Рассказ про черную руку

С легкой руки писателя конан-дойля затерянный мир обычно ищут среди непроходимых дебрей и болот, за стеной отвесных скал. однако же

С легкой руки писателя Конан-Дойля затерянный мир обычно ищут среди непроходимых дебрей и болот, за стеной отвесных скал. Однако же на планете существует немало мест, внешне открытых, кажущихся легкодоступными, но в действительности столь обособленных, что там до сих пор едва ли ступала нога человека.

Если посмотреть на карту Азии, то восточнее Каспия легко отыщется плато Устюрт — гигантский стол, поднимающийся над уровнем моря в среднем на 120 — 180 метров и простирающийся до самого Арала.

Несмотря на то что через северную оконечность плато в начале 70-х проложили железную дорогу и газопровод, что здесь добывают газ и калийные соли, Устюрт по прежнему остается одной из самых безжизненных территорий планеты. По сравнению с ним раскинувшиеся по соседству неласковые Каракумы поистине райский сад.

Недаром каракалпаки и туркмены говорят: «Барса кельмес» — «Пойдешь — не вернешься». (Так называется и один из островов в Аральском море.) Я не стану решительно настаивать на версии о подлинности песчаного чудовища, и все же…

Впервые я услышал о нем четверть века назад. В ту пору, будучи молодым специалистом по строительству высоковольтных линий, я сидел с бригадой монтажников на станции Ак Чалак. Так именовался крохотный разъезд на только что построенной через Устюрт железной дороге, по которому еще не началось регулярное движение поездов.

Был саратан — самый знойный период лета. Солнце, будто насмехаясь, раскаляло и без того растрескавшуюся, твердую, как бетон, землю. Соль выступала, казалось, даже на рельсах, к которым невозможно было притронуться.

Далеко на горизонте желтели крутые уступы — чинки. Мы столпились у короткого состава: раз в две недели, по четвергам, локомотив прикатывал из Кунграда цистерну с теплой солоноватой водой и вагон магазин с неизменным ассортиментом: хлеб, рыбные консервы, макароны, чай, сигареты.

Внезапно раздался удивленный возглас. Кто то из наших заметил, что по гребню чинков движутся три точки. На миг мы забыли о покупках: ведь за полтора месяца в той стороне не случаюсь увидеть даже парящей птицы.

Прошло, должно быть, часа полтора, когда к разъезду приблизилась небольшая процессия. Впереди шел поджарый кочевник в пропыленном ватном халате и высокой бараньей шапке, такой древний, что его лицо, казалось, состоит из одних моршин. В поводу он вел навьюченного двугорбого верблюда. Сам ступал с той неторопливой легкостью, какая отличает людей, привыкших ежедневно покрывать пешком десятки километров.

На втором верблюде величественно восседала полная женщина средних лет в длинном темном платье, черном бархатном жилете и коричневых ичигах — легких восточных сапожках. Ее голова была повязана цветастым платком, но широкое азиатское лицо оставалось открытым — у кочевников женщины никогда не носили чадру.

Замыкал шествие третий верблюд, на котором сидел мужчина неопределенного возраста, чрезвычайно изможденный. Он раскачивался между горбов, как китайский болванчик, рискуя вот вот свалиться. На его голове красовалась мятая соломенная шляпа, одежда же более заслуживала именоваться лохмотьями.

Верблюды ступали след в след, хотя вокруг была необъятная ширь. По местному обычаю, мы пригласили путников к столу. Объяснялись жестами, ибо кочевники, как правило, совершенно не понимают по русски, а может, просто делают вид, что не понимают.

— Господи, неужели добрался?! — воскликнул вдруг на чистейшем русском языке третий путник и всхлипнул.

Мы изумленно пригляделись. Белесые ресницы, а в особенности курносый нос выдавали в нем славянина.

За столом он поведал нам свою удивительную историю. Вот вкратце его рассказ.

— Меня зовут Александр Гуслянников. Алик. Сам я ленинградский, а в Кунград приехал на два года по найму. Устроился водителем в управление механизации. На позапрошлой неделе мой начальник вызывает меня и говорит:

— Алик, мои кавказские родственники купили для меня машину. Надо перегнать. Возьмешься? Я согласился не раздумывая. Отчего не посмотреть новые места? Самолетом добрался до Баку, там принял машину — новенькую, молочного цвета «Волгу» — и вместе с ней погрузился на паром до Красноводска. Далее я намеревался ехать через Ашхабад — Мары — Чарджоу — Ташауз. Крюк — ого го! На пароме, на свою беду, сошелся я с одним туркменом из Куня Ургенча. Хороший мужик, звать Курбан. Он тоже перегонял машину — «Москвич», — и, значит, были мы попутчики. Узнав о моих планах, он рассмеялся:

— Зачем через Мары? Поедем напрямую. Раза в четыре короче.

