Рассказ про дениску драгунский

Денискиному другу ване достался от отца старый сломанный велосипед. ваня его починил, посадил дениску на багажник, и они поехали кататься

Денискиному другу Ване достался от отца старый сломанный велосипед. Ваня его починил, посадил Дениску на багажник, и они поехали кататься «по белу свету».

У Ваньки Дыхова был велосипед. Довольно старый, но все-таки ничего. Раньше это был велосипед Ванькиного папы, но, когда велосипед сломался, Ванькин папа сказал:

— Вот, Ванька, чем целый день гонки гонять, на тебе эту машину, отремонтируй ее, и будет у тебя свой велосипед. Он, в общем, еще хоть куда. Я его когда-то на барахолке купил, он почти новый был.

И Ванька так обрадовался этому велосипеду, что просто трудно передать. Он его утащил в самый конец двора и совсем перестал гонка гонять — наоборот, он целый день возился со своим велосипедом, стучал, колотил, отвинчивал и привинчивал.

Он весь чумазый стал, наш Ванька, от машинного масла, и пальцы у него были все в ссадинах, потому что он, когда работал, часто промахивался и попадал сам себе молотком по пальцам. Но все-таки дело у него ладилось, потому что у них в пятом классе проходят слесарное дело, а Ванька всегда был отличником по труду. И я Ваньке тоже помогал чинить машину, и он каждый день говорил мне:

— Вот погоди, Дениска, когда мы ее починим, я тебя на ней катать буду. Ты сзади, на багажнике, будешь сидеть, и мы с тобой всю Москву изъездим!

И за то, что он со мной так дружит, хотя я всего только во втором, я еще больше ему помогал и, главное, старался, чтобы багажник получился красивый. Я его четыре раза черным лаком покрасил, потому что он был все равно что мой собственный. И он у меня так сверкал, этот багажник, как новенькая машина «Волга». И я все радовался, как я буду сидеть на нем, и держаться за Ванькин ремень, и мы будем носиться по всему миру.

И вот однажды Ванька поднял свой велосипед с земли, подкачал шины, протер его весь тряпочкой, сам умылся из бочки и застегнул брюки внизу бельевыми защелками. И я понял, что приближается наш с ним праздник. Ванька сел на машину и поехал. Он сначала объехал не торопясь вокруг двора, и машина шла под ним мягко-мягко, и было слышно, как приятно трутся о землю шины. Потом Ванька прибавил скорости, и спицы засверкали, и Ванька пошел выкомаривать номера, и стал петлять и крутить восьмерки, и разгонялся изо всех сил, и сразу резко тормозил, и машина останавливалась под ним как вкопанная. И он по-всякому ее испытывал, как летчик-испытатель, а я стоял и смотрел, как механик, который стоит внизу и смотрит на штуки своего пилота. И мне было приятно, что Ванька так здорово ездит, хотя я могу, пожалуй, еще лучше, во всяком случае не хуже. Но велосипед был не мой, велосипед был Ванькин, и нечего тут долго разговаривать, пускай он делает на нем все, что угодно. Приятно было видеть, что машина вся блестит от краски, и невозможно было догадаться, что она старая. Она была лучше любой новой. Особенно багажник. Любо-дорого было смотреть на него, прямо сердце радовалось.

И Ванька скакал так на этой машине, наверно, с полчаса, и я уже стал побаиваться, что он совсем забыл про меня. Но нет, напрасно я так подумал про Ваньку. Он подъехал ко мне, ногой уткнулся в забор и говорит:

— Давай влазь.

Я, пока карабкался, спросил:

— А куда поедем?

Ванька сказал:

— А не все равно? По белу свету!

И у меня сразу появилось такое настроение, как будто на нашем белом свете живут одни только веселые люди и все они только и делают, что ждут, когда же мы с Ванькой к ним приедем в гости. И когда мы к ним приедем — Ванька за рулем, а я на багажнике, — сразу начнется большущий праздник, и флаги будут развеваться, и шарики летать, и песни, и эскимо на палочке, и духовые оркестры будут греметь, и клоуны ходить на голове.

Такое вот у меня было удивительное настроение, и я примостился на свой багажник и схватился за Ванькин ремень. Ванька крутнул педали, и… прощай, папа! Прощай, мама! Прощай, весь наш старый двор, и вы, голуби, тоже до свиданья! Мы уезжаем кататься по белу свету!

Ванька вырулил со двора, потом за угол, и мы поехали разными переулками, где я раньше ходил только пешком. И все теперь было совершенно по-другому, незнакомое какое-то, и Ванька все время позванивал в звонок, чтобы не задавить кого-нибудь: ззь! ззь! ззь!..

И пешеходы выпрыгивали из-под нашей машины, как куры, и мы мчались с неслыханной быстротой, и мне было очень весело, и на душе было свободно, и очень хотелось горланить что-нибудь отчаянное. И я горланил букву «а». Вот так: аааааааааааа! И очень смешно получилось, когда Ванька въехал в один старенький переулок, в котором дорога была вся в булыжниках, как при царе Горохе. Машину стало трясти, и моя оралка на букву «а» стала прерываться, как будто стоило ей вылететь изо рта, как кто-то сразу обрезал ее острыми ножичками и кидал на ветер. Получалось: а! а! а! а! а! Но потом опять подвернулся асфальт, и все снова пошло как по маслу: аааааааааааа!

И мы еще долго ездили по переулкам и наконец очень устали. Ванька остановился, и я спрыгнул со своего багажника. Ванька сказал:

— Ну как?

— Блеск! — сказал я.

— Тебе удобно было?

— Как на диване, — сказал я, — еще удобней. Что за машина! Прямо экстра-класс!

Он засмеялся и пригладил свои растрепанные волосы. Лицо у него было пыльное, грязное, и только глаза сверкали — синие, как тазики в кухне на стене. И зубы блестели вовсю.

И вот тут-то к нам с Ванькой и подошел этот парень. Он был высокий, и у него был золотой зуб. На нем была полосатая рубашка с длинными рукавами, и на руках у него были разные рисунки, портреты и пейзажи. И за ним плелась такая лохматенькая собачушка, сделанная из разных шерстей. Были кусочки шерсти черненькие, были беленькие, попадались рыженькие, и был один зеленый… хвост у нее завивался крендельком, одна нога поджата. Этот парень сказал:

— Вы откуда, ребята?

Мы ответили:

— С Трехпрудного.

Он сказал:

— Вона! Молодцы! Откуда доехали! Это твоя машина?

Ванька сказал:

— Моя. Была отцовская, теперь моя. Я ее сам отремонтировал. А вот он, — Ванька показал на меня, — он мне помогал.

