Рассказ про чичикова мертвые души

Николай васильевич гоголь урок-обобщение по поэме мртвые души 9 класс какие цели и задачи и мы поставим сегодня? прочитали ли

Николай Васильевич Гоголь УРОК-ОБОБЩЕНИЕ по поэме «Мёртвые души» (9 класс)

Николай Васильевич Гоголь

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ

по поэме «Мёртвые души»

(9 класс)


Какие цели и задачи и мы поставим сегодня? Прочитали ли мы полностью произведение? А все ли особенности обозначили? Цели и задачи: Глубже и подробнее рассмотреть особенности произведения, героев, символов и деталей. Раскрыть жанровое своеобразие произведения. Обратиться к смыслу названия и реализации замысла автора. Показать галерею помещиков в произведении, включая подготовлены гербы для каждого из них. Обозначить проблемы, поднимаемые автором.

Какие цели и задачи и мы поставим сегодня?

Прочитали ли мы полностью произведение?

А все ли особенности обозначили?

Цели и задачи:

  • Глубже и подробнее рассмотреть особенности произведения, героев, символов и деталей.
  • Раскрыть жанровое своеобразие произведения.
  • Обратиться к смыслу названия и реализации замысла автора.
  • Показать галерею помещиков в произведении, включая подготовлены гербы для каждого из них.
  • Обозначить проблемы, поднимаемые автором.


Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость».

Ю.Манн


«Гоголь не пишет, а рисует…» В.Г.Белинский Поэма или роман?

«Гоголь не пишет, а рисует…» В.Г.Белинский

Поэма или роман?

«…Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь…» (Н. В. Гоголь — А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г.)

«…Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму…» (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.)

«…Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов, название ей «Мертвые души» – вот все, что ты должен покамест узнать об ней..» (Н. В. Гоголь – М. П. Погодину, 16 (28) ноября 1836 г.)

«…все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме…» (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.)


Сюжет В основе сюжета рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара – мёртвых душ.

Сюжет

В основе сюжета рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара – мёртвых душ.


Смысл названия поэмы. Исторический. В крепостной России начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. «Мёртвые души» – это умершие крестьяне, ещё числящиеся в ревизских списках.

Смысл названия поэмы.

Исторический.

В крепостной России начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. «Мёртвые души» – это умершие крестьяне, ещё числящиеся в ревизских списках.


Смысл названия поэмы. Реальный. За условным обозначением умершего – мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопоставление мёртвого и живого.

Смысл названия поэмы.

Реальный.

За условным обозначением умершего – мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопоставление мёртвого и живого.


Смысл названия поэмы. Метафорический (переносный). А.Герцен: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». «Мёртвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. Физически помещики и чиновники существуют. Но физическое бытие не есть ещё человеческая жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни» – мертвы. Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

Смысл названия поэмы.

Метафорический (переносный).

А.Герцен: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». «Мёртвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность.

Физически помещики и чиновники существуют. Но физическое бытие не есть ещё человеческая жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни» – мертвы.

Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».


Рассказ про чичикова мертвые души


Рассказ про чичикова мертвые души


Манилов ( II глава) Портрет «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Манилов ( II глава)

Портрет

«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».


Манилов ( II глава) Интерьер Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно его-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла не хватило. Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Греции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.

Манилов ( II глава)

Интерьер

Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно его-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла не хватило. Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Греции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.


Манилов ( II глава) «Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность – основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Заботится о процветании человечества. Результаты его труда – пустые мечты и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками». Характеристика

Манилов ( II глава)

«Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность – основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Заботится о процветании человечества. Результаты его труда – пустые мечты и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

Характеристика


Манилов ( II глава) Реакция на предложение Чичикова Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил, что Чичиков спятил. Он не привык думать и не понимает, что благодаря Чичикову впутался в тёмное и преступное дело. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене, Манилов предложил подарить «мёртвые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сделал – передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.

Манилов ( II глава)

Реакция на предложение Чичикова

Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил, что Чичиков спятил. Он не привык думать и не понимает, что благодаря Чичикову впутался в тёмное и преступное дело. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене, Манилов предложил подарить «мёртвые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сделал – передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.


