Рассказ про игрушки «Две пары»
Автор: Валерий Бохов
С ранних лет Лёше не разрешалось завести хоть какую – то живность. Вне дома – пожалуйста. Дома – нет. Какое — то время он занимался при зоопарке в кружке юннатов. Ухаживал за хищниками и копытными. Помнится, ему даже доверили кормить жирафа Сеньку. Родители же запрещали мальчику приобрести хоть что — рыбок, собачку, зайку… Даже попугая или божью коровку нельзя было принести в дом. Считалось, что звери, рыбы и насекомые приносят в дом грязь, неуют и дискомфорт. А Лёша больше всего хотел иметь собачку. Ловкую и юркую собачку. Маленького преданного друга. И вот к четырнадцатому дню рождения Лёши старший брат сделал ему сказочный подарок. Он привёз из Японии механический презент — игрушечную собачку. Собачка имела сто двадцать шарниров, сочленений и узлов. Она ловко ходила, бегала и прыгала. Лаять и рычать она тоже могла. Она показывала зубы и клыки. Зубами она умела устрашающе лязгать и клацать.
Лёша назвал собачку Пёсой. Теперь, получив такой желанный сюрприз, он не расставался с ним.
С семи лет Лёша занимался фигурным катанием. Во время тренировок он сажал Пёсу на бортик катка и та следила за своим хозяином не отрывая глаз. На соревнованиях же собачка сидела на руках Лёшиного тренера. Если Лешина группа занималась в гимнастическом зале, то подружку он пристраивал на шведской стенке.
Раечка с самого нежного возраста имела заводную мягкую игрушку – кошку Майку. Они так дружили, что даже спали вместе. Майка была произведена в нашем отечестве. Внутри конструкции она имела сорок различных пружин и шестерёнок. А ещё имела десяток камушков из корунда. Как в часах, вместо подшипников. А умела Майка многое. Во – первых, она неподражаемо изгибала спину. Виртуозно царапалась. Артистично умела ласкаться. А ещё мастерски могла урчать, мяукать, фыркать…Могла точить когти и копить злость… Могла свернуться калачиком и тихо посапывать…
Раечка с молодых ногтей занималась в музыкальной школе и делала успехи в спорте. Со временем Раечка выбрала лишь одно занятие — спорт. Она, как и Лёша, была фигуристской. И свою игрушку, свою кошечку Майку на тренировках тоже сажала на бортик катка, а во время соревнований кошку держала тренер.
И Лёша, и Раечка были уже крепкими перворазрядниками, без пяти минут мастерами спорта. Они освоили множество упражнений. Ряд приёмов и прыжков. Ещё в начале своей спортивной карьеры каждый успешно освоил ритмику и пластику движений. Прыгучесть. Лёгкость отрыва и высоту прыжков. Обороты в воздухе. Танцевальные шаги в такт музыке…
Но дальше мы будем говорить не о владельцах Пёсы и Майки, а главным образом о самих игрушечных зверьках, покрытых густой ковровой шёрсткой. Обратим свой взор на игрушечных, механических зверюшек, любимых их хозяевами.
Ведь по просветлённым мордочкам зверьков всегда видно, как они восхищались своими кумирами, их успехами, а в глазах хвостатых отражались все пируэты, вся жизнь тех, кто их приютил.
Мягкие игрушки, какими были Пёса и Майка, умели прекрасно слушать и слышали всё, что касалось их повелителей. Знакомой музыкой для них были сначала такие слова как «волчок», «ласточка», «кораблик», а затем «флип», «аксель», «ритбергер», «тулуп», «сальхов», «лутц» …
Хотя хозяева их занимались одним делом, одним видом спорта, в одном дворце спорта, но знакомы ещё не были. Они, кажется, даже ни разу не видели друг друга, не встречались.
Пёса и Майка, конечно же, тоже не знали друг друга. И познакомились они не на катке.
В первый раз они увиделись в подтрибунном помещении, когда стали свидетелями ссоры тренеров их кумиров, ссоры из – за льда. Не потому, что лёд – безвкусное мороженое, а потому, что кто – то составил расписание так, что обе группы занимались на льду одновременно. Отсюда – ругань, скандал.
При этом неприятном событии наши зверьки видели друг друга. И смотрел каждый изподлобья, нахмурившись. И даже шёрстяные шубки их встали дыбом.
Отношения между нашими фигуристами – хозяевами игрушек поначалу не складывались. Более того, вначале они враждовали. Как – то из – за шкафчика для одежды в раздевалке. Будто места им не хватало. Он даже дерзил. Она грубила, огрызалась. Игрушки, заразившись этим настроением, тоже не молчали. Кто – то неприязненно тявкал, а кто – то противно шипел…
Со временем тренерский совет решил, что совместные тренировки мальчиков и девочек полезны. Зверьки же сидели на противоположных бортиках катка, когда тренировки фигуристов проходили в одно время. Они стали вести себя сдержано. Сидели и старались не замечать друг друга.
