Откуда мы знаем, как жили наши предки
Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как учёные узнают, что происходило в глубокой древности?
Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо.
Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге или на папйрусе — особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из письменных источников — древних книг и надписей, высеченных на камне, — мы узнаём о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях и ещё о многом-многом другом.
До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды — гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для обороны от нападений врагов. Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены, а также позволяют судить о мастерстве строителей, живших в далёком прошлом.
Важную роль играют раскопки, которые проводят учёные-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб или зёрна ячменя и пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки принято называть вещественными источниками: они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.
Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности. Почти всё, что известно об этих людях, рассказали находки археологов.
Глава 1
Знакомясь с главой, подумайте: 1. Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? 2. Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?
Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле, а также то время, когда люди стали такими же, как современный человек.
1. Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших самых далёких предков.
Древнейшие люди. Рисунок нашего времени.
Человек, живший миллион лет назад. Реконструкция.
Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.
2. Орудия труда. Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то, возможно, увидели бы такую картину. Люди подошли к речушке, они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят — не годится. Другой поднимут — этот подходящий!
Человек брал в руки гальку — гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.
Нападение саблезубого тигра. Рисунок нашего времени.
Древнейшее орудие из камня. Найдено археологами.
Палка-копалка и дубина. Рисунок нашего времени.
Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.
3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой. Целыми днями все они, от мала до велика, занимались собирательством: искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц. Как люди охотились? Может быть, так…
Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди вспугнули стадо, которое спасается бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно, их не догнать! Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем ещё молодые животные. Они не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удаётся отрезать от стада зебру, они оглушают её дубинами и убивают.
4. Овладение огнём. Разные опасности подстерегали человека. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе: молнией зажгло кустарники и траву, всё кругом заполыхало. Подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.
Изготовление копий. Рисунок нашего времени.
Каменное рубило. Найдено при раскопках.
Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя — поймаешь огонь!
На стоянках людей запылали костры.
Мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночыо, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.
Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.
Объясните значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.
Проверьте себя. 1. Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? 2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных? 3. Что представляли собой древнейшие орудия труда? Какую работу ими можно было выполнить? 4. Как древнейшие люди добывали пищу? Опишите эти занятия.
Поработайте с картой (см. с. 9). Каким цветом обозначена область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей? На каком материке она находится? В какой части материка?
Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (см. с. 11) по плану: 1) хищник и его жертва: 2) поведение людей. Предположите, чем закончится схватка со зверем.
- Доклады
- История
- Как жили древние люди
О жизни первобытных людей известно немного. Ученые до сих пор ведут споры о том, как и когда, возник первый человек на земле. И все же, некоторые из них допускают, что первые следы человеческой жизни возникли около 2 миллионов лет до н.е.
Точно описать образ жизни первых людей невозможно. О том, как они жили, в точнее выживали, свидетельствуют находки археологов. В частности – это орудия труда.
Наука пришла к мысли, что древние люди не были одиночками, а жили коллективно, общинами, ведь только так можно было выжить. Роли в общине были распределены, и каждый член занимался той работой, которая ему была по силам. Мужчины занимались добычей пищи, строили жилища (кров), а женщины рожали детей, растили их, занимались домашним хозяйством. Такая система домостроя и ныне утратила своей актуальности, ведь инстинктивно женщина ищет сильного мужчину добытчика, а мужчина ждет от жены еду на столе и порядок в доме, видит в ней нежную и страстную любовницу и мать для будущего потомства.
В первобытных общинах была строгая иерархия, принимались важные решения, распределялись обязанности. Самые старшие члены общины занимались обучением детей и молодых воинов.
Разумеется, древние люди выживали за счет тяжелого труда. Первыми орудиями труда были палка и наостренный камень. С помощью такого простого орудия ходили на охоту, защищались от дикого зверя, использовали для земледелия.
