Рассказ про динозавров для 1 класса

Автор: яковчиц алексей александровичучреждение: маоу сош 49 г. новоуральск готовый творческий проект по предмету динозавры содержит исследование теоретической информации

Автор: 

Яковчиц Алексей Александрович

Учреждение: 

МАОУ «СОШ № 49» г. Новоуральск

Готовый творческий проект по предмету «Динозавры» содержит исследование теоретической информации о динозаврах с целью узнать больше об этих древних существах, населявших Землю, и причинах их исчезновения. Ученик 2 класса развенчивает миф о том, что динозавры были первыми животными на Земле.

Подробнее о проекте:

Готовый детский творческий проект по предмету «Динозавры» рассматривает, когда появились динозавры, какой был их образ жизни и как выглядела наша планета в это время? Особое внимание учащийся начальной школы уделяет изучению существования динозавров на территории России, выясняет, были ли найдены останки динозавров в нашей стране, а также изучает мнения ученых о причинах вымирания динозавров на Земле.

Индивидуальный проект на тему «Динозавры» рассказывает, на какие виды делятся динозавры и какие из них существовали на территории России. Также школьник рассказывает, откуда люди узнали о том, что динозавры когда-то населяли нашу планету. В качестве практической части своего исследования учащийся провел сравнение описания одного из динозавров с современными животными и нашел животных, которые внешне  похожи на динозавров.

Оглавление

Введение                
1. Когда появились динозавры?   
2. Какие животные были предками динозавров?    
3. На какие виды делятся динозавры?   
4. Какие виды динозавров найдены в России?        
5. Как люди узнали о динозаврах?       
6. Почему вымерли динозавры?  
Заключение    
Список использованной литературы  

Введение

Земля — единственная из известных планет, на которой существует жизнь. В её атмосфере содержатся газы и вода, идеально подходящие для жизни людей, растений и животных. Наша планета постоянно меняется. Я часто слышу по телевизору, что меняется  погода, и  на Земле становится теплее. 

Мне стало интересно узнать, а как наша планета выглядела раньше? Какие животные и растения были на ней много миллионов лет назад?  Чаще всего я слышал, что одними из древних животных были динозавры. 

Я люблю рассматривать  иллюстрации, на которых изображены эти огромные  существа, прошу маму  найти и распечатать мне раскраски, на которых изображены динозавры. Поэтому  я  выбрал для исследования этих животных.

Из энциклопедии я узнал, что с момента возникновения жизни на Земле и  до сегодняшнего дня все живые организмы постоянно развиваются  и изменяются. Такой процесс длительных изменений называют эволюцией.  Постепенное возникновение одних организмов и вымирание других — характерные особенности эволюции. 

Я выдвинул гипотезу, что причиной эволюции  динозавров должны быть изменения условий  жизни  на Земле. 

Цель моего исследования: узнать больше о динозаврах, древних существах, населявших Землю.

Задачи:
1) изучить  литературные  источники, чтобы узнать:

  • когда появились динозавры?
  • какой был их образ жизни?
  • как выглядела наша планета в это время?
  • были ли найдены остатки динозавров на территории России?
  • какие причины их вымирания отмечают ученые?

2) провести сравнение описания одного из динозавров с современными животными, найти животных, которые внешне  похожи на динозавров.

Объект исследования: динозавры

Предметы исследования:

  • условия появления и жизни динозавров;
  • иды динозавров в России;
  • причины вымирания динозавров.

Методы исследования:

  • изучение литературы и информации в сети Интернет — анкетирование,
  • сравнение.

Когда появились динозавры?

Динозавр в переводе с греческого обозначает «страшный» или «ужасный ящер». О динозаврах ученые палеонтологи узнают на основе изучения окаменелостей  (ископаемых останков животных или растений, которые превратились в камень). (Слайды  6-7)

Современные палеонтологи подробно описали, как произошли динозавры, какой у них был образ жизни, анатомия, среда обитания, разнообразие видов, распространение и размножение в доисторическом виде.