Пришло время, когда зверьки стали даже улыбаться при встречах. Но пока очень робко. Это были внешние проявления, внутри же зверья бушевали страсти.
А потом тренерский совет решил, что Раечка и Лёша должны выступать в паре. И оба спортсмена выиграют от этого. Только трудиться надо ещё больше. Особенно над силовой составляющей.
И вот пара фигуристов стали вместе заниматься. Каждый день. По несколько часов. И, конечно же, стали дружить.
Пёса и Майка невольно виделись тоже. При этом они старались скрывать своё внутреннее недовольство и не ссориться. Больше того, в один прекрасный час зверьки, при виде друг друга, стали издавать только приятные приветственные звуки. Стали источать лишь доброжелательное урчание и мурлыкание. Тем более, они заметили, что Лёша стал носить за Раечкой её коньки и большую спортивную сумку.
И вот – о, чудо – вы не поверите — игрушечные зверьки стали даже сидеть рядом на одном подоконнике. На подоконнике съёмной квартиры, куда они приехали после пышной свадьбы тех, кого они очень любили.
В молодой семье химиков радость – их первенец заговорил! И знаете, каким было первое слово? Нет, не «мама»… Это было слово «пенополиуретан»!
Мы не считаем, что это хорошо или плохо. Мы считаем, что у детей всегда должна быть возможность творческого развития. А такая возможность появляется тогда, когда родители создают условия для того, чтобы ребенок развивался в творческом плане.
Этому, кстати, очень помогает наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», где ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Пусть вас не пугает столь солидное название: методика ТРИЗ детям подходит ничуть не меньше, чем взрослым.
Полезна технология ТРИЗ и в речевом развитии детей, потому что в процессе выполнения различных заданий существенно пополняется словарный запас ребенка, а специфика заданий стимулирует устную речь. Подробнее о том, как развивать конкретные навыки ребенка, вы узнаете из нашего краткого бесплатного курса «Воспитание детей».
Про ТРИЗ для детей дошкольного возраста и младших школьников мы поговорим подробнее, а начнем с небольшого исторического экскурса.
Исторический экскурс
Автором теории решения изобретательских задач является российский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998). Возможно, вы пока не сталкивались с ТРИЗ, но вот книгу Генриха Альтова «Опаляющий разум» наверняка читали [Г. Альтов, 1968]. Если так, можно считать, что вы уже знакомы с идеями Генриха Альтшуллера, которыми он щедро делился и в художественной прозе, и в научных изысканиях. Уточним, что Генрих Альтов – это творческий псевдоним Генриха Альтшуллера.
Свои разработки он начал в послевоенные годы, и вскоре к нему присоединился еще один изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Рафаэль Борисович Шапиро (1926-1993). Он известен поклонникам жанра фантастики как Рафаил Бахтамов, а его книга «Дорога на океан» любима несколькими поколениями российских читателей [Р. Бахматов, 1966].
Как видите, эти люди знают о творчестве все или почти все, и поэтому кому, как не писателям-фантастам, делиться опытом развития творческого воображения. Причем их творческий тандем поставил процесс на научную основу, выявив закономерности в технологии изобретения всего нового. Оказывается, все необходимое для творчества и изобретательства есть у каждого из нас, и нужно только уметь этим воспользоваться.
Первым необходимым шагом является изменение психологии, о чем авторы рассказали в своей статье «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. Собственно теория ТРИЗ содержит несколько десятков уже готовых схем и подходов к решению изобретательских задач, которые можно адаптировать к конкретной ситуации.
Поскольку сегодня мы собираемся поговорить про ТРИЗ для детей 4 лет и старше, мы не будем углубляться в недра теории и то, как используют эту теорию в науке и технике. Желающие могут самостоятельно изучить регулярно переиздаваемую книгу «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Мы же сосредоточимся на прикладном аспекте ТРИЗ применительно к педагогике.
Зачем ТРИЗ детям?
Мы уже начали говорить о том, что ТРИЗ развивает творческое мышление и в целом полезен для улучшения когнитивных навыков. Как именно это происходит? Тут есть несколько ключевых моментов.
Зачем нужен ТРИЗ:
- Развитие навыков системного подхода и мышления. ТРИЗ-технология для детей учит их видеть конкретный предмет во всех взаимосвязях с окружающим миром. Условно говоря, ребенок научится не просто смотреть на дерево, а еще и обращать внимание, где и как оно растет, задаваться вопросом, зачем это дерево нужно в живой природе и насколько оно полезно для человека.
