Рассказ про части речи 3 класс

Инфоурок начальные классы презентациипрезентация к уроку русского языка на тему сказка о частях речи 2-3 класс описание презентации по

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация к уроку русского языка на тему «Сказка о частях речи» 2-3 класс

Сказка о частях речи Презентация к уроку русского языка Гиевской Елены Никола...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Сказка о частях речи Презентация к уроку русского языка Гиевской Елены Никола

Описание слайда:

Сказка о частях речи Презентация к уроку русского языка Гиевской Елены Николаевны 

2 слайд

Начало путешествия! В красивой стране под названием Речь находилось множество

Описание слайда:

Начало путешествия! В красивой стране под названием Речь находилось множество разных домов. В этой стране красота была необычайная: диковинные развесистые деревья, цветы редкой красоты! Птицы с разноцветным оперением распевали на все голоса. Мы остановимся в цветном доме первого жителя этой страны. — Есть один седой старик. Превращаться он привык: в шляпу, в бабушку, в котлеты, в кактус, в зонтик, в сигареты, в тапочки, в слона, в конфеты— словом, в разные ПРЕДМЕТЫ. Это дедушка Имя Существительное! 

3 слайд

 

4 слайд



5 слайд

 

6 слайд

ё 

7 слайд

- Вы что здесь делаете?  – сурово спросили мы. (Ведь мы прекрасно помнили, чт

Описание слайда:

— Вы что здесь делаете?  – сурово спросили мы. (Ведь мы прекрасно помнили, что в  этом доме живёт дедушка Имя существительное. Весь день здесь гостили, но  никакого такого дядьки в  шляпе не  встречали.) – Что я  делаю?  – удивился чудной дядька.  – с  тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и  улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что я  делал, пока ты спал в  доме? Я  рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и  посыпал песком дорожки. А  теперь угадай, что я  буду делать дальше? Я  буду расспрашивать вас, кто вы такие и что делаете в  моём доме. В гостях у глагола Мы очень устали за день. Легли отдохнуть , но уснуть не удавалось. Всю ночь нас мучил комар: он кусал в  нос, в ухо, жжужал, зудел. И , вдруг мы услышали звук…Это был забавный дядька в шляпе… 

8 слайд

 

9 слайд



10 слайд

Вскоре мы отправились к следующему красивому домику. Какое чудесное яркое со

Описание слайда:

Вскоре мы отправились к следующему красивому домику. Какое чудесное яркое солнышко освещало сказочную страну! Из-за забора выглянуло миловидное женское личико в обрамлении рыжих кудряшек. — Добро пожаловать, милые, славные, симпатичные дети! Ах, какие вежливые, воспитанные, внимательные ребятки!—пропела женщина и открыла калитку. -Входите. Меня зовут Имя Прилагательное. А вас? В гостях у прилагательного 

11 слайд



12 слайд

Прилагательное – это часть речи , которая обозначает признак предмета и отвеч

Описание слайда:

Прилагательное – это часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложение имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным. 

13 слайд

Запомните! Итак, имя прилагательное изменяется по родам (меняет свое окончани

Описание слайда:

Запомните! Итак, имя прилагательное изменяется по родам (меняет свое окончание) в зависимости от имени существительного. Какого рода имя существительное, с которым оно дружит, такого же рода и имя прилагательное.( Золот… дождь, золот… антилопа, золот… кольцо; смешн… существо, смешн… щенок, смешн… обезьянка) Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное: в единственном или во множественном. —-Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. Сравните: красивЫЕ девочки (ж.р.), красивЫЕ мальчики (м.р.), красивЫЕ поля (ср.р.) 

14 слайд

Лес приветливо кивал вершинами, по  тропинке весело скакали солнечные пятна.

Описание слайда:

Лес приветливо кивал вершинами, по  тропинке весело скакали солнечные пятна. Мы шли в  гости к  тётеньке Наречие и  торжественно несли с  собой горячий привет, добрые пожелания, а  ещё  – тёплые пирожки с  капустой и  картошкой. Их испёк для родственников дядюшка Глагол и  сделал это удивительно умело. – Когда же мы наконец придём?  – нетерпеливо подпрыгивали мы – Дядюшка Глагол вчера сказал, что надо идти сначала прямо, а  потом свернуть направо,  только откуда направо, непонятно. В гости к наречию 

15 слайд

Наречие –это неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы: где? когда? куда?

Описание слайда:

Наречие –это неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? зачем? В предложение является чаще обстоятельством. 

16 слайд



17 слайд

 В гости к местоимению 

Описание слайда:

В гости к местоимению 

18 слайд

 

19 слайд

 

20 слайд

 

21 слайд



22 слайд

 

23 слайд

 

24 слайд

Волшебная страна по названием Речь полна не изученных нами частей речи. А зна

Описание слайда:

Волшебная страна по названием Речь полна не изученных нами частей речи. А значит у нас есть возможность отправится в следующее путешествие, к новым знакомствам, за новыми знаниями! В данной презентации использованы материалы из книг детской писательницы Татьяны Рик . Конец путешествия 

25 слайд

Спасибо за внимание! 

Описание слайда:

Спасибо за внимание! 

