Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс

0 пользователей и 1 гость просматривают этот раздел. а. ю. экономов 688 ответов 34971 просмотров 03 январь 2022, 20:09:21 от
0 Пользователей и 1 Гость просматривают этот раздел. Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс А. Ю. Экономов 688 Ответов

34971 Просмотров Последний ответ
03 Январь 2022, 20:09:21
от Volk Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Бергсон 8 Ответов

3590 Просмотров Последний ответ
25 Октябрь 2021, 02:22:23
от Fank Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Бергсон 112 Ответов

23598 Просмотров Последний ответ
21 Апрель 2020, 09:32:40
от Alxan Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Июльский 202 Ответов

93814 Просмотров Последний ответ
10 Ноябрь 2017, 23:20:53
от ВиРа Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Старый коммунист 7891 Ответов

66825 Просмотров Последний ответ
07 Январь 2022, 13:52:17
от Старый коммунист Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Alxan 545 Ответов

10950 Просмотров Последний ответ
07 Январь 2022, 13:47:02
от Бергсон Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Alxan 2372 Ответов

32103 Просмотров Последний ответ
07 Январь 2022, 13:43:37
от Бергсон Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс VicRus 9964 Ответов

197731 Просмотров Последний ответ
07 Январь 2022, 07:43:29
от kio Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс viktor_chumak 12 Ответов

217 Просмотров Последний ответ
05 Январь 2022, 11:47:44
от Volk Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс viktor_chumak 1 Ответов

36 Просмотров Последний ответ
05 Январь 2022, 00:44:18
от viktor_chumak Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс А.Лексей 110 Ответов

5241 Просмотров Последний ответ
30 Декабрь 2021, 21:11:43
от А.Лексей Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс prorokanti 0 Ответов

58 Просмотров Последний ответ
30 Декабрь 2021, 03:03:34
от prorokanti Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Вакулов 39 Ответов

4326 Просмотров Последний ответ
29 Декабрь 2021, 21:15:05
от Вакулов Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Ю.М. 1010 Ответов

30306 Просмотров Последний ответ
29 Декабрь 2021, 10:09:43
от kio Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс viktor_chumak 1 Ответов

68 Просмотров Последний ответ
29 Декабрь 2021, 06:03:25
от viktor_chumak Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс viktor_chumak 12 Ответов

107 Просмотров Последний ответ
29 Декабрь 2021, 02:42:48
от viktor_chumak Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Акельев Н. 424 Ответов

15861 Просмотров Последний ответ
28 Декабрь 2021, 18:02:15
от vlek Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Андрей Евгеньевич 2 Ответов

100 Просмотров Последний ответ
27 Декабрь 2021, 11:13:57
от kio Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс MuM 18 Ответов

1286 Просмотров Последний ответ
20 Декабрь 2021, 04:49:13
от Fank Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Sopheeyia84 1094 Ответов

19512 Просмотров Последний ответ
20 Декабрь 2021, 02:22:06
от Fank Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Krez 6 Ответов

142 Просмотров Последний ответ
18 Декабрь 2021, 17:15:26
от Krez Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Андрей Евгеньевич 2 Ответов

168 Просмотров Последний ответ
11 Декабрь 2021, 14:35:50
от Андрей Евгеньевич Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс viktor_chumak 1 Ответов

190 Просмотров Последний ответ
08 Декабрь 2021, 03:15:13
от viktor_chumak Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс BJIaquMup 33106 Ответов

373732 Просмотров Последний ответ
08 Декабрь 2021, 01:24:04
от Antediluvian Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Eok 1626 Ответов

64374 Просмотров Последний ответ
07 Декабрь 2021, 18:39:51
от Eok Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс viktor_chumak 3 Ответов

189 Просмотров Последний ответ
07 Декабрь 2021, 15:11:51
от viktor_chumak Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Alxan 66 Ответов

3597 Просмотров Последний ответ
06 Декабрь 2021, 15:55:11
от kio Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс kio 3180 Ответов

