Рассказ про бешеную собаку

Где-то часа в 4 утра за домами начала лаять собака. часам к 5 е лай усилился. люди стали вставать на

Где-то часа в 4 утра за домами начала лаять собака. Часам к 5 её лай усилился. Люди стали вставать на работу, с раздражением слушая этот истеричный лай. Около 5-30 утра потянулись из домов на работу жильцы.

Первыми, вышедшими за пределы домов людьми, были мужчина и женщина, видимо, муж и жена. Они решили всё же посмотреть, что за собака так орёт всё утро.

Пройдя совсем немного в сторону гаражей, они увидели её. Она всё так же лаяла, причем мордой повернувшись к домам. За ней, на земле лежал человек. Мужчина с женщиной побежали в сторону собаки. Было понятно, что она зовет людей.

Но чем ближе они подходили, тем больше собака лаяла на них. И лай становился агрессивным. Это была овчарка, собака серьезная. Близко не подойдешь. Женщина предложила вызвать скорую.

Скорая приехала быстро. Они подъехали близко, двое медработников вышли из машины. Женщина предупредила, когда звонила, что там собака не подпускает.

И когда они двинулись в сторону человека, то тоже крикнула им про это. Но собака перестала лаять, как только увидела скорую. Она подошла к хозяину и села рядом.

Два медика подошли к человеку достаточно близко. Собака сидела не шевелясь.

-Вроде умная, подпустила. Я подойду . Если что — баллончиком брызни.

Врач аккуратно поставил ящик с лекарствами, присел на корточки около человека, поглядывая на собаку. Собака молча смотрела.

Пульс был, но слабый. Мужчина, довольно молодой, лет 35, большая кровопотеря. Ранение в область живота. Один из медиков открыл чемоданчик с лекарствами, быстро сделал перевязку, другой набрал два шприца, быстро сделал уколы. Собака внимательно наблюдала.

К этому времени собралось уже немало зевак. Но стояли они на расстоянии метров в 10. Никто не решился подойти ближе.

Один из медиков сходил за каталкой. Они аккуратно положили мужчину, загрузили в машину. Собаку взять было нельзя. Она смотрела на них, они на неё. Но инструкция… Да и что дальше?

Скорая аккуратно поехала по неровной дороге. Собака бежала рядом…

До больницы было недалеко. Всю дорогу овчарка то отставая, то догоняя, бежала за машиной. Перед шлагбаумом больницы скорая остановилась. Охранники подняли шлагбаум, скорая заехала на территорию. Водитель сказал одному охраннику:

-У нас мужчина с ранением.Это его собака.

-Я понял, а что я сделаю? — и глянув на собаку, шикнул — А ну стой! Фу! Нельзя! Сидеть!

Этот набор команд немного сбил овчарку с толку . Но она остановилась, села перед шлагбаумом и только взглядом провожала эту машину.

Просидев около часа в ожидании, она легла поближе к краю забора, чтобы не мешать проезжающим машинам.

Охранники сначала смотрели за ней, чтобы она не шмыгнула на территорию. Но потом, поняв, что она будет ждать тут, уже просто иногда поглядывали в её сторону.

-Ничего, а что ты предлагаешь?

-Так она тут сколько лежать-то будет?

-Да кто её знает? Может полежит да уйдет.

-Не.. Она умная, вроде. Неужели ждать будет?

-Да сколько ждать? Если там всё плохо, так и не дождаться может.

-Вот ведь… Беда.. Может, ей поесть дать чего?

-Ага! Ты прикорми её тут, а тебя потом уволят.

-Ничего. Посмотрим, может сама уйдет. А не уйдет-тогда и будем решать.

_______________________________

Наступило утро. Овчарка так и лежала у въезда. Охрана должна была поменяться. Пришедшим объяснили ситуацию. Один из тех, кто сменился, сказал:

-Я пойду, узнаю, что там с мужчиной. Да ситуацию объясню. Чтоб отлов не вызвали случайно. А то по камерам посмотрят..Да может принесу ей что поесть…

-Не, пусть сдохнет тут под забором!

Собака внимательно смотрела на говорящих и смотрящих на неё людей.

Прошло минут 40. Ушедший за новостями охранник вернулся.

-Ну что? Что там с мужчиной?

-Прооперировали. В реанимации. Говорят, что более-менее. Вот, в столовой стребовал остатки..- мужчина принёс в пластиковой тарелке котлету, сосиску, а в другой глубокой миске воды.

