Рассказ про дерево ива

Фото pixabay.com священное дерево верба весной, за неделю до пасхи, отмечается праздник вербного воскресенья. в этот день православные христиане освящают

Верба: не только для души, но и для здоровьяФото pixabay.com

Священное дерево верба
Весной, за неделю до Пасхи, отмечается праздник Вербного воскресенья. В этот день  православные христиане освящают в храмах веточки вербы, чтобы, придя домой, положить их за образа — считается, что освященная верба обладает чудотворной целительной силой и становится оберегом на весь год.

Верба – символ Пасхи
Вербное воскресенье – так в народе называют праздник Входа Господня в Иерусалим. Жители Иерусалима приветствовали Христа пальмовыми ветвями, устилая ими его путь. Именно так в те времена было принято встречать царей, и таким образом люди выражали свое признание божественности Христа, свою веру в него. Но на Руси пальмы не растут, и с принятием христианства пальмовые ветви заменило растение, которое первым зацветает в наших краях, — верба. Выбор вербы как символа Пасхи не случаен. Вербу почитали на Руси с давних времен и верили в ее животворные свойства, что она защищает от порчи и сглаза, поэтому верба издавна использовалась в обрядах, с ней связаны различные традиции и поверья. Целебные качества вербы также известны давно. Неудивительно, что именно верба заменила собой пальмовые ветви с принятием на Руси христианства. 

Верба – символ весны
Верба — символ весны, пробуждения природы; символ быстрого роста, умножения, плодородия. Верба быстро реагирует на первые теплые солнечные деньки: ее побеги начинают оживать, на них открываются пушистые почки. А сам праздник Вербное воскресенье для нас означает возрождение, несет надежду на будущее, позволяет приступить к новым делам с твердой верой, что все будет хорошо. 

Подготовка вербных веток была особым обрядом — накануне Вербного воскресенья люди шли ломать вербу, растущую именно на берегах рек. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к празднику они могли распуститься.

Верба в народной культуре
В народе использовали вербу следующими способами. В мае опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба».

Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы были длинными. При готовке праздничных хлебов на тесто клали веточку вербы, чтобы эти хлебы росли в печи так же быстро, как растет верба. Средством от грома, грозы и бури, от всякой напасти также считалась верба: из ее веток делали связки (веники), троекратно обходили с ними дом и хлестали двери дома, а также вешали ветки вербы во дворе со словами: «Храни, верба, нас от грома и града, бури и непогоды, от всяких болезней и нечистой силы». При болезнях окуривали вербным дымом помещение.

Девушки по утрам умывались водой, в которой с вечера запаривали листья и соцветия вербы, на красоту и от сглаза. Интересен обычай плести из веток венки, затем опускать в воду: чей венок быстрее уплывет, та девушка раньше замуж выйдет. Во время гуляний парни хлестали девушек веточками вербы, чтобы проворными, бойкими, веселыми и работящими были. 

Польза вербы для здоровья человека
Верба — кладезь лекарственных свойств. В некоторых областях России советуют  бесплодным женщинам есть почки освященной вербы, уверяя, что после этого женщина непременно начнет рожать детей. Верба вообще имеет большое значение в народной медицине. Знахари варят освященную вербу вместе с целебными травами и поят больных в полной уверенности, что поможет. Отваром освященной вербы мочат голову и этим лечат головную боль. В старину почки-шишечки освященной вербы жевали и глотали, чтобы горло и зубы не болели, а веточки запаривали и пили от лихорадки. Многим из нас знакомы признаки простуды, ангины, гриппа. Издавна было принято снижать жар и снимать боль отваром веточек вербы (ивы). Веточки вербы (ивы) хороши для сердечников, вот, например, такой рецепт: одну ветку молодого прироста вербы измельчить, залить одним литром горячего пива, кипятить на малом огне пять минут, остудить, пить отвар по полстакана стакана три-четыре в день непременно в теплом виде после перенесенного инфаркта миокарда.

Лекарственными свойствами обладают и листья вербы (ивы), их собирают летом до середины августа, то есть до наступления холодных туманов. 