— Как — напрямую? — удивляюсь. — Через Устюрт, что ли?

— Конечно!

— Да ты что?! Заплутаем!

— Не бойся, дорогой. Многие ездят через Устюрт. Я сам три раза ездил. Есть накатанная колея. Есть приметы. Надо только не сворачивать и держаться подальше от песков. Он говорил с такой уверенностью, что я не только согласился, но и загорелся его идеей. Я вообще заводной. Словом, когда через сутки мы вошли в красноводский порт, я был твердо настроен на короткую дорогу.

Ранним утром мы отправились в путь. Но едва отъехали от Красноводска, как у «Москвича» застучал мотор. Пришлось Курбану остаться. Мне бы, дураку, повернуть обратно, да куда там! Говорю же — заводной характер!

Притом Курбан меня поддержал. Начертил схему, обозначил на ней ориентиры, все растолковал.

— Держись колеи, и все будет хорошо. Ребенок и тот проедет.

Но на прощание предостерег еще раз:

— Бойся песков! Там нечисто…

И вот я на Устюрте. Ничто не вызывало опасений. Я уверенно гнал вперед по солончакам и такырам, опустив стекла.

Только на большой скорости можно было спастись от нещадного зноя. Часто встречались пухляки — этакие озерца мельчайшей невесомой пыли, в которой машина могла утонуть по оси. Перед пухляками дорога разбивалась на десятки рукавов: каждый водитель искал более подходящий объезд. За пухляком рукава снова сходились в единое русло. Основная колея была хорошо накатана, сбиться с нее казалось невозможным.

В точности появлялись приметы, обозначенные Курбаном: геодезический знак из пропитанных антисептиком бревен, шест с выцветшей тряпкой на макушке, куча камней, одинокая скала, лысая покрышка…

Постепенно у меня начали слипаться глаза: все же накануне я провел две почти бессонные ночи. Да и монотонность пейзажа убаюкивала…

Вдруг самым краешком угасающего сознания я понял, что сплю, причем давно. Резко ударил но тормозам. Машина стояла среди чахлых кустиков кейреука. Колеи не было. Я похолодел, но сумел взять себя в руки. Не паниковать. Не мог я отъехать очень далеко. Сейчас вернусь на трассу по собственным следам.

Но, увы, развернув машину, я убедился, что жесткая и твердая как камень, сожженная солнцем почва почти не сохранила отпечатков протекторов. Чертыхнувшись, я вылез наружу, забрался на крышу и принялся озираться. Ничего. Наконец, далекодалеко, у самой линии горизонта, разглядел крохотную черную точку и тут же припомнил, что следующим маяком должна быть ржавая кабина «ЗИЛа». Очевидно, это она и есть.

Я снова сел за руль и погнал вперед. Вскоре солончак кончился, а еще через пару сотен метров я выехал на колею. Она вела в нужном направлении, к запримеченной точке, и все мои сомнения отпали. Черное пятнышко росло на глазах. Но это была не кабина «ЗИЛа», а остов «Урала», почерневший и смятый…

До «Урала» оставалось с полсотни метров, когда моя тачка забуксовала. Я выглянул в окошко и обомлел: машина по оси сидела в серо желтом рассыпчатом песке. Песок расстилался повсюду. Поглощенный своими мыслями, я слишком поздно заметил его. И еще: колея здесь обрывалась. Конец дороги. Тупик. Я попросту ехал по следам заблудившегося грузовика…

«Бойся песков!» — тут же вспыхнуло в сознании, и отчего то подумалось, что в эти слова Курбан вкладывал особый смысл, не только предостережение об опасности забуксовать. Я снова вылез и осмотрелся.

Машина увязла прочно. Надо было что то подмостить под колеса. Но что? Не удастся ли оторвать какую нибудь штуковину от «Урала»? Я взял ломик и двинулся к покореженному автомобилю. В деформированном кузове не сохранилось никаких деревянных деталей: ни скамеек, ни бортов. Я расхаживал по нему, прикидывая, что же подцепить ломиком? И тут за спиной раздалось сухое шуршание. Я обернулся.