— Но тут кормить нельзя… Иди сюда, — позвал он собаку, ставя миски под дерево у края дороги.

Овчарка внимательно смотрела на него, не двигаясь с места.

-Иди, ешь. Хоть воды попей. Возьми! Можно! -мужчина пытался вспомнить команды.

Овчарка встала, но с места не двигалась. Было явно видно, что она думает. Она смотрела на человека, на миски, на шлагбаум. Села.

-Ну, как хочешь, -мужчина отошел от дерева и подошел снова к будке.

Собака медленно встала и подошла к миске. Понюхала, жадно начала лакать воду.

____________________________

Прошла неделя. Хозяина этой умной собаки уже как два дня перевели в палату. Он потихоньку поправлялся. Спросить про собаку было не у кого. И от этого было очень тоскливо.

Они жили вдвоём после того, как он ушёл в запас по ранению. Вместе служили, вместе ушли на гражданку. Он очень надеялся, что такая умная собака не пропадёт.

Овчарка тем временем переместилась от забора к деревьям. Оттуда было так же удобно наблюдать за въездом. Охранник её подкармливал понемногу. Ему пришла мысль, что можно сходить к хозяину и сказать, что собака тут, у больницы сидит. После смены он пошёл в отделение, где лежал мужчина.

Охранник вошёл в палату. Там было четыре кровати, на двух лежали пациенты. Один был лежачий, другой ходил, видимо, потому что был в тренировочном костюме.

-Здравствуйте, -охранник обратился к лежачему — Вы Фомичёв Алексей?

-Здравствуйте, да, я. Что случилось?

-Я охранник этой больницы, не волнуйтесь! Ничего плохого, наоборот, хорошее! Это Ваша овчарка была?

-Почему была? -с тревогой в голосе спросил Алексей.

-Ну я не правильно выразился, простите. Она и есть! Она всё это время на въезде лежит. Сейчас, правда, отошла чуть дальше, но не уходит. Мы её подкармливаем немного.

Алексей закрыв глаза, улыбался и покачивал головой из стороны в сторону.

-Моя, моя! Альма моя… Мы служили вместе. Она дрессированная. Умная очень.

-Да мы уж поняли, — охранник улыбался. Ему было так радостно, что так решилась ситуация.

-Могу я Вас попросить? Дайте мне салфетку с тумбочки.

Охранник дал салфетку. Алексей потер об неё руки, вытер лицо.

-А теперь возьмите пакетик целлофановый, я туда салфетку положу. Отнесите её Альме, пожалуйста, она поймет!

_________________________

Охранник вышел с территории больницы, подошел к деревьям где дежурила Альма. Она увидела в его руках пакет. Встала. К рукам она так и не подходила. Он положил пакет на землю, раскрыв его. Отошел в сторону. Альма подошла к пакету. Долго, очень долго она нюхала эту салфетку. Потом, аккуратно вытащив её, отошла под дерево, легла, положила салфетку на лапы и голову сверху.

Послесловие. Альма дождалась хозяина. Было столько радости, что и описать нельзя! Они не раз выручали друг друга и знали, что нужно ждать. Она дождалась!

В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой. (Руаль Амундсен)

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (Илья Ильф)

Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем. (Джон Дуглас)

Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима. (Ж. Бюффон)

Собака — единственное существо, воочию видевшее своего Бога. (У.П.Лэмптон)

У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, которыми обладает собака. (К. Г. Паустовский)

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака. (Януш Леон Вишневский)

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

Шерлок Холмс – главная фигура литературного детективного мира. Персонаж, ненавидимый своим автором. Герой, который воскрес благодаря любви королевы Виктории. Человек удивительной выдержки и поразительной дедукции. Непостижимый умом, завораживающий с первых страниц. Книги про Шерлока Холмса обладают удивительным талантом: их хочется перечитывать снова и снова. Затем смотреть фильмы, а потом снова перечитывать. 


Вы как раз собрались взяться за это благодарное дело, освежив в памяти историю знакомства Шерлока Холмса и доктора Ватсона или страшное происшествие в Баскервиль-холле? Или (и тогда мы вам завидуем!) только собираетесь прочитать серию книг про Шерлока Холмса? Тогда скорее сохраняйте себе вкладку с этим текстом. Сейчас мы расскажем, в каком порядке вам стоит прочитать все 56 рассказов и 4 повести. Несмотря на внушительное число, они удивительно быстро заканчиваются. Итак, Шерлок Холмс по порядку. И хотя истории объединены самим автором в сборники, мы приводим полный список, с перечислением всех рассказов. Это связано с тем, что Шерлока Холмса переиздают часто и в странных конфигурациях, нарушая заведённый Артуром Конан Дойлем порядок. А так вы точно не запутаетесь!

