Рассказ про библию 4 класс

Цели и задачи: познакомить с описанием основных составляющих священных книг библии; установить связь между религиознойправославной культурой и культурой людей; показать

Цели и задачи:

  • познакомить с описанием основных составляющих священных книг Библии;
  • установить связь между религиозной(православной) культурой и культурой людей;
  • показать благотворное влияние чтения Библии на духовное состояние человека;
  • познакомить с понятиями Библия, Евангелие, Новый Завет, Веткий Завет, христиане.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (приложение 1), 2 сосуда с чистой водой, краска, пустые сосуды, шарики красные и чёрные, карточки для индивидуальной работы и работы в парах (приложение 2), Библия.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

 Кому вы читали текст дома?

– Что их заинтересовало в твоём рассказе?

– Чем они дополнили твой рассказ?

III. Введение в тему.

 Я, в своей жизни, встречала очень много разных людей.

Одни очень доброжелательные, готовые придти на помощь. Другие – наоборот, всем недовольны, могут ругаться с любым встретившимся человеком из-за пустяков.

– Как вы думаете, от чего это может зависеть?

Может это зависит от роста, веса, национальности, профессии, места жительства человека?

– Очевидно, всё дело в том, какая у человека душа. Каждый человек рождается с чистой, светлой душой. Маленькие дети свсем не помнят зла, они готовы любить всех близких людей, всему радуются. Но проходит время и многое меняется.

При общение с окружающим миром детская душа постепенно наполняется.

– Чем может заполниться детская душа, давйте рассмотрим на примере.

Проведём опыт.

Представим душу в виде сосуда. Смотрите, сосуды наполнены водой.

– Она имеет запах? (нет)

– Имеет цвет? (нет)

– Сейчас в каждый сосуд добавим вещества которые изменят цвет и запах.

Цвет может быть красивым, запах – приятным. Попробуем.

(добавляем в один сосуд тёмную краску и нашатырный спирт, в другой розовую краску и духи)

– Посмотрите и понюхайте что у нас получилось.

Так бывает и с душой человека. С детства наполяется душа впечатлениями, как эти сосуды и может быть красивой и благоухающей, либо наоборот, тёмной и смрадной.

– Как вы думаете, какие поступки делают душу светлой и красивой, а какие тёмной и неприглядной? Выберите правильный ответ. (на доске)

  • Доброе дело
  • Чтение хороших книг
  • Фильмы-боевики с убийствами
  • Увлечение компьторными играми, особенно с насилием
  • Прощение обид
  • Желание отомстить обидчику.

– Таким образом, чтобы наша душа была светлой и прекрасной, мы должны совершать хорошие поступки,делать добро людям, не допускать сквернословия.

– Мы с вами говорили, что чтение хороших книг возвышает душу. А какая из всех этих книг в этом отношении имеет особенную силу?

Составьте слово из рассыпавшихся букв. (ИБЯБИЛ – БИБЛИЯ)

– А почему? Об этом мы пооворим на уроке.

IV. Работа по теме урока.

Приложение 1.

1 СЛАЙД

Тема урока «Библия и Евангелие»,запишите в тетрадь.

– Кто из вас знаком с Библией, Евангелием?

– Кто читал Библию?

– Что запомнилось из прочитанного?

Каждый православный христианин должен быть знаком с Библией. Почему?

– В ходе урока мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.

А еще что бы вы хотели узнать о Библии?

2 СЛАЙД

Прочитайте, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке.

  • Что такое библия?
  • Кто ЕЁ написал?
  • Когда появилась первая печатная Библия?
  • О чём говорится в Библии?
  • В чём её уникальность и ценность?

Что обозначают слова Евангелие, Новый Завет, Священое Писание?

–  Кто знает, когда появилась первая Библия?

Библия одна из Древнерусских книг.

Просмотр видеофрагмента «Древнерусские книги.»

3 СЛАЙД

А вы знаете как называлась первая БИБЛИЯ?

Первую славянскую Библию называли Геннадьевская Библия, т.к. работа над ней проводилась по инициативе Архиепископа Новгородского Геннадия.

– Кто знает, когда появилась первая печатная Библия?

4 СЛАЙД

Первая печатная Библия появилась более 1000 лет назад, в связи с распространением на Руси христианства.

– Что такое христианство? Кто такой христианин?От какого слова произошло?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник.

Самостоятельная работа.

Приложение 2

Карточка 1

Прочитайте и найдите в учебнике, что обозначают эти слова. Запишите на карточке. Вклейте в тетрадь.

  • Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.
  • Христианство – это учение Иисуса Христа.
  • Иисус жил более 2000 лет назад.

 Посмотрите как красиво оформлена Библия.

Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей называется Библия.

5 СЛАЙД

А что же ещё такое Библия? Почему написана с большой буквы?

Слово Библия всегда пишется с большой буквы, так как означает Священную Книгу для Христиан.

  • Библия (др.греч.) книга
  • Библия – Священное Писание.
  • Библия – Книга книг.
  • Библия – откровение Бога.
  • Библия – собрание нескольких книг.

Так говорят, потому что сам БОГ обращается к людям.Он рассказывает о себе, о человеке, сотворении мира. Эта книга очень важная и ценная, в ней прошлое и будущее.

– Как вы думаете, кто написал Библию?

Библия – это собрание книг, которые объединены в одну книгу. Писались книги долгое время людми разных поколений в течении целой тысячи лет и вразных местах. Христиане верят, что каждый из авторов книги, писал то, что внушал Сам Господь. Через тексты Библии, написанные пророками и апостолами, Сам Бог обращается ко всем людям.

– Кто такие пророки?

Это люди, которые имели особый дар слышать, что им говорит Бог, этот дар называется пророчеством. И в наши дни есть люди, которые могут предвидеть и предсказать те или иные события.

– Кто такие апостолы?

Это первые ученики Христа. Апостолы дословно – посланники.

Библию часто, называют Священным Писанием. Почему?

Потому что Сам Бог обращается к людям, через пророков и апостолов.

– Из чего состоит Библия?

Библия состоит из 77 священных книг. Разделяется она на два отдела Ветхий Завет и Новый завет.

– Что такое Завет?

Завет – это союз Бога с людьми.

Работа с учебником. (в парах)

Прочитай предложения и продолжи их словами из текста. Стр. 16-17.

1 группа Ветхий Завет, 2 группа – Новый Завет.

Приложение 2

Карточка 2

Закончи предложения:

  1. __________________Завет включает в себя ________книг.
  2. Книги_______________Завета писали _____________________.
  3. __________________Завет по другому называют_______________________,
  4. Время___________________Завета – это________________________________________.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода спасителя Христа.

Новый Завет (Евангелие) – это жизнь и дела Иисуса Христа. В новый Завет входят Евангелия от 4 апостолов.

– Итак, давайте составим схему из чего состоит Библия и кто её писал.

Составление схемы.

БИБЛИЯ
77 книг
50 книг
Ветхий Завет
27 книг
Новый Завет /Евангелие/
Пророки
/слышат, что говорит Бог/
Апостолы
/первые ученики Христа/

8 СЛАЙД

Как вы думаете, о чём эта книга?

В Библии Сам Бог открывает людям тайны о самом себе, о человеке, о правилах жизни, о духовных законах, о происхождении мира, ангелах, святых и о многом другом, чтобы нам жилось хорошо. Библия считается у христиан откровением Божьим.

9 СЛАЙД.

В чём ценность Библии?

Библия – кладезь мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не подозревавем, что произносим библейские сказания.

Работа в парах.

Приложение 2.

Карточка 3

Соотнесите слова из нашей жизни с выдержкой из Библии. 

Фома неверующий – плохой человек, злодей. По имени царя Ирода отличившегося жестокостью, убившего 14тысяч младенцев в Вифлееме, желая уничтожить Богомладенца.
Хам – Недоверчивый человек, в память об опостоле Фоме, который сказал, что не поверит в Воскресение Христого, и когда Христос вошел, Фома упал перед Ним на колени.
Ирод – грубый, наглый человек, по имени младшего сына Ноя – Хама, грубо надсмеявшегося над своим отцом.

Эти слова к нам пришли из Библии.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же: Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт , только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

– В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего сои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

– Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

– Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлимой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникныть в смысл написанного.

10 СЛАЙД

Наш великий замечательный поэт А.С. Пушкин говорил о Священном Писании: «Вот единственная книга в мире: в ней есть всё»

«Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!»
Ф.М. Достоевский.

Ответим на последний вопрос. Где хранится Библия?

11 СЛАЙД

Библией очень дорожат, она источник мудрости и утешения. Особенно чтится в Церкви. Верующие стараются внимательно читать её каждый день.

Например: великий русский святой преподобный Серафим Саровский каждую неделю полностью прочитывал Новый Завет. В Храме она хранится в самом святом месте – в алтаре.

Во время богослужения читают выдержки из Библии при полной тишине.

Библия переведена на многие языки народов мира.