Этот парень сказал:

— Да… Смотри ты. Такие неказистые ребята, а прямо химики-механики.

Я сказал:

— А это ваша собака?

Этот парень кивнул:

— Ага. Моя. Это очень ценная собака. Породистая. Испанский такс.

Ванька сказал:

— Ну что вы! Какая же это такса? Таксы узкие и длинные.

— Не знаешь, так молчи! — сказал этот парень. — Московский там или рязанский такс — длинный, потому что он все время под шкафом сидит и растет в длину, а это собака другая, ценная. Она верный друг. Кличка — Жулик.

Он помолчал. Потом вздохнул три раза и сказал:

— Да что толку? Хоть и верный пес, а все-таки собака. Не может мне помочь в моей беде…

И у него на глазах появились слезы. У меня прямо сердце упало. Что с ним?

Ванька сказал испуганно:

— А какая у вас беда?

На Садовой большое движение - Драгунский В.

Этот парень сразу покачнулся и прислонился к стене.

— Бабушка помирает, — сказал он и стал часто-часто хватать воздух губами и всхлипывать. — Помирает бабуся… У ней двойной аппендицит… — Он посмотрел на нас искоса и добавил: — Двойной аппендицит, и корь тоже…

Тут он заревел и стал вытирать слезы кулаком. У меня заколотилось сердце. А парень прислонился к стенке поудобнее и стал выть довольно громко. А его собака, глядя на него, тоже завыла. И они оба так стояли и выли, жутко было слышать. От этого воя Ванька даже побледнел под своей пылью. Он положил руку на плечо этому парню и сказал дрожащим голосом:

— Не войте, пожалуйста! Зачем вы так воете?

— Да как же мне не выть, — сказал этот парень и замотал головой, — как же мне не выть, когда у меня нет сил дойти до аптеки! Три дня не ел!.. Ай-уй-уй-юй!..

И он еще хуже завыл. И ценная собака такс тоже. И никого вокруг не было. И я прямо не знал, что делать.

Но Ванька не растерялся нисколько.

— А рецепт у вас есть? — закричал он. — Если есть, давайте его поскорее сюда, я сейчас же слетаю на машине в аптеку и привезу лекарство. Я быстро слетаю!

Я чуть не подскочил от радости. Вот так Ванька, молодец! С таким человеком не пропадешь, он всегда знает, что надо делать.

Сейчас мы с ним привезем этому парню лекарство и спасем его бабушку от смерти. Я крикнул:

— Давайте же рецепт! Нельзя терять ни минуты!

Но этот парень задергался еще хуже, замахал на нас руками, перестал выть и заорал:

— Нельзя! Куда там! Вы что, в уме? Да как же это я пущу двух таких пацанят на Садовую? А? Да еще на велосипеде! Вы что? Да вы знаете, какое там движение? А? Вас там через полсекунды в клочки разорвет… Куда руки, куда ноги, головы отдельно!.. Ведь грузовики-пятитонки! Краны подъемные мчатся!.. Вам хорошо, вас задавит, а мне за вас отвечать придется! Не пущу я вас, хоть убейте! Пускай лучше бабушка умрет, бедная моя Февронья Поликарповна!..

И он снова завыл своим толстым басом. Ценная собака такс вообще выла без остановки. Я не мог этого вынести — что этот парень такой благородный и что он согласен рисковать бабушкиной жизнью, только бы с нами ничего не случилось. У меня от всего этого губы стали кривиться в разные стороны, и я понял, что еще немножко, и от этих дел я завою не хуже ценной собаки. Да и у Ваньки тоже глаза стали какие-то подмоченные, и он хлюпнул носом:

— Что же нам делать?

— А очень просто, — сказал этот парень деловитым голосом. — Один только выход и есть. Давайте ваш велосипед, я на нем съезжу. И сейчас вернусь. Век свободы не видать!.. — И он провел ладонью поперек горла.

Это, наверно, была его страшная клятва. Он протянул руку к машине. Но Ванька держал ее довольно крепко. Этот парень подергал ее, потом бросил и снова зарыдал:

— Ой-ой-ой! Погибает моя бабушка, погибает ни за понюх табаку, погибает ни за рубль за двадцать… Ой-уюю…

И он стал рвать со своей головы волосы. Прямо вцепился и рвет двумя руками. Я уже не смог выдержать такого ужаса. Я заплакал и сказал Ваньке:

— Дай ему велосипед, ведь умрет бабушка! Если бы у тебя так?

А Ванька держится за велосипед и рыдает в ответ:

— Лучше уж я сам съезжу…

Тут этот парень посмотрел на Ваньку безумными глазами и захрипел как сумасшедший:

— Не веришь, да? Не веришь? Жалко на минутку дать свой драндулет? А старушка пусть помирает? Да? Бедная старушка, в беленьком платочке, пусть помирает от кори? Пускай, да? А пионер с красным галстуком жалеет драндулет? Эх вы! Душегубы! Собственники!..

Он оторвал от рубашки пуговку и стал топтать ее ногами. А мы не шевелились. Мы совершенно изревелись с Ванькой. Тогда этот парень вдруг ни с того ни с сего подхватил с земли свою ценную собаку такс и стал совать ее то мне, то Ваньке в руки:

— Нате! Друга вам отдаю в залог! Верного друга отдаю! Теперь веришь? Веришь или нет?! Ценная собака идет в залог, ценная собака такс!

И он все-таки всунул эту собачонку Ваньке в руки, и тут меня осенило.

Я сказал:

— Ванька, он же собаку оставляет нам как заложника. Ему теперь никуда не деться, она же его друг, и к тому же ценная. Дай машину, не бойся.

И тут Ванька дал этому парню руль и сказал:

— Вам на пятнадцать минут хватит?

— Много, — сказал парень, — куда там! Пять минут на все про все! Ну ждите меня тут. Не сходите с места!

И он ловко вскочил на машину, с места ходко взял и прямо свернул на Садовую. И когда сворачивал за угол, ценная собака такс вдруг спрыгнула с Ваньки и как молния помчалась за ним.

Ванька крикнул мне:

— Держи!

Но я сказал:

— Куда там, нипочем не догнать. Она за хозяином побежала, ей без него скучно! Вот что значит верный друг. Мне бы такую…

А Ванька сказал так робко и с вопросом:

— Но ведь она же заложница?

— Ничего, — сказал я, — они скоро оба вернутся.

И мы подождали пять минут.

— Что-то его нет, — сказал Ванька.

— Очередь, наверно, — сказал я.

Потом прошло еще часа два. Этого парня не было. И ценной собаки тоже. Когда стало темнеть, Ванька взял меня за руку.

— Все ясно, — сказал. — Пошли домой…

— Что ясно… Ванька? — сказал я.