Происходило что то непонятное. Такое впечатление, что самопроизвольно перемешался участок поверхности. Но в следующую секунду меня обуял ужас. Невиданная тварь пятнисто землистой расцветки, ромбовидной формы, плоская, как скат, настороженными волнообразными движениями приближалась к «Волге». Ее размер по большой диагонали составлял не менее четырех метров. По периметру шевелились десятки щупальцев, похожих на маленьких змеек, но ни лап, ни глаз, ни пасти существо не имело.

Мои ноги приросли к кузову, позвоночник превратился в каменный столб. Между тем тварь сложилась в омерзительный рулон и проползла под днищем. Затем развернулась наподобие кошмарного конверта и полностью обволокла автомобиль. Раздался хруст, вылетели стекла, затрещал корпус.

Пластичность чудовища была невероятной. Оно легко складывалось вроде гигантского комка бумаги. Щупальца шарили по салону, поглощая мои припасы.

Время будто остановилось. Я по прежнему не мог ни пошевелиться, ни выдохнуть. Вот чудовище отвалилось от машины. Красавица «Волга» превратилась в смятую и почерневшую железку. А тварь, заметно утолстившаяся, покружилась на месте и… легко заскользила по моим следам. Опомнившись, я заорал, швырнул в песчаного ската ломик и, спрыгнув по другую сторону кузова, начал карабкаться вверх по склону. Я боялся обернуться.

В моих ушах не смолкало страшное шуршание, я обливался холодным потом, представляя, как слизистая масса навалится на меня. Я был на грани безумия и несся, не разбирая дороги, от холма к холму. Падал, поднимался и снова бежал. Сердце выпрыгивало из груди, но ноги, ведомые инстинктом, уносили меня прочь от опасного места. Наконец силы оставили меня, я упал и лишился чувств. Когда очнулся, стояла глухая ночь. В небе горели звезды, но пространство было насыщено таким густым мраком, что я не различал кончика собственного носа.

Что ж, мне повезло, я сумел чудом избежать гибели. Но остался без воды, пищи и транспорта, кроме того, заблудился. По моим прикидкам я находился в центре плато, в его неизведанной глуби, а значит, мои шансы выбраться равнялись нулю…

Рассказчик перевел дыхание.

— Три дня я брел наугад, похоронив всякую надежду. И вдруг — чудо! Верблюды, идущие прямо на меня…

— Он горько усмехнулся:

— Да только какая мне радость? Что я скажу хозяину? Как расплачусь? Надо разыскать Курбана. Он знает…

От разъезда донесся гудок тепловоза. Состав собирался в обратный путь, в Кунград. Мы предложили нашему гостю отправиться туда, благо и машинист, и продавец были нам хорошо знакомы.

Алик охотно согласился, и мы проводили его, собрав на дорогу немного денег. За затянувшимся ужином мы долго обсуждали услышанную историю. Поначалу говорили о том, что много, мол, еще на Земле непознанных тайн и чудес, и Устюрт, которого мы коснулись лишь с краешку, конечно же не исключение.

Но вскоре верх взял здоровый скептицизм. Мы сошлись на том, что Алик и вправду заснул за рулем и перевернул или же разбил машину. А затем сочинил небылицу, чтобы хоть как то оправдаться перед начальником. Шоферская байка.

Еще более прагматичную версию выдвинул наш бригадир Илья Загудиллин:

— Большой хитрец этот мужик — вот что я вам скажу! Да он просто втридорога продал машину какому нибудь чабану. (В ту пору почему то считалось, что у каждого чабана — мешок денег.) Тот ему и сопровождающею дал до Кунграда. А теперь напускает туману… На том и порешили. Позднее — и в Кунграде, и в Чимбае, и в Тахиатагше, и в Ходжейли — я настойчиво расспрашивал местных жителей о песчаном чудовище, но те лишь недоуменно пожимали плечами либо отмучивались. На долгие годы я выбросил рассказ шофера из головы.

Но лет десять спустя, когда я благополучно обитал уже в Ташкенте, судьба свела меня с интересным человеком, геологом Сашей Суспенцевым, обошедшим пешком едва ли не всю Среднюю Азию. Как— то раз за бутылкой превосходного «Ок мусаласа» мы заговорили об Устюрте, откуда Саша только что вернулся.

