Рассказ про дикорастущие и культурные растения

2021-12-26t09:01:0003:002021-12-27t03:43:0903:002021-12-26t09:01:0003:002021https://inosmi.ru/social/20211226/251192725.htmlэти ягоды защищают сосуды и замедляют старениеэти ягоды защищают сосуды и замедляют старениеобществоновостиru-ruhttps://inosmi.ru/docs/terms/termsofuse.htmlhttps://россиясегодня.рфтемно-голубые плоды голубики и красные плоды клюквы обладают

2021-12-26T09:01:00+03:00

2021-12-27T03:43:09+03:00

2021-12-26T09:01:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/social/20211226/251192725.html

Эти ягоды защищают сосуды и замедляют старение

Эти ягоды защищают сосуды и замедляют старение

Общество

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

Темно-голубые плоды голубики и красные плоды клюквы обладают кисло-сладким вкусом. Эти дикорастущие ягоды считаются одними из самых полезных для здоровья благодаря высокому… ИНОСМИ, 26.12.2021

общество, европа, испания, испанский, питание, старение, здоровый образ жизни, еда, здоровье, зож, сердце, сосуды, глаза

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24777/03/247770384.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24777/03/247770384.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24777/03/247770349.jpg

1920

1280

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24777/03/247770349.jpg

https://inosmi.ru/social/20211223/251182497.html

https://inosmi.ru/social/20211221/251166504.html

https://inosmi.ru/social/20211222/251177694.html

https://inosmi.ru/inoblog/20211223/251180942.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Темно-голубые плоды голубики и красные плоды клюквы обладают кисло-сладким вкусом. Эти дикорастущие ягоды считаются одними из самых полезных для здоровья благодаря высокому содержанию антиоксидантов, которые нейтрализуют свободные радикалы, защищают от преждевременного старения, помогают при воспалении, оказывают положительный эффект на сердце, зрение, память и способствуют похудению.

Их состав и пищевая ценность — настоящее сокровище для нашего организма. В клюкве и голубике мало калорий: в 100 г этих ягод содержится 46 калорий. Исследователи находят всё больше полезных свойств голубики и клюквы для организма, а некоторые даже называют их «ягодами XXI века».

Пищевая ценность 100 г голубики и клюквы:

Энергетическая ценность: 33 ккал

Жиры (липиды): 0,6 г

Белки: 0,625 г

Вода: 87,8 г

Диетическая клетчатка: 4,9 г

Углеводы: 6,05 г

Холестерин: 0 мг

Изучив 40 видов растений, исследователи из Университета Клемсона и Министерства сельского хозяйства США пришли к выводу, что голубика обладает наибольшей антиоксидантной активностью благодаря действию органических кислот и 15 антоцианов, придающих ягодам характерный цвет (среди них миртиллин, цианидин, дельфинидин, мальвидин, пеонидин и петунидин). Ягоды также содержат флавоноиды и танины и широкую гамму минералов, включая марганец, а также витамин С и витамины группы В. Помимо этого, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США заявляет, что голубика и клюква не содержат жира и натрия.

Ягоды могут быть свежими, замороженными, засушенными, прессованными, в виде сока или желе. Большинство экспертов утверждает, что замороженные ягоды сохраняют витамины и антоцианы, а сушеные и термически обработанные, из которых потом делают варенье и сок, наоборот теряют много витамина С. Голубику и клюкву обычно едят на десерт, но их также можно использовать для приготовления соков и завтраков. Микс из ягод и фруктов всегда даёт хорошие результаты. Ягоды можно смешать с клубникой, малиной или красной смородиной или для контраста сочетать с манго, яблоками или ананасами.

Дикорастущие ягоды обычно не такие красивые, как те, которые специально выращивают, но у них натуральный вкус. Выбирать нужно упругие ягоды, без помятостей или повреждений. Чем ароматнее, тем вкуснее. Хранить в холодильнике и не мыть, если не планируете их сразу съесть. Так они могут храниться около трех недель.