2 %D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0 21042021
Фото static.wixstatic.com

Кора вербы (ивы) и аспирин
Самыми чудодейственными свойствами обладает кора вербы или ивы. Разного рода экстракты коры еще в древности использовали для лечения инфекционных болезней и подагры, для облегчения боли и снижения температуры. В 1763 году священник Эдвард Стоун сделал доклад о вылечивании лихорадочного озноба настойкой коры ивы. В 1838 году было доказано, что активным компонентом коры вербы (ивы) является салициловая кислота. В 1893 году Феликс Хофман (Германия) разработал технологию производства ацетилсалициловой кислоты из коры вербы (ивы). Продукт получил коммерческое название аспирин. Это лекарство сразу и надолго завоевало популярность. Аспирин и сегодня входит в состав многих препаратов, применяемых для лечения головной боли и артрита. Аспирин оказывает противовоспалительное, жаропонижающее, болеутоляющее действие, поэтому его используют при лихорадочном состоянии, головной боли, невралгиях, ревматизме. Клинические исследования показали, что ежедневный прием небольших доз аспирина предотвращает недостаточность кровоснабжения сердца и мозга, может снизить риск сердечно-сосудистых нарушений, разжижает кровь, уменьшает вероятность инфаркта и инсульта.

Противовоспалительное действие аспирина вызвано уменьшением проницаемости капиллярных сосудов, а жаропонижающее — влиянием на центры терморегуляции организма. Аспирин полезен при тромбофлебитах, предупреждает свертывание крови и образование послеоперационных тромбов, снимает приступы стенокардии при ишемической болезни сердца. Оказалось также, что болеутоляющие препараты, такие как аспирин, могут снижать риск болезни Альцгеймера или старческого слабоумия, замедлить потерю зрения при диабете. Врачи полагают, что прием аспирина в небольших дозах оказывает благотворное действие на протекание беременности. 

Все эти универсальные лечебные качества и широкое распространение дают основание назвать аспирин одним из главных лекарств ХХ века.

К сожалению, у некоторых людей химически созданный аспирин может вызвать аллергическую реакцию или желудочные кровотечения. Лекарство же, полученное из коры вербы (ивы), легче переносится больными.

Отвар коры вербы (ивы) обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным, вяжущим, антисептическим, ранозаживляющим, противовоспалительным, обезболивающим и успокаивающим действием. Принимается при несварении желудка, катарах желудка и кишечника, поносах, ревматизме, подагре, при головной боли на нервной почве и различных болях, в частности нервных болях лица, при простуде, температуре. Отвар коры используется и для полосканий при воспалительных процессах рта и горла. При язвах и нарывах на коже применяется мазь, приготовленная из порошка коры вербы (ивы) и сливочного масла. Отвар коры выручает и при потении ног с неприятным запахом (ножные ванны). При болях в ногах от расширения вен применяются ножные ванны (до колен) из отвара равных частей коры вербы (ивы) и дуба.

Рецепты
Одну столовую ложку измельченной сухой коры вербы (ивы) залить двумя стаканами кипяченой воды, настоять четыре часа, пить по трети стакана три раза в день до еды при нервозности, раздражительности.

Порошок коры вербы (ивы) принимать по одному грамму три раза в день перед едой при колитах, гастритах, хронических поносах, геморроидальных и других кровотечениях.

Сорок граммов измельченной сухой коры вербы (ивы) залить одним литром воды, кипятить десять минут, настоять час, процедить, пить по полстакана три-четыре раза в день при хронических гастритах, несварении желудка. 

Одну чайную ложку измельченной коры вербы (ивы) залить стаканом кипятка, кипятить десять минут, пить отвар по полстакана три раза в день при варикозном расширении вен, тромбофлебитах. Одновременно принимать ножные ванны с этим же отваром (для ванн отвар можно сделать из расчета: одна столовая ложка на один литр воды).

Крепким отваром ивы (две столовые ложки на один литр кипятка, кипятить десять минут) мыть голову при перхоти, выпадении волос. В отвар можно добавить одну столовую ложку корней лопуха. 

При гипергидрозе (повышенной потливости) одну столовую ложку порошка коры вербы (ивы) залить двумя стаканами кипятка, настоять восемь часов, процедить, использовать для ножных ванн.