V. Итог урока.

– Запишите ассоциацию, когда слышите слово Библия. (1 слово)

Подготовка к беседе дома.

_Что можете рассказать о Библии, Священном Писании, Евангелии членам своей семьи и друзьям.

VI. Домашнее задание.

Рассказать членам семьи о Библии, читать учебник стр. 16-18 и обсудить с родителями.

VII. Рефлексия.

Давайте заполним сосуд.

Какие впечатления остались от сегодняшнего урока. Выберите шарик черный или красный и опусите в сосуд.

ФОМА

Когда дети подросли и начинают уже самостоятельно читать Библию (иногда сначала детскую, а иногда и сразу Синодальное издание), у них неизбежно возникают вопросы. Причем порой они обращают внимание на такие вещи, которые взрослому не всегда приходят в голову. На вопросы детей отвечает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).

Aото Danielle MacInnes on Unsplash

Почему в Библии есть нестыковки?

Потому что Библия говорит правду. Звучит парадоксально, да? Но будь Библия книгой вымышленной, тогда ее отредактировали бы так, что все было бы в ней логично, никаких нестыковок, противоречий не было бы. Все бы так гладенько подтасовали, что комар носу не подточит.

А отчего же в правдивой книге противоречия? Оттого, что Библию писал не один человек, а разные люди, которые видели одно и то же по-разному. Вот возьмем, для примера, какое-то событие в современной жизни. Если у этого события было несколько свидетелей, они опишут его немножко по-разному. Почему? Потому что видели с разных сторон. Кому-то перекрыли обзор складки местности, кому-то в какой-то момент обзор заслонила чья-то спина, кто-то стоял далеко и сам не слышал, что говорилось, а слышал чей-то пересказ. Причем никто из этих свидетелей не врет, не сочиняет, все говорят правду. Но у каждого свой кусочек правды, а полную картину можно собрать, если сложить эти кусочки правды вместе, причем не просто вот так механически, а по-умному, сопоставив одно с другим.

Точно так же и с Библией. Библия — это книга особенная, богодухновенная. Люди ее писали, ничего не придумывая от себя, а описывая те события, в которых сами участвовали, в которых видели действия Бога, и Дух Святой помогал им это писать. А иногда, под воздействием Духа Святого, напрямую были глашатаями Божественной Истины. Но все-таки это писали люди, которые наблюдали за событиями священной истории с разных точек обзора.

Например, если мы возьмем четыре Евангелие от четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна — то найдем там по-разному описанные события. Допустим, гадаринский бесноватый. Он один был, или бесноватых там было двое? У разных евангелистов по-разному сказано. А почему? Например, потому, что один из этих бесноватых молчал, и поэтому евангелист, описывая это событие, его просто не упомянул. Важнее было упомянуть, что ответил Христос на слова второго бесноватого и каковы там были последствия. Или, допустим, у евангелиста сказано, что собралось 12 апостолов, хотя на тот момент их уже 11, Иуда уже предал. Почему же 12? А потому, что число 12 имело в древней Иудее символическое значение, значение числа полноты. И понимать «собрались 12» надо не в том смысле, что собравшиеся были подсчитаны по головам. Тут имеется в виду, что собрались все апостолы — все оставшиеся на тот момент ближайшие ученики Христовы.

Это еще раз доказывает, что эти события описаны живыми людьми, которые какие-то моменты видели по-своему, но в то же время духовное содержание сказанного ими — одно и то же.

На пороге школьного возраста…

Как уже гово­ри­лось выше, для дет­ского воз­раста пред­по­чти­тель­нее всего зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием в виде исто­рии, адап­ти­ро­ван­ной для дет­ского воз­раста. Клас­си­че­ским пред­ста­ви­те­лем подоб­ной формы изу­че­ния можно счи­тать Дет­скую Биб­лию, адап­ти­ро­ван­ную Бори­сла­вом Ара­по­ви­чем и Верой Мат­тел­мяки. В насто­я­щее время издано мно­же­ство дру­гих книг для зна­ком­ства детей со Свя­щен­ной Исто­рией, при под­боре кото­рых лучше всего ори­ен­ти­ро­ваться на авто­ров и изда­тель­ства, бла­го­слов­лён­ные Пра­во­слав­ной Церковью.

Однако, при неиз­мен­ной опоре на адап­ти­ро­ван­ные изда­ния, к моменту млад­шего школь­ного воз­раста под­ход к изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния дол­жен пре­тер­пе­вать неко­то­рые изменения.