125289 Просмотров Последний ответ
06 Декабрь 2021, 09:56:26
от kio Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Андрей Евгеньевич 4 Ответов

207 Просмотров Последний ответ
04 Декабрь 2021, 19:21:49
от Андрей Евгеньевич Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Дружище 16 Ответов

1218 Просмотров Последний ответ
01 Декабрь 2021, 14:25:16
от Eok Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Илья88 0 Ответов

318 Просмотров Последний ответ
10 Ноябрь 2021, 10:02:56
от Илья88 Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Андрей Евгеньевич 2 Ответов

374 Просмотров Последний ответ
31 Октябрь 2021, 15:57:32
от Андрей Евгеньевич Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Андрей Евгеньевич 1 Ответов

395 Просмотров Последний ответ
30 Октябрь 2021, 21:07:00
от Андрей Евгеньевич Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Krez 0 Ответов

417 Просмотров Последний ответ
24 Октябрь 2021, 18:53:01
от Krez Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс Рассказ про блокаду ленинграда 2 класс kovalen 1 Ответов

589 Просмотров Последний ответ
10 Октябрь 2021, 15:25:28
от Андрей Евгеньевич

Урок
мужества, посвященный Блокаде Ленинграда

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за
соотечественников, за свой город; прививать чувство любви к родному городу,
расширять представления учащихся о «Блокаде Ленинграда», героизме советского
народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
 

Оформление: художественный фильм «Зимнее
утро»,
репродукции картин, посвященных ВОВ, Блокаде Ленинграда; хронологическая
шкала событий,  фотографии военного Ленинграда,
героев-ленинградцев, возможны аудиозаписи песен о войне.
 

Необходимое
техническое оборудование:
 ПК с сетевым
подключением к головному компьютеру; доступ в Интернет, мультимедийный
проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное
программное обеспечение
  проигрыватель
ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

Подготовка к уроку истории в 9 классе: запись на доске эпиграфов

Кто стучится в дверь ко
мне

С толстой сумкой на
ремне,

С цифрой 5 на медной
бляшке,

В синей форменной
фуражке?

        Это
он,

        Это
он,

Ленинградский почтальон.

С. Маршак (Стих, упомянутый в фильме «Зимнее утро»)

Нет героев от рожденья, 
Они рождаются в боях. 
А. Твардовский 

Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье,
Родина! Возьми их у меня!
О.Берггольц

Класс слушает песню времен Блокады:
Симфония 7 Шостакович Д.

Ход урока:

Героизм…
Главное содержание этого слова — способность человека совершать выдающиеся по
своему общественному значению действия, требующие от него личного мужества,
стойкости, готовности к самопожертвованию.

Блокада
Ленинграда
 (8 сентября 1941 — 27 января 1944) —
трагический период истории города на Неве
, когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей,
десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в
эвакуации.

Учитель просит ученика (ов) показать
на карте Ленинград, рассказать о его географическом расположении.

Окружение
Ленинграда

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких
армий «Север», которые должны были уничтожить части Красной армии
в Прибалтике, захватить военно-морские базы на
Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был захвачен Псков, 10 июля немецкие части прорвали фронт
и силами 4-я танковой группы армии «Север» вышли к реке Плюса и далее
устремились к Луге. 21 августа немцы заняли станцию Чудово,
тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу, и через 8 дней овладели
Тосно. 30 сентября был захвачен крупный
железнодорожный узел Мга. С 8 сентября 1941, когда немцы захватили
Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда.

Здесь
возможен просмотр хронологической шкалы и таблицы.

http://www.timetoast.com/timelines/575531

Блокада Ленинграда

В
окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая
приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска,
защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на
1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиционного налета и возникшего
пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева 1.

Были
введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали
получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные — по 200 г. Остановился
общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких
топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно
сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г
хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек. Но
город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали
театры, музеи. Всё то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское
радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича,
которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в
осажденном немцами Ленинграде 2.