1. Этюд в багровых тонах (1887)

Первый рассказ про Шерлока Холмса и его будущего помощника доктора Ватсона, написанный 27-летним Артуром Конан Дойлем на скорую руку. Скорость никак не сказалась на качестве: сначала Холмс удивит Ватсона своими способностями к дедукции, а затем уже они вместе помогут лондонской полиции распутать дело об убийстве американца, рядом с трупом которого кто-то неровными буквами вывел слово «Месть». 

2. Знак четырёх (1890)

Второе знаменитое дело Шерлока Холмса, дело о загадочном «знаке четырёх», которое перебросит нас из холодного Лондона в жаркую Индию. Не лишённая экзотической романтики история о пропавших сокровищах, которая заканчивается предложением руки и сердца. Не от Холмса, конечно – он может любить только загадки. 

3. Приключения Шерлока Холмса. Сборник рассказов (1891–1892)

В сборник «Приключения Шерлока Холмса» автор поместил рассказы о самых интересных делах сыщика. Одно из них, «Скандал в Богемии», расскажет нам интересный факт: Холмс впервые влюбится. И в кого! В авантюристку Ирэн Адлер, шантажирующую особу королевских кровей. 

В сборник вошли рассказы «Скандал в Богемии», «Союз рыжих», «Установление личности», «Тайна Боскомской долины», «Пять зёрнышек апельсина», «Человек с рассечённой губой», «Голубой карбункул», «Пёстрая лента», «Палец инженера», «Знатный холостяк», «Берилловая диадема», «Медные буки».

4. Записки о Шерлоке Холмсе. Сборник рассказов (1892–1893)

Этим сборником обиженный на персонажа Артур Конан Дойль (никто не читал других его книг, все хотели только Шерлока!) собирался завершить карьеру сыщика. В финальном рассказе, прямо названном «Последнее дело Холмса», он убил его руками профессора Мориарти. Но что тут началось! Писателю не дали спокойно жить. За Шерлока просила лично королева Виктория – факт недоказанный, но широко растиражированный. Дойлю пришлось уступить армии раздражённых фанатов. Но надо признать, он долго держался. Следующий рассказ вышел почти через восемь лет. 

В сборник вошли рассказы «Серебряный», «Жёлтое лицо», «Приключения клерка», «Глория Скотт», «Обряд дома Месгрейвов», «Рейгетские сквайры», «Горбун», «Постоянный пациент», «Случай с переводчиком», «Морской договор», «Последнее дело Холмса». 

5. Собака Баскервилей. (1901–1902)

Если это была месть Артура Конан Дойля за то, что его заставили продолжать, то она вышла по-шерлоковски изящной. Небольшая, но быстро ставшая легендарной повесть «Собака Баскервилей» публиковалась с августа 1901 по апрель 1902 года в ежемесячном журнале Strand Magazine. Фанаты еле могли дождаться очередного кусочка, чтобы узнать, чем же всё кончится!

В роду Баскервилей из поколения в поколение передаётся легенда о дьявольской собаке, которая преследует всех мужчин этого рода. И вот умирает сэр Чарльз Баскервиль, причём при странных обстоятельствах. Шерлок Холмс не верит в призраков и прибывает в поместье вместе с племянником сэра Чарльза Генри, последним отпрыском рода Баскервиль. 

6. Возвращение Шерлока Холмса. Сборник рассказов (1903–1904)

Тринадцать историй этого сборника продолжают отдавать «вынужденностью»: очевидно, что автор больше не живёт и не дышит приключениями своего персонажа. Однако все они написаны на самом высоком уровне, а разгадать интригу самостоятельно почти невозможно. В этих рассказах пособники Мориарти попытаются отомстить сыщику за гибель своего босса, а Холмс займётся одним из самых своих любимых дел – делом о «пляшущих человечках». 

В сборник вошли рассказы «Пустой дом», «Подрядчик из Норвуда», «Пляшущие человечки», «Одинокая велосипедистка», «Случай в интернате», «Чёрный Питер», «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Шесть Наполеонов», «Три студента», «Пенсне в золотой оправе», «Пропавший регбист», «Убийство в Эбби-Грейндж», «Второе пятно». 