Разумеется, у древних людей были примитивные потребности. На первом мете – это питание, кров над головами и инстинкт продолжения рода. К условиях природы люди были вынуждены подстраиваться, поэтому вели кочевой способ жизни. Свои временные жилища обустраивали в местах ближе к воде. В качестве жилья древние отдавали предпочтения пещерам, ущельям. Для поддержания тепла люди разводили костер, охраняли его.
Несмотря на тяжелые условия жизни, первые люди на земле редко болели, но умирали от тяжелых условий. Продолжительность жизни составляла не более 40 лет. Исследователи эпохи палеолита склонны думать, что питание древних людей было простым, но далеким от полноценного. В основе их рациона преобладала белковая пища (мясо, насекомые). Был дефицит углеродов (овощей и фруктов). С того момента, когда люди научились готовить пищу на огне прошло немало времени, и человек начали эвоционировать, ведь в термически обработанной пище больше полезных веществ.
Внешне первые люди напоминали больших и сутулых горилл. Крепкое телосложение, длинные руки, небольшой размер головного мозга, слабая речь. В те времена человек был тесно взаимосвязан с природой, по сути – это были самые первые и безобидные дети природы.
Доклад на тему Как жили древние люди
Первобытные люди появились на нашей планете очень давно. Огромный вклад в науку внесли ученые-археологи, которые узнали, как же жили люди в те времена.
Тогда люди не жили в одиночки, они собирались небольшими сообществами. Так было легче выживать. Они образовывали небольшие семья и вместе охотились, защищались и жили. В каждом таком сообществе были свои законы и правила, которые нужно было выполнять. Все вопросы они решали сообща.
Первобытный человек напрямую зависел от природы. К примеру, если было засушливое время, то им не было чем питаться. Если случался пожар, то они охотиться. Ведь звери просто убегали.
В те времена почти не было никаких орудий труда. Тогда они начали затачивать камень, чтобы им резать пищу и охотиться. Охотиться они ходили с палкой, которая была заострена на одном конце.
Люди того времени не могли построить дом, так как у них не хватало навыков и инструментов для этого. Жили люди в пещерах. Они старались найти дом поближе к воде, чтобы проще было охотиться на животных. Так как животные часто приходили к воде, чтобы напиться воды.
Люди того времени невероятно боялись огня. По их мнению, огонь приносил разруху и страх. Пожар – одно из самых страшных явление для человека.
Однако, со временем, первобытный человек понял, что огонь может приносить и пользу. К примеру, огонь помогает согреться. Так же они поняли, что еда гораздо вкуснее, когда приготовлена. Тогда они стали «приручать» огонь, боясь его потерять. Люди даже назначали стражу, чтобы те охраняли огонь. Огонь стал неотъемлемой частью жизни человека того времени.
Позже люди поняли, что огонь можно создавать и сами. Древние люди были весьма наблюдательны и проницательны, в итоге поняли, что при трении сухих кусков дерева друг об друга, может получиться огонь. Этот навык упростил жизнь людям. Теперь они могли кочевать с места на место.
Условия, которые тогда были, помогали людям развиваться и замечать что-то новое. Они развивали свои навыки в охоте и просто жизни. Со временем древний человек приручил природные слиты.
Сообщение 3
Время появления первобытных людей на нашей Земле насчитывает более миллиона лет. Древнейшие люди были сильно похожи на крупную обезьяну. Имели большое отличие от людей нашего времени. Первобытных людей характеризует очень низкий лоб. Мозг древнего человека также, был намного меньше, а вот руки — сравнительно длиннее. Они свешивались ниже колен. Плюс и сами первобытные люди сильно наклонялись вперед при ходьбе. Имели они довольно неуклюжие пальцы, с помощью которых они могли выполнять только самую примитивную и простую работу (к примеру, хватать предметы, бить и махать ими или рыть землю).
Речь у древних людей отсутствовала. Они могли издавать лишь короткие звуки, тем самым, выражая свой страх или попытку предупредить друг друга о приближающейся опасности.