В
связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога
через Ладожское озеро, ставшая легендарной «Дорогой Жизни». Водным
путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло,
то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду3. По «Дороге
жизни» вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь
эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов 4, а также учащихся,
рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

25 марта 1942
было принято решение об очистки города от завалов снега, льда, грязи, нечистот,
трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных
ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.

В
следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт,
работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и
канализация, работали городские бани и т.д.

Обороной
города руководил вначале Климент Ворошилов, а после его отстранения — Георгий
Константинович Жуков, хозяйственной стороной занимался Алексей Николаевич
Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома
ВКП(б) товарища Андрея Александровича Жданова. Именно Косыгин организовывал
движение на «Дороге жизни» и улаживал разногласия гражданских и
военных властей.

 Обсуждение с
учениками данных отрывков

Прорыв и снятие блокады

Прорыв блокады Ленинграда начался
по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 с наступления войск Ленинградского и
Волховского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ) южнее Ладожского озера.
Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я
стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в
Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского
фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады
был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского
озера 5. В
пробитом вдоль берега коридора за 18 дней строители возвели переправу через Неву и
проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

К
концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска
готовились к окончательной ликвидации блокады Ленинграда. 14 января 1944 силами Ленинградского и Волховского фронтов при
поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда. К 27 января 1944 советские войска взломали оборону 18-й немецкой
армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину.
Немцы начали отступать. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята 6.

Последний
раз немецкая авиация бомбила Ленинград 14 мая 1944.

Учащиеся готовятся, чтобы
выступить с небольшими сообщения-презентации о мужестве героев-ленинградцев.

Далее просмотр фильма
«Зимнее утро» и обсуждения.

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2492/online/

Примечания

1)Сами склады пострадали незначительно, был уничтожен лишь 3-суточный запас
продуктов, расходуемых в Ленинграде, однако в
течение долгого времени пожар на Бадаевских складах служил (а для некоторых
людей является и до сих пор) объяснением ухудшения продовольственного положения
в городе осенью 1941 и причиной последующего страшного голода. Никакого
серьезного запаса в городе в принципе не существовало, что и подтвердили
недавно рассекреченные документы: Блокада Ленинграда.

2)Седьмая симфония Шостаковича

3) С 24 ноября 1941 по 21 апреля  1942 через Ладожское озеро в Ленинград  было
доставлено 361 309 тонн грузов, 3/4 которых составляли продовольствие и фураж

4) Всем
известна трагичная судьба 12-летней Тани Савичевой, чей дневник был найден уже
после ее смерти: всего 9 страниц, на 6 из них — даты 6 смертей: «Бабушка
умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя
Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая
в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все». Дневник Тани Савичевой
фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов
против фашистских преступников (Таня Савичева)

5)Прорыв Блокады Ленинграда

6)Наступление советских войск под Ленинградом 14.01.-10.07.1944гг.

  • Алексеев С.П. Блокада Ленинграда: рассказы/ С.П.Алексеев; худож. А.А.Лурье.-Москва: Дет.лит., 2019.-32c.: ил.-(Детям о Великой Отечественной войне).-6+.
  • Бахревский В.А. Родные ласточки/ В.А.Бахревский// МУРЗИЛКА.-2005.-№5.-С.17.

    Рассказ о спасении ласточкиных гнезд во время драпировки шпиля Адмиралтейства в начале блокады Ленинграда.