7. Долина ужаса. Повесть (1914–1915)

Артур Конан Дойль черпает вдохновение в реальных событиях судебной хроники. «Долина ужаса» частично основана на деле о тайном обществе ирландских шахтёров. В повести Шерлоку Холмсу предстоит разоблачить шайку «Чистильщиков» – масонскую ложу, известную своей кровожадностью. 

8. Его прощальный поклон. Сборник рассказов (1917)

Название сборнику дал финальный рассказ «Его прощальный поклон», и сам Шерлок Холмс в нём почти не фигурирует. В этой сборке из семи повестей мы наконец близко знакомимся со старшим братом Шерлока Майкрофтом. До этого он уже вскользь встречался в трёх повестях, но детальной проработки удостоен не был. Майкрофт обладает таким же дедуктивным талантом, что и Шерлок, но принципиально его не использует, служа на благо Великобритании. А кем – большой секрет. 

В сборник вошли рассказы «В Сиреневой сторожке» (альтернативное название «Происшествие в Вистерия-лодж»), «Картонная коробка», «Алое кольцо», «Чертежи Брюса-Партингтона», (Майкрофт будет здесь!), «Шерлок Холмс при смерти», «Исчезновение леди Фрэнсис Карфэкс», «Дьяволова нога», «Его прощальный поклон».

9. Архив Шерлока Холмса. Сборник рассказов (1927) 

Самые последние рассказы Дойля о Шерлоке Холмсе, который он выдавал жаждущей публике с 1921 по 1927 год. Всего их двенадцать, и почти каждый – фактически не детектив. Новеллы либо вовсе не содержат «состава преступления», либо в них почти не фигурирует Шерлок Холмс. А одна из повестей, «Три Гарридеба», практически повторяет интригу знаменитой повести «Союз рыжих». 

В сборник вошли рассказы «Камень Мазарини», «Загадка Торского моста», «Человек на четвереньках», «Вампир в Суссексе», «Три Гарридеба», «Знатный клиент», «Происшествие на вилле «Три конька», «Человек с побелевшим лицом», «Львиная грива», «Москательщик на покое», «История жилички под вуалью», «Загадка поместья Шоскомб».

Шерлок Холмс прочитан, порядок книг освоен, но вам всё ещё хочется продолжать? Знайте, что есть специальный термин шерлокиана – им обозначаются рассказы о приключениях сыщика, написанные другими авторами. Их тысячи, перечислять все бессмысленно. Если возьмётесь за это чтение, обратите внимание на рассказы сына писателя Адриана Дойля («Подвиги Шерлока Холмса»). В основе этих рассказов, по словам наследника, сюжеты отца, которые он не успел написать сам. Также о приключениях Шерлока Холмса писали Марк Твен («Детектив с двойным прицелом»), Стивен Кинг («Дело доктора Ватсона»), Борис Акунин («Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых»), Сергей Лукьяненко («Царь, царевич, король, королевич»).

Читайте также «Миллениум». Порядок чтения».

Краткое содержание

У Порфирия Капитоныча было «небольшое именье в Козельском уезде». Однажды ночью он услышал, что под его кроватью что-то «скребет, возится, чешется». Мужчина поначалу подумал, что это крыса, но затем прислушался к звукам и понял, что их может издавать только собака. Порфирий Капитоныч позвал слугу Фильку и поинтересовался, каким образом в его спальне «собака под кровать затесалась». Филька «стал свечкой под кроватью водить», но никого там не обнаружил.

Подобные звуки повторялись каждый вечер, как только гасли свечи. Лежа на кровати, Порфирий Капитоныч явственно ощущал присутствие собаки – было «слышно, как она дышит, как зубами по шерсти перебирает, блох ищет». Однажды у помещика остался на ночь его сосед, который также стал свидетелем собачьей возни. Узнав о том, что в доме нет живой собаки, сосед не на шутку испугался. Он посоветовал Порфирию Капитонычу на некоторое время сменить место жительства.

Помещик воспользовался советом и «поселился на постоялом дворе у знакомого старичка из раскольников». Однако даже в его доме повторилось наваждение. Старичок велел своему постояльцу отправиться в Белев, к святому старцу по имени Прохорыч – только он один и мог объяснить, что происходило по ночам у помещика. Старец объяснил Порфирию Капитонычу, что ночное наваждение ему «не в наказание наслано, а в предостережение». Прохорыч посоветовал помещику купить щенка и держать его при себе день и ночь.