Неожиданно мне вспомнилась та давняя история, и я пересказал ее приятелю. Саша известный насмешник, и я ожидал если не взрыва хохота, то наверняка язвительных реплик. Но Саша слушал меня серьезно, а когда я закончил, призадумался.

— Знаешь, — проговорил он наконец. — У кочевников существует табу на всякое упоминание о таинственных силах. Чтобы не накликать беды на свою юрту. Даже если песчаный скат существует, никто об этом не скажет. Я никогда не слышал ни о чем подобном, хотя немало общался с кочевниками. Кстати, песчаные массивы, и довольно обширные, на Устюрте не редкость. Но вот слушай, какая однажды приключилась история…

Мы бурили разведочную скважину к юго западу от Сарыкамышской впадины. Как то раз двое наших поехали поохотиться на сайгаков. К ночи они не вернулись. У нас был вертолет, и с утра мы отправились на поиски. Машину обнаружили примерно в 60 километрах к западу. Она была почерневшей и скомканной, как консервная банка. Рядом валялись ружья. Без прикладов. А стволы были завязаны узлом. Неподалеку простирался большой песчаный массив…

Саша посмотрел мне прямо в глаза и добавил:

— Если когда-нибудь нелегкая снова занесет на Устюрт, бойся песков!

Валерий НЕЧИПОРЕНКО

1997

Главная новость российского интернета последней недели – то, что близкая Путину группа «Согаз» (ее крупнейшие владельцы – друг Путина Юрий Ковальчук и его семья, племянник президента Михаил Шеломов и «Газпром») получила контроль над компанией VK (бывшая Mail.ru Group, в которую также входит соцсеть «ВКонтакте»). Согласно акционерному соглашению, контроль над VK поделят «Газпром-медиа» и «Согаз». А возглавит компанию, по всей видимости, Владимир Кириенко – сын первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко. Ранее VK возглавлял сын генерального директора ВГТРК Олега Добродеева Борис.

Зачем Кремлю нужен бывший «ВКонтакте» и почему директором VK было решено сделать именно сына Кириенко, который до сих пор делал карьеру в «Ростелекоме» и дорос там до вице-президента? Эксперты, с которыми поговорили журналисты Настоящего Времени, не сомневаются в том, что таким образом Кремль и Администрация президента пытаются усилить свои позиции в интернете среди молодежной аудитории. Они предполагают, что с покупкой VK соцсеть быстро превратится в инструмент государственной пропаганды и «альтернативу» иностранным соцсетям и видеосервисам, таким как Facebook и Youtube. Но также и не исключают, что Кириенко просто передает сыну «насиженное» место с высоким доходом.

«Для меня эта сделка означает, что эта интернет-контора переходит под контроль Кремля, в прямое управление», – подчеркивает экономист, бывший замминистра финансов РФ Сергей Алексашенко.

«На самом деле, интересна даже не столь смена генерального директора, хотя это тоже очень важно, но две сделки, которые прошли за последние две недели. Это продажа фактически контрольного пакета компании VK, в которой покупателями стали структуры очень близкие или контролируемые Юрием Ковальчуком. То есть фактически речь идет о том, что управляющие права над этой интернет-империей перешли в руки Юрия Ковальчука из рук Алишера Усманова, – говорит Алексашенко. – Усманов, понятно, не оппозиционер. Он лояльный, подконтрольный и так далее. Но он был больше про бизнес, и, соответственно, ему был интересен сын Добродеева, чтобы иметь связи с государственными телеканалами и пользоваться медиавозможностями государства».

«А вот Ковальчук, по доходящим до меня слухам, – это человек, который очень сильно влияет на идеологическую позицию Путина. Он своего рода такой зам. по идеологии при политбюро Владимира Путина, который [пропагандирует] все эти нравственные ценности, скрепы, духовность и так далее, – подчеркивает Алексашенко. – И Юрий Ковальчук – это человек, который по большому счету возглавляет рядом с государственной медиаимперией свою национальную медиагруппу».

«Для меня эта сделка означает, что вся эта интернет-контора переходит под контроль Кремля в прямое управление. Соответственно, ее куратор, видимо, сменился. Можно предполагать, что до этого Усманова контролировал Алексей Громов, а сейчас контролирует Кириенко. Но если контролирует Кириенко, значит, он может назначить своего гендиректора – того, кому он доверяет. Соответственно, Сергей Владиленович назначил своего сына. Видимо, другого доверенного лица он найти не смог», – замечает эксперт.