Взрос­ле­ю­щим детям к чте­нию реко­мен­ду­ется доба­вить неко­то­рое изу­че­ние кате­хи­зиса. Раз­би­ра­ются основы пра­во­слав­ной веры – запо­веди Мои­сея и Бла­жен­ства, Сим­вол Веры, цер­ков­ные службы и Таинства.

При раз­боре Свя­щен­ной исто­рии полезно научиться зада­вать такие вопросы, кото­рые учат под­ростка раз­мыш­лять. Напри­мер, почему Бог не при­нял жертву Каина? Стоит рас­ска­зать о необ­хо­ди­мо­сти бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния ко вся­кому делу обще­ния с Богом: Таин­ствам, молитве и посе­ще­нии храма.

Изу­чая исто­рию битвы с ама­ли­ки­тя­нами (Исх. 17:11), полезно обра­тить вни­ма­ние на то, что успех вся­кой чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти зави­сит от Бога – и потому нужно обра­щаться к Нему за бла­го­сло­ве­нием перед вся­ким важ­ным делом.

Воз­вра­ща­ясь к притче о блуд­ном сыне, стоит отме­тить, что чело­век в тече­ние жизни часто попа­дает в поло­же­ние блуд­ного сына. И вполне воз­можно даже в про­дол­же­ние дня не еди­но­жды отойти от Отца через соб­ствен­ные согрешения.

Детям млад­шего школь­ного воз­раста полезно реко­мен­до­вать к про­чте­нию книги, вос­пи­ты­ва­ю­щие поня­тие о пра­вед­но­сти. Такие свя­тые отцы как Игна­тий Брян­ча­ни­нов, Фео­до­сий Оптин­ский, Фео­фан Затвор­ник в юном воз­расте очень любили читать жития хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков. Впо­след­ствии они отме­чали, что про­чи­тан­ное глу­боко запало к ним в душу и оста­вило след на всю после­ду­ю­щую жизнь. Напри­мер, Игна­тий Брян­ча­ни­нов напи­шет в своих запис­ках, обра­ща­ясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Мака­рии пле­нили мою душу». Зна­ком­ство с жиз­нью свя­тых подвиж­ни­ков в ран­нем воз­расте огра­дило буду­щего свя­ти­теля от соблаз­нов юно­сти и напра­вило на ино­че­ский путь слу­же­ния Богу.

Тактильная память

У дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков оди­на­ково раз­виты все три канала вос­при­я­тия мира: слу­хо­вой, зри­тель­ный и так­тиль­ный. При этом, быст­рота напи­са­ния почти все­гда соот­вет­ствует ско­ро­сти мыш­ле­ния ребёнка, что поз­во­ляет обду­мы­вать инфор­ма­цию в про­цессе её напи­са­ния. Кроме того, созда­ётся целост­ная кар­тина, надёжно запе­чат­ле­ва­ю­ща­яся в его памяти – мотор­ная память доста­точно надёжна и долговечна.

Этап ран­него школь­ного воз­раста можно счи­тать пере­ход­ным – роди­тели, хотя и не отка­зы­ва­ясь от изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния в адап­ти­ро­ван­ной форме, могут вклю­чать в него ори­ги­наль­ные цитаты из сино­даль­ного пере­вода. Можно заве­сти тет­радку, в кото­рую выпи­сы­вать по одной основ­ной цитате от каж­дого чтения.

Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?

Потому что Ветхий Завет — это не учебник по зоологии и палеонтологии. Он — про взаимоотношения Бога и человека. В нем сказано только то, что имеет важное значение для нашего спасения — то есть как человек был сотворен, каким он был до грехопадения и каким стал после, как Бог действовал, чтобы падший человек мог вернуться к Нему.

Все остальное в Ветхом Завете не упоминается — не потому, что этого не было, а потому, что для нашего спасения оно не так уж важно. Например, в Ветхом Завете ни слова не сказано о домашних кошках — хотя в наши дни все только и делают, что публикуют в соцсетях фотки своих котиков.

Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

Изу­че­ние Биб­лии – неотъ­ем­ле­мая часть жизни вся­кого пра­во­слав­ного чело­века. По пре­да­нию, Божия Матерь очень любила зани­маться чте­нием Свя­щен­ных книг. Сам Хри­стос запо­ве­дует вся­кому чело­веку вни­мать Его слову.