Люди занимались собирательством. Они собирали дары природы: плоды деревьев с помощью палок и других приспособлений, выкапывали личинки насекомых, крали птичьи яйца. Собирательство, а далее и охота считаются первыми занятиями человека.
Качество жизни первобытных людей было ужасающим и очень опасным. При встрече с крупным зверем, человек погибал, так как не умел себя должным образом защитить. Также, не легко было найти себе пропитание. Многие умирали от голода и холода. Не каждый человек мог дожить даже и двух десятков лет. Больше половины погибали от болезней.
Жить поодиночке в этих суровых условиях означало неминуемую смерть. По этой причине они жили группами. При коллективном образе жизни они могли вместе добывать еду, греться у общего костра, защищаться от хищников. В сравнительно теплый период они селились у берегов рек. А в холодное время года – прятались в пещерах, так как они надежно защищали их от холода. Костер в пещере мог согреть всю группу. Эти пещеры они отвоевывали у пещерных зверей (медведей и львов).
Первобытные люди научились изготовлять орудия для охоты. Первыми самодельными орудиями человека были оббитый камень и обычна палка. Люди начали добывать себе пищу охотой, которую они научились вести совместно, объединившись в небольшие группы. Люди научились сшивать шкуры убитых зверей, изготавливать из них одежду и жилье. Человек постепенно научился быть менее зависимым от климатических условий.
Поначалу, люди бережно хранили пламя, «созданное» природой: образовавшееся ударом молнии или пожара, но со временем они научились добывать огонь самостоятельно. Коллективные решения и действия в первобытном обществе сыграли очень значимую и положительную роль. Процесс изготовления орудий труда, появление речи, способность к развитию и обучению чего-то нового – оказались очень полезными.
4, 5 класс. История. Окружающий мир
Картинка к сообщению Как жили древние люди
Популярные сегодня темы
- Самое удивительное растение в мире
Много прекрасных цветов, огромных деревьев, интересных трав произрастает на планете Земля, но самым удивительным растением является Виктория-регия.
- Созвездие Близнецы
Близнецы принадлежат зодиакальным созвездиям. Они расположены на небе северного полушария, севернее созвездия Орион. Его соседями являются Телец, Единорог, Рысь и Малый пес. Близнецов можно н
- Герои нашего времени
У каждого писателя разных веков есть свой портрет народа в одной личности. Лермонтов не оказался исключением, Печорин – его собственный портрет 30-40-х годов, который донес до наших времен св
- Смоленск город-герой
Смоленск – древнейший город Российского государства, город-герой, который не раз спасал столицу России от врагов, благодаря своему выгодному местоположению и своим жителям.
- Шахматы
На свете существует большое множество различных игр. Но одна, выделяется среди остальных – это шахматы. Только в этой игре можно по-настоящему ощутить себя истинным стратегом и мыслителем.
- Дежнёв Семён Иванович
Примерный год рождения великого исследователя – 1605, появился на свет он в Великом Устюге. Семья Дежнева не была богатой, с самого детства всех детей учили, тому, что любой труд почетен
Тема: «Древнейшие люди»
Цели урока: — изучение учащимися условий жизни древнейших людей;
— подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;
— формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской, компьютером), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);
— развитие познавательного интереса учащихся;
— воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.
Понятия и термины: прародина, первобытные люди, орудие труда, рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.
Тип урока: комбинированный
Используемое оборудование и материалы:
● Интерактивная доска
● Медиапроектор
● Компьютеры для учащихся (8 рабочих мест)
● Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира» Авторы сценария Е. Корниенко, П. Корниенко (Дрофа, 2006 год)
● Презентации Power Point, подготовленная к уроку (Приложение № 1)
● Раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания) (Приложение № 2)
● Учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2009)
Использованные информационные ресурсы:
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- в подготовленной презентации Power Point:
- «Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации
- «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации
- «Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522) (этап закрепления изученного на уроке) (Приложение № 3)
- Презентация Power Point «DM-1» Алексея Чернова (сайт http://lesson-history.narod.ru/)
- История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?») (http://pochemuchca.ru/history.html)
- Энциклопедия человека («Формирование человека») (http://man.claw.ru/)
- Википедия (http://ru.wikipedia.org/)
Ход урока:
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Проверка домашнего задания (5 мин.)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.
Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Дайте определение истории как науки.
- Для чего нужно изучать историю?
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (поверхность интерактивной доски) (слайд № 2– зачитывается перечень). Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах.
(После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).
- Изучение нового материала.
3.1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.)
Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).
Вопросы учащимся:
— На каком материке находится искомая область?
— Какая часть материка включает искомую область?
— Что такое, по-вашему, прародина?
При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина — первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.
(На интерактивной доске – физическая карта Восточного полушария интерактивного наглядного пособия. С ней начинает работать учитель)
Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).
Вопросы:
— Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?
— По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?
(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)
Закрепление:
Учитель предлагает учащимся с помощью маркера обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования. При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.
На поверхность интерактивной доски снова проецируется презентация – слайды №№ 3 (Олдовайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя:
«В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдуваиская».
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6).
3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)
Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.
Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.
Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6). Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)
Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.
Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила, слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила).
Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.
Закрепление:
Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ — … (устно)
3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):
Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.
Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя.
3.4. Овладение огнем (5 мин.)
Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?
(Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№ 14, 15, 16 с комментариями учителя).
- Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)
– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.
- Закрепление изученного на уроке (8 мин.)
Учитель предлагает учащимся пересесть на рабочие места возле компьютеров группами по 2-3 человека (такие группы планируются заранее).
На экране – слайд № 19 с опорными словами для составления мини-рассказа о жизни древнейших людей.
На каждом мониторе открыт файл «Сцены из жизни древнейших людей» (ЦОР № 194522), с которым учащиеся знакомятся с помощью мыши и выбирают один из пяти сюжетов для составления рассказа.
Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.
(Через 8 минут работы группы сдаются учителю, все работы оцениваются к следующему уроку).
- Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).
П. 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 11 (устно), запись отличий человека от животных в тетради, по желанию – подготовка сообщения по теме «Как совершенствовались орудия труда первобытных людей».
Литература:
1.Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И. История древнего мира – Москва: Просвещение, 2009
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/):
- в подготовленной презентации Power Point:
- «Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации
- «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации
- «Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522) (этап закрепления изученного на уроке) (Приложение № 3)
3) Википедия (http://ru.wikipedia.org/)
- История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?») (http://pochemuchca.ru/history.html)
- Презентация Power Point «DM-1» Алексея Чернова (сайт http://lesson-history.narod.ru/)
- Энциклопедия человека («Формирование человека») (http://man.claw.ru/)
§ 2. Жизнь древних людей
Как появились первые люди
До сих пор нет единого мнения о том, как появился на Земле человек. Религия и наука дают на этот вопрос разные ответы. Религия учит, что первого человека создал Бог по образу и подобию своему. Верующие считают, что Бог наделил человека разумом и вдохнул в него бессмертную душу.
Как вы понимаете выражение «Бог наделил человека разумом»?
Многие ученые придерживаются другой точки зрения. Они считают, что человек произошел от живших миллионы лет назад обезьяноподобных существ. Они постепенно изменялись, их длинные руки укорачивались, а согнутые спины распрямлялись. Развивался также и мозг. Существа эти становились все умнее, они начали выделяться из животного мира. Так появились люди. Правда, эта теория не полностью подтверждена научными доказательствами.