Коробочка ( III глава) Портрет «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет – это подчёркивание её бездуховности.

Коробочка ( III глава)

Портрет

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет – это подчёркивание её бездуховности.


Коробочка ( III глава) Интерьер У неё «хорошенькая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведёт и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в мешочках, но не умеет ими распорядиться – они лежат мёртвым грузом. Всюду развешаны пучки трав. Всё лежит на своих местах, есть даже верёвочки, которые «уже никуда не нужны».

Коробочка ( III глава)

Интерьер

У неё «хорошенькая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведёт и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в мешочках, но не умеет ими распорядиться – они лежат мёртвым грузом. Всюду развешаны пучки трав. Всё лежит на своих местах, есть даже верёвочки, которые «уже никуда не нужны».


Коробочка ( III глава) Характеристика Главная черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность – её единственная добродетель. Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

Коробочка ( III глава)

Характеристика

Главная черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность – её единственная добродетель. Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.


Ноздрёв ( IV глава) Портрет «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и чёрными, как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…»

Ноздрёв ( IV глава)

Портрет

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и чёрными, как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…»


Ноздрёв ( IV глава) Интерьер Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь – шарманка. Её игра вдруг прерывается и звучит вальс или песня. Как только перестанет звучать шарманка, дудка в ней никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрёв в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

Ноздрёв ( IV глава)

Интерьер

Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь – шарманка. Её игра вдруг прерывается и звучит вальс или песня. Как только перестанет звучать шарманка, дудка в ней никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрёв в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.


Ноздрёв ( IV глава) В 35 лет Ноздрёв такой же, как и в 18. Отсутствие развития – признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Груб, речь его наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света». Но всё это не приводит к обогащению, а только разоряет его. Ведёт себя нагло, вызывающе, агрессивно, его энергия превращается в разрушительную и скандальную суету. Главная его черта – самовлюблённость. Характеристика

Ноздрёв ( IV глава)

В 35 лет Ноздрёв такой же, как и в 18. Отсутствие развития – признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Груб, речь его наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света». Но всё это не приводит к обогащению, а только разоряет его. Ведёт себя нагло, вызывающе, агрессивно, его энергия превращается в разрушительную и скандальную суету. Главная его черта – самовлюблённость.

Характеристика


Собакевич ( V глава) Портрет «Человек здоровый и крепкий». Похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Собакевич ( V глава)

Портрет

«Человек здоровый и крепкий». Похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».


Собакевич ( V глава) Интерьер В комнате «всё было прочно, неуклюже… и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома»; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»

Собакевич ( V глава)

Интерьер

В комнате «всё было прочно, неуклюже… и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома»; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»


Собакевич ( V глава) Характеристика Расчётливый хозяин. Вокруг него всё прочно, всё в изобилии; в деревне всё добротно и надёжно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчёркивается его сила, здоровье, степенность. А у души требования только гастрономические. Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчёркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты – грубая прижимистость и цинизм.

Собакевич ( V глава)

Характеристика

Расчётливый хозяин. Вокруг него всё прочно, всё в изобилии; в деревне всё добротно и надёжно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчёркивается его сила, здоровье, степенность. А у души требования только гастрономические. Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчёркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты – грубая прижимистость и цинизм.


Собакевич ( V глава) Реакция на предложение Чичикова Своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески рекламирует Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.

Собакевич ( V глава)

Реакция на предложение Чичикова

Своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески рекламирует Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.


Плюшкин ( VI глава) Портрет Непонятно, кто это – «баба или мужик». «…платье неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»; «…маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши…» (эта деталь подчёркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

Плюшкин ( VI глава)

Портрет

Непонятно, кто это – «баба или мужик». «…платье неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»; «…маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши…» (эта деталь подчёркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).


Плюшкин ( VI глава) Интерьер Имение – «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад, который подчёркивает трагизм запустения и вымирания. Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нём уныло, темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь – остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но всё пропадает, всё в запустении. Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

Плюшкин ( VI глава)

Интерьер

Имение – «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад, который подчёркивает трагизм запустения и вымирания. Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нём уныло, темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь – остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но всё пропадает, всё в запустении. Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.