Чтобы узнать больше об этих животных, я нашел в библиотеке несколько книг  по нужной мне теме, в основном это были энциклопедии.

Из книги «Динозавры и доисторический мир» я узнал, что вся история Земли делится   учеными на эры. Эпоха динозавров охватывает большую часть мезозойской эры.  Примерно 250 миллионов лет назад  на нашей планете образовался единый материк Пангея. Климат стал суше. Появились большие  пустыни.  В этот период из-за перемены климата происходит вымирание многих древних  животных и растений. 

Какие животные были предками динозавров?

Животные  пытались приспособиться к новым условиям. У них появились более плотные покровы, похожие на панцири,  чтобы лучше переносить жару и засуху. 

В это время появились необычные животные —  зверозубые рептилии или ящеры. Ученые считают их предками динозавров. Наиболее изученным видом этих ящеров на территории России является Иностранцевия — хищник с гигантскими саблевидными клыками. (Слайд 10).

Название дано в честь российского геолога Александра Александровича Иностранцева.  Они существовали около 250 миллионов лет назад. Были распространены на территории современной России.   Известно два почти полных скелета  этих рептилий, найденные  в Архангельской  и Оренбургской областях.

Длина тела иностранцевии  достигала 3,5 метров. Высота  до 1,2 метра. Весил ящер  приблизительно до 300 кг. Передвигался на четырёх  коротких полусогнутых ногах.  Голова была очень крупная. Длина черепа достигает 60 сантиметров.  Ученые считают, что  ящер  был хищником, потому что имел массивные челюсти и саблевидные клыки.

250 – 230 миллионов лет назад вся земная суша ещё входила в гигантскую Пангею. Климат оставался довольно тёплым. Приморские районы покрывали леса, а  во внутренних частях  континента по-прежнему располагались пустыни.  Именно в этот период начинается эра динозавров. В морях появились первые плезиозавры, а ихтиозавров уже водилось довольно много. Зверозубые рептилии практически вымерли, появились первые саламандры, черепахи, млекопитающие.

Первые настоящие динозавры разгуливали по Земле уже к концу триасового периода. Однако расцвет их эпохи пришелся на меловой период, когда численность и разнообразие видов этих рептилий стала максимальной.

Примерно 200 миллионов лет назад гигантская Пангея начала разделяться на отдельные материки.   Климат становился ровнее, теплее и влажнее. Пустыни отступали. Опять широко распространилась пышная растительность,  а в животном мире воцарились динозавры. Везде суетились разнообразные насекомые. В морях появилось огромное количество разнообразных рыб. Ученые считают,что  был один из самых благоприятных по климатическим условиям периодов для развития животного и растительного мира.

На какие виды делятся динозавры? 

Ученые на сегодня насчитывают свыше 1000 видов динозавров, которых четко делят на две группы – хищные и травоядные.

Множество новых видов возникло в начале триасового периода. Это, например, быстроногие кинодонты («собакозубые»), которые охотились на неповоротливые стада травоядных животных. Как и у большинства современных ящериц, лапы у древнейших рептилий были расположены по бокам туловища. Им на смену пришли архозавры («господствующие ящеры»). От всех прочих одна группа этих рептилий отличалась строением тела – их конечности находились вертикально под туловищем.

Какие виды динозавров найдены в России?

Число обнаруженных в России динозавров постепенно растёт. Вот наиболее известные из них: (Слайд 15).

Килеск.

Название происходит от хакасского слова «ящерица». Ископаемые остатки килеска были обнаружены в начале 2000-х годов в Березовском карьере (Западная Сибирь). Окаменелые остатки располагались на площади в 2 квадратных метра. Длина килеска достигала 5 метров. Высота же до 1,7 метров. Весил он до 250 килограммов. Передвигался среднеюрский хищный динозавр на двух длинных ногах. По найденным останкам зубов ученые предположили, что  динозавр был хищником. 

kilesk
 
В проекте мы провели сравнение килеска и варана, современного ящера, нашли общие  признаки, но сделали вывод, что варан не может быть прямым потомком килеска.