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Рассказ про части речи 3 класс

  • Сейчас обучается 982 человека из 79 регионов

Рассказ про части речи 3 класс

  • Сейчас обучается 885 человек из 81 региона

Рассказ про части речи 3 класс

  • Сейчас обучается 349 человек из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДВ-329527

Вам будут интересны эти курсы:

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цели:

 Повторение изученного материала,

— выявление затруднения в индивидуальной деятельности  каждого учащегося

III.Этапы изучения и закрепления изучаемого материала

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Цели:

— Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока;

-Планированию

деятельности на уроке.

Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели урока.

IV.Развитие учебно-языковых и  речевых умений, применение  знаний

Записывают дату и классная работа.

Игра «Шифровальщик»

Запись словарного слова .Анализ слова.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Работают в группе.

Дети в группах составляют правила об этих частях речи.

Дети крепят свои правила к доске.

Ученики зачитывают слова  Устанавливают связь между словами – названиями предметов и словами – признаками предметов.

Устанавливают роль слов – признаков предметов в речи.

Игра «СУЕТА»

Работа в парах..Вход и выход из диалога.

Находят в тексте слова – названия предметов; признака предмета, действия предмета, предлоги.

Осуществляют взаимопроверку.

Индивидуальная работа на карточке.

(карточки с разным уровнем заданий)

Организует запись под диктовку словарных слов;

 выделение орфограмм;

самооценку.

Организует постановку цели и темы урока учащимися.

-Организация самопроверки;

Организация самооценки.

Помогает уч-ся определить роль слов – признаков в речи.

-Организация самопроверки;

Организация самооценки

.

— Откройте тетрадь.

-Что надо записать? (Дату)

— Какую запись нужно сделать дальше? (Классная работа)

— Запишите «Классная работа»

Проверяем то, что знаем.

Игра «Четвертый лишний» Слайд 2

-ласточка ,бабочка, голубь, воробей

-уж ,гусеница, черепаха, еж

уравей ,снегирь, соловей, воробей

Назовите одним словом (насекомые)

 Внимательно посмотрите на загадку. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Отгадай загадку : слайд 3

Это что за бугорок,

А в нём – городок,

Летним днём

 построен он,

А жильцов в нём –

 миллион?(Муравейник)

Минутка чистописания. (Слайд 4)

— Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.)

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении)

-Образуем однокоренные слова к слову муравей. Муравейник,  муравьишка ,муравьиные, муравьед.

-Разбор слова  Муравьишка (Проверка слайд 6)

Проблема!

-Почему к нам  в гости пришел Муравьшка ?                Слайд 7

Вспомните какое произведение мы читали про муравья? Кто его написал?

-Почему муравей оказался далеко от своего дома?

-Давайте повторим путь Муравьишки.

-Вот  Муравьишка  дает Вам первое задание. (Слайд 8)Он на карточке зашифровал  вопрос на который нужно вам ответить.

— Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

-Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

-На какие группы делятся слова в русском языке?

Нам надо найти условие, по которому можно разбить слова в русском языке

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

.

Словарная работа. (Слайд 9)

-Откуда начал свое путешествие Муравьишка?

Береза

— Подчеркните опасное место  в слове.

-Придумаем предложения со словом береза.

-Разберем по членам предложения.

Мы сможем продолжить дальше свой путь,  если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.

— Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

—  Тогда цель нашего сегодняшнего

— Сформулируйте тему урока.  урока? Слайд 11

Слайд 12

Составление алгоритма. Слайд 13

Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод.

1 группа- имя существительное.

2 группа- имя прилагательное.

3 группа- глагол.

4 группа- предлог. Слайд 14,15 Самопроверка.

— Мы много трудились, пора и отдохнуть.

 Физкультминутка для газ и тела. Слайд 16

Какие препятствия преодолевал Муравьишка?(лес, луг, река, забор, поле)

-Какой частью речи являются эти слова ?

Докажите!

-Слова, какой части речи помогут понять более точно повадки насекомых, внешний вид, характер?

-Подберем  к данным существительным имена прилагательные.

-Сколько видов транспорта сменил Муравьишка?

-Дадим характеристику каждому насекомому.

-Какой частью речи являются эти слова ?.

Самостоятельная работа.

  Игра «СУЕТА»

Объединитесь в пары по названию насекомых.

Упражнение в определении частей речи. (Слайд 17-24).

– Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Подчеркни цветным карандашом:

  • красным – слова, обозначающие предмет;
  • зеленым – слова, обозначающие действия;
  • синим – слова, обозначающие признак;
  • обведи кружком – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

-Были ли слова, к которым вы еще не могли поставить вопросы?

-С этими частями речи мы с вами будем знакомиться позднее.

-Муравьишка просит вас составить и объяснить значение пословиц.

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.
  • Свет не без добрых людей.
  • Доброе братство лучше богатства.

Слайд 25-26

Знать слова – признаки предметов.

Уметь находить их в предложении, словосочетании, тексте

Уметь устанавливать связь между словами предметами и словами признаками при помощи вопросов

Уметь находить словосочетание в предложении.

Уметь устанавливать связь между словами предметами и словами признаками при помощи вопросов .