Свойства и польза

Сейчас мы вам кратко расскажем о полезных свойствах голубики и клюквы для здоровья. Ягоды полезны для зрения, помогают предотвратить развитие таких дегенеративных заболеваний глаз, как катаракта, обладают противовоспалительным эффектом, предупреждают развитие сердечно-сосудистых заболеваний, замедляют старение, борются с инфекциями мочевыводящих путей, защищают сосуды и предотвращают запоры.

Польза для сердца

Исследования, проведённые профессором Э. Митчеллом Сеймуром (E. Mitchell Seymour), из Мичиганского университета (США), показывают, что потребление голубики и клюквы и здоровое питание могут защитить от факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, а также от жировых отложений в области живота, высокого уровня холестерина и сахара в крови.

Детально изучив полезные свойства голубики и клюквы, Министерство сельского хозяйства США также пришло к выводу, что содержащийся в ягодах птеростильбен полезен для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и диабета.

Защита памяти

Согласно вышеупомянутому исследованию, антоциан — мощный стимулятор, который может обратить вспять потерю памяти, вызванную возрастными изменениями и неврологическими нарушениями. Антиоксиданты улучшают настроение и помогают бороться с анемией. Различные исследования показали, что постоянное употребление голубики и клюквы замедляет развитие когнитивных нарушений, вызванных болезнью Альцгеймера, и других дегенеративных заболеваний.

Польза для глаз

Главный плюс потребления голубики и клюквы — их положительный эффект на зрение. Различные исследования, проведённые Университетом Клемсона и Министерством сельского хозяйства США, показали, что эти ягоды положительно влияют на ночное зрение, способность к регенерации при воспалении сетчатки, а также оказывают положительный эффект при пигментации сетчатки, мышечной дистрофии, пигментном ретините, глаукоме и катаракте. Доказано, что антоцианы эффективно защищают глаза и способствуют регенерации сетчатки.

Замедляют развитие инфекций мочевыводящих путей

Ягоды полезны для профилактики и лечения инфекций мочевыводящих путей. Этот эффект был известен ещё индейцам. Содержащиеся в ягодах вещества оказывают двойной эффект. С одной стороны, высокая концентрация органических кислот повышает кислотность мочи и препятствует распространению бактерий. С другой стороны, флавоноиды воздействуют на венозные стенки и предотвращают размножение микроорганизмов.

Голубика и клюква также помогают при желудочно-кишечных инфекциях. Исследования, проведённые в США, Израиле и Китае, показали, что содержащиеся в ягодах вещества борются с вирусами, которые попадают в желудочно-кишечный тракт.

Компоненты диеты для похудения

Благодаря высокой энергетической ценности, низкокалорийности, низкому содержанию сахара и высокому — клетчатки и антиоксидантов, клюква и голубика отлично подходят для диет. Ключевой компонент диеты для похудения — клетчатка, которая не только питает, проходя через желудочно-кишечный тракт, но и помогает организму избавиться от жира и ненужных веществ. Исследования, проведённые Мичиганским университетом, показали, что голубика и клюква помогают избавиться от жира в области живота.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

© Николай Малахин. Валентин Власов

«Биология перестала быть описательной наукой»: новосибирский академик о новых разработках в пандемию

14 Дек 2021, 09:50

Научный руководитель Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, академик Валентин Власов рассказал Тайге.инфо о разработках сибирских ученых во время пандемии коронавируса, «фуфломицинах» и «чудовищных заработках» фармкомпаний. Он отметил, что лекарства от COVID-19 до сих пор нет — первым таким препаратом могут стать антитела, а правительствам всех стран следует уделить особое влияние биотерроризму. Эксперт также признал отставание России в биологических науках, за которыми стоят уже не миллиарды, а триллионы долларов.

Тайга.инфо: Вы выступили на заседании Сибирского отделения РАН, посвященному пандемии коронавируса и вкладу сибирских ученых в борьбу с ней. Расскажите о нем.