- Нацеленность на результат. Ребенок с самого раннего возраста привыкает, что если взялся за какое-то дело, нужен результат. Именно так строится работа с детьми по ТРИЗ-технологии, когда они в конце каждого занятия видят итог своих усилий: решенную задачу или головоломку, сочиненную всем коллективом сказку или придуманную новую игру. Да, дети уже в дошкольном возрасте учатся сочинять сказки и изобретать игры, так что если хотите вырастить маркетолога или разработчика – ТРИЗ в помощь!
- Умение аккумулировать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам. Все, чему они научились на одном занятии, они учатся применять на следующем. Фактически это имплицитное обучение рабочим схемам решения новых задач, которые могут появиться в любой момент. При этом речь идет не о простом воспроизведении полученного опыта, а его адаптации к новым условиям.
Как видим, ТРИЗ вырабатывает полезные для жизни навыки: видеть и воспринимать ситуацию в целом, работать на результат, творчески использовать имеющийся багаж знаний. Тут уже не будет такого, что «выучил и забыл», «собрались и поговорили, а толку никакого», «слышал звон, да не знаю, где он». Этих аргументов уже достаточно, чтобы доверить развитие ребенка ТРИЗ-методикам. А этих чудо-методик довольно много, и всегда можно выбрать то, что наилучшим образом подходит вашему ребенку в конкретном случае.
На каких принципах основывается ТРИЗ?
ТРИЗ принципиально отличается от традиционной педагогики тем, что дает детям гораздо больше самостоятельности. Если в традиционной педагогике главные методы «делай, как я» или «делай, как я сказал», в ТРИЗ главной задачей взрослых становится стимулирование проявлений любознательности ребенка.
Конечно, в исключительных случаях жесткие запреты и указания, что делать, а чего не делать, оправданы. Например, когда ребенок пытается засунуть гвоздь в электрическую розетку. Однако будет лучше, если обстановка, в которой находится ребенок, исключает подобные эксцессы и саму необходимость жестких запретов и безальтернативных указаний.
Гораздо дальновиднее создать в раннем детском возрасте условия, когда ребенок сможет проявлять любознательность без оглядки на возможные запреты и недовольство взрослых. Для самых маленьких, только начавших ползать и ходить, оптимальным решением будет сформировать замкнутое пространство, в котором не будет острых углов, царапающих предметов и тех же розеток.
К слову, именно так и советует поступать итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952), разработавшая авторскую систему работы с детьми. Эта система описана в книге «Дети – другие. Уникальная методика раннего развития» [М. Монтессори, 2014]. При этом такое воспитание с минимальным количеством ограничений и запретов вовсе не отменяет дисциплину. Как написала автор методики в другой своей книге, воспитанный по ее системе ребенок «ест все подряд и не кусается» [М. Монтессори, 2015].
А еще она считает, что детей обязательно следует приучать убирать за собой игрушки и ставить их на то место, откуда они их взяли. Это помимо дисциплины. Развивает наблюдательность и память, потому что детям необходимо запомнить, где стояла игрушка, чтобы поставить ее обратно. Заметим, что система Монтессори и принципы ТРИЗ в педагогике имеют много общего.
Основные принципы ТРИЗ в педагогике:
- Свобода выбора.
- Открытость.
- Обратная связь.
- Действие.
- Результат.
Можно встретить и иные формулировки принципов ТРИЗ. Например, нацеленность на результат часто называют «принципом приоритета развивающей функции» [Т. Плунгян, 2020]. Суть от этого не меняется, и все практические методики ТРИЗ в полной мере соответствуют этим основополагающим принципам.
Какие существуют методики ТРИЗ?
Итак, какими же методами можно воплотить в жизнь основные принципы ТРИЗ? На самом деле, многие методы заимствованы из «взрослой» жизни и адаптированы для детей. Посмотрим, какими способами можно развить творческое воображение у детей в рамках ТРИЗ.
Мозговой штурм
Метод мозгового штурма является одним из наиболее часто применяемых в условиях реального бизнеса методов, когда нужно решить какую-то задачу, которую нельзя решить по готовому шаблону.
Суть метода в том, что участники мозгового штурма должны выдвигать как можно больше идей, даже самых, на первый взгляд, безумных, а критиковать чьи-либо идеи запрещено.
Затем, когда «копилка» идей будет полна, из всего многообразия отбираются наиболее жизнеспособные, которые затем обрабатываются и обретают свой алгоритм воплощения в жизнь.
Как правило, ТРИЗ-задачи для детей решаются именно методом мозгового штурма с участием всей группы в детском саду или всего класса в школе. Предварительно детям озвучивают правила (предлагать, не критиковать, помогать), а в качестве модератора выступает учитель или воспитатель.
Морфологический анализ
Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Этот метод часто используется, когда детям предлагается изобрести новую игру.