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД)

.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Регулятивные УУД).

Познавательные: развитие операций мышления.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Выполнение этапов сочетательного диалога, умение работать в группах, формировать умение работать в подготовленной среде. (Коммуникативные УУД).

Формирование умения осуществлять выбор.

(Коммуникативные)

Формировать  умение работать с информацией.

(познавательные)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД

Познавательные: формировать  умение работать с информацией.

Формирование умения работать в парах, умение слушать и слышать.

Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V.Домашнее Задание

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Слушают домашнее задание

Дети самостоятельно заполняют листы самооценки.

Придумай историю про  то,  как Муравьишке  помогали другие насекомые или животные .Слайд 27

-Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

— Вспомните, с каких слов мы начали урок?

— Чему научились?

— Довольны ли вы своей работой?

— Вспоминаем тему урока: «Части речи»Слайд28-29

Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова:   самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы

Опираясь на таблицу, закончи предложения.      Слайд 30

Теперь я умею определять…

Я знаю, что в русском языке…

-Части речи работают в предложении ,каждая выполняет свою роль .И от этого наша речь становится грамотной,красивой.Я желаю вам быть всегда мудрыми и внимательными

— Молодцы! Спасибо за хорошую работу! 

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

формировать  умение работать с информацией.

(познавательные)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

( Личностные УУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Правососновская начальная малокомплектная школа – филиал МКОУ Корниловская средняя общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Части речи»

Учитель: Танкевич Валентина Ильинична

д. Правососновка

2014 г.

Тема: Части речи. (слайд №1)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о частях речи.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научаться представлять части речи как группы слов, каждая из которых объединяется на основе общности вопросов и значений; различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги, самостоятельные и служебные части речи, способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.

Личностные:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою деятельность

3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4.Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачам.

8. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку.

Оборудование:  

1. Учебник «Русский язык». 3 класс. Ч. 1Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина

2.Рабочая тетрадь 3 класс. Ч. 2 Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина

3. Коробка со словами.

4. Таблички с вопросами (кто, что, что делать, что сделать, какой, чей, сколько, который по счёту, кто, что).

5. Раздаточные листы для детей.

6. Элекронные приложения к учебнику.

7. Компьютер.

Ход урока:

I.    Организационный момент.

  • Приветствие. ( Слайд 2)

  • Оформление записи даты в тетради.

II. Актулизация знаний

Установите соответствия (работа по карточкам)

Карточка

Корень часть слова без окончания.

Приставка часть слова, которая является родственной для всех слов.

Суффикс часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

образования новых слов.

Окончание часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов.

Основа изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении.

  • Чистописание

В тетради записать красиво:

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа – это части слова. (Слайд 3)

III . Самоопределение к деятельности

Беседа

— Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых? (Ответы детей)

— Представьте себе, что все слова высыпались из одного огромного мешка. Что делать? Конечно же, наводить порядок. А как? Надо их как – то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова «хлеб» и «плакать», на другую – «у» и «плохо»? Будет ли порядок? (Ответы детей)

— Что значит «классифицировать»? (Разделить по группам, разрядам, классам.)

— Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно распределить слова на группы.

Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в коробочку. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы. (Слайд 4)

Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, одиннадцать, пятый, снежный, он, она, из, в, через, и, с, не.

— Может разделить их на родственные слова? — Давайте попробуем.

Медведь — медвежий, даль – удаляться, веселье — повеселиться, выбегать — беговой, снег — снежный, пятый-……

— Что-то не получается. Давайте попробуем разделить как-то по другому.

— Разделить на части речи. Правильно! Тема урока « ЧАСТИ РЕЧИ».

IV.    Работа над новым материалом

Запишем тему нашего урока.

Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место.

1) Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили — бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, догадаетесь сами. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут — откуда ни возьмись — стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

-А на какой вопрос они отвечали? (Кто? Что?) Медведь, снег, даль, веселье.

-Что они обозначают? (Предмет).

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имена существительные).

Давайте заполним наши листочки. (взаимопроверка)

2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» — строго спрашивают. — Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны. — Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: удаляться, повеселиться, выбегать.

-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Что они обозначают. (Действие).

Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)

— Продолжим заполнять наши листочки.

Физ. минутка. Давайте немного отдохнём. (Картинки)

Заяц (прыгает) Медведь (топает) Птицы (летают)

Рыбы (плавают) Скороход (бежит) Лягушка (скачет)

Лентяй (подтягивается) Спортсмен (делают разные движения)

Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам.

3) И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко — комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь — и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» — спрашивают.

Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (Беговой, снежный, медвежий).

Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имена прилагательные).

Что они обозначают? (признак).

4) Ну, наши оставшиеся слова пошли дальше. Подошли они к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

-Мы потеряли свои имена, — ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени. Поэтому мы их и называем ….. (местоимением). Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают. (Кто? Что?)

Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их в этот дом. Он, она, оно. (Указывают на предмет).

5) А другие слова пошли дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят, а там слова, как солдаты, строгими рядами маршируют: раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают. Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают. – «Пустим тех, кто считать умеет».

Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать. (Одиннадцать, пятый).