Плюшкин ( VI глава) Характеристика Фамилия подчёркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души. Только этому помещику дана биография, показано, как происходил процесс деградации. Рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ трагическим. Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

Плюшкин ( VI глава)

Характеристика

Фамилия подчёркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души. Только этому помещику дана биография, показано, как происходил процесс деградации. Рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ трагическим. Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».


Плюшкин ( VI глава) Реакция на предложение Чичикова Для Плюшкина продажа Чичикову «мёртвых душ» оказалась настоящим подарком.

Плюшкин ( VI глава)

Реакция на предложение Чичикова

Для Плюшкина продажа Чичикову «мёртвых душ» оказалась настоящим подарком.


Изображение чиновников В царской России 30 – 40-х гг настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и бюрократический аппарата. Основа этой среды – воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука.

Изображение чиновников

В царской России 30 – 40-х гг настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и бюрократический аппарата. Основа этой среды – воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука.


Классификация чиновников Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, даёт саркастическую характеристику каждой группе. «Низшие» – это невзрачные писари и секретари (обычно горькие пьяницы). «Тонкие» – средняя прослойка. «Толстые» – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.

Классификация чиновников

Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, даёт саркастическую характеристику каждой группе. «Низшие» – это невзрачные писари и секретари (обычно горькие пьяницы). «Тонкие» – средняя прослойка. «Толстые» – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.


Портреты чиновников Иван Антонович Кувшинное рыло – типичный чиновник, который вымогает взятки у посетителей, пользуясь своим положением. Губернатор – добряк, который вышивает по тюлю (как о руководителе о нём сказать больше нечего). Прокурор – человек, всегда бездумно подписывающий бумаги. Чичиков на похоронах невольно приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, - это густые чёрные брови.

Портреты чиновников

Иван Антонович Кувшинное рыло – типичный чиновник, который вымогает взятки у посетителей, пользуясь своим положением.

Губернатор – добряк, который вышивает по тюлю (как о руководителе о нём сказать больше нечего).

Прокурор – человек, всегда бездумно подписывающий бумаги. Чичиков на похоронах невольно приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, — это густые чёрные брови.


«Повесть о капитане Копейкине» ( X глава) Сюжетная связь Историю о капитане рассказывает почтмейстер, желая внушить чиновникам, что Чичиков есть никто иной, как капитан Копейкин. Однако рассказ его никого не убедил. На первый взгляд никакого отношения к сюжету произведения эта глава не имеет (нет общих действующих лиц и связи событий), но тема омертвения человеческой души является главной и здесь.

«Повесть о капитане Копейкине» ( X глава)

Сюжетная связь

Историю о капитане рассказывает почтмейстер, желая внушить чиновникам, что Чичиков есть никто иной, как капитан Копейкин. Однако рассказ его никого не убедил. На первый взгляд никакого отношения к сюжету произведения эта глава не имеет (нет общих действующих лиц и связи событий), но тема омертвения человеческой души является главной и здесь.


«Повесть о капитане Копейкине» ( X глава) Кто такой капитан Копейкин Капитан Копейкин – инвалид войны 1812 г, простой и честный человек. Несмотря на увечья и боевые заслуги, герой войны не имеет даже полагающейся ему пенсии. Пытаясь найти помощь в столице, сталкивается с бюрократией и равнодушием. Министр, к которому он обратился, приказал выдворить за пределы столицы дерзкого просителя. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах шайку разбойников.

«Повесть о капитане Копейкине» ( X глава)

Кто такой капитан Копейкин

Капитан Копейкин – инвалид войны 1812 г, простой и честный человек. Несмотря на увечья и боевые заслуги, герой войны не имеет даже полагающейся ему пенсии. Пытаясь найти помощь в столице, сталкивается с бюрократией и равнодушием. Министр, к которому он обратился, приказал выдворить за пределы столицы дерзкого просителя. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах шайку разбойников.


«Повесть о капитане Копейкине» ( X глава) Значение повести Отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам народа и стране.

«Повесть о капитане Копейкине» ( X глава)

Значение повести

Отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам народа и стране.


Павел Иванович Чичиков ( XI глава) Детство Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо и уныло.