Порфирий Капитоныч так и поступил. Он приобрел щенка охотничьей породы и назвал его Трезором. В ту же ночь, как поселился щенок в доме, странные звуки прекратились. Трезор вырос красивым сильным псом, и Порфирий Капитоныч очень его любил. Как-то раз он отправился в гости к своей соседке. Неожиданно на него бросился огромный рыжий пес – «раскрытая пасть, кровавые глаза, шерсть дыбом». Мужчина замер в ужасе, но тут же ему на помощь поспешил Трезор. Он спас своего хозяина, но сам сильно пострадал в драке с бешеным псом.

Все советовали пристрелить Трезора, который наверняка заразился бешенством от рыжего пса. Однако Порфирий Капитоныч хотел попробовать его вылечить. В ту же ночь на мужчину вновь напал тот самый бешеный пес, и Трезор во второй раз спас своего хозяина, но уже ценой собственной жизни. Порфирий Капитоныч долго не мог прийти в себя после потери верного друга.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Андерсен Девочка, наступившая на хлеб
    Дурные наклонности в Инге, дочери крестьян, проявились рано. Будучи ребенком, она мучила насекомых и находила в этом удовольствие. Время шло, но девочка по-прежнему оставалась грубой и неласковой
  • Краткое содержание Горячий камень Гайдара
    Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте
  • Краткое содержание Богач, бедняк Ирвин Шоу
    Произведение начинается с описания семьи Джордахов, проживающей в Порт — Филиппе. В этом семействе взаимная ненависть. Отцу не нравится его работа, жена считает выполнение своих обязанностей кошмаром
  • Краткое содержание Бернетт Маленький лорд Фонтлерой
    Все произошло в Нью-Йорке на одной из бедных улиц. Тут в одном из домов жил Седрик со своей мамой. Они были бедны, особенно после того как скончался его отец Сердик Эрол. Но как – то раз к ним пришел адвокат, который принес послание от деда Седрика.
  • Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова
    Опера начинается с того, что главный герой — гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает.

В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» — одни из ярчайших творений Тургенева.

Великий писатель создал их в финале »своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.

Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит,… махнет. своим холодным широким крылом. И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых существ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с первых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «Последняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотворениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути. »

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака»

1. Стихотворение в прозе – это уникальный жанр, который сочетает в себе признаки эпоса и лирики. При минимальном повествовательном сюжете в нём преобладают мысли и чувство, усилено лирическое начало. Чаще всего оно посвящено раздумьям на философские и нравственные вопросы.

Формально это стихотворение не организовано как обычное стихотворение, так как не делится на стихотворные строки и строфы, в нём отсутствуют рифмы, но художественная речь ритмически организована. При краткости объёма и лаконизме повествования стихотворение в прозе насыщено художественными средствами: тропами и стилистическими фигурами. Внешний минимализм и богатое глубокое внутреннее содержание, глубина мыслей и чувств.

2. Название стихотворения в прозе «Собака» только внешне указывает на предмет речи, но не предполагает глубины философского содержания, поэтому для читателя название представляет некую загадку, он не знает, чём пойдёт речь.

3. Герои этого произведения названы в самом начале стихотворения в прозе: «собака моя и я». Отметим, что лирическое «я», повествование от первого лица несёт прямую автобиографичность.

4. В стихотворении в прозе «Собака» раскрывается философская тема тождественности, равенства и единства всех живых существ на земле перед лицом смерти, будь то человек или собака. Образ бури за окном символичен: это стихийная сила природы, перед которой бессильны и человек, и собака, и всякое живое существо. Это символический образ смерти, которая тоже является частью мироустройства, и все живые существа подчинены одному и тому же закону природы: рождаются, живут, приходит время – умирают, прекращают земное существование.

Здесь раскрывается проблема взаимопонимания: и в собаке, и в человеке горит один и тот же трепетный огонёк жизни, они смотрят друг другу в глаза прямо, «немая» собака словно хочет что-то сказать своему хозяину. Собаке недоступно понимание всего происходящего, жизни и смерти, это понимание свойственно человеку.