Для наглядности рисуют две оси с предметами, и в местах «пересечения» предметов становится ясно, как этот предмет использовать новым способом. Например, вдоль оси «икс» рисуют разные игровые приспособления: мяч, мишень, баскетбольное кольцо, теннисную ракетку и прочие. Соответственно, вдоль оси «игрек» изображают части тела, которые могут быть задействованы в игре.
Тогда дети вполне могут придумать игру, в ходе которой нужно пинать ногой мяч и попадать им в мишень, или подбрасывать ракеткой теннисный мяч так, чтобы он пролетел через баскетбольное кольцо. Как вы понимаете, такие игры полезны не только для творческого воображения, но и для разностороннего физического развития.
Фокальные объекты
Данный метод в какой-то степени «обратный» от метода морфологического анализа. Тут нужно «соединить несоединимое» и получить нечто новое и необычное. Например, «скрестив» слона и бабочку, можно получить летающего слона, а при «скрещивании» птицы и барана можно получить птицу с рогами.
Так, метод фокальных объектов идеален, когда нужно выдумать несуществующих персонажей, допустим, для придуманной детьми сказки. В принципе, именно так и придумываются сказочные персонажи. Например, «Человек-амфибия» получил жабры от акулы, а «Русалка», по сути, является гибридом женщины и рыбы. Причем маленькие дети часто спрашивают, что получится, если сварить русалку: мясной бульон или уха?
Волшебная дорожка
Про сказки в ТРИЗ стоит сказать подробнее. В основу написания сказок по ТРИЗ положены выводы российского фольклориста и филолога Владимира Проппа (1895-1970). В своей книге «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» он подробным образом разбирает закономерности написания сказок [В. Пропп, 2020].
И дети осваивают типовую структуру сказки по схеме «волшебной дорожки»: некто отправляется в путь, что-то запрещает тем, кто остается, запрет нарушается, и далее следуют приключения, из которых с разной ступенью успешности будут выпутываться герои сказки.
Детей дошкольного возраста лучше ориентировать на Happy End и достижение результата. Так их психика будет здоровее. Да и сказки ТРИЗ для детей 6-7 лет и старше тоже лучше делать добрыми. Не зря говорят, что мы все могли бы быть чуточку счастливее, если бы не читали в школе про глухонемого мужчину, собственноручно утопившего единственное дорогое и близкое ему существо. Если кто не понял, это мы про рассказ Ивана Тургенева «Му-му» и его главного героя глухонемого Герасима [И. Тургенев, 1854].
Волшебный треугольник
Если по методу «Волшебной дорожки» сказку могут составить даже трехлетние дети, то методики ТРИЗ для детей 6 лет и старше уже посложнее. Это, в частности, «Волшебный треугольник», когда от детей требуется не просто показать некий «Путь Героя», а рассказать историю, где будет борьба добра со злом.
Причем ребят просят задуматься и над таким моментом как мотивация поступков героев придуманной ими сказки, которая ведет их к цели, а не просто дать описание действий и приключений.
Метод Джанни Родари
А еще можно сочинить сказку, имея на старте… всего два слова! Это убедительно доказал известный итальянский сказочник Джанни Родари (1920-1980), когда 1937-1938 учебном году преподавал итальянский язык в школе для детей немецких мигрантов.
Суть в следующем: два ученика с разных сторон доски писали по одному любому слову, но не подглядывая, что пишет товарищ. А потом всем классом сочиняли сказку, взяв за основу эти два слова. Что из этого получалось, можно узнать из книги «Грамматика фантазии» [Д. Родари, 2011].
Самые внимательные читатели заметили, что речь идет про 1937/38 учебный год, тогда как ТРИЗ появился лишь в послевоенные годы. Однако этот метод полностью соответствует принципам ТРИЗ и в нем есть что-то от мозгового штурма, когда все могут выдвигать свои предложения, как могут развиваться события с участием, к примеру, двух заданных предметов.
Собственно, таким способом можно придумать не только сказку, а практически что угодно. Не зря же стало расхожим выражение «расскажи в двух словах». Это мы поговорили об основных методиках ТРИЗ в работе с детьми. И заметим, что в рамках одного занятия может использоваться сразу несколько методик.
ТРИЗ – детям: обучение, игры, задания, упражнения
Как же применяются эти методики на практике? На самом деле для разностороннего развития ребенка нужны не только собственно все эти методики, но и разные ситуации их применения. Нужно учиться придумывать новое и пытаться понять то, что уже есть, нужно уметь находить общее у разных предметов и объединять то, что не имеет ничего общего.
