира Юзефовича родился сын с ним начали случатся всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Сл.2

Сегодня мы с вами прочтем его рассказ «Друг детства». Сл.3

Но перед тем, как послушать рассказ, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Открытие нового. Основная часть.

Часть 2. Чтение рассказа. Сл.4

Часть 3. Беседа по содержанию.

Воспитатель: дети о ком этот рассказ? Кем в детстве мечтал стать Дениска?

(Ответы детей: астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром).

Воспитатель: почему у него так часто менялось мнение?

(Ответы детей: Дениска был маленький, и его привлекали разные профессии).

Воспитатель: как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так?

(Ответы детей: Он ему отказал).

Воспитатель: что почувствовал мальчик?

(Ответы детей: огорчение, обиду).

Воспитатель: а что предложила мама? Как отреагировал Денис на мамино предложение? Для чего же понадобился мишка Дениске?

(Ответы детей: Мама предложила мишку (старую игрушку) использовать вместо груши).

Воспитатель: Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши?

(Ответы детей: Ему стало жалко свою игрушку).

Воспитатель: о чем думал Дениска, глядя на своего мишку?

(Ответы детей: он вспомнил как играл с мишкой; он вспомнил, что мишка был его другом)

Воспитатель: Какие чувства вызывали эти воспоминания?

(Ответы детей: любовь, привязанность, нежность, желание «отдать жизнь за своего друга»)

Воспитатель: как называет Дениска мишку?

(Ответы детей: Он называет его своим бывшим, самым лучшим другом)

Воспитатель: Почему Дениска чуть не заплакал? Какое решение он принял?

(Ответы детей: Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства», а так поступать нельзя. Он решил: нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные. Нельзя предать свою детскую любовь). Сл. 5

Заключительная часть.

А теперь, предлагаю, вам поиграть в игру «Выбери друга».

Раз, два, три, четыре, пять

«В пары» мы хотим играть.

Надо только нам узнать.

Кого кто будет выбирать.

Содержание: Дети садятся в круг, лицом к центру. Число участников – чётное.

Задание: без движений руками, без жестов, слов, только глазами, найти себе пару взглядом, «договориться» и по сигналу поменяться местами. (Одно перемещение).

Воспитатель: — Ребята, давайте встанем с вами в круг, возьмем любопытный мяч, и передавая мяч по кругу, скажем одно ласковое слово о своей игрушке. Воспитатель: — Молодцы, ребята! Я рада, что вы умеете дружить, цените своих друзей и сами можете быть настоящими друзьями!

Рефлексия

Воспитатель подводит итоги:

Как назывался рассказ, который мы прочитали? («Друг детства»). Кто его написал? (В. Ю. Драгунский). Что вы узнали про дружбу и друзей? (Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не оставит в беде, не будет обижать). Что мы еще с вами делали на занятии? Вам понравилось? Всем вам большое спасибо за работу!

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к
художественной литературе»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к
художественной литературе
 является
одной из самых актуальных, наше общество соприкоснулось с проблемой получения информации
из общедоступных источников. У 
детей снижен интерес к чтению художественной литературы и к
чтению в целом
, потеряна связь с семейным чтением. В связи с этим, есть
проблема с 
развитием речи дошкольников. Из-за недостаточного
общения с книгой все чаще выявляются 
речевые нарушения, нарушаются
коммуникативные навыки 
детей и т. д. Проблема в том, что у большинства детей нет примера в
лице родителей которые проявляют интерес к чтению 
художественной литературе. В основном родители просто не понимают в необходимость
прививать интерес данной 
литературе.

         В работе с детьми особое значение имеет обращение к
разным по жанру произведениям, которые, наилучшим образом открывают и объясняют
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает
его эмоции, формирует связную речь.

Ценность
чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко
устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обращение  к
художественной литературе, как к культурной ценности устного творчества,
является определяющей позицией работы с воспитанниками.

При
ознакомлении с художественной литературой  используют
 следующие методы:

Чтение воспитателем
книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает
все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание
воспитателя. Это относительно свободная передача текста.
Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование.
Этот метод можно  использовать  как средство
вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание
наизусть.
Выбор
способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста
слушателей.