«Нужно хорошо понимать, что, помимо того, что VK становится частью кремлевской пропаганды, пропагандистской машины, это означает, что можно ожидать усиления влияния Кремля в интернете, – уверен Алексашенко. – Я думаю, что это еще связано с усилением контроля ФСБ, спецслужб над российским сегментом интернета. Одно дело, когда у тебя бизнес-компания, которую возглавляет бизнесмен, который живет по своим правилам, и с ним надо как-то о чем-то еще договариваться, чтобы он согласился. А другое дело, когда это контролируется человеком, который сам является частью этой идеологической конструкции».

Алексашенко замечает, что сделка по покупке VK – одновременно и попытка Кремля «повлиять на умы молодежи», и попытка взять интернет-пространство в России «под колпак» и его контролировать.

— Это и то и другое. Есть два подразделения. Одно – это силовики, которые хотят все контролировать: кто кому что пишет, кто о чем с кем и когда договаривается. Это одна работа. Другая работа – это, безусловно, влияние на мозги тех людей, которые не смотрят телевизор, а значит, более молодого поколения, – говорит он. – Не надо делать из Кремля дураков. Они очень хорошо понимают значение интернета. Они в интернете очень активно присутствуют и очень эффективно работают, и это еще одна дополнительная возможность – встраивание империи VK в кремлевскую пропагандистскую машину. Ковальчук будет за это отвечать».

Политолог Мария Снеговая согласна с оценками Алексашенко о дальнейшей судьбе VK, и также подчеркивает, что «Кремль хочет взять под колпак молодежь»:

«Я бы не рассматривала эту ситуацию так, что Кремль только теперь взял «Вконтакте» под контроль, потому что и до этого, как мы знаем, «Вконтакте» был под полным контролем властей, – говорит эксперт. – ФСБ постоянно сливала информацию пользователей, и в целом VK было как бы достаточно опасной соцсетью, особенно для оппозиционно настроенных пользователей. Поэтому речь, я думаю, скорее всего, идет о переделе ресурсов. VK – это ценный ресурс, который, скорее всего, активно будет развиваться. И видно, что Кремль хочет под колпак взять молодежь: там есть представление о том, что молодежь утеряна, над ней нет контроля, что она в существенной степени оппозиционно настроена. И, возможно, это одна из причин преобразований – что нужен «свой» человек, который будет контролировать такой ценный ресурс».

«Вконтакте» – это одна из самых популярных российских соцсетей. А в соцсетях, как мы знаем, сидят в основном молодые люди, так что, возможно, есть такой политический аспект контроля над молодежью, – рассуждает Снеговая. – Но в целом я просто подчеркну, что это часть более общего тренда: когда российские элиты начинают медленно передавать свои «нагретые» позиции, места, ресурсы своим молодым отпрыскам. На самом деле, речь не идет ни о какой смене элит, ни о какой регенерации, а всего лишь о такой квазимонархии, когда в авторитарном режиме элиты не сменяются, а просто передают свои насиженные места своим потомкам. Особенно такой лакомый кусок, которым, безусловно, является «Вконтакте».

Экономист, руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, в свою очередь, считает, что VK – в первую очередь прибыльный бизнес и именно по этой причине Кириенко делегирует туда своего сына.

«Мне кажется, что назначение Владимира Кириенко в VK – просто попытка создать позицию для сына высокопоставленного чиновника, потому что пост директора VKontakte, я думаю, совершенно ни на что не влияет. Эта контора находится «под колпаком» спецслужб уже многие годы. И я думаю, что вся информация, которую можно было оттуда получить, уже давно получена: мониторинг, переписки, передвижение людей и так далее, – замечает Иноземцев. – Поэтому, кто там является генеральным директором – в этом отношении совершенно не важно. Я думаю, что это просто хорошая позиция для официального зарабатывания большого количества денег для сына Кириенко, вот и все. Это коммерческая компания. Я думаю, там и доходы, и бонусы гораздо больше, чем у любого чиновника, по крайней мере, официально».

Solar Ash — это новая игра от студии Heart Machine, известной по Hyper Light Drifter. Проект можно описать, как смесь платформера, раннера и экшена с необычным антуражем. За его продвижение отвечало издательство Annapurna, которое умеет находить неожиданные шедевры. Стала ли Solar Ash одним из них, читайте в обзоре от УНИАН.