Пра­во­слав­ное веро­уче­ние пони­мает Свя­щен­ное Писа­ние как часть Свя­щен­ного Пре­да­ния, кото­рое, по сло­вам пра­во­слав­ного бого­слова В. Н. Лос­ского, есть «дей­ствие Свя­того Духа в Церкви». Свя­щен­ное Пре­да­ние, помимо тек­стов и пись­мен­ных уста­нов­ле­ний, вклю­чает в себя цер­ков­ную прак­тику и тра­ди­ции. И, пожа­луй, самое важ­ное в Свя­щен­ном Пре­да­нии – невы­ра­зи­мый сло­вами лич­ный духов­ный опыт, пере­хо­дя­щий из поко­ле­ния в поко­ле­ние. И потому одна из задач пра­во­слав­ных роди­те­лей – осу­ществ­ле­ние пере­дачи этого духов­ного опыта своим чадам.

Таким обра­зом, Свя­щен­ное Писа­ние есть зафик­си­ро­ван­ная часть жизни Свя­того Духа в Церкви. И потому оно пред­став­ляет собой наи­бо­лее объ­ек­тив­ный спо­соб лич­ного обще­ния чело­века с Богом, а начи­наться оно должно с самого ран­него возраста.

“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”(2 Кор. 9:6). Вся­кая встреча с Биб­лией – это доб­рое семя, бро­шен­ное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важ­ном вопросе, потому как дадим ответ на Страш­ном Суде за вве­рен­ное нам. А зна­чит, эти семена мы обя­заны ста­раться засе­вать доб­ро­со­вестно. Гос­подь же Сам взрас­тит плоды, дабы сбы­лось Его обе­то­ва­ние о тех вре­ме­нах, когда “и сею­щий и жну­щий вме­сте радо­ваться будут” (Ин. 4:36).

Методическая база

Самое глав­ное для пре­по­да­ю­щего Биб­лию, вне зави­си­мо­сти от того роди­тель он или учи­тель, это соб­ствен­ное живое вос­при­я­тия Божьего Слова. Под­ро­сток дол­жен видеть вашу искрен­ность в пере­жи­ва­нии Свя­щен­ных тек­стов и это будет самой глав­ной опо­рой для любой методики.

Пере­вод для чте­ния в под­рост­ко­вом воз­расте лучше всего исполь­зо­вать сино­даль­ный. Если вы изу­ча­ете Биб­лию через раз­бор зачал или глав, очень полезно будет после чте­ния сино­даль­ного пере­вода про­чи­ты­вать тот же отры­вок на цер­ков­но­сла­вян­ском языке (ели­за­ве­тин­ская биб­лия). Таким обра­зом вы посте­пенно научите под­ростка пони­мать бого­слу­жеб­ный язык.

В этом воз­расте ста­но­вится необ­хо­дим тща­тель­ный под­бор тол­ко­ва­ния на Вет­хий и Новый Завет. Роди­телю пона­до­бится пред­ва­ри­тель­ная под­го­товка к чте­нию. Можно поре­ко­мен­до­вать тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лие свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и бла­жен­ного Фео­фи­лакта Бол­гар­ского. Послед­него, в слу­чае отсут­ствия вре­мени, можно про­сто зачи­ты­вать – труд Фео­фи­лакта Бол­гар­ского запи­сан очень про­стым язы­ком. Для пре­по­да­ва­ния реко­мен­ду­ется исполь­зо­вать «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие» архи­епи­скопа Авер­кия (Тау­шева) – клас­си­че­ское учеб­ное посо­бие сту­ден­тов духов­ных школ.

К Вет­хому Завету могут быть полезны тол­ко­ва­ния пре­по­доб­ного Ефрема Сирина. Веду­щим мето­ди­че­ским посо­биям по всей Биб­лии явля­ется «Тол­ко­вая Биб­лия» А.П. Лопу­хина. Более про­стое изло­же­ние пред­став­лено в «Биб­лей­ской исто­рии» мит­ро­по­лита Вени­а­мина (Пуш­каря).

Фун­да­мен­таль­ным сбор­ни­ком свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний явля­ется 27-том­ная серия «Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и дру­гих авто­ров I–VIII веков» в редак­ции Кон­стан­тин Гав­рил­кина и Сер­гей Козина.

Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева

Раз­бу­дить инте­рес под­ростка к Псал­тыри можно сов­ме­ще­нием чте­ния на цер­ков­но­сла­вян­ском языке с чте­нием поэ­ти­че­ского пере­вода, создан­ного Сер­геем Сер­ге­е­ви­чем Аве­рин­це­вым.