Причем нужно научиться делать это и в сказках, и в играх, и в выполнении заданий на сообразительность. Сказки ТРИЗ – это отдельная тема, которой мы посвятим отдельную статью, а сегодня поговорим про игры и задания. В качестве заданий часто предлагаются ситуации, которые давно известны и понятны взрослым в их взрослом серьезном мире [БелБренд, 2021]. А для детей это своего рода игра: найти решения этой головоломки и понять, как же такое может быть. Итак, рассмотрим несколько интересных упражнений на сообразительность и творческий подход.
Задание 1: как вакцинировать диких зверей?
Большинство взрослых людей с развитым кругозором прекрасно знает, как борются с бешенством и другими опасными инфекциями у диких зверей. Нужный препарат для профилактики бешенства прячут внутрь пищевой приманки, а пищевые приманки разбрасывают в местах массового обитания диких зверей.
К слову, аналогичным образом можно регулировать популяцию птиц в больших городах, внедряя противозачаточные препараты в пищевую приманку. Так, в частности, поступают в Париже, чтобы избежать избыточного размножения голубей и загаженных ими мостовых [rbc, 2010].
Но, поскольку для начальной школы тема регулирования рождаемости немножко преждевременна, пример борьбы с бешенством является более подходящим. Детям обрисовывают проблему и предлагают подумать, как привить, например, лисиц, которые сами, естественно, на прививку не придут.
Заодно можно ненавязчиво поднять тему безопасности и объяснить, почему на улице не следует подходить к бродячим животным и уж тем более гладить их. И это будет более доходчиво, чем просто запрещать.
Задание 2: как поспать на час дольше и не проспать?
Не менее интересной задачкой для деток является разобраться, как так получилось, что мальчик проснулся по будильнику, потом поспал еще целый час и в результате пришел на свою утреннюю тренировку вовремя? Взрослые прекрасно знают, что раньше дважды в год ночью мы переводили часы: весной – вперед, осенью – назад.
Ночью, конечно же, ради этого никто не вставал, а делал это либо с вечера, либо на следующий день утром. Если же накануне стрелки часов не перевести, то утром будильник прозвенит по тому времени, на которое заведен, но это будет на час раньше нового «зимнего» времени.
Так детям можно рассказать про «летнее» и «зимнее» время, а заодно и про старые будильники, потому что в большинстве моделей смартфонов переход на «зимнее» и «летнее» время, как и многие другие операции, может осуществляться автоматически без участия хозяина смартфона.
Задание 3: как побороть воровство обуви на обувной фабрике?
Есть и специальные задания для будущих бизнесменов и «капитанов производства». Например, как сделать так, чтобы рабочие на фабрике по пошиву кроссовок не воровали кроссовки? Дети, да и взрослые, кто не в курсе, обычно начинают перебирать способы контроля, охраны и меры наказания.
Те, кто в курсе, знают, что ведущие бренды поступают иначе: кроссовки на правую ногу производят на одном предприятии, кроссовки на левую ногу – на другом. В частности, так решили проблему владельцы бренда Nike, и сейчас на их опыт ссылаются многие тренинговые центры мира, когда учат своих подопечных креативу [ЦТК, 2019].
Разумеется, не нужно ждать от детей, что они проявят такой же гигантизм мысли, как взрослые и уже состоявшиеся «акулы бизнеса». Но потренировать воображение, пытаясь решить эту задачу, вполне можно. Кстати, задания такого рода вы можете давать детям сами и развивать их по методике ТРИЗ, даже если вам не повезло попасть в «продвинутый» детский садик, где этим занимаются воспитатели.
Помимо заданий, можно практиковать ТРИЗ-игры для детей. Расскажем о некоторых из них.
Игра №1: «Маша-Растеряша»
В эту игру лучше играть с небольшим количеством участников (допустим, малокомплектная группа в садике или вы и двое ваших детей). В принципе, можно сыграть и вдвоем с ребенком, если он у вас всего один.
Суть игры в следующем: вы по очереди «теряете» какие-либо предметы, а второй участник должен вас «выручить» и придумать, как вы сможете обойтись без этого предмета.
Если участников несколько, остальные внимательно слушают диалог и в случае затруднений с поиском альтернативы предлагают свои варианты, как решить задачу, не имея нужного для этого предмета.
Начинают обычно с самого простого: как залезть на антресоль, если куда-то «запропастилась» лестница? Можно просто воспользоваться стулом или табуретом и достать до антресолей. Если антресоли высоко, можно пододвинуть еще и стол, тогда стул станет как бы «ступенькой» импровизированной лестницы.
Дальше задания усложняются. Например, как нарезать колбасу, если вы не можете найти нож? Потенциально это можно сделать линейкой, лобзиком, леской. Игра в «Машу-Растеряшу» помогает понять детям, что каждый предмет в случае необходимости может выполнять разные функции, а не только ту, для которой он предназначен.