Кору вербы (ивы) собирают, начиная с ранней весны (как только появились так называемые «пушочки») до сентября. Аккуратно срезают верхние молодые побеги длиной пятнадцать — двадцать сантиметров, снимают с них кору и сушат ее в проветриваемом помещении. Запасаться корой вербы (ивы) можно и зимой. Для этого срубленные ветки приносят домой в тепло, и через восемь-десять часов кора начинает отделяться от древесины. Лечебные свойства кора сохраняет до десяти лет. Будьте здоровы и помните: собирая лекарственное сырье, не жадничайте, берегите  родную природу!

3 %D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0 21042021
Фото pixabay.com

Наталья Шамрай, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

Прежде чем воспользоваться нашими советами, проконсультируйтесь с лечащим врачом. Не занимайтесь самолечением. Информация носит справочный характер.

Здесь можно подписаться на газету Завалинка

Белая ива представляет собой довольно красиво дерево, вызывающее повышенный интерес и неподдельный восторг. Ее часто используют для создания оригинального ландшафтного дизайна на больших садовых участках или в парковых зонах. Мало кому известно, что кора, листья и сережки данного дерева обладают лечебными свойствами. Благодаря этому их используют не только в народной медицине, но и добавляют в фармакологические препараты для лечения различных заболеваний.

 дерево ива белая - фото 1

Данное дерево относится к роду Ив семейства Ивовых. В народе его часто называют серебристой ивой, ракитой, Ветлой. Главной особенностью растения является его способность переносить суровый климат. Может расти как в городе, так и за его пределами. В культуре дерево довольно долговечно. Его возраст может достигать 100 лет.

Белая ива по праву признана одним из самых красивых деревьев. Тонкие, раскидистые ветви делают крону растения похожей на подвижное кружево. Благодаря этому иву часто высаживают в парках и возле деревенских домов. Также дерево зачастую используют для облагораживания дворов, скверов и садовых участков.

Стоит отметить, что размножается данная культура семенами довольно плохо. Это объясняется тем, что они быстро теряют всхожесть. Исходя из этого, для разведения белой ивы используют вегетативный способ.

 дерево ива белая - фото 2

Белая ива является достаточно крупным, раскидистым деревом. Его высота достигает 30 см. Крона имеет шатровидную форму. Диаметр ствола составляет 1 м. Он покрыт серой глубокотрещиноватой корой. Белая ива имеет длинные и гибкие ветви. Молодые стебли блестящие. Они могут быть как желтым или зеленым, так и красным цветом. Взрослое растение имеет буро-красные или желтые побеги.

Ланцетные почки отличаются сплюснутой, острой формой. Они имеют насыщенный красновато-желтый оттенок. Длина почек составляет 6 мм. Из них формируются листья с заостренными верхушками. Их длина колеблется в пределах 5-15 см. Листья могут быть черешковыми, ланцетными или продолговато-ланцетными, сужающимися ближе к основанию, и заостренными к концу.

 дерево ива белая - фото 3

Стоит отметить, что молодые листочки с двух сторон покрыты серебристыми шелковистыми волосками. Взрослая листва имеет волосяной покров только с нижней стороны. В осенний период листочки изменяют свой окрас на желто-бронзовый оттенок.

Белая ива является двудомным растением. На мужском дереве образуются пушистые соцветия-сережки желтоватого оттенка, а на женском – длинные зеленые. Цветки не имеют околоцветника. Плоды представляют собой коробочку на ножке с большим количеством маленьких семян. Стоит отметить, что цветет белая ива в апреле-мае.

 дерево ива белая - фото 4

Ареал вида — Европа (исключение составляет Крайней Север), Западная Сибирь, Малая Азия, Иран, Казахстан. Растет данная культура также в Северной Америке и Средней Азии. Довольно распространено в Средней России.

В естественных условиях довольно часто можно увидеть на плавнях, по берегам рек, арыков, прудов и водоёмов, на плотинах, насыпях, откосах, вдоль дорог и около частных домов. Интересно отметить, что белая ива образует довольно крупные рощи, тянущиеся на многие километры. Зачастую ее разводят как культурное растение. Однако оно часто дичает на месте посадок.

 дерево ива белая - фото 5

В листьях и коре белой ивы содержатся дубильные вещества, флавоноиды, аскорбиновая кислота, органические кислоты. За счет  этого дерево обладает следующими свойствами:

  • вяжущими;
  • антисептическими;
  • обезболивающими;
  • антибактериальными;
  • жаропонижающими;
  • кровоостанавливающими.