Древнейший человек. Современный рисунок
Как выглядели древние люди
Ученые обнаружили на юго-востоке Африки останки человека, жившего более 2 миллионов лет назад. По этим останкам удалось предположить, как выглядел этот древнейший из известных нам людей. Он ходил, сильно наклонившись вперед, так что его длинные руки свешивались ниже колен. Лоб человека был низкий, покатый, а над глазами выступали мощные надбровные дуги. Мозг его был гораздо меньше, чем у современного человека, но все же больше, чем у обезьяны. Разговаривать люди еще не умели и лишь издавали отрывистые звуки. Со временем люди развивались, изменялся их облик, увеличивался объем мозга. Постепенно они осваивали членораздельную речь.
Первые орудия труда
Чтобы защищаться от хищников и добывать пропитание, древние люди научились изготавливать орудия труда. Орудия изготавливали из тех материалов, которые имелись в природе. Достаточно было несколько раз ударить камнем о камень, и в руках у первобытного (древнего) человека оказывалось грубое, но прочное орудие с заостренным концом. Ими люди вырубали из дерева крепкие дубины, обтачивали палки-копалки. Заостренный камень, дубина и палка-копалка были первыми орудиями, которые научился делать человек. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.
Каменные орудия труда
Со временем человек научился изготавливать более совершенные орудия труда. На смену заостренному камню пришли кремневые рубила, ножи, скребки, проколки. Рубило, привязанное сухожилиями животных к крепкой рукояти, служило в качестве топора. Ножами можно было снимать и резать шкуры. Их очищали скребками, а затем проколками проделывали по краям шкур отверстия и сшивали сухожилиями. Получалась грубая, но теплая одежда. Человек изобрел также копье с каменным наконечником. С ним было легче охотиться и обороняться от хищников.
Чем первобытные люди отличались от животных?
Древние люди возле пещеры. Современный рисунок
Как жили и чем питались древние люди
В древности люди не умели пользоваться огнем и строить жилье, чтобы укрыться от непогоды. Поэтому наши далекие предки жили в теплых краях, где ни одежда, ни жилье были не нужны. Спали они на земле, подстелив лишь охапку листвы. Укрытием от дождя служили кроны деревьев или пещеры.
Жили первобытные люди большими группами. Такие группы не были постоянными и напоминали стада животных. Поэтому сообщества древних людей историки называют человеческими стадами.
Питались люди в основном растительной пищей. Они собирали плоды, ягоды, грибы; палкой-копалкой из земли выкапывали съедобные корни растений. Такое занятие называется собирательством.
Занимались люди и охотой. Охотились в основном на старых, ослабленных или, наоборот, молодых животных, еще не умеющих быстро бегать. Охотники отбивали их от стада и, окружив, приканчивали копьями и дубинами.
Овладение огнем
В древности люди испытывали панический страх перед пламенем, однако со временем они научились пользоваться огнем. Это сыграло в жизни человека огромное значение. Жаренное на огне мясо становилось вкуснее и питательнее, дольше сохранялось. Огонь служил для обогрева. Костер, разведенный перед входом в жилище, мог отогнать любого хищника.
Огонь люди получали во время пожаров, брали от дерева, подожженного ударом молнии. Они сохраняли его и бережно поддерживали. Со временем люди научились получать огонь при помощи трения двух кусков дерева друг о друга или высекая искры ударом камня о камень.
Овладение огнем и изобретение одежды позволили человеку более широко расселяться по Земле, осваивать области с более холодным климатом.
Как изменилась жизнь первобытных людей после овладения огнем?
Жилище первобытного человека. Реконструкция
Появление человека разумного
Примерно 40 тысяч лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.
Чем отличался человек разумный от своего более древнего предка?
Человек разумный. Реконструкция
С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их не только из камня, но и из кости. Из нее, например, делали шилья, иглы, которые облегчали изготовление одежды. Из кости вытачивали рыболовные крючки и гарпуны, что позволило добывать рыбу. В это же время люди научились делать лодки. Но самым важным изобретением стал лук со стрелами. Стрела летела дальше и поражала цель точнее, чем копье охотника. Основными занятиями древних людей оставались охота, собирательство, к которым теперь добавилась и рыбная ловля. Собирательством занимались женщины и дети, рыболовство же и охота были уделом мужчин.
