Рассказ про белого льва

Легенда гласит что когда-то давно, злые духи наслали страшное проклятие на жителей земли, из-за мучительных болезней гибли многие. люди стали

Легенда гласит что когда-то давно, злые духи наслали страшное проклятие на жителей земли, из-за мучительных болезней гибли многие. Люди стали молить богов о помощи, небеса сжалились над страдающими и отправили на землю своего посланника — могучего белого льва, который своей мудростью научил людей бороться с болезнями и пообещал защищать их в трудную минуту. Поверье гласит, что пока существуют на земле белые львы, в сердцах людей нет места страданиям и отчаянию.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-1

Белые львы — сейчас это реальность, но совсем недавно они считались всего лишь красивой легендой, так как в природе не встречались совсем. В 1975 году двумя ученными-исследователями, изучавшими животный мир Африки и потратившими не один год на поиск следов существования белых львов, совершенно случайно обнаружили рожденных у рыжей львицы троих белоснежных  детенышей с голубыми как небо глазами. Львят поместили в заповедник с целью воспроизведения рода легендарного царя зверей — белого льва.

В настоящее время на планете существует около трехсот особей, этого, потерянного когда-то для человечества, вида. Сейчас белый лев не является животным, обитающим на просторах африканских прерий, легендарных львов оберегают и создают им комфортные условия для размножения в заповедниках всего мира.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-2

Особенности и среда обитания

Львы относятся к классу млекопитающих, отряду хищников, семейства кошачьих. Они имеют короткий мех, белоснежный цвет которого с рождения животного постепенно темнеет и взрослая особь приобретает окрас цвета слоновой кости. На кончике хвоста, белый лев имеет небольшую кисточку, которая у рыжих собратьев имеет черный цвет.

Длина тела самца может достигать около 330 см, львица, как правило, немного меньше — 270 см. Вес белого льва варьируется от 190 до 310 кг. Львов от самок отличает огромная грива из густой и длинной шерсти, которая начинает расти на голове, по бокам морды и плавно переходит в плечевой отдел. Пышность гривы придает царю зверей величавый и мощный внешний вид, она способна как привлекать самок, так и запугивать самцов-соперников.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-5

Научно доказано, что эти животные не являются альбиносами. Встречаются белые львы как с небесно-голубыми, так и с золотым отливом глазами. Отсутствие пигментации в цвете кожи и шерсти говорит о недостатке специального гена.

Учеными предполагается, что примерно 20 тыс. лет назад белые львы Африки обитали среди бескрайних просторов снега и льда. И именно поэтому у них имеется белоснежный окрас, который служил отличной маскировкой во время охоты. В результате изменения климатических условий на планете, белые львы стали обитателями степей и саван в жарких странах.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-7

Из-за светлого окраса, лев становиться достаточно уязвимым животным, которое во время охоты не может достаточно укрыться чтобы добыть себе необходимое количество пищи.

И для браконьеров светлая шкура животного является самым ценным трофеем. Львятам с таким «необычным» для природы цветом, очень трудно укрыться в траве и в результате они могут стать добычей других зверей.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-8

Наибольшее количество белых львов находится на западе ЮАР в гигантском Заповеднике Самбона. Для них, и других видов редких животных, созданы максимально приближенные к естественным условиям обитания в дикой природе.

Человек не вмешивается в процессы естественного отбора, охоты и размножения обитателей заповедной зоны. Крупнейшие зоопарки стран мира, таких как Германия, Япония, Канада, Россия, Малайзия, США содержат на своих просторах это легендарное животное.

Характер и образ жизни

Эти величавые, представленные на фото белые львы, в основном обитают большими группами — прайдами. Воспитывают потомство и охотятся в основном львицы, а самцы охраняют прайд и территорию. После наступления половой зрелости самцы изгоняются семьи и через некоторое время самые сильные из них создают свой прайд.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-12

В одном таком семействе может быть от одного до трех самцов, несколько самок и молодое потомство обоих полов. Добычу животные добывают коллективно, четко распределив роли. Решающую роль в охоте отводят львицам, так как они более быстры и подвижны.