Павел Иванович Чичиков ( XI глава)

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо и уныло.


Павел Иванович Чичиков ( XI глава) Наказ отца «…угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Павел Иванович Чичиков ( XI глава)

Наказ отца

«…угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».


Павел Иванович Чичиков ( XI глава) В годы учения Исполняя наказ отца, предупреждал любое желание учителя; оставленную отцом полтину не истратил, а нарастил эту сумму (слепил из воска снегиря, раскрасил и продал, выдрессировал мышь, научив её вставать на задние лапки, и тоже продал; продавал проголодавшимся одноклассникам еду).

Павел Иванович Чичиков ( XI глава)

В годы учения

Исполняя наказ отца, предупреждал любое желание учителя; оставленную отцом полтину не истратил, а нарастил эту сумму (слепил из воска снегиря, раскрасил и продал, выдрессировал мышь, научив её вставать на задние лапки, и тоже продал; продавал проголодавшимся одноклассникам еду).


Павел Иванович Чичиков ( XI глава) На службе Начав службу, сумел выделиться среди невзрачных служащих, «представляя во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков». Для продвижения по службе угождал начальнику, «влюбил» в себя его дочь и стал человеком заметным. Потеряв «тёплое» местечко, поменял два-три места работы, «добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом потерял почти всё.

Павел Иванович Чичиков ( XI глава)

На службе

Начав службу, сумел выделиться среди невзрачных служащих, «представляя во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков». Для продвижения по службе угождал начальнику, «влюбил» в себя его дочь и стал человеком заметным. Потеряв «тёплое» местечко, поменял два-три места работы, «добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом потерял почти всё.


Павел Иванович Чичиков ( XI глава) Появление в губернском городе N Сумел найти подход к каждому, к кому обращался с просьбой продать «мёртвые души».

Павел Иванович Чичиков ( XI глава)

Появление в губернском городе N

Сумел найти подход к каждому, к кому обращался с просьбой продать «мёртвые души».


Сходство Чичикова с помещиками В характере Чичикова есть те же черты, которые заложены и в основу характера помещиков. Черты Манилова: слащавость, обходительность, неопределённость, приторность. Черты Коробочки: мелочная скаредность Черта Ноздрёва: самовлюблённость Черты Собакевича: цинизм, грубая прижимистость Черта Плюшкина: хранение ненужных вещей

Сходство Чичикова с помещиками

В характере Чичикова есть те же черты, которые заложены и в основу характера помещиков.

Черты Манилова: слащавость, обходительность, неопределённость, приторность.

Черты Коробочки: мелочная скаредность

Черта Ноздрёва: самовлюблённость

Черты Собакевича: цинизм, грубая прижимистость

Черта Плюшкина: хранение ненужных вещей


«Мёртвые» души в поэме Помещики Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всём внешнем разнообразии их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они – души мёртвые. Нельзя назвать «живой душой» ни пустого мечтателя Манилова, ни крепколобую хозяйку Коробочку, ни похожего на помещика-кулака Собакевича. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мёртвой» душой – омертвение происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности.

«Мёртвые» души в поэме

Помещики

Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всём внешнем разнообразии их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они – души мёртвые. Нельзя назвать «живой душой» ни пустого мечтателя Манилова, ни крепколобую хозяйку Коробочку, ни похожего на помещика-кулака Собакевича. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мёртвой» душой – омертвение происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности.


«Мёртвые» души в поэме Чичиков Чичиков оказался в своём стремлении к приобретательству жаднее Коробочки, черствее Собакевича, наглее Ноздрёва. От помещиков он отличается предприимчивостью – это цивилизованный подлец, хозяин жизни. Расчёт сделал его «мёртвой» душой. Его идеал – копейка, женитьба для него – выгодная сделка, пристрастия – чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Гоголь показывает появление в русской жизни человека без рода и титула, который пытается нажить капитал с помощью ума, изворотливости, приспособленчества.

