Рассказ про бородино 5 класс

Сочинения по литературе лермонтов бородино по стиху лермонтов посвятил бородинскому сражению свой гениальный стих под одноименным названием бородино. это произведение
  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Бородино по стиху

Лермонтов посвятил Бородинскому сражению свой гениальный стих под одноименным названием «Бородино». Это произведение носит патриотический характер. Люди сразу полюбили стихотворение за то, что автор написал его простым и понятным языком.

Во время Отечественной войны было много сражений, но одна битва стала самой решающей. Она состоялась в 1812 году. Читая стих, мы можем подумать, что его рассказывает нам старый и опытный солдат, который участвовал в бою под Бородино. Солдат точно и искренне повествует читателям свою судьбу. Стихотворение пропитанно эмоциями, переживаниями и страданиями. Солдат словно заново переживает те страшные события, которые произошли под Бородином.

Лермонтов с гордостью описал подвиг людей и солдат. Автор в своем стихотворении не прославлял полководцев и императоров, он восхвалял обычный народ. Лермонтов считал, что битву выиграли благодаря смелости и отваге простого народа.

Герои стихотворения решительные, храбрые, они смело идут в бой в отличие от их командиров. Военные настоящие патриоты, они всем сердцем любят свою Родину. Они искренне хотят защитить страну от иностранных врагов. Солдаты готовы на все, что бы спасти свою землю, родных и близких. Они сражаются до последнего вздоха.

Солдат, который повествует свою историю, все время говорит в стихе «мы», он ни разу не сказал «я». Это значит, что он скромный человек. Он считает, что благодаря сплоченности людей им удалось выиграть войну. Этот солдат простой человек, в нем нет чрезмерной напыщенности.

Полковник разговаривает с солдатами, словно давний друг, он называет их «ребятами». В стихотворении нет пафоса и надменности. Все герои простые. Автор очень точно описал все события, которые происходили во время битвы, природу, погоду и накал страстей во время боя. Читатель чувствует боль рассказчика и словно переживает вместе с ним все события. Читая стихотворение у всех возникает чувство гордости за своих предков.

Вариант 2

Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества, среди обычных людей и среди знати того времени. Данное стихотворение несет много ответов на разные вопросы, которые так же актуальны и ныне. Стихотворение пронизано энергией и чувствами людей, которые переживали войну, они еще молодые и им хочется быть героями, совершать подвиги. В те времена многие мальчишки хотели совершить какой-то подвиг в своей жизни, запомниться чем-то.

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы.  Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения.  Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны.  Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Бородино по стиху

Бородино по стиху

Популярные сегодня темы

  • Отношение Онегина к Ленскому сочинение

    Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» сталкивает вместе двух совершенно разных личностей. Евгений Онегин и Владимир Ленский полные противоположности друг друга, как огонь и лед. Но, невзирая на разные взгляды на мир, они дружат долгие годы.

  • Осень в творчестве Левитана сочинение

    Представители любого вида искусства неравнодушны к изображению в своих работах разных времен года. Осень является одним из желанных периодов, которое независимо от своих проявлений выбирают художники, чтобы отразить на холсте.

  • Сочинение на тему Что лучше — горькая правда или сладкая ложь?

    Жизнь человека — это один сплошной выбор. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам нужно принять решение, поступать так или иначе.

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс

    Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись

  • Сочинение на тему День знаний 1 сентября праздник

    Когда мы говорим о первом школьном дне, то сразу же представляем себе праздничную линейку, посвящённую Дню Знаний. Девочки в белых бантах и нарядные мальчики радуют взгляд учителей и родителей

В честь Бородинского сражения Михаил Лермонтов сочинил «Бородино» стих. Сочинение по данному стихотворению обязательно для всех школьников.Ниже приведены лучшие примеры сочинений для 4, 5, 6, 7, 8 классов.

Сочинение по стихотворению Лермонтова «Бородино»

Вариант 1

На уроке литературы я прочитала стихотворение “Бородино”. На мой взгляд, война — это самое страшное, что может быть в жизни человека. Стихотворение было написано в 1837 году и посвящалось 25‑й годовщине Бородинской битвы. Рассказывает о сражении солдат, принимавший участие в нем.

Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой участник. Стихотворение написано от лица старого солдата, участника битвы. Его речь задумчива, нетороплива… Чаще использует “мы”, чем “я”.

Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:

“Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!”

На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:

“И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.”

Рассказчик с гордостью вспоминает о мужестве бойцов во время боя:

“Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…”

“Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..”

Боевой настрой солдат не иссяк и на следующий день: «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».