Почему именно этот пере­вод? Дело в том, что дело интер­пре­та­ции свя­щен­ного тек­ста тре­бует не только бого­слов­ской эру­ди­ции, но и силь­ного внут­рен­него духов­ного чув­ства. Псалмы Давида напол­нены силь­ными рели­ги­оз­ными пере­жи­ва­ни­ями – и каж­дое слово в псал­мах было ска­зано перед лицом Живого Гос­пода. Сер­гей Сер­ге­е­вич Аве­рин­цев, будучи талант­ли­вым фило­ло­гом и биб­ле­и­стом, подо­шёл к делу пере­вода Псал­тыри подо­шёл с чрез­вы­чай­ной ответ­ствен­но­стью. Он смог, про­неся свя­щен­ный смысл псал­мов через язы­ко­вой барьер и труд­но­сти поэ­ти­че­ского изло­же­ния, сохра­нить их духов­ную напол­нен­ность, сде­лав доступ­ными для пони­ма­ния рус­ского человека.

Для мно­гих людей (и тем более под­рост­ков) пре­пят­ствия перед позна­нием глу­бо­кого внут­рен­него духов­ного пере­жи­ва­ния в псал­мах ока­зы­ва­ются непре­одо­ли­мыми в силу куль­тур­ных раз­ли­чий совре­мен­ной лите­ра­туры и свя­щен­ного тек­ста. И потому, через вдох­нов­лён­ного и талант­ли­вого чело­века дела­ется шаг навстречу тем, кто хочет при­кос­нуться к древ­ней духов­ной поэзии.

Послесловие для взрослых:

Дорогие родители! Если у ваших детей возникают вопросы и недоумения после чтения Библии — это на самом деле очень хорошо! Даже если вам кажется, что вопрос дурацкий. Потому что это повод для серьезного разговора о вере, а уж когда инициатором такого разговора становится ребенок — это особенно полезно.

Но вы должны быть готовы к таким разговорам, а значит — вам самим нужно постоянно читать Священное Писание и толкования к нему, читать богословскую и апологетическую литературу. А нередко ведь бывает так, что в начале своего воцерковления человек активно вникал в православное вероучение, много читал, но потом остановился на каком-то уровне, нашел для себя ответы на основные вопросы — и живет обычной жизнью обычного воцерковленного христианина. То есть регулярно посещает богослужение, исповедуется, причащается, вычитывает утренние и вечерние молитвы, соблюдает посты — и думает, что этого вполне достаточно. Но когда у него подрастают дети и начинают задавать вопросы о вере — тут-то и оказывается, что он многое из прочитанного забыл, а на какие-то моменты вообще никогда не обращал внимания. И ответить ребенку не в состоянии.

Вот чтобы такого не случалось — не оставляйте чтения, перечитывайте вероучительную литературу, перечитывайте Священное Писание (а при каждом новом прочтении вы откроете для себя какие-то новые оттенки смысла).

Ну а в том случае, когда вы все-таки не можете ответить на детский вопрос — честно скажите ребенку, что вот прямо сейчас, сходу ответить затрудняетесь, но вскоре обязательно ответите. Поговорите с более знающими людьми, поговорите с духовником, почитайте необходимую литературу — и как можно скорее напомните ребенку, что был у него такой вопрос, и теперь вы готовы дать ответ.

Подготовил Виталий Каплан

На заставке: фрагмент фото Danielle MacInnes on Unsplash

А
вы любите читать книги? «Конечно же, да, — скажут многие из вас. — Ведь книга —
это волшебная дверь в удивительный и прекрасный мир». Благодаря книгам мы
можем, не выходя из дома, отправиться в путешествие не только в другую страну, но
и даже на другую планету. Благодаря книгам мы можем узнать много нового и
интересного. Именно через них человечество передаёт из поколения в поколение
свой накопленный опыт и свои знания. А знаете ли вы, что существует книга,
которая считается «книгой книг» и называется она Библией? Эта книга очень
важная и ценная, в ней наше прошлое и будущее.

Наш
великий замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин говорил о Библии так:
«Вот единственная книга в мире: в ней есть всё». Так что же представляет собой
эта книга? Давайте узнаем об этом.

image001

Для
ответа на этот вопрос необходимо обратиться к значению самого слова «Библия».
Древние греки вели оживлённую торговлю с финикийским городом под названием
Библос. Одним из материалов, который они здесь покупали, был египетский
папирус. Из него делали книги. Со временем их производство стало так сильно
ассоциироваться у греков с этим городом, что его именем стали называть все
книги вообще. Итак, в древнегреческом языке «библос» – это книга. «Библия» –
это множественное число от «библос». Таким образом, слово «Библия» на русский
язык можно перевести как «книги».

Множественное
число неслучайно. Это – собирательное имя, так как Библия является книгой для
всех людей на все времена. Это книга, непохожая ни на одну другую и рассказывающая
нам о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил
людей.