Каменный наконечник стрелы и костяной гарпун для рыбной ловли
Переход от человеческого стада к родовой общине
Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, что у них общие предки и что все они – родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.
Древнее изображение охоты
Территория, на которой люди жили и где добывали себе пищу, считалась собственностью родовой общины. В общей собственности находилось оружие и жилище. Всем этим люди пользовались сообща.
Подведем итоги
Более 2 миллионов лет назад на нашей планете появились первые люди, использовавшие самые простые орудия труда, сделанные в основном из камня. Главными занятиями древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнем, шить одежду, строить жилища. С появлением человека разумного произошел переход от человеческого стада к родовой общине.
40 тысяч лет назад Появление человека разумного.
«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека».
Немецкий ученый Ф. Энгельс
Вопросы и задания
1. Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?
2. Составьте рассказ о жизни древних людей.
3. Когда появился человек разумный?
4. Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?
5. Когда и почему возникла родовая община?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
СОЛНЦЕ, ЕГО ЭНЕРГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ «ЗАВЕТЫ» МАЙЯ
СОЛНЦЕ, ЕГО ЭНЕРГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ «ЗАВЕТЫ» МАЙЯ
Развивая теорию символов крышки саркофага из Паленке, Коттерелл не забывал и о своей идее: о связи между календарями ацтеков и майя и пятно-образовательной деятельностью Солнца. Как и майя, ацтеки верили, что до
Жизнь людей
Жизнь людей
На Юкатане ребенка сразу после рождения обмывали, а затем укладывали в колыбель. Головка младенца зажималась между двумя дощечками таким образом, что по прошествии двух дней кости черепа навсегда деформировались и становились плоскими, что считалось у майя
Глава 1 «Этнос древних монголов», первооснователей монгольской державы, кто они были? Название и самоназвание этноса «древних монголов»
Глава 1
«Этнос древних монголов», первооснователей монгольской державы, кто они были? Название и самоназвание этноса «древних монголов»
«То, что патриотично настроенного автора интересует история Отечества — закономерно, равно как и то, что его отношение к традиционной
Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар
Глава 3
Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар
Л. Н. Гумилев пишет: «Самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII в. никакого сходства между
Судьба человека (жизнь и смерть в представлениях древних шумеров)
Судьба человека (жизнь и смерть в представлениях древних шумеров)
Кто же определял судьбы людей? Ответить на этот вопрос, как и на многие другие вопросы, связанные с религиозными верованиями шумеров, чрезвычайно трудно, тем более что мифология этого народа пока еще
3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских
3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских
Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая.
Вместо горла — темный
Книга вторая Жизнь древних славян
Книга вторая
Жизнь древних славян
Рис. 1. Князь св. Вацлав и княгиня Эмма (миниатюра Вольфенбюттельской рукописи)
Предисловие
Во второй части «Славянских древностей» я попытаюсь дать картину славянской культуры второй половины первого тысячелетия н. э., когда славяне
Цивилизация древних тюрков: Великая степь. Кочевое скотоводство. Люди. Война. Социальная жизнь. Культура. Религия
Цивилизация древних тюрков: Великая степь. Кочевое скотоводство. Люди. Война. Социальная жизнь. Культура. Религия
Внимательнее присмотримся к тюркам, поскольку их деяния уже ко второй половине VI в. обеспечили им всемирную славу.Сначала обратимся к месту обитания древних
Влияние богов на земную жизнь людей
Влияние богов на земную жизнь людей
По месопотамским представлениям, боги сотворили людей ради того, чтобы избавиться от утомительных трудов по самообеспечению. До этого боги принуждены были трудиться ради своего пропитания сами, жили в скверных жилищах и т. п. Теперь
Частная жизнь и быт древних индийцев
Частная жизнь и быт древних индийцев
Сведения о семейной и общественной жизни древних индийцев сохранились и в правовой литературе — «дхар-машастрах» (трактатах о дхарме), «Артхашастре», и в художественной прозе и поэзии. Положение человека в обществе определялось его
«Жизнь наоборот» древних чавинцев
«Жизнь наоборот» древних чавинцев
Как известно, погребения в верованиях практически всех народов мира представляют собой как бы «жизнь наоборот». И потому для нас особенно интересно увидеть, какими были представления о той жизни, чтобы попытаться реконструировать эту,
2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?