Я считаю, что солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.

Вариант 2

Лермонтов написал стихотворение «Бородино» в 1837 году, приурочив его к двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения. Оно приобрело широкую популярность благодаря простоте стихотворного языка и патриотическому содержанию.

В произведении описывается одна из важнейших битв Отечественной войны 1812 года. Повествование ведется от лица старого солдата, прошедшего Бородино. Он окунается в воспоминания, словно переживая те события вновь.

Лермонтов одним из первых описал подвиг простого народа, заслуги солдат. Другие поэты выдвигали на передний план вклад в общую победу полководцев и императоров. Герои Лермонтова решительные и отважные, они рвутся в бой больше, чем их командиры. Они полны самоотверженной любви к родной земле и готовы защищать ее до последнего вздоха. Показательно, что рассказчик ни разу не упомянул о своей собственной заслуге в сражении, говоря вместо «я» — «мы». Это говорит о его скромности и отсутствии самолюбования и напыщенности.

Полковник обращается к солдатам, называя их «ребята», в этом сразу чувствуется его родство и близость с ними. Он призывает их отдать родине долг и защитить ее от неприятеля.

Автору удалось так живо передать события, что мы как будто вместе с ним наблюдаем происходящее: природу, лагерь в ночь перед битвой, бурю сражения. Также нам передаются и чувства рассказчика. Лермонтов дает читателю возможность вместе с солдатом пережить все, что пережил он, и преисполниться гордости за великий отважный народ, единство и мощь которого отложились в памяти поколений.

Еще одна мысль прослеживается в стихотворении. Оно противопоставляет старое поколение, не пожалевшее себя для защиты отчизны, новому, прозябающему в бездействии. Думаю, это важная деталь, которую хотел донести поэт.

Вариант 3

Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом немалая заслуга русских писателей, в числе которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на тюле брани:

Наедине с тобою, брат,

Нам довелось побыть.

На свете мало, говорят,

Мне остается жить.

Поедешь скоро ты домой.

Смотри ж… Да что!

Моей судьбой.

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Служили в те годы не так, как нынче, — десятилетиями. Фактически солдат всю свою зрелость тратил на армию, теряя связи с родными. Понятия “рекрутчина”, “судьба рекрута” были в России синонимами каторги.

Конечно, за годы службы неграмотный мужик превращался в настоящего воина, умелого, по-своему образованного, бывалого. Но оторванность от исконных корней всегда болезненна. Именно это и сумел передать поэт в небольшом стихотворении:

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых.

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их.

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив…

Что бился храбро за царя.

Что плохи наши лекаря,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали…

В “Бородино”, при всем пафосе, нарочитой маршевой ритмике и плакатной восторженности, мелькают бриллианты таких же скорбных в своей обыденности строк:

…Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

…Смешались, в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

…Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой…

Думается, что творческий человек не способен восхвалять войну. Даже — освободительную. В любом сражении поэт увидит вой озверевших людей и смертоносных орудий, хлад вскопанной земли, безразличие трупов и скорбь умирающих.

Лермонтов воевал на Кавказе, воочию видел смерть. Для него война не могла стать чем-то привлекательным. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен знанием того, что любая воинская победа — пиррова. В ней больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль задекорированы знаменами и маршами.

Это интересно: Л. Толстой “Бородинская битва 1812″ краткое содержание отрывка из романа «Война и мир»

Сочинение «Образ полковника в стихотворении Лермонтова «Бородино»»

Художественное произведение, тем более лирическое, требует неоднократного перечитывания (Белинский говорил, что оно доставляет истинное наслаждение). В ощущении наслаждения, в осмыслении впечатления и совершается воспитывающее воздействие произведения на читателя. Значит, надо обратиться к анализу стихотворения. И от того, как мы его организуем, зависит, станет ли великое лермонтовское произведение фактом духовного развития нас или останется для них навсегда закрытым в результате формального «прохождения». Если мы хотим в процессе анализа открыть богатства художественного текста, надо прежде всего определить ту проблему, которая заинтересует школьников. Это должна быть действительно важная для их жизни проблема, соответствующая их возрастным интересам и возможностям.

Лермонтовское стихотворение глубоко отвечает интересам нас, потому что поэт утверждает именно эти ценности как прекрасные. И вместе с тем оно открывает для нас новое: эти нравственные качества наполняются социальным содержанием, воля и мужество раскрываются как действенное проявление патриотизма, утверждается бессмертие подвига во имя Родины, одно из центральных событий русской истории предстает как подвиг народа.