Именование
«Христос» означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью» или, как было
принято говорить тогда, «Божьем помазаньем». В библейские времена люди ждали такого
«Божьего избранника», который должен был дать истинную веру и принести всем
спасение. Правда, одни полагали, что Христос будет великим правителем, а другие
надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

Библия
– это не одна книга, как вы могли бы подумать. Библия состоит из 77 книг,
которые написаны людьми различных поколений в течение целой тысячи лет и в
разных местах: в Аравийской пустыне, в Палестине, в Вавилоне, в Греции, в Риме.

image002

Первая
и самая большая часть Библии состоит из 50 книг, которые принято называть
«Священное Писание Ветхого Завета», или коротко «Ветхий Завет». В них описаны
события священной истории от сотворения мира до Рождества Иисуса Христа.

Слово
«завет» означает «союз» или «договор». В библейском мире «завет» был широко
распространённым типом взаимоотношений и выражался в торжественном соглашении
сторон, сопровождаемом произнесением клятв. Завет, заключённый между людьми,
часто означал взаимный договор о сотрудничестве или о мире.

Для
христиан «завет» – это договор между Богом и человеком. Этот союз нужен людям
для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если
человеку очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и словно
чувствует самую сильную помощь.

Все
священные ветхозаветные книги можно разделить на четыре группы. В начале идут
пять книг, связанных с именем еврейского пророка Моисея. Моисей – один из самых
известных персонажей в Библии. Он вывел народ Израиля из Египта, именно ему
Господь вручил каменные Скрижали (каменные плиты) Завета, на которых были
выбиты десять заповедей.

Эти
книги так и называются – Пятикнижие Моисеево. Это книги: Бытие, Исход, Левит,
Числа и Второзаконие. Содержание этих книг составляет откровение, данное Моисею
Богом.

Откровение
– этот такие моменты, когда очень важное и ранее недоступное вдруг становится
для нас очевидным. Иногда красота природы открывается людям. Иногда люди
открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога.

Вторая
группа книг содержит в основном историю иудейского народа как народа
богоизбранного. К их числу относят книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Четыре
книги Царств, две книги Паралипоменон («Летописи», книги пророков Ездры и
Неемии, а также книга Есфири).

В
следующую группу принято включать книги учительные, то есть содержащие учение о
благочестии (жизни в соответствии с требованием веры): Книга Иова, Книга
Екклесиаста, или Проповедника, и Песень Песней.

Последнюю
группу составляют книги пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и ещё
двенадцати так называемых «малых» пророков.

Как
вы уже поняли, авторами книг Ветхого Завета считаются пророки – так принято
назвать людей, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог. Именно
пророчество открывает взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее. Как сказано
в Священном Писании: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле
человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом
Святым».

Стоит
понимать, что особенность пророка не в том, что он предсказывает будущее.
События, о которых он предупреждает, могут и не произойти, если те, кто слушает
пророка, вернутся на путь праведный. Но сам пророк может жить только по правде
Божией.

Сам
Бог в книгах Ветхого Завета предстаёт как Творец, Создатель. Он сотворил мир и
установил законы, по которым мир должен существовать. Бог таинственно отделён
от этого мира, не принадлежит ему и несопоставим с ним, но Он продолжает
осуществлять Свой замысел в отношении мира, действуя в нём.

Вторую
часть Библии принято называть «Священным Писанием Нового Завета», или коротко
«Новым Заветом». В ней рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа, а также о
судьбе его ближайших учеников, апостолов. Это 27 книг, которые тоже можно
разделить на группы.

Первая
группа книг – это книги законоположительные, сюда принято относить четыре
Евангелия. В переводе с греческого языка слово «Евангелие» означает «добрая
весть». Это Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В этих книгах
описаны жизнь, слова и дела Иисуса Христа.

Вторая группа книг – это
исторические, а именно «Деяния святых апостолов». Это единственная книга Нового
Завета, которая имеет характер исторической хроники. Среди других
новозаветных книг она выделяется также необычайно широкой географией действия
— от Иерусалима до Рима — и большим количеством
действующих лиц, многие из которых, безусловно, историчны и упоминаются в
других исторических источниках. В Деяниях названы по имени 32 местности, 54
города и 95 персонажей.

Третья
группа книг – это так называемые учительные книги, которые содержат 21 послание
апостолов. Русское слово «апостол» образовано от греческого «посланник».

image003

Апостолами
называют 12 ближайших учеников Иисуса, потому что они общались с Христом во
время Его земной жизни и были призваны Им Самим.