  • Берггольц О.Ф. Говорит Ленинград: стихи и воспоминания о войне/ О.Ф.Берггольц; худож. обл. М.М.Салтыков.-Москва: АСТ, 2020.-287c.: ил. (75 лет Великой Победы. Детям о войне).-12+.
  • Был город-фронт, была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б.Колпакова, В.Н.Суслов.-Л.: Дет.лит., 1984.-206c.: ил.
  • Васильев П.А. Ступенька: повесть, рассказы/ П.А.Васильев; худож. И.Дяткина.-Ленинград: Дет.лит., 1985.-108[2]c.: ил.
  • Васильева Е. Маленькая ночная няня: Повесть/ Е.Васильева; Ил. Л.Уральский// КОСТЁР.-1997.-№2.-С.10-20.
  • Верейская Е.Н. Три девочки: повесть/ Е.Н.Верейская; Ил. Л.А.Пестрецова.-Москва: АСТ: Астрель, 2005.-187с.: ил.-(Любимое чтение).
  • Герман Ю.П. Вот как это было: Повесть/ Ю.П.Герман; Предисл. А.Смоляна; Рис. Н.Цейтлина.-М.: Дет.лит., 1985.-179с.: ил.
  • Гоппе Г.Б. Взвод моего детства: Поэма о мальчишках блокадного Ленинграда/ Г.Б.Гоппе; Рис. О.Титова.-М.: Дет.лит., 1973.-46с.: ил.
  • Гроховский Л.П. Под обстрелом — к стихам, во Дворец пионеров: [воспоминания о блокадном детстве]/ Леон Гороховский, Лев Мархасёв; рис. Н.Котляревского// Искорка: Ежемесячник.-1985.-№1.-С.42-45.
  • Дети города-героя: Сборник/ Сост. А.Л.Мойжес.-Л.: Лениздат, 1974.-423с.: ил.
  • Дубровин В.Б. Мальчишки в сорок первом: [Повесть]/ В.Б.Дубровин; Ил. В.Вальцефер.-Л.: Дет.лит., 1968.-144c.: ил.
  • Ельянов А.М. Чур, мой дым!: повесть/ А.М.Ельянов; авт. предислов. Д.Дар; худож. В.Тамбовцев.-2-е изд.-Ленинград: Дет.лит., 1974.-174с.
  • Ефимовский Е.С. Спасённый Петербург: Это книга о Санкт-Петербурге, его истории, об архитектуре и скульптуре, о тяжёлых годах испытаний, о подвиге блокадных мальчишек в воспоминаниях, рассказах, стихах, загадках и фантастических историях/ Е.С.Ефимовский.-Санкт-Петербург: Левша, 2010.-165с.: ил.
  • Зелинская Е.К. Блокадные дни. «Жёлтый снег…»/ Е.К.Зелинская, В.М.Глинка.-Москва: Вече, 2019.-383c.-(Память Великой Победы).-К 75-летию снятия блокады Ленинграда.-12+.
  • И память строки оживят: сборник стихов ветеранов Великой Отечественной войны Кингисеппского района/ Муниципальное образование «Кингисеппский муниципальный район»; Муниципальное казённое учреждение культуры «Кингисеппская Центральная городская библиотека».-Кингисепп: Контраст, 2020.-63c.: ил.-К 75-летию Победы.-6+.
  • Калинина Л. 140 блокадных ребят: [судьба Тани Савичевой и других эвакуированных детей из блокадного Ленинграда]/ Л.Калинина// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1981.-№1.-С.22-24.

    Как в Красном Бору все село помогало выхаживать детей из блокадного Ленинграда. Поиски следопытами могилы известной во всём мире ленинградской девочки Тании Савичевой.