5. Хронотоп в стихотворении в прозе «Собака» имеет своеобразный характер изображения. Пространство ограничено – это комната, в которой находятся человек и собака, но это узкое пространство сближает человека и собаку перед тем огромным пространством за окном, где свирепствует буря. Художественное пространство можно изобразить в виде концентрических кругов. Малый круг – комната, в которой прячутся от бури герой и его собака. Маленькая точка – это настоящее время, это «сейчас», это один момент, один миг, одно мгновение, в котором пребывают человек и собака. Но это и вечность, готовая поглотить героев. Хронотоп становится философской категорией, сопоставляется узкое пространство и бесконечная Вселенная, миг настоящего и вечность.

6. Поэтика начала и конца заключается в следующем. Сопоставляя начало и конец произведения, мы можем отметить, что композиция стихотворения в прозе кольцевая. Вот начало: «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря». Здесь звучит мотив единения, мотив страха перед неистовством бури. А это финал: «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой». В финале усиливается мотив единения живых существ перед смертью.

7. Диалог в стихотворении отсутствует как таковой, есть только безмолвный, бессловесный диалог взглядов человека и собаки. А всё стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Функция этого монолога – как можно более глубоко и лирично раскрыть мысли и чувства героя.

8. Ритмический рисунок стихотворений в прозе у Тургенева каждый раз нов, разнообразен, причудлив. Стихотворению в прозе «Собака» свойственна откровенная мелодичность фразы, строки, абзац, целой вещи, выдержанной в одном музыкальном ключе. Ритмический рисунок в этом произведении создаётся графически: в нём много абзацев (11), каждый несёт определённый мотив и в то же время развивает предыдущий. Эти абзацы похожи на стихотворные строфы. В первой строфе возникают три образа: героя, собаки и бури.

Во втором абзаце собака прямо смотрит в глаза человеку. В третьей человек смотрит в глаза собаке.

В 4 и 5 абзаце развивается мотив понимания собаки человеком с помощью лексического повтора «понимаю». 6 абзац – образ смерти. 7 абзац – одна короткая фраза: «И конец!» 8 абзац – риторический вопрос: «Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?» В 9, 10 и 11 абзацах развивается мотив обмена взглядами человека и животного и делается вывод в финале: «И в каждом из этих пар, в животном и человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой».

Таким образом, ритмический рисунок создаётся с помощью как графических средств (деление на абзацы), так и стилистических средств: инверсий, риторического вопроса, лексических повторов, одинаково построенных синтаксических конструкций, градации. (Примеры приведём в следующей части работы).

9. Языковые художественные особенности.

Обратим внимание на тропы. Образ бури создаётся с помощью эмоционально-оценочных эпитетов «страшная», «неистовая». Образ смерти создаётся с помощью метафор: «налетит», «махнёт». «крылом». Однородные сказуемые налетит, махнёт расположены в форме градации. Кроме того, образ смерти здесь персонифицирован, наделён свойствами злобного и неумолимого существа.

Образы человека и собаки сначала создаются с помощью антитезы: собака «сама себя не понимает» — «но я её понимаю». Но затем всё сильнее и ярче звучит мотив равенства, одинаковости, тождественности живых существ. Лексический ряд подчёркивает это единство человека и собаки: «одно и то же чувство» — «между нами нет никакой разницы» — «мы тожественны» — «горит и светится тот е трепетный огонёк». Эпитет «трепетный» подчёркивает единство собаки и человека.

Главный герой рассказа И.С.Тургенева «Собака» — отставной гусар, а ныне чиновник, Порфирий Капитоныч. Случилась в его жизни невероятная история, о которой он поведал как-то в кругу знакомых. История эта была связана со сверхъестественными событиями.

Когда начались эти невероятные события, герой рассказа проживал в своем поместье. Ни семьи, ни детей у него не было. Однажды ночью, в темноте, он услышал, как под его кроватью возится собака. Дело было в сельской местности, и Порфирий Капитоныч решил, что собака забежала еще днем со двора, да под кроватью и притаилась. Он позвал слугу, но тот никакой собаки под кроватью не нашел.

Стоило слуге выйти, как собака вновь себя проявила шумом и возней. Но стоило зажечь свечу, как животное необъяснимым образом исчезало. И не только сам хозяин поместья слышал собаку в темноте, но и его слуга и даже приглашенный гость.

По совету знакомого Порфирий Капитоныч уехал на время в город, где остановился на постоялом дворе. Но и там, в первую же ночь, у него под кроватью начала возиться невидимая собака. По совету хозяина постоялого двора герой рассказа отправился в город Белёв, к одному старцу. Когда тот выслушал эту невероятную историю, то сказал, что это предостережение и посоветовал герою рассказа завести собаку.