Самец может лишь угрожающим ревом вспугнуть добычу, которую уже поджидают в засаде. Белые львы способны спать до 20 часов в сутки, нежась в тени кустарников и раскидистых деревьев.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-9

Территория прайда — это участок, на котором белые львы охотятся. Если кто-то из животных чужих львиных семей покушается на эту землю, то может возникнуть война между прайдами.

Питание белого льва

Ежедневное питание взрослого самца — это мясо чаще всего копытного животного (буйвол или жираф) от 18 до 30 кг. Львы очень терпеливые животные, которые способны есть один раз в два — три дня, а обходится без пищи могут на протяжении нескольких недель.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-6

Прием пищи у белого льва — это своеобразный ритуал. Первым ест самец-лидер прайда, потом все остальные, молодняк ест последним. Самым первым съедают сердце добычи, далее печень и почки, а уже потом мясо и шкуру. К пище приступают только после того, когда главный самец насытится.

Размножение и продолжительность жизни белого льва

Размножаться белые львы способны на протяжении всего года. Вынашивание плода происходит в течение всего 3,5 месяцев. Перед рождением потомства, львица уходит из прайда, на свет она способна воспроизвести от одного до четырех львят. Через некоторое время самка с детенышами возвращается в прайд.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-11

Рождение потомства происходит практически одновременно у всех самок, это способствует коллективной защите львят и значительно снижает смертность молодняка. После подрастания потомства молодые самки остаются в прайде, а самцы, достигнув возраста от двух до четырёх лет, покидают прайд.

В условиях дикой природы, львы способны жить от 13 до 16 лет, но самцы редко доживают даже до 11 лет, так как изгнанные из прайда они не все способны выжить в одиночку или создать свою семью.

Белый-лев-Среда-обитания-и-образ-жизни-белого-льва-3

В неволе белые львы могут прожить от 19 до 30 лет. В России белые львы обитают в красноярском парке флоры и фауны «Роев ручей» и в «Сафари-парке» Краснодара. Белые львы занесены в Международную Красную книгу как исчезающий и редкий вид, практически не встречающийся в природе. Только от человека зависит, будет ли белый лев реальностью или снова станет легендой.

Бывший президент США Дональд Трамп знал, что у него может быть коронавирус, за неделю до того, как об этом сообщили публично. Такой вывод можно сделать из новой книги Марка Медоуза, который в то время был руководителем аппарата президента.

Согласно мемуарам Медоуза, Трамп получил первый положительный тест на коронавирус 26 сентября – за три дня до первых дебатов с Джо Байденом. Автор пишет, что, хотя он знал, что каждый кандидат должен был «сдать отрицательный тест на вирус в течение семидесяти двух часов до начала дебатов… Ничто не могло остановить [Трампа] от участия».

Газета «Вашингтон пост» восстановила все передвижения и встречи Дональда Трампа начиная с 26 сентября и до 2 октября, когда президент признал, что у него коронавирус. По данным газеты, за это время Трамп успел побывать в близком контакте почти с 500 людьми, причем ни он сам, ни его ближайшее окружение, как правило, не носили маски и не соблюдали дистанцию. 

Среди мероприятий, которые президент посетил, зная, что у него может быть вирус, – массовый митинг в Пенсильвании, куда Трамп направился в сопровождении десятков помощников, журналистов и других членов большой свиты. Один из репортеров, находившихся в тот день в самолете Air Force One, Майкл Шир из The New York Times, менее чем через неделю сдал анализ на коронавирус. По сообщениям, еще два члена пресс-корпуса Белого дома сдали положительные анализы в тот же день, что и Шир.

Трамп и Медоуз скрывали положительный тест президента не только от общественности, но и от его ближайшего окружения, а также от высших чиновников здравоохранения.