Пситтакозавр.

Название происходит от латинского слова «носатый» и древнегреческого словосочетания «ящер-попугай». Палеонтолог  Генри Осборн  описал  внешнее сходство  ящера  с современными попугаями. Его округлая голова заканчивается костным клювом большого  размера.  Ученые сделали вывод, что этот ящер был  травоядный. Были распространены достаточно широко: ископаемые остатки пситтакозавров встречаются на территории нынешней России, Монголии, Китая и Таиланда. Череп  сибирского  динозавра отличается  выростами и рожками.

Пситтакозавр

Существовали пситтакозавры в начале мелового периода, около 125 миллионов  лет назад. Ископаемые остатки найдены  на территории  России, Монголии, Китая и Таиланда. Длина тела  достигала 2 метров. Высота же до 0,7 метров. Весил он до 20 килограммов. Динозавр мог передвигаться как двух, так и на четырёх ногах. В сравнении со своими гигантскими дальними родственниками, выглядит значительно более быстрым и маневренным.

Мы участвовали в сетевом проекте «Туатара ищет маму». На втором  этапе выполняли роль археологов –реставраторов, создавали модели скелета и самого динозавра из пластилина.

На 3 этапе наша задача была  узнать, есть ли у динозавров современные родственники. Мы провели сравнение динозавра Килеска и современного ящера варана. (слайд 17, см. Приложение).  Наша команда сделала вывод, что они не являются родственниками.

Как люди узнали о динозаврах?

Сотни лет людям встречались окаменевшие кости динозавров, но мало кто из них мог предположить, что это такое. Кое-кто их даже считал костями людей-великанов! И только лишь в 1920-е годы, люди стали осознавать, что перед ними останки вымерших гигантских рептилий.

Гидеон Мэнтелл в 1822 году нашел какие-то огромные зубы в каменоломне на юге Англии. Он отметил сходство этих зубов с зубами южноамериканской ящерицы игуаны и  догадался, что найденные зубы принадлежат рептилии, и придумал для нее название игуанодон, т. е. «игуанозубый».

Сейчас почти во всех уголках мира находят ископаемые останки динозавров. Их находят на всех материках, включая Антарктику.

Зубы и кости попадаются чаще всего, потому, что эти элементы скелета гораздо меньше поддаются разложению. Отпечатки следов занимают второе место. Их во многих случаях находят на тропах, которые динозавры проложили в мягком грунте. По следам можно определить,  кто на кого охотился.

Отпечатки кожи динозавров, так же были найдены. Они способны многое рассказать о пластичной броне своих хозяев. Но никто не знает, какого цвета были динозавры. Их кожа, не успевая окаменеть, слишком быстро разлагается. Хищные ящеры, по мнению некоторых ученых, имели защитную окраску, которая позволяла им сливаться с местностью, и незаметно подкрадываться к добыче.

Почему вымерли динозавры?

Динозавры вымерли около 65 миллионов лет назад, в конце мелового периода. Почему это произошло?  Существует несколько теорий.

Согласно одной из теорий, недалеко от Земли произошел взрыв звезды, который покрыл планету смертоносной радиацией.

Одно время ученые выдвигали и такую теорию, что, динозавры просто вымерли от похолодания, которое в конце мелового периода охватило всю планету (ледниковый период).

В Мексике на полуострове Юкатан были обнаружены следы гигантского кратера. Это наводит на мысль о том, что с Землей столкнулся огромный метеорит, и это столкновение сопровождалось мощным взрывом. В атмосферу поднялись огромные клубы пыли, которые скрыли на несколько месяцев солнце, и это привело к уничтожению почти всего живого на Земле.