  • Калюжная Л.И. Блокадный бегемот и девочка: маленькая повесть/ Л.И.Калюжная; худож. Н.В.Фролова.-Москва: Вольный странник, 2020.-32c.: ил.-6+.
  • Карасёва В.Е. Маленькие ленинградцы: Рассказы/ В.Е.Карасёва; Рис. А.Кирилло.-М.: Дет.лит., 1969.-64с.: ил.
  • Коровина Е.С. У Лёки большие щёки/ Е.С.Коровина; худож. В.Китавина.-Москва: Никея, 2020.-31c.: ил.-12+.
  • Коваленко А.Л. Путь Ленинградской победы: воинская слава Ленинградской области/ А.Л.Коваленко.-Санкт-Петербург: Дом детской книги, 2020.-63c.: ил., фот.-6+.
  • Крестинский А.А.Мальчики из блокады: рассказы и повесть/ А.А.Крестинский; худож. Н.А.Кошельков.-Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2019.-224c.: ил.-(Вот как это было).-12+.
  • Крылова Т.Ф. Одна обыкновенная жизнь: очерки о веке минувшем/ Т.Ф.Крылова; [гравюры С.Б.Юдовина; репрод. картин И.Ф.Смольникова].-СПб.: Коста, 2008.-268с.: ил., цв. вкл.

    Эта книга — одна из многих, написанных в мемуарном жанре. Но одна из немногих, в которых документальный материал обрел форму живых, выразительных очерков. Книга о времени, которое оставило глубокий след в судьбе многих ленинградцев. Книга об «одной обыкновенной жизни», в которой отразилось многое из нашей отнюдь не «обыкновенной» эпохи.

    Глава «У жизни на краю» опубликована в 2003 году в связи с 60-летием прорыва блокады Ленинграда.

  • Лаврентьева О. Сурвило: графический роман/ авт. и ил. О.Лаврентьева.-2-е изд.-Санкт-Петербург: Бумкнига, 2020.-311c.: ил.-12+.
  • Матвеев Г.И. Тарантул: Приключенческая повесть/ Г.И.Матвеев; Ил. Ю.В.Денисов, Д.К.Титов.-СПб.: Лениздат, 1996.-510c.: ил.- (Библиотека для детей: Вторая серия (тома 16-25)/ Сост. А.И.Белинский; Т.22).
  • Медаль имени Четырёх Девочек// Детская литература: журнал о детской литературе и искусстве для детей.-1989.-№1.-2-я стр. обложки.-На медали воссоздан облик девочек, известных своим мужеством: Таня Савичева, Анна Франк, Садако Сасаки, Саманта Смит. Медаль Ассоциации «Мир — детям мира!» (с 1988г.) присуждается самым благородным защитникам детства.
  • Миксон И.Л. Жила, была: Ист. повествование/ И.Л.Миксон; Ил. Г.А.В.Трауготи др.-Л.: Дет.лит., 1991.-225c.: ил., 16л. фот.

    Повесть посвящена Тане Савичевой и ленинградцам блокадного города.

    Примечание вдовы писателя Л.Н.Кононовой-Миксон: Книга иллюстрирована рисунками художника Александра Траугота, сделанными им в 1942-1943 годах в Блокадном Ленинграде, когда ему было 11-21 лет. Оформил книгу его брат — Валерий Траугот, известный иллюстратор сказок Ганса Христиана Андерсена.