Система
работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы включает:

ежедневное
чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;

образовательную
деятельность по сетке;

свободное
общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Знакомя
детей с художественной литературой, использую следующие  приемы:


 беседы по тексту,


 придумывание однокоренных слов;


 использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;


 пересказ сказки по ролям;


 чтение народных сказок;


 беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил
герой?»;


 игры-драматизации;

Подготовку
к восприятию нового произведения можно осуществлять непосредственно перед
чтением или же накануне, при этом используя самые разнообразные приемы:

В
книжный уголок помещают новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают
иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение),
о чем оно. В начале образовательной деятельности расспросить детей об их
предположениях, похвалить за наблюдательность.

Показывать
предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают,
называть их, объяснять назначение. Предложить, ориентируясь на название,
высказать предположения относительно содержания книги. Например, сказка
Б.Заходера «Серая звёздочка». Спрашиваю: — «Как думаете, про кого она? (Ответы
детей). Сообщаю: — «А вообще-то эта сказка про жабу».

Непосредственно
после чтения беседа с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют
следующие приемы:

вопросы
воспитателя;

рассматривание
иллюстраций к произведению;

демонстрация
рисунков, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.  

чтение
отрывков из текста по просьбе детей.

Для
того, чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения,
предложить им:

рассказать
о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитать
соответствующие отрывки;

рассказать
об одном из эпизодов (по выбору) подробнее. Потом зачитываю текст, а дети
договаривают концовки предложений:

драматизировать
отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или
содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.

Необходимость
в беседе по прочитанному произведению важна, так как любое произведение
искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено.
Беседуя по прочитанному произведению в процессе образовательной
деятельности  и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств,
выслушав детей, мы снова зачитывали отрывок из произведения. Очень важно, чтобы
дети чаще слышали текст, нежели  рассуждения о том, что и почему случилось
– приключилось.

Значительное
место в детском чтении занимают рассказы детских писателей. Реалистические
рассказы являются одной из форм познания мира ребенком, расширения его
жизненного опыта. Они помогают ребенку вырабатывать то или иное отношение к
явлениям окружающей жизни, к поступкам людей. В рассказах дети познают лаконизм
и точность языка, пересказывая их, ребенок упражняется в литературной речи,
обогащается его словарь образными словами и выражениями. Дети с удовольствием
слушают рассказы о природе. Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью
животного и растительного мира, учат их тонкой наблюдательности,
материалистическому пониманию явлений природы, воспитывают гуманистическое
отношение к живой природе. Лаконичным и простым языком писатели показывают
богатство и красоту природы. Например, «пришла весна, потекла вода». Эти
описания ребенок легко запоминает и может использовать в своей речи. У каждого
писателя-природоведа свой любимый жанр, они по-разному говорят о природе. М. М
Пришвин писал короткие рассказы – заметки в дневнике; В. В. Бианки чаще всего
создавал научные сказки на фольклорной основе; Е. И. Чарушин создавал короткие
реалистические рассказы, в которых сообщаются бытовые сведения (как животные
попадают в зоопарк, как в неволе кормят малышей, как они играют, о чем
«думают», что им снится).

Нужно
учитывать, что в «природоведческой» книге очень большое значение имеют
иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текстов,
необходимо подбирать красочно оформленные издания с иллюстрациями большого
формата. Прежде всего, эти книги показывают, а потом читают. Через зрение у
детей развивается особый вид мышления – визуальное мышление.  Зрительные
образы дают пищу мышлению и воображению ребенка, дают темы для разговоров и
создают потребность в речевой деятельности. Важным приемом в ознакомлении с
рассказом является выразительное чтение. Поскольку маленький ребенок – не
читатель в прямом смысле этого слова, а только слушатель, выразительное чтение
взрослым рассказа для малыша – первый и важный шаг, от которого во многом
зависит первое впечатление ребенка о рассказе. Эмоциональные переживания
напрямую связаны с теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникают в
результате чтения.

  
Большое значение имеет чтение рассказов с моральным содержанием. Они учат
«вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать
человечность.  Рассказы  Л .Н. Толстого,  В. В.
Сухомлинского,  В. А. Осеевой, К. Д. Ушинского приобщают ребенка к миру
нравственных отношений. Они очень поучительны. Писатели рассказывают детям о
них самих и ставят перед необходимостью решать жизненно важные нравственные
проблемы. Чтение обязательно сопровождаю беседой, где дети учатся оценивать
поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопроса у детей
возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Интересно проходят
занятия по тематическому объединению двух и более произведений. Например, по
теме «дружба» хорошо сочетать рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища» и В. А.
Осеевой «Синие листья». О вежливости и уважении – «Волшебное слово», «Просто
старушка», «Печенье» В. А. Осеевой.