Помочь нам не только узнать близкий их душе идеал, осознать то новое, что в нем открывается, но и познать себя путем сравнения с героями стихотворения, обогатить свою душу, освоить высшие общечеловеческие ценности в сопереживании героям, в эмоциональном восприятии пафоса стихотворения — вот цель анализа.

Начать эту работу целесообразно с постановки общего проблемного вопроса, который даст направление размышлениям нас о стихотворении. Сделать это можно так. Живой и эмоциональный рассказ учителя о битве под Москвой осенью 1941 года, о том, как актуально звучали в тот решающий момент слова поэта: «Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!», естественно перерастает в вопросы: почему более чем через сто лет русских воинов вдохновляли слова Лермонтова? Почему нас сейчас волнуют чувства людей, живших полтораста лет назад? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? Не будем торопиться сразу ответить на эти вопросы. Для этого надо внимательно вчитаться в стихотворение.

Теперь постараемся активизировать воображение нас, поможем им представить себе рассказчика и его собеседника, молодого солдата. Попутно вспомним, что речь нескольких людей называется диалогом (это известно из уроков русского языка), а речь одного человека — монологом (моно — один, логос — слово, речь). Читатели хорошо представляют себе возраст и профессию рассказчика («после битвы прошло 25 лет, это старый солдат», «артиллерист: он забил заряд в пушку», «он с седыми усами, на голове кивер»), говорят о «добрых глазах» и «простом русском лице», о том, что он «волнуется, когда рассказывает, потому что гордится своими товарищами, любит Родину».

Сам анализ целесообразно осуществлять в процессе работы над выразительным чтением стихотворения. Перечитывая строфу за строфой, читатели вникают в смысл стихотворения, а вместе с тем определяют интонацию, с которой следует прочитать текст. Таким образом, раздумье над стихотворением происходит в творческой деятельности, а работа над выразительным чтением станет результатом понимания произведения.

Пусть подумают: что испытывали солдаты, когда они «долго молча отступали»? Как показано в стихотворении, почему произошла битва? Как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле»? Как проявился в том характер русского народа? Попутно обратим внимание на то, что в картине ожидания боя рассказчик дважды говорит «я», а не «мы». Подумаем, почему.

Любовь к Родине и готовность защитить ее даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва — осуществление воли народа, главный герой ее — народ, а участники битвы — «богатыри», «могучее, лихое племя».

В иных местах надо подумать, почему поэт употребил именно такое слово, выражение. Например, сравнить предложения: «И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень» и «Постой-ка, брат мусье!» Чем они отличаются и о чем говорит это различие? Наса хорошо улавливают стилистическое различие торжественной и разговорной речи, иронию. Они находят и другие примеры таких выражений. Читатель же объяснит, какой художественный и идейный смысл заключен в соединении этих двух стихий речи: солдат простой человек, но он хорошо понимает величие происходящего.

В процессе работы вообще необходимо максимальное внимание к слову. Очень часто в ответах звучат слова: «мужество», «храбрость», «смелость», «отвага», «героизм», «стойкость», «удаль» и т. п. Важно, чтобы смысл их был осознан, чтобы слова эти не воспринимались как взаимозаменяемые синонимы. И вообще, чтобы высокие слова не употреблялись «всуе», страшнее всего обесценивание таких слов.

Очень важен образ полковника. Следует подумать, как солдаты относятся к нему, какими словами это передано. Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат? Почему о нем сказано не убит или погиб, а «сражен булатом, Он спит в земле сырой»? Зачем нужно старинное слово «булат», почему «очи», а не глаза, «молвил», а не сказал? Почему полковник обращается к солдатам: К чему он призывает их? Как меняется смысл слов от повторения: «умремте» — «умирали» — «умереть»? Какой смысл вкладывает он в слово «Москва»? Какую клятву дали солдаты?

Специальных наблюдений требуют строфы, в которых изображается Бородинский бой. Читатели сами еще не умеют увидеть богатство стиха. Надо помочь им вслушаться в его звучание, обратить их внимание на изменение темпа речи. «Прислушайтесь к отрывку,- скажет Читатель и прочтет 11‑ю строфу.- Слышите ли вы звуки боя? Как вы представляете его?» И вместе с учениками он покажет, как от строки к строке сначала ускоряется, затем замедляется речь. Особенно это заметно при сравнении стихов с их прозаическим переложением («Знамена носились как тени, огонь блестел в дыму…»)-это помогает почувствовать, что ‑стих самим своим звучанием передает мысль.