Мы провели опрос среди учеников класса и получили следующие результаты: наибольшее количество опрошенных(54%) считает, что причина вымирания динзавров –в изменении климата, падение метеорита выбрали 27% и извержение вулкана -18 % (слайд 18).

Ученые палеонтологи не могут прийти к единому  мнению объяснения причины их гибели.

Заключение

Причина выживания птиц и млекопитающих заключается в том, что они могли регулировать температуру тела даже в тяжелых климатических условиях — прежде всего благодаря своему оперению или волосяному покрову. Среди многих видов птиц, появившихся в это время, особый интерес представляют те, что по своему облику и образу жизни напоминают хищных динозавров. Так, страус и эму поразительно похожи на страусового динозавра, а калифорнийская бегающая кукушка — на мелкого хищного динозавра.

Удивительное многообразие новых видов появилось среди млекопитающих. Все пространства суши, ранее занимаемые динозаврами, заселили растительноядные и хищные животные всевозможных размеров. Некоторые из них, например кенгуру, носороги и броненосцы, внешне очень походили на динозавров. Млекопитающие живут теперь там, где раньше господствовали летающие и морские ящеры. Крокодилы же не претерпели почти никаких изменений. Из них от тех далеких времен сохранилось всего 20 видов.

В проекте мы узнали, что в Новой Зеландии существует вид рептилий, которые пережили даже доисторических динозавров. Это единственный современный представитель некогда многочисленного отряда клювоголовых – гаттерия, или туатара. Возраст этих рептилий достигает 200 миллионов лет.
Этот вид древних ящериц сохранился только потому, что его занесли в Красную книгу и охраняют.

Сейчас люди стали заботиться об исчезающих животных и помогают им выжить, создавая заповедники. Мы тоже можем заботиться о животных и птицах, которые живут рядом с нами.
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Изменения условий жизни на Земле стали причиной появления и вымирания динозавров.

Список использованной литературы

  1. Динозавры и рептилии: — Москва, АСТ, Астрель, 2009 г.- 96 с.
  2. Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия: А. Журавлев — Санкт-Петербург, Мир энциклопедий Аванта , 2012 г.- 96 с.
  3. Динозавры. Книга с окошками: Николай Максимов — Москва, АСТ, 2014 г.- 16 с.
  4. Динозавры. Книжка-игрушка: — Москва, Владис, 2012 г.- 10 с.
  5. Динозавры. Полная энциклопедия: — Санкт-Петербург, Эксмо-Пресс, 2006 г.- 256 с.
  6. Динозавры. Раскраска с наклейками: — Санкт-Петербург, Стрекоза, 2013 г.- 24 с.
  7. Динозавры. Раскраска: — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, Сова, 2011 г.- 16 с.
  8. Динозавры: — Москва, Астрель, АСТ, 2002 г.- 360 с.
  9. Мир динозавров: Б. Маевская — Санкт-Петербург, Владис, 2015 г.- 64 с.
  10. Лункенбайн М. Динозавры в вопросах и ответах. (Моя первая энциклопедия). — М.Оникс 1998
  11. Опперман Й. Динозавры. (Серия Что есть что)- М.: Слово, 2000

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Цели урока:

Образовательные: 

  • познакомить детей с далеким прошлым нашей планеты;
  • дать привычные представления о древних пресмыкающихся – динозаврах, их разнообразии;
  • показать как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети.

Развивающие:        

  • развивать логическое мышление;
  • развивать воображение, память и речь.

Воспитательные:    

  • воспитание гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

Оборудование:

  • Учебник «Мир вокруг нас». 1 класс А.А. Плешаков.
  • Рабочая тетрадь Мир вокруг нас». 1 класс А.А. Плешаков.
  • Сигнальные карточки, демонстрационный комплекс: медиапроектор, компьютер.
  • Видеозапись с фрагментом фильма «Прогулки с динозаврами».
  • Рисунки птиц, змеи, черепахи, ящериц, динозавров.
  • Выставка книг о динозаврах.