-А как звали жителей этого домика. (Числительное).

-Что они обозначают? (Счёт).

Задание:

-Придумайте числительное, которое будет отвечать на вопрос, КОТОРЫЙ? (Первый, шестой, двадцатый).

6) Остались за воротами совсем маленькие слова. А на улице ветер уже, дождик начинается. И стало им совсем грустно. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко — а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели таких же, как они сами. «О, помощники пришли!» — говорят. – «Ура!»

— А вы кто? – спросили наши слова.

— А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков и к нам нельзя поставить вопросов, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Ну, например:

Задание: Слайд5

Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».

— Вам легко было понять предложения в тексте?

— Чепуха какая-то! – засмеялись наши слова.

— Вот-вот,- ответили жители домика. Мы же говорим – если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.

— Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова. – Но не знаем, получится ли у нас.

— Ребята, давайте поможем нашим друзьям.

Толя возвращался из леса в лагерь. Когда он бежал через мост, появилась старуха с ведром воды. Мальчик помог ей и услышал «спасибо».

Ребята выполняют упражнение (Проверка в паре, а потом Слайд 6)

Ну вот, получился очень здорово. Так и остались наши слова жить в этом маленьком домике вместе со служебными словами.

-Кто же из них кто, давайте разберёмся. Мы уже знакомы с предлогами. Какие из этих слов можно отнести к предлогам? (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).

-Какой союз нам встретился? (И).

-Посмотрите, кого мы забыли назвать? Кто ещё жил в доме? Вы знакомы с одной частицей, которая поссорилась с глаголом. Это частица НЕ.

-А почему поссорилась? (Потому что пишется всегда отдельно).

— Ребята, как вы думаете, как можно назвать эти слова по-другому, если мы знаем, что они служат для связи слов в предложении?

— Служебными словами.

-А тогда как же назовём эти слова, которые живут в этих домах? Какими словами можно их назвать?

-Самостоятельными словами. — Ну вот, наши дома заполнены, мы славно поработали.

-Кто догадался, как называется этот город? ЧАСТИ РЕЧИ. Слайд 7

Вывод: Слайд Обобщение с.122 –« Узелки на память»,

Физ. минутка. А сейчас ребята отдохнём и поиграем.

Встали, вышли из-за парт.

Если я буду называть имя существительное, вы встаёте, поднимаете руки наверх, если имя прилагательное, показываете волну руками, если называю глагол, вы приседаете.

Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая, белоснежный, пила, печь

— Кто из вас был внимательным и запомнил, сколько слов я назвала? (6) – А сколько среди них было глаголов? — Какие слова вызвали у вас сомнения?

Проблемная ситуация

Даны слова: печь, пила.

— Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

— Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

V.     Закрепление пройденного материала

  • Упр. 219 стр. 123работа в группе

1) Образуйте одну группу, распределите роли и прочитайте предложения.

2) Спишите по вариантам(1 и 2) и подпишите только свои части речи.

Розовые шапочки — имена существительные

Зелёные шапочки — имена прилагательные

Коричневые шапочки — глаголы

Голубые шапочки – предлоги

  • ИКТ Эл. Приложение.

  1. (Сова и 4 дерева) – работа в паре

переход к Д/з (Я ел вкусное яблоко)

Домашнее задание. Слайд 8) В рабочей тетради С. 4 №1, Кроссворд.

  1. Словарная работа (Новое слово – яблоко) Эл. Приложение.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

VI. Подведение итогов урока. (Слайд 9)

— Ребята! Что вы сегодня узнали нового на уроке? (писали, вспоминали состав слова, узнали, какие части речи есть в русском языке, для чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную минутку)

— Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?

Выставление оценок.

— Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой! Слайд 10

Рефлексия.

— С каким настроением заканчиваем наш урок?

Дети прикрепляют к доске знаки:

? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;

. — если всё понятно;

! — если всё понял, было интересно!

ФОТО С УРОКА

1098586 1

5. Заселение жильцов (частей речи) в свои домики.

1098586 3

1098586 4

1098586 5

1098586 7

9. Работа с электронным приложением (по частям речи)

1098586 8

1098586 9

РАСПЕЧАТКА

медведь снег не

даль медвежий

веселье пятый и

удаляться из в

повеселиться он выбегать беговой

одиннадцать она снежный

через с

Кто? Что?

Кто? Какие?

Какой? Что?

Какая? Сколько?

Какое? Который?

Что делать?

Что сделать?

Глагол

Имя Имя существительное

прилагательное

Числительное

Местоимение

Служебные части речи

Самостоятельные части речи

Части речи

Самостоятельные части речи Служебные части речи

Что делать ? Что сделать?

Сколько?

Который?

Какой?Какое?Какая?Какие?

Что? Кто?

Ч

ЧЧЧто

Что? Кто?

?

Имя существи -тельное

Предлог союз частица

Местоиме -ние

Числитель -ное

Глагол

Имя прилага -тельное

Пр

предмет признак предмета действие предмета счёт указывает на предмет не имеет значения

Карточка Установите соответствия:

Корень часть слова без окончания.

Приставка часть слова, которая является родственной для всех слов.