Огромной
любовью пользуется  сказка.  Она вводит ребенка в некоторые
воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства.
Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению
языка. Сказка дает ребенку первые уроки нравственности (формирует представление
о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то,
что правда восторжествует над ложью, добро над злом. Изумителен по меткости и
красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно
живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле»,
«дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д.

Лаконичное
описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек,
приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица,
что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим
героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка»,  «мышка-норушка».
Слова-прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием: «Ку-ка-ре-ку!»,
«Ква-ква» и т.д. Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер
действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи.
Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения
людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы,
уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы
меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила».

Тексты
сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной,
колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный.
К. Д. Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти
нужное слово и составляет активность речи».

Ребенку
нравятся веселые и смешные стихи, словесные  игры  они  помогают
детям овладеть  родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается
запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух,
обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам
помогают перевертыши, путаницы, прибаутки, докучные сказки, небылицы.

Небылицы
– это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе,
веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить.
Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают  ребенка,  а
 служат,  по  выражению  К. И. Чуковского  экзаменом
умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы
учат творчеству, будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы ребенок
анализирует ее с точки зрения достоверности фактов, старается восстановить
порядок. Задание требует внимания и сообразительности. Мы знакомим детей с
фольклорными и литературными небылицами.  Виртуозами  перевертышей
 являются  детские  поэты  К. И. Чуковский, С. Я.
Маршак,  Б. В. Заходер  и другие, которые помещены в сборнике Л.Е.
Стрельцовой  «Литература и фантазия

Важное
место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и
обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и
поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы,
поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль
выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные
изречения обладают еще и переносным.

Пословицы
имеют форму совета, предупреждения, воспитывают в людях благородство,
честность, трудолюбие, доброту и решительность, осуждает лень, лживость и
другие людские пороки.

Важным
условием их использования является уместность. Ребенок должен чувствовать, что
это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою
мысль. Разбору пословицы предшествую чтение художественного произведения,
подводя тем самым детей к осознанию ее смысла.

При 
знакомстве  с  поэзией детей учу понимать, чувствовать и
воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память ребенка, это
несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд.

В.
Г. Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии
русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них
так же, как музыка». Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки –
развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это
образец грамматической и лексической речи. При заучивании стихотворений
использую разные приемы:

образец
выразительного чтения;

помощь
в выборе нужной интонации;

умение
регулировать силу голоса, темп речи; правильная артикуляция звуков, правильное произношение
слов;

оценка
чтения;

в
конце занятия выразительное чтение педагога.

В
 последствии  для  лучшего запоминания текста, использую
другие формы повторения:

досказывание 
детьми  рифмующего слова;

воспроизведение
стихотворения по цепочке;

зарисовка
с помощью мнемотаблиц;

чтение
стихотворения по схеме.

В
процессе совместного с детьми  чтения совершенствуется выразительное
чтение, развивается литературный интерес к поэзии

Каждое
занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы начинаю с
повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю
вас с новым стихотворением С.Я. Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже
знаете?».

Таким
образом,
 знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем
культуру речи детей, а главным ее результатом —  умение
 говорить  грамматически правильно, точно и выразительно.

На «плечи»
детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной
устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное
литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не
читатели.

Перед воспитателем
стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение
искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму,
раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к
литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания
– чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального
искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для
представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а
иная и последний отшибёт».

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной
литературы выделяются следующие задачи:

— воспитания любви
и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к
книге;

— знакомство с
многообразием литературных произведений;

— пробуждение
любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;

— воспитания
умения слушать произведение;

— развитие
творчества, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой
деятельности;

— умение
анализировать произведение, оценивать поступки героев;

— развитие
эмоциональной сферы ребёнка;

— умение сочинять
и фантазировать, развивать словотворчество;

— умение
внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

— развитие связной
речи детей и активизация словаря ребёнка;

— использование
фольклорных форм литературы;

— контролировать и
направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи
решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их
конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также
учитываются запросы современного ребёнка. Важна и профессиональная
компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает
эффективное решение задач. По мере развития дошкольника меняется его
восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Грамматический
строй речи, его семантическая основа формируются, прежде всего, в повседневном
общении и в детской деятельности — игре, конструировании, изобразительном
творчестве.