«Мёртвые» души в поэме

Чичиков

Чичиков оказался в своём стремлении к приобретательству жаднее Коробочки, черствее Собакевича, наглее Ноздрёва. От помещиков он отличается предприимчивостью – это цивилизованный подлец, хозяин жизни. Расчёт сделал его «мёртвой» душой. Его идеал – копейка, женитьба для него – выгодная сделка, пристрастия – чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Гоголь показывает появление в русской жизни человека без рода и титула, который пытается нажить капитал с помощью ума, изворотливости, приспособленчества.


«Мёртвые» души в поэме Чиновники Они обезличены. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки. Единственный признак индивидуальности – бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

«Мёртвые» души в поэме

Чиновники

Они обезличены. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки. Единственный признак индивидуальности – бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».


«Живые» души в поэме - крестьяне Миру «мёртвых» душ противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Нельзя не почувствовать, как резко при этом меняется даже сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья и мягкая шутка. Тема народа проходит через все главы поэмы. Трагическая судьба обездоленного народа хорошо видна в образах крепостных людей. Полное отупение и одичание несёт человеку рабство.

«Живые» души в поэме — крестьяне

Миру «мёртвых» душ противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Нельзя не почувствовать, как резко при этом меняется даже сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья и мягкая шутка. Тема народа проходит через все главы поэмы. Трагическая судьба обездоленного народа хорошо видна в образах крепостных людей. Полное отупение и одичание несёт человеку рабство.


Рассказ про чичикова мертвые души


«Живые» души в поэме - крестьяне Лучшие черты крестьян, о которых рассказывается в поэме, собираются в национальный русский характер: - талантливость (каретник Михеев, сапожник Телятников, кирпичник Милушкин, плотник Степан Пробка); - острота ума (бойкость и меткость русского слова); - глубина чувств (задушевные песни народа); - широта и щедрость души (яркие и весёлые народные праздники и гулянья).

«Живые» души в поэме — крестьяне

Лучшие черты крестьян, о которых рассказывается в поэме, собираются в национальный русский характер:

талантливость (каретник Михеев, сапожник Телятников, кирпичник Милушкин, плотник Степан Пробка);

острота ума (бойкость и меткость русского слова);

глубина чувств (задушевные песни народа);

широта и щедрость души (яркие и весёлые народные праздники и гулянья).


Тема дороги Символ человеческой жизни Гоголь воспринимает жизнь как тяжёлый путь, полный испытаний, лишений, в конце которого ждёт горькое одиночество. Но писатель не считает жизнь бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Образ дороги – самостоятельный сквозной образ в поэме (им начинается поэма, им и заканчивается).

Тема дороги

Символ человеческой жизни

Гоголь воспринимает жизнь как тяжёлый путь, полный испытаний, лишений, в конце которого ждёт горькое одиночество. Но писатель не считает жизнь бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Образ дороги – самостоятельный сквозной образ в поэме (им начинается поэма, им и заканчивается).


Тема дороги Судьба России – «птица–тройка» «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полёт «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова.

Тема дороги

Судьба России – «птица–тройка»

«Птица-тройка» — символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полёт «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова.


Выводы: Есть ли переносное значение в названии поэмы «Мертвые души»? Какую задачу ставил Н.В.Гоголь при написании поэмы? Удалось ли ее достичь? Какую роль играет система образов помещиков и чиновников? Какое значение имеет Чичиков? Деталь – один из ключевых моментов в классических произведениях. Какова роль дороги, как детали в поэме? Какие проблемы поднимает автор? Стал ли сегодняшний урок поводом по-новому взглянуть на классическую литературу, увидев в ней черты современной эпохи? Запишите, пожалуйста несколько слов.

Выводы:

  • Есть ли переносное значение в названии поэмы «Мертвые души»?
  • Какую задачу ставил Н.В.Гоголь при написании поэмы? Удалось ли ее достичь?
  • Какую роль играет система образов помещиков и чиновников?
  • Какое значение имеет Чичиков?
  • Деталь – один из ключевых моментов в классических произведениях. Какова роль дороги, как детали в поэме?
  • Какие проблемы поднимает автор?
  • Стал ли сегодняшний урок поводом по-новому взглянуть на классическую литературу, увидев в ней черты современной эпохи? Запишите, пожалуйста несколько слов.