Постепенно все сливается, битва неимоверно тяжела, солдаты устали, невозможно различить отдельные звуки:

  • Смешались в кучу кони, люди,
  • И залпы тысячи орудий
  • Слились в протяжный вой

Идея определяется как «основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов». При изучении стихотворения «Бородино» надо говорить о том, какие главные мысли и чувства переданы в произведении, каков основной смысл его. Определения будут различны, и все они окажутся неполными.

Еще Л. Толстой, когда его спрашивали об идее «Анны Карениной», говорил, что нельзя втиснуть богатое содержание художественного произведения в прокрустово ложе одной фразы и что, если он захочет сформулировать идею произведения, он должен будет написать заново весь роман. Действительно, перевод художественного слова в логический план страшно обедняет его смысл, никакая формула не в состоянии передать всего богатства произведения. К тому же идея зависит и от того, кто является читателем. Так, для Белинского главный смысл «Бородина» состоял в упреке бездеятельным современникам. Для защитников Москвы в Великой Отечественной войне это была конкретная программа.

Тема поколений в стихотворении «Бородино»

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 г. Оно представлено в форме диалога между участником военных событий и представителем молодого поколения.

Произведение раскрывает тему родины, отваги. А также показывает различие между двумя поколениями. Повествование лирического героя начинается после обращенного к нему вопроса: Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Так автор обращает внимание на то, что молодое поколение заинтересовано событиями, затронувшими их родину.

Память о Бородинском сражении сближает людей разных возрастов. Автор, используя гиперболу, подчеркивает это: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Солдат, вспоминая свое прошлое, сравнивает поколения и приходит к выводу о том, что люди изменились: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Военные события описываются лирическим героем с детальной точностью. Он вспоминает сражения, свои мысли, настрой солдат, потери…

Автор использует риторические восклицания, которые помогают убедиться в отважности солдат, в их преданности родине: Уж постоим мы головою За родину свою! Именно этой отваги, патриотизма не видит герой в молодых. Он понимает, что теперь они будут защищать родину и сомневается в их силах. Герой будто устрашает своего собеседника, используя сравнения: Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут.

Кольцевая композиция стихотворения подчеркивает его основную мысль: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри- не вы. Таким образом, представитель старшего поколения уверен, что людям, которые будут жить после него «не видать таких сражений». Он поглощен темой войны, потому что она стала главным событием его жизни. Наверное, он прав в том, что люди, прошедшие войну, по-настоящему «могучее…племя». Но это не значит, что те, кто не встречал войны лицом к лицу, лишены храбрости и любви к родине.

Тема поколений решена через различие их жизней, опыта.

Сочинение «Бородино» − 5 класс

История стихотворения

В 1812 году произошла одна из величайших битв в истории Отечественной войны. Бородинское сражение имело большое значение для победы. Стих написан от лица солдата, который был участником сражения. Он уже постарел и проводит время, вспоминая те страшные времена. Солдат снова и снова переживает пережитые мгновения.

Михаил Лермонтов первый обратил внимание на заслуги обычного народа, описывая подвиги солдат. Многие творческие личность на передний план выдвигали стратегические вклад в победу верхов военных званий. Они считали, что полководцы и императоры определяли победу войска. Лермонтов же сконцентрировался на простых солдатах. Они смелые, решительные, бесстрашные. В них больше героизма, чем в их командирах. Солдаты являются настоящими патриотами своей страны. Чтобы защитить Родину, они готовы пожертвовать собственную жизнь. Повествователь передает свое единство с другими воинами. Он часто использует слово «мы», когда описывает военные действия. Старый солдат не привык хвастаться. Он спокойно ведет рассказ о своей жизни.

Особенности произведения

Командир называет своих подчиненных «ребята». Такое дружеское обращение характеризует теплые отношения, родство душ, стремление к общей цели. Громкие слова полковника направлены на поднятие боевого духа. Он призывает солдат дать достойных отпор врагу, чтобы он не смог поработить народ.

Поэт является настоящим мастером слова. Он создал реалистичную обстановку. Кажется, что ты сам попадаешь в центр событий. А вокруг прекрасная природа, лагерь видит тревожные сны перед битвой, наступают волнительные моменты кровавого боя. При этом читатель знакомиться с чувствами и эмоциями старого солдата. Он может пережить весь спектр ощущений. Чувствуется гордость за полученную победу, сердце переполняет патриотизм. Человек ощущает единство с прошлым поколением.

Стих несет достойный посыл. Кроме этого он обеспечивает сильную мотивацию. Видно, что старое поколение было смелым и бесстрашным. Они готовы были положить свою жизнь ради победы. Современные люди действуют осмотрительно, постоянно испытывая страх. Стихотворение несет действительно важные идеи.