Следовательно,
важное педагогическое условие — грамотная организация деятельности взрослыми в
повседневной жизни с тем, чтобы дети постигли причинно — следственные отношения
через наблюдения, экспериментирование с объектами неживой и живой природы.

Систематическая
организация, правильное руководство занятиями и повседневными наблюдениями —
важное педагогическое условие.

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять
грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и
монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной
выразительности языка и его грамматических средств.

Для
ребенка хорошая речь — залог успешного обучения и развития. Кому не известно,
что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным
предметам.

В
дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно,
в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная
речь примитивна и не всегда правильна:

усвоение
литературного языка, подчиненного норме,

умение
отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов,
жаргонов.

огромный
объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее
слов,

множество
таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли
в своей устной дошкольной речевой практике.

Бывает,
что взрослые и даже педагоги недопонимают, насколько обширен этот материал, и
полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со
взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и
развития речи детей.

Существенное
значение при подготовке к занятиям имеет определение задач литературного
образования в детском саду.

Цель
ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я.
Маршака, — формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно
образованного человека.

Рекомендуется
тщательно изучить конкретные задачи по возрастным группам, раскрыть содержание
принципов отбора художественной литературы, определить круг детского чтения и
проследить линии усложнения в отборе литературы по возрастным группам.

Изучая
методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить
литературу, обратив внимание на такие вопросы:

– подготовка
воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной
литературы;

– подача
произведения детям;

– повторность
чтения;

– сочетание
нескольких произведений на одном занятии;

– структура
занятия по ознакомлению с литературным произведением;

– беседы
в связи с чтением;

– время
и место чтения;

– техника
художественного чтения и рассказывания [10, c.119]

При
рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что
стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа
и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие
поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет
использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее
развитию

На
запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

– психологические
возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

– содержание
и форма стихотворения;

– качество
выразительного чтения взрослых;

– приемы,
используемые на занятиях;

– индивидуальные
особенности детей [3, c.87]

Необходимо
наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно
представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в
зависимости от возраста детей.

Для
понимания проблемы ознакомления детей с книжной иллюстрацией в целях развития
речи дошкольника необходимо подобрать иллюстрации нескольких художников,
работающих в этом жанре. Дать анализ их с точки зрения особенностей решения
художественных и педагогических задач художником-иллюстратором. Продумать
приемы рассматривания иллюстрации.

Анализ
продуктов речи, образцовых текстов учит дошкольников видеть проявление общих
групповых закономерностей построения конкретных текстов, наблюдать, как в них
отражается специфика типа речи, стиля и жанра. В основе анализа текста лежит
понятие или совокупность понятий.

Понятийно-направленный
анализ художественных произведений способствует выделению признаков понятия
«текст», общих черт у разных текстов одного и того же типа или стиля речи. Он
помогает воспитателю организовать работу по обучению дошкольников видеть общее
в отдельном, разбирать конкретный текст как один из подобных текстов. С помощью
понятийно-направленного анализа воспитатель формирует представление о структуре
текста, об общем строении подобных текстов, которыми они могут воспользоваться
при создании своего текста, относящегося к этой же группе [4; c.59].

В
соответствии с тем, над каким понятием ведется работа по его усвоению,
выделяются три вида анализа:

– содержательно-композиционный
(ведущее понятие текст — его тема, основная мысль, микротема, абзац, план);

– стилистический
(ведущее понятие функциональный стиль — его жанровые разновидности,
стилистические ресурсы);

– типологический
(ведущее понятие функционально-с

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание
к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого,
иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается,
таким образом к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими
средствами. Этим же целям, в сущности, служат и другие направления в общей
системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы,
крылатые слова (фразеология), многозначность слов; упражнения на их
употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации,
подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные
упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п. 

Среди
многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском
саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.
Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является
использование в данном процессе художественных произведений.

Становление
речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями
художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является
стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в
подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным
состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным
оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно
эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей
речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.