— Первым докладом на собрании был вводный доклад член-корреспондента Сергея Нетёсова, который подробно рассказал о проблемах пандемии, о том, что делается в мире для борьбы с коронавирусной инфекцией, а также о том, как проходит вакцинация у нас и за рубежом. А моя задача была рассказать о вкладе новосибирских биологов и биотехнологов в создание средств диагностики и терапии, необходимых для борьбы с пандемией.

Надо сказать, что пандемия оказалась тяжелым испытанием для системы здравоохранения, для разработчиков и производителей средств защиты от вирусной инфекции, средств обнаружения вирусов и средств борьбы с ними.

И это не только у нас, так во всем мире. Надо сказать, что государственные организации не справились с проблемами пандемии нигде, кроме Китая. Вот Китай оказался готов к неожиданным вызовам, а во всех остальных странах возникли очень большие проблемы. В первую очередь проблемы с тестированием. Не было в нужном количестве надежных тест-систем. Во Франции, Германии, Италии очереди на получение результатов тестирования были многодневные — больше недели. Тест теряет смысл при этом.

Тайга.инфо: Но в России сначала ситуация была не сильно лучше.

— Надо сказать, что в нашей стране эту проблему удалось решить, причем довольно быстро, благодаря деятельности наших биотехнологических компаний. В первую очередь у нас оказался готов фундамент — производство необходимых для конструирования наборов тест-систем для обнаружения коронавирусной РНК компонентов. Это сделала известная биотехнологическая компания «Биосан», располагающаяся в новосибирском Технопарке. Все производители тест-систем в России пользуются компонентами компании «Биосан». И «Биосан» традиционно экспортирует эти компоненты в европейские страны — в Германию, Великобританию, в Соединенные Штаты даже.

Понятно, что когда началась пандемия, экспорт прекратился. Вся продукция компании была направлена на удовлетворение небывало возросших потребностей российских производителей тест-систем. Компании нужно было резко нарастить объемы производства, что удалось сделать благодаря поддержке новосибирского правительства. Так были созданы условия для массового производства в стране тест-систем на коронавирус высокого качества. Они были разработаны отечественными учеными, и началось их производство. Причем эти ученые не получали никакой государственной поддержки для своих работ. Специально отмечу, задачу разработки высококачественных тест-систем и их производства решили ученые и частные компании, а вовсе не организации Роспотребнадзора. В Новосибирске выдающихся достижений в их производстве достигли известные компании «Вектор-Бест» и «Биологический союз». Они сделали, по нашим подсчетам, порядка 22% от всех тест-систем, произведенных в России.

Занимались наши ученые и проблемами создания противовирусных препаратов. Здесь я должен сказать, что несмотря на рекламные обещания и красивые заголовки, лекарств от коронавируса сейчас не существует. Лечат больного препаратами, которые снимают симптомы, облегчают состояние. Понятно, что убрать воспаление — это хорошо, тромбообразование устранить — тоже хорошо. Но такие лекарства вирусу вреда не приносят.

Тайга.инфо: Лечат последствия.

— Да. А нужны лекарства прямого действия. Недавно появились сообщения, что начаты испытания двух новых препаратов прямого действия, в том числе и в России, один из них — «Паксловид» от компании Pfizer, по предварительным сообщениям, показывает хорошую эффективность. Но я бы пока не торопился радоваться, мы уже слышали неоднократно победные сообщения, которые оказывались впоследствии пустым звуком.

Даже перечислять не буду все эти «фавипиравиры» и «фуфломицины». Печальная правда такова, что препаратов, действующих прямо на вирус, как это делают антибиотики в случае бактериальных инфекций, на сегодня нет.

Скорее всего, первыми препаратами прямого действия на коронавирус станут антитела. Это природный способ борьбы с инфекциями. Правда с ними есть свои сложности — это большие молекулы, их сложно будет производить, они будут дорогими. Антитела, нейтрализующие коронавирус и перспективные для применения в клинике, разрабатываются в нескольких ведущих лабораториях мира. Здесь тоже есть чем похвалиться сибирским ученым — в институте Молекулярной и клеточной биологии профессор Александр Таранин разработал высокопроизводительную технологию поиска клеток иммунной системы человека, которые производят антитела, нейтрализующие вирус. Ученые разработали экспериментальную схему, позволяющую находить в крови пациентов такие клетки, извлекать из них кодирующие полезные антитела гены и переносить их в клетки-производители, которые могут нарабатывать антитела в больших количествах.