— Дурак я, дурак, — сказал Ванька. — Не вернется он никогда, этот тип, и велосипед не вернется. И ценная собака такс тоже!

И больше Ванька не сказал ни слова. Он, наверно, не хотел, чтобы я думал про страшное. Но я все равно про это думал.

Ведь на Садовой такое движение…

(Илл. Лосин В.Н.)

image_pdfimage_print

…но с другой стороны, Драгунский, коренной москвич, лучше прочих видит, к чему мы катимся стремительным домкратом, когда Россия «вся помаленьку переезжает в Москву и область» (цитата из Москвич Mag), скупая там все муравейники. Кордоны внутри страны, непроницаемая социальная рознь, безмолвие, бесправие и безнадёжность. 

Может, Драгунский ничего такого и не имел в виду, но вы лучше сами почитайте.

ЖЕНЯ, ЖЕНЯ И МОСКВА

Женя Колодкин получил разрешение на въезд и жительство в Москве. Второй степени.

 Степень разрешения считалась снизу: первой степени – это только для тебя одного; второй степени – для двоих, то есть можешь взять жену или любого кровного родственника. Третья степень – ты и еще двое, то есть трое общим числом. Четвертой степени не было, вместо нее была карта «И», то есть «исключительный случай», если ты какой-то обалденный спортсмен или там, не знаю, математик. На карту «И» можно было вывезти до четверых человек. 

Женя подавал на третью степень, потому что хотел взять с собой маму и любимую девушку, на которой предстояло жениться.

Но не вышло. Где-то споткнулся. Сам не понял, где именно, а в ответе этого не было. Объяснений не полагалась. «Вам выдано разрешение второй степени», и точка. Хотя это грандиозное везение, конечно.

***

Проверок было много. Биомедицинская, первым делом. Потом генеалогическая. В Москву брали только чистокровных. Не обязательно русских. Никакого шовинизма. Татарин, калмык, еврей, бурят, мордвин – пожалуйста. Хоть грек. Но чтобы на четыре поколения чистокровный, со справками. Понятно, зачем – еще один барьер, только и всего. Ну а дальше – тесты. Интеллект, психореактивность, общая культурность. Математика, язык, государство и право.

Особое испытание – спортивное. «Курьерское десятиборье». Сначала поднятие тяжестей. Дальше – быстро, но не нарушая правил, ехать по городу на машине. Потом на мотоцикле. Дальше велосипед. Плаванье. Карабкаться через стены, вроде скалолазания. Бокс или карате, дзюдо – на выбор. Бег. Ориентирование по навигатору и по приметам. Скоростной подъем по лестнице на пятнадцатый этаж – и, наконец, вручить адресату пластиковую коробку с яблочным пирогом.

Потому что в Москве для приезжих никакой другой работы не было. Только курьером. Но – только на первые три года. А там уж новые тесты, новые успехи, новые вершины.

Итак, вторая степень. Соискатель плюс один человек.

***

Женя все-таки решил взять с собой маму.

Трудный был выбор. Мама была против. Она говорила, что скоро умрет. У нее был стафулоз в тяжелой стадии, какая-то новая зараза. Мама говорила: «Езжайте с Женечкой. Распишитесь – и езжайте. А я тут как-нибудь».

Девушку Жени Колодкина звали тоже Женя.

Он сначала обрадовался такому маминому решению, тем более что и его Женя очень хотела с ним в Москву, но не говорила ни слова, потому что знала, какой ему предстоит трудный выбор. В общем, Женя уже совсем было собрался пойти со своей Женей в МФЦ и подать заявку на брак, но вдруг подумал: «Господи боже, что ж я делаю! Это же мама! Мать! Она меня родила, растила-кормила, после папиной смерти образование дала, а я ее бросаю! Древние греки, кажется, говорили: жён-мужей и детей может быть сколько хочешь, а матери новой не будет! Что ж это я за подлец такой? Нет!»

В общем, он сказал матери, что берет ее с собою. И что в Москве обязательно найдется лечение от стафулоза: либо больница, либо просто лекарство, которого здесь нет, а в Москве, наверное, в каждой аптеке навалом.

Брать с собой много вещей не разрешалось – по чемодану пятьдесят пять на сорок на двадцать пять и бумажник с документами.

***

Когда перешли наружную границу, там был двухдневный карантин. Им с мамой дали отдельную комнатку. На другой день зашел врач, посмотрел обоих, сказал маме: «Прилягте, гражданка, я сейчас вернусь». Но не вернулся.

Вечером мама позвала Женю присесть рядом и сказала:

— Зря ты Женечку вместо меня не взял.

— Да ладно! – засмеялся он.

— Так в Москве и не побывала, – сказала мама и заснула.

«А и правда – подумал Женя. – Это только наружный периметр. Карантинная граница. А настоящая Москва там, в конце коридора, где второй контроль».

Утром мама была уже холодная.

Врач и полицейский не велели Жене брать мамин чемодан. «Заразно!».

Женя проводил взглядом каталку, на которой лежала мама, в ногах у нее, клонясь и чуть не падая, стоял серый чемодан с ремешками крестом, вспомнил про крест, перекрестился и пошел, подхватив свой чемоданчик, в конец коридора.

Он выложил свои документы на прилавок и напористо изложил ситуацию. Типа что его мать, указанная в документе как законный спутник по разрешению второй степени, ранним утром скончалась от стафулоза, вот справка.

— Ну и? – спросил пограничник, старик в толстых очках.

— Ну и я имею право въехать со спутником. Имею право вернуться и привезти спутника. В смысле спутницу. Разрешение действует год с момента выдачи. Прошло меньше месяца.

— Знаете, что? – вдруг засмеялся пограничник, снял и протер очки. – Вы знаете, нас учили никогда не говорить гражданину: «Вы правы!». Надо всегда говорить: «Вы ошибаетесь, есть параграф такой-то пункта такого-то!». Гражданин не может быть прав перед официальным лицом. Но вот тут, – и он надел очки на свой толстый пористый нос, блестящий от жира, – но вот тут все-таки нет! Вы всё-таки правы! Такой редчайший случай, можно сказать…

Он вбил какие-то цифры в компьютер, а потом переписал их в конторскую книгу. Долго писал, пыхтя и склоняя голову.

— Ишь! – вздохнул Женя.

— Сервера горят, – ответно вздохнул старик. – Или жгут их, черт знает. Может, диверсанты? Саботёры? Как думаете?

— Без понятия, – честно сказал Женя.

— Я тоже, – сказал пограничник. У него от старости немножко тряслась голова. – Вот ваш паспорт и разрешение. Езжайте за подружкой! – он подмигнул.