Дональд Трамп мог быть уже болен коронавирусом, когда проводил церемонию в Розовом саду, где объявил о выдвижении Эми Кони Барретт в Верховный суд. На мероприятии присутствовали примерно 150 человек, многие из которых были без масок. Официальную церемонию продолжил частный прием в Белом доме, где президент и первая леди Мелания Трамп общались с Барретт, ее мужем, шестью их детьми, а также вице-президентом Майком Пенсом и его женой Карен – и масок никто из них не носил.

В это время Трамп еще не знал о диагнозе – новость о положительном тесте поступила позднее в этот же день. Но несколько советников Белого дома, присутствовавших на мероприятии, сказали, что после этого им так и не сообщили, что у Трампа положительный тест.

Позднее церемония в Розовом саду стала известна как мероприятие с суперраспространением вируса: в течение недели коронавирус был обнаружен более чем у полудюжины участников, включая Трампа, его жену, нескольких советников, сенаторов и губернаторов. 

А вот во время мероприятия в Восточном крыле Белого дома для семей, которые потеряли близких в военных действиях, Трамп уже понимал, что может быть заразен. Среди присутствующих были Пенс и его жена, генерал Марк А. Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, и адмирал Чарльз В. Рэй, в то время вице-командующий Береговой охраной, у которого вскоре был обнаружен коронавирус. 

Позже, после госпитализации, Трамп обвинил семьи павших военных в том, что они, возможно, заразили его коронавирусом.

«Они рассказывают мне эти истории, а я не могу сказать «Отойдите назад, отойдите на 10 футов», понимаете? Я просто не могу этого сделать. И я прошел через 35 человек, и у каждого своя история, – рассказал Трамп в интервью телеканалу Fox News. – Иногда они подходят к моему лицу на расстояние дюйма, хотят обнять меня и поцеловать. И они это делают. И, честно говоря, я не говорю им отойти. Я не делаю этого, но очевидно, что это опасно, я так думаю, если вы имеете в виду ковид».

Но событие, которое вызвало больше всего спекуляций о том, был ли уже у Трампа коронавирус, – это дебаты с его соперником Джо Байденом, которые проходили через три дня после того, как Трамп и Медоуз узнали о положительном тесте. Они не сообщили об этом ни Байдену, ни организаторам мероприятия.

Утром перед дебатами Трамп собрал в Белом доме свою команду по подготовке к дебатам, состоящую из примерно десяти старших советников и сторонних доверенных лиц.

В середине дня Трамп отправился в Кливленд на дебаты, на борту самолета Air Force One к нему присоединились по меньшей мере 13 сотрудников, членов семьи и доверенных лиц, а в аэропорту его встречали четыре представителя штата Огайо.

Один из советников, который ездил с Трампом на дебаты, сказал, что они ничего не знали о том, что несколькими днями ранее у президента был обнаружен коронавирус. Этот человек добавил, что Трамп не надевал маску ни во время подготовки к дебатам в начале дня, ни на борту самолета Air Force One и не упоминал о своем положительном тесте.

«Когда мы вошли в зал около пяти часов вечера, я заметил, что он двигается медленнее, чем обычно, – пишет Медоуз о Трампе. – Он шел так, как будто у него за плечами был лишний груз».

Оказавшись в зале дебатов, где собралось около 80 человек, многие гости со стороны Трампа, включая членов его семьи, отказались надеть маски. Это было нарушением правил, которые требовали наличия масок у всех участников мероприятия. Они даже отказались от масок, предложенных врачами из Кливлендской клиники, которая следила за безопасностью на дебатах.

В какой-то момент Трамп высмеял Байдена за то, что тот настаивает на ношении масок. «Я не ношу масок, как он, – сказал Трамп. – Каждый раз, когда вы его видите, он в маске. Он может говорить на расстоянии 200 футов от людей, а появляется с самой большой маской, которую я когда-либо видел».

После того как журналисты изучили книгу Медоуза, Трамп назвал его рассказ «фейковыми новостями». Сам Медоуз также попытался дать задний ход, заявив через пресс-секретаря, что «в книге совершенно ясно говорится о «ложноположительном» экспресс-тесте, который получил президент». Он также утверждает, что после первоначального положительного теста Трамп «получил несколько подтверждающих тестов, которые оказались отрицательными», хотя в книге сказано только об одном отрицательном тесте. 