2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?
Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.Более 30 тыс. лет назад
М. Короткова Повседневная жизнь победителей: Быт советских людей в послевоенное время (1945–1955)
М. Короткова
Повседневная жизнь победителей:
Быт советских людей в послевоенное время (1945–1955)
Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием и потрясением для советских людей, надолго перевернула весь уклад и ход жизни большинства населения страны. Огромные
Глава 1 Культ медведя у древних людей и у народов Севера России
Глава 1
Культ медведя у древних людей и у народов Севера России
Первобытный человек, перенося на мир животных отношения своих родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами, представлял этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной
Жизнь простых людей
Жизнь простых людей
Сырьевой сектор сегодня — крупнейший генератор денежных доходов населения. Помимо работников, непосредственно занятых добычей, транспортировкой и переработкой сырья, этот сектор «кормит» довольно обширную инфраструктуру — широкий круг трудоёмких
Как появился человек? Общепринятого мнения на этот счет нет до сих пор. Наука и религия могут дать разные ответы. Последняя учит тому, что первый человек был создан Богом. Верующие считают, что таким образом люди были наделены бессмертной душой и разумом.
Особенности научной точки зрения
Большинство ученых придерживается мнения о том, что человек происходит от обезьяноподобных существ. Последние менялись в процессе эволюции. Их спины распрямились, длинные руки укоротились. Мозг продолжал развиваться. Благодаря этому данные существа становились умнее. Их выделение из животного мира было неизбежным. Так появились первые древние люди. Стоит отметить, что вышеописанная теория подтверждена научными доказательствами не полностью. Тем не менее еще в школе начинают изучать, как жили древние люди (5 класс школьной программы дает краткие сведения о той эпохе).
Особенности внешнего облика
История древнего человека начинается около двух миллионов лет назад. Самые ранние останки были обнаружены учеными в Африке. Благодаря этому появилась возможность установить то, как он выглядел. Этот человек мог ходить, только сильно наклонившись вперед. Он имел настолько длинные руки, что они свешивались даже ниже колен. При этом его лоб был покатым и низким. Мощные надбровные дуги выступали над глазами. Размер его мозга был меньше, чем у современного человека. Однако если проводить сравнение с обезьяньим, он был крупнее. Этот человек еще не научился разговаривать. Он был способен издавать только отрывистые звуки. Люди продолжали развиваться со временем. Объем их мозга увеличился. Изменился и внешний облик. Постепенно они начали осваивать речь.
Особенности первых инструментов
Жизнь древних людей была полна опасностей. Им была необходима добыча пропитания и защита от различных хищников. Для этого нужны были специальные приспособления. Так появились первые орудия древних людей. Они изготавливались из подручных материалов, имеющихся в природе. Нескольких ударов камнями между собой было достаточно для того, чтобы появилось грубое, но прочное приспособление, имеющее заостренный конец. С помощью него обтачивались палки-копалки и вырубались дубины. Первые орудия древних людей были представлены именно ими, а также заостренными камнями. Благодаря умению изготавливать их человек отличался от животных. Труд древних людей можно назвать кропотливым и тяжелым.