Игра №2: «Теремок»
Эта игра уже для большой группы детей. Детский сад – идеальное место для такой игры. Детям раздают картинки с изображением различных предметов или же, при наличии, сами предметы. Например, мячик, скакалка, дудочка, карандаш, еще что-нибудь. В помещении или на улице выделяется место, которое можно условно считать теремком. На детской площадке это может быть почти настоящий теремок, если разместиться в беседке или маленьком деревянном домике.
Далее воспитатель назначает одного из детей «хозяином» теремка. Например, «дудочку». Суть игры в том, что все дети должны по очереди попроситься в гости в теремок, а «хозяин» будет пускать только тех, у кого с ним есть что-то общее.
Например, «карандаш» может сказать, что он тоже длинный и твердый, как дудочка. «Мячик» может заметить, что он круглый, а у дудочки есть круглые отверстия. «Скакалке» будет тяжелее, но можно придумать, что скакалка может также причудливо извиваться в воздухе, как причудливо льются звуки музыки. Или просто сказать, что из дудки, если ее распилить, получатся отличные ручки для скакалки.
Если у кого-то возникнут затруднения с поиском аналогий, остальные вполне могут помочь товарищу. Чтобы всем было интереснее и веселее, «хозяева» теремка могут меняться, пока не исчерпаются все варианты сходства предметов. Если детям игра понравится, в следующий раз можно взять новые предметы и сыграть в «Теремок» снова.
Игра №3: «Веселая загадка»
Все взрослые знают, что ребенка запросто можно развлечь, загадывая ему загадки. Однако не все знают, что ничуть не менее интересно… придумывать загадки самим! Для этого можно взять любой предмет, который сразу автоматически становится отгадкой, и подумать, на что еще он похож и как его можно «загадать».
Рекомендуется, как обычно, начать с чего-нибудь простого. Например, попробовать «загадать» иголку. Как вариант, можно сказать что «она острая, но не стрела, скользкая, но не рыбка, блестящая, но не елочная игрушка». Если никто не угадал или называет какие угодно предметы, но не иголку, а, допустим, ножик или шило, это повод для мозгового штурма и поиска иных эксклюзивных характеристик иголки. И, конечно, для новых загадок, где отгадками станут ранее названные другие предметы.
Больше вариантов ТРИЗ-игр для детей вы найдете в статье «6 игр для нестандартного мышления» [kanal-o, 2019]. Еще несколько интересных идей, чем занять детей с пользой для их развития, можно найти в специальной подборке «ТРИЗ-игры для детей» [З. Лавровская, 2018]. А теперь подытожим, какую же пользу приносят занятия по методикам ТРИЗ для детей.
Преимущества ТРИЗ для детей:
- Развитие навыков системного подхода и мышления.
- Развитие творческого и аналитического мышления.
- Развитие фантазии и воображения.
- Стимулирование интереса к новым знаниям.
- Развитие устной речи.
- Умение формулировать собственные мысли.
- Расширение словарного запаса.
- Нацеленность на результат.
- Умение аккумулировать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам.
- Умение применять полученные знания на практике.
- Умение работать в команде.
Итак, теперь вы знаете, как организовать занятия ТРИЗ для детей, какие методики использовать, какие задания давать и в какие игры играть с детьми так, чтобы это было интересно и полезно для них. Больше полезных сведений вы получите на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и на нашем бесплатном курсе «Воспитание детей».
А еще мы советуем почитать про ТРИЗ детям книги. Например, «Занятия по ТРИЗ в детском саду», которая будет полезна педагогам дошкольного образования и родителям малышей [С. Гин, 2010]. Тем, кто работает со школьниками, да и самим школьникам будет полезна книга «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» [Г. Иванов, 2014]. Забегая вперед, скажем, что Денис – это главный герой книги, он учится в 5 классе и готов поделиться опытом, как решать разные проблемы, которыми полна жизнь современного школьника.
Мы желаем вам как можно больше приятных минут, проведенных вместе с семьей и детьми, и по традиции просим ответить на вопрос по теме статьи:
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№65 города
Тюмени
Познавательно-творческий проект
«Насекомые»
Подготовила и
реализовала:
Гурмеза
Ольга Васильевна
г.
Тюмень, 2021
Паспорт
проекта
Тип | Познавательно-творческий |
Сроки | 05.07.21-16.07.21 |
Участники | Дети |
Актуальность | Дошкольный |
Цель | Формировать представления о насекомых, их |
Задачи | ü расширить знания детей о насекомых; ü познакомить детей с разнообразием насекомых; ü формировать бережное, ответственное отношение к |
Ожидаемые | ü У детей расширены знания о насекомых; ü Дети узнают насекомых на иллюстрациях, при ü У детей сформировано бережное ответственное |
План реализации проекта
Подготовительный
этап:
·
изучение и
подбор методической и специальной литературы по теме проекта;
·
постановка
проблемы, цели и задач, определение актуальности проекта;
·
подбор
наглядно-дидактического материала;
·
подбор
художественной литературы;
·
организация
развивающей среды в группе.