Тайга.инфо: А потом можно с помощью этих клеток производить много таких антител в промышленном масштабе?

— Да, получаются готовые клетки-фабрики антител, с их помощью можно нарабатывать антитела в промышленном масштабе. Это все отработано, кроме организации масштабного производства пока. Нужны большие деньги на организацию производства, на испытания.

Тайга.инфо: Была недавно новость, что в Китае такие антитела нашли. Это значит, что у нас — тоже?

— Эта область очень «горячая», новостей много. И в американских лабораториях нашли уже много антител, которые нейтрализуют все известные варианты вируса. Антител описано уже много, сегодня нельзя сказать, какие хуже, какие лучше, ведь никто их не сравнивал. Но в работах Таранина разработана весьма эффективная технология, которая позволяет быстро находить нужные клетки, производящие антитела, в крови переболевших людей. Допустим, появился новый вариант вируса, на который старые антитела не действуют. Взяв кровь переболевшего новым вирусом, ученые в течение нескольких дней найдут правильные антитела, победители вируса.

И третий вопрос — это вакцина. У нас есть работающая вакцина «Спутник V», которая отлично зарекомендовала себя не только в России, но и за рубежом. В Аргентине очень хорошие испытания прошли. У нас в институте, например, мы вакцинировали всех. В итоге из 412 человек заболели только 12, да и то в очень легкой форме, то есть все сработало. А когда вакцинации не было, у нас заболевали по 10−15 пациентов в день, в том числе и очень тяжело.

На пике пандемии мы в институте не хотели останавливать работу. Мы сделали свою тест-систему, и всех сотрудников ежедневно проверяли. Поэтому институт работал непрерывно. Выявляли всех инфицированных и тестировали всех, кто был с ними в контакте.

Но что важно понимать про вакцины. Вакцины Moderna и Pfizer — это РНК-вакцины, за которыми огромное будущее. Я думаю, что сейчас все ведущие разработчики вакцин будут переходить на эту технологию. Для производства этих вакцин нужны специальные химические компоненты. Дело в том, что эти вакцины — не просто РНК, это продукты синтетической биологии. Эти РНК построены с применением в них искусственных компонентов, которые надо синтезировать, в природе их нет. Это очень непростая задача. У нас в стране никто синтезировать такие вещества не умел. И здесь снова совершили прорыв новосибирские биотехнологи — компании «Биосан» и «Биолабмикс» разработали технологии синтеза главных компонентов для конструирования РНК вакцин и организовали их производства. Теперь отечественные разработчики вакцин обеспечены необходимым. Новосибирские компании вновь обеспечили фундамент для развития нового направления науки и технологий, для производства широкого спектра вакцин нового поколения.

Тайга.инфо: Мы поговорили о достижениях в борьбе с пандемией. А какие проблемы перед нами стоят?

— Высветился ряд связанных с эпидемией проблем. Все это сопровождалось и пандемией дезинформации и лжи, которая разлилась вокруг этой истории по разным причинам. Понятно, все эти лжелекарства и лженаука появились, потому что хищные фармкомпании стали зарабатывать чудовищные деньги на этом деле. Они пытаются продвинуть и продавать любую химию. И продвигают, и скармливают несчастным пациентам бесполезное или даже вредное, зачастую за государственные деньги. Режимам, хоть коммунистическим, хоть капиталистическим, очень удобно стало контролировать поведение народных масс.

Тайга.инфо: Маски режимам как раз неудобны. Плохо работает распознавание лиц.

— Да. Но маски-то как раз обязательно нужно носить, и нужно соблюдать дистанцию и прекратить многотысячные сборища. Это главные способы ограничить распространение инфекции. Упомянув фармкомпании, также стоит вспомнить о военных.