***

Когда Женя вернулся в родной город, он первым делом, прямо с поезда, пошел на кладбище. Заказал в конторе, чтоб на могиле папы подтюкали мамино имя-отчество-фамилию: Колодкина-Семендеева Фаина Макаровна.

Потом сразу побежал к любимой девушке Жене, чтоб она его утешила в несчастье, это раз. И чтоб они быстро сбегали в МФЦ оставить заявление на брак, это два. И чтоб она тоже начала собирать чемоданчик ехать с ним в Москву, это три.

Когда он подошел к домику, где Женя жила с родителями посреди яблочного сада и двух курятников, он увидел, что там пристроены еще две комнаты, примерно шесть на шесть.

Женя сидела в саду на скамеечке, резала яблоки на варенье, а вокруг бегал ребеночек года в полтора. Еще немтырь, но веселый: Женя ему говорила: «Мишенька, Мишенька», а мальчик гукал в ответ и кричал вроде «Да! Да!» и ручонки тянул к тазу с резаными яблоками.

Женя полюбовался этой милотой, но сказал:

— Жень, когда успела?

— Привет! – сказала она. – Да вон сколько времени прошло, как ты меня тут оставил ради мамки своей.

— Она померла.

— Царствие небесное. Хорошая была женщина Фаина Макаровна, а ты мамочкин сынок. Тьфу. Все профукал.

— Женя! – вскричал он. – Так ведь меня всего четыре дня не было! Ты что?

— У нас тут время быстрее идет. Не знал? В сто раз примерно. Или даже еще. Вон ты какой молодой, а у меня уже морщины пошли.

— Да какие морщины! – он потянулся было к ней, но она сказала:

— Ступай откуда пришел!

Ребеночек закричал. Собака залаяла, загремела цепью.

***

Ну и ладно! Значит, одному в Москву.

А в Москве тот же самый пограничник сказал и показал, что в разрешении написано: «однократное пересечение границы». А он, значит, ее уже пересек и обратно уехал. Вот штампики. Так что пардоннэ муа.

— Нет уж это вы пардоннэ! – твердо возразил Женя. – Я пересек только наружную границу. Карантинную! А за внутреннюю не заходил. Границу Москвы в собственном смысле слова я не пересекал. Там должен быть второй, главный штампик. Вы его не поставили! Пропустите меня!

— Экие вы все умные стали, – бормотал пограничник, глядя в бумаги то сквозь очки, то поверх очков. – «В собственном смысле!», – передразнил он. – Вы опять-таки правы. С точки зрения здравого, так сказать, смысла. Но в разрешении не сказано про две границы. Написано: «однократное пересечение границы»! А какой – карантинной или административной – не записано. Знаете, что?

— Что? – сказал Женя, холодея и надеясь одновременно.

— Оставьте ваши координаты, с вами свяжутся.

— Какие еще координаты? – выдохнул Женя. – Вы сканировали мой паспорт!

— Сервера горят, – закивал головой старик-пограничник. – Что ни день горят. Саботёры, пароль д,онёр! Давайте я лучше в книжечку запишу.

Он достал конторскую книгу, растрепанную и замусоленную, поплевал на карандаш, склонил голову набок:

— Диктуйте!

***

Вернувшись домой, Женя вспомнил, что так и не увидел живую Москву, хотя бы из окна поезда. Когда подъезжал к пропускному пункту и когда отъезжал – тоже. Там были сплошные мосты и стены, стены и мосты, а домов совсем не видать.

Тем более что туман.

«А может, Москвы и вовсе нет, кроме как в телевизоре?» – подумал он и стал доставать из чемодана брюки, майки и прочее свое небогатое добришко.

Дениску пригласили на день рождения к другу Мишке. Дениска хотел подарить ему высушенное гусиное горло с горошинами внутри, чтобы гремели, но родители были в крайне изумлены.

Когда мы сели обедать, я сказал:

– А я сегодня в гости пойду. К Мишке. На день рождения.

– Ну да? – сказал папа. – Сколько же ему стукнуло?

– Девять, – ответил я. – Ему девять лет, папа, стукнуло. Теперь десятый год пошел.

Гусиное горло - Драгунский В.

– Как бежит время, – вздохнула мама. – Давно ли он лежал на подоконнике в ящике от комода, а вот пожалуйте, уже девять лет!

– Ну что ж, – разрешил папа, – сходи, поздравь юбиляра. Ну-ка, расскажи, а что ты подаришь своему дружку в этот памятный день?

– Есть подарочек, – сказал я, – Мишка будь здоров обрадуется…

– Что же именно? – спросила мама.

– Гусиное горло! – сказал я. – Сегодня Вера Сергеевна гуся потрошила, и я у нее выпросил гусиное горло, чтобы Мишке подарить.

Дениска с папой за столом обедают всей семьей.

– Покажи, – сказал папа.

Я вытащил из кармана гусиное горло. Оно было уже вымытое, очищенное, прямо загляденье, но оно было еще сыроватое, недосушенное, и мама вскочила и закричала:

– Убери сейчас же эту мерзость! Ужас!

А папа сказал:

– А зачем оно нужно? И почему оно скользкое?

– Оно еще сырое. А я его высушу как следует и сверну в колечко. Видишь? Вот так.

Я показал папе. Он смотрел внимательно.

– Видишь? – говорил я. – Узкую горловину я всуну в широкую, брошу туда горошинок штук пять, оно когда высохнет, знаешь как будет греметь! Первый сорт!

Папа улыбнулся:

– Ничего подарочек… Ну-ну!

А я сказал:

– Не беспокойся. Мишке понравится. Я его знаю.

Но папа встал и подошел к вешалке. Он там порылся в карманах.

– На-ка, – он протянул мне монетки, – вот тебе немного деньжат. Купи Мишке конфет. А это от меня добавка. – И папа отвинтил от своего пиджака чудесный голубой значок «Спутник».

Я сказал:

– Ура! Мишка будет на седьмом небе. У него теперь от меня целых три подарка. Значок, конфеты и гусиное горло. Это всякий бы обрадовался!

Я взял гусиное горло и положил его на батарею досушиваться. Мама сказала:

– Вымой руки и ешь!

И мы стали дальше обедать, и я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего:

– Прямо не знаю, пускать его в гости или нет?

Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал:

– А почему?

И папа тоже:

– В чем дело-то?

– Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, везет… Кошмар!

– Ничего, – сказал я. – Мишка тоже стонет, еще лучше меня.

– Это не оправдание, – нахмурился папа. – Нужно есть прилично. Мало тебя учили?

– Значит, мало, – сказала мама.

– Ничему не учили, – сказал я. – Я ем как бог на душу положит. И ничего. Довольно здорово получается. А чему тут учить-то?

– Нужно знать правила, – сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде.

– А я не издаю! Что, издаю, что ли?