Уважаемым читателям нашего интернет-журнала мы предлагаем сочинение на тему «Особенности поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)», в котором расскажем об основных художественных особенностях знаменитого произведения.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя является главным творением жизни писателя, в котором он отразил все свои глубокие наблюдения над российской действительностью. В это произведение, которое не стареет уже на протяжении нескольких столетий, вложена душа великого писателя. Судьба отмерила Н.В. Гоголю двадцать три года писательской деятельности, из них семнадцать лет классик работал над «Мертвыми душами». Еще только приступая к работе над произведением, Н.В. Гоголь  был убежден, что из-под его пера появится уникальное произведение, которое сыграет особую роль в судьбе России и прославит имя автора. Чутье не подвело писателя: был создан шедевр, который увековечил имя Н.В. Гоголя в истории русской литературы. 

«Мертвые души» — произведение, которое заслуживает права называться энциклопедическим, так как охватывает и освещает многие стороны жизни русского человека. Поэма обладает рядом художественных особенностей. Во-первых, своеобразен жанр произведения. Приступая к работе над «Мертвыми душами», писатель отмечал, что «сюжет растянулся на предлинный роман». Именно так он писал в одном из писем А.С. Пушкину. Однако чем больше Н.В. Гоголь работал над произведением, тем больше сомневался, что пишет роман, и уже в более поздних письмах к В.А. Жуковскому и другим своим друзьям  писатель определяет жанр произведения как поэму. После издания «Мертвых душ» многие писатели и критики соглашались с автором в жанровом определении произведения. Как мы помним, в литературоведении поэма относится к произведениям лиро-эпического жанра. В таких произведениях в равных пропорциях есть доля как эпического, то есть повествовательного, так и лирического. В основе поэмы всегда лежит развёрнутый сюжет, который сопровождается  ярко выраженной лирической оценкой повествования. Действительно, в «Мёртвых душах» нашли отражение  и интереснейший сюжет, и авторская оценка. Автор ставил перед собой непростую задачу – показать Русь «хотя бы с одного боку». Для этого читатель вместе с Чичиковым путешествует по губернии, знакомится с новыми людьми. Однако во время этого путешествия отчетливо слышится голос автора, его размышления.

Во-вторых, в поэме особое место занимают лирические отступления, которые органически связываются с содержанием произведения. В них автор отступает от привычного сюжета и приводит свои рассуждения, отражающие его душевные переживания. Можно отметить иронически-сатирические  размышления о двух типах господ: большой руки и средней; а также о толстых и тонких представителях дворянства. С грустью, нежностью и любовью писатель размышляет о Руси и скрытых до времени силах русского народа,  а также о типах писателей. Себя он относил к реалистам-сатирикам, которые  не боятся рассказать обо всем гнусном и уродливом, что видят в жизни. Все эти вопросы так волновали автора, что он не мог не передать свои размышления по ним, не поделиться своим мнением.

Оригинальна и композиция поэмы. В первой главе автор повествует о губернском городе, в который приезжает Чичиков, и вскользь знакомит читателя с ним. Следующие пять глав посвящены крепостникам, которых посещает главный герой с целью приобрести у них мертвые души. Причем помещики описаны в порядке деградации, то есть в каждом последующем отрицательных черт все больше и больше. Если Манилова с его бесхозяйственностью, притворной вежливостью, отсутствием желания развиваться, излишней мечтательностью сравнить с Ноздревым – хулиганом, дебоширом и драчуном, то, конечно, первый помещик будет немного выигрывать в этом сравнении. Портретные главы в поэме построены по определенной схеме: сначала автор описывает усадьбу помещика, далее интерьер его дома, встречу с помещиком, сцену обеда и реакцию хозяина на предложение Чичикова о приобретении умерших крестьян. То есть на протяжении пяти глав писатель использует способ типизации образов персонажей.

Интересна та особенность, что о главном герое Гоголь рассказывает только в одиннадцатой главе, сохраняя интригу практически на всем протяжении повествования. И только в конце произведения мы узнаем о причинах, побудивших Чичикова к  афере с мертвыми душами.