Ведь впервые проведен столь масштабный эксперимент, моделирующий биологическую войну. Почему военные масштабно не применяли биологическое оружие? Считалось, что оружие это неизбирательное, что будет поражать всех, в том числе и нападающих. А еще считалось, что для военных применений нужен непременно вирус с высокой летальностью. Что там какие-то коронавирусы, от которых смертность 1−2% — это ерунда! А жизнь показала, что все не так. С этим «не очень смертельным» вирусом вирусом рухнули экономики, людей погибло, как в больших войнах.

Кто подготовлен, тот выжил. Китайцы вообще почти не пострадали, хотя первыми попали под удар эпидемии. Благодаря хорошей организации и дисциплине. А если страна имеет готовую вакцину до эпидемии? Я думаю, что у военных сейчас появился мощный такой стимул поразмышлять о биооружии. Вирусы сделать сейчас очень легко. Природа нам подкинула вирус, подкинет еще, не сомневайтесь.

Найдутся желающие помочь природе. Я думаю, опасность биотерроризма, хоть в плане экспериментов безумных ученых, хоть в плане неаккуратных военных биологов становится реальной. И это общая проблема, мировая.

А наша конкретная российская проблема — это отставание биологической науки. Биологическая наука в мире сейчас развивается невероятными темпами, пандемия подхлестнула. Биология вышла из колыбели, она перестала быть описательной наукой, она стала давать продукты. Раньше биологические работы поддерживало только государство, когда речь шла о поиске чего-то нового, о фундаментальных исследованиях. Сейчас речь идет о производстве множества продуктов с помощью биотехнологических подходов, о миллиардных прибылях. В финансирование биологических исследований стал вкладываться бизнес. А вложения бизнеса — на порядки больше, чем вложения государства. Прогресс в области биотехнологии, генетики, синтетической биологии огромный. А мы отстаем очень сильно.

Тайга.инфо: Вы же говорите, что «Биосан» все сделал.

— Это решение частной проблемы для одного класса соединений, для РНК-вакцин. И лишь одно из направлений синтетической биологии. А ведь современная синтетическая биология, генетика, молекулярная биология — это новые материалы, молекулярные устройства, растения и животные с новыми свойствами, методы лечения и диагностики, продукты питания. Это направление науки меняет весь окружающий нас мир и созданные им продукты везде вокруг нас.

Тайга.инфо: У нас же все боятся ГМО.

— Во-первых, зря так уж сильно боятся ГМО — это раздутые политиками страсти. Во-вторых, ГМО ругают за то, что в геном природных растений или животных встраивали чужеродные гены. Сейчас разработаны методы, когда можно не использовать чужеродные гены, а просто точечно изменять последовательность «родных» генов клетки. Это позволяют делать появившиеся недавно технологии генетического редактирования. То есть, растения и животные, геном которых изменен такими методами, они никакие не трансгенные, на них запреты не распространяются.

За такими технологиями уже не миллиарды, триллионы стоят. Это огромный прогресс. А у нас проблема с развитием работ в этой области. В стране нет собственных базовых инструментов даже — высокопроизводительных секвенаторов и синтезаторов ДНК. Это про инструменты я говорю, а на самом-то деле главное даже не инструмент. Любая работа в области молекулярной биологии требует огромного количества всяких мелких реактивов. Фермент такой, фермент сякой, антитела такие, антитела сякие. Их очень много. Они дороги, они трудно транспортируемы, они портятся очень быстро. У нас сроки поставки из-за рубежа огромные. Многого нам не продают, а всего и не накупишь, а если и купишь, то наступает момент борьбы с таможней и транспортировкой.

Поэтому наша наука в передовых областях биологии и биотехнологии отстает. Например, у нас в стране людей, которые реально работают в области синтетической биологии, можно пересчитать на пальцах.

Тайга.инфо: Это в Новосибирске или в целом в стране?