Помимо листьев и коры полезными свойствами обладают и сережки мужского дерева. Они оказывают желчегонное, мочегонное, и глистогонное действие.

Стоит отметить, что настой и отвар коры помогает вывести из организма мочевую кислоту. Такие средства рекомендуется пить при подагре и артрите. Также отвар используется для полоскания ротовой полости при воспалительных процессах. Кроме того, многие ученые считают, что белая ива оказывает на людей успокаивающее воздействие, а также способствует расслаблению. За счет большого содержания дубильных веществ растение используется для лечения солнечных ожогов.

 дерево ива белая - фото 6

Белая ива уже на протяжении многих лет активно применяется в фармакологии, народной медицине и косметологии. Это обусловлено ее целебными свойствами и обширным спектром воздействия на организм. Однако средства на основе коры, листья и сережек имеют ряд противопоказаний, о которых следует знать.

Довольно часто белую иву добавляют в препараты, предназначенные для лечения:

  • лихорадки;
  • диареи;
  • невроза;
  • подагры;
  • геморроя;
  • ОРВ.

Нередко экстракт белой ивы можно встретить в медикаментах для лечения органов пищеварения.

 дерево ива белая - фото 7

Существует множество рецептов на основе данного дерева, передающихся из поколения в поколение. Из коры, листьев и сережек ивы готовят отвары и настойки, избавляющие от диареи, лихорадки, повышенной температуры, и ряда других недугов.

 дерево ива белая - фото 8

Кору белой ивы включают в состав кремов и лосьонов по уходу за проблемной кожей лица и тела. В ней содержится салицин, помогающий улучшить обменные процессы в верхнем слое эпидермиса, а также нормализующий функцию сальных желез.

Помимо этого на основе коры ивы создаются шампуни, маски и бальзамы для волос. Они улучшают структуру локонов, усиливая их рост.

 дерево ива белая - фото 9

Как и любое растение с лечебными свойствами белая ива имеет ряд противопоказаний. Отказаться от нее следует в следующих случаях:

  • хронического запора или брадикардии;
  • аллергии;
  • во время беременности (большое количество салициловой кислоты может вызвать патологию плода);
  • наличие сахарного диабета;
  • при заболеваниях печени;
  • обострения гастрита.

Также препараты, отвары и настойки не рекомендуется давать детям до 16 лет, а также людям с высокой чувствительностью к аспирину.

Создайте Ваш сайт учителя

Курсы ПК и ППК
Видеоуроки

Олимпиады
Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Начальные классы
  3. Уроки
  4. Михаил Пришвин «Разговор деревьев» 2 класс конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока. УМК «Перспективная начальная школа».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Рассказ про дерево ива

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Рассказ про дерево ива

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Рассказ про дерево ива

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Рассказ про дерево ива

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Рассказ про дерево ива

Наладить дисциплину на своих уроках.

Рассказ про дерево ива

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Михаил Пришвин «Разговор деревьев» 2 класс конспект урока»

МОУ Тимирязевская СОШ

Литературное чтение

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «М. Пришвин «Разговор деревьев».

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. познакомить учащихся с творчеством писателя;

  2. развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;

  3. находить ответы на поставленные вопросы словами текста;

  4. аргументировать своё мнение.

Личностные:

  1. воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни;

  2. умение слышать и слушать друг друга;

  3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности;

  4. формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1) Общеучебные:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  2. поиск и выделение необходимой информации;

  3. структуирование знаний;

  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  5. смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста ;

  6. формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

2) Логические универсальные действия:

  1. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;

  3. построение логической цепи рассуждений;

  4. доказательства;

  5. выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в рассказе.

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умений работать в группах;

  2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;

  3. уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  1. формировать умение определять цель деятельности на уроке;

  2. принимать и сохранять учебную задачу;

  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  4. адекватно воспринимать оценку учителя;

  5. формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» (часть 2) 2 класс Н.А. Чуракова, тетрадь №2, мультимедийная презентация,  разноцветные жетоны, выставка книг М. Пришвина.

Основные понятия, используемые на уроке: текст, тема, идея, олицетворение, сравнение.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.  

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие словообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами

 сделаем маленькое открытие. Мы познакомимся с вами с новым писателем – М. М. Пришвиным.