Сейчас невозможно узнать, был ли тест на коронавирус 26 сентября ложноположительным или первым подтвержденным доказательством вируса, который Трамп признал несколько дней спустя. Но согласно предписаниям медиков Трамп должен был уйти на карантин и предупредить всех, с кем он общался в последние дни, что они могли заразиться. Вместо этого он до последнего отрицал возможность того, что у него «корона», подвергая десятки людей опасности. 

Александра Аппельберг, по материалам СМИ. AP Photo/Andrew Harnik √

https://ria.ru/20211111/dostoevskiy-1758320093.html

Неожиданный Достоевский — язвительный сатирик и автор детективов

Неожиданный Достоевский — язвительный сатирик и автор детективов — РИА Новости, 11.11.2021

Неожиданный Достоевский — язвительный сатирик и автор детективов

Весь мир празднует 200-летие Достоевского — пожалуй, самого известного и популярного русского писателя. Сегодня Федор Михайлович актуален как никогда. Уже не… РИА Новости, 11.11.2021

2021-11-11T08:00

2021-11-11T08:00

2021-11-11T09:13

культура

николай гоголь

иван тургенев

федор достоевский

книги

агата кристи (агата маллоуэн)

санкт-петербург

200 лет федору достоевскому

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/0b/1758500729_0:0:1882:1059_1920x0_80_0_0_1ad04f3087b4565d48669002080bc341.jpg