– И никогда не ешь перед обедом хлеб с горчицей! – воскликнула мама.

Денискины рассказы: Гусиное горло

Папа ужасно покраснел. Еще бы! Он недавно съел перед обедом, наверное, целое кило хлеба с горчицей. Когда мама принесла суп, оказалось, что у нее уже нет хлеба, папа весь съел, и мне пришлось бежать в булочную за новым. Вот он теперь и покраснел, но промолчал. А мама продолжала на него смотреть и все говорила беспощадным голосом. Она говорила как будто бы мне, но папе от этого было не по себе. И мне тоже. Мама столько наговорила, что я просто ужаснулся. Как же теперь жить? Того нельзя, этого нельзя!

– Не роняй вилку на пол, – говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом! Не ешь рыбу ножом, тем более если ты в гостях.

– А это вовсе не рыба была, – сказал папа, и лицо у него стало какое-то виноватое, – это были обыкновенные голубцы.

– Тем более. – Мама была неумолима. – Еще чего придумали, голубцы – ножом! Ни голубцы, ни яичницу не едят ножом! Это закон!

Я ужасно удивился:

– А как же голубцы есть без ножа?

Мама сказала:

– А так же, как и котлеты. Вилочкой, и все.

– Так ведь останется же на тарелке! Как быть?

Мама сказала:

– Ну и пусть останется!

– Так ведь жалко же! – взмолился я. – Я, может быть, еще не наелся, а тут осталось… Нужно доесть!

Папа сказал:

– Ну доедай, чего там!

Я сказал:

– Вот спасибо.

Потом я вспомнил еще одну важную вещь:

– А подливу?

Мама обернулась ко мне.

– Что подливу? – спросила она.

– Вылизать… – сказал я.

У мамы брови подскочили до самой прически. Она стукнула пальцем по столу:

– Не сметь вылизывать!

Я понял, что надо спасаться.

– Что ты, мама?

Я знаю, что вылизывать языком нельзя! Что я, собачонка, что ли! Я, мама, вылизывать никогда не буду, особенно при ком-нибудь. Я тебя спрашиваю: а вымазать? Хлебом?

– Нельзя! – сказала мама.

– Так я же не пальцем! Я хлебом! Мякишем!

– Отвяжись, – крикнула мама, – тебе говорят!

И у нее сделались зеленые глаза. Как крыжовник. И я подумал: ну ее, эту подливку, не буду я ее ни вылизывать, ни вымазывать, если мама из-за этого так расстраивается. Я сказал:

– Ну ладно, мама. Я не буду. Пусть пропадает.

– А вот, кстати, – сказал папа, я серьезно хочу тебя спросить…

– Спрашивай, – сказала мама, – ты ведь еще хуже маленького.

– Нет, верно, – продолжал папа, – у нас, знаешь, иногда банкеты бывают, всякие там торжества… Так вот: ничего, если я иногда захвачу что-нибудь с собой? Ну, яблочко там или апельсин…

– Не сходи с ума! – сказала мама.

– Да почему же? – спросил папа.

– А потому, что сегодня ты унес яблоко с собою, а завтра начнешь винегрет в боковой карман запихивать!

– Да, – сказал папа и поглядел в потолок, – да, некоторые очень хорошо знают правила хорошего тона! Прямо профессора! Куда там!.. А как ты думаешь, Дениска, – папа взял меня за плечо и повернул к себе, – как ты думаешь, – он даже повысил голос, – если у тебя собрались гости и вдруг один надумал уходить… Как ты думаешь, должна хозяйка дома провожать его до дверей и стоять с ним в коридоре чуть не двадцать минут?

Я не знал, что ответить папе. Его это, видимо, очень интересовало, потому что он крепко сжал мое плечо, даже больно стало. Но я не знал, что ему ответить. А мама, наверно, знала, потому что она сказала:

– Если я его проводила, значит, так было нужно. Чем больше внимания гостям, тем, безусловно, лучше.

Тут папа вдруг рассмеялся. Как из песни про блоху:

– Ха-ха-ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха-ха! А я думаю, что он не умрет, если она не проводит его! Ха-ха-ха-ха-ха!

Папа вдруг взъерошил волосы и стал ходить туда-сюда по комнате, как лев по клетке. И глаза у него все время вращались. Теперь он смеялся с каким-то рывком: «Ха-ха! Ррр! Ха-ха! Рр!» Глядя на него, я тоже расхохотался:

– Конечно, не умрет! Ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Тут случилось чудо. Мама встала, взяла со стола чашку, вышла на середку комнаты и аккуратно бросила эту чашку об пол. Чашка разлетелась на тысячу кусочков. Я сказал:

– Ты что, мама? Ты это зачем?

А папа сказал:

– Ничего, ничего. Это к счастью! Ну, давай, Дениска, собирайся. Иди к Мишке, а то опоздаешь! Иди и не ешь рыбу ножом, не позорь фамилию!

Я собрал свои подарки и пошел к Мишке. И мы там веселились вовсю. Мы подскакивали на диване чуть не до потолка. Мишка даже стал лиловый от этого подскакивания. А фамилию нашу я не опозорил, потому что угощенье было не обед или ужин, а лимонад и конфеты. Мы поели все конфеты, какие были, и даже ту коробочку съели, что я Мишке принес в подарок. А вообще подарков Мишке понанесли видимо-невидимо: и поезд, и книжки, и краски. И Мишкина мама сказала:

– Ох сколько подарков у тебя, Мишук! А тебе какой больше всех нравится?

– Какой может быть разговор? Конечно, гусиное горло!

И покраснел от удовольствия.

А я так и знал.

(Илл. Лосин В.Н.)

image_pdfimage_print

Тема: Трудная тема – война (В.Драгунский «Арбузный
переулок»).

Цели:   — Познакомить
с произведением В.Драгунского «Арбузный переулок ».

              — Проанализировать
рассказ. Расширить литературоведческий словарь.

              — Воспитать
нравственного читателя (нравственные уроки рассказа).

Задачи: — Раскрыть
воспитательную идею автора, заключённую в рассказе.

               — Показать особенности композиции произведения-«рассказ
в рассказе» и то, как   автор создаёт образ войны.

                  — Отметить настроение автора, с которым показывает он
войну глазами ребёнка.

Оборудование: портрет писателя,
выставка книг В.Драгунского, иллюстрации, открытка из

                            комплекта
«Слово о хлебе».

Ход урока:

1.Проверка
домашнего задания.(
Чтение наизусть стихотворения
А.Ахматовой «Памяти друга»).

2.Тема урока (Написана на доске).

-Беседа о том, как
проходил первый этап работы с текстом- до чтения.