Суффикс часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

образования новых слов.

Окончание часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов.

Основа изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении.

Задание: Вставить нужные предлоги:

Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».

Кроссворд.

1.Часть речи, обозначающая число или порядок при счёте.

2.Часть речи, обозначающая действие предмета.

3.Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

4.Часть речи, обозначающая предмет

5.Часть речи, обозначающая признак действия.

6.Служебная часть речи, служит для связи слов.

7.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.

8.Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом.

9.Часть речи, обозначающая признак предмета.

Самостоятельные части речи Служебные части речи

Что делать ? Что сделать?

Какой?Какое?Какая?Какие?

Сколько?

Который?

Что? Кто?

Что? Кто?

Ч

ЧЧЧто

?

Местоиме -ние

Числитель -ное

Глагол

Имя прилага -тельное

Имя существи -тельное

Предлог союз частица

предмет признак предмета действие предмета счёт указывает на предмет не имеет значения

медведь

медвежий

удаляться

одиннадцать

он

из

из

снег

беговой

повеселиться

пятый

она

в

в

даль

снежный

выбегать

с

через

веселье

через

с

союз и

частица не

Медведь

снег

даль

медвежий

веселье

удаляться

повеселиться

выбегать

беговой

одиннадцать

пять он

она из и

снежный

через в

Цели урока:

  • Формировать умение распознавать части речи.
  • Способствовать развитию творческого мышления,
    внимания, орфографической зоркости.
  • Содействовать воспитанию коллективных навыков
    работы в группе, уважения друг к другу,
    взаимопомощи, любознательности.
  • Воспитывать уважительное, бережное и
    заинтересованное отношение к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь,
наш сегодняшний урок принесет всем нам радость
общения и обогатит вас новыми знаниями.

— Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим
их к работе. Запишите сегодняшнее число. Слова
“Классная работа”.

II. Актуализация знаний по теме.

1. Определение темы урока, постановка целей и
задач.

— Ребята! Скажите, пожалуйста, какой сегодня
день? (1 декабря – первый день зимы)

— И хотя мы с вами уже ощутили на себе первое
дыхание зимы – морозы и снегопады, сегодня
волшебница-зима официально вступает в свои права
и обещает радовать вас зимними забавами и
принесет вам самый любимый праздник – Новый год.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года.
Декабрь”. Слайд 2-5

На экране демонстрируется репродукции картин
великих русских художников. Учитель читает
стихотворение А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы,
Проказам матушки – зимы.

— Посмотрите на следующий слайд и прочитайте
слова. Слайд 6

мороз, узоры, снеговик, наступила, ребятишки

веселый, звонкий, белоснежное, покрывало,
долгожданная

припорошила, зима, нарядила, заморозила,
катаются

— Найдите “лишнее” слово в каждой строчке.
Почему они “лишние”? (они отвечают на другой
вопрос)

— Расставьте слова по своим местам. На какие
вопросы отвечают слова каждой из групп? Кто
помнит, как называются части речи, к которым вы
отнесли эти слова? (имя существительное, имя
прилагательное, глагол)

На экране слайд, на котором слова расположены
по группам

— Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить
на уроке? (о частях речи)

— Правильно, тема нашего сегодняшнего урока:
“Части речи”. Слайд 7

– Слово – самая удивительная вещь на свете.
Попробуйте представить себе, что было бы, если бы
не было речи. Не было бы общения между людьми, не
существовали бы письмо и печать, не было бы мысли,
не было бы человека. Сегодня на уроке мы с вами
будем работать с этой удивительной вещью – речью
и попробуем понять, по каким же признакам слова в
нашей речи разделяются по группам

2. Орфографическая минутка.

— Запишите, пожалуйста, слова в тетрадях:

  • ребята из 1 ряда – имена существительные;
  • ребята из 2 ряда — имена прилагательные;
  • ребята из 3 ряда – глаголы.

Вставьте пропущенные буквы и графически
объясните их написание.

Ребята, какие орфографические правила мы
повторили, выполнив это упражнение?Молодцы!Слайд
9

3. Создание проблемной ситуации.

Составьте текст, используя слова только своей
части речи.

— Можно ли составить текст, используя только
слова своей части речи? Почему?

— Что обозначают имена существительные? (они
называют предметы)

— На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?) Слайд
10

Имя существительное – самая представительная
часть речи. Почти каждое второе слово в нашей
речи – имя существительное. Имя существительное
– важнейшая часть речи. Первобытные люди,
познавая природу, называли окружающие предметы и
явления, и эти наименования закреплялись в языке.
По наблюдениям ученых, существительное
появилось в речи в числе самых первых слов. И это
вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит
на мир и пытается назвать все то, что его
окружает.

— Что обозначают имена прилагательные? (они
обозначают признак предмета)

— На какие вопросы отвечают? (Какой? Какая? Какое?
Какие?) Слайд 11

— Как вы думаете, для чего нужны имена
прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл
слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой)

— Что обозначают глаголы? (действие предмета)

— На какие вопросы отвечают? (Что делать? Что
сделать?) Слайд 12

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол!
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет:
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.