Основной,
организационно-практический
Совместная
деятельность педагога и детей:
·
изучение и подбор методической и специальной литературы по теме
проекта;
·
постановка проблемы, цели и задач, определение актуальности
проекта;
·
подбор наглядно-дидактического материала;
·
подбор художественной литературы;
·
подготовка художественных материалов для продуктивной
деятельности.
·
организация развивающей среды в группе.
Работа
с родителями:
·
Оформление выставки рисунков «Бабочки»
Заключительный
этап:
·
Выставка рисунков «Бабочки»
План мероприятий познавательно-творческого
проекта
«Насекомые»
№ | Содержание | Цель | Ответственные |
1 | «Мир насекомых» «Вред и польза от насекомых» «Особенности насекомых» | Углубить | Воспитатели |
2 | Рассматривание и чтение энциклопедий о | Познакомить | Воспитатели |
3 | Рисование «Удивительные Оригами «Божья коровка» Лепка «Такие разные насекомые» | Учить Учить Учить лепить насекомых, используя | Воспитатели, |
4 | Дидактические «Угадай «Назови ласково» «Четвертый лишний» «Чья тень?» | учить составлять описательный рассказ о насекомых. упражнять в закреплять Учить группировать предметы по признакам Учить находить предмет по силуэту, | Воспитатель |
5 | Пальчиковые игры «Божья коровка» «Насекомые» «Жучок» | Развитие мелкой Развитие речи | Воспитатели |
6 | Подвижные игры «Пчелы» «Поймай комара» «Бабочки и птицы» — | Приучать детей бегать в разных Учить подражать движениям и животных; Учить выполнять прыжки с подниманием | Воспитатели |
7 | ЧХЛ: В. Бианки «Приключение И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». А. Барто «Мы не заметили жука». К.Чуковский «Тараканище». А.А.Усачев «Божья коровка» К.Чуковский «Муха-цокотуха» «Тараканище» Чтение и заучивание стихов, | Учить Оценивать | Воспитатели |
Цель: закрепить умение создавать композицию из геометрических
фигур;
формировать интерес к окружающему миру
Задачи:
Обучающая: — правильно использовать ножницы, клей, салфетку,
закреплять умение разрезать круг пополам, располагать детали в определенном
порядке;
Развивающая: — развивать воображение, композиционные умения;
Воспитательная: — продолжать воспитывать у детей интерес к
окружающему миру, учить бережно и внимательно относиться к родной
природе;
Материалы: цветной картон, зеленые прямоугольники
10*5,черные прямоугольники 8*5 , красные квадраты 7*7,черные конфетти для
точек и глазок, клей, ножницы, салфетка, игрушка Божья коровка, картинки —
правила поведения в природе, елочка.
Ход НОД:
Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший, солнечный день! Хотите
отправиться в лес?
Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми. Давайте
подарим друг другу наши красивые улыбки, повернемся друг к другу и улыбнемся
Воспитатель: — Дети, прежде чем идти в лес, давайте вспомним правила
поведения в лесу. Дети называют:
-Не разорять птичьи гнезда
— Не разорять муравейники
— Не забирать из леса животных
— Не шуметь
— Не разжигать костер
— Не оставлять мусор
— Не ловить бабочек и стрекоз
— Не рвать цветы
— Не уничтожать мухоморы
Воспитатель: -Правила вспомнили, теперь отправляемся в лес
По тропинке в лес пойдем (дети шагают),
Лужу мимо обойдем(обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек («перепрыгивают» на двух ногах),
Посмотрели мы направо (поворот головы направо),
Посмотрели мы налево (поворот головы налево),
Посмотрели в облака (тянутся на носочках, смотрят вверх),
Ах, какая красота! (развести руки в стороны)
Воспитатель: — Ну вот, мы с вами в лесу!
Посмотрите, как здесь хорошо и красиво! Светит солнышко, слышны
птичьи голоса.(запись пения птиц). Скажите, кто живет в лесу?
Дети: Волк, заяц, медведь, ежик, лиса, белка, лось.
Воспитатель: — Как одним словом назвать этих животных?
Дети: — Дикие животные
Воспитатель:- А почему этих животных называют дикими?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе
заботятся, сами себе добывают еду.
Воспитатель: — Кто еще живет в лесу?
Дети: — Птицы, деревья, ягоды, грибы, травы.
Воспитатель: — Ребята, а есть такие жители в лесу, которые вас не
испугаются, будут сидеть рядышком, их очень, очень много, они повсюду: и на
деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.
