С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Вот азбука – начало всех начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписаного слова,
Великого, как Тихий океан.
(Ян Гольцман)
Если хочешь познать истину, начни с азбуки
Последовав мудрому совету пословицы, отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн.
И первое открытие, которое мы делаем, познакомившись с ранними славянскими памятниками письменности, состоит в том, что они написаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них называется глаголицей, другая – кириллицей. Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла.
Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот же порядок букв, но сильно отличались начертанием букв.
До сих пор точно не установлено, какую именно азбуку создали Кирилл и Мефодий – глаголицу или кириллицу. Многие ученые считают, что азбука, созданная Солунскими братьями, была глаголицей, более похожей на греческое письмо.
По вопросу о том, какую славянскую азбуку создал Кирилл и когда и как возникла вторая азбука, существует большая литература и множест-во гипотез. Мы советуем заглянуть в книгу
Сравните буквы двух азбук. Какая из них, по вашему мнению, легла в основу современного русского алфавита?
Как вы думаете, от какого слова произошло название «глаголица»?
Как известно, славянская письменность была создана Кириллом и Мефодием на базе греческого алфавита, в его «парадной» форме, это так называемый устав, который был дополнен недостающими буквами, – для передачи звуков, отсутствующих в греческом языке; в их числе буквы б, ж, ш, щ, ч, ъ, ы, , ь, ю,
Устав
В старину при обучении грамоте и в период усвоения правил чтения сначала называли буквы, затем из них образовывали «склады» (слоги) и только потом – слово. Слово базаръ, например, читалось так: «буки-аз» – ба, «земля-аз-рцы-ер» – зар, ба-зар.
Известный писатель XIX в. В.Гиляровский так вспоминает о своей первой азбуке: «Учиться читать я начал лет пяти. Дед добыл откуда-то азбуку. Каждая буква была с рисунком во всю страницу, и каждый рисунок изображал непременно разносчика: а (тогда написано было «аз») – апельсины, «буки» – торговец блинами, «веди» – ветчина… Далее следуют страницы складов «буки-аз» – ба, «веди-аз» – ва, «глаголь-аз» – га… Других азбук тогда не было, и надо полагать, что и Лев Толстой, Тургенев, Чернышевский учились тоже по этим азбукам».
Попробуем прочитать славянский алфавит
Название букв
В древней азбуке каждая буква имела название и начертание, а большинство из них и числовое значение. Так буква «А» называлась «аз», что значит «Я»; буква «Б» называлась «букы», что значит «буква» или «книга», «письмо»; буква «В» называлась «веди», то есть «знаю».
Нетрудно заметить, что слово «азбука» состоит из названий двух первых букв кириллицы, а названия букв А, Б, В могут составить целое высказывание.
Какое?
АЗ
Аз соответствует личному местоимению. Какому?
В глаголице эта буква была похожа на крест. Когда-то это слово имело бытийное значение и обозначало «моё бытие», «Моё присутствие здесь». Теперь же получается, что местоимение, начинающее русский имяслов, теперь завершает алфавит.
Когда мы говорим пословицу: «Я – последняя буква алфавита»?
Это мы говорим в адрес себялюбца.
Фразеологизмы со словом «АЗ»
От аза до ижицы
Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет
Сидеть на азах
Твердить азы
Объясните значение этих фразеологизмов
Как произошло слово алфавит?
Как произошло слово азбука?
Рассмотрите алфавит и скажите, каких букв нет в современном алфавите?
Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс большой, юс малый, кси, пси, фита, ижица
Заимствованные буквы
В кириллице были и буквы, созданные для заимствованных из греческого языка слов. Ферт, фита, кси, пси, ижица. В русском языке не было слов со звуком Ф. Поэтому все слова в славянском языке с буквой ферт или фита были заимствованными. Кси и пси использовались для слов с начальным кс и пс греческого происхождения, таких как Ксения, Псалтирь, но не псы, так как это слово разговорное. Оно писалось с покоя.
Юс-большой и юс-малый
Юсы обозначали носовые гласные звуки, которые были в славянском языке. Со временем они утратились, перейдя в буквы У, Ю, Я
В русском письме со временем изменилось и значение буквы «ять» . Буквы и е стали произноситься совершенно одинаково. Сравните: вечер – ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер – .
До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», т.к. она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось заучивать наизусть слова с «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.