«Бородино – цена победы» − сочинение 4 класс

Вариант 1

Бородино – это тяжелая битва, которая произошла в 1812 году и которая являлась решающей битвой в борьбе с Наполеоном Бонапартом, у которого была отличная армия.

Русские ценой своих жизней старались защитить Москву. Они готовились к бою, заранее поставили редуты, расставили орудия, расставили воинов и вырыли окопы.

И вот показались французы. Сначала была перестрелка, мы стреляли оружием, стреляли пушками. Но через два дня, поскольку по всему полю шел дым, пришлось вступить в рукопашный бой. Тогда все было в дыму, русские уставали, орудия стреляли наобум, земля тряслась от взрывов, и кровавые тела мешали пролетать ядрам. Залпы слились в протяжный вой, из-за которого ничего не было слышно.

Русские отступили и отдали Москву, чтобы набраться сил. И тогда французы вошли в спаленный пожаром, мертвый, разоренный город, такой же, как Чернобыль сейчас, после катастрофы в четвертом энергоблоке на городской АЭС, где ликвидаторы тоже, как и русские воины в Бородинской битве, отдали свои жизни ради того, чтобы люди жили.

Бородино является ценой общей победы в борьбе с Наполеоном Бонапартом. Русские отдали свои жизни за то, что они любили, во что они верили, и если бы не они и их мужество, мы бы никогда не выиграли в этой битве.

Вариант 2

Почти двести лет назад была Бородинская битва. В этой битве погибло много солдат. Против нас бился Наполеон.

Русские воины долго отступали, но когда дошли до Москвы, начали сражение. Русские воины нашли поле и начали устанавливать пушки, редуты, выкапывать окопы. Ведь Наполеон отставал, и русские успели подготовиться.

Сначала русские первые два дня бились в перестрелке, но потом поняли, что это бесполезно и начали драться копьями, мечами, ружьями, пистолетами, перейдя врукопашную. Ядрам пролетать мешали горы кровавых тел. В дыму огонь блестел. Земля тряслась от взрывов, ударов, от топота копыт. Русские устали драться. Французы тоже. И они начали отступать.

Русские отдали спаленную Москву, чтобы Наполеону она не досталась, а сами ушли к Туле, чтобы воины набрались сил и могли сражаться.

Я считаю, что русские просто герои, хитрецы. Они не сдались, ведь с ними сражался Наполеон, который все время выигрывал. Цена нашей победы – Бородинская битва.

Вариант 3

Бородино – это кровопролитная битва между Россией и Францией.

Французы пытались завоевать Россию, но потерпели поражение благодаря храбрости и героизму русских солдат.

В начале русские воины долго отступали. И наконец нашли воины поле и решили там отпор французам дать. На поле построили редуты, расставили солдат, установили оружие, выкопали ямы.

Два дня длилась перестрелка. На третий день схлестнулись в рукопашный бой. Смешались дни и ночи. Смешались воины с двух сторон, в дыму ничего не было видно, убивали всех подряд. И ядрам пролетать мешали горы мертвых солдат.

Битва долго длилась, и поняли солдаты, что силы их равны. Тогда Россия отступила, чтобы набрать побольше войска. Мы спалили Москву, чтобы французам достался холодный, спаленный город.

Если бы не храбрость и смелость русских солдат, французы победили.

Вариант 4

Бородино – это великая кровопролитная битва, в которой участвовали две армии: русская и французская.

Наши солдаты вели себя очень смело. Они оставили на поле битвы много своих товарищей, а все для того, чтобы дать отпор самому великому полководцу Наполеону.

И вот русские нашли Бородинское поле, расставили редуты, выкопали окопы, поставили пушки и разные другие орудия и стали ждать французскую армию. Два дня войска бились в перестрелке, но силы были одинаковы.

В дыму ничего не было видно. Пушки били наугад, руки бойцов колоть устали, горы кровавых тел мешали пролетать ядрам. Кони, люди смешались в кучу, ничего не было слышно.

У наших силы стали слабеть – у французов тоже. Тогда армии разошлись. Мы подожгли Москву и отступили для того, чтобы набрать силы и оружие, а французы вошли в разоренный, пылающий город.

Нам была очень важна победа над могучими армиями Наполеона, но за победу мы отдали очень много жизней опытных солдат на Бородинском поле.

Вариант 5

Бородино – это очень страшная битва. В этой битве наши солдаты проявили большое мужество. Они возмущались, почему не могут командиры дать приказ идти на французов?