Подходы к оценке математического развития детей
дошкольного возраста разнообразны в зависимости от концептуальных идей про­граммы
развития, по которой работает дошкольное образовательное учреждение и
непосредственно конструируется процесс развития ма­тематических представлений у
детей.

Для проведения диагностики используются чаще всего
неформаль­ные тестовые задания, выявляющие наличный уровень освоения ре­бенком
геометрических фигур, параметров величины, умений сосчи­тывать и сравнивать
группы предметов по числу, составлять (практи­чески) числа из двух меньших в
пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи и т.д. При
подобном подходе к диагностике проверяется в основном освоенность заданного в
про­грамме содержания.

Возможны другие подходы к диагностике, например оценка
мате­матического развития с позиций логико-математического опыта ре­бенка,
который включает овладение действиями (способами) позна­ния и средствами познания.

В зависимости от возраста детей оценке подлежат следующие
спо­собы познания: обследование, сравнение, уравнивание, сосчитывание,
измерение условными мерками, экспериментирование, преобразова­ние и
воссоздание, моделирование и др. Среди них можно выделить наиболее значимые в
плане логического познания: группировка и классификация, упорядочивание и
сериация.

К средствам познания относятся сенсорные эталоны (цвет,
форма), условные меры (образцы для сличения, сравнения по размеру, массе,
объему), образы (представления о пространственных и времен­ных отношениях,
изменениях, числах, величинах), модели, речь.

Цель диагностики будет состоять в отслеживании достижений
в ов­ладении ребенком 5—6 лет как средствами, так и способами познания.

На основе полученных результатов определяется его
логико-мате­матический опыт, который представлен склонностью (или отсутстви­ем
таковой) к самостоятельному познанию, проявлением активности в поисковой и
творческой игровой деятельности, умением использо­вать освоенные средства и
действия с целью самостоятельного обна­ружения истины, простых связей и
зависимостей групп объектов по свойствам (по форме, размеру, массе, объему,
расположению) и отно­шениям соответствия и сходства, порядка (порядковой
зависимости), частей и целого.

Процесс взаимодействия взрослого с ребенком 5—6 лет в
условиях диагностической ситуации составит объект диагностики.

Предметом диагностики, направленной на выявление
логико-мате­матического опыта ребенка, являются обученность ребенка, его
деятельностные умения, интересы и склонности.

В результате будет выявлено поведение ребенка в ситуации
позна­ния, степень проявления самостоятельности (приступает к выполне­нию;
спрашивает, ждет помощи; сомневается, говорит, что не справит­ся) и конкретные
умения оперировать числами, простыми схематиче­скими изображениями и моделями,
комбинировать и декодировать.

Непременным условием выбора или разработки к реализации
диа­гностики математического развития детей является ее соответствие
реализуемой образовательной программе.

Изложенные в данном параграфе положения о целевом назначе­нии
диагностики математического развития детей (выявление логи­ко-математического
опыта), направленности ее на оценку уровня познавательного и личностного
развития, активности и самостоя­тельности детей, способности выражения в речи
способов практи­ческой деятельности, связей и зависимостей дает основания для
от­несения ее к программе «Детство» (раздел «Первые шаги в матема­тику»).

Подобный подход к диагностике математического развития до­школьников
предполагает в большей мере выявление уровней умст­венного развития,
достигнутых, в том числе, и при освоении логико-математического содержания,
нежели конкретных умений в практи­ческом оперировании фигурами, величинами,
числами.

На наш взгляд, данная позиция не вступает в противоречие
с кон­цептуальными идеями раздела «Первые шаги в математику» програм­мы
«Детство», который сконструирован с опорой на положения тео­рии развивающего
обучения и современные педагогические техноло­гии развития и обучения детей
дошкольного возраста.

На примере диагностики математического развития детей 5—6
лет, разработанной З.А.Михайловой и И. Н. Чеплашкиной, рассмотрим основные
требования к организации диагностической процедуры.

Форма организации диагностического обследования —
проблемно-игровые ситуации, в которые включены познавательные задачи.

Начальная (исходная диагностика) проводится в начале
учебного года (в конце сентября) и состоит из трех ситуаций: «Кто не нарисован
на картинке?», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку».

Диагностическая ситуация «Кто не нарисован на картинке?»

Ребенку предлагается логическая задача с неполным набором
картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных
задачах, их три. Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем гово­рится
в ситуации: Кристофер Робин нарисовал своих друзей, ослика Иа-Иа, Винни-Пуха и
Пятачка, по-разному: веселыми — с глазами-щелочками, удивленными — с круглыми
глазами, испуганными — с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки
художника и взяли самые лучшие.