Огромную роль в идейном содержании произведения занимает «Повесть о капитане Копейкине», стоящая вне сюжета и облаченная в рассказ почтмейстера. В ней автор хотел показать еще один пример порочности, еще один способ стать «мертвой душой». Писатель дорожил этой повестью, считая, что это одно из лучших мест в произведении и без нее поэма не является полной, поэтому для него было большим ударом, когда цензура исключила повесть.

Таким образом, особенности поэмы заключаются в жанре произведения, в большом количестве лирических отступлений в произведении, в оригинальности композиции. Все эти художественные особенности выделяют поэму среди других литературных шедевров.

Автор: Гоголь Николай Васильевич, родился в 1809г, умер в 1852г. Один из классиков русской литературы, писатель, поэт, критик. Самые известные произведения — «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Петербургские повести».

Название: «Мертвые души»

Жанр произведения: поэма в прозе

Тема произведения: Галерея пороков современного автору общества

     Число страниц: 352

Год написания повести поэмы «Мертвые души» — 1835. Впервые напечатана в 1842 году. Произведение было задумано как трехтомник. Но второй том был впоследствии утрачен, сохранились лишь черновики отдельных глав. Третий том написан не был. Сюжет автору подсказал А.С. Пушкин.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Чичиков – отставной чиновник. Типаж шулера, авантюриста. Практичен, обходителен в общении, легко находит общий язык с любым человеком.  Очень следит за внешним видом, франт. Ловок, предприимчив. «Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. — Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу».
  2. Манилов – помещик. Мечтательный, слабовольный, не способный к активной деятельности. Любит украшать свою жизнь, ощущает себя живущим в сентиментальном романе. О хозяйстве не заботится.  «…другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…»
  3. Коробочка – помещица, вдова. Рачительная, практичная хозяйка. Не интересуется духовной жизнью, ей важно только то, что приносит выгоду. Знает по именам всех своих крестьян. «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят».
  4. Ноздрев – молодой помещик. Пышет здоровьем, крепкий, удалой. Во всем ищет удовольствий, воспитанием двоих детей не интересуется. Живет с размахом, легко делает долги, о завтрашнем дне не думает. Азартный игрок. Хозяйство держит в запустении, но любит хвалиться, каким оно было раньше. Экспрессивный, поверхностный.  «Экой ты, право, такой! с тобой, как я вижу, нельзя, как водится между хорошими друзьями и товарищами, такой, право!.. Сейчас видно, что двуличный человек!»
  5. Собакевич – зажиточный помещик. Прямолинейный, грубоватый. Обладает житейской хитростью и сметкой. Ценит практичность и серьезный подход к делу. «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».
  6. Плюшкин – старый помещик. Патологически скуп. Одинокий. Хозяйство в полном упадке. Подозрителен, везде видит подвох и обман.  «Приказные такие бессовестные! Прежде, бывало, полтиной меди отделаешься да мешком муки, а теперь пошли целую подводу круп, да и красную бумажку прибавь, такое сребролюбие! Я не знаю, как священники-то не обращают на это внимание; сказал бы какое-нибудь поучение: ведь что ни говори, а против слова-то Божия не устоишь».

    Среди героев поэмы «Мертвые души» нельзя выделить положительных, каждый из них представляет собой определенный типаж помещика современного автора миру, и показан с негативной стороны.

    Время и место действия поэмы «Мертвые души» — 30-40 года XIX века в России, губернский город N.

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»