МОСКВА, 11 ноя — РИА Новости, Павел Сурков. Весь мир празднует 200-летие Достоевского — пожалуй, самого известного и популярного русского писателя. Сегодня Федор Михайлович актуален как никогда. Уже не столько как морализатор, а как острый сатирик и главный детективщик XIX века.Ученые и публицисты, раскрывая образ Достоевского, довольно часто сосредотачиваются на нравственной и социальной стороне его творчества. И здесь вроде бы ничего ни убавить, ни прибавить: практически все философские подтексты Федора Михайловича полностью раскрыты литературной критикой.Но вот беллетристическая — и порой сатирическая — сторона оказалась за бортом профессиональных исследований. А между тем феномен писателя, включая и его мировое признание (Достоевский — один из самых переводимых и, соответственно, читаемых русских классиков), во многом основан именно на фабуле его произведений. Федор Михайлович это прекрасно понимал, выбирая для романов одну из самых популярных и по сей день литературных форм. Ведь, если разобраться, большинство его произведений по сути своей — детективы с захватывающим сюжетом.Вот «Преступление и наказание» — не просто детектив, а история о расследовании и раскаянии, возможность посмотреть на ситуацию глазами преступника: автор фактически помещает нас внутрь его сознания. И это задолго до появления «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи, первого детектива, написанного от лица человека, совершившего преступление. Достоевский же — просто в силу писательского таланта — еще и создает такой образный текст, что мы не только понимаем мотивацию Раскольникова, но можем сродниться с его специфическим чувственным миром.Ровно то же и с другими романами: «Идиот» — детектив, в котором мы видим, как убийца Рогожин приближается к преступлению, как череда событий доводит его до невозвратной точки. «Бесы» — так это просто невероятно плотно закрученное повествование о террористической ячейке. «Братья Карамазовы» — идеально сшитый судебный детектив, в котором у каждого из героев есть мотив убийства отца.Конечно, опытный литературовед может обвинить данную точку зрения в поверхностности, когда моральная и философская стороны произведения оказываются оттенены фабулой. Но читатель следит в первую очередь за сюжетом, глубина авторского размышления открывается ему постепенно. А мастерство Достоевского как создателя сюжета сомнению не подвергается вообще.Он и сам это прекрасно понимал и порой решал поквитаться с оппонентами в собственных произведениях. Вот тут и появлялся совершенно не знакомый Достоевский: едкий сатирик, невероятно острый на язык, но при этом ничуть не менее глубокий.Вот, например, «Крокодил» — лихой и смешной рассказ. Он о том, как мелкий чиновник пошел в зверинец, раздразнил там рептилию, а она его возьми да и проглоти. В итоге герой вещает из пасти животного — ему там внутри уютно, тепло и хорошо. Начальство подозревает всякое: а ну как он скрылся в крокодиле из каких-нибудь, упаси Господь, либеральных тенденций? В образе такого чиновника — худенького, едкого и в очках, современники, конечно же, увидели злую пародию на Чернышевского. Достоевский от обвинений защищался в «Дневнике писателя», уверяя, что никого конкретного в виду не имел.И здесь классику стоит поверить — конечно, это образ не конкретного Чернышевского, а скорее коллективного. Довольно мелочного западника, лишенного стройности размышлений о реальном мире. Оттого ему и в крокодиле хорошо. В итоге он смирится с любым существованием. И даже переваренный рептилией выйдет здоровым и относительно невредимым. И снова начнет уверять всех, что знает, как все должно быть устроено на самом деле.Юрий Тынянов отыскал у Достоевского и пародию на Гоголя, причем — на позднего, времен «Выбранных мест из переписки с друзьями», предполагая, что великого предшественника Достоевский вывел в образе Фомы Опискина. Эдакий «литератор с претензиями», читающий лекции по истории и мечтающий, как на них будут собираться «тридцать тысяч человек» (опять же пародия на вранье Хлестакова). «Коллективный морализатор» — еще один критикуемый Достоевским образ. То, что некоторые видят в нем черты позднего Гоголя, не лишено основания.Или писатель Кармазинов в «Бесах» — тут сатира практически прямая. Он читает свой рассказ «Merci», в котором изобилуют описания природы, воспоминания о первой любви, имена различных иностранных композиторов. Неудивительно, что в этом герое многим видится карикатура на Ивана Тургенева, с которым у Достоевского сложились непростые отношения. Внешне они вели себя предельно корректно (Иван Сергеевич когда-то даже дал проигравшему Достоевскому денег в долг — Федор Михайлович вернул их с сильным опозданием). Порой литераторы обменивались уколами: то Тургенев на Достоевского эпиграмму напишет, то Достоевский «Дым» поругает. Но, прочитав «Бесов», Тургенев возмутился: увидел в Кармазинове карикатуру на себя. И тут даже формальное примирение было невозможно, хотя Достоевский предпринимал попытки наладить отношения.И все эти элементы биографии Федора Достоевского, о которых порой не упоминают в «парадных» исследованиях, раскрывают нам куда более глубокий и яркий образ классика. Он предстает не забронзовевшим морализатором, а рефлексивным, ярким, готовым к острому диалогу писателем с невероятной сюжетной мощью.И как раз то, что он казался многим современникам неудобным, неоднозначным, спорным, и говорит о его неустаревающей актуальности. Значит, есть такие пласты его творчества, которые еще ждут как нового исследователя, так и читательского внимания — и, соответственно, понимания.Нам есть что открывать в Достоевском сегодня и даже спорить с ним. Он сам, во всяком случае, был к этому готов и не чурался критических нападок. Более того — мог отразить их напрямую в тексте произведения. Мастер сюжета, что еще скажешь!

https://ria.ru/20211111/peterburgdostoevskogo-1758197941.html

санкт-петербург

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/148719/37/1487193745_0:0:1981:1487_1920x0_80_0_0_b1aa00aa6275f0efa13eded927f91967.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

николай гоголь, иван тургенев, федор достоевский, книги, агата кристи (агата маллоуэн), санкт-петербург, 200 лет федору достоевскому

МОСКВА, 11 ноя — РИА Новости, Павел Сурков. Весь мир празднует 200-летие Достоевского — пожалуй, самого известного и популярного русского писателя. Сегодня Федор Михайлович актуален как никогда. Уже не столько как морализатор, а как острый сатирик и главный детективщик XIX века.

Ученые и публицисты, раскрывая образ Достоевского, довольно часто сосредотачиваются на нравственной и социальной стороне его творчества. И здесь вроде бы ничего ни убавить, ни прибавить: практически все философские подтексты Федора Михайловича полностью раскрыты литературной критикой.