Задание №1.

На слайдах появляются изображения Михаила Михайловича Пришвина.

Вопрос: «Что вы можете сказать об этом человеке?»

Наводящие вопросы:

  1. Какими чертами характера он может обладать М.М. Пришвин? (Ответы учеников)

  2. Предположите, кем он может работать? (Ответы учеников)

  3. Чем может увлекаться М.М. Пришвин? (Ответы учеников)

Задание №2.

Учитель перечисляет названия рассказов Пришвина: «Лесной хозяин», «Птицы под снегом», «Разговор птиц и деревьев», «Лягушонок», «Ёж» и др.

Вопрос. Какая тема объединяет эти рассказы? (Тема природы).

Учитель: Но открою Вам маленькую тайну, что Михаил Михайлович Пришвин не просто описывают  природу как в учебнике «Окружающий мир», а показывает её с необычной стороны, по-особенному. Вы хотите узнать как?

Познавательные УУД:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Личностные УУД:

  • умение замечать интересные события в повседневной жизни.

  • Формирование границ собственного «знания» и «незнания».

3. Совместное открытие знаний

Класс делится на три группы по рядам. От каждой группы выходит один ученик и вытягивает из  любознательного сундучка загадку. Ученики по очереди читают загадку своей группе. Группа озвучивает отгадку.

Загадка №1.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ: Дерево

Загадка №2.

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Ответ: Дерево

Загадка№3.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Ответ: Дерево

Отгадка появляется на слайде.

А теперь, ребята, перейдём к рассказу Михаила Михаиловича Пришвина. Откройте учебник на странице 118. Прочитайте как называется рассказ.

Ребята, с вашей точки зрения, как могут разговаривать деревья? А о чём они могут говорить?

Сильный ученик читает рассказ.

Работа с текстом рассказа.

Вопрос №1. О каком времени года повествует писатель? Докажите.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд)

Вопрос №2. Ребята ответьте мне на вопрос, а деревья относятся к живой или не живой природе? Почему вы так думаете?

Вопрос №3. А как М.М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе?  А для этого ёще раз перечитаем рассказ. Читать будем по одному предложению.  Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые.

Ученик читает.

«Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля».

Ученик читает.

«И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками».

Вопрос № 4. Какие слова-действия использует М.М. Пришвин при описании деревьев?

А как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворения)

Признаки человека

дерево

плакучая

дуб

стройная

ива

могучий

берёза

Учитель: А теперь я хочу Вас немножко отвлечь. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Знакома ли Вам эта картина? Может быть кто-нибудь помнит её название. А с чем можно сравнить цветы пижмы? (С рябиной).

В рассказе Пришвина тоже есть сравнение. Давайте его найдем.

Вопрос № 5. Найдите в тексте предложение и прочитайте его.

Осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой.

Вопрос № 6. Какие 2 предмета сравниваются между собой? А почему?

Вопрос № 7. В рассказе автор пишет «Мы звуками перекликаемся». Кто это «мы»?

Вопрос № 8. А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (При помощи аромата.)

Вопрос №9. Ребята, а чтобы всё это придумать, каким должен быть человек?

Вопрос № 10. А вы помните мальчика, который совершенно не умел фантазировать?  Ему бы понравился этот рассказ? Почему?

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;

  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей — авторского мнения, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений работать в группах;

  • умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные УУД:

  • умение слышать и слушать друг друга;

  • оценка своих поступков.

4. Применение нового знания

Ребята, мне очень интересно узнать, а вы поэты?

Наблюдательны ли вы?

Работа в тетрадях для самостоятельной работы стр.29, №21 М. Пришвин «Расцвет шиповника»: (работа в парах), а затем фронтальная. И выявление ключевой темы рассказов Михаила Пришвина — ПРИРОДА.

Вывод: Очень важно быть наблюдательными и уметь фантазировать.

Личностные УУД:

  • умение слышать и слушать друг друга;

  • ориентация на выполнения моральных норм.

Познавательные УУД:

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений работать в группах;

  • умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

5. Рефлексия.

–– Подведем итог нашей беседы.

– Поставим “точку” в конце урока.

На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии:

Красный – если вам на уроке было интересно;

Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке;

Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно.

(Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).