Наконец русские нашли большое поле, построили редуты и расставили свои многочисленные пушки. Сначала была перестрелка из пушек, потом армии перешли к рукопашной битве. Иногда ядрам пролетать мешали горы кровавых тел. Дым застилал все поле. Над полем ничего не было слышно. Кони, люди были смешанны, нельзя было разобрать кто где. Силы армий были на исходе. Наши решили отступить за город, чтобы набраться сил, собрать воинов и оружие. Русские сожгли Москву. И французы вошли в спаленный город.

Наши напали на французов и разгромили их, но ценой победы была Бородинская битва, где наши потеряли очень много солдат.

Лермонтов – был человеком, который относился к своей родине с огромной любовью и уважением. Он любил в России практически всё. Начиная от самых заметных вещей, заканчивая едва видимыми деталями. Однако можно с уверенностью сказать, что Лермонтов настоящий патриот, который уважал наследие своей страны и её историю. И  множество из его произведений задевали как раз темы прошедших лет, и таким образом он знакомил читателя с историей своей страны, давал ему проникнуться той уникальной атмосферой, которая царила на Руси в то время. Он показывал читателю Россию именно такой, какая она и была, основываясь на задокументированных фактах. Прекрасным примером этому послужит его произведение “Бородино”.

В произведении автор повествует читателю об ужасной битве, которая произошла во время первой мировой войны. Во время этой масштабной войны, многие люди были убиты, и ещё больше людей получило различного рода увечья, и потому автор называет эту войну одной из самых ужасных, которые когда либо происходили. В основном из-за того, что это первая война, которая поразила мир своей жестокостью и масштабностью. В нём автор раскрывает тему человеческой жестокости наряду с человеческой глупостью, ведь именно война является олицетворением этих двух человеческих пороков. Война по праву ужасное явление, ведь на войне один человек убивает другого, что само по себе отвратило, именно это пытается выразить Лермонтов.

Образ Бородина Лермонтов представляет как некий собирательный образ всех трагических событий, которые когда-либо происходили с нашей страной. Он называет этот момент истории тем, что лучше бы никогда не случалось. Он показал все ужасы того события, описал всё настолько красочно и точно, что у читателя не возникало никаких сомнений в настоящей ужасности войны, и в том, что лучше избегать войны, и никогда не допускать её повторения, однако она всё равно повторялась в будущем. И об этом автор также говорил. Он называл войну необходимостью, которая нужна человеку для нормальной жизни и развития. С помощью войны и убийства люди придумывали что-то новое, для того чтобы лучше убивать, однако это также двигало прогресс, и именно поэтому автор называет войну хоть и ужасным, но в тоже время нужным явлением.

Таким образом, мы видим, что произведение “Бородино” стало для Лермонтова неким размышлением насчёт темы войны.

Сочинение 2

На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.

В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.

Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.

Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.

Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу.  Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.

Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам ‘горела’, поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.

Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.

Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.

Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.

`

Бородино

Популярные сочинения

  • Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

    Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Это известный учёный, интеллигентный человек, который добился больших успехов

  • Сочинение Роль учителя в жизни человека

    Первыми учителями в жизни ребенка становятся его родители. Но социальное общество так устроено, что часть воспитательного процесса маленького человека перекладывается на плечи

  • Описание неба — сочинение

    Среди огромного количества природных явлений, которые окружают человека, есть такие, которые сопровождают нас каждый день.