Издательство Annapurna Interactive с момента своего основания в 2017 году избрало уникальный путь. Оно продвигает и продает необычные игры от небольших независимых студий. Эти проекты еще на этапе показа первых рекламных материалов кажутся душевными и обаятельными. Среди них нередко обнаруживаются настоящие шедевры, которые впечатляют гораздо сильнее любых блокбастеров. К таким играм можно без упреков совести отнести Outer Wilds, What Remains of Edith Finch, Journey и Kentucky Route Zero.

Есть в портфолио Annapurna и более слабые или неоднозначные проекты. Это подтверждает недавний триллер Twelve Minutes, который разочаровал многих пользователей. Но даже он отметился как минимум любопытной концепцией с временной петлей, камерной атмосферой и вариативностью. По аналогии можно разобрать и другие игры издательства, но суть ясна — они умеют зацепить.

Именно поэтому никто не удивился, что Annapurna решила помочь студии Heart Machine с выпуском Solar Ash. Проект напоминает стильную смесь платформера, экшена и раннера. А сверху на все это ложится таинственный сюжет о космических перипетиях. Да и разработчик у Solar Ash не абы кто. Ранее Heart Machine уже отметилась созданием культовой в узких кругах Hyper Light Drifter. Получается, у игры были все предпосылки для успеха: опытный разработчик, подходящий издатель и любопытная концепция. Помогло ли это Solar Ash стать в ряд с другими шедеврами Annapurna, УНИАН рассказал в своем обзоре.

Сюжетная дыра

Во вселенной Solar Ash существует Ультра-Бездна. Это огромная черная дыра, которая засасывает внутрь целые планеты, а потом их разрушает. Такая незавидная судьба нависла и над миром главной героини Рей. Пока политики из разных стран спорили о решении проблемы, девушка вместе с коллективом исследователей начала действовать. Команда изобрела технологию скольжения, которая позволила быстро перемещаться внутри Ультра-Бездны, и механизм «Звездное семя». Устройство должно было уничтожить космическую аномалию и спасти планету Рей. Правда, только в теории.

В игре есть сканер, которые показывает местоположение текущей цели / скриншот

В игре есть сканер, которые показывает местоположение текущей цели / скриншот

На практике планы исследователей рассыпались сразу после отправки «Звездного семени» в черную дыру. Механизм вышел из строя, а его изобретатели запропастились где-то внутри Ультра-Бездны. Рей отправилась помочь своим соратникам, и именно в этот момент начинается игра. После погружения в черную дыру главная героиня узнала о печальном положении дел. «Звездное семя» сломалось, а чтобы починить его, нужно посетить все сектора Ультра-Бездны и включить там Центральные йотабайтные системы (ЦИБ). Только тогда механизм заработает и уничтожит черную дыру. А так как сигналы от других исследователей не поступают, Рей придется выполнить сложную миссию в одиночку.

Структурно история делится на шесть одинаковых этапов. Главная героиня посещает локацию, выполняет там ряд пространственных задач по устранению аномалий, побеждает босса и включает местный узел ЦИБ. После каждого такого эпизода Рей встречается с загадочной сущностью по имени Эхо. Собеседники ведут таинственные диалоги, в которых через полунамеки раскрывается суть происходящих событий.

Светящиеся розовым точки — это ЦИБ, продвинутый искусственный интеллект / скриншот

Светящиеся розовым точки — это ЦИБ, продвинутый искусственный интеллект / скриншот

В целом повествование Solar Ash дает повод двигаться вперед и не раздражает. Оно погружает пользователей в масштабную и неплохо прописанную вселенную, которую хочется изучать. История также пытается поднимать серьезные темы, будь то трудности одиночества, ответственность за принятые решения или слепая вера в собственную правоту. Однако раскрываются они весьма поверхностно, а больше причин хвалить сюжет толком и нет.

Зато поводов для критики повествования собралось достаточно. Интрига в истории совершенно не работает: все полунамеки в беседах с Эхо легко считываются и расшифровываются. В результате развитие сюжета и финал становятся предсказуемыми. Я вот угадал концовку почти с идеальной точностью. Еще одна проблема повествования — провисания. Между беседами с Эхо сюжет никак не двигается вперед, и редкие монологи Рей здесь не спасают, так как не содержат никакой интересной информации.