4. Физкультминутка для глаз

5. Работа в парах. Составление текста.

Теперь вы понимаете, как важны все эти части
речи. – Что же нужно сделать для того, что бы у нас
получился текст? (использовать все части речи).
Попробуйте составить текст, работая в парах.

Чтение и запись наиболее удачных предложений
на доске и в тетрадях.

Примерный образец текста:

Наступила долгожданная зима. Она нарядила
землю белоснежным покрывалом. Мороз расписал
окна красивыми узорами. Радостные ребятишки
катаются с горки на санках и кидаются снежками.
Они вылепили веселого снеговика.

— Найдите и подчеркните грамматическую основу и
определение в 1 и 2 предложениях.

— Какие еще слова нам пришлось использовать при
составлении предложений? (предлоги и союзы)

— Назовите их.(с, на, и)

— Попробуйте задать к ним вопросы. Что они
обозначают?

Все правильно, эти слова ничего не обозначают и
вопросы к ним задать нельзя. Они не могут
существовать сами по себе, т. е. самостоятельно. В
русском языке много частей речи. Все они делятся
на 2 большие группы – самостоятельные части речи
и служебные. Имена существительные, имена
прилагательные, глаголы, местоимения, наречия —
это самостоятельные части речи. А предлоги и
союзы относятся к служебным частям речи и служат
для связи слов в предложении. Слайд 13

6. Физкультминутка

А сейчас ребята отдохнём и поиграем.

Встали, вышли из-за парт.

Если я буду называть имя существительное, вы
встаёте, поднимаете руки наверх, если имя
прилагательное, показываете волну руками, если
называю глагол, вы приседаете.

Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая,
белоснежный, пила, печь

— Кто из вас был внимательным и запомнил,
сколько слов я назвала? (6) – А сколько среди них
было глаголов? — Какие слова вызвали у вас
сомнения?

7. Проблемная ситуация

Даны слова: печь, пила. Слайд 14

— Какими частями речи являются данные слова?
Докажите.

— Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы
каждое из этих слов являлось разными частями
речи? Аргументируйте.

III. Закрепление и повторение материала.

1. Работа по карточкам.

А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед
вами, и прочитайте пословицы и поговорки:

  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Что летом родится, то зимой пригодится.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Зима без снега — лето без хлеба.
  • Береги нос в большой мороз.
  • В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует,
    кружит, мутит, рвет, метет.
  • Декабрь снежный и холодный — будет и год
    плодородный.
  • Хороший снежок урожай сбережет.
  • Новый год — к весне поворот.

— Как вы понимаете смысл пословиц? Выберите
понравившуюся пословицу, запишите ее в тетрадь и
надпишите над словами, какой частью речи они
являются.

Взаимопроверка.

2. Работа по карточкам. Разноуровневые задания

— Сейчас вы сами побываете в роли учителя и
попробуете оценить свои силы. (Каждый ученик
получает карточку с заданиями.) Перед вами
карточка. На ней задания двух уровней. Второй
уровень для тех ребят, кто хорошо понял эту тему,
и уверен, что справится с этим заданием. Первый
уровень для ребят, которым ещё нужна тренировка.
Слайд15

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:

День, хорошая, друг, думает, смелый.

— Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Образуй от данных существительных
однокоренные слова, являющиеся прилагательным и
глаголом

  • веселье – …, … .
  • шум – …, … .
  • лес — …, … .

3. Беседа.

— Скажите, ребята, за что вы любите зиму? (за
снег, за зимние забавы)

— А кому труднее всего зимой? (птицам). Можем ли
мы что-нибудь сделать для них, чтобы хоть как- то
облегчить им жизнь? (можем сделать кормушки,
подкармливать птичек)

Ученик читает стихотворение А. Яшина.
“Покормите птиц!” Слайд 16

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

IV. Рефлексия.

— С каким настроением заканчиваем наш урок?

Дети прикрепляют к доске знаки:

  • ? – если не всё понятно, требуется помощь
    учителя;
  • . — если всё понятно;
  • ! — если всё понял, было интересно!

V. Подведение итогов урока.

— Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке?
(писали, вспоминали орфограммы, составляли текст,
узнали, какие части речи есть в русском языке, для
чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную
минутку)

— Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится?
Как?

VI. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение “За что я люблю
зиму?”

Выставление оценок.

— Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то,
что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и
справились с такой трудной темой! Слайд 17

Части речи в рус­ском язы­ке — это клас­сы, по кото­рым рас­пре­де­ля­ют­ся сло­ва в соот­вет­ствии с их общим зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми свойствами.

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, например:

  • лес — это про­стран­ство, зарос­шее дере­вья­ми и кустарниками;
  • доб­рый — это бла­го­же­ла­тель­ный, отзыв­чи­вый к людям, гото­вый помочь;
  • гулять — ходить не торо­пясь, отдыхать.

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных  грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы. Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи; сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние. Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка; «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло» (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ действия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Определение

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, объ­еди­нен­ные общ­но­стью зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских признаков.

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи междометие.