Но вот беллетристическая — и порой сатирическая — сторона оказалась за бортом профессиональных исследований. А между тем феномен писателя, включая и его мировое признание (Достоевский — один из самых переводимых и, соответственно, читаемых русских классиков), во многом основан именно на фабуле его произведений.

Федор Михайлович это прекрасно понимал, выбирая для романов одну из самых популярных и по сей день литературных форм. Ведь, если разобраться, большинство его произведений по сути своей — детективы с захватывающим сюжетом.

Вот «Преступление и наказание» — не просто детектив, а история о расследовании и раскаянии, возможность посмотреть на ситуацию глазами преступника: автор фактически помещает нас внутрь его сознания. И это задолго до появления «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи, первого детектива, написанного от лица человека, совершившего преступление. Достоевский же — просто в силу писательского таланта — еще и создает такой образный текст, что мы не только понимаем мотивацию Раскольникова, но можем сродниться с его специфическим чувственным миром.

1 из 5

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» по одноименному роману Федора Достоевского

Георгий Тараторкин

2 из 5

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова на съемках кинофильма «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова

© РИА Новости / Анатолий Гаранин / Перейти в фотобанк

Спектакль «Преступление и наказание» по роману русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) в театре на Таганке. В роли Раскольникова — Александр Трофимов, в роли Разумихина — Борис Хмельницкий

Спектакль Преступление и наказание в театре на Таганке

3 из 5

Спектакль «Преступление и наказание» по роману русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) в театре на Таганке. В роли Раскольникова — Александр Трофимов, в роли Разумихина — Борис Хмельницкий

Рукописи романа Преступление и наказание русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Фотокопия. Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве.

4 из 5

Рукописи романа «Преступление и наказание» русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Фотокопия. Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве

Издания романа Федора Достоевского Преступление и наказание

5 из 5

Издания романа Федора Достоевского «Преступление и наказание»

1 из 5

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» по одноименному роману Федора Достоевского

2 из 5

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова на съемках кинофильма «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова

3 из 5

Спектакль «Преступление и наказание» по роману русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) в театре на Таганке. В роли Раскольникова — Александр Трофимов, в роли Разумихина — Борис Хмельницкий

4 из 5

Рукописи романа «Преступление и наказание» русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Фотокопия. Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве

5 из 5

Издания романа Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Ровно то же и с другими романами: «Идиот» — детектив, в котором мы видим, как убийца Рогожин приближается к преступлению, как череда событий доводит его до невозвратной точки. «Бесы» — так это просто невероятно плотно закрученное повествование о террористической ячейке. «Братья Карамазовы» — идеально сшитый судебный детектив, в котором у каждого из героев есть мотив убийства отца.

Конечно, опытный литературовед может обвинить данную точку зрения в поверхностности, когда моральная и философская стороны произведения оказываются оттенены фабулой.

Но читатель следит в первую очередь за сюжетом, глубина авторского размышления открывается ему постепенно. А мастерство Достоевского как создателя сюжета сомнению не подвергается вообще.

Он и сам это прекрасно понимал и порой решал поквитаться с оппонентами в собственных произведениях. Вот тут и появлялся совершенно не знакомый Достоевский: едкий сатирик, невероятно острый на язык, но при этом ничуть не менее глубокий.

Вот, например, «Крокодил» — лихой и смешной рассказ. Он о том, как мелкий чиновник пошел в зверинец, раздразнил там рептилию, а она его возьми да и проглоти. В итоге герой вещает из пасти животного — ему там внутри уютно, тепло и хорошо.

Начальство подозревает всякое: а ну как он скрылся в крокодиле из каких-нибудь, упаси Господь, либеральных тенденций? В образе такого чиновника — худенького, едкого и в очках, современники, конечно же, увидели злую пародию на Чернышевского. Достоевский от обвинений защищался в «Дневнике писателя», уверяя, что никого конкретного в виду не имел.