-Откроем учебник
на стр.187.Рассмотрим иллюстрацию. Как вы думаете, о чём этот рассказ?

-Какие
предположения возникли?

-Как вы понимаете
смысл названия рассказа?

3.Работа с
текстом рассказа В.Драгунского «Арбузный переулок ».

а)Чтение по
ролям 1-й части .
Озаглавим её: -Спор Дениски с мамой
из-за лапши.

Составим сюжетный
(картинный ) план 1-й части:

Эпизод 1.Денис
пришёл домой после выигранного футбольного матча усталый и голодный. Мечта о
рассольнике.

Эпизод 2.Мама
принесла тарелку с молочной лапшой .Пенки.

Эпизод 3.Капризы
Дениски по поводу лапши. Возмущение мамы.(Диспут — публичный спор на
какую-нибудь тему.)

Эпизод 4. Папа
шуткой разряжает накалившуюся атмосферу. ( Марципан –кондитерское изделие из миндального,
орехового теста.

Эпизод 5.Папа
высказывает своё отношение к происходящему: терпеть не могу!

б)Вопросы после
чтения:

-Какой рассказ
напоминает это произведение? (Начало рассказа «Тайное становится явным».)

-В каком
настроении Дениска вернулся домой? Почему?

-Что он сказал
маме?

-Что мечтал съесть
на обед Дениска?

-Почему он
отказывался есть молочную лапшу?

-Услышала ли
Дениску мама?

-Каким мы видим
Дениску? А маму? Понимают ли они друг друга?

-Почему мама
увеличивает возраст Дениски? С кем она сравнивает сына? Почему?

-Как папа разрешил
спор между Дениской и мамой? Как он отнёсся к тому, что сын не ест молочный
суп?

-Поддержал ли папа
маму?

-Представьте себя
на мамином месте: вы старались, трудились, готовили любимому сыночку, а ваше
чадо- не желает это есть. Какие чувства бы вы испытывали на мамином месте?

-На чьей стороне
ваши симпатии?

в)Чтение 2-й
части учителем.
Озаглавим её :

— Рассказ папы о
военном детстве и подаренном арбузе.

Составим сюжетный
(картинный ) план 2-й части :

Эпизод 1.Чужое
лицо папы и « разговор с другом ».

Эпизод 2.Описание
войны глазами папы-ребёнка 11-12 лет. Мечта о хлебе.

Эпизод 3.Грузовик
с заблудшими арбузами. Разгрузка.

Эпизод
4.Подаренный арбуз- счастье!

Эпизод
5.Торжественное поедание арбуза с Валькой.

г) Вопросы
после чтения:

-Существует ли
между Дениской и папой взаимопонимание? Прочитайте предложения, доказывающие
это.

-Почему у папы
стало отчуждённое лицо?

-Зачем папа
вспоминал военную осень?

-Как тогда было в
городе?

-Сколько лет тогда
было папе Дениски?

-Сколько лет вам
сейчас?

-Что происходило с
ним тогда?

-Почему даже во
сне он видел хлеб?

-В каком городе
жил папа Дениски?

-Что он увидел в
переулке, недалеко от своего дома?

-Почему мальчик
запомнил дядьку: худого, небритого? Отчего он такой?

-Как разгружали
грузовик с арбузами?

-Понимали ли
взрослые чувства мальчика?

-Как вы думаете,
могли ли взрослые подарить мальчику целый арбуз в военное время? Они же
отвечают за этот груз?

-Случайно ли арбуз
упал рядом с мальчиком?

-Прочитайте
описание арбуза.

-Почему мальчик
отвернулся и пошёл домой ?

-Как он называет
худого рабочего?

-Почему рабочий
побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?

-Когда папа рассказывал
о том арбузе, мы чувствовали его запах и вкус. Почему маленький мальчик через
всю жизнь пронёс память об этом арбузе?

-С кем он
поделился арбузом?

-Найдите в тексте,
как мальчики ели громадный арбуз?

-С чем
сравниваются полные животы? А звон от такого живота?

-О чём пожалели
друзья?

д) Чтение 3-й
части про себя.
Озаглавим её: -Друзья  вновь  ходят в
арбузный переулок и ждут новый грузовик.

— Повторное
выборочное чтение.

Составим сюжетный
(картинный ) план 3-й части :

— Эпизод 1.Поздняя
осень. Страшный голод и холод. Сны о хлебе и арбузах.

-Эпизод 2. Друзья
вновь ходят в арбузный переулок в ожидании нового чуда.

е) Вопросы
после чтения:

-Какой была осень
в осень в Москве 1941 года? (Мы прочитали о самом первом , самом  страшном
,1941-м годе, потому что враги тогда подошли очень близко к столице и шли
тяжелейшие бои на её рубежах. Но В.Драгунский ни слова не пишет о боях,
бомбёжках, налётах вражеской авиации. Он создаёт образ военного времени
по-иному.

— Как показывает
автор войну?(В.Драгунский рассказывает об 11-летнем мальчике, которого мучает
голод. Он даже во сне видит хлеб. И, когда  ему дарят расколовшийся арбуз, он
воспринимает это как счастье. Не случайно, став взрослым ,он рассказывает об
этом случае своему сыну. Автор показывает войну глазами ребёнка.)

-Что особенно
запомнилось мальчику?

-Почему не
бомбёжки, не налёты вражеской авиации?

-Что стало теперь
сниться маленькому папе Дениски?

-Почему ребята
вновь пошли в арбузный переулок?

-Во что они 
оделись ? Почему?

-Шумно ли было на
улице?

-На что надеялись
мальчики? Как они утешали друг друга?

-Оправдались ли их
ожидания?

-Какое чувство
возникает у вас по отношению к этим ребятам?

-Хотели бы вы
очутиться на их месте?

-Как вы думаете,
как В.Драгунский показал бы войну в восприятии Денискиной бабушки?

-Почему переулок
мальчики назвали арбузным?

-Как вы думаете,
чем закончится рассказ?

ё)Чтение 4-й
части вслух.
Озаглавим  её : -Денис дочиста съедает
всю лапшу.

Составим сюжетный
(картинный ) план 4-й части :

-Эпизод 1.Взгляд
папы, устремлённый в прошлое.

-Эпизод 2 .Дениска
«увидел» папу с Валькой в арбузном переулке.

-Эпизод 3. Денис
мгновенно съедает всю лапшу.

ж) Вопросы
после чтения.

-Что видел папа
такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила свой след в душе
папы. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то трудное,
тяжёлое время.)

-Как мама
отнеслась к рассказу папы?

-Почему папа вышел
из комнаты?

-Что представил
Дениска после рассказа отца?(Прочитайте). Что он понял?

-Какие чувства
переполняли его?