  • Миксон И.Л. Жила, была: историческое повествование [о Тане Савичевой]/ И.Л.Миксон; худож. А.Г.Траугот, В.Г.Траугот.-Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020.-225с.: ил., 16л. фото.-6+.
  • Мосякин А.Г. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Дворцы, восставшие из пепла/ А.Г.Мосякин.-Санкт-Петербург: Паритет, 2014.-432c.: фото.
  • Назаров Р.В. Дневник тринадцатилетнего школьника Роальда Назарова/ Р.Назаров// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-1986.-№1.-С.2-7; 1986.-№2.-С.17-19.
  • Неизвестная блокада. 1941-1944: [фотоальбом]/ сост. А.Веселов; авт. предислов. В.Никитин.- Санкт-Петербург: Современная интеллектуальная книга, 2019.-239c.: ил.-12+.
  • Никольская Л.Д. Должна остаться живой: легко казаться, трудно — быть!: повесть/ Л.Д.Никольская.-Санкт-Петербург: Гриф, 2010.-253[2]c.-65-летию Победы в Великой Отечественной Войне посвящается.
  • Никольская Л.Д. Должна остаться живой: повесть/ Л.Д.Никольская; ил. А.Г.Слепков.-Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020.-255c.: ил.-(Вот как это было).-12+.
  • Парадоксова Е. Дневник Жени Парадоксовой: [до войны, начало войны, блокада]/ Е.Парадоксова// Чиж и Ёж: литературный журнал для детей.-2004.-№1-2 (19-20).-С.4-12.
  • Пожедаева Л.В. Война, блокада, я и другие: мемуары ребёнка войны/ Л.В.Пожедаева.-Санкт-Петербург: Каро, 2015.-416c.: ил.-12+.
  • Пернавский Г.Ю. Блокада Ленинграда: детская книга/ Г.Ю.Пернавский; худож. М.Пономарева.-Москва: Пятый Рим, 2019.-79c.: ил.-12+.
  • Раевский Б.М. Поединок с самим собой: повесть/ Б.М.Раевский; ил. Б.Г.Смирнов.-Москва: Мелик-Пашаев, 2020.-239c.: ил.-(Правдивые истории).-6+.
  • Рассказы о юных героях/ авт. предислов. И.П.Токмакова; сост. Р.Е.Данкова.-Москва: ОНИКС, 2010.-192c.: ил.-(Библиотека российского школьника).-Содерж.: В.М.Воскобойников, М.Зощенко, Б.Дубровин, Л.Васильева, А.Митяев и др.
  • Румянцева В. Очень хочется жить!: посвящается памяти Тани Савичевой/ В.Румянцева// Искорка.-1972.-№1.-С.1.

    Песня на слова ученицы Тосненской средней школы Вали Румянцевой.

  • Сапаров А.В. «Скворцы» перелетают Ладогу: Рассказы/ А.В.Сапаров; Рис. И.Некрасова.-Л.: Дет.лит., 1974.-158с.: ил.
  • Селиванов В.Н. Стояли как солдаты: Блокада. Дети. Ленинград/ В.Н.Селиванов.-СПб.: ЭГО, 2002.-220[1]с.: ил., фот.-Библиогр. в конце кн.
    Книга была представлена в Музее-библиотеке «Книги блокадного города» на конференции «Люди блокадной поры», посвящённой 60-летию снятия блокады Ленинграда.
  • Семенцова В.Н. Лист фикуса: Рассказы о войне/ В.Н.Семенцова; Ил. Т.А.Панкевич.-СПб.: Паритет, 2005.-31с.: ил. Рассказ про блокаду ленинграда 2 классОтзыв читателя
  • Скобелева Е.А. Родина моего детства 1940-1945 гг./ Е.А.Скобелева.-СПб.: Сударыня, 2004.-24c.+фото.
  • Суслов В.Н. Красные облака/ В.Н.Суслов; Ил. Н.Кошельков.-Л.: Дет.лит., 1970.-95c.: ил.
  • Суслов В.Н.Пискарёвка: Рассказ/ В.Н.Суслов// КОСТЁР.-1997.-№1.-С.10-11.

    Рассказ о мемориальном Пискарёвском кладбище.

  • Сталева Т.В. Детство наше блокадное…/ Т.В.Сталева// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-1995.-№5.-С.79-85.
  • Сталева Т.В. Пусть узнают живущие: худож.-документ. очерки/ Т.В.Сталева.-2-е изд., доп.-М.: Серебряные нити, 2004.-191с., 12л. фото.
  • Стояли со взрослыми рядом…: Сборник документальных очерков/ Сост. А.М.Осипова, О.Н.Тюлева.-Л.: Лениздат, 1985.-208c.: 8л. фото.
  • Сухачев М.П. Дети блокады: Повесть/ М.П.Сухачев; Худож. Г.В.Алимов.-М.: Дет.лит., 1989.-176c.:ил.
  • Тихонов Н.С. Ленинградские рассказы/ Н.С.Тихонов; Ил. И.Я.Латинский.-Л.: Дет.лит., 1977.-191c.: ил.-(Военная библиотека школьника).
  • Ходза Н.А. Дорога жизни: Рассказы/ Н.А.Ходза; Рис. В.Бескаравайного.-Л.: Дет.лит., 1984.-72с.: ил.
  • Трезорка, герой Ленинграда: [история собаки, спасшей в блокаду 16 человек]// Детская «Роман-Газета».-2021.-№3.-С.24-25.-(Имена).-6+.