25.12.2019 в 16:46

Детям про Бородино. Бородинская битва — кратко

Самая кровавая битва 19 века, главное сражение войны 1812 года, битва империй – все это Бородинская битва. В ходе этой битвы обе стороны претерпели огромные потери. Уменьшилась численность французского войска, снизилась разность между армиями противников. Был также развенчан миф о непобедимости армии Наполеона.
Война 1812 года началась неудачна для России. Огромное французское войско громило все на своем пути. Военачальник Барклай-Де-Толли понимал, что не стоит лезть в открытую на врага, так как у него есть численное преимущество. Он принял решение откладывать решающее сражение до последнего, в то время как русская погода, зима, отсутствие припасов и деятельность партизан сделают свое дело. Так и было. Генеральных сражений не было. Но деятельность партизанских отрядов, народных добровольцев и мелкие стычки значительно ослабили войско врага, истощили его. Это дало русской армии время для реорганизации и введения резервов. Пришло время для решающего сражения. Командование принял главнокомандующий Кутузов. Он решил принять сражение недалеко от села Бородино . Там было много места для маневров.
У русской армии было не очень много времени, поэтому началась ускоренная подготовка поля к военным действиям. Оборона должна была сокрушить врага, заставить его отступить.
На стороне французской армии был небольшой перевес. В распоряжении Наполеона было 130-135 тысяч человек, 70 тысяч из которых были пешими, а также 587 орудий. Русские владели 120 тысячами солдат, из которых около 72 тысяч были пешими, 640 орудий. У Наполеона было много тяжелой кавалерии, которая могла с легкостью разбить отряды пехотинцев. Против русских играл еще один факт. Наполеон выставил лучшую армию Европы. Отборные ветераны многих сражений, готовые стоять до конца ради славы Императора. На стороне русских же были новобранцы, без желания воевать и отдать свою жизнь. Это не лучшим образом сказывалось на боеспособности армии.
Наполеону необходимо было побороть противника в генеральном сражении, чтобы принудить Императора Александра l к невыгодному миру. Русским необходима была успешная оборона, позволяющая сдерживать атаки врага.
За два дня до основного сражения Наполеон напал на Шевардинский редут. На этом укреплении было 11 тысяч солдат под командованием генерала Горчакова. Французские войска упорно пытались захватить это укрепление, в итоге к ночи им это удалось, но подоспевшее подкрепление заставило их отступить. Кутузов принял решение сдать редут и отступить, чтобы не терять лишние силы.
26 августа началось сражение . Утром французская артиллерия открыла огонь по всей площади поля. Французские войска напали на егерский полк и заставили его отступить за реку. Остальные войска русских оставались за флешами. Генерал Дуки занял Семеновские высоты. Его атаковали 115 тысяч солдат. Французы пытались овладеть флешами, но битвы не имели большого успеха, владельцы попеременно сменялись. Затем Русские приняли решение отступить к Семеновскому оврагу. Здесь французские войска не смогли успешно сражаться из-за утомления.
Курганская высота под командованием Раевского обстреливала французов, заставила их отступить. На правом фланге кавалерийская атака русских заставила французов перегруппировать отряды, ослабив натиск. Бородинское сражение длилось 12 часов , затем Наполеон приказал отступить в первоначальным позициям.
Французская армия потеряла 59 тысяч человек, русская – 39 тысяч . Результаты сражения неоднозначны. И русская, и французская сторона заявили о своей победе. Можно сказать, что в данном сражении не победил никто, потому что потери сторон слишком велики. Но данная битва помогла русским одержать победу в войне, а дата битвы стала днем воинской славы России.

Бородино анализ. Анализ Бородино Лермонтова 5 класс

Михаил Лермонтов – знаменитый писатель, поэт и просто хороший человек, немного скрытный, но вместе с тем обладающий пылким и любящим сердцем.

Произведение «Бородино» было написано поэтом в 1837 году. Немного позже его опубликовали в журнале, весьма знаменитом и пользовавшемся популярностью, — «Современники».

Это стихотворение воистину полно патриотизма, направленного на Россию, эту страну, которая отстаивала свои права до конца. Лермонтов не жал во время этой великой битвы, которая произошла в 1812 году. Именно в то время происходила война между Россией и Францией. Бородинская битва – эта воистину великая битва, которая заставила чуть ли не весь мир затаить дыхание. Наполеон – или Царская Россия? Вот в чем вопрос. Лермонтов, не смотря на то, что родился много позже, прекрасно описывает содержание битвы, а главное – сами чувства и эмоции воинов, особенно тех, кто умер, стойко сражаясь з свою родину. Бородино – это маленький городок, который был близко от поля сражения. Бородино, это маленькое селение когда-то, тоже пострадало, но крепко и до конца держалось. Многие пострадали, многие все же смогли выжить, но таких было мало. Потерей было очень много. Миллионы людей погибло.

Лермонтов наделяет всеми героическими качествами одного безымянного солдата, который рассказывает с точность военного и воевавшего о военных событиях своему племяннику. Он сокрушается о том, что молодежь уже совсем не та, которая была до этого. Раньше – были богатыри, не то ,что теперь.

Анализ стихотворения «Бородино»

В 1837 году Россия отмечала юбилей — 25 лет победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. В церквях шли молебны в память о погибших, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве. К этой знаменательной дате Лермонтов написал стихотворение «Бородино ». Впервые к этой теме поэт обратился ещё в раннем юношеском произведении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки и выросло знаменитое « Бородино » .

В этом стихотворении Лермонтов использует нетипичную для того времени манеру изложения: о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает простой солдат. Рассказ рядового участника Бородинской битвы можно назвать автобиографией народного подвига, потому что солдат говорит не только от своего имени, но и от имени всей армии, всей страны. Это закреплено в рассказе солдата еле уловимыми переходами от «я» к «мы». В этих переходах ощущается единство армии — полное взаимное доверие и ручательство одного за всех и всех за одного. И самое главное: солдат видит историю не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей боевой батареи.