Мы поставили точку только в изучении рассказа «Разговор деревьев», но М.М.Пришвина очень много и других детских рассказов, которые Вам будет очень интересно прочитать.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А завтра вновь за дело.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Учитель начальных классов: Залалетдинова Ремзия Рашитовна.

Получите в подарок сайт учителя

Автор: Залалетдинова Ремзия Рашитовна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582185

«ДЕРЕВЬЯ»

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.

2. Деревья: клён, берёза, ива, дуб.
3. Деревья: каштан, ольха, ель, липа.
Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.

«Самый красивый листок найди и про него нам расскажи»

Цель — закрепить названия цвета, формы, научить составлять сложносочиненные предложения.

Правила игры: Выбрать из предложенных листьев, наиболее понравившийся и составляют небольшой описательный рассказ.

«Найди дерево по описанию».

Picture 2  Дидактическая задача.

 Найти предмет по описанию.

 Игровое действие.

 Угадывание растений по описанию.

 Правило.

 Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

 Ход игры.

 Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).

Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,

Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

Дидактическая игра «Деревья — наши друзья»

Дети с помощью воспитателя (наводящие вопросы, подсказки) узнают знакомые деревья и рассказывают о них.

Что мы видим на веточках этого дерева? (Семена – «вертолетики») Да.

Какие они? (Красивые, легкие, прозрачные, висят парами)

Зачем семена нужны дереву? (Чтобы из него выросли новые деревья)

Какое это дерево? (Клен)

Как выглядит ствол тополя? (Он толстый, имеет светло-коричневую окраску с зеленым отливом)

Сравним: отличаются ли стволы старого и молодого тополя? (Ствол старого тополя темнее и более толстый, чем у молодого деревца)

Это береза. На ней отличаются от других деревьев почки. Покажите, где на березке почки, и расскажите, как они выглядят. (У березки почки продолговатой формы, большие, они шершавые на ощупь, покрыты словно чешуей. Почки березового дерева напоминают украшение — серьги.)

Дидактическая игра «Отгадай растение»

Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.

Дидактический материал: Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке. Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза). У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту, В высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна). Желто-красная одежка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это… (Клен) Тонет куст в цветах махровых, Словно в облачках лиловых. В яркий теплый майский день, Глаз наш радует… (Сирень) Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это… (Дуб)

«Назови части дерева».

Рисунок 2к 2″ /> Цель: Закреплять знания о дереве и формировать новые знания.

Развивать память, мышление.

Правила игры:

Вместе с детьми рассмотреть дерево и уточнить такие понятия , как «крона», «макушка», «ствол», «ветки», «корни». Непосредственное рассматривание поможет закрепить части дерева.

Picture 3Такой листок, лети ко мне»
Цель.
Закрепить знание внешнего вида листьев, умение их отличать, рассказывать о признаках.
Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги. 
Игровое действие. Подбежать к водящему.
Игровое правило. Правильно определить лист, рассказать о его признаках.
Ход игры.
Детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: «Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне». Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках. 
Усложнение — команда: «Такой листок лети ко мне». Признак принадлежности к какому — то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком. 

 «Детки с какой ветки?»

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

Дидактические игры по теме «Деревья и кустарники»

Дидактическая игра «Назови где деревья, где кусты»
Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.

  1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.

  1. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.

  1. Лимон, слива, груша, вишня, персик, яблоня – это плодовые деревья.

  1. Ель, сосна, кипарис, можжевельник, туя, кедр это хвойные растения.

Дидактическая игра «Отгадай растение»
Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту,
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна).

Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди.
Сирень – это куст с сиреневыми цветами.
Карточки для разрезания.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например:
1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.

  1. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные.

  1. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья.

  1. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.

Рассказ про дерево ива

Дидактическая игра « Что сначала, что потом?»
Цель: умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.

  1. Деревья: клён, берёза, ива, дуб.
    Листья: дубовый, кленовый, берёзовый, ивовый.

  1. Деревья: каштан, ольха, ель, липа.
    Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/465928-didakticheskie-igry-v-starshej-gruppe-po-teme

  • Рассказ про дерево тополь
  • Рассказ про державина 7 класс
  • Рассказ про дерево дуб
  • Рассказ про деревню на английском языке с переводом
  • Рассказ про дениску и мишку