Инструкция:
«Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие?
(Дети пользуются
вариантами ответов.) Сможешь ли ты дока­зать, кто именно эти рисунки уже взял?»

В ходе решения важно понять и запомнить: кто нарисован
(ослик, медвежонок и поросенок), как (с глазами-щелочками, круг­лыми и
квадратными). Неизвестно сочетание признаков: название животного, присущая ему
форма глаз, расположение (три признака). Для практического поиска ответов
необходимо разрезать вторую (на­рисованную справа) картинку, расположив
полученные квадраты в том же порядке.

Для поиска портретов, которые уже взяли, и тех, кто их
взял, следует «раскрыть» закономерность, состоящую в том, что в каждом ряду и
столбце есть все три признака: разные животные, с тремя рисунками глаз, с
разным расположением в пространстве.

Решая эту задачу, ребенок практически выбирает портреты,
кото­рые уже взяли. В верхнем ряду это портрет медвежонка, но с квадрат­ными
глазами; в третьем (нижнем) ряду слева — медвежонка с глаза­ми-щелочками и
справа — ослика с круглыми глазами.

Задачи
диагностики:
выявить умения детей сравнивать и обобщать по признакам
сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения
логической задачи (какую фигуру куда по­ложить), рассуждать, обнаруживать и
исправлять ошибки.

Естественно, что выполнить поставленные диагностические
задачи можно лишь при условии доброжелательного общения взрослого с ребенком,
подтверждения как правильных ответов, так и сомнений, избегая непосредственных
подсказок.

Диагностическая
ситуация «Войди в избушку»

Цель — предполагает выявление практических умений детей
5— 6 лет в составлении чисел из двух меньших и в осуществлении поис­ковых действий.

На трех избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9, 7
соот­ветственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы.
Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить
на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать
карандашом.)

Педагог: «Какую избушку ты выбрал? На какие следы
наступишь? Проверь, откроется ли дверь? Если хочешь, то войди в другие из­бушки».

Диагностическая
ситуация «Восстановим лесенку»

Цель — выявление умений обнаруживать нарушения (ошибки) в
по­рядке следования предметов по высоте, восстанавливать ряды, объяс­нять
ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому
номеру. 

Название ситуации «Восстанови лесенку» свидетельствует об
игро­вой направленности и выполнении ряда действий.

Лесенка из счетных палочек Кюизенера составлена с
пропуском палочки «6» на подъеме и палочек «5», «4», «2» — на спуске. Для
проведения диагностики можно воспользоваться рисунком, но жела­тельно составить
лесенку на плоскости и положить недостающие па­лочки, среди которых должны быть
«лишние».

Инструкция. Голодные любопытные мышата учуяли запах сыра,
но подняться по ступенькам, чтобы взять его, не смогли. Назови номера ступенек,
по которым собирается подняться худой мышонок. Какой по порядку ступеньки не
хватает в его лесенке? Ты можешь исправить лесенку? Исправь!

Назови номера ступенек, по которым собирается подняться
пол­ный мышонок. Каких по порядку ступенек не хватает в его лесенке? Назови.
Помоги и ему! Теперь он сможет полакомиться сыром? Удоб­но ли теперь шагать по
лесенке?

Итак, три ситуации, которые могут быть предъявлены
ребенку шестого года жизни, помогут педагогу сориентироваться в том, как дети
относятся к подобным ситуациям, интересны ли они им, какой уровень умственной
активности проявляют при этом, каковы их уме­ния сравнивать и использовать
результаты при решении познаватель­ных задач, понимать простые закономерности
чередования, следова­ния, устанавливать взаимосвязь цифры и числа, составлять
числа из двух меньших, устанавливать порядок следования величин и чисел.

По окончании учебного года вновь проводится диагностика,
также представленная тремя игровыми ситуациями. Возраст детей — 5 лет 8 мес.—6
лет.

Диагностическая
ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

Цель — выявление умений детей соблюдать правила последова­тельности
ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуж­дать, мысленно
обосновывать ход своих действий.

Ситуация
организуется без практических действий. Ребенок следит за ходом взрослого,
комментирует свой ход, исправляет ошибки.