Ход урока

1. Минута вхождения в урок.

На фоне лирической музыки.

Учитель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Дети друг другу: Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Мы желаем друг другу добра. И если будет трудно, я тебе помогу.

2. Учитель: Ребята! Сегодня у нас на уроке необычный гость Динозаврик (ученик в костюме динозаврика).

Динозаврик:  Я ещё маленький читать не умею. Помогите мне больше узнать о родственниках. Я хочу знать, когда жили динозавры.

Учитель: Ребята поможем Динозаврику? О чем мы расскажем маленькому другу, чтобы он больше узнал о динозаврах? (Выслушиваются рассуждения учащихся)

2. Сообщение темы и плана урока.

Таким образом, чтобы больше узнать о динозаврах, мы должны ответить на следующие вопросы:

  • Планета Земля в далеком прошлом.
  • Почему их так назвали?
  • Как они выглядели?
  • Чем питались динозавры и как отличить хищника от травоядного?
  • Как люди узнали о динозаврах?
  • Почему динозавры исчезли?
  • Зачем надо знать то, что было на Земле до нас?

4. Сегодня мы поговорим о далеком прошлом планеты Земля. Давайте ответим на первый вопрос.

В далеком-далеком прошлом (примерно 220 миллионов лет назад) нашу планету покрывали леса из гигантских деревьев, высоких папоротников. На земле стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот. Но не было ни  зверей, ни птиц, ни людей. В этом царстве растений жили черепахи, ящерицы, пауки, громадные стрекозы. Но хозяевами Земли  были древние ящеры или динозавры.


5. Просмотр отрывка из фильма «Прогулки с динозаврами».


6. Почему их так назвали?

Название «динозавры» впервые применил в 1840 году английский ученый  Ричард Оуэн. Слово это произошло от греческого  «дейнос», что означало «ужасный, наводящий страх, пугающий» и «саура» – ящерица. Называя так этих животных Р. Оуэн прежде всего имел в виду их огромные размеры. В дальнейшем ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести. Как вы думаете почему у них такие названия?

  • Тираннозавр – «ящер – тиран»;
  • Овираптор  –  «похититель яиц»;
  • Брахиозавр – «плечистый ящер»;
  • Трицераптос – «трехрогая морда»;
  • Стегозавр – «крышеящер»;
  • Компсогнат – «изящная челюсть».

Физминутка

7. Как же выглядели динозавры?

Первые динозавры были небольшими, примерно с индюка, могли передвигаться на своих задних ногах. Некоторые виды так и оставались  маленькими, но другие становились тяжелее и длиннее. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 78, опишите их внешность, сравните по размеру. (Выслушиваются ответы детей)

Динозавры рождались из яйца. Самое крупное яйцо динозавра было найдено во Франции. Оно  было величиной с мяча для регби. Заботились ли все динозавры о своих детенышах, точно неизвестно. Однако название травоядного ящера майазавра означает «хорошая мать». Ученые считают, что эти динозавры строили гнезда из песка и грязи, выращивали и кормили детёнышей до тех пор, пока те не становились достаточно большими. (Слайд) (см. Приложение 1)

Тела некоторых динозавров были покрыты  сухой чешуей, как у змеи. По мнению некоторых ученых существовали динозавры, чьи тела были покрыты перьями. Выделяют пять самых «странных» динозавров по их внешнему виду: теринозавр – был похож на птицу переростка, стигомолох – «рогатый демон из рек ада», кернотавр имел причудливые рога, зухомим «подражающий крокодилу», с чрезвычайно длинной , узкой и низкой мордой, питался рыбой, уранозавр – вдоль хребта тянулся парусообразный вырост.  Динозавры населяли моря, сушу, воздух. (Рисунки)

8. Чем питались динозавры? Чем могут питаться животные?