    В середине 60-х гг. ХХ века в Ленинграде, в районе Парголово, сносили старые деревянные дома. Во дворе одного из расселенных домов обнаружили деревянную статую собаки с прикрепленным фото. И подпись под фотографией: «Дорогому другу Трезору (1939–1945гг.) от спасенных им хозяев».

  • Черкашин Г.А. Кукла/ Г.А.Черкашин; Рис. Г.А.В.Траугот.-Л.: Дет.лит., 1989.-32с.: ил.
  • Шевченко Т.А. Ленинград — жив!: урок памяти о блокадном Ленинграде среди учащихся 7-11-х классов/ Т.А.Шевченко// Читаем, учимся, играем : журнал-справочник сценариев для библиотек и школ.-2008.-№12.-С.87-90.-(Великая Отечественная война, 1941-1945 ).
  • Широкорад А.Б. Кто спас Ленинград в 1941?/ А.Б.Широкорад.-Москва: Вече, 2019.-335c.: ил.-(Военно-историческая библиотека).-Библиогр.: с.314-317.-12+.
  • Чуковский Н.К. Девять братьев; Девочка-жизнь; Кайт: повесть: рассказы/ Н.К.Чуковский.-Москва: ЭКСМО, 2010.-315c.: ил.-(Большая книга приключений).
  • Яковлев Ю.Я. Последний фейерверк: Повесть и рассказы/ Ю.Я.Яковлев; Худож. А.Г.Тамбовкин.-М.: Дет.лит., 1989.-158c.: ил.
  • Яковлев Ю.Я. Девочки с Васильевского острова/ Ю.Я.Яковлев; худож. С.А.Остров.-Москва: НИГМА, 2016.-10[6]c.: ил.-6+.

31.07.2021

Рассказ про блокаду ленинграда 2 классДЕТИ — АВТОРЫ БЛОКАДНЫХ ДНЕВНИКОВ

cherkkukla21

bullet blueЧЕРКАШИН Г. КУКЛА — КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ (2021)

blokada2021

bullet blueРАЗГОВОР ДЛЯ ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ (2021)

blokbegemot

bullet blueБЛОКАДНЫЙ БЕГЕМОТ (2021)

Аглиуллина Р. Ленинград: блокада. Мое отношение к блокадному Ленинграду

2907

Баданина М. Ненаписанные биографии

Быстрова Е. Рассказ ветерана

3254

Великанов Ю. Дети войны

Гаева Л. Живым жить на земле

3247

Галиев М. Дети и блокада

Галишина Н. «Это горькое слово — блокада»

3304 m

Глазков А. Мой дед

Горбунов А. «Всем известна Таня Савичева»

3268

Дягилев С. «Был город-фронт, была блокада»

Исакован Ю. Блокада Ленинграда

3157

Караваев А. Жизнь в Ленинградской блокаде

Клюева С. Мы собирали крапиву, подорожник и варили щи

2961

Колюхова Н. В честь прадеда Кириллом зовут моего старшего брата

Кузьмина Н. Великая Отечественная война в истории моей семьи

3315

Кулагина Д. Блокадный Ленинград

Назаренкова А. Рассказ о дедушке

Первов И. Что я узнал о блокаде Ленинграда

3331

Поляков Е. История семьи — зеркало истории моей Родины

3310

Проценко Д. Мои впечатления о прочитанной книге А.Адамовича и Д.Гранина «Блокадная книга»

Путков С. Что я знаю о блокаде

Сергеева С. Взирая на войну невинными глазами…

Смолькина Е. Моя бабушка — ленинградка

hodza doroga 1

Старчикова Е. Кроссворд

Тен В. Дети войны

Шелухин Л. «27 января исполняется…»

Шемшученко П. Я как будто тоже воевала

Щербаков С. Блокада Ленинграда

3227

Конспект классного часа

«Блокада Ленинграда»

Классный час «Блокада Ленинграда».