Таблица с примерами

Посмотреть таб­ли­цу «Части речи в рус­ском язы­ке» с при­ме­ра­ми для 2, 3, 4, 5, 6, 7 клас­сов мож­но здесь (ссыл­ка откро­ет­ся в новой вклад­ке).

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Слова этой части речи обо­зна­ча­ют пред­мет, лицо, явле­ние, поня­тие и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что?

Например:

  • (кто?) малыш, лиса, дедушка;
  • (что?) бук­варь, гро­за, радость.

Имена суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию одушевленности/неодушевленности и ряд мор­фо­ло­ги­че­ских признаков.

Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем, и име­ют кате­го­рию рода:

  • отец   — муж­ской род;
  • девочка — жен­ский род;
  • озеро  — сред­ний род.

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии рода суще­стви­тель­ные отно­сят­ся к опре­де­лен­но­му типу скло­не­ния. Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком суще­стви­тель­но­го.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го и допол­не­ния. Существительные могут выпол­нять син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, обсто­я­тель­ства и быть в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак, свой­ство или при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­ту и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

По лексико-грамматическому зна­че­нию име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на разряды:

  • каче­ствен­ные (низ­кий, пра­вый, синий);
  • отно­си­тель­ные (город­ской, ниж­ний, январ­ский);
  • при­тя­жа­тель­ные (оле­ний, Ильин, отцов).

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния:

  • тем­ный — тёмен; свет­лый — светел;
  • тем­нее, более тем­ный; тем­ней­ший, самый темный.

Прилагательные изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и числам:

  • белый снег;
  • белая скатерть;
  • белое покрывало;
  • белые ромашки.

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные высту­па­ют в роли опре­де­ле­ния, согла­су­ясь с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же, а так­же могут упо­треб­лять­ся в роли ска­зу­е­мо­го.

Числительное

Определение

Числительное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док при сче­те пред­ме­тов и отве­ча­ет на вопро­сы сколь­ко? который?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем различают:

  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) два, пят­на­дцать, три­ста, мил­ли­он;
  • соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) трое, пяте­ро, деся­те­ро, оба, обе;
  • поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные: (кото­рый?) пер­вый, деся­тый, два­дцать пятый.

Местоимение

Определение

Местоимение — это часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на лицо, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их.

Различают сле­ду­ю­щие раз­ря­ды место­име­ний:

  • лич­ные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • воз­врат­ное: себя;
  • при­тя­жа­тель­ные: мой, твой, наш, ваш, свой;
  • относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколько;
  • отри­ца­тель­ные: никто, ничто, неко­го, нече­го, ника­кой, ничей, нисколько;
  • неопре­де­лен­ные: некто, нечто, кто-то, кое -кто, какой-то, что-нибудь, неко­то­рый, несколько;
  • опре­де­ли­тель­ные: сам, самый, любой, иной, каж­дый, целый, весь, другой;
  • ука­за­тель­ные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столь­ко, столько-то.

Глагол

Определение

Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та как про­цесс и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сде­лать? (читать, прочитать).

Грамматические при­зна­ки гла­го­ла выра­жа­ют­ся с помо­щью кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица, например:

  • (что делать?) писать — (что сде­лать?) переписать;
  • рису­ешь, рисо­ва­ла, будет рисо­вать; нари­со­вал бы, нарисуйте;
  • отправ­лю, отпра­вишь, отпра­ви­те, отправят.

Категории вида, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица состав­ля­ют спе­ци­фи­ку гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи. Каждая гла­голь­ная фор­ма обла­да­ет эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми или их частью. Например, началь­ная фор­ма гла­го­ла, инфи­ни­тив, не име­ет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, рода и числа:

  • убрать
  • слы­шать
  • увлечь

Глагол име­ет так­же непо­сто­ян­ные кате­го­рии чис­ла и рода, но они неспе­ци­фич­ны для гла­го­ла, так как свой­ствен­ны мно­гим частям речи.

Оригинал изоб­ра­же­ния: drofa-ventana.ru

Глагол выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го в предложении.

Причастие

Определение

Причастие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет про­яв­ля­ю­щий­ся во вре­ме­ни при­знак пред­ме­та по дей­ствию или состо­я­нию и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ю­щий? что сде­лав­ший? какой? какая? какое? и пр. (пишу­щий уче­ник, види­мый изда­ли, выли­няв­шая рубаш­ка, покра­шен­ный пол).

Различают виды причастий:

1. дей­стви­тель­ные, если при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам выпол­ня­ет действие:

  • сме­ю­щий­ся ребенок;
  • дети, уви­дев­шие ежика;

2. стра­да­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие извне:

  • колеб­ле­мый ветром;
  • пости­ран­ное белье.

Причастие обла­да­ет грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми глагола:

  • вид совер­шен­ный и несовершенный;
  • вре­мя — насто­я­щее и прошедшее;
  • пере­ход­ность
  • воз­врат­ность

Признаки при­ла­га­тель­но­го у причастий:

  • началь­ная фор­ма — фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода;
  • пол­ная и крат­кая фор­ма (у стра­да­тель­ных причастий);
  • изме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и падежам;
  • в крат­кой фор­ме изме­ня­ет­ся по родам (выстро­ен, выстро­е­на, выстро­е­но).