Инструкция.
Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди
их и исправь. Первый ход был моим (слева). По мере обнаружения ошибок ребенку
задается вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя
дополни­тельные фишки?»

Диагностическая ситуация
«Какие дни пропущены?»

Цель
— выявления у детей представлений о последовательности дней недели, умений
обосновывать порядок следования дней недели, восстанавливать пропущенные дни (в
условиях игры).

Инструкция.
Рассмотри этот календарь. Это четыре недели. Давай определим, чем занимаются
дети в первый день недели, понедельник (музыкальное занятие.) Во второй —
вторник (математика) и т.д. По­смотри на вторую неделю и скажи, какие дни
пропущены. Назови их порядковые номера. Третья неделя. Рассмотри се. Если это
пятница (показать), то какие 2 дня пропущены? Четвертая неделя. Полная ли
неделя изображена?

Диагностическая ситуация
«Чей рюкзак тяжелее?»

Цель
— выявление умений детей пользоваться приемами опреде­ления массы, сравнивать
предметы, объяснять ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче»,
«весит столько же».

Инструкция:
рассмотри рюкзаки с фруктами. (Кто их несет? Куда направляются? Что лежит в
рюкзаках?)

Для
чего на рисунке весы? Чему равна по весу одна груша?

«Взвешивай»
фрукты на весах, используя вместо гирь яблоки. Оп­редели самый тяжелый рюкзак,
самый легкий. (Можно пользоваться карандашом.)

Итак,
в ходе итоговой (по истечении учебного года) диагностики педагог выявляет
умения детей действовать и мыслить последовательно на разном содержании: при
ориентировке в игре «Домино», в днях не­дели, в процессе соотнесения одного
количества с другим при оценке массы. Данные требования соответствуют
возможностям детей 6 лет и задачам раздела «Первые шаги в математику» программы
«Детство».

Что подлежит оценке по
окончании диагностики?

Педагог
оценивает результативность своей педагогической деятель­ности: насколько
ребенок активен, сообразителен, понимает ли по­ставленную в ситуации задачу,
включается ли в поисковую деятель­ность, рассуждает ли по поводу полученного
результата или допущен­ной ошибки, в должном ли направлении, поддерживает ли
диалог, начатый взрослым, владеет ли необходимыми действиями (сравнения,
обобщения, измерения и др.).

При
подведении итогов диагностики следует учитывать результаты повседневных
кратковременных наблюдений за ребенком, его поведе­ние в условиях новой неизвестной
игры, в творческой или проблемной ситуации.

Анализ
результатов целесообразно проводить по следующим пока­зателям:

овладение практическими действиями (способами познания) свойств и отношений как
отдельных предметов, так и групп по форме, величине, количеству, массе; на
основе выделения про­странственных и временных отношений (на сенсорном,
элементар­ном логическом уровнях);

освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, че­редовать,
устанавливать и менять последовательность, моделиро­вать, схематизировать;

освоенность умений выражать в речи сущность практических дей­ствий и
прогнозируемых («как буду делать»): измерения, деле­ния целого на части,
увеличения и уменьшения по размеру, чисел и др.;

проявление инициативности в логико-математических видах дея­тельности,
элементов поиска, экспериментирования, творчества — как в специально
организованных ситуациях, так и жизненных, возникающих стихийно.

На
основе учета данных показателей можно охарактеризовать ло­гико-математический
опыт ребенка.

Педагогу
следует ответственно отнестись к выявленным недостат­кам в развитии детей:

проанализировать предметно-игровую развивающую среду;

инициировать творческую познавательную деятельность отдельных детей на основе
личного участия в их деятельности, создания иг­ровых сообществ, использования
значимой для них мотивации;

вызывать у детей стремление рассказывать
родителям о своих успехах в группе, о
совместных действиях со сверстниками и педагогом;
подобрать игры, игровые материалы, необходимые для самостоя­тельного овладения
действиями, особо необходимыми в данный период (познание зависимостей между
числами, величинами в ус­ловиях сериационного ряда);

практиковать организацию и проведение досуговой деятельности, детских игр,
проектов, совместных с родителями мероприятий, что будет способствовать
повышению активности в целом.

  • Рассказ про еву и арана
  • Рассказ про египетского земледельца по истории 5 класс
  • Рассказ про домашнюю утварь 2 класс
  • Рассказ про дину аверину на английском языке
  • Рассказ про доктора который помог бедной семье