А кто это, отгадайте загадки:
Мы – лесные жители,
Мудрые строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью (муравьи)
Деловитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком (пчела)
.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (жук).
Как назвать их одним словом?
Дети: Насекомые
Давайте поиграем в игру «Паук и мухи» (проводится
игра)
Воспитатель находит корзинку, накрытую платком.
-Ребята, к нам прилетела необычная гостья, но она не хочет вам
показываться, пока вы не отгадаете про нее загадку:
Красненькие крылышки, черные горошки,
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
Дети: — Божья коровка.
Воспитатель: Правильно. Это божья коровка. Воспитатель
поднимает платок и показывает игрушку. Давайте рассмотрим ее. Посмотрите,
ребята на Божью коровку. На какую фигуру она похожа по форме?
Дети: — На круг.
Воспитатель: — Правильно на круг. А какого цвета наша Божья
коровка?
Дети: — Красная.
Воспитатель- Все верно, наша божья коровка круглая
красная с черными точками на спинке, у нее есть брюшко, крылья, лапки. А где мы
с вами можем встретить Божью коровку?
Дети:- В поле, в лесу, на даче.
Воспитатель: — Правильно, везде, где есть растения.
Почему это насекомое назвали божьей коровкой, когда оно жук? Что Божья —
понятно: жук маленький и кажется безобидным. Но прикоснись к нему легонько, и
из сгибов ножек тут — же выделится оранжевая жидкость — “молочко”, как говорят
в народе. Вот почему — коровка! Птице или ящерице, которая захочет поймать
жучка, это “молочко” сразу перебьёт аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет.
А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я
не съедобен!
Вот божья коровка раздвинула жесткую спинку — надкрылья,
расправила спрятанные под ним два тонких перепончатых крылышка и полетела.
(показываем картинку)
Жесткие надкрылья в полете не участвуют, а только помогают жучку
планировать.
Божья коровка, несмотря на безобидный вид, хищница. Поедает она
малоподвижных тлей — вредителей растений. Божьи коровки очень полезны: и сами
они, и их личинки питаются тлями (вредными насекомыми). А вы знаете где зимует
Божья коровка? Когда наступает холодный период, божьи коровки готовятся к
зимовке, они собираются большими группами и начинают искать себе
подходящее место. Они могут летать даже по городу, присматривая себе место для
зимовки. Прячутся чаще всего они под опавшие листья, так как там теплее.
Давайте представим, что мы с вами – божьи коровки
Как букашки полетели,
За столы тихонько сели.
Приготовились сейчас
Дальше слушать мой рассказ.
Ребята, посмотрите внимательно на нашу Божью коровку. Она
грустит одна! Она еще не нашла себе друзей для совместной зимовки. Давайте мы с
вами сделаем ей друзей!
Объяснение этапов работы.
Мы с вами попробуем сделать божью коровку из бумаги.
Где будет сидеть наша божья коровка? На полянке. Для начала
возьмем зеленый прямоугольник и разрежем его на длинные тоненькие полосочки —
это будет травка, по которой так любит ползать божья коровка, приклеим травинки
на свою поляку. Теперь возьмем черный овал и приклеим его, это будет тело нашей
божьей коровки. Теперь нужно сделать крылья. Наша божья коровка хочет взлететь
и поэтому она расправляет свои крылышки. Наклеиваем два полукруга. Но у вас на
столе один красный круг. Как сделать из круга полукруг? Нужно сложить круг
пополам и потом разрезать на две части по линии сгиба ножницами. Приклеиваем
крылья на свои места. Потом наклеиваем на крылья точки, глазки на голову. Вот и
получилась у нас божья коровка. Осталось подрисовать лапки фломастером.
Перед работой давайте разомнем наши ручки:
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
По цветку ползет букашка выставить из левого кулака
указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки
На ней красная рубашка. накрыть спинку «божьей коровки»
правой ладонью
Маленькая крошка, правой рукой погладить «божью коровку»
На спине горошки. указательным пальцем правой руки
ставить точки на спинке «божьей коровке»
Дети выполняют аппликацию.
Подведение итогов.
Воспитатель вывешивает все работы детей на елочку.
— Какие замечательные божьи коровки у нас получились. Совсем как
настоящие, это потому что вы очень старались я думаю ваши божьи коровки
обязательно подружатся с нашей гостьей и она больше не будет грустить, теперь
ей зима не страшна.
А кто помнит стишок, который мы читаем божьей коровке, когда
сажаем ее на пальчик?
Божья коровка,
улети на небо,
пронеси нам хлеба,
черного и белого,
только не горелого.
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.
Фейсбук
Ребятам о зверятах
С давних времен люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах! Условия выдачи Сертификата публикации Условия выдачи Свидетельства публикации Как попасть в журнал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 24 |