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

       22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков. ( 1 слайд)

Ученик:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ученик:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

      Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.( 2 слайд) (3 слайд)

 Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы — более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. ( 4 слайд)

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.(5 слайд)

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

    Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

    Началась блокада. ( 6 слайд)

     Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (7 слайд) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла — уничтожению города и его населения. (8 слайд)

     Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!». (9 слайд)

    В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

    Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города — звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город — крепость.(10 слайд)

   Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.(11 слайд)

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

      20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. (12 слайд)

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

     Представьте хлебную карточку — бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. (13 слайд)

     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. (14 слайд)

     Голодная смерть косила людей.(15 слайд). Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

  • «Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»
  • «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»
  • «Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»
  • «Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»
  • «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»
  • «Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»
  • «Савичевы умерли»
  • «Умерли все»
  • «Осталась одна Таня»(17 слайд)

     При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

(18 слайд)

     В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

    Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (19 слайд) 

   « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. (20 слайд)

«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги».

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут — пустяк,
Поломка эта — не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре —
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

     Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

     Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки —
После похорон.

     Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

     Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт».(21 слайд)

    Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. (22 слайд)

     27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (23 слайд)

 Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.(24 слайд)

     За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

     Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (25 слайд)

     Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.(26 слайд)

      В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. (27 слайд)

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.(28 слайд)

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

Цель:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического
    творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в
    период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью
    музыкальных произведений и поэтической литературы.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны.

(под звучание музыки «Священная война» говорит учитель)

Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает
на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных
детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы
людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война — самое страшное событие, которое только может случиться
как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

(Звучит голос Левитана о начале войны. Слышен звук летящих фашистских самолетов,
разрывы бомб).

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой
стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать
в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались.
(Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу
умножения до 25).

Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства —
Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву,
поставив огромные плотины вокруг города.

К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник
Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.

Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов —
истребителей охраняли небо Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года.
Население довоенной Москвы – 4 млн.215 тыс. людей, после призыва в армию осталось
2,5 млн. человек.

27 января 1944 года — что это за дата?

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Что такое блокада?

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы
немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской
России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного
пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной
бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности
в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило
к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков
и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая
дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались
с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.

(работа с иллюстрациями, посвященными Великой Отечественной войне)

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен
в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных
точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской
авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми
ленинградских крыш.

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150
тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный
берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие
получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом
хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти
единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные
голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали
прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

(стихи читают ребята)

многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.
Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных
и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких
трагических записей.

(читает ученица)

при первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую
область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре
умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты,
запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся
между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в
конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград
мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую
человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые
бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.
Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали
чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал
из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь — дистрофия. А к ней еще
прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только
дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось — умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».
Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за
900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых
орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных
училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они
по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный
город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая
полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная
ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение
жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, связисты, зенитчики,
регулировщики — работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий
буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут — пустяк,

Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны
с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года.
но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия.
Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев
были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — в январе 1943 года
прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение
наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского
фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию
по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию,
отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800
городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа
торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но Боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания

Исполнение инсценированной песни военных лет «Белеет ли в поле пороша» учащимися
4 класса

  • Рассказ про беларусь на английском
  • Рассказ про благотворительность на английском
  • Рассказ про бездомных животных
  • Рассказ про бархатцы 1 класс
  • Рассказ про березу на чувашском языке