Если сравнивать юношеское стихотворение Лермонтова «Поле Бородина» и «Вородино. то различий можно найти немало. Первое было написано в эффектной манере романтических поэм, второе изображает подлинно реалистическую картину. « Поле Бородина» создано 16-летним поэтом-романтиком и написано приподнято-возвышенным, эмоциональным языком. А в стихотворении «Вородино. звучит простая народно-разговорная речь, присущая русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии.

Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.

Бородино село. Императорская Россия

Детям про Бородино. Бородинская битва - кратко

Ещё вв письме к владелицеобер-гофмейстерине Анне Никитичне Нарышкиной призывал сохранить укрепления, созданные русской армией на:

«Село Тарутино, Вам принадлежащее, ознаменовано было славною победою русского войска над неприятельским. Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавою, и река Нара будет для нас так же знаменита, как Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая. Покорнейше прошу Вас, милостивая государыня, чтоб укрепления, сделанные близ села Тарутина, укрепления, которые устрашили полки неприятельские и были твердою преградою, близ коей остановился быстрый поток разорителей, грозивший наводнить всю Россию, чтобы сии укрепления остались неприкосновенными.
Пускай время, а не рука человеческая их уничтожит; пускай земледелец, обрабатывая вокруг их мирное своё поле, не трогает их своим плугом; пускай и в позднее время будут они для россиян священными памятниками их мужества; пускай наши потомки, смотря на них, будут воспламеняться огнём соревнования и с восхищением говорить: вот место, на котором гордость хищников пала перед неустрашимостью сынов Отечества!»

Первым памятником, вошедшим в комплекс исторического Бородинского поля, явилась церковь Спаса Нерукотворного, сооружённая вна месте гибели генерал-майора.

Детям про Бородино. Бородинская битва - кратко 01

В залах музея. Макет поля Бородинской битвы. Фото 2015 года

26 августав присутствии императора, перед строем 150 тысяч солдат русской армии и 200 ветеранов Бородинского сражения, на батарее Раевского, центральном укреплении русской армии, был торжественно освящён монумент в память доблестных защитников Отечества, сооружённый по проекту. У подножия памятника был захоронен прах смертельно раненного в бородинской битве генерала. Недалеко от монумента была построена сторожка для солдатов-ветеранов, которые, согласно императорскому указу, должны были ухаживать за памятником, вести книгу записей посетителей, показывать приезжающим план сражения, находки, сделанные на местах боёв. Тогда же земля в центральной части поля была выкуплена императором на имя наследника, будущего государя. Для размещения царственных особ и свиты усадебный дом в селебыл перестроен в небольшой деревянный дворец, интерьеры которого были украшены портретами генералов-участников Отечественной войны. Там же была устроена небольшая экспозиция из реликвий, связанных с битвой. Всё это стало основой Бородинского военно исторического музея-заповедника — старейшего из музеев, основанных на полях сражений.

Бородино экскурсия. Экскурсии

    Имение российских императоров на Бородинском поле

    Включает в себя:

    • Экскурсию по Бородинскому парку
    • Знакомство с экспозицией в императорском дворце «Бородинское поле: Вехи истории»

    Для всех категорий посетителей

    Обзорная экскурсия

    Включает в себя:

    • Экскурсию по Главной экспозиции «Славься ввек, Бородино!»
    • Осмотр поля с одной точки (батарея Раевского)

    Для всех категорий посетителей

    Продолжительность: около 1 ч. 30 мин.

    Полная

    Включает в себя:

    • Объезд поля на транспорте заказчика
    • Посещение всех экспозиций на территории монастыря
    • Экскурсию по Главной экспозиции «Славься ввек, Бородино!»

    Для одиночных посетителей

    Продолжительность: около 3-х часов

    Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле

    Включает в себя:

    Посещение экспозиций:

    • «Славься ввек, Бородино!»
    • «Герои романа “Война и мир” на Бородинском поле»
    • Знакомство с толстовской характеристикой Бородинской битвы, с образами исторических персонажей и вымышленных героев романа
    • Объезд поля на транспорте заказчика.

Видео «Бородино».Сказка для детей, выпуск 14

  • Рассказ про божью коровку для детей 1 класса
  • Рассказ про божью коровку 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про богов египта 5 класс история
  • Рассказ про божью коровку для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про бокс на английском