-Как вы
догадались, что рассказ папы подействовал на него?

-Что сделал
Дениска? Прочитайте.

-Почему он так
поступил?

-Вернёмся к
иллюстрации на стр.187: -Какой эпизод выбрал художник для иллюстрирования?
—Точно ли он отразил детали? Что нужно дорисовать, исправить?

  
4.Физкультминутка.

5.Составление
системы образов произведения в виде схемы.

                                                
             Схема произведения

               Любовь, взаи-                      Симпатия,

image002image003image004            мопонимание.                        сочувствие.

Упрямство,                                     Дружба.

Любовь,           капризы.          Любовь,вза-

забота,                              имопонимание.

тревога.

6.Составление
рассказа- характеристики героев этого рассказа.

Папа:

-Добрый,
заботливый, поддерживает маму.

-Не читает
моралей, не ругает сына, а исподволь подводит Дениску к осмыслению своего
поведения так, что Денису стало стыдно за свои капризы.

-Умеет шуткой
разрядить накалившуюся атмосферу.

-Скромный, 
мужественный, уважает себя и других. ( Голодный, но арбуз не просил.)

-Чуткий (Приходит
на помощь жене и сыну).

-Пример для сына.(Взаимопонимание
с сыном.)

Мама:

-Добрая,
заботливая, беспокоится о здоровье сына.

-Не всегда
понимает поступки сына, хотя они- большие друзья.

-Сочувствует папе,
жалеет его.

Дениска:

-Упрямый,
капризный, думает о себе, совершенно не жалея маму.

-Наделён чувством
юмора.

-Умный, серьёзный.

Худой рабочий:

-Любит и жалеет
детей.

-Внимательный,
смелый.

Валька:

-Верный друг.

-Анализируя
взаимоотношения героев , понимаем, что В.Драгунский  показывает в этом рассказе
 (по композиции) то, что даже очень близкие и любящие люди, не всегда могут
понять друг друга, но у них есть такая возможность. Только для этого надо
приложить определённые усилия и всё получится, всё будет хорошо!

6.Обобщающая
беседа.

-Что хотел сказать
В.Драгунский читателю в этом рассказе?

-Какую идею он
вложил в него? (Война оставляет свой след в душе каждого человека: взрослого и
ребёнка, пережившего войну, и родившегося после . Это общая беда, накрывшая всю
страну, сплотившая людей против общего врага.

-Почему рассказ
назван «Арбузный переулок»?

-Как вы думаете, в
следующий раз , когда мама вновь приготовит лапшу, что сделает Дениска?

-Поступаете ли так
вы?

-Чему научил папа
Дениску?

-Откройте стр.192
учебника. Ответим на вопросы.

7.Рассказ
учителя о Ленинградской блокаде.

-Не только москвичам
пришлось столкнуться с жесточайшим голодом .Весь ужас блокады узнали жители
Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.(Блокада-окружение армии, города,
крепости противника, с целью заставить его сдаться и прекратить военные
действия.)

8 сентября
1941года гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада
города, самая длительная и чудовищная в истории. 900 дней и ночей подряд
длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом-голодом.
Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике: «Надвигается голод!
Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из
горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея».

От слабости люди
умирали прямо на улицах. Весной 1942 года во время таяния снега на улицах и
площадях нашли около 13.000 трупов.

…О, мы познали в
декабре –не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и
тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским
страданьем он, такой большой любовью братской

Для нас отныне
освящён, наш хлеб насущный, ленинградский.

                                                           
Ольга Бергольц

В1941-1944 годы
стране, фронту нужен был хлеб, много хлеба. И забывали люди про сон и усталость.
Полевые армейские хлебопекарни пользовались своими запасами муки.
Специалисты-мукомолы сконструировали походные мельницы производительностью 5 и
15 тонн в сутки. И каждое утро в пороховом дыму, у самого пекла войны хлеб
ночной выпечки готовили к отправке на передовую. Хлеб фронту был так же
необходим, как и боеприпасы. Он давал новые силы бойцам.

125 граммов хлеба блокадного Ленинграда, хлебные
карточки того времени, полевая армейская хлебопекарня- это фотодокументы
военных лет, документы подвига народа! (Показ фотографий.)

8.Итог урока.
Рефлексия.

-Кому адресован
рассказ?

-О чём
задумывается современный маленький читатель при его чтении ?

-Что нового мы
сегодня узнали?

-Кто помог нам
сделать эти открытия.

-Отметьте свои
достижения на лесенке успеха.

9.Домашнее
задание.

-Перечитать
рассказ, подготовить выразительное чтение фрагмента.

-Нарисовать
сюжетную цепочку и иллюстрацию к любому эпизоду.

-Рассказать свои
впечатления о героях.

Драгунский Виктор Юзефович

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Драгунский Виктор Юзефович

    Описание слайда:

    Драгунский Виктор Юзефович

  • 2 слайд

    Драгунский Виктор Юзефович- советский писатель-прозаик, автор популярных ра

    Описание слайда:

    Драгунский Виктор Юзефович-
    советский писатель-прозаик,
    автор популярных рассказов
    для детей.

    Родился 17 ноября 1913 года в Америке в городе Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в городе Гомеле. Во время Первой мировой войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая,
    он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актер в Театре транспорта (ныне Театр им. Н.Гоголя). Впоследствии руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка» (1948–1958). Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.

  • 3 слайд

    С 1960-х книги Драгунского – самые популярные детские книги: «Весёлые истори

    Описание слайда:

    С 1960-х книги Драгунского – самые популярные детские книги: «Весёлые истории» (1962 г.), «Девочка на шаре» (1966 г.), «Денискины рассказы» (1970 г.), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979 г.), короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и«Подзорная труба» (1973 г.), «Волшебная сила искусства (1970)».
    С 1959 года Драгунский пишет веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979), «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву».

  • 4 слайд

    Рассказ про дениску драгунский

  • 5 слайд

    Виктор Юзефович говорил: « Ни одного дня без работы для детей, ни одного

    Описание слайда:

    Виктор Юзефович говорил:
    « Ни одного дня без работы для детей,
    ни одного ребенка без радости…»
    Когда окончилась Великая Отечественная война, Виктор Юзефович ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка, потому что он очень любил детей.

  • 6 слайд

    Рассказ про дениску драгунский

  • 7 слайд

    Рассказ про дениску драгунский

  • 8 слайд

    В. Драгунский “Девочка на шаре”1.Этот артист искусно и ловко подбрасывает и л

    Описание слайда:

    В. Драгунский “Девочка на шаре”
    1.Этот артист искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

    2. Этот артист демонстрирует искусные трюки, основанные на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения.

    3. Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах).