В пред­ло­же­нии при­ча­стие и при­част­ный обо­рот явля­ют­ся определениями.

Деепричастие

Деепричастие — осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (отве­чая, сбежав).

Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла (вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность) и наре­чия (неиз­ме­ня­е­мая форма).

Наречие

Наречие — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (слу­шать вни­ма­тель­но), дру­го­го при­зна­ка (крайне невни­ма­тель­ный) или при­знак пред­ме­та (паль­то на вырост) и отве­ча­ет на вопро­сы как? где? куда? отку­да? поче­му? сколь­ко? зачем?

Различают зна­ме­на­тель­ные (быст­ро, пол­но­стью, впе­ре­вал­ку) и место­имен­ные наре­чия (зачем, отку­да, здесь, там, почему-то).

Основным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость. Качественно-определительное наре­чие может обра­зо­вать сте­пе­ни сравнения:

  • весе­ло — весе­лее, весе­лее всех;
  • дале­ко — даль­ше, даль­ше всех.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи высту­па­ют в роли обсто­я­тельств, опре­де­ле­ний, части имен­но­го сказуемого.

Категория состояния

Определение

Категория состо­я­ния — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет состо­я­ние живых существ, при­ро­ды, окру­жа­ю­щей сре­ды (холод­но, жар­ко, боль­но, дожд­ли­во).

Грамматические при­зна­ки кате­го­рии состо­я­ния:

  1. неиз­ме­ня­е­мость
  2. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на — ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном предложении.

Мне надо решить это вопрос сегодня.

На ули­це очень вет­ре­но.

Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же безлично-предикативными словами.

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

К слу­жеб­ным частям речи относятся:

  1. пред­ло­ги
  2. сою­зы
  3. части­цы

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические средства.

Предлог

Определение

Предлог — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая выра­жа­ет зави­си­мость суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го и место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

Например:

  • встре­тить у реки;
  • вер­нуть­ся в деревню;
  • при­е­хать спу­стя три дня;
  • каж­дый из нас.

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и производные:

  • в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до;
  • отна­реч­ные — внут­ри, сквозь, мимо;
  • оты­мен­ные — вслед­ствие, путем, насчет; 
  • отгла­голь­ные — бла­го­да­ря, спу­стя, исклю­чая, вклю­чая, кончая.

Союз

Определение

Союз — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для соеди­не­ния одно­род­ных чле­нов, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных предложений.

Над лесом и полем зали­ва­ет­ся голо­си­стый жаворонок.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми предложениями.

По функ­ции раз­ли­ча­ют сочи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные сою­зы:

  • тоже, так­же, и, да, но, зато, толь­ко, либо;
  • что, когда, как, пока, что­бы, так как, пото­му что, хотя, если, раз, слов­но, точ­но, несмот­ря на то что.

Но вот при­хо­дит вре­мя, и на усадь­бе зацве­та­ют огром­ные древ­ние липы (С. Гейченко)

Бытует пове­рье, что аисты при­но­сят сча­стье (В. Алешко).

Частица

Определение

Частица — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая вно­сит в пред­ло­же­ние раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки и слу­жит для обра­зо­ва­ния форм слов.

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттенки:

  • утвер­ди­тель­ные — да, так, точ­но, ну да;
  • отри­ца­тель­ные — не, ни;
  • вопро­си­тель­ные — ли, раз­ве, неуже­ли, а, что ли;
  • срав­ни­тель­ные — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, вро­де, как бы;
  • уси­ли­тель­ные — даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, про­сто, прямо;
  • ука­за­тель­ные — вот, вон, это;
  • уточ­ня­ю­щие — имен­но, как раз, под­лин­но, ровно;
  • выделительно-ограничительные — лишь, толь­ко, хоть, все­го, исключительно;
  • вос­кли­ца­тель­ные — что за, то-то, как, ну и, ведь;
  • выра­жа­ю­щие сомне­ние — вряд ли, едва ли.

Укажем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие частицы:

  • пусть (пусть светит);
  • пус­кай (пус­кай поплачет);
  • да (да идем же);
  • давай­те (давай­те отправимся);
  • бы (сло­жил бы).

Междометие

Определение

Междометие — осо­бая часть речи, кото­рая выра­жа­ет раз­лич­ные чув­ства и побуж­де­ния, но не назы­ва­ет их конкретно.

— Ой-ой-ой! — ужас­нул­ся Павлик.- Семьсот мет­ров! Неужели море замер­за­ет на такую глу­би­ну? (Адамов Г. Б.)

Эта часть речи нахо­дит­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, не явля­ясь ни зна­ме­на­тель­ной, ни служебной.

Междометия суще­ству­ют непро­из­вод­ные и производные:

  • ау, ах, ох, эге, уф, а, э, увы, фу;
  • батюш­ки, ужас, беда, гос­по­ди, брось, извините. 

Видеоурок

ava author

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 190

  • Рассказ про цифры для детей
  • Рассказ про чайку 1 класс
  • Рассказ про цирк рассказ детей
  • Рассказ про цифры по математике 1 класс
  • Рассказ про чайковского на английском