К каким только ухищрениям не прибегали, чтобы заучить, где писать . Запоминали, что после буквы б буква пишется в четырех корнях, после в – в пятнадцати, после д – в трех и т.п. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с : «Б дный,
б лый, бл дный б съ поб жал посп шно в л съ» и т.п.
История буквы ЯТЬ
Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, а в алфавите стояли в разных местах, но обозначали один и тот же звук. («фита») писалась только в словах греческого происхождения, не очень последовательно: апо еоз, ди ирамб, ри ма, ари метика, ома, едоръ (но Филиппъ). Было много пословиц, отражающих трудность усвоения того, в каких словах писалась : «От фиты подвело животы» (о школьном учении); «Фита да ижица – к ленивому плеть ближится».
Вполне понятно, что одна из букв была лишней. Так исчезла буква («фита»), а осталась ф («ферт»), которая до сих пор обозначает звук [ф].
Ферт и фита
Но были и такие буквы, которые изменили свое значение, но из алфавита не исчезли. Буквы ъ («ер») и ь («ерь») первоначально обозначали так называемые редуцированные гласные, близкие к [о] и [е]: сънъ, дьнь (оба слова были двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в русском языке перестали существовать, исчезли вообще или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день. Но буквы ъ и ь не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться уже в другом значении: буква ь стала разделительным знаком (вьюга) и знаком мягкости (день, письмо), а ъ стал разделительным знаком (въехал).
ЕР и ЕРЬ
В старину на Руси буквы обозначали еще и цифры. Для указания того, что буквенный знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставился специальный знак, называемый «титло». Вот, например: как записывались первые девять чисел
Обозначение цифр
Десятки обозначались так
Сотни так
Тысячи обозначались теми же буквами с «титлами», что и первые девять цифр, но у них слева ставили знак , например:
Десятки тысяч назывались «тьмы», их обозначали, обводя знаки единиц кружками, например, числа 10 000, 20 000, 50 000, соответственно, записывались следующим образом:
Отсюда и произошло название тьма народу, т.е. очень много народу.
Используя таблицы, установите числовое значение букв:
Задания
А теперь запишите следующие числа по-древнерусски:
7, 12, 24, 52, 100, 245, 539.
Названия старых букв сохранились в следующих выражениях: прописать ижицу, ходить гоголем, стоять фертом. Пользуясь словарем, узнайте значение этих выражений.
В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки, например:
1) У нея ротик фитою. (В.И. Даль) 2) Станет фертом, ноги-то азом распялит. (П.И. Мельников-Печерский) 3) Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. (Народная песенка о Наполеоне) 4) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В. Гоголь)
Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Какие звуки они обозначали? Напишите эти буквы. Каких из них нет в современном алфавите и почему?
Буква 40
«Фита» – f, звуковое значение – [ф]; «ферт» – ф , звуковое значение [ф]; «аз» – а [а]; «ижица» – v [и].
В современном алфавите нет букв «фита» и «ижица», так как они обозначали те же гласные звуки, что и буквы «ферт» (ф) и «иже» (и), употребляясь в ограниченном числе заимствованных слов.
Буква 40
Перед вами отрывок из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
Тот покровитель, к которому я насчет карьеры был прислан, в адресный стол справщиком определил, а там у всякого справщика своя буква есть. Иные буквы есть очень хорошие, как, например, «буки», или «покой», или «како»: много на них фамилиев начинается, и справщику есть доход, а меня поставили на «фиту». Самая ничтожная буква, очень на нее мало пишется, и то еще из тех, кои по всем видам ей принадлежат, все от нее отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо «фиты» через «ферт» ставит. Ищешь-ищешь его под «фитою» – только пропащая работа, а он под «фертом» себя проименовал.
Когда и почему «ничтожная буква» была устранена из алфавита?
Истории 40
«Фита» дважды устранялась из алфавита (после первой, петровской реформы 1708 года она вернулась в алфавит и дожила до реформы 1918 года, после которой исчезла окончательно), так как из двух букв, обозначающих один и тот же согласный [ф], должна была остаться только одна.
Истории 40
В повести А.П. Чехова «Три года» читаем:
– Твердо, веди, аз! – слышалось со всех сторон (буквами в амбаре обозначались цены и номера товаров). – Рцы, иже, твердо!
Напишите буквы, названные в данном отрывке. Что должен был крикнуть приказчик, чтобы назвать товар, обозначенный буквами с, г, л; м, б, д?