    (Жонглер)
    (Эквилибрист)
    (Фокусник)

  • 9 слайд

    В. Драгунский “Девочка на шаре”4.Артист, использующий в своих выступлениях а

    Описание слайда:

    В. Драгунский “Девочка на шаре”

    4.Артист, использующий в своих выступлениях актерские приемы, построенные на шуточных положениях, а также грим фантастических, шуточных образов.

    5.Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке.

    6.Этот артист приручает животных к выполнению каких – либо действий.
    (Клоун)
    (Акробат)
    (Дрессировщик)

  • 10 слайд

    Лексическая работаОбъясните выражения и слова: Угодил одной тётеньке - попал

    Описание слайда:

    Лексическая работа
    Объясните выражения и слова:

    Угодил одной тётеньке — попал.
    Арена — сцена в цирке.
    Жонглёр — цирковой артист.
    Суматоха — неразбериха.
    Не причёска, а нахлобучка — взъерошенные волосы.
    Накупили эскимо – много купили
    Засветил прямо в дирижера – бросил мяч в дирижера Смутузим по две порции — съедим по две порции

  • 11 слайд

    В. Драгунский “Девочка на шаре”На основе монолога и поступков скажите, каким

    Описание слайда:

    В. Драгунский “Девочка на шаре”
    На основе монолога и поступков скажите, каким мы видим Дениску?

    — На основании первой главы скажите, какие впечатления остались у Дениски, после первого посещения?

    -Что же Денису сейчас больше всего понравилось в цирке? Найти в тексе, зачитать.

    — Как Денис называет это выступление?

  • 12 слайд

    В. Драгунский “Девочка на шаре”Найдите описание девочки. Какие эпитеты испо

    Описание слайда:

    В. Драгунский “Девочка на шаре”
    Найдите описание девочки.

    Какие эпитеты использует автор при описании девочки?

    — Найдите слова, с помощью которых автор описывает движение девочки .

    — С кем рассказчик сравнивает девочку?

    — Какой использует прием?

  • 13 слайд

    В. Драгунский “Девочка на шаре”-Чем так поразила Дениску – девочка на шаре?

    Описание слайда:

    В. Драгунский “Девочка на шаре”
    -Чем так поразила Дениску – девочка на шаре?

    — Только ли красотой девочки был сражен Денис?

    — Почему Денис испугался?

    — Понравилось ли Дениске выступление девочки на шаре?

    — Почему Дениске понравилась эта тихая музыка, которая сопровождала выступление девочки?

  • 14 слайд

    В. Драгунский “Девочка на шаре”Как относится Дениска к продолжению циркового

    Описание слайда:

    В. Драгунский “Девочка на шаре”
    Как относится Дениска к продолжению циркового представления?

    — Изменилось ли отношение Дениски к цирку?

    -Почему Дениске не понравилось выступление львов?

  • 15 слайд

    О чём мечтал всю неделю Дениска? -Что Дениска узнал об эквилибристке? -Как

    Описание слайда:

    О чём мечтал всю неделю Дениска?
    -Что Дениска узнал об эквилибристке?
    -Как папа хотел отвлечь Дениску от грустных мыслей?

    Сравните душевное состояние папы и Дениски во время посещения цирка.

    -Почему не смотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?
    -Как вы считаете, можно ли сказать, что папа понимает Дениску?
    -Переживал ли папа за Дениса?
    -Как можно назвать отношение отца к сыну?
    Что такое взаимопонимание?

  • 16 слайд

    Рассказ про дениску драгунский

  • 17 слайд

    Не удивляйтесь — я влюблен, Хотя и сам я удивлен, Понять не в состоянье, В

    Описание слайда:

    Не удивляйтесь — я влюблен,
    Хотя и сам я удивлен,
    Понять не в состоянье,
    В каком я состоянье.
    Влюбленный, удивленный,
    Хожу я за Аленой,
    За шапочкой зеленой.
    Я с ней недавно во дворе
    Случайно рядом сел,
    И вот ищу я в словаре
    Слова на букву «Л»:
    «Любовь», «Любить»,
    «Любимым быть»…
    Словарь меня не подведет.
    Сижу, склонясь над ним,
    И узнаю:   «Любимый тот,
    Кто кем-нибудь любим».
    Я изучаю вновь и вновь:
    «Любить — испытывать любовь».
    Нет, я, по правде говоря,
    И, начитавшись словаря,
    Понять не в состоянье,
    В каком я состоянье.
    Влюбленный, удивленный,
    Хожу я за Аленой,
    За шапочкой зеленой.
    А.Барто «На букву «Л»

  • 18 слайд

    На картине изображена бродячая труппа акробатов. Почти весь холст занимают дв

    Описание слайда:

    На картине изображена бродячая труппа акробатов. Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на шаре, и мощный атлет сидит рядом, отдыхая. Картина наполнена внутренним драматизмом, который положен в основу композиции картины, и построена на сопоставлении контрастов. Пейзаж, изображённый на картине, представляет собой унылую, выжженную солнцем холмистую равнину, по ней протянулась просёлочная дорога, где и остановилась кибитка бродячего цирка. На заднем плане картины изображена случайная прохожая с ребёнком, собака и пасущаяся белая лошадь. Унылый фон контрастирует с весёлым ремеслом артистов, работающих среди шумной весёлой толпы зрителей. Шар и куб, стоящие на земле, — цирковой реквизит — также представляют собой противоположности. Обыгрывается контраст движения и неподвижности. Девочка грациозно покачивается, удерживая равновесие, атлет сидит застывший, словно монолит. Он практически слился в одно целое со своим постаментом, олицетворяя неподвижность и постоянство.
    Пабло Пикассо
    «Девочка на шаре» 1905 год. 

  • 19 слайд

    Как вы понимаете словами Ф.М.Достоевского «Красотой спасется мир…»

    Описание слайда:

    Как вы понимаете словами Ф.М.Достоевского «Красотой спасется мир…»

    Домашнее задание:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. 5 кл. (в 3-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Тема:
4. Как мы становимся взрослыми

Похожие материалы

  • «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева»

  • Рабочая программа по литературе

  • Календарное планирование по Литературному чтению

  • Конспект урока по литературе на тему «Царевна-лягушка». Встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в характере и поступках героев» (5 класс).

  • Исследовательская работа » Водная архитектоника в русских балладах»

  • Рабочая программа по литературе 8 класс Меркин Г.С.

  • Календарно-тематическое планирование 4 класс

  • М.Горький. Легенда о Данко.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446103 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Рассказ про дельфина для 1 класса
  • Рассказ про дельфина на английском языке
  • Рассказ про дедала и икара
  • Рассказ про девочку которая хотела слона
  • Рассказ про девочку которая ела гвозди и жила в чемодане