Подробной карты в игре нет, но зато между регионами можно телепортироваться / скриншот

Подробной карты в игре нет, но зато между регионами можно телепортироваться / скриншот

А поначалу в историю и вовсе сложно вникнуть, так как во вступительном сообщении и первом диалоге с ЦИБ на игрока вываливают кучу терминов. Мне пришлось трижды перечеркивать заметки, чтобы правильно сложить картину происходящего. С раскрытием других исследователей через записки Heart Machine тоже прогадала. Дневники соратников Рей написаны хорошо — текст «живой» и позволяет сформировать в голове образ каждого конкретного персонажа. Вот только без непосредственного контакта с героями проникнуться к ним эмоциями невозможно. Да и мы все еще говорим о записках — одном из худших нарративных инструментов в играх.

Из-за явных недочетов основной сюжет начинаешь воспринимать в качестве фона. Ну есть он и есть. Даже короткие истории побочных персонажей, которые раскрываются через посещение разных мест на локациях, сильнее отзываются внутри. Рассказ о судьбе Лирис и вовсе получился проникновенным и драматичным. Как минимум его точно не следует пропускать.

Некоторые объекты на локациях выглядят впечатляюще / скриншот

Некоторые объекты на локациях выглядят впечатляюще / скриншот

Скольжение по гигантским тварям

Мир Solar Ash включает обширные локации, которые соединены проходами. Он выглядит красиво и необычно, так как сформирован из обломков планет и жидкости между ними. Окружение создает атмосферу разрушения и опустошения. Игроки быстро почувствуют себя посреди руин некогда великих цивилизаций. Благодаря этому возникает желание тщательно осматривать локации, чтобы насладиться работой художников и дизайнеров.

А вот с геймплейной позиции большого смысла в изучении мира нет. Пользователи смогут найти лишь контейнеры для восстановления щитов, красную плазму и тайники исследователей с записками и частями костюмов. Последние влияют не только на внешний вид героини, но и дают некоторые пассивные способности. Обычно они заключаются в ускоренной перезарядке умений. А красная плазма необходима для починки новых ячеек щитов. Всего их четыре, но после каждой встречи с Эхо один слот будет обязательно ломаться.

В игре могут открываться чарующие виды / скриншот

В игре могут открываться чарующие виды / скриншот

Таким способом разработчики решили мотивировать пользователей собирать и тратить упомянутый ресурс. Однако активно пылесосить локации вовсе не обязательно: для комфортной игры хватит двух ячеек щита. Каждая из них опустошается после пропущенного удара. Рядовые враги, которые бродят по локациям, не представляют существенной опасности. Ближе к середине появляются более сложные и надоедливые противники, но их все равно легко убить. Особенно если притягиваться к недругам с помощью крюка-кошки.

В целом боевая часть Solar Ash получилась очень простой. Видовое разнообразие врагов скудное, а Рей может выполнять только стандартную серию из трех атак. Удары вызывают энергетические волны, которые возникают перед главной героиней. К их дальности нужно немного привыкнуть, но особых проблем это не доставляет.

Вот так выглядят точки, за которые можно цепляться крюком-кошкой / скриншот

Вот так выглядят точки, за которые можно цепляться крюком-кошкой / скриншот

Гораздо больше сил Heart Machine вложила в реализацию передвижения и платформинга. Рей может беспрерывно скользить почти по любой поверхности и набирать огромную скорость. Двигаться в таком режиме весьма приятно – игра хорошо передает чувство высокого темпа. Да и когда постоянно находишься в динамике, то быстро забываешь о пустоте окружающего мира.

В комбинации с рывком и прыжком скольжение позволяет преодолевать любые препятствия. На этом и строится весь платформинг в Solar Ash. Обычно нужно разогнаться, взмыть в воздух и сигануть на платформу или в другую точку. Постепенно к этой формуле добавляются разные препятствия среди окружения, например, бомбы, цепные мины и стреляющие враги. Иногда добраться к цели помогают черная жижа, которая позволяет лазить по вертикальным поверхностям, и крюк-кошка. Цепляться можно только за определенные точки, а чтобы было проще навестись на них, разработчики добавили возможность замедлять время на несколько секунд.