В масштабах страны человек 10 ведущих специалистов. В США — тысячи. И вот в этой ситуации очень большое значение имеет подготовка кадров. Что мы видим сейчас? У нас два года идет пандемия. У нас огромное отставание в генетических технологиях, руководство страны это прекрасно осознает, и по решениям «сверху» два года назад была создана программа «Генетические технологии». Туда вкладываются серьезные деньги. Для реализации этой программы нужны специалисты, много химиков и биологов.

Потребность в них растет во всех странах, которые стремятся доминировать в современных областях науки и технологий.

В США в 2012 году совет по науке представил президенту видение о том, что нужно делать в этой области. Было сказано, что США для того, чтобы развиваться в существующей экономической ситуации и быть лидером, не хватает ежегодно миллиона выпускников вузов, которые работают в области химии, биологии, физики. И совет предложил программу массового привлечения абитуриентов и программу «перетаскивания» на эти специальности студентов с других факультетов.

Тайга.инфо: А у нас что происходит?

— Мы только в начале пути. Опять Новосибирск может гордиться — у нас ведется проект гражданской науки «Охотник за микробами». Это первый такой масштабный проект гражданской науки в стране, очень успешный. Он поддержан грантом от Минобрнауки РФ по программе «Генетические технологии». И вот я подхожу к тому, что НГУ нужно сейчас особое внимание уделить, создать современные условия для подготовки специалистов в области химии, биологии, физики.

Факультет естественных наук явно находится в застывшей ситуации, он давно не получает должной поддержки. Главное, что не хватает лабораторных помещений для практикумов. Компании готовы помогать университету, но, по моему мнению, ФЕН вниманием обделен. Для меня было ударом узнать, что университет наш не оказался в первых рядах при проведении недавнего конкурса. Его программа не была оценена в числе лучших.

Тайга.инфо: Не была оценена программа университета?

— Да, программа. Она оценивалась по какой-то хитрой системе, есть несколько градаций. Наш НГУ не оказался в числе лучших.

Тайга.инфо: С чем это связано? Мы привыкли считать, что у нас один из лучших университетов.

— Первая моя реакция была, когда я об этом узнал, что это большая несправедливость, предвзятое отношение. Я выпускник НГУ и считаю его лучшим. Но что же случилось? В чем же дело? Оказалось, что наша программа была недостаточно хорошо представлена и недостаточно хорошо написана. Это важнейшее направление современной науки не находит должного отражения в программе развития нашего университета. Нам делают замечание, что университет не заявляет амбициозных программ, у него нет желания меняться ни в какую сторону с учетом новых вызовов. Вот такие замечания делают.

Сейчас смысл в том, чтобы студенты не просто слушали лекции и механически выполняли лабораторные стандартные работы, а чтобы они сразу начинали выполнять свои научные проекты. В ходе обучения по таким программам студенты получают навыки: как самому собирать знания для своего проекта, как решать задачи с неизвестным ответом. В такой системе студенты могут реально сделать открытия и выйти на практически важные результаты, сделать свой стартап. Университету нужна такая программа стартапинга. Мы готовы это делать у себя на кафедре молекулярной биологии и биотехнологии. Это я точно буду делать, я студентов уже предупредил. Но для того, чтобы всё это развивать, нужны помещения. Сегодня у нас физически нет возможности это реализовать на площадке НГУ.

И у меня большое беспокойство, как будет строиться лабораторный корпус, потому что у нас — биологов, биотехнологов, физиков, химиков — никто пока не спросил, какие помещения нам нужны. Никто не спросил, где установить вытяжные установки, где помещения, подготовленные по стандартам работы с микробиологическими объектами и клетками высших организмов, какой высоты потолки. Мы хотим, чтобы корпус был адекватного размера и подходил для задач факультета.

Беседовал Алексей Мазур

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 2

Тема: « Дикорастущие и культурные растения» ( «Школа России» А.А. Плешаков)
Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формировать понятие «дикорастущие растения», «культурные растения», показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.

Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с новыми понятиями, расширить словарный запас обучающихся; 
развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
воспитательные: совершенствовать навыки совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: картинки с изображением дикорастущих и культурных растений, школьный словарик « Растения России»; у учащихся – цветные фишки, книга «Великан на поляне».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

  1. Актуализация знаний. (Актуализация знаний — викторина)

-Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?

-Почему полёвок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там ,где растут сосны и ели?

-Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?

-Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (ответы детей)

  1. Самоопределение к деятельности.

-Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?(Это деревья .Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево ,яблоня — лиственное ,ель растёт в лесу, яблоня -в саду ,за ней ухаживает человек.)

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? ( Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растёт в саду , за ним ухаживает человек, а можжевельник-растение леса.)

-Чем похожи мать- и – мачеха и помидор? ( Похожи тем ,что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растёт повсюду,а помидоры сажает в огороде человек.)

Формулировка темы урока.

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? ( О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)

-Прочитайте тему урока на с.68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как различать растения , на какие группы их можно разделить.)

-Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике. 

  1. Работа по теме урока.
    1. Беседа, работа по учебнику.
    — Давайте вспомним, какое
     значение для человека имеют растения. (Растения кормят, одевают и лечат человека. Из некоторых растений делают мебель и стройматериалы.)
    Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
    — Приведите примеры таких растений. ( Свекла, картофель, пшеница, лен и т.д.)
    —  А какое название вы бы дали этой группе растений? ( Ответы детей.)
    — Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)
    — Выполните задание.

hello_html_m273becf7.jpg

hello_html_m142c99b3.jpg

  1. Физкультминутка.
     Жил один садовод

    Он развел огород,

    Подготовил старательно грядки.
   ( Показать, как копал грядки.)

    Он принес чемодан,

    ( Показать, как нес чемодан )

    Полный разных семян,

    Но смешались они в беспорядке.

    Наступила весна,

    И взошли семена —
   (Присесть, затем встать )

    Садовод любовался на всходы.
   ( Показать восхищение )

    Утром их поливал,
   (Показать, как поливал.)

    На ночь их укрывал

    ( Показать, как укрывал.)

    И берег от холодной погоды.

    (Учащиеся садятся, учитель продолжает.)

    Но когда садовод

    Нас позвал в огород,

    Мы взглянули и все закричали:

  — Никогда и нигде,

    Ни в земле, ни в воде

    Мы таких овощей не встречали!

    Показал садовод

    Нам такой огород,

    Где на грядках, засеянных густо,

    Огурбузы росли,

    Помидыни росли,

    Редисвекла, чеслук и репуста.

  1. Продолжение работы по теме урока.
    -Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей. )
    -А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? ( Можно посмотреть в словаре. )
    Из словаря И.С.Ожегова: легенда – это поэтическое предание о каком либо историческом событии.
    -Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд. Прочитайте текст на с.70 учебника.
    -Что вас удивило?
    (Учащиеся обмениваются мнениями. Далее работают с книгой «Великан на поляне»)
    1 вариант читает легенду о растении «кукушкины слезы» 
    2 вариант читает 
    легенд о растении «одолень – трава»
    -Почему эти растения так назвали?
    -Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое вам нравится.(Учащиеся придумывают и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом. Можно рекомендовать детям  прочитать дополнительную информацию в школьном словарике «Растения России.»)
  2. Рефлексия.

-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
-Объясните, какие растения называются дикорастущими, а какие – культурными?
-Для чего люди выращивают культурные растения?

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.
    -Назовите тему нашего урока.
    -Справились ли мы с задачами, которые ставили в начале урока?
    -Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным?
  2. Домашнее задание.
    Найти другие легенды о растениях, подготовить о них сообщение.

Самоанализ.

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно — деятельностного подхода. Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
На этапе актуализации знаний провели самоконтроль готовности к уроку, создала условия для мотивации. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как
рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний, используя страницы учебника.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Обучающиеся работали с толковым словарем.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов, выставление отметок.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока.

  • Рассказ про деревню по английскому языку
  • Рассказ про дерево ива
  • Рассказ про дерево тополь
  • Рассказ про державина 7 класс
  • Рассказ про дерево дуб