  1. Отставной чиновник Павел Иванович Чичиков приезжает в уездный город. Его цель – покупка душ умерших крестьян, которые по документам числятся живыми.
  2. По приглашению помещика Манилова он отправляется к нему в деревню. Путешествуя далее, он знакомится с различными типажами помещиков и каждого уговаривает продать ему мертвые души. Все они реагируют на предложение в соответствии со своим характером, портретом, мировоззрением.
  3. Непрактичный Манилов отдает ему души даром. Рачительная Коробочка долго торгуется и отдает меньше 20 душ, каждого крестьянина она знает поименно. Ноздрев долго куражится, предлагая Чичикову то купить в довесок жеребца, то выиграть мертвые души в шашки, в итоге сделка срывается. Хитрый Собакевич готовно продает души, расхваливает их, как живых и плут Чичиков сам чувствует себя обманутым. Патологически скупой Плюшкин радостно продает Чичикову мертвые души, лишь бы тот не передумал. 
  4. Чичиков подсчитывает, что ему продано 400 душ. Записи о них соответствуют характерам помещиков. Чичиков представляет себе судьбы умерших крестьян.
  5. По городу распространяются слухи о богатстве Чичикова. Ему оказывают повышенное внимание, им интересуются женщины. Но постепенно город наполняют слухи о его странной сделке, начинаются различные домыслы, и Чичиков становится персоной нон-грата. Жители города рассказывают о сделке с мертвыми душами прокурору.
  6. Ноздрев навещает заболевшего Чичикова и рассказывает ему о происходящем. Чичиков решает уехать. При выезде из города он встречает процессию, которая хоронит прокурора. Повествование уходит в рассказ о детстве и юности Чичикова.
  7. Раскрывается, что идея скупать мертвые души пришла Чичикову, когда он занимался передачей документов на крестьян в опекунский совет. Ему платили на каждого, кто числится живым по документам. Именно для продажи в опекунский совет он и решил собирать «мертвые души».
  8. В начале второго тома Чичиков приезжает к молодому барину Андрею Тентетникову. У Тентетникова он знакомится с различными помещиками, но уже более осторожен в своей скупке мертвых душ. Далее повествование оборвано.
  9. В продолжении Чичиков появляется на ярмарке. Выясняется, что на него накопились доносы, Чичиков арестован. Он сидит в подвале, шкатулка с ценными бумагами утрачена. Связи с чиновниками, рассчитывающими на взятку, помогают ему запутать дело, освободиться и уехать из города.

Главная мысль поэмы «Мертвые души».

Поэма раскрывает полную и неприглядную картину жизни в России в этот исторический период. В ней соседствуют скупость и мотовство, алчность и непрактичность, бюрократия, коррупция. Крестьяне воспринимаются исключительно как имущество, предмет сделки, они совершенно бесправны. Нравственное очищение Чичикова, изначально задуманное авторов, только намечено во втором томе, текст которого был уничтожен.     

Отзыв о поэме «Мертвые души»

Поэма впечатляет поразительно богатым языком, жизненностью типажей героев, прекрасными описания природы, точнейшими бытовыми описаниями. Уже скоро два века, как «Мертвые души» привлекают исследователей и литературоведов. Одни полагают, что в поэме воплощена «Божественная комедия» Данте, другие сравнивают Чичикова со странствующим Одиссеем. Поэма, как и многие произведения Гоголя, разошлась на цитаты и образы, сохраняющиеся в русской речи по сей день — «маниловщина», «Плюшкин», «мертвые души». Произведение многопланово: это одновременно и философская притча, и острая сатира, и лирическое повествование. От других произведений Гоголя ее отличает отсутствие мистики, свойственной автору, оно очень реалистично.  И тем более печально, что типажи поэмы, равно как и ее проблематика, легко узнаваемы и в наши дни.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Больше всего мне запомнилось начало шестой главы, слова автора – воспоминания о том, как в детстве он подъезжал к незнакомому месту. Так живо и естественно описаны мелочи, к которым внимателен детский взгляд, даны меткие характеристики всего, что окружало героя. Перед читателем предстает реальная картина уездного городка со всеми его характерными приметами: лавками торговцев, церковью, детворой на улицах, помещичьими домами. Очень ярко показан контраст детского любопытства, постоянной жажды новых впечатлений и взрослой скуки, упадка,  пресыщенности: «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность».  

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Бричка – лёгкая повозка для перевозки пассажиров
  • Вельможа – важный и знатный человек
  • Губернский город – главный в губернии
  • Кабак – питейное заведение
  • Ларчик – маленький ларец
  • Половой – трактирный слуга.
  • Фрак – торжественный мужской костюм
  • Хомут – часть упряжи лошади

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Давненько не брал я в руки шашек!
  • Позвольте вам этого не позволить
  • Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
  • Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.
  • Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
  • Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!
  • Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.
  • Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.
  • Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

  • Рассказ про чувашскую республику кратко
  • Рассказ про чистую воду
  • Рассказ про чечню владимир виноградов
  • Рассказ про черное море кратко
  • Рассказ про честность 4 класс