Прочитай 30
Прочитай 30
Т, В, А, Р, И, Т.
Чтобы назвать товар, обозначенный буквами с, г, л, приказчик должен был крикнуть: «Слово, глаголь, люди!» – а для обозначения товара м, б, д – «Мыслете, буки, добро!».
Прочитай 20
Какое слово читает постигающая азы грамоты Пелагея Ниловна – главная героиня романа А.М. Горького «Мать»?
«И снова она, то закрывая глаза, то открывая их, шептала:
Живете, иже – жи, земля, наш.»
Ниловна читает слово жизнь. «Живете» – название буквы ж, «иже» – и, «земля» – з, «наш» – н. Не названа только буква ь – «ерь».
Определите значение выделенных слов – терминов, которые употреблены А.С. Пушкиным для описания рукописных русских текстов.
1) Первые 20 частей исписано старинным почерком с титлами <...>. Остальные 35 частей писаны разными почерками, большей частью так называемым лавочничьим с титлами и без титлов. (История села Горюхина) 2) Рукопись сгорела в 1812 году. Знатоки, видевшие ее, сказывают, что почерк ее был полуустав . (Статья о «Слове о полку Игореве»)
Понятие 30
Полуустав (в устаревшей орфографии – дефисное написание полу-устав) – один из типов рукописного почерка (см. п. 45), который господствовал в XIV–XV вв., сменяясь постепенно более неразборчивой скорописью, которая и названа в тексте А.С. Пушкина лавочничьим письмом (письмо «лавочников» – торговцев, ремесленников, городского люда XVI–XVII веков).
Титла – надстрочный знак, который использовался для обозначения цифр или для сокращения слов
Понятие 30
Откуда произошло выражение «красная строка»?
Буква 10
Красная строка – первая строка какого-либо раздела древнерусского текста, главы или абзаца.
Эта строка писалась киноварью – краской красного цвета, часто с дополнительными украшениями – заставкой, разрисованными начальными буквами и т.п. Выражение красная строка стало фразеологизмом и находится в активном запасе современного русского языка в значении «начало текста или абзаца, отступ слева».
Что такое устав?
Понятие 10
Устав, или уставное письмо, – наиболее древний тип почерка в русской рукописной традиции, он представляет собой каллиграфически правильное кириллическое письмо (крупные прямостоячие буквы с равными промежутками между ними), которым оформлялись церковно-славянские книги XI–XIII вв.
Понятие 20
Что такое полуустав?
Устав постепенно вытесняется полууставом (этот тип письма XIV–XV вв. характеризуется меньшей геометрической правильностью букв и промежутков между ними, меньшими размерами букв, а в конце периода – появлением наклона и соединений букв),
Какие две азбуки были у древних славян?
Истории 10
Глаголица и кириллица
Какие фразеологизмы с буквой АЗ вы знаете?
Буква 20
От аза до ижицы
Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет
Сидеть на азах
Твердить азы
Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до 1917 года в этом случае говорили: от «аза» до «ижицы»?
Буква 30
Ижица была упразднена после революции. Ижица была последней буквой дореволюционного алфавита
Как обозначали цифры наши предки?
Истории 20
Они их обозначали буквами, над которыми ставили знак «титло». Первая буква алфавита «аз» с титлом наверху обозначала не букву, а цифру 1.
Что значит «Стоять фертом»?
Прочитай 10
Это значит стоять подбоченившись, гордо, изображая ферт
Прочитай 40
Объясните значение фразеологизма
Писать мыслете
Быть пьяным, идти шатаясь
Истории 30
Переведите на современный русский язык поучение Азбуковника XVII века: «Везде пиши пса покоем, а не псями. ……Кое общение псу со псалмом?».
Объясните значение выделенных слов и ответьте на вопрос: почему пса ни в коем случае нельзя писать псями?
Покой и пси – это древние названия букв кириллического алфавита, сохранявшиеся в церковно-славянской традиции. Буква п «покой» обозначала звук [п], а буква «пси» – сочетание пс. «Пси» – буква, перенесенная в кириллицу из ее источника – византийского алфавита, она употреблялась только в ограниченном круге слов греческого происхождения (например, псалоом) Заменять этой буквой случайное сочетание звуков п и с в других словах было, конечно, недопустимо: буквы «пси» вообще не может быть в разговорных словах.