Основные занятия
Жизнь древних людей, в частности неандертальцев, проходила в пещерах. В ледниковую эпоху они защищали человека от холода. Рядом с останками неандертальцев ученым часто удавалось обнаружить кости пещерных гиен, львов и медведей. Это означает, что человеку приходилось бороться с хищными животными за жилище. Останки других зверей, таких крупных как носорог или мамонт, позволяют сделать вывод о том, что жизнь древних людей была тесно связана с интенсивной охотой. Во времена Мустье она особенно развилась. История древнего человека свидетельствует о том, что в значительной мере пища добывалась путем охоты на мелких животных, а также собирания плодов и корней.
Особенности охотничьего процесса
Неандертальцы из мустьерской эпохи отправлялись на охоту не только на открытых территориях. Также для этих целей они посещали леса. Там они преследовали, в основном, животных средних размеров. Жизнь древних людей заставляла их объединяться. Очень часто они нападали сообща на крупных зверей. Иногда это были больные и беззащитные животные, попавшие в болото или яму. Неандертальцы не брезговали поеданием их трупов. Весь процесс разделки животного делился на несколько этапов. Убив его, неандертальцы с помощью каменных орудий разрезали кожу. Также путем их использования снималось мясо. Длинные кости разбивались. Далее извлекался питательный костный мозг, а из черепа – головной. Мясо употреблялось в сыром виде. Также его могли предварительно пожарить на костре. Скорее всего, шкуры убитых животных использовались для того, чтобы укрыть тело.
Дальнейшее развитие
В эпоху Мустье ведение и техника хозяйства существенно усложнились. Разделение труда продолжалось. Наиболее опытные охотники становились руководящими в первобытном стаде. Стоит отметить, что европейские неандертальцы были вполне приспособлены к условиям среды, даже достаточно тяжелым. Однако продолжительность их жизни существенно снижалась из-за трудностей борьбы и разных болезней.
Особенности каменных приспособлений
Существование первобытного человека было наполнено опасностями и лишениями. Что касается каменных инструментов неандертальцев, то они уже отличались большим разнообразием. Кроме того, улучшился процесс их обработки по сравнению с предшествующими эпохами. Ручные рубила, относящиеся к шелльской культуре, изготавливались благодаря оббивке каменного ядрища с определенным расчетом. Так, один конец должен был стать режущим, колющим и ударным инструментом. В то же время другой делался таким, чтобы его было удобно держать в руке, сжатой в кулак. Эпоха Шелль также характеризуется другими формами орудий, помимо ручного рубила. Культура Ашель отличается более симметричными инструментами. Они имеют оббивку по всей поверхности. Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что именно тогда возникли приемы новой техники. Также встречаются орудия, которые изготовлены из осколков, сбитых с ядрищ. Что касается эпохи Мустье, то для нее наиболее типичными являются остроконечники и скребла. Они вырабатывались не из кремневого ядрища, а из отщепов. В эпоху Мустье техника изготовления орудий сильно изменилась. Об этом свидетельствует выделка приспособлений, найденных в европейских месторождениях. Если проводить сравнение с ашельской формой, то произошло изменение величины древних орудий. Это дает возможность более точно судить о способах их употребления. В некоторых случаях орудия удается найти в больших количествах. Обычно они находятся рядом с остатками кострищ и разбитыми костями животных. Древние орудия людей, а также некоторые другие элементы, связанные с их деятельностью, предоставляют возможность сделать важные выводы об образе жизни человека того времени. То же самое относится к уровню экономического и общественного развития.
Особенности организации труда
Конечно же, работать приходилось не только мужчинам, но и женщинам. Однако очевидно, что форма их трудового участия была другой. Здесь целесообразно учесть анатомо-физиологические особенности, присущие женщинам. Они не могли принимать участие в охоте на крупных животных, так как она требовала быстрой и долгой погони. Кроме того, женщинам труднее было бороться с опасными зверями, а также метать камни. Таким образом, возникла острая необходимость в разделении труда. Причем этого требовала не только охота, но и многие другие особенности жизни древних людей. Происходило усложнение общественных взаимоотношений, а также коллективных действий.