И здесь классику стоит поверить — конечно, это образ не конкретного Чернышевского, а скорее коллективного. Довольно мелочного западника, лишенного стройности размышлений о реальном мире. Оттого ему и в крокодиле хорошо.

В итоге он смирится с любым существованием. И даже переваренный рептилией выйдет здоровым и относительно невредимым. И снова начнет уверять всех, что знает, как все должно быть устроено на самом деле.

Юрий Тынянов отыскал у Достоевского и пародию на Гоголя, причем — на позднего, времен «Выбранных мест из переписки с друзьями», предполагая, что великого предшественника Достоевский вывел в образе Фомы Опискина.

1 из 3

Русский актер Михаил Александрович Чехов (1891-1955) в роли Фомы Опискина в сцене из спектакля «Село Степанчиково» по Ф. Достоевскому. Латвийский Национальный театр. Рига, 1933

2 из 3

Народный артист СССР Игорь Ильинский (сидит в центре) в роли Фомы Опискина в спектакле по повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» на сцене Государственного академического Малого театра

© Фото : Малый театр

Фома Опискин (Василий Бочкарев), «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского

Фома Опискин (Василий Бочкарев), Село Степанчиково и его обитатели Ф.М.Достоевского

3 из 3

Фома Опискин (Василий Бочкарев), «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского

1 из 3

Русский актер Михаил Александрович Чехов (1891-1955) в роли Фомы Опискина в сцене из спектакля «Село Степанчиково» по Ф. Достоевскому. Латвийский Национальный театр. Рига, 1933

2 из 3

Народный артист СССР Игорь Ильинский (сидит в центре) в роли Фомы Опискина в спектакле по повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» на сцене Государственного академического Малого театра

3 из 3

Фома Опискин (Василий Бочкарев), «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского

Эдакий «литератор с претензиями», читающий лекции по истории и мечтающий, как на них будут собираться «тридцать тысяч человек» (опять же пародия на вранье Хлестакова).

«Коллективный морализатор» — еще один критикуемый Достоевским образ. То, что некоторые видят в нем черты позднего Гоголя, не лишено основания.

Или писатель Кармазинов в «Бесах» — тут сатира практически прямая. Он читает свой рассказ «Merci», в котором изобилуют описания природы, воспоминания о первой любви, имена различных иностранных композиторов. Неудивительно, что в этом герое многим видится карикатура на Ивана Тургенева, с которым у Достоевского сложились непростые отношения.

Внешне они вели себя предельно корректно (Иван Сергеевич когда-то даже дал проигравшему Достоевскому денег в долг — Федор Михайлович вернул их с сильным опозданием). Порой литераторы обменивались уколами: то Тургенев на Достоевского эпиграмму напишет, то Достоевский «Дым» поругает. Но, прочитав «Бесов», Тургенев возмутился: увидел в Кармазинове карикатуру на себя. И тут даже формальное примирение было невозможно, хотя Достоевский предпринимал попытки наладить отношения.

И все эти элементы биографии Федора Достоевского, о которых порой не упоминают в «парадных» исследованиях, раскрывают нам куда более глубокий и яркий образ классика. Он предстает не забронзовевшим морализатором, а рефлексивным, ярким, готовым к острому диалогу писателем с невероятной сюжетной мощью.

И как раз то, что он казался многим современникам неудобным, неоднозначным, спорным, и говорит о его неустаревающей актуальности. Значит, есть такие пласты его творчества, которые еще ждут как нового исследователя, так и читательского внимания — и, соответственно, понимания.

Нам есть что открывать в Достоевском сегодня и даже спорить с ним. Он сам, во всяком случае, был к этому готов и не чурался критических нападок. Более того — мог отразить их напрямую в тексте произведения. Мастер сюжета, что еще скажешь!

  • Рассказ про белку летягу 4 класс окружающий мир
  • Рассказ про белку маленький рассказ про белку
  • Рассказ про башню сююмбике
  • Рассказ про безопасный интернет
  • Рассказ про бегемота 1 класс