Порфирий Капитоныч купил в Белёве щенка, назвал его Трезором и привез к себе в поместье. После этого таинственная собака перестала себя проявлять. Когда щенок вырос, он везде неразлучно следовал за своим хозяином. И вот однажды, придя в гости к знакомой, Порфирий Капитоныч неожиданно был атакован бешеным псом. Только вмешательство Трезора спасло его от гибели. Тут-то и вспомнил он о совете старца и обо всей этой сверхъестественной истории.

Но события рассказа еще не были закончены. На следующую ночь было очень душно, и Порфирий Капитоныч ночевал на открытом воздухе. И надо же было такому случиться, что та бешеная собака прибежала на его двор. И снова верный пес защитил хозяина, но при этом и сам погиб. А бешеную собаку на следующий день застрелил солдат.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Собака» состоит в том, что человек, столкнувшись с непонятным явлением, должен сохранять благоразумие и здравомыслие, а не в коем случае не паниковать. В необъяснимых ситуациях надо оставаться человеком разумным и предпринять все возможные действия для разрешения проблемы, что и сделал главный герой. Рассказ И.С.Тургенева «Собака» учит нас внимательно относиться к предостережениям, которые исходят как от людей, так и от самой Природы.

В рассказе мне понравился главный герой, Порфирий Капитоныч, который сумел найти того, кто объяснил ему причину сверхъестественного явления, и также сумел правильно воспользоваться предостережением, данным ему свыше.

Анализ стихотворения в прозе «Собака» Тургенева

Произведение «Собака» Ивана Сергеевича Тургенева – момент ощущения взаимосвязи всего существующего между собой. Впервые стихотворение напечатано спустя 4 года после создания.

Стихотворение написано в феврале 1878 года. Это одна из первых лирических миниатюр, созданных стареющим писателем. Он увенчан литературными лаврами, обеспечен материально, имеет круг доверенных друзей. Но в своей щемящей зарисовке «Собака» открыто признается в безмерном одиночестве и страхе перед смертью. По жанру – исповедальное стихотворение в прозе. Лирический герой – сам автор. Сюжета, как и в большинстве произведений цикла, нет. Комната, он и его собака. В завязке обманчиво выражение «нас двое». Читателю представляются люди, но с героем находится его пес. Как известно, И. Тургенев любил охотиться, в его жизни много, наверно, было собак. Кажется, это та, что стареет вместе с ним. Интонация отстраненная, гипнотизирующая. Все фразы подчинены внутреннему ритму. Автор вскользь упоминает пейзаж за окном: воет буря. Эпитеты к этому явлению подчеркивают расстревоженность героя. «Страшная, неистовая». Что, если она ворвется в комнату? Собака тоже ведет себя необычно: смотрит прямо в глаза. Рассказчик соглашается на эту игру. Впрочем, это не игра. Оба они чувствуют собственную смертность. Ряд взволнованных местоимений «она» в 4 абзаце. Несколько раз повторяется слово «понимать». «Мы тожественны»: равны. Метафора уходящей жизни: огонек. Уменьшительный суффикс подчеркивает уязвимость этого «огонька». Образ смерти представлен тоже метафорой, как хищная птица с холодными крыльями. «И конец!» — почти вскрик. И уже не важно, кто был кем. «Нет!»: восклицание подводит к развязке. Затем следует вопрос, в котором нет сомнений. Заслуги, дела, цели, суета, заботы отходят на второй план, отступая перед правдой непостижимой жизни. «Это две пары одинаковых глаз»: живое существо глядит на живое существо. В эту минуту они таинственно равны биением сердца, взглядом, трепетом перед бурей, хищной птицей… Судя по всему, писатель полагал, что души животных также бессмертны. В противном случае он бы понимал, что безотчетный ужас животного не совсем равен его состоянию. Ни слова, ни движения, ни смены декораций.

Автобиографичность содержания цикла миниатюр, пронзительность лирического высказывания – наиболее ценные стороны творчества И. Тургенева последнего периода.

  • Рассказ про богдану алексеевну
  • Рассказ про баню толстого
  • Рассказ про белку на английском языке
  • Рассказ про беларусь на беларускай мове 4 класс
  • Рассказ про безопасность для детей дошкольного возраста