Это
Андрей, Пётр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков
Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, Матфий.

Апостолы
не должны были владеть имуществом, им нельзя было оставаться на одном месте
дольше одного-двух дней и брать с собой в дорогу что-либо, кроме хлеба. Если же
апостол требовал денег, его следовало считать лжепророком.

И
последняя, четвёртая группа – это книги пророческие, к которым принято относить
«Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва». В книге описываются события,
предшествующие второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно
ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными
катаклизмами и бедствиями, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как
синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба.

Книги
Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на
древнегреческом. Бог, несомненно, воздействовал на авторов библейских книг, но
они писали, не ощущая себя всего лишь карандашом в Божией руке. Они
использовали свои знания, опыт, опирались на существующие книжные традиции,
применяли обороты, близкие и понятные тем, кому предназначались их Писания. Их
с полным правом можно называть авторами. Более того, в каждой книге есть
особенности авторского стиля. Но у всех у них был один и тот же Соавтор – Бог.

Как
мы с вами видим, Библию действительно по праву называют Книгой книг.

Библия
почитается христианами всего мира, её читают не только в храме, но и дома. Она
является самой продаваемой книгой всех времён со среднегодовым объёмом продаж
примерно в 100 миллионов копий и имеет колоссальное влияние на культуру,
литературу, искусство и историю всего человечества.

Библия
дошла до нас в виде рукописей. Самый древний найденный текст Ветхого Завета
относится примерно к 200 г. до н. э. Это Декалог, то есть десять заповедей
Моисеева Закона. Большинство из них идентичны современному тексту.

На
сегодняшний день старейшая рукопись Нового Завета — кусочек папируса величиной
с ладонь с фрагментом Евангелия от Иоанна. Она найдена в Египте и датируется
примерно 125 годом.

Многое
в Библии поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять Священное Писание, и
самому нужно быть хоть капельку святым. Есть даже древнегреческое правило,
которое гласит: «Подобное познаётся подобным». Кроме того, для всестороннего и
правильного понимания библейских текстов нужно знать историю древних народов, а
также их языки.

В
Библии много притч. Притча – это рассказ, сюжет, в котором неявно присутствует
ключ к разгадке некоторой тайны, или поучение. На галилейском диалекте
арамейского наречия, на котором говорил Иисус, притча называлась «матла» –
слово означало всякий яркий образ, басню, загадку.

Притчи
нужны, когда хотят донести до слушателей нечто, трудно выразимое обычными
словами. Они используются и тогда, когда рассказчик стремится сохранить свободу
воли слушателей, оставив им возможность самим определять значимость и смысл
услышанного. По своему сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в
каждой из них надо найти очень важный для человека нравственный урок. Давайте
послушаем одну из них.

image004

К царю Соломону пришли две женщины. Они
спорили между собой о том, чьим сыном является принесённый ими младенец. Каждая
из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел:
«Пусть меч рассечёт дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная
половина того, о чём они спорят…» Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не
будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!» Вторая же с болью закричала: «Отдайте
ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!» Первая женщина согласилась
с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать
ребёнка у неё и отдать той женщине, которая готова была расстаться с ребёнком,
лишь бы сохранить ему жизнь. Полагаю, вы сами можете догадаться, почему мудрый
царь Соломон поступил так.

Все
библейские книги у христиан считаются священными: в них видят послание Бога к
людям.

Бог
и человек вместе создали текст Библии. От человека – вопросы, особенности речи
и построения той или иной библейской книги. От Бога – вдохновение, мысли и
содержание Священного Писания. В библейских текстах есть даже прямое обращение
Бога к людям, то есть, как вы уже знаете, Откровение.

Бог
может открываться людям через совесть или через других людей, которые вовремя
что-то подсказали или от чего-то предостерегли. Бог может открываться людям и
через красоту мира: если так прекрасен наш мир, то значит и прекрасен его
Творец. Бог может открываться через обстоятельства жизни. Если желаемая цель
ускользает, говорят «значит, не судьба» или «нет на то воли Божией».

Но
было и такое Откровение Бога к людям, которое через одного человека было
обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано. Как вы уже
догадались, таким откровением у христиан считается Библия.

В
конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1.
Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

2.
Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

3.
Как вы понимаете слово «откровение»?

  • Рассказ про биографию пушкина
  • Рассказ про благотворительную организацию на английском
  • Рассказ про биг бен на английском языке с переводом
  • Рассказ про биг бен на английском 4 класс
  • Рассказ про блоху подкованную