Некоторые динозавры питались травой (травоядные), некоторые мясом (хищники). Хищники охотились на травоядных. На стр.78 учебника слева брахиозавр, был травоядным, имел 25 метров  в длину, 12 метров в высоту и весил около 80 тонн, т.е. больше чем 20 слонов. Почему у травоядных такая длинная шея? (Выслушиваются рассуждения детей) Благодаря ей  они могли дотягиваться до листьев на верхушках деревьев. Например, диплодок смог бы заглянуть  в окно третьего этажа. На стр. 78 справа, тираннозавр, самый свирепый хищник. А внизу на этой странице компсогнат.  Это самые маленькие динозавры. Длина их тела  60–75 см, вес около 3 кг. А   как отличить хищника от травоядного? Работа по рисункам  учебника (стр. 79) Если мелкие, плоские зубы – травоядный, острые – хищник.

9. Работа в группах.

Задание: Собрать из частей рисунок динозавра в целое, попытаться назвать полученного динозавра. 1 группа – стегозавр,  2 – группа трицераптос, 3 группа – компсогнат.

10. Работа по рисунку учебника на стр. 79.

Муравьишка – Вопросик хочет узнать: «Могло ли быть такое на самом деле?»

– Нет, во время динозавров на Земле людей еще не было.

11. Как же тогда люди узнали о динозаврах? (Выслушиваются мнения учащихся)

Об этом рассказали ученые – палеонтологи, которые занимаются изучением мира животных и растений далеких прошлых времен. В земле сохранились останки динозавров: кости, зубы, скелеты. Первооткрывателями были английские ученые Уильям Бакленд и Генри Ментень. Удивительное открытие вдохновило ученых на дальнейшие раскопки. Окаменелые останки динозавров были найдены во многих странах, в том числе Кузбассе, Туркмении, в Амурской области. Останки динозавров выставлены  в зале №5 «Мезозой» Палеонтологического музея в Москве. (Интернет-экскурсия в музей)

12. Почему исчезли динозавры?

Послушайте стихи А. Сметанина и скажите прав ли он?  Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры: есть не менее 80 предположений (гипотез), но единого мнения так и нет. Непривычные условия жизни, холод, отсутствия питания привели динозавров к болезни и вымиранию.


Физминутка.

13. Рефлексия.

Давайте проверим кто из вас самый внимательный. Если утверждение правильное, сигналите зеленой карточкой, если неправильное – красной.

  • В далеком прошлом на Земле жили динозавры.
  • Все динозавры были огромных размеров.
  • Они рождались из яйца.
  • Хищники охотились на травоядных.
  • Динозавры жили только на суше.
  • Люди охотились на динозавров.
  • Динозавров сейчас нет, они исчезли с лица земли.

14. Творческая работа в тетради.  

Стр. 33. Задание: по точкам нарисовать динозавров.

15. Читаем вывод (стр.79)

16. Подведение итогов.

Динозаврик: Ребята, спасибо вам! Вместе с вами  я очень многое узнал о своих родственниках. 

Учитель: Хотите узнать больше о динозаврах? Очень много нового вы узнаете из интернет-сайтов. Обратите также внимание  на выставку книг. В книгах вы найдете ответы на многие  вопросы.

А зачем нам надо знать то, что было на Земле до нас? (Выслушиваются рассуждения детей) Эти знания для ученых очень важны. Они позволяют понять как развивались растения и животные нашей планеты. Динозавры исчезли не по вине человека. Но жизнь на Земле по-прежнему очень хрупка. Что может сделать каждый из вас, чтобы сохранить все живое на планете? Не ломать, а сажать деревья, не разорять гнезда, а беречь птиц. Экономно и по-хозяйски бережно относиться к окружающему нас миру.

  • Рассказ про детей 2 класс литературное чтение
  • Рассказ про деревья для детей 6 7 лет
  • Рассказ про дерево вишню
  • Рассказ про день рождения ребенка
  • Рассказ про деревенскую избу