Через цепные мины нужно скользить с постоянным применением рывка / скриншот

Через цепные мины нужно скользить с постоянным применением рывка / скриншот

В целом платформинг выполнен приятно — дизайн локаций разнообразный, часто приходится искать, как пробраться к нужному месту, а по пути всегда возникает ряд определенных препятствий. Однако в этом аспекте тоже есть удручающие моменты. Как уже говорилось выше, на локациях ставится одна и та же задача – устранить аномалии. Выполняется она всегда по шаблонной схеме: прибываешь к точке, за выделенное время разбиваешь ряд объектов в форме иголок, а к последнему маркеру в виде глаза обязательно притягиваешься крюком-кошкой. Иногда эти задачки получаются неплохими за счет интересного дизайна окружения и препятствий на пути, а порой — чересчур простыми. А когда становится слишком легко, возникает ощущение, что эти аномалии — банальное растягивание прохождения.

Вторая проблема — контроль персонажа. На скорости трудно рассчитать, как далеко полетит героиня. Во время рывка Рей также норовит сместиться чуть вбок, из-за чего иногда приходится сражаться с управлением. Замыкает перечень спорных моментов появление новых элементов геймплея. Они хоть и делают платформинг более разнообразным, но не вносят каких-то существенных изменений. Из-за этого решение пространственных задачек в начале и конце Solar Ash чувствуется примерно одинаково.

Если коснуться красной части тела босса, то засчитается поражение / скриншот

Если коснуться красной части тела босса, то засчитается поражение / скриншот

Описанные минусы игра уравновешивает битвами с боссами — гигантскими существами, покрытыми белыми костяными пластинами. Каждая драка с ними делится на три этапа и выполнена по схеме устранения аномалий. Нужно уничтожать «иголки» ударами рукой, притягиваться к некоторым из них с помощью крюка-кошки и постоянно скользить. За счет высокой динамики и разной формы тел боссов эти стычки получились напряженными и захватывающими. Они натурально проверяют реакцию и навыки контроля персонажа.

На втором и третьем этапе сражения количество пластин на теле главгада становится меньше. Приходится действовать более выверено и учиться на своих ошибках. Драки также сопровождаются заскриптованными движениями боссов, которые обычно требуют быстрого использования крюка-кошки. А еще у этих огромных противников бывают уникальные способности. Например, третий по счету главгад стрелял лазером, и чтобы запрыгнуть на его тело, требовалось сначала три раза уклониться. Именно масштабные стычки с боссами стали главным достоинством Solar Ash.

Третий этап битвы с Зубастиком дается нелегко / скриншот

Третий этап битвы с Зубастиком дается нелегко / скриншот

Звук и стиль

Выглядит игра отлично. Минималистичный рисованный стиль может кому-то не понравиться, но качество исполнения и подбор цветовой гаммы приятно радуют. Звуковое сопровождение хорошо подчеркивает настроение игры. Саундтрек повышает напряжение в драках с боссами и передает общую атмосферу опустошения при путешествиях по миру. К технической реализации претензий тоже нет. Я не встретил ни с одной ошибкой, а кадровая частота всегда была на уровне примерно 60 кадров/с.

Рассказ про черную руку

Иногда на локациях встречаются рельсы, по которым можно невероятно быстро скользить / скриншот

Выводы

Solar Ash не станет такой же культовой, как Hyper Light Drifter и не займет место рядом с Outer Wilds и What Remains of Edith Finch. Но это все равно хорошая одиночная игра с несколькими уникальными находками. Пространственные задачки в целом приятные, атмосфера передана хорошо, а битвы с боссами вызывают бурю положительных эмоций. Уже ради этого любителям платформеров и быстрого геймплея стоит присмотреться к Solar Ash.

Оценка: 7 из 10.

Назар Степорук

Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?

О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.

И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.

Но расскажу все по порядку.

Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.

Видео дня

И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?

Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.

Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.

Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.

Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.

Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.

Все там было настоящим, в масштабе 1:12.

Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…

Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!

Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.

Конечно, я купила ее миниатюрную копию.

Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.

“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.

—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.

—О Вас.

—Обо мне?

—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.

—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.

—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!

—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.

—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.

—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?

—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.

—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?

—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.

—Боже мой, как Вы об этом узнали?

—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.

—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.

—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.

—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?

—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.

—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?

—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.

—Что-нибудь еще?

— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.

—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.

—Что Вы имеете в виду, Холмс?

—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.

—Вы хотите сказать, что я ошибся.

— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!

The end”

“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…

Домику почти сто лет.

Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…

Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ про чеченский народ
  • Рассказ про черную дыру для детей
  • Рассказ про черного аиста
  • Рассказ про черное море для 4 класса окружающий мир
  